Дарим цветы        02.11.2019   

Дневник психолога «Что мы можем дать своим детям? Образование – лучшее, что мы можем дать детям С любовью к детям

Сейчас абсолютно все родители стремятся зарабатывать большие деньги, ведь они хотят обеспечить для своих детей безоблачную жизнь. Но о каких именно суммах идет речь? И способны ли деньги сделать их ребятишек счастливыми? Как правило, из этих двух вопросов вытекает один ответ – даже самые большие суммы не способны дать настоящее человеческое счастье. Если ваша жизнь не является бедным существованием, тогда не ждите, что деньги сделают вас счастливыми. Однако какие вещи способны на это?

1. Нормальное общение. Общение без лишних эмоций, способствующее получению новых знаний, чудеснейшим образом способно объединить малыша с его мамой и папой. Важно знать, что именно с помощью общения малыш узнает, что такое взаимоуважение, и истерики здесь ни к чему.

2. Проявление внимания к миру ребенка. Чаще всего родителям нет дела до проблем, связанных с жизнью малыша. Для взрослого человека важны только его проблемы, и почему-то детские трудности остаются без внимания, хотя ими нужно постоянно заниматься. Предложите ребенку поговорить о том, что его волнует, и вы увидите, что его отношение к собственным сложностям изменится. Объясните ему, что в мире есть много детей, в жизни которых есть трудности куда хуже. К примеру, для вашего ребенка оказалось тяжелым прохождение какого-то уровня игры, а у других не хватает средств купить еды. Разумеется, проблема никуда не денется, но для малыша она покажется не такой серьезной. Послушайте его мнение, а затем поделитесь своими знаниями и передайте бесценный опыт.

3. Время, проведенное вместе. Если родители хотят быть близкими людьми для своих детей, они должны вместе с ними играть. Занимайтесь вместе всем, что придет вам в голову: просто бегайте, дышите свежим воздухом, устраивайте костры, запишитесь на спортивные секции. Но важно учитывать, что нужно отыскать устраивающую вас обоих степень активности, чтобы после совместных игр, ни родители, ни дети не падали дома замертво.

4. Тепла и нежности много не бывает. Если вы боитесь, чтобы ваше чадо на подсознательном уровне не начало искать добро и ласку у чужих людей, тогда дарите ему это сами. Не бойтесь говорить своим детям что-то приятное, хвалить их, оказывать поддержку, но самое главное – давайте им возможность исправлять свои ошибки. Ребенок, не получивший в достаточном количестве родительской любви в детстве, вырастет нервным человеком, он будет не правильно относится к ласкам и проявлению эмоций. К примеру, домашние любимцы, даже будучи совсем взрослыми, всегда будут благодарны за вашу нежность, а ваш взрослый ребенок сможет обойтись без этого.

Ирина Хакамада: «Лучшее, что мы можем дать нашим детям, - это научить их любить себя»

Мы живем в эпоху, когда любить себя важнее, чем любить других, когда у всех только права и никаких обязанностей. Пожалуй, мы превратно понимаем, что такое любовь к себе, и передаем следующим поколениям исковерканное понимание о том, как это любить себя.

В первую очередь, любовь к себе – это не эгоизм. Почему-то многим кажется, что жить ради себя и своих желаний – это и есть любовь к себе. Начиная с детского возраста, мы прививаем детям плохие привычки и учим добиваться своего любым путем. Дети шантажируют родителей, манипулируют с помощью разных уловок, ставят их на колени и подчиняют своей воле.

Дети должны знать правду о том, что любить себя – это также и ограничивать себя в чем-то. Из чего же состоит здоровое отношение к себе, эта нормальная любовь к себе, без крайностей?

Любовь к себе – это забота о своем здоровье. Пожалуй, об этом мы задумываемся очень поздно. Дети много развлекаются, играют и получают все, что хотят. Но вместе с тем, они мало двигаются, едят вредную еду, не соблюдают режим дня и плохо разбираются в том, что вредно, а что полезно для их здоровья. Многие взрослые жалеют, что хорошие и правильные привычки не прививались им с детства. Все шло как-то сумбурно и хаотично. А те, кто с детства привык вовремя чистить зубы, делать зарядку, заниматься спортом, плавать, регулярно посещать доктора – благодарят за это своих мудрых родителей. Запомните, любовь к себе – это воспитание здорового образа жизни, который продлевает полноценную жизнь.

Любовь к себе – это постоянный рост. Можно сказать, что человек любящий себя не станет деградировать. Он все время чему-то учиться, узнает новое, путешествует или читает о других странах. Нет предела совершенству. Человек, который остановился в своем развитии — начинает сдавать позиции. Необходимо приучить ребенка к учебе, постоянной любознательности. Покажите ребенку, что мир вокруг полон загадок и чудес. Когда такой ребенок вырастет, он будет опережать в развитии своих друзей и коллег. Его жажда знаний сделает его интересным и эрудированным.

Любовь к себе – это правильное окружение. Не зря говорится, что «худые сообщества развращают добрые нравы». Даже самый стойкий человек со временем подстроится под окружение и изменит себе. Научите ребенка выбирать себе друзей. Речь не идет о том, чтобы кого-то презирать или отталкивать. Просто ребенок должен понимать, если его друзья похожи на него – им будет интересно вместе. Они не заставят его поступать против совести или советов родителей. В дальнейшем, такая избирательность обязательно пригодиться вашему ребенку.

Любовь к себе – это здоровая самооценка. Дети верят тому, что о них говорят в школе, во дворе, на тренировках. Они впитывают, как губка, всю новую о себе информацию. Так формируется их самооценка.

Наиболее глубокий след оставляет в душе ребенка отношение к нему в семье. Если родители часто унижают ребенка, сравнивают его с более послушными, умелыми или красивыми детьми, это губительно сказывается на личности ребенка. С годами, у него обязательно появятся комплексы, которые будут мешать ему построить счастливую жизнь. Желая помочь ребенку стать лучше, не прибегайте к сравнениям и унижениям. Лучше скажите ему, что он может быть лучше, делать что-то тщательней, поступать правильно, не смотря ни на что. Родители должны быть командой болельщиков для своего ребенка, а не судьями или критиками.

Любовь к себе – это умение достигать цели. Ребенок должен с детства научиться доводить начатое дело до конца, не бояться трудностей и не сдаваться. Дети часто увлекаются то одним, то другим, быстро остывая и забрасывая очередное хобби. Родители смотрят на это сквозь пальцы, полагая, что ребенку положено развлекаться. Но по-настоящему, польза от увлечения бывает тогда, когда закончена поделка, выигран футбольный матч, сшита мягкая игрушка. Видя, что интерес ребенка угасает, возьмитесь за дело вместе, и помогите довести его до конца.

Любовь к себе – это доброта к окружающим. Человек не может быть счастлив, если всех ненавидит, осуждает или презирает. В душе как будто поселяется темнота, а все вокруг кажется унылым и мрачным. Счастлив тот, кто делает счастливыми окружающих. Нельзя радоваться жизни, когда мама или папа расстроен из-за тебя.

Что мы можем дать своим детям? Только своё настроение, отношение к жизни, своё представление о мире. Родители часто считают, что детям нужны знания. И эти знания даются детям в страхе, что без знаний они ничего не достигнут в будущем. А что получают дети здесь и сейчас? Страх.

Так что же нужно детям? Радость. Спокойное отношение к событиям, игра с обстоятельствами, наука преодоления так называемых трудностей. Осознание желаний, исполнение их, отношение к ним с иронией.

Вот что действительно важно, это научить детей отличать желания от намерений. Чем "Я хочу!" отличается от "Мне действительно нужно". Желаний может быть много, а намерение - одно. И это то, что движет человеком изнутри.

Рецензии

Татьяна Юрьена, иногда задумываюсь: насколько действенно наше воспитание? Почему в одной семье вырастают разные дети, если частичку себя передаешь одинаково? Не отрицаю воспитания, но не играет ли главную роль как раз то, что движет человеком изнутри? Часто в неблагополучных семьях, где никаких личных положительных примеров и радости, вырастают замечательные дети. И - наоборот. Вот сколько размышлнений появилось после прочтения Вашей миниатюры. Спасибо! С праздником!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Дети – наше будущее. Эту хорошо знакомую старшему поколению фразу в последнее время мы слышим все реже. И, похоже, все реже задумываемся над тем, каким будет это будущее, а главное, какими будут в этом будущем наши дети. Известно изречение патриарха Сербского Павла: «В нашем обществе есть бедные дети, которым родители не смогли дать ничего… кроме денег ». Что же мы можем и должны дать нашим детям?

В недалеком прошлом нас, детей (нынешних взрослых), худо-бедно, а может быть и вполне достойно, воспитывали. К большому сожалению, преподавания Закона Божьего и основ христианской веры мы были лишены. Но литература, телевидение и кинематограф, радиопередачи ПОКАЗЫВАЛИ юным, как надо поступать в тех или иных ситуациях. Было понятно, что стоит за словами «верность», «доброта», «отзывчивость», и что значит «черствость», «равнодушие», «предательство». Мы ВИДЕЛИ, как общаются наши взрослые в будни и праздники, СЛЫШАЛИ их разговоры, принимали их суждения. Тогдашние взрослые – это неизбалованные люди, пережившие войну, или дети войны и послевоенных лет. Нам было что послушать и чему поучиться.

Сейчас юное поколение воспитывают совсем другие герои, фильмы, игры. А где же взрослые? Одни заняты зарабатыванием денег, отдыхом у телевизора или мониторов, разговорами с друзьями по телефону. Другие отдают свое время и силы несомненно полезным вещам: молитве в храме, помощи другим. На общение с детьми времени почти не остается. Уже давно набило оскомину иноязычное слово «гаджет», обозначающее хитроумное устройство, из которого дети черпают основные, мягко говоря, не соответствующие Истине сведения о мире и человеческих отношениях. Взгляд в будущее в этих условиях оптимизма не внушает. Каким оно будет? Грустным. Хмурым. Одиноким. А может быть, страшным?

Что же в это непростое время делать нам, современным родителям, бабушкам и дедушкам? Как привить своим чадам настоящие, правильные понятия о человечности, милосердии и любви? Как защитить их неокрепшие души от хитро расставленных ловушек лукавого? Несомненно, необходимо чаще и дольше бывать с детьми, беседовать, разъяснять, наставлять. И в то же время не стоит забывать, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Никакие беседы не заменят живого примера действий родителей в конкретных жизненных ситуациях. Вот запись (стенограмма) произошедшего на днях разговора недавней выпускницы нашей ВШ со своей мамой. Дочь: «Мама, сегодня к нам приходила цыганка». Немного испуганная мама: «И что?» Дочь: «Я вспомнила, что ты делала в таких случаях, и сделала то же самое». Мама: «Что же?» Дочь: «Я дала ей буханку хлеба и немного денег». Эта абсолютно реальная история показывает, как значим для детей пример родителей.

Господь наш Иисус Христос сказал: «Без Меня не можете творить ничего » (Ин. 15:5). Недальновидно рассчитывать на успешное воспитание в ребенке христианских качеств (доброта, любовь, милосердие, воздержание, жертвенность) без Христа. Не логично ждать от детей любви к Богу, желания познавать Его, жить по Его заповедям, если родители сами не живут этим. Бессмысленно заставлять ребенка посещать богослужения, молиться в храме, заниматься в воскресной школе, если родителям все это не интересно. Сколько в нашей ВШ было детей, с искренним интересом поначалу посещавших занятия. И как было больно наблюдать, как со временем этот интерес сходил на нет, если не имел активной, деятельной поддержки со стороны самых близких ребенку людей.

«У нас есть очень ценный дар от Господа – время. Сколько мы теряем времени понапрасну в пустословии, любопытстве, мечтаниях и др. Большую прибыль дает время, проведенное в храме, в молитве, чтении священных книг, делании добрых дел… Христос пребывает в духе верующих в Него, когда они говорят о Боге. Там, где двое или трое собрались во Имя Господа, присутствует Бог ». Хочется, чтобы эти слова протоиерея Валентина Мордасова были приняты как доброе наставление всеми нами.

Учитывая современные реалии и опираясь на опыт старшего поколения, по благословению настоятеля нашего храма коллектив педагогов нашей ВШ в этом учебном году решил по-новому организовать работу и сделать упор на воспитание детей, не забывая и об их начальном религиозном образовании.

Теперь дети занимаются ВМЕСТЕ с родителями. Они ВИДЯТ, как папы и мамы внимательно слушают учителя, как они охотно учат праздничные песнопения и колядки.

А главное, дети ЧУВСТВУЮТ, с какой любовью в преддверии Рождества родители готовят сувениры в подарок тяжело больным страдальцам и старичкам из Вороновского дома-интерната, как они хотят подарить больным и немощным людям частичку своего душевного тепла, хоть немного согреть их своей добротой.

Ведь Рождество Христово – это чудесный праздник, когда в каждый дом вместе с Младенцем Христом приходит радость. Эта радость о родившемся Спасителе должна прийти ко всем без исключения, и к насельникам дома-интерната она придет с колядными песнями, белоснежными ангелочками, рукавичками с подарками и милыми рождественскими открытками, сделанными заботливыми руками родителей и их детей.

Хотелось бы, чтобы усилия педагогов ВШ нашли понимание среди прихожан, чтобы в первую очередь среди взрослых укрепилось согласие и единомыслие, чтобы наша Воскресная школа стала по праву называться Воскресной школой для детей и любящих родителей! Давайте любить свое будущее и трудиться для него сегодня!

Коллектив педагогов Воскресной школы

Мы продолжаем интервью с экс-муфтием республики Северная Осетия Али Евтеевым.

– Какой процент российских студентов Исламского университета Медины заканчивает его и получает диплом?

– Наверное, процентов 80 получают диплом и уезжают на родину. Процентов 10 продолжают учиться в магистратуре и докторантуре. На сегодняшний день пока ещё ни один студент Мединского университета не защитил докторской степени. Есть магистры. Ин шаа Аллах, надеюсь, скоро у нас появятся доктора шариатских наук в большем количестве.

– Как среднестатистическому молодому человеку, ведущему в России исламский образ жизни, правильно расставить приоритеты относительно получения шариатских знаний и классического образования?

– Пожалуй, лучше сначала расставлять приоритеты родителям. Настоятельно рекомендую всем мусульманским семьям исключить вероятность того, чтобы их дети не имели высшего образования. Не диплом я имею в виду. А именно образование. Отсутствие этого принципа очень сильно бьёт по обществу мусульман в целом и по каждому необразованному в частности. Мы должны подняться на совершенно другой уровень мышления. Мы, родители, должны понять: лучшее, что мы можем дать нашим детям – это образование. Оно избавит их и тех, кто рядом с ними, от многих бед и неудобств, о которых мы переживаем, думая о будущем наших детей. К сожалению, часто можно увидеть, как родители противопоставляют образование и религиозность при выборе жизненного пути для своего чада. Это очень опасный и ошибочный стереотип, навязанный нам извне. Стремление к знаниям является основой нашей религии. И если верующий человек не знает, в какую сторону вертится земля, как он будет обустраивать свою жизнь на ней. Не говоря уже о выполнении миссии, возложенной на него Всевышним. Миссии наместника на земле.

У каждого родителя должен быть ясный план относительно каждого своего ребёнка. И такое конструктивное отношение к своей жизни дети должны перенять от родителей. Кем я хочу быть? Чем я буду заниматься в своей мирской жизни? Какие навыки мне необходимы? Какую профессию мне выбрать? На эти вопросы уже в подростковом возрасте наши дети должны иметь ответы. Мы должны приучить их к тому, что нельзя быть никем, умеющим всего понемногу, но конкретно ничего. Очень неприятно смотреть на молодёжь, полную сил и здоровья, со светлой, но пустой головой. С сильными, но лишёнными полезных навыков руками. Больно смотреть, как мусульмане посвящают свою жизнь арене гладиаторских зрелищ. Где на них делают ставки отвратительные, но образованные толстосумы. Где мусульманина смешивают в один зрелищный компот из обнажённых девок, музыкального шоу и кровавой бойни. Разве не хотелось бы нам более достойного положения для наших братьев? Я не против спорта, но есть границы дозволенного. Я сейчас говорю больше о более достойном положении мусульманина в этом обществе. И зиждется это достоинство на двух столпах. Вера и знания.

– Насколько для шариатского студента, исламского общественного деятеля важен жизненный опыт? Или знания достаточны, будучи универсальными сами по себе?

– Знания сами по себе не будут иметь никакой ценности, пока не проявятся в действии человека. Именно поэтому Аллах посылал с наставлением к человечеству живых людей, пророков. Они показали на себе всю прелесть и привлекательность следования божественным законам. Однако залогом успеха любого призыва является мудрое и правильное применение знаний. Что невозможно практически без жизненного опыта. Неспроста ведь наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) получил откровения и стал пророком в 40 лет. Это возраст, когда человек уже полностью сформирован как личность и отягощён изрядным опытом проживания среди людей.

– Оставив должность муфтия, вы продолжили учиться в Исламском университете Медины. Получив новые знания, пересмотрели ли вы свои какие-то шаги, решения, которые принимались на посту муфтия?

– Да, конечно же, пересмотрел. Очень многое. Иначе зачем учиться, если всё знаешь и не совершаешь ошибок? Но многие думают, что после своей отставки я пожалел или посчитал ошибкой принятое мною в 2008 году решение согласиться занять этот пост. Но я нисколько не жалею об этом. В течение двух с небольшим лет я узнал очень много интересного, важного и нового для себя. Я близко познакомился с обществом, в котором живу. С системой, которая руководит страной. С правилами и нормами, по которым живут люди в очень разных ведомствах, министерствах, правительствах, общественных движениях, и много другого. Ведь до этого мои представления об обществе были очень скудны. И зачастую строились через призму мировоззрения очень близкого мне круга людей, которые, при всём моём уважении к ним и любви как к мусульманам, не позволяли представить полную и многогранную картину общества.

Когда я был выбран муфтием, моя жизнь сразу наполнилась неимоверным количеством и разнообразием общения. Не всегда приятного. Очень часто удручающего или выводящего тебя из равновесия. Но всё это в комплексе – школа жизни. Каждый человек – это отдельный мир. И, когда с тобою на протяжении сотен дней ежедневно общаются разные люди, это не проходит для тебя бесследно. Я очень благодарен Аллаху за такую возможность. И прошу Его простить мне совершённые ошибки и упущения и не обращать против меня дни, проведённые на этом посту.

А что касаемо ошибок, осознанных мною… Их очень много, как я сказал. Но, наверное, основными я бы назвал опережение событий, невыверенность призыва с реальным положением людей. Игнорирование принципов эволюции. Злоупотребление пиар-технологиями. Всё-таки проповедник должен идти в ногу со временем и с обществом, которое он призывает. Нельзя перегружать ситуацию. Зачастую нами движет принцип «истины и правды много не бывает». Но, когда ты начинаешь это практиковать без учётов законов бытия, рано или поздно ты надломишься, а затем и загубишь всё дело и, вполне возможно, самого себя. Я ни в коем случае не призываю к преступной пассивности в нарушение норм шариата. Я хочу сказать, что нужно учитывать состояние общества и умеренно дозировать то, что ты несёшь людям. Именно чувство меры отличает мудреца от остальных.

– Кого нам больше не хватает сегодня: ответственных специалистов своего дела разных направлений или шариатских студентов?

– Думаю, нам не хватает всех. А ещё больше нам не хватает знатоков шариата, владеющих другими профессиями и навыками. И специалистов разных направлений, обогащённых шариатскими знаниями хотя бы в необходимом их количестве. Кстати, это стратегическая цель нашего проекта «Академия Медина»

– Какие цели должен ставить перед собой молодой мусульманин, живущий в России?

– Если Аллах одарил меня великой милостью – иманом – значит, я должен быть благодарным и оправдать оказанное доверие. Я должен быть лучшим, примером, профессионалом в той области жизни, к которой Аллах облегчил мне путь. Вне зависимости от того, где я живу. Молодой мусульманин должен также понимать, что перед ним открыты большие возможности. Но добиться успеха можно только старанием и с дозволения Аллаха. Которое во многом зависит от старания человека.

– За годы своей учёбы вы побывали в Египте, Саудовской Аравии, сейчас находитесь в Турции. Чем характерно пребывание исламской молодёжи из России в этих странах?

– Российские студенты отличаются везде предприимчивостью. Коммуникабельностью. Они быстро сближаются с представителями разных народов. Некий азарт и стремление открыть для себя новые страны подкупает многих. Но, конечно же, трудно охарактеризовать всех одинаково. Сравнивая нас с системой воспитания и мировоззрения других народов, я бы вновь отметил особенность, ярко выраженную в наших студентах. Это отсутствие ясного плана на свою жизнь. Может, это в значительной мере и из-за нестабильности в стране и в мире, но, мне кажется, это упущение родителей и общества, которое значительно утратило за годы СССР способность самостоятельно решать, кем быть нашим детям. Я немного застал те времена, когда эти важные в жизни каждого человека вопросы оставлялись на усмотрение системы. Детский сад воспитает, школа обучит, армия научит, государство пристроит, партия решит и т. д.

Ещё одна особенность наших мусульман, особенно молодых, выражается в смелости участвовать в вопросах глобального, мирового масштаба. Но, к сожалению, делается это наряду с отсутствием знаний, опыта и умения рассуждать логически. Может, это и неплохо, но одно дело желать, другое – стремиться к желаемому согласно законам и правилам. Соответствовать требованиям, необходимым для занятия серьёзными делами. А это – образованность, опыт и практика за плечами. Такие понятия, как: не моё дело, не мой уровень, я слаб и недостаточно образован для этого, мне нужно подтянуться и набраться опыта – редко руководят поступками нашей молодёжи. Наша исламская молодёжь совершенно спокойно может рассуждать о вопросах политики, геополитики, военной стратегии разных стран, оценки действий политиков и глав огромных государств, не подозревая о том, как это абсурдно всё выглядит со стороны. И именно эта характерная особенность делает их лёгкой добычей для серьёзных, образованных, изощрённых и могущественных политических систем.

Самая же хорошая отличительная черта наших людей – это пассионарность, энергичность и практически полное отсутствие чувства дискомфорта из-за проживания вдали от родины. Помню, как-то к нам в общежитие в Каир приехала группа европейских студентов. Им был сразу обеспечен отдельный уход. Более качественное жильё, мебель, продукты и т. д. Когда я спросил директора, в чём причина такого неравенства, он ответил, что «российские студенты адаптируются к любым условиям и более коммуникабельны. А европейцы не привыкли к трудностям. Поэтому приходится им создавать иные условия». Немного погодя я увидел подтверждение этих слов. Они все болели. Другая вода, другая пища. Часто их пищеварительная система отказывалась принимать пищу, которую ели окружающие.

(Продолжение следует)

Абдулмумин Гаджиев