«Родители – активные участники образовательного процесса. Характерно ли это для российской школы?»
Аннотация:
В данной статье автор рассуждает о роли и степени активности современных родителей в процессе образования ребенка. Кроме этого, автор выделяет основные проблемы, с которыми встречаются основные субъекты процесса обучения в РФ. В первую очередь, данная статья будет полезна всем родителям, чьи дети посещают любое ОУ.
Неотъемлемой частью педагогического процесса являются родители. Без их активного участия нельзя говорить о полноценном развитии личности ребенка. Чтобы семья стала хорошей школой, а школа хорошей семьёй необходимо их правильное и тесное взаимодействие. Сегодня, в нашей стране, некоторые родители рассуждают так: если ребёнок отправляется в школу, то теперь именно она ответственна за его воспитание и образование, ведь там работают специалисты, они и должны обучать. Тем самым эти родители снимают ответственность с себя за своё чадо. Но Конституция РФ гласит, что каждый имеет право на образование и получать это образование гражданин России начинает в семь лет, а до этого его основными педагогами являются родители. С переходом в школу обязанности по заботе о детях никто с родителей не снимает, они обязаны обеспечить получение детьми образования. Таким образом, законодатель должен предоставить родителям право влиять на ход учебного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. На родительских собраниях родители учащихся могут быть активными участниками дискуссий, тренингов и т. п. И он это право предоставляет, но вопрос в том, хотят ли сами родители быть активными участниками в процессе обучения своего ребёнка?
Ответ на данный вопрос, я попыталась найти на родительских форумах, интернет-конференциях и при непосредственном общении с родителями учащихся. Как я и предполагала, далеко не все родители принимают активное участие в обучении своего ребенка, причины этому разные, начиная с занятости и утомляемости на работе и заканчивая нехваткой времени для элементарного общения с ребёнком. Современные родители считают, что посидеть с ребёнком час над домашним заданием и раз в месяц прийти «для галочки» на родительское собрание это нормально. Естественно, что ни о какой активной позиции в процессе обучения своего ребёнка речи не идёт. Но не стоит винить во всём родителей. Некоторые из них заинтересованы в школьной жизни ребёнка, но здесь может появиться другая проблема – учителя.
Для российской школы, характерно то, что учителя не хотят и даже бояться допускать родителей в процесс совместной активной работы с детьми, так как изначально считают, что их рекомендации и требования неправильно будут истолкованы. Почему? Потому что родители, в свою очередь, не всегда высоко оценивают профессиональный уровень учителей, их действия, моральные качества. А результат этого абсолютное непонимание друг друга и от этого непонимания страдает, в первую очередь, ребёнок.
Я считаю, что современный родитель это наблюдатель, он не является активным участником в образовательном процессе ребёнка, и это на сегодняшний день большая проблема, решение которой полностью зависит от самих родителей и администрации, учителей школы. Пока не будет с той и другой стороны осознания и понимания того, что выполнить домашнюю работу вместе с ребёнком или вместо него и сходить на родительское собрание для «галочки» это далеко не «потолок» для современных родителей в процессе обучения своего ребёнка.
А как считаете вы, уважаемые читатели?
Публичное выступление
Взаимодействие семьи и школы
Есть вечные темы нетеряющие своей актуальности, не только в педагогике, но и в обществе в целом.
Одна из таких тем «Взаимодействие семьи и школы».
Права и обязанности родителей определены:
– в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации;
– главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации;
–в Законе Российской Федерации «Об образовании».
В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится:
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».
Понятие «воспитание» сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.
Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения - семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.
Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. «Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»
(В.А. Сухомлинский).
Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. А задача учителя, классного руководителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка. Эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей.
Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.
Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи.
Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок
. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся.
Работа школы с родителями
и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка.
Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника, если за основу взять наказ педагога В.А. Сухомлинского:
«Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.
Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения? – это уродливое воспитание».
Условием правильного воспитания, счастливого детства, источником благополучия ребенка в семье является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть, уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство душевного комфорта, защищенности. При этом ребенок легко овладевает знаниями, активнее постигает мир. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь формирует чувство долга, отзывчивости, учит человека культуре чувств, пониманию добра, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.
Однако
родительская любовь может быть разной: любовь, связанная с чувством родительского долга, ответственностью за формирование детской личности, амбициозной и даже неразумной
.
Амбициозные родители - не самые плохие родители, ведь они, как правило, совершенно искренне хотят сделать все от них зависящее не столько для себя, сколько именно для блага своего ребенка. Однако при этом они, к сожалению, слишком сильно перегибают палку.
У родительской амбициозности есть несколько причин. Выделим две из них.
- Первая причина – стремление к статусу
Родители изо всех сил стараются сделать все для счастья своего ребенка. Хотят, чтобы он занял высокое положение, был богат, знаменит и т.д., считая все это гарантией его будущего счастья. Достижения ребенка тешат их больное честолюбие. Для таких родителей ребенок - это собственность, им можно без конца хвастаться как друзьям, так и врагам: он прекрасно играет на скрипке, учится в английской спецшколе, ездит на каникулы во Францию, занимается в элитарном спортклубе и так далее и тому подобное. Но при этом, как ни странно, сам ребенок, его чувства, наклонности и желания родителей интересуют меньше всего.
- Вторая причина – нереализованные мечты
Мамы и папы считают, что ребенок должен вырвать у жизни все то, что в свое время не удалось им. Родителей захлестывает спортивный азарт: ребенок должен лучше всех учиться, кататься на коньках лучше ребенка соседа, рисовать не хуже Даши, играть на пианино лучше Миши, прославиться, неважно в чем - в спорте ли, науке или музыке. Их ребенок должен быть лучше всех! Родители ориентируют ребёнка на бой с жизнью, причём по всем линиям без исключения! Свои нереализованные в детстве мечты родители, став взрослыми, стремятся воплотить в жизнь за счёт своих же детей.
Такие родители выливают на чадо океан своей любви, в котором он рискует захлебнуться.
Нездоровые амбиции родителей могут подтолкнуть ребёнка к лжи и изворотливости.
Часто родители идеализируют ребёнка, безосновательно приписывая ему несуществующие совершенства, не хотят видеть и скрывают его недостатки.
Ребёнок следует их примеру, его самооценка становится завышенной. И однажды это может привести к плачевному результату: обязательно найдётся тот, кто укажет на недостатки и спустит с небес на землю. Причём сделает это в грубой форме. Результатом могут стать психические расстройства.
Задача школы, научить родителей, видеть в ребёнке личность. Показать, что
родительская любовь должна выражаться в любви к личности ребёнка, уважении к его жизненному выбору, даже если он совершенно не совпадает с выбором родителей.
Философ XIX века Дмитрий Писарев заметил: «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать её в своём ребёнке начиная с той самой минуты, когда ребёнок почувствовал своё «Я» и отделил себя от окружающего мира».
Вот в чем суть: любовь к ребенку подразумевает еще и уважение!
Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе, жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации. Строить взаимодействие с родителями на основе таких идей-принципов, как:
Обращение к чувству родительской любви;
Умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;
Уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.
Школа может дать многое для духовного роста родителей. Прежде всего, помочь родителям убедиться в достоинствах их ребёнка, признаться самим себе в том, чем богат их ребёнок, в чём их родительская заслуга, чем в ребёнке они сильны, что надо беречь и укреплять.
Чтобы организовать плодотворное сотрудничество с родителями педагоги должны следовать трём основным направлениям:
Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей;
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.
Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:
Родительские лектории;
Конференции;
Индивидуальные или тематические консультации;
Родительские собрания.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
Дни творчества детей и их родителей;
Открытые уроки и внеклассные мероприятия;
Помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
Участие родителей класса в работе Совета школы; Управляющего совета;
Участие родителей в работе общешкольного и классного родительского комитета.
Заключение
Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.
Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:
В улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
В том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
В осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
В оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;
В проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Взаимодействие школы и семьи, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.
Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и должны стремиться.
Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.
– Чего нужно избегать родителям при воспитании детей?
– Это тема очень большая, и я, не имея опыта, едва ли могу сказать что-то особое. Есть один общий принцип, который всем известен: невозможно воспитать ребёнка тому, кто сам не воспитан. Поэтому иногда приходится произносить даже такие не совсем приличные слова: «Нельзя, будучи дьяволо́чком, воспитать ангелочка».
И действительно, если в семье каждый живёт по своим желаниям и вкусам, не считаясь с другими; если в ней постоянные ссоры, грубые крики, грязные слова, дикая музыка, всюду беспорядок, всё разбросано; если детей не приучают к труду (убрать комнату, помыть посуду, почистить обувь и т.д.); если вся забота родителей о детях заключается лишь в том, чтобы накормить, напоить, одеть, устроить в школу, институт, и при этом не обращается внимания на нравственную сторону их жизни, на то, чем они интересуются в интернете, что смотрят, читают, – то о каком воспитании может идти речь, чего хорошего можно ожидать от детей?
Всегда и все знали, что одним из самых эффективных средств испортить, развратить ребёнка является вседозволенность и безнаказанность. Это прекрасно понимают и враги человечества, поэтому в настоящее время всеми средствами, в том числе законодательно, они внедряют принципы пресловутой ювенальной юстиции, основное положение которой таково: ребёнок – это божок, а родители – рабы, обязанные исполнять все его желания и прихоти. Так разлагают детей, разрушают устои семьи.
В огромной степени духовные и нравственные задатки ребёнка определяются духовным состоянием его родителей. Святитель Григорий Нисский предупреждал, что по закону природы от страстного рождается страстный, от грешника грешный. Священник Алексий Бургов даже так писал: «По наследству передаются не только черты лица и особенности физической организации, но и психические свойства и наклонности ближайших и отдалённых предков». «В основании часто повторяемого в Библии изречения, что Бог карает грехи отцов до третьего и четвертого рода (Исх. 20, 5; 34, 7; Втор. 5, 9), лежит та мысль, что грех в жизни является не только индивидуальным, но и родовым, почему и проявляется не только в родоначальнике, но и в нисходящих членах рода. В жизни всего чаще встречаются примеры патологической наследственности: известна наследственная передача алкоголизма и других страстей, болезней и психического расстройства, даже страсти к преступлениям».
И конечно же, пример жизни родителей, характер общения между собой и поведения с другими людьми всегда оказываются главнейшими в воспитании детей. Ещё древнегреческий философ Демокрит говорил: «Привычки отцов превращаются в пороки детей».
Пороки отцов реально воздействуют на наследственные свойства потомков, расстраивая их тело и душу. Это проявляет себя различным образом. Воздействие наркоманов, алкоголиков на тело и психику их детей очевидны для всех. Столь же закономерным оказывается и воздействие преступных деяний и тёмных страстей родителей на духовно-нравственные свойства будущего ребёнка, которые проявляются в виде особенной тяги, воспалённого страстного влечения к какому-либо греху. Отсюда понятно, насколько внимательными должны быть родители к своей нравственной жизни, если хотят иметь счастливых детей.
Алексий Бургов
, с
вящ
. Православно-догматическое учение о первородном грехе. Киев, 1904. С. 146.
Там же. С. 43.
Родители играют первостепенную роль в жизни ребёнка. Они влияют на процесс его социализации, на его успехи, неудачи и вообще на всю его жизнь.
Большая роль отводится родителям в сфере образования. На данный момент родители должны принимать непосредственное участие в образовательном процессе их ребёнка, начиная от покупки линейки и заканчивая сдачей денег в фонд класса.
Наилучшим способом изучения данного явления, на наш взгляд, является изучение мнений самих родителей об их обязанностях в структуре школьного образования.
В качестве первого метода выбрано анкетирование. Было опрошено 300 родителей учеников городских и сельских школ.
Обработка полученных данных производилась в компьютерной программе IBM SPSS Statistics.
Помимо анкетирования в ходе исследования было проведено интервью с использованием визуализации типичных ситуаций. Оно носило характер индивидуального, формализованного, проводилось с использованием заранее составленного списка вопросов и картинок с типичными ситуациями.
Итак, перейдем к описанию социально-демографических характеристик респондентов, которые приняли участие в нашем социологическом опросе.
В ходе исследования мы опросили следующую совокупность респондентов: 300 человек. Процесс сбора информации проходил следующим образом: анкеты получали ученики начальной школы, те в свою очередь приносили их домой на заполнение родителям. Важно отметить, что 76% респондентов оказались женщинами, остальные 24% - мужчины. Что касается демографических характеристик детей, то по данным опроса 49% составляют мальчики, 51% - девочки.
В исследовании активное участие принимали родители, чьи дети учатся в старших классах начальной школы, так как у респондентов уже имеется накопленный «опыт» в сфере школьного образования их детей.
Таким образом, 42% детей, чьи родители принимали участие в опросе, являются учениками четвёртого класса, 28% учится в третьем классе 21% - во втором, и, наконец, 10% - в первом.
Среди опрошенных большую часть составляют люди с высшим образованием (52%), с большим отрывом по количеству респондентов (34%) оказались с начальным или средним образованием и, наконец, 14% составили респонденты, которые окончили среднюю школу.
В ходе опроса мы получили следующие данные, касающиеся состава семьи. Большая часть учеников, а именно 83%, проживает в полой семье (есть оба родителя), остальные 17% воспитываются в неполной семье (один родитель).
В общем можно отметить, что круг наших респондентов весьма специфичен (родители учеников городских и сельских школ), а так же придерживается весьма разнообразных точек зрения на качество школьного образования. Это позволяет нам проанализировать данную проблему и достигнуть поставленной цели.
Нынешние нововведения в системе школьного образования заставляют задуматься о дальнейшем обучении детей в школе, об их знаниях и умениях и в большей степени этим вопросом озабочены родители. Трансформация института образования накладывает большой отпечаток, как на эмоциональном, так и на материальном благополучии, как родителей, так и их детей.
Второй блок нашего исследования мы посвятили таким вопросам как мотив выбора школы, а так же оплата за школу (в том числе питание) и дополнительные образовательные услуги, взносы в фонд школы, класса.
Если говорить о том, что для респондентов является важным в обеспечении условий обучения их ребёнка, то на первом месте, по количеству выбранных ответов, находится контроль учебной успеваемости ребёнка (54%), второе место занимает выбор школы ребёнка и помощь при выполнении домашнего задания (53%), на третьем месте стоит общение с учителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка (50%). Следующее место занимает контроль над поведением ребенка в школе (37%). Профиль обучения ребёнка ни так остро волнует родителей (32%). И, наконец, замыкает наш рейтинговый перечень высказывание об оплате расходов за содержание ребёнка в школе (27%).
Что касается мотива выбора школы, то особое предпочтение респонденты отдают такому фактору, как уверенность в педагогах, которые будут работать с ребенком (65%), а так же тому, что школа находится рядом с постоянным местом жительства (64%). Немаловажным мотивом является уверенность в том, что ребёнку дадут качественные знания (61%).
Вопрос об оплате за обучение ребёнка в школе, его питание, секции, кружки, дополнительные занятия так же остро волнует респондентов. В анкете мы предложили вопрос, в котором респондент должен был указать, сколько приходится платить в месяц за питание и остальные услуги. Нам удалось подсчитать средний денежный коэффициент в рублях. Итак, за питание ребёнка в среднем родители платят 1130 рубля в месяц, за кружки и секции - 825 рублей, за дополнительные занятия 786 рублей, за охрану - 291 рубль и, наконец, в фонд класса, родители отдают 258 рублей. В среднем за месяц обучения ребёнка в школе родители выделяют 3290 рублей из своего семейного бюджета.
В связи с этим респондентам был задан такой вопрос: «Как Вы относитесь к платному образованию?». В итоге мы получили такие данные, что 28% ответивших согласны платить за своего ребёнка, 19%, напротив, не согласны платить деньги в «чужой карман», остальные же 53% утверждают, что платить они будут, но подчёркивают, что образование должно быть бесплатным.
Таким образом, можно отметить, что большинство родителей особое место в образовательном процессе их ребёнка отдают педагогам, а так же контролю за учебной успеваемостью и выбора школы, в которой должен учится их ребёнок. Что касается услуг, предоставляемых школой (питание, дополнительные занятия, охрана, кружки, секции, фонд класса и т.д.), то они весьма разнообразны и родителям, естественно, приходится за них платить, но большинство респондентов придерживаются мнения, что образование должно быть бесплатным.
Как обычно мы представляем школьного учителя? Важны не внешние характеристики, а именно его склад ума, его ответственность, готовность провести ребёнка за руку в необычный, наполненный различными событиями, мир.
В анкетном опросе большинство респондентов на вопрос: «Какие отношения сложились у Вас с учителем Вашего ребёнка?» утверждают, что присутствует полное взаимопонимание (47%), 32% родителей считают, что отношения с учителем их ребёнка в целом деловые, остальные 11% расценивают свои отношения с учителем их ребёнка как удовлетворительные и сталкиваются с некоторыми проблемами.
То есть в общем можно сказать, что для родителей важно поддержание тесных и дружественных отношений с учителем их ребёнка, так как в их представлении учитель - это тот, человек, который большую часть времени проводит с их ребёнком и именно от него зависит то, какие знания приобретет ребёнок, как он социализируется в коллективе и какие жизненные представления он получит. Именно поэтому респонденты заинтересованы в поддержании взаимных отношений с учителей их ребёнка.
В третьем блоке мы рассмотрели проблемы, которые возникают у ребёнка в школе и то, как родители информированы о них.
Среди всех проблем, которые могут возникнуть у ребёнка в процессе обучения в школе, мы выбрали самые основные, такие как освоение учебной программы, взаимоотношение с одноклассниками, взаимоотношения с учителем, поведение на уроках и переменах и представили их в анкетном опросе.
При освоении учебной программы у 61% школьников не возникает особых проблем, а вот 31% респондентов утверждают, что у их детей есть некоторые проблемы при усвоении полученных знаний.
Большинство родителей уверены, что их дети отлично чувствуют себя в коллективе, у них нет конфликтов среди своих сверстников и отношения вполне дружелюбные (64%), но вот 25% респондентов уверены, что в отношениях с одноклассниками у их детей возникают проблемы.
Значительный процент ответивших респондентов о проблемах, которые возникают у ребёнка в школе, утверждают, что в отношениях «учитель - ребёнок» существует взаимопонимание и не возникает весомых проблем (71%), однако, 20% родителей отмечают, что есть некоторые проблемы.
Доминирующей проблемой ребёнка в школе, родители считают его поведение на уроках и переменах, 34% отмечают, что в этом плане у их ребёнка существуют трудности, 51% уверены, что поведение их ребёнка в школе является нормальным, приличным, то есть вполне удовлетворяет как учителей, так и родителей.
Так же в нашем исследовании мы проанализировали влияние школьной нагрузки на здоровье детей. Значительная часть родителей (67%) уверены в том, что школьная нагрузка ни как не влияет на здоровье их детей, оно как не улучшилось, так и не ухудшилось. 16% респондентов утверждают, что здоровье ребёнка ухудшилось. Остальные 17% родителей отмечают, что здоровье их ребёнка, в процессе обучения в школе, укрепилось.
Таким образом, для большинства родителей, основными проблемами в процессе обучения их ребёнка являются такие как освоение учебной программы, а так же поведение их детей на уроках и переменах. Родители уверены в том, что школьные нагрузки не влияют на здоровье их детей и это не является значимой проблемой.
В последнем блоке мы уделили особое внимание именно тем вопросам, которые непосредственно связаны с выявление роли родителей в процессе обучения их ребёнка (время для общения с детьми, контроль учебной деятельности детей, стимулирование учёбы, развитие детей, организация досуга и т.д.).
Самая первоочерёдная проблема для родителей, связанная с обучением их детей касается того, где будет проходить подготовка их ребёнка к школе.
Проанализировав высказывания родителей на различных форумах, мы пришли к выводу, что существует весьма различное мнение о том, где и как ребёнок должен готовиться к школе. Одни родители считают, что лучшее и самое безопасное место для ребёнка-дошкольника - это дом и главными педагогом на данный момент являются его родители, бабушки, дедушки и т.д., другие же уверены, что лучше всего с самого раннего детства отдавать ребёнка в детский сад, а так же на различные курсы. Приведём две противоречивые цитаты по этой проблеме: «Моё мнение как мамы троих сыновей и преподавателя ВУЗа: конечно же, в первую очередь подготовка ребенка к школе должна проводиться родителями! Подготовка к школе - это не умение читать, считать или учить иностранные языки с 3-4 лет в группах развития. Это часть того воспитания и развития, которое проходит ребенок с самого рождения в своей семье…», а так же «…В последнее время, наблюдаю обратный процесс: дети приходящие на подготовительные курсы в 5-ти летнем возрасте, уж я молчу про первоклассников - уже умеют читать, считать, на высоком уровне логическое мышление, широкий кругозор, азы английского языка! А это не появиться за 30-ти минутные занятия в школе или в садике. Думаю, что Вы со мной согласитесь. Во-вторых, родитель, который хочет облегчить своему ребёнку период адаптации, обязательно отдаст его на подготовительные курсы в школу, порог, которой он переступит в сентябре месяце, а ещё лучше к учителю, даже если его чадо уже читает, считает и т.д. Ведь самое главное психологическая готовность ребёнка к школе, и многие современные родители это уже понимают! И конечно, свой голос я отдала за то, что подготовка ребенка к школе должна осуществляться в группах развития при школе, учителями…»
В нашем исследовании на вопрос «Где осуществлялась подготовка Вашего ребёнка к школе?» 61% респондентов отметили, что в детском саду, 21% отдали своих детей на курсы по подготовке к школе, 16% ответивших готовились с ребёнком дома и 2% родителей отметили, что подготовка их ребёнка к школе осуществлялась на занятиях с логопедом.
Сами же родители, а именно 62%, считают, что уровень подготовленности их детей к школе выше среднего, 29% респондентов оценивают этот уровень как удовлетворительный. Следовательно, большинство родителей удовлетворены подготовкой их детей к школе.
Уже с первых дней в школе ребёнок сталкивается с множеством трудностей, с которыми ему помогут справиться только родители. В настоящее время система школьного образования требует от родителей постоянного участия в образовательном процессе их ребёнка.
Самая большая проблема, которая возникает у ребёнка с первых дней в школе - это выполнение домашнего задания. В нашем опросе мы попытались выяснить, сколько в среднем времени ребёнок уделяет выполнению домашнего задания. Из трёхсот опрошенных респондентов, каждый вариант ответа мы умножали на количество ответивших и складывали с последующим умножением на другое количество ответивших. Полученную сумму мы делили на триста. В конце подсчета мы пришли к выводу, что в среднем ребёнок уделяет три часа на выполнение домашнего задания.
На вопрос: «Как часто Вы принимаете участие в выполнении домашнего задания Вашего ребёнка?», 51% родителей отмечают, что помогают иногда, если ребёнок сам просит помочь с уроками. Родители, которые утверждают, что ребёнок нуждается в постоянном контроле и помощи, постоянно помогают ему с выполнением домашнего задания (30%), но есть и круг ответивших, которые считают, что ребёнок должен быть самостоятельным и сам справляться с уроками (19%).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что родители принимают активное участие в помощи ребёнку при выполнении домашнего задания, они следят за временем, которое проводят их дети за учебниками и в курсе тех проблем, с которыми ребёнку приходится сталкиваться.
Так же мы выяснили, каким образом проявляется помощь родителей в выполнении домашнего задания их ребёнка. Варианты ответов мы проранжировали от большего количества ответивших. Итак, первое место мы присваиваем объяснению трудных тем (68%), 61% ответивших проверяют письменные задания, третье место занимает помощь в решении задач (53%), четвёртое и пятое место заняли такие позиции как слушание пересказов тем (44%) и проверка чтения (43%), шестое и седьмое место почти в равной степени разделили такие варианты ответов как помощь делать поделки, рисунки (33%) и помощь в запоминании стихов, правил (35%) и, наконец, последнее место занимает такая позиция как чтение вслух (17%).
Чтобы у ребёнка не возникало проблем в процессе обучения, многие родители уверены в том, что необходимо стимулировать учебную деятельность ребёнка. В ходе нашего опросы, мы изучили то, каким образом родители чаще всего стимулируют ребёнка в учёбе. 60% стараются вызвать интерес к новым знаниям, 56% респондентов отмечают, что необходимо контролировать успеваемость ребёнка в школе, 45% читают книги, 33% ответивших смотрят с детьми образовательные фильмы, передачи. Ставят в пример детей, которые учатся лучше 30% респондентов. Доля родителей, которые играют с ребёнком в интеллектуальные игры - 27%. 20% родителей посещают с детьми выставки, концерты.
Второй метод нашего исследования - интервью с использованием визуализации типичных ситуаций. В процессе подготовки проведения данного метода, нами были отобраны картинки, которые несут в себе типичные ситуации отношения родителей и ребёнка в процессе обучения в школе. Так же мы разработали список вопросов, которые использовали для того, чтобы направить респондента в нужное русло беседы. Все типичные ситуации были распределены по блокам, это помогло структурировано, последовательно и точно получить достоверную информацию.
Первый блок носит название: «Учитель глазами респондента». Здесь мы планировали представить образ идеального учителя. Для всех респондентов учитель их ребёнка обязательно должен быть понимающим, добрым, чтобы умел слушать и слышать каждого ребёнка. Авторитарный стиль обучения ни один родитель не поддержал, по их мнению, к ребёнку нужно найти особый, мягкий подход. Учитель для школьника должен быть примером.
Что касается гендерных характеристик, то здесь мы видим характерную особенность. Восемь из десяти ответивших считают, что «мужчина - учитель» это редкость. Родители уверены, что женщина в полной мере может дать все необходимые знания и умения для их ребёнка. Как отмечает одна мама: «Учитель начальных классов - это мамочка, которая все расскажет, отведёт в столовую и покажет, как нужно правильно жить в школе». Так же можно отметить тот факт, что родители, которые воспитывают мальчиков, положительно относятся к тому, чтобы учитель их ребёнка был мужчиной, так как именно мужчина может достойно и правильно воспитать их чадо.
Из вышесказанного можно сформировать образ идеального учителя. Это мудрая женщина, которая может найти подход к каждому ребёнку, которая умеет решать проблемы не криком, а своим умом. Ребёнок не должен бояться своего учителя, он должен ему доверять и тогда родители будут спокойны за своё чадо.
Второй блок мы посвятили вопросам, которые касаются выполнения домашнего задания. Здесь мы сделали упор на то, с кем ребёнок чаще всего выполняет домашнее задание. Большинство респондентов отмечают, что их ребёнок сам делает уроки, а на проверку несёт родителям. С бабушками и дедушками дети редко делают уроки, лишь в том случае, если родители находятся на работе. Как отмечает одна мама: «Я воспитываю своих детей одна, приходится постоянно работать, чтобы их обеспечить, поэтому, когда моя Сашенька возвращается из школы, на помощь приходит бабушка, которая ежедневно делает с ней уроки». В общем можно отметить, что родители положительно относятся к кому, что бабушки и дедушки принимают участие в выполнении домашнего задания их внуков.
Что касается самих родителей, то большинство отмечают, что у них в семье все распределено, какая то часть предметов ложится на мамины плечи, а какая то на папины.
В следующем блоке мы рассмотрели отношение ребёнка к выполнению домашнего задания. Важно отметить, что девочки намного прилежнее и спокойнее подходят к выполнению уроков, нежели мальчики. Девочки делают уроки с удовольствием, а вот с мальчиками приходится работать. Как отмечает одна мама: «Мой сын с пристрастием выполняет только уроки по китайскому языку, потому что ему это действительно интересно». Здесь мы задали вопрос: «А что бы Вы изменили в образовательной программе вашего ребёнка?». На этот вопрос все родители ответили единогласным мнением, что программа для детей, которые учатся в начальной школе, слишком сложная, насыщенная и разнообразная и ребёнок не понимает для чего ему это нужно, тем самым при выполнении домашнего задания по всем предметам ребёнок очень сильно устаёт.
Последний блок нашего интервью носит название: «Негативные эмоции, проявляемые при выполнении домашнего задания». Большинство родителей отмечают, что им приходилось сталкиваться с криками, истериками своего ребёнка, когда тот садился за уроки. Родители понимают, что негативные эмоции, проявляемые ими в ответ, ни к чему хорошему не приведут, поэтому стараются спокойно решать проблемы.
Таким образом, можно отметить, что за последние годы система школьного образования значительно изменилась, родителям приходится в плотную заниматься процессом получения знаний их ребёнка. Школьная программа стала более сложной, часто дети не понимают темы домашнего задания, не могут разобраться в задачах, иногда даже бывают весьма рассеянными (как рассказывает одна мама о своем сыне: «…всегда теряет дневник, учебники, шарфы, даже портфель забывал…») и сталкиваются с недопониманием среди сверстников, учителей. Родители понимают, что внимание, помощь забота как никогда необходимы их школьнику, поэтому всячески стараются помочь разрешить возникшие у него проблемы.