Необычные растения        29.07.2019   

Консультация по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Консультация для родителей "Как выбрать лыжи".Учим ребенка кататься на лыжах и коньках. Учим ребенка кататься на горных лыжах

Да, считается, что в 2-3 года малыша еще рано обучать катанию на лыжах. Как утверждают специалисты самый подходящий возраст для обучения этому виду спорта: 5-6 лет. Но бывают и исключения, например, если ребенок сам просится на лыжи. Причиной этого может быть увлечение данными видами спорта вами же. Тогда конечно можно начать обучение под вашим пристальным присмотром и в три, четыре года.

Маленький лыжник

Сначала нужно подыскать хорошую ровную площадку, которая будет находиться где-нибудь недалеко от дома. Желательно если она будет защищена от ветра. Самая приемлемая температура: от -1 до -10°С. Необходимо учитывать и направление ветра, выбирая или прокладывая лыжню. Оно должно дуть ребенку в спину.

В обычных ходьбе и беге не случается скольжения. А ведь скольжение — основное движение лыжника. Именно поэтому нужно начинать именно с ходьбы на лыжах. Палки можно не использовать. Они не очень-то помогают держать равновесие и обычно путаются под ногами.

Есть упражнения, которые помогают малышам привыкнуть к лыжам. Только нужно преподнести их как игру:

  • Нужно приседать, при этом стоя на двух лыжах.
  • Пусть малыш попрыгает на месте с ноги на ногу или на двух лыжах.
  • Упражнение «аист»: нужно поднять согнутую в колене ногу, при этом удерживать лыжу в горизонтальном положении.
  • Упражнение «рисуем забор»: приставные шаги на лыжах в сторону.
  • Упражнение «рисуем веер, снежинку»: нужно поворачиваться, переступая на месте вокруг пяток. После — вокруг носков лыж. На 90 и 360 градусов.

После этого ребенку необходимо будет освоить ступающий шаг- шаг без скольжения. Наблюдайте за малышом. Правильные движения в этом случае это когда:

  • Ноги и руки малыша движутся как- будто он просто идет. То есть вперед — правая нога и левая рука и т.д.
  • Шагая, ребенок переносит вес тела с одной ноги на другую.
  • Тело ребенка наклоняется больше, чем, если бы он просто шел.

Сначала пусть малыш научится ходить по целине с неглубоким снегом или по накатанной лыжне. Позже уже можно осваивать движения зигзагом, обходя деревья, кусты, скамейки и т.д.

Многие задаются вопросом, уча ребенка, когда наступит время обучению, скользящему шагу. Это произойдет, когда у малыша уже будет получаться ходить, при этом, не скрещивая лыжи. Так же когда начнет размашисто двигать руками и ногами и правильно держать равновесие.

Для освоения скользящего шага нужно выбрать проложенную под небольшим уклоном, накатанную лыжню. Необходимо показать малышу, каким образом на лыжах можно двигаться еще быстрее — не шагать, а именно скользить и толкаться. Для этого приняв стойку лыжника (ноги слегка согнуть в коленях, туловище чуть наклонить вперед, руки опустить) нужно сделать большой и резкий шаг вперед и слегка скользить на одной ноге. После нужно шагать и скользить на другой ноге и т.д.

Хотя можно и иначе: пусть ребенок разбежится ступающим шагом и, уже набрав скорость, перейдет на скользящие шаги. Необходимо следить за тем, чтобы был полный перенос тела с одной ноги на другую во время скольжения.

Упражнения, которые помогут ребенку потренироваться именно в скольжении:

  • Нужно разбежаться, при этом скользя на одной лыже. Пусть малыш проделает это до полной остановки. Вторую лыжу необходимо немного приподнять над лыжней.
  • Упражнение «лыжный самокат»: скользить на одной лыже, при этом отталкиваясь другой.
  • Попробовать делать скользящие шаги, при этом заложив руки за спину.
  • Делать скользящие шаги, поочередно отталкиваясь палками.

Если ребенок освоит эти простые движения, его можно смело брать с собой на лыжную прогулку. Позже малыш сам поймет, что можно кататься и другими более сложными способами. Ведь он постоянно будет учиться, наблюдая за другими лыжниками.

Экипировка малыша

Вы можете столкнуться с трудностями поиска маленьких ботиночек для малыша. Но будет проще с беговыми лыжами: в продаже есть хорошие полужесткие крепления в комплекте с небольшими пластиковыми лыжами, кстати, сравнительно по невысокой цене. Главное, что касается креплений — это удобство в обращении с ними.

Помните, что есть и слабое место у полужестких креплений. Это — пяточный ремень. Он ни в коем случае не должен «сваливаться» и предназначен для прочного сцепления обуви с лыжей. В случае, когда крепления старые, нужно внимательно их осмотреть. Ведь за это время резина могла изрядно износиться и тогда ее придется обязательно заменить на новую. Самым маленьким лыжникам специальная лыжная обувь не нужна.

Лыжи должны быть длиною примерно на 10 см больше, а длина палок — на 10-15 см меньше роста малыша. Палки должны быть легкими и иметь петли для кистей.

Верхняя одежда ребенка пусть будет лучше по отдельности: куртка и брюки. Она должна быть из — ветро и водонепроницаемой ткани. Ведь падения, особенно по началу, будут частыми, поэтому стоит подстраховаться.

Ответов

Традиционно тренера рекомендуют начинать обучение ребенка ходьбе на лыжах и горнолыжному спорту с 4 – 5 лет. Однако часто (что заметил еще доктор Бенджамин Спок), родители – горнолыжники пытаются научить своего ребенка кататься на лыжах еще до того, как он научится ходить. Чем меньше ребенок, тем тщательнее нужно выбирать лыжи для него.

Как выбирать лыжи: по росту или весу?

Общепринято, что лыжи необходимо выбирать по росту. Очень приблизительно, для начинающих лыжников длина лыж должна быть на 20 см меньше их роста, для «продвинутых» ─ на 10 см. меньше роста.

В случае выбора лыж для детей до 7 лет подобное правило обычно неприменимо. Чтобы ребенок мог кататься – его вес должен быть способен прогнуть лыжу так, чтобы ее средняя часть касалась снега. Иначе, даже наиболее тщательно выбранные лыжи будут зарываться в снег.

Поэтому, выбирая лыжи для ребенка, который только учится кататься, нужно следовать следующему правилу: если вес ребенка менее 20 кг, нужно выбирать лыжи длиной около 70 см. Если вес ребенка составляет 20-30 кг, следует выбирать лыжи длиной около 90 см. В случае, если вес ребенка 30-40 кг, нужно выбирать лыжи длиной около 100 см. Для детей весом более 40 кг лыжи выбирают так же, как и для взрослых.

Впрочем, это правило справедливо лишь для начинающих юниоров. Когда ребенок овладеет азами лыжного спорта, он научится прогибать лыжу усилием ноги. Тогда уже можно будет ему выбрать более длинные и скоростные лыжи по росту.

Еще один нюанс: необходимо отличать лыжи, специально рассчитанные на детей, от так называемых «ски-бордов» ─ укороченных лыж для взрослых. Ски-борды, хоть и имеют подходящую для ребенка длину, но они очень жесткие и снабжены не отстегивающимися креплениями. Выбирать такие лыжи для ребенка категорически нельзя. Ребенок не сможет у правлять жесткими ски-бордами, и попытка поставить ребенка на лыжи выльется в травмы и испорченные зимние каникулы.

Как выбирать лыжи: лыжи на вырост

Выбор лыж для ребенка всегда индивидуален. Поэтому, выбирая лыжи для ребенка, лучше проконсультироваться с инструктором или попытаться найти квалифицированного консультанта в магазине спортивного снаряжения.

При выборе лыж для ребенка существует лишь одно непреложное правило – ни лыжи, ни ботинки, нельзя покупать «на вырост». Лыжи необходимо выбирать именно под «текущие» габариты ребенка.

Вопреки распространенному стереотипу, основная причина детского травматизма при катании на лыжах кроется не в коварстве склонов, а в банальном желании родителей сэкономить на ежегодной покупке новых ботинок.

Обычно, производители лыж выпускают детские модели в тех же ценовых категориях, что и для взрослых: «профессиональные» лыжи с использованием передовых технологий и материалов, лыжи «средней» ценовой категории, рассчитанные на широкий круг любителей и лыжи «эконом-класса» для новичков.

Однако эти категории лыж отличаются не только ценой. Лыжи более низкой ценовой категории мягче и легче в управлении, чем лыжи более высокой, но они способны развить меньшую скорость.

Для большинства детей следует выбирать лыжи средней ценовой категории (на первых занятиях малышу, конечно, будет проще тренироваться на самых простых лыжах, но практика показывает, что дети обучаются азам лыжного спорта очень быстро и уже спустя пару недель катание на лыжах «эконом-класса» ребенку станет неинтересно).

Лыжи «профессионального» класса стоит выбирать лишь в том случае, если ребенок собирается серьезно заниматься спортом и уже достиг определенных успехов.

Как выбирать лыжи: ботинки, крепления, палки

К ботинкам применимы те же правила, что и к выбору лыж – нужно приобретать специальные ботинки для детей (обычно они имеют всего одну мягкую клипсу и ребенок сможет самостоятельно снимать и одевать ботинки). Даже для подростков 10-14 лет лучше выбирать специальные подростковые модели ботинок, а не женские ботинки небольшого размера (хотя подростковые ботинки найти тяжелее).

Модели для подростков могут в точности повторять форму и размер взрослого ботинка, но они облегчены. В любом случае, покупая лыжные ботинки для подростка, убедитесь, что он может согнуть ботинок, а не стоит в них, как в кандалах.

Тем более нельзя надевать на ребенка взрослые ботинки, зафиксировав их на голени затягиванием клипс. Следует помнить, что для управления лыжами важна не только жесткая фиксация ботинка на ноге, но и соответствие размера стопы центровке крепления.

Отдельного упоминания заслуживает выбор креплений: для ребенка следует выбирать специальные крепления. Даже самые «мягкие» варианты креплений для взрослых не обеспечивают необходимого уровня безопасности. Также, стоит предварительно зайти в мастерскую и отрегулировать силу усилия, вызывающего отстегивание ботинок. Чем меньше ребенок катался, и соответственно, чаще будет падать, тем меньше должна быть эта величина.

Палки для ребенка выбирают по тем же критериям, что и для взрослых – по

Лыжная подготовка дошкольников

Мир ребенка - это прежде всего движения, непрекращающаяся ежедневная и многочасовая двигательная активность. И она не утомляет, не угнетает, а "строит" его. Наиболее качественным "строительным материалом" является двигательная деятельность, основанная на использовании природных факторов и обеспечивающая связь и всестороннее взаимодействие детского организма с внешней средой существования.

Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условия России создают уникальные возможности для использования лыж и через них целого комплекса целительно-оздоровительных естественных природных факторов. Для всех занятий, прогулок, игр, развлечений на лыжах характерно достоинство, которое выразительно отображено русской пословицей:

"Мороз не велик, а стоять не велит".

Наш соотечественник, известный ученый-гигиенист И.М. Саркизов-Серазини так обосновал целительную силу движений человека в условиях низкой температуры:

"Микробы не любят холода. Они так же, как и животный организм, любят температуру выше нуля, и мороз на них действует губительно... Земля, покрытая надолго слоем снега, не позволяет микробам возрождаться и не шлет в воздух клубы пыли... На свежем, морозном воздухе обмен веществ совершается быстрее, улучшается аппетит, исчезают многие недуги. И люди, не боящиеся морозного дня, подвергающие свое тело влиянию физических упражнений, связанных с тем или иным видом спорта, особенно чувствуют на себе оздоравливающее влияние напоенного кислородом, более чистого морозного воздуха".

При передвижении на лыжах в достаточно энергичную и продолжительную работу включаются все крупные мышцы человека. Благодаря этому происходит интенсивное насыщение организма свежим, морозным, живым воздухом, который и является основой здоровья, фундаментом гармоничного развития ребенка.

С учетом закономерной последовательности в овладении жизненно важными двигательными навыками обучать передвижению на лыжах можно уже 2-летних малышей, которые уверенно сохраняют равновесие в обычной ходьбе и при беге.

Обучать лыжам надо так же, как и ходьбе, т.е. без помощи родителей малышам не обойтись. Для эффективной и безопасной лыжной подготовки необходимо прежде всего выполнить ряд требований к инвентарю и одежде.

Лыжный инвентарь должен соответствовать индивидуальным росто-весовым показателям ребенка. Особенно затрудняют обучение лыжи и палки, приобретенные "на вырост". Длина лыж должна быть чуть выше (примерно на 10 см), а длина палок чуть ниже (на 10-15 см) роста малыша. Чем меньше вес ребенка, тем меньше и прогиб (жесткость) лыж - расстояние между лыжами в средней, утолщенной, части при их соединении скользящими поверхностями. Лыжи подходят как деревянные, так и пластиковые. Особенно удобны пластиковые лыжи с чешуйчатой скользящей поверхностью: они не требуют смазки при изменении погоды.

Лыжные палки пригодны из любого материала, предпочтительнее более легкие. На палках необходимы ремешки (петли) для кистей рук, кольца (сегмент) упора и штырьки на концах. Желательно иметь на палках специальную рукоятку. Отсутствие или обрыв ремешка вынуждают ребенка часто терять палку и сильно зажимать ее в кулак, затрудняя отталкивание. Палки без колец упора проваливаются глубоко в снег, при отсутствии штырей они проскальзывают. Все это приводит к потере равновесия и, как правило, к падениям. Перед пользованием палками надо в домашних условиях объяснить и главное показать ребенку способ держания: кисть продевается в ремешок снизу и опирается на него, при отведении назад палка свободно удерживается в основном тремя пальцами - большим, указательным и средним, при толчке нельзя зажимать ее в кулак.

Из многочисленных моделей лыжных ботинок предпочтительнее с удлиненным, защищающим от снега голенищем, по размеру свободные (примерно на два номера больше), но не слетающие с ноги при ходьбе. Можно использовать и повседневную зимнюю обувь - валенки, сапоги, ботинки, утепленные высокие кроссовки.

Сейчас промышленность выпускает лыжные крепления различных конструкций, главное при их выборе - надежность, удобство и простота в обращении. Для лыжных ботинок в зависимости от модели могут подойти рантовые, носковые или полужесткие крепления. Под обычную зимнюю обувь используют только полужесткие и мягкие крепления с пяточным кожаным или резиновым ремнем, затягивая который обеспечивают прочное сцепление обуви с лыжей. Самой удобной является конструкция, позволяющая ребенку быстро надевать и снимать лыжи вначале с помощью взрослых, а затем и самостоятельно.

Лыжная одежда, как и инвентарь, тоже имеет свою специфику. Даже самый солнечный, безветренный, с небольшим морозцем, благоприятный день может быть испорчен для ребенка, если он насквозь промок и замерз. "Мокрые" лыжные прогулки весьма нежелательны и для здоровья. Верхняя одежда (куртка и брюки или комбинезон) должны быть из ветроводонепроницаемой ткани. Если есть выбор, надо отдать предпочтение раздельным куртке и брюкам - так одежда меньше промокает, ее легче сушить, а в случае необходимости можно заменить только одну часть. Вполне допустимо, если комбинезон или куртка с брюками чуть великоваты. Главное, чтобы впору была внутренняя одежда: футболка, рубашка, свитер, особенно колготки и шерстяные носки. Хорошо подогнанное нижнее белье убережет от весьма неприятных потертостей. Детям очень нравится лишний раз поваляться в снегу, поэтому желательно иметь варежки или рукавички, обшитые водонепроницаемой тканью. Они должны быть, конечно, теплыми и в меру свободными. Шапочка предпочтительнее шерстяная, плотно прилегающая к голове и закрывающая уши. Шарф лучше заменить свитером с высоким воротом.

Можно по-разному одеть детей, в чем, несомненно, отражаются вкусы и материальные возможности родителей. Однако имеются некоторые общие рекомендации к лыжной одежде:

Не кутайте детей, как эскимосов, - это затрудняет движения;

Дошкольники более чувствительны к морозу, чем подростки.

Если верхняя курточка легкая, то один дополнительный свитер под нее будет кстати;

Хороши шерстяные вещи, но только не наружу, так как шерсть сильно собирает снег и поглощает влагу, а детям очень нравится поваляться в снегу; помните и о том, что ребенок будет часто падать;

Необходимы запасные рукавички или варежки для замены мокрых, к тому же дети поразительно часто их теряют;

Проверьте, нет ли грубых швов в носках и нижнем белье ребенка, это может привести к потертостям;

Выбирайте верхнюю одежду с такой застежкой, чтобы ребенок мог застегнуть сам, в том числе и замерзшими руками;

Отдавайте предпочтение одежде, которую можно сравнительно легко чистить и стирать - ребенок обязательно найдет достаточно грязи даже на снегу.

С дошкольниками заниматься лыжами рекомендовано лишь в морозную погоду при температуре от -1 до - 12°С, для детей 2-4 лет - до -8°. В ветреную погоду нижняя граница повышается еще на 2-3°. При сильном ветре (скорость 6-10 м/с), когда заметно качаются деревья, дым прибивается к земле, а на открытой местности пурга, лыжную прогулку надо отменить.

Исключительно важно дать ребенку основы знаний по гигиене, сообщив простейшие правила и гигиенические требования к занятиям на лыжах:

Нельзя салиться и тем более ложиться на снег даже при сильной усталости;

Запрещено использовать снег для утоления жажды;

Недопустимо снимать шапочку и расстегиваться, когда стало жарко.

Полезно напоминать ребенку об этом перед каждым выходом на лыжную прогулку.

Важно обратить внимание на то, что после выноса лыж из теплого помещения нельзя сразу класть их на снег, необходимо хотя бы немного (около 5 мин) охладить. Если пренебречь этим требованием, снег прилипнет к лыжам, они подмерзнут, придется долго и с трудом очищать их от снега и льда.

Сдерживайте себя от чрезмерной опеки. Ребенку, особенно на первых порах, очень хочется быть настоящим лыжником и самому нести лыжный инвентарь. Не упустите этот момент, закрепите естественные желание и интерес объяснением и показом простейших правил транспортировки: скрепленные лыжи надо расположить горизонтально носками вперед и зажать в подмышечной впадине, обхватив рукой снизу; палки взять в другую руку за середину кольцами назад.

Для занятий на лыжах надо выбрать ровную площадку недалеко от дома, используя двор, ближайший стадион, сквер, и повозможности максимально защищенную от ветра кустарником, другими лесопосадками. При выборе или прокладке лыжни учитывайте направление ветра - он должен быть по ходу и дуть ребенку в спину.

Важнейшим двигательным действием лыжника является скольжение, которого нет в привычных для ребенка ходьбе и беге. И начинать обучение надо с ходьбы на лыжах, палки использовать только для поддержания равновесия. А если ребенок обходится и без них, просит взять его руку, не надо препятствовать, удовлетворите его желание. Не обращайте внимания и на выпрямленное при движении туловище, пусть все будет, как в хорошо знакомой и привычной ребенку ходьбе, только с лыжами на ногах. При этом обязательно подчеркните и заинтересуйте малыша тем, что на лыжах можно легко передвигаться даже по глубокому снегу. Обучая, не забывайте о том, что в силу анатомо-физиологических и психологических особенностей дошкольники лучше воспринимают показ упражнений, чем их объяснение.

Наряду с ходьбой на лыжах для выработки чувства лыж, чувства снега, овладения специфическими для лыжника равновесием и координацией движений в условиях единой биомеханической системы (лыжник - лыжи - палки) используют следующие упражнения:

Перенос веса тела с одной ноги на другую, не отрывая лыжи от опоры;

Стоя на двух лыжах, опуститься в полуприсед и затем подняться;

Поочередное поднимание и опускание носка и затем пятки лыжи при небольшом сгибании обеих ног в колене;

Поднимание согнутой ноги назад и вперед с отрывом вначале пятки, затем носка лыжи;

Поднимание согнутой ноги вперед с расположением и удержанием лыжи параллельно лыжне;

Прыжки на месте с ноги на ногу;

Прыжки-подскоки на месте на двух лыжах;

Небольшие махи слегка согнутой ногой назад и вперед;

Стоя на чуть согнутых в коленях ногах и немного наклонив туловище, поочередные махи прямыми руками вперед (до уровня глаз) и назад (немного дальше бедра);

Небольшой выпад вперед правой, затем левой ногой;

Поочередный выпад вперед с махом то левой, то правой рукой вперед и назад при разноименном сочетании работы рук и ног;

Поочередные махи носками лыж вправо и влево;

Поочередное поднимание и перестановка носков лыж в сторону;

Поворот переступанием на месте вокруг пяток лыж - носки лыж поочередно приподнимают и переставляют вправо или влево, а пятки лыж не отрывают от снега;

Поворот переступанием на месте вокруг носков лыж; когда приподнимают и переставляют вправо или влево только пятки лыж, а носки остаются на месте;

Приставные шаги в сторону. Все упражнения выполняют как С опорой, так и без опоры на палки, постепенно увеличивают количество повторений и темп выполнения. Дозировка нагрузки определяется подготовленностью, самочувствием, настроением ребенка. Перегрузки и насилие недопустимы. Надо шире использовать игровые формы выполнения упражнений, например:

Нарисуй лыжами на снегу веер для себя - поворот переступанием вокруг пяток лыж на 90°;

Нарисуй веер для друга - поворот переступанием вокруг носков лыж на 90°;

Нарисуй лыжами на снегу две снежинки, выбери самую красивую - поворот на 360° переступанием вначале вокруг пяток лыж (первая снежинка), затем вокруг носков лыж (вторая снежинка);

Нарисуй на снегу "лыжную гармошку" - переступание в сторону поочередно носками и пятками лыж;

Покажи стоящего аиста - сильно согнутую ногу поднять вперед и как можно дольше удерживать лыжу горизонтально.

Гораздо эмоциональнее ребенок выполняет эти задания, если в играх участвуют и родители.

Перечисленные упражнения помогут ребенку овладеть чувством лыж и чувством снега, чтобы перейти к последующему изучению ступающего и скользящего шагов.

Все упражнения относительно просты и не требуют какой-либо сложной методики обучения, достаточно показать и объяснить требования к его выполнению. Главная задача - добиться точности движений, что способствует развитию специфичной координации и умению управлять лыжами.

Отбор упражнений, объединение их в общую систему, последовательность выполнения предусматривают постепенное повышение координационной нагрузки, обеспечивают взаимосвязь отдельных движений. Скоростное прохождение всей системы упражнений не обеспечит координационной готовности к овладению многочисленными способами передвижения на лыжах.

Если из-за неблагоприятных погодных условий или по другим причинам занятия проводятся не совсем регулярно, при их возобновлении после перерыва необходимо обязательно повторить все то, чему ребенок уже научился.

Ступающий шаг - основное подводящее упражнение к овладению скольжением на лыжах. Его выполняют в различных постепенно усложняющихся условиях:

По накатанной лыжне;

По целине с неглубоким и затем более глубоким снежным покровом;

Зигзагом обходя кусты, деревья, пеньки, скамейки, другие ориентиры.

Передвижение ступающим шагом, т.е. без скольжения на лыжах, как правило, не вызывает у ребенка особых затруднений. Важно подчеркнуть следующие элементы и овладеть ими:

Перекрестной (разноименной) координацией движений в работе рук и ног, как и в обычной ходьбе;

Полным переносом при каждом шаге веса тела с одной ноги на другую;

Большим по сравнению с обычной ходьбой наклоном туловища;

Специфическими маховыми и толчковыми движениями руками: когда мах вперед слегка согнутой в локтевом суставе рукой выполняют до уровня глаз, а толчок заканчивают за бедром.

При целостном освоении ступающего шага необходимо достичь свободных, размашистых, ритмичных, скоординированных движений рук и ног при небольшом наклоне туловища и полном, доведенном до автоматизма, контроле положения лыж, не допуская их скрещивания.

Когда ребенок освоит ступающий шаг, объясните и покажите ему, как на лыжах можно двигаться быстрее: для этого надо не шагать, а толкаться и скользить, используя палки не для поддержания себя и сохранения равновесия, а для отталкивания и увеличения скорости.

Первые скользящие шага выполняют на проложенной под небольшой уклон хорошо накатанной лыжне из двух исходных положений:

Из стойки лыжника, при которой ноги слегка согнуты в коленях, туловище чуть наклонено вперед, руки опущены, кисти у коленного сустава; из этого исходного положения делают энергичный шаг вперед с последующим небольшим скольжением на одной ноге, затем шагают и скользят на другой ноге, дальше повторяют такие же скользящие шаги;

Разбежаться на выпрямленных ногах ступающим шагом и затем, набрав скорость и слегка приседая, перейти на скользящие шаги по лыжне.

Чередуя упражнения из этих исходных положений, обращают внимание на полный перенос веса тела во время скольжения с одной ноги на другую.

Для освоения одноопорного (свободного) скольжения, постепенного увеличения длины скользящего шага, овладения согласованными движениями рук и ног, развития равновесия полезны следующие простейшие упражнения:

После небольшого разбега ступающим шагом скольжение на одной лыже до полной остановки, вторую слегка приподнять над лыжней;

Лыжный самокат - продолжительное скольжение на одной лыже за счет отталкивания другой;

Скользящие шага с широким ритмичным размахиванием руками и характерной для лыжника амплитудой;

Скользящие шага, заложив руки за спину;

Длительное скольжение то на одной, то на другой лыже по лыжне, проложенной под уклон;

Скользящие шаги с палками в руках, удерживаемыми за середину - следить за махом руками вдоль лыж, а не перед грудью;

Скользящие шага с поочередным отталкиванием палками - попеременный двухшажный классический ход в полной координации.

Слабая физическая подготовка и недостаточно развитое чувство равновесия не позволяют дошкольникам выполнить полноценное одноопорное скольжение. Надо все-таки добиваться того, чтобы, во-первых, ребенок полностью переносил вес тела на опорную ногу и хотя бы немного скользил на одной лыже. И, во-вторых, при скольжении, опуская после толчка маховую ногу на снег, нельзя загружать и переносить на нее вес тела, так как возникает грубейшая ошибка - двухопорное скольжение, исправлять которую впоследствии очень трудно.

Техника лыжника включает более 50 способов передвижения на различном рельефе и при изменении условий скольжения. По мере овладения ступающим, а затем скользящим шагом и в целом попеременным двухшажным ходом дошкольников обучают и другим лыжным ходам, включая коньковые, стойкам спусков, способам подъемов, торможений и поворотов в движении.

Из одновременных ходов, основой которых является одновременное отталкивание руками, наиболее доступным является одновременный бесшажный ход. Его используют при движении под уклон по хорошо накатанной лыжне и при наличии хорошей опоры для палок. При непрерывном скольжении на двух лыжах скорость поддерживается только за счет одновременных толчков руками. Обратите внимание на то, чтобы при отталкивании ребенок чуть больше обычного наклонял туловище, а при выносе палок вперед -выпрямлялся.

Из коньковых ходов дошкольники предпочитают полуконьковый и реже - од-новременный двухшажный коньковый. При полуконьковом ходе одна лыжа непрерывно скользит по лыжной колее, а вторую ставят под углом к направлению движения и ею выполняют отталкивание. На каждый толчок ногой делают одновременное отталкивание руками, эти толчковые движения совпадают по времени. Следите за тем, чтобы ребенок использовал для отталкивания то одну, то другую ногу. Толчки одной ногой чреваты асимметричным развитием скелетно-мышечного аппарата. Для равноценного использования отталкивания обеими ногами лыжную колею надо прокладывать и справа, и слева от толчковой нога.

В одновременном двухшажном коньковом ходе обе лыжи располагают под углом к направлению движения, В каждом цикле этого хода выполняют два скользящих коньковых шага и одно отталкивание палками. На первом шаге палки маховым движением выносят вперед, на втором - выполняют ими отталкивание. Этот ход используют на хорошо укатанном и достаточно широком снежном полотне.

При обучении спускам обратите внимание ребенка на особую посадку, которая обеспечивает устойчивость на спуске. Надо слегка присесть, наклонить туловище почти параллельно склону, опустить руки и, расположив кисти чуть впереди коленей, крепко держать палки обязательно штырями назад. Подчеркните необходимость сохранения этой посадки от начала и до самого конца спуска. Если ребенок боится спуска, надо съехать с ним вместе. Для этого встают за ребенком и располагают его между своими лыжами.

Самым доступным способом преодоления подъема для дошкольников является лесенка. Вначале повторите на ровном участке приставные шага в сторону. Затем у подножия склона надо встать боком, верхнюю лыжу поставить на наружный кант, а нижнюю - на внутренний. Из этого исходного положения выполняют приставные шаги вверх по склону.

Тормозят дети на спусках чаще всего падением. Самым безопасным является падение на бок, при котором надо присесть, как можно быстрее поставить лыжи поперек склона, палки крепко держать обязательно штырями назад, чтобы не наткнуться на них. Вставать надо только после полной остановки. Лежа на боку, параллельно соединяют лыжи, располагают их поперек склона и подтягивают к туловищу. Встают, опираясь на верхнюю, а затем и на нижнюю палку.

Надо объяснить ребенку, что настоящие лыжники падением не тормозят, используют для этого другие способы. Самым надежным является торможение плугом, при котором пятки лыж разводят в стороны, затем ставят лыжи на внутренние ребра, слегка сгибая нога и соединяя колени. При этом нельзя допускать скрещивания носков лыж. Чтобы ребенку были понятны требования к торможению плугом, весьма желателен образцовый показ родителей.

Для изменения направления движения на равнинных участках и на спусках чаще всего используют поворот переступанием, при котором, энергично отталкиваясь наружной в повороте ногой, выполняют коньковые шаги в направлении поворота.

По мере взросления, в школьные годы, будут освоены и другие лыжные ходы, способы подъемов, спусков, поворотов, торможений, преодоления неровностей. Фундамент лыжной подготовки, заложенный в дошкольном возрасте, - это целебный, неисчерпаемый источник нравственного и физического здоровья, духовного и телесного совершенствования вашего ребенка в будущей взрослой жизни.

Предварительный просмотр:

Учим ребенка кататься на лыжах и коньках

Юный лыжник. Если вы – любитель покататься на лыжах, то вам, скорее всего, захочется «поставить» на лыжи и свое чадо. А почему бы и нет? Вот только возраст ребенка должен быть при этом не менее 5 лет.

Конечно, начинать обучение ребенка катанию на лыжах можно и с более раннего возраста, однако надеяться на отличные результаты не стоит. Максимум, чему вы сможете обучить трехлетку – это ходить на лыжах.

С чего же следует начинать свои первые занятия? Для начала найдите ровную защищенную максимально от ветра местность. Направление начинающего лыжника должно быть таким, чтобы ветер дул ему в спину, словно подгоняя вперед. Температура воздуха от -1 до -10 градусов будет наиболее благоприятной.

Обучаем ребёнка кататься на лыжах

Итак, площадка выбрана - начинаем учиться передвигаться на лыжах. Палки ребенку на первом этапе обучения не понадобятся, уж не настолько они держат равновесие. Для начала рекомендуется освоить несколько несложных упражнений, можно в игровой форме, чтобы ребенку было интересно.

Помогут юному лыжнику привыкнуть к лыжам следующие упражнения:

Приседания на одном месте.

Прыжки в положении стоя на двух ногах, а также прыжки с одной ноги (лыжи) на другую.

Упражнение «аист» - ребенок приподнимает ногу, согнутую в колене, и удерживает горизонтально лыжу.

Шаги в стороны.

Следующий шаг – ходьба. Первые попытки ходьбы на лыжах лучше делать по накатанной лыжне, по неглубокому снегу. Дальше – учите ребенка ходить зигзагом, минуя препятствия на пути. Когда же этими навыками ребенок овладеет, можно переходить к скользящим маневрам.

Как и ранее, необходимо найти подходящую местность – как нельзя лучше в этом случае подойдет проложенная под уклоном и накатанная хорошо лыжня. Объясните ребенку, как нужно более быстро, отталкиваясь и скользя, передвигаться на лыжах. Покажите на своем примере.

Освоить скольжение помогут такие упражнения:

Ребенок разбегается и скользит до полной своей остановки на одной лыжне, вторую при этом приподнимает и удерживает.

Ребенок скользит на одной лыже, второй – отталкивается.

Шаги скользящие, руки находятся за спиной.

Шаги скользящие, ребенок поочередно отталкивается палками.

Если ваше чадо справится с поставленными перед ним задачами, и первые занятия пройдут не зря, то он вполне сможет составить вам компанию для прогулки на лыжах. А вскоре ребенок и сам поймет, что кататься на лыжах можно не только таким способом, но и другими, более быстрыми, и, поверьте, ему будет это интересно.

Учим ребёнка кататься на коньках

Как и с лыжами, учить ребенка кататься на коньках лучше не на искусственном льде спортивного сооружения, а на самом обычном уличном катке. Важно учитывать, что в катании на коньках задействуются все мышцы ног, спины и брюшного пресса. Как правило, у ребенка 3-х лет все эти мышцы уже развиты очень хорошо, но закрепляющие упражнения все же не повредят. Перед выходом на лед в качестве небольшой разминки желательно повторять такие движения, как приседания, прыжки, подскоки, делая их, соответственно, на коньках.

Выходя на лед, первое время начинайте с простейшего – шаги вперед, приседания на одном месте, прохождение площадки боком приставным шагом. И самое главное – помните, что лед очень скользкий, и ребенок будет чувствовать себя на нем какое-то время неуверенно и уязвимо, а потому важно научить его правильно падать на льду, группироваться и вставать.


Зимние виды спорта благотворно влияют на организм ребенка. Катание на лыжах не исключение, оно способствует закаливанию, повышает его работоспособность и выносливость, приводит в тонус мышечный корсет.

Специалисты сходятся во мнении, что лучший возраст для обучения лыжам – это 5 — 7 лет. Но если ваш четырехлетний малыш изъявляет желание кататься вместе с вами, то вам стоит только поощрить его стремление и снарядить всем необходимым.

Из этой статьи вы узнаете

Выбираем экипировку

Встречают по одежке и на лыжных дорожках. Правильная экипировка и хороший спортивный инвентарь очень важны как для опытного спортсмена, так и для новичка. Ознакомьтесь с правилами выбора спортивных принадлежностей.

Зимний комбинезон

В магазине вам могут предложить два варианта одежды: комбинезон и полукомбинезон, состоящий из брюк с бретелями и куртки. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки, и только вам выбирать, что же для вас удобнее.

Важно! Целесообразно выбирать материал, чтобы он не впитывал влагу, не промокал, обеспечивал вентиляцию, не сковывал движения.

Не превращайте ребенка в капусту, не надевайте несколько кофточек и водолазок, современные ткани разрабатываются так, чтобы хорошо сохранять тепло, несмотря на кажущуюся легкость.

Беговые лыжи

Как выбрать лыжи ребенку? Наиболее универсальными и качественными, независимо от погодных условий и уровня спортсменов, считаются лыжи фирмы «Фишер ».

При выборе стоит ориентироваться на размер ботинок, в первую очередь они должны быть впору. Как бы ни хотелось сэкономить, но обувь нельзя брать даже на размер больше. Если в повседневной жизни это чревато только неудобством, то в спорте это может привести к серьезным травмам.

Если смотреть на материал лыж, то это либо деревянные изделия, либо пластиковые, либо комбинированные. Поговорим кратко о каждом варианте.

  • Деревянные лыжи легко ломаются, поэтому они подойдут для более опытных спортсменов, так как новички часто падают. К недостаткам можно отнести и тот факт, что ездить по мокрому снегу не получится, если лыжи не обрабатывать специальным составом. В целом же дерево – это прекрасный, экологичный и легкий материал.
  • Пластиковые лыжи более прочные, нужно очень постараться, чтобы их сломать. Но они же и очень скользкие, для того чтобы на них просто стоять, потребуется немало усилий. Приобретите пластиковые лыжи со специальными противоскользящими насечками, они подойдут и опытным, и начинающим спортсменам.
  • Лыжи, изготовленные с использованием пластика и дерева , весьма прочны, долговечны и удобны в использовании.

Лыжи с мягким креплением больше подойдут для детей от трех лет, для дошкольников. Мягкое крепление фиксирует ногу, не давая ей ползать по всей длине, не перетягивает щиколотку и голеностопный сустав.

Дети после семи лет способны надевать лыжный ботинок с жестким креплением самостоятельно. Так, например, на школьных уроках физкультуры чаще используются лыжи без заднего крепления, но это не мешает малышам осваивать новый вид спорта.

Лыжные палки

Подбирать лыжные палки стоит с учетом параметров:

  • для детей 3 – 6 лет они должны быть длиннее, чем лыжи, но не выше плеча,
  • для детей старше 6 лет длина палок для классического хода должна составлять сумму: рост + 20 сантиметров, для конькового хода к росту также прибавляйте 20 сантиметров.

На заметку ! Купите лыжи и палки яркой расцветки.Во-первых, это придаст дополнительный стимул для их освоения, а во-вторых, они не будут теряться в снегу. А уж как будет довольна стильным аксессуарам маленькая лыжница и сколько новых красивых фото появится у нее в телефоне.

Защитные элементы

Шлем защитит голову от ушибов при падении. Выбирать его надо тщательно, он должен легко надеваться на шапку, не сковывать голову и не приносить неудобств.

Вместо шапки можно использовать балаклаву , она прекрасно защитит нежную кожу лица от ветра и мороза.

Глаза также нуждаются в защите, поэтому пренебрегать специальными защитными очками нельзя. Более опытные лыжники используют еще шорты и панцирь, они необходимы для предотвращения серьезных травм копчика и спины.

Подготовительные упражнения

Прежде, чем отправиться покорять снежные просторы, обучите ребенка некоторым простым упражнениям, вначале можно показать видео, а потом продемонстрировать самому. Начать можно с «Заборчика» — это хождение приставным шагом, и «Аиста» — удерживания лыж в горизонтальном положении, держа ногу, согнутую в колене.

Подробнее рассмотрим упражнения «Плуг» и «Буксир», справится с которыми даже новичок.

«Плуг». Прием, помогающий обучить технике поворотов: расположите ноги так, чтобы лыжи напоминали плуг, носки широко разведены, между ними расстояние не менее 10 сантиметров. Положение простой центральной стойки сменяется наклонами в левую и правую стороны. Перенос веса на внешнюю сторону лыжи осуществляется наклоном всего тела в нужную сторону. При освоении данного приема навыки передвижения значительно увеличиваются, улучшается координация и положение тела при движении.

«Буксир» — упражнение, которое принесет столько же пользы, сколько веселья. Один из родителей едет на беговых лыжах, за ним, придерживаясь за веревку, скользит ребенок. Этот прием оттачивает навык скольжения, поворота и торможения, а благодаря тросу можно преодолеть большие расстояния, нежели при самостоятельной езде.

После освоения навыка скольжения нужно развивать его самостоятельное исполнение. Для лучшего понимания не только рассказывайте, но и показывайте каждое движение своему маленькому ученику.

Теперь вам на помощь придет небольшой хорошо раскатанный склон. Примите правильную позу: согните ноги в коленях, наклонитесь немного вперед, опустите руки, сделайте большой скользящий шаг вперед левой ногой, затем правой. Акцентируйте внимание ребенка на том, как происходит перенос массы тела с одной ноги на другую. Удалось выполнить упражнение? Тогда усложняйте.

Переходите к методу «Самокат» . Уберите обе палки и снимите одну лыжу. Теперь оттолкнитесь свободной ногой, стараясь проехать на второй как можно дольше. После нескольких повторений поменяйте ногу. Этот способ тренирует координацию.

Когда ребенок справится с этим упражнением, можно переходить к способу «Коньки» , он максимально приближен к езде на лыжах. Тренируем скользящие движения, попеременно меняя ноги, при этом руки находятся за спиной. Следите за тем, чтобы ноги не сгибались сзади. Оптимальное положение, когда нога прямая и свободно идет назад. И только после того, как хождение по диагонали будет освоено, можно переходить к беговым лыжам.

Осваиваем беговые лыжи

Подготовка:

  • Перед поездкой на лыжню наденьте на ребенка его новый костюм, проследите, чтобы ему было удобно, чтобы ничего не стесняло движений, самочувствие спортсмена должно быть в норме, а настроение на высоте.
  • Выбранная площадка должна быть в первую очередь безопасной: рядом не должно быть автодорог, глубоких оврагов, большого количества деревьев.
  • Слой снега не должен быть слишком глубоким, лучше, если он хорошо утрамбован, имеет ровную поверхность.
  • Научите ребенка правильному падению – в сторону, тогда и сила удара будет меньше, и лыжи будут целы.

Теперь самое время переходить к практическим занятиям. Рассмотрим алгоритм действий пошагово.

Шаг № 1. Отложите палки в стороны и научите ребенка правильно ходить. Ноги поднимайте так, чтобы ступня не касалась снега, держите их параллельно, чтобы лыжи не пересекались, иначе падения не избежать. Когда со ступающим шагом будет покончено, можно переходить к следующему этапу.

Шаг № 2. Правильное скольжение – это скольжение на всей ступне, при этом отталкиваться нужно носком, пятка в этот момент приподнята. Прорепетируйте новое движение сначала без палок, как только начнет получаться – берите палки и чередуйте движения рук и ног. При классической ходьбе толчок правой палкой сопровождается шагом левой ноги. Для начала помогите малышу и возьмите его на «буксир».

Шаг № 3. Езда на лыжах это не только скольжение. Сколько бы ни пришлось ехать, все равно придется остановиться и развернуться, и с разворотом обычно бывают трудности. Лучше всего выполнять маневр, просто переставляя лыжи в нужную сторону. При этом нужно следить, чтобы задняя часть лыжи оставалась на снегу, иначе она может заехать на вторую лыжу, и тогда падения не избежать.

На заметку! Лыжная палка всегда ставится «под себя», то есть та часть палки, которая опускается в снег, должна быть ближе к телу, чем рукоятка.

Осваиваем горные лыжи

Если соберетесь покорять гористые альпийские склоны, то без горных лыж вам никуда. Техника управления ими более сложная, поэтому подойдет для детей старше 6 лет . Стойка горнолыжника ничем не отличается: тело наклонено чуть вперед, ноги согнуты в коленях и находятся параллельно друг другу. При спуске наклон тела регулирует скорость движения, чем ниже наклон – тем выше скорость.

Поднимаемся по склону

Необходимо научить юного лыжника двум приемам, которые помогут ему одолеть любые склоны. «Полуелочка» предполагает методику, когда одной лыжей опираются на снег полностью, а второй — только ребром. При этом скольжение первой лыжей идет вверх, а вторая лыжа лишь приставляется рядом. Если присмотреться потом к узору на снегу, то как раз выйдет полуелочка.

«Лесенка» — это по сути приставные шаги, когда лыжи упираются в снег ребрами и становятся поперек склона. Если опереться на всю поверхность, то ребенок просто соскользнет вниз. Очень удобно при таком подъеме помогать себе палками.

Торможение

Торможение на горном спуске требует немалых усилий и знания техники. Итак, чтобы притормозить, направьте носки друг к другу, разведите пятки в стороны, встаньте на ребра и сильно надавите на них. Колени при торможении лучше свести друг к другу. Как уже было сказано, наклон тела влияет на скорость, поэтому при торможении отклоняйтесь назад, иначе оно может быть резким и закончится падением.

Повороты

Эффектное виляние при спуске выполняется техникой поворотов, скорость при этом снижается. Прежде чем начать тормозить, нужно принять позу «Плуга», о которой говорилось ранее. Далее, если поворот в левую сторону, то сгибается в колене правая нога, на нее смещается центр тяжести, после нога медленно выпрямляется. Для лучшего понимания можно показать видеоурок.

Спуск

Перед спуском снова примите основную позу лыжника, затем оттолкнитесь левой ногой, подтяните правую, поставьте их параллельно и максимально согните. Для того чтобы увеличить скорость, выполняйте пружинящие движения всем телом.

Для первых тренировок на спуск выбирайте самые низкие и пологие склоны, помните о том, что вы не всегда сможете подстраховать малыша, а падение с высокого склона может быть очень опасным не только для любителя, но даже для профессионала.

Посмотрите видео, как проводит обучение профессиональный инструктор лыжного клуба «Снежная академия».

  • Не лишайте ребенка самостоятельности . Как бы вам ни хотелось помочь и подстраховать, это должно быть лишь помощью, не делайте всю работу вместо ребенка. Так вы только успокоите свои нервы, но это не поможет малышу получить опыт падения и маневрирования, и умение кататься придет с большим опозданием.
  • Знайте золотую середину, точнее, высоту склона. Взрослые спуски опасны , они не подходят для начинающих лыжников, тем более детей. Падение на таком спуске приведет к страху высоты как минимум, а как максимум — к серьезным проблемам со здоровьем. Не торопитесь, освоение высот должно проходить постепенно.
  • Терпение и труд ваши основные помощники . Не надейтесь на быстрый результат. Будьте терпеливее, объясняйте и показывайте все движения по несколько раз, очевидное для вас может оказаться тайной за семью печатями для вашего чада. Со скольких бы лет вы не начали учить стоять на лыжах, превратите это в игру, где результат является лишь приятным бонусом, но не целью номер один.
  • С детства начните приучать малыша к здоровому образу жизни . Покажите мастер-класс по катанию на лыжах, заразите своим азартом, и тогда весь следующий год малыш только и будет мечтать о том, как выпадет снег и вы сможете вновь покататься вместе.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Спортивное развитие детей является одной из первоочередных задач воспитания. Множество видов спорта, разнообразие секций и кружков, развитие спортивных баз и тренировочных лагерей делают доступным практически любое занятие для подрастающего человека. Часто родители интересуются, как научить ребенка кататься на лыжах, можно ли сделать это самостоятельно, и с какого возраста начинать? Разобраться с этим поможет данная статья.

Когда начинать обучение

Прежде чем покупать все необходимое снаряжение, костюмы, лыжи и палки, стоит подумать, подходит ли этот вид спорта для ребенка.

Кроме того, раньше, чем в 4 года начинать осваивать катание на лыжах не стоит: опорно-двигательная система и позвоночник должны окрепнуть настолько, чтобы это не стало помехой для здоровья малыша.

Возраст в 5 лет является стартовым, когда родители могут задуматься о лыжном спорте. К этому времени скелет ребенка почти окреп, опорно-двигательная система продолжает развиваться и расти вместе со всем организмом. Физические нагрузки и правильная активность будут только способствовать дальнейшему укреплению здоровья. Спортивные центры, которые пестрят рекламой «Мы учим детей кататься на лыжах уже в 3 года!» не заслуживают доверия, поскольку ошибаются уже в самом подходе к детям.

Экипировка

Итак, вы решили, что ваш малыш уже готов встать на лыжи. Теперь нужно правильно подобрать спортивный инвентарь, а сделать это не так просто, как может показаться. Нужно будет учесть не только параметры ребенка, но и условия для катания на лыжах.

Зимний комбинезон

На первое время подойдет обычная зимняя одежда, например, комбинезон и куртка. Но лучше выбрать не очень теплую одежду, рассчитанную до -5 градусов, даже если на улице -15. Ведь ребенок будет двигаться, потеть и в таком разгоряченном состоянии ему будет сложно заниматься обучением.

Беговые лыжи и ботинки

Многие родители сомневаются, как выбрать лыжи для ребенка. Важной характеристикой их должно быть совпадение по размеру, ведь взять их «на вырост» нельзя, малыш не сможет кататься на слишком больших лыжах.

Беговые лыжи делают из дерева и из пластика. Есть и комбинированные модели, которые имеют деревянные и пластиковые вставки. Специалисты считают, что именно они лучше всего подходят новичкам.

Деревянные лыжи

Они больше подойдут тем, кто уже более-менее умеет кататься. Для детей, которые на начальных этапах обучения нередко будут падать, деревянные лыжи придется покупать не раз, т.к. они легко ломаются. Недостаток деревянных моделей и в том, что они не скользят по мокрому снегу, и их приходится обрабатывать специальной мазью.

Пластиковые лыжи

Они намного прочнее, но также имеют свой существенный недостаток – они очень скользкие, и устоять на них бывает сложно даже взрослому новичку. По лыжне раскатанной и широкой такие лыжи будут разъезжаться в разные стороны. Сейчас многие пластиковые изделия имеют противоскользящие насечки, именно такие лыжи вам и нужны.

Лыжи с мягким креплением

Для детей раннего возраста подойдут лыжи с мягким креплением. В 3 года дети легко могут травмироваться, не говоря уже о малышах помладше. Поэтому им пока не нужны жесткие крепления и лыжные ботинки. Но и в валенках ребенку будет неудобно кататься, лучше приобрести ему удобные ботинки. А вот детям в 6-7 лет и старше, которые уже умеют держать равновесие на лыжах, можно предложить «взрослые» лыжи со спортивными ботинками.

Обратите также внимание на пяточное крепление. Малышу, впервые вставшему на лыжи, будет комфортнее, если его ноги будут зафиксированы, и пятки не будут съезжать с планок. Позже, когда ребенок освоит азы лыжного спорта, такое крепление ему не понадобится. Школьники на физкультуре вовсе обходятся без «заднего» крепления даже не умея кататься, а вот малышам до 5 лет по-взрослому ездить на лыжах намного сложнее.

Лыжные палки

Теперь обсудим длину лыж и лыжных палок. Для детей 2-6 лет лучше выбрать лыжи короче, чем для более взрослых деток. Пусть они будут длиной, равной росту ребенка. Палки должны быть короче лыж, не выше плеча малыша. В 6 лет и старше детям можно взять лыжи чуть длиннее. Для классического хода идеальная длина – рост+20 см, для конькового – рост+10 см.

Нужно обязательно покупать лыжи и пакли ярких расцветок. Очень часто для детей продаются комплекты белых палок и белых лыж с небольшим рисунком. Такие палки очень часто теряются в снегу.

Горные лыжи и ботинки

Лыжи

Для новичков в лыжном спорте нужно вбирать короткие лыжи, чтобы ребенку не было слишком тяжело двигать ими на склоне. Для этого от роста ребенка отнимаем 20 см. Например, если рост 120 см, то лыжи нужно брать ровно 1 метр.

Горные лыжи лучше покупать с платформами для крепления лыж. В этом случае вам придется менять лишь ботинки, когда нога ребенка вырастет, а лыжи прослужат несколько сезонов.

Палки

Выбирая палку, ее нужно непременно примерить. Ребенок должен взять палку за ручку, при этом изгиб локтевого сустава должен составлять 90°.

Ботинки

Ботинки нельзя покупать «на вырост. Лучше купить подороже, но раздвижные. У таких есть специальный клапан, позволяющий изменить их длину на 3-4 размера.

Защита

Очень важно защитить голову ребенка от падений и ушибов, которые неизбежны в начале обучения. Шлем одевается на шапку, поэтому его тоже нужно мерить. Лыжники вместо шапочки используют балаклаву - шапку с вырезами для глаз и носа, которая защищает лицо от холода при спуске с горы.

Другие не менее важные элементы защиты - шорты и панцирь . Лыжники падают в основном на бок, поэтому важно защитить копчик и спину. Но для начинающих лыжников эти виды защиты пока не обязательны.

Глаза тоже нужно защищать от ветра и холода. Поэтому поверх шлема надеваются очки .

Некоторое оборудование и снаряжение можно взять напрокат, хотя бы до тех пор, пока не будет осознанного и твердого желания заниматься долго и серьезно. Потом костюм и лыжи можно будет купить.

Анастасия, 35 лет, мама двоих подростков: «Когда Егору было 8 лет, а Диме почти 12, мы с мужем решили научиться кататься на лыжах, и детей научить вместе с нами. Недалеко от нашего дома находится спортивный комплекс, в котором проходят занятия для детей и индивидуальные тренировки для взрослых. Но покупать все снаряжение для семьи сразу было дорого, поэтому мы решили взять лыжи, палки и ботинки напрокат. Детям так понравилось, что они продолжают ходить к тренеру и уже очень хорошо умеют кататься на лыжах. Теперь можно покупать им хорошее снаряжение, ведь я уверена, что они будут заниматься и дальше».

Как научить ребенка кататься на беговых лыжах

Если родители решили отдать предпочтение самостоятельному обучению, стоит учесть подготовительные моменты.

Примерить костюм и лыжи

Это нужно сделать первый раз нужно дома, все правильно застегнуть и зафиксировать на ребенке. Пусть малыш попробует пройтись в снаряжении, почувствует его тяжесть и удобство.

Найти укатанную площадку или дорогу

Убедитесь, что по выбранной площадке не ездят машины. Это может быть, к примеру, парк. Снег должен лежать ровным и чистым слоем, а поверхность под снегом должна быть безопасной и без препятствий.

Научить правильно падать

Перед началом движения важно научить ребенка падать в сторону. Если упасть правильно, это будет не больно, а лыжи останутся целыми.

Этап 1. Ступающий шаг

С самого начала лучше всего ребенка научить шагать в лыжах. То есть поднимать ноги так, чтобы лыжи полностью отрывались от снега. Палки при этом ребенку ни к чему, он и не сможет пока ими управлять. Когда малыш научится ступающему шагу, не будет путаться и падать, самое время перейти к следующему этапу обучения.

Этап 2. Скользящий шаг

Палки пока остаются в стороне, а мы учимся скользить. Главная задача ребенка – не отрывать ноги с лыжей от снега, а просто скользить ими вперед. Сначала правой ногой, перемещая вес тела на эту же сторону, потом левой. Здесь уже можно подключить палки. Не забываем: правая нога – левая палка, левая нога – правая палка.

Чтобы ребенок понял технику скольжения, можно помочь ему буксиром. Поставьте лыжную палку сначала с одной стороны, пусть малыш подтянется к ней одной ногой, потом повторите с другой стороны.

Сделайте два плотных снежных валика или шара и положите их перед каждой лыжей, и пусть ребенок толкает их поочередно.

При самостоятельном обучении нужно объяснить ребенку правила классического и конькового хода. Эти две техники являются базой для любых прогулок на беговых лыжах, поэтому начинаются занятия именно с них. В дальнейшем можно освоить с ребенком горные лыжи.

Классическое катание

Стойка

Для скольжения по лыжне классическим ходом нужно показать ребенку, как поставить лыжи параллельно друг другу, немного согнув ноги в коленях. Туловище при этом должно располагаться ровно. Подвинув одну лыжу вперед, ребенок должен перенести на нее свой вес, а затем подтягивать вторую.

Начало движения

Следующим видом обучения станет толчок-скольжение – техника, позволяющая набирать скорость во время движения. При этом нога делает упор не в сторону, а сверху вниз на снег. Первые шаги могут быть сложными для ребенка, дальше будет проще.

Разворот

После того как ребенок освоит скольжение с палками и без них, самое время учить его поворачивать на лыжах. Самый простой способ – переставлять лыжи, поворачивая ими в нужную сторону. Чтобы повернуть, нужно поднять лыжу так, чтобы ее конец (задняя часть) не отрывался от снега, иначе лыжа придавит вторую, и ребенок сразу же упадет. После поворота вторая лыжа становится параллельно первой, и так до тех пор, пока лыжник не повернет в нужном направлении. На снегу при этом остаются следы от лыж, которые напоминают расходящиеся солнечные лучи. Такая аналогия поможет ребенку с улыбкой обучиться новому навыку.

Коньковый ход

После обучения классическому методу можно попробовать научить ребенка коньковому ходу. Он сложнее и больше подходит для скоростного спортивного катания, поэтому лучше показывать его детям старшего возраста после 8-10 лет.

Основа конькового хода состоит из угловых рывковых движений, при которых отталкивание происходит внутренней частью лыжи и направлено в сторону.

Начинать практику лучше без лыжных палок, тренируя работу ног. Палки в дальнейшем лишь добавят скорость, но ребенок не должен перекладывать на них свой вес.

Шаг во время конькового бега должен быть широким, и направлен не только вперед, а по диагонали движения.

Учим ребенка кататься на горных лыжах

Многие родители задумываются об обучении катанию на лыжах, поскольку собираются провести отпуск в горах. Горные лыжи представляют собой особую разновидность катания, но если есть такая возможность, это стоит того, чтобы научиться. Для малышей эти техники могут быть сложными, но дети в 6 лет вполне способны научиться кататься на горных лыжах.

Стойка

Основная стойка горного лыжника – ноги согнуты в коленях, тело наклонено вперед. Катание в горах предполагает постоянные спуски со склонов, поэтому, чем ниже будет наклонен ребенок, тем быстрее он будет ехать вниз.

Учимся подниматься по склону

Даже на самом пологом склоне подняться ребенку будет очень нелегко, если он только недавно встал на лыжи. Поэтому необходимо научить его подъему. Для этого существует несколько способов, но ребенку будет достаточно знать два приема. Первый из них называется «полуелочка», а второй – «лесенка». «Полуелочный» способ подойдет для пологого склона, второй для более крутого.

Полуелочка

Полуелочный метод предполагает подъем на лыжах таким образом, чтобы одна лыжа лежала на снегу всей поверхностью, а вторая – ребром. Первая лыжа скользит прямо вверх, а вторая отводится носком наружу и переставляется вслед за первой. Получается, что одна лыжа рисует елочку, а вторая нет.

Лесенка

Это метод подъема по склону боковыми шагами. Лыжи становятся поперек склона ребрами. Сначала переставляется верхняя нога, за ней нижняя. Необходимо следить за тем, чтобы лыжа не становилась всей поверхностью на снег, иначе все старания будут напрасны. Чтобы этого не случилось, ребенку нужны передышки. Для более легкого подъема нужно научить малыша пользоваться палками.

Торможение

Научившись вовремя тормозить, ребенок легко освоит катание на горных лыжах, что является мечтой каждого начинающего лыжника.

Как говорил знаменитый французский спортсмен Жан-Клод Килли: «Горные лыжи сами по себе не являются счастьем, но вполне могут его заменить».

И ведь на самом деле спуск по горным склонам – один из самых захватывающих моментов лыжного катания.

Освоить торможение ребенку поможет образ «кусочка пиццы»: чтобы затормозить на лыжах, между ними нужно образовать угол, как треугольник отрезанной пиццы.

Этот способ у профессионалов называется «плуг». Его суть в том, что удерживая носки вместе, нужно развести задники лыж в стороны и встать на канты (ребра) лыж, с силой надавливая на них. Для того, чтобы поставить лыжи на канты, нужно свести вместе колени, не сближая ступней. Чем сильнее будет давление на задники лыж, стоящих на кантах, тем более резким будет торможение. Чтобы сохранить равновесие, необходимо с началом торможения отклоняться назад.

Повороты

Теперь можно научить маленького лыжника делать повороты на кантах лыж. Эта техника позволяет «вилять» по горному склону, увеличив длительность спуска и снизив скорость. При таких поворотах вес тела переносится то в одну, то в другую сторону.

До начала поворота снижаем скорость, встав в «плуг». Для того, чтобы повернуть, например, вправо, нужно левую ногу согнуть в колене, а затем начать ее разгибать. Лыжи, уже стоят на кантах, т.к. ребенок тормозил плугом. При разгибании левой ноги важно увеличивать на нее давление и переносить центр тяжести немного назад (т.е. вставать из позы лыжника с согнутыми коленями вверх). Эта техника поворота называется «резаный плуг».

Учимся спускаться

Вы уже понимаете, что научить ребенка кататься на лыжах не так-то просто? Но это еще не все. Что самое интереснее в лыжном спорте? Конечно же, спуск! Каждый ребенок, умеющий хоть немного управлять лыжами, мечтает прокатиться по склону, и уже не сидя в санках, а стоя на лыжах! Однако этому тоже нужно учиться, и вполне возможно, что с первого, второго и даже десятого раза это может не получиться.

Чтобы помочь на первых порах бороться со страхом, носки лыж ребенка можно соединить специальным креплением, а самим везти его вниз по склону буксиром. Ноги при этом не будут разъезжаться и положение будет устойчивым.

Перед спуском ребенку необходимо принять позу лыжника, ту, о которой мы уже говорили – согнуть колени и наклониться вперед. Затем ему нужно оттолкнуться одной ногой, вторую подтянуть параллельно первой и ехать, максимально согнув ноги. При спуске нужно делать пружинящие движения телом так, чтобы скорость не уменьшалась, а только увеличивалась. Для первого раза подойдет пологий склон, чтобы ребенок смог легко затормозить.

Дальнейшие навыки будут вырабатываться во время тренировок, и зависеть от опыта. Чем чаще и упорнее ребенок занимается, тем проще ему дается катание на лыжах. Но если у него не получается или пропало желание обучаться, не стоит настаивать. Возможно, его интересы будут лежать в другой области.

Итальянский политик и философ Джузеппе Мадзини так выразил эту мысль: «Воспитание – значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет».


Обучение у тренера или в спортивном центре

Учить ребенка кататься на лыжах самостоятельно можно, однако это будет лишь вид зимнего досуга, который не зайдет дальше любительского уровня. Тем более что многие родители не имеют понятия, как научить ребенка кататься на беговых лыжах.

Родители чаще всего учат детей обычному скольжению по снегу, тогда как тренер покажет ему и другие техники, например, научит кататься коньковым ходом.

Чтобы научить ребенка правильно кататься, а тем более выработать у него профессиональные навыки, лучше доверить процесс специалистам, которые знают свое дело.

Ирина, 37 лет, мама десятилетнего Данила: «Сын увлекся лыжами после просмотра олимпиады, сказал, что тоже хочет так научиться. Мы взяли напрокат экипировку, и пошли в лес. Но мы с мужем сами никогда не стояли на лыжах, хотя примерно и понимаем, в чем принцип катания. После нескольких часов и сотен попыток поехать, которые Даня так и не совершил, мы решили обратиться в спортивный центр. Всю прошлую зиму он тренировался в группе таких же ребят, а сейчас занимается индивидуально с тренером. Результаты видно после каждого занятия, и его, как и нас, это очень радует!»

Обучение в спортивном центре у профессионального тренера имеет множество преимуществ по сравнению с домашним любительским катанием:

Дисциплина

Систематичность занятий вырабатывает дисциплину, а школьникам это помогает систематизировать свое личное время.

Правильное начало

С первого занятия ребенок учится все делать правильно, ставить ноги, сгибать их, держать палки и др., что значительно влияет на легкость катания и формирование нужной техники.

Мотивация

Занятия в общей группе мотивируют ребенка, рождают дух соперничества, но одновременно с этим учат работать в команде.

Достижения

Регулярные тренировки, стремление добиться успехов могут стать настоящими спортивными достижениями подростка.

Таким образом, научить ребенка кататься на лыжах можно по-разному, важно понимать, зачем это нужно и насколько глубоким будет погружение в лыжный спорт. Тщательная подготовка и выбор правильного метода обучения дадут хорошие результаты, а главное, укрепят здоровье ребенка и его иммунитет.

Катание на лыжах – прекрасный способ здорового времяпрепровождения со всей семьей и не обязательно ждать, когда ребенок дорастет до школьного возраста, чтобы брать его кататься с собой. Запаситесь терпением и вы сможете даже двухлетнего малыша.

Когда лучше начать обучение?

Для работы с двухлетним малышом необходима большая выдержка: особенностью этого возраста является неспособность надолго сосредотачиваться на одном виде деятельности. Поэтому катание на лыжах будет быстро надоедать малышу, и он будет просить снять с него лыжи. Однако если вы не поленитесь и разнообразите ваши уроки играми без лыж, сможете каждые пять минут снимать лыжи, а потом опять их надевать, то вы добьетесь немалых успехов,и это называется постепенно.

К 3–4 годам внимание ребенка будет не таким рассеянным, и вы с легкостью сможете продолжить обучение: малыш сможет самостоятельно держаться на лыжах в течение получаса и даже преодолеет небольшие горки.

В первые занятия не исправляйте малыша и не давайте ему слишком много информации . Например, если он, встав на лыжи, начинает топать ими по снегу, а не скользит, как положено, не исправляйте его. Дайте ребенку привыкнуть к лыжам – так ему будет намного легче учиться ходить и кататься.

С помощью игры ребенку намного легче будет усвоить основные правила катания на лыжах.

Вы можете превратить обучение в игру. Чтобы научить ребенка кататься на лыжах , не поднимая ног, положите на лыжню большой мяч . Ребенок должен катить мяч, толкая его лыжей, не поднимая ног. Так постепенно он научится скользить по лыжне.

Не забывайте о погоде: если на улице температура будет ниже -10 градусов по Цельсию – лучше отменить тренировку, потому что вы очень быстро замерзнете. Оптимальная температура для занятий с ребенком от -3 до -10 градусов.

Немаловажным условием когда мы учим ребёнка кататься на лыжах является и правильный подбор лыжни. Лыжня должна быть ровная, неширокая и безопасная. Если подходящей местности нет – прокатите лыжню самостоятельно, несколько раз проехав туда-сюда на понравившемся вам участке снега.

Необходимое снаряжение

Когда мы учим ребёнка кататься на лыжах нужно очень внимательно подбирать снаряжения для него.

Подбирая первые лыжи для ребёнка, выбирайте лучше всего беговые лыжи, которые будут выше вашего малыша примерно на 20 сантиметров. Лыжи могут быть как пластиковыми, так и деревянными, главное обратите внимание на крепления и застежки: они должны быть надежными. Не покупайте лыжи с крепежными ремешками – они очень неудобны и ходить на лыжах с такими застежками очень непросто. Подбирайте лыжи с такими креплениями, которые будут фиксировать всю ногу. Обычно такие крепления похожи на галошу, носок такой галоши прикреплен к лыже. Таким образом, нужно лишь обуть калошу и ногам будет удобно двигаться.

Когда мы учим ребёнка кататься на лыжах не следует давать ребенку свои лыжи или любые другие лыжи, которые не подходят ему по размеру. Как на слишком коротких, так и на слишком длинных лыжах, ребенку будет очень неудобно двигаться. Поэтому не нужно покупать дошкольнику лыжи «на вырост» или заставлять своего второклассника кататься на лыжах, на которых он ходил в пять лет. В конце концов, не забывайте, что катание на лыжах – травмоопасный вид спорта и ребенок вполне может упасть, если лыжи будут ему неудобны. Подбор лыж сродни подбору обуви. Вы ведь не заставите ребенка ходить в тесной или наоборот слишком большой обуви?

Для начала обучения лыжные палки вам не пригодятся. Не пригодятся они вам также, если вашему ребенку еще нет пяти лет – они ему вообще не будут нужны. В первое время важно отрабатывать технику скольжения, а это удобнее делать без палок. Поэтому для начала, чтобы научить ребёнка кататься на лыжах и скользить по снегу, используйте буксир – палочку с крепко привязанной бечевкой посередине. Тогда ребенок будет держаться за палку, а вы будете его катать, и ребенок легко будет скользить по снегу.

Учим ребёнка кататься на лыжах

В первые несколько раз, пока учим ребенок кататься на лыжах , лучше одевать малыша так, как одеваете его на обычную зимнюю прогулку. Пока ребенок ходит на лыжах медленно, он не рискует вспотеть. Что касается родителей, то им как раз лучше одеться потеплее, потому что вы проведете на лыжне долгое время.

Также родителям не стоит с самого начала становиться на лыжи. Пока ребенок только учится, будет удобнее, если родители будут без лыж. Когда он уже полностью освоит катание, можете присоединяться к нему в его путешествии. В дальнейшем подбирая одежду, помните о главном: одежда должна быть непромокаема, с широкими манжетами. На руки тоже следует одеть непромокаемые варежки. Убедитесь, что обувь, в которой малыш собирается кататься, удобна и плотно сидит на ноге.

Учим малыша кататься

Всем известно, что лучшая форма для обучения ребенка кататься на лыжах – это игра. Именно с помощью игры ребенку намного легче будет усвоить основные правила катания на лыжах.

Очень хорошо будет, если обучение катанию ребёнка на лыжах будет групповым. Когда детей несколько, им будет веселее учиться чему-то новому. Начать обучение вы можете с создания новой лыжни – предложите детям вместе вытоптать новую лыжню на чистом участке снега, таким образом, дети будут учиться ходить на лыжах и держать их параллельно друг другу. Также можно «рисовать» на снегу лыжами веера, елочки, солнышко и так далее. Создавая круглые узоры, вы научите детей разворачиваться на лыжах. Чтобы малышам были не страшны холмики и горки – устройте соревнования: кто быстрее дойдет до вершины холма «лесенкой». Так дети будут чувствовать не только лыжи, но и высоту, и крутизну склона.

Оградите специальную трассу яркими флажками или пластиковыми бутылками и организуйте соревнование лыжников, где дети должны будут наперегонки съезжать с горки по трассе. Фантазируйте , и сами заметите, как оказывается, весело учиться кататься. Вы можете играть в салки или прятки на лыжах, прыгать на одной лыже наперегонки и тому подобное. Все эти развлечения доставят удовольствие не только деткам, но и взрослым лыжникам.

Если вы организуете процесс обучения увлекательно, то ваш ребенок устанет не так быстро и еще нескоро попросит снять с него лыжи. Однако не забывайте, что дети устают намного быстрее взрослых, поэтому первое время не следует выезжать на лыжню на длительное время, а если выбрались на несколько часов, позаботьтесь о провианте, чтобы детки могли восстановить силы.

Начальный этап

Обучение ребёнка катанию на лыжах для малыша пройдет намного эффективнее, если вы сами не новичок в лыжах. Если вы успешно катаетесь на беговых лыжах, то вам не составит труда научить этому занятию и ребенка.

Для двухлетних деток лыжи, да и любой неизвестный им доселе предмет представляет неимоверный интерес. Поэтому для начала можно познакомить ребенка с лыжами еще в квартире . Пусть он потренируется застегивать и расстегивать крепления, ходить и разворачиваться в лыжах. Такая тренировка будет очень шумной, поэтому для начала убедитесь, что ваши соседи не против такого громкого обучения.

Разумеется, на первых порах ребенок не сможет идеально поддерживать равновесие. Он может падать и крениться то вперед то назад. Но пусть это не расстраивает малыша, объясните ему, что все еще впереди и совсем скоро он научиться скользить на лыжах.