Флористика        03.03.2020   

Мустай карим когда дед мороз был маленьким. Сценарий новогоднего и рождественского представления "Когда Дед Мороз Был маленьким" для разновозрастного детского коллектива методическая разработка (7 класс) на тему. Создание проблемной ситуации

Однажды, сотни лет назад, накануне Дня зимнего солнцестояния на Северном полюсе произошло чудо. В глубоких пещерах, под толщей льда возникло Эльфийское королевство… Но это королевство был разрушено. Благодаря летающему оленю, спастись удалось одному Николаю -последнему эльфу. Мальчик растет среди добрых и хороших людей, но чувствует, что он не похож на них… Когда безжалостная ведьма Магда, окружённая гоблинами и демонами, решает отнять детство у всех детей планеты, только Николай может противостоять ей. «Тайна Золотого города / Когда Дед Мороз был маленьким» — захватывающая история с замысловатым сюжетом, который приведёт юных читателей на самый Северный полюс.

Наши юные читатели советуют в такие вечера почитать сказочную повесть английской писательницы Люси Дэниел Рэби «Тайна Золотого города / Когда Дед Мороз был маленьким».

Из отзыва Дубровина Алексея (9 лет): «Я очень люблю читать. В нашей библиотеке Пушкарёва прочитал уже много книг. Из последних прочитанных мною книг мне очень понравилась сказка «Тайна Золотого города». Главный герой сказки – Ник стал для меня образцом для подражания: он очень добрый и смелый, ведь он победил в сказке зло. Чудесная Новогодняя сказка!»

Ведущий библиотекарь библиотеки им. Г. М. Пушкарёва Муха Р. С.

Однажды, сотни лет назад, накануне Дня зимнего солнцестояния на Северном полюсе произошло чудо. В глубоких пещерах, под толщей льда возникло Эльфийское королевство... Теперь королевство разрушено. Благодаря летающему оленю, спастись удалось одному Николаю, последнему эльфу. Мальчик растет среди добрых и хороших людей, но чувствует, что не похож на них... Когда безжалостная ведьма Магда, окруженная гоблинами и демонами, решает отнять детство у всех детей планеты, только Николай может противостоять ей. Захватывающая история с замысловатым сюжетом, который приводит нас на самый Северный полюс. Николай и тайна Золотого города - замечательная сказка. Вы не забудете ее никогда.

Кроме того, он владелец маленького книжного магазинчика «The Blue Bunny», основатель организации «Fable Vision», миссия которой - помочь детям раскрыть творческий потенциал, обнаружить свои способности и таланты. А все потому, что Питеру в детстве встретился очень правильный учитель - учитель математики мистер Мэтсон. Вместо того чтобы заставлять маленького Питера слушать урок и не отвлекаться, он позволял ему рисовать. Он даже предложил Питеру рисовать небольшие истории на математические темы, чтобы другим ученикам было легче их понять. Вдохновленный, мальчик тут же взялся рисовать книгу математических комиксов, и это перевернуло его взгляды на математику: впервые за безликими цифрами он увидел вещи и действия, которые можно нарисовать на бумаге. Когда проект был готов, мистер Мэтсон предложил Питеру сделать обучающий анимационный фильм на основе комиксов, и через пару месяцев он был готов. Теперь Питер занимается этим профессионально, создавая обучающие книги и фильмы. Кроме того, он основал компанию «Fable Vision», которая пытается помочь детям найти себя (ведь не всем везет встретить такого учителя, как мистер Мэтсон, который разглядит ваш потенциал).

Рейнольдс, П. Точка. – М. : КомпасГид, 2011.

Питер Г. Рейнольдс, автор и иллюстратор книги «Точка», нашёл необычный угол зрения, чтобы показать творческое начало в каждом человека. Главная героиня книжки, которую зовут Вашти, чтобы доказать своё неумение рисовать, тыкает карандашом в бумагу. Однако получившаяся маленькая точка становится началом сюрпризов и открытий.



Урок рисования закончился, но Вашти сидит за партой, словно ее приклеили. Ее лист пуст. Она не умеет рисовать. Чтобы доказать это, Вашти хорошенько тыкает карандашом в бумагу. «Вот!» - говорит она. И эта маленькая точка становится началом сюрпризов и открытий...


Лет со дня рождения

Джон Роу (род. 1949) - английский детский писатель и художник.

Родился в городе Кингстон-на-Темзе, графство Суррей, Англия. В 1969 учился рисовать в Ричмондском колледже искусств в Лондоне. В 1970 учился рисовать в Твикингемском технологическом колледже. В 1971 учился рисовать в английской школе искусств, графство Суррей. В 1974 учился рисовать в Hochschule für Angewandtekunst, Вена.

В 1990 Джон Роу создал первую детскую книгу и не может остановиться до сих пор.

Роу, Дж. Обнимите меня, пожалуйста! – М. : ИД Мещерякова, 2009.

Больше всего на свете ёжик Элвис хотел, чтобы его кто-то обнял. Но никто не отваживался даже прикоснуться к нему, ведь он был таким колючим. Куда бы Элвис ни пришёл, все только качали головами и отворачивались… И вот, в один прекрасный день его жизнь изменилась. Эта книга о том, как колючий ёжик с добрым сердцем нашёл себе друга. А также о потребности каждого человека преодолеть расстояние, отделяющее его от других. Английский писатель Джон Роу сочинил эту маленькую историю для детей, но она снискала любовь читателей разных возрастов во всём мире.

Книга была переведена на многие языки. Весной 2008 года она стала одним из главных событий Международной ярмарки детской литературы в Болонье.

Роу, Дж. Хорошо, что я такой! – М. : ИД Мещерякова, 2010.

Ёжик Элвис был невероятно любопытен. Однажды тайком от своего лучшего друга, крокодила Роки, он отправился гулять по лесу. В лесу ёжик неожиданно загрустил. Его новые друзья - лесные обитатели - оказались необыкновенно красивыми и талантливыми. Элвис решил, что все они лучше его... Ёжик был ещё маленький и не понимал, что каждый по-своему ценен и неповторим.


Кейт Саммерскейл

Кейт Саммерскейл (англ. Kate Summerscale) (род. 1965) - английская журналистка и писательница.

Произведения: 1997 – «The Queen of Whale Cay», 2008 – «Подозрения мистера Уичера, или Убийство на Роуд-Хилл», 2012 – «Mrs Robinson"s Disgrace».

Признание : лауреат премии имени Соммерсета Моэма (за книгу «The Queen of Whale Cay») за 1998 год.

Саммерскейл, К. Подозрения мистера Уичера, или Убийство на Роуд-Хилл. – М. : Аст, 2010.

Самое загадочное преступление и самое необычное расследование Скотленд-Ярда. Реальная история, положенная в основу удивительного, захватывающего романа! 1860 год. Богатый загородный особняк высокопоставленного чинов­ника Сэмюела Кента. Казалось бы, там не может случиться ничего из ряда вон выходящего... Но летней ночью в доме совершается чудовищное убийство, жертвой которого становится трехлетний сын Кента. Дело поручают Джеку Уичеру - знаменитому детективу Скотленд-Ярда, человеку-легенде, ставшему прототипом сыщика Каффа - герои романа Уилки Коллинза «Лунный камень». Уичер сразу понимает - человек «со стороны» просто не смог бы пробраться в особняк Кентов. А это значит, что пол подозрением оказываются все обитатели дома - от слуг до членов семьи...

Samuel Johnson Prize.

Али Смит

Али Смит (род. 1962) – шотландская писательница.

«Если бы я ничего не читал о Башкирии, кроме книг Мустая Карима, и не видел ни одного башкира, кроме Мустая, то и тогда я мог бы считать, что знаю Башкирию и её народ».

Дагестанский поэт Кайсын Кулиев.

Я живу в небольшом поселке Чишмы Республики Башкортостан, название которого переводится как «родник». Да, мой родной край славится своими звонкими источниками, воды которых имеют целебную силу.

Но самым великим даром земли нашей я считаю людей добрых, мужественных, безгранично любящих свой родной край, искренних, мудрых, наделенных талантом.

Я с гордостью могу назвать своим земляком одного из самых известных и уважаемых сынов родной Башкирии Мустая Карима, так как он родился в 1919 г. в деревне Кляшево Чишминского района, что находится совсем рядом с моим поселком.

Вот передо мной его портрет. С фотографии смотрит на меня человек с пышными вьющимися волосами, тронутыми благородной сединой, мудрое лицо излучает доброту, искреннее радушие, на губах улыбка, а глаза печальные. Я нашла запись из его дневников от 3 марта 1978 г. Вот что он писал о себе: «Быть может, я самый грустный весельчак». О чем печалился этот человек?

Наверное вспоминались ему трудные испытания судьбы, через которые пришлось пройти в жизни. Нелегкое было детство. Но даже тогда, будучи еще ребенком, все тяготы голодных лет он переносил стойко. Эта мысль прозвучала и в одной сказке для детей. Он писал: «Эти беды не испугали меня. А закалили и научили быть стойким».

В книге «Мгновения жизни» писатель рассказывал о том, как им с братишкой приходилось целыми днями просиживать с удочкой у озера, в надежде принести домой хоть какую-то пищу. Особенно меня взволновало то, что он и его братишка Ильяс не по-детски терпеливо вели себя при этом и даже ободряли друг друга. А когда уставшие возвращались домой, то Мустай, которому было тогда 13 лет, нес до дома на закорках своего шестилетнего братика. Намного позднее он написал в своей книге: «Если бы люди почаще друг друга поднимали и несли, тогда и раскаяний было бы меньше».

И все-таки, детские годы писатель вспоминает с теплотой: «Однажды, в 1932 году, очень голодный год был, мы поздно пахали. Осенью. Шел дождь. Я пришел усталый, замерзший, голодный, и вдруг дома запахло кашей. Мать откуда-то достала крупы и сварила кашу с тыквой. Вот тогда я был очень счастлив».

Интересно было узнать, как играл и развлекался Мустай Карим, будучи ребенком. «Мы, мальчишки улицы Черчэ, - писал поэт, росли шумно, дружно, во всем подражая взрослым. За околицей у нас были свои игрушечные пашни и луга, мы ежегодно устраивали даже свой сабантуй с бегами, борьбой и другими состязаниями; победители получали в подарок красивые обертки из-под фамильного чая и мыла, которые мы на кануне собирали «с населения», обходя всю улицу».

Мустай Карим родился в ауле Кляш, на берегу прекрасной реки Дёмы. Я думаю, живописная природа стала источником для творческого вдохновения:

Ты знаешь, как на родине моей

Бежит вода жемчужная, как слезы,

Томятся белоствольные березы

В зеленом обрамлении полей?

Стихи он начал писать с 6 класса, а в 16 лет несколько стихотворных подборок было уже опубликовано в печати. Первая книга Мустая Карима вышла в далеком 1938 г. и была названа в духе времени «Отряд тронулся». Велико было мое удивление, когда я узнала, что этот талантливый поэт и писатель, оказывается, был в своем роду всего лишь вторым грамотным человеком! Первым научился читать и писать старший брат Мустая, окончивший после революции начальную школу. А до того никто в большой семье не умел даже подписаться, как впрочем, почти в любой другой крестьянской башкирской семье. «Вместо подписи ставили тамгу (метку), похожую не то на вилы, не то на куриную лапу, - рассказывает писатель. – Эта тамга была у нас вроде родового герба. Ее можно было видеть везде: и на меже земельных наделов, и на сбруе, и на крупе коня, даже на топорище».

Когда началась война, Мустай Карим только что окончил литературный факультет педагогического института. Он сразу ушел на фронт. В армии был начальником связи и начальником штаба артиллерийского дивизиона. Противотанковый артдивизион действовал на самых ответственных передовых рубежах, все время вел жесточайшие сражения. Но и тогда, в боевой обстановке, и позже, лежа с тяжелой раной в госпитале, Карим писал стихи. После госпиталя он стал корреспондентом фронтовых газет и оставался на фронте до последнего дня войны.

Писать и печататься Мустай Карим начал еще до войны. Но настоящая известность пришла к нему с военными стихами.

Поэты – фронтовики! Как много говорят эти два слова! Люди, сражавшиеся за родину, за спасение всего человечества – и боевым оружием, и поэтическим словом. Люди, знавшие самый тяжкий и опасный труд войны и создавшие такую высокую, такую блистательную и, как хлеб, нужную поэзию!

За годы, прошедшие после войны, Мустай Карим много путешествовал и писал. Когда художник или писатель особенно ярко и зримо рисует какую – либо область земли, он как бы дарит ее нам. Земля эта становится для нас родной. Мустай Карим дарит нам в своих произведениях Башкирию. Ее щедрые пашни и заливные луга, ее горы, реки, озера – живут в его стихах многоцветно и живо.

Я иду цветущею долиной

В свой аул из дальнего похода.

Землянику рву и пью горстями

Родников родных живую воду.

Поэзия Мустая Карима задушевна и лирична, а его проза так мудра и понятна.

Меня удивляют и восхищают произведения, адресованные нам, детям. Когда читаешь их, забываешь, что автором является человек почтенного возраста. Настолько тонко прочувствованы детские переживания, тревоги и сомнения. Я уверена, что писатель был прекрасным психологом и точно знал, о чем думает ребенок, что его интересует, что волнует. По поведению и поступкам детей он «читал» их характеры. Это особенно ярко отображено в сказке «Когда Дед Мороз был маленьким».

Я заметила, что и в произведениях для детей писатель поднимает такие важные темы, как честность, трудолюбие, выносливость, преданность в дружбе. Мне очень понравилась его мысль: «Когда есть настоящие друзья, не так страшны даже враги».

Мне кажется, он, как добрый наставник, дает нам мудрые, жизненные советы. Мустай Карим старается оберечь нас от серьезных ошибок. В этом я вижу отеческую заботу о подрастающем поколении. Очень поучительны его рассказы и сказки «Туда или сюда?», «Листик и муравей», «В березовом лесу».

Читая детские произведения Мустая Карима, мне каждый раз кажется, что я беседую с близким мне человеком, который желает мне добра.

Он действительно был очень интересным, доброжелательным собеседником. Однажды Мустай Карим побывал на встрече с педагогами в нашей школе. Было это в 2000 г. Вот что вспоминает моя учительница, Сеничева Т. Ю. : «О чем бы он ни говорил: о профессии учителя, о политике, о своей жизни, он умел вызвать искренний интерес слушателей». Больше всего Татьяне Юрьевне понравилось то, что наш великий земляк воспринимал жизнь оптимистично, вселял уверенность, учил радоваться каждому прожитому дню. Его речь была насыщена искрометным юмором. Хотелось запомнить каждую остроумную фразу, каждое мудрое высказывание. А еще всем очень понравилось, что в общении с учителями, великий поэт и писатель проявлял искреннее уважение. Ни тени высокомерия и намека на его высокое положение! «Общаться с ним было легко и приятно, как с давним другом. После такой беседы на душе было радостно», - рассказала мне Татьяна Юрьевна.

Долгую и интересную жизнь прожил великий сын Башкортостана, Мустай Карим. И прожил ее красиво, достойно, с гордо поднятой головой:

Родившийся человеком

Не ползать по ней рожден!

На ноги став однажды, не упади, держись!

Вот уже несколько лет, как нет этого талантливого человека, но его душа, его мысли живут в его прекрасных произведениях. И чем больше я читаю о нем, тем сильнее возрастает мой интерес к его творчеству и к личности самого Мустая Карима.

У меня есть мечта побывать в его родной деревне. Постоять у знаменитого «Колодца вдохновения», обнять белоствольные березки, так любимые поэтом и писателем. Встать на крутой берег реки Дёмы и ощутить чувство свободы и парения над родным краем. Хотелось бы побеседовать с односельчанами, которые знали его не только по произведениям, а лично были знакомы с Мустаем Каримом. Я думаю, эта мечта скоро осуществится!

Еще в детстве я очень интересовался тем, какое у Дедушки Мороза было детство? Ведь не мог он сразу появиться на свет толстым, седовласым и седобородым, да еще и сразу – то ли с дочкой, то ли с внучкой (версия разнятся), именуемой Снегурочкой. Я интересовался у взрослых, но никто из них не знал ответа на этот вопрос, более того, судя по реакции, взрослые удивлялись самой постановке вопроса.
Прошли годы, я вырос и совсем забыл про собственную детскую проблематизацию дедморозовского детства. Мне напомнила об этой теме шестилетняя девочка. При этом ее вопрос прозвучал в этаком «модернизированном» духе. Если я, будучи шестилетним, интересовался, каким был Дед Мороз, когда был маленький, то юное дитя глобализации поинтересовалось, а «ГДЕ жил Дед Мороз, когда был маленьким мальчиком?»

«Ну что же? – подумал я, – почему бы не воспользоваться шансом, который предоставляет мне моя взрослая авторитетность, и не приобщить ребенка к какой-нибудь яркой неканонической версии биографии любимого детского героя?»

И не преминул. Я рассказал подрастающей барышне о том, что родился Дед Мороз и провел свои лучшие годы (то есть годы детские и юношеские) в Сибири. Юный сибиряк, именуемый Мальчиком Морозом, был настолько добр и смекалист, что под Новый год сам обходил с подарками детей и каждому дарил то, о чем тот и мечтать не смел. Он был неутомимым носителем и дарителем настоящих чудес.

А потом он уехал из Сибири. Сложно сказать почему, может, позвал его кто, может, просто «модно» стало. Так вот, он уехал из Сибири и сразу постарел. То есть превратился в того Деда Мороза, которого мы знаем. И поглупел. Точнее, с ним случился старческий склероз, он теперь забывает дарить детям новогодние подарки, он совершенно перестал соображать в том, что для ребенка могло быть стать настоящим новогодним чудом. Поэтому ему надо писать всякие письма, записки, напоминать о том, что скоро Новый год и пора дарить подарки. И даже четко прописывать, что именно подарить.

Короче, получилось, как в популярной сетевой шутке: «Здравствуй Дедушка Мороз! Пишет тебе первоклассник Вася. Пожалуйста, дочитай это сообщение до конца – это не спам, а реальная возможность заработать…».

Резюмировал я это биографическое описание следующим обобщением: а вот остался бы Дед Мороз жить в Сибири, так и оставался бы всю жизнь молодым, умным, с прекрасной памятью и интуицией.

Девочка, конечно, позадавала кое-какие уточняющие вопросы, ответы на которые позволили мне конкретизировать некоторые моменты неканонической истории Деда Мороза, но это уже не суть важно.

Короче, все, что я, как авторитетный взрослый, мог сделать для воспрепятствования западному дрейфу и для развития регионов Сибири и Дальнего Востока, я сделал. Попробовал настроить одну подрастающую личность вполне определенным образом. На конкретном примере одного лоханувшегося сибиряка.

Хотя, как знать? Может, так оно и было с Мальчиком Морозом, которого неправильный жизненный выбор превратил в Дедушку Мороза.

С наступающим Новым годом! Оставайтесь и в новом году молодыми, умными, с хорошей памятью и интуицией!

Цели:

  • познакомить детей с особенностями уральской зимы, ее отличительными признаками от зимней природы Сибири и Крыма.
  • развивать умение делать умозаключения и выводы.
  • прививать любовь к родному краю.

Оборудование:

  • Атлас Республики Башкортостан под редакцией М.Ф.Хисматова, В.Н.Гнатишина.
  • Карта “Климатические зоны”.
  • Учебник “Живые родники” 3-4 кл. Авторы: Идельбаев М.Х., Сулейманов A.M.
  • Учебное пособие “Цветущий край, благословенный”.Автор Мавлетов B.C.
  • Телеграмма от Деда Мороза.

Ход урока

1. Создание психологического комфорта

Учитель. Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно! Какой сегодня замечательный день. Искрящийся на солнце снег создает нам хорошее настроение. Я надеюсь, что это настроение мы сохраним весь урок еще и потому, что приближается самый любимый праздник детей – Новый год.

2. Введение в тему

У: Начнем наш урок с зарядки для ума. Вашему вниманию предлагается филворд. Отгадайте загадки и найдите слова-отгадки в филворде. Не забывайте, что слова можно читать в любом направлении, (филворды у каждого ученика без ответов.) (Приложение 1 .)

  1. Самостоятельная работа с филвордом.
  2. Проверка выполнения задания.

– Какой общей темой объединены эти слова-отгадки?

Дети: Все слова отгадки связаны с зимой.

3. Актуализация знаний

У: Что вы знаете о зиме?

(Высказывания детей .)

– Зима длится 3 месяца. Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль. Низкая температура воздуха. Земля покрыта снегом, осадки в виде снега.

(Обобщая ответы фиксировать их на доске. Лучше использовать карточки.)

У: Вот как описывает зиму Хабибулла Габитов в своем стихотворении “Зима”.

(Учебник “Живые родники” 3-4 кл.) с. 67.

  1. Чтение стихотворения подготовленным учеником.
  2. Беседа о прочитанном по вопросам в учебнике.

4. Сообщение темы урока.

У: Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об уральской зиме, т.е. о зиме в нашей местности. (Записывается тема урока. Слово “уральская” выделено).

5. Создание проблемной ситуации

У: Почему выделено слово “уральская”?

Изменится ли рассказ о зиме, если мы будем говорить о Сибирской зиме, о зиме в Крыму? Разве зима не везде одинакова?

Д: В разных районах зима протекает по-разному.

У: От чего это зависит?

Д: От климатической зоны, к которой находится данная местность. Чем ближе к полюсу находится климатическая зона, тем холоднее, т.к. меньше угол падения солнечных лучей. Чем ближе к экватору находится климатическая зона, тем теплее, т.к. больше угол падения солнечных лучей.

6. Решение проблемной ситуации

У: В какой климатической зоне находится Урал?

Д: Урал находится в умеренной климатической зоне.

(Ответ сопровождается показом по карте “Климатические зоны”.)

У: По каким признакам определяем приход Зимы в нашей местности?

Д: Замерзают водоемы, земля покрыта снегом it он не тает.

У: Стихотворение Назара Наджми на стр. 69 поможет нам ответить на этот вопрос.

  1. Чтение стихотворения.
  2. Беседа о прочитанном по вопросам в учебнике с. 70.

У: Подумайте, в каком месяце в нашей местности проявляются признаки прихода зимы и в каком месяце они заканчиваются?

Д: С ноября по март устойчивый снежный покров и замерзшие водоемы.

У: Какой вывод о протекании зимы на Урале вы можете сделать?

Д: Уральская зима длится с ноября по март, т.е. 5 месяцев, зимние месяцы - ноябрь, декабрь, январь, февраль, март.

У: Когда же мы были правы (обращаемся к записи на доске ), когда делали первую запись на доске или сейчас.

(Высказывания детей.)

– В первом случае речь идет о календарной зиме – общепринятой. А во втором случае речь идет о сезонной зиме, характерной для данной местности. Интересную информацию об уральской зиме можно прочитать в Атласе республики Башкортостан.

  1. Чтение статьи с. 24-25 в Атласе.
  2. Чтение учеником отрывка о зиме в учебном пособии “Цветущий край, благословенный.” с 87.
  3. Беседа по статьям.

7. Физкультминутка

“Зимняя зарядка”

А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
А какой вышины?
Вот такой вышины
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
– Здравствуй, зима!
Ты хозяйке, поклонись-ка:
Здравствуй, зима!

8. Работа над отличительными особенностями уральской зимы от зимы в Крыму и Сибири

У: Какими играми, забавами вам нравиться заниматься зимой

(Высказывания детей.)

– Какой главный зимний праздник приближается?

Д: Новый год.

У: С каким настроением мы встречаем приход Нового года, Деда Мороза, Снегурочки?

(Высказывания детей.)

– Очень интересно описывает встречу Деда Мороза и детей Асхаль АхматХужа в стихотворении “Дедушка Мороз”.

  1. Чтение стихотворения с 67-68.
  2. Беседа по содержанию.

У: Послушайте стихотворение И.Махониной “Дед Мороз”.

1. Чтение наизусть стихотворения И.Махониной “Дед Мороз”.

Дед Мороз идет по Крыму,
Дед Мороз ругает зиму!
Он обиделся всерьез,
Он расстроился до слез:
Теплый дождь в Крыму идет
В зимний праздник –
В Новый год!
Что тут делать?
Плачь не плачь.
– Надевать придется плащ!
В магазин заходит он,
Просит плащ и капюшон,
Новый зонтик яркий,
Чтоб спасти подарки!
Дед идет по городу -
Выжимает бороду...

  1. Беседа по содержанию.

У: Почему возможно такое явление в Крыму, как дождь в Новый год?

Д: Крым находится в жарком тепловом поясе. Температура воздуха зимой в Крыму –2 °С +10 °С. Почти не бывает снега.

У: Дед Мороз путешествуя по всему миру оказался в Сибири и прислал оттуда телеграмму.

(Дети читают телеграмму и обсуждают.)

Телеграмма

В Сибири ясная морозная зима. Самая низкая температура была зафиксирована –71° С. Слово “Оймякон” в переводе со староякутского значит “свирепый мороз”. Проваливаюсь в снегу по самую шапку. (Дед Мороз. )

У: Где бы вы хотели оказаться в Новый год. Поставьте метку со своим именем напротив записи.

  • на Урале
  • в Сибири
  • в Крыму

– Если бы вы встретились с Дедом Морозом, чтобы вы у него спросили?

(Высказывания детей.)

– Маленькую девочку Альфию из рассказа Myстая Карима “Когда дед Мороз был маленьким” интересовал вопрос “Почему же всегда приходят только деды Морозы, а никогда не приходят мальчики Морозы?”

  1. Чтения рассказа М.Карима с.70-75.
  2. Беседа о прочитанном.

9. Обобщение по теме

  1. Что узнали об Уральской зиме?
  2. Чем зима на Урале отличается от зимы в Крыму и в Сибири?
  3. Что означают понятия сезонная и календарная зима?
  4. Какие башкирские писатели и поэты создали произведения о зиме?

У: Наш урок мы закончим прослушиванием песни “Первый снег” Д.Хасаншина на слова С.Алибаева.

10. Домашнее задание

Нарисовать картину по содержанию стихотворения “Зима” Х.Габитова.

Страницы