Необычные растения        21.07.2019   

Красивое название военно патриотической игры для дошкольников. Картотека (подготовительная группа) на тему: Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию

Дидактические игры для детей по патриотическому воспитанию.

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.

« Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Тольятти, номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал: мяч.

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.

«Наш детский сад ».

Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада. Какие обязанности они выполняют. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада.

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве.

«Наша страна».

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.

Материал: иллюстраций, фотографии.

«Малая Родина».

Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Шебекино.

Материал: иллюстраций, фотографий города.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы.

«Поиски добрых слов»

Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова.

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»

Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.

«Флаг России»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области, областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал: полосы красного, синего и белого цвета.

Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

«Герб России»

Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города, области, областного центра) закрепить знания о том что нарисовано на гербе и что это обозначает.

Материал: картинка герба разрезанная на 6-8 частей.

Ход игры: Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки.

«Расскажи о своей семье»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.

«Как я дома помогаю?»

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.

«Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость , уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т. д.

Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.

«Путешествие по городу Шебекино»

Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры.

Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города.

Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

«Назови виды спорта».

Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь . Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.

Материал: картинки с разными видами спорта.

Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

«Моих родителей зовут…»

Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…

Материал: семейные фотоальбомы.

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

«Узнай по описанию кто это»

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине.

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира.

Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают.

«У кого какой домик»

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.

Ход игры: Медведю – берлога. Белке – дупло

«Путешествие по планете Земля»

Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете. Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,

«С какого дерева листок»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев

Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

«Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

Материал: пословицы.

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

«Птицы нашего города(края)»

Цель: знакомить детей с птицами родного города(края).Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать.

Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

«Отгадывание и толкование загадок об Армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире»

Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравственно-патриотическую тему.

Материал: загадки и картинки с отгадками.

Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку.

«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке»

Цель: воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого.

Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков.

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует преподносить и когда.

«Какие праздники ты знаешь?»

Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

Маленькие патриоты!

Цель: Создание условий для формирования у учащихся патриотических чувств к своей Родине и нравственно - духовного развития личности на основе исторических ценностей.

Задачи:

    Воспитание любви и уважения к родной культуре и истории

    Развитие коммуникативных навыков

    Создание благоприятной атмосферы, психологического комфорта.

ПЛАН

Приветствие участников и гостей.

Вступительное слово педагогов:

Вступительное слово педагогов:

Познавательно - игровая программа.

Сценарий

Педагог: Здравствуйте дети! Сегодня у нас праздник. Какой? Да никакой, просто у нас хорошее настроение, и мы хотим поиграть и узнать что-то новое. Правда? Ответы детей.

В старину русские люди были сильными и бесстрашными воинами, не дававшими врагам возможности завоевать свои земли. В те далёкие времена иностранные путешественники писали о наших предках: «Они любят свою родину и свободу, не склонны к рабству. Они храбры, отважны и сильны, особенно в своей земле».

Мы же тоже любим свою Родину? (Да). Знаем её историю? (Да)У каждого из нас есть свой любимый уголок в нашей огромной и многонациональной стране. Россия славится не только своими героями, но и славной историей, богатой культурой, песнями, праздниками, ремёслами, а самое главное богатство нашей Родины – это её люди.

Русские люди побеждали своих врагов только дружно, всем миром и в нашей игре победа достанется тем, кто будет играть честно, дружно и весело.

Договорились дети? (Ответы детей).

Условия игры: Участвуют дети 6-11 класс. Создается жюри из 3-х, 4-х человек, которые оценивают детей. В каждом классе выбирается капитан. Капитаны участвуют во всех конкурсах, помогая своей команде. Конкурс состоит из 6 заданий.

1-ый конкурс: «Капитаны»

В начале игры дети совещаясь, выбирают капитана. В первом конкурсе капитаны выходят на сцену.

Уважаемые капитаны. Я сейчас вам буду задавать вопросы, которые касаются нашей великой, могучей страны. Вы по очереди будите отвечать на вопросы. А наше многоуважаемое жюри будет оценивать ваши правильные ответы.

    Из каких цветов состоит государственный флаг РФ? (белый, голубой, красный)

    Как зовут президента РФ? (Путин В.В.)

    В какой стране впервые был осуществлен полет в космос? (Россия, СССР).

    Как зовут первого космонавта? (Ю.Гагарин).

    Как зовут первую женщину космонавта?(В. Терешкова)

    Какой город был столицей первого русского государства (Киев)-

    Какой праздник в России посвящён проводам зимы? ( Масленица)

    Назовите главную достопримечательность города Москвы? (Кремль)

    Как называется жилой дом у русского народа? (Изба)

    Как выглядит герб РФ? (двуглавый Орел)

    Какой город называют северной, культурной столицей России? (Санкт-Петербург)

    Какой день считается днем победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками? (9 мая)

    Как зовут премьер-министра РФ? (Медведев Д.А.)

    Какая музыка в Росси звучит в особо торжественных случаях? (Гимн РФ)..

    Какими блюдами славится старинная русская кухня? (Щи, блины).

    Как называется главная река России? (Волга).

    Как называется основной закон РФ или любого другого государства? (Конституция).

    В какой день в России принято праздновать Новый Год? (в ночь с 31 на первое).

2 конкурс «Загадки»

Детям загадываются загадки. За каждый правильный ответ дети получают балл.

Загадки:

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг -

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный... (ФЛАГ!)

Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наше держава.

На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного. (ГИМН)

Он звучит торжественно,
Все встают приветственно –
Песню главную страны
Уважать мы все должны. (ГИМН)

Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо-чаша.
В окруженье диких скал,
Это – озеро … (БАЙКАЛ)

Стоит Таня
В белом сарафане.
На стройной ножке,
В ушах – серёжки. (БЕРЁЗА )

По всем странам славится
Русская красавица:
Белые одёжки,
Золото – серёжки,
С расплетённою косой,
Умывается росой. (БЕРЁЗА)

Кукла – символ материнства
И семейного единства.
Сарафан её одёжка,
Вся из дерева... (МАТРЁШКА)

На столе стоит пузатый.
Носик – кран его горбатый.
Рядом пряники, конфеты…
Загудит вдруг, как ракета,
Запыхтит, из носа – пар!
Тульский это… (САМОВАР )

Упало солнышко в снега,
Влилась молочная река,
Плывут в горячую страну
Там делать в дырочках луну. (БЛИНЫ)

Как хлеба и калачи,
Мы тебя пекли в печи.
Вот теперь гостей встречай,
Пышный русский... (КАРАВАЙ)

3 конкурс «Моя Россия»

Каждой команде дается набор слов. Детям нужно выбрать те слова, которые относятся к нашей стране

1.Какая из этих сказок русская?

-) Снегурочка,

-) Красная шапочка.

2.Какой город является столицей России?

3.Какой город был столицей первого русского государства

-Киев,

4.Какой из названых праздников посвящён проводам зимы?

Рождество,

- Масленица

5. От какого слова произошло слово Родина?

6.Назовите русского поэта?

Александр Сергеевич Пушкин

Фридрих Готлиб Клопшток

7.Какой город есть в России?

Краснодар

8. Что относится к достопримечательностям РФ?

Эйфелева Башня

9. К какой религии относится наша страна?

Мусульманство

Христианство

10. Назовите президента Российской Федерации?

Владимир Владимирович Путин

Серге́й Кужуге́тович Шойгу́

11. Когда в нашей стране празднуется день единства?

12. Назовите народного артиста России?

Лев Валерьянович Лещенко

Сильвестр Сталоне.

4«Барыня»

Дети танцуют барыню. (Жюри выбирает кто лучше).

5 конкурс «Нарисуй Россию»

Команде дается время посовещаться. Капитан оглашает того человека, который будет участвовать в данном конкурсе. На листе бумаги, формата а 4 детям предлагается изобразить все то, что у них ассоциируется с Россией.

Ведущий говорит:

У кого то Россия ассоциируется с замечательной и красивой природой. У кого то с символами России. У кого то с великими людьми. Наша страна прекрасна и могуча. И каждый представляет ее по- своему. Поэтому сейчас у вас будет возможность на листе бумаги изобразить все то, с чем связана у вас наша родина. Жюри будет оценивать внешний вид изображаемого, ну и конечно насколько точно и правильно вы поняли задание. (Дети рисуют, рисунки в конце конкурса передаются жюри).

6-ый конкурс « Я люблю Россию за то…»

Наша конкурсная программа идет к завершению. Напоследок хотелось бы услышать красивые слова о своей родине. Вам всем дается время посовещаться. Затем командир команды выберет человека, который продолжит фразу: «Я люблю Россию за то…» Вы сейчас подумаете и скажите, за что же вы любите нашу страну. А наше многоуважаемое жюри выберет самое красивое изречение. Победитель будет один, который получит балл.

6 конкурс «Флаг»

Ну а пока жюри совещается, на сцену приглашаются капитаны команд. Перед вами представлены разрезные пазлы. Вам нужно их собрать. Ну а что получится, мы увидим в конце.

Итог игры:

Вам понравилась игра? Сложно было отвечать на вопросы?

Все вопросы были посвящены истории нашей Родины. Я надеюсь, вы узнали что-то новое и интересное о России.

Оглашается победитель. Победитель получает приз.

Всем спасибо за игру, спасибо гостям за помощь и поддержку. До новых встреч!

Патриотические игры в детском саду проводятся, как правило, начиная со средней группы. В программу могут быть включены самые разные методы патриотического воспитания: экскурсии, показ иллюстраций, беседы, а также патриотические игры в детском саду, ознакомление с музыкальными записями (гимн, голоса птиц родного края, например), продуктами народного творчества (вышивка, роспись, резьба по дереву) и многое другое.

Некоторые патриотические игры в детском саду могут выглядеть самыми обычными играми, и только предварительная тщательная подготовка к этому мероприятию может выявить патриотические нотки в игре.

Длительность тематических бесед может быть минимальной, около получаса, в течение двух-трех раз в неделю. Общая продолжительность – около двух недель. После тематических бесед на тему патриотизм перерыв к играм должен быть минимальным, например, в течение суток.

Дидактическая игра «Угадай места достопримечательности».

Цель – закрепить в дошкольниках знания родного города и страны, полученные в процессе бесед воспитателя с детьми; патриотическое воспитание.

В игре необходимы учебные материалы – карточки с изображениями памятников, монументов, дворцов, а также других памятных и известных мест, как в своем родном городе, так и других городов нашей страны.

Воспитатель показывает фото детям, а они, в свою очередь, называют их. Желательно, чтобы ранее была проведена ознакомительная беседа по каждой карточке, в процессе которой воспитатель объяснил бы детям, чем знаменито то или иное место, изображенное на карточке. Тогда в процессе игры, когда ребенок будет называть памятник, он может вспомнить, в честь кого он был установлен и в каком городе. Если дошкольник не помнит, другие дети ему могут помочь.

Итог – дошкольники не только развивают свою память, но и приобретают первичные навыки патриотизма.

Дидактическая игра «символы нашей страны».

Цель – развить логическое мышление, память дошкольника.

Необходимо разделить герб города, страны или флаг на несколько деталей. При этом ребенку даются и лишние элементы.

Дети должны собрать необходимую композицию. Проводить эту процедуру можно также в виде соревнования нескольких команд. Та команда, которая правильно соберет символику, должна еще и объяснить элементы, изображенные на ней, а также историю их возникновения.

_______________________________________

ВОСПИТАТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ: купить сюжетно-ролевые костюмы для детей можно в специализированноммагазине «Детский сад» - detsad-shop.ru Пилотки, бескозырки, береты ВДВ, костюмы моряка, военных и многое другое! Низкие цены, быстрая доставка! Мы вас ждем!

_________________________________________

Дидактическая игра «Силуэты».

Цель игры – развить творческое воображение, память.

Необходимы дидактические материалы – известные достопримечательности родного города и страны, которые показаны не в своем цветном варианте, а в виде затемненного изображения – силуэта.

По данным силуэтам дошкольники угадывают, что изображено на данной карточке с силуэтом.

Можно проводить такую игру как среди детей всей группы, так и в виде командного соревнования, в котором баллы присуждаются той команде, которая раньше другой угадает силуэт на дидактической карточке.

Конкурс рисунков на тему «Моя Россия»

Каждый дошкольник может высказать в изобразительной форме то, что кажется ему наиболее значимым. Целью таких занятий становится художественное видение патриотизма, а также умение его показать. К тому же, в словесной форме дошкольники нередко не умеют достойно описывать, например, государственные символы, и изобразительные варианты для них предпочтительнее.

Как правило, на таких рисунках дети рисуют портреты, природу, моря. Желательно подводить ребенка к тому, чтобы в рисунке присутствовали символы страны – флаг, ордена, некоторые дети могут даже изобразить царей со скипетром, что также говорит о хорошем знании ребенком истории нашей страны.

Рисунки желательно повесить на видное место, чтобы малыши глядели на них и осознавали свою причастность к нашей большой родине. По итогу проделанной работы дошкольники могут не только увидеть все работы, но и обсудить их с другими детьми.

Конкурс поделок на военно-патриотическую тему

Природный материал может быть собран как самим педагогом, так и в процессе экскурсии, чаще всего в осеннее время. Поделки тоже впоследствии подписываются и выставляются на всеобщее обозрение.

Поделки могут быть приурочены к определенным датам, в том числе и 8 марта, 23 февраля, а также Дню пограничника (28 мая), Дню ВДВ (2 августа), Дню моряка-подводника (19 марта) и др.

Поделки могут быть выполнены в виде открыток или изделий, символизирующих, например, военную технику, – танк, самолет, корабль, ракету.

Дети, особенно мальчики, очень любят подобные творческие занятия, где они могут полностью показать свои знания в области военной техники, военной символики.

Творческий конкурс «Придумай рассказ или сказку о своем родном городе».

Цель этого конкурса – углубить знания дошкольника о своем городе, развить творческое начало, фантазийное мышление.

Воспитатель дает задание каждому ребенку в группе придумать сказку с элементами своего города. Лучше, если это будет домашним заданием дошкольнику на выходные. Сказка не обязательно должна быть на военную тематику. Главное, чтобы ее герои или сюжетная линия пересекались с родным городом. Каждый ребенок рассказывает свою сказку.

Если детей в группе немного, то можно, после прочтения всех сказок, обсудить получившиеся рассказы с детьми.

По итогу занятия можно выбрать самую интересную сказку.

Спортивно-патриотическая игра «Зарница»

Цель – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, повышение лояльности к военным людям, разностороннее развитие, в том числе и физическое.

Людям старшего поколения знакома эта игра, которая была подзабыта в 90-е годы прошлого столетия. В настоящее время военно-спортивные патриотические игры в детском саду переживают свое второе рождение.

Подготовительный этап

Непосредственно до игры педагог должен обязательно провести беседы на патриотическую тему, а также провести занятия по ознакомлению с военными специфическими деталями:

  • знакомство с воинскими званиями,
  • изучение детской художественной литературы с элементами военной темы,
  • умение обращаться с картами.

Параллельно на музыкальных занятиях могут быть изучены военные песни, в том числе и маршевые композиции. Педагог в рамках программы подготовки к Зарнице может научить детей комплексу спортивной гимнастики.

В подготовительный этап также ходит научения построения в одну шеренгу, равнение на флаг при гимне России, а также выбор названий для команд и их девизов. Дошкольники подготовительных групп также в состоянии выучить простейший строевой шаг на месте и выполнение простейших команд («На месте шагом марш!», «Отряд, стой!», повороты).

Сама игра

В день игры группа детей делится на два отряда, в котором выбирают командира, сапера, разведчика, снайпера, медсестер, знаменосца и других представителей военных должностей. Педагог считается генералом, который командует обоими командирами. Генерал дает задание найти важный документ. Искать придется по заранее нарисованной карте, на которой схематически указаны предметы интерьера (если игра проводится в помещении) или веранды и прилегающей к ней территории.

Кроме того, можно придумать дополнительно несколько мини-конкурсов . Например, «Пройти через болото» — пройти через несколько обручей или игровых колец. Медсестры могут показать свои знания по оказанию первой медицинской помощи. Конечно, ситуации должны быть предварительно проговорены воспитателем. В данном случае скорее проверяется память ребенка и его умение вспомнить необходимую информацию в трудный момент. Все эти испытания призваны сплотить всю команду.

Для усиления эффекта и большего погружения ребенка в военно-патриотическую атмосферу можно подготовить необходимые атрибуты : флаги, медицинские нашивки. Что касается одежды, то можно сшить пилотки или беретки для всей группы.

В конце игры командир подает педагогу-генералу заветное письмо, в котором может содержаться очередная загадка. Можно использовать как народную символику, так и иллюстрации военной темы. Генерал объявляет благодарность обеим командам, награждает их, а также объявляет о последующем проведении в скором времени других игр патриотической направленности.

Спортивно-патриотическая игра «Курс молодого бойца»

Игру можно устроить в просторном помещении игровой комнаты или на улице. Малышам предстоит пройти через несколько препятствий, которые можно создать из подручных средств: обручей, кубиков, мячей и других предметов. Группа делится на две команды, и после прохождения всеми участниками полосы препятствий определяется победитель.

Такие патриотические игры в детском саду могут и должны проводиться в обязательном порядке.

Все две недели подготовки и считанные минуты или часы самой игры существенно изменяют дошкольника, делают его взрослее, самодостаточнее, дисциплинированнее, кроме того, учит социализации и умению заботиться обо всех членах команды, сплачивает и объединяет. И это не говоря о том здоровом образе жизни, который косвенно пропагандируется военно-спортивными играми. Именно так можно сформировать полноценную социальную личность.

В работе по нравственно-патриотическому воспитанию мы используем беседы, рассказы, наглядные методы, а так же дидактические игры.

С раннего возраста дети активно познают мир, исследуя всё происходящее вокруг. Основным видом деятельности детей является игра, поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Одной из основных задач дидактической игры является развитие активной и интересной для детей игровой деятельности. Дидактическими называются игры, которые проходят в виде учебных занятий. Они отличаются наличием правил, системы оценки, а также структуры игровой деятельности. Они выступают как средство всестороннего воспитания личности ребенка, формирующие социальную активность, которая выражается в разнообразной деятельности ребенка, такой как образовательная, воспитательная, трудовая, двигательная, коммуникативная, нравственная, эстетическая. Дидактические игры позволяют шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний, так как одна из особенностей дидактических игр выражается в эмоционально- познавательном содержание самой игры. Образовательными структурными элементами дидактической игры являются образовательная, воспитательная и развивающая задачи, а также правила и игровые действия. Проведение самой дидактической игры включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры и с дидактическим материалом, объяснение правил и хода игры, показ игровых действий, определение роли взрослого в игре, подведение итогов игры (анализ игры).

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Содержание таких игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметов окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о Родном крае, об Армии, о Защитниках отечества, об истории своей страны, ее традициях и обычаях, знакомит с разными профессиями и дает представления о видах трудовой деятельности, закрепляет знания детей о транспорте, правилах этикета, поведения в общественных местах. И оно направлено на формирование правильного отношения к предметам, фактам и явлениям окружающей жизни и способностям противостоять отрицательным фактам и явлениям

В качестве помощи может послужить составленная мною картотека с дидактическими играми по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог и даже родители как в процессе организованной деятельности, так же на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей.

А также они помогут подготовиться детям к школе, так как позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию Подготовила: Педагог дошкольного воспитания- Тришина Ю.Ю г.Тольятти. Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей « Мой адрес…» Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Тольятти, номер дома, квартиры, телефона,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища. Материал: мяч Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д. «Наш детский сад ». Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада.. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. .Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада.По плану дети ориентируются в пространстве МБУ детский сад №153 «Олеся». «Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому…»

«Наша страна». Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице Материал:. иллюстраций, фотографий Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают «Малая Родина ». Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Тольятти Материал: иллюстраций, фотографий города Тольятти и Самарской области Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают « Поиски добрых слов» .» Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости., связь слова и поступка, слово и отношение Материал: Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том,как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова « Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».» Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том,как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие..

« Флаг России» (г.Тольятти, Самарской обл., г.Самары) Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? Материал: полосы красного, синего и белого цвета Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России « Герб России» (г.Тольятти, Самарской обл., г.Самары) Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города, области,областного центра) закрепить знания о том что нарисовано на гербе и что это обозначает Материал: картинка герба разрезанная на 6-8 частей Ход игры: Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки. «Расскажи о своей семье» Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их. Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи «Найти флаг России, города Тольятти, Самарской обл» Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? Материал;картинки с изображением разных флагов Ход игры: среди 4-6 предложенных флагов найти нужный

«Найти герб России, города Тольятти, Самарской обл» Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города, области,областного центра) , что они обозначают? Материал;картинки с изображением разных гербов Ход игры: среди 4-6 предложенных гербов найти нужный «Как я дома помогаю?» Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям. Материал:Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому. Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать кто и какие обязанности выполняет дома. « Благородные поступки» Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков. Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. «Вежливые слова» Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу. Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.

«Путешествие по городу Тольятти» Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры. Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей г орода Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их. «Где находится памятник?» Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе Материал: изображения памятников Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник. «Назови кто» Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шайгу, Медведев,) Материал: портреты известных соотечественников Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит. «Наш микрорайон». Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона Ход работы: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада

«Назови виды спорта». Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых. Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь. «Моих родителей зовут…» Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек… Материал: семейные фотоальбомы Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы. «Вчера- сегодня» Цель: развивать чувство времени у детей. Ход игры: Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками. «Почта» Цель: закрепить знания детей о городах России. Материал: почтовые конверты, открытки Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.

« Кто и в какой стране живет?» Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его. Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом.Развитие речи., логического мышления, формирование умения употреблять суффик -ец Ход Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут Китай-китаец, африка-африканец….. «Узнай по описанию кто это » Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира. Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают, «У кого какой домик » Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных. Ход игры: Медведю – берлога Белке – дупло «Путешествие по планете Земля» Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете. Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,

«С какого дерева листок» Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.) Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева. « Зеленая аптека» Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях. Материал: гербарий, картотека лечебных трав Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают.Рассказывает о ее целебных свойствах « Малая красная книга » Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности Материал:»малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений,дети называют.Воспитатель рассказывает о них «Страны и народы" Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира. Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира.Рассказывает о них

«Из чего построен дом» Цель: совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище человека, умение логически мыслить, закреплять умение образовывать имя прилагательное. Материал: Изображение разных жилищ человека Ход игры: стекло- стеклянный, Камень-каменный….. «Жилое – Нежилое» Цель: закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т.п. Материал: картинки и иллюстрации с изображением разных строений Ход игры: Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение Дом - жилой, магазин –нежилой….. «Назови ласково» Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова.знакомить с разными именами. Материал: Ход игры: Миша- Мишенька, Даша- Дашенька, Дашуля…. « Я люблю… » Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности Материал:-. Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.

« Узнай о ком я говорю» Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми. Материал Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие. «Продолжи пословицу» Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление. Материал: Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают. « Народные промыслы» Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промысел Дети называют « Как найти дорожку в детский сад?» Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление. Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона. Ход игры: дети ориентируются по плану и на макете.

«Птицы нашего города(края)» Цель: знакомить детей с птицами родного города(края).Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать. Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет. «Подбери узор» Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования. Ход игры -Дети рисуют подбирают у узор по образу, называют вид народного промысла. «Подбери наряд кукле» Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре., любовь к Родине, Родному краю Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов» Ход игры -Дети одевают куклу в национальную одежду. « Богатства недр земли» . Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли Ход игры - Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.

«Собери узор». Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных фрагментов. « Мир предметов» Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные. Материал: Картинки и изображения предметов обихода Ход игры: чугун - чугунный, дерево- деревянный…… «На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)» Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов. Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус. Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение «На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)» Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов. Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение

«Отгадывание и толкование загадок об (Армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире) Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравстаенно-патриотическую тему Материал: загадки и картинки с отгадками Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку «Скажи какая» Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора определений к слову Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т.д. Ход игры:Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать определения к нему Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т.д «Составь семейку Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора однокоренных родственных слов Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т.д. Ход игры:Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать родственные однокоренные слова к нему родина, родной, родители, родственник, родинка Герой - геройский, героический, героизм... Защита - защитник, защищать, "Кому что нужно для работы?" Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных.Развивать речь, логическое мышление память.Закреплять знания о профессиях людей. Материал карточки с изображением людей разных профессий. Ход игры Повару - поварешка.

«Скажи какой» Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей Мышление Ход игры; татарин- татарский, мордвин - мордовский….. « Отгадай профессию» Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские. Материал: карточки с изображением людей разных профессий. Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия. «Я имею право...» Цель. Расширить область правовых знаний детей. Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Ход игры Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения. "Кто что делает?« Цель: формировать навык на подбор глаголов к существительным..Развивать речь, логическое мышление, память Материал: карточки с изображением людей разных профессий. Ход игры: Повар - варит, жарит и т. д.

«Кто мы? Какие мы?» Цель: Закрепить знания детей о человеке, знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру. Материал: картины и изображения человека(мужчины и женщины Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия. «Волшебные слова» Цель: вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, Материал: картины и изображения людей Ход игры: злые- добрые, больные – здоровые…. «Особенности жизни в современном городе» Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением., воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком., Материал: картины и изображения различных предметов созданных людьми Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют для чего нужен этот предмет. « Природа и человек» Цель: закрепить знания детей о том что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе Материал: картинки и иллюстрации по теме. Ход игры: Воспитатель проводит беседу, и предлагает рассказать что сделано человеком, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.

« И я..» Цель: Развивать у детей сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах. . Материал: Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том месте где он остановился дети говорят «И я…если эти слова подходят по смысду. Я пришла в магазин…Там очень много товара, я решила купить себе кофточку, а платить не стала….. « Путешествие в страну часов.» Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов Рассказать о том, что в Москве на кремле есть самые главные часы нашей Родины. . Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов Ход игры Воспитатель рассказывает о том, что раньше люди узнавали время по крику петуха, по цветам, затем изобрели часы….. « Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке,…. Цель: воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого.. Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков. Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует Преподносить и когда.. « Какие праздники ты знаешь?» Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах. Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам. Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

Литература 1. Альбедиль М.Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы. -С-Пб.: Лань,1997. 2. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль: Академия К., 1998 3.Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду М.Просвящение, 1991 4. Вартаньян Э.. История с географией. - Самара: Бахрах, 1996. 5. Кожухова Л.Н. С любовью о доме. - Самара, 2002, 6. Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 развив.игр для детей 5-8 лет. - М.: АСТ Астрель, 2003. 7. Линкольн. М. Первооткрыватели. Путешествия. Космос. - М: Рос-мэнД997. 8. По следам прошлого. Книга для начального обучения истории. - М: Терра,1997. 9. Помни род свой. - Тольятти: 13.. Серия «Что есть что». Время. Флаги. - Слово, 1990. 10. Сиповский В.Д. Родная старина. - Н.Новгород, 1993. 11.Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду М.Просвещение.1982 12. ШвайкоГ.С.Игры и игровые упражнения для развития « Жилище человека» Цель: Закрепить знания детей о жилище человека., о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному дому, Родине, . Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба….


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 3 г. Медвежьегорска»

Игра-викторина по теме: «Мы – патриоты»
(возраст детей 5 – 7 лет)

Образовательные области:
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»

Воспитатель первой квалификационной категории
Кузьмина Анна Леоновна

Цель:
воспитание любви и гордости за свою Родину
Образовательные задачи:
закрепить знания детей о государственной символике России и республики Карелия
продолжать формировать знания детей о народно — прикладном искусстве.

Развивающие задачи:
Развивать связную речь детей: продолжать формировать умение отвечать на вопросы воспитателя распространёнными предложениями.
Развивать умение выразительно читать стихи о Родине.
Развивать логическое мышление при отгадывании загадок.
Развивать навыки нетрадиционных приемов рисования.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей чувства дружбы и патриотизма, культуру речевого общения, доброжелательность, умение выслушивать товарища.
Воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи при работе в подгруппах.

Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных образовательных представлений каждого воспитанника через образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды деятельности
: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Методы
: наглядный, практический, словесный, игровой, ИКТ.

Здоровьесберегающие технологии:
упражнения для развития мелкой моторики «Сосна», физминутка «Родина».

Предварительная работа:
чтение художественных произведений, загадывание загадок, д/и «Собери картинку», разучивание стихов, рассматривание иллюстрационного материала и т.д.

Методическое и дидактическое обеспечение:
Слайдовая презентация; Д/и «Собери картинку»; эмблемы команд; картинки с изображением карельского и российского флага и герба (разрезные); коробочка с загадками; «Волшебные картинки» — листы бумаги, на которых свечой изображен рисунок; краски; губки; стаканы с водой; влажные салфетки; Грамоты, сладкие призы.

Аппаратное обеспечение: мультимедийный экран; проектор.

Ход:
Организационный момент
:
Игровое упражнение «Друзья» на сплочение детского коллектива и положительного настроя на дальнейшую деятельность

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Собрались все дети в круг (дети встают в круг и держаться за руки)
Я твой друг (руки на грудь) и ты мой друг (руки на плечи рядом стоящим детям)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки, вытягивают руки вперёд, шаг в центр круга)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
(Дети стоят в кругу, воспитатель задаёт вопросы).

Воспитатель: Дети, как вы живете в вашем детском саду? (дружно)
Значит, вы какие? (дружные) Ребята, а кто может ответить на такой вопрос: помогает ли нам дружба совершать хорошие, важные дела? (ответы детей).

Воспитатель: (делает вид, что слышит звуки мотора, будто кто-то летит) Ребята, вы слышите, что-то жужжит? Смотрите, кто к нам летит? (на слайде появляется Карлсон). Как же он к нам попал, ведь он живет совсем в другой стране? Наверное, он заблудился, надо ему помочь, только я не знаю как. Может вы, знаете, как помочь Карлсону? (ответы детей). Вы предложили очень интересные варианты. А как вы думаете, поможет ли ему рассказ о нашей Родине и о Карелии? (да) А нам с вами поможет дружба и игра- викторина.
(Дети садятся на свои места).

Воспитатель: Для начала я предлагаю познакомиться и рассказать нашему гостю, кто будет принимать участие в нашей игре.
В нашей игре-викторине участвуют две команды: команда «Колокольчики» и команда «Ромашки». Команды поприветствуйте друг друга.

Приветствия команд:
«Колокольчики»:
Колокольчик – цветок России,
Он как небо синий-синий.
Любит русская душа
Колокольчика глаза

«Ромашки»:
Мы ромашковое поле,
Символ русского раздолья.
Но совсем не горячи
Ромашки белые лучи»

Воспитатель: Аплодисменты нашим игрокам. И так мы начинаем. Наших гостей мы попросим быть жюри и оценить работу команд.
(Воспитатель читает стихотворение о Родине ).
«Родина — слово большое — большое
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира
Мама, папа, соседи, друзья,
Город любимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком.
И на щечке родинка-
Это тоже Родина!»

Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение? (о Родине). Как вы думаете, что такое Родина? (Дом, семья, город, друзья и т.д.). Совершенно верно, каждый понимает слово «Родина» по-своему. Для кого-то – это семья, для кого-то – город, а для кого-то – свой родной двор.

Воспитатель: Я предлагаю вашему вниманию 1 конкурс нашей викторины, которая будет посвящена нашей Родине.

1 конкурс «Разминка»
1.Как называется наша республика? (Карелия)
2.Как называется наша страна? (Россия)

1.Как называется столица России? (Москва)
2.Как называется столица Карелии? (Петрозаводск)

1.Как называются жители Карелии? (Карелы)
2.Как называются жители России? (Россияне)
1. Кто изображён на гербе России? (2-хглавый орёл)
2.Кто изображён на гербе Карелии? (Медведь)

1.Сколько цветов на флаге Карелии, какие они?
2. Сколько цветов на флаге России, какие они?
Общий вопрос: На каком языке говорят Россияне?

Воспитатель: Ребята, наш гость нашел по дороге вот такую красивую коробочку и передал ее нам. Интересно, что в ней находится? Давайте ее откроем и посмотрим. Мне кажется это картинки, только они разрезаны на части. Если мы их соберем, то узнаем, что на них изображено, и конечно расскажем Карлсону. Я думаю, что ему тоже будет интересно узнать. Приступаем к работе.

2 конкурс
«Собери картинку» государственные символы Карелии и России (работа в подгруппах у столов).
Воспитатель: Кто готов, поднимите руку и расскажите, что у вас получилось. (От каждой команды по 2 ребенка рассказывают о государственных символах).

Воспитатель: Вы очень хорошо и правильно рассказали про государственные символы. А теперь 3 конкурс, в котором члены каждой команды прочитают нам стихи о Родине. Только не забываем о том, что стихи о Родине мы читаем громко, красиво и с выражением. (Дети сели на стульчики).

3 конкурс «Прочитай стихотворение» (Дети от каждой команды читают по 2 стихотворения)
«Колокольчики»
1.Флаг Российский наш окрашен
В белый, синий, красный цвет.
Он трепещет в небе ясном
И его прекрасней нет.
Белый – символ мира, правды
И душевной чистоты.
Синий – верности и веры,
Бескорыстной доброты.
Боль народа, кровь погибших
Отражает красный цвет!
Будем Родину любить мы
И хранить от разных бед!

2. Люблю тебя, Карелия,
Твои озера ясные
И водопады грозные
И тихие луга.
Люблю тебя, Карелия,
Твои леса прекрасные
И вечера морозные, и белые снега.
«Ромашки»

1.У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он России дух свободный!

2.А вы в Карелии бывали?
Где травы стелятся ковром,
И где озер синеют дали,
Переливаясь серебром,
Где волны Ладоги бескрайней
На берег россыпью летят.
Про неразгаданные тайны
Нам водопады говорят,
Где сосны бронзовые встали
Необходимою стеной
А вы в Карелии бывали?
Нет?
Тогда поехали со мной!

Воспитатель: Спасибо ребята, вы прочитали замечательные стихи. А теперь давайте немножко отдохнем.

Физминутка «Родина»:
Нет на свете Родины красивей (дети держаться за руки, делают пружинку)
Боевой страны богатырей (руки к плечам)
Вот она по имени Россия (руки вверх и шагают на месте)
От морей простерлась до морей (поочередно выставляют руки в стороны).

Воспитатель: — А у нас следующий конкурс, который называется животный и растительный мир нашей Родины. (Дети садятся на ковёр).

4 конкурс «Животный и растительный мир»
Воспитатель:
Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, и мы узнаем, чем богата наша страна. Если вы дадите правильный ответ, то он появится на нашем волшебном экране. Навострите ушки и слушайте внимательно. Первая загадка будет общая для обеих команд.
В нем растут березы, елки,
В нем живут ежи и волки,
В нем есть дуб – тяжеловес,
А зовется место….(лес)

Воспитатель: Правильно, наша страна богата лесами. А давайте узнаем, что растет в наших лесах?
1. Ствол белеет, шапочка зеленеет,
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки (береза)
2. Её всегда в лесу найдешь-
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем (ель)
1. И на горке и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят (грибы)
2. Листочки с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки, не выше кочки (брусника)

Воспитатель: Кто же является жителем наших лесов, хотите узнать?
1. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)

2. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

1. Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел)

2. Кто днём спит, а ночью летает? (Сова)

Воспитатель: Молодцы, вы дали все правильные ответы. Устали, давайте поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Сосна»:
На горе растет сосна (пальцы правой руки раскрыты)
Под сосной скачет заинька косой (2 пальца левой руки указательный и средний изображают уши зайца и сгибаются)
А под сосною под второй (тоже левой рукой)
Скачет заинька другой (правой рукой).

5 конкурс «Декоративно – прикладное искусство» (Дети сидят на ковре).
Воспитатель: Россия всегда славилась народными умельцами, которые изготавляли своими руками: игрушки, посуду, кухонную утварь, шили и вышивали одежду. Ребята, подождите, Карлсон хочет нам еще что-то передать. Это большой конверт. Как вы думаете, что там лежит? (Письмо)
«Дорогие народные умельцы! Посылаем вам волшебные картинки, раскрасив, которые вы узнаете, какими видами промыслов вы занимались»

Воспитатель: Ребята, значит, нам нужно превратиться в народных умельцев, сейчас я вам помогу. «Повертелись, покружились и в умельцев превратились».
(Дети тонируют листы бумаги, стоя у столов, на которых изображены элементы карельской, хохломской, городецкой, дымковской росписи (на выбор).

Воспитатель: Ребята, скажите элементы какой, росписи вы изготовили? Молодцы, и с этим заданием вы справились очень хорошо.

Воспитатель: На этом наша викторина окончена, Мы с вами очень хорошо и много рассказали Карлсону о нашей Родине, теперь он найдет дорогу к себе домой.
Давайте с ним попрощаемся и пожелаем счастливого пути. (Слайд с Карлсоном закрывается). А сейчас слово предоставляется жюри.
Слово жюри и награждение команд (Грамоты и сладкие призы)

Воспитатель: Мы все сегодня подружились за нашей умною игрой, и вот игра кончается, дружба продолжается, всем до свидания, до новых встреч!

Название: Игра-викторина «Мы – патриоты» (возраст детей 5 – 7 лет). Конспект по патриотическому воспитанию.
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, краеведение, Подготовительная группа

Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 города Медвежьегорска»
Месторасположение: Республика Карелия, город Медвежьегорск