Флористика        10.03.2020   

Когда впервые начали отмечать новый год в россии? История праздника «Новый год»: как он возник, интересные факты, в какой стране Новый год не празднуют? Кто установил новый год 1 января

Стран-ный за-го-ло-вок, - хмыкнет про се-бя чи-та-тель. - Долж-но быть, ав-тор за-мет-ки уже за-го-дя празд-ну-ет Но-вый год и по-то-му пу-та-ет дни. Ко-неч-но же - се-го-дня но-чью (с 31 де-каб-ря на 1 ян-ва-ря), и это зна-ет каж-дый ре-бе-нок! По-сле празд-нич-но-го по-здрав-ле-ния Пре-зи-ден-та уда-ры кремлёв-ских ку-ран-тов воз-ве-стят на-ступ-ле-ние уже семнадцатого го-да тре-тье-го ты-ся-че-ле-тия от Рож-де-ства Хри-сто-ва. Вре-мя быст-ро ле-тит! Как го-во-ри-ли рим-ляне, tempus edax - «вре-мя про-жор-ли-во». Мы звон-ко «чок-нем-ся», по-здра-вим друг дру-га и по-же-ла-ем в но-вом го-ду вся-че-ско-го бла-го-по-лу-чия.

Нет, нет, я пре-бы-ваю в здра-вом рас-суд-ке, а ин-три-га за-го-лов-ка свя-за-на с мо-и-ми про-фес-сио-наль-ны-ми ин-те-ре-са-ми.

Дей-стви-тель-но, на-ча-ло но-во-го го-да у нас, се-ве-рян, проч-но ас-со-ци-и-ру-ет-ся с на-ряд-ной ёл-кой и ян-вар-ски-ми мо-ро-за-ми. Это так. Тем не ме-нее, празд-ну-е-мый на-ми Но-вый год по ян-вар-ско-му сти-лю во-шел в рос-сий-ский граж-дан-ский оби-ход срав-ни-тель-но недав-но - в 1699 го-ду. (Под «сти-лем» ле-то-счис-ле-ния в дан-ном слу-чае под-ра-зу-ме-ва-ет-ся опре-де-ле-ние на-ча-ла го-да.)

В древ-но-сти су-ще-ство-ва-ли раз-лич-ные спо-со-бы опре-де-ле-ния на-ча-ла Но-во-го го-да, и точ-ка от-счё-та бы-ла для всех зри-мой и по-нят-ной. В ос-нов-ном эти точ-ки от-счё-та рас-пре-де-ля-лись по двум важ-ней-шим сель-ско-хо-зяй-ствен-ным пе-ри-о-дам - ве-сен-не-му и осен-не-му. «На-ро-ды древ-но-сти ча-сто при-ни-ма-ли во вни-ма-ние толь-ко пе-ри-од зем-ле-дель-че-ских ра-бот и пре-не-бре-га-ли осталь-ным вре-ме-нем есте-ствен-но-го го-да», - спра-вед-ли-во за-ме-ча-ет ав-тор из-вест-ной ра-бо-ты (Би-кер-ман Эли-ас. Хро-но-ло-гия древ-не-го ми-ра. М., 1975, с. 40).

Для на-ших пред-ков наи-боль-шее зна-че-ние име-ли два ви-зан-тий-ских сти-ля: сен-тябрь-ский, с точ-кой от-сче-та эры («эпо-хой эры») 1 сен-тяб-ря 5509 го-да до Р. Х., и мар-тов-ский, с точ-кой от-счё-та 1 мар-та 5508 го-да до Р. Х. Эта по-пуляр-ная мар-тов-ская эра на-зы-ва-ет-ся «кон-стан-ти-но-поль-ской» и «древ-не-рус-ской». В свою оче-редь, мар-тов-ский год де-лит-ся на два ос-нов-ных ви-да: ес-ли мар-тов-ский год на-чи-на-ет-ся на пол-го-да поз-же «ви-зан-тий-ско-го» (1 сен-тяб-ря), его на-зы-ва-ют про-сто «мар-тов-ским», ес-ли же на-чи-на-ет-ся на пол-го-да рань-ше - «уль-тра-мар-тов-ским» (от лат. ultra - «по ту сто-ро-ну»). (Су-ще-ству-ют и иные ва-ри-ан-ты мар-тов-ско-го го-да, на-при-мер, на-чи-нать его со дня ве-сен-не-го рав-но-ден-ствия, 21-го мар-та. Но не бу-дем боль-ше ло-мать го-ло-ву по-дроб-но-стя-ми!). До на-ча-ла XII ве-ка пре-об-ла-дал мар-тов-ский стиль, а в XII-XIII ве-ках ши-ро-ко ис-поль-зо-вать-ся уль-тра-мар-тов-ский. Мар-тов-ский стиль ис-поль-зо-вал-ся у нас до 1492 го-да, ко-гда в при-каз-ном по-ряд-ке пе-ре-шли толь-ко на сен-тябрь-ский стиль, по ко-то-ро-му Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь жи-вёт до сих пор. До это-го на-ши ле-то-пис-цы сво-бод-но ис-поль-зо-ва-ли все сти-ли, по-это-му пе-ре-вод их да-ти-ро-вок на совре-мен-ный «ка-лен-дар-ный язык» - за-ча-стую по-чти нераз-ре-ши-мая го-ло-во-лом-ка. На эту те-му на-пи-са-но нема-ло се-рьёз-ных ис-сле-до-ва-ний.

В стра-нах сред-не-ве-ко-вой Ев-ро-пы так-же ис-поль-зо-ва-лись раз-лич-ные ка-лен-дар-ные сти-ли, при-чём, как в раз-лич-ное, так и в од-но и то же вре-мя, что ста-вит пе-ред ис-сле-до-ва-те-ля-ми до-пол-ни-тель-ные про-бле-мы.

Так, счёт дней в го-ду от празд-ни-ка Рож-де-ства Хри-сто-ва (25 де-каб-ря) вёл-ся в Ри-ме с IV ве-ка (это ведь рим-ский по про-ис-хож-де-нию празд-ник, при-ня-тый Во-сто-ком да-ле-ко не сра-зу, о чём мне уже при-хо-ди-лось пи-сать). Во Фран-ции рож-де-ствен-ский стиль ис-поль-зо-вал-ся с VIII и до кон-ца X ве-ка, в Гер-ма-нии - с IX ве-ка, но в мас-шта-бах всей стра-ны на-ча-ло но-во-го го-да бы-ло пе-ре-не-се-но здесь на 25 де-каб-ря в 1310 го-ду.

На-ча-ло но-во-го го-да с 1 мар-та, ис-поль-зо-вав-ше-е-ся ещё с до-хри-сти-ан-ских вре-мён, по-сте-пен-но рас-про-стра-ни-лось на мно-гие стра-ны Ев-ро-пы: с VI ве-ка мар-тов-ский стиль упо-треб-ля-ли во Фран-ции, Ве-не-ции и в ря-де дру-гих го-су-дарств.

Очень по-пуля-рен был в Ев-ро-пе так на-зы-ва-е-мый «бла-го-ве-щен-ский стиль» (от «Во-пло-ще-ния Гос-по-да»), - то есть Но-вый год на-чи-нал-ся со дня это-го празд-ни-ка (с 25-го мар-та). В кон-сер-ва-тив-ной «доб-рой ста-рой» Ан-глии, на-при-мер, он ис-поль-зо-вал-ся вплоть до 1753 го-да. Его так-же упо-треб-ля-ли во Фло-рен-ции и Пи-зе, а так-же во Фран-ции в IX-X ве-ках, по-сле че-го за-ме-ни-ли «пас-халь-ным сти-лем»: на-ча-ло го-да в нём - с «пред-пас-халь-ной суб-бо-ты». В XIV ве-ке пас-халь-ный стиль ши-ро-ко ис-поль-зо-вал-ся и во мно-гих го-ро-дах Гер-ма-нии. А вот в юж-ной ча-сти Ита-лии (на-при-мер, в Неа-по-ле) ещё с ви-зан-тий-ских вре-мён на-ча-ло го-да от-счи-ты-ва-ли от 1 сен-тяб-ря.

На-ча-ло го-да с 1 ян-ва-ря от-ме-ча-ет-ся в до-ку-мен-тах Свя-щен-ной Рим-ской им-пе-рии с XIII-XIV ве-ков, в Ис-па-нии - с 1556 го-да, в Да-нии и Шве-ции - с 1559 го-да, во Фран-ции - с 1563 го-да, в Ни-дер-лан-дах - с 1575 го-да, в Шот-лан-дии - с 1600 го-да, в Гер-ма-нии - с 1691 го-да, в Ве-не-ции - с 1797 го-да. В до-ку-мен-тах Пап-ской кан-це-ля-рии на-ча-ло го-да сов-ме-ще-но с 1 ян-ва-ря на-чи-ная с 1691 го-да (ра-нее здесь ис-поль-зо-ва-ли как бла-го-ве-щен-ский, так и рож-де-ствен-ский сти-ли). Как ви-дим, и в Ев-ро-пе ян-вар-ский стиль утвер-дил-ся до-ста-точ-но позд-но.

Сори-ен-ти-ро-вать-ся ис-то-ри-ку в этом ха-о-се сти-лей бы-ло бы прак-ти-че-ски невоз-мож-но, ес-ли бы ав-то-ры до-ку-мен-тов не ука-зы-ва-ли до-пол-ни-тель-ных эле-мен-тов да-ти-ров-ки - ин-дик-тов, вру-це-лет, кру-гов Солн-ца и «зо-ло-тых чи-сел».

Ко-гда-то в Древ-нем Ри-ме но-вый год встре-ча-ли в мар-те, на что ука-зы-ва-ет и са-мо на-зва-ние ухо-дя-ще-го ме-ся-ца: деце мбер (в пе-ре-во-де с ла-тин-ско-го - «де-ся-тый»!) - ар-ха-изм, дав-но уже не со-от-вет-ству-ю-щий его ре-аль-но-му ме-сту в ка-лен-да-ре. Но мы так при-вык-ли к по-доб-ным ис-то-ри-че-ским несу-раз-но-стям, что про-сто их не за-ме-ча-ем.

Впро-чем, уже со 153 го-да до н. э. до-це-за-рев-ский рим-ский ка-лен-дар-ный год на-чи-нал-ся с 1 ян-ва-ря, по-сколь-ку с это-го дня всту-па-ли в долж-ность рим-ские кон-су-лы («ме-ня-лась власть»!). Так, в ка-лен-да-ре из го-ро-да Пре-не-сты 1 ян-ва-ря от-ме-ча-ет-ся: «Annus novus incipit quia eo die magistratus ineunt, Но-вый год на-чи-на-ет-ся (в этот день), по-то-му что в этот день ма-ги-стра-ты всту-па-ют в долж-ность». В 46 го-ду до н. э. зна-ме-ни-тый рим-ский пол-ко-во-дец, вер-хов-ный жрец и пи-са-тель Гай Юлий Це-зарь ввёл свой но-вый ка-лен-дарь («юли-ан-ский») и окон-ча-тель-но утвер-дил на-ча-ло го-да с 1 ян-ва-ря (ка-лен-дарь Це-за-ря «за-ра-бо-тал» с 1 ян-ва-ря 45 го-да до н. э.). Имен-но при Це-за-ре под вли-я-ни-ем аст-ро-ло-гии празд-ник Но-во-го го-да при-об-рёл са-мо-сто-я-тель-ное зна-че-ние вре-менно й от-мет-ки на-ча-ла го-да и, та-ким об-ра-зом, по-ло-жил на-ча-ло на-ше-му граж-дан-ско-му го-ду и на-шим но-во-год-ним празд-ни-кам.

Но-вый год по это-му «по-ли-ти-че-ско-му» ян-вар-ско-му сти-лю (од-новре-мен-но с эрой от Рож-де-ства Хри-сто-ва) ввёл у нас в де-каб-ре 1699 го-да ре-фор-ма-тор Петр Ве-ли-кий. При этом он счи-тал, что «бу-ду-ще-го ген-ва-ря с 1 чис-ла на-ста-ет» не толь-ко «но-вый 1700 год», но «куп-но и но-вый сто-лет-ний век ». (Эту ошиб-ку на на-ших гла-зах по-вто-ри-ли мно-гие 31 де-каб-ря 1999 го-да, на год рань-ше от-празд-но-вав «мил-ле-ни-ум».) К со-жа-ле-нию, ему не уда-лось од-новре-мен-но вве-сти и гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь , ко-то-рый был при-нят в Рос-сии лишь в 1918 го-ду, - но толь-ко для граж-дан-ско-го упо-треб-ле-ния. По-мест-ный Со-бор Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви 1917-1918 го-дов хо-тел, но, по при-чине пре-кра-ще-ния сво-ей ра-бо-ты в усло-ви-ях «крас-но-го тер-ро-ра», не успел утвер-дить аст-ро-но-ми-че-ски точ-ный гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь. По-это-му мы сих пор жи-вем по двум ка-лен-да-рям, при-чем, Рос-сий-ское го-су-дар-ство (и бо-лее 90% всех хри-сти-ан в ми-ре, в том чис-ле и пра-во-слав-ных!) - по «хри-сти-ан-ско-му» гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю, а Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь - всё ещё по «язы-че-ско-му» ка-лен-да-рю Юлия Це-за-ря (ко-то-рый мно-гие по-че-му-то счи-та-ют «су-гу-бо пра-во-слав-ным»), от-ста-ю-ще-му в XX и XXI ве-ках от аст-ро-но-ми-че-ско-го вре-ме-ни на 13 дней. (Ин-те-рес-но, что бы ска-зал на это сам Це-зарь?) По-это-му се-го-дня в цер-ков-ном ка-лен-да-ре ещё толь-ко 18 де-каб-ря, и «Ста-рый но-вый год» на-сту-пит лишь в ночь с 13/14 ян-ва-ря.

В ка-нун но-во-год-них празд-ни-ков лю-ди ча-сто спра-ши-ва-ют: по-че-му во всем ми-ре (и у нас так бы-ло рань-ше) Рож-де-ство пред-ше-ству-ет Но-во-му го-ду, а у нас - на-обо-рот, и празд-нич-ные транс-па-ран-ты по-здрав-ля-ют рос-си-ян «С НОВЫМ ГОДОМ» (круп-ным шриф-том) и «Рож-де-ством» (бо-лее мел-ким). По-лу-ча-ет-ся, что Рож-де-ство у нас од-но - 7 ян-ва-ря (хо-тя ста-рые и совре-мен-ные бо-го-слу-жеб-ные кни-ги зна-ют лишь Рож-де-ство 25 де-каб-ря, а «Рус-ско-го Рож-де-ства 7 ян-ва-ря» в них во-все нет!), а вот «Но-во-му го-ду» яв-но по-вез-ло - он празд-ну-ет-ся два-жды. Но при этом в на-ших хра-мах «все-рьез» (а не ли-це-мер-но) слу-жат но-во-год-ний мо-ле-бен ве-че-ром 31 де-каб-ря! По-че-му же то-гда иг-но-ри-ру-ет-ся пред-ше-ству-ю-щее ему Рож-де-ство в его за-кон-ную да-ту, 25 де-каб-ря, уста-нов-лен-ную Хри-сти-ан-ской Цер-ко-вью обя-за-тель-ной для всех ещё в IV ве-ке? Нор-маль-ные лю-ди стра-да-ют от этой раз-дво-ен-но-сти.

Впро-чем, о ка-лен-дар-ных гри-ма-сах мы ещё бу-дем го-во-рить. А сей-час хо-чу по-же-лать всем счаст-ли-во-го Но-во-го го-да. Бу-дем на-де-ять-ся, что он станет «ме-нее ин-те-рес-ным» для ис-то-ри-ков в от-ри-ца-тель-ном смыс-ле (го-тов по-сту-пить-ся про-фес-сио-наль-ны-ми ин-те-ре-са-ми!) - пусть про-изой-дёт в нём мень-ше тра-ге-дий и по-тря-се-ний!

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ме-ча-ния

Мож-но пред-по-ло-жить, что Пётр I со-хра-нил юли-ан-ский ка-лен-дарь и не ввёл гри-го-ри-ан-ский, вос-при-ни-ма-е-мый на-род-ным со-зна-ни-ем как «ка-то-ли-че-ский», в ка-че-стве уступ-ки Рус-ской Церк-ви, ко-то-рую он и так кар-ди-наль-но ре-фор-ми-ро-вал - фак-ти-че-ски «обез-гла-вил». По-сколь-ку до 1 мар-та 1700 го-да раз-ни-ца меж-ду дву-мя ка-лен-дар-ны-ми си-сте-ма-ми со-став-ля-ла 10 дней, то этот пер-вый в Рос-сии ян-вар-ский Но-вый год по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю при-шёл-ся на 11 ян-ва-ря по гри-го-ри-ан-ско-му. В XX-XXI ве-ках этот «Ста-рый но-вый год» (ка-жет-ся, толь-ко у нас есть празд-ник с та-ким «про-ти-во-ре-чи-вым» на-зва-ни-ем и смыс-лом) при-хо-дит-ся на 14 ян-ва-ря; в XXII ве-ке бу-дет при-хо-дить-ся уже на 15 ян-ва-ря (Рож-де-ство - на 8 ян-ва-ря), и т. д.

Ли-те-ра-ту-ра

Бо-ло-тов В. В. Лек-ции по ис-то-рии Древ-ней Церк-ви. Т. I. Вве-де-ние в цер-ков-ную ис-то-рию. СПб., 1907; Кли-ми-шин И. А. Ка-лен-дарь и хро-но-ло-гия. М., 1985; Ку-ли-ков С. Ка-лен-дар-ная шпар-гал-ка для ве-ру-ю-щих и неве-ру-ю-щих, лю-би-те-лей ис-то-рии, жур-на-ли-стов и пре-зи-ден-тов. М., 1996; Ру-бан Ю. От Рож-де-ства до Сре-те-ния. Празд-ни-ки рож-де-ствен-ско-го цик-ла / На-уч-ный ред. проф. ар-хим. Иан-ну-а-рий (Ив-ли-ев). СПб.: Ко-ло, 2015.

Мы открываем шампанское, чествуя наступление нового года , и поздравляя друг друга с этим событием? И почему мы снова празднуем новый год спустя 14 дней?

Если вы все еще не знаете ответа на данные вопросы , немедленно приступайте к прочтению статьи!

Когда и почему стали праздновать новый год в ночь с 31 декабря на 1 января

Считается, что все началось в Римской империи. Именно там римскими астрономами был разработан и назван в честь великого диктатора Гая Юлия Цезаря юлианский календарь. После этого он постепенно стал основой распорядка жизни для всего католического мира. Однако за основу данного календаря, вытеснившего несовершенный старый римский календарь, римляне взяли способ счисления дней периода Эллинистического Египта.

Уже тогда в Египте, входившем в состав империи Александра Македонского (именно этот период и был назван Эллинистическим), была развита астрономическая культура, позволившая разработать достаточно точный календарь . Однако некоторые ошибочно полагают, что именно звезды каким-то образом натолкнули людей на мысль о том, что год должен начинаться с 1 января. На самом деле, это не так.

"Виной" всему – римские боги и консулы

У римлян было немало богов, которым они поклонялись, включая и небезызвестного двуликого бога Януса. Он был славен не только тем, что у него было два лица , но и тем, что покровительствовал так называемым атрибутам входов и выходов (то есть дверям, воротам, ключам, замкам и многому другому).


Bulat Silvia/Getty Images Pro

Собственно, его двуликость обязывала бога смотреть в сторону входа и в сторону выхода. Римляне также почитали Януса, как бога начинаний, что определенным образом связано с входом куда-либо , со вступлением (к примеру, со вступлением в новый год, в новую эпоху, в новую эру правления и так далее).

Великий правитель и полководец Юлий Цезарь посчитал, что для такого важного бога подходящим месяцем является месяц январь, который, к слову сказать, до этого был вовсе не первым, а одиннадцатым месяцем в так называемом староримском календаре. Кстати, это мы называем Януса Янусом. На языке древних римлян (то есть на латыни) бога называли Януариус (Ianuarius). А месяц январь, если использовать русский язык, это, по сути, Янусов месяц.

С легкой, но твердой руки диктатора Цезаря год было принято начинать новый год (то есть входить в новый год) с 1 января. Старый римский календарь был заменен юлианским календарем , по которому римляне и начали жить в 45 году до нашей эры. И самого Цезаря не обошли вниманием, переименовав в его честь летний месяц квинтилис в июль (Iulius по латыни). Но и это еще не все!


boggy22/Getty Images

Интересный факт

Гай Юлий Цезарь стал Консулом Римской республики 1 января 44 года до нашей эры. Собственно, это была традиция Империи – консулы вступали в должность именно 1 января. Таким образом, эта дата – 1 января – была выбрана Цезарем для того, чтобы с нее начинался каждый год, не случайно.

Чуть позже, всего лишь каких-то полторы тысячи лет спустя (в 1582 году, 4 октября), юлианский календарь был "пододвинут" теми же католиками по причине некоторого его несовершенства , не учитывавшего некоторые факторы. Был введен григорианский календарь, в котором наступление нового года все так же праздновалось (и празднуется по сей день) 1 января.

Какие же факторы не учитывал достаточно простой в использовании юлианский календарь? В юлианском календаре каждый год длится в среднем 365 дней, присутствует раз в четыре года и високосный год. Однако существует такое понятие, как тропический год – это тот период времени, в течение которого происходит цикл смены различных времен года из-за движения Солнца по отношению к наблюдателю с Земли.


serezniy/Getty Image

  • Юлианский календарь достаточно точно соответствовал определенным астрономическим критериям; было вполне удобно пользоваться им и при смене времен года. Но все же точность была не полной!

По юлианскому календарю продолжительность каждого года оказывается больше продолжительности тропического года на 11 минут и 14 секунд. Казалось бы, величина небольшая . Однако каждые 128 лет это смещение суммировалось в одни сутки! И почти за полторы тысячи лет существования юлианского календаря это смещение составило целых 10 суток.

Данное смещение влияло на один очень важный для христиан всего мира день – на праздник Пасхи. Как известно, этот религиозный праздник отмечается в первое воскресенье, наступающее после полнолуния , выпадающего на день весеннего равноденствия. Но из-за несовершенства юлианского календаря празднование Пасхи смещалось по отношению ко дню весеннего равноденствия.

Введенный при папе Григории XIII григорианский календарь "выровнял" образовавшееся из-за тысячелетнего доминирования юлианского календаря смещение в 10 дней и учел некоторые нюансы , связанные с високосным годом. При этом день празднования нового года остался прежним – 1 января, хотя сам григорианский календарь "распространялся" по миру достаточно медленно.


Ievgenii Meyer

Изначально на него перешли европейские страны, затем от юлианского календаря стали отказываться в колониях стран Европы по всему миру. Впрочем, несмотря на тот факт, что разница между датами григорианского и юлианского календарей за каждые 400 лет увеличивается на трое суток, переход на новую систему счисления дат осуществлялся не повсеместно и не сразу. Последней на эту более совершенную систему счисления дней перешла Саудовская Аравия. Произошло это совсем недавно – в 2016 году.

Новый год в России

Несмотря на тот факт, что всё, как сейчас принято говорить, прогрессивное человечество начало добровольно-принудительно переводиться на григорианский календарь с 1582 года , в России праздновать новый год в ночь с 31 декабря на 1 января начали лишь в 1700 году. Соответствующий указ издал Петр I, ориентируясь на другие страны Европы.

Однако и тогда Россия продолжала жить по юлианскому календарю. Использовать григорианский календарь Россия начала уже в статусе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. 26 января 1918 года был издан специальный Декрет о введении григорианского календаря на территории России с 1 февраля 1918 года.

Что такое новый год по старому стилю

Согласно декрету о введении григорианского календаря на территории Российской республики, первый день после 31 января 1918 года необходимо было считать не днем 1 февраля , а днем 14 февраля. Введению данного декрета в более ранний период препятствовала православная церковь, которая весьма негативно относилась к григорианской системе счисления дней.

До этого, с принятия христианства в 988 году, его отмечали 1 марта, а в 1492 году датой начала года закрепили 1 сентября. Тогда летоисчисление шло по византийской системе, «от сотворения мира» - то есть от 5508 года до нашей эры. В «первый день года» на соборной площади проходила церемония «О начатии нового лета» и церковная служба «На летопровождение» при участии патриарха, царя, знати.

В конце декабря 1699 года Петр I издал именной указ № 1736 «О праздновании Нового года». Он ввел новую система исчисления - от Рождества Христова, и 7208 год «от сотворения мира» стал 1700 годом. А Новый год указ предписывал праздновать по образу и подобию европейских держав, которые впечатлили царя во время Великого посольства в зарубежные страны.

«А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года».

Указ «О праздновании Нового года», 1699 год

Так появилась традиция украшать дома и дворы . Этот обычай царь перенял у иностранцев, которые жили в Немецкой слободе. Для немцев ель была символом вечной жизни, а у славян испокон веков хвойные ветки соотносились с погребальными обрядами, поэтому многим было сложно принять новые обычаи.

Также «в знак веселия» горожане должны были поздравлять друг друга с Новым годом, а с 1 по 7 января по ночам «огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы», или наполненных ими смоляных бочек. Главное действие планировалось проводить на Красной площади: зажигать «огненные потехи», стрелять трижды из мушкетов, а напоследок «выпустить несколько ракет». Говоря современным языком, устраивать фейерверки и взрывать петарды.

Так праздник отошел от церковных традиций и стал светским. 1 января 1700 года в «царствующем граде Москве» царь лично открыл праздник запуском «ракеты». Колокольный звон смешался с пушечной пальбой, а улицы осветились иллюминацией.

После петровского правления массовые гулянья постепенно исчезали из новогодней традиции - масштабные празднества проводились в основном в дворянских и императорских домах. При Елизавете I, любившей роскошь, появилась традиция новогодних .

«15 тысяч придворных в роскошных костюмах и платьях прибыли в восьмом часу и танцевали под музыку двух оркестров до 7 часов утра; затем они перешли в зал, где были накрыты столы, на которых поставлено было великое множество пирамид с конфетами, а также холодное и горячее кушанье. Гостей поили разными водками и наилучшими виноградными винами, а также кофеем, шоколадом, чаем, оршадом и лимонадом».

Во времена в новогоднюю традицию вошел обмен подарками и особенный праздничный стол. А в XIX веке появились и другие атрибуты праздника - , . В 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала - увеселительного павильона - установили первую публичную елку.

После революции в 1918 году большевики перешли на западный, григорианский календарь. Возникла разница между старым и новом стилем времяисчисления в 13 дней - так появился неофициальный праздник . Также они отменили празднование Нового года, посчитав, что это «контрреволюционный, проникнутый идеей буржуазного упадничества и поповского мракобесия» праздник. Вместо него ввели праздник «Красной вьюги» - день начала мировой революции. Только он не прижился: люди «подпольно» ставили елки и дарили детям подарки.

В 1935 году Новый год вернули - по инициативе партийного деятеля Павла Постышева. Спутниками веселья постепенно стали и его внучка Снегурочка, мандарины и , новогодние огоньки и бой курантов, торжественная речь руководителя страны и праздничные песни.

Кажется с празднованием Нового года всё логично и понятно. Закачивается один календарный период из 12 месяцев и четырёх времён года и начинается следующий, по кругу. Поэтому Новый год отмечают с 31 декабря на 1 января не только в России. Празднуют в новогоднюю ночь все христиане мира, а следом и весь мир. Наступает новый календарный год ровно в полночь, когда часовая стрелка начинает отсчёт нового дня. Но это лишь видимая и официальная часть новогодних торжеств. Начётчик старовер Комиссар Катар готов нам раскрыть суть праздника Новый год. Вы узнаете, почему елки рубить нельзя, наряжать елку надо живую, а не мёртвую. Что скрывает за собой эта подмена. Наконец, вам станет известно, кто был самый первый Дед мороз в России и мире.

Наступление нового года во всём мире, по современному христианскому григорианскому календарю, не привязано ни к каким масштабным астрономическим событиям. Выглядит это странно. Так как с глубокой древности человечество ориентировалось и сверялось с луной, солнцем и звёздами. Наступление нового года у всех других религиозных течений увязано именно с небесными светилами. Почему же христиане однажды отказались от этого вполне логичного принципа летоисчисления?

Комиссар Катар обнаружил другую удивительную закономерность в современном календаре:

«Давайте примем за точку отсчета полночь с 31 декабря на 1 января. Тогда противовесом дате крещения 19 января Нового Года, будет 13 декабря Старого Года. А полночь с 6 на 7 января получит противовес полночи с 24 на 25 декабря, то есть Православная и Католическая дата Рождества. Крещению же будет противовесом День Святого апостола Андрея Первозванного».

Удивительно, не правда ли, что Новый Год так чётко делит все знаковые для христиан события. Есть в понятие «полночь» и другая загадка. Она, судя по названию, должна делить ночь на две равные часть. Но если вы посмотрите в календаре время восхода и заката солнца, то полночь ни одного раза не выпадет на середину тёмного времени суток. Ни разу. Она не делит ночь на два равных отрезка времени, то есть пополам. Так что же это за полночь?

Здесь уместно напомнить, как сегодня рождаются новые праздники. Например 7 ноября – День Великой октябрьской революции был переименован в День согласия и примирения. Он, по-моему, не прижился, но это не суть. Главное в принципе. Многие, если не почти все современные христианские праздники в России и мире привязаны к старым священным для первохристиан дням.

Логика проста. Отучить праздновать людей в привычный день крайне проблематично. Куда проще наполнить старый праздник новым содержанием. Так было во все времена. Похоже, что и с празднованием наступления нового года в полночь с 31 декабря на 1 января приключилась похожая история. То есть, какое-то знаковое событие для всего христианского мира было аккуратно затёрто новыми смыслами и традициями.

Почему отмечают Новый год в России и всём христианском мире

Комиссар Катар в своей миниатюре День отца или с Новым Годом!, посвященной празднованию Нового года в полночь с 31 декабря на 1 января, отмечает еще одну странность:

«В церковных календарях отражены все даты, дорогие Святому Семейству и людям. Но нет ни слова про Иосифа Плотника или Иосифа Обручника. Только у католиков дата 19 марта, на которую пал выбор папы Сикста IV в 1479 году, взята из старинных франкских календарей девятого и десятого веков. Тогда 19 или 20 марта устраивался день поминовения Иосифа».

О рождестве Иосифа, библейского отца Исуса Христа церковники получается забыли. Да, как такое может быть. Это просто немыслимо. Но это факт. И весьма красноречивый. Особенно если учесть, что день поминовения библейского Иосифа – это реальная дата смерти реального отца Исуса Христа.

Родился отец Исуса — Исаак Комнин в полночь первого января.

Отцом Исуса Христа, князя Андрея Боголюбского или императора Византии Андроника Комнина является севастократор Византии Исаак Комнин. Именно его попы так старательно спрятали под вымышленным образом Иосифа Плотника в Библии. Почему именно плотника? Потому что Комнин, это Конев. А комянами или комниками в старину на Руси называли не только всадников, но и плотников, ставивших крыши и рубивших на них конька. Тот у каждого комника был свой, как фирменный знак.

В полночь с 31 декабря на 1 января родился новый мир на Руси

Рождество отца Исуса – действительно для всего христианского мира событие архиважное и значимое. Можно ли допустить, что оно дало старт новому отчислению не только в России, но и во всём мире? Вполне.

В древнем православном христианстве Руси-Орды Исаак Комнин считается первым Героем. Всенощное бдение – торжественное, праздничное богослужение, на латыни называется вигилия. Это солнцестояние. А Гелий, это Герий или Герой.

Получается, что вигилия посвящалась Герою. Так, не по случаю рождества Исаака Комнина – первого Героя была установлена традиция проводить службы всю ночь, от захода солнца до рассвета? Или полуночничать на русском языке. Именно полуночничать, встречать и провожать полночь – час рождения первого Героя.

Не всеночничать, что было бы логичнее. Такого слова нет в русской речи. Потому что оно не отражает смысл и суть встречи первого Героя на земле.

Почему русские и христиане отмечают Новый год

Зачем славянский хан Крыма и севастократор Византии Исаака Комнина, взявший в жены новгородскую княжну Православну (Марию Богородицу), так тщательно замаскирован под бесплодного еврейского плотника в Библии? Да, потому что иначе рушилась вся поповская сказка о невинном зачатии. А следом и вся легенда о бродяге-проповеднике — библейском Иисусе.

Мария Богородица была обычной славянской княжной Православной. И зачала она от мужа ребёнка естественным путём в любви к нему и по воле Всевышнего. А невинным зачатие называется потому, что в земная женщина воплотила невинную души богов Сына – Избранного ангела. Принесенная архангелом Гавриилом благая весть исполнилась. Но не так, как в поповских байках, а по законам, установленным Всевышним. Законам Жизни.

Послушайте Катара:

«Разве нужно искать чудеса у попов, когда весь мир одно сплошное чудо и все происходящее в нем соткано из света? Вы скажите, а как же бесовские козни? Да наваждение они — ложь это то, чего не существует, а все сущее истинно... Очевидно, Мария готовилась сделать подарок не только людям и выполнить волю Бога. Она мечтала родить ребенка на день рождения мужа».

Первый Дед Мороз в России и мире

Счастливая мать ожидала первенца на 25 декабря, а родила в ночь с 6 на 7 января. Немного переносила. Но это нисколько не омрачило радости от появления ребёнка. Отец, безусловно, был счастлив сыну – наследнику больше всех.

Помните: мужчина должен построить дом, посадить дерево и родить сына. Севастократору Исааку Комнину оставалось посадить дерево. Что он, собственно, и сделал. Деревом этим стала елка. Ели лучше всего садить и пересаживать именно зимой, когда дерево пребывает в спячке. Так оно лучше приживается и хорошо идёт в рост по весне.

Ели, посаженные у покоев Марии, радостный муж велел украсить разными безделицами. Чтобы доставить радость и ей и всем, кто увидит эту красоту. Так что первый Дед Мороз в России, да и во всём мире – это отец Исуса Христа севастократор Исаак Комнин.

Почему нельзя наряжать срубленную елку на Новый год

«Ты понял меня, Иван родства не помнящий — под Новый год не рубить, а сажать нужно елки. Фальсификаторы знали, что делали, когда тебе начали продавать за твои же деньги символ смерти», — наставляет начётчик богумил Комиссар Катар.

Действительно, символично смотрится нынешняя традиция украшать срубленные елки у себя дома на Новый год. И зловеще. Отец Исуса садил ели, в ознаменование вступления в жизнь Сына Бога. А Исаак Анхальт, подменивший Петра Великого на русском троне, велел их срубать. Тащить мёртвое дерево в свой дом, украшать его и водить вокруг хороводы…

Миром правят не законы, а символы и знаки. Мы рубим ель, посаженную во славу нашего Бога. Превращаем символ жизни в символ смерти. И радуемся, поздравляем друг друга с новым годом.

Слово год у англосаксов переводится как слово бог. Но не наш, а их это бог. Выходит, мы поздравляем себя на Новый год с новым богом. Очень зловещие символы и знаки для русского человека. Особенно, с учётом реальной подмены истинного Исуса, его отца и матери на вымышленных библейских персонажей.

Как надо праздновать Новый год в России

Полагаю, нам в России надо серьёзно переосмыслить традиции праздника Новый год и от некоторых отказаться. Однозначно, от украшения мёртвой ели в наших домах. Символом праздника Жизни и Славы не может быть мёртвое дерево. Оно извращает саму суть Нового года. Ёлки рубить нельзя, а наряжать на Новый год елку надо живую.

Лишать себя совсем украшенного дерева не стоит. Это трогательно и создаёт особое новогоднее настроение. Украшайте живой мир вокруг себя. В доме живую ель можно заменить на искусственную. Или выращивать деревца на праздник в искусственном грунте и горшках. Подросшие ели потом возвращать в живую природу.

«Собираясь за новогодним столом, знайте, что вы празднуете День Рождения Главы Святого Семейства севастократора, князя-хана Исаака Комнина, чье имя затерто попами и властями... Вот почему мы с такой радостью относимся к этому празднику и он является настоящим праздником всех отцов мира. День отца, который посадил елку, а потом нарядил ее разноцветными игрушками и положил игрушки под елку, для своих детей. Вот, кто первый Дед Мороз всего человечества», — резюмирует Комиссар Катар.

Почему Новый год отмечают без мёртвого дерева – символа смерти

Действительно, генная память нам много даёт подсказок из прошлого. Эта предновогодняя суета, душевный подъём накануне праздника. Мы, без очевидных причин, ожидаем чего-то нового и радостного в жизни. Ходим в приподнятом настроении и от души поздравляем всех.

Как поздравляем? «С Новым годом», заметьте, говорим редко. Что-то нас останавливает внутри от этой фразы. Чаще радостно кричим: «С наступающим!».

Ждём, что наступит необычное. Что-то произойдёт очень важное в жизни каждого человека на земле. И почему-то морим себя голодом до щедро накрытого новогоднего стола. Словно так нам заповедано. А кем, когда, почему, уже никто и не скажет.

Теперь вы знаете почему Новый год отмечают с 31 декабря на 1 января. Для вас открылась новая неожиданная, забытая нами, суть праздника Новый год. Пора возвращать старые традиции и знания. Как полагаете?

Новый год - любимый многими праздник, который сегодня широко отмечают в странах СНГ и во всем мире. В России его празднуют с особым размахом, и каждый ребенок с малолетства знает: в ночь с 31 декабря на 1 января надо загадывать желания и ждать чудес. Но далеко не всегда Новый год отмечался в эти даты. Праздновать его 1 января повелел Петр I: соответствующий указ император подписал 320 лет назад - 20 декабря 1699 года. Именно тогда в России начали украшать дома еловыми ветками и запускать фейерверки. А что же было до этого? Расскажем в нашей статье.

«Первый день во году»

Первые сведения о том, что на Руси праздновали Новый год, появились в XV веке. Тогда этот праздник назывался «Первый день во году». Первоначально Новолетие было связано с сельскохозяйственным календарем и днем весеннего равноденствия. Каждый год, согласно юлианскому календарю, начинался 1 марта и заканчивался 28 февраля или - в високосные годы - 29 февраля. С приходом на Русь христианства празднование стали переносить то на Пасху, то на 1 сентября - по аналогии с Византией. Одним словом, четко установленной даты праздник долгое время не имел.

Точку в новогоднем вопросе поставил великий князь Московский Иоанн III. В 1492 году он окончательно постановил считать началом года 1 сентября - в соответствии с церковным календарем. Конечно, никаких елей тогда еще не наряжали, традиции были иными. В этот день было велено платить дань, пошлины и различные оброки. Также для многих это был шанс лично встретиться с государем и попросить его о милости: накануне Нового года царь принимал у себя всех желающих - от бояр до простолюдинов, и каждый мог обратиться к нему с просьбой.

В Кремле в честь Новолетия проходили пышные торжества. Они назывались «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Основная церемония начиналась около 9 часов утра на соборной площади Кремля. По большому помосту, покрытому персидскими и турецкими коврами, в праздничном облачении проходили царь и патриарх в сопровождении духовенства. Начиналась служба, после которой патриарх обращался к царю со «здравственной» речью. После окончания действа царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь.

Новый год по-европейски

В 1682 году власть перешла в руки к молодому царю-реформатору Петру I, и жизнь в стране начала кардинальным образом меняться. Преобразования Петра затронули и Новый год. Император терпеть не мог скучных официальных церемоний и стремился сделать Россию светским государством. С жадностью перенимавший опыт иностранных соседей, Петр решил и праздники отмечать на европейский манер.

20 декабря 1699 года вышел царский указ, который предписывал отмечать Новый год так, как это делают в Европе. Празднование было перенесено на 1 января. Свое решение Петр мотивировал тем, что многие европейские христианские страны «согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира». Так как к 1700 году большинство европейских государств уже перешли на григорианский календарь, а Россия все еще жила по юлианскому календарю, она отпраздновала наступление нового столетия на 10 дней позже, чем ее западные соседи.

По приказу Петра I россияне стали украшать дома и большие проезжие улицы ветками сосны, ели и можжевельника в соответствии с образцами, выставленными в Гостином дворе. В знак веселья всем полагалось поздравлять друг друга с Новым годом и наступлением нового столетия. На Красной площади устроили праздничные салюты и фейерверки, а москвичам было велено палить из мушкетов и запускать возле домов ракеты. В полночь император вышел на Красную площадь с факелом в руках и самолично запустил в небо первую ракету.

Веселье длилось вплоть до сочельника и окончилось 6 января крестным ходом на Иордань. Вопреки многолетней традиции, царь следовал за духовенством в праздничном облачении. Вместо этого великий реформатор стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы, расшитые золотом и серебром. Всем представителям знати - как мужчинам, так и женщинам - Петр также повелел облачиться в европейские костюмы.

Несмотря на то, что далеко не все были довольны такой политикой самодержца, новогодние традиции в России прижились довольно быстро. Во многом это объяснялось и тем, что Новый год наложился на другой праздник, любимый на Руси еще со времен язычества - зимние Святки. Поэтому веселые гуляния, колядки, проделки ряженых, катание на санях, гадания и хороводы - все это отлично вписалось в обряд встречи Нового года. С тех пор этот праздник прочно закрепился в российском календаре и дожил до наших дней. Правда, было время, когда Новый год и Рождество в России фактически запретили, но это уже другая история.