Необычные растения        26.08.2019   

Правильное закаливание детей. Закаливание

Закаливание - это комплекс мер, призванный улучшить сопротивляемость организма неблагоприятным условиям внешней среды. Самым главным плюсом закалки является снижение количества перенесенных респираторно-вирусных заболеваний в год, или полное их исключение.

Конечно, нет полной уверенности, что ребенок после закаливания совсем не заболеет, но болезнь будет проходить намного легче, а организм быстрее восстановится.

Кроме того, если подходить к процессу закаливания правильно, то дети, как правило, чувствуют себя более энергично, меньше устают, быстрее развиваются, не имеют проблем с кожей или системой пищеварения, а также имеют меньшее количество аллергических проявлений.

Правила закаливания в детском возрасте

Обычно использование закаливающих процедур характерно для детей со слабым иммунитетом. Но прежде чем начать закаливать ребенка, следует уяснить основные правила закаливания:

  1. Ребенок должен быть здоров. Болеющему или не до конца выздоровевшему малышу нельзя проводить никаких закаливающих процедур, поскольку это может только навредить неокрепшему организму и привести к осложнениям.
  2. К началу закаливания следует заранее подготовиться: выделить время, когда будут проводиться процедуры, подготовить ребенка к самим процедурам.
  3. Ко всему нужно приходить постепенно. Например, нельзя резко начинать обливать малыша холодной водой. Первое время при приеме вечерней ванны или душа температура воды должна быть комфортной, затем по чуть-чуть ее можно будет снижать.
  4. Все процедуры следует проводить последовательно. Для начала кроха должен адаптироваться, например, к воздушным ваннам, а уже после можно переходить к закалке водой.
  5. Нужно обеспечить систематичность закаливающих процедур. Идеально если мероприятия будут проводиться ежедневно, и войдут в режим дня малыша.
  6. Оптимистичный настрой. Ребенок должен подходить к процедуре в хорошем настроении, это во многом определяет положительный результат. Особенно это важно учесть при выполнении первой процедуры - если малыш чем-то расстроен, то процедуру стоит отложить на следующий день.

  1. Не стоит устраивать организму чрезмерные нагрузки, постарайтесь не допускать резкого переохлаждения или перегрева ребенка.
  2. Перед началом закаливающих процедур следует проконсультироваться с вашим педиатром о наличии противопоказаний. Например, при наличии хронических заболеваний почек или сердца водные процедуры с понижением градуса воды запрещены. Если самочувствие вашего малыша при закаливании начало резко ухудшаться, рекомендуем вам немедленно обратиться к врачу.
  3. Индивидуальный подход. Все дети разные и требуют своего личного подхода к каждому из них. Возможно, какая-то процедура будет вашему крохе не по душе, в таком случае не стоит настаивать. Прежде чем начать закалять своего ребенка, попробуйте все процедуры на себе.

Какие виды закаливания существуют?

Все методы закаливания можно подразделить на общие и специальные. К общим относятся такие, как грамотный распорядок дня, рациональное питание и занятия физкультурой.

Главными помощниками в специальных методах закаливания ребенка выступают природные источники, такие как воздух, вода и солнце.

Поэтому специальное закаливание условно можно разделить на три основных составляющие:закалка воздухом, водой и солнцем.

Как закалять малыша воздухом?

Этот метод наиболее прост в исполнении и подходит каждому малышу без исключения, даже грудничкам.

К закаливанию воздухом относятся:

  • пребывание на свежем воздухе,
  • регулярное проветривание помещения,
  • правильный выбор одежды для крохи,
  • принятие воздушных ванн,
  • хождение босиком.

Прогулки на воздухе

Пользу прогулок на свежем воздухе сложно переоценить: они укрепляют иммунитет, повышают двигательную активность ребенка, заряжают его позитивом и хорошим настроением.

Гулять на улице малышам стоит любых погодных условиях, длительность прогулки в зависимости от погоды должна составлять от часа до шести часов в день и более.

Грудничкам очень полезно спать на улице на открытом воздухе. Длительность их сна может составлять от 10-15 минут зимой до трех часов летом или больше. Однако, не стоит забывать, что если температура на улице ниже 15 С° время прогулки стоит сократить, дабы не допустить переохлаждения у ребенка.

Регулярное проветривание квартиры

Проветривать помещение, в котором живет малыш, нужно не менее четырех раз в день, при этом летом в жару окна можно совсем не закрывать. Температура в доме не должна быть меньше 18 С°, оптимальной считается температура в районе 22 С°.

Одежда по температуре

Родителям очень важно не «кутать» малыша с его рождения, чтобы не допустить его перегревания или запотевания. Одежда малыша должна отвечать принципам: легко, удобно и сухо.

Предпочтение лучше отдавать тканям из натуральных материалов, которые позволяют воздуху свободно циркулировать, а коже «дышать».

Прием воздушных ванн

Воздушные ванны разрешено также применять с рождения. Так, например, перед сном или после пробуждения вашего чада позвольте ему полежать голеньким одну-две минуты.

Температуру в квартире при каждой новой процедуре стоит понижать постепенно (в течение нескольких месяцев) до 14-16 С°. Продолжительность этой процедуры также стоит прибавлять постепенно до 15-20 минут.

Во время занятий физкультурой или при осуществлении активных игр следует оставлять на крохе минимальное количество одежды. Разрешается также устраивать контрастные воздушные ванны путем бега с ребенком из помещения с холодным воздухом в помещение с теплым воздухом.

Прогулки босиком

Хождение босиком - не только сильная иммуностимулирующая процедура, но прекрасная профилактика плоскостопия. Начать ходить босиком лучше сначала дома, а затем подключать прогулки на улице в теплое время года - сначала по траве и песку, а затем уже по ракушкам, гальке, щебенке.

При этом следите, чтобы малыш не поранился осколками или мусором во время таких прогулок. Лучше, если они будут происходить в безопасных местах или на закрытой территории: в саду, на даче, на пляже.

Как закаливать ребенка водой?

Закаливание водой - одно из самых эффективных средств, однако, к нему стоит приступать только после освоения закаливания воздухом. Понижение температуры воды следует производить постепенно, не допуская резкого снижения градусов во избежание переохлаждения ребенка.

Закаливание водой включает в себя также несколько процедур:

  • обтирания смоченным в прохладной воде полотенцем,
  • умывание прохладной или холодной водой,
  • прохладный и контрастный душ,
  • обливания прохладной или холодной водой,
  • купание в открытых водоемах.

Сухие и влажные обтирания

Обтирания разрешено начинать применять с двух месячного возраста. В качестве подготовительных процедур стоит использовать сухие растирания. Проводятся они так: берется чистая махровая варежка или полотенце и с ее помощью кожа малыша растирается до легкого покраснения.

Лишь после адаптации крохи к сухим растираниям, можно переходить к обтираниям влажным полотенцем. При первой процедуре температура воды должна быть около 35 С°. Далее каждые 3-4 дня можно понижать ее примерно на градус.

Порядок проведения процедуры прост:

  1. Сначала ребенку обтирают ручки и ножки по направлению от пальцев вверх по конечностям к телу.
  2. Затем области груди и спины, следуя от середины к бокам.
  3. Заканчивают процедуру зоной живота, обтирая его по часовой стрелке.

Умывание

Умывание прохладной водой также стоит вводить постепенно. Начните умывать ребенка теплой водой в 28-29 С° и постепенно снижайте температуру воды до 20 С°.

После прогулок мытье рук можно также проводить прохладной водой, однако, предварительно следует убедиться, что руки у малыша теплые.

Если ребенок замерз не стоит ухудшать его состояние холодной водой. Если малыш в течение дня просит поиграть с водой, не запрещайте ему это, поставьте, например, ему тазик с корабликами - пусть поплещется.

Прохладный и контрастный душ

Душ или принятие ванной - должно стать ежедневным вечерним ритуалом. В конце купания температуру душа можно чуть-чуть понижать, но начинать нужно с комфортной для малыша температуры, снижая ее постепенно.

Еще одним эффективным методом закаливания является принятие контрастного душа. Чем больше разница температур, тем больше эффект. Но начинать, естественно, следует с небольшой разницы. Также вы можете проделывать эту процедуру вместе со своим малышом.

Для начала стоит разогреть ребенку стопы, ладошки, спинку теплой водой, после чего обдать его прохладными струями воды, при этом быстро облить ему ладошки, стопы, спинку холодной водой и снова переключиться на теплую воду.

Сделать эту процедуру еще три раза и закончить на холодном обливании, после чего укутать ребенка в полотенце.

Обливание холодной водой

Заканчивать вечернее купание можно и обливанием. Обливание предполагает окат тела сразу большим количеством воды от двух литров. Начать следует с 36 С°, постепенно понижая температуру на один-два градуса.

Первое время можно заменить эту процедуру на обливание ног прохладной водой. Обливание ног также производит хороший имуностимулирующий эффект.

Купание в открутой воде

Купание в открытых водоемах сочетает в себе закаливающий эффект прохладной воды и физических нагрузок. Температура в водоеме или бассейне для первых процедур не должна быть ниже 22 С°.

Также стоит регулировать время нахождения ребенка в воде - чем младше малыш, тем меньше должна занимать процедура купания.

Если у ребенка появилась «гусиная кожа», дрожь, посинели губы - значит, что у него первые признаки переохлаждения. Следует незамедлительно вывести его из воды, укутать в полотенце и дать попить теплой воды или чая.

Как закаливать детей солнцем?

Закаливание солнцем - означает принятие солнечных и световоздушных ванн. Начинать закалять ребенка таким способом, как и в предыдущих случаях, следует постепенно, после небольшой подготовки и адаптации к новым условиям.

Принятие солнечных ванн

Солнечные ванны начинают принимать с прогулок или пребывания на пляже в тени деревьев. При этом температура на улице должна находиться в диапазоне от 22 С° до 29 С°, а на голове ребенка непременно должен быть головной убор.

Через пару дней можно оголить у ребенка руки и ноги для принятия местных (частичных) солнечных ванн и вывести его на солнце (внимание! не в солнцепек, а с 9 до 11 или с 16 до 18 часов), побыть там в течение 5 минут, а затем снова зайти в тень.

Когда у ребенка появится первый загар, можно раздеть его до трусиков. Единовременный сеанс нахождения на солнце постепенно увеличить с 5 до 10 минут. При этом общее время нахождения на солнце не должно превышать 50 минут.

Во время и после солнечных ванн необходимо предлагать малышу достаточно воды. И помнить, что принимать солнечные ванны лучше с 9 до 11 часов утра и после 16 часов вечера, когда активность солнца не так выражена. После пребывания на солнце ребенка можно окатить прохладной водой.

Принятие световоздушных ванн

Световоздушные ванны - это комплексный метод, который включает в себя принятие солнечных ванн при наличии небольшого ветра. При этом температура на улице не должна стоять ниже 19 С°. Подготовка и проведение процедуры аналогично описанному выше способу закаливания солнцем.

Если ребенок сильно вспотел и него покраснело лицо, это может свидетельствовать о перегреве. Необходимо срочно увести его в тень, напоить и умыть прохладной водой.

Для достижения максимально выраженного эффекта от закаливания очень желательно сочетать все вышеприведенные методы в комплексе.

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о том, как закалять грудничка. Ведь закаливание детей до года – это очень важный момент, который никак нельзя упускать из виду. Организм новорожденного малыша очень нуждается в поддержке. Ребенок только привыкает жить в этом мире с далеко не благоприятной экологической обстановкой. Вокруг сожительствуют миллиарды инфекций, и если не повышать иммунитет ребенка с самого рождения, он просто не сможет им противостоять. Как же закалять грудничка правильно? На что обращать особое внимание?

С чего начать закаливание ребенка?

Закаливание новорожденных можно начинать с первых же дней жизни, если педиатр не нашел никаких отклонений в смысле здоровья ребенка. И тут, конечно, больше всего возможностей открывается для детей, родившихся в теплое время года. Но и зимних детей обязательно стоит закалять, использую все доступные варианты. Все процедуры должны проводиться регулярно, каждый день, иначе положительного эффекта просто не будет. Три кита, на которых основывается закаливание детей до года, это — солнце, воздух и вода. Вот и давайте поговорим о каждом из способов конкретнее.

Закаливание воздухом

Итак, начнем с того, что температура в помещении, где постоянно находится новорожденный, должна быть не выше 22-24 градусов. И для закаливания можно постепенно понижать температуру на 1-2 градуса. В теплое время года форточку или дверь на балкон можно вообще не закрывать, в осенью и зимой – обязательно проветривать помещение несколько раз в день. Разумеется, при этом детская кроватка располагается подальше от сквозняков.

При смене подгузников или пеленании обязательно стоит оставлять малыша голеньким на несколько минут на свежем воздухе. Это самый простой и самый доступный вид закаливания детей до года. Обычно дети с удовольствием воспринимают эту процедуру, радуясь возможности свободно подвигать ножками и ручками. Если пеленальный столик стоит недалеко от окна и на малыша попадают солнечные лучи – это просто идеальный вариант для закаливания новорожденных. Конечно, в холодное время года не стоит при этом держать открытым окно. Приходится и об этом напоминать, потому что неопытные мамы могут в этом вопросе переусердствовать. Продолжительность первых таких воздушных ванн обычно составляет 2-3 минуты. Далее их можно увеличивать, постепенно доводя до 10 минут 2 раза в день (в первом полугодии жизни ребенка) и 15 минут 2-3 раза в день – во втором полугодии. Стоит напомнить, что как только малыш научится переворачиваться самостоятельно, его нельзя оставлять одного без присмотра на пеленальном столике.

Закаливание воздухом происходит и на прогулках. Все мы знаем о том, насколько прогулки важны для здоровья и развития новорожденного. Малыши обычно сразу же засыпают на улице, и здесь сон более спокойный и глубокий, чем в помещении. Начинать прогулки можно с первых же дней после возвращения из роддома. Причем зима в этом смысле – не помеха. Конечно, если на улице пурга или сильный ветер с дождем, прогулка отменяется. Но морозная тихая погода для первой прогулки новорожденного вполне подойдет. Малышам, родившимся весной и летом, в этом смысле больше повезло. Но и здесь некоторые мамы умудрятся допускать ошибки — чересчур кутают ребенка или, наоборот, одевают его слишком легко. Главный показатель здесь – это самочувствие новорожденного. Плохо, если малыш на прогулке красный и мокрый от пота или посиневший от холода, так что маме предстоит здесь выбрать золотую середину. Первые прогулки не стоит затягивать надолго, 15 минут для начала будет вполне достаточно. Постепенно время пребывания на улице увеличивается до 1-2 часов. Летом гулять можно еще дольше.

Солнечные лучи: как закалять грудничка солнцем?

Стоит напомнить, что именно на солнце в нашем организме начинает вырабатываться столь необходимый для здоровья витамин Д. Поэтому ребенку обязательно нужно бывать на солнце. Но в этом вопросе есть несколько нюансов, о которых следует знать. Во-первых, находиться под прямыми солнечными лучами ребенку крайне вредно. Гораздо лучше для малыша побыть на прогулке в тени деревьев. Если солнечные ванны малыш принимает вместе с воздушными – дома, например, на пеленальном столике или в кроватке, то надо очень внимательно следить за самочувствием ребенка. При первых же признаках покраснения, повышенной активности или раздражительности, стоит унести новорожденного в тень и напоить теплой водой. Если ребенку нравятся эти процедуры, то солнечные ванны принимают 2 раза в день – до 11 и после 16 часов. Оптимальная температура все та же – 22 градуса.

Закаливание детей до года водой

Закаливание водой – еще один прекрасный вариант укрепить здоровье новорожденного. Большинство малышей любят купаться, и с удовольствием воспринимают водные процедуры. И это вполне естественно, если учесть, что 9 месяцев они находились в водной среде внутри материнского организма. Но есть и такие дети, которые не любят купаться, их стоит приучать к водным процедурам медленно и осторожно. На самом деле, в этом вопросе много нюансов, и в ближайшее время у нас будет отдельная статья на эту тему. Так что не пропустите, чтобы узнать о ней первым.

С чего начать закаливание ребенка водой? Самые первые процедуры — это обычное подмывание теплой водой и умывание всех открытых частей тела. Температура воды при этом не ниже 28 градусов. Далее, можно приступить к обтиранию всего тела, в сочетании с массажем – легкими круговыми движениями по детскому телу — это дает прекрасный укрепляющий эффект. Вода для обтирания для начала должна быть примерно 34 градуса, постепенно её можно снижать до 23 (снижать температуру следует на полградуса в день). К обливанию же стоит переходить уже после того, как обтирания становятся привычными для новорожденного, и он переносит их спокойно. Температура воды снижается в обычном порядке — на полградуса в день. Начинать обливание стоит с ног, постепенно поднимаясь и затрагивая остальные участки тела.

Купание новорожденного – это тоже тема для отдельного разговора. Начинать купать ребенка можно после того, как зарастет пупочная ранка. Для первого купания температура воды должны быть 36 градусов. Лучше всего приобрести специальный градусник для воды. Но если его нет, можно просто опустить локоть в воду – если вы не чувствуете ни холода, ни тепла, значит вода подходящей температуры. Далее следует смотреть по реакции малыша. Если ребенок ведет себя спокойно, значит именно этот температурный режим ему подходит. Однако если ребенок явно не доволен, капризничает и плачет – попробуйте сделать воду чуть теплее или чуть прохладнее. Реакция малыша вам подскажет, какой вариант ему больше понравится. Продолжительность первых купаний составляет несколько минут. Если же ребенку нравится купаться, то можно оставлять его в ванночке подольше – до получаса.

В виде заключения

Как видим, закаливание детей до года – это не сложная, но совершенно необходимая часть ухода за новорожденным. Даже те дети, которым первые пробные занятия не приносят удовольствия, при регулярном и правильном подходе быстро привыкают. А это значит, что у родителей есть отличная возможность укрепить здоровье и иммунитет малышей.

Закаливание ребенка 2 лет является основным профилактическим мероприятием и важным методом повышения сопротивляемости организма ребенка к простудным заболеваниям. При этом нужно учитывать, что начинать закаливание необходимо только при условии, что ребенок здоров. Общим правилом в начале закаливания являются процедуры, требующие постоянного длительного применения. Желательно закаливание начинать с младенчества и продолжать всю жизнь.

Закаливание ребенка 2 лет является основным профилактическим мероприятием и важным методом повышения сопротивляемости организма ребенка к простудным заболеваниям. При этом нужно учитывать, что начинать закаливание необходимо только при условии, что ребенок здоров. Общим правилом в начале закаливания являются процедуры, требующие постоянного длительного применения. Желательно закаливание начинать с младенчества и продолжать всю жизнь.

Дело в том, что через две недели после прекращения закаливающих процедур возникает заметная деадаптация, а через два месяца все, что ребенок приобрел за период закаливания, он может потерять.

Самым распространенным видом закаливания является закаливание водой. Его необходимо проводить в комплексе с другими методами, в частности, со световоздушными ваннами и закаливанием солнцем.
Закаливание ребенка 2 лет водой нужно начинать летом или ранней осенью, в комнате при температуре воздуха в пределах 20-22°С. Летом, при теплой погоде, процедуру можно проводить на открытом воздухе (лучше в утренние часы).

Неотъемлемой процедурой так же являются влажные обтирания, которые можно начинать с двухмесячного возраста, пользуясь при этом махровым полотенцем или специальной варежкой из этой же ткани. Температура воды для детей раннего возраста должна быть не ниже 33-34°С, а в зимнее время - 34-35°С. В дальнейшем температура воды постепенно снижают на 1°С, доводя ее до 28-30°С.

В школьном возрасте можно снизить температуру воды до 18-20°С. После обтирания тело вытирают насухо, слегка растирая его до легкого покраснения. Через 1,5 месяца влажных обтираний можно переходить к обливанию, но только малышам старше одного года.

Проводить процедуру закаливания также можно во время гигиенической ванны.
Детям до 6-ти месяцев их проводят два раза в неделю, затем обливают водой на 1-2°С ниже гигиенической ванны, и постепенно снижают температуру воды для обливания до 24-25°С.
Детям старше одного года проводят обливание с температурой воды на 1-2°С ниже, чем при обтирании, постепенно снижая до 20°С.

Детям после двух лет можно принимать душ в течение двух минут, затем хорошо растереть тело полотенцем до покраснения кожи.

Таким образом, при правильном проведении закаливающих процедур, ребенка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат - крепкое здоровье.

Как закаливать ребенка?

Закаливание воздухом

Первой закаливающей процедурой для грудного ребенка являются воздушные ванны. Нужно помнить, что температура воздуха в комнате:

для новорожденного ребенка должна быть 23С,
в возрасте от 1 до 3 мес - 21С,
от 3 мес до 1 года - 20С,
старше 1 года - 18С.

Грудным детям свойственны высокие энергетические затраты и потребление кислорода (больше чем у взрослых в 2,5 раза). Поэтому необходимо проветривать помещения 4-5 раз в день по 10 - 15 мин зимой, держать летом почти постоянно открытыми форточки. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1 - 2С, что является закаливающим фактором. При сквозном проветривании воздухообмен происходит гораздо быстрее, чем через форточку, но его желательно производить при отсутствии ребенка в комнате. Возможно использование бытовых кондиционеров.

В летнее время новорожденных можно выносить на прогулку практически сразу после рождения, вначале на 20 - 40 мин, быстро увеличивая время до 6 - 8 ч в день. Зимой в средней полосе России новорожденных выносят на улицу на 5-7 мин и постепенно доводят нахождение на воздухе до 1,5 - 2ч два раза в день. В безветренную погоду с ребенком в возрасте до 3 мес можно гулять при -10С, старше 3 мес - 12С, старше 6 мес - 15С. Дети старше 1,5 лет гуляют не менее двух раз в день по 2,5 - 3 ч при температуре не ниже -15 - 16С. В возрасте до 1,5 - 2 мес ребенок зимой на улице спит на руках у взрослого и только более старшие дети - в коляске, так как в связи с несовершенством терморегуляции у маленького ребенка может наступить переохлаждение, даже если его положили в теплую коляску.

Непосредственно воздушные ванны начинают проводить еще в родильном доме, когда при смене пеленок ребенок остается на короткое время без одежды. Благоприятным моментом является не только температурное воздействие на организм, но и диффузия кислорода через кожу в кровь, так как проницаемость кожи в раннем возрасте очень высока. Воздушные ванны нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении при температуре воздуха 20-22С для грудных детей и 18-19С для детей 1-2 лет. Вначале длительность процедуры - 1-2 мин, каждые 5 дней она увеличивается на 2 мин и доходит до 15 мин для детей до 6 мес и до 30 мин после 6 мес. Максимальное время воздушных ванн для детей 2-3 лет - 30- 40 мин.

Воздушные ванны всегда должны сочетаться с движением детей, гимнастическими упражнениями. Постепенное облегчение одежды во время воздушных ванн помогает регулировать силу раздражающего действия воздуха в процессе закаливания. Дети старше 1,5 лет принимают обычно воздушные ванны во время утренней гимнастики, сначала в трусах, майках, носках и тапочках. Позже можно оставлять только трусы и тапочки. Детей с признаками пониженной адаптации к изменению температуры окружающего воздуха (стойкая бледность кожных покровов, цианотическая мраморность дистальных отделов конечностей, жалобы на дискомфорт) нельзя отстранять от щадящих закаливающих процедур. Например, ребенок может быть раздет частично, воздушные ванны можно проводить всего 5 мин, но несколько раз в день.

Следует обратить внимание на правильный выбор одежды не только в момент закаливания. Одежда должна ограждать ребенка летом от перегревания, зимой - от переохлаждения. Чрезмерно теплая одежда и повышенная температура воздуха, вызывает перегрев организма. Шея и волосистая часть головы становятся влажными от пота. В таких условиях небольшой сквозняк может вызвать переохлаждение. Прогулка на свежем воздухе при правильной организации является одним из важных моментов закаливания.

Важным мероприятием является сон на свежем воздухе в зимнее время года, начиная с 2-3 недельного возраста ребенка сначала 2, а затем 3 раза в день. При температуре воздуха до -10°С начинают с 25-30 минут, увеличивая продолжительность сна до 1-1,5 часов.

Насморк не противопоказание для прогулок. Нужно только предварительно прочистить нос. Лицо новорожденного ребенка и зимой должно быть открыто, но ватное одеяло вокруг лица нужно устроить как бы в виде колодца.

Закаливание детей

Закаливание водой

Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм, чем воздушные. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха. В зависимости от температуры воды водные процедуры делятся на холодные (ниже+20C), прохладные (+21-+33°C), тепловатые (+34-+35C), теплые (+36-+40C) и горячие (+41о и выше). А также на общие и местные, традиционные и нетрадиционные.
Различают 3 фазы реакции организма на действие пониженной tо воды. Первая - повышенный спазм сосудов кожи, при более глубоком охлаждении - и подкожно-жировой клетчатки. Вторая - в связи с адаптацией к низкой температуре воды происходит вазодилатация, кожа становится красной, снижается АД, активируются тучные клетки и лейкоциты сосудистых депо кожи и подкожной клетчатки. Эта фаза характеризуется улучшением самочувствия, увеличением активности. Третья (неблагоприятная) - исчерпываются приспособительные возможности организма, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб.

При систематическом использовании водного закаливания первая фаза сокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное, чтобы не наступила третья фаза.

Традиционные водные процедуры

Вносить элемент закаливания необходимо в обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание). Методика закаливания зависит от возраста ребенка. 1. Возраст ребенка от рождения до 2 мес

Общие ванны: ребенка купают ежедневно водой температуры 37-36С в течение 5 мин, затем обливают водой с температурой на 2С ниже.
Подмывание, умывание, которое длится 1-2 мин, вначале проводят при температуре воды 28С, через каждые 1 - 2 дня и снижают на 1-2С и доводят до 20-22С.
Местное влажное обтирание: рукавичкой, смоченной водой температуры 33-36С, обтирают ручки от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1-2 мин. Один раз в пять дней температуру понижают на 1С и доводят до 28С. Необходимое условие - каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения сразу после ее влажного обтирания.

2. Возраст ребенка от 2 до 9 мес

1 и 2 как в предыдущей возрастной группе.
Общее влажное обтирание. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние и, наконец, грудь и спину. Температура воды такая же, как при местных обтираниях В воду можно добавить соль (2 чайные ложки соли на 1 стакан воды). Необходимо соблюдать то же правило
Каждую часть тела вытирать насухо сразу после ее обтирания.

3. Возраст ребенка от 9 мес до 1 года

1 и 2 как в предыдущих возрастных группах.
Общее обливание. Ребенок может сидеть или стоять. Гибкий шланг душа нужно держать на 25 - 30 см от тела ребенка. Струя воды должна быть сильной. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в конце- руки. После обливания вытирают насухо до легкого покраснения. Вначале температура воды 35-37С, затем каждые 5 дней ее снижают на 1С и доводят до 28С.

4. Возраст ребенка от 1 года до 3 лет
Можно использовать общие обтирания со снижением температуры воды до 24С, общие обливания температуры до 24-28С. С 1,5 лет можно применять душ, который оказывает более сильное воздействие, т.к кроме То воды, здесь включается еще и механическое влияние. Длительность процедуры до 1,5 мин; температура воды и ее снижение - как при общем обливании.

Купание в открытом водоёме разрешается детям с 1,5 - 2 лет. Душ и купание в ванне, водоёме или бассейне сопровождается механическим воздействием воды, которые оказывают массирующее действие. Купание в открытом водоёме- один из лучших способов закаливания. На организм одновременно действуют воздух, солнце, сопротивление воды и движение. Начало купаний состоит из окунаний в воду 1-2 раза. После этого ребёнка вытирают полотенцем. Далее длительность купаний постепенно увеличивается. Температура воды должна быть не ниже +21С при температуре воздуха не ниже +25С. Плавание вызывает у детей ярко выраженные положительные эмоции.

Закаливание детей контрастное

Контрастное и нетрадиционное закаливание

К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.
Физиологическая незрелость организма детей раннего возраста, в первую очередь незрелость нейроэндокринной системы, является нередко причиной не повышения, а подавления иммунной активности, быстрого развития стадии истощения при чрезмерном закаливании ребенка к холоду. Поэтому практически все авторы, занимающиеся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают купание детей в ледяной воде противопоказанным.

Однако существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др.

Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек. Ноги предварительно нужно согреть. В ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них температура воды всегда равна 38-40С, а в другом (в первый раз) на 3-4С ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин (топчет ими), затем в прохладную на 5-20C. Число попеременных погружений 3 - 6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1ОС и доводят до 18-10С. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных - горячей. Можно проводить с настоем трав. (Для более интенсивного охлаждения - настой мяты; горячий настой - с разогревающими растениями: тимьяном, тысячелистником, пижмой, сосновыми и еловыми иголками). У более старших и закаленных детей при наличии положительных эмоций можно постепенно повышать температуру горячего настоя до 40-42С, а холодного снизить до 4-6С.

Более старшим детям контрастные ножные ванны можно заменить контрастным душем: экспозиция горячей воды 40-50С в течение 1 мин, затем в течение 10-20C проводят обливание холодной водой с минимальной температурой 10-15С. Чередуют 5 -10 раз.

В сауне (суховоздушной бане) используется высокая температура воздуха в парной (около 60-90С) с низкой влажностью и охлаждением в бассейне с температурой воды 3-20С, а зимой купание в снегу. При отсутствии противопоказаний, желании родителей ребенок может посещать сауну с 3 - 4 лет, 1 раз в неделю, вначале в виде одного захода на 5 - 7 мин при температуре в парной около 80С на высоте верхней полки. Затем можно довести до трехкратного посещения парной на 10 мин с последующим охлаждением.

В нашей стране широко используется закаливающий эффект русской бани. Основой его является строгое соблюдение контрастного цикла: нагревание -охлаждение - отдых, формула закаливающего цикла - 1:1:2. Для детей раннего возраста, только привыкающих к русской бане, достаточно одного цикла. В парильном отделении вначале следует находиться не более 3-5 мин, через несколько посещений можно увеличить время до 5 - 10 мин. Вначале охлаждение лучше проводить обливанием, затем холодным душем, позднее - купанием в холодной воде, в том числе и в проруби, обтиранием снегом. Постепенно количество заходов в парную увеличивают до 4 - 5.

В русской бане часто на раскаленные камни льют не простую воду, а банные коктейли в виде ароматического настоя трав. (Для антисептического эффекта используют мяту, шалфей, тимьян, лист эвкалипта; с успокаивающей целью - тимьян, мяту, душицу, ромашку, березовые почки, зеленую хвою ели; тонизирующее действие оказывают почки тополя, цветочные корзинки пижмы обыкновенной, листья зубовки; улучшают дыхание листья березы, дуба, липы, трава душицы, тимьяна). Широко используют в русской бане веники, причем каждый веник вызывает специфический эффект (березовый- болеутоляющий, успокаивающий и бронхолитический; дубовый - успокаивающий, противовоспалительный, липовый- бронхолитический, мочегонный, а также помогает при головной боли, простудных заболеваниях, пихтовый - помогает при радикулитах, невралгии, ольховый - при миалгии, рябиновый - оказывает возбуждающее действие.

Закаливание детей солнцем

Закаливание солнцем

Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма. Однако нужно помнить, что чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. Крайне осторожно они назначаются детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко, но после предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн. В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало, в отличие от прямого солнечного излучения, инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо.
Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22С и выше для грудных детей и при 20С для детей 1 - 3 лет, лучше в безветренную погоду. Поведение ребенка в момент проведения ванны должно быть активным. Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин, у более старших - 5 мин с ежедневным увеличением до 30 - 40 мин и более. Прямые солнечные ванны (после тренировки световоздушными) у детей более старшего возраста проводятся не более 15 -20 мин, всего за лето не более 20 - 30 ванн. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30С. После солнечных ванн, а не до них, детям назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая, так как при влажной коже происходит переохлаждение детского организма. Искусственное ультрафиолетовое излучение в настоящее время многие авторы рекомендуют назначать детям раннего возраста крайне осторожно, учитывая его возможное канцерогенное действие.

Основные правила закаливания ребенка

1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.
2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.
3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.
4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Вместе с мамой и папой

Известно, что дети любя подражать взрослым, и будет очень хорошо, если эту способность ребенка родители используют для того, чтобы воспитать у него прочную привычку к гимнастике и закаливающим процедурам. Утреннюю зарядку дети и родители могут делать вместе!

Специальными наблюдениями установлено, что у детей, которые даже только три раза в недели (осенью и зимой соответственно одетые) выполняют гимнастические упражнения на воздухе, снижается активность бактериальной флоры носоглотки, иными словами, им начинают меньше угрожать острые респираторные заболевания.

К 4 году ребенок уже заметно выносливее, чем на третьем. Он может, например, непрерывно идти пешком от 20 до 40 минут. Приучайте его к ходьбе! Прогулка с мамой и папой за город, в парк оставит у него радостные впечатления и будет очень полезной.

Одно из самых любимых летних занятий детей этого возраста - катание на велосипеде. В 3-4 года малыши легко овладевают трехколесным, а с 5 лет и двухколесным. Длительность непрерывного катания на велосипеде - от 15 до 30 минут.

Зимой детей всегда привлекает катание с гор на санках. Очень хорошо! Пусть только ребенок, согласно известной русской поговорке, полюбит и саночки возить: следите, чтобы он сам подымался с ними в гору! Так он и не озябнет, и физическая тренировка будет эффективнее.

С 4-5 лет учите детей ходить на лыжах; вначале - правильно стоять на них, затем - ходить без палок, и, только когда они хорошо овладеют этим умением, можно вручить им палки.

Малыша 4-5 лет можно поставить и на коньки. Вначале он будет уставать уже через 10-15 минут, но чем увереннее он начнет чувствовать себя на льду, тем дольше сможет кататься - по 40-60 минут (с перерывами каждые 20 минут).

Наш эксперт – старший научный сотрудник лаборатории гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, кандидат медицинских наук Надежда Березина .

С утра до вечера

С чего начать? С повседневного закаливания. Это означает: утро должно начинаться для ребенка с зарядки. После нее – правильное умывание. Поначалу умывайте ребенка теплой водой, когда привыкнет – холодной (комнатной температуры и ниже, ориентируйтесь на реакцию ребенка). Ребенку старше 3 лет через месяц–полтора рекомендуется расширенное умывание прохладной водой: лицо, руки до локтей, шея, верхняя часть груди.

С 3 лет приучайте ребенка полоскать рот, а с 4–5 – горло: начинать нужно с теплой воды (не ниже 26 °C), продолжительность – 1 минута; постепенно увеличивайте длительность процедуры до 2–3 минут и снижайте температуру воды (до комнатной и ниже). То же самое повторяют и вечером.

Ребенок должен как можно больше гулять, при этом активно двигаясь. И не забывайте, что закаливание должно продолжаться во время сна (температура в детской ночью должна быть на 2–3 градуса ниже, чем обычно днем).

Важно! Эффективный способ закаливания – контрастное обливание стоп и голеней. Ножки ребенка несколько раз подряд попеременно обливают теплой и прохладной водой. Повторяют 3–4 раза. Если у ребенка нет хронических заболеваний, серия обливаний заканчивается прохладной водой. Если организм малыша ослаблен, то заканчивать процедуру надо теплой водой.

На дачу или на море?

Оптимальный вариант отдыха для часто болеющего ребенка – в средней полосе: во‑первых, меньше контактов, во‑вторых – не нужна адаптационная перестройка, на которую организм тратит немало сил.

Чем больше времени малыш будет проводить на улице, тем лучше. Детям до 3 лет обязательно нужна детская площадка с песочницей под тентом.

После трех используйте активные игры и прогулки: утром, пока не жарко, можно отправиться с малышом по окрестным лугам, но после 11 утра предпочтительнее лесные прогулки.

Не забывайте о правильной одежде: при температуре воздуха 22–24 °C: трусики, хлопчатобумажная маечка с короткими рукавами, шорты, носочки, сандалики. Если малыш худенький и совершенно не закаленный – наденьте майку с длинными рукавами и хлопковые длинные брючки. При температуре воздуха 25 °C и выше можно ограничиться только трусиками и шортами (или легким сарафаном для девочек), обойтись без носочков.

Световоздушные ванны нужно принимать только с 9 до 12 часов дня. Начинать купания можно, когда температура воды не ниже 24–25 °C, а воздуха – 24–26 °C.

И еще одна отличная дачная процедура – хождение босиком. По газону, дорожкам. А самое полезное – по росе.

Начинайте с 15–30 минут, постепенно увеличивайте продолжительность «тренировок». Хождение босиком полезно совмещать с ножными ваннами: если на улице жарко и ножки теплые, используйте воду комнатной температуры; а после беготни по лужам ножки надо согреть, а потом обдать прохладной водой.

Продолжение следует

Но что делать, если ребенок все-таки заболел? Смотря чем. Например, при легкой форме ОРЗ, при отсутствии температуры можно продолжать повседневные водные процедуры: расширенное умывание, полоскания, мытье ног (оставив температуру воды на прежнем уровне). Что касается специальных методов закаливания (контрастный душ, обливания…), можно ли их продолжать выполнять при болезни, надо решить с лечащим врачом.

Если температура у ребенка держалась не более трех дней, вернуться к закаливанию можно через 7–10 дней, если дольше – через 2 недели после выздоровления. А вот после бронхита или пневмонии (и других тяжелых заболеваний) – сроки «возврата» нужно обязательно оговорить с педиатром. Если перерыв в закаливании был 10 дней и более, необходимо все начать сначала. Заново снижать температуру воды надо постепенно, но быстрее, чем первый раз, – ежедневно на один–два градуса.

Если перерыв в процедурах составляет менее 5 дней, то схема закаливания продолжается, как будто ее не прерывали. А при перерыве от 5 до 10 дней температура воды должна быть на 2–3 °C выше по сравнению с температурой последней процедуры.

Воздушный режим в помещении во время болезни менять не стоит. Чаще проветривайте детскую, только следите, чтобы не было сквозняка.

Важно! При хронических заболеваниях почек, сердца водные процедуры с понижением температуры (ножные ванны, обливания…) запрещены. Очень осторожно надо подбирать температурный режим водных процедур при нервных заболеваниях.

Детям с декомпенсированными пороками сердца, эндокринологическими заболеваниями ограничивают пребывание на солнце. При любом хроническом заболевании конкретные рекомендации по закаливанию необходимо получать только от лечащего врача.