Необычные растения        11.10.2019   

Индивидуальная беседа учим ребенка общаться. Родительское собрание "учим ребенка общаться". Игры на развитие у детей умения слуша ть

Мир глазами ребенка… Знают ли родители, как он воспринимает его? Кого видит во взрослых и детях? Что происходит в его головке, когда он боится подойти к другому человеку, агрессивно ведет себя со сверстниками, дерется и дразнится или, наоборот, сторонится других детей? , вопрос очень важный для своевременной адаптации маленького человечка в коллективе, будь то стайка дворовых мальчишек или группа в детском саду.

Как научить ребенка общаться: побеждаем страх перед окружающими

Одна из самых больших проблем, с которой сталкиваются родители, это страх, который испытывает ребенок при посторонних, приходящих в дом, страх выйти на улицу, в магазин, ко врачу, несмотря на то, что всюду он бывает с мамой. Малыш не просто отказывается общаться, он старается спрятаться, начинает плакать и успокаивается только дома в окружении хорошо знакомых людей.

Такое поведение говорит о том, что ребенок обладает зрительным вектором. Этому типу психики характерна повышенная эмоциональность. Они очень остро воспринимают любые внешние воздействия, и реакция зрительного ребенка оказывается во сто раз ярче, чем у любого другого малыша.

- Леночка, пора ложиться. Уже поздно, - уговаривает мама капризную дочку. - Если ты вовремя спать не ляжешь, придет доктор и поставит укольчик. Ой, как будет больно. Поэтому лучше слушайся маму и засыпай.

Неделю спустя.

- Лена, доктор только посмотрит горлышко. Больно совсем не будет. Плакать не надо. Он выпишет рецепт, и мы сразу уйдем. Не плачь, моя хорошая.

Маленькие страшилки, которыми родители частенько пытаются заставить своих детей слушаться влияют на них гораздо сильнее, чем можно было бы предположить.

Такое же сильное впечатление производят на детей со зрительным вектором самые разные случаи. Возможно, ребенок услышал разговор взрослых о каком-либо потрясшем их событии или он со страхом пережил необходимость поставить прививку, может быть, он наблюдал жестокость на улице или в собственной семье.

Вызвать страх у такого чувствительного ребенка, как зрительник, очень легко. И это может создать серьезные проблемы в его восприятии окружающего мира.

Как научить ребенка общаться, если он панически всего боится и не желает идти ни с кем на контакт? Во-первых, необходимо усилить его связь с мамой. Именно от эмоционального контакта с человеком, благодаря которому ребенок испытывает чувство безопасности и защищенности, зависит его поведение и состояние.

Чем ближе, теплее, роднее эти отношения, чем больше ласки и внимания получает ребенок, тем стабильнее он себя чувствует, тем устойчивее он к различным стрессовым ситуациям, тем проще складываются его отношения с окружающими людьми, детьми или взрослыми.

В своем общении со зрительным ребенком родители должны делать акцент на чувствах, говорят ли они о людях, животных, цветах или птичках. Для развития свойств зрительного вектора ребенка необходимо учить сопереживать, бездомному ли щенку, сорванному ли цветку.

Постоянно ощущая мамину любовь и научаясь одновременно с этим направлять свои чувства на окружающих в сопереживании и участии, ребенок перестает бояться. И тогда вместо нежелания выходить на контакт с окружающими, он наоборот сам потянется за общением.

Зрительный вектор - это постоянная потребность чувствовать, делиться своими переживаниями, радоваться и плакать. Все это возможно только во время общения. Поэтому зрительные детки, если им не мешает страх, на самом деле являются самыми общительными и эмоциональными созданиями, лучащиеся яркими эмоциями и улыбками, частенько и слезами.

Если правильно воспитывать зрительного ребенка, вопроса как научить ребенка общаться со сверстниками просто не встанет, он сам будет тянуться в коллектив изо всех сил.

Как научить ребенка общаться , если он стремится к одиночеству

Другая проблема, с которой могут столкнуться родители, это нежелание ребенка контактировать с другими детьми, его уход от общения, замкнутость и отстраненность.

Это говорит о том, что ребенок обладает звуковым вектором. Мышление звуковиков сильно отличается от того, что свойственно всем остальным, это заметно с самых ранних лет.

Причина нежелания общаться может скрываться в том, что ребенку просто неинтересны его сверстники. Там, где один с удовольствием рисует, другой бегает сломя голову, звуковому ребенку хочется поразмышлять над шахматной задачкой или просто с головой погрузиться в свои мысли. Его запросы отличаются от запросов других детей, а его игры и в целом представления о хорошо проведенном времени часто бывают непоняты другим детям.

Ребенок со звуковым вектором – самый большой интроверт, и не всегда он готов по первому требованию выйти из своих мыслей наружу, на контакт. От природы он тихий, любящий тишину, избегающий гомона и шума. Но, как и всем, общение звуковику также необходимо.

Учиться находить общий язык с окружающими ему надо начинать еще дома. Для этого папа и мама должны создать дома соответствующую обстановку. Звуковику не нужны шумные игры, но он с удовольствием примется изучать с папой звезды или читать с мамой книжки.

Как научить ребенка общаться со сверстниками? Прежде всего, убедитесь, что он легко общается с вами, не стремится укрыться в темном углу или не отказывается говорить. Слишком громкая и шумная обстановка, а также неблагожелательная атмосфера в семье как раз и приводит к тому, что ребенок замыкается в себе, и не только не хочет заводить друзей, но начинает терять контакт и с родителями.

Ребенок-одиночка перестанет быть одиноким, если найдет себе соответствующую компанию. В идеальном варианте это будет такой же звуковичек или описанный выше зрительный ребенок, который бессознательно тянется в общении именно к звуковикам.

Ребенка со звуковым вектором нередко считают странноватым из-за его молчаливой натуры, частенько рассеянного внимания (потому что он постоянно о чем-то размышляет и глубоко погружается в себя). Но он также может легко завоевать расположение сверстников благодаря своему уму.

Как научить ребенка общаться со сверстниками : драчун и задира

Ели одни родители изо всех сил пытаются заставить своего ребенка контактировать, другие нередко сокрушаются из-за того, что их ребенок не просто общается, но .

Как научить ребенка общаться со сверстниками без кулаков и обид? Дети ведут себя агрессивно не просто так и вовсе не оттого, что такими уж они родились. Агрессия, желание обидеть сигнализирует о том, что ребенок несчастлив, взрослые ведут себя неправильно по отношению к нему и именно их отношение рождает в нем обиду, которая выплескивается на окружающих плохим поведением.

Такие проблемы в общении со сверстниками могут возникнуть у детей с анальным вектором. Для того, кто обладает этим типом психики, играет огромную роль мама. Это главный человек на свете, от нее ребенок ждет одобрения и похвалы, ее любовь и внимание для него важнее всего. Если мама не обеспечивает эти потребности, недодает тепла, не уделяет ребенку достаточно времени, не обращает внимания на его заслуги, в него закрадывается обида. Усугубляется она тогда, когда ребенка с анальным вектором постоянно подгоняют, заставляют спешить.

Он не успел закончить одно занятие, его поторапливают начинать делать что-то другое. Он старательно складывает игрушки, его уже гонять чистить зубы, не сказав ни слова о том, какой он молодец. А ведь он ждет, он послушный, он старался, он жаждет одобрения и похвалы. Не слыша их, ребенок обижается, в следующий раз ему будет необходимо повторить дважды, в другой раз трижды, прежде чем он послушается. Родители сердятся, ребенок не слушается и копит обиды. А потом начнет появляться агрессия, желание что-нибудь сломать, разбить, ударить. И если против родителей ребенок не в силах ничего предпринять, не в силах защитить себя, то все его обиды будут выливаться в общении со сверстниками, заключаясь в агрессивности, задиристости, драчливости и жестокости.

Ругать за такое поведение, значит только увеличивать его обиду. Родителям нужно посмотреть на мир глазами ребенка, изменить в целом подход к общению с ним, иначе ставить требования, не забывать заслуженно хвалить. Только это может изменить состояние драчуна. Постепенно оно нормализуется, ребенок не только научится спокойно общаться с другими детьми, но и заведет друзей, с которыми будет дружить и во взрослой жизни.

***

Чтобы понять, как научить ребенка общаться со сверстниками, прежде всего всегда необходимо понять, что же представляет собой ваш ребенок , в чем он нуждается и какова причина, по которой у него не заладились отношения с окружающими. С помощью системно-векторной психологии понять это не составит труда. А пользуясь предложенными методами, вы не только найдете способ помочь ребенку адаптироваться в коллективе, но и параллельно устраните немало других проблем в его поведении, с которыми вам приходилось мириться прежде.

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Учим ребенка общаться»

Подготовила Смирнова Л.Н.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.»

(А. Дистервег)

Нам родителям всегда хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом. Научить дружить, дорожить дружбой. Ведь мы взрослые знаем, - кто находит друга - обретает сокровище.

Способность к общению включает в себя:

От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех -четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач.

На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность – в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания – телесные контакты.

От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности – предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.

Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:

Создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;

Признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;

Сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека) , «Зоопарк» (подражание зверям) .

Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста) . Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра) .

Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

«Сорви шапку», «У нас все можно» и др.

Принципы общения с агрессивным ребенком:

Для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

Помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;

Показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Игры на выплеск агрессивности

«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

«Кукла Бобо» - кукла для выплеска агрессии.

«Разыгрывание ситуации»

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

Сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

После конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;

Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Игры: «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом

«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника. «Сидящий и стоящий».

Застенчивость Последствия:

Препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

Удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

Не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

Усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

Мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

Сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»

Советы родителям замкнутых детей:

Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

Если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени

А гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.

Причины возникновения данных отклонений м ногопочвенны .

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

Проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;

Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

Не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;

Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.) ;

Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

Выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

Уделяйте ребенку достаточно внимания;

Проводите досуг всей семьей;

Не допускайте ссор в присутствии ребенка.

Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

Чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

Избегайте по возможности больших скоплений людей;

Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.

Не прибегайте к физическому наказанию

Чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям

Составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком

Воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией

Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка

Не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время

Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Для детей с дефицитом внимания и гиперрактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

Лишение удовольствия, лакомства, привилегий

Запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры

Внеочередное дежурство на кухне и т. д.

Как же можно ещё научить ребёнка разрешать конфликты?

- Мирись, мирись, мирись и больше не дерись

Давайте рассмотрим период нахождения ребёнка в детском саду, это значимый этап в жизни каждого ребенка.
Ведь именно здесь ребенок получает важный опыт вхождения в социум: усваивает правила поведения в обществе, учится дружить, преодолевать конфликтные ситуации, общаться со взрослыми, не являющимися членами его семьи.

Этот опыт в дальнейшем помогает менее болезненно перейти на следующую ступень социализации - пойти в школу. Именно в детском саду нередко возникают ситуации, когда ребенка могут обидеть. Не стоит воспринимать это как трагедию, ведь дети только учатся общаться друг с другом.
Чаще всего столкновения связаны с тем, что дети не могут поделить игрушку, кто-то из ребят не соблюдает очередность в игре или ее правила, берет без спросу чужие вещи или не знает, как подружиться или помириться с кем-то из детей.

Как же быть, если ребенка обидели? И как научить его достойно выходить из подобных ¬ ситуаций?

Задача состоит в том, чтобы научить ребёнка решать конфликты конструктивно и творчески, искать выходы, которые учитывают интересы всех сторон.

Итак, чему мы должны научить наших детей, чтобы они не терялись в конфликтных ситуациях? Для начала объясните им следующее.

по возможности каждый конфликт ребенка должен быть проработан. Очень важно научить детей договариваться, находить компромиссы.
Компромисс не означает победу или поражение. Суть компромисса заключается в том, чтобы сделать выбор, который устроит всех, даже если это окажется не тот вариант, которого изначально хотели спорщики.

Для решения конфликта важны: стремление к сотрудничеству, позитивное общение, терпимость, проявление положительных эмоций, ответственность за свои действия.

Вы должны озвучить проблему, дать ей название.
Необходимо использовать я - сообщение, говоря о своих чувствах и желаниях (например, «Я чувствую себя обиженным, когда ты говоришь такие слова»).

Когда ребенок выражает и объясняет свои чувства, окружающие получают возможность более адекватно на них отреагировать. И в таком случае у ребенка больше шансов получить ответ на свою просьбу или добиться желаемого.

Важно применять технику активного слушания, чтобы показать оппоненту, что его точка зрения рассматривается со всем вниманием.

Очень полезно использовать тайм-аут. Если необходимо успокоиться, можно сделать перерыв в споре (выйти пройтись, послушать музыку, сделать физические упражнения).

Необходимо научиться управлять своим гневом.

Очень важно уметь вовремя извиниться – признать свою вину за участие в конфликте.

Все без исключения дети ссорятся. И все обижаются. Иногда ссора может протекать довольно мирно, длиться совсем недолго, а иногда - с дракой и последующем объявлением длительных боевых действий.
Громкая фраза «разрешение конфликтов» для детей звучит совершенно иначе: «давай помиримся» - говорит малыш. Но не все дети умеют мириться.

При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.

Основной нашей задачей является умение научить ребенка выходить из конфликтной ситуации приемлемыми способами.

Хочу рассказать вам об уголке решения конфликтов, в котором детки не только мирятся, но и снимают эмоциональное напряжение.

Для достижения этой цели у нас в группе есть пособие «Остров примирения». В случае возникновения конфликтной ситуации, ссоры или драки, дети садятся на него и разбирают свой конфликт по «Мирилке» Именно их дети легко запоминают.
Проговаривая мирилки, дети могут сцепиться мизинчиками, взяться за руки, обняться и проговорить слова примирения:
Произнес веселый стишок, улыбнулся друг другу, вот и ссоре конец, а кто помирился – молодец!
Ещё у нас есть оригинальные
"рукавички -мирилки" - дети их одевают и поглаживают друг друга (от щекотливых прикосновений хочешь, не хочешь появляется улыбка)

Если поругались два друга и никак не хотят мириться, предлагаю им одеть наушники (чтобы на какое-то время абстрагироваться от окружающей обстановки) и скручивать в клубок ленточки. Дети сосредотачиваются на задании и забывают о ссоре, после того, когда они смотают клубок, пыл их утихомиривается и они мирятся с помощью какой-нибудь на их выбор "мирилкой".

Поссорились, не поделили игрушку... На помощь приходит коробочка-мирилка: "Мирись-мирись, больше не дерись!"
Альбом "Азбука настроений"
В альбом вклеиваются картинки, с изображением различных персонажей с ярко выраженным эмоциональным состоянием. Дети рассматривают альбом и определяют своё эмоциональное состояние, высказывают предположения о его причинах.
Следующее пособие
– «Коврик злости». Он также помогает детям избавиться от гнева. Если мы видим, что ребёнок пришел в детский сад агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предлагаем ему волшебный коврик злости, связанный из ниток, с разноцветными элементами на нем. Ребенку предлагается разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.

Также хочу вам рассказать о таком очень важном в этом уголке-" стаканчике плохих слов и злости ", если у ребенка состояние агрессии и хочется просто покричать, он берет этот стаканчик, кричит в него, т. е можно сказать, что выпускает "пар".

Еще одно интересное пособие - «Мусорное ведро», в которое мы с детьми выбрасываем все ненужные, отрицательные чувства и эмоции, мысли и переживания, от которых хотите избавиться.


Попробуйте на минутку стать детьми и выполнить это упражнение вместе. - Давайте порассуждаем, зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора?
- Да, если представить себе жизнь без мусорного ведра, то мусор постепенно заполнит все комнаты, нам станет тяжело дышать, невозможно станет передвигаться, мы можем заболеть. Также и с чувствами – у каждого из нас скапливаются чувства и мысли, часто ненужные и бесполезные. И некоторые взрослые и дети любят копить свои плохие чувства, например, обиды, долгой грусти и печали, злости и ненависти. Это очень тяжело и совсем ненужно, даже опасно для здоровья.

Возьмите листочки бумаги разного цвета и представьте, что это ваши старые обиды, грусть, печаль, может злость или страхи… Сверните их в комочки или, если хотите, разорвите на мелкие кусочки, и выбросите в это мусорное ведро все скопившиеся в вас чувства, которые вам неприятны, от которых вы хотите избавиться.

Например, лично я иногда боюсь поступить неправильно, тогда я выбрасываю все свои сомнения и неуверенность, и мне становится легче. А что выбросите вы?

Что вы чувствовали, когда выбрасывали ваши обиды, грусть, гнев? Что вы чувствуете сейчас? Кому сейчас стало легче, радостнее, спокойнее? Из понравившейся бумаги можете сейчас сделать салют и подбросить высоко вверх.

С этим салютом вы передали свою частичку добра, искорку радости друг другу. - С помощью такого упражнения дети учатся избавляться от отрицательных эмоций, не оставлять их в себе, что, зачастую, очень сложно сделать нам, взрослым людям, но чему просто необходимо учиться.
Ещё можно иметь «мешочек смеха" (на него нажимаешь и он смеется). И у детей невольно появляется улыбка.

Есть немало детских книг и мультфильмов, в которых описаны ссоры между ребятами. Обязательно обсуждайте вместе с детьми поступки сказочных героев.

Приводите примеры из своей жизни , обсуждайте вместе с ребёнком те события, которые происходят в его жизни, интересуйтесь детским мнением в вопросах человеческих отношений. Показывайте положительный пример своим поведением . Ведь если вы сами часто ссоритесь, долго копите обиды, не стараетесь найти путь к примирению, то малыш обязательно усвоит вашу модель поведения.

ВЫВОД:

- Чтобы научить ребенка адекватно оценивать себя и свою деятельность, отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам, терпимо относиться к другим людям, решающее значение имеют наши личностные качества.

Обычно говорят: «Какие родители, такие и дети».

Поэтому у нас должна быть уверенность в том, что наш ребенок имеет право быть таким, какой он есть. У каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.

«Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.»

(В. Вильсон)

Консультация для родителей

«Учим ребенка общаться»

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Способность к общению включает в себя:

1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!») .

2. Умение организовать общение («Я умею!») , включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!») .

От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех - четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач.

На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность – в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания – телесные контакты.


От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности – предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.

Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:

Создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;

Признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;

Сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека) , «Зоопарк» (подражание зверям) .

Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста) . Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра) .

Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.


«Сорви шапку», «У нас все можно» и др.

Принципы общения с агрессивным ребенком:

Для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет , используя для этого не самые лучшие средства;

Помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;

Показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах , строя планы «мести»;

Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Игры на выплеск агрессивности

«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

«Кукла Бобо» - кукла для выплеска агрессии.

«Разыгрывание ситуации»

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

Сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

После конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;

Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Игры: «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом

«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.


«Сидящий и стоящий».

Застенчивость

Последствия:

Препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

Удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

Не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

Усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

Мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

Сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»

Советы родителям замкнутых детей:

Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

Если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

Проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;

Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

Не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;

Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.) ;

Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

Выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

Уделяйте ребенку достаточно внимания;

Проводите досуг всей семьей;

Не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

Чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

Избегайте по возможности больших скоплений людей;

Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:

Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.

Не прибегайте к физическому наказанию

Чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям

Составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком

Воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией

Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка

Не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время

Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

Лишение удовольствия, лакомства, привилегий

Запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры

Внеочередное дежурство на кухне и т. д.

Фото: Aliaksei Lasevich/Rusmediabank.ru

Мы живем в обществе, поэтому нам необходимо общаться. Общение помогает решать разные вопросы, учиться, работать, заводить друзей. Поэтому этому навыку следует учить ребенка с малых лет. Важно не упустить момент, когда малыш готов к первому общению и постепенно надо учить его умению контактировать с людьми.

Коммуникативное развитие детей зависит от семьи, дошкольного и школьного учреждения. И, хотя в саду и в школе целенаправленно развивают речь ребенка, учат вежливо разговаривать и слушать друг друга, семья – важнее всего. Если ребенок не видит ежедневно в кругу своей семьи, ему будет очень тяжело привыкнуть к правилам общения.

Если родители уделяют ребенку время для игр с ним, интересуются его мнением, выслушивают его проблемы, то ребенок будет приобретать именно такие навыки общения, которые необходимы. Если же в семье мало общаются друг с другом, не выслушивают ребенка и друг друга, у малыша закрепятся искаженные коммуникативные навыки.

Что включает в себя это понятие?

Коммуникативное развитие детей заключается в умении налаживать контакт с окружающими, правильно с ними общаться, слушать и выслушивать собеседника, стараться понять его чувства, находить выход из конфликтных ситуаций с помощью общения.

То есть, ребенка надо научить быть вежливым (здороваться, прощаться, благодарить и извиняться), слушать, не перебивая, и слышать то, что хочет донести собеседник. Малыш с детства должен понять, что общаться с людьми надо аккуратно, стараться не обидеть другого человека во время разговора. Нельзя унижать или оскорблять людей, даже если они не согласны с мнением ребенка.

Всему этому должны научить, прежде всего, родители. Когда начинать обучение? С самого рождения.


Как учить общаться ребенка в разном возрасте

В кроха учится общаться с мамой. Поэтому в этот период малышу важен тесный контакт с мамой. Необходимо разговаривать с ребенком, чаще брать его на руки.

Когда малыш немного подрастет, научиться произносить первые слова, можно начинать развитие общения со взрослыми. Этот период длится от года до трех лет. Общаться с ребенком нужно на равных, не отталкивать его, это необходимо для формирования правильного навыка общения.

С трех до семи лет малыш уже ходит в детский сад, общается со своими сверстниками. Тут важно не запрещать играть и дружить ребенку с другими детьми. Именно в этот период надо научить малыша:

играть и дружить;
идти на контакт;
не обижать;
понимать, чего хочет другой человек.

В ребенок уже умеет общаться, устанавливать контакт. Но необходимо продолжать учить уже подросшее чадо, как правильно общаться с другими людьми.

В любом возрасте развивать коммуникативные навыки помогут игры.

Специальные игры

Все игры, которые помогают научиться общаться, нужно проводить с группой детей. В этом и заключается основная особенность занятий. Вот несколько вариантов.

Волшебный лес.
Необходимо поделится на две команды: лес и путники. Путники должны пройти через лес, а ребята, изображающие деревья, должны не пропускать их. Если путник вежлив, пропустить можно, если груб – нет.

За стеклом. Дети садятся друг напротив друга. Ведущий объясняет, что между ними стекло, они не слышат друг друга. Поэтому одна группа должна объяснить другой с помощью жестов свои потребности и : жажду, голод, холод, а также радость, печаль и т.д.

Вежливые слова. Сначала ведущий бросает ребенку мяч, он должен поймать его и сказать что-то вежливое. А затем дети по очереди кидают мяч друг другу. Чем больше вежливых слов ребята вспомнят, тем лучше.

Коробка с секретом. В любой коробке прорезать отверстия, число отверстий должно быть равным количеству игроков. А затем все одновременно просовывают руки в отверстие, руки встречаются и игроки должны найти руку, «познакомиться» с этой рукой, угадать чья она.

Зеркало. Необходимо разделиться на пары. Один игрок – это зеркало, он должен синхронно повторять все движения второго игрока. Потом дети должны поменяться местами.

Комплименты. Это очень простая и приятная игра. Нужно просто говорить друг другу комплименты, чем больше, тем лучше. Но комплименты должны быть искренними.

Все эти игры можно проводить в большом коллективе: в саду и школе. А дома просто учить ребенка, как нужно себя вести и показывать личный пример. А также приглашать домой друзей ребенка, организовывать вечеринки и, таким образом, учить детей общаться.

Коммуникативное развитие детей очень важно в настоящее время, когда дети много времени проводят у компьютера, значит, преобладает общение виртуальное, а не реальное. Поэтому старайтесь чаще общаться со своим ребенком, интересуйтесь, как прошел его день, какие впечатления он получил. И не забывайте рассказывать о себе. Ведь вы общаетесь, ребенок должен понимать, что важны не только его мысли и чувства, но и чувства другого человека. Ребенок должен научиться не только говорить, но и слушать.

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых - помочь ему в этом.

Способность к общению включает в себя:

1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!») .

2. Умение организовать общение («Я умею!») , включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!») .

От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех -четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач.

На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность - в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания - телесные контакты.

От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности - предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.

Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:

Создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;

Признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;

Сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека) , «Зоопарк» (подражание зверям) .

Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника - замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста) . Качества адекватной самооценки - активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра) .

Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

«Сорви шапку», «У нас все можно» и др.

Принципы общения с агрессивным ребенком:

Для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

Помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;

Показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Игры на выплеск агрессивности

«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

«Кукла Бобо» - кукла для выплеска агрессии.

«Разыгрывание ситуации»

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

Сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

После конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;

Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него - дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Игры: «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом

«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.

«Сидящий и стоящий».

Застенчивость

Последствия:

Препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

Удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

Не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

Усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

Мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

Сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости - разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»

Советы родителям замкнутых детей:

Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

Если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность - чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

Проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;

Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

Не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;

Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.) ;

Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

Выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

Уделяйте ребенку достаточно внимания;

Проводите досуг всей семьей;

Не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

Чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

Избегайте по возможности больших скоплений людей;

Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:

Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.

Не прибегайте к физическому наказанию

Чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям

Составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком

Воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией

Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка

Не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время

Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

Лишение удовольствия, лакомства, привилегий

Запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры

Внеочередное дежурство на кухне и т. д.

Страницы