Садовые растения        01.10.2019   

Лекция ii. ребенок — дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания. Психологический портрет ребенка дошкольного возраста презентация на тему Что такое психологический портрет дошкольника

На четвертом году жизни ребенка происходят существенные изменения в его характере, протекании психических процессов, деятельности, отношениях с окружающими и тому подобное. Это - период формирования активного интереса к человеку и его взаимоотношениям с другими.

За первые три года жизни ребенок проходит огромный путь в своем развитии и готов подняться на новую ступень детства. Четвертый год жизни в периоде дошкольного возраста называют младшим дошкольным . Именно здесь закладываются те основы, которые впоследствии будут определять уровень дошкольной зрелости ребенка. Однако для этого он должен пройти длительный путь в своем развитии.

Особенности коммуникативно-речевого развития

На четвертом году жизни стремительно развивается речь ребенка, что проявляется в:

Увеличении объема как пассивного, так и активного словарного запаса ребенка (не только количества существительных и глаголов, но и других частей речи);

Обнаружение особого интереса и чувствительности к слову (внимательное прислушивание к новым словам, осознание звукового состава речи и элементов грамматического строя);

Стремление правильно произносить слова, свободно строить простые предложения.

В младшем дошкольном возрасте для ребенка крайне важно слышать совершенную речи взрослого - партнера по деятельности. Для ребенка четвертого года жизни легче что-либо сделать, чем рассказать о сделанном. Словесное мышление у него еще не развито, он не умеет выполнять задачи мысленно (во внутреннем плане). Отсюда и возникает противоречие между тем, что ребенок делает в процессе решения задачи, и тем, как он объясняет свои действия.

Эмоциональная форма общения ребенка со взрослым, которая формируется на первом году жизни, не теряет своего актуального значения для развития речевой деятельности на протяжении всего дошкольного детства. Особенно актуальна эта форма общения и взаимодействия в младшем дошкольном возрасте, так как происходит качественное усложнение форм и способов коммуникации, которая сопровождает все виды деятельности ребенка в детском саду и семье.

Психическими достижениями эмоционального контакта являются:

Ориентирование на человека;

Коммуникативная направленность;

Коммуникативная активность;

Индивидуализация и разнообразие экспрессивно-мимических способов взаимодействия.

Базовые достижения коммуникативно-речевого развития личности следует рассматривать как возрастную норму для ребенка четырех лет, поскольку они определяют дальнейшее развитие способности ребенка к:

Речевому взаимодействию; сотрудничеству;

Межличностной координации действий в различных ситуациях жизнедеятельности.

Характерной особенностью ребенка младшего дошкольного возраста является появление новой формы общения со взрослым - познавательной развивающейся в совместной с взрослым деятельности, в частности в:

Игре;

Экспериментировании с предметами;

Конструировании.

Особенности развития познавательной сферы

В процессе игры, рисования или конструирования ребенок знакомится со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение и тому подобное. В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие происходит в следующих направлениях:

Расширение способов и средств ориентирования в окружающей действительности;

Обогащение содержания представлений и знаний об окружающем мире.

Сенсорное развитие

Основой развития ощущений и восприятия у ребенка являются его действующие связи с предметным миром, благодаря которым совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность его анализаторов. Эти связи в определенной степени направляет взрослый. Ребенок учится более тонко чувствовать и различать признаки и свойства предметов и явлений. Это касается всех без исключения ощущений, особенно зрительных, слуховых, осязательных и кинестетических. Развивается предметное восприятие, на котором базируется способность ребенка ориентироваться в пространстве предметного мира.

Способность воспринимать предмет как отдельную целостность со своими цветом, формой, величиной постепенно формируется у ребенка на основе его опыта овладения действиями. Если на третьем году жизни рука была ведущим органом познания предметного мира, то в дошкольном возрасте глаз начинает исследовать объект с помощью похожих на ручные действия, но уже на расстоянии, то есть формируются перцептивные действия. У предмета появляется свое «лицо», а затем и свое «имя» (слово-название), помогающие узнать его среди других, хотя слово-название и предмет ребенок отождествляет.

На четвертом году жизни у ребенка развивается способность:

Различать предметы по внешним признакам;

Ориентироваться в пространстве, звуках, вкусах, свойствах предметов на ощупь;

Находить такой же предмет по определенному признаку - сенсорным эталонам цвета, формы, величины.

Ребенок четырех лет все совершеннее и точнее дифференцирует цвета с яркостью и насыщенностью. Различать цвета ему значительно проще, чем называть их или отбирать по названию. Легче ребенок отбирает красный цвет, а хуже всего - фиолетовый. Также он плохо различает оттенки цветов. Для него они еще не имеют существенного значения. И цвет в целом не является для ребенка четырех лет определенным сигналом.

Даже тот ребенок, который различает почти все спектральные цвета и называет их оттенки, при раскрашивании часто не придает значения цветным оттенкам. Он может раскрасить собаку или медведя синим цветом, а утку - красным или желтым. И только вопрос, бывает ли собака синей, заставляет ребенка задуматься и изменить цвет.

Итак, зная особенности восприятия цветов ребенком, взрослый должен следить, насколько правильно он пользуется ими. Побуждая ребенка критически посмотреть на разрисованную им картинку, взрослый приучает его воспроизводить в памяти образы знакомых предметов и обращать внимание на внешний вид каждого из них, в частности на цвет. Постепенно ребенок начинает замечать цвета и оттенки окружающих предметов как определенные сигналы.

Развитие чувствительности к цветам, их дифференцировка тесно связаны с успехами ребенка в овладении названиями цветов и использованием их оттенков. Названия их обостряет и уточняет ощущение цветов, их различия по качеству, яркости и насыщенности.

В течение четырех лет совершенствуется и дифференциация формы предметов. Ребенок способен распознать соответствующие формы в орнаменте, узорах и тому подобное. Помогает ребенку группировать их впечатление от окружающих предметов, обобщать их, осмысленно воспринимать эти предметы-слово взрослого. Поэтому для развития восприятия важно, чтобы взрослый совмещал непосредственное ознакомление ребенка с предметами с их словесным обозначением, употреблением эталонных названий признаков предметов, помогая усваивать сенсорные эталоны.

Развитие наглядно-действенного мышления

Ребенку четвертого года жизни свойственно наглядно-действенное мышление. Он решает задачи в процессе выполнения тех или иных действий методом проб и ошибок. Поэтому то, что надо сделать, он понимает лучше, когда взрослый сопровождает объяснение наглядным показом действия, своим примером его выполнения. Словесные указания взрослого (присмотритесь, подумайте, как сделать лучше), помогают избежать ошибок, поскольку ребенок еще не умеет обдумывать последовательность действий, предвидеть трудности и тому подобное.

В процессе дальнейшего выполнения задач ребенок уже вспоминает, какие ошибки сделал раньше, и не повторяет их. Правильное решение определенной задачи ребенок может перенести на решение нового аналогичного задания.

В период младшего дошкольного возраста у ребенка развиваются мыслительные операции, в частности:

анализ;

синтез;

сравнение;

обобщение;

классификация.

Ребенок младшего дошкольного возраста может подбирать предметы или их изображения в указанных взрослым обобщающих словах (посуда, игрушки), причем не только в виде практического действия, но и в форме речевого воздействия.

Выполняя операцию обобщения, ребенок часто допускает ошибки (примерно в половине случаев), но в конце четвертого года жизни количество ошибок значительно уменьшается. В рамках знакомого материала ребенок способен усвоить классификацию со словесным обобщением. На четвертом году жизни он может классифицировать предметы самостоятельно и при этом не ориентироваться на внешнее сходство предметов, а группировать их по функциональным признакам (мишка, кукла, мячик - чтобы играть).

class="eliadunit">

Особенности развития процессов памяти

В младшем дошкольном возрасте ребенок накапливает опыт ориентирования в окружающей среде. Благодаря этому обогащается его память, которая характеризуется непроизвольностью и эмоциональной окрашенностью.

Ребенок запоминает то, что представляет для него непосредственный интерес. Он сам еще не ставит целью что-то запомнить, не умеет управлять процессами запоминания и воспроизведения, особенно, если требования вспомнить имеют форму учебного задания.

У ребенка четвертого года жизни доминирует образная память: зрительная, слуховая, двигательная. В этом возрасте ребенок из десяти предложенных предметов (или их изображений) может воспроизвести в среднем не более четырех. Эта ограниченность ярко проявляется и в условиях запоминания отдельных слов. Ребенок преимущественно запоминает не более чем одно-два слова из десяти. Но яркие, новые, необычные предметы привлекают внимание ребенка и могут оставить след в его сознании. Ребенок лучше запоминает то, что:

Поражает его своей яркостью;

Может использовать в своих играх, то есть то, чем он может действовать.

Так, процессом запоминания взрослые могут управлять благодаря:

Использованию особенностей объектов в игровой ситуации;

Привлечению ребенка к различным видам детской деятельности (рисование, конструирование, лепка).

Это способствует запоминанию свойств предметов.

Развитие репродуктивного воображения

У ребенка четвертого года жизни развивается репродуктивное воображение, то есть воспроизводящее. Для создания мысленного образа ребенку бывает достаточно отдаленного сходства между тем, что он воспринимает, и предыдущим его опытом. Живость воображения ребенка проявляется в том, насколько быстро он входит в роль во время игры. Под руководством взрослого созданные в воображении образы ребенок реализует в игре и в продуктивных видах деятельности. Ребенок четырех лет уже может фантазировать (например, о будущем подарке на день рождения), представлять объекты, которых в его опыте еще не было, на основе прочитанного может мысленно воспроизводить закрытые части предмета на основе тех частей, которые находятся в поле зрения.

Воображение является основной для развития знаково-символической функции мышления как качественно нового достижения в умственном развитии ребенка. Благодаря усвоению разномодальных средств (вербальных, сенсорных и т.п.) он овладевает знаково-символическими системами в различных видах деятельности, в частности в:

игровой - применяется объектная замещаемость (палочка может быть ложечкой, кубик - стульчиком), воспроизводятся отношения между людьми (взятие роли на себя);

изобразительной - это первые попытки построить систему пространственных координат, которая организует созданную на бумаге картину мира. Это разделение листа на верх, середину и низ и отображение объектов на середине листа, опознавание (круг - солнце) и усвоение графических штампов (линия земли - линия голубого или зеленого цвета или набор вертикальных черточек-травинок; линия неба - линия синего цвета или горизонтальный ряд из солнца, облаков, птиц или места и звезд);

речевой - быстрее, чем в других видах деятельности, выделяются различные категории того, что замещается (объекты, действия, качества, отношения) и фиксируются различными языковыми элементами - словами, предложениями. Образы воображения у младшего дошкольника очень яркие, эмоционально окрашенные. Поэтому ребенок часто не может отделить созданные воображением образы от настоящих. Это накладывает большую ответственность на взрослых, в том числе в выборе сказок, методов воздействия на ребенка и тому подобное. «Если няня читает маленькому ребенку о страшном сером волке, маленький ребенок видит страшного серого волка», - отмечал Иван Сеченов. Однако сегодня угрозы и запугивания стали едва ли не единственным средством общения с ребенком.

Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность

Важное значение для развития ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, во время которой он берет на себя определенную роль и подчиняет ей свое поведение. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Она приближает ребенка к миру взрослых, моделируя соответствующие отношения.

В сюжетно-ролевой игре в период четырех лет ребенок:

Овладевает основными игровыми умениями. Появляются мнимые предметно-игровые действия, они все больше обобщаются, наполняются жестами и словами;

Создает условную ситуацию и действует в ее пределах; использует предметы-заменители;

Овладевает ролевыми действиями.

Совместные игры у младших дошкольников преобладают над индивидуальными и «играми рядом», однако достаточной согласованности между участниками еще нет и продолжительность игры невелика.

Сюжеты игр в этом возрасте постоянно меняются. Стоит ребенку увидеть, как кто-то из ровесников играет с какой-то игрушкой, или вспомнить, как в прошлый раз, например, украшали елку или «нагружали дрова» на машину или какое-то другое действие, как он прекращает начатую игру и быстро забывает, во что играл. Игра идет скачкообразно, один сюжет быстро сменяется другим. В играх ярко проявляется неустойчивость внимания ребенка, его повышенная эмоциональная возбудимость.

Окружающая жизнь воспроизводится в играх нераздельно. Например, изображая самолет, ребенок сидит на кубиках, держит в руках еще один кубик и «гудит». Так слились в одно образ самолета, образ пилота, его действия и звук мотора. Так и не понятно, что ребенок воспроизводит в своей игре. Такая слитность образов в игре присуща ребенку и в других видах деятельности, например, при воспроизведении сложных сюжетов рисунка или рассказы о чем-то.

Совместные действия взрослого с ребенком являются основным условием развития сюжетно-ролевой игры. Взрослый демонстрирует ребенку возможности перевоплощения, принимая на себя роль равноправного партнера по игре. Важно, чтобы ребенок имел полную свободу собственной инициативы. Чтобы сохранить свой замысел и успешно его реализовать, ребенок четырех лет нуждается во внешней поддержке, контроле, применении стимулирующих средств. Это достигается путем превращения в игровой образ, где поведение регулируется ролью, которую взял на себя ребенок, и поддерживается партнерами по игре.

Становление самооценки

Становление образа Я ребенка происходит в процессе общения с другими людьми и при благоприятных условиях воспитания, когда взрослые и сверстники доброжелательно относятся к ребенку, удовлетворяется его потребность в признании, положительной оценке. Негативный опыт общения вызывает агрессию, неуверенность в себе, замкнутость.

В основном самооценка четырехлетнего ребенка является субъективной и завышенной. Он присваивает все положительные и одобряемые взрослыми качества, иногда даже без понимания их содержания («Я сильный!», «Я смелый!»). Завышенная оценка своей личности для маленького ребенка является естественным и закономерным явлением, своеобразным механизмом «личностной защиты» тогда, когда кто-то негативно оценивает его личностные качества («злой, жадный») или сравнивает его поведение с поведением другого ребенка.

Взрослый должен поддерживать высокую самооценку ребенка («Я хороший!»), ему обязательно нужны похвала и положительная оценка. При этом следует выражать положительные чувства («Я рад, что ты послушал меня и пришел домой», «Я благодарна, что ты помогла мне полить цветы»).

Если поведение ребенка вызывает негативные переживания взрослого, нужно сообщить ему об этом («Мне неприятно, когда ты меня не слушаешь»). Для лучшего понимания ребенком себя и взрослого необходимо не только рассказать ему о переживаниях взрослого, но и «озвучить» его собственные чувства, показать готовность разделить их («Я понимаю, что тебе сложно достать мячик, но на прогулке тебе захочется им поиграть», «Ты скучаешь по маме, а твоя кукла скучает по тебе. Пойдем поиграем с ней... »).

При обсуждении поведения ребенка целесообразно оценивать не его личность в целом («вежливый, добрый, ленивый»), а его конкретные действия и поступки («Ты поступила невежливо. Поздоровайся с Леной». Нельзя говорить: «Ты плохая, не поздоровалась»). Достижения и поступки ребенка следует сравнивать не с достижениями других детей, а лишь с ее собственными успехами и неудачами («Сегодня не получилось. Не у всех сразу получается. Завтра ты постараешься и нарисуешь солнышко лучше»).

Особенности развития произвольности

Четвертый год жизни является начальным этапом развития произвольности ребенка - произвольности его поведения, деятельности и психических процессов.

Эмоциональность ребенка

Характерной особенностью ребенка младшего дошкольного возраста является значительная эмоциональная возбудимость, несдержанность и неустойчивость его эмоций. Эмоции не только быстро возникают, но и быстро проходят, меняются на противоположные. Состояние радости легко переходит в грусть и наоборот (еще не высохли слезы, а ребенок уже беззаботно и весело играет). Ребенок аффективно реагирует на те события в своей жизни, ограничивающие его импульсивные желания и стремления. Поэтому нужен особый педагогический такт, чтобы отвлечь детское внимание от недозволенного желаемого и переключить на то, что можно делать в подобной ситуации.

Развитие внимания

Внимание младшего дошкольника привлекает все новое, яркое и интересное. В младшем дошкольном возрасте внимание ребенка имеет следующие особенности:

Повышение устойчивости непроизвольного внимания;

Увеличение объема внимания.

Слово взрослого в младшем дошкольном возрасте является средством поддержания внимания ребенка. Процесс идет от языковых указаний - на что именно следует обратить внимание - к выявлению желания самим ребенком.

Игра и продуктивные виды деятельности как средство развития произвольности

У ребенка четвертого года жизни поведение имеет преимущественно импульсивный, непроизвольный характер, действия ребенка непосредственно направляются его интересами. Однако именно в этот период постепенно формируются первые произвольные действия, цель и мотив которых не совпадают. Однако самостоятельное выполнение произвольных действий возможно лишь при условии, когда действие несложное, а мотив близок к цели, то есть поддерживается непосредственным игровым интересом ребенка. Например, ребенок может готовить игрушки для будущей игры. Целенаправленный характер действий ребенка является важнейшим признаком четырех лет. В разных видах деятельности - игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении - ребенок начинает действовать в соответствии с поставленной целью, хотя из-за неустойчивости внимания это не всегда ему удается. В игровой, изобразительной и конструктивной деятельности он может четко выразить свое и словесно определить цель своих действий. Например, вынимать кубики из коробки и говорить, что собирается строить башню. Однако определение определенной цели в этом возрасте означает не представление о конечном результате, а лишь осознание ребенком своего желания. В основном самостоятельная реализация ребенком поставленной цели связана с трудностями. Часто внешние обстоятельства отвлекают его, а первые неудачи заставляют изменить замысел или отказаться от него.

Ребенок может играть длительное время (15 минут) не останавливаясь. Но эти успехи свойственны только для игровой деятельности, в других видах деятельности ребенок еще не способен долго удерживать внимание особенно при однообразных действиях. В этом возрасте способность к саморегуляции развита не полностью. Однако, играя в пилота или полицейского, врача или продавца, ребенок оказывается в условиях, внешне его ограничивающих. Играя, он стремится быть уверенным персонажем и вынужден сдерживать себя той ролью, которую требует игра и именно так ребенок упражняется в волевой выдержке. В изобразительной деятельности и конструировании ребенок переходит к обдуманному изображению предметов, хотя средства реализации замысла еще несовершенны. В рисовании возможности ребенка начинают определять графические образы, представления о том, каким изображаемый предмет должен быть на бумаге. Постепенно количество графических образов возрастает, соответственно расширяется и диапазон изображаемых предметов.

Управление действиями ребенка

Пока у ребенка не развито произвольное поведение, нужно помогать ему управлять собой. Необходимо обязательно поддержать готовность ребенка самостоятельно взяться за дело, помочь ему с успехом завершить начатое. Это - залог его будущей инициативности и самостоятельности. Взрослый непосредственно руководит действиями ребенка с помощью указаний к каждому этапу действия, поощрений, ободрений. Разделение действий на последовательные звенья, напоминание способов выполнения задания помогает ребенку организовывать свои действия.

Успешность выполнения ребенком произвольных движений обеспечивает их показ взрослым в сочетании с прямым поощрением к активному подражанию и воспроизведению. Лишь на основе совместных действий со взрослыми у ребенка развивается умение самостоятельно доводить начатое дело до конца.

Постепенно, по мере овладения техникой действий, ребенок становится смелее и самостоятельнее. Этому способствует повседневная практика. В четыре года ребенок уже может многое сделать сам, не дожидаясь и не требуя помощи со стороны взрослого.

Психологический портрет ребенка дошкольного возраста 4-5 лет

Показатели и критерии

Психологические особенности

    Познавательная сфера

1.1 Особенности восприятия

Освоение приемов активного познания свойств предметов: наложения, прикладывание, измерение;

Формируются представления об основных геометрических фигурах, о семи цветах спектра, белом и черном, о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине), о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу), о времени, особые свойства предметов и явлений (вкус, запах, звук, температура, качество поверхности);

Овладевают пространственными представлениями: сзади, между, рядом;

Трудности в освоении времени;.

Речевая опосредованность восприятия.

1.2 Особенности памяти

- начинает проявляться произвольное запоминание;

Развиваются перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы;

Способны удерживать в памяти при выполнении действий несложное условие.

Полное и точное воспроизведение удержанного в памяти материала.

1.3 Особенности внимания

- формируется произвольное внимание;

Внимание зависит от эмоциональной насы щенности и интереса;

Раз вивается устойчивость и возможность произволь ного переключения;

Р азвитию произвольного внимания помогают рассуждения вслух.

1.4 Особенности мышления

- появляются зачатки мышления: ребенок устанавливает простейшие причинно следственные связи типа «Что будет, если…?»;

Мышление перестает быть наглядно-действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации;

Способны прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте;

Могут устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями;

Начинает развиваться образное мышление, могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи;

Речевая опосредованность мышления.

1.5 Особенности воображения

-активно развивается фантазирова ние;

Воображение яркое, воссоздающее, на основе образов, усвоенных от взрослого;

Воображаемые образы далеки от реальности;

В процесс воображения включается планирование.

1.6 Особенности моторики

Могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу;

1.7 Особенности речи

- задают много вопросов, бессистемно, разнообразно по форме и содержанию;

Преобладает вопрос «Почему?»;

Могут общаться не только по поводу того, что прямо сейчас перед глазами, но и по поводу того, что только представляется.

1.8 Особенности работоспособности

Оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут;

2. Особенности общения и поведения

2.1 Взаимодействие со сверстниками

- ярко выражена непримиримость к оценке товарищей;

Проявляют сочувствие, эмпатию и любвь к сверстникам;

К онфликтуют в игровой деятельности из-за распределения ролей;

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью;

Появляются постоянные партнёры по играм;

В группах начинают выделяться лидеры;

Появляются конкурентность, соревновательность..

2.2 Взаимодействие с педагогами

- возникает потребность в уважении взрослого;

Повышенная обидчивость и чувствительность к оценкам старших.

2.3. Взаимодействие с родителями

Взрослый помогает удерживать цель, выполнять действия, контролирует и оценивает деятельность;

Под влиянием взрослого появляется целепологание - способность удерживать поставленную задачу, исполнять с помощью взрослых, соотносить полученный результат с тем, что хотелось получить.

2.4 Соблюдение социальных и этических норм

- понимание социальных правил поведения.

2.5 Саморегуляция поведения

- начинает формироваться произвольное поведение.

3. Особенности игровой деятельности

3.1Особенности мотивации

Выражен познавательный мотив и познавательная активность;

Задают проблемно-поисковые вопросы.

3.2 Особенности игровой деятельности

Начинают передавать в игре не только действия но и элементы поведения тех лиц, которые совершили эти действия в жизни;

Осознают условность в игре («Это как будто», «Это понарошку»);

С одержанием игры становятся отношения между людьми;

Роли ярко очерчены и выделены;

Называют роль до начала игры;

Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры;

Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим;

Игровое действие выполняется не ради самого себя, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы

    1. Личностные характеристики

Формируется потребность в общении и первое «предличностное» образование – активность;

Стремление к самостоятельности;

П овышенная обидчивость;

Поиск справедливого разрешения эмоциональных конфликтов.

4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)

Более самодостаточны в получении удовольствия, в преодолении эмоциональных всплесков

4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния)

Появляются эмоции на основе удовлетворения социальных птребностей: радость от общения и недовольство его отсутствием, удовольствие от успехов и похвалы, обида и гнев при неудачах;

Поиск конструктивного снятия эмоционального напряжения (рисование или определенные игры);

Начинают понимать и делать рациональные выводы о причинах и следствиях эмоционального состояния.

Лекционный материал

Составила: педагог-психолог Тулаева О.Н.

Суджа, 2010

Психологический портрет дошкольника (6-7 лет)

Старший дошкольный возраст ребенка – это период его быстрого развития и становления. Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него активно формируется внутренняя социальная позиция, он стремится к принятию новой социальной роли.

К шести годам у ребенка за счет установления дистанции с другим человеком и формирования обобщенной концепции другого человека устанавливаются контуры его собственной «Я-концепции». Границы мира ребенка расширяются: кроме членов его семьи значимыми становятся другие люди – чужие, но каким-либо образом имеющие отношения к его жизни. Ребенок начинает понимать, что кроме безусловной родительской любви (присущей в нормально функционирующей семьи) существует чужой, тот человек, который вторгается в психическое пространство ребенка, не спрашивая его, хочет он этого или нет. С этим чужим человеком ребенок должен выстроить какие-то отношения, он должен осваивать модели поведения, подходящие для общения с ним. Дети шести лет повышенно самолюбивы, чувствительны к словам и их оттенкам, к отношению окружающих.

В этот период ребенок активно экспериментирует собственным «я», он исследует свое тело – это помогает осознать границы собственного психологического пространства. В это же время он решает задачу своей половой идентификации. Он начинает усваивать социальные и культурные нормы, характеризующие его половую принадлежность: мальчики не плачут, девочки не дерутся и т.д. К шести годам ребенок начинает ориентироваться на нормы своего пола; образцы мужского и женского поведения встраиваются в структуру его самосознания. Психологические особенности детей как представителей того или иного пола проявляются в игре6 в выборе игровой роли, в проявлении интереса к видам деятельности, связанным с мужскими и женскими социальными ролями. У ребенка формируется чувство тождественности с другими представителями своего пола, он стремится подчеркнуть свою мужскую или женскую сущность. Формирование такого чувства во многом определяет полноценность развития его личности.

К шести годам активно формируются нравственно-этические категории. Ребенок уже в значительной степени может отличить понятия «плохо-хорошо», «правда-неправда», у него развивается и дифференцируется чувство стыда, вины, появляется и развивается чувство собственного достоинства. Дети бурно реагируют на несправедливость, предвзятое отношение, насмешку.

Вместе с тем развиваются и те качества, которые не приветствуются родителями. Так, к шести годам уже практически все дети могут лгать. У детей могут развиваться «агрессивные фантазии». Ребенок может сказать: «мама, ты плохая, я тебя не люблю». Спокойное отношение к таким проявлениям, отсутствие раздражения и нетерпимости позволяет ребенку научиться лучше управлять собой, позитивно перерабатывать конфликтные ситуации.

В 6 лет ребенок стремиться активно познавать окружающий мир предметов и явлений, устройство самих предметов. Основным средством познания продолжает оставаться игра. Детям в этот период их жизни нравятся интеллектуальные игры и занятия типа кроссвордов, головоломок, конструкторов. Сохраняется сюжетно-ролевая игра, из нее выделяется игра по правилам. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся собственно человеческие роли и отношения. В игре с правилами роль отходит на второй план и главным становится четкое выполнение правил игры. Увеличивается время игровой деятельности – она уже может продолжаться час и более. К шести годам главным становится воспроизведение отношений между людьми. В игре моделируются социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Для развития полноценной уверенности в себе и комфортного самочувствия ребенку шести лет необходимо общение со сверстниками своего пола, групповая игра со сверстниками.

В результате участия в совместной игре у ребенка накапливается полезный опыт переживания сопротивления границ чужого и собственного психологического пространства, он обучается устанавливать свое место в совместной деятельности, собственными силами «выяснять отношения» с другими. Ребенок осознает особенности своего «я» через то, как сверстники относятся к его игровым качествам.

При этом взрослый находится рядом, но он не вместе с ребенком – только в таком случае ребенок действительно обучается взаимодействовать с окружающим миром. С этой точки зрения даже драка может быть предпочтительнее, чем благополучие, поддерживаемое внешним контролем взрослого. В игре со сверстниками дети учатся также терпению и кооперативности – тем качествам, которое позволяет им в дальнейшем сотрудничать с другими людьми.

Успехи н неудачи ребенка в деятельности и в общении, усваемые им оценки взрослых влияют на его образ самого себя. Если в этом возрасте у ребенка формируется негативный образ собственного «я», если он испытывает дефицит самодоверия, то этот определяет низкий уровень его притязаний на успех в выполнении учебной деятельности, а также негативные ожидания от общения со сверстниками. Поэтому степень готовности ребенка к школе определяет не только уровень его интеллектуального развития, но и то, насколько у него развито чувство собственного достоинства, понимаемое как глобальное переживание собственной ценности, насколько он верит в свои возможности и не испытывает страха в проявлении самого себя.

К концу старшего дошкольного возраста у ребенка должна быть сформирована психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению. Она включает в себя следующие взаимосвязанные аспекты:

Физиологическую готовность;

Социально-психологическую готовность;

Психологическую готовность.

Физическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма и составлением здоровья ребенка. Оценка физиологической готовности осуществляется специалистами – медиками в соответствии с установленными критериями. В основу этих критериев положена способность и готовность ребенка 6-7 лет переносить возросшие нагрузки, связанные с началом систематической учебной деятельности, в том числе с восприятием и переработкой большого объема информации, необходимостью длительной контрацепции внимания, сохранения вынужденной позы, интеллектуального и физического напряжения и т.д. При этом нужно учитывать, что именно в этом возрасте происходит существенная перестройка всего организма, всех физиологических систем ребенка. Ребенок оказывается готов начать систематическое обучение к школе, но в тоже время он обладает повышенной чувствительностью к неблагоприятным условиям среды. Особенно к чрезмерному интеллектуальному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, поступающий в школу. Тем труднее ему будет справляться с повышенными нагрузками и тем выше будет вероятность возникновения различных нарушений в его здоровье. Поэтому поступающие в общеобразовательную школу дети обязательном порядке должны проходить медицинское обследование. На основании обследования дается заключение о физиологической готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок считается готовым к обучению в школе, если по своему физиологическому и биологическому уровню развития он соответствует формальному возрасту или опереживает его и не имеет медицинских противопоказаний по состоянию здоровья.

При определении физического развития проводят оценку следующих основных показателей: рост, масса тела, окружность грудной клетки. Критериями биологического возраста являются: количество прорезавших постоянных зубов и достижение возрастной пропорции (соотношение окружности головы и длины тела, которое к этому возрасту становится почти таким же, как и у взрослого человека; кроме того, существенно увеличивается длина рук и ног).

Также необходимо учитывать, что в этом возрасте происходит существенное развитие опорно-двигательной системы (скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата). Однако процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается (фаланги пальцев, запястья). Поэтому неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения могут привести к нарушению осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки. Кроме того, большое значение при определении готовности ребенка к школе имеет уровень развития мелкой моторики, от которой зависит степень подготовленности руки к письму.

Социальная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения с окружающим миром. Развитие этой готовности во многом связано с возрастным кризисом 6-7 лет.

Старший дошкольный возраст – это переходная ступень в жизни ребенка, когда он еще не школьник, но уже не ощущает себя дошкольником. Негативная симптоматика начинает проявляться в полной мере. Ребенок резко меняется, он становится более трудным в общении – проявляются негативизм, упрямство, строптивость. Кроме того, могут проявляться другие, характерные именно для данного возрастного кризиса, особенности: нарочитость, нелепость, искусственное поведение, паясничество, вертлявость, клоунада. Ребенок может ходить вертлявой походкой, говорить писклявым голосом, корчить рожи и т.д. При этом такое поведение вызывает у окружающих не улыбку, а, наоборот, раздражение, осуждение. Такие особенности поведения (по мнению Л.С. Выготского) свидетельствует об утрате детской непосредственности. Старшие дошкольники перестают быть непосредственными и наивными, как раньше, и становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника свидетельствует о возникновении некоторых интеллектуальных элементов, которые вклиниваются между переживаниями и поступками ребенка. Его поведение становится более осознанным и строится уже по схеме « захотел – осознал-сделал». При этом в его сознание включаются постепенно все сферы жизни. Ребенок начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое собственное к ним отношение. А также свое отношение к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты своей деятельности и т.д. Но уже в этот период начинается становление важнейшего компонента психического самовоспитания – это осознание своего социального «я». Начинает формироваться внутренняя социальная позиция ребенка.

Симптомы кризиса свидетельствуют о том, что ребенок перешел на новую, более высокую ступень своего развития, а требования и меры воздействия, которые предъявляются к нему, отстают от нового уровня развития его потребностей и возможностей. Если своевременно изменить требования к ребенку, то, как правило, это приводит к тому, что кризис постепенно затухает. При этом замечено, что чем живее, активнее ребенок, тем более ярко у него может проявиться кризис, но и тем быстрее может проходить его адаптация к школе. Многие дети, внешне благополучные в дошкольный период, с приходом в первый класс переживают адаптацию намного болезненнее других, так как кризис у них может совпасть с началом школьного обучения.

Психологическая готовность - это готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования в форме учебной деятельности.

Психологическая готовность к обучению в школе отражает:

Общий уровень психологического развития ребенка;

Уровень развития учебно-важных качеств.

К учебно-важным качествам относятся:

Личностно-мотивационный блок готовности;

Принятие учебной задачи;

Развитие познавательных процессов;

Уровень развития речи;

Управление деятельностью.

Личностно-мотивационный блок готовности определяет то или иное отношение к школе, учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задание педагога.

В блок принятие учебной задачи входит понимание ребенком задач, поставленных педагогов, желание их выполнить, стремление к успеху или желание избежать неудачи.

Развитие познавательных процессов это:

Развитие восприятия формы, величины, цвета, времени, художественных произведений;

Развитие наглядно-образной памяти, эмоциональной памяти, словесно-логической памяти, двигательной памяти и произвольной;

Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе);

Развитие логического мышления (способность находить сходство и различие разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

Развитие воображения;

Развитие речи.

С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1 класс?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние здоровье ребенка, и будет зависеть с какого возраста ему необходимо начинать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья. Число учащихся, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы настигает 30% и более.

Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в 1 классе.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижением ими к первому сентября возраста не менее 6,5 лет. Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года проводится в условиях детского сада или в подготовительном классе на базе образовательного учреждения.

Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки его к школе?

    Развитие мелких мышц руки:

● работа с конструкторами разного типа;

● работа с ножницами пластилином;

● рисование в альбомах (карандашами, красками)

    Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).

Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу?

Развитие речи и готовность в овладению грамотой

    Одним из важных критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:

● Умение интонационно выделять звук в словах;

● Умение выделять заданный звук в потоке речи;

● Умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);

● Владение навыками звукового (фонематического) разбора слов: различение гласных и согласных звуков.

    Умение членить слова на слоги.

    Умение членить простые предложения на слова.

    Умение составлять предложения из 3-4 слов.

    Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.

    Умение составлять рассказ по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.

    Уметь составлять рассказ о предметах.

    Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике

1.Счет и отчет предметов заданного количества.

2.Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.

3.Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.

4.Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) из двух меньших чисел.

5. Значение цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.

6. Значение знаков: +,-,=, умение пользоваться арифметическими знаками действий.

7. Умение соотносить цифру и число предметов.

8. Умение измерять длину предметов с помощью условной мерки.

9. Способность составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

10. Значение геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

11. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.

12. Умение ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний.

    Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.

    Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.

    Знать правила поведения в общественных местах и на улице.

    Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.

    Знать название месяцев, дней недели и их последовательность.

Крайне важно понимать, что задача дошкольного образования – не подменить собой школу, а обеспечить ребенку всестороннюю подготовку и общее развитие для освоения современных программ в начальной школе.

Всегда следует помнить о душе ребенка, его внутреннем мире – трепетном и ранимом. Понять и сохранить эту чистоту, вырастить из малыша умного, благородного, творческого человека – согласитесь, это главная задача.

Старший дошкольный возраст ребенка - это период его быстрого развития и становления. Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него активно формируется внутренняя социальная позиция, он стремится к принятию новой социальной роли.

К шести годам у ребенка за счет установления дистанции с другим человеком и формирования обобщенной концепции другого человека устанавливаются контуры его собственной "Я - концепции". Границы мира ребенка расширяются. Кроме членов его семьи значимыми становятся другие люди - чужие, но каким-либо образом имеющие отношение к его жизни. Ребенок начинает понимать, что кроме безусловной родительской любви присутствующей в нормально функционирующей семье существует чужой. Человек, который вторгается в психическое пространство ребенка, не спрашивая его, хочет он этого или нет. С этим чужим человеком ребенок должен выстроить какие-то отношения, он должен осваивать модели поведения, подходящие для общения с ним.

Дети шести лет повышенно самолюбивы, чувствительны к словам и их оттенкам, к отношению окружающих. В этот период ребенок активно экспериментирует с собственным "я", он исследует свое тело - это помогает ему осознать границы собственного психологического пространства. Он начинает усваивать социальные культурные нормы, характеризующие его половую принадлежность: мальчики не плачут, девочки не дерутся и т.д.

К шести годам ребенок начинает ориентироваться на нормы своего пола. Образцы мужского и женского поведения встраиваются в структуру его самосознания. Психологические особенности детей как представителей того или иного пола проявляются в игре: в выборе игровой роли, в проявлении интереса к видам деятельности, связанным с мужскими и женскими социальными ролями. У ребенка формируется чувство тождественности с другими представителями своего пола, он стремится подчеркивать свою мужскую или женскую сущность. Формирование такого чувства во многом определяет полноценность развития его личности.

К шести годам активно формируются нравственно-этические категории. Ребенок уже в значительной степени может отличить понятия "плохо-хорошо", "правда-неправда", у него развивается и дифференцируется чувство стыда, вины, появляется и развивается чувство собственного достоинства. Дети бурно реагируют на несправедливость, предвзятое отношение, насмешку. Вместе с тем развиваются и те качества, которые не приветствуются родителями. К шести годам уже практически все дети могут лгать. У детей могут развиваться "агрессивные фантазии". Ребенок может сказать: "Мама, ты плохая, я тебя не люблю". Спокойное отношение к таким проявлениям, отсутствие раздражения и нетерпимости позволяет ребенку научиться лучше управлять собой, позитивно перерабатывать конфликтные ситуации.

В 6 лет ребенок стремится активно познавать окружающий его мир предметов и явлений, устройство самих предметов. Основным средством познания продолжает оставаться игра. Детям в этот период их жизни нравятся интеллектуальные игры и занятия типа кроссвордов, головоломок, конструкторов. Сохраняется сюжетно- ролевая игра, и из нее выделяется игра по правилам. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся собственно человеческие роли и отношения. В игре с правилами роль отходит на второй план и главным становится четкое выполнение правил игры. Увеличивается время игровой деятельности - она уже может продолжаться час и более. К шести годам главным становится воспроизведение отношений между людьми. В игре моделируются социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Становится важным подчинением правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения правил жестко контролируется. Игровые действия сами по себе постепенно теряют свое первоначальное значение - предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью.

Для развития полноценной уверенности в себе и комфортного самочувствия ребенку шести лет необходимо общение со сверстниками своего пола, групповая игра со сверстниками. В результате участия в совместной игре у ребенка накапливается полезный опыт переживания сопротивления границ чужого и собственного психологического пространства, он обучается устанавливать свое место в совместной деятельности, собственными силами "выяснять отношения" с другими. Ребенок осознает особенности своего "я" через то, как сверстники относятся к его игровым качествам. При этом взрослый находится рядом, но он не вместе с ребенком - только в таком случае ребенок действительно обучается взаимодействовать самостоятельно с окружающим миром. С этой точки зрения даже драка может быть предпочтительнее, чем благополучие, поддерживаемое внешним контролем взрослого.

В игре со сверстниками дети учатся также терпению и кооперативности - тем качествам, которые позволят им в дальнейшем сотрудничать с другими людьми. В игре ребенок обучается произвольности своего поведения, приобретает механизмы управления им. Образцом в игре служат не моральные нормы или требования взрослых, а образ другого, чье поведение копирует ребенок.

Самоконтроль у ребенка появляется только к концу дошкольного возраста, первоначально возникает внешний контроль выпадает из процесса управления поведением, и ребенок обучается контролировать свое поведение самостоятельно - контроль становится воображаемым. Успехи и неудачи ребенка в деятельности и в общении, усваиваемые им оценки взрослых влияют на его образ самого себя.

Социальное развитие. В возрасте 6 - 7 лет дети умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения, они стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, тонко реагируют на изменения в настроении взрослых.

Организация деятельности. Дети 6 - 7 лет способны воспринимать инструкцию и выполнять по ней задание, если поставлены цель и четкая задача действий, могут сосредоточенно, не отвлекаясь работать по инструкции в течение 10 - 15 минут.

Речевое развитие. Дети 6 - 7 лет могут правильно произносить все звуки родного языка. Словарный запас составляет 3,5 - 7 тысяч слов. Дошкольники стилистически правильно строят предложения, умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам, способны передавать интонацией различные чувства, использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Интеллектуальное развитие. Проявляют самостоятельный интерес к животным, природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию, имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Развитие внимания. Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще невелика (10 -15 минут) и зависит от условий и индивидуальных способностей ребенка. Количество одновременно воспринимаемых объектов мало (1 - 2). Они не могут быстро и часто переключать внимание с одного объекта или вида деятельности на другой.

Развитие памяти. У детей 6 - 7 лет преобладает непроизвольная память, но они способны и к произвольному запоминанию, могут овладеть приемами логического запоминания.

Развитие мышления. К поступлению в школу у детей должно быть сформировано наглядно - действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития наглядно - образного мышления, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Доступна логическая форма мышления.

Зрительно - пространственное восприятие. Дети 6 - 7 лет могут различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости, могут различать и выделять простые геометрические фигуры, классифицировать фигуры по форме и величине. Старшие дошкольники различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом, мысленно могут находить часть от целой фигуры. Достраивать фигуры по схеме, конструировать их.

Развитие зрительно - моторных координаций. Для детей 6 - 7 лет характерна способность срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы и цифры с соблюдением пропорций, соотношений штрихов.

Развитие слухо - моторных координаций. Для детей этого возраста характерна способность различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические (танцевальные) движения.

Развитие движений. Дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений, способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе сверстников. Старшие дошкольники могут освоить и правильно реализовать сложно координированные действия при ходьбе, выполнять сложно координированные гимнастические упражнения, способны к координированным движениям пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, могут делать простые графические движения (вертикальные, горизонтальные линии, овалы, круги и т.д.), способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

Личностное развитие, самосознание, самооценка. У детей выявлена способность осознавать свое положение в отношениях со взрослыми и сверстниками. Уже в этом возрасте они стараются соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, в которых участвуют. Самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться. Для них не характерна адекватная самооценка, которая в значительной степени зависит от оценки взрослых (воспитателей, родителей).

Мотивы поведения. Выделяется интерес к новым видам деятельности, миру взрослых, стремление быть похожими на них, характерны познавательные интересы. Установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, мотивы личных достижений, признания, самоутверждения.

Произвольность. Развитие произвольности - одно из основных показателей готовности к школе. У дошкольников выделяют следующие показатели развития произвольности: способность к волевой регуляции поведения на основе внутренних побуждений и установленных правил, способность проявлять настойчивость. Преодолевать трудности.


Современные дети инициативные информированные раскованные любознательные талантливые самостоятельные эрудированные обладают чувством собственного достоинства обладают развитым воображением* в речи используют взрослые понятия и термины раньше овладевают школьными навыками управляют сложными бытовыми приборами и механизмами


Современные дети находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии имеют задержку психического и речевого развития имеют нарушения эмоционально- поведенческого развития (импульсивные, капризные, плаксивые, агрессивные) обладают «клиповым» сознанием (воспитываемые телевидением,рекламой, музыкальными роликами) педагогически запущенные (из-за недостатка знаний и времени у родителей) не проявляют самостоятельно интереса к познавательным видам деятельности имеют низкий уровень психологической готовности к школьному обучению наблюдается аустенизация телосложения и снижение мышечной силы стали хуже играть и воображать*


Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина Возрастные периоды Ведущая деятельность Система отношений Младенческий Общение со взрослым человек-человек Раннее детство Предметная деятельность человек-вещь Дошкольный возраст Играчеловек-человек Младший школьный возраст Учебная деятельность человек-вещь Подростковый возраст Общение со сверстниками человек-человек Юношеский возраст Учебно-профессиональная деятельность человек-вещь


Гендерное воспитание дошкольников Отличительные особенности поведения мальчиков и девочек (по Т.П.Хризман) Девочки 1. Чаще проявляют эмпатию, ярче выражают сочувствие другому человеку. 2. Большая гибкость при адаптации к новым условиям. 3. Выше сопротивляемость стрессовым ситуациям. 4. Быстрее реагируют на мимику, жесты, позу и т.д. Мальчики 1. Более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы. 2. Быстро снимают эмоциональную напряженность. 3. Вместо переживаний легко переключаются на продуктивную деятельность. 4. Быстрее реагируют на речевые замечания взрослого. Эмоциональное развитие, поведение


Различия, интересы и предпочтения в играх, музыке, ИЗО-деятельности Девочки Мальчики 1. Бытовая тематика игр («семья», «больница», «магазин», «детский сад»). 2. Игры подвижные с малой и средней степенью двигательной активности. 3. Изображает людей, природу. 4. Рисунки с элементами декоративности. 5. Тщательно прорисовывают детали костюма, прически. 6. Любят лирические, спокойные мелодии. 1. Игры военной тематики. 2. Игры на приключенческую тематику. 3. Игры подвижные с высокой степенью двигательной активности. 4. Рисуют технику, машины. 5. Рисунки наполнены действиями, движениями. 6. Рисунки схематичны. 7. Любят маршевую, бодрую музыку.


Познавательно – поисковая деятельность Девочки Мальчики 1. Лучше выполняют задачи типовые, шаблонно. 2.Тщательно, качественно, аккуратно выполняют задания. 1. Любят решать нестандартные задания, выдвигают новые идеи. 2. Неинтересно делать одно и то же. 3. Исполнительская часть оформления задания невелика.


Психолого-педагогический портрет дошкольника в работах известных учёных Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, В.С.Мухиной, М.И.Лисиной, Л.А.Парамоновой, О Т.А.Куликовой, С.А.Куловой, Р.С.Буре, Т.А.Репиной и др. Общая характеристика возрастных особенностей 1. Ребенок дошкольник, как личность, находится в стадии становления, складывания, созревания и развития. Ни одна сторона психики не носит завершенного характера. 2. Самоценность периода определяется наличием субкультуры детства, ролевой игры как ведущей деятельности ребенка. 3. Это период начальной специализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, норм и правил, определяющих установление начальных отношений с ведущими сферами познания миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром.


4. Ребенок в этот период может учиться по определенной программе, т.е. обладает обучаемостью, но лишь в той мере, в какой она является его «собственной программой» (Л.С.Выготский), т.е. отвечать его интересам и потребностям. 5. Неповторимые особенности физического, социального, психического развития проявляется в своеобразии способов форм познания и деятельности дошкольника. 6. Высшая эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственности, оптимизм создает условия для эмоционально практического познания мира и самого себя. 7. Зависимость от взрослого, потребности в общении с ним, сопричастность к миру взрослых. 8. Важнейшими психическими новообразованиями дошкольника является произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому мышлению, складывание личного самосознания ребенка, формируется готовность к систематическому обучению в школе.


Круг значимых изменений у современных детей (Д.И. Фельдштейн) резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста; рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий; уход из жизни ребёнка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы; снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий; недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе, отвечающих за произвольность; значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений; рост «экранной» зависимости; ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя; увеличение числа детей с эмоциональными проблемами; аустенизация телосложения и снижение мышечной силы; рост каждые 10 лет на 10-15% основных форм психических заболеваний; рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья; увеличение численности одарённых детей.


Факторы, оказывающие влияние на развитие ребёнка ПЕДАГОГИ накопление практического опыта взаимодействия с социальной средой овладевают новыми видами деятельности, умениями, навыками принятие норм и стандартов, которые управляют поведением детей формируют ценностные ориентации у детей формируют познавательную активность у детей


Личностные параметры педагога способность к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности; тактичность, чувство эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовность принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать; умение обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение; знание особенностей психического развития детей; способность к собственному саморазвитию и самовоспитанию.


СЕМЬЯ влияние методов, стилей воспитания уделять процессу воспитания достаточно времени материально стабильное положение родителей характер взаимоотношений в семье различия видов занятий с детьми матери и отца самореализация родителей в своей профессиональной деятельности


Кто или что влияет каким образом влияет ближайшее окружение взрослых: домашние, друзья семьи, педагоги Их влияние на развитие ребёнка сложно недооценить. С одной стороны, в дошкольном возрасте ребёнок перенимает их поведение, обогащает словарный запас, расширяет кругозор. С другой стороны, взрослые проводят с ребёнком целенаправленные обучающие занятия, играют в разнообразные развивающие игры. ближайшее окружение детей: ребята во дворе, в детском саду, в секциях и кружках Сверстники оказывают друг на друга сильное влияние. Развитие ребёнка связано, в том числе и с его взаимодействием с другими детьми: это один из важных элементов первичной социализации ребёнка. медиа окружение: телевидение, Интернет, реклама Полагать, что они не оказывают влияние на развитие ребёнка, в XXI веке было бы наивным. Медиа – большое «окно в мир» для маленького ребёнка, и важно научить ребёнка правильно смотреть в это «окно». Для этого важно развивать критическое мышление и аналитические способности.


Извлечение из Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;


Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;


Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.


РЕБЁНОК сформировать чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта создать и сохранить благоприятные условия для развития обеспечить внимание и заботу о психическом и физическом здоровье радостно и полноценно прожить ДЕТСТВО ФУНДАМЕНТ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО


Используемая литература, электронные ресурсы: По материалам методических рекомендаций к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Петерсон Л.Г.// Под общей редакцией Петерсон Л.Г., Лыковой И.А.- М.: Цветной мир, Сарич С. Разные стили воспитания и их влияние на детей. //«Новые Грани», 2 январь-март Грейс К. Психология развития// Издательство «Питер» Спб,-2000 г. Моисеева А.А. Влияние особенностей семейного воспитания на формирование альтруистической тенденции поведения// Известия РГПУим.А.И.Герцена Еремкина И.А. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребёнка // I РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "Проблемы теории и практики психологии развития". URL: (дата обращения:). С.А.Кулова, Т.А.Куликова статья в учебном пособии «Дошкольная педагогика», М. «Академия», 2000, с


Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник, каков он? Пособие для воспитателей детских садов. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника»; с.