Комнатные растения        02.11.2019   

Особенности азербайджанской свадьбы. Азербайджанская свадьба. Традиции и обычаи. Подготовка к свадебному торжеству

Азербайджанская свадьба

Азербайджанская свадьба - масштабное красивое событие, способное вызвать бурю эмоций у каждого. Раньше свадебное торжество, как и у многих кавказских народов, состояло из многочисленных этапов, но с течением времени они видоизменились или вовсе прекратили свое существование.

«Из сохранившихся можно выделить, например, хяри (согласие): в дом будущей невесты приходит семья жениха, которая заявляет о намерениях молодого человека. Сторона девушки либо соглашается, либо отказывает, но в современном мире это, скорее, дань традициям, и родители уже заранее знают ответ. Завершается застолье сладким чаем, поданным в национальных стаканах (армудах), что и означает хяри, то есть согласие на брак.

После хяри будущие молодожены готовятся к нишану (обручению). Сегодня это торжество мало чем отличается от обычной помолвки, однако по традиции невесте преподносятся подарки от стороны жениха - хончи. В украшенных подарочных корзинах приносят ювелирные украшения, одежду, косметику, парфюм и нижнее белье», - рассказывает Сабина Минзейн из Баку.

У азербайджанских невест есть прекрасная традиция девичников под названием хна-яхты, которая жива и по сей день. Подруги невесты собираются у нее дома, приносят национальную еду, веселятся и танцуют, а затем рисуют хной прекрасные узоры на руках - считается, что это обряд перехода девушки во взрослую замужнюю жизнь, а хна защищает от сглаза и порчи в важный день. Место, где проводится обряд, украшают в красных тонах, а невеста облачается в красное платье.

Проводы невесты - тоже яркое событие. Друзья жениха приезжают за девушкой, а в это время невесту подготавливают: подруги вручают ей шах - украшение со свечами и зеркалами - против несчастья и сглаза, а брат или близкий родственник, приговаривая традиционные пожелания о долгой, счастливой и благополучной семейной жизни, повязывает девушке на пояс красную ленту - символ непорочности.

На любой азербайджанской свадьбе кульминацией события становится вынос плова, без этого не проходит ни одно торжество. Причем сопровождается вынос блюда танцами, музыкой и песнями - все это выглядит очень колоритно. Плов символизирует изобилие, богатство, процветание и достаток в семье. Чем вкуснее и красивее плов, тем зажиточнее будет жить молодая пара.

Помимо торта, часто на свадьбах можно увидеть традиционный атрибут азербайджанской свадьбы - кялля гянд, сахарную башню, символизирующую сладкую жизнь. Эту пирамиду молодожены потом разбивают после рождения первенца.

В основном на свадьбах звучит национальная музыка, однако все чаще и чаще молодые люди разбавляют плейлист современными хитами, но соблюдая при этом баланс - ведь старшее поколение будет танцевать только под знакомые им композиции. Вообще танцы и веселье сопровождают все время свадебного праздника.

При этом разрезание торта, дискотека с диджеем и бросание букета также являются неотъемлемой частью современной азербайджанской свадьбы. Покидают торжество молодые муж и жена ближе к полуночи под национальную композицию «Мирзаи» (более известную как «Вагзалы»).

Старая азербайджанская традиция брачной ночи может сейчас показаться для современных невест удивительной, но в некоторых местах, особенно в деревнях, она все еще сохраняется. Зрелая женщина - енге - провожает молодоженов до их дома, готовит брачное ложе и рассказывает молодой жене все подробности того, что будет происходить. Потом удаляется в другую комнату, а на утро проверяет простыни, чтобы удостовериться, что девушка вышла замуж девственницей, и приносит первую еду новобрачным.

Грузинская свадьба

О грузинской свадьбе рассказывает жена фронтмена группы «Мгзавреби» Гиги Дедаламазишвили, Марина Карпий.

Ни одна грузинская свадьба в принципе не считается свадьбой, если не идет речь о венчании. Так что, если молодые хотят только расписаться, это в Грузии не свадьба, а просто некое официальное оформление отношений, которое может даже не получить благословения родителей. Грузинская свадьба не бывает без венчания, поскольку брак для грузин - это что-то безусловно высокое, то, что должно происходить перед Богом, в церкви. Я, например, верующая, но никогда не думала, что буду венчаться. Думала, что распишусь, и все. Но когда познакомилась с Гиги, когда поняла, насколько в Грузии люди верят в Бога и насколько это все важно и серьезно, мне самой захотелось прийти в церковь вместе со своим будущим супругом и попросить благословения перед Господом. Я никогда не забуду свое венчание. Оно меня настолько тронуло, что я разрыдалась. А ребята, которые были на нем - друзья Гиги из ансамбля «Мгзавреби» и вообще все поющие - после нашего венчания, когда обряд завершился, начали петь, и эхо их голосов, раздающееся в церкви, буквально проходило сквозь тело. Я этого никогда не забуду, это было настоящее волшебство. И мои родители, и остальные гости - все плакали.

У нас было четыре дня свадьбы. Это обычное для грузин дело. Сейчас, конечно, часто сокращают до двух, но бывает по-разному. Гиги был в национальном грузинском костюме чоха, я сначала была в традиционном белом платье, а потом, вечером, переоделась в национальное грузинское.

На плече Гиги, как и у большинства женихов, был нашит герб семьи. Не в каждой семье, конечно, сохранились гербы. Если его вдруг нет, то пришивается символический герб.

Самый яркий момент свадьбы - это, конечно, традиция, когда пара выходит из церкви, и все гости-мужчины, одетые в национальный костюм чоха, обязательным элементом которого является кинжал, который висит на поясе в специальных ножнах, становятся в два ряда и, перекрещивая свои кинжалы, создают как будто коридор или арку. И не просто статичную - клинки бьют друг о друга, создавая звон. Молодые должны пройти под этой аркой. Звон стоит такой! Мне казалось, что арка у нас была длиной в километр - из всех наших друзей. Смысл этого ритуала в том, что пара получает благословение и защиту от всех своих близких. А звон клинков отгоняет все плохое, и остается только хорошее.

Свидетелей на свадьбе может быть много. В принципе, сколько угодно. И всегда главные свидетели на свадьбе - крестные родители будущего ребенка. Просто друзья или родственники крестными стать не могут. Поэтому свидетелей всегда выбирают очень внимательно.

Когда молодожены после венчания входят в торжественный зал, их встречают песней. В этой песне встречающие спрашивают: «Чья это девушка?». А им отвечают: «Наша, наша», - что символизирует окончательный и узаконенный переход невесты из одного дома в другой.

Грузинскую свадьбу ведет только тамада . Как правило, это близкий друг семьи. Просто так тост никто не может сказать, право на это надо получить у тамады, все самые важные тосты говорит только он. Всегда одними из первых произносятся тосты за Бога, за мир.

Обязателен танец молодоженов. Он всегда и у всех одинаковый, под определенную музыку, с определенными движениями. Это давно устоявшаяся традиция, и никаких вариаций тут не предусмотрено.

На грузинских свадьбах нет никакой программы, никаких фокусов и развлечений. Есть только песни, танцы и веселье.

Традиционные подарки в Грузии - это украшения для невесты в большом количестве.

Обычно грузинские свадьбы очень многочисленные. Особенно, если деревенские, то гуляет вся деревня - это и 400, и 500 человек - сколько есть. И свадьба на 2,5 тысячи человек - вполне регулярное действо, потому что нельзя же, играя свадьбу в селе, кого-то не позвать.

Грузинский свадебный стол - это тоже отдельная тема. Свадьбы без поросенка не существует. Торт разрезается кинжалом.

Разумеется, поскольку, как мы уже говорили, грузинская свадьба - это обязательно венчание, следовательно, никаких свадеб в посты не играется. Поэтому выбор даты - дело тонкое, ведь не так много времени остается, не занятого разными постами и подходящего для свадьбы.

Чеченская свадьба

Чеченцы очень трепетно относятся к своим традициям, в том числе и свадебным.

В день торжества к невесте приезжают близкие родственники и друзья жениха, что интересно, без самого жениха. С ними также мулла, который разговаривает с невестой и ее отцом и после подтверждения согласия на брак проводит обряд. В присутствии двух замужних женщин происходит церемония, во время которой девушка должна повторять за муллой суры из Корана. Затем такой же обряд мулла проводит с женихом, в его доме и в присутствии друзей - неважно, женаты они или нет. По сути брак заключается между двумя людьми по отдельности.

Родственники жениха забирают невесту из ее дома и везут на торжество.

По дороге от дома невесты до места банкета проходят традиционные гонки машин: каждый автомобиль пытается занять место прямо за машиной невесты. Но в любой момент дети могут преградить кортежу дорогу, чтобы потребовать выкуп. Чеченская свадьба - свадьба для всех. Выстрелы в воздух тоже присутствуют - считается, что это отгоняет злых духов.

На свадьбу не принято приглашать гостей - все желающие могут сами явиться на праздник, поэтому чеченские свадьбы всегда масштабные и шумные.

Но при этом близкие невесты на празднике не присутствуют - считается, что для них это грустный день, и он символизирует прощание с одной семьей и соединение с новой. Сама невеста также должна быть печальна на свадьбе. Кроме того, в течение всего дня она стоит в углу, не ест и не пьет прилюдно. Периодически невесту отводят в отдельную комнату, где она может поесть, чтобы с новыми силами вернуться на свое место.

Что интересно, жених тоже не показывается на свадьбе, а празднует со своими друзьями в другом месте. На свадьбе же пьют и веселятся остальные гости, конечно же, много танцуют, в том числе и лезгинку. Во время танцев, кстати, часто завязываются знакомства девушек и молодых людей.

Также на чеченской свадьбе есть традиция, когда мужчины подходят к невесте и пытаются ее разговорить, предлагая деньги за возможность испить воды из чаши, которую она держит в руках. Если невесту устраивает сумма - мужчина может выпить воды, а если нет - торг продолжается. Деньги за такой обычай зачастую отдают свекрови.

Виктория сощенко,
совладелица компании Florist Gump и компании BLT

Сейчас столичные национальные свадьбы проводятся с минимальным сохранением старых обрядов. Одной из важных традиций на мусульманских свадьбах остается сватовство, когда родственники жениха приходят просить руки невесты. Раньше они всегда приходили домой к невесте, а теперь часто это мероприятие устраивают в ресторане. Осталась традиция дарить подарки - сладости и украшения для невесты и ее родственников. Вообще, это большой праздник и часто программа на этом мероприятии не хуже, чем на свадьбе.

Те свадьбы, которые делают в Москве, проводят в больших красивых банкетных залах и обычно это общее торжество - европейское по формату. Приглашают и артистов русской и западной эстрады, и национальные коллективы. Конечно, всегда танцуют лезгинку.

Чаще всего молодые танцуют национальный танец в костюмах, и это очень красиво. Жених и невеста не пьют алкоголь и должны себя вести очень скромно, активно радоваться считается неприличным.

Еще есть нюанс с платьем невесты - плечи и руки должны быть закрыты хотя бы до локтей, иначе невесту посчитают одетой очень вызывающе. Часто платья шьют на заказ, либо выбирают дизайнеров с восточными корнями. Состоятельные кавказские невесты предпочитают платья Zuhair Murad и Elie Saab.

Самый строгий стол у евреев. Если свадьба кошерная, то еда на столе - это целая история! Если стол мясной, то нельзя ставить ничего молочного, даже сыр или соус со сливками. Исключается свинина, есть определенные требования к самим продуктам и способу их приготовления. За этим должен следить раввин, который будет находиться на кухне. Также нельзя ставить живые цветы на стол. Зато в остальном еврейские свадьбы очень простые, красивые, веселые, и все танцуют и зажигают много часов подряд.

Армянская свадьба

На протяжении многих веков армяне сумели сохранить свое истинное духовное богатство - религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые соблюдаются ими вне зависимости от своего местонахождения. Армянские свадьбы являются тому ярким примером.

Помолвка .

Один из важнейших этапов армянской свадьбы - ншандрек (помолвка). Семья жениха собирается в доме невесты с ценными подарками и обручальным кольцом. Родители жениха ставят на стол коньяк, если родители невесты его открывают, значит, они дают свое согласие и благословляют союз молодых.

Участники свадьбы.

До свадьбы невестой и женихом назначаются арснакур (подруга невесты, у армян - незамужняя сестра) и азапбаши (друг жениха, у армян - неженатый брат). Родители выбирают кавора и каворакин (крестный отец и крестная мать жениха и невесты, обычно это муж и жена, близкие одной из сторон).

День свадьбы. Сборы невесты.

Оказавшись во дворе дома невесты, сторона жениха сообщает о своем приезде громкой музыкой и танцами. Родственники жениха танцуют с подносами и корзинами, в которых находятся подарки, фрукты и сладости. В это время идут сборы невесты, которую одевает замужняя родственница, у которой первенец - сын. Одевание невесты сопровождается песнями. После того как невеста надела свадебное платье, каворакин крутит фату над ее головой 7 раз, чтобы жизнь у новой семьи была счастливой. Невесте обувь обычно надевает брат и кладет туда деньги, чтобы в новую жизнь она вступала обеспеченной и приносила своему мужу только благополучие.

Венчание и свадьба.

Традиционно армянские свадьбы предусматривают обряд венчания в церкви. Во время венчания невеста дает обещание быть покорной женой для своего мужа, а жених, в свою очередь, обещает быть опорой для своей будущей жены. По церковным обычаям во время церемонии над головой молодоженов крестные держат короны.

При выходе из церкви новобрачные отпускают в небо голубей как символ любви и мира.

Свадебную делегацию встречает мать жениха, она кладет на плечи молодых лаваш и кормит с ложечки медом, чтобы жизнь их была сладкой и благополучной. Затем молодоженов осыпают конфетами и изюмом для достатка.

Перед тем как зайти домой, жених и невеста разбивают тарелки и переступают через ее осколки. Чем больше осколков, тем более счастливой и длинной будет их совместная жизнь.

К концу торжества, молодожены передают неженатым и незамужним гостям таросики - маленькие декоративные сувениры, которые принесут им благополучие и скорую свадьбу.

Красное яблоко.

На следующий день после свадьбы в знак невинности невесты ее матери посылают красные яблоки, сладости и бутылку коньяка.

Еврейская свадьба

Еврейские свадьбы очень традиционны и всегда проходят по одному и тому же сценарию. Различаться они могут только в деталях, в зависимости от того, к какому сообществу относятся молодожены.

Обряд бракосочетания совершается под хупой - свадебным балдахином. Хупа представляет собой четырехугольный кусок светлой ткани на четырех шестах и символизирует дом, создающийся бракосочетанием этой пары, отсутствие стен - гостеприимство открытого дома и напоминание о хрупкости всего в жизни и возможных ветрах-невзгодах, а также то, что главное в доме - живущие в нем люди, а не вещи. Шесты могут быть на земле, на помосте или возвышении, либо их могут держать четверо гостей посильнее (друзей/родственников). Ставится хупа обычно под открытым небом, но можно и в помещении. Хупа - настолько основообразующая традиция, что это слово - практически синоним свадьбы. К хупе невесту и жениха (порознь) торжественно ведет «свита», обычно родители. Либо каждая пара родителей свое чадо, либо мамы сопровождают невесту, а отцы - жениха.

До начала свадебной церемонии жених закрывает лицо невесты фатой. Предположительно, в память о том, как закрыла лицо библейская Ревекка, встретив Исаака. Закрывает лицо фатой именно жених, памятуя, как Иаков женился на Лее вмес-то Рахили, так как лицо невесты было скрыто вуалью, то есть, чтобы точно не ошибиться. Невеста обходит жениха семь раз - это означает создание дома, очага, символизирует завершенность, так как число «7» в библейской традиции означает совершенство, некую законченность. Невеста становится возле жениха, рядом родители.

Начинается церемония, которую проводит раввин. Жених надевает невесте на указательный палец простое гладкое кольцо стоимостью не меньше самой мелкой серебряной монетки эпохи Талмуда, о чем раввин, скорее всего, пошутит, и повторяет за раввином формулу бракосочетания. «Вот ты посвящаешься мне этим кольцом по обычаю Моисея и Израиля». После чего раввин или особо уважаемые гости произносят семь благословений. Обязательно зачитывается традиционный брачный договор - ктуба. В нем говорится, что муж обещает любить, уважать и кормить жену, а в случае развода выплатить ей энную сумму. Ктубу подписывают заранее два свидетеля. Оформление ктубы - тоже ритуал, проходит до, собственно, хупы. Ктуба может представлять собой красиво оформленный манускрипт. Потом жених и невеста отпивают вино из бокала и жених разбивает его или раздавливает правой ногой, произнося: «Если забуду тебя, о Иерусалим...», - в память о разрушенном Иерусалимском храме. Поскольку грусть всегда соседствует с весельем, все кричат «Мазл тов» (Счастливой судьбы), поют и танцуют. Танцы с подниманием на стуле сейчас уже необязательная часть веселья в честь новобрачных. Хотя во многих диаспорах до сих пор соблюдается. Вообще, веселить невесту - это неизменная часть праздника, так что даже самые суровые старцы пускаются в пляс. Конечно, ортодоксальные свадьбы отличаются от более светских свадеб. Поэтому в каждом сообществе свои традиции и обряды.

Дагестанская свадьба

Говорить непосредственно о дагестанских свадебных традициях - в корне неправильно. В самой многонациональной республике у каждого народа есть свои нюансы празднования свадьбы. Аварцы, лезгины, даргинцы - у каждой национальности есть как общие традиции, так и принципиально разные.

Сегодня во многих семьях в Дагестане все еще принято совершать сговор между родителями жениха и невесты. Но решение о свадьбе все равно остается за молодыми людьми.

На улицах Дагестана все еще можно услышать выстрелы при встрече молодых, направляющихся на свадебный банкет. А дети на улице часто останавливают вереницу красиво украшенных машин, чтобы выпросить конфеты или деньги.

Интересная традиция, которая жива и по сей день, - проверка жены приготовлением хинкала (национального блюда) сразу после свадьбы. Муж и его друзья могут прийти в дом молодоженов и попросить жену приготовить хинкал и, если жена хорошая, то и блюдо приготовит правильное.

До сих пор многие свадьбы делят на мужскую часть и женскую, хоть теперь их проводят в один день. Сначала происходит празднование с гостями невесты, затем - жениха. При этом на банкете жених с невестой сидят отдельно от гостей на пьедестале, а столы поделены на «мужские» и «женские».

На свадебном банкете преобладают национальные блюда: хинкал, курзе, чуду и т. д. И, конечно, у каждой народности свои способы приготовления этих блюд.

Конечно, ни одна свадьба в Дагестане не обходится без лезгинки, причем у каждой национальности она своя. Девушек на танец приглашают с помощью цветка - просто подойти и пригласить ее никак нельзя. Цветок передается между гос-тями свадьбы, таким образом, в центре зала всегда есть танцующие пары.

Когда танцует невеста, на нее обязательно бросают деньги (бумажные, ни в коем случае не монеты). Затем подруги их собирают и передают невесте.

Помимо танца жениха с невестой, традиционным считается танец подруги невесты и друга жениха.

В Дагестане принято дарить на свадьбу деньги. За отдельным столом на торжестве сидит человек с коробкой, который собирает деньги гостей и записывает суммы и имена в специальную книгу - учет ведется точный.

Моя большая лакская свадьба

Тамари, 25 лет

«Вообще, свадьба проходит в несколько этапов, среди которых сватовство, или же помолвка, которое может проходить как небольшая свадьба. У меня были приглашены только близкие - всего 80 человек. На помолвку обычно дарят невесте золотые украшения, а до свадьбы жених обновляет гардероб невесты. В моем случае мне просто подарили деньги, на которые я и купила себе одежду, обувь, сумки, шубу. Свадьба проходила в два дня, сначала играли мои родители, где были в основном мои родственники, потом его. Всего приглашенных гостей было около 500 - это нормально для лакцев».

Текст: Лика Длугач, Ольга Бебекина

Вступление в брак с глубокой древности всеми народами считалось чрезвычайно важным событием в жизни не только отдельного человека, но и общества, в котором он жил, так как создание семьи было залогом продолжения рода. Поэтому данный акт обставлялся множеством обрядов и ритуалов, которые были направлены на обеспечение многочисленного потомства, достатка и согласия в семье, должны были предохранять от различных вредоносных сил и т.п. Многие из этих действий, имеющих очень древнее происхождение и свидетельствующих о богатой традиционной культуре этноса, нашли свое отражение в свадебной обрядности азербайджанского народа.

Кроме того, азербайджанская свадьба — это музыкально-эмоциональное зрелище, в котором получил отражение высокий уровень народного творчества. Большое разнообразие танцев, песен, игр и развлечений, пищи и напитков и т.п. на традиционной азербайджанской свадьбе яркое тому свидетельство. О театрализованном характере свадебного ритуала напоминало и наличие большого числа действующих лиц — персонажей. Сваты, дружки жениха, подруги невесты, наставница невесты, ведущий свадьбы, обслуживающий персонал и другие участники были необходимым элементом азербайджанской свадьбы.

Цепь обычаев и обрядов, оставшихся от предков, не разрешает азербайджанским девушкам до свадьбы встречаться с парнями, гулять в компаниях, где присутствуют представители сильного пола. Еще издавна жених выбирал себе невесту сам и эта традиция сохранилась и до настоящего времени. Традиционное азербайджанское общество строго контролирует семью и семейные отношения и всячески препятствует беспричинному их разрушению. Наряду с этим следует отметить, что случались, правда, довольно редко, и разводы, которые также регламентировались обществом.

Разводы происходили чаще всего в случаях отсутствия детей. Еще более редкими были случаи беспричинного развода. При этом, если инициатором была женщина, то, уходя, она оставляла все, что было ей подарено со стороны мужа. Если же инициатива исходила от мужа, то он должен был выплатить жене назначенную сумму, которая фиксировалась в брачном договоре (кебин) — «мехр».

Зарождение, становление и существование семьи отразило в себе все богатство азербайджанской традиционной культуры. Именно в свадебной обрядности из поколения в поколение передавались древние обычаи и обряды, песни и танцы, игры и развлечения. Таким образом, свадьба являлась своеобразным смотром достижений народного творчества, материальной, духовной и соционормативной культуры азербайджанского народа.

Свадебная церемония - составная часть нравственного мира мусульман. Азербайджанская свадьба — олицетворение покорности, скромности, но в то же время такое торжество отличается пышностью, роскошью и изобилует национальными традициями. Каждый из обрядов связан с древними религиозными поверьями и тайными чудодействами, они несут на себе отпечатки многовековой оседлой культурной и духовной жизни этого народа. Каждый мусульманин старается устроить свою свадьбу так, чтобы о ней еще долго говорили, как о красивом событии в жизни азербайджанцев. Если Вы когда-нибудь лицезрели красивые цветы и красные ленты на машинах замечали большое количество нарядных гостей, не могли отвести взгляд от танцев под открытым небом и национальных развлечений, слышали громкую восточную музыку, — то Вам посчастливилось видеть азербайджанскую свадьбу, свадьбу людей, которые почитают ислам.

Примечателен тот факт, что по их национальным традициям брак не требует росписи в ЗАГСе в день свадьбы и является действительным сразу после свадебного торжества.

Кстати в медовый месяц отправляются лишь обеспеченные или же знатные мусульмане, а «простые» молодожены остаются наслаждаться уютом их нового дома. Молодая семья считается образцовой, если через год после свадьбы, у них появится наследник.

День свадьбы: «Никах». Красивое белоснежное платье, туфельки, как у Золушки, пышная фата - символ невинности азербайджанки, красная ленточка традиционно на счастье обвивает ее тонкую талию, - так выглядит очаровательная невеста в день свадьбы, именуемый «Никах». К рукам (или запястьям) новобрачной привязывают деньги в красивой атласной ткани: это сулит щедрую жизнь. По традиции исследователями весь свадебный цикл делится на три периода: предсвадебный; собственно свадебное торжество; послесвадебный период, когда выполняются обряды, знаменующие собой начало совместной жизни супругов. Предсвадебный период, во время которого происходил выбор основных действующих лиц будущего торжества, в свою очередь состоит из нескольких этапов — выбор девушки, предварительный сговор, сватовство, помолвка (обручение — нишан), обряд раскроя свадебной одежды невесты, обряд крашения хной и т.д., подробно обо всем этом Вы сможете прочитать в данной статье.

Началом брачного церемониала был выбор будущей невесты . До последнего времени процесс выбора не обходился без посредника — «арачы». Обычно в этой роли выступала одна из родственниц молодого человека. Целью посредничества было выведать, есть ли шансы у молодого человека, каково материальное положение семьи невесты, ее хозяйственные и чисто человеческие качества. Функционирование института посредничества нельзя объяснить только замкнутым образом жизни женщин в прошлом, их затворничеством в азербайджанском обществе, что не позволяло молодым самим решать свою судьбу. Образование семьи было знаменательным событием не только в личной; но и в общественной жизни. Именно поэтому состав людей, принимавших участие в брачном церемониале, был очень широк. Множество ритуалов, постепенно вовлекавших в свадебную обрядность большой круг лиц, являлось связующим элементом между участниками действия, своего рода гарантом крепости будущей семьи. Поскольку брак имел общественное значение, то и общество принимало непосредственное участие в его заключении. Таким образом, поведение молодого человека при выборе подруги жизни исходило из нормы предсвадебной процедуры как дела, близко касающегося всей семьи, Вся эта сумма условий, по-видимому, и делала необходимым функционирование института посредничества.

Возраст невесты не имеет большого значения, ее могут засватать даже в 15 лет, при этом возраст жениха приблизительно такой же.
Брак мусульмане приветствуют. Ограничений в нем не так уж и много:
— мусульманки не имеют права связать свои узы с иноверцем (об этом не может идти даже речи!!!);
— мужчина может взять себе в жены как христианку, так и иудейку;
— запрещены браки с родственниками по прямой линии;
— если женщина была замужем, она должна быть разведена.

Предварительное оповещение (послание).
Родственники жениха, предварительно наведя справки, посылают в дом девушки близкого им человека, который должен сказать о намерении придти на сватовство. После получения посредниками — арачы предварительного согласия наступал следующий этап свадебной обрядности — предварительный сговор, когда семье невесты сообщалось намерение другой стороны. В сговоре принимали участие в основном родители, а в некоторых случаях это происходило о помощью тех же посредников.

Малое сватовство.
После того, как состоялся сговор и получено согласие родителей на приход сватов, наступал следующий этап свадебного церемониала — сватовство (элчилик). Прежде чем посылать сватов (элчи) в дом невесты, отец советовался со своими родными и близкими, чтобы выяснить их мнение. Сватами обычно являлись отец, мать, дядя жениха по матери — дайы, дядя жениха по отцу — эми, старший брат и другие близкие родственники. В состав сватов включались также уважаемые люди села — аксакалы, присутствие которых должно было обеспечить прочную базу для заключающегося брака.

Согласно обычаю, первыми в дом девушки приходят две женщины — мать жениха с одной из близких родственниц. Считается, что мать может понять сердце девушки. Как только женщины приходят к соглашению, должны встретиться главы двух семейств — отцы. Отец жениха приходит в дом невесты с тремя уважаемыми людьми. Всем своим поведением они дают знать о своих намерениях. «На сватовство ночью не идут». «Чай, которым угощают сватов, не выпивается». Сватая, говорят: «Дерево девушки — ореховое дерево, каждый может кинуть камень», «Девичья поклажа — поклажа соли».
С первого раза отец девушки не дает согласия. «Дверь невесты — дверь шаха. Я должен посоветоваться с дочерью, ее матерью, близкими родственниками, затем дать вам окончательный ответ», — говорит он.
Когда спрашивают мнение девушки, она молчит. Говорят молчание — знак согласия. Однако окончательного согласия не дают. Согласие дается на большом сватовстве. Потому что главные слова должны сказать главные люди в роду.

Большое сватовство .
Отец жениха приглашает в дом близких родственников- своих братьев, братьев жены и других родственников. Они сообща принимают общее решение о сватовстве. Девушки со стороны жениха встречаются с будущей невестой и узнают ее мнение. Затем ее матери сообщают число сватовства. Домашние невесты советуются с ней. Сваты приходят в назначенный день. Если сторона девушки не согласна, им отвечают отказом. Если согласна, то просят время подумать. Через некоторое время родственники жениха снова приходят в дом девушки. В этот раз родственники девушки дают свое согласие.
В день большого сватовства сваты вновь приходят в дом невесты. Их сажают во главе стола. Родственники девушки тоже присутствуют, все кроме матери невесты и самой невесты – ее уводят в этот день из дома. Отец жениха вновь спрашивает родственников невесты каков их ответ. «Пусть благословит их Аллах», — отвечают те. Сидящие за столом говорят: «Аминь». Новые родственники поздравляют друг друга. Сестра девушки приносит чай. Иногда подают обед. После того, как сваты ушли, сестры невесты идут за ней, поздравляют и провожают ее домой.

Если сторона девушки не согласна, им отвечают отказом. Если согласна, то говорят: «Дайте нам подумать, посоветоваться, придти к согласию, сегодня же вы наши гости».
Через некоторое время родственники жениха снова во второй раз приходят в дом девушки. И снова они заранее предупреждают: «мы собираемся к вам». В этот раз родственники девушки дают свое согласие. Заранее приглашают близких родственников, соседей. Сваты приходят. Их сажают во главе стола. Родственники девушки тоже рассаживаются. Здесь присутствуют как мужчины, так и женщины. Все, кроме матери невесты. Она заходит в комнату, но не садится.
Через некоторое время после общих разговоров один из родственников жениха подводит разговор к основной теме. Обращаясь к родственникам невесты, он спрашивает их: «Теперь, что вы скажите, каково ваше окончательное решение?».
Обычно ответ дает один из дядей невесты, после слов: «Ну, раз вы открыли нашу дверь; мы давно знакомы и пр.», он говорит: «Пусть будут счастливы» или «Пусть благословит их Аллах».

Сидящие за столом говорят: «Аминь». Новые родственники поздравляют друг друга. После благополучного окончания переговоров о сватовстве стороны (отцы) преломляли хлеб с солью, что являлось символом сближения двух семей. Необходимо отметить, что выбор невесты обусловливался рядом причин и одной из главных было положение ее отца и в целом семьи в обществе — нравственные качества, имущественное положение и т.п. Кроме того, важное значение придавалось хозяйственным способностям самой девушки. Например, в регионах где было развито ткачество, большое значение придавалось умению ткать, вязать. В. скотоводческих зонах девушки ценились за умелое обращение и уход за домашними животными, в садоводческих районах они должны были хорошо знать процесс сушки и консервирования фруктов, приготовления из них различных лакомств.

Следует отметить, что в некоторых регионах Азербайджана (Ширван/Барсел, Гарабаг, Шеки) выкуп за невесту не практиковался, а довольствовались только заключением брачного договора (кебин), где указывалась сумма денег (мехр), которую муж должен был выдать жене при разводе по желанию мужа. Этот же обычай существовал и среди азербайджанцев Борчалы, где многие родители отказывались получать выкуп-башлык. В ряде случаев в сумму башлыка входили и расходы на свадьбу, а на Абшероне, например, их платили отдельно. Срок между обручением и свадьбой был различным — от 2 месяцев до 2 лет. Обрученная девушка оставалась в отцовском доме. Этот срок был необходим для подготовки к свадьбе. Весь этот период семья жениха регулярно посылала в дом невесты различного рода подарки. Так, например в дни Гурбан Баjрамыа (праздник жертвоприношения) в дом невесты отправляли барана, предварительно выкрасив его спину, рога, копыта хной и повязав на шею красную ленту. В период созревания фруктов посылали свежие фрукты — нубахар. На Абшероне в период переезда на летние дачи невесте посылали подарки — багбаши8. Кроме фруктов в число этих подарков входили также и национальные сладости.
После окончания празднества и ухода гостей, близкие собираются вокруг невесты. Им показывают подарки, они поздравляют невесту.

Ответный визит.
Приблизительно через 2-3 месяца после обручения возвращают подносы. Для этого эти подносы украшаются. Один поднос готовится для жениха. На второй поднос кладутся подарки для мужчин: сорочки и пр. Третий поднос предназначен женщинам: здесь духи, отрезы, шали и прочее. На остальные подносы кладутся сладости, испеченные дома. Дом жениха оповещается заранее. Здесь заранее готовятся к приему гостей, зовут пять-шесть близких родственниц, накрывают стол.

Со стороны невесты приходят пять-шесть близких родственниц — сестры, тети, невестки и другие. В конце перед уходом кто-то из пришедших открывает подносы и говорит, какие подарки кому из родственников невесты предназначены. Мать невесты благодарит их. Часть принесенных сладостей она раздает родственникам и соседям.

Предсвадебный разговор.
Отец жениха оповещает родителей невесты: «В такой-то день будьте дома, мы придем к вам на переговоры». Обычно о свадьбе договариваются мужчины. Со стороны жениха присутствуют отец, дядя, брат или другие близкие родственники. Принимают участие также отцы подруги невесты и друга жениха. Здесь назначается день свадьбы. Договариваются, кто будет вести свадьбу, какие музыканты будут играть на ней. Свадебные расходы берет на себя сторона жениха. Иногда родители невесты отказываются от этого. Однако родители жениха все же стараются помочь или могут взять на себя хоть какие-то расходы по свадьбе невесты.
После того, как стороны приходят к согласию, они расходятся с добрыми пожеланиями.

Праздничные подарки.
До свадьбы к каждому празднику невесте приносят праздничные подарки. Особенно интересно и радостно проходит поздравление с праздником Новруз. В дом невесты с подарками приходят или вечером в последний вторник или в день праздника. Приносят платье, платок (что-то из них должно быть красного цвета), какую-либо драгоценность и барашка с выкрашенными хной рогами. Кроме этого на подносах приносятся пахлава, шекербура, гаттама и прочие национальные сладости, орехи, хурма и другие фрукты, а также семени (проросшие зерна пшеницы), украшенные свечками, корзинки. Невесте приносят хну и окрашивают ею руки, ноги, волосы.Приданое.
За 2-3 дня до свадьбы в дом жениха прибывает приданое невесты. Приданое привозят братья невесты, ее двоюродные братья, друзья жениха. Мать жениха одаривает брата невесты. Затем сестра невесты и одна-две близкие родственницы наводят порядок, расставляют приданое, украшают дом. После этого на некоторые из вещей невесты привязывают красные ленты. Свекровь преподносит им подарки

Парча бичини.
За несколько дней до свадьбы происходила церемония «парча бичини» (раскрой одежды), где женщины, собравшиеся с обеих сторон, устраивали веселье с песнями, танцами и угощением. Кроила платье сваха невесты или же другая, умеющая шить женщина. В этот же период распределялись роли между основными, помимо жениха и невесты, действующими лицами предстоящей свадьбы. Наставницу невесты — «енге» выбирали из числа родственников невесты. Обычно это была пожилая, с жизненным опытом женщина, не разведенная, имевшая детей и пользовавшаяся хорошей репутацией в обществе. Она совместно с подругами невесты одевала ее, красила ей руки и ноги хной, сопровождала невесту в дом жениха. Дружки жениха — «сагдыш» (правосторонний) и «солдыш» (левосторонний) также являлись важными персонажами свадебной церемонии. Первым должен был быть близкий родственник, а вторым ровесник, близкий друг жениха. Сагдыш как опытный и старший по возрасту давал советы жениху, касавшиеся различных сторон его поведения на свадьбе. Роль солдыша была не так четко определена, как у сагдыша. Следует отметить, что одним из элементов свадебных церемоний, известным у многих народов мира, является имитация столкновений между родственниками жениха и невесты в момент увоза невесты в дом жениха. В традиционной азербайджанской свадьбе имели место такие действия, как «гапы басма» или «гапы кесди», когда родственники невесты создавали видимость сопротивления ее выдаче. К этой же категории можно отнести и «иол кесди» (преграждение дороги), когда преграждали путь кортежу с невестой. К особенностям этого комплекса относится, по всей видимости, фигура «солдыша» как охраняющей и оберегающей силы при женихе.

Приготовление Фетира.
За несколько дней в доме невесты начинаются приготовления к свадьбе. С утра женщины принимаются печь фетир (сдобные лепешки). Девушки помогают им. Приходят родственницы жениха во главе с его матерью. Они приносят подарки женщинам. Вечером в доме невесты режут барана. Молодежь жарит шашлык, готовит хаш. Готовится помещение для свадьбы. Расставляются столы и стулья. Свадебное помещение украшается коврами. Идут приготовления к завтрашнему дню.

Приготовление хлеба.

Хлеб к свадьбе печется заранее. За 3 дня до свадьбы близкие родственницы собираются в доме жениха или невесты. Готовится тесто, его разделывают, раскатывают и пекут лаваши и юху. Первый испеченный хлеб дают хозяйке дома — матери жениха или невесты. «Пусть всегда в вашем доме будет благоденствие, пусть ваш хлеб будет горячий», — говорят ей.

Значительное место в свадебной обрядности азербайджанцев занимали ритуалы, связанные с хлебом. В некоторых районах до недавнего времени бытовал обычай, согласно которому невеста перед выходом из отцовского дома совершала несколько кругов вокруг хлеба, поставленного посередине комнаты. Это символизировало как святость хлеба и его почитание, так и сохранение плодородия и благополучия в доме отца. Кроме того, в некоторых регионах невеста брала с собой хлеб и в дом жениха, что также означало принесение плодородия и благополучия. Обрядовые действия, связанные с хлебом, носили, по всей видимости, и магический характер, так как им придавались и охранительные («от злых духов») функции. Наличие хлеба как важного материального атрибута азербайджанской традиционной свадьбы было характерно почти для всех регионов страны. В Губа-Хачмазской зоне невеста приносила с собой в 7 мешочках образцы различных видов злаков, которые развешивались на стене. Этот обычай был связан как с магической силой, придававшейся числу 7, так и с магическим отношением к зерновым злакам и хлебу. В Мильско-Муганской зоне распорядитель свадьбы разламывал над головой жениха хлеб, желая ему достатка и благополучия, на Абшероне хлеб разламывали над головой невесты при входе в дом жениха.

«Шах» невесты.
У каждой девушки есть близкая подруга. На свадьбе подруга поднимает «шах». Приготовление «шаха» было широко распространенным обычаем. «Шах» — это свадебное украшение, приготовленное из дерева, к нему прикреплены свечи, зеркало, материя, сладости и фрукты. Для его приготовления необходимо умение. Если подруга невесты уже замужем, «шах» приносят из дома ее мужа. В доме подруги накрывается стол, украшается «шах». Здесь собирается молодежь. Они празднуют и веселятся. Примерно в 9 часов вечера сюда на «шах» приходит молодежь из дома жениха. Жених и его брат также с ними. Во дворе зажигаются костры, факелы, здесь поют и танцуют. Затем они берут «шах» и с музыкой, стреляя из ружей, идут в дом невесты. Здесь также веселятся.

Хна.

Девушки собираются вокруг невесты в одной из комнат. Одна из родственниц невесты берет чашу с заранее размоченной хной, танцует. Затем кладет 2 чаши перед одной из родственниц жениха — одну с хной, другую пустую. Родственница жениха кладет деньги в пустую чашу, а из другой берет немного хны. Затем, взяв чашу с хной, танцуя, подходит к невесте, окрашивает ей руки, ноги, волосы. Затем она подносит хну присутствующим, те берут хну, в другую чашу кладут деньги или подарки. В это время молодые люди собираются отдельно. Кто-то из родственников невесты кладет перед женихом и его друзьями двухцветный чай. Те пьют чай и кладут на блюдце деньги. Одна из девушек приносит им хну. Они чуть-чуть окрашивают кончики мизинцев хной.

Регистрация брака.
До начала свадебного торжества производилась церемония бракосочетания. С этой целью два доверенных лица (векил) с обеих сторон шли к мулле, который заключал брачный акт (кебин). В этот акт включался перечень вещей, которые жених дарил невесте, а также список ее приданого. Обязательной составной частью свадьбы являлся осмотр приданого (джеhиз) со стороны близких родственников жениха. Как правило, приданое состояло из постельных принадлежностей, личных вещей невесты и предметов домашнего обихода. Семьи, имевшие материальный достаток, заказывали мастерам по вышивке (тамбурной и золотошвейной) до 100 различных предметов для приданого. В Лагиче, где была развита обработка меди, в состав приданого включали до 60 штук медных орнаментированных чаш, мисок и т. п. Некоторые предметы приданого переходили из поколения в поколение. В Губинской зоне девочки к брачному возрасту имели в качестве приданого по три-четыре ковра собственного изготовления. Приданое готовилось с таким расчетом, чтобы повседневной и праздничной одежды было достаточно на несколько лет. В некоторых случаях при осмотре приданого составлялся список вещей, который скреплялся подписями присутствующих и хранился у родителей невесты. Азербайджанская традиционная свадьба отличалась большим разнообразием танцев, песен и развлечений. На этой церемонии присутствовали представители с обеих сторон. Было по одному свидетелю с каждой стороны. Часто присутствовали жених и невеста. Молле за это давали 3 рубля денег и головку сахара. Головка сахара весила 8 кг. После установления Советской власти в Азербайджане с 1920 года регистрация брака проводится со стороны государственных органов.

Проводы невесты.
Одна из самых древних азербайджанских мелодий — «Вагзалы». Под ее звуки из дома жениха приезжают за невестой. Они танцуют и поют: Пришли за бархатом
Пришли за шелком
Мы люди жениха,
Пришли за невестой.

Дверь в комнату, где сидит невеста, заперта. Ее открывают, получив подарок. Перед тем, как уйти из дома, невеста получает благословение отца и матери. Деверь невесте перевязывает талию красным платком. На голову невесте накидывают вуаль. Во дворе разжигают большой костер, невесту 3 раза обводят вокруг него, чтобы дом, в который она войдет был светлым, а очаг его всегда горячим. Вслед невесте кидают камень, чтоб дом, в который она идет, был всегда крепким. Вслед невесте кидают воду, чтоб ей было легко и светло. Как только невеста подходит к порогу своего нового дома, ей под ноги кладут тарелку, чтоб она поломала ее. Ее усаживают подле двери, на руки ей дают мальчика, чтобы первенец ее был мальчик. Во дворе под ногами невесты режут жертвенного барана. Капельку его крови мажут на лоб и на платье невесты, чтобы она быстро освоилась в новом доме, и подружилась с новыми родственниками. Мать жениха гладит невесту по голове, чтобы в доме было дружелюбие, взаимное уважение. На голову невесте высыпают монеты, конфеты, рис, пшеницу, чтоб был достаток и изобилие. Перед невестой несут зеркало, украшенное красной лентой. По правую и левую стороны невесты идут подруги, они несут стаканы со свечками и рисом. Рис — к изобилию. В доме жениха проводят в отведенную для нее, украшенную комнату. Ей желают счастье, удачи, детей. Через три дня после свадьбы мать невесты вместе с близкими родственницами приходят навестить ее.

Когда один из ближайших родственников жениха выводил невесту из отцовского дома, ее близкие подруги преграждали дорогу, прося вознаграждения. Дорога свадебному кортежу не раз преграждалась на всем пути его следования. В основном это делала молодежь, требовавшая определенного, порой чисто символического, выкупа. В доме жениха невесту осыпали сладостями, монетами, зерном (пшеницей или рисом), под ноги ей у порога дома клали металлический предмет — символ твердости и верности, что было связано с культом железа. Младший брат жениха или один из его двоюродных братьев трижды опоясывал талию невесты. В этом древнем обряде использовалась магическая сила пояса. На колени невесты сажали 2-3-летнего мальчика с пожеланиями родить первенца мальчика. Для этой же цели ей на голову надевали папаху.

Свадьба в доме невесты.
Часов с одиннадцати — половины двенадцатого утра раздавались звуки зурны, которые разносились на всю деревню. Начиналась свадьба. Снова молодежь собирается, чтобы прислуживать на свадьбе. Приходят гости, едят, пьют, веселятся. Кто-то из них приносит подносы с подарками, кто-то дарит деньги. Перед подачей угощения приходит один из родственников жениха, кладет деньги на один из казанов с угощением. После этого кастрюли открываются, их содержимое преподносится гостям. На свадьбе молодежь соревнуется в силе. Победитель имеет право пригласить на танец любого из присутствующих. Уйти, отказаться от танца приглашенному нельзя. К победителю надо отнестись с уважением.
Родственницы жениха поднимают невесту на танец, и сами танцуют с ней. Затем, часам к четырем-пяти они возвращаются к себе. После ухода гостей из дома жениха, в доме невесты продолжается веселье. Вечером молодежь отправляется за «шахом».

Свадьба жениха.
На следующий день после свадьбы невесты начинается свадьба в доме жениха. С утра пораньше готовят свадебное помещение, украшают его, затем готовятся ехать за невестой. Украшается транспорт, на котором едут за невестой. Часам к одиннадцати — половине двенадцатого едут за невестой. По обычаю ни мать, ни отец жениха за невестой не едут. Приехавшие за невестой собираются у ее дверей, все, кроме жениха.

Посылают весть матери невесты. Она приходит, дает подарок водителю и жениху. После этого жених выходит и присоединяется к своим родственникам. Во дворе играет музыка, все танцуют. Молодые девушки и женщины собираются вокруг невесты. Деверь невесты обвязывает ее талию красной лентой. Он 2 раза завязывает и открывает ленту, на 3 раз завязывает ее. Брат говорит невесте: «Иди, пусть судьба твоя будет удачной. Когда придешь в гости, куплю тебе подарок». Затем кладет деньги в ладонь невесты и завязывает их платком.

Все родственники целуют невесту, прощаются с ней. Наконец, уступают место отцу невесты. В нескольких словах отец напутствует дочь, желает ей счастье и целует ее в лоб. Мать невесты тоже благословляет ее.

Сестра невесты громко говорит: «Давайте, увезем нашу невесту». В это время ребенок из дома невесты бежит и быстро закрывает двери. Жених и его друг должны дать деньги, чтоб дверь открыли. Из комнаты невесту выводят жених и его друг.
Во дворе отплясывают родственники жениха. Невесту усаживают в машину. Затем один из молодых людей — родственников жениха, приносит «шах» и поднимает его. Зажигают свечи, лампады. Перед невестой держат зеркало.

Наконец трогаются в путь. Зажигают факелы, стреляют из винтовок и пр. в пути машины обгоняют друг друга, только машину с невестой никто не обгоняет.
В пути свадебный кортеж останавливается. Кто-либо берет одну из туфель невесты и быстро едет вперед. Опередив всех, он показывает туфлю свекру и свекрови, говоря: «Давайте муштулуг (подарок ха радостную весть), ваша невеста едет». Свекровь дает ему подарок.

Свадебный кортеж приезжает, все выходят. Свекровь дает подарок водителю. Перед невестой режут жертвенного барана. Свекровь наносит капельку крови на лоб жениха и невесты. Затем новобрачные переступают через жертвенного барана. Берут первый из заранее испеченных фетиров, крошат его, перемешивают с монетами, рисом, сахаром, конфетами и дают жениху. Он сыпет это на голову невесты. Затем невесту проводят в комнату. Невеста не садится. Свекровь дарит ей подарок или дает обещание купить какой-либо подарок. После этого все садятся.

Во дворе идет свадебное веселье. Под вечер часов в шесть, полшестого из дома невесты на свадьбу жениха приходят гости. Могут придти все, кто пожелает, кроме отца и матери невесты. Через час-два они уходят. После этого молодежь собирается за «шахом» жениха. Они приходят в дом «дружки» жениха. Здесь участвуют только молодые люди. Они веселятся. Наконец, забрав «шах» жениха, возвращаются на свадьбу. Жених с невестой открывают оба «шаха». Все, что есть на обеих «шахах» достается им. Все конфеты и фрукты раздается родственникам и соседям.

После этого обряда жених со своими дружками вновь возвращался в дом, где он находился все свадебные дни, вплоть до приезда невесты. Церемония переезда невесты в дом мужа начиналось с ее наряжения и прощания с отцовским домом, родителями и родственниками. Все эти действия сопровождались исполнением специальных ритуальных песен. Одним из актов прощания с отцовским домом было целование очага как символа отцовского дома и обход три раза вокруг тендира как символа огня и благополучия. Невесту в дом жениха везли на лошади или фаэтоне (иногда на арбе) в сопровождении «енге», подруг, близких родственников и соседей. Перед свадебным поездом несли зеркало, горящую лампу и свечи. Следует отметить, что материальная атрибутика азербайджанской традиционной свадьбы носила большую смысловую нагрузку. В этом отношении особое значение придавалось наличию зеркала во всем свадебном церемониале. Обычно вокруг зеркала устанавливали горящие свечи, что в совокупности должно было демонстрировать «сокрушительную мощь» против вредоносных сил.

День свадьбы.
Обычно свадьба в сельской местности длилась 3 дня: пятницу, субботу и воскресенье. Она начиналась под вечер первого дня.
На свадьбе играли и пели музыканты, ашуги. Желающие могли заказать для танца полюбившуюся мелодию, для этого обращались к тойбаши.

Специально для проведения свадьбы выбирали «той беи» или «той баши» (главу свадьбы — тамаду) из числа уважаемых, среднего возраста мужчин. В его обязанности входило регулирование организованного проведения торжества, соблюдение последовательности ритуалов, недопущение беспорядка. За день до отправки невесты в дом жениха близкие подруги и енге занимались ее туалетом. Это было своеобразной подготовкой девушки к переходу в новое состояние замужней женщины. Одной из важных церемоний в этом ряду было «хна йахты» (нанесение хны). Этот обряд был настоящим праздником и проходил очень торжественно в доме невесты. В этот день она прощалась со своими подругами, родственницами, со своим девичеством. При этом на ладони и ступни невесты наносилась хна. Этот обряд был характерен не только для азербайджанской свадебной обрядности, но и для народов Передней и Средней Азии.

Смысл «хна йахты» заключался в придании магического значения хне как средству от сглаза и оберегу от вредоносных сил. Собственно свадьба — той состояла из художественной части (музыка, танцы, песни) и пиршества в доме жениха. О начале свадьбы извещал призыв музыкантов (барабана и зурны), для чего они поднимались на крышу дома. Обычно традиционная свадьба продолжалась три дня, в некоторых случаях, у состоятельных семей, 7 дней. Каждый день свадьбы имел свое название и назначение. Так, например в некоторых регионах Азербайджана первый день был известен под названием «эл бозбашы», второй день — «йуха пону» (день лаваша), третий день -«магар» и т. д. Один из исследователей отмечал, что в местечке Сальян «свадьбы у богачей продолжаются иногда даже до одной недели и более, а у бедных два дня». На основе абшеронских материалов другой автор писал, что у богачей свадьба продолжалась 7 дней и 7 ночей и не обходилась без сазандаров (исполнителей на сазе), зурначы (исполнителей национальной духовой музыки) и танцоров”10.

Проводилась свадьба или весной, в период празднования Новруз байрама, или же ранней осенью и приурочивалась к завершению сбора урожая, окончанию сельскохозяйственных работ, когда в соответствии с полученными доходами можно было определить расходы на свадьбу. Свадьбы не устраивались во время Махаррама (для шиитов месяц траура по убитому имаму Гусейну) и Рамазана (период мусульманского поста — оруджлуг), а также в период религиозных праздников Гурбан Баjрамы и мовлуд (день рождения пророка).

Для этого приглашались группы музыкантов в составе 3-6 человек. Музыканты кроме определенной платы получали также и шабашные деньги (которые давали танцующим зрители), а также бахшиш (вознаграждение) в виде подноса со сладостями и мелкими подарками. Музыка, танцы и песни сопровождали свадебную церемонию вплоть до ее окончания, т. е. до переезда невесты в дом мужа. До недавнего времени свадебный обряд азербайджанцев был насыщен различными коллективными играми и развлечениями (скачки, национальная борьба и др.). Это во многом объяснялось общественным характером свадьбы, которая была торжеством для большого круга людей, а в селении для всех сельчан. Свадьба была единственным местом, где свои способности мог показать каждый участник.

К скачкам, борьбе и другим состязаниям молодежь готовилась заранее и с большим нетерпением ждала их начала. Победители этих соревнований пользовались большим почетом в селе и щедро одаривались устроителями свадьбы. Особое место в дни свадьбы занимали различные коллективные игры. Большой популярностью пользовались такие игры, как «сюр папах», «бахар бенд», «папах ойуну» (игра в шапку), «пиала ве ох» (пиала и стрела), «гердек гачырма» (похищение занавески) и др. Имелись и специфические региональные различия. Так, например в Губа-Хачмазской зоне бытовали такие коллективные игры, как «сютлю сумук» (исполнители — мужчины), «той мелек», «кеклик » (исполнители — женщины). Популярна была игра «Кеса-гялин», «Йаллы» (хоровод), «Лезги малы», подробно описанные в литературе. На Абшеронских свадьбах широко были распространены такие игры и развлечения, как «шахсевен», «тырна», «хан-хан», «мейхана» и др. В последний день свадьбы совершался еще один важный обряд — «бей дурду» (жених встал). Суть его заключалась в том, что жениха переодев в новый свадебный костюм, привозили в «тойхана» (место, где проходила свадьба), там в его честь собрали деньги, одаривали его ценным материалом для одежды.

В это время музыканты исполняли в честь жениха специальные хвалебные песни. Для этой церемонии необходимо было наличие разукрашенной сладостями и лентами ветки, к концу которой была привязана жареная курица. Собранные во время этого обряда деньги оставались жениху, а ткань он распределял между бедняками, В то же время здесь имелись региональные различия. Так, например в селе Илису (Гахский район) деньги и ткань раздавались неженатым молодым людям, а в Нахчыванской зоне родственники жениха в знак помощи сами собирали деньги между собой, что называлось «диз дайагы» («опора для колен»).

Женщины со стороны жениха приносят сладости, фрукты, орехи и подарки для всей семьи избранницы. Все это выкладывается на большие шикарные подносы «Хонча» и перевязывается красивыми красными лентами, так как красный цвет для азербайджанцев — символ счастья, радости и удачи. Очень важным является проведение ритуала от сглаза: свекровь сжигает азербайджанское зелье «узарий» над головами сына и невестки, при этом читая молитву.

На праздничном столе молодых заслуживают внимания две вещи: зеркало «Гюзгю», оформленное по национальным традициям, — символ чистой и солнечной жизни в будущем; свечка-«лампа», которая символизирует невинность невесты (она горит во время первой брачной ночи, а после того, как девушка становится женщиной, этот свет гаснет).

Особенностью застолья является то, что за свадебным столом мужчины сидят отдельно от женщин, а только лишь молодые вместе. Традиционно возле жениха находится его хороший друг, а возле невесты - подруга. Но между собой никто из них практически не разговаривает.

Стоит обратить внимание и на такую диковинную особенность: на протяжении всего дня невеста ничего не кушает и не смотрит в глаза своему будущему мужу и это говорит о ее скромности.

Самым ярким, красочным и впечатляющим на азербайджанской свадьбе является обычай «Шаваш», который сопровождается разбрасыванием денег во время танцев молодых под исполнение обрядных песен «Вагзали».

Во время торжества режут свадебный торт, на котором красиво написаны имена молодых. Невеста и жених угощают друг друга лакомым кусочком в знак совместной заботы и запивают его шампанским, держа руки накрест.
Очень символичным и значимым является момент, когда бережно рисуют «Хною» на руках невесты имя жениха, а на его — имя новобрачной.

Интересно то, что новоиспеченные муж и жена покидают торжество первыми.
Перед тем как войти в дом, молодых ждет еще один специфический обряд: у ног невесты режут барана. Это проявление радости в связи с появлением в семейном очаге невестки.

На второй день приглашенные танцевали, веселились, играли в народные игры. Исполняли старинные народные мелодии.
На третий день свадьба продолжалась. Устраивалась церемония «хвалы» невесте, или жениху на его свадьбе. В свадебном помещении ставят столик, уставленный сладостями. На него ставят также зеркало. В центре за столик садится жених, слева и справа от него — сопровождающие его на свадьбе друзья. Мать жениха дает друзьям подарки. Если жених опаздывал на эту церемонию, любой желающий мог занять его место, получить подарок и встать, уступив жениху его место.
Затем жениха или невесту вызывают на танец. Говорят если жених или невеста танцуют на своей свадьбе, будет благоденствие, достаток.

Первая брачная ночь .
Она - красивая, нежная, милая, невинная, изящная, как ангел, вся в белом. Он - смелый, гордый, сильный и неотразимый. Шикарная атласная постель, запах шампанского и цветов, комнату освещает маленькая свечка-«лампа». К утру этот свет гаснет…Вот и все …Они теперь муж и жена. Очень важным остается соблюдение обряда «показа» простыни после брачной ночи в подтверждение невинности новобрачной. Новоиспеченная «женщина». Наутро после свадьбы для молодой жены готовят сладкую мучную кашу на масле. Вновь собираются родственники, главное блюдо на столе - традиционный плов. Именно так отмечают «непорочность» невесты.

После брачной ночи (зифаф геджеси) мать невесты в течение трех дней обеспечивала молодоженов различного рода блюдами. На Абшероне этот обычай (в нем участвовали и близкие родственники) был известен под названием «сер тахта». По истечении определенного срока (3-7 дней), во время которого невеста не показывалась в доме, у зятя устраивалось торжество — «узе чыхды». В этот день невеста выходила к собравшимся родителям и родственникам мужа и снимала лицевое покрывало (дуваг).

Присутствовавшие преподносили ей различные подарки. Все это сопровождалось угощениями, хороводами и песнями. Послесвадебный церемониал завершался посещением молодоженами дома отца жены. Во время этой встречи молодых одаривали дорогими вещами или домашним скотом (в зависимости от благосостояния родителей).

Данный ритуал был одним из важных в послесвадебной обрядности у азербайджанцев и был связан со снятием с зятя обычая «избегания» родителей и родственников жены. Вместе с тем следует отметить, что этот обычай для молодой жены сохранялся еще долгое время. В новой семье ей запрещалось разговаривать со свекром я свекровью, со старшими братьями мужа, вести разговоры с мужем при посторонних, называть его по имени, посещать родителей без разрешения мужа.

Выход невесты.
Новобрачная некоторое время не выходят из своей комнаты при свекре, она старается не попадаться ему на глаза. На 10-15 день после свадьбы свекровь накрывает стол и сзывает всех членов семьи. Все садятся за стол, кроме невесты. Свекор зовет невесту и сам идеи за ней. Затем он дарит ей подарок и говорит, что она самый дорогой член семьи.

Визит к невесте.
Через 2-3 месяца после свадьбы из дома невесты приходит весть: «В такой-то день мы придем навестить невесту». В доме жениха заранее готовятся и приглашают нескольких гостей. Мать невесты с несколькими близкими родственниками приходят в дом жениха. В конце визита мать невесты дает подарки жениху и невесте.

Первый визит невесты к своим родителям.
Дочь имеет право первый раз посетить дом своих родителей только через 40 дней после свадьбы. Мать невесты зовет дочь и зятя в гости. Сзываются гости, накрывается стол, устраивается большое празднество. Из дома жениха приходят, как женщины, так и мужчины. Мать невесты дарит новобрачным подарки. Невеста остается в доме родителей. Через 2-3 дня за ней приходит муж.

Визиты к родственникам.
Затем близкие родственники, как со стороны жениха, так со стороны невесты зовут их в гости. Пригласивший дарит новобрачным подарки. Вообще по обычаю, если новобрачные в первый раз ступают в чей-то дом, им должны преподнести подарок.

Первый внук.
Молодая семья считается образцовой, если через год после свадьбы, у них появится наследник. С радостью воспринимается прибавление в семье новобрачных. Постель первому внуку готовит мать невесты. Как только внук (или внучка) появился на свет, она начинает хлопотать, готовит приданое, шелковую постель, покупает колыбельку. Все это украшают красными лентами. Навестить внука приходят через 40 дней после его рождения. Ему дарят подарки, в колыбельку кладут деньги.

Весьма колоритное торжество, насыщенное исламскими обычаями. И пусть на сегодняшний день молодожены следуют далеко не всем традициям, некоторые из них до сих пор соблюдаются строго. Это касается, в первую очередь, первой супружеской близости..


Первая брачная ночь в исламе: обычаи

Брачная ночь происходит по правилам шариата (нормам для мусульман, закрепленных Кораном). К счастью, демонстрация простыни после близости молодых, для выявления девственности невесты, не что иное, как пережитки давних исламских традиций и практически не встречается в наше время. Тем не менее, ряд обычаев перед первой брачной ночью молодоженов обязателен к выполнению.


Первая брачная ночь у мусульман: интересные факты

Помимо исламских обычаев, проведение первой брачной ночи у мусульман имеет ряд дополнений, которые делают обязанности супругов более гибкими. Это облегчает жизнь супругам в некоторых сложившихся ситуациях, а именно:


Первая брачная ночь - это таинство двух сердец. Не смотря на некоторые строгие и непривычные нам традиции мусульманской свадьбы , шариат поддерживает доверительные и нежные отношения между супругами. Какие же интересные традиции поддерживают другие народы? Ознакомиться с индийскими свадебными традициями вы сможете на нашем сайте www.сайт.


Что вы знаете о свадьбах? С чем ассоциируются? Выкуп невесты, крики «Горько!», поддатый тамада и застолье, перетекающее в ночные бдения. То есть представить русскую свадьбу нам несложно, тем более что наверняка доводилось неоднократно бывать на таких мероприятиях.
Когда-то давно, лет 10 назад, я в шутку говорил Лере, что хочу попасть на настоящую кавказскую свадьбу. С джигитами, лезгинкой и горой шашлыка. Честно говоря, что такое свадьба в Азербайджане я не мог представить в те далекие времена. Впрочем, я слабо себе представлял куда еду и в настоящее время.
Как мне объяснили свадьба в Азербайджане это что-то вроде светского раута. Отчасти верное определение. Но обо всё по порядку.
Утром мы расстались с супругой, и она уехала помогать невесте. Мы же с сыном остались у жениха. Коллективно нервничать и волноваться. Шучу. Хотя какая-то доля волнения присутствовала. После обеда начали собираться гости. Всех беспокоил галстук жениха.
2

Как видите, насторожился не только я, но и мой сын. Всё это огромное помещение, по сути, во время свадьбы становится большой курилкой. При этом там есть своя барная стойка и столики, где гость подходит и пьет вино или чай. Официанты бегают не только в зале для гостей, но и здесь стараются угодить. Как мне сказали, мы были на скромной свадьбе. Всего-то около трёхсот гостей. Мои представления о скромности несколько иные. Но Восток дело тонкое. Как я уже писал выше, в Азербайджане существует культ свадьбы. Так принято и никто не пойдет против обычаев.
16

Свадьба в любой стране и у всех народов мира считается одним из самых значительных событий в жизни людей. Это событие, свидетельствующее начало нового жизненного этапа, создание новой семьи – высшей ценности в отношениях между мужчиной и женщиной. Азербайджан свято чтит традиции и обряды своего народа на протяжении тысяч лет. Азербайджанская свадьба – это настоящий пир на весь мир, фееричное торжество с участием большого количества многочисленных гостей и родственников.

Традиции азербайджанской свадьбы отличаются от русских свадебных традиций.

В традициях воспитания азербайджанских девушек заложена скромность, уважение к родителям и страшим родственникам, забота о младших и слабых. И, конечно, при выборе невесты жених и его семья сделают выбор в пользу девушки, воспитанной в духе обычаев их народности.

Это нужно сделать еще до сватовства для того, чтобы жених смог оценить сможет ли он составить ей достойную пару и поддержать для нее привычный уровень жизни после свадьбы.

Если родители невесты сочтут жениха не достаточно подходящим для их дочери, то он рискует получить отказ еще на стадии малого сватовства.

Еще, родственница жениха должна разузнать о состоянии здоровья невесты, ее образовании и готовности и способности к ведению хозяйства. Ведь и жениху не все равно на ком жениться.

В случае если и родители жениха, и родители невесты согласны на брак своих детей, то назначается дата .

Так как Азербайджан – это мусульманская страна, то возраст для замужества не столь важен. Девушек начинают сватать с 14-15 лет.

Сватовство

По азербайджанским обычаям сватовство проходит в два этапа. Это, так называемые, малое и большое сватовство.

  • Малое сватовство

Сначала в дом невесты идут старшие женщины семьи жениха. Пойти могут мать, ее сестра, старшая сестра жениха и другие авторитетные женщины семьи.

Как и в предыдущий раз, сначала происходит общение на общие темы, а после, один из сватов должен задать вопрос, чтобы выяснить окончательное решение семьи невесты о замужестве их дочери.

В случае согласия, отец невесты должен просто высказать свое благословение в адрес молодой пары. После, принято подавать сладкий чай. А итог сватовства, по обычаю, невесте должна сообщить старшая сестра, которая идет за невестой в дом подруги.

После завершения сватовства, когда уже и гости разъехались, девушка возвращается домой, где ее поздравляют с предстоящей свадьбой близкие родственники. Невесте, по традиции, положено плакать в этот момент.

Обручение

По аналогии со сватовством и обручение в азербайджанской традиции происходит в два этапа.

  • Малое обручение

После получения согласия со стороны родителей невесты, в течение месяца положено провести обряд малого обручения. Происходит это следующим образом: близкие родственники жениха приходят в дом к невесте, где в ожидании их находится невеста.

Невеста в этот день окружена множеством своих подруг. Один из сватов по традиции должен надеть кольцо невесте на палец и платок ей на голову.

После этого он должен попробовать кусочек сладкого угощения, но не съесть его полностью, а вторую половинку оставить для жениха. После того, как родня жениха уйдет, принято накрывать стол со всевозможными сладостями.

Считается, что сладости, присутствующие в изобилии на всех этапах азербайджанской свадьбы, привнесут в молодую семью достаток и плодородие. Начинается девичник.

Девичник

Есть поверье, что первая из подруг, примерившая кольцо будущей невесты и сама вскоре станет невестой.

Еще один обряд принятый по азербайджанским традициям у незамужних подруг невесты: нужно взять две одинаковые сладости и положить их под подушку, считается, что в эту ночь девушке должен присниться будущий муж.

  • Большое обручение

Этот этап проходит спустя несколько месяцев после малого обручения. Семьей будущей жены устраивается большой праздник, но семья жениха по традиции присылает множество разных продуктов на этот праздник.

Не принято присылать только лук, так как он является предвестником горечей и печалей в будущей молодой семье.

Приглашается множество гостей, от самых близких и дальних родственников, до соседей и просто знакомых.

Деньги, полученные в качестве выкупа, по традиции, тратились на свадьбу и покупку приданного. Кроме того, во время выкупа заключали , по которому, невесте полагалось денежное вознаграждение, в случае, если жених решит расторгнуть брак.

С момента обручения до самой свадьбы могло пройти от нескольких месяцев до нескольких лет. Все это время семья жениха отсылала подарки невесте, а сама невеста продолжала жить в родительском доме.

Спустя некоторое время после большого обручения, в дело вступала семья невесты и отсылала подарки семье жениха. Подарки эти было принято преподносить все на тех же медных подносах – хончах.

Первый из подносов был для жениха, второй – для мужчин семейства, а третий для женщин. Остальные подносы заполняли разными вкусностями и фруктами.

Дары от семьи невесты сторона жениха принимала с накрытым столом, но гостей в этот раз уже так много не приглашалось.

Подготовка к свадебному торжеству

Дату свадебного торжества назначает отец жениха. Для этого главы двух семейств встречаются, выбирают дату в соответствии с поверьями. Кроме того, обсуждают все детали предстоящего мероприятия.

По традиции все расходы несет семья жениха, хотя бывает и наоборот. Семья невесты может выразить желание взять расходы на себя.

Перед днем торжественного бракосочетания, мужчина – родственник из семьи невесты привозят в дом будущего мужа приданое, личные вещи, предметы бытового и хозяйственного назначения.

А обычай обязывает свекровь сделать подарок этому мужчине, привезшему в дом приданое невесты.

После ухода этого мужчины в дом приходят девушки – подруги невесты. Они расставляют все привезенные вещи по местам, прибираются и украшают дом. Хозяйка – свекровь так же должна одарить девушек подарками.

Парча бичини


Название этой церемонии переводится на русский как «раскрой одежды». Она проводится за несколько дней до свадьбы.

В этой церемонии участвуют женщины с обеих сторон. Обычай проходит с азербайджанскими песнями, танцами и гуляньями.

Во время этих гуляний выбирается женщина-наставница для невесты (почти как ). Как правило, это должна быть женщина в возрасте, состоящая в браке, имеющая детей и обладающая хорошей репутацией в обществе.

По традиции она должна будет раскрасить невесте руки и ноги хной в день свадьбы, одеть ее, и привести молодую жену в дом супруга.

Хлебные традиции


У многих народов мира «хлеб – всему голова» и с ним, как с символом достатка и плодородия связаны многие обычаи.

В азербайджанской свадебной традиции есть обычай, когда невеста трижды обходит вокруг испеченного хлеба в знак того, чтобы у семьи ее родителей и без нее всегда был достаток и изобилие.

А чтобы в новой семье тоже присутствовало изобилие, она брала с собой кусочек хлеба из родительского дома. Обычай с хлебом проводится за 2-3 дня до свадьбы.

Проводы невесты замуж

Это очень красивый и символичный азербайджанский обряд. За невестой приезжают родственники жениха, с танцами и песнями вручают подарок родителям невесты и после этого получают ключ от комнаты, в которой находится невеста.


Родители благословляют дочь, накидывают ей на голову вуаль и перевязывают талию красной ленточкой, затем выводят во двор.

Во дворе, по традиции разжигают большой костер и проводят ряд символичных обрядов:


После чего невесту забирали из родительского дома в дом жениха, а гости со стороны невесты, подруги, соседи преграждали путь прося за пропуск символический выкуп.

После свадьбы

В азербайджанской свадебной традиции присутствует и не мало послесвадебных традиций:


Множество обрядов и традиций азербайджанской свадьбы делают ее по истине масштабным и красивым событием, запоминающимся на всю жизнь не только самим молодоженам, но и всем многочисленным свидетелям.