Флористика        29.07.2019   

Когда проходит сосательный. Слабый сосательный рефлекс у новорожденного. Почему снижается сосательный рефлекс

Врожденные рефлексы – дар природы, необходимые малышу для выживания вне организма мамы, которые помогают новорожденному в приспособлении к жизни в окружающем его мире.

Еще в родильном доме, сразу после рождения малыша, врач-неонатолог проверяет врожденные рефлексы и дает оценку развитию нервной системы. Если физиологические рефлексы хорошо развиты и мышечный тонус в норме, значит у ребенка все в порядке.

Здоровый ребенок при рождении должен иметь полный набор физиологических рефлексов, которые исчезают к 3-4 месяцам.

Патологией считается их отсутствие, а также задержка их обратного развития.

Недопустимо стимулировать рефлексы новорожденного, особенно рефлекса автоматической ходьбы.

Основные безусловные рефлексы новорожденных

1 Дыхательный рефлекс

Первым, сразу после рождения, включается дыхательный рефлекс – раскрываются легкие малыша и он делает первый самостоятельный вдох.

2. Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта, при прикосновении к губам и языку новорожденного. Например, при вкладывании в рот соска, соски, пальца появляются ритмичные сосательные движения.

Сосательный рефлекс имеется у всех здоровых новорожденных и является отражением зрелости ребенка. После кормления этот рефлекс в значительной мере угасает и спустя полчаса-час начинает вновь оживляться. Рефлекс сохраняется в течение первого года жизни. Сосательный рефлекс снижается или даже исчезает при повреждении любого из черепных нервов, участвующих в акте сосания.Сосание успокаивает ребенка. Если он не насосался в младенчестве, то в старшем возрасте, может начать сосать кончики волос или пальцы, обкусывать ногти, что потребует вмешательства психотерапевта или невропатолога.

3. Глотательный рефлекс Если что-то попадает в ротик малыша, то он глотает. Первые дни ребенок учится координировать дыхательные движения с глотательными.

4. Рефлекс кляпа. Рефлекс заставляет ребенка выталкивать изо рта языком любые твердые предметы. Рефлекс кляпа появляется сразу после рождения. Рефлекс не дает ребенку подавиться. Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам. Именно рефлексом кляпа объясняется то, что малышу до 6-ти месяцев так трудно глотать твердую пишу.

5. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Рефлекс следует вызывать осторожно, не причиняя боли новорожденному.

Поглаживание пальцем в области угла рта (не прикасаясь к губам) вызывает у новорожденного опускание угла рта и губы, облизывание рта и поворот головы в ту сторону, с которой проводится поглаживание.

Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы.

Прикосновение к середине нижней губы вызывает опускание губы, рот открывается, а голова ребенка производит сгибательное движение.

При болевом раздражении происходит поворот только головы в противоположную сторону.

Поисковый рефлекс помогает малышу найти сосок и хорошо выражен перед кормлением.

В норме вызывается у всех новорожденных и полностью должен исчезать к 3 месячному возрасту. Затем появляется реакция на зрительный раздражитель, ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению.

Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки.

Поисковый рефлекс отсутствует или снижен, асимметричен у новорожденных с повреждением лицевого нерва. При наличии церебральной патологии у новорожденных рефлекс может быть задержан и не исчезает к 3-месячному возрасту

1 - ладонно-ротовой;
2 - хоботковый;
3 - поисковый;
4 - сосательный

6. Хоботковый рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха)

Вызывается быстрым легким прикосновением пальцем, соской или молоточком по верхней губе ребенка - в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры новорожденного -вытягивание губ в виде хоботка.

В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и постепенно угасает к трехмесячному возрасту. Сохранение хоботкового рефлекса его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга и наблюдается у детей с поражением нервной системы.

7. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

При надавливании большим пальцем на ладонь новорожденного, младенец поворачивает голову и открывает рот.

Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением.После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем - исчезает совсем.

Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС), особенно при родовой травме шейного отдела спинного мозга.

Быстрое становление рефлекса и его угосание до 3 месяцев является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму.

Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.

8.Верхний хватательный рефлекс (Янишевского)

В ответ на штриховое прикосновение к ладони новорожденного происходит сгибание пальцев и захватывание предмета в кулак.

У младенца в норме хватательный рефлекс хорошо вызывается. Перед кормлением и во время еды хватательный рефлекс выражен значительно сильнее.

Рефлекс физиологичен до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предметов.

У заторможенных детей реакция также ослаблена, у возбудимых, наоборот, усилена.

Снижение хватательного рефлекса наблюдается у детей, родившихся в асфиксии. А также рефлекс ослаблен на стороне поражения шейного отдела спинного мозга. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует. Наличие рефлекса после 4-5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

9. Рефлекс подвешивания Робинсона

В ответ на поглаживание ладонной стороны кисти возникает сгибание пальцев и захватывание предмета. Иногда при вызывании этого рефлекса ребенок удерживает предмет или палец так крепко, что такого прицепившегося ребенка можно за пальцы приподнять вверх — эта фаза рефлекса получила название рефлекса Робинзона. Таким образом, оказывается, что новорожденный, внешне кажущийся совершенно беспомощным существом, может развить в руках такую «мускульную силу», которая удерживает его собственное тело в подвешенном состоянии.

К 3-4 мес этот безусловный рефлекс трансформируется в условный — ребенок начинает хватать игрушки целенаправленно. Хорошая выраженность хватательного рефлекса и рефлекса Робинзона способствует быстрому развитию условного рефлекса и тем самым — развитию мышечной силы в руках и способствует более быстрому развитию тонкой ручной умелости.

10. Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского)

Вызывается при надавливании большим пальцем на подошву у основания II-III пальцев стопы. Ребенок производит подошвенное сгибание пальцев ноги (прижимает пальчики к стопе)

Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев.

У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев жизни.

Отсутствие нижнего хватательного рефлекса возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.

11. Рефлекс Бабинского.

Если произвести штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам, то происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II-V пальцев.

Большинство врачей сейчас считают рефлекс Бабинского нормой для первого года жизни и что его наличие не является признаком патологии, и с возрастом он пройдёт. Они объясняют тем, что это связано с недостаточным развитием коры головного мозга и соответственно системы центрального двигательного нейрона в раннем детском возрасте и что этот рефлекс встречается сейчас очень часто.

Мы же хотим предупредить родителей.

У здоровых новорожденных НЕ должно быть рефлекса Бабинского.

Рефлекс Бабинского является патологическим уже с первых дней жизни ребенка и является тонким признаком патологии пирамидных путей, а частота выявления его есть не доказательство его физиологичности, а доказательство частоты неврологических нарушений у новорожденных. Тем более если этот рефлекс с рождения спонтанный(то есть его не надо вызывать, он появлялся сам по себе)

12. Пяточный рефлекс Аршавского

При надавливании на пяточную кость у ребенка вызываются крик или гримасы плача.

Отсутствие их, снижение степени выраженности или асимметрия могут указывать на поражение нервной системы.

13. Рефлекс охватывания Моро

Вызывается различными приемами: если неожиданно хлопнуть двумя руками с обеих сторон по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки (не надо бить со всей силы!), то новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки - I фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение (поза эмбриона) — II фаза рефлекса Моро.

Аналогичное движение в руках возникает при пассивном внезапном вытягивании (разгибанием) ног новорожденного, приподниманием разогнутых ног и таза малыша над постелью, при надавливании на бёдра.

Рефлекс выражен сразу после рождения. У всех здоровых новорожденных рефлекс Моро всегда симметричен(одинаков) в обеих руках и выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

При вялом парезе руки рефлекс снижается или вовсе отсутствует на стороне поражения, что свидетельствует о том, что во время родов был травмирован спинной мозг в шейном отделе. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорожденный только слегка отводит руки.

В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. Если рефлекс проявляется при попытке переодеть ребенка или без повода, то его стоит показать невропатологу.

14. Рефлекс Галанта

Ребенка укладывают лицом вниз, его грудкой на свою ладонь. Поддерживая на весу (когда малыш успокоится и свесит полностью голову, ручки и ножки) проводят пальцем вдоль позвоночника (на расстоянии 1 см от него) с правой стороны — малыш выгнется дугой и подожмёт правую ножку. Так же рефлекс проверяют и с левой стороны.

Рефлекс Галанта хорошо вызывается с 5 - 6-го дня жизни. В норме рефлекс сохраняется до 2-4 мес, исчезает после 6 месяцев.

Реакция с обеих сторон должна быть одинаковой.

У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.


1.Рефлекс Галанта
2.Рефлекс Переса
3.Рефлекс охватывания Моро

15. Рефлекс Переса

Ребенка укладывают лицом вниз, его грудкой на свою ладонь. Поддерживая на весу (когда малыш успокоится и свесит полностью голову, ручки и ножки) слегка надавливая, проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника ребенка от копчика к шеи.

Это неприятно малышу, в ответ у ребенка возникает задержка дыхания с последующим криком. Его позвоночник прогибается, приподнимается таз и голова, сгибаются руки и ноги, возникает кратковременное общее повышение мышечного тонуса, при этом иногда происходит потеря мочи и дефекация.

В норме рефлекс Переса хорошо выражен в течение первого месяца жизни новорожденного, постепенно ослабевает и совсем исчезает к исходу 3 - 4-го месяца жизни.

Сохранность рефлекса старше 3 мес следует считать патологическим признаком. У новорожденных с родовым повреждением шейного отдела спинного мозга отсутствует поднимание головы, то есть рефлекс Переса получается как бы «обезглавленным». Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

16. Рефлекс опоры

Если взять новорожденного под мышки, то он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. В то же время, если его поставить к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола и так «стоит» до 10 секунд.

В норме рефлекс опоры постоянен, хорошо выражен и постепенно исчезает к 4-6-неделыюму возрасту.

При травме нервной системы ребенок может опираться на носочки, иногда даже с перекрестом ног, что указывает па поражение двигательного (пирамидального) пути, идущего от коры головного мозга к спинному.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры часто угнетена или отсутствует. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры отсутствует из-за резкой мышечной гипотонии.

1.защитный рефлекс;
2.рефлекс ползания (Бауэра);
3.рефлекс опоры и автоматическая походка;
4.хватательный рефлекс;
5.рефлекс Робинсона.

17. Рефлекс автоматической ходьбы, или шаговый рефлекс

При опоре на стопы во время легкого наклона тела ребёнка вперёд, новорождённый делает шаговые движения.

Этот рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни.

Тревожными признаками являются отсутствие рефлекса автоматической ходьбы или ходьба на «цыпочках» с перекрестом ног.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция автоматической походки часто угнетена или отсутствует. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях автоматическая походка отсутствует из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается надолго.

18. Рефлекс ползания по Бауэру

К стопам новорожденного, уложенного на живот, приставляется рука. Рукой слегка давим на подошвы малыша — в ответ ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и выполняет движения ползанья.

Рефлекс ползания в норме вызывается у всех новорожденных. Ползающие движения у новорожденных становятся выраженными на 3-4-й день жизни и сохраняется до 4 месяцев, а затем угасает. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев.

19. Защитные рефлексы

а)Верхний защитный рефлекс. Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону и он пытается ее приподнять, как бы обеспечивая себе возможность дышать.

Защитный рефлекс у здоровых новорожденных выражен с первого дня жизни постоянно, а после полутора мес ребенок пытается удерживать голову сам. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать. Снижение или исчезновение этого рефлекса может быть либо при особо сильном поражении верхних шейных сегментов спинного мозга, либо при патологии головного мозга. И, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

б)«Утиный» рефлекс. При попадании струи воды или воздуха на область носа новорожденный задерживает дыхание.

в)Зрачковый рефлекс. Яркий свет вызовет сужение зрачка

г)Мигательный рефлекс Если подуть в личико малыша, то он прищурит глазки.

20. Рефлекс отдергивания ноги

В положении новорожденного на спине, когда нижние конечности его расслаблены, поочередно наносят укол иглой на каждую подошву. Происходит одновременное сгибание бедер, голеней и стоп.

Рефлекс должен вызываться одинаково с обеих сторон (симметричен).

Рефлекс может быть ослаблен у детей, родившихся в ягодичном предлежании, при наследственных и врожденных нервно-мышечных заболеваниях, миелодисплазиях.Снижение рефлекса часто наблюдается при парезах ног. Отсутствие рефлекса свидетельствует о повреждении нижних отделов спинного мозга ребенка.

21. Перекрестный рефлекс экстензоров.

В положении новорожденного на спине, разгибаем одну ногу и в области подошвы наносим укол — в ответ происходит разгибание и легкое приведение другой ноги.

При отсутствии рефлекса можно предполагать патологию поясничного утолщения спинного мозга.

22. Шейно-тонические рефлексы или позотонические рефлексы

Виды позотонических рефлексов новорожденного ребенка
Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса — Клейна)

Проявляется при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой повернуто лицо малыша, выпрямляется. В этот момент повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти — поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы

При пассивном сгибании головы новорожденного ребенка увеличивается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. В тоже время, когда малыш разгибает голову, проявляется обратный эффект — разгибаются руки и сгибаются ноги.

Асимметричные и симметричные шейные рефлексы новорожденного выражены у новорожденных постоянно.
У недоношенных детей они слабо выражены.

Лабиринтный тонический рефлекс

В положении ребенка лежа на животе, увеличивается тонус в сгибательных мышцах: голова сгибается к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулачки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Спустя некоторое время, эта поза сменяется плавательными движениями, которые переходят в рефлекс спонтанного ползания.

Рефлекс Ландау

Придайте ребенку «положение пловца» - поднимите малыша в воздух так, чтобы его лицо смотрело вниз, и он тут же поднимет голову, а затем и выпрямит (или даже выгнет) спину, а также разогнет ноги и руки — ласточка, от 6 месяцев до полутора лет

1.асимметричный шейный топический рефлекс Магнуса – Клейна;
2.симметричные шейные тонические рефлексы;
3.тонические лабиринтные рефлексы;
4. рефлекс Ландау.

Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2-3 месяца. Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения. Задержка обратного развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.

В последние годы говорят о наличии плавательного рефлекса у новорожденного, который заключается в том, что малыш будет барахтаться и не утонет, если его опустить в воду. Этот рефлекс можно проверить только в присутствии инструктора в бассейне для новорожденных.

Проблемы с рефлексами — первые симптомы патологии центральной нервной системы. Если вас насторожили какие-то отклонения от нормы, то не стесняйтесь обращаться к врачу. Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время - оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии - от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение. Помните, что ребенок меняется каждый день, и проявления рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Очень важно проверять врожденные рефлексы в динамике. Вовремя начатое лечение – залог здоровья ребенка в будущем.

Рефлексами называют самопроизвольно совершаемые реакции на какой-либо внешний раздражающий фактор. Они свойственны всем многоклеточным, включая животных и людей. Рефлексы бывают безусловными и условными.

Первая группа всегда с человеком, способствуя его существованию во внешней среде — это врожденные рефлексы. Вторая группа представляет собой неврологические знаки, которые появляются и исчезают в течение человеческой жизни. Каждый ребенок появляется на свет с определенным количеством безусловных рефлексов, среди них сосательный рефлекс и другие автоматизмы, обеспечивающие новому человеку условия для выживания.

Что такое сосательный рефлекс?

Он формируется у ребенка в первые минуты жизни, а задатки его проявляются еще в утробе матери, на УЗИ часто бывает видно, как плод держит во рту свой пальчик. Если малыш родился здоровым и доношенным, его сразу прикладывают к материнской груди, и он успокаивается, получая несколько капелек молозива. Так в роддомах поддерживают врожденный инстинкт и способствуют правильному установлению сосательного рефлекса.

Любого рода прикасания к губкам младенца вызывают ответы в виде совершения сосательных движений. Врачи знают, до какого возраста сосательный рефлекс является нормой, осуществляя защитную функцию — это первые 12 месяцев жизни.

Сосательный рефлекс реализуется при участии ядер определенных нервов, находящихся в стволовой части продолговатого мозга. Это тройничный нерв, лицевой, вестибулярный, языкоглоточный, блуждающий и подъязычный.

Взаимосвязь этих пар нервов обеспечивает строгую координацию процесса сосания. После окончания кормления рефлекс сначала слабеет, а через час или полтора вновь оживает. При повреждении центральной нервной системы или любого вышеперечисленного нерва он снижается или совсем пропадает.

У деток, рано отлученных от материнского молока и вскармливаемых смесями, есть проблема не до конца реализованного сосательного рефлекса, что может приводить к развитию невроза навязчивых движений разной степени. Это выражается в частности в следующем:

  • привычка сосать разные предметы (пальчик, ручка, карандаш, одеяло, куклы и т.д.);
  • привычка грызть свои ногти;
  • у взрослых стремление курить, подолгу удерживать во рту сигарету, при любом стрессе стараться быстрее закурить.

Таким образом, ребенок должен правильно пройти оральную стадию развития, чтобы не было формирования невротических реакций в дальнейшем. Люди, обделенные на ранней стадии развития материнским молоком, должны воспитываться с применением соски-пустышки как объекта сосания, иначе взрослый человек в течение жизни может проявлять оральную агрессию в активной форме (кусаться, огрызаться словесно, ехидничать) и пассивной (плохой аппетит, всякие болезненные состояния).

Пустышку ребенку дают между кормлениями, отучать от нее надо постепенно, во время игры, с разговорами и лаской, без наказания и криков. Когда угасает сосательный рефлекс — природа определила, что ребенку старше одного или полутора лет он ни к чему, хотя еще долго будут сохраняться посасывающие движения у малыша во сне и в последующие годы, примерно до 3 или 4 лет.

Почему он может отсутствовать?

При слабости данного действия малыш очень вяло сосет грудь или бутылочку, быстро засыпая при кормлении, а то и вовсе отказываясь от еды. Так бывает у ослабленных, травмированных в родах или недоношенных деток. Их выписывают из стационарного отделения тогда, когда ребенок привыкает хорошо сосать молоко. Снижение сосательного рефлекса может наблюдаться по следующим причинам:

  • гипоксически-травматическое поражение центральной нервной системы ребенка в утробе матери или в родах;
  • соматические болезни тяжелой стадии (из-за общей слабости и недомогания);
  • парезы и параличи черепно-мозговых нервов, в частности лицевого;
  • умственно отсталые дети;
  • выраженный стоматит, респираторные вирусные инфекции, ринит;
  • плоской формы соски у матери.

При сниженном сосательном рефлексе ребенок постоянно недоедает, поэтому его надо докармливать с ложечки или сцеженным молочком из бутылочки каждые 2 или 2.5 часа.

Любое отклонение в состоянии малыша — это повод обратиться к врачу, ведь это может быть сигналом развития серьезной патологии, требующей немедленного лечения. Снижение сосательного рефлекса требует динамического наблюдения с привлечением невролога.

Отсутствие сосательного рефлекса — это первый симптом повреждения ЦНС, а точнее стволовой части продолговатого мозга, прогностически неблагоприятный признак. У таких деток очень мало шансов на выживание, кормить их приходится только через зонд.

Причины полного отсутствия сосания у деток:

  • травма продолговатого мозга в родах;
  • слабость жевательной мускулатуры, круговой мышцы рта, языка;
  • глубокая недоношенность.

Особенности сосательного рефлекса у недоношенных детей

У деток, рожденных раньше срока с маленьким весом, много разных проблем со здоровьем, свои особенности развития и выхаживания. В частности, сосательный рефлекс у недоношенных детей, как и глотательный часто отсутствуют, особенно при массе тела меньше полутора килограмм, когда есть и недоразвитие многих органов, малый их объем, нарушенная терморегуляция, затруднено дыхание и т.д.

Неполноценность рефлексов связана с недостаточным развитием механизмов нервной регуляции и неполным формированием сосательной мускулатуры. Таких детей нельзя сразу приложить к груди, но и делать большую отсрочку тоже страшно из-за возможной большой потери массы тела.

Длительную отсрочку дают при тяжелой травме или подозрении на наличие кровоизлияния в мозг. Если ребенка не прикладывали более 12 ч, то его переводят на парентеральное питание раствором глюкозы. Зондовое кормление недоношенных деток практикуют при значительном снижении сосания и глотания, при этом объем каждого кормления дозируется специальным шприцом. К бутылочному кормлению переходят после появления у малыша хороших рефлексов.

О кормлении грудью вопрос решается отдельно по каждому ребенку с учетом его состояния и устойчивости рефлекторных знаков. Обычно начинают с одного или двух раз в сутки, если ребенок при этом устает, то докармливают его из бутылочки, всего таких деток кормят до 10 раз в сутки. Главное в процессе выхаживания недоношенных деток — не форсировать события.

Процесс может быть длительным, но успех обеспечен при грамотном подходе врачей и матери малыша, такие детки догоняют своих сверстников к концу первого — максимум третьего года жизни.

Таким образом, сосательный рефлекс является одним из самых важных врожденных рефлексов, которым наделила природа человека для обеспечения наиболее комфортных условий выживания и дальнейшего развития. Его полное отсутствие — непоправимая беда, несовместимая с жизнью, а снижение — это грозный сигнал о серьезной неврологической проблеме, которую необходимо немедленно начинать искать и устранять всеми возможными способами с привлечением врачей невропатологов и других специалистов.

Вс Окт 04, 2009 23:43

Чем грозит неудовлетворенный сосательный рефлекс.

Сосательный рефлекс формируется у ребенка еще во внутриутробный период развития и оказывает решающее воздействие на формирование его психики в период раннего детства. Кроме того, что за счет этого рефлекса ребенок утоляет голод, это средство помогает малышу успокоиться, почувствовать себя увереннее. Сосательный рефлекс является основным в течение первого года жизни ребенка, к концу третьего года жизни он начинает ослабевать, а угасает только к четырем годам. (Здесь, видимо, нужны пояснения. Мне казалось, что если пишут какие-то возрастные ограничения, то всем понятно, что все дети разные, и изменения не происходят ровно в день рождения. Оказывается, это понятно не всем. Так вот: дети разные! Не у всех он исчезает именно в этом возрасте. Но минимальным для начала угасания этого рефлекса физиологами определяется возраст два с половиной года).

Особенно опасно неудовлетворение сосательного рефлекса для флегматиков: это приводит к снижению общего эмоционального тонуса, впоследствии возможны суицидальные наклонности и склонность к продолжительным депрессиям.

Нереализованный сосательный рефлекс у детей, рано отнятых от груди или находящихся на искусственном вскармливании, может приводить к неврозу навязчивых состояний разной степени.
В чем это выражается:
1. Сосание посторонних предметов:
пальца (самое распространенное);
материи (одеяла, подушки, манжет рукавов, уголков воротничка и пр.),
канцелярских принадлежностей (шариковая ручка, кисточка или карандаш во рту),
собственных волос (девочки иногда берут в рот кончики своих косичек);
любимых игрушек, и прочего.
2. Обгрызание ногтей.
3. У мальчиков под влиянием запрета на сосание соски или пальца последствия нереализованного рефлекса часто приводит к мастурбации.
4. В будущем, во взрослой жизни, нереализованный сосательный рефлекс вызывает привычку к курению, или сохраняется привычка держать во рту посторонние предметы (карандаш и пр.). Существует мнение, что тяга к курению возникает от нереализованности сосательного рефлекса и привычке «засасывать» нервозность и настороженность. Вы можете видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянутся к сигарете, что подтверждает данное предположение.

Ребенок, как мы уже говорили, находится на оральной стадии развития (от лат. Oral – рот). Но неблагополучное прохождение этой стадии может порождать невротические реакции. Например, оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обделен материнским молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны " источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя " (Фромм), наиболее выразительной частью их внешности является рот. В зависимости от способа появления различают " активную и пассивную " формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова – вербально, это выражено ехидством и едкими замечаниями. Пассивная форма - болезнь, отказ от еды, жалобы.

Поэтому, если женщина по каким-либо причинам отказывается от грудного вскармливания до угасания у ребенка сосательного рефлекса, она должна постараться найти «объект для сосания». Если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.

Почему ребенку, которого мать кормит грудью по требованию, пустышка не нужна, а даже крайне вредна?

Малышу нужно общение с родителями, в противном случае, проводя все свое время в компании пустышки, он начнет им меньше доверять.
Американские психологи говорят: «Если ребенок заплакал и вы потянулись не к нему, а к пустышке – выбросьте ее». Безусловно, для младенца лучший утешитель – не соска, а мама.
Если рот ребенка постоянно занят соской, это плохо сказывается на общем развитии, ведь в период до года ребенок «познает мир ртом». Для того, чтобы он изучал предметы, он должен их грызть, облизывать, тянуть в рот. Если рот занят – основной канал восприятия бездействует, тактильная информация поступает в мозг недостаточно полно.

Если женщина хочет кормить младенца грудью, она ни в коем случае не должна заменять свою грудь (даже изредка) соской-пустышкой!

Ребенок сосет грудь и бутылочку или соску по-разному:
Грудь:
Молочко добывается перистальтическими движениями язычка. Сосок не участвует в сосании, он находится на уровне мягкого неба. Малыш захватывает грудь максимально глубоко, широко открыв ротик, воздействуя на млечные синусы, язычком сцеживает молоко - выдавливает, прижимая язычком к небу. Соблюдается ассиметрия захвата - снизу ареолу ребенок захватывает больше. Ко всему прочему, прилив молочка нужно стимулировать. И малыш знает, что каждый прилив через время сменяется следующим в ответ на его сосательные движения и может терпеливо ждать, слегка посасывая. При сосании груди задействованы все группы мышц лица.

Бутылка:
Принцип сосания бутылки основан на разности давления. Когда ребенок сосет бутылку, задействованы лишь мышцы щек. Малыш совершает втягивающее движение и получает непрерывный поток молока. Не обладая способностью сопоставлять предметы и способы сосания этих предметов, ребенок, получающий и грудь, и бутылку, начинает путаться и захватывает грудь по принципу бутылки (ведь бутылку по принципу груди захватить невозможно). Движения языка при таком сосании изменяются - он совершает поступательные движения - вперед-назад. Если кроха начинает сосать грудь по принципу бутылки - она больше не получает необходимой стимуляции и уровень пролактина (гормона лактации) снижается. К тому же, сосок матери уже не будет располагаться на уровне мягкого неба и начнет участвовать в сосании

Сосание пустышки (и бутылочки) может привести к следующим последствиям:
- Трещины, ссадины, травмы сосков;
- Лактостаз, мастит
- Недостаток или избыток молока;
- Маленький набор в весе;
- Лактазная недостаточность, пенистый стул, сильное срыгивание;
- Прикусывание ребенком груди, выгибание под грудью и плач;
- Отказ от груди.
также известны случаи возникновения кожной аллергии вокруг рта вследствие сосания пустышки.

Обратимся к психологии новорожденного: он рождается с определенным набором ожиданий. Когда эти ожидания удовлетворяются, формируется некая цепочка развития, т.е. чтобы построить эту цепочку, нужно пройти каждое звено по порядку. Если звено выпало - цепочка прервалась либо направилась в другое русло. Близость к матери и получение груди по первому требованию составляют звенья этой цепочки. Малыш учится любви и доверию на руках у матери. Она помогает ему познавать мир через ассоциации. Все это происходит исключительно у нее на руках, т.к. только в этом положении малыш чувствует себя уверенно и формирует положительное отношение к новому миру.

Если ребенка успокаивает пустышка - он переходит на общение с неодушевленным предметом, как бы замыкаясь в себе и сам себя успокаивая. Это ведет к снижению исследовательского интереса к миру, уменьшению потребности взаимодействия с другими людьми, замедлением социализации, и является одной из причин детского аутизма. Когда малыш при беспокойстве получает грудь, он получает эндорфины – «гормоны радости», которые подавляют стресс, а соска этих гормонов не выделяет, тогда нервная система ребенка страдает – что ведет к сбоям в работе всего организма.

Напоследок – прекрасная цитата из книги Трунов М., Китаев Л. Экология младенчества. Первый год. – М., 1993 – 208
«Однако сосание пустышки имеет и другое последствие. Взгляните на подросшего малыша, сосущего соску-пустышку. Глаза его, как правило, полуприкрыты и обращены в никуда. Своеобразное самопогружение. Все это напоминает картину, наблюдаемую при сосании материнской груди. Однако только человеческий рассудок, способный свести сосание груди к механическому акту, может провести тождество между материнским соском и пустышкой. Если мы наконец-то поняли, что кормление грудью – не просто перекачивание молока, то мы должны понять, что разница между сосанием груди и пустышки такая же, как между полноценным половым актом и онанизмом.

Для малыша подобные “самоуглубления” имеют следствием прежде всего снижение активности по отношению к внешнему миру. К тому миру, который он в этот период должен познавать и запечатлевать. Снижается поисковая активность, тенденция к исследованию. А главное, не ведет ли это к привычке удовлетворять свои потребности суррогатным образом?»

Марина Озерова, педагог-психлог, Израиль

Жизнедеятельность организма каждого человека, в том числе и новорожденного, определяют рефлексы.

Рефлексы новорожденного — это ответная реакция на раздражители из внутренней и внешней среды организма. Врожденные рефлексы заложены в нервной системе еще до рождения ребенка.

Сосательный рефлекс у новорожденного — это способность сосать грудь матери или соску на бутылке с искусственным питанием, вложенную в рот. Никто не обучает ребенка сосанию. Это не привычка, а один из важных рефлексов. Он формируется еще во внутриутробные процесс развития. И в дальнейшем оказывает воздействие на формирование психики в раннем детстве. При помощи сосательного рефлекса новорожденный утоляет свой голод.

Он возникает впервые часы жизни и относится к врожденным рефлексам, который обеспечивает выживание малыша. Это самый первый и самый главный безусловный рефлекс. Во время кормления, когда происходит касание неба, ребенок начинает сосать молоко из груди матери или из бутылочки, всасывает ее. Выраженность сосательного рефлекса у новорожденных определяет голоден или сыт ребенок. После еды сосательный рефлекс ослабевает. Но уже через час вновь дает о себе знать. Очень хорошо успокаивает ребенка ритмичное сосание.

Ответственными за рефлекс сосания являются 5 пар черепных нервов. Для малыша удовольствие посасывать пустышку и очень тяжелая работа сосать молоко из груди мамы.

К 12 месяцам сосательный рефлекс ослабевает, а к 3-4 годам пропадает.

Проверить сосательный рефлекс у ребенка очень легко: необходимо погладить щечку или прикоснуться к губам. Ребенок откроет ротик и задвигает языком будто хочет сосать.

Слабый сосательный рефлекс

Слабость или отсутствие сосательного рефлекса определяют методом кормления. Здоровые дети сразу и энергично берут грудь матери и жадно сосут. В отличие от здоровых малышей, новорожденные со сниженным сосательным рефлексом засыпают во время кормления, вялые, сглатывают очень редко, а зачастую и вовсе отказываются от груди. Ослабленных и недоношенных детей выписывают из больницы, когда малыш может самостоятельно сосать.

Вот причины, по которым чаще всего бывает слабый рефлекс сосания и это очень просто проверить – необходимо положить палец в рот малыша, при отсутствии отклонений он инстинктивно сосет палец.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Основные причины снижения сосательного рефлекса:

  • тяжелые соматические состояния;
  • гипоксия во время беременности или при родах;
  • парезы лицевых нервов;
  • умственная отсталость;
  • иногда стоматит, ОРЗ, ОРВИ.

В тех случаях, когда у младенца слабый сосательный рефлекс и полноценного питания ребенок не получает, необходимо сцедить молоко и докормить малыша с бутылочки или ложечки. Кормить ребенка необходимо каждые два — два с половиной часа, а возможно и чаще. Самостоятельно поставить диагноз и лечить малыша категорически нельзя. Как только заметили какое-либо отклонение, за помощью необходимо обратиться к доктору. Такие состояния необходимо наблюдать в динамике.
Также причиной слабого сосательного рефлекса может быть и неправильная форма сосков, или ребенок не активно и с перерывами сосет простуженный, с заложенным носом, или сонный ребенок.

Отсутствие рефлекса

Если отсутствует сосательный рефлекс, то это первый признак того, что повреждена центральная нервная система, а именно ствол головного мозга, что является нехорошим неврологическим признаком. При полном отсутствии этого рефлекса у новорожденных шансов на выживание нет. Кормление таких малышей происходит через зонд.

Затруднение сосания, и отсутствие сосательного рефлекса является следствием родовой травмы. Сказать, что «ребенок ленится сосать» неуместно. Ведь в данном случае дело не в лени, а в возможном повреждении важных центров нервной системы.

Причиной отсутствия сосательного рефлекса является неврологическая патология:

  • слабость жевательной мускулатуры;
  • круговой мышцы рта;
  • языка.

Травма шеи или шейно-затылочной зоны приводит к повреждениям продолговатого мозга и, как следствие, к снижению сосательного рефлекса. Такие травмы замедляют развитие ребенка.

В период новорожденности у ребенка начинают срабатывать безусловные рефлексы. Это естественная реакция на определенные раздражители извне. Некоторые из них постепенно угасают, заменяясь приобретенными. Сосательный рефлекс у новорожденных просыпается с первых часов жизни, сохраняясь на протяжении года. Кроха захватывает сосок губами и ритмично сосет. Этот безусловный рефлекс необходим для формирования условного рефлекса – пищевого. Ребенка сосать никто не обучает – это закладывается природой еще в утробе матери.

Что это такое

Сосательный безусловный рефлекс оказывает огромное влияние на формирование психики малыша с раннего детства. С его помощью младенец утоляет голод.

Тест сосательного рефлекса. Как можно проверить (Фото)

При кормлении сосок или соска на бутылке касается неба, рефлекс срабатывает – и ребенок активно начинает высасывать пищу. По выраженности сосательного рефлекса определяется, насколько голоден малыш. После насыщения рефлекс ослабевает, но вскоре снова пробуждается. Ритмичное сосание успокаивающе действует на новорожденного.

Отвечают за сосание 5 мозговых нервов – блуждающий (самый короткий), троичный, подъязычный, лицевой и языкоглоточный. Их взаимодействие строго координирует сосательный рефлекс. Если центральная нервная система или один из перечисленных нервов повреждается, реакция ослабевает или пропадает полностью.

Как определить, что сосательный рефлекс в норме

Дабы пробудить рефлекс сосания, в ротик младенца на 2-3 см вводят согнутый палец. Здоровый доношенный ребенок сразу начинает его сосать. Если реакция хорошо развита, достаточно прикосновения к губкам и поглаживания по щечке. Малыш откроет ротик и начнет интенсивно поводить язычком как при сосании.

При оценке сосательного рефлекса используют проверочное кормление. Малышу дают грудь или бутылочку со смесью, и смотрят, как он справляется. При слабом рефлексе младенец вяло высасывает пищу. Он быстро теряет силы, редко сглатывает и засыпает. Впоследствии утрачивается интерес к груди, и кроха даже способен от нее отказаться.

Слабый сосательный рефлекс и его отсутствие

Жизненно важный рефлекс сосания, позволяющий новорожденному выжить, может быть ослабленным по нескольким причинам:

  • паралич лицевых и мозговых нервов;
  • тяжелые соматические расстройства, ослабляющие организм;
  • умственная недоразвитость;
  • внутриутробное кислородное голодание, вызывающее поражение нервной системы.

Снизить сосательную реакцию могут вирусные, инфекционные недомогания, обостренный стоматит, сильный насморк. Так как малютка регулярно , его приходится докармливать сцеженным молоком из ложечки шприца, пипетки или бутылочки. Ребенок может плохо сосать из-за плоских втянутых сосков мамы. Но эти случаи редки, и справиться с ними можно, используя .

Когда выясняется, что рефлекс ослаблен, мамочка должна незамедлительно принять меры. Ведь новорожденному это угрожает недоеданием, психическими, неврологическими расстройствами, приводящими к отставанию в развитии.

Стихание сосательного рефлекса требует немедленного визита к неврологу и постоянного врачебного контроля над ребенком.

  • родовые травмы, ведущие к повреждению продолговатого мозга;
  • глубокая недоношенность;
  • ослабленные лицевые мышцы

являются причиной полного исчезновения сосательного рефлекса. Невролог должен осмотреть малютку и оценить другие его безусловные рефлексы. После чего будет вестись наблюдение. Возможно, потребуется терапевтическое лечение.

Сосательный рефлекс у недоношенных детей всегда ослаблен или полностью отсутствует. Дабы ребенок мог нормально развиваться, после рождения его вскармливают через зонд или вводят специальные питательные растворы внутривенно. Такой способ кормления длится, пока рефлекс сосания не появляется в ярко выраженной степени и не развиваются механизмы нервной регуляции, отвечающие за реакции малыша.

Когда грудничок неохотно сосет, вопрос о том, как восстановить рефлекс становится первостепенным. Здесь на помощь приходят пустышки-соски и вскармливание карапуза молоком из бутылочки. Врач рекомендует перед каждым кормлением проводить лицевой массаж. Для восстановления реакции следует знать причину слабого рефлекса, и по мере возможности работать над ее устранением. Без консультации опытных специалистов самостоятельно бороться с проблемой нельзя. Это опасно для малютки.

В каком возрасте должен пройти

Многие мамочки интересуются, до какого возраста у ребенка проявляется сосательный рефлекс? Детям, старше полутора лет он уже не нужен и реакция постепенно угасает. Посасывающие движения губами и языком сохраняются еще 2-2,5 года.

Дети, которых рано , и вскармливали адаптированными смесями, не полностью реализовали свой природный инстинкт сосания. Это чревато развитием неврозов и навязчивых движений.

У ребенка могут появиться неприятные привычки, от которых сложно избавиться на протяжении многих лет:

  • сосание различных предметов (пальцев, ручек, кончиков волос, краев подушки, игрушек и пр.);
  • привычка грызть ногти на руках и на ногах;
  • во взрослой жизни это проявляется в желании курить. При любом стрессе и конфликте, человек бессознательно тянется к пачке с сигаретами.

Это означает, что малыш должен полноценно пройти оральный этап развития, удовлетворив свой сосательный рефлекс, дабы не сформировались невротические реакции и дурные привычки в будущем. Груднички, рано отлученные от материнской груди, должны развиваться с пустышкой, как предметом сосания. В дошкольном периоде, если ребенок не получал ни пустышку, ни грудь, он может агрессивно себя вести, кусать других детей, ехидничать, огрызаться. Таким малышам присущ слабый аппетит, капризность, болезненность.

Пустышку ребенку предлагают между кормлениями, а отучают от нее постепенно – без наказаний и негативных эмоций (). В ласковой игровой форме малышу сообщают, что соска ушла к другой ляле, потерялась, ее забрала фея.