муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Центр развития ребенка - детский сад № 51»
городской округ Электросталь
Московская область
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Тема «Использование технологии ТРИЗ - РТВ
в образовательном процессе ДОУ»
Выполнил:
Шершнева Ангелина Валерьевна - воспитатель
г.о. Электросталь
Актуальность проблемы и обоснование необходимости ее решения
Качественные изменения, происходящие в нашем обществе, не могли не затронуть систему общего образования, которая в этих условиях вынуждена и должна изменяться, чтобы быть способной удовлетворить новый социальный заказ развивающегося общества и государства. В условиях перехода к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения приоритетом является ориентир на личностные, метапредметные и предметные результаты.
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Таким развивающим средством является технология ТРИЗ - РТВ. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции.
Дошкольное образование как часть непрерывного образования является системой передачи детям культурных ценностей, развития умственного и творческого начала с установкой на будущее обучение в школе. Сегодня ценность не там, где мир воспринимается по схеме: знаю - не знаю, умею - не умею, а там, где есть тезис: ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю. На первый план выходит личность ребенка, готовность его к самостоятельной деятельности, иными становятся и задачи педагога - не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать.
Доказано, что главным показателем умственного, личностного и творческого развития является не столько сумма знаний, приобретенных ребенком, сколько совокупность и уровень развития, интеллектуальных умений и мыслительных приемов и логических операций. Особое внимание придается развитию творческих способностей детей. Способность решать творческие задачи, изобретать и делать открытия, выводы нужно развивать у каждого ребенка с детства.
Проблема развития творческого системного мышления, воображения психолого-педагогической литературе представлена широко в трудах Э.А. Голубевай, Т.Н. Дороновой. Возможности применения конкретных методов активизации творческого мышления, творческого воображения в процессе развития творчества дошкольников исследовали: Г.С. Альтшуллер, В.Н. Данченко, А.М.Страунинг. Е.Н. Яковлева рассматривала развитие творческого потенциала личности ребенка, творческие возможности в развитии творческой активности детей.
Как показывает опыт, уровень развития творческого мышления у детей недостаточно высок. Об успешности развития у детей творческой деятельности свидетельствуют увлеченность, способность переноса приобретенных знаний и умений в практическую деятельность, развитое критическое, творческое, системное мышление, фантазия и воображение, способность отказываться от шаблонов, самоорганизация в процессе решения творческих задач. Низкая логическая «вооруженность», низкий уровень видения объектов окружающего мира в системе проявляется в неумении самостоятельно добывать знания, доказательно рассуждать.
Все обшеобразовательные программы дошкольного образования включают в себя развитие общих и специальных способностей детей, но не дают методов и приемов развития творчества. Поскольку технология ТРИЗ-РТВ - это система методов и приемов, которые можно использовать во всех образовательных областях дошкольного образования, то она максимально увеличивает эффективность любой программы. Технология ТРИЗ-РТВ способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов умственного, личностного, творческого развития детей дошкольного возраста
В настоящее время становится очевидной необходимость разработки учебно-методического комплекса «ТРИЗ-РТВ в детском саду», включающего механизм творческого, умственного, личностного развития ребенка, индивидуальные учебные планы с использованием развивающей технологии ТРИЗ - РТВ в непосредственно организованной деятельности и в режимных моментах, динамическую и мониторинговую системы.
Сфера использования, объект проекта - образовательное пространство ДОУ.
Круг пользователей - педагоги дошкольных учреждений, родители.
Ступень обучения, для которой реализуется инновационный проект
3-4 года - младший возраст
4-5 лет - средний возраст
5-7 лет - старший возраст.
Сроки реализации проекта 2012 - 2016 г.г.
Тема проекта
«Использование технологии ТРИЗ - РТВ в образовательном процессе ДОУ»
Цель проекта
Внедрение технологии ТРИЗ-РТВ в образовательный процесс МДОУ как фактора повышения качества дошкольного образования в условиях образовательной среды
Задачи проекта
- Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологий ТРИЗ-РТВ.
- Создание единого социально - образовательного пространства, включающего ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.
- Формирование требований к профессиональным качествам педагога для работы с детьми дошкольного возраста по использованию средств ТРИЗ-РТВ в образовательном процессе. Организация повышения квалификации педагогов.
- Развитие взаимодействия и социального партнерства со школой.
Гипотеза:
При внедрении в образовательное пространство дошкольного учреждения методов и приемов ТРИЗ-РТВ будут созданы условия для достижения творческого уровня развития личности, построения воспитателем индивидуальной образовательной траектории воспитанников на основе выявления и развития их творческих способностей и индивидуализации (поисковая, изобретательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность).
Обоснование актуальности разработки
Идеями ТРИЗ-педагогики заинтересовались многие педагоги, так как в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та-кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-РТВ технология позволит воспитывать и обу-чать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, под-вижность, системность, диалектичность; с другой — (поисковой) разработка содержания программы по ТРИЗ-РТВ, а также формы и методы обучения активнос-ти, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.
Вместе с тем ТРИЗ-РТВ технология в систему работы дошкольных учрежде-ний массово не внедряется, поскольку недостаточно разработа-ны содержание программы по ТРИЗ-РТВ, а также формы и методы обучения.
Механизм реализации проекта
- Разработка учебно - методического комплекса «ТРИЗ - в детском саду».
- Создание системы отслеживание результатов, разработка процедуры оценки, определение критериальных показателей. Мониторинг реализации мероприятий и результативности проекта.
- Развитие межведомственного взаимодействия, социального партнерства.
Участники проекта муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 54»
Источники финансирования проекта спонсорская и благотворительная помощь, внебюджетные средства
Результаты инновационной деятельности
1.Увеличится число детей имеющих высокий уровень социально - личностного, интеллектуального, творческого развития.
Социально - личностная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.
Интегративные характеристики: развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке. Интеллектуальная сфера: острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность. умение хорошо излагать свои мысли, способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.
Творческая сфера: пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности художественно - прикладных занятиях и играх.
2.Увеличится количество педагогов активно внедряющих технологию ТРИЗ-РТВ, повысится их квалификация, профессионализм.
Повысятся профессиональные умения педагогов строить образовательный процесс в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка, умения модифицировать учебные программы, стимулировать творческие, интеллектуальные, когнитивные способности детей, владение эффективными методами обучения, воспитания, развития детей дошкольного возраста, способность к самоанализу, самооценки, психологическая чуткость, интеллектуальная компетентность.
3.Сформируется активная родительская позиция на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.
4.Совершенствуется преемственность с начальной школой по использованию ТРИЗ - РТВ в образовательном процессе ДОУ и школы.
Полученные образовательные продукты
Нормативные документы;
УМК «ТРИЗ - РТВ в детском саду»;
Механизм развития творческой личности средствами ТРИЗ - РТВ;
Дидактические материалы;
Диагностический инструментарий.
Общественная презентация результатов инновационной деятельности
Семинары;
Научно-практические конференции;
Открытые мероприятия;
Консультации;
Публикации.
Сроки и основные этапы проекта
Этапы проекта |
Сроки проекта |
Пути реализации проекта |
|
Подготовительный |
2012-2013 г.г. |
Разработка нормативно правовой базы проекта. Повышение квалификации педагогов, участвующих в проекте. Составление рабочих программ, учитывая специфику ДОУ. |
|
Проектировочно-практический |
Реализация проекта. Разработка УМК «ТРИЗ в детском саду». Координация мероприятий соисполнителей проекта. Диагностика, мониторинг, контроль реализации проекта в ДОУ. |
||
Обобщающий |
2015-2016 г.г. |
Анализ и обобщение опыта работы по реализации инновационного проекта. |
Механизм управления проектом
- Научно - методическое сопровождение
обеспечение программно-методическими и информационными ресурсами;
разработка диагностического инструментария для реализации проекта;
координация выполнения мероприятий соисполнителями проекта;
демонстрация педагогами опыта инновационной деятельности по теме проекта (открытые мероприятия, мастер-классы, участие в профессиональных конкурсах, публикации).
- Апробация и внедрение участниками проекта (администрация, педагоги ДОУ):
описание ожидаемых результатов, учитывая специфику ДОУ;
разработка плана мероприятий сопровождения проекта, учитывая специфику ДОУ;
разработка необходимой нормативной документации;
коррекция учебных планов;
проведение педсоветов, методических мероприятий;
разработка учебно- методического комплекса «ТРИЗ - РТВ в детском саду»;
мониторинг эффективности педагогических условий, направленных на развитие;
диагностика достижений воспитанников, педагогов;
обобщение и трансляция опыта деятельности ДОУ по развитию в СМИ, конференциях и т.п.
Прогноз возможных негативных последствий и пути решения
Технология ТРИЗ - РТВ в образовательном процессе
Решение проблемы развития способностей, компетентностей, творчества предполагает учет и введение в обиход системы образования специальных развивающих средств, так как уровни развития ребенка (личностного, интеллектуального, творческого) зависят от содержания и методов обучения.
Большинство современных технологий обучения помогает усваивать, закреплять, совершенствовать знания. Все обшеобразовательные программы дошкольного образования включают в себя развитие общих и специальных способностей, но не дают методов и приемов развития творчества. Поскольку технология ТРИЗ - РТВ - это система методов и приемов, которые можно использовать во всех образовательных областях дошкольного образования, то она максимально увеличивает эффективность любой комплексной образовательной программы. Технология ТРИЗ - РТВ, ее инструменты способствуют внесению новых идей в разработку содержания и методов развития способностей, компетентностей, творчества у детей дошкольного возраста.ТРИЗ - РТВ -это уникальный инструмент для поиска идей, выявления и решения многих творческих проблем, развития детей.
Основные функции ТРИЗ - РТВ: решение творческих и изобретательских задач любой сложности, прогнозирование развития систем и получение перспективных решений, развитие качеств творческой личности, выявление проблем, трудностей и задач при решении различных ситуаций, максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем. объективная оценка решений, систематизирование знаний всех образовательных областей дошкольного образования, позволяющее эффективнее использовать эти знания. Значение ТРИЗ - РТВ в развитии и воспитании личности уникально. Средства ТРИЗ - РТВ позволяют уменьшить психологическую инерцию при решении творческих задач, ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основания говорить о влияние ТРИЗ - РТВ на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности.
Таким образом, если объединить средства ТРИЗ - РТВ включающие методы, игры, задания, занятия на системное рассмотрение окружающего мира, сочинение чего-то нового, непривычного и практику обучения, воспитания и развития дошкольников, создать условия для развития способности, компетентности и творчества, разработать механизм развития познавательной, социально - личностной, интеллектуальной сфер, то это даст возможность сформировать развитую личность.
Осуществление выбора средств ТРИЗ - РТВ обеспечивающих социально - личностное, интеллектуальное, творческое развитие детей дошкольного возраста, создание механизма использования этих средств в образовательном процессе ДОУ.
- Создание механизма использования средств ТРИЗ - РТВ (методов, игр, приемов, инструментов) в образовательном процессе ДОУ.
- Создание методических рекомендаций по эффективному применению средств ТРИЗ - РТВ во всех образовательных областях дошкольного образования и во всех видах деятельности.
- Обучение педагогов ДОУ умению решать различные типы творческих задач средствами ТРИЗ-РТВ технологии и формированию этих умений у дошкольников.
- Формирование активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.
Ожидаемые результаты:
Компетенции |
Показатели |
|
Ценностно-смысловые компетенции |
понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. |
|
Общекультурные компетенции |
обладать познаниями и опытом деятельности (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере). |
|
Учебно-познавательные компетенции |
знать и уметь ставить цели, планировать, анализировать, проводить рефлексию, проводить самооценку учебно-познавательной деятельности. |
|
Информационные компетенции |
уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. |
|
Коммуникативные компетенции |
знать, способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; уметь навыки работать в группе, владеть различными социальными ролями в коллективе. |
|
Социально-трудовые компетенции |
владеть знаниями и опытом в сфере семейных отношений и обязанностей, в области социально - трудовой сферы. |
|
Компетенции личностного самосовершенствования |
непрерывное самопознание и развитие личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения. |
Способности |
Показатели |
|
Познавательные способности и навыки |
Владение большим объемом информации. Богатый словарный запас. Перенос усвоенного на новый материал. Установление причинно-следственных связей. Обнаружение скрытых зависимостей и связей. Умение делать выводы. Умение интегрировать и синтезировать информацию. Участие в решении сложных проблем. Организация информации. Умение улавливать сложные идеи. Умение замечать тонкие различия. Чувствительность к противоречиям. Использование альтернативных путей поиска информации. Анализ ситуаций. Умение оценивать как сам процесс, так и результата. Умение предвидеть последствия. Умение рассуждать. Построение гипотез. Применение идей на практике. Способность к преобразованиям. Критичность в мышлении. Высокая любознательность. |
|
Творческие способности |
Способность рисковать. Дивергентное мышление. Быстрота мышления. Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое. Богатое воображение. Развитая интуиция |
|
Особенности эмоциональной сферы |
Способность рисковать. Дивергентное мышление. Гибкость в мышлении и действиях. Быстрота мышления. Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое. Богатое воображение. Восприятие неоднозначных вещей. Высокие эстетические ценности. Развитая интуиция. |
I этап: 2012 - 2013 учебный год - подготовительный.
На данном этапе предполагается изучить практику внедрения ТРИЗ-технологий в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения в г. Электросталь. Предполагается также показать родителям ценность ТРИЗ-технологии для воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Данную работу планируется проводить через организацию открытых занятий с разными группами детей: по возрастам и по уровню подготовленности к изучению ТРИЗ и РТВ; через презентацию проекта, а также через тренинги для родительской общественности и педагогического состава.
Выявление группы воспитателей, проявивших интерес к данным методикам, позволит сформировать творческую группу, которая пройдет обучение.
Актив родителей также организует творческую группу, которая в дальнейшем будет оказывать помощь в организации воспитательной деятельности и исследовательской работе.
II этап: 2013-2015 учебный год - проектировочно-практический.
На данном этапе будет создана методическая база, необходимая для реализации проекта. В эту базу должны войти:
Программы;
Разработки воспитателей по использованию ТРИЗ и РТВ в процессе занятий (конспекты, презентации, раздаточный материал);
В этот же период будет разработана система диагностики уровня усвоения материала по двум направлениям:
- определение качества усвоения учебного материала в НОД, которая ведется с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ.Будет открыта страничка на сайте ДОУ для демонстрации творческих продуктов воспитателей и воспитанников, а также изданы публикации о промежуточных достижениях по работе проекта. анализ проделанной работы, мониторинг, подведение итогов. Изучение мнения родителей, демонстрация полученных умений и навыков по использованию приемов РТВ (открытые занятия, Фестиваль фантазеров, результативность участия в конкурсах), демонстрация полученных знаний через проектные работы.
- Также будет осуществлен самоанализ собственной педагогической деятельности, рефлексия.
- Данный этап предполагает подведение итогов:
- III этап: 2015 - 2016 учебный год - обобщающий.
- Будет организован семейный клуб для родителей "Играем вместе".
- На данном этапе будут созданы продукты творческой деятельности дошкольников (проектные работы, исследовательские работы, презентации, работы по изо и труду, выполненные с использованием приемов РТВ).
№ |
Мероприятия |
Этапы, сроки их выполнения . |
Результат |
Исполнители |
Проведение диагностики воспитанников на входе |
Справка по итогам диагностики, диаграммы сформированности ключевых компетентностей |
Зам.зав по ВР, педагоги |
||
Создание творческой группы педагогов, реализующих инновационный проект |
Протоколы заседаний творческой группы |
Зам.зав по ВР, творческая группа |
||
Дистанционное обучение педагогов |
Сертификаты о прохождении обучения |
Заведующий, зам.зав по ВР |
||
Разработка и внедрение программы подготовки педагогов ДОУ умению решать различные типы творческих задач средствами ТРИЗ-РТВ технологии и формированию этих умений у дошкольников |
Программа подготовки педагогов ДОУ умению решать различные типы творческих задач средствами ТРИЗ-РТВ технологии и формированию этих умений у дошкольников |
Заведующий |
||
Подбор средств ТРИЗ-РТВ создание методической базы, необходимой для реализации проекта |
Методическая база проекта |
Зам.зав по ВР, творческая группа |
||
Изучение (корректировка) программ по ТРИЗ и РТВ для разных возрастных групп |
Выбор программы, написание рабочих программ |
Зам.зав по ВР, педагоги |
||
Выявление педагогической осведомленности семьи, а также готовности семьи к сотрудничеству с ДОУ |
Результаты анкетирования родителей |
Заведующий, зам.зав по ВР |
||
Родительские собрания «Внедрение образовательное пространство дошкольного учреждения методов и приемов ТРИЗ как средства формирования ключевых компетентностей дошкольников» |
Протоколы родительских собраний |
Заведующий, зам.зав по ВР |
||
Организация семейного клуба для родителей "Играем вместе". |
Создание творческой группы родителей |
Зам.зав по ВР |
||
Организация предметной развивающей среды. |
Уголок «Изобретатель» в группах, дидактический, наглядный и раздаточный материал |
Заведующий, зам.зав по ВР педагоги |
||
Рецензирование рабочих программ по ТРИЗ и РТВ для разных возрастных групп |
Программы, готовые к реализации |
зам.зав по ВР |
||
Подготовка презентации проекта |
Презентация проекта для педагогов ДОУ |
зам.зав по ВР творческая группа |
||
Смотр знаний воспитанников (2 раза в год по полугодиям) |
Публикация результатов в печатных изданиях, демонстрация творческих продуктов на сайте. |
зам.зав по ВР педагоги |
||
Открытые занятия по ТРИЗ и РТВ для родителей |
Сценарий, протокол |
зам.зав по ВР педагоги |
||
Мастер-класс на разных возрастных группах дошкольников |
Публикация материалов |
зам.зав по ВР |
||
Диагностические занятия в ТРИЗовских группах, 2 раза в год |
Фиксирование результатов, составление сравнительного анализа с предыдущими показателями |
зам.зав по ВР педагоги |
||
Фестивали творческих работ по каждой возрастной группе. |
зам.зав по ВР педагоги |
|||
Участие в конкурсах детского прикладного творчества, выставках творческих работ воспитанников ДОУ |
Творческие работы воспитанников ДОУ |
зам.зав по ВР педагоги |
||
Круглый стол для родителей |
Выявление отношения к данному проекту. |
зам.зав по ВР творческая группа |
||
Семинар для педагогов ДОУ города «ТРИЗ в дошкольном учреждении» (рабочее название» |
Знакомство педагогов с методами и приемами ТРИЗ-технологий, возможность их использования в образовательном пространстве детского |
Заведующий, зам.зав по ВР |
||
Разработка учебно- методического комплекса «ТРИЗ в детском саду» |
Издание сборника материалов, включающего систему занятий, комплексно - тематические планы с использованием средств в непосредственно образовательной деятельности, циклограмму использования средств ТРИЗ-РТВ в режимных моментах и т.д. |
Заведующий, зам.зав по ВР |
||
Разработка информационного материала, презентаций по итогам проекта |
УМК, сайт «Мир другими глазами» (рабочее название) |
Заведующий, зам.зав по ВР творческая группа |
||
Итоги работы проекта |
анализ результатов, коррекция планов, сбор информации для осуществления следующего этапа. |
Заведующий, зам.зав по ВР творческая группа |
Ожидаемый продукт
Создана методическая база, необходимая для реализации проекта. В эту базу входят:
- программы;
- разработки воспитателей по использованию ТРИЗ и РТВ в процессе занятий (конспекты, презентации, дидактический материал);
- Разработана система диагностики уровня усвоения материала по двум направлениям:
- определение качества усвоения курсов ТРИЗ и РТВ;
- определение качества усвоения учебного материала по разным предметам, преподавание которых ведется с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ.Созданы продукты творческой деятельности дошкольников (проектные работы, исследовательские работы, презентации, работы по изо и труду, выполненные с использованием приемов РТВ).
- Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности распространения опыта
- Создана страничка на сайте ДОУ для демонстрации творческих продуктов воспитателей и воспитанников, а также изданы публикации о промежуточных достижениях по работе проекта
- Изменения в организации воспитательного процесса (проблемное воспитание)
- Внесение изменений в тематическое планирование, обусловленное возможностью ТРИЗ-технологий интегрировать темы занятий.
- Просвещение родительской общественности.
- Расширение возможностей для реализации творческих потребностей воспитанников: проектные и исследовательские работы, участие в конкурсах и фестивалях.
- Создание программ, методических разработок, наглядных материалов, в том числе и электронных.
- Разработка учебно-методического комплекса «ТРИЗ в детском саду». 2.Как стать гением: Жизненная стратегия твор-ческой личности / Альтшуллер Г. С, Верткий И. М. — Минск: Беларусь.- 19944.Гин А. «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность»6.Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2—3 классов. — Гомель.- 1995
- 7.Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие/ Дыбина О.В.- Тольятти.-ТГУ.-2009.-114 с.
- 5.Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
- 3.Викентьев И. Л., Каиков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. Новосибирск, 1992.
- 1.И тут появился изобретатель/ Альтов Г. - Москва.- 1989
- ЛИТЕРАТУРА
ТРИЗ для дошкольников .
Воспитатель НРМ ДОБУ ЦРР
детский сад «Теремок» Решульская Ю.Ш.
Он взрослых изводил вопросом «Почему».
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задаёт вопроса «Почему?»
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. В этом возрасте не только интенсивно развиваются все психические процессы, но и происходит закладка общего фундамента способностей.
Проблема интеллектуально- творческого развития детей – это одна из наиболее сложных и актуальных, которой многие известные исследователи уделяли большое внимание:
Я.А. Коменский,Ж.Ж.-Пиаже,Л.С. Выготский,Л.А.Венгер.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (модели, схемы, планы и т.д.). Также психологи утверждают, что развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях: конструировании, изобразительной деятельности и, прежде всего в игре. Естественно, что и развитие способностей складывается в процессе присущих дошкольнику деятельностей.
При освоении программы «Детство» по которой мы работаем, ребенок безусловно овладевает конкретными знаниями, умениями и навыками, которые имеют серьезное значение для развития, однако играют подчиненную роль по отношению к способностям. Поэтому мы посчитали необходимым и значимым в развитии собственной активной позиции у ребенка, в развитии его инициативы и творчества, использование в воспитательно-образовательном процессе технологии ТРИЗ в самых разных видах деятельности.
“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи. «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше…». Применение элементов теории решения изобретательных задач в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».
В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение и владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения.
Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное восспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности в зародыше
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.
Понимание выше перечисленного дало мне толчок для использования технологии ТРИЗ-РТВ в работе с дошкольниками.
1Этап - Диагностический:
Воспитательно-образовательный процесс в нашей группе осуществляется по программе «Детство». Именно поэтому свою работу по данной проблеме я начала с ее анализа. В данной программе задачи интеллектуального и творческого развития дошкольников не выделены, сформулированы крайне расплывчато, нетехнологично. Не достаточно методического, дидактического и диагностического материала. Поэтому мною был изучен опыт передовой педагогический работы по данной проблеме и технологии ТРИЗ.
Следующим шагом, было определение исходного уровня развития детей, для чего была проведена диагностика по программе «Детство» которая показала следующие результаты:
2 Этап - Внедренческий :
Второй этап включает в себя реализацию намеченных мероприятий.
Поскольку игра является ведущей деятельностью ребёнка, то и предложенные игры должны быть интересны детям и вызывать у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем.
В каждом ребёнке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях. Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит посредством дидактических игр (здесь дети не только получают новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи).
Нами была создана игра многофункциональное поле, которая состоит из четырёх полей.
Каждое поле содержит элементы ТРИЗ.
Поле № 1
Игра «Системный лифт»
Цель: Развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсцинировать; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.
«Системный лифт» графически выглядит, как трёх этажный дом - введение понятия, для дальнейшей работы НС – С – ПС; гнездо – 1 этаж, птица – 2 этаж.
Раньше была икринкой - стала лягушкой.
Будущее человека. Сейчас маленький потом – большой.
В играх - «Что с начало, что потом» -закрепляется последовательность происхождения того или иного предмета.
Здесь же. Игра «Лабиринт»
Цель: Развивает практически-действенное мышление.
Для активизации развития творческих способностей детей, создания интереса к занятиям, мною были взяты из мультфильмов персонажи всеми любимые детьми - Смешарики, которые помогают увлечь детей в мир сказки, радости, творческого воображения.
У игрушки проблема нужно её разрешить. В данном случае это Нюша ей нужны карандаши.
Поле №2
Игра: «Путешествие по пятиэкранке»
Цель : Развивать умение системного анализа объекта; формировать диалектическое мышление.
«Системный оператор»- это наборное полотно –«пятиэкранка», это лифт на котором можно ездить во всех направлениях: если поехать вниз – узнаешь части, из которых состоишь; поедешь вверх – узнаешь места, где можешь быть, поедешь назад – узнаешь прошлое, вперёд – будущее.
В этой игре дети могут покатать на «пятиэкранке» самые любимые предметы: Игрушки, мороженное и книгу сказок не только с положительными свойствами но и с плохими и т. д.
На этом поле можно составлять рассказ, сказку, загадку можно путешествовать в необычную страну, на необитаемый остров, на луну, где можно помогать героям преодолевать различные препятствия.
Поле №3
Особый этап работы по ТРИЗу - это работа со сказками.
После использования элементов ТРИЗ в разных видах деятельности, я решила попробовать применить ТРИЗ и в придумывании схематичного изображения сказки с помощью карандаша.
Дети легко справлялись с этими заданиями. Далее предложила детям придумать свою сказку, изобразить её схемой и рассказать, используя эту схему. И это им удалось. Дети - просто молодцы!
И Следующая игра называется « Волшебная дорожка»
Цель: Активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию
1 вариант «Ассоциация» прозрачный кружок путешествует по « волшебной дорожке» и меняет цвет и превращается в различные предметы
2 вариант «Я яблоко…» отждествление себя с яблоком или каким либо другим предметом.
3 вариант «Путешествие» Подразумевает путешествие любого персонажа с выполнением различных вариантов ходов.
Поле №4
Игра «Путешествие по девятиэкранке»
Цель: Развивать умение системного анализа объекта; формировать диалектическое мышление
Графически состоит из девяти окошек в которых видны не только Нс – С – ПС, но и подсистема в прошлом и в будущем.
Пример: Семечка – Саженец - Молодое деревце - Дерево – Бревно – Доска и т. д.
Здесь же Игра: «МЧ»
Цель: Активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться.
“Методика «маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких “человечков” дети составляют модели.
«Маленькие частицы», из которых состоят вещества, называются «молекулы», вместо слова «молекулы» говорим «маленькие человечки» твёрдые – держатся за руки;- мыло; жидкие – руки на поясе;- вода; газообразные – бегут - ветер.
Хочется отметить достижения детей выполнения программы за период 2008 – 2011 учебный год. Внедрение методов и приёмов теории ТРИЗ в педпроцесс способствовало повышению уровня развития дошкольников по реализуемой программе «Детство», что подтверждает сравнительный анализ достигнутых результатов и их положительную динамику. Результаты вам представлены на слайде.
Дети стали более активно проявлять интерес к объектам окружающего мира, приобрели способность к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, стали более логически и творчески мыслить, а главное стремиться фантазировать и изобретать.
ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.
Таким образом, ТРИЗ помогает формировать у детей творческое мышление, способствует воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.
Использование адаптированных методов и приемов технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе показало эффективность и положительную динамику в интеллектуально-творческом развитии дошкольников и подтвердило актуальность и значимость работы в выбранном направлении дошкольников. Чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем больше способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он и проявит, тем выше будет сформированность его интеллектуально-творческих способностей. А это прежде всего зависит от нас с вами. Поэтому практика по данному направлению будет применяться мною и в дальнейшей моей работе.
- писал К.Д.Ушинский.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Он взрослых изводил вопросом «Почему».
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задаёт вопроса «Почему?»
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. В этом возрасте не только интенсивно развиваются все психические процессы, но и происходит закладка общего фундамента способностей.
Проблема интеллектуально- творческого развития детей – это одна из наиболее сложных и актуальных, которой многие известные исследователи уделяли большое внимание:
Я.А. Коменский,Ж.Ж.-Пиаже,Л.С. Выготский,Л.А.Венгер.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (модели, схемы, планы и т.д.). Также психологи утверждают, что развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях: конструировании, изобразительной деятельности и, прежде всего в игре. Естественно, что и развитие способностей складывается в процессе присущих дошкольнику деятельностей.
При освоении программы «Детство» по которой мы работаем, ребенок безусловно овладевает конкретными знаниями, умениями и навыками, которые имеют серьезное значение для развития, однако играют подчиненную роль по отношению к способностям. Поэтому мы посчитали необходимым и значимым в развитии собственной активной позиции у ребенка, в развитии его инициативы и творчества, использование в воспитательно-образовательном процессе технологии ТРИЗ в самых разных видах деятельности.
“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи. «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше…». Применение элементов теории решения изобретательных задач в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».
В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение и владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения.
Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное восспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности в зародыше
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.
Понимание выше перечисленного дало мне толчок для использования технологии ТРИЗ-РТВ в работе с дошкольниками.
1Этап - Диагностический:
Воспитательно-образовательный процесс в нашей группе осуществляется по программе «Детство». Именно поэтому свою работу по данной проблеме я начала с ее анализа. В данной программе задачи интеллектуального и творческого развития дошкольников не выделены, сформулированы крайне расплывчато, нетехнологично. Не достаточно методического, дидактического и диагностического материала. Поэтому мною был изучен опыт передовой педагогический работы по данной проблеме и технологии ТРИЗ.
Следующим шагом, было определение исходного уровня развития детей, для чего была проведена диагностика по программе «Детство» которая показала следующие результаты:
2 Этап - Внедренческий :
Второй этап включает в себя реализацию намеченных мероприятий.
Поскольку игра является ведущей деятельностью ребёнка, то и предложенные игры должны быть интересны детям и вызывать у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем.
В каждом ребёнке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях. Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит посредством дидактических игр (здесь дети не только получают новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи).
Нами была создана игра многофункциональное поле, которая состоит из четырёх полей.
Каждое поле содержит элементы ТРИЗ.
Поле № 1
Игра «Системный лифт»
Цель: Развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсцинировать; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.
«Системный лифт» графически выглядит, как трёх этажный дом - введение понятия, для дальнейшей работы НС – С – ПС; гнездо – 1 этаж, птица – 2 этаж.
Раньше была икринкой - стала лягушкой.
Будущее человека. Сейчас маленький потом – большой.
В играх - «Что с начало, что потом» -закрепляется последовательность происхождения того или иного предмета.
Здесь же. Игра «Лабиринт»
Цель: Развивает практически-действенное мышление.
Для активизации развития творческих способностей детей, создания интереса к занятиям, мною были взяты из мультфильмов персонажи всеми любимые детьми - Смешарики, которые помогают увлечь детей в мир сказки, радости, творческого воображения.
У игрушки проблема нужно её разрешить. В данном случае это Нюша ей нужны карандаши.
Поле №2
Игра: «Путешествие по пятиэкранке»
Цель : Развивать умение системного анализа объекта; формировать диалектическое мышление.
«Системный оператор»- это наборное полотно –«пятиэкранка», это лифт на котором можно ездить во всех направлениях: если поехать вниз – узнаешь части, из которых состоишь; поедешь вверх – узнаешь места, где можешь быть, поедешь назад – узнаешь прошлое, вперёд – будущее.
В этой игре дети могут покатать на «пятиэкранке» самые любимые предметы: Игрушки, мороженное и книгу сказок не только с положительными свойствами но и с плохими и т. д.
На этом поле можно составлять рассказ, сказку, загадку можно путешествовать в необычную страну, на необитаемый остров, на луну, где можно помогать героям преодолевать различные препятствия.
Поле №3
Особый этап работы по ТРИЗу - это работа со сказками.
После использования элементов ТРИЗ в разных видах деятельности, я решила попробовать применить ТРИЗ и в придумывании схематичного изображения сказки с помощью карандаша.
Дети легко справлялись с этими заданиями. Далее предложила детям придумать свою сказку, изобразить её схемой и рассказать, используя эту схему. И это им удалось. Дети - просто молодцы!
И Следующая игра называется « Волшебная дорожка»
Цель: Активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию
1 вариант «Ассоциация» прозрачный кружок путешествует по « волшебной дорожке» и меняет цвет и превращается в различные предметы
2 вариант «Я яблоко…» отждествление себя с яблоком или каким либо другим предметом.
3 вариант «Путешествие» Подразумевает путешествие любого персонажа с выполнением различных вариантов ходов.
Поле №4
Игра «Путешествие по девятиэкранке»
Цель: Развивать умение системного анализа объекта; формировать диалектическое мышление
Графически состоит из девяти окошек в которых видны не только Нс – С – ПС, но и подсистема в прошлом и в будущем.
Пример: Семечка – Саженец - Молодое деревце - Дерево – Бревно – Доска и т. д.
Здесь же Игра: «МЧ»
Цель: Активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться.
“Методика «маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких “человечков” дети составляют модели.
«Маленькие частицы», из которых состоят вещества, называются «молекулы», вместо слова «молекулы» говорим «маленькие человечки» твёрдые – держатся за руки;- мыло; жидкие – руки на поясе;- вода; газообразные – бегут - ветер.
Хочется отметить достижения детей выполнения программы за период 2008 – 2011 учебный год. Внедрение методов и приёмов теории ТРИЗ в педпроцесс способствовало повышению уровня развития дошкольников по реализуемой программе «Детство», что подтверждает сравнительный анализ достигнутых результатов и их положительную динамику. Результаты вам представлены на слайде.
Дети стали более активно проявлять интерес к объектам окружающего мира, приобрели способность к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, стали более логически и творчески мыслить, а главное стремиться фантазировать и изобретать.
ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.
Таким образом, ТРИЗ помогает формировать у детей творческое мышление, способствует воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.
Использование адаптированных методов и приемов технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе показало эффективность и положительную динамику в интеллектуально-творческом развитии дошкольников и подтвердило актуальность и значимость работы в выбранном направлении дошкольников. Чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем больше способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он и проявит, тем выше будет сформированность его интеллектуально-творческих способностей. А это прежде всего зависит от нас с вами. Поэтому практика по данному направлению будет применяться мною и в дальнейшей моей работе.
Кто наблюдал за детьми, тот знает, что дитя счастливо не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, но тогда, когда оно совершенно серьёзно занимается увлекающим его делом», - писал К.Д.Ушинский.
Cоздание уcловий для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка.
Решение современных задач все больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умения видеть проблему в целом и отдаленные последствия своих действий.
Проблема интеллектуального развития дошкольников уже давно и целенаправленно изучается педагогами и психологами.
В дошкольном возрасте вырабатывается мотивация предметно - операционной, игровой, творчеcкой, учебной деятельности и общения, формируется познавательный потенциал мыcлительных операций. Исследования пcихологов А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина говорят о том, что применяемые в дошкольном возрасте формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в дальнейшем. Исследования зарубежных и отечественных психологов: В.В. Давыдова, П.П. Блонcкого, Ж. Пиаже, Л.С. Выготcкого, Г. Хемли, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна и Политкиной В.П. свидетельствуют, что без целенаправленного развития различных форм мышления, невозможно достичь высоких результатов в обучении детей, систематизации его учебных навыков, знаний и умений..
Под интеллектуальным развитием понимают - уровень развития умcтвенных споcобностей и операций, имея в виду запаc знаний и развитие познавательных процесcов (память, мышление, воображение) и т.д.
С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одно из направлений развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста является использование технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) . Автор ТРИЗ - Альтшуллер Г.С. Он создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей творчеcкое мышление, его гибкость, диапазон, сиcтемность, оригинальность и многие другие качества. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления.
При использовании технологии занятия с дошкольниками проводились нетрадиционными методами. Детям было интересно, они искали вместе истину. Упражнения и проведение игр с использованием ТРИЗ развивали у детей интеллектуальные способности: воображение и творчество, диалектическое и наглядно - схематическое мышление.
Использование технологии ТРИЗ способствует: поиску нетривиальных идей, решение и выявление творческих проблем, развития интеллектуальных способностей, формирования умственных действий, развитие комплекса познавательных процессов, таких как внимания, восприятия, мышления, памяти и воображения .
Принципы ТРИЗ: «Разрешение противоречий - ключ к интеллектуальному мышлению. Средство работы с детьми - педагогический поиск. Если ребенок не задает вопроса, то воспитатель задает его сам: «Что было бы, если…» Занятие это поиск истины» .
Одной из важных и повседневных проблем в дошкольном образовании, является проявление творчества педагогов в работе с детьми, формирование системного, многослойного педагогического мышления.
Для того чтобы ребёнок овладел не только определенной суммой умений и знаний, а также мог фантазировать, активно мыслить, конструировать и изобретать, очень важно приобщить детей к ТРИЗ
Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию и воображение у детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ для дошкольников - это система игр, упражнений и занятий, призванная не изменить основную программу, а увеличить ее эффективность.
ТРИЗ облегчает производство новых идей, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у детей творческого воображения, изобретательской смекалки, диалектического мышления.
В рамках исследования, проводимых дошкольным отделом ИПК и ПРО, детский сад №14 «Чайка» г. Кокшетау Акмолинской области заключил договор по экспериментальной работе «Влияние технологии ТРИЗ на формирование личности дошкольников» . Согласно которому была разработана пошаговая программа мероприятий по внедрению данной экспериментальной технологии в детском саду. Этот эксперимент в детском саду длится более года.
Автор, настоящей статьи входит в исследовательскую группу по внедрению технологии ТРИЗ в ДОУ. Нами с другими членами группы была проведена часть элементов этой технологии по внедрению ТРИЗ в образовательный процесс.
Под развитием интеллектуальных способностей детей в процессе использования технологии ТРИЗ мы понимаем достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также и степень усвоения знаний, умений и навыков, и интеллектуальных умений.
Нами была проведена диагностика на выявление уровня сформированности интеллектуального развития у детей старшегодошкольного возраста, а точнее на изучение наглядно - схематического мышления у старших дошкольников. В исследовании использовалась диагностика Матвеева и Выбойщика «Четвёртый лишний» . Цель исследования - выявить уровень развития наглядно - схематического мышления у старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группе. Стимульный материал представлял собой пять карточек с рисунками. Ребёнку показывались карточки, на каждой из которых были изображены четыре предмета, подобранных таким образом, что только три из них связаны между собой по какому-либо признаку. Испытуемый должен был указать, какой из этих четырёх предметов лишний, и обосновать свой ответ. Диагностика проводилась в подготовительных группах № 5 (экспериментальная) и № 7 (контрольная) . В опросе участвовало 48 детей. Дети были увлечены. Им было интересно отгадывать и называть рисунки. Ответы детей были полными, но приходилось концентрировать их внимание на условии задач, помогать наводящими вопросами. Дошкольники правильно выделяли группы предметов, продемонстрировав умение обобщать и анализировать, но не всегда могли обозначить выделенные группы одним словом - термином. Практически всегда эта была либо функциональная характеристика (шкаф и комод - «то, во что вещи складывают» ) , или сужение понятия до одного элемента (ручка, карандаш - «это ручка» ) . Невозможность подбора словесного обобщения объясняется в частности, бедным словарным запасом у этих детей.
На этапе констатирующего эксперимента нами были выделены контрольная и экспериментальная группа по 24 человека в каждой. Уровень развития наглядно-схематического мышления у дошкольников был примерно одинаков. Исследование по констатирующему этапу проводилось в ноябре 2012г.
В ходе эксперимента в экспериментальной группе проводились занятия по технологии ТРИЗ. Где использовались упражнения и задачи на развитие воображения и фантазии, на обобщение информации, классификации и анализа.
В январе 2013г. была проведена повторная диагностика по выявлению уровня развития наглядно - схематического мышления у старших дошкольников. Результаты, полученные в ходе диагностики, представлены в таблице 1.
Материал диаграммы наглядно показывает, что в результате использования технологии ТРИЗ на занятиях в экспериментальной группе количество детей с уровнем развития мышления выше среднего больше, чем в контрольной группе, в которой ТРИЗ не использовался. Низкий уровень развития мышления в контрольной группе выше, чем в экспериментальной группе. Что свидетельствует о том, что технология ТРИЗ способствует интеллектуальному развитию дошкольников, направленному не только на овладение определенной суммой знаний и умений, а также и на развитие наглядно - схематического мышления, а также мог фантазировать, активно мыслить, конструировать и изобретать.
Итак, сравним результаты исследований, которые свидетельствует об эффективности использования технологии ТРИЗ, в том числе и по развитию наглядно - схематических и логических приемов мышления дошкольников.
Вся экспериментальная работа детского сада «Чайка» Акмолинской области г. Кокшетау сопровождается диагностическими процедурами и мониторинговыми измерениями. Нами уже составлены методические рекомендации по их осуществлению в ходе дальнейшего процесса апробирования и внедрения технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Анастасия Гостева
Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей
Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников.
Актуальность
Процесс реорганизации системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и образования, стимулирует поиски новых, более эффективных подходов к этому процессу. В свете новых тенденций в образовании для детского сада нужен педагог, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога . Для того чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные.
Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ.
Общество испытывает потребность в творческих личностях , способных активно действовать , нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. В настоящее время перед дошкольным образованием стоит задача- помочь дошкольникам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Но это возможно лишь в том случае, если педагоги помогут воспитанникам научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать свои собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом . Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей , развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады. Дошкольный возраст уникален, поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми , замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий .
В результате рефлексии выявила, что мне не хватает компетентности в области применения технологии ТРИЗ .
Все вышеизложенное определило тему самообразования «Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников»
Использование данной технологии в детском саду позволит создать условия для развития у дошкольников , с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковую активность, стремление к новизне; речь и творческое воображение .
Работа по теме саморазвития рассчитана на 2года , в период с 2016 по 2018 г.
Цель :
Развитие профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС.
Освоение современных психолого-педагогических технологий ,
Задачи саморазвития :
Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.
Изучить и внедрить технологию ТРИЗ , ее формы, методы и приемы обучения в педагогический процесс.
Проанализировать опыт работы других педагогов – новаторов по использованию технологии ТРИЗ .
Создать психолого-педагогические условия для развития способностей , компетенций и творчества воспитанников средствами технологий ТРИЗ-РТВ .
Разработать перспективное планирование детьми 3-7 лет в соответствии с тематическими неделями ДОУ.
Перечень вопросов саморазвития :
Изучение психолого-педагогической литературы;
Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
Изучение педагогического опыта других педагогов по теме «Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников» ;
Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса с использованием технологии ТРИЗ .
Предполагаемый результат саморазвития :
Знание методик и форм работы, использование ТРИЗ технологии в ДОУ .
Создание образовательной среды , центр «Игры для детей по технологии
-ТРИЗ ».
Положительная динамика показателей интеллектуального развития детей .
Развитие фундамента творческих способностей дошкольников в разных видах детской деятельностях
Умение провести рефлексию опыта работы по теме;
Разработка индивидуальную программу профессионального саморазвития ;
Ведение мониторинга своего профессионального роста;
Обобщение и распространение опыта на различных уровнях;
Умение организовать образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО.
Этапы педагогического саморазвития
Этапы само-развития Содержание работы Сроки Практическая деятельность
Диагности-ческий Изучение образовательной технологии – ТРИЗ
Использование интернет источников
Обновление методической и практической литературы, наглядного материала по вопросам использования ТРИЗ- технологии в ДОУ .
Изучение методических и практических новинок литературы по вопросам реализации ТРИЗ – технологии в ДОУ 2016-2017г .
Сентябрь-октябрь
Сентябрь-май Утверждение плана саморазвития .
Пройти курсы повышения квалификации по использованию ТРИЗ – технологии в ДОО
Изучение литературы :1. Альтов Г. С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1984 г. - 243 с.
2. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск : Наука, 1991 год. - 223 с.
3. Ардашева Н. И., Гуткович И. Я, Костракова И. М., Сидорчук Т. А. Истории про. -Ульяновск, 1993г. - 46с.
4. Григорович Л. А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности. Автореф. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. -М. 1996 г.
5. Гуткович И. Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. \сборник конспектов занятий воспитателей Центра. -Ульяновск, 1996г. -100 с.
6. Мурашковска И. Н. Развивающие игры . Игра "Теремок". -Рига 1994 г.
7. Нестеренко А. А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993г. - 32 с.
8. Поддъяков Н. Н., Сохин Ф. А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М, 1998 г.
9. Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления . \сост. Н. И. Ардашева, И. Я. Гуткович, Т. А. Сидорчук, О. Н. Тарасова. -Ульяновск, 1995г. -67с. 10. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества . - М.: Просвещение, 1990 г.
11. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. - М, 1998.
12. Самойлова О. Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. \пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1996г. -39с.
13. Сидорчук Т. А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. \изд. 2, - Ульяновск, 1991г. - 52с.
14. Сидорчук Т. А. Мушарапова Л. А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста \в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа : традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону, 1994г. - стр. 75-77.
15. Сидорчук Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников : Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск : ООО "Росток", 1998. -64 с.
16. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи . -Ульяновск, 1996г. -152с.
Прогности-ческий Определение целей и задач темы.
Прогнозирование результатов
Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий , отслеживание результатов работы) Октябрь-ноябрь
Сентябрь-декабрь
Апрель-май -Выступление на педагогическом совете по теме «ТРИЗ как инновационная технология развития творческого мышления »
Семинар –практикум «Развитие творческого воображения у дошкольников»
Подбор пакета диагностических методик отслеживания результативности целей и задач по внедрению технологии
Работа над сбором и оформлением дидактического материала : Изготовление картотеки
игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ
технологий .
Показ открытого методического мероприятия в ДОО с использованием ТИРЗ технологий .
Показ открытого педагогического мероприятия на районном семинаре
Психолого-педагогическая диагностика.
Практи-ческий Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса
Корректировка работы с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников.
Результаты работы
Октябрь-ноябрь
Сентябрь-май.
Апрель-май -Разработка проекта «Внедрение в образовательное пространство ДОУ методов и приёмов ТРИЗ как средства формирования ключевых компетентностей дошкольников»
Разработка сборников практического игрового материала и конспектов НОД в соответствии с «Календарём жизни ДОУ»
Обогащение РППС развивающими играми и пособиями по ТРИЗ – технологии
Посещение вебинаров,семинаров
Ведение мониторинга эффективности выбранных методов и приемов работы.
Открытые показы для воспитателей
.
Участие конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель года»
Представление опыта работы на районном методическом семинаре.
Ведение персонального сайта
Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.
Обобщаю-щий Подведение итогов.
Оформление результатов работы.
Распространение опыта своей работы Апрель май -Демонстрация пособий, дидактических игр по ТРИЗ – педагогики (изготовленых педагом)
Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования : «Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников»
Публикация материалов в СМИ
Размещение материала по теме на сайте ДОУ, в электронном портфолио в социальной сети.
Распространение опыта работы на муниципальном региональном, уровне.
Создание на официальном сайте МБДОУ страницы, отражающей деятельность по реализации методов и приёмов ТРИЗ – технологии
Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей) .
Примерная смета расходов на саморазвитие :
№ Наименование затрат на саморазвитие Сумма затрат (руб.)
1 Курсы повышения квалификации 6000.
2 Приобретение методической литературы 2550.00
3 Участие в интернет-конкурсах : 400.00
Итого : 8950.00
Частное детское образовательное учреждение детский сад «Акварель»
Детский краткосрочный практико-ориентированный проект
по теме:
«Зачем есть кашу?»
Выполнила: Ригерт А.В.
Март 2016
Участники проекта: дети подготовительной группы с родителями.
Срок выполнения: с 21 марта по 25 марта (5 дней).
Вид проекта: детский краткосрочный практико- ориентированный.
Цель: создание условий для обогащения детей знаниями о полезности каши через различные виды деятельности.
Задачи:
1) развивать познавательную активность у детей дошкольного возраста;
2) выяснить причины, по которым дети не хотят есть кашу;
3) развивать совместное творчество родителей и детей.
Актуальность:
Взрослые часто говорят, что каша- самый лучший завтрак, если ее не есть, то сил не будет, не вырастишь большим. Ее готовят дома и в детском саду. Но не все дети любят есть кашу.Нам стало интересно, так ли это на самом деле. И мы решили начать свою исследовательскую работу по данной теме.
Реализация проекта
1. Подготовительный этап
Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
Подбор методической, художественной литературы, наглядного материала по данной теме;
Составление планов мероприятий.
Что знаем о каше?Что хотим узнать?
Что сделаем?
Полезная;
Прибавляет силы;
Не все дети ее любят;
Бывает каша овсяная, гречневая, манная, рисовая;
Бывает в пакетиках;
Помогает расти.
Из чего готовят;
Как готовят;
Бывает ли фруктовая каша.
Сходим на кухню;
Посмотрим как мама готовит;
Спросим рецепт.
Мы решили выяснить много ли детей в нашем саду не любят каши и почему?
Для этого мы провели опрос:
1. Любишь ли ты есть кашу?
2. Какая твоя любимая каша?
3. Если не любишь, то почему?
В опросе приняло участие 56 детей нашего детского сада.
По результатам опроса было выявлено следующее:
46 человек (82%) любят есть кашу.
10 человек (18%) не любят есть кашу.
Причины:
3 человек (5 %) не любят кашу, потому что она невкусная;
6 человек (11 %) - плохо выглядит(не нравится как выглядит);
1 человек (2 %)- есть и другая полезная пища.
Любимые каши:
гречневая,
кукурузная,
пшенная,
манная,
рисовая.
Тематический план:
что такое каша? (работа с толковыми словарями);
исследование каши, которую дают в детском саду;
пословицы и поговорки о каше;
фразы и выражения о каше;
посещение кухни, вопросы повару;
сюжетно-ролевая игра «Повара»;
сочинение стихов о каше;
игра «Прошлое-будущее» («Логические цепочки»);
составление и отгадывание загадок;
что полезного есть в каше, какие полезные вещества в ней содержатся.
2. Основной этап
Беседа с детьми на тему: «Что такое каша?»
Обратимся к словарям.
Толковый словарь С.А. Ожегова :
«Каша»-
1. Кушанье из сваренной или запаренной крупы. Гречневая к.
2. перен. То же, что месиво (в 1 знач.) (разг.). К. из песка и снега.
3. Нечто беспорядочное, путаница (разг.).
Толковый словарь В.И. Даль:
«Каша»-
1. Густоватая пища, крупа вареная на воде или на молоке. Крутая каша, гречневая, пшенная, полбеная, ячная, овсяная, ржаная или зеленая и пр. она готовится в горшке и в печи, запекаясь сверху; жидкая, кашица; размазня, по густоте, между крутою и кашицей, похлебкой с крупою.
2. стар. обед после свадьбы у молодых, на новом хозяйстве. Сосед на каши зовет, на крестины или к молодым на обед. Кашничать, пировать на кашах, у молодых, или на крестинах. Кашничанье ср. пированье на каше, кашке.
3. Смятение, сумятица, суматоха.
Этимологический словарь Р.П. Андреева:
«Каша»-
Род пищи: кушанье из крупы, сваренной до густоты на воде или на молоке.
Из прочитанного мы сделали вывод, что каша-это:
крупа вареная на воде или молоке;
обед после свадьбы;
беспорядок, путаница.
Исследование каши, которую дают в детском саду.
Исследуем каши, которые дают в детском саду и заносим свои наблюдения в таблицу.
Учили фразы и выражения о каше
Каши не сваришь- не договориться, не сделать дело.
Мало каши ел- мало сил или опыта
Заваривать кашу- затеять сложное, что угрожает неприятностями.
Расхлебывать кашу- справляться с трудным делом.
Пословицы и поговорки о каше.
Щи да каша- пища наша.
Заварил кашу, сам ее и расхлебывай.
Посещение кухни, вопросы повару
Алена Владимировна рассказала нам, как готовит гречневую кашу.
Перебрать крупу.
Поставить на огонь. Посолить. Добавить подсолнечное масло.
Следить и помешивать.
Сюжетно-ролевая игра «Повара
»
Сочинение стихов о каше
Жила-была добрая Маша,
Она ела овсяную кашу.
Стала она красивой.
И была всегда любимой.
Кушайте кашу!
На столе стояла каша.
К ней подкралась мышка Маша.
Мышка очень любит кашку.
Ну, а мы простим милашку.
Составление загадок о крупах
Белая как снег.
Овальная как цифра 0.
Маленькая как муравей, но не живая.
Варится как лапша.
Эта крупа коричневая, как дерево.
По размеру меньше камня.
По форме- треугольная как гора.
Легкая как шар.
Игра «Прошлое- будущее» («Логические цепочки»)
Цель: учить называть прошлое и будущее объекта, составлять цепочку.
Ход игры: ребенок составляет цепочку и отвечает на вопрос взрослого:
- Чем был объект? Чем будет объект? Например: просо- пшено-пшенная каша.
Что полезного есть в каше, какие полезные вещества в ней содержатся?
Если есть каши каждый день, не надо будет
ходить в аптеку за витаминами
2. Витамины А,В,С, D ,Е.
3. Прибавляет сил.
4. Содержит клетчатку, которая влияет на работу сердца.
5. Если есть крупу с молоком. То будет стройная фигура.
Сочинение сказки
Сказка про кота, мышку и кашу.
В одном уютном деревенском домике жил-был кот Мурлыка.
Кот Мурлыка был добрым, но ленивым. Целый день кот лежал на печке и ленился, ничего не делал, и даже ему было лень поесть.
Но поздним вечером на него напал голод, и ему пришлось готовить кашу. Кашу он любил гречневую, потому что она напоминала ему большую котлету. Собравшись с силами, кот начал готовить кашу.
Е домике жила мышка Белозубка, она была хитрой и прожорливой. Почуяв запах готовившейся каши, мышка решила полакомиться кашкой, и для этого придумала коварный план.
Мышка дождалась,когда приготовится вкусная кашка, вылезла из норки, подбежала к коту и сказала ему жалобным голосом: «котик, ты такой добрый, такой заботливый, не дай умереть с голоду бедной мышке, угости меня одной малюсенькой крупиночкой своей вкусной каши».
Кот сжалился над маленькой голодной мышкой и дал ей крупиночку. Съев крупинку, мышка начала просить еще и еще. Кот был очень добрым, поэтому не мог отказать бедно голодной мышке. И так, крупинка за крупинкой, мышка перетаскала с свою норку всю кашу
Кот увидел, что каши у него больше нет, очень расстроился, и начал жалобно мяукать. Его жалобной мяуканье услышал домовой, который жил в этом доме и охранял его покой и уют. Он решил помочь коту, собрал всех сверчков, живущих за печкой, и они перетаскали все крупинки каши обратно в миску коту.
Каково же было удивление мышки Белозубки, когда она не обнаружила ни одной крупинки в своей норке. А кот Мурлыка не верил своим глазам, каша снова была в его миске.
Так домовой помог доброму коту, а мышка перестала хитрить и научилась делиться.
Приготовление каши дома с мамами