Комнатные растения        27.06.2020   

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Пришла весна, потекла вода. Лев толстой маленькие рассказы Лев толстой рассказ весна пришла изложение

Открытое занятие для сотрудников ДОУ

по ознакомлению с художественной литературой

в средней группе

Тема: Пересказ рассказа «Пришла весна» (по Л.Н.Толстому)

Провела – воспитатель Власова Ирина Тимофеевна

г.Москва, ГОУ Д/С № 2526
Цель – обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Основные задачи:

- Образовательные: учить целостно и эмоционально воспринимать произведения с природоведческим содержанием; учить детей отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-Развивающие: развивать у детей зрительную и слуховую память, мышление, грамматическую, диалогическую и связную речь.

- Воспитательные : воспитывать любовь к природе, умение выслушать собеседника.


Методические приемы:

Чтение произведения, беседа, пересказ, игра с мячом «Назови ласково», рассматривание иллюстрации, чтение стихотворения, сюрпризный момент, подарки детям.


Оборудование:

Картина Саврасова А.К. «Весна», опорные картинки, схемы, мяч, игрушка – заяц, подарочный пакет, кусочек дощечки, емкость с водой, емкость пустая, подарки -деревянные лодочки (по количеству детей), портрет писателя Л.Н.Толстого.


Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций по теме «Весна».

Знакомство со схематическими изображениями к рассказу.

Наблюдения в природе.


Лексический материал:

Х О Д З А Н Я Т И Я:


  1. Организационный момент.
Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.

Педагог: Дети, послушайте стихотворение. Про какое время года в нем говорится?

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

на полях видны.

Видно, очень теплые

ноги у весны. (И.Токмакова)


  1. Подготовка к восприятию текста. Создание фона восприятия текста.
Сюрпризный момент.

Воспитатель(незаметно стучит за ширмой):

Ой, ребята, по-моему, кто –то к нам в гости пришел…

Воспитатель заглядывает за ширму.

- Что-то он стесняется выходить…А давайте угадаем, кто это:

Длинные ушки,

серое брюшко.

Кто же это, угадай-ка…

Ну, конечно, это…(ЗАЙКА)
- Правильно, дети. Это зайчик. (Показывает зайчика из-за ширмы)

- Посмотрите, как зайчик радуется, что его шубка поменялась на новую.

Кажется, он что-то хочет мне сказать…

(Воспитатель подносит зайчика к уху.)

Он говорит, что он принес вам подарок в красивом пакете.

(Педагог показывает детям подарочный пакет)

Давайте посмотрим, что в нем лежит?

(Педагог открывает сундучок и достает картину Саврасова А.К. «Весна»)

Ребята, скажите, какое время года изображено? (Весна)

Если дети затрудняются ответить, то педагог помогает детям наводящими вопросами.


  1. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.
– Ребята, я вам прочитаю небольшой рассказ «Пришла весна». А написал его Лев Николаевич Толстой.

(Педагог показывает портрет писателя) Лев Николаевич – это русский писатель. Он жил и творил больше 100 лет назад. Но до сих пор его книги читают взрослые и дети: о войне, о животных, добре и зле…Толстой написал много произведений для детей, в том числе и рассказы…Он даже открыл школу в Ясной Поляне, чтобы научить детей грамоте, читать и писать. И сам преподавал в ней. Итак, слушаем рассказ о природе…

Пришла весна.

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, ничего впереди себя не видали и в лужу упали…


  1. Словарная работа.
- Ребята, выражение «Пришла весна» как можно сказать по-другому?

(Наступила весна.)

А вы знаете, что такое дощечки? (Это кусочки дерева, это полоски дерева)

- Правильно. Это кусочек дерева, из которого можно сделать любую форму, например, вот такую. (Демонстрация.)

Педагог «демонстрирует» детям глаголы «потекла» и «пустили».

Глагол «потекла» . Берется небольшая емкость под наклоном и в нее вливается вода. В это время педагог комментирует, что вода потекла.

Глагол «пустить» . Берется лодочка, сделанная своими руками, и опускается в воду. В это время воспитатель говорит, что вот так дети пускали лодочки.


  1. Беседа по содержанию . Развитие диалогической речи.
Дети отвечают полным предложением . Педагог уточняет ответы, выставляет опорные схемы на доске.

Какое время года наступило? (Наступила весна.)

- Что сделали дети? (Дети сделали лодочки.)

Из чего они сделали лодочку? (Лодочку сделали из дощечек.)

Куда они пустили лодочку? (Лодочку пустили по воде.)

Лодочка плыла или стояла на воде? (Лодочка плыла.)

Что делали дети? (Дети бежали.)

Чем закончился рассказ? (Дети упали в лужу.)


  1. Игра с мячом «Назови ласково». Совершенствование умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
-Ребята, давайте мы с вами поиграем с мячом «Назови ласково».

Лексический материал:

доска- дощечки,

лодка – лодочки,

вода – водичка.

лужа – лужицы.


  1. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухо-речевой памяти.
Ребята, я вам сейчас еще раз прочитаю рассказ.
8. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем . Развитие

связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.
- А теперь вы давайте расскажите по то, как наступила весна.

Пересказ рассказа всеми детьми по цепочке и индивидуально.
9. Итог.

– С каким произведением вы сегодня познакомились?

(С произведением «Пришла весна»)

- А кто его написал? (Его написал Лев Николаевич Толстой)

Вы сегодня все такие молодцы, и зайчик приготовил вам сюрприз.

Педагог показывает детям лодочки, сделанные из дерева, и предлагает их пустить по воде.

Используемая литература:
1. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. Лебедева Л.В, Козина И.В, Кулакова Т.В и др. Центр педагогического образования, Москва, 2008
П Р И Л О Ж Е Н И Е

Опорные картинки к рассказу «Пришла весна»

1.

Бургсдорф Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ №226 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Город Северобайкальск
Наименование материала: Непосредственно Образовательная Деятельность
Тема: Пересказ рассказа "Пришла весна" (по Л. Н. Толстому) в средней группе
Дата публикации: 25.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №226» открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Конспект НОД (ОО Речевое развитие)

Тема: Пересказ рассказа «Пришла весна»

(по Л. Н. Толстому)

в средней группе

Воспитатель 1 квалификационной категории

Екатерина Владимировна Бургсдорф

г. Северобайкальск

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое

развитие, физическое развитие

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность

Форма организации детей: подгрупповая

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Весна».

Наблюдения в природе.

Цель-результат: дети умеют связно последовательно пересказывать текст с

наглядной опорой в виде графических схем, отображающих

последовательность событий.

Формировать умение целостно и эмоционально воспринимать

произведение; отвечать на вопросы предложениями из 2 - 3 слов;

образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными

суффиксами; составлять рассказ по мнемотаблице.

Развивать конструктивный праксис, мелкую моторику.

Воспитывать интерес к рассказу.

Оборудование и материал

Демонстрационный материал: Демонстративная картинка с изображением

весны, сюжетные картинки, схемы, мяч, мягкая игрушка-медвежонок, сундук,

кусочек дощечки, емкость с водой, емкость пустая, презентация «Цветущее

Раздаточный материал: разрезные картинки "лодочка" по количеству детей,

лодочки-оригами по количеству детей.

Средства ТСО : ноутбук, проектор, экран

Методы и приёмы

Словесный: (слушание стихотворения И. Токмаковой, чтение рассказа

«Пришла весна» Л.Н. Толстого, беседа, пересказ).

Наглядный: (рассматривание портрета Л.Н. Толстого, дощечки, картины с

изображение весны, рассматривание демонстрации глаголов «потекла»,

«пустить»)

Игровой: (Д/и «Собери лодочку», игра с мячом «Назови ласково»,

физ.минутка «Весна», сюрпризный момент – появление медвежонка)

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организованный момент. Пальчиковая игра «Поиграем с ручками»

выполнять движения в соответствии с текстом.

Разотру ладошки сильно

Каждый пальчик покручу

Поздороваюсь со всеми

Ни кого не обойду

С ноготками поиграю

Друг о друга их потру

Затем руки помочалю

Плечи мягко разомну

Затем руки я помою

Пальчик в пальчик я вложу

На замочек из закрою

И тепло поберегу

Вытяну я пальчики

Пусть бегут как зайчики

Раз-два, раз-два вот и кончилась ига,

А раз кончилась игра

Наступила тишина.

Предлагаю детям послушать стихотворение И. Токмаковой и ответить на

вопрос: Про какое время года в нем говорится?

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Видно очень теплые

Ноги у весны.

Сюрпризный момент.

Ребята, посмотрите и скажите, кто к нам пришел в гости? (Медвежонок)

Что он принес с собой? (Показ сундучка)

Давайте посмотрим, что в нем лежит? (Демонстрация картины «Весна» на

большом экране)

Ребята, скажите какое время года изображено? (Весна)

Чтение рассказа. (Во время чтения выставляю сюжетные картинки)

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили

лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за ней, кричали, ничего

впереди себя не видели и в лужу упали.

Ребята, выражение «пришла весна» как можно сказать по другому?

(Наступила весна)

А вы знаете, что такое дощечки? (ответы детей)

Это кусочек дерева, из которого можно сделать любую форму.

(демонстрирую дощечку, даю возможность детям потрогать её)

Предлагаю тетям рассказать, что значит «потекла», «пустили».

Уточняю, демонстрируя глаголы: Беру одноразовые стаканчики и под

наклоном переливаю воду из одного в другой стаканчик. Комментирую, что

вода потекла.

Беру тазик с водой, лодочку, сделанную своими руками, и опускаю в воду.

(Приглашаю детей подуть на лодочку). Комментирую, что вот так дети

пускали лодочки.

Какое время года наступило? (Наступила весна)

Что сделали дети? (Дети сделали лодочку)

Из чего они сделали лодочку? (Лодочку они сделали из дощечки)

Куда дети пустили лодочку? (Лодочку пустили по воде)

Лодочка плыла или стояла на месте? (Лодочка плыла)

Что делали дети? (Дети бежали)

Чем же закончился рассказ? (Дети упали в лужу)

Какое настроение стало у детей? Почему? (Ответы детей)

А сейчас ребята я приглашаю вас в центр зала поиграть (Проводится под

музыкальное сопровождение физ.минутка «Цветок» 2-3 раза)

Спал цветок и вдруг проснулся, (дети сидят на корточках, спят)

Больше спать не захотел, (Встают, вперед-назад)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, прыжки вверх.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Ребята, посмотрите (обращаю внимание детей на части изображения

лодочки разложенных на столах) что это? (ответы детей). Предлагаю детям

собрать лодочки.

Д/и «Собери лодочку"» (Дети собирают около столов лодочки из 3 частей)

Молодцы, ребята! У вас здорово получилось!

Ребята, давайте поиграем с мячом в игру «Назови ласково», выходите в

центр, образуйте круг.

Игра с мячом «Назови ласково»

Доска – дощечка, лодка-лодочка, река-речка, дождь-дождик, ветер-ветерок,

дерево-деревце, вода-водичка, лужа-лужица, трава-травка, солнце-солнышко,

цветок-цветочек.

Вы большие молодцы!

А сейчас, ребята, приглашаю вас на свои стульчики.

Повторное чтение рассказа.

Ребята, я вам прочитаю рассказ еще раз. Помогут мне в этом схемы. (Во

время чтения рассказа выставляю схемы).

Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

А теперь давайте вы расскажите про то, как наступила весна (Пересказ

рассказа всеми детьми по цепочки и индивидуально)

Вы сегодня все такие молодцы! Медвежонок вам приготовил сюрприз. Но

сначала давайте мы научим медвежонка определять на картине весну, мы

назовем все признаки весны. Поможем? (Да)

(Демонстрирую на экране дерево, на котором нет ни одного листочка. Дети

называют признаки весны и на дереве появляются листочки и цветы)

Молодцы! Посмотрите, сколько вы назвали признаков весны, что наше

дерево расцвело такими красивыми цветами.

С каким произведением мы сегодня познакомились? (С произведением

«Пришла весна"»

А кто его написал? (Его написал Лев Николаевич Толстой)

Медвежонок дарит детям бумажные лодочки.

Литература: В Лебедева, И.В. Козина «Обучение дошкольников пересказу».

Средняя группа. ООО «Центр педагогического образования», 2015 г.

Модифицированный материал Л.В Лебедева, И.В. Козина пересказ

рассказа «Пришла весна» по Л.Н. Толстому.

Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припёке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подёрнулся белыми и жёлтыми звёздочками. С каждым днём прибывало птиц в саду. Забегали между стволами чёрные дрозды — ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зелёная, с жёлтой, как золото, подпушкой на крыльях, — суетясь, свистела медовым голосом.

Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем — пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные берёзы пролетел дятел; садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.

И вот в воскресенье, в солнечное утро, в ещё не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков:

— Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу, ни при чём, ку-ку...

Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивлённые лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, — все загадали судьбу. Кукушка откуковала, и ещё веселее засвистал весь сад, зашумел листьями.

Еще в первое время по возвращении из Москвы, когда Левин каждый раз вздрагивал и краснел, вспоминая позор отказа, он говорил себе: «Так же краснел и вздрагивал я, считая все погибшим, когда получил единицу за физику и остался на втором курсе; так же считал себя погибшим после того, как испортил порученное мне дело сестры. И что ж? Теперь, когда прошли года, я вспоминаю и удивляюсь, как это могло огорчать меня. То же будет и с этим горем. Пройдет время, и я буду к этому равнодушен». Но прошло три месяца, и он не стал к этому равнодушен, и ему так же, как и в первые дни, было больно вспоминать об этом. Он не мог успокоиться, потому что он, так долго мечтавший о семейной жизни, так чувствовавший себя созревшим для нее, все-таки не был женат и был дальше, чем когда-нибудь, от женитьбы. Он болезненно чувствовал сам, как чувствовали все его окружающие, что нехорошо в его года человеку единому быти. Он помнил, как он пред отъездом в Москву сказал раз своему скотнику Николаю, наивному мужику, с которым он любил поговорить: «Что, Николай! хочу жениться», — и как Николай поспешно отвечал, как о деле, в котором не может быть никакого сомнения: «И давно пора, Константин Дмитрич». Но женитьба теперь стала от него дальше, чем когда-либо Место было занято, и, когда он теперь в воображении ставил на это место кого-нибудь из своих знакомых девушек, он чувствовал, что это было совершенно невозможно. Кроме того, воспоминание об отказе и о роли, которую он играл при этом, мучало его стыдом. Сколько он ни говорил себе, что он тут ни в чем не виноват, воспоминание это, наравне с другими такого же рода стыдными воспоминаниями, заставляло его вздрагивать и краснеть. Были в его прошедшем, как у всякого человека, сознанные им дурные поступки, за которые совесть должна была бы мучать его; но воспоминание о дурных поступках далеко не так мучало его, как эти ничтожные, но стыдные воспоминания. Эти раны никогда не затягивались. И наравне с этими воспоминаниями стояли теперь отказ и то жалкое положение, в котором он должен был представляться другим в этот вечер. Но время и работа делали свое. Тяжелые воспоминания более и более застилались для него невидными, но значительными событиями деревенской жизни. С каждою неделей он все реже вспоминал о Кити. Он ждал с нетерпением известия, что она уже вышла или выходит на днях замуж, надеясь, что такое известие, как выдергиванье зуба, совсем вылечит его. Между тем пришла весна, прекрасная, дружная, без ожидания и обманов весны, одна из тех редких весен, которым вместе радуются растения, животные и люди. Эта прекрасная весна еще более возбудила Левина и утвердила его в намерении отречься от всего прежнего, с тем чтоб устроить твердо и независимо свою одинокую жизнь. Хотя многое из тех планов, с которыми он вернулся в деревню, и не было им исполнено, однако самое главное, чистота жизни была соблюдена им. Он не испытывал того стыда, который обыкновенно мучал его после падения, и он мог смело смотреть в глаза людям. Еще в феврале он получил письмо от Марьи Николаевны о том, что здоровье брата Николая становится хуже, но что он не хочет лечиться, и вследствие этого письма Левин ездил в Москву к брату и успел уговорить его посоветоваться с доктором и ехать на воды за границу. Ему так хорошо удалось уговорить брата и дать ему взаймы денег на поездку, не раздражая его, что в этом отношении он был собой доволен. Кроме хозяйства, требовавшего особенного внимания весною, кроме чтения, Левин начал этою зимой еще сочинение о хозяйстве, план которого состоял в том, чтобы характер рабочего в хозяйстве был принимаем за абсолютное данное, как климат и почва, и чтобы, следовательно, все положения науки о хозяйстве выводились не из одних данных почвы и климата, но из данных почвы, климата и известного неизменного характера рабочего. Так что, несмотря на уединение или вследствие уединения, жизнь его была чрезвычайно наполнена, и только изредка он испытывал неудовлетворенное желание сообщения бродящих у него в голове мыслей кому-нибудь, кроме Агафьи Михайловны, хотя и с нею ему случалось нередко рассуждать о физике, теории хозяйства и в особенности о философии; философия составляла любимый предмет Агафьи Михайловны. Весна долго не открывалась. Последние недели поста стояла ясная, морозная погода. Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги, Пасха была на снегу. Потом вдруг, на второй день Святой, понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, и на самую Красную Горку, с вечера, разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна. Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела. Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьем, заплакали чибисы над налившимися бурою неубравшеюся водой низами и болотами, и высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Заревела на выгонах облезшая, только местами еще не перелинявшая скотина, заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну блеющих матерей, побежали быстроногие ребята по просыхающим, с отпечатками босых ног тропинкам, затрещали на пруду веселые голоса баб с холстами, и застучали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны. Пришла настоящая весна.

На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнёздами.
Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припёке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подёрнулся белыми и жёлтыми звёздочками. С каждым днём прибывало птиц в саду. Забегали между стволами чёрные дрозды — ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зелёная, с жёлтой, как золото, подпушкой на крыльях, — суетясь, свистела медовым голосом.
Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьём, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, — пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные берёзы пролетел дятел; садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.
И вот в воскресенье, в солнечное утро, в ещё не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков:
— Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку… А я уж одна проживу ни при чём, ку-ку…
Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивлённые лягушки… Кукушка откуковала и ещё веселее засвистал весь сад, зашумел листьями…