Флористика        05.03.2020   

Народные костюмы разных народов. Национальные костюмы народов мира. Национальные костюмы России

Если вы хотите познакомиться с культурой и бытом определенного народа, то вам следует начать с анализа его национального костюма. Здесь каждая деталь полна символизма – цвет отображает эмоции людей, принты – природу и быт, которые их окружают, аксессуары – показывают видение красоты. Итак, какие наряды являются самыми интересными? Начнем!

1. Индия . Традиционным нарядом индийских женщин является сари. С виду оно напоминает длинное платье с рукавом, спускающимся на одну руку, но в развернутом виде это всего лишь прямоугольный кусок ткани, длина которого составляет 5-10 метров. Для декора используется вышивка из блесток и золотых ниток. Сари носят со специальной блузой, которая называется «чоли».

2. Корея . Кореянки носят костюмы «ханбоки», состоящие из светлого жакета (чогори) и длинной юбки (чимы) которая может быть стеганой, однослойной и двухслойной. Обязательным элементом ханбока является тесемка воротник, крепящаяся к нижней части жакета. Завершают образ шелковые туфли с вышитыми цветочными узорами.

3. Япония. Женщины в Японии издавна носили длинные халаты с широкими рукавами, которые в быту называются «кимоно». Чтобы подчеркнуть фигуру используется широкий пояс «оби», который обматывается несколько раз вокруг талии. Кстати, традиционное кимоно состоит из 12 частей и чтобы одеть его приходится прибегать к помощи других людей.


4. Индонезия. Классический индонезийский костюм состоит из женской рубашки (баджи), которая надевается поверх особой юбки со складками спереди (каин или сарунг). Каин шьется из обычной хлопчатобумажной ткани, расшитой шелковыми нитками.


5. Норвегия. Традиционные крестьянские норвежские костюмы называются «бюнад». Дизайн костюма достаточно сложный, дополненный разнообразными оловянными украшениями и вышивками. Женский бюнад состоит из вышитой юбки, рубашки, жилета и чулок. В зависимости от региона проживания изменяется узор и цвет вышивки.


6. Казахстан. Наряд казашек состоял из таких компонентов: верхняя плечевая одежда (напоминает камзол или халат) и широкие штаны. В 18 веке преобладали красный и синий цвета, но со временем платья стали шить из тканей других оттенков. Непременным атрибутом был специальный нагрудник, закрывавший обнаженное тело девушки. Его расшивали тесемками и бисером.

7. Перу. Самым распространенным нарядом считается пончо, украшенное геометрическим узором и широкая расклешенная юбка, достигающая середины икры. В качестве головного убора используется «монтера» - шляпа, которая крепится на затылке при помощи эластичной повязки.


8. Таджикистан. Отличается яркими расцветками и изобилием интересных узоров. Женщины носили платья туникообразного покроя, в сельской местности – из гладкой материи, в горных районах – расшитые шелком. Под платье надевались широкие шаровары с напуском у щиколотки. Голову покрывали тюбетейкой или платком.


9. Украина. Самой запоминающейся чертой украинского народного костюма является вышивка, украшающая сорочку, жилет, подол юбки и пояс. По узору сорочки можно даже определить откуда она происходит (в каждом регионе есть определенная комбинация цветов) и какой смыл был заложен в узор. В качестве аксессуаров к украинскому наряду использовали коралловые бусы, венки ручной работы. В настоящее украинская вышиванка очень популярна среди людей всех возрастов и ее носят даже на работу.


24 ноября 2011, 15:21

Я всегда интересовалась различными костюмами различных стран и эпох. По-моему, через костюмы можно очень многое понять о стране и о времени. Во все времена женщины любили украшать себя и делали это всеми возможными способами. И конечно, одежда играла огромную роль в любом обществе. Я хотела бы представить вам костюмы разных стран мира... Азербайджан Простота кроя и богатство отделки - вот и вся философия восточного костюма. Именно так традиционно одевались и азербайджанцы, потомки древних тюркских племен, представители одного из крупнейших и древнейших народов Кавказа
Англия Хотя Англия и является страной с богатыми национальными традициями, она, строго говоря, не имеет четко определенного национального костюма. В качестве примера английского народного костюма часто приводятся костюмы танцоров, исполняющих танец моррис. Аргентина Национального костюма в Аргентине как такового не существует.Аргентина-страна переселенцев из Италии,Испании,Германии, Украины и т.д.,которые сохраняют свои традиции.Лишь одежду пастухов гаучо и их жен можно отнести к национальной одежде этой южноамериканской страны.Белоруссия Белорусский костюм, имея общие корни с украинским и русским национальными костюмами и формируясь на основе взаимовлияния литовской, польской, русской и украинской традиций, тем не менее отличается самобытностью и является самостоятельным явлением. Болгария Народный болгарский костюм весьма разнообразен и фасонами одежд, и своими красками. Известная нам сегодня его форма сложилась еще в феодальный период и развивалась в последующие столетия.Бутан В Бутане мужские костюмы называются "гхо", а женский "кира" Гавайи Один из самых популярных и простых костюмов гавайский
Германия Традиционным костюмом баварцев(немцев) является достаточно известный трахтен (нем. Trachten) - и мужской и женский костюмы и дирндль (нем. Dirndl) - только женский национальный костюм. Название Trachten пришло из эпохи романтизма, именно в те времена заговорили о национальных традициях, о том, как люди жили, говорили, пели, праздновали и одевались, и что считалось основой культуры нации. Греция
Грузия В грузинской трад. одежде были, как для роскошной и изысканной, для знати, так и попроще, для ремесленников и людей победнее, были и строгая элегантность мужественности, и нежная грациозность женственности, в ней были ярко высвечены характер человека, род его занятий, привычки.
Египет В Древнем Египте наиболее распространённым типом одежды была одежда драпированная, позже - накладная, но никогда не распашная. Покрой и форма одежды (как мужской, так и женской) на протяжении веков менялась очень медленно; долгое время одежда разных сословий отличалась только по качеству ткани и по отделке.
Индия Индийская одежда женщин зависит от региона страны. Традиционная индийская одежда, без которой невозможно представить себе индийскую женщину называется сари. Сари-это национальная индийская одежда, отличаются по виду, материалам, вышивке в разных регионах. Испания Испанский народный костюм, в том виде, который он стал фактом изобразительной культуры, сложился в XVIII-XIX веках. Его формированию способствовала культура махо - социального слоя испанских щёголей из простонародья, подчеркивавших свое происхождение. Казахстан Ранее имело место сознательное уничтожение традиций на протяжении всего XX века. За семидесятилетний советский период в Казахстане боролись с традициями как с «пережитками прошлого» Но сегодня Казахстан уверенно становится на дорогу возрождения своей культуры.Китай В китайском национальном костюме много красного и золотисто-желтого цвета, которые традиционно считаются цветами богатства и благополучия.
Норвегия Дизайн норвежского национального костюма разработан на основе местных народных костюмов, которые были на грани исчезновения. ОАЭ - Объединённые Арабские Эмираты Одежда бедуинских женщин в древние времена вполне соответствовала мужской. Португалия В португальской одежде доминируют красный и черный цвета, мужчины носят жилеты с кушаками, а женщины – широкие юбки с передниками. Россия Отличительная особенность русского национального костюма - большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы. Турция Традиционные костюмы турков отличаются наибольшим разнообразием среди тюркских народностей.Украина Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах ее ношения, цветовом декоре, украшениях. Франция Женский народный костюм состоял из широкой юбки со сборками, кофты с рукавами, корсажа, передника, чепца или шляпы. Мужской костюм – это штаны, гетры, рубаха, жилет, куртка (или широкая, доходящая до середины бедра блуза), шейный платок и шляпа.Чехия В Чешской Республике в областях с традиционным географическим делением, костюмы различных народных слоёв пережили сложный процесс развития. Япония С середины XIX века Кимоно является японским «национальным костюмом». Также кимоно является рабочей одеждой гейш и майко (будущих гейш).
Конец))) Надеюсь вам понравилось... на этот пост у меня ушло больше 2 часов)))

Национальный костюм — важная часть страны, рассказывающая о ее истории, культуре, традициях и укладе местных жителей. Мы можем знать что-то поверхностное о той или иной части света, но, когда речь заходит о незнакомых странах, например, о Японии, нам сразу приходит в голову кимоно или клетчатый килт, если речь идет о Шотландии.

В каких-то странах часть национальной одежды превратилась в анахронизм: в России можно увидеть костюм лишь в музее или на выступлении фольклорного ансамбля. А в Индии — это часть повседневной жизни: женщины учатся ходить в сари с раннего возраста.

В этой статье мы расскажем про наиболее красочную и интересную национальную одежду.

Национальные костюмы Японии

Кимоно шьется по одному образцу, не связанному с чьей-то конкретной фигурой и ее особенностями. Варьируется только длина. Силуэт подчеркивает лишь талию и плечи. В комплекте с ними носят тапочки дзори, похожие на современные шлепанцы-вьетнамки на небольшой платформе.

Правда, сделаны они из дерева, что сильно деформирует стопу в дальнейшем (их по-прежнему носят во время отдыха или летом, когда нет дождей).

В многотысячной уличной толпе Токио все еще можно встретить женщин, одетых в кимоно. Хотя и Японцы в последнее время сетуют на то, что национальный костюм постепенно уходит в небытие. Но лишь из-за того, что такая одежда сковывает движение, спешить в ней не получится.

Если вам посчастливиться попасть в Японию, вы поразитесь тому, как жители преданы к одежде своей страны.

Даже после Второй Мировой войны и американской оккупации произошло необъяснимое возрождение национального костюма.

Национальные одежда в Шотландии

Это первая страна, с которой у нас ассоциируются словосочетание «национальный костюм». Шотландская клетка (тартан) — это не просто клетка. Ширина пересекающихся полос и их цвет расскажет об определенном клане, населяющую ту или иную местность. Соблюдение этой традиции важно для шотландского народа.

Мужские килты и женские юбки шьются из тартана определенной расцветки, соответствующие их клану.

В настоящее время в Шотландии редко встретишь кого-то в национальном костюме, часто это дело особых случаев: национальных праздников, фестивалей, свадеб, футбольных матчей, встречи шотландской диаспоры в других странах и так далее.

Национальные костюмы Бутана

Бутан — это единственная страна в мире, где местное население обязано носить национальную одежду. Национальный дресс-код (Дриглам Намжа) носят все, без него не пустят ни в одно государственное учреждение или другое приличное место, это нарушение общественного этикета. К туристам это, конечно, не относится.

Национальный костюм представляет собой подпоясанный халат — гхо. Дополнительно к нему одевают специальный шарф. У простолюдин он белый, у короля — желтый. Кто-то снимает верхнюю часть халата, когда на улице жарко или поддевают брюки, или спортивные трико, когда холодно. В целом, местных жителей это устраивает.

Как-никак, в Бутане вместо ВВП — индекс счастья.

Одежда в Индии

Это многонациональная страна. Как-никак здесь говорят на 447 языках и 2000 тысячах диалектов. Поэтому национальный костюм и его особенности разнятся в зависимости от штата. Даже влияние европейского масс-маркета, его дешевизна и практичность не смогли снизить популярность сари, патиала, дхоти и шервани.

Сари — это широкая полоска ткани (обычно 5-10 метров) , которая драпируется вокруг тела женщины специальным образом. Как правило, ткань обматывают несколько раз вокруг талии, а оставшийся «хвостик» перебрасывают через плечо, оголяя живот.

Для туристов продаются специальные подробные схемы про то, как правильно «замотать сари». Правда, иностранке в таком костюме особо не походишь, он годится только для фотосессий.

Искусству грациозной носки этой национальной гордости девочки-индианки обучаются с 10-12 лет.

Сальвар-камиз — еще одно популярное одеяние у индианок. Мода на нее зародилась в Афганистане и со временем перекочевала в Индию. Этот красивый, практичный наряд популярен до сих пор, немного упростив свой внешний вид. Сальвар — шелковые шаровары, камиз — туника, доходящая до середины бедра.

Мужчины из рабочих каст носят дхоти — искусно задрапированная набедренная повязка. Джентльмены побогаче предпочитают шервани (длинный, расшитый сюртук) в сочетании с шароварами и тюрбаном (особенно этот головной убор популярен у тех, кто исповедует сикхизм).

Что носят в Перу

Именно пончо является основой национального костюма перуанцев. Оно удобное и простое, долго держит тело в тепле. Изготавливаются из пряжи альпаки. Такая одежда получается очень легкой, теплой и потрясающе ноской. Узор на пончо — это не просто украшение, а особая примета , которая расскажет к какой деревне или общине относится перуанец. По краям пончо украшается бахромой. Именно из Перу пончо перекочевало в американские и европейские масс-маркет магазины, правда такая фабричная вещь сильно растеряла свою функциональность.

Женский образ немыслим без смешной шляпы с вогнутыми полями — льикльи.

Боливийские национальные костюмы

Этой южноамериканской стране больше половины населения ходят в национальной одежде. Инициатором возрождения традиционного костюма стал нынешний президент Эво Моралес. По происхождению он индеец народности аймара.

Обязательные элементы женского костюма аймара — многослойная юбка, белая блузка, массивная шаль и шляпа котелок (подобные носили английские джентльмены начала прошлого века). Не смотря на кажущуюся простоту, стоимость одного комплекта может достигать несколько тысяч долларов.

История про то, как шляпа-котелок стала must-have женского образа, заслуживает целой книги. Но если вкратце, то в начале 20-х годов прошлого века предприимчивый торговец привез большую партию мужских котелков. Но товар рыночным спросом не пользовался. Чтобы как-то избавиться от партии хотя бы в ноль, бизнесмен внушил местным женщинам, что шляпы приносят плодородие. Такая реклама стала действенной, с тех пор шляпа стала основой костюма. Образ дополняется украшениями из золота и серебра, массивными брошами из бисера и серьгами.

Наиболее типичной народной одеждой Аргентины считается костюм GAUCHO ( ГАУЧО ). Гаучо - это житель сельской местности(крестьянин), проживающий на равнинах Аргентины (а также таких стран, как Уругвай, Бразилия (южная зона), Чили), занимающийся скотоводством, - наиболее типичный образ аргентинского фольклора.

Происхождение слова "GAUCHO" точно неизвестно. Предполагают, что оно произошло от слова "quechua "("huachu","huajcho" ), что означает "сирота", "бездомный". Испанские поселенцы превратили термин "дети-сироты" в "гаучо"(бродягa, бездомный), т.е. слово носило негативный оттенок. В южной части Бразилии их часто называют "Gaudério" или "Gaucho".



Существует также предположение, что креолы и метисы стали произносить слово "GAUCHO", модифицировав введенное испанцами слово "chaouch", которое в переводе с арабского означает "пастух животных". Первые гаучо появились в пампах Аргентины примерно в 1600 году. Имеют испанские корни.

Они очень почитаемы в современной Аргентине, так как неоднократно защищали страну в различных военных конфликтах, в частности в войне за независимость. Есть даже официальный праздник День ГАУЧО, который отмечается ежегодно 6 декабря.

Современный гаучо-это как бы латино-американская "версия" ковбоя. Да, по типу работы-разводить и пасти скот, при этом быть отличным всадником, -они имеют сходство, но именно в одежде южно-американские и северо-американские ковбои имеют значительные различия. Образ гаучо неотделим от его одежды.

КОСТЮМ МУЖЧИНЫ- ГАУЧО

На рисунках вверху: составляющие одежды ГАУЧО

В центральных провинциях костюм гаучо характеризуется тем, что состоит из белой рубашки, длинных брюк, заправленных в черные сапоги со шпорами, короткого жакета(сorralera) или жилета с боковыми карманами, чтобы было куда положить табак и листы коки;

кожаного ременя с металлическими украшениями и застежкой,одевается также длинный тканый пояс (faja), он может доходить в длину 2м 80см, в ширину-18 см. Он несколько раз обворачивается вокруг талии и может доходить до линии груди. К нему прикреплается кинжал и другой инструмент гаучо.

Кроме традициооных сапог носятся так называемые "botas de potro"- обувь, сделанная из кожи, снятой с нижней части задней ноги лошади.

Шелковый платок(рañuelo )завязывается на шее так называемым республиканским узлом (обычно платок он красного, черного или небесного-голубого цвета). Этот платок может служить и защитой от мошкары, когда его одевают под шляпу и прикрывают им шею.

Костюм дополняет шляпа с неширокими полями, отделанная кожей (эта шляпа - небольшое, но очень надежное укрытие во время дождя или палящего солнца кордильер). Шляпа закрепляется на подбородке тесемкой (barbacho ) , чтобы не спадала во время работы. Очень распространен у гаучо берет- "boina". В холодную погоду важнейшим атрибутом одежды является шерстяная накидка-пончо, прикрывающая наездника в более холодное время года. Есть и менее плотная накидка-плащ - pala , которая шьется из хлопка, тонкой шерсти, шелка. Носят эту накидку летом. Есть и пончо-пала-демисезонная верхняя одежда.

В других аргентинских провинциях сапоги из кожи традиционно черного или темно-коричневого цветов и широкий пояс также типичны, однако брюки более широкие(bombachos ) и напоминают шаровары.

Поверх шаровар может одеваться чирипас (chiripas )- кусок плотной ткани, как правило шерстяной, тканой, который определенным образом пропускается между ног и закрепляются на поясе. Для работы чирипас шьется из более из плотных тканей, для праздников- из легких тканей. Для работы может изготавливаться и из тонкой кожи.

В качестве нижнего белья -calzoncillos -белые хлопчатобумажные(льняные, шерстяные) панталоны, по низу украшенные кистями, воланами, вышивкой. Они выглядывают из-под брюк и придают одежде особый шик.

Специалисты по истории костюма отмечают несколько этапов эволюции одежды ГАУЧО. Вот, как выглядела она в XIX веке.

Raimundo Quinsac Monvoisin,
«Soldado sentado», óleo sobre cuero, (1842).

ОДЕЖДА ЖЕНЩИНЫ-ГАУЧА

Паисана(гауча) и гаучо. Фото XIX века

КОСТЮМ ЖЕНЩИНЫ ГАУЧА ( также зовется "paisana", "china" "guaina" (en el norte litoraleño), "gaucha", "prenda".) очень прост и состоит из длинной двухслойной юбки (palleta), которая доходит почти до пяток, белой блузы с широким пышным рукавом, зачастую без рукавов, жакета, нашейного платка, шляпа как у мужчин; обувь-черные лакированные ботинки.

Для верховой езды омогут одеваться как мужчины. Такой костюм был типичным до конца пятидесятых, сейчас его можно увидеть в основном во время народных празденств.

Одежда. Украшения

Традиционную одежду индейцы делали из шкур бизонов, оленей, антилоп или горных баранов. Однако с начала XIX века все чаще использовалась одежда, сшитая из тканей, производимых белым человеком. Завоевывали популярность готовые изделия - жилетки, рубашки, мундиры, шляпы, платки, шали. Тем не менее всё это уступало по прочности и теплу бизоньим шкурам, и большинство индейцев одевалось зимой именно в них, чтобы уберечься от мороза. Летом шкуры лежали, обработанные жиром и землей от насекомых-вредителей, и индеец гордо ходил в ситцевой рубашке, шерстяном одеяле и суконных леггинах. Но любой обуви индейцы предпочитали всё же традиционные мокасины. Традиционная кожаная одежда использовалась также в религиозных церемониях, на охоте и на войне. Она была своеобразно устроена и украшена бисером, иглами дикобраза, перьями и ценилась более высоко, чем любые европейские товары. Однако, мужская набедренная повязка из красного или темно-синего сукна, а также шерстяные одеяла стали неотъемлемой частью индейского костюма.

Принцип изготовления одежды

1. Раскрой и общий вид военной рубахи:

а) вышитая бисером или иглами дикобраза полоска оленьей кожи.

б) скальповая прядь.

2. Раскрой кожаных леггин

3. Общий вид кожаных и шерстяных леггин

4. Выкройка и общий вид мокасин с твердой отдельно пришивающейся подошвой:

а) суконная обшивка; б) формы язычков.

5. Орнаменты на мокасинах:

а - Сиу; б - Ассинибойны; в - Кроу; г - Команчи; д - Черноногие; е - Чейенны.

Мужская одежда включала в себя рубаху, леггины - две отдельные штанины, которые крепились к поясу наподобие чулков. К этому же поясу крепилась и набедренная повязка - длинный узкий кусок ткани, который проходил между ног и, пропущенный под пояс, свободно свисал спереди и сзади.

Мокасины были двух типов: древний вариант, сшитый из одного куска кожи, и более совершенный - с отдельно пришивавшейся подошвой из прочной и толстой кожи.

В холодное время экипировка дополнялась накидкой из шкуры бизона или шерстяным одеялом; могла быть использована и сшитая из одеяла своеобразная длинная шинель с капюшоном - так называемый капот. В сильный холод надевали рукавицы и примитивного покроя меховые шапки.

Насколько богато украшалась одежда воина, зависело от его боевых заслуг. Основной отделкой служила вышивка из игл дикобраза или позднее из бисера. Она пришивалась на рубаху - на рукава, плечи - и на леггины. В старину часто украшали рубаху на груди и на спине большим круговым орнаментом. Узоры обычно заключали в себе магический смысл - рубаха обретала защитные свойства, оберегая своего хозяина. Да и без всякой мистики широкие бисерные полосы играли роль панциря. Бисер, который индейцы покупали или выменивали у белых торговцев, представлял из себя стеклянные бусинки, порой довольно крупные (так называемый «конский бисер»). Они вполне могли защитить от скользящего удара ножа или стрелы.

Все традиционные рубахи отделывались бахромой - или из длинных полосок кожи, или из шкурок горностая, или из скальпов. Бахрому из скальпов носили только выдающиеся воины. Человеческие волосы часто чередовались с конскими. Последние символизировали захваченных лошадей, а если были выкрашены в красный цвет, обозначали убитых в бою лошадей, принадлежавших хозяину рубахи.

Нередко рубаха покрывалась рисунками и знаками, отражавшими славные боевые деяния. Например, поперечные полоски на рукавах показывали количество ку, подковы - число захваченных лошадей, трубки - сколько раз индеец был предводителем военного отряда и т. д. Иногда рубаху раскрашивали в два цвета - верх в сине-зеленый, символизирующий небо и мир, низ - в красно-коричневый, соответствующий земле и войне.

Леггины во многом повторяли отделку рубахи, тоже обладали магической силой и отражали послужной список хозяина.

Надо сказать, индейская одежда, в том числе и военная, зависела от моды. Менялись крой и формы, вышивки и разрисовки. Пожалуй, каждое племя имело своеобразную и характерную технологию изготовления одежды и собственный стиль вышивки. Человек с наметанным глазом безошибочно определял по одежде, из какого племени индеец. Например, у мокасин даже подошва имела определенную форму, и по её отпечатку опытный разведчик опять же мог узнать, индеец какого племени оставил следы. И уж тем более орнамент и отделка мокасин, несмотря на множество вариаций, говорили всё об их владельце.

Вождь канадских Ассинибойнов (Стони) в парадной одежде 1870–1900 гг.

Вышивка бисером

I. Техники и стили вышивки:

а) Ленивый стежок;

б) Стежок «Кроу»;

в) Стежок на месте.

г) Общий вид вышивки ленивым стежком

Такую технику применяли Сиу, Чейенны, Арапахо, Ассинибойны, Гро-Вантры, Кайова, Команчи, Пауни, Понка, Омаха, Кайова-Апачи, Арикара, Хидатса, Манданы, Шошоны.

д) Общий вид вышивки стежком «Кроу»

(Кроу, Черноногие, Сарси, Кри, Банги, Ассинибойны, Гро-Вантры, Юта, Шошоны, Хикарилья, племена плато).

е) Общий вид вышивки стежком на месте

Эта техника использовалась при вышивке так называемых «растительных орнаментов». Растительный орнамент характерен в основном для племён «фермеров» центральных и южных равнин (Понка, Омаха, Канза, Кэддо, Оседжи и др.) и для кочевников северных равнин (Сарси, Кри, Черноногие, Банги, Стони), хотя такие орнаменты использовали все племена, пожалуй, за исключением Чейеннов и Арапахо.

II. Значение Бисерной Символики:

1, 2. Человек.

3. Голова.

4. Глаз. 5. Сердце.

6. Пуповина. 7. Сердце и легкие. 8–9. Орел. 10–15. Перо. 16. Перья. 17. Бизон. 18. Кишечник бизона. 19. След антилопы. 20. След лося. 21. Бабочка. 22–23. Черепаха. 24. Лягушка. 25–26. Стрекоза. 27–28. Звезда. 29. Утренняя Звезда. 30. Млечный Путь. 31. Солнце. 32–34. Горы. 35–36. Типи. 37. Сумка. 38. Дороги. 39. Сушилка для мяса.

40. Река.

Бизонья накидка или попросту выделанная шкура бизона нередко служила не только одеждой, но и как бы зачетной книжкой воина. На ней изображались боевые заслуги хозяина - геометрические фигуры или пиктографические картинки, эдакие пляшущие человечки, главный из которых - обладатель накидки - жестоко расправляется со своими врагами.

Особого внимания заслуживают украшения-панцири из так называемых хэа-пайп - «волосяных трубок». Их так назвали потому, что первоначально использовали как украшения для причесок. Они появились у индейцев равнин к 1800-м годам. Украшения изготавливались в Нью-Джерси и попадали к индейцам от белых торговцев. Сначала это были трубки из раковин «конча», позднее из меди или серебра. Но металл не пользовался популярностью. Со второй половины XIX века распространились костяные трубки - с этого времени можно вести отсчет эпохи хэа-пайп, которая длится до сих пор. Шейное украшение из нескольких рядов костяных трубок стало как бы символом принадлежности к индейской нации. Кроме ожерелья, хэа-пайп использовались как подвески к серьгам, бусы и даже большие нагрудные украшения, которые одновременно служили и панцирем, для этого трубки соединялись в несколько рядов и закрывали грудь и живот воина. А иногда такой панцирь доходил до колен. Наибольшей популярностью хэа-пайп пользовались у индейцев южных и центральных равнин- Кайова, Команчей, Кайова-Апачей, Арапахо, Чейеннов, Оглала-Сиу.

Среди этих же племен были распространены довольно массивные нагрудные украшения из мельхиора - большие кресты или различные пекторали. Они украшались гравировкой и подвесками из металла. Подобные пластины опять же могли защитить от ножа, стрелы и даже пули.

Крест и пекшораль из мельхиора

Все индейцы любили медали. Они носили их на груди на шелковых лентах, иногда по нескольку штук. Медали попадали к индейцам: с востока - американские, с северо-востока - английские, с юго-запада - испанские, с северо-запада - русские. Все белые колонизаторы при заключении договоров обязательно вручали индейцам медали «в знак мира и дружбы». Медаль являлась гордостью вождя или воина, и при любом мало-мальски удобном случае он надевал её как знак признания его заслуг и значимости, да и просто как красивую вещь.

Большую популярность среди степных индейцев имели экзотические раковины денталия и каури, которые шли на расшивку одежды, на изготовление ожерелий и серег. Из традиционных материалов использовались большие речные раковины, молочные зубы лося, когти медведя.

Женская одежда состояла из длинного платья из кожи или ткани, мокасин и леггин, которые были короче, чем мужские, и крепились над коленом. Нередко мокасины и леггины составляли одно целое, и напоминали скорее высокие сапоги. Платье украшалось вышивкой из игл дикобраза или бисера. Для его отделки применялись также монеты, напёрстки, бубенцы, раковины каури и денталия, лосиные зубы. У дочери богатого индейца иногда платье было целиком расшито бисером.

Одежда женщины-воина в общем не отличалась от обычной женской одежды, разве что в торжественных случаях надевались мужской головной убор из перьев или медаль. Впрочем, известен случай, когда девушка-воин во время военного похода носила мужскую одежду.