Необычные растения        26.09.2019   

Как называется часть галстука на букву у. Всё об истории галстука: кто же его придумал? Необычное описание его происхождения. Типы галстучных узлов

Галстук - один из самых распространённых мужских аксессуаров, каждый мужчина надевал галстук и не раз. Причин для этого много: дресс-код в школе, институте, офисе; сейчас продаётся масса стильных летних костюмов, которые тоже можно носить с галстуком; появились галстуки в спортивном стиле одежды; галстук надевают на такие мероприятия как свадьба, день рождения, выставки, театры, творческие вечера и... это далеко не полный список. Для некоторых мужчин, галстук - это способ самовыражения, для других - это "удавка", от которой они избавляются сразу же, как выйдут за порог. Но, каким бы не было наше отношение к галстукам, они существуют, и, более того, имеют длинную историю.

Перед тем как углубиться в историю галстука, есть смысл разобраться с некоторыми понятиями. К примеру, на немецком языке говорят "halstuch" (ранее "krawatte"), что в переводе на русский означает "шейный платок" (или полоска ткани, обвязанная вокруг шеи, как украшение, аксессуар).

Например галстук по-украински - "краватка". Но это не имеет отношение к кровати. Кроатия - Хорватия, кроаты = хорваты, они служили в качестве наемных войск - легкой конницы в Австровенгрии и носили шейные платки - галстуки наподобие пионерских. Западная Украина тоже входила в состав Австровенгрии, и отсюда через русинов слово попало в украинский язык. В 1635 году. после того, как хорватские воины победили янычаров турецкого султана, они были приглашены Анной Австрийской к ее двору, за проявленную доблесть. Хорватские офицеры тогда носили разноцветные шелковые платки.

Привычное нам слово галстук произошло от немецкого слова Halstuch, что в переводе означает шейный платок. И действительно, галстуки возникли из шейных платков.

Современные хасиды (есть такая группа евреев) носят галстуки, а вот раньше не носили и презирали носящих, называея галстук - геринг (по-идишски - селедка). Некоторые группы верующих в россии и украине, например, пятидесятники, не носили галстуков и за ношение галстуков исключали из церкви.

Впрочем, евреи издавна носили шейные платки, например плкмя Иуды носила такие платки, которые сейчас в моде у палестинцев, в жару этим платком повязывали голову, а при песчаной буре закрывали рот и нос. Британцы приобщились к этим платкам. повоевав в пустыне. Можно лицо и даже голову замотать в песчаную бурю, или для согрева. Шею защищает от натирания и воротник от грязи.

В течение многих лет, ношение куфии (keffiyeh) было повсеместным среди британских солдат, которые теперь называют их шемаг (shemagh). Их использование некоторыми единицами и формированиями вооруженных сил и полиции прежней Британской империи относится ко времени перед Второй Мировой войной. Из-за удобства шемаги (shemagh) были приняты на вооружение палестинской полицией, пограничными силами Иордании, суданскими Силами Защиты, арабским Легионом, британскими SAS, не считая других, которые носили их, работая в Северной Африке. После войны, их использование армией продолжалось в пустыне и в умеренных широтах. С началом войны с террором, шемаги (shemagh), обычно хлопковые и в армейском стиле - оливковые, с серым или черным вышитым рисунком, были приняты и американскими войсками. Их практичность в засушливой окружающей среде, в Афганистане и Ираке, объясняет их популярность среди солдат. Солдаты часто носят шемаг (shemagh), свернутым в треугольник и обернутым вокруг головы, защищая лицо и глаза от песка. Как и другие статьи одежды военного времени, типа футболок и штанов хаки, арафатка недавно стала и этническим и военным шиком среди тех кто не заинтересован ни политикой, ни вооруженными силами. В Европе и Америке и Австралии, черно-белая куфия (keffiyeh) стала участником молодежной моды, часто используемая как обычный шарф.

От англичан эти платки попали в армию США.

Впервые в Европе шейный платок, называющийся "фокале" появляется у римских легионеров, у которых он служит не для украшения, а имеет чисто практическое значение. Одежда легионера состояла из шерстяной рубахи (tunica) с короткими рукавами или без них, поверх которой носили доспехи. Шею повязывали платком, чтобы ее не натирали пластины панциря. Шейные платки офицеры делали из шелка, который римская империя ввозила из Китая. Дело в том, что шелк не дает заводиться в белье вшам, и это настолько важно в военных условия, что в плоть до 19-го века в армиях разных стран, в том числе и Российской офицеры носили шелковое белье и шелковые шейные платки.

После распада великой империи многие римские традиции и обычаи, включая ношение шейных платков, унаследовали румыны, а от них фокалес перешли к хорватам, чей конный полк во время парада яркими шейными платками, являющимися частью униформы в свое время и сразил наповал молодого Людовика ХIV.

Но самым старым упоминанием о галстуке или шейном платке является сенсационная находка в Китае. В 70-ые годы 20 столетия крестьяне при рытье колодца нашли статуи целой армии воинов императора Цинь Шихуан-ди, который правил около 220-ых годов до нашей эры. Отказавшись от массовых жертвоприношений, он приказал похоронить с ним терракотовую армию - точную копию воинов и лошадей. Этот поступок был подарком не только для тех, кто должен был быть похоронен с правителем, но и для нас, так как идеально сохранившиеся статуи позволяют нам увидеть первое подобие галстука на шеях китайских воинов.

Терракотовая армия

Существуют исторические упоминания, что в Древнем Египте и Древнем Риме тоже использовали шейные платки, которые указывали на привилегированность их обладателей. После падения римской Империи, традицию носить "fascalia" (так называли шейные платки в Риме) унаследовали румыны, а затем и хорваты. Именно хорватам можно отнести заслугу в появлении галстука в Европе...

На военных хорватов во время победного парада, ознаменовавшего конец 30-летней войны, Людовик XIV (король Франции), увидел яркие шейные платки, которые были частью их униформы. Так, в 1663 году, история галстука получила дополнительный импульс. Так как король был большим ценителем всего прекрасного, то его внимания не избежала и эта деталь. Доподлинно неизвестно, но некоторые историки утверждают, что король приказал будущему министру обороны, Франсуа Мишелю Ле Телье, маркизу де Лувуа, достать для него несколько таких платков. Примерно в это время появляется немецкое название "halstuch".

Людовик XIV

В 17 столетии модным стал длинный жилет под камзол, на шею было принято повязывать длинный платок, который обворачивался вокруг шеи несколько раз, а свободные концы просто свисали. Такие платки были очень популярны. Было придумано много вариантов завязывать подобные платки, что занимало у модников того времени очень много времени.

Следующая эпоха в истории галстуков наступила через 100 лет, и, разумеется, случилось это снова во Франции, являющейся, как известно, законодательницей мод. А где же еще? Ведь во Франции мода не исчезала даже во времена кровавых войн и разрушительных революций. Великая французская революция рубила не только головы с плеч, но и шейные платки с шей. Исчезали старомодные галстучные узлы. Исчез кокетливый бант лавальер. Один из лозунгов революции — «Новому времени — новые галстуки!» Так появился революционный шейный платок анкруайабл, то есть «невероятный», драпируемый от груди до самого подбородка и искусно завязанный несколькими сложными узлами. В столичных европейских городах конца XVIII — начала XIX века возникла новая престижная и высоко оплачиваемая профессия — учитель по завязыванию галстуков.
Великое изобретение не скрыть — и вскоре «невероятный» галстук пересек Ла-Манш. В Англии эти огромные шейные платки получили название «салфеточная мода». Галстуки шили из шелка, шерсти, атласа, с разнообразнейшими узорами и без них. В Европе издавались учебники по завязыванию галстуков, в числе их авторов был неимоверный модник и щеголь Оноре де Бальзак. Великий французский романист так и не сумел стать лучшим учителем по галстучному делу, но одно его высказывание по этому поводу вошло в века: «Мужчина стоит того же, что и его галстук».
К середине XIX века в Англию пришла мода на отложные воротнички, и именно тогда началась история длинного галстука, причем цветного — прототипа современного. В те времена он был очень популярен в морской и спортивной среде, а потому и названия получил соответствующие: регат или four-in-hand (спортивный термин, обозначающий управление четверкой лошадей). Богема продолжала носить романтический лавальер, но мужественный и лаконичный регат постепенно завоевывал все более прочные позиции. Говорят, что его придумал один молодой яхтсмен. Не желая тратить время перед соревнованием на мучительное завязывание галстука, он просто разрезал его сзади и пришил на месте разреза петлю и пуговицу, которых не было видно из-под воротничка рубашки. Между прочим, практичный регат по сей день является частью военной униформы во многих странах мира. Вскоре подошло время пластрона — платка, который завязывался узлом на груди и закалывался специальной декоративной булавкой. Его британский вариант — эскот, получивший свое имя по названию знаменитого виндзорского ипподрома.

Англичане возвели галстук в культ, а негативное высказывание в адрес аксессуара было лично обидой - "обидой, которую можно смыть лишь кровью".

Пётр I, со своим новаторским нравом, стал поощрять ношение галстуков. Издавались указы, которые принуждали носить их, что было признаком цивилизованного вида. Но Петр изучал западную моду не столько на балах и приемах, сколько на верфях и шхунах, поэтому галстук в России ведет свой род скорее от демократичного шейного платка голландского матроса, чем от кружевного придворного банта. Россия отчаянно сопротивлялась подобному новшеству, но Петр I настаивал, применял репрессивные меры, карал не меньше, чем за бороду, — и униженные бояре, сбрив бороды, надели и шейные платки. Причем поначалу возникла жуткая путаница. Россияне никак не могли отличить шейный платок от носового, который тоже был для них в диковинку, и великий царь был вынужден издать специальное пояснение о том, что «галстуком негоже утираться и в него не велено сморкаться». Русское купечество не признавало галстуки еще и потому, что придерживалось в одежде традиционного русского стиля, к которому эта элегантная деталь костюма совершенно не подходила. Короче, Россия галстук невзлюбила. Недаром на Руси он получил такое количество презрительных имен: и гаврилка, и удавка, и петелька, и змеюка, и даже фофочка.

Пётр I

Галстук в девятнадцатом веке стал невероятно популярен: их изготавливали из разных тканей, таких как шёлк, атлас, шерсть и др. Невероятные орнаменты и узоры; необычные цвета; было придумано огромное количество узлов, самым популярным был "Байроновский узел". Появились "трагические галстуки", которые было принято надевать на похороны. Популярен был "Вальтер Скотт" - галстук в клетку, и белый галстук, который положено надевать только в торжественных случаях.

Знаменитый лорд Байрон ввел моду на свободно завязанные и не стягивающие горло платки, они так и назывались — а-ля Байрон. Кстати, эти галстуки обожал Александр Пушкин. Пылкие художественные натуры оставались верны лавальеру. «Трагические» черные галстуки надевали не только в дни похорон и траура, но и как скорбный символ неразделенной любви, а белоснежные считались уместны либо на дипломатических приемах высокого уровня, либо на балах, но ни в коем случае не с пиджаком: белому галстуку соответствовали лишь фрак или смокинг. Галстук «Вальтер Скотт», названный в честь английского писателя, шился из клетчатой ткани, подобно клетчатым одеждам его героев-шотландцев.

1924 год стал решающим для шейных платков - американский предприниматель Джесси Лангсдорф запатентовал "идеальный галстук". Такой галстук шьётся до сих пор - представляет собой три части ткани, скроенные по косой.

Революция заклеймила галстук как буржуазный пережиток, сделав исключение только для его пионерской разновидности. Но тут подоспел нэп, и галстук опять «легализовали». В 60-х годах в моду вошло уникальное приспособление. Галстуком тот предмет назвать просто неловко, однако мы носили это Нечто — из непонятного материала, невнятного цвета, с вечным узлом, на резиночке, а для особого шика еще и со впаянным бутылочным стеклом вместо галстучной булавки. Правда, нет худа без добра: цена такого «шедевра» была вполне посильной — от рубля до полутора. Может, именно здесь кроется причина того печального обстоятельства, что мы так и не научились по-настоящему любить галстук, относимся к нему, как бояре петровских времен, и продолжаем снимать его вечером через голову, чтобы, не дай бог, не повредить узел...

Пионеры в СССР носили красный галстук фасона тех шейных платков, которые носили первопоселенцы (пионеры) в америке, и это было подражание организации скаутов.

Пионерский га́стук — красная шейная косынка, завязываемая спереди специальным узлом, символ принадлежности к пионерской организации, символическая частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизируют нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.

За время своего существования пионерский галстук перетерпел ряд изменений.

Вначале галстук не завязывался, а скреплялся специальным зажимом, на котором была изображена пионерская символика — костёр на фоне серпа и молота, окружённый надписью «Всегда готов!». Изображение пяти поленьев костра и трёх языков его пламени символизировали пять континентов и Коммунистический интернационал, который должен был зажечь пламя революции на этих континентах. Концы галстука вдевались в проём зажима сверху при раскрытом его фиксаторе, который отклонялся нажатием большого пальца. Придерживая одной рукой концы галстука, другой рукой зажим подтягивали вверх до уровня шеи и, отпустив фиксатор, закрепляли концы галстука.

В связи со сложностью изготовления зажимы не получили по-настоящему массового распространения, и пионерские галстуки уже с момента зарождения в большинстве случаев завязывали специальным узлом.

Помнится, мы шутили:

Как повяжешь галстук - береги его.

Может пригодится удавить кого...

За всё время своего существования галстук менял свою форму, цвет, узоры, приобретал собратьев, которые также заняли прочные позиции в истории галстука. Относительно недавно, в 20-ом столетии, появился стандартный размер галстука - его ширина равна 8,2 сантиметра, возможна ширина 7 сантиметров, встречаются ещё уже. Обычно, сейчас делают галстуки из шёлка и жаккарда. Деталей на галстуке осталось немного, они стали строже и спокойнее, скорее всего это связано с тем, что возвращается "цвет" к самому наряду.

Такой была история возникновения галстука, он менялся, выходил из моды и возвращался, но он заслужил место в наших гардеробах.

Широкой публике известно, что в Европе, история галстуков началась с Людовика XIV , которому понравились «странные платки». Но мировая история доказывает, что еще римские легионеры носили платки на шее. Но именно Людовик сделал знаком принадлежности к дворянству, а себя самого провозгласил родоначальником современной моды на .

На немецком языке галстук звучит, как Halstuch, в переводе на русский язык это слово означает « ».

Не потребовалось много времени, чтобы мода на прижилась в Великобритании. Уже через 150 лет подобный платок можно было увидеть на шее у каждого англичанина.

Первое упоминание можно найти в истории Древнего Египта, где кусок правильной геометрической формы, наброшенный на плечи, служил своеобразным символом социального статуса его обладателя. Также, одними из первых галстуки носили древние китайцы. Об этом свидетельствуют каменные статуи возле усыпальницы императора Шихуань Ди - на шеях вельмож и воинов повязаны повязки, напоминающие по форме современные галстуки. Однако, данные повязки были слишком далеки от современных галстуков, как по способу ношения, так и по форме и были лишены главного атрибута современного галстука - узла.

Появление в Древнем Риме шейных платков, ознаменовало начало эпохи галстуков в современном понимании этого слова. Однако настоящей победой этого символа мужского гардероба принято считать 1635 год. После победы над янычарами турецкого султана хорватские воины были приглашены ко двору французского короля Людовика Тринадцатого в награду за свое мужество и проявленную на поле боя доблесть. Офицеры хорватской армии носили тогда пестрые шелковые шейные платки. Новый предмет гардероба настолько понравился французскому королю, что он не удержался и тоже повязал на себя нечто подобное, став первым законодателем галстучной моды Франции, а следовательно - всей Европы. Отсюда и одна из версий происхождения французского слова cravatte (фр. - галстук), как производной от самоназвания хорватов.

Начиная с конца XVI века время мужчины носили камзолы. А в качестве украшения они надевали круглый гофрированный жесткий воротник. Часто он представлял собой большой охватывающий шею диск, который в толщину мог достигать нескольких сантиметров. Его делали из белой ткани и крахмалили, чтобы он не терял форму.

Со временем на смену ему пришел широкий отложной воротник с зубцами, который покрывал плечи. Такой фасон воротника называли иногда «ван-дейком». Его носили, например, пуритане.

В XVII веке длинный жилет, который мужчины надевали под обычный камзол. На шею повязывался платок наподобие шарфа. Он несколько раз обматывался вокруг шеи, а его свободные концы свисали на груди. Живописные полотна конца XVII столетия свидетельствуют о том, что к тому времени такие шейные платки завоевали чрезвычайную популярность. Их делали из муслина, батиста и даже кружева.

Существовало множество вариантов узлов на таком платке. Иногда, чтобы он не съезжал, поверх него повязывали шелковую ленту, делая большой бант под подбородком. Такой вид шейного платка назывался «солитер», или «бриллиант». Бант напоминал современный галстук-бабочку. Как известно, было по меньшей мере сто способов завязывания шейного платка. Говорят, что англичанин Франт Браммелл, оказавший влияние на мужскую моду, мог потратить все утро на то, чтобы по всем правилам завязать шейный платок.

В XVIII столетии шейный платок с длинными концами стали называть галстуком, а во второй половине XIX века по виду он уже напоминал современный галстук. Также его называли галстуком-самовязом. В моду вошли рубашки с воротником. Теперь галстук стягивали узлом под подбородком, а его длинные концы свисали на крахмальную рубашку. Именно в это время галстук стал таким, каким мы его знаем сегодня. Следует заметить, что без последующего распространения моды на ношение галстуков в Англии, вряд ли бы они приобрели то значение, которое они имеют в современной деловой моде. В Англии ношение галстуков было возведено в ранг высокого искусства, а джентльмену предлагалось на выбор до сотни различных способов завязывания. Считалось также, что самой серьезной обидой для мужчины может стать высказывание по поводу его галстука, «обиду от которого можно смыть лишь кровью».

В России Петр I стал насаждать галстуки как признак цивилизованного вида. История этого насаждения была многотрудной, а порой и курьезной.

Император даже вынужден был издать правила пользования галстуком, в коих указывалось, что «галстуком негоже утираться и в него не велено сморкаться». С тех пор и придуманы были для наименования предмета туалета, насильно внедряемого, выразительные названия типа «удавка», «петелька», «змеюка».

Во время Великой французской революции (1789-1799) цвет «кроата» указывал на политические убеждения человека. В XIX веке франты европейского общества заново «открыли» для себя этот аксессуар. Именно тогда галстук перестал быть принадлежностью одних военных и политиков и перекочевал в гардероб обыкновенных граждан.

В 1827 году известный писатель Оноре де Бальзак написал книгу под названием «Искусство ношения галстука», в которой описал эстетическую необходимость повязывать галстук. Галстук «по-байроновски» представлял собой широко завязанный, не стягивающий горло платок. «Трагический» галстук черного цвета был принадлежностью траурной и форменной одежды. «Вальтер Скотт» шили из клетчатой ткани. Белый галстук предназначался для парадной одежды балов, вечеров и званых обедов; его полагалось носить с фраком или смокингом, но ни в коем случае не с пиджаком. Следует добавить, что во времена Бальзака галстуки были шелковые, шерстяные, атласные с различными узорами.

В 1924 году всем вариантам шейных платков и шарфов было сказано окончательное «нет»: американский предприниматель Джесси Лангсдорф запатентовал свой «идеальный галстук». Такой галстук шился - и шьется до сих пор - из трех частей, скроенных по косой. Следствием этого патента стало повсеместное вытеснение поперечных галстуков и стандартизация длинных галстуков в полоску, косую клетку или «пей-слейз». Эти рисунки стали основой для английских клубных и колледж-галстуков, позволяющих своим обладателям таким простым способом сообщать об их принадлежности.

Интересна история изобретения галстука «регат». Считается, что один молодой спортсмен, не имея большого запаса времени для возни с галстуком, разрезал его сзади, а затем пришил к нему петельку и пуговку, чтобы одеть снова. Новый фасон галстука прижился, и сейчас такие галстуки являются неотъемлемой частью форменной одежды.

В XX веке дизайн галстука много раз менялся. В 60-е годы были популярны узкие кожаные и вязаные галстуки, в 70-е годы бал правили буйные краски широких галстуков. Модная мужская и женская одежда.

За всю свою историю галстук претерпевал немало изменений во внешнем виде. По правилам, ширина галстука должна гармонировать с размерами воротничка рубашки. Так, в начале 70-х его ширина достигала 13 см. На данный момент пропорции в строгой деловой мужской одежде предполагают ширину галстука 8,2 см (возможны варианты от 7 до 8,9 см). Традиционно существуют две категории тканей, из которых изготавливают галстуки: жаккардовая материя и шелк. Современные технологии позволяют модельеру не ограничивать полет его фантазии, а претворять в жизнь самые безумные идеи, смешивая три, четыре фактуры одновременно.

Каждое десятилетие мода на галстуки менялась, иногда возвращалась мода прошлых годов, порою галстуки имели абсолютно непредсказуемый вид. На сегодняшний день галстуки практически не содержат в себе мелких деталей, в моду вошли более строгие галстуки ненавязчивых цветов. Благодаря буйной фантазии дизайнеров и новейшим технологиям, сегодня есть возможность изготавливать галстуки, можно сказать, любой фактуры. Поэтому вам не сложно будет выбрать именно такой галстук, который будет идеально подходить к вашему костюму и сочетаться с ним.

Многие считают, что галстуки принято носить только со строгими классическими костюмами. Это не так. Галстук может сочетаться и с демократичной одеждой. Если вы наденете, скажем, джинсовую рубашку, джинсы и пиджак с галстуком — это будет очень молодежно, но при этом все равно подчеркнет чуть-чуть деловой стиль в вашем костюме. В нем вы сможете прийти на работу в офис, и это никого не смутит.

В современной моде нет четких правил, определяющих цвет, рисунок, форму и длину галстука. Критерием для его подбора служит только стиль и цвет одежды, а также вкус владельца. Можно выбрать галстук в классическую полоску или с нестареющим пейслийским узором, а можно выбрать узор, имитирующий пятна от пиццы или супа.

Отношение современных мужчин к галстуку разное. Некоторые ценят галстук за то, что он дает возможность подчеркнуть собственную индивидуальность, многие считают его неизбежным злом, другие называют «удавкой» и стараются избавиться от него при первом удобном случае.



Что-то нехорошее происходит с джентльменами. С самим понятием «джентльмен». Оно как-то поблекло, иссохлось, выцвело и потеряло товарный вид. Быть джентльменом в XXI веке не значит вести...


  • Несмотря на то, что умудрённая секретарша Верочка из «Служебного романа» утверждала, что именно обувь делает женщину - женщиной, мы прекрасно знаем: как бы дама ни была хороша собой, как...

  • Характер человека виден абсолютно во всем: в выражении лица, жестах, в манере говорить и смеяться, в походке и… конечно же в одежде. Кто-то возразит: «А как же мода? Именно она диктует,...

  • Галстуки начала 90-х Плюс информация, которая будет полезна всем деловы людям - одна картинка с 5ю пошаговыми графическими инструкция...

  • История возникновения галстука

    Впервые шейный платок появляется у римских легионеров, у которых он служит не для украшения, а имеет чисто практическое значение. Одежда легионера состояла из шерстяной рубахи (tunica) с короткими рукавами или без них, поверх которой носили доспехи. Шею повязывали платком, чтобы ее не натирали пластины панциря.
    После распада великой империи многие римские традиции и обычаи, включая ношение шейных платков, унаследовали румыны, а от них фокалес перешли к хорватам, чей конный полк во время парада яркими шейными платками, являющимися частью униформы в свое время и сразил наповал молодого Людовика ХIV.
    Но и древнеримские фокалес нельзя считать первыми в мире галстуками. В 70-х годах XX века в Китае сделано сенсационное археологическое открытие: неподалеку от древней столицы при рытье колодца крестьяне нашли статуи воинов из армии императора Ши Хуан Ци, правившего около 220 года до нашей эры. Они прекрасно сохранились, и точно так же прекрасно сохранились аналоги галстуков, повязанные вокруг шей древних китайских воинов. В истории разных стран и народов существует множество доказательств того, что предшественники галстука были весьма популярны с самых давних времен, но нельзя не признать величайшую заслугу Людовика XIV в том, что и в начале XXI века мы носим галстуки.
    «Королю-солнцу» настолько понравилось это украшение, что он тут же назначил себе личного «галстучного», в обязанности которого входила забота о королевских шейных платках. Людовик XIV несколькими указами сделал галстук знаком принадлежности к дворянству.
    Следующая эпоха в истории галстуков наступила через 100 лет, и, разумеется, случилось это снова во Франции, являющейся, как известно, законодательницей мод. А где же еще? Ведь во Франции мода не исчезала даже во времена кровавых войн и разрушительных революций. Великая французская революция рубила не только головы с плеч, но и шейные платки с шей. Исчезали старомодные галстучные узлы. Исчез кокетливый бант лавальер. Один из лозунгов революции - «Новому времени - новые галстуки!» Так появился революционный шейный платок анкруайабл, то есть «невероятный», драпируемый от груди до самого подбородка и искусно завязанный несколькими сложными узлами. В столичных европейских городах конца XVIII - начала XIX века возникла новая престижная и высоко оплачиваемая профессия - учитель по завязыванию галстуков.
    Великое изобретение не скрыть - и вскоре «невероятный» галстук пересек Ла-Манш. В Англии эти огромные шейные платки получили название «салфеточная мода». Галстуки шили из шелка, шерсти, атласа, с разнообразнейшими узорами и без них. В Европе издавались учебники по завязыванию галстуков, в числе их авторов был неимоверный модник и щеголь Оноре де Бальзак. Великий французский романист так и не сумел стать лучшим учителем по галстучному делу, но одно его высказывание по этому поводу вошло в века: «Мужчина стоит того же, что и его галстук».
    К середине XIX века в Англию пришла мода на отложные воротнички, и именно тогда началась история длинного галстука, причем цветного - прототипа современного. В те времена он был очень популярен в морской и спортивной среде, а потому и названия получил соответствующие: регат или four-in-hand (спортивный термин, обозначающий управление четверкой лошадей). Богема продолжала носить романтический лавальер, но мужественный и лаконичный регат постепенно завоевывал все более прочные позиции. Говорят, что его придумал один молодой яхтсмен. Не желая тратить время перед соревнованием на мучительное завязывание галстука, он просто разрезал его сзади и пришил на месте разреза петлю и пуговицу, которых не было видно из-под воротничка рубашки. Между прочим, практичный регат по сей день является частью военной униформы во многих странах мира. Вскоре подошло время пластрона - платка, который завязывался узлом на груди и закалывался специальной декоративной булавкой. Его британский вариант - эскот, получивший свое имя по названию знаменитого виндзорского ипподрома.
    Боже, каких только галстуков не носили тогдашние модники! Знаменитый лорд Байрон ввел моду на свободно завязанные и не стягивающие горло платки, они так и назывались - а-ля Байрон. Кстати, эти галстуки обожал Александр Пушкин. Пылкие художественные натуры оставались верны лавальеру. «Трагические» черные галстуки надевали не только в дни похорон и траура, но и как скорбный символ неразделенной любви, а белоснежные считались уместны либо на дипломатических приемах высокого уровня, либо на балах, но ни в коем случае не с пиджаком: белому галстуку соответствовали лишь фрак или смокинг. Галстук «Вальтер Скотт», названный в честь английского писателя, шился из клетчатой ткани, подобно клетчатым одеждам его героев-шотландцев. Шло время. Мужской костюм становился все менее вычурным, что, безусловно, влияло на форму и цвет галстуков, делая их более сдержанными и лаконичными. Сама жизнь требовала перемен. Галстук нуждался в великой революции - и она наступила в 1924 году, когда американский бизнесмен Джесс Лангсдорф придумал и запатентовал «идеальный галстук», который и по сей день шьется из трех частей, скроенных по косой. Именно он вытеснил практически все остальные модели.
    Российская история галстуков началась благодаря Западу, и у нас ему на первых порах пришлось несладко. Большую роль в «русификации» галстуков сыграл Петр I. Он изучал западную моду не столько на балах и приемах, сколько на верфях и шхунах, поэтому галстук в России ведет свой род скорее от демократичного шейного платка голландского матроса, чем от кружевного придворного банта. Россия отчаянно сопротивлялась подобному новшеству, но Петр I настаивал, применял репрессивные меры, карал не меньше, чем за бороду, - и униженные бояре, сбрив бороды, надели и шейные платки. Причем поначалу возникла жуткая путаница. Россияне никак не могли отличить шейный платок от носового, который тоже был для них в диковинку, и великий царь был вынужден издать специальное пояснение о том, что «галстуком негоже утираться и в него не велено сморкаться». Русское купечество не признавало галстуки еще и потому, что придерживалось в одежде традиционного русского стиля, к которому эта элегантная деталь костюма совершенно не подходила. Короче, Россия галстук невзлюбила. Недаром на Руси он получил такое количество презрительных имен: и гаврилка, и удавка, и петелька, и змеюка, и даже фофочка.
    Революция заклеймила галстук как буржуазный пережиток, сделав исключение только для его пионерской разновидности. Но тут подоспел нэп, и галстук опять «легализовали». В 60-х годах в моду вошло уникальное приспособление. Галстуком тот предмет назвать просто неловко, однако мы носили это Нечто - из непонятного материала, невнятного цвета, с вечным узлом, на резиночке, а для особого шика еще и со впаянным бутылочным стеклом вместо галстучной булавки. Правда, нет худа без добра: цена такого «шедевра» была вполне посильной - от рубля до полутора. Может, именно здесь кроется причина того печального обстоятельства, что мы так и не научились по-настоящему любить галстук, относимся к нему, как бояре петровских времен, и продолжаем снимать его вечером через голову, чтобы, не дай бог, не повредить узел... Вот такая вот история возникновения и появления галстука.

    Когда начали носить галстуки? И кто его вообще придумал?

    Происхождение названия
    Название «галстук» в русском языке произошло от немецкого Halstuch, что означает «шейный платок». Однако, свои истоки оно берёт от французского «cravate», что нашло отражение в украинском языке: «краватка» - это чуть измененное французское «cravate». Французское же слово, вероятно, происходит от хорватского. Во время тридцатилетней войны французам понравилось, как хорватские всадники повязывали на шею платки. Рассказывают, что французы показывали на нашейные платки хорватам и спрашивали, «что это такое?». Хорваты думали, что их спрашивают, «кто ты такой?» и отвечали «хорват». Так появилось французское слово «Cravate» («галстук»). Из французского это слово перекочевало во многие европейские языки.

    [править] История галстука
    Первое упоминание о галстуках можно найти в истории Древнего Египта, где кусок правильной геометрической формы, наброшенный на плечи, служил своеобразным символом социального статуса его обладателя. Также, одними из первых галстуки носили древние китайцы. Об этом свидетельствуют каменные статуи возле усыпальницы императора Шихуань Ди - на шеях вельмож и воинов повязаны повязки, напоминающие по форме современные галстуки. Однако, данные повязки были слишком далеки от современных галстуков, как по способу ношения, так и по форме и были лишены главного атрибута современного галстука - узла.

    Появление в Древнем Риме шейных платков, ознаменовало начало эпохи галстуков в современном понимании этого слова. Однако настоящей победой этого символа мужского гардероба принято считать 1635 год. После победы над янычарами турецкого султана хорватские воины были приглашены ко двору французского короля Людовика Тринадцатого в награду за свое мужество и проявленную на поле боя доблесть. Офицеры хорватской армии носили тогда пестрые шелковые шейные платки. Новый предмет гардероба настолько понравился французскому королю, что он не удержался и тоже повязал на себя нечто подобное, став первым законодателем галстучной моды Франции, а следовательно - всей Европы. Отсюда и одна из версий происхождения французского слова cravatte (фр. - галстук), как производной от самоназвания хорватов.1

    Следует заметить, что без последующего распространения моды на ношение галстуков в Англии, вряд ли бы они приобрели то значение, которое они имеют в современной деловой моде. В Англии ношение галстуков было возведено в ранг высокого искусства, а джентльмену предлагалось на выбор до сотни различных способов завязывания. Считалось также, что самой серьезной обидой для мужчины может стать высказывание по поводу его галстука, «обиду от которого можно смыть лишь кровью».1

    В 1827 году известный писатель Оноре де Бальзак написал книгу под названием «Искусство ношения галстука», в которой описал эстетическую необходимость повязывать галстук. Галстук «по-байроновски» представлял собой широко завязанный, не стягивающий горло платок. «Трагический» галстук черного цвета был принадлежностью траурной и форменной одежды. «Вальтер Скотт» шили из клетчатой ткани. Белый галстук предназначался для парадной одежды балов, вечеров и званых обедов; его полагалось носить с фраком или смокингом, но ни в коем случае не с пиджаком. Следует добавить, что во времена Бальзака галстуки были шелковые, шерстяные, атласные с различными узорами.

    В 1924 году всем вариантам шейных платков и шарфов было сказано окончательное «нет»: американский предприниматель Джесси Лангсдорф запатентовал свой «идеальный галстук». Такой галстук шился - и шьется до сих пор - из трех частей, скроенных по косой. Следствием этого патента стало повсеместное вытеснение поперечных галстуков и стандартизация длинных галстуков в полоску, косую клетку или «пей-слейз». Эти рисунки стали основой для английских клубных и колледж-галстуков, позволяющих своим обладателям таким простым способом сообщать об их принадлежности

    Галстуки заняли свое место среди мужчин по всему миру, но они не имеют практической цели и являются просто декоративными элементами. Модных экспертов, социологов и других профессионалов уже много лет интересует история появления галстука: кто его придумал и зачем, и как он стал вершиной деловой одежды.

    В то время как многие люди бояться даже мысли о том, что нужно завязывать узел галстука, другие наслаждаются тем фактом, что они могут продолжать традицию формальности, уравновешенности и элегантности.

    Многих обывателей интересует, зачем нужен галстук в гардеробе у мужчины. В отличие от подавляющего большинства одежды, которую носят люди, галстуки полностью декоративны и не имеют практической цели. Большая часть одежды используется в первую очередь, как инструмент, который защищает от природных условий, таких как тепло, дождь или снег. Также он помогает соответствовать стандартам культурной одежды.

    Даже шарфы, которые являются предками галстука и галстуков – бабочек, использовали, как защиту от погодных условий.

    Для справки! Люди склонны подходить к мужчине с большим и свободным узлом, чем с небольшим и узким узлом, потому что они будут воспринимать его более склонным к общению.

    Происхождение названия

    Обычно, когда задаются вопросом – кто придумал галстук, то считается, что это хорватские кавалеристы. После потрясений Тридцатилетней войны Европа увидела галстук таким, как его можно увидеть сейчас. Король Людовик ХIII нанял хорватских наемников, которые носили небольшой отрезок ткани вокруг шеи, как часть своей униформы. Хотя эти ранние галстуки действительно выполняли свою функцию (связывали верхние края их куртки) они также имели довольно декоративный эффект – вид которых очень любил король Луи.

    На самом деле ему так понравились галстуки, что он сделал их обязательным аксессуаром для королевских собраний. А для того чтобы почтить память хорватских солдат, король дал название этой части одежды «La cravate».

    Слово cravatte, предшественник галстуков происходит от французского «la croate», что означает «хорват».

    Первые упоминания о галстуке

    То, что стало известно как «галстук» примерно триста лет назад, существует уже тысячи лет, датируясь еще до рассвета человеческого существования. Чтобы отобразить происхождение галстука и определить его значение, нужно вернуться во времени к древности. Если вернуться на четыре тысячи лет назад в Древний Египет, то можно увидеть на шее многих фараонов широкие галстуки, украшенные драгоценными камнями.

    Сначала появились шарфы, которые носились римлянами в 113 г.н.э., как знак чести. Многие имперские легионеры носили их заправленными в броню. Другие социологи считают, что шарф был символом больных людей.

    В 1974 году была обнаружена древняя гробница Цинь Ши Хуан. Он был первым императором Китая, который умер в 210 г до нашей эры, вместе с ним была найдена знаменитая Терракотовая армия. Удивительно, но эти солдаты носили широкие шарфы, обернутые вокруг шеи, а офицеры носили тщательно связанные галстуки.

    Хорватский конный шарф был самой высокой модой во французском барокко. Это была длинная белая ткань, сделанная из тонкого хлопка или льна, которая сложными способами привязывалась к шее. Иногда он был украшен кружевом.

    Мнение эксперта

    Элен Голдман

    Мужский стилист-имиджмейкер

    Дорогостоящая кружевная оборка, которую носил английский король Карл II в 1660 г, соответствовала примерно 10-летней зарплате в то время.

    Дальнейшая история и эволюция аксессуара

    История появления галстука достаточно велика и ранние галстуки 17 – го века мало похожи на сегодняшний галстук. Однако это был стиль, который оставался популярным во всей Европе более 200 лет. Галстук, как мы его знаем сегодня, не появлялся до 1920 – х годов, но с тех пор претерпел много изменений.

    Нравятся ли Вам галстуки прошлых лет?

    Да Нет

    В прошлом веке произошло много изменений в дизайне галстука:

    • 1900 – 1909 . Галстук был обязательным набором одежды для мужчин первой декаде 20 века. Наиболее распространенными были cravats, которые произошли от ранних галстуков 17 – го века, привезенными во Францию хорватами. Что было другим, так это то, как они были связаны. Два десятилетия назад был изобретен узел «Four in hand» (четвертной узел или простой), который был единственным узлом, используемым для галстуков. В то же время становятся популярными два других стиля галстука – это галстук – бабочка и аскот;
    • 1910 – 1919 . Во втором десятилетии 20 – го века наблюдалось снижение моды на формальные галстуки и аскотов, поскольку мужская мода больше приближалась к стилю casual и галантерейщики уделяли больше внимания комфорту, функциональности и пригодности. К концу этого десятилетия галстуки начинают напоминать те, которые известны сегодня;
    • 1920 – 1929 . Это важное десятилетие для галстуков, так как тут берет начало история галстука придуманного Джесси Лангсдорфом. Он разрезал ткань под углом в 45˚, используя трехкомпонентную конструкцию. Это позволило завязывать галстук стандартными узлами, при этом сохранять равномерную драпировку и не скручивать его;
    • 1930 – 1939 . в эти годы галстуки стали значительно шире и часто имели смелые узоры и рисунки в стиле арт – деко. Галстуки обычно связывали узлом Виндзор, который изобрел в то время герцог ;
    • в 50 – е годы появился тонкий галстук, так как он лучше сочетался со стилем одежды того времени. Кроме того производители начали экспериментировать с различными видами материалов для их изготовления;
    • в 60 – е годы вошла в моду другая крайность – самые широкие галстуки. Изделия шириной до 15 см были не редкостью. Такой стиль получил название Kipper Tie;
    • 1970 – 1979 это года, откуда пошла мода на галстук боло, а в 80 –е появляется тонкий галстук, который чаще всего делали из кожи;
    • К 90 – м годам стали популярными галстуки шириной 8 – 10 см с наличием смелых цветочных принтов, а также узоров пейсли.

    Современный вид

    Сегодня галстуки доступны разной ширины, вырезов, тканей и узоров. Такой широкий выбор позволяет современному человеку выразить свой личный стиль. Стандартная ширина для галстуков по – прежнему находится в диапазоне от 8 до 9 см. Тонкие галстуки варьируются шириной от 6,5 см до 7,5 см. Помимо изменения ширины, появились уникальные ткани, переплетения и узоры. В 2011 и 2012 г стали популярными трикотажные галстуки, а также проявляется сильная тенденция к смелым цветам и узорам пейсли. Не меньшую популярность набирает вязанный мужской галстук с тупым концом.

    Заключение

    В конце концов, галстук является декоративным элементом, который должен льстить его владельцу. Он относится к неотъемлемой части гардероба мужчины, потому что оказывает большое влияние на то, как воспринимается человек, и помогает завершить образ. Психологически можно найти множество причин, чтобы носить галстук, хотя лучшая из них – выразить себя.