Садовые растения        10.10.2019   

Календарно тематическое планирование в подготовительной группе рыбы. План комплексно-тематического планирования по одной из базовых тем. занятие рыбы календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему. Непосредственно образо

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю 29.01 - 02.02.2018 г)

Группа: I младшая группа № 2 Тема: «Рыбы»

Цель: создать условия для формирования у детей знаний о морских обитателях. Познакомить детей с подводным миром и его обитателями, расширить словарный запас детей, формировать умение размышлять. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое. Воспитывать желание сочувствовать, сопереживать и помогать.

Итоговое мероприятие: НОД по лепке «Рыбки плавают в аквариуме» Дата проведения итогового мероприятия: 01.02.2018 г

Ответственный за проведение итогового мероприятия: воспитатели, дети.

День недели

Основная часть

Режим

Компонент ДОУ

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Утро:

Утренняя гимнастика. Цель: создать положительный эмоциональный настрой. Беседа «Кого ты знаешь из жителей подводного царства?». Цель: учить детей называть, и рассказывать о морских обитателях.

Индивидуальная работа по развитию речи - дидактическая игра «Найди и назови» Цель: учить правильно находить и называть предмет, развивать речь, память. Привлечь Никиту, Николь, Лиду.

КГН: продолжать учить детей аккуратно мыть руки, лицо не разбрызгивая воду. Насухо вытираться своим полотенцем и вешать его на место.

Пополнить предметную среду картинками и дидактическими играми на тему «Рыбы» Цель: приобщать детей к рассматриванию иллюстраций в книгах. Игра – забава «Рыбалка». Цель: развивать координацию движений, создать радостную атмосферу.

Понедельник 29.01.18г

НОД: 1.Развитие речи.

Тема: Кто умеет говорить?

П/С: закрепить представления о рыбах. Уточнить произнесение звука б в звукоподражании. Побуждать произносить фразы с разной высотой голоса. Упражнять в согласовании глаголов с именами существительными в числе. Закрепить знание понятий «один - много»

Н.Голицына стр.79

Прогулка I :

Наблюдение за сезонными изменениями. Цель: формировать представления об изменениях в природе зимой, учить различать характерные приметы зимы. Под. игра «Птицы и лиса» закреплять умение быстро реагировать на сигнал.

Индивидуальная работа с Викой, Максимом, Ралиной – учить бегать.

Труд: утепление корней деревьев снегом. Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

С помощью выносного материала создавать условия для развития игровой деятельности детей. Учить играть дружно.

После сна:

Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры. Профилактические мероприятия.

Д/и «Что в мешочке?». Цель: развивать тактильную память детям учить правильно называть предмет, классифицируя по темам. Привлечь Николь и Лёву.

ЧХЛ: заучивание пальчиковой игры «Рыбки плавали в водице»

Настольные игры на развитие мелкой моторики: «Разноцветные прищепки», «Пуговицы», «Пазлы»

НОД: Физкультурное занятие.

Лайзане стр 37.

Прогулка II :

Продолжать наблюдение за сезонными изменениями в природе. Развивать наблюдательность детей. Под. игра «Пузырь» - закреплять умение двигаться по кругу.

Игровое упражнение «Попади в обруч». Цель: закреплять умение детей бросать снежки в цель. Привлечь Никиту, Рому, Машу.

Продолжать учить детей аккуратно сидеть за столом во время ужина.

Создать условия для самостоятельной деятельности детей. Выносной материал:

Лопатки для снега, ведерки, мячи.

Вечер:

Сюжетно – ролевая игра «Дом». Цель: воспитывать умение реализовывать в игре семейный быт, быть дружелюбными.

Индивидуальная работа по развитию речи Дид. игра «Найди и назови» с Колей и Мишей. Цель: учить находить и называть предмет, развивать речь, память.

Работа в уголке природы: предложить полить из леечки комнатные растения. Цель: развивать умение ухаживать за комнатными растениями.

Самостоятельная деятельность детей с игровым материалом. Учить играть дружно в коллективе сверстников.

Работа с родителями:

Индивидуальные беседы по запросам родителей.

День недели

Основная часть

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Национально-культурный компонент

Компонент ДОУ

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро:

Утренняя гимнастика. Цели: развивать двигательную активность, создать положительный эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика «Рыбки». Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.

Рассматривание модели строения тела рыбы (туловище с плавниками, форма тела, чешуя).

Работа по развитию звуковой культуры речи игра «Чей голос» – упражнять в звукоподражании. Привлечь Мишу, Николь, Никиту.

Ситуативный разговор «Мы вместе играем дружно». Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения, формировать навыки разрешения спорных ситуаций.

Предложить детям смастерить рыбок в технике пластилинографии. Развивать творчество и фантазию детей.

Самостоятельная деятельность детей в уголках активности под руководством педагога. Цель: поддерживать желание играть самостоятельно, воспитывать дружелюбие.

Вторник 30.01.2018 г.

05.1217г

НОД: 1.Муз. занятие

Программное содержание.

Продолжать развивать умение узнавать в музыкальных произведениях образы разных животных. Занятие №24

2. Познание (ФЦКМ и ИК).

«Наблюдение за рыбкй в аквариуме»

П/С: способствовать развитию наблюдательности. Помочь осознать, что рыбка живая и нуждается в бережном обращении и уходе.

Н.Голицына стр.78

Прогулка I :

Наблюдение за работой дворника зимой. Цель: расширять знания о труде взрослых; воспитывать уважение к их труду. Труд: очистить кормушки от снега и покормить птиц. Воспитывать желание помогать птицам зимой. Под. игра «Воробушки и автомобиль» - учить быстро реагировать на сигнал.

Игра-имитация «Мишка косолапый» с Колей, Никитой, Ралиной – учить выполнять движения в соотвествии с текстом.

КГН: при раздевании ко сну побуждать снимать самостоятельно одежду и вешать аккуратно на спинку стульчика.

Трудовые поручения: уборка инвентаря. Расширять представления детей о трудовых действиях, учить после игры собирать игрушки.

После сна:

Гимнастика пробуждения. Цели: развивать двигательную активность, создать положительный эмоциональный настрой. Ходьба по массажным дорожкам.

Индивидуальная работа с Машей, Ромой «Собери пирамидку». Цель: закрепить знание цветов, умение собирать в определенной последовательности, развивать восприятие цвета.

ЧХЛ: стихотворение И. Токмаковой. «Где спит рыбка? » Цель: учить понимать речь взрослых, отвечать на вопросы.

Дидактическая игра «Разноцветные крышки» - закреплять названия цветов, развивать мелкую моторику рук.

НОД: Муз-ное разв-е

«Мы играем и поём»

Цель: закреплять умение подпевать вместе с воспитателем, повторять движения, играть на погремушках. Доставить радость от музыкальных упражнений.

Прогулка II :

Продолжать наблюдение за работой дворника. Отметить какие инструменты использует дворник для работы. Цель: развивать наблюдательность и память. Под игра «Зайка серенький» развивать двигательную активность, упражнять в прыжках на месте.

Индивид. работа упражнение «Назови сколько» с Лёвой, Николь, Викой - закреплять понимание детьми категорий «много», «один», упражнять в ис-пользовании их в речи.

Продолжать учить детей аккуратно принимать пищу, учить детей во время еды правильно держать ложку.

Выносной материал для организации труда в природе и игр. Способствовать умению играть дружно.

Вечер:

Сюжетно – ролевая игра «Магазин» - Цель: развивать умение брать на себя роль и действовать в соответствии с ней, продолжать детей играть вместе.

Д/и «Кто живёт в подводном царстве?». Цель: учить детей подбирать соответствующие картинки.

Обратить внимание детей на игрушки, находящиеся не на своих местах. Формировать осознанное отношение к порядку, умение видеть и устранять непорядок в группе.

Игры с крупным строительным материалом. Учить выполнять различные постройки. Закреплять в речи названия деталей.

Работа с родителями:

Консультация «Что такое ротавирусная инфекция? Меры борьбы с ней»

День недели

Основная часть

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Национально-культурный компонент

Компонент ДОУ

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро:

Утренняя гимнастика для создания положительного эмоционального настроя. Беседа на тему: «Такие разные рыбки». Цель: познакомить детей с разновидностью рыб, местами их обитания (аквариум, река) .

Повторить с детьми ранее разученные пальчиковые игры. Цель: развивать память и речь.

Напомнить детям о том, что нужно помогать друг другу, как вежливо надо обращаться с прось-бой и благодарить.

Самостоятельная деятельность детей в уголках активности. Предложить детям конструктор «Веселый городок». Цель: учить строить, развивать воображение.

Среда 31.01.18 г

НОД: 1.ЧХЛ.

Тема: Стихи и рассказы о животных.

П/С: учить слушать литературные произведения без показа, отвечать на вопросы по содержанию. Активизировать речь.

Н.Голицына стр. 80

Прогулка I :

Наблюдение за транспортом. Цель: учить узнавать и называть транспорт на улице. Под. игра “Шоферы”. Цель: имитировать движения шофера, звуковой сигнал.

Игровое упражнение «Бегите ко мне». Цель: упражнять детей в умении реагировать на сигнал. Привлечь мальчиков.

Труд: расчистить дорожку от снега, воспитывать трудолюбие.

Во время прогулки создать условия самостоятельной игровой деятельности с помощью выносного материала: лопатки, ведёрки, формочки.

После сна:

Гимнастика пробуждения. Ходьба босиком по массажному коврику. Профилактические мероприятия. Упражнения для проф. простудных заболеваний. Цель: научить, бережно относиться к своему здоровью.

Индивидуальная работа по развитию речи с Колей, Ралиной повторить пальчиковую игру «Рыбки плавали в водице» - закреплять умение соотносить слова с движениями.

ЧХЛ: русская народная сказка «Волки лиса» Цель: познакомить с новой сказкой, учить отвечать на вопросы.

Игры с мячом. Развивать умение перекатывать мяч друг другу двумя руками.

НОД: Физкультурное занятие.

П/С: упражнять в ходьбе с высоким подниманием ног, познакомить с катанием мяча, повторить ползание и перелезание через скамейку, развивать внимание и ориентировку в пространстве. Лайзане стр 37.

Прогулка II :

Продолжать наблюдение за транспортом. Цель: учить выделять общие признаки /руль, кабина, фары, колеса/. Под. игра «Догони» - упражнять детей в беге с увертыванием.

Упражнение “Зайки”.

Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах. Привлечь всех детей.

Продолжать обучать детей порядку одевания и раздевания, формировать умение складывать в определенном порядке снятую одежду.

Создавать с помощью выносного материала условия для самостоятельной игровой деятельности на прогулке.

Вечер:

Сюжетно – ролевая игра «Больница».

Дидактическое упражнение: “Покажи, что я назову”.

Цель: закрепит знания о частях тела.

Игры в спортивном уголке. Способствовать развитию ловкости, быстроты.

Настольные игры по выбору детей. Развивать усидчивость, умение доводить игру до конца.

Работа с родителями:

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Национально-культурный компонент

Компонент ДОУ

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро:

Утренняя гимнастика в группе. Цель: развивать двигательную активность детей. Беседа «Наш уголок природы» Цель: закреплять знания об уголке природы в группе.

Рассматривание аквариума – развивать наблюдательность, внимание, умение отвечать на вопросы.

Дидактическая игра. «Кого не стало?» Цель: развивать речь, желание отвечать на вопросы, зрительное восприятие, внимание. Привлечь всех.

Продолжать учить детей здороваться со взрослыми и сверстниками заходя в группу. Закреплять правила этикета.

Внести в предметную среду группы аквариум и иллюстрации аквариумных рыб. Учить рассматривать аквариум и рыбок.

«Наш уголок природы» Цель: закреплять знания об уголке природы в группе.

Четверг 01.02.18 г г

НОД: 1. Лепка.

Тема: «Рыбки плавают в аквариуме»

П/С: закреплять умение раскатывать комок пластилина между ладонями прямыми и круговыми движениями. Учить расплющивать пластилин между ладонями. Упражнять в навыках работы в технике пластилинографии.

Н.Голицына стр.81

Прогулка I :

Наблюдение за следами на снегу.

Цели: формировать понятия о следах различных птиц и животных. Под. игра «Поезд» - упражнять в ходьбе топающим шагом.

Индивид. работа по ОВД: упражнение «По ровненькой дорожке» - упражнять в ходьбе и прыжках. Привлечь подгруппу детей.

Труд: смести снег с лавочек и тола.

Цель: воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.

Самостоятельная деятельность детей на участке с выносным материалом. Цель: воспитывать самостоятельность при организации совместной деятельности.

После сна:

Гимнастика пробуждения. Ходьба по массажным дорожкам. Закаливающие процедуры. Цели: развивать двигательную активность, создать положительный эмоциональный настрой.

Музыкальное упражнение «Повтори за мной!». Цель: закреплять умение детей выполнять движения под фонограмму. Привлечь Николь, Лёву, Мишу, Вику.

ЧХЛ: стихотворение И. Шабалиной «Аквариум, аквариум!»

Предложить детям раскраски по теме недели. Учить правильно держать карандаши и аккуратно закрашивать предмет.

НОД: Музыкальное занятие

Программное содержание.

Совершенствовать музыкально-ритмические навыки: учить двигаться ритмично, реагировать сменой движений на изменение силы звучания (громко - тихо), отражал это в игре на детских музыкальных инструментах. Занятие №34

Прогулка II :

Продолжать наблюдение за следами на снегу. Под. игра «Лохматый пёс» - упражнять в беге с увёртыванием. Игры с выносным материалом и снегом.

Индив. работа по развитию речи с Ромой, Николь, Машей повторить ранее разученные пальчиковые игры.

Труд: поручить группе детей собрать игрушки в корзину. Развивать трудолюбие.

Выносной материал для игр на участке – лопаты, ведра, машинки.

Вечер:

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Цель: закреплять знания детей с профессиях, развивать навыки ролевого поведения.

Индив. работа с Колей, Мишей «Перекати мяч» учить отталкивать мяч от себя двумя руками.

Игровая ситуация «Наводим порядок» воспитывать трудолюбие. Закреплять убирать игрушки на место после игры.

Самостоятельные игры детей в игровом уголке. Цель: поощрять участие детей в совместных играх, развивать интерес к различным игрушкам.

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Соблюдение режима дня в раннем возрасте – первая ступень на пути формирования здорового образа жизни»

День недели

Основная часть

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Национально-культурный компонент

Компонент ДОУ

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро:

Утренняя гимнастика. Цели: развитие физических качеств; обогащение двигательного опыта. Беседа «Чем питаются рыбы» - развивать речь детей.

Инд. работа, дидактическая игра «Собери картинку» Цель: совершенствовать умение детей собирать целое из частей. Привлечь Ралину, Вику.

Совершенствовать умение сидеть ровно за столом. Побуждать выполнять элементарные правила поведения во время приёма пищи.

Самостоятельная игровая деятельность детей в центрах активности. Создавать условия для развития игровой деятельности детей.

Пятница 02.02.18г

НОД: 1.Рисование.

Тема: «Аквариум»

П/С: закреплять представления о рыбках, бережном отношении к ним. И уходе за ними. Закреплять умение рисовать прямые линии и мазки, использовать в работе 3 краски. Н.Голицына стр.80

Прогулка I :

Наблюдение за снегом и льдом

Цели: закреплять знания о разнообразных состояниях воды. Под. игра «Самолёты» развивать двигательную активность, упражнять в беге. Труд: уборка участка. Собрать снег в одну общую кучу. Цель: закреплять умения работать сообща.

Индивид. работа по развитию ОВД: упражнение «Кто быстрее» - упражнять в быстром беге.

Формирование КГН: при раздевании ко сну побуждать снимать самостоятельно одежду и вешать аккуратно на спинку стульчика.

Создать условия для самостоятельной игровой деятельности детей на прогулке.

После сна:

Гимнастика пробуждения.

Закаливающие процедуры. Цели: развивать двигательную активность, создать положительный эмоциональный настрой. Ходьба по массажной дорожке.

Индивидуальная работа по лепке с Колей, Мишей, Викой. Упражнять в лепке предметов круглой формы.

ЧХЛ: С. Сахарнов «Кто в море живёт?» Цель: создание условий для речевой активности. Создание условия для расширения представлений об обитателях морей и океанов.

Игры на развитие мелкой моторики «Пазлы», «Мозаика», «Пуговицы»

НОД: Физкультурное развлечение

«Магазин игрушек»

Цель: совершенствовать умения ходить и бегать в разных направлениях и с различным положением рук. Учить строится в колонну, прокатывать мяч взрослому с расстояния 2,5 метра, подпрыгивать на месте.

Прогулка II :

Продолжать наблюдение за снегом и льдом. Отметить свойства льда, закрепить правила безопасности во время гололёда. Под. игра «Пузырь» - развивать двигательную активность.

Индив. работа с Ралиной, Максимом, Ромой – упражнение «Повтори за мной» Развивать память и внимание детей.

Труд: разложить корм в кормушки для птиц. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Самостоятельная деятельность на прогулке. Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

Вечер:

Сюжетно-ролевая игра «Шофёры»

Цель: закреплять знания детей с профессиях, развивать навыки ролевого поведения.

Индив. работа в книжном уголке с Николь, Никитой – рассматривание иллюстраций в книгах.

Хозяйственно-бытовой труд. Учить детей убирать игрушки за собой на место.

Воспитывать трудолюбие и желание помогать старшим.

Игры с настольным конструктором. Развивать конструктивные умения и навыки, умение обыгрывать постройки.

Работа с родителями:


Комплексно-тематическое планирование
по теме «Рыбы»
(пресноводные, морские, аквариумные).
Старший дошкольный возраст.
Цель: Уточнение и закрепление представлений у детей о рыбах.
Задачи:
Закрепление знаний у детей о рыбах (пресноводные, морские, аквариумные).
Помочь детям запомнить особенности внешнего вида, разнообразие названий рыб и их детёнышей.
Учить выделять характерные особенности пресноводных, морских, аквариумных рыб.
Формировать знания детей о пресноводных рыбах родного края.
Развивать диалогическую речь, активизировать словарь.
Учить составлять описательные рассказы о строении и характерных особенностях рыб.
Закрепить представление о природоохранной деятельности человека на водоёмах, содержащих рыб.
Развивать память, логическое мышление.

Речевое развитие

Беседы с детьми: «Что мы знаем о рыбах», «Почему рыбы живут в разных водоёмах?». Свободное общение.
Рассказы из личного опыта: «Как я с папой был на рыбалке».
Рассматривание иллюстраций с изображением различных рыб. Описательные рассказы о внешнем виде рыб. Использовать в речи прилагательных (хищная, глубоководная, изумительная, быстрая, ловкая и т.д.), глаголов-действий (ныряет, прыгает, плавает, извивается, заглатывает и т.д.)Д/И «Назови ласково», «Чьи хвосты?», «Назови части тела рыбы».
Наблюдения за аквариумными рыбками, беседы после наблюдений «Кто в аквариуме живёт?», «Как рыбка плавает и дышит?», «Зачем рыбке глаза?».
Чтение художественной литературы
Чтение стихов о рыбах и рассматривание иллюстраций по теме.
Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке», И.Крылов «Лебедь, щука и рак», Г-Х. Андерсен «Русалочка», Н.Носов « Карасик», К.Бальмонт «Золотая рыбка»,
Отгадывание и составление описательных загадок самими детьми. Загадки-описания по теме.
Словарная работа по теме.
Познавательное развитие
Обобщающая беседа о рыбах. Объяснение пословиц и поговорок о рыбах.
Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций с изображением пресноводных, морских и аквариумных рыб.
Д/И «Где спряталась рыбка?», «Узнай по описанию», «Кто какой окраски?»
Объяснить понятия хищные и мирные рыбы, чем они питаются.
ФЭМП (по методике)

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Зоомагазин», «Рыбный рынок», «Рыбалка» Определить место, где будет разыгрываться сюжет игры.
Беседа о пользе рыб для человека, о редких рыбах, занесённых в Красную книгу, о природоохранной деятельности человека по отношению к водоёмам, в которых водятся рыбы.
Ручной труд: Изготовление альбома «Рыбы»,
Беседы о трудовых действиях рыбаков.
Беседа о способах ухаживания за аквариумными рыбками. Уход за рыбками, аквариумом.
Безопасность.
Беседа с детьми: «Правила безопасного поведения на водоёме», «Уход за аквариумными рыбками».
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество.
Творческое рассказывание: «Если бы я был(а) рыбкой».
Продуктивная деятельность
Рисование «Аквариум с рыбками», игровое упражнение «Узнай и дорисуй рыбку»
Аппликация «Рыбки»
Лепка «Морское царство»
Отгадывание и составление загадок по теме.
Конструирование из бумаги в технике оригами «Летучие рыбы»
Музыка.
По плану музыкального руководителя.

Физическое развитие

Подвижные игры: «Удочка», «Весёлая рыбка», «Караси и щука», «Кто больше поймает рыбок?»
Свободное общение. Пальчиковая игра «Рыбка».
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Книжный уголок: Чтение рассказов и стихов о разнообразии обитателей водоёмов. Подбор иллюстраций с изображением различных рыб.
Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Центр продуктивной деятельности: картонные коробочки, бумага различных видов, структуры, формата, цвета. Карандаши, краски, пластилин, бросовый материал и т.д. (подборка материалов для коллективной работы по теме).
Взаимодействие с семьёй
Оформление группы работами детского творчества по теме.
Привлечение родителей к помощи в изготовлении атрибутов к играм. Выставка рисунков по теме.
Создание с родителями альбома «Наша семья на рыбалке»
Приложение
Пословицы и поговорки о рыбах
Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.На безрыбье и рак рыба.На то щука в море, чтоб карась не дремал.Не учи рыбу плавать.Один карась сорвется, другой сорвется, третий, бог даст, и попадется.Рыба гниет с головы.Без труда не вынешь
Стихи
Ерши
Над речушкоюВ тишиШелестят камыши.А в водеУ камышейШесть задиристых ершей.Не ершитесь вы, ерши,Лучше спрячьтесь в камыши.Вас ершей-малышейЩука ждет у камышей.
Золотые рыбки
Рыбкам в банкуСыплют манку.Рыбки золотом горят.Мне из манки спозаранкуВарят кашу и твердят,Что и я от каши тойТоже буду золотой. В. Орлов
И рыба клюетБоится идти на рыбалку рыбак.- Чего ты робеешь,Скажи мне, чудак?К реке не подходит
Трусишка ФедотС тех пор, как прослышал,Что рыба клюет.
На рыбалке
Петя с удочкой сидит, Зорко на воду глядит. В ней малютки карасята Роют ил, как поросята. Стая старых карасей Водяную карусель Бойко вертит у крючка, Отвлекает рыбачка, Чтобы снять червя с крючка. Г. ЛадонщиковРыбыПлавниками водят рыбы,Воду чистую мутят.Пообедают –СпасибоНикогда не говорят.Так живут они веками.И куда ни бросишь взгляд, -Рыбы только плавникамиБлагодарно шевелят.Почему такие рыбы?Да во рту у них вода!И они сказать спасибоНе сумеют никогда.
Рыбья дразнилкаЭй, сом!Эй, сом!Ше-вель-ниХвос-том!А я тебяНе боюсь!Дай подергаю за ус!Ты – ленивый,Ты проворный,Ты – серебряный,Ты – черный.И не хлопай пастью зря,Не поймаешь пескаря!
Акула (рыба)Древней акулы рыбы нет.Она живет здесь много лет.Но у старушки грозный видИ превосходный аппетит!АкулаЭто что за страшный хищник,В океане грозно рыщет?Пасть с зубами распахнула.Берегись, плывёт акула!
ДельфинО дельфинах всем известно - Нет животных интересней: Острый ум, движенья ловки И легки для дрессировки. ДельфиныДруг за другом мчится стая,Волны телом разрезая,То хвосты, то снова спины,Кто вперёд, плывут дельфины.
Ёж морскойЖивет на дне колючка -Угрюмый Ёжик-злючка.За камушки цепляется,Морской травой питается.
Рыба-иглаНемало в море всяких рыб,Одна плыла меж тёмных глыб,Её малыш рукой поймалИ с ней немного поиграл.Была та рыба столь мала,По форме острая игла,Она метнулась, как стрела,И очень быстро уплыла!
Камбала (рыба)Эта важная особаСмотрит в стороны сурово,В рот водицы набралаПроплывает камбала.Камбала.Они ужасно плоскиИ дети, и подросткиИ даже рыбы взрослыеНа вид совсем как доски
Плывет по морю великан.Полощет свой беззубый рот.Процедит, выпустит фонтанИ дальше по морю плывет.
КитВ сказках - «Чудо-Юдо» он, Часто страшен, разъярён. Наяву ж - известно всем - Безобиден кит совсем.
Коньки морскиеРыжие лошадкиЕсть и вороные.А еще, ребятки,Есть коньки морские.Нет у них подковок,Нет пушистой гривы.Под водой, в кораллахПлавают игриво.
Про сома
Все приходится сомуС детстваДелать самому.Даже крошечным сомишкамНадо жить своим умишком!СамЕду себе найди.СамВ беду не попади.Не пожалуешься маме!Сам справляйся -СамС усами! Борис ЗаходерТрудно житьБез пап и мам!ТрудноМаленьким сомам!Но зато уж взрослый сомНе ударит в грязь лицом!Он лежит себеНа днеСамостоятельный вполне!
Где живет огромный сом?Где живет огромный сом,Он по весу чемпион,Хоть совсем сойдешь с ума,Не поймаешь ты сома!Не клюет он на червя,Не возьмет на пескаря,Леску прочную порвет,В глубину на дно уйдет!Вот у старого сома Голова пока цела,Осторожен старый сом,Потому, что он умен!

«Красивые рыбки»
Уж я то знаю:
Не для кошек
И не для собственной еды
Разводит дедушка рыбешек...
Разводит их -
Для красоты!
Он сеял рыбок, как рассаду,
Не поливал (росли в воде).
И только взглядом, только взглядом
К их прикасался красоте.

Пескарь (рыба)Рыбка в зарослях ютится,Норовит от всех укрыться.Осторожен как и встарьЭтот маленький пескарь.
ОсьминогНа дне скучает осьминог.Сложил печально восемь ног.Точнее, восемь длинных рук –Никто не плавает вокруг.
Загадки про рыб

Стеклянный домик на окне С прозрачною водой, С камнями и песком на дне И с рыбкой золотой. (Ответ: Аквариум)На окне - стеклянный пруд,А рыбачить - не дают! (Ответ: Аквариум)Колюч, да не еж. Кто это? (Ответ: Ерш) Ты со мною не знаком?Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,Вот и весь я - … (Ответ: Осьминог)В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу.Знают все прекрасно -С ней играть опасно:Зубы острые как нож,Лучше ты ее не трожь! (Ответ: Акула)На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Ответ: Сом)Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Ответ: Щука)У нее во рту пила.Подводой она жила.Всех пугала, всех глотала,А теперь – в котел попала. (Ответ: Щука)В реке большая драка: Поссорились два... (Ответ: рака)Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. (Ответ: Рыбка)Пальчиковая гимнастика
Жил да был один налим,
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки,
И учили их считать:
Один, два, три, четыре, пять
“Рыбка”.
Рыбка плавает в водице.Рыбке весело играть.Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла.Рыбка хвостиком вильнула, Быстро-быстро уплыла. Две ладошки вместе изображают плавательные движения.Хлопают в ладошиЛадони поочередно сжимаются в кулак. Плавное движение каждой ладонью.Хватательные движения “щепоткой”.Плавные сходящиеся и расходящиеся движения обеими руками.
Игра “Веселая рыбка”.
Ночью темень, ночью тишь,Рыбка, рыбка, где ты спишь? Подойдем мы к ней, разбудим, И посмотрим, что же будет... Рыбка привязана к палочке. Воспитательподнимает рыбку над головами детей, детиподпрыгивают, стараются достать рыбку.
Физминутка «К речке быстрой»К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)Делать так руками нужно:Вместе - раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)Одной, другой - это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)Но не отправимся домой.
Дидактическая игра «Где спряталась рыбка»
Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Материал: ткань голубого цвета или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.
Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.
Игра с мячом «Я знаю»
Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий рыб» и перечисляет (например, окунь, лещ, сом, акула, гуппи) и возвращает мяч воспитателю. (можно назвать пресноводных, морских, аквариумных)
Аналогично называются другие классы объектов природы.
«Лягушки» (прыжки)
На земле или на асфальте начертить небольшой квадратик - дом. Вокруг дома - четыре листика вперемежку с четырьмя кочками - пруд.
Играть могут двое, четверо, шестеро ребят. Один из играющих - Лягушка-квакушка, остальные - лягушата.
Лягушка-квакушка учит лягушат прыгать, она стоит справа от пруда, а лягушата - слева. Каждый лягушонок становится на квадратик - дом и, внимательно слушая команды Лягушки-квакушки, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги.
Лягушка четко и громко командует, один лягушонок прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Например, команда может быть такая: «Кочка!.. Листик!.. Листик!.. Дом!.. Листик!.. Кочка!.. Кочка!..» - или любая другая, где дом, листик и кочка чередуются так, как захочет Лягушка-квакушка. Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с Лягушкой, а если ошибся - к лягушатам и должен будет после всех учиться прыгать снова.
Игровое упражнение «Назови ласково»
Сельдь – селёдочка
Окунь - …Ёрш - …
Щука - …Сом - …
Игровое упражнение «Чьи хвосты?»
Хвост щуки (Чей?) – щучийХвост ерша - …
Хвост окуня - …Хвост акулы - …
Беседа на тему: «Что мы знаем о рыбах?»
Цель: пополнить знания детей о рыбах.
Задачи: Формировать знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания. Напомнить способ классификации предметов.
Вызвать у детей желание узнать больше о рыбах, наблюдать и ухаживать за ними.
Развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка.
Воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле.
Активизация словаря: телескоп, вуалехвост, гуппи, меченосец, чешуйки, плавники, жабры, Предварительная работа. Воспитатель организует наблюдения за рыбками, уход; рассказывает об аквариумных рыбах и рыбах, живущих в водоемах.
Материал: картинки иллюстрации с изображением различных рыб, воробья;
Ход
Воспитатель: Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. У родителей и деток Вся одежда из монеток. Кто это? (Рыбки).
Воспитатель демонстрирует картинки (иллюстрации) с изображениями рыб: телескопа, вуалехвоста, гуппи, меченосца, карася, щуки, сома и других, и среди них картинку с изображением воробья. Воспитатель: Дети, взгляните на картинки, подумайте и скажите кто тут лишний. (ответы детей)
Воспитатель: Как вы определили, что лишний - воробей.
Дети: Смотрели, кого больше, и кто не относится к этой большой группе предметов. Воспитатель убирает картинку с воробьем.
Воспитатель: Назовите изображённых рыб и дайте краткое описание внешнего вида каждой. Рассказывайте по образцу высказывания: «Эта толстая, усатая, немного похожая на кита, рыба называется сом». Или: «Рыбка с толстым туловищем и длинными, легкими, свисающими плавниками и хвостом называется вуалехвост».
Описательные рассказы детей.
Воспитатель: Дети, какая, по вашему мнению, рыба самая красивая,
- самая некрасивая,
- самая большая,
- самая маленькая.
Ответы детей.
Воспитатель: Рыбы такие разные и так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом - рыбы?
Дети: (называют общие признаки рыб)
Все они живут в воде.
Имеют голову, туловище, хвост, плавники;
на голове рот, глаза и жабры. Воспитатель: А теперь отгадайте-ка загадку.
«У родителей и деток вся одежда из монеток». Кто это?
Дети: Рыбы.
Воспитатель: А монетки - это?
Дети: Чешуя. Чешуйки круглые, блестящие, плотно прилегают к телу рыбы. Воспитатель: Серебряные или золотые монетки?
Дети: И те, и другие, но чаще серебряные. Воспитатель: У многих живых существ есть туловище, хвост, голова, глаза, рот. Но не у всех есть плавники и жабры. Давайте поговорим о них и для чего они назначены. Необходимы ли рыбам жабры? Да, рыбы дышат жабрами. Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. А плавники?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, рыбы плавают с помощью плавников. Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые. Шевелят плавниками и плывут. Плавник... плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево-вправо.Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.Воспитатель: А есть ли у рыб шея?
(ответы детей) Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм.
Физминутка «К речке быстрой»К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)Делать так руками нужно:Вместе - раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)Одной, другой - это кроль. (Круги руками вперед поочередно)Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)Но не отправимся домой.
Педагог цитирует отрывок из стихотворения И. Токмаковой:
Воспитатель: Ночью темень,
ночью тишь.
Рыбка, рыбка,
где ты спишь? (И. Токмакова. Где спит рыбка?) Где же спит рыбка и как?
Дети: Спит рыбка у дна или среди растений, чуть шевеля
плавниками, с открытыми глазами).Воспитатель: Верно. У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.
Воспитатель группирует картинки, отделяя аквариумных рыб от рыб, живущих в открытых водоемах. Спрашивает, не догадались ли дети, почему она отделила одних рыб от других.
Воспитатель: Перечислите аквариумных рыбок, затем назовите рыб, живущих в прудах и озерах.
Ответы детей
Воспитатель: Кто из вас ребята видел рыб в реке или в пруду? Расскажите, как вы их заметили, как рыбы выглядели (2-3 ответа).воспитатель: А знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет!)Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго. А как живут аквариумные рыбки? Расскажите что вы знаете о них. (Ответы детей).Воспитатель: Приятно, когда в доме есть аквариум, не правда ли? Но уж если вы завели рыбок, ухаживайте за ними так, чтобы они получали все необходимое.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность?
Ответы детей.
Воспитатель: И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками, нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает. Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее - будем умнее.
Заканчивая занятие, воспитатель обращается к детям: «Что нового узнали вы сегодня о рыбах? О каких рыбах вы хотите узнать поподробнее.

Марина Луценко
Календарно-тематическое планирование в первой младшей группе по теме «Рыбы. Водоемы»

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю 18.05 – 22.05)

Группа : 1 младшая группа № 7 Тема : Рыбы . Водоемы .

Цель : Познакомить детей с водоемами и их обитателями - рыбами (об особенностях строения, обитания, что едят, где живут, обогащать и активизировать словарь по данной теме .

Итоговое мероприятие : «Волшебные рыбки» . Дата проведения итогового мероприятия : 21.05.2015.

Понедельник, 18.05. Утро Утренняя гимнастика.

Д. и. «Назови какого цвета» . Цель : учить детей группировать предметы по цвету , развивать умение называть цвет, воспитывать внимательность.

Зрительная гимнастика «Рыбка» . Цель : развивать умение фиксировать взор, развивать пространственную ориентацию.

Индивидуальная работа по развитию речи Д. и. «Найди и назови» с Софьей Д. и Сашей З. Цель : учить правильно находить и называть предмет, развивать речь, память. Беседа на тему : «Такие разные водоемы » . Цель : познакомить детей с понятием «водоем » , расширять знания детей о разновидностях водоемов (река, озеро, море) .

Работа в книжном уголке. Рассматривание иллюстраций с изображением водоемов . Цель : приобщать детей к рассматриванию иллюстраций в книгах, развивать любознательность. Игра – забава «Рыбалка» . Цель : развивать координацию движений, создать радостную атмосферу.

Самостоятельная деятельность детей в уголках активности под руководством педагога. Цель : поддерживать желание играть самостоятельно, воспитывать дружелюбие.

Индивидуальные беседы с родителями о самочувствии детей в выходные дни.

Образовательная деятель-ность 9.00 – 9.08 (1 подгр, 9.20 – 9.28 (2 подгр) Конструирование «Подставка для аквариума» . Цель : учить выполнять несложные конструкции, различать предметы по двум признакам (форме и величине, отвечать на вопросы, воспитывать интерес к конструктивной деятельности. «Комплексные занятия в первой младшей группе » под редакцией Н. Е. Вераксы и др.» с. 214.

15.30 - 15.40 (1, 15.40 - 15.50 (2) Физическая культура. Занятие 5. Программное содержание : совершенствовать умение бросать мяч, упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке, развивать чувство равновесия, смелости и координации движений, воспитывать выдержку и внимание. С. Я. Лайзане , с. 142.

Прогулка Цель Первая младшая группа », с. 70 -71.

Работа перед сном Чтение детям стихотворений о рыбках. Цель : прививать любовь к художественной литературе.

навыков : продолжать учить детей аккуратно мыть руки, лицо не разбрызгивая воду. Насухо вытираться своим полотенцем и вешать его на место.

Гимнастика – побудка «Прогулка по морю» .

Работа в уголке природы : предложить полить из леечки комнатные растения. Цель : развивать умение ухаживать за комнатными растениями, воспитывать любовь к цветам. Индивидуальная работа по сенсорному развитию с Виолеттой А. и Лизой Н. «Собери пирамидку» . Цель : закрепить знание цветов, умение собирать в определенной последовательности, развивать восприятие цвета.

Предложить детям краски. Цель : учить детей рисовать пальцем, ритмично наносить отпечаток на бумаге.

П. и. «Солнышко, солнышко…» . Цель : учить детей выполнять действия под слова стихотворения.

Сюжетно – ролевая игра «Дом» . Цель : воспитывать умение реализовывать в игре семейный быт, быть дружелюбными.

Свободная деятельность под присмотром педагога. Цель : формировать умение просить игрушки, обмениваться ими.

Индивидуальные беседы по итогам дня.

Вторник, 19.05

Утро Утренняя гимнастика. Свободное общение на разные темы.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки» . Цель : развивать мелкую моторику пальцев рук.

Вкладыши «Аквариум» . Цель : развивать внимание, мелкую моторику. Работа по развитию звуковой культуры речи игра «Чей голос» – упражнять в звукоподражании.

Чтение стихотворений И. Токмаковой. «Где спит рыбка?» Цель : учить понимать речь взрослых, отвечать на вопросы.

Ночью темень . Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к норе,

След собачий - к конуре.

Белкин след ведёт к дуплу,

Мышкин - к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет следов твоих нигде.

Только темень , только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь? Самостоятельная деятельность детей в уголках активности. Цель : формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников, учить играть вместе. Консультация для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле»

Образовательная деятель-ность

9.00 – 9.08 (1, 9.20 – 9.28 (2) Развитие речи. Рассматривание картины. «У аквариума» Цель : продолжать учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы, обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада », с. 95.

15.30 - 15.40 Музыкальное воспитание. По плану музыкального руководителя.

Прогулка

Цель : продолжать наблюдения за неживой и живой природой, трудом взрослых; вызвать радостные чувства от общения с природой. З. И. Самойлова «Организация деятельности детей на прогулке. Первая младшая группа », с. 70 -71.

Работа перед сном Продолжать знакомить детей с произведениями с. Маршака – «Сказка о глупом мышонке» . Цель : с помощью художественных произведений знакомить детей с правилами безопасного для человека окружающего мира поведения.

Формирование культурно-гигиенических навыков : при раздевании ко сну побуждать снимать самостоятельно одежду и вешать аккуратно на спинку стульчика.

Вечер Сюжетно – ролевая игра «Магазин» - Цель : развивать умение брать на себя роль и действовать в соответствии с ней, продолжать детей играть вместе.

Индивидуальная работа по развитию речи с Альбиной С. и Димой Д. «Кто или что на картинке?» . Цель : учить правильно называть предмет, обогащать словарь. Д. и. «Заборчик для утят» . Цель : поддерживать желание детей строить самостоятельно, развивать конструктивные навыки.

Упражнение «По мостику через ручеек» . Цель : учить ходить осторожно, стараясь не упасть, не толкаясь. Самостоятельная деятельность в уголке ряженья. Индивидуальные беседы по итогам дня.

Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Самостоятельная деятельность. Развивающая среда, центры активности Взаимодействие

Среда, 20.05

Утро Утренняя гимнастика.

Дыхательная гимнастика «Косим траву» . Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей.

Работа в уголке природы : предложить детям понаблюдать за тем, как нужно заботиться о комнатных растениях, протирать листочки от пыли. Предложить самостоятельно попробовать протереть листочки. Предложить Вове Г. и Катерине К. «Бусы» . Цель : развивать мелкую моторику. Д. и. «Кого не стало?

Цель : развивать речь, желание отвечать на вопросы, зрительное восприятие, внимание.

Ситуативный разговор «мы вместе играем дружно» . Цель : воспитывать дружеские взаимоотношения, формировать элементарные навыки разрешения спорных ситуаций. П. и «Бегите ко мне» . Цель : упражнять детей в умении реагировать на сигнал.

Самостоятельная деятельность детей в уголках активности. Цель : учить находить партнеров по игре.

Образовательная деятель-ность

9.00 – 9.08 (1, 9.20 – 9.28 (2) Рисование «Морские волны» . Цель : учить различать синий цвет, упражнять в рисовании волнистых линий, развивать образное мышление, закреплять умение рисовать карандашом. «Комплексные занятия в . Е. Вераксы и др.» с. 205.

15.30 – 15.40 Развитие сенсорных эталонов. Размещение вкладышей разной формы в соответствующие отверстия. Цель : закреплять умение группировать предметы , учить детей соотносить предметы разной формы. Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию» с. 87.

Прогулка Цель : продолжать наблюдения за неживой и живой природой, трудом взрослых; вызвать радостные чувства от общения с природой. З. И. Самойлова «Организация деятельности детей на прогулке. Первая младшая группа », с. 70 - 71.

Работа перед сном Прослушивание колыбельных песен. Цель : настроить детей на сон.

Формирование культурно-гигиенических навыков : воспитывать умение правильно держать ложку, кушать аккуратно над своей тарелкой.

Вечер Настольный театр по сказке «Теремок» . Цель : развивать память, усидчивость, умение слушать, не мешая другим. Предложить детям пластилин. Цель : закрепить умение придавать пластилину определенную форму, развивать мелкую моторику. Предложить детям набор «Грибочки» , «Рыбалку» , вкладыши «Аквариум» . Цель : развивать мелкую моторику рук. Сюжетно – ролевая игра «Больница» . Цель : закреплять знания детей с профессиях, развивать навыки ролевого поведения. Индивидуальные беседы по итогам дня.

Четверг, 21.05

Утренняя гимнастика.

Свободное общение на разные темы.

Д. и. «Чудесный мешочек» для Димы К. и Андрея Б. Цель : развивать речь, умение называть и описывать предмет.

Беседа на тему : «Такие разные рыбки» . Цель : познакомить детей с разновидностью рыб, местами их обитания (аквариум, река) .

Д. и. «Покажи, что звучит?» . Цель : развивать слуховое восприятие, учить выполнять правильно игровое действие.

Предложить детям конструктор «Веселый городок» . Цель : учить строить, развивать воображение.

Самостоятельная деятельность детей в уголках активности. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Образовательная деятель-ность

9.00 – 9.08(1, 9.20 – 9.28 (2) . Познавательное «Волшебные рыбки» . Цель : учить отмечать особенности рыбок (имеет хвостик, плавники, глаза, рот, живет в воде, отвечать на вопросы, обогащать и активизировать словарь по теме . «Комплексные занятия в первой младшей группе под редакцией Н . Е. Вераксы и др.» с. 211.

15.30 - 15.40 (1, 15.40 – 15.50 (2) Физическая культура. Занятие 6 Программное содержание : закреплять умение катать мяч, упражнять в ползании по гимнастической скамейке, совершенствовать чувство равновесия. С. Я. Лайзане «Физическая культура для малышей» , с. 143.

Прогулка

Цель : продолжать наблюдения за неживой и живой природой, трудом взрослых; вызвать радостные чувства от общения с природой. З. И. Самойлова «Организация деятельности детей на прогулке. Первая младшая группа », с. 53 - 54.

Работа перед сном Слушание и выполнение пальчиковой гимнастики используя СD. Цель : развивать слуховое внимание и мелкую мускулатуру пальцев рук.

Формирование культурно-гигиенических навыков : продолжать работу по обучению детей навыкам раздевания и одевания.

Вечер Работа в уголке природы : продолжить знакомство с цветами, рассмотреть цветущие растения.

Рассматривание иллюстраций с водоемами и рыбками . Цель : развивать любознательность, желание узнавать что – то новое. П. и. «Пузырь» . Цель : учить детей делать круг, расширять его не отпуская рук соседа. Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская» . Цель : содействовать желанию детей самостоятельно подбирать атрибуты для игры, активизировать коммуникативные навыки детей.

Самостоятельная деятельность в уголке ряженья. Индивидуальные беседы по итогам дня.

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Мордовский республиканский институт образования»

Кафедра дошкольного и начального образования

План

Комплексно-тематического планирования

по одной из базовых тем

Выполнила: Севастьянова В. А.

Воспитатель МДОУ № 80

Городского округа Саранск,

Октябрьского района

Саранск 2013

План работы в средней группе на неделю

Тема недели «Обитатели моря»

ОО,

Виды деятельности

Форма работы

УТРО

Коммуникативная

Беседа: «Мы на водоеме» - закреплять правила поведения и безопасности на водоеме.

2.Дежурство в уголке природы

Трудовая

Дежурство в уголке природы - закреплять знания о комнатных растениях, навыки ухода за ними.

3.Дидактические игры (развитие речи)

Коммуникативная

Д/и «Назови морского жителя» - закреплять знания об обитателях морских глубин.

4.Игровая деятельность

Двигательная

Самостоятельные игры детей с конструктором и кубиками - умение находить себе занятие самостоятельно, играть дружно, не ссорясь.

5.Д/и по ПДД

Коммуникативная

Д/и «Светофор» - закреплять знания ПДД.

НОД

1.Аппликация/Конструирование

Продуктивная деятельность

Аппликация «Аквариум» - закреплять приёмы вырезания из прямоугольника. Учить срезать уголки, закругляя их, получая овальную форму (аквариум, камушки). Упражнять в нарезании полосок (водоросли); воспитывать бережное отношение к природе.

2.Музыка

Музыкально-художественнная

Прогулка

1.П/и с текстом (звукопроизношение)

Двигательная

П/и «Совушка» - сочетать слова и движения.

2.Трудовые поручения

Трудовая

Помощь воспитателю в поливке клумбы – закреплять навыки ухода за декоративными растениями.

3.Индивидуальная работа

Двигательная

С Кириллом З. и Сашей П. и/у «Змейка» - упражнять в челночном беге.

Двигательная

Самостоятельные игры детей с выносными игрушками – умение играть дружно, делиться.

Вечер

Двигательная

2.Сюжетно – ролевая игра

Двигательная

СРИ – «Зоомагазин» - закрепить знания о профессии продавца, правила поведения в магазине, умение брать на себя роли, вести диалоги.

3.Настольные игры экологического характера

Коммуникативная

Д/и «Назови дерево» - закреплять знания названий деревьев, различать по внешнему виду.

4.Конструктивные игры

Продуктивная

Д/и «Строим самолет» (конструктор) – развивать логическое мышление, умение работать в команде, сенсорное развитие.

5.Работа в книжном уголке (2 неделя – рассматривание иллюстраций к знакомым произведениям)

Коммуникативная

Рассматривание иллюстраций по сказке А. С. Пушкина «Золотая рыбка» - развивать умение составлять описательный рассказ по иллюстрации, развивать внимание, память.

Прогулка

1.Наблюдение за сезонными изменениями

Наблюдение за погодой – умение описывать погоду дня, ее изменения, анализировать, делать выводы.

2.Трудовые поручения

Трудовая

Совместно с воспитателем уборка мусора на прогулочном участке – развивать желание помогать взрослым, трудолюбие.

3.Индивидуальная работа

Двигательная

С Лизой Л. и Ритой Х. ходьба по гимнастическому буму – развивать равновесие, ловкость.

Взаимодействие с родителями

Беседа с бабушкой Кристины П. о необходимости головного убора у ребенка.

Тема недели «Обитатели моря»

ОО,

Виды деятельности

Форма работы

УТРО

Коммуникативная

Коммуникативная

Продуктивная

Коммуникативная

5.Игровая деятельность

Двигательная

НОД

1.Ознакомление с художественной литературой/Развитие речи

Коммуникативная

Пересказ сказки «Собака, которая не умела лаять» - развивать память, внимание, активизировать словарь.

2.Физическая культура

Двигательная

По плану физ. инструктора

Прогулка

Познавательно-исследовательская

2.Трудовые поручения

Трудовая

3.Индивидуальная работа

Двигательная

4.Самостоятельная игровая деятельность

Двигательная

Вечер

1.Гигиенические процедуры, оздоровительные мероприятия.

Двигательная

Гимнастика побудка, закаливающие процедуры.

2. Сюжетно – ролевая игра

Двигательная

3.Разучивание чистоговорок

Коммуникативная

4.Народная игра

Двигательная

5.Интеллектуальные игры

Коммуникативная

Прогулка

Двигательная

Коммуникативная

2.Трудовые поручения

Трудовая

3.П/и (прыжки)

Двигательная

Взаимодействие с родителями

Тема недели «Обитатели моря»

ОО,

Виды деятельности

Форма работы

УТРО

1.Индивидуальные и коллективные беседы (для развития речевой активности)

Коммуникативная

Беседа «О пользе и необходимости личной гигиены» - знания о необходимости личной гигиены, навыки личной гигиены.

2.Наблюдение за комнатными растениями, опыты, труд.

Трудовая

Помощь воспитателю в удобрении и обрезании сухих листьев у комнатных растений – закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

3.Д/и с правилами

Коммуникативная

Д/и «Я начну, а ты продолжи» - активизировать словарь, развивать внимание, учить соблюдать правила игры.

4.Чтение, рассказывание детям

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворения Р. Сефа «Мыло» - развивать внимание, память, усидчивость.

5.Игровая деятельность

Двигательная

Пальчиковая гимнастика «Моя семья» - сенсорное развитие, умение сочетать текст и движения.

НОД

1.ФЭМП

Познавательно - исследовательская

«Геометрические тела» - закрепить представление о пространственных геометрических фигурах, о плане-карте, порядковом счете, числах и цифрах 1-8, тренировать умение соотносить цифру с количеством.

2.Музыка

Музыкально-художественная

По плану музыкального руководителя.

Прогулка

1.Наблюдение за трудом людей в ближайшем окружении

Познавательно-исследовательская

Трудовая

Наблюдение за трудом дворника – уточнять знания о труде дворника, его обязанностях, значимости его труда.

2.Трудовые поручения

Трудовая

Помощь дворнику в подметании территории детского сада – желание помогать старшим, трудиться.

3.Индивидуальная работа

Двигательная

С Сережей К. и Никитой П. упражнять в прыжках в длину с места– развивать прыгучесть.

4.Самостоятельная игровая деятельность

Двигательная

Самостоятельные игры с выносными игрушками – играть всем вместе, самостоятельно находить себе занятие.

Вечер

1.Гигиенические процедуры, оздоровительные мероприятия.

Двигательная

Гимнастика побудка, закаливающие процедуры.

2. Сюжетно – ролевая игра

Двигательная

СРИ «Парикмахерская» - продолжать знакомить с профессией парикмахера, развивать умение самостоятельно развивать сюжет игры.

3.Игры с правилами

Коммуникативная

Д/и «Лото – подводный мир» - закреплять знания о рыбах и обитателях моря.

4.Самостоятельная художественная деятельность

Продуктивная

Самостоятельная художественная деятельность на тему «Я рисую море» - развивать творческие способности, образное мышление, цветовое восприятие.

5.Д/и (в том числе с природным материалом)

Коммуникативная

Д/и «Зверек, где твой кружок» - закреплять умение делить слова на слоги, грамматический строй речи.

Прогулка

1.П/и с текстом или хоровод (звукопроизношение, темп, ритм)

Двигательная

Коммуникативная

П/и «Каравай» - умение сочетать движения и слова.

2.Трудовые поручения

Трудовая

Помощь воспитателю в поливе грядки на огороде детского сада – закреплять навыки ухода за посадками овощей, прививать трудолюбие, желание помогать старшим.

3.Индивидуальная работа

Двигательная

С Мариной Л. и Галей П. ползание по гимнастическому буму на животе – развитие двигательной активности, выносливости.

Двигательная

Самостоятельные игры детей с выносными игрушками – играть дружно, не ссорясь.

5.П/и (ориентировка в пространстве)

Двигательная

П/и «По местам» - тренировать в ориентировании в пространстве и на прогулочном участке группы.

Взаимодействие с родителями

Беседа с бабушкой Кирила З. о поведении мальчика со сверстниками.

Тема недели «Обитатели моря»

ОО,

Виды деятельности

Форма работы

УТРО

1.Индивидуальная работа (развитие речи – ЗКР, словарь, связная речь)

Коммуникативная

С Вовой К. д/и «Овощи – фрукты» - закреплять знания о фруктах и овощах, различиях между ними.

2.Игры, на развитие мелкой моторики

Коммуникативная

Д/и «Собери картинку» - развитие внимания, логического мышления, мелкой моторики рук.

3.Самостоятельная художественная деятельность

Продуктивная

Самостоятельная художественная деятельность на тему «Обитатели моря» - развивать творческие способности детей, фантазию, воображение, образное мышление.

4.Повторение заученных ранее стихотворений (с детьми с плохой памятью)

Коммуникативная

С мариной Л. Повторение стихов о лете – развитие долгосрочной памяти, обогащение словаря.

5.Игровая деятельность

Двигательная

Самостоятельные игры детей по интересам – играть дружно, не ссорясь.

НОД

1.Ребенок и окружающий мир

Коммуникативная

Беседа: «Кто такой вуалехвост?» - способствовать освоению детьми представлений о вуалехвосте:

особенностях его внешнего вида (плавники красивые, длинные, свисающие, туловище округлое, вытянутое, приплюснутое с боков) и поведения (плавает медленно, в разных направлениях); развитию деятельности наблюдения: выделять признаки внешнего вида, пользоваться моделью при рассматривании рыбки, отражать результаты наблюдения в точном слове; накоплению эмоционально - положительного отношения к вуалехвосту.

2.Физическая культура

Двигательная

По плану физ. инструктора

Прогулка

1.Наблюдение на улице (транспорт/поведение людей и их действия)

Познавательно-исследовательская

Наблюдение за мусоровозом – закреплять знания детей о специальной технике, ее назначении.

2.Трудовые поручения

Трудовая

Помощь воспитателю помощь воспитателю в подметании веранды – приучать к труду, учить оценивать результат своего труда, доводить начатое до конца.

3.Индивидуальная работа

Двигательная

С Мишей К. и Колей Г. Лазание по гимнастической лестнице – развивать ловкость, координацию движений.

4.Самостоятельная игровая деятельность

Двигательная

Самостоятельные игры с мячом – играть всем вместе, дружно.

Вечер

1.Гигиенические процедуры, оздоровительные мероприятия.

Двигательная

Гимнастика побудка, закаливающие процедуры.

2. Сюжетно – ролевая игра

Двигательная

СРИ «Больница» - продолжать знакомить с профессией врача, мед. сестры, развивать умение самостоятельно развивать сюжет игры, вести диалоги.

3.Разучивание чистоговорок

Коммуникативная

Разучивание чистоговорки «На дворе трава, на траве дрова..» - развивать память речь, автоматизировать звуки «Р» и «Д».

4.Народная игра

Двигательная

Русская народная игра «Ручеек» - продолжать знакомить с русским народным фольклором, соблюдать правила игры.

5.Интеллектуальные игры

Коммуникативная

Д/и «Рыбы, звери, птицы» - закреплять знания рыб, животных и птиц средней полосы, их названия, отличия друг от друга.

Прогулка

1.Игровое упражнение на развитие речевого дыхания, речевого слуха

Двигательная

Коммуникативная

П/и «Карусель» - умение сочетать движения и слова, менять темп речи и движений, соответственно тексту игры.

2.Трудовые поручения

Трудовая

Помощь воспитателю в подметании дорожек на прогулочном участке группы – прививать трудолюбие, желание помогать старшим.

3.П/и (прыжки)

Двигательная

П/и «С кочки на кочку» - тренировать в прыжках, действовать по сигналу.

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей «Как бороться с детскими капризами»

Тема недели «Обитатели моря»

ОО,

Виды деятельности

Форма работы

УТРО

1.Д/и (РЭМП)

Коммуникативная

Д/и «Кто живет в море» (настольная) - закрепить знания о морских обитателях, их внешнем виде.

2.Индивидуальная работа (изодеятельность)

Продуктивная

С Данилой П. и Алиной Б. закреплять умение использовать технику примакивания и набрызга с использованием клеевой кисти.

3.Рассматривание иллюстраций и репродукций

Коммуникативная

Рассматривание иллюстраций по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» - умение составлять описательный рассказ по иллюстрации, обогащение словаря, развитие памяти.

4.Внесение и объяснение новой настольной игры по развитию речи.

Коммуникативная

Объяснение правил настольной игры «В мире сказок» - учить соблюдать правила игры, развивать внимание, память, усидчивость.

5.Игровая деятельность

Коммуникативная

Настольная игра «В мире сказок» - учить соблюдать правила игры, развивать внимание, память, усидчивость.

НОД

1.Рисование/Лепка

Продуктивная

«Рыбка в аквариуме» - учить рисовать рыбок в аквариуме (заготовка аквариума, сделанная на аппликации).

2.Физическая культура

Двигательная

По плану физ. инструктора

Прогулка

1.Труд на участке

Трудовая

Помощь воспитателю в прополке грядки на огороде – желание помогать старшим, навыки ухода за культурными растениями.

2.Индивидуальная работа

Двигательная

С Владом К. прыжки на одной и двух ногах – упражнять в прыжках.

3.Самостоятельная игровая деятельность (выносной материал)

Двигательная

Самостоятельные игры детей с выносными игрушками – играть дружно.

4.Народная игра

Двигательная

Мордовская народная игра «В слепую старуху» - продолжать знакомить с мордовским народным фольклором, учить соблюдать правила игры.

Вечер

1.Гигиенические процедуры, оздоровительные мероприятия.

Двигательная

Гимнастика побудка, закаливающие процедуры.

2. Сюжетно – ролевая игра

Двигательная

СРИ «Магазин инструментов» - закреплять знания названий инструментов и их назначение.

3.Трудовая деятельность

Трудовая

Помощь воспитателю в протирании пыли со стеллажей для игрушек, мытье кукольной посуды – приучать к аккуратности, желание трудиться.

4.Дидактическая игра на развитие речи (для развития словаря/на совершенствование грамматической стороны речи)

Коммуникативная

Д/и «Закончи предложение» - активизация и обогащение словаря

5.Индивидуальная работа (физкультурно – оздоровительная)

Двигательная

С Галей Г. ходьба и бег с изменением темпа движения – выносливость, внимательность.

6.Рассматривание иллюстраций, репродукций

Коммуникативная

Продолжать рассматривать иллюстрации по сказке А. С. Пушкина «Сказка о старике и рыбке» - умение составлять описательный рассказ по иллюстрации, обогащение словаря, развитие памяти.

Прогулка

1. Трудовые поручения

Трудовая

Помощь воспитателю в прополке клумбы - желание помогать старшим.

2. Наблюдение за животным миром

Познавательно-исследовательская

Наблюдение за божьей коровкой – закреплять знания о божьей коровке, ее внешнем виде, образе жизни.

3.Индивидуальная работа

Двигательная

С Кириллом З. прыжки на двух ногах между кеглями – упражнять в прыжках на двух ногах.

4.Самостоятельная игровая деятельность (выносной материал)

Двигательная

Самостоятельные игры детей с выносными игрушками – самостоятельно находить себе занятие, играть дружно, делиться.

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей «Солнце – друг или враг»

Образовательная область «Художественное творчество»

Конспект НОД «Рыбка в аквариуме» (средняя группа)

Цели:

  1. Продолжать учить детей рисовать силуэт рыбы.
  2. Развивать способности детей в коллективной работе.
  3. Формировать навыки и умения детей в изодеятельности.
  4. Развивать речь детей, грамматический строй, выразительность речи, умение составлять описательный рассказ.
  5. Воспитывать эмоционально-эстетические чувства детей, вызывать положительный эмоциональный настрой в течение всего дня.

Материалы к занятию:

  1. Игрушка рыбка
  2. Слайды с изображением моря или океана, рыбок в аквариуме, рыбы крупным планом.
  3. Ролики о том, как и чем, питаются рыбы в дикой природе, и как ухаживают за рыбками в аквариуме.
  4. Доска, мелки
  5. Заготовки аквариумов, сделанные на занятии по аппликации.
  6. Простые карандаши, цветные карандаши, или акварельные краски, кисточки.

Ход НОД:

Организационный момент.

Загадка: На столе стеклянный пруд,

А рыбачить не дают (аквариум)

Ход НОД.

Вносится игрушка-рыбка. Детям предлагается описать ее.

Беседа о рыбах:

Где рыбы живут в природе?

После правильного ответа детей показывается слайд с изображением моря, океана.

Зачем рыбу поместили в аквариум?

После правильного ответа детей показывается слайд с изображением рыбок в аквариуме.

Как устроено тело рыбки?

После правильного ответа детей показывается слайд с изображением рыбок.

Чем питаются рыбы?

После правильного ответа детей показывается ролик, как питаются рыбки.

Надо ли заботиться о рыбах?

После правильного ответа детей показывается ролик, как кормят и ухаживают за рыбками в аквариуме.

Физкультминутка:

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Один, два, три, четыре.

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс;

Одной, другой – это кроль.

Все как один, плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой!

Закрепление

Дети рисую рыб на заготовках аквариумов, сделанных на занятии по аппликации. Сначала рисуют контур карандашом, потом раскрашивают цветными карандашами или акварельными красками.

Анализ работ.

Д/И «Кто живет в море»

Воспитатель по очереди называет морских обитателей, чередуя с разными животными, насекомыми, птицами. Дети кричат «да» на морских обитателей, и качают головой на животных, птиц или насекомых.

Технологическая карта

НОД «Рисуем рыбку в аквариуме» (средняя группа)

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационный момент

Воспитатель загадывает детям загадку: «На столе стеклянный пруд, а рыбачить не дают?» Заинтересовать ребят, подвести к теме занятия.

Дети размышляют, и дают ответ на загаданную им загадку.

Ход НОД

Воспитатель показывает детям игрушку-рыбку, предлагает описать ее.

Закреплять умение описывать игрушку, выявлять признаки, качества, особенности, составлять описательный рассказ.

Дети размышляют. Описывают рыбку.

Воспитатель беседует с ребятами о рыбах. Задает вопросы, о местах обитания рыб в природе, чем питаются рыбки, как устроено их тело, зачем рыбок помещают в аквариум, как ухаживают за рыбками в домашних условиях.

Закреплять знания о рыбах, их образе жизни, питании, как ухаживать за рыбками в домашних условиях и для чего их заводят дома в аквариумах.

Ребята размышляют, дают ответы на вопросы.

Физкультминутка: «К речке быстро мы спустились…»

Снять напряжение у детей, развивать их двигательную активность.

Дети повторяют движения, за движениями воспитателя, согласно тексту.

Воспитатель показывает последовательность прорисовки рыб на доске.

Закреплять знания о строении тела рыб, учить детей рисовать силуэт рыбы .

Ребята смотрят, запоминают, как правильно и красиво нарисовать рыбок в своих «аквариумах».

Закрепление

Воспитатель предлагает детям самим попробовать нарисовать рыбок в своих «аквариумах».

Развивать умение самостоятельно рисовать рыб. Формировать навыки и умения детей в изодеятельности.

Дети рисуют рыбок в «аквариумах».

Воспитатель обсуждает с ребятами их работы, отмечает у кого, что получилось хорошо, а над чем еще надо поработать.

Учить анализировать свои работы и работы товарищей.

Дети совместно с воспитателем обсуждают работы друг друга, отмечают достоинства и недостатки работ друг друга.

Д/И «Кто живет в море»

Закрепить знания детей о морских обитателях.

Дети внимательно слушают, думают, выполняют задания игры.