Флористика        29.10.2019   

Организация музея театральной куклы в детском саду. «Кукольный театр в музее. Кукла на удачное замужество

Проект
Мини – музей «ТЕАТРАЛЬНЫЕ КУКЛЫ»
Автор проекта: Воспитатель Хромова Мария Николаевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №30
Цели: Приобщение дошкольников к миру искусства. Ознакомление детей с разными видами театра. Развитие творческих способностей детей. Развитие коммуникативных качеств личности ребенка.
Тип проекта – творчески-игровой.
Продолжительность – длительный (сентябрь-май)
Возраст детей – 5-6 лет
“Театр – это волшебный мир
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие
духовного мира детей…” Б.М.Теплов
Задачи:
Воспитательные. Воспитывать партнёрские отношения между детьми, коммуникативные качества, создать позитивный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
Развивающие. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.
Обучающие. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап - определение темы, разработка цели и задач, сбор информации, использование компьютерных технологий, подбор художественной литературы и иллюстративного материала, заготовки кукол. Основной этап – проведение игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей. Оформление выставок поделок и рисунков «Театральные куклы», книг «Сказки для детей дошкольного возраста». Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Заключительный этап - подведение итогов.
(Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей. Дети учились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других.)
Совместная деятельность:
1.Чтение художественной литературы: русских народных сказок « Теремок», « Колобок», «Кот, лиса и петух», Л. Толстой « Три медведя», Ш. Перро «Красная Шапочка», С. Михалков «Три поросенка» и др.
2. Беседа « Моя любимая сказка».
3. Познавательно речевое развитие: наглядно дидактические пособия: « Колобок», « Теремок», « Три медведя».
4. Художественное творчество. Сюжетное рисование. Тема: «Лиса и колобок», «Снегурочка», «Животные- герои сказок», «Веселый Петрушка». 5. Художественное творчество. Лепка. Тема: « Герои сказок», «Веселый Клоун», «Красно-солнышко»
6. Художественное творчество. Аппликация. Тема: « Подснежники», «Домики трех поросят».
7. Продуктивная деятельность. Конструирование из бумаги. Тема: «Игрушки для пальчикового театра».
8. Дидактические игры: « Помоги мишутке найти свою тарелку», « Кто живет в лесу?», «Найди игрушку», «Узнай героя сказки по описанию», «Путешествие по сказкам» и др.
9. Дыхательная гимнастика « Насосы», « Рычание медвежонка », « Подуем на плечо».
10. Музыкальная психогимнастика: « Мы едем, едем, едем», « медведи», «дождик»
Самостоятельная деятельность:
1. Игры-драматизации « Теремок», « Колобок», « Красная шапочка», «Заюшкина избушка» и др.
2. Самостоятельная художественная деятельность (лепка, рисование, конструирование из разных видов материала) по мотивам любимых сказок.
3. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Кто скорее», «Гуси, гуси», «Кот и мыши».
4. Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок: «Теремок», «Три поросенка», «Красная шапочка» и др.
5. Самостоятельное рассматривание и обсуждение книг, иллюстраций, репродукций.

Ожидаемый результат:
В процессе театрализованной игры:
- расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
- активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, темп, выразительность речи;
- совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
- происходит коррекция поведения;
- развивается чувство коллективизма, формируется опыт нравственного поведения;
- участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Всем известно, что дети с раннего возраста очень любят слушать сказки. Сказка – это способ общения взрослого и малыша на понятном ему языке и первый маленький жизненные урок. Сказка формирует у малыша на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Именно через сказку ребенку становятся доступны знания об окружающем его мире, взаимоотношении людей.

«Сказка ложь, да в ней намёк» гласит народная мудрость, которой следуют сотрудники Златоустовского городского краеведческого музея при разработке мероприятий для самых маленьких посетителей. Именно посредством волшебных сказочных образов в стенах музея происходит обогащение краеведческих познаний дошколят. Через сказку выстроены яркие театрализованные экскурсии, этнографические мероприятия, интерактивные музейные занятия для малышей. С 2017 года перечень информационно-развлекательных услуг для воспитанников детских садов пополнился по-настоящему сказочным мероприятием – кукольным театром в музее. И этот новый музейный проект быстро приобрёл популярность среди дошкольных учреждений города.

Стартовым спектаклем, в котором для малышей оживают куклы, стала сказка «Волшебный Урал-меч». С неподдельным интересом ребята в ходе представления следят за путешествием в город мастеров Златоуст храброго Егорушки, который во что бы то ни стало, намерен отыскать волшебный меч для истребления Змея Горыныча. И как в любой сказке, в этой волшебной истории добро побеждает зло. Легендарный мастер-оружейник Иван Бушуев дарит главному герою сказки Урал-меч, с которым отважный Егорушка одерживает победу над истребляющим деревни и города русские трёхголовым змеем. Казалось бы, всё как в любой сказке, да не всё! Сказка-то музейная! И поэтому совсем не случайно храбрецу на его пути встречается известная в Златоусте по сказам П.П. Бажова Огневушка-Поскакушка, которая и указала ему дорогу в славный город оружейников. Благодаря другим персонажам сказки, таким как щука и змейка, маленькие зрители узнают о камне Авантюрин, который встречается на Таганае, и о том, как бобры ловко строят прочные плотины. В каждом эпизоде кукольного спектакля ненавязчиво вкраплены элементы краеведческого материала, что придаёт мероприятию не только развлекательный, но и важный информационный оттенок.

В преддверии праздника Дня Победы сотрудниками музея был разработан ещё один кукольный спектакль. В сказке «Каша из топора» солдат, возвращающийся с войны в родной город Златоуст, оказывается в гостях у Бабы Яги. Солдатская смекалка помогает перехитрить ему недобрую старушку и пообедать наваристой кашей, сваренной из её запасов. В благодарность служивый человек помогает бабушке по хозяйству в то время, как ведущая рассказывает маленьким зрителям о златоустовских героях, воевавших с фашистами на фронтах Великой Отечественной войны и их подвигах. Насыщенное фотоматериалами и информацией о самоотверженности советских солдат мероприятие не оставляет равнодушными ни подрастающее поколение, ни взрослых. Данное мероприятие, в отличие от сказки «Волшебный Урал-меч», проводится сотрудниками златоустовского музея, как на базе детского сада, так и в стенах храма истории.

В связи с возрастающей популярностью такой формы работы музейщиков с маленькими посетителями как кукольный театр, в планах у сотрудников музейного учреждения разработка и сценариев других спектаклей.

Елена Гусева
Проект мини-музей в ДОУ «Театральные куклы»

Создание мини музея в группе

Название мини-музея «Театральные куклы » . Данный музей посвящен театральному искусству . Большое внимание уделяется в нем кукольному театру , как самому доступному для понимания дошкольника.

При создании мини – музея были поставлены следующие цели :

* Приобщение дошкольников к миру искусства,

*Ознакомление детей с разными видами театра ,

*Развитие творческих способностей,

*Развитие коммуникативных качеств личности

Приобщение детей к театрализованной деятельности

В повседневной жизни используем разнообразные кукольные театры (пальчиковый, театр на прищепках , перчаточный театр , театр на стаканчиках , а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок («Репка» , «Колобок» , «Курочка ряба» и др.). Привлекаем детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка» малыши «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за нее. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребенка участвовать в игре – инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений.

Каждую сказку, песенку, потешку следует рассказывать несколько раз, возвращаясь периодически к одному и тому же произведению. Поэтому каждый раз следует выбирать разный вид наглядности : разные виды театров , рассматривая иллюстраций или вообще без наглядности. Использование разных видов театра активизирует внимание малышей, обеспечивая его целесообразность, а также помогает ребенку вспомнить текст произведения при последующей самостоятельной игре со знакомыми игрушками. В повседневной жизни используются различные куклы для осуществления режимных моментов, для каждого вида деятельности.

Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Татьяна Бутова
Мастер-класс по музейной педагогике в детском саду «Мини-музей кукольного театра»

Мастер-класс по музейной педагогике в детском саду : «Мини музей кукольного театра » .

Цель мастер- класса :

Познакомить с использованием музейной технологии в ДОУ , на примере организации мини музея .

Задачи :

Расширить представления участников мастер -класса об использовании музейной педагогики .

Формирование представлений о разнообразии кукольного театра .

Вызвать интерес к театрально – игровой деятельности.

Познакомить с технологией изготовления театральной куклы .

Оборудование :мультимедийное оборудование, материал для практической деятельности : (пластмассовые вилки, цветная бумага 10x10 см, фломастеры , схемы изготовления оригами, иллюстрации героев сказки ножницы, клей).

План проведения мастер-класса .

1. Теоретическая часть :

Вступительное слово мастера : цели и задачи музейной педагогики .

Представление мульмедийной презентации : «Знакомство с видами кукольного театра » .

2. Практическая часть :(изготовление кукол ) .

3. Постановка сказки «Колобок» , с использованием изготовленных кукол .

4. Рефлексия.

Ход мастер-класса .

1. Теоретическая часть.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. Музейная педагогика - это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения , педагогики и психологии , рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и ребенка . В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини- музеи » вполне реально.

В нашем посёлке не так много музеев . В беседах с детьми мы выяснили, что не все дети были в музее хотя бы раз . Проблему решает создание мини - музеев в ДОУ .

Основной целью музейной педагогики является : приобщение к музею подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Задачи музейной педагогики : (не читать)

Обогащение предметно-развивающей среды;

Формирование познавательных способностей и познавательной деятельности;

Развитие речи, расширение активного словаря;

Воспитание культуры поведения.

Создание мини- музея - трудоёмкая работа , которая состоит из нескольких этапов :

Постановка целей и задач перед родителями воспитанников;

Выбор пространства в групповой комнате;

Сбор экспонатов;

Оформление мини- музея (учёт эстетических норм, соблюдение правил безопасности) .

- Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду . Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию .

Использование кукольного театра в образовательном процессе позволяет решать следующие задачи представленные на слайде : (не читать)

Усвоение и закрепление детьми учебного материала;

Появление устойчивого интереса к художественной литературе, книге;

Формирование коммуникативных навыков;

Развитие речи и мелкой моторики,творческих способностей;

Воспитание эстетического вкуса.

На примере нашего мини музея хочу познакомить вас с видами кукольного театра в ДОУ .

Весь кукольный театр в детском саду можно разделить на несколько его видов. Они, в свою очередь, включают в себя великое множество разновидностей, которые я представлю вашему вниманию, на примере мини музея «Кукольного театра » .

Настольный театр .

Название такого вида театра говорит само за себя - игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Настольный театр в детском саду может быть :

1. Плоскостной;

2. Вязаной игрушки;

3. Конусный;

4. С использованием природного и бросового материала.

Слайд 9-12.

Верховой театр . Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида :

1. Театральные игрушки «Би-ба-бо» ;

2. Театральные игрушки – ложковые ;

3. Театр оригами .

Слайд 13-15.

«Наручный» театр .

К этому виду относится театрализованная деятельность , для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки - «перчатки» . Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду : пальчиковый и перчаточный.

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся :

1. Театр на фланелеграфе .

2. Магнитный.

Театр масок .

Слайд 18.(Фоновая заставка к сказке и музыка) .

2. Практическая часть.

Мастер : Уважаемые участники мастер-класса , предлагаю вам поучаствовать в создании экспонатов для мини- музея «Кукольный театр » . Мы изготовим ложковую театральную игрушку , для русской народной сказки «Колобок» . Предлагаю пройти за 2 стола.

Первая группа выполнит героев сказки (животных) в технике оригами.

Вам необходимо взять квадратный лист бумаги, определённого цвета, соответственно герою сказки и сложить его по схеме, фломастером дорисовать мордочку животных. А затем прикрепить на пластиковую вилку.

Вторая группа выполнит героев сказки (деда, бабу, колобка) из заранее заготовленных иллюстраций.

Вам необходимо их вырезать по контуру и прикрепить на пластиковую вилку. (Выполнение творческой работы) .

3. Постановка сказки «Колобок» .

Предлагаю вам выполнить театрализацию сказки «Колобок» . Попробовать себя в роле актёров и озвучить своих героев. Для этого прошу вас пройти за ширму.

4. Рефлексия.

Игра «Настроение» .

Посмотрите внимательно на экран. Здесь вы увидите индикаторы вашего настроения. При помощи рук и определённых жестов вы покажете своё отношение к занятию.

Поднятая вверх одна рука - занятие понравилось.

Поднятые вверх обе руки – занятие заинтересовало и подняло мне настроение.

Опущенные вниз руки - ничего не изменилось в моём настроении.

Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и некоторые из вас способные актёры.

Дети- дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прейди к нему на помощь. Участвую в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки.

Тематика и содержите театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Театрализованные игры помогают воспитателю, любящему своих детей, создавать радостною, непринужденную обстановку в группе.

Учитывая мнения авторов, работающих по теме:“Театрализованные игры дошкольников” (Л. В. Артёмова, Н. Ф. Сорокина), мы решили создать в своей группе мини- проект: “Дети и куклы”. Цель проекта: последовательно знакомить детей с различными видами театра, развивать инициативу, самостоятельность в играх с куклами, развивать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками ДОУ. Вид проекта: творческиё, групповой, комплексный. Взаимодействие педагогов: воспитатели ДОУ, специалисты ДОУ, специалисты ДК “Динамо”. Продукт совместной деятельности: театральные гостиные, кукольные представления, игры- этюды, игры – фантазии, импровизация мелодий, движений, интонаций.

Работа по мини проекту осуществляется на базе средней группы “Улыбка” второй год по трём направлениям: “Развивающая среда”, “Дети”, “Взрослые”.

Первое направление- формирование развивающей среды. Это создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

  • Настольный театр
  • Театр резиновой игрушки
  • Театр мягкой игрушки
  • Костюмы
  • Декорации
  • Театр конусной игрушки
  • Куклы- бибабо
  • Теневой театр
  • Театр “Варежка” и др.

Второе направление- это работа с детьми. Она включает в себя творческую деятельность детей, как совместную (2 раза в неделю проводиться кружок театрализованной деятельности), так и самостоятельную. Это:

  • Игровое творчество
  • Песенное творчество
  • Танцевальное творчество
  • Импровизация на детских музыкальных инструментах.

При работе с детьми используются следующие методы: сочинение сказок, модификация сказок, сопровождение движений кукол песенкой, интерес и желание играть на музыкальных инструментах, интерес и желание танцевать.

Третье направление- “Взрослые”. Это работа с родителями, специалистами ДОУ, специалистами театрального кружка ДК “Динамо”. Она включает в себя:

  • Совместное посещение театров семьями и группой
  • Музыкальные, литературные гостиные
  • Выставка театров разного вида
  • Создание мини музея игрушек сделанных своими руками
  • Совместное выступление детей и их родителей
  • Выступление кукольного театра ДК “Динамо”
  • Семейные мини-спектакли
  • Изготовление фото альбомов и тд.

Используя в работе с детьми театрализованные игры, мы основываемся на представлениях выдающегося русского психолога Л. С. Выготского: “Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняться в творческом воображении и его воплощении”.

Занимаясь с детьми театром мы ставили перед собой цель- сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети могли и использовать в повседневной жизни.

Страницы