Необычные растения        21.09.2019   

Неизвестные факты о женщинах древнего рима. Положение женщины в обществе древнего рима. Мария Пророчица — знаменитая женщина-алхимик

Женщины-гладиаторы считались легендой в течение многих лет. Тем не менее, десятилетия исследований позволили, наконец, подтвердить их существование и роль в древнеримской культуре гладиаторских боев. /сайт/

Женщин-гладиаторов часто называли амазонками. Римляне любили бои женщин-гладиаторов на арене Колизея, их считали подобием легендарных амазонок с востока. На древних рельефах изображены женщины-гладиаторы, одетые и оснащённые как мужчины-гладиаторы, но между ними всё же есть некоторые существенные различия.

Прежде всего, женщины-гладиаторы не носили шлемы и туники, вместо туники они надевали набедренную повязку. Они также использовали меч под названием Гладиус, щит, носили защитные приспособления на руках и ногах. Некоторые мужчины-гладиаторы тоже не использовали шлем, но у женщин была другая причина не использовать его -они хотели показать свои причёски, то есть свой пол.

Бараки для гладиаторов в Риме, построенные императором Домицианом (81-96 н.э.), сзади расположен Колизей. Фото: Public Domain

Символ римского тщеславия

Женщины-гладиаторы появились в Риме в период упадка и роскоши. Согласно записям Диона Кассия, Петрония и Ювенала, женские бои были очень популярны, но редки, так как женщин-гладиаторов было немного. Их также использовали в качестве сексуальных объектов для римской элиты. Бои женщин-гладиаторов были частью жизни верхушки общества, иногда их приглашали в частные дома, чтобы развлечь гостей.

Гладиаторши. Фото: trooper111/CC BY-NC-SA 3.0

Основное различие между мужчинами и женщинами гладиаторами в том, что женщины не были рабами. Возможно, в более поздние периоды женщины-рабыни боролись на аренах, но первые гладиаторши были свободными женщинами, как правило, состоятельными римлянками, которые любили воевать и рассматривали бои как форму развлечения, спорт, или хотели играть особую роль в обществе.

По свидетельству Тацита (56-117 гг.), благородные мужи не ходили на бои гладиаторов-женщин, которые были чрезвычайно популярны. Тем не менее, он упомянул, что однажды сенаторы опозорились, наблюдая за женским боем в амфитеатре.

Женщины боролись не для того, чтобы заработать деньги, так как уже были богаты. Они искали внимания, азарта и славы. Для участия в состязаниях они должны были получить специальное разрешение от человека, который организовал бои.

Упоминания о женщинах-гладиаторах в исторических записях

Женщины-гладиаторы, вероятно, появились впервые во время правления императора Нерона. Римский историк Дион Кассий описал женские бои, организованные в знак уважения к матери Нерона: «В честь своей матери он (Нерон) проводил самый великолепный и дорогой фестиваль в течение нескольких дней в пяти или шести театрах сразу... Было ещё одно представление, наиболее позорное и шокирующее, когда мужчины и женщины не только низкого, но и высшего сословия стали исполнителями в оркестре, в цирке, в охотничьем театре, потеряв своё достоинство...; они ездили на лошадях, убивали диких зверей и сражались как гладиаторы, некоторые по своей воле, а некоторые по принуждению».

Другие императоры Рима также любили приглашать женщин-гладиаторов в свои дома, на вечеринки и другие торжества на больших аренах. Есть записи периода царствования императора Домициана (81-96 гг.). «Часто Домициан проводил бои в ночное время, а иногда выпускал на арену карликов и женщин бороться друг против друга», - писал Дион Кассий.

Карлики на римской арене. Фото: CC BY-NC-SA 2.0

Септимий Север тоже устраивал женские бои примерно до 200 г. н.э., а потом запретил их, не желая превращать их в шоу, где знатные женщины вели себя непристойно. Эту точку зрения поддержал также император Гонорий, который положил конец боям гладиаторов в 399 году. Последний бой прошёл в Риме 1 января 202 года.

Археология раскрывает тайну

Археологические данные подтвердили существование бойцов женщин, которые были описаны в древних римских текстах. Одно из самых важных археологических свидетельств - мраморная плита в Галикарнасе (Бодрум, Турция) I - II вв, которая доказывает, что женщины гладиаторы рассматривались как сексуальные объекты. В настоящее время плита находится в Британском музее. На ней изображены две амазонки, как их называли в то время. Изображение соответствует описанию женщин-гладиаторов известными древними писателями.

В 2001 году в Саутварке, Лондон, нашли скелет римской женщины, идентифицированной как женщина-гладиатор. Её похоронили как изгоя, за пределами главного кладбища. В могиле находилась гончарная лампа с изображением павшего гладиатора и чаши с обожжёнными шишками сосен, посаженных вокруг Лондонского амфитеатра. Однако некоторые исследователи до сих пор не уверены, была ли эта женщина гладиатором или женой гладиатора.

Рельеф с изображением двух женщин гладиаторов в Галикарнасе. Фото: Public Domain

2 июля 2010 года в Креденхилле, Херефордшир, Англия, археологи обнаружили останки других женщин, которые могли быть гладиаторами. Погребение содержало деревянный сундук, окованный тремя железными полосами и забитый железными гвоздями. Кости таза и череп были обычного размера, но кости ног и рук были крупными, то есть эти женщины имели сильные развитые мышцы.

Со временем археологи могут обнаружить больше доказательств существования женщин гладиаторов, тогда они выйдут из сферы легенд и станут реальной частью римской истории.

На рассвете Римской империи положение женщины в обществе было плачевным. Она представляла собой имущество, которым владел муж, а в раннем возрасте - отец. Молодых девушек выдавали замуж, закрепляя тем самым сделку между двумя влиятельными семьями.

Прелюбодеяние женщины расценивалось как посягательство на имущества мужчины и жестоко наказывалось, но в отношении мужчин все было иначе. В знак крепкой дружбы или гостеприимства, мужчина мог предоставить для ночной утехи свою жену, и это считалось нормальным. Женщина не могла противиться воли мужчины, т.к. к ней относились как к вещи.

Также одним из обычаев Древнего Рима была евгеника. Многие ученые считают, что именно оттуда этот обычай переняли некоторые народы мира. Обычно к ней прибегали менее статусные семьи, которые жаждали на генетическом уровне улучшить свое потомство. Для этих целей обычно использовались мужчины выше по рангу, положению в обществе.

Муж отправлял свою жену в дом статного мужчины, и она находилась там до тех пор, пока не забеременеет. Но после рождения отцом ребенка считался глава семейства, а не биологический отец.

Также мужчины отдавали своих жен во временное пользование иногда за вознаграждение, иногда в знак дружбы, или же для оплаты какой-либо услуги или товара.

С появлением кровной семьи и смены полигамии на моногамию, общественный статус женщин повысился. Через некоторое время положение женщины в Риме стало лучше, и развивалось в положительном русле.

К примеру, в этот период греческая женщина также была ограничена в отношении выбора спутника жизни и создании семьи, но римская барышня уже имела право выбирать себе мужа, при этом, в семье она считалась матерью, хозяйкой дома. Мужчины в семье обязаны были ее уважать и ценить.

Такая резкая смена обычаев и привычек немного шокирует, но все это произошло благодаря матриархату, который предшествовал этим коренным изменениям.

При этом то, что даже для некоторых сегодняшних народов является невозможным, во времена Рима уже существовало. Речь идет об образовании женщин. Девочки получали начальное образование наравне с мальчиками, при этом им никто не запрещал в дальнейшем учиться.

Помимо этого, женщин никто не запирал в доме, они также ходили в театры, цирки и на всевозможные представления, а также вечеринки, если их так можно назвать.

Римские женщины организовывали свои клубы, иногда они были исключительно для замужних, а некоторые принимали всех, вне зависимости от статуса девушки.

В этих клубах не преподавали уроки кройки и шитья, там женщины иногда решали даже государственные вопросы. К примеру, в 396 году до н.э. Рим воевал с Вейи, и на одном из таких собраний женщины решили сдать все свои золотые украшения в государственную казну.

Также в римском обществе женщины-матроны (т.е. замужние, к ним также относили овдовевших и разведённых) были разделены на несколько рангов.

Первый ранг был самый высокий, в него входили все родственники императора женского пола. Эти женщины могли позволить себе все, но, конечно, не нарушая внешние нормы приличия.

Они могли устраивать приемы или забыть о них на некоторое время. Но в случае, если эта дама решила все-таки провести вечеринку, никто из приглашенных не имел права отказаться. Они должны были следить за модой и всегда соответствовать ей. Никто не имел права обойти их приглашением на какое-либо крупное мероприятие, это считалось верхом бестактности.

Ко второму рангу относились женщины, которые составляли основной актив общества. Они были обязаны регулярно устраивать приемы. К ним относились высокопоставленные дамы, умные или влиятельные. Они должны были обязательно следовать моде и принимать активное участие в общественной жизни. Но при этом они не имели права высказывать свое мнение на людях, думать они конечно могли, но высказываться, и тем самым будоражить общественность, запрещалось.

К третьему уровню относили замужних женщин или матрон, как их называли. В отличие от первого и второго уровня, они были намного свободнее в своих желаниях. Они могли принять приглашение на прием или же отказаться. Они могли или устраивать приемы, или нет, а также приглашать кого душе угодно.

К четвертому рангу относили матрон, которые упали в глазах общества. Или не таких активных, или же чем-то прогневавших авторитетных дам.

Был и пятый ранг в римском обществе - в него входили все незамужние девушки, иностранки и представительницы плебса.

Не под один ранг не подпадают жрицы – версталки, они занимают свою особую нишу в обществе, но при этом полностью освобождены от бремени светской жизни, моды и правил. Они руководствуются обычаями и традициями. Подвластны они только Великому Пантифику и Богам.

Из этого экскурса в историю можно сделать вывод, что женщины в Древнем Риме имели обширные свободы и права. Некоторые мужчины того времени даже говорили, что они управляют всеми мужами, а ими их жены. Женщины негласно были такой же политической силой, как и их мужья.

Выражение « За каждым успешным мужчиной стоит сильная женщина» - характеризует положение женщин в римском обществе.


Ирина Шведова


Люди, которые интересуются историей, знают о Римской империи достаточно много - и о её правителях, и о законах, и о войнах, и об интригах. Но куда меньше известно о римских женщинах, а ведь на женщине во всем времена держалась не только семья, но и устои общества. И Древний Рим не исключение.

1. Римские женщины и грудное вскармливание



Богатые римские женщины обычно не кормили грудью своих детей. Вместо этого они передавали их кормилицам (обычно рабыням или нанятым женщинам), с которыми заключали договор на вскармливание. Соранус, автор известной работы II века по гинекологии, писал, что молоко кормилицы может быть предпочтительнее в первые дни после рождения. Обосновывал он это тем фактом, что мать может быть слишком истощена, чтобы полноценно кормить грудью. Также он не одобрял слишком частое кормление по факту того, что ребенок проголодался, и рекомендовал в шестимесячном возрасте уже переводить ребенка на «твердую» еду, такую как хлеб, смоченный в вине.


Но это не нашло поддержку у большинства римских врачей и философов. Они предположили, что материнское молоко лучше для здоровья ребенка, на том основании, что «кормилица может передать рабские дефекты своего характера ребенку». Эти же люди высказали мнение, что женщины, которые не кормят своего ребенка грудью, являются ленивыми, тщеславными и неестественными матерями, которые заботятся только о своих фигурах.

2. Кукла Барби для девочек Древнего Рима

Детство заканчивалось очень быстро для римских девочек. Согласно закона, они могли выходить замуж в возрасте 12 лет. Причиной этого было было то, что от девочек ожидали, чтобы они начали рожать как можно раньше (ведь в ту пору был очень высок уровень младенческой смертности). Накануне свадьбы девушка выбрасывала свои детские вещи, в том числе ее игрушки.


Эти же игрушки могли быть погребены с ней, если она умирала до достижения брачного возраста. В конце XIX века был обнаружен саркофаг, принадлежащий девушке по имени Креперея Трифена, которая жила во II веке в Риме. С ней была похоронена кукла из слоновой кости с руками и ногами на шарнирах. Рядом с куклой даже лежала небольшая коробка одежды и украшений, сделанных специально для нее. Но в отличии от современной Барби, у куклы Крепереи были широкие «детородные» бедра и округлый живот. Очевидно, что девушку с раннего детства готовили к роли будущей матери - к «достижению», которое было наиболее ценным для римских женщин.

Деревянная кукла из саркофага Крепереи Трифены

3. После развода ребёнка оставляли с отцом

Развод был быстрым, простым и распространенным процессом в древнем Риме. Брак обычно использовался для облегчения политических и личных связей между семьями. Тем не менее, брачные узы можно было разорвать в короткие сроки, когда они больше не были полезными для той или иной стороны.


В отличие от сегодняшнего дня, не было никакой правовой процедуры для получения развода. Брак фактически считался закончен, когда муж (или, что встречалось гораздо реже, жена) заявлял об этом. Отцы также могли инициировать развод от имени своих дочерей, благодаря тому, что отец сохранял правовую опеку над своей дочерью даже после ее брака. Подобное позволяло семье невесты возвращать приданое в случае развода. Однако некоторые мужья пытались использовать юридическую лазейку, заявляя, что могут оставить приданое у себя, если их жены были уличены в неверности.

Женщины неохотно разводились, поскольку римская правовая система благоприятствовала отцу, а не матери в случае развода. На самом деле, у римских женщин не было никаких юридических прав по отношению к ее собственным детям. Однако, если это было удобнее отцу, то дети оставались жить с матерью после развода.


Известным примером подобного является случай с дочерью императора Октавиана Августа Юлией и ее матерью Скрибонией, от которых император отказался после знакомства с третьей женой Ливией.

4. Странная косметика

Римские женщины стремились хорошо выглядеть. Считалось, что внешний вид женщины свидетельствует о возможностях её мужа. Но с другой стороны модниц, пытающихся соответствовать идеалу красоты, зачастую высмеивали за это. Римский поэт Овидий (43-17 годы до н.э.) радостно глумился над женщиной за попытку сделать ей самодельный краситель для волос: «Я сказал Вам, что нужно просто не смывать краску, а теперь посмотрите на себя. Уже нечего и красить». В другом сатирическом памфлете писатель Ювенал (55-127 годы н.э.) рассказывает, как женщина пыталась сделать себе волосы пышными до тех пор, пока они не начали напоминать копну сена.


В Древнем Риме была процветающая косметическая промышленность. Хотя некоторые рецепты были вполне «толковыми», такие как маски из измельченных лепестков роз и меда, другие могут заставить очень удивиться. К примеру, пятна на коже рекомендовалось лечить куриным жиром и луком. Раковины устриц использовались в качестве эксфолианта, а смесью измельченных дождевых червей и масла маскировали седые волосы. Другие авторы упоминали о крокодильем помете, используемом в качестве румян. В ходе археологических раскопок в Лондоне в 2003 году нашли небольшую коробочку, содержащую остатки 2000-летнего римского крема для лица. При анализе было установлено, что он был сделан из смеси животного жира, крахмала и олова.

5. Женское образование

Образование женщин было спорным вопросом в римский период. Базовые навыки чтения и письма преподавали большинству девушек в римских школах, а некоторые семьи использовали домашних учителей, чтобы научить своих дочерей более передовой грамматике или греческому языку.


Все это было предназначено для облегчения будущей роли девушки в управлении домашним хозяйством, а также служило для того, чтобы сделать ее более грамотной, и, следовательно, более интересной компаньонкой своего мужа. Хотя сохранилось очень мало примеров письменности женщин с древних времен, это не означает, что женщины не писали. К примеру, при раскопках римского форта Виндоланда нашли письма солдатских жен.

Однако, многие римляне считали, что чрезмерное образование может превратить женщину в претенциозное создание. Что еще хуже, интеллектуальная независимость могла считаться синонимом сексуальной распущенности. Тем не менее, некоторые элитные семьи поощряли своих дочерей учиться как можно больше.

6. «Первые леди»

Римские женщины не могли занимать никакие политические должности, но они могли оказывать влияние, к примеру, на результаты выборов. Фрески, сохранившиеся на стенах Помпеи, свидетельствуют о том, что женщины оказывали поддержку определенным кандидатам.


Жены политиков, тем временем, играли роль, практически не отличающуюся от роли супруг современных президентов и премьер-министров, выстраивая им образ «семьянина». Большинство римских императоров выстраивали идеализированные образы себя со своими женами, сестрами, дочерьми и матерьми. Разрабатывались даже монеты и скульптурные портреты, чтобы представить «первую семью Рима» гармоничной и сплоченной единицей, независимо от того, что было в реальности.


Когда Август стал первым императором Рима, он пытался сохранить иллюзию, что является «выходцем из народа». Вместо дорогостоящей одежды, он предпочитал носить простые шерстяные одежды ручной работы, которые вязали для него родственницы. Поскольку вязка считалась идеальным времяпрепровождением для послушной римской матроны, это способствовало созданию имиджа императорского дома в качестве образца морального приличия.

7. Римские императрицы - отравительницы и интриганки?



Императриц Рима изображают в литературе и кино, как отравительниц и нимфоманок, которые не останавливались ни перед чем на своем пути. Утверждали, что жена Августа Ливия убила его после 52 лет брака, смазав ядом зеленый инжир, который император любил срывать с деревьев вокруг их дома. Агриппина, как говорят, также отравила своего пожилого мужа Клавдия, добавив смертельный токсин в его обед из грибов. Предшественница Агриппины Мессалина - третья жена Клавдия - запомнилась в первую очередь тем, что планомерно убивала своих врагов, а также имела репутацию ненасытной в постели.

Не исключено, что все эти истории были домыслами, которые распускали люди, которые беспокоились из-за близости женщин к власти.

Сегодня весьма интересно увидеть, . Серебряные клады той эпохи были найдены не так давно.

Положение женщин в древнем Риме

На ранних ступенях развития общества женщина была не субъектом, а объектом имущественных сделок: отцы продавали своих дочерей в замужество, мужья приобретали себе жён разбоем или покупкой; те и другие распоряжались телом дочери или жены как своим имуществом; прелюбодеяние женщины преследовалось как преступление против собственности мужа, но сами мужья охотно, в знак дружбы, гостеприимства, или за вознаграждение, или ради произведения себе потомства уступали своих жён на время другим мужчинам.

Появление брака и кровной семьи повлекло за собой повышение правового статуса женщины, особенно по мере перехода от полигамии к моногамии; но право женщины на обладание имуществом предшествовало образованию этих институтов; оно было следствием матриархата.

В период ранней Республики римская женщина, в отличие от греческой, свободно выбирала себе мужа; как мать семейства (mater familias ), матрона, почитаемая рабами, клиентами и детьми, она была хозяйкой своего дома.

Знаками достоинства свободнорождённой замужней женщины служили стoла (stolг - длинное просторное платье, которое запрещалось носить проституткам и женщинам, уличённым в прелюбодеянии), а также особая головная повязка (vittг ).

В ДР девочки получали начальное образование наравне с мальчиками. Римляне не держали своих женщин в тишине и уединении - она появлялась у них и в театрах, и в цирках, и на празднествах, и на пирах. Римские женщины могли иметь свои объединения, своего рода клубы, о чём свидетельствуют, в частности, сохранившиеся надписи. Так, в Тускуле существовало особое общество, куда входили местные женщины и девушки, а в Медиолане (ныне Милан) юные девушки справили в честь своей покойной подруги, принадлежавшей к их обществу, поминальные торжества (Parentaliг ). В самом Риме было хорошо известно и признано в законном порядке общество замужних женщин (conventus patronвrum ). Участницы этого общества посещали собрания, на которых иногда обсуждались весьма важные дела, касавшиеся даже общего положения в государстве: напр., решение римских женщин отдать свои золотые украшения и другие драгоценности в государственную казну во время войны с городом Вейи (396 г. до н.э.) было принято, очевидно, как раз на одном из таких собраний.

Впрочем, в публичном месте или на общественном собрании женщин можно было встретить не часто - стародавние обычаи сделали римскую женщину домоседкой, её обычное место было у домашнего очага в атрии (atrium ). Атрий служил центральным помещением в римском доме, общим залом, где собиралось всё семейство и где принимали гостей. Здесь у очага возвышался жертвенник домашним богам (ларам), и вокруг этого святилища размещалось всё, что было самым ценным и почитаемым в семействе: брачное ложе, скульптурные изображения предков (imagines ), холст и веретено матери семейства, сундук с документами и домашней кассой. Все эти вещи находились под надзором матроны. Как и сам домовладыка (pater familias ), она приносила жертвы богам-ларам, руководила домашними делами рабов и воспитанием детей, которые до самого юношеского возраста оставались подчинёнными её надзору. Каждый в доме, не исключая мужа, почтительно называл её госпожой (dominг ). Катон Старший (Cato Major ) высказал в шутку, но по существу верное замечание: «Везде мужи управляют мужами, а мы, которые управляют всеми мужами, находимся под управлением наших жён».

Правомочия всех остальных римских женщин были заметно ущемлены. Идеологическим обоснованием такой дискриминации служило убеждение, согласно которому дееспособность женщины ограничена по причине «ненадёжности женского пола», а также «из-за легкомыслия и небрежного отношения к финансовым делам».

Ко времени Империи правомочия женщины начинают расширяться. Власть отца ограничивается государством; оно обязывает его выдавать дочь замуж или, же, снабдить её приданым; в случае отказа дочь вправе жаловаться магистрату; отец более не вправе расторгнуть её брак, как прежде, и приданое более не возвращается в его исключительную собственность. Власть мужа также ограничивается: преследование прелюбодеяния и развод становятся не личными его делами, решаемыми самоуправно или домашним судом, а делами публичного обвинения. Опека над женщиной начинает убывать по мере того, как отцы назначают своим дочерям опекунов по завещанию, т. е. помимо законного опекуна, родича и наследника.

Общественный строй строй Римской империи считался патриархальным — важное влияние на порядок в государстве устаналивали мужчины. Они занимали высокие должности и зачислялись в ряды римской армии. Вместе с тем, женщины Древнего Рима пользовались правовой защитой и имели множество привилегий, в отличие от рабов и граждан иностранных государств. Статус женщин определялся положением отца.


Положение женщины Древнего Рима в обществе

Влияние женщин в Древнем Риме распространялось через материнство и брак. К примеру, матери Юлия Цезаря и Гракхов считались в римском обществе образцовыми женщинами, поскольку они способствовали правильному воспитанию и блестящей карьере сыновей. Они пользовались политической властью, их изображения чеканились на монетах и становились образцами красоты в искусстве.
Жена Марка Антония, Фульвия, осуществляла командование во время военных кампаний во время беспорядков среди гражданского населения. Ее профиль украшал римские монеты того времени.
Плотина, получившая неограниченную власть в обществе благодаря влиятельности супруга — императора Траяна и приеемника трона Адриана. Письма Плотины служили эталоном культуры переписки, приравниваемой к государственным документам. Петиции — ответы на вопросы населения Рима были открыты для общественности. Это свидетельствовало о высоком положении женщин в империи.


Права женщин в древнем Риме

Центральное место в римской семье занимал Patria potestas — власть отца. Он мог признать ребенка либо дать приказ о его умерщвлении. Гражданское положение ребенка определялось статусом его матери. В период расцвета империи (I-II в. н.э.) девушки при замужестве передавались в «руку» мужа, это значило получение независимости от решений отца. Это требование отличалось от принятого в эпоху правления , когда замужняя женщина осталась под контролем отца. Положение римских женщин в поздний период было отличным от культур других древних государств, где они оставались всю жизнь в зависимости от повелений отца.
Самое высокое положение в римском обществе занимали женщины, вышедшие замуж только один раз — univira. Если женщина не стремилась после развода или смерти мужа к повторному браку, то ее поведение считали образцовым. Развод осуждался, поэтому случаев прекращения брачных отношений в ранний период было мало.
Женщины в Риме имели право на развод. Муж не мог принуждать супругу к любви физически. Избиение ее могло послужить причиной обращения в Сенат для развода. Для мужчины такие действия влекли негативные юридические последствия, как потеря должности и статуса.

Начиная с I в. н.э. дочери наследуют на правах, равных с сыновьями в случае отсутствия завещения отца.
Женщина обладала правами на собственное имущество, принесенное в брак, даже после смерти отца. Она могла распорядиться собственностью по своему усмотрению и даже оказывать влияние на решения сыновей путем распределения имуществом. В имперский период дети брали имя отца, позже — матери.
Нередкими в истории были случаи, когда гражданки Рима являлись в суд для оспаривания судебного решения. В они плохо разбирались и оказывали влияние через мужскую половину семьи и за счет своего авторитета в обществе. По этой причине позже возник указ об отстранении женщин от ведения судебных дел в собственных интересах. Даже после этого в практике случалось множество случаев, когда римлянки диктовали юристам стратегию решения определенного вопроса.
Государство поощряло рождение детей. Для матерей, выносивших тройню, предоставлялась награа ВМС Trium liberorum («законное право троих детей»). Они освобождались на всю жизнь от попечительства мужчин.
Яркой политической фигурой во времена Древнего Рима стала женщина Гипатия Александрийская. Она выступала советником римского и вела образовательные курсы для мужчин. В 415 г. римлянка погибла насильственной смертью. Историки полагают, что причиной ранней гибели стал конфликт с епископом Александрийским Кириллом.

Женщины в Риме имели право на физическую и половую неприкосновенность. Изнасилование считалось преступлением и каралось законом. Существовала презумпция отсутствия вины девушки при рассмотрении подобных дел. Причиной принятия данного акта послужила история об изнасиловании Лукреции наследником Цезаря. Она покончила с собой после произнесения речи против произвола власти, выразив политический и моральный протест действующему порядку. Очевидно, это был первый призыв к установлению республики и свержению монархии.
Женщина с низким положением в обществе, актриса или проститутка, была защищена от физического посягательства договором ее купли-продажи. За изнасилование рабыни владельцу полагалось возмещение материального ущерба.
Изменение положения женщин осуществлялось во время прихода к власти христиан. Святой Августин считал, что изнасилование — это акт, в котором жертва пообщряет насильника на совершение преступления. При Константине при побеге дочери с мужчиной, если в том отсутствием согласие отца, оба молодых человека подвергаются сожжению живьем. Если девушка была несогласна на побег, то все равно в этом усматривалась ее вина, поскольку она могла спастись, крича о помощи.

Отличия положения женщин в древнем Риме

Теорию о равных правах мужчин и женщин, справедливых отношениях, впервые озвучили философы Музониус Руфус и Сенека. Они утверждали, что природа мужчин и женщин одинакова, поэтому женщины могут выполнять те же обязанности, равно как и иметь те же права наряду с мужчинами. Их воззрения благотворно повлияли на обособление прав женщин в республиканский период.
Женщины в Древнем Риме наделялись всей полнотой прав свободных граждан. Они наследовали, распоряжались имуществом, заключали сделки, вели торги, могли открыть собственный бизнес. Многие римлянки занимались благотворительностью, организовывали общественные работы.

Император Август впервые в принял ряд законов по созданию определенного морального облика женщин. Прелюбодеяние стало трактоваться как преступление stuprum — запрещенный законом половой акт, произошедший между женщиной, находящейся в браке, и любым мужчиной — не ее мужем. Любовные отношения женатых мужчин считались нормой, если женщина была из низших маргинальных слоев общества — infamis.
Дочери получали одинаковые с мальчиками права на образование. Доступность посещения начальной школы определялась состоятельностью семьи: если родители могли заплатить за образование, дети ходили в школу. Дочери сенаторов и служащих римской армии брали уроки в возрасте с 7 до 12 лет. Женщины могли получить достаточный уровень образования для работы секретарями или писцами.


Допускались ли пытки женщин в древнем Риме

В Древнем Риме женщины подвергались разнообразным пыткам. При Тиберии применялось битье до смерти ключими ветвями терновника, отрубание конечностей. Если после сбрасывания в реку Тибр несчастным удавалось спастись, их топили с лодок палачи. Император Гай Калигула прославился страстью к страданиям заключенных. Он придумывал все новые и новые способы доведения людей до гибели. Их закрывали в клетках с хищными голодными животными, отрубали им конечности, клеймил раскаленным железом. Женщины и дети не составляли исключения. Самыми страшными были пытки перед смертью версталок — женщин, поклявшихся сохранить целомудрие до 30 лет. Их в было всего шесть. Тех, которые не исполняли обещание, закапывали под городскими воротами, били плетьми. Часто женщин сжигали на костре. Император Неров вошел в историю как жестокий палач, присутствующий на пытках в качестве зрителя.

Женщины древнего Рима: видео