Необычные растения        27.06.2020   

Эстетическое воспитание в дошкольном образовании. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Эстетическое воспитание дошкольников

Альбина Сагдиева
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста .

Задачи, средства и форма работы по эстетическому воспитанию .

Эстетическое воспитание – это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.

Эстетическое воспитание тесно связано с другими сторонами воспитания : с умственным и нравственным.

Задачи эстетического воспитания .

1. Систематический развивать эстетическое восприятия , эстетические чувства и представления детей .

2. Развитие художественно-творческих способностей у детей (умение петь, танцевать, сочинять, игры разные) .

3. Формирование основ эстетического вкуса (большая роль принадлежит обучению) .

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является :

1. Среда которая окружает ребенка в детском саду и дома.

2. Насыщенность быта произведениями искусства (картины, эстампы, музыкальные произведения) .

3. Активная деятельность самих детей (сами дети клеят, лепят) .

4. Индивидуальный подход.

Средства – это все, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей .

1. Эстетика быта , т. е. там где дети находятся в течении дня;

2. Природа;

3. Искусство (литературные, музыкальные произведения) ;

4. Художественная деятельность самих детей ;

5. Специальное обучение;

6. Поведение самих взрослых (воспитателей , родителей) .

В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации учебной и самостоятельной деятельности детей :

1. Занятия (музыкальные, ИЗО) ;

2. Художественно-дидактические игры (на ознакомление детей с цветом «Радуга» );

3. Утренники и развлечения;

4. Экскурсии и прогулки;

5. Театрализованные зрелища; телепередачи, фильмы СД, ДВД

Принципы эстетического воспитания :

1. Эстетическое воспитание должно осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно -образовательной работой в образовательном учреждении.

2. Детское творчество должно быть связано с жизнью.

3. Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности.

4. Индивидуальный подход к детям.

5. Детские работы должны использоваться в жизни группы или в жизни детского сада.

Особенность художественного творчества детей .

Творчество – это деятельность направленная на создание общественно-значимого продукта оказывающего влияние на преобразование окружающей среды.

Творчество детей значимо прежде всего для самого ребенка или для группы детей , для близких взрослых.

Но значения детского творчества в том, что оно оказывает влияние на формирование личности ребенка, а значит общество заинтересовано в творческом развитии каждого.

Творчеству можно учить, но это учение особое. Оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям, вместе с тем творчеством невозможно без усвоения отдельных знаний и овладения навыками и умениями.

Под художественным творчеством детей дошкольного возраста понимается создание объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового продукта (рисунок, танец, стихотворение, рассказ, песня и т. д.) ; придумывание и известному ранние неиспользуемых деталей; игровая деятельность (творческие игры-создание игровой обстановки, подбор, игрушки, предметов заместителей и т. д.).

Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Воздействие на личность ребенка начинается уже с первого года его жизни, оно должно быть целенаправленным и систематичным.

Цель эстетического воспитания — научить ребенка видеть и понимать прекрасное вокруг

Эстетическое воспитание — определение

Воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к общественному труду и жизни, к быту и природе.

Но познание искусства – это наиболее ценная составляющая этой многогранной системы, которая помогает воспитать в ребенке нравственность, развить музыкально-эстетические чувства, воображение и фантазию.


Роль эстетического воспитания в развитии ребенка

С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие «красивый» осознается ребенком очень рано. Слушая сказки или песни, рассматривая картинки, игрушки, они получают массу положительных эмоций и переживаний. Эти неосознанные импульсы в процессе эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста постепенно переходят в сознательное восприятие прекрасного. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.

Познание мира искусства происходит с помощью цвета, формы и звука. Однако существуют некоторые особенности, которыми обусловлено эстетическое воспитание дошкольников. Оно требует высокоразвитой сенсорной культуры.


Приобщение к прекрасному надо начинать с самых малых лет

Восприятие прекрасного у ребенка неразрывно связано со способностью восхищаться формой и содержанием объекта. Форма – это совокупность красок, звуков и очертаний. Однако об эстетическом воспитании приходится говорить лишь тогда, когда восприятие красоты связано с эмоциональной составляющей, с личным отношением и сопереживанием. Чувства – это основа эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Важно развить в ребенке способность бескорыстно радоваться, чувствовать легкое светлое волнение от встречи с красотой и прелестью мира искусства. От педагога потребуется немало терпения и сил, чтобы ненавязчиво привить ребенку любовь к прекрасному, пронизывающему все его существование благородными побуждениями и стремлениями.

Эмоциональный отклик и чувственное эстетическое восприятие красоты постепенно переходит на другой уровень. Это формирование собственных суждений, представлений о мире красоты.


Занятия любым творчеством — это один из приемов эстетического воспитания

Дошкольное воспитание состоит из множества художественно-эстетических приемов. Это и придумывание повестей и рассказов, сочинение стихотворений и песен, рисование и изготовление декоративных поделок. Наивное и неимоверно искреннее отражение действительной реальности, отсутствие корыстных побуждений, непосредственность и вера во все сказанное – вот, что характеризует художественную деятельность детей дошкольного возраста. Уже на данном этапе наблюдается развитие творческих способностей, выражающихся в необыкновенной фантазии, желании воплотить задуманную идею в жизнь, умелой комбинации своих знаний, умений и полученных впечатлений. Выраженные чувства, эмоции и мысли искренни и чисты.

Игра

Подражание – это один из способов выражения детского творчества.

Эта яркая особенность, характеризующая детей дошкольного возраста, находит применение в игровой деятельности. Игра – это детское восприятие взрослой жизни, реализация их впечатлений, полученных из окружающего мира. Именно она оказывает на начальном этапе жизни влияние на творческое и эстетическое развитие дошкольников. Игра, возникающая по личной инициативе дошкольников, характеризуется наличием замысла. Вначале он нестабилен, и одна идея сменяется другой. Взрослея, дети наполняют смыслом игру, она становится целенаправленнее и реалистичнее. В сюжетно-ролевой игре происходит развитие творческого воображения. Многие помнят, как в детстве строили шалаши, поезда из стульев и из подручных средств изготавливали все предметы обихода, представляя себе взрослую жизнь.


Сюжетно-ролевые игры — очень эффективный прием эстетического воспитания

Процесс игры – это немаловажная часть жизни дошкольников, которая учит преодолевать трудности, познавать внешний мир и искать выход из затруднительного положения.

Творческое воображение выражается и в сознательном объединении различных сюжетов. Увиденное по телевизору или услышанное из рассказов, они дополняют театральными постановками или знаниями, полученными из других источников. Можно сказать, они комбинируют свои знания и умения с впечатлениями от реальных событий или придуманных историй. Фантазия малышей безгранична и они очень часто дополняют сюжетную линию несуществующими в реальности героями или происшествиями. Например, путешествуют по неизведанным галактикам или таинственным царствам с загадочными зверушками. Вся игра наполнена искренностью и верой в правдивость придуманных историй. Сам К. С. Станиславский – великий режиссер, призывал актеров учиться искренности у деток.


Занятие рисованием можно превратить в увлекательное путешествие в космос

Творчество

Дети удовлетворяют свои творческие потребности не только в игре. Выражение эмоций, впечатлений имеет место и в такой деятельности как рисование, лепка, пение и повествование.

Также как и игра, эти виды деятельности основываются на замысле, затем находятся средства для воплощения и претворения в жизнь. Полученные впечатления от просмотра произведений искусства находят отклик в душе маленького человечка, он уже не просто копирует все, что увидел, но и обладает навыками высказывания собственного отношения к воспринятой информации.

Период дошкольного возраста – это начало развития творческих способностей ребенка.


Занятие творчеством — одновременно и знакомство с народной культурой

Они проявляются в умении создать замысел, развить сюжет и найти средства для достижения цели, реализации задуманного, комбинировании полученных знаний и собственного представления. Этот период знаменуется неимоверной искренностью в передаче мыслей и эмоций. Дальнейшее развитие художественно-эстетических способностей потребует специального обучения. Это музыкально-творческое развитие ребенка, воспитание и обучение способам и техникам выражения замысла в рисунке, музыке и слове. Такое развитие вызывает в ребенке сознательную тягу ко всему прекрасному, наделяет положительными качествами, но и гарантирует раскрытие его потенциала. Качественное обучение заключается не только в развитии навыков у ребенка в музыкально-исполнительской сфере, изобразительном искусстве или другой художественно-творческой деятельности. Оно способствует самостоятельному труду и желанию самосовершенствоваться, подогревает интерес к выбранному виду искусства и вызывает желание учиться.


Песочная анимация — увлекательный вид творчества

Сочиняя небольшие стихотворения для мамы, подруги или бабушки, посвящая небольшие рассказы родным и близким, ребенок чувствует себя реализованным. Украшая своими художественными произведениями пространство дома, детского сада, он вносит свою лепту в повседневную жизнь окружающих его людей, он делает ее лучше и прекраснее.

Огромную роль в развитии художественно эстетического воспитания детей дошкольного возраста играет личность педагога, его увлеченность и знания.


Личность педагога играет важную роль в процессе эстетического развития

Даже в самой обычной школе могут работать талантливые педагоги, ученики которых занимают призовые места на международных конкурсах детского творчества. Причина успеха заключается в увлеченном стремлении развить потенциальные способности малышей и успешном художественно-творческом воспитании.

Воспитание вкуса

Эстетическое развитие вкуса у детей дошкольного возраста основывается не только на духовном наслаждении произведениями искусства, удовольствии от встречи со всем прекрасным. Оно заключается и в понимании естественной природной красоты, глубоком осознании необходимости труда, гармоничном оформлении быта и умении красиво одеваться. Воспитание помогает сформировать правильные тенденции развития эстетического вкуса у детей.

Чтение книг важное средство эстетического воспитания

Музыкально-художественные занятия знакомят их с мировыми шедеврами живописи, музыки и классической литературы. Крайне важно подбирать доступные дошкольному возрасту произведения. Из них можно отметить народные сказки, стихотворения К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. Музыкальный мир малыша обогатится, если предоставить ему для прослушивания пьесы П. И. Чайковского и Д.Б. Кабалевского.


Занятия музыкой — приобщение к прекрасному миру звуков

Приобщаясь к вечной красоте музыкально-художественного мира, у детей дошкольного возраста формируется правильное восприятие прекрасного, закладываются основы гармоничного вкуса, осуществляется развитие способностей. В дальнейшем, они будут чувствовать истинное эстетическое наслаждение при встрече со всем красивым. Дети учатся ценить и сохранять эту красоту. Важно ненавязчиво об этом им напоминать. Проходя мимо клумб с цветами, можно рассказать малышу, что цветы растут на клумбе, чтобы расцвести и украсить окружающее пространство, доставить эстетическое наслаждение прохожим, поэтому не нужно их срывать. Чтобы цветок расцвел, о нем нужно заботиться и поливать, а не уничтожать. В детском саду нужно поддерживать чистоту, убирать игрушки и разбросанные вещи, а не сорить, так всем будет уютно и комфортно. Книги нужно беречь, не пачкать и всегда класть их в специально отведенное место. Таким образом, они прослужат еще долго и пригодятся и младшим по возрасту ребятам.


Театральные постановки с участием детей — это великолепный метод эстетического воспитания

Воспитание и обучение – это правильный путь, посредством которого можно заложить в ребенке правильные представления о мире, усовершенствовать эстетическое восприятие, на которых впоследствии сформируется его духовное богатство.

Какие средства воспитания и развития музыкально-эстетических ценностей существуют?

Воспитание и умение научить чувствовать красоту – это сложная задача, которая потребует неимоверных усилий, терпения и работы. Уже с первых лет жизни мы неосознанно формируем эстетическое восприятие малыша. Немаловажное значение имеет гармоничная обстановка в помещении, удобство и уют в комнате малыша, стиль декорирования пространства, наличие предметов искусства. В памяти малыша сохраняются первые впечатления и визуальные картинки, воспринятые зрением или осязанием.

Оформление помещений детского сада также должно представлять эстетическую ценность. Это не только приятные, светлые тона стен, но и продуманный подбор предметов обихода, эргономичность пространства, художественная простота, наличие только необходимых вещей и грамотное расположение их в пространстве.


Обстановка в детском саду влияет на восприятие детей

Нужно помнить об охране жизни и здоровья малышей при оформлении помещений детского сада. В связи с этим следует уделить внимание:

  1. Целесообразности, практической оправданности обстановки;
  2. Чистоте, гигиене, простоте и красоте;
  3. Контрастирующим сочетаниям рядом располагающихся объектов для того, чтобы ребенок зрительно смог быстро найти необходимую вещь и для обеспечения красочной атмосферы. Например, возле аквариума лучше расположить цветы ярко-желтых оттенков, а не бледно-синих;
  4. Объединение всех элементов быта и декора в единый ансамбль.

Роль окружающего пространства

Приветствуется и рекомендуется присутствие в интерьере комнат таких декоративных элементов, как картины, эстампы и предметы прикладного искусства. Это не только доставляет художественно-эстетическое наслаждение, но и мотивирует дошкольников на самостоятельный труд, собственноручное изготовление поделок, написание картин.


Картина для детской комнаты должны соответствовать возрасту

Картины лучше выбирать те, которые доступны пониманию ребят. Это могут быть красочные натюрморты, изображения животных и птиц, сказочные персонажи или сюжеты из жизни людей, их труд.

Дети средних и старших групп проявляют большой интерес к пейзажам. Существуют замечательные репродукции знаменитых художников – Левитана, Шишкина, Васнецова, Серова, Саврасова и Кончаловского. Не рекомендуется и излишне загружать пространство картинами, дабы не уменьшить к ним интерес. В каждой комнате лучше располагать не более трех картин. Периодически их следует менять в зависимости от времени года, тематики предстоящего урока или беседы, перед чтением повести. Народное прикладное искусство должно занимать важное место в оформлении интерьера. Он дополняется хохломой, изделиями из керамики и другими предметами.

Важно не только украсить помещение, но и научить детей ценить уют и соблюдать чистоту.


Эстетика дома выражается в красоте и чистоте

Чистое, хорошо убранное помещение становится красивым, здесь приятно находиться – это должны понимать дети дошкольного возраста. Со временем они привыкают самостоятельно справляться с этими трудностями. Вначале им понадобиться помощь старших, затем их напоминание, ну, а вскоре они будут убирать за собой без внешних призывов и замечаний. Замечательно, если воспитатель будет поощрять любую инициативу дошкольников украсить помещение, привнести в него уют и комфорт. Также огромное значение имеет пример поведения воспитателя и родителей.

Природа в эстетическом воспитании

Еще одним помощником в воспитании художественно-эстетического вкуса дошкольников является родная природа. Задача воспитателя увидеть и показать детям капли росы на листьях травы или на паутинке, интересное переплетение трав или яркие краски заката… Художественные произведения о природе окажут неоценимую помощь в описании красоты и очарования природы. Важно уметь использовать воспитателю все, доступные для понимания дошкольников, материалы.


Ребенок должен понимать красоту окружающей природы

Целенаправленные экскурсии, ознакомляющие дошкольников с трудом строителей, моряков, врачей и других рабочих, учат их уважать чужой труд, быть внимательным к коллеге, действовать смело и дружно. Накопленный опыт отражается в играх, расширяет их кругозор, заставляет мыслить, замечать детали и обобщать.

Архитектура и искусство

Архитектурные сооружения, улицы, здания также представляют собой объект нравственного и художественно-эстетического воспитания детей. Первое знакомство с красотой домов и построек происходит непосредственно в здании детского сада. Во время прогулок вниманию малышей предоставляется улица со всеми ее достопримечательностями. Важно отмечать некоторые детали и особенности построек, обращать внимание на отдельные формы и линии, подчеркивать их целесообразность и гармоничное сочетание с другими предметами пейзажа.


Окружающее пространство также формирует вкус ребенка

Искусство – это неисчерпаемое средство, способствующее художественно эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. Оно учить ценить и любить родной край, быть честным, добрым, отзывчивым и мужественным.

Литература, музыка, театр

В произведениях искусства отражены героические поступки людей, их переживания и волнения.

Духовное обогащение детей происходит в результате знакомства с шедеврами знаменитых мастеров. Им доступны музыка и литература, скульптура и живопись, кино и театр.


Сегодня дети имеют много возможностей развиваться в этетическом плане

Каждый из видов своеобразно влияет на чувственное восприятие ребенка и его мировоззрение. Детская литература немыслима без великолепных сказок А. С. Пушкина, которые представляют собой полноценную детскую поэму. Музыкально эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста уделяется немало внимания. Большой вклад в пополнение музыкально неоценимой коллекции детской музыки внес П. И. Чайковский. Различные оттенки чувств, выраженные в звуках, не всегда можно выразить в словах. Музыкально-художественное воспитание учит дошкольников быть восприимчивее и отзывчивее.

Праздники, организованные в детском саду, оказывают неизгладимое впечатление на дошкольников. Они сохраняются в их памяти надолго и являются важным средством воспитания. Одним из наиважнейших условий является правильный подбор произведений, которые должны быть не только доступными для понимания, но и высокохудожественными. Музыкально-литературный материал усложняется в зависимости от возрастной группы, это обуславливает развитие дошкольников.


Такой праздник в детском саду не забудется никогда

Воспитание музыкально-художественного дошкольного творческого восприятия ребенка – это задача детского сада, но немаловажна и роль семьи.

Взаимодействие воспитателя и родителей гарантирует полноценное развитие способностей ребенка и решение задач эстетического воспитания. Не каждый ребенок станет музыкантом, писателем или художником, но полученные знания создадут условия для воспитания полноценного гражданина своей страны, примерного семьянина и нравственно сформированного человека.

Суркова И.А.
Изобразительная деятельность как ведущая дисциплина эстетического воспитания и художественного развития детей

«Изобразительная деятельность - как ведущая дисциплина эстетического воспитания и художественного развития детей дошкольного возраста»

Аннотация - статья посвящена «Изобразительной деятельности - как ведущей дисциплины эстетического воспитания и художественного развития детей дошкольного возраста». Актуальным в статье является решение задач развития детей разных возрастных категорий в образовательном учреждении через организацию изобразительной деятельности , которая в настоящее время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности , её творческих способностей, инициативности, самостоятельности, формирования жизненных установок и эстетического воспитания .

Образование сегодня обращается к культуре, духовности, искусству как к доминанте гармоничного развития человека . Культура воспринимается как важнейший фактор духовного обновления общества в целом и отдел-ьной личности. В нашей ДШИ г. Строитель в 2009 году было открыто отделение раннего эстетического развития для детей ,родители, которых желают уже с самых ранних лет приобщить своего ребенка к миру прекрасного. Учебные программы отделения раннего эстетического развития детей нацелены на формирование художественных способностей детей , где незаменимым фундаментом дошкольника является развитие его потенциала , как в области музыки, танца, пения, так и в области изобразительного искусства . Для развития способностей в области искусств ранний возраст является решающим. Подготовка, полученная ребенком в дошкольный период помогает успешно развиваться и быть более отзывчивыми и духовно развитыми . Художественное образование детей дошкольного возраста должно быть направлено на формирование эстетического отношения к действительности, на развитие художественно - творческих способностей, на ознакомление детей с универсальным языком искусства – средствами художественной выразительности . При формировании образного мышления ребёнка дошкольного возраста важно раскрыть его творческий потенциал, который впоследствии станет основой для развития творческой одарённости. Стимулятором этого развития выступает художественное образование . В художественном образовании детей центральное место отводится способности к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образ (в рисунке, лепке, аппликации, который отличается оригинальностью, вариативностью и гибкостью. В разных видах изобразительной деятельности педагог решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями. Это определяется ростом физических возможностей ребенка, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменение психологической позиции и ощущение старших дошкольников взрослости, желание проявить свою индивидуальность.

Изобразительная деятельность очень важна для детей , даже не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей , которые проявятся в будущем в любых видах деятельности . Через изобразительную деятельность идёт интенсивное развитие эстетического мировосприятия , развитие интеллекта , нравственности, способности к творчеству. Все дети, которые занимаются художественной деятельностью , по другому относятся к окружающему миру. Дети более эмоционально способны чувствовать красоту природы, они более чутки в человеческих отношениях. Старайтесь больше проводить время со своим малышом. Больше рисуйте, лепите с ребёнком!

Необходимо поддерживать своего ребёнка в рисовании даже элементарных на ваш взгляд «каракуль» на листке бумаги. Можно увидеть в этих «каракулях» солнышко или какого-нибудь цыплёнка. Родителям я советую поддерживать любую инициативу. А вот ребёнок взял кусочек пластилина и слепил уже что-то, напоминающее мяч.

Обыграйте этот момент со своим чадом. Вместе с ним удивляйтесь и радуйтесь! Поощряйте стремление что-то самому слепить из пластилина или нарисовать на листке бумаги, ведь это развивает воображение , закрепляет у ребёнка интерес к деятельности .

Изобразительная деятельность связана с эстетическим деятельностью .

Эстетическая деятельность – это духовно-практическая, эмоционально рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов , а целью – гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я» , формирование Я концепции творца.

Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира.

Этапы эмоционального развития :

Ребенок 3-4лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов , которые он узнал на картинке, но еще не по образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер (например выбрал «такую открытку, потому что такой еще нет» , потому что «яблоко вкусное» )

Ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение , оценивая в картине, как красивый цвет, цветовое сочетание изображенных предметов и явлений , реже форму и композиционные приемы.

Дети 6 лет поднимаются до способностей воспринимать большее , чем заложено во внешних признаках изображаемого предмета . Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа .

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно - прикладного искусства в эстетической деятельности . В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - это художественная . Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщенными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности , необходимыми и достаточными во всех видах изобразительной деятельности .

Художественная деятельность – это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одарённости ребёнка посредством искусства. В процессе изобразительной деятельности создаются условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства , которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.

Задачи художественно-творческого развития детей 4 лет

Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке , лепке, аппликации. Учить «входить в образ» .

Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семеновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно - обобщенной трактовки художественных образов .

Проводить уроки в игровой форме с участием народных игрушек для создания у детей праздничного настроения.

Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно -выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки.

Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приемов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно -образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве;

Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать восприятие детей , формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей :

Отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.

Продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные, создавая тем самым выразительные образы;

Продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;

Переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.

Задачи художественно-творческого развития детей 5 лет . Особенности этого возраста обусловливают также необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом , пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребенку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие.

Поддерживать интерес детей к народному - декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семеновская или полхов-майданская матрешка);

Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие » ; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники) ; учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе ; помогать выбирать сюжет коллективной работы;

Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве (вещи, созданные руками народных умельцев, мебель, посуда, одежда, игрушки, и т. п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект;

Поощрять

Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный);

Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги :

- развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце , цветок, птичку в рисунке) ;

Сочетать различные техники изобразительной деятельности (рисунок, аппликация, (например, сюжеты «Наш огород» , «Наш аквариум» ).

Поддерживать интерес к содержанию новых слов : «художник » , «музей» , «выставка» , «картина» , «скульптура» ;

Проводить коллективные работы («Золотая осень» , «Цветные зонтики» ), учить согласовывать свои действия с действиями других более старших детей (под руководством взрослого) ;

Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка .

Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности .

Создавать условия для самостоятельного художественного творчества .

Задачи художественно-творческого развития детей 6 лет

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания более сложного оригинального образа (композиции) простыми изобразительно - выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению , от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры. Исходя из этого, учитель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач.

Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, скульптура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок ;

Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении. Это вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т. д, учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект;

Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало;

Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с

задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; инициировать выбор сюжетов о семье, общественных и природных явлениях (воскресный день в семье, любимые праздники, средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов);

Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка. Например, населять лес животными, птицами и водоем; пустыню соответствующими обитателями, а на лугу изображать ромашки , васильки, колокольчики;

Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений и наблюдений. В результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка) отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года) ;

Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности . Продолжать учить передавать форму изображаемых объектов , их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения (птичка летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к мышке) ; при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу, используя для ориентира линию горизонта;

Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения ;

Совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки, уверенно пользоваться кистью;

Умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности , желание создать красивое изображение , интереснее придумать его и как можно лучше выполнит. Таким образом, основу эстетического отношения и художественного развития дошкольника составляют «три кита» – эмоциональность, интерес и активность в работе.

Главное в изобразительной деятельности развить у учащихся творческие способности, нестандартного мышления, индивидуальности. Учитывая возрастные особенности для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи :

Формирование умение экспериментировать с различными материалами и инструментами

Учить планировать свою деятельность : задумывать образ, подбирать материалы и инструменты, добиваться поставленной цели;

Содействовать освоению изобразительных техник ручной умелости;

-развивать композиционные умения, любознательность;

-воспитывать самостоятельность , инициативу, творчество, эстетический вкус . При выполнения задач мы увидим ожидаемые результаты :

Повышение заинтересованности детей к изобразительной деятельности при организации кружкой работы;

Перенос полученных знаний и умений в самостоятельную деятельность детей ;

Умение использовать нетрадиционные техники рисования.

Для повышения интереса детей на уроках изобразительного искусства мы использовали интеграцию областей : музыкальное воспитание , художественное творчество , коммуникация, познание и др. Предлагаются образцы готовых работ, схемы-подсказки, творческие альбомы с заданиями, дидактические игры, электронные пособия. Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности . Для совершенствования изобразительных навыков в своей работе учу детей восприятию формы , цвета, ритма эстетического представления , через игровые формы. Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью учитываю интересы детей . Особый интерес у детей умение сочетать в работах разные способы, приемы материалы. Например, аппликацию могут дополнить рисованием и наоборот; разные способы получения образа в аппликации - могут способом обрывания пальцами создавать определенную форму; разные способы получения образа в лепке моделирование формы руками, вырезания формочкой; использование в лепке дополнительных материалов-пуговиц, семечек, зерен и т. п

Для достижения ожидаемых результатов провожу следующую работу с родителями :

Оформляю выставки

Провожу консультации, например «Как организовать изобразительную деятельность с ребенком дома »

Вывод : дошкольный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания . Именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие существенных эстетических качеств будущей личности. Всесторонне развитие и воспитание детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает все задачи не сухо, не формально, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности . Используя, методы и приемы вызывающие положительный эмоциональный отклик детей , чем богаче впечатления детей , тем содержательнее и интереснее будет их жизнь, тем более будет развиваться их воображение и больше появляться интерес к всему прекрасному. После окончания «Общеразвивающего эстетического отделения » учащиеся могут продолжать свое обучения, выбирая отделения по своим способностям. Это может быть музыка, фольклор, танцы или изобразительное искусство . Ведь дети - это цветы жизни. И их развитие в наших руках .

Суркова И. А

преподаватель по классу изоискусства

Белгородской обл

Яковлевского района

МБУ ДО ДШИ г. Строитель

Тема:

« Эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе»

1. Введение

2. Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников

2.1 Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений детей

2.2 Задачи и методы эстетического воспитания

3. Развитие художественно-творческих способностей детей

4. Формирование основ эстетического вкуса

5. Условия и средства эстетического воспитания

6. Формы организации эстетического воспитания

7. Заключение

8. Литература

1. Введение

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

2. Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников

2.1 Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений детей

Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.


2.2 Задачи и методы эстетического воспитания

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Ведущими методами для решение задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого . Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтения стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства – подражательность.

Для решения задач второй группы в качестве ведущих требуются практические методы : показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций . Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.

Общий принцип отбора методов – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства», своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), учувствовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания , они и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.

3. Развитие художественно-творческих способностей детей

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности - составление рассказов. Придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в действительности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большей искренности при выражении чувств и мыслей.

Своеобразие детского творчества заключается так же в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей - образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он ещё не устойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.

Для сюжетно-ролевой творческой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, но и творческого изображения в их осуществлении. «Пусть поезд, – писала Н.К.Крупская,- на котором они едут, построен из стульев, пусть дом построен из щепок. В процессе игры ребёнок учится преодолевать трудности, познаёт окружающее, ищет выходы из положения».

Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. Другими словами, они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое.

Так же как в игре, творчество детей проявляется в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребёнок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средство претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребёнок остаётся таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передаёт своё отношение к нему.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребёнка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Цель обучения навыками художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т.д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности. Осваивая те или иные навыки, ребёнок использует их, внося свою, пусть маленькую, лепту в украшении жизни семьи, детского сада, своих сверстников.

В развитии художественно - творческих способностей детей особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченности.


4.Формирование основ эстетического вкуса

Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус – понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства. Но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды.

В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.

Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, К.И.Чуковского, слушая произведения П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.

Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.


5. Условия и средства эстетического воспитания

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни - большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.

Для реализации задач эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. Теория «белой скатерти» вполне справедлива: если мы хотим воспитывать не только аккуратность, но и потребность в эстетическом окружении, мы должны исключить неэстетичность как таковую. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта.

Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойных, светлых тонов.

Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними. Главными среди них являются:

Целесообразность, практическая оправданность обстановки.

Чистота, простота, красота.

Правильное сочетание цвета и света, создающего зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета.

Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.

Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной.

Эстетика быта – это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – все это противоречит законом красоты.

Эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте.

Три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.

Мощным средством эстетического воспитания является природа .

Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомят дошкольников с этими профессиями, но и вызывают желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств.

Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей.

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство : изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка.

Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» - в этом был убежден В.А.Сухомлинский.

Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Изобразительное искусство необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И тот и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Все названные выше средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия. Надо искать и находить золотую середину.


6. Формы организации эстетического воспитания

Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности.

Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ее. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру и т.д.

Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.

Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности.

Воспитатель организует экскурсии в природу, к памятникам, в музей, на празднично украшенную улицу и т.д. Задача педагога – продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства.

Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, - театрализованные игры иигры – драматизации . Эти игры проходят под руководством воспитателя.

Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники иразвлечения .

Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера.

Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный материал – и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему.

Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.

Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей стране. Их можно разделить на праздники, связанные с общественной жизнью(23 февраля, 9 Мая, 12 июня и т.д.), и праздники, связанные с народной и религиозной традицией (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год). Могут быть праздники, отражающие события местного значения (День города), а также свои, детсадовские (юбилей дошкольного учреждения, день рождения группы и т.д.). При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического воспитания. И конечно, реализуют задачи эстетического воспитания.

Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение – все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И воспитателю предоставляется возможность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать форму проявления активности для каждого из воспитанников. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует. Нельзя ни кого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организованно в разных формах, и эти формы имеют свою квалификацию.

7. Заключение

В современных условия в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:

Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.

Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

Развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развивается его творческая деятельность.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.

Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

8. Литература

1. Н.А.Ветлугина « Эстетическое воспитание в детском саду» 1978г.

2. В.И.Ядешко «Дошкольная педагогика» 1978г.

3. С.А.Козлова «Дошкольная педагогика»

4. О.А. Куревина «Путешествие в прекрасное»

5. М. В. Грибанова «Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста» 1999г.

6. А. А. Адаскина « Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности» 1996г.

При эстетическом воспитании у детей формируется ощущение красоты, художественный вкус и творческое начало. Родители, воспитывающие детей в ключе эстетики и духовности, формируют у малышей стремление к внутренней, душевной гармонии и самосовершенствованию, к привитию духовности и человечности. В этом существенно могут помочь личные примеры.

Понятие эстетического воспитания детей дошкольного возраста включает в себя постепенное обучение родителями и окружающими особым правилам поведения, которое относят к образцовому и идеальному, а также выработка доброжелательности в отношении людей. Кроме того, при эстетическом воспитании активно стимулируют желание ребенка приобщаться к культурным ценностям семьи и региона, страны.

Задачи эстетического воспитания дошкольников

Основными задачами, которые ставит пред собой эстетическое направление в воспитании, это помощь родителям и детям в развитии творческих способностей малыша, стимулирование и культивирование художественного вкуса и тяги к красоте, искусству, культуре. При подобном воспитании мы делаем малыша человеком, понимающим красоту в картинах, танце, музыке, в окружающей природе и слове. Далеко не все родители уделяют много времени именно эстетическому воспитанию, хотя в современном мире разностороннее развитие крайне важно.

Методы эстетического воспитания дошкольников

На сегодня можно оперировать в данном направлении воспитания множество методов, и можно выбрать для себя наиболее подходящие и оптимальные для конкретных условиях и особенностей ребенка. В выборе метода нужно учитывать множество условий - это и возраст малыша, объема той информации, что вы хотите ему дать, а также от качества материалов, вида и формы деятельности.

Важными также в реализации ваших идей будут и средства эстетического воспитания дошкольников. Важным будет уровень подготовки вас как педагогов, способности и ваше мастерство в выбранном направлении. Кроме того, важными средствами воспитания будут создание правильной окружающей среды, особые природные явления, подбор необходимых предметов и произведений, сказок, рассказов, картин, музыки.

Необходимо создание целостного образного сюжета, который воспринимается ребенком - сказка, пьеса или картина. Вам нужно будет направлять и заострять внимание ребенка на отдельных персонажах и их поведении, на их особенностях и повадках, акцентирование деталей - краска, цвет, звуки и формы.

Методы эстетического воспитания разделить сложно, они взаимосвязаны друг с другом. Так, если рассмотреть способ получения информации, можно применять наглядные и словесные методики, при которых кроха получает информацию. Ребенок может непосредственно смотреть или слушать произведение искусства, посещая музей, концентры или выставки. Также предварительно он может слушать рассказ, информацию на словах об определенном направлении искусства, объяснения и разнообразные вопросы. При этом нужно помнить, что музыкальные и литературные произведения должны быть эмоциональными, а картины и статуи - выразительными, чтобы они производили на ребенка впечатление и стимулировали интерес в дальнейшем. Если это будут малоэмоциональные произведения - они могут оказать малое влияние и помогут утратить интерес к дальнейшему познанию.