Необычные растения        11.10.2019   

Примерная характеристика на ребенка в детском саду. Педагогическая характеристика на воспитанника детского сада для пмпк. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста

Не так страшно получить характеристику, как ее написать.

Характеристику на малыша дошкольного возраста обычно составляют для детского общеобразовательного учреждения, т.е. для детского сада. Перед написанием необходимо понаблюдать за малышом, чтобы характеристика полностью совпадала с действительностью. То есть, нельзя писать то, чего нет.

Долгие наблюдения помогут определить характер, поведение, отношение к сверстникам, отношение к родителям, воспитателям. Выявить ту или иную агрессию по отношению к людям. В листе с характеристикой необходимо учесть все отрицательные и положительные факторы.

При этом учитываются и другие немало важные факторы. Помимо характеристики на ребенка, также составляется и на родителей малыша. Учитываются все детали проживания, условия, поведение матери и отца.

Рекомендационное письмо школьного возраста составляют для поступления в школу. В нем также учитываются плюсы и минусы. Школьный возраст уже осознанный. Дети этого возраста уже четко знают, что они хотят, а что нет. Умеет воспринимать критику, хоть и не с особым удовольствием. В этом возрасте он все понимает. Уже приблизительно знает, кем хочет стать в жизни. Какую профессию получить. Постепенно вырабатывается своя точка зрения на окружающий мир и поступки.

При написании характеристики в школу, также стоит учесть жилищные условия семьи. Как и где он живёт. А главное, с кем. Как эти условия сказываются на психологическое состояние в кругу семьи. Насколько ему комфортно или не комфортно. Особенно стоит уделить большое внимание в отношении к родителям. Насколько они идеальны или наоборот.

При составлении рекомендационного листа большую роль играют непосредственно сами родители. Стоит обратить внимание на психологическое состояние матери и отца. Нужно отметить особым вниманием посещение кружков. Чем воспитанник учреждения любит заниматься в свободное время. К каким предметам у дитя имеются способности. Отметить успеваемость в школе. Если есть какие-то грамоты также нужно написать.

Ребенок инвалид особенный. Травмы могут быть получены в связи с аварией или с самого рождения. Такие дети отличаются своей особенностью в характере. Чаще всего они не несут агрессию. Доброта в душе помогает справиться с не понимаем окружающих при взгляде на них.

Дети инвалиды такие же, как и здоровые. Единственное, это физические дефекты, которые не дают в полной мере наслаждаться жизнью. Они также занимаются, учатся, ходят в разнообразные секции и кружки. Стараются не выделяться среди сверстников. Но все же без внимания не остаются.

В написании характеристики должно говориться о том, что ребенок особенный. Описать его физическое состояние и диагноз. Такая характеристика предоставляется в ДОУ.

как решить Вашу проблему?

Порядок составления характеристики

  1. В самом начале характеристики нужно указать, о ком именно идет речь. Обязательно нужно указать имя и фамилию ребенка. Без этих данных будет неизвестно, про кого именно идет речь.
  2. Указать точное название учреждения. Чтобы иметь четкое представление, где именно обучается ребенок.
  3. Указать число, месяц и год рождения.
  4. Составляется более развернуто, все положительные и отрицательные качества.
  5. Написать про родителей. Взаимосвязь между матерью с ребенком и отцом.
  6. Четко изложить отношения в семье между супругами, если такая информация имеется. Не полагаться на слова посторонних людей. Писать конкретно по факту.

Информативные сведения о ребенке составляются, учитывая все его данные, это:

  1. ФИО. Фамилия Имя Отчество.
  2. Дата, месяц и год рождения.
  3. Написать кратко информацию о семье. ФИО мамы и папы, а также других проживающих родственников. Дата рождения родителей и родственников. Сколько человек в семье. Описать бытовые условия в семье.
  4. Написать название посещаемой группы. Откуда прибыл: детский сад, общеобразовательная школа, детский дом.
  5. Поведение в адаптационный период.
  6. Степень культурных и гигиенических навыков.

2. Особенности познавательной деятельности

Познавательная деятельность детей:

  1. Описать насколько развито внимание.
  2. Насколько хорошо воспринимает информацию.
  3. Как хорошо ориентируется в пространстве.
  4. Уделить внимание памяти. Насколько она развита. И какая память преобладает.
  5. Особенность речи. Хорошо ли развита речь. Хорошо ли развито чтение.
  6. Мышление. Насколько хорошо развито мышление. Как быстро он принимает решения в той или иной сложившейся ситуации.
  7. Насколько хорошо дите усваивает информацию: в школе, в садике и т.д.

3. Особенности трудовой деятельности

  1. Трудовые навыки. Состояние.
  2. Навыки пользоваться карандашом, ручкой, фломастером, линейкой.
  3. Какую характеристику можно дать изделиям созданные школьником или малышом дошкольного учреждения.
  4. Насколько дети самостоятельные. Как хорошо выполняют полученные задания.
  5. Осознает ли он цель в трудовой деятельности.

4. Особенности игровой деятельности

Игровая деятельность влияет на детей. Она помогает быть активней, вырабатывать характер при помощи игр:

  1. Насколько малыш активен. Берет ли он инициативу в свои руки.
  2. Какой характер в игре. Как он себя ведет.
  3. Какие игры нравятся. В какие часто играет. Какой стиль игры предпочитает. Отношение в момент игры со сверстниками.
  4. Как он отдается игре. Как быстро ему перестает нравиться.

5. Особенности эмоционально-волевой сферы

  1. Нервная система дитя. Какой тип: сильно возбудимый, уравновешенный, буйный неустойчивый, тормозной.
  2. Как дети относятся к своим сверстникам. Какое настроение чаще всего преобладает, отношения со взрослыми.
  3. Какие черты характера: добросовестный, послушный, помогающий, мягкий, внимательный, добрый. Какие черты отрицательные: постоянно врет, не выполняет задания, не слушается, часто упрям.
  4. Что у него лучше всего получается. Возможно, он хорошо рисует, поет, танцует, занимается физическими упражнениями связанными с какой-то секцией.
  5. Здесь стоит сделать общий вывод о воспитаннике. Насколько хорошо усваивает программу. Если есть проблемы с психикой, обратить особое внимание. Если ребенок неуправляемый следует написать про его перевод в другое учреждение. Возможно, у ребенка наблюдаются дефекты.
  6. Поставить дату и подпись в конце составленной характеристики.

Положительная характеристика хорошо помогает в дальнейшем будущем. Это касается поступления в высшее учебное заведение, в хорошую школу, детский садик. Также характеристика помогает лучше узнавать детей. Узнать их изнутри. Понять их сущность. Характеристика может составляться в случаи ненадлежащего ухода за дитём.

Характеристика может понадобиться в таких случаях:

  1. Перевод воспитанника в специализированное учебное учреждение или детское образовательное учреждение.
  2. Для психиатра.
  3. Детей инвалидов.
  4. Органы опеки.
  5. Школьной карты.
  1. Понаблюдать за объектом. Иначе оценка может быть необъективной.
  2. Наблюдать стоит в более естественных условиях.
  3. Тщательным образом узнать характер. Положительные и отрицательные стороны ребенка.
  4. Изучать объект нужно в разных видах деятельности.
  5. Все написанное должно быть полностью правдивым, без вымысла.
  6. Нужно определить отношения с родителями и остальными близкими людьми. Такими как: бабушка, дедушка, тетя, дядя. Но только если они проживают рядом и имеют постоянный контакт с ребенком.
  7. Необходимо предоставить информацию о здоровье объекта. Возможно, родители тоже захотят что-то добавить про свое чадо.
  8. В самом конце стоит сделать подводящий итог. Можно добавить рекомендации за какие-то определенные заслуги.

Образец написания характеристики на ребенка

Если ознакомиться заранее с правильным написанием характеристики, то ее составление не будет столь сложным и долгим. При написании стоит не поддаваться своим положительным или отрицательным эмоциям. Необходимо изложить достоверные факты из жизни самого воспитанника учреждения. В начале документа обязательно должно быть указано, для кого предоставляется характеристика.

  1. Общие данные. Фамилия, имя, отчество. Дата рождения.
  2. Место рождения и адрес. Где проживает.
  3. Состав семьи. С кем проживает. Сколько человек в семье.
  4. Состояние здоровья на сегодняшний день.
  5. Написать об авторе характеристики. Кем он является ребенку. Фамилия, имя, отчество. Воспитатель, классный руководитель, руководитель детского дома и так далее.
  6. Оценить поведение воспитанника. Насколько ему нравится посещать то или иное заведение. Насколько активен. Общение со сверстниками.
  7. Если учитывается детский сад. Описать самостоятельность малыша. Что он умеет. Насколько он инициативен и любознателен.
  8. Описать как можно более подробно. Насколько дите любит учиться, его успеваемость, стремление к знаниям, насколько развит. Как себя ведет со сверстниками, отношение к учителям, педагогам, воспитателям. Какие интересы. Любимый вид игры. Написать как можно более подробно.

Фамилия. Имя. Отчество ребенка.

День, месяц и год рождения.

Название учреждения. Город.

ФИО воспитанника и полная дата рождения.

Какого числа поступил, в какое учреждение, группа.

В какой группе обучается на данный момент. Название группы.

Мама. ФИО. Образование матери. Какое заведение закончила.

Папа. ФИО. Образование отца.

Написать с кем и по какому адресу проживает воспитанник учреждения. Кто проживает помимо матери и отца. Если ребенок сирота: кто опекун.

Описать опрятность воспитанника. Каким его приводят родители. Если ребенок неопрятен, стоит более подробно учесть этот факт.

Поведение: неустойчивое, агрессивное, доброжелательное.

Пишется только в том случаи, если у воспитанника учреждения есть отставания в развитии. В чем именно это проявляется. Как это сказывается.

Игровая деятельность: описать в какие игры любит играть, поведение в данной игре, берет ли на себя главную роль в игре.

Усваивает ли дите программу. И какой уровень усвоения: низкий, средний, высокий. Объяснить очень детально почему. В чем это выражается.

Речевое развитие. Описать детально.

Положительные черты воспитанника учреждения. Какие именно.

Хорошо перепроверить текст, чтобы вся информация была записана. Если что-то пропущено, следует дописать.

В конце текста поставить дату.

Указать кто составлял лист: председатель, воспитатель, психолог, учитель-логопед, руководитель учреждения, печать учреждения.

Характеристика может выступать в положительном или отрицательном характере. В любом случаи, наблюдения должны идти строго по факту. Характеристику обязательно должен писать человек не заинтересованный. Иначе факты могут быть вымышленными. Имея образец написания, не составит труда написать подробную и качественную характеристику на подопечного.

Уважаемый читатель, наша статья рассказывает о типовых решениях юридических вопросов.

как решить Вашу проблему?

  • Информация на сайте публикуется в ознакомительных целях. Редакция ProstoPozvonite не несет ответственности за применение информации в текстах и видео на практике. Перед принятием решений настоятельно рекомендуем онлайн-консультацию с юристом.

    Характеристика на ребенка

    Характеристика на ребенка

    ДОУ «» комбинированного вида

    Алексей, года рождения, проживающий по адресу Детский сад Алексей посещает с года. Период адаптации прошел благополучно : не болел, быстро привык к детям и взрослым. В настоящее время в детский сад ходит с удовольствием.

    Алеша интереса к занятиям не проявляет, на занятиях малоактивен, не собран. Алеша хорошо раскрывается в индивидуальном общении. На занятиях по ознакомлению с окружающим называет предметы, их свойства, качества. Знает домашних, диких животных, называет овощи, фрукты, транспорт, но не всегда пользуется обобщающими словами. Делится информацией с воспитателями о своей семье.

    На занятиях по математике умеет считать до 10, но не ориентируется в количественном и порядковом счете. Умеет сравнивать две группы предметов по длине и высоте. Различает и называет геометрические фигуры : квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, шар, куб. Определяет части суток, путает правую и левую стороны, дни недели.

    На занятиях по развитию речи Алексей пересказывает короткие сказки, рассказы по плану. Составляет описательный рассказ по образцу и с помощью вопросов воспитателя. Словарь достаточен для общения со сверстниками. Нарушено звукопроизношение, трудности вызывает определения места звука в слове. При оформлении грамматического строя речи выявлены следующие трудности : затруднено согласование числительных с существительными, прилагательных в роде, числе, падеже. Ошибки наблюдаются в употреблении предлогов. Отмечаются трудности в образовании притяжательных прилагательных.

    На занятиях по лепке хорошо развиты технические навыки, поделки получаются выразительными и оригинальными. На занятиях по изобразительной деятельности Алеша рисует по образцу, иногда проявляет творчество. На занятиях по физической культуре мальчик подвижный, но качественно упражнения делать не стремится.

  • Вам необходимо написать характеристику на ребенка... Составление характеристики на воспитанника дошкольного учреждения может оказать серьезное влияние на его дальнейшую судьбу, поэтому не стоит ее недооценивать. Задумываясь о том, как написать характеристику на дошкольника, очень важно суметь подчеркнуть достоинства его личности, чтобы при дальнейшей педагогической работе суметь раскрыть их в полной мере. Обязательно при составлении характеристики следует указать на недостатки, которые не только мешают ребенку общаться и развиваться, но и вырасти в полноценную личность, которая будет пользоваться уважением окружающих.

    Сегодня написать психолого-педагогическую характеристику — это дать оценку гармоничности развития ребенка на данный момент времени. В основном составление характеристики на ребенка дошкольного возраста — демонстрация качеств, которые он уже сумел проявить. В основном они касаются поведения в коллективе и отношения с ровесниками и старшими.

    Любая схема составления характеристики, как и образец составления рекомендаций, вполне типична. Начать лучше с общего описания — «ребенок в возрасте стольких-то лет посещает ДОУ в течение определенного времени». Затем можно дать оценку его личностных качеств, сразу бросающихся в глаза, — скромность или уверенность, спокойствие или непоседливый характер. Необходимо описать качества, которые ребенок проявляет в определенной ситуации — при похвале или порицании, наказании или критике. Обязательно нужно рассказать, как он взаимодействует в коллективе и на какую роль претендует, является ли лидером или, наоборот, скрывается под маской скрытого активиста, действуя незаметно и более осторожно.

    Предлагаем вам несколько схем характеристики на ребенка дошкольного возраста.

    Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста

    1-й вариант

    1. Как долго ребенок посещает дошкольное учреждение, в том числе часто ли он болеет, охотно ли ходит в детский сад.

    2. Как ребенок ведет себя в дошкольном учреждении (как контактирует со взрослыми, воспитателем, сверстниками).

    3. Достаточно ли он овладел навыками самообслуживания.

    4. Как ребенок усваивает программу воспитания и обучения в ДОУ, какие затруднения испытывает, как относится к занятиям и как ведет себя на занятиях (какие особенности поведения способствуют. а какие препятствуют усвоению и закреплению знаний, умений, навыков).

    5. Особенности игровой деятельности ребенка.

    6. Какое участие принимают родители в развитии и воспитании ребенка.

    7. Что вызывает у воспитателя наибольшие трудности или беспокойство.

    2-й вариант

    1. ФИО ______________

    2. Возраст (дата рождения) ______________

    3. Учреждение _______ группа ______ год обучения _________

    5. Как усвоена программа (математика, развитие речи, изобразительная деятельность и др.) ______________

    6. Характер затруднений (постоянные, временные, конкретизировать какие) ______________

    7. Как ребенок относится к трудностям? (Безразлично, тяжело переживает, стремится преодолеть затруднения или становится пассивным, теряет интерес к работе или проявляет усилия при преодолении учебных трудностей и др.) ______________

    8. Реакция ребенка на оценку его работы ______________

    9. Понимает ли ребенок требования воспитателя? ______________

    10. Работоспособность (может ли активно, целенаправленно работать или отвлекаем, рассеян, к концу занятий увеличивается количество ошибок; сонливость, покраснение, потливость, жалобы на головную боль и т.п.) ______________

    11. Особенности развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и речи ребенка ______________

    12. Особенности игровой деятельности ______________

    13. Основные трудности и причины отставания (по мнению педагога) ______________

    14.Поведение в группе (во время и вне занятий) ______________

    15. Взаимоотношения со сверстниками ______________

    16. Наличие вредных привычек. Имеются ли странности в поведении, в чем выражаются? ______________

    Дата ______________

    Педагог ______________ Печать учреждения

    Психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста

    1. Общие сведения о ребенке.

    ФИО ______________

    Дата рождения ______________

    Домашний адрес ______________

    Дата поступления в детский сад, откуда поступил (из семьи, другого детского сада), были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам ______________

    2. Характеристика семьи.

    ФИО родителей, год рождения, место работы ______________

    Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер ______________

    Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие) ______________

    Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка? ______________

    3. Соматическое здоровье: более редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит ______________

    4. Характеристика деятельности: навыки самообслуживания (может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель) ______________

    5. Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не)умеет поддерживать игру.

    6. Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др.), лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных и горизонтальных линий, вогнутость линий, изображение фигурок по образцу.

    7. Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова». Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую; как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности; (не)стремится преодолеть, бросает работу, поднимает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

    8. Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.

    Психолого-педагогическая характеристика на выпускника ДОУ для поступления в школу

    1-й вариант

    ФИО, дата рождения, адрес ______________

    Воспитанника ДОУ № _______, группы № ________

    Дата поступления в ДОУ ______________

    1. Сведения о семье: ФИО матери, год рождения, место работы; ФИО отца, год рождения, место работы; условия воспитания. Семья полная, неполная, условия удовлетворительные или нет, указать причины неудовлетворительных условий.

    2. Запас сведений об окружающем ______________

    3. Характеристика познавательных процессов: внимание (соотношение произвольного и непроизвольного, концентрация); память; мышление (особенности анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление причинно-следственных связей); сенсорное развитие (свойства предметов, ориентировка во времени); речь (словарь, грамматический строй речи, звукопроизношение); звукобуквенный анализ.

    4. Развитие элементарных математических представлений

    5. Особенности моторного развития (общая и мелкая моторика, ведущая рука, наличие двигательной расторможенности, состояние конструктивного и графического навыков).

    6. Сформированность мотиваций к учебной деятельности

    7. Эмоционально-волевая сфера и индивидуально-психологические особенности ребенка.

    2-й вариант

    1. Общие сведения о ребенке: ФИО, дата рождения, домашний адрес, с какого времени посещает ДОУ.

    2. Характеристика семьи: ФИО родителей, год рождения, место работы; состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер; кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие); уделяется ли достаточное внимание в семье воспитанию и обучению ребенка.

    3. Типологические особенности: активный, подвижный, вялый, инертный, медлительный; возбудимый, неуравновешенный, спокойный, уравновешенный, заторможенный, плаксивый; быстрота реакции на словесные раздражители, переключаемость; преобладающее настроение — жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка. Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня; проявляет ли настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними; обращается ли за помощью и использует ли ее.

    4. Характерологические особенности: общительность, замкнутость (легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя, контакт и общение затруднены, понимание и реагирование на ситуацию не всегда или не совсем адекватны, плохо вступает в контакт, испытывает затруднение в общении, понимании ситуации); отношение к товарищам (дружелюбие, негативизм, доброта, грубость и пр.); отношение к лидерству (стремление к первенству, признают ли за лидера другие, проявляет ли организаторские способности, инициативу); отношение к взрослым; отношение к поручениям, поощрениям, порицаниям; каким видам деятельности отдает предпочтение; активность речевого общения (соответствует возрасту, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению); поведение (организовано, иногда не регулирует свое поведение, необходим постоянный внешний контроль).

    5. Психологические особенности: слуховое запоминание, зрительное запоминание, тактильное запоминание (запоминает быстро или медленно, с трудом, переход в долговременную память, объем оперативной памяти: достаточный, ограниченный, низкий); устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению или быстро отвлекается); характер отвлечения (отвлекается на раздражители, в отсутствие внешних раздражителей); переключаемость внимания (легкая, быстрая, замедленная, затрудненная); распределение внимания (достаточное, затруднено); общий уровень развития внимания (соответствует возрасту, низкий, несформировано).

    6. Уровень развития мыслительной деятельности: способность к сравнению, классификации, обобщению, умение выделить существенный признак предметов, явлений; умение использовать приемы для запоминания (опосредованность, группировку, ассоциации).

    7. Развитие сенсорных функций: состояние анализаторов, наличие обобщающих представлений о форме, величине, цвете — понятие относительности — соответствует возрасту, несформировано, нарушено.

    8. Развитие воображения: яркость, живость, богатство фантазии, способность к оперированию образами, в каких видах деятельности проявляется (музыка, изодеятельность, математика, физкультура, речь, конструирование и т.п.), соответствует возрасту, чрезмерно, слабость процессов воображения.

    9. Вербальная часть: понимание рассказов со скрытым смыслом; парные аналогии; сюжетное рассказывание — номинативная и коммуникативная функции речи; умение поддерживать диалог; речевая деятельность адекватна ситуации и возрасту, чрезмерная, трудности инициации речевого высказывания, эмоциональная неадекватность, проблемы развернутой речи, трудности звукопроизношения, наличие заикания, эхолалий, речевых штампов и т.д.

    10. Работоспособность на занятиях: отношение активное, заинтересованное, безразличное; во время занятий сосредоточен или часто отвлекается; быстро или медленно включается в работу; темп работы: быстрый, средний, медленный; причины замедленного темпа работы: обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности (вялость, заторможенность, отвлекаемость и т.д.); утомление проявляется в замедлении темпа, ухудшении качества или в полном прекращении работы; субъективные и объективные признаю! утомления (жалобы на усталость, головную боль, вялость, сонливость, отвлекаемость и пр.); спад работоспособности (в середине занятия, в конце занятия); умение следовать инструкции, способность удержания инструкции по длительности.

    11. Произвольность деятельности: удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца; в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке, нуждается в частом ободрении; деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия задачи теряются, результат не проверяется, из-за трудностей прерывает деятельность, помощь малоэффективна.

    12. Проводимая работа с ребенком: проводилась ли развивающе -коррекционная, сопровождающая работа на протяжении какого времени, вид (по формированию пространственных представлений, развитию познавательных процессов, эмоциональному воспитанию и т.д.); рекомендации для дальнейшей работы; результаты, успешность, формирование навыков (по возрасту, с трудом, отсроченное); работа с родителями, семьей (отношение родителей, успешность, систематичность и т.д).

    И в заключение предлагаем вашему вниманию «Портрет выпускника детского сада», который может послужить ориентиром в определении нормального развития ребенка при выпуске из детского сада и составлении психолого-педагогической характеристики.

    Портрет выпускника ГОУ д/с № _________

    Социальное развитие

    1. Ребенок спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми.

    2. Общается со сверстниками, знает правила общения.

    3. Управляет своим поведением; знает, что можно и чего нельзя, неагрессивен, недрачлив.

    4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.

    5. Хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается.

    6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослых.

    7. Не избегает общения.

    Организация деятельности

    1. Ребенок инструкцию воспринимает и по ней выполняет действие в соответствии с поставленной целью и задачами; ему не нужно несколько раз повторять задание.

    2. Может планировать свою деятельность, не действует хаотично, методом проб и ошибок.

    3. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.

    4. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в своей работе, не ждет конкретных указаний (сделай так, так и так).

    5. Может сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять задание в течение 10—15 мин.

    6. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.

    7. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.

    8. Не отказывается от заданий.

    Общее развитие

    1. Ребенок способен систематизировать и классифицировать общие и отличительные признаки предметов, явлений, процессов.

    2. Наблюдателен, анализирует простые причинно-следственные связи.

    3. Активно воспринимает любую новую информацию, задает вопросы.

    4. Понимает смысл и последовательность событий (на картинах, в простом рассказе, в быту).

    5. Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться.

    6. Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться.

    7. Высказывает собственные элементарные суждения, делает простые логические выводы, может продолжить словесное рассуждение.

    Развитие внимания и памяти

    1. Ребенок удерживает внимание в течение 10—15 мин, не отвлекается, даже если деятельность не очень интересна (или трудна).

    2. Для концентрации внимания в течение 10—15 мин не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.

    3. Переключается с одного вида деятельности на другой. Не отвлекается на внешние раздражители.

    4. Может запомнить 10 не связанных между собой слов при 3— 4-кратном повторении.

    5. Произвольно запоминает 10—12 слов при подкреплении наглядными образами.

    6. Может сгруппировать по смыслу слова и запомнить их.

    7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в четыре-восемь строк.

    Речевое развитие

    1. Ребенок правильно произносит звуки родного языка.

    2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова.

    3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.

    4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.

    5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинкам.

    6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.

    7. Передает интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова и т.п.).

    Развитие движений и пространственная ориентация

    1. Ребенок уверенно действует в быту (ест вилкой, ложкой, расстегивает и застегивает пуговицы, чистит зубы, одевается и раздевается, шнурует ботинки).

    2. Ходит, бегает, прыгает, катается на велосипеде, на лыжах, коньках, плавает, играет в теннис, прыгает через скакалку и т.д.

    3. В сохранении равновесия движения координированны и ловки.

    4. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево и т.д.).

    5. Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.

    6. Стремится научиться лепить, выпиливать, вязать и т.д.

    7. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, треугольник, квадрат).

    Зрительно - пространственное восприятие и зрительно-моторные координации

    1. Ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки.

    2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.

    3. Различает расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, справа — слева и т.д.).

    4. Срисовывает (копирует) простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов.

    5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов.

    6. Находит часть целой фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу (схеме).

    7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

    Личностное развитие

    1. Ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и как со взрослыми.

    3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нуждаясь в присутствии взрослого.

    4. Стремится к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен объективно оценить результат.

    5. Может дифференцировать, «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослых.

    6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, миру взрослых и т.п.

    7. Стремится к личным достижениям («Я уже знаю, умею»), самоутверждению, признанию.

    Здоровье

    1. Ребенок не подвержен частым простудным заболеваниям (3— 4 раза в год).

    2. Не подвержен тяжелым и хроническим заболеваниям.

    3. Спокоен (некриклив), усидчив, нераздражителен.

    4. Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, не вертится, нет ночного недержания мочи).

    5. Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества и т.д.).

    6. В поведении отсутствуют навязчивые движения (непроизвольные подергивания мышц лица, шеи, моргания, кусание попей и т.д.).

    7. В речи нет выраженных задержек в развитии.

    Характеристика на ребенка в ДОУ от воспитателя требуется в случае оформления малыша в логопедическую группу. Порой этот документ необходим врачам и некоторым другим специалистам. Например, когда требуется характеристика на ребенка ДОУ на ПМПК.

    Этот документ призван раскрыть такие черты характера дошкольника, которые не всегда можно уловить при коротком общении с малышом. Ведь разговор со специалистами, как правило, ограничен во времени. К тому же непривычная обстановка способна исказить навыки и умения малыша.

    Основные пункты документа

    Характеристика на ребенка в ДОУ от воспитателя непременно должна содержать:

    Общие сведения о малыше;
    - параметры его физического развития;
    - характер взаимодействия с коллективом;
    - участие в учебной и трудовой деятельности;
    - те особенности, которыми обладает эмоционально-волевая сфера малыша;
    - характеристику познавательной деятельности;
    - специальные и общие способности;
    - описание характера и темперамента.

    Документ также должен содержать психолого-педагогические выводы.

    При составлении характеристики на ребенка дошкольного возраста воспитатель обязан исходить из существующей образовательной программы. При этом педагог делает выводы исходя из тех целей и задач, которые выдвигаются этой программой.

    И еще одно небольшое дополнение. Характеристика на ребенка в ДОУ от воспитателя должна быть составлена настолько всесторонне, чтобы другой педагог, взяв в руки этот документ, мог сразу понять, о ком идет речь.

    Как написать характеристику на ребенка? Для этого понадобится ознакомиться с некоторыми методическими рекомендациями к составлению данного документа. Прежде всего, написание характеристики потребует предварительного всестороннего изучения малыша. Его проводят в естественной для ребенка среде воспитания и обучения. Кроме того, в процессе изучения малыша нужно обращать внимание не только на познавательную активность дошкольника и проявление свойств личности. Педагог должен стремиться к выявлению мотивов поведения и действий своего воспитанника, выясняя причины его либо высокого, либо низкого интеллектуального развития.

    Характеристика на ребенка в детском саду должна быть составлена на основе психологического наблюдения за различными видами его деятельности (бытовой, трудовой, учебной, художественной и т. д.) и поведением. Для того чтобы всесторонне познать ребенка, потребуются и другие методы. Это и проведение бесед, и анализ результатов детской деятельности (поделок, рисунков и т. д.), и другие способы, которые в каждой конкретной ситуации педагог посчитает уместными.

    Характеристика на дошкольника должна быть обоснована. В нее необходимо включать факты поведения ребенка, его конкретные высказывания, поступки, действия. Все это возможно комплексно проанализировать только в процессе углубленного изучения вопроса.

    Важные пункты характеристики

    При составлении документа, отражающего основные черты личности маленького человека, важно:

    Указать условия его семейного воспитания и той системы взаимоотношений, которая существует между ним и взрослыми;
    - включить анализ поведения ребенка со сверстниками;
    - при необходимости дать более развернутую и полную характеристику, указав возможные причины того или иного негативного поведения малыша, а также предложить собственные рекомендации.

    Таким образом, характеристика на дошкольника является итогом систематического продуманного наблюдения, проводимого в течение некоторого периода. Этот документ не должен быть поверхностным и написанным наспех. Все факты в нем излагаются систематично и последовательно, без применения сложных речевых оборотов.

    Шапка документа

    Как составляется характеристика на ребенка? Образец написания документа рассмотрим ниже. Прежде всего, указывается фамилия, имя и отчество воспитанника. Далее ставится дата его рождения. Непременно в документе находит отражение национальность ребенка, которая пригодится специалисту для выявления двуязычия. В шапке характеристики указывают домашний адрес и дают сведения о родителях (их Ф.И.О., должности и места работы, телефоны и возраст, в котором они находились при рождении ребенка).

    Далее сообщается, с какого года малыш посещает ДОУ и в каком возрасте он туда поступил. В шапке характеристики пишут и о том, откуда он пришел в детский сад. Это может быть семья или другое детское учреждение и т. д.

    Степень адаптации

    С приходом в детский сад в жизни ребенка начинается новый период. Сложности заключаются в первом коллективном общении. Однако незнакомых людей и новую обстановку не все малыши принимают сразу и без проблем. Реакция большинства из них на детский сад - громкий плач.

    Известно, что степень адаптации малыша в группе определяет его физическое и психическое здоровье. При появлении новых людей, игрушек и новых жизненных правил возникает информационный и эмоциональный стресс.

    Как по этому критерию составляется характеристика на ребенка? Образец заполнения этого пункта представлен ниже. Итак, оценка, которую педагог может дать об уровне адаптации малыша в группе, бывает:

    Хорошей;
    - удовлетворительной;
    - недостаточной;
    - плохой.

    Условия воспитания

    Самой близкой и родной для каждого человека является его семья. Именно в родительском доме ребенок получает первоначальный жизненный опыт во всей полноте его нравственных и социальных проявлений. Не секрет, что воспитание детей - это главная задача семьи. Трудолюбие, а также духовное богатство отца и матери благотворно сказываются на детях.

    Роль семьи невозможно сравнить по своей силе ни с одним социальным институтом. Именно в стенах родного дома развивается и формируется личность человека, происходит его овладение социальными ролями, которые необходимы для скорейшей адаптации дошкольника в обществе.

    Именно поэтому педагогическая характеристика должна включать в себя такой раздел, как «Условия воспитания». Прежде всего, в этом документе должны быть представлены сведения о семье - полная или неполная, состав семьи. Важно также указать, является ли эта ячейка общества социально благополучной.

    Педагогическая характеристика при описании условий воспитания ребенка должна непременно указать на его речевую среду, а она может быть:

    Благоприятной (при отсутствии речевых отклонений среди членов семьи);
    - недостаточно благоприятной;
    - вовсе неблагоприятной.

    При расшифровке последнего пункта понадобится указать причины сделанных выводов, которыми могут быть:

    Билингвизм (наличие двуязычия);
    - малый круг социальных контактов;
    - общение с людьми, имеющими речевую патологию (ребенок может просто подражать неправильной речи);
    - недостаток в воспитании, когда родители искусственно культивируют неверное произношение у своего ребенка.

    Тем, кто не знает, как написать характеристику на ребенка, важно знать, что при указании условий воспитания нужно будет дать и их культурно-бытовую характеристику. Она может быть:

    Благоприятной;
    - недостаточно благоприятной;
    - неблагоприятной.

    Последняя оценка может быть выставлена в том случае, если у малыша имеются контакты с лицами, которые страдают от нарушения зрения, слуха и т. д.

    Педагогу важно указать и на тот психологический климат, который существует в семье его воспитанника. Он может быть:

    Благоприятным;
    - недостаточно благоприятным;
    - неблагоприятным в случае частых конфликтов между членами семьи.

    Указать в документе важно и на отношение к малышу в родном доме. Оно может быть:

    Демократичным;
    - либеральным (чрезмерное заласкивание);
    - авторитарным (проявление излишней строгости).

    В разделе, касающемся условий воспитания, описывается и характеристика соматического здоровья ребенка. При этом педагог указывает один из приведенных ниже пунктов, а именно, что его воспитанник:

    Редко болеет;
    - часто страдает от простудных заболеваний;
    - имеет хронические патологии.

    Общее развитие

    Тот период, который проходит ребенок от своего рождения до школы, является возрастом стремительного развития не только физических, но и психических качеств ребенка. Указать уровень общего развития воспитанника особенно важно в тех случаях, когда составляется характеристика на ребенка с ЗПР. Образец рассматриваемых при этом вопросов представлен ниже.

    Итак, при написании характеристики на ребенка воспитатель указывает, знает ли тот свои фамилию и имя; понимает или нет родственные связи (папа, мама, бабушка); имеет достаточный или нет круг представлений обо всем, что малыша окружает.

    Коммуникативность

    В характеристике на ребенка воспитателю важно указать его умение общаться с людьми. Это, в частности, касается того способа, который малыш применяет при контакте (жестовый или речевой, избирательный или мимический). Для анализа психологического здоровья дошкольника важно проанализировать его общение с детьми и взрослыми. Именно поэтому в характеристике должно быть указано, насколько легко и быстро малыш вступает в контакт. Возможно, это происходит с большим трудом или же ребенок вовсе не проявляет заинтересованности к общению.

    В составе коммуникативных умений находятся и употребляемые малышом слова вежливости. Особенно это важно, когда составляется характеристика на ребенка 4 лет и более старшего дошкольного возраста, то есть на детей, у которых уже должна быть хорошо развита речь.

    Моторная сфера

    При рассмотрении специалистами уровня физического и психического развития ребенка важным пунктом характеристики явится описание педагогом той силы, точности, координации движений, которой обладает малыш. Важна и его способность переключения при смене видов деятельности, а также темп, в котором он занимается. При описании моторики ребенка необходимо указать и на его умение удерживать в памяти различные элементы действий и осуществлять самоконтроль.

    В этом же разделе дается характеристика состояния опорно-двигательного аппарата и ориентации в пространстве, например, один ребенок может быть ловок и подвижен, а у второго присутствуют нарушения общей моторики и наблюдается удовлетворительная координация.

    Для анализа физического и психического состояния ребенка важны показатели его мелкой моторики. Они также должны быть указаны в характеристике. К таким показателям относят точность, темп и силу движений, синхронность рук и т. д.

    Самообслуживание

    Эти важные навыки должны присутствовать не только в тех случаях, когда составляется характеристика на ребенка 6 лет. Обслуживать себя должны уметь и более младшие дошкольники.

    При составлении данного пункта педагог указывает, в какой степени развиты эти навыки, а именно:

    Хорошо - соблюдение требований гигиены, опрятность в еде и в одежде;
    - недостаточно хорошо;
    - слабо, если малыш не способен быть опрятным в одежде и еде;
    - не развиты вообще.

    Хозяйственно-бытовая деятельность

    Специалистам важно знать, как относится малыш к труду. Так, он может:

    Принимать активное участие в предлагаемых воспитателем мероприятиях;
    - участие принимать, но трудиться при этом только при наличии желания;
    - отказываться от работы.

    В характеристике должно быть отражено и то, насколько ребенок умеет (или нет) убрать постель, сложить игрушки, накрыть на стол.

    Развитие эмоционально-волевой сферы

    Для педагога важно проанализировать настроение ребенка, а оно может быть:
    устойчивым, недостаточно устойчивым или легко меняться от самых незначительных причин. При этом в характеристике важно написать общий настрой малыша, а он бывает радостным, подавленным и т. д.

    К волевым особенностям, которые также должны найти отражение в характеристике на дошкольника, относятся самостоятельность и целеустремленность, решительность и инициативность, инертность и деятельность, вялость и неадекватность поведения и т. д.

    Описание других черт характера ребенка

    В составленном педагогом документе, описывающем уровень и степень развития личности, должна быть указана работоспособность ребенка, реакция на замечания и требования, умение управлять своим поведением, особенности характера (скромный, тихий, импульсивный и проч.).

    Описание личности дошкольника должно отражать и состояние психофизических процессов: внимание (устойчивое или нет), способность к концентрации, переключаемость, восприятие явлений (соответствует или нет возрасту), временные представления малыша, развитие памяти и словесно-логического мышления.

    Характеристика на ребенка в ДОУ от воспитателя обязательно датируется. На последней страничке ставится подпись педагога. Документ визируется заведующим ДОУ.

    Характеристика на ребенка может пригодиться для предъявления ее при поступлении в школу, в суд, в органы опеки и в другие инстанции и учреждения. Скачать образец характеристики на ребенка детского сада можно внизу статьи.

    Характеристка на ребенка доу пишется, как правило, непосредственно тем воспитателем, который занимается его воспитание в группе, также это может быть заведующая детского сада. В составлении документа может участвовать и психолог ДОУ.

    В тексте дается описание поведения ребенка, особенностей его эмоционального состояния, черт характера.

    Предлагаем скачать образцы других характеристик:

    • на воспитателя ДОУ — .

    Как правильно написать характеристику на ребенка дошкольного возраста?

    В тексте нужно указать, кому будет предъявляться данный документ в случае, если данная информация известна. Как правило, при составлении данного документа на дошкольника заранее известно, для каких целей она пишется – для поступления в школу, решения различных юридических вопросов.

    В тексте нужно указать ФИО ребенка, дату его рождения, место рождения и адрес, где проживает дошкольник, с кем проживает (состав семьи), состояние здоровья.

    Также часто включается информация о том, насколько самостоятелен ребенок, можно ли он сам поесть, одеться, умыться и т.д.

    К каким занятиям и играм имеет большую склонность, насколько он инициативен, активен и любопытен.

    В текст можно включить абсолютно любую информацию, касающуюся личности ребенка, воспитывающего в ДОУ. Из данного документа должно быть понятна степень развития ребенка, уровень его знаний и умений.

    Такой документ может потребоваться органам опеки и попечительства (ООП). В нем описываются общие сведенья о ребенке, например, степень усвоения материала, личностные качества, характер, отношения в коллективе и прочие нюансы. Ориентируясь на приведенную информацию, сотрудники ООП дадут свои рекомендации по коррекции выявленных отклонений и оценят степень нужды ребенка в предоставлении опеки. Не менее актуальна характеристика при переводе в другое учебное заведение. Она поможет преподавателям оценить степень подготовки ребенка и его особые качества.

    Характеристика на ребенка из детского сада в органы опеки нужна для контроля его развития. Сотрудники ООП смогут оценить работу воспитателей и необходимость предоставления опеки. При выявлении явных отклонений будут внесены определенные коррективы. Малыша могут перевести в другое дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) или посоветовать пройти курс лечения у психолога или логопеда. Если причина заключается в недобросовестном отношении родителей к своему долгу воспитывать ребенка, то представители ООП проведут экспертизу жилищных условий. Отца и мать предупредят о возможных последствиях, в числе которых есть лишение или ограничение родительских прав. Общий перечень ситуаций, требующих подобную характеристику, выглядит следующим образом:

    • Сироты или дети, пребывающие в неблагополучных семьях и нуждающиеся в опеке.
    • Поступление ребенка в школу или перевод в другое учебное заведение.
    • Судебные разбирательства, в которых требуется общая характеристика малыша.
    • Наличие умственной отсталости, проблем с психикой или речью. Нужда в характеристике появляется из-за необходимости перевода в специальное учреждение, консультации у психолога или лечения у логопеда.
    • Дети-инвалиды, находящиеся под контролем ООП и посещающие дошкольное учебное учреждение.

    Составляется характеристика при участии воспитателя, психолога и логопеда. Специалисты обязаны будут предоставить полную информацию касаемо личных
    качеств, интеллекта и прочих нюансов. При ее прочтении сотрудник ООП должен всесторонне оценить ребенка. Помочь в написании характеристики могут беседы с родителями и участковым врачом. Суть разговоров будет заключаться в выявлении внешних и внутренних раздражителей, влияющих на развитие малыша.

    Роль в процессе передачи малыша органам опеки

    Педагогическая характеристика на дошкольника является основой для начала процедуры лишения или ограничения родительских прав. Мать или отец вправе попросить составить ее, чтобы доказать неучастие в воспитании ребенка второго родителя. Подобные полномочия также есть у сотрудника ООП. В первом случае маму или папу могут лишить родительских прав. Ребенка оставят жить со вторым родителем. Во втором варианте органы опеки получат основания для подачи искового заявления о лишении родительских прав или отмене опекунства и изъятии малыша. Затем его передадут в специальное учреждение на содержание (детский дом, приют).

    Существенное влияние на сотрудников ООП окажет характеристика, содержащая, помимо основной информации о развитии ребенка, сведенья о неучастии в воспитании мамы и папы или обоих родителей сразу. Педагогу необходимо также упомянуть, кто забирает и приводит ребенка. Нелишним будет привести пример беседы с участковым врачом. Специалист сможет поведать, как часто болеет малыш и соблюдаются ли рекомендации по лечению.

    Ключевым критерием станет наличие психической травмы у ребенка. Воспитатель должен будет выяснить все подробности и описать в характеристике. Поможет оценить психоэмоциональное состояние ребенка детский психолог.


    Последним критерием станет физиологическое состояние. Воспитатель должен следить за ребенком. Если он заметит синяки и ссадины на теле дошкольника, то должен упомянуть об этом в характеристике. Необязательно, что именно отец и мать виноваты, но их неучастие в воспитании, приводящее к повреждениям, также является поводом для аннуляции родительских прав.

    Информация, содержащаяся в заключении

    Сотрудники ДОУ, составляющие характеристику, должны придерживаться норм учебно-воспитательной программы, принятой в их учреждении. Подобное требование поможет оценить степень усвоения материала дошкольником и увидеть перечень достигнутых им целей. Содержание характеристики выглядит следующим образом:


    Озвученные сведенья позволят оптимизировать учебный и воспитательный процесс с целью адаптации и всестороннего развития дошкольника. Педагог также имеет право написать прочие сведенья о воспитаннике. Обычно речь идет о способностях и членах семьи. Другая информация указывается по мере необходимости.

    Форма заполнения

    Характеристика заполняется в определенной последовательности, соответствуя общепринятому плану. Ориентироваться можно на информацию, приведенную в таблице:

    Раздел Описание
    1 Общая информация о воспитаннике Имя, фамилия, отчество.
    Диагноз (если есть заболевания или пороки развития).
    День, месяц и год рождения.
    Дата начала учебы и предыдущее место обучения (при наличии).
    Место проживания.
    Если были длительные промежутки времени, когда ребенок не посещал занятия, то подробно указать причины.
    2 Описание семьи Имя, фамилия, отчество (мамы и папы).
    Место работы родителей.
    Прочие члены семьи.
    Кто больше занимается воспитанием малыша (забирает и приводит в детский сад)?
    Есть ли претензии к воспитанию ребенка родителями (недостаточно времени уделяют, вообще не занимаются)?
    3 Здоровье воспитанника Часто ли более ребенок?
    Хороший ли аппетит?
    Есть ли проблемы со сном?
    Описать хронические патологии (при их наличии).
    4 Знания, умения и выработанные во время учебы навыки Описание знаний:
    - Познания в математике:
     Может отличить понятие «один» от «много»?
     Умеет считать по порядку? Если да, то указать интервал.
     Способен ли сопоставить с соответствующей картинкой, названное преподавателем число?
     Сравнивает путем наложения картинок или знает состав?
     Умеет решать примеры в определенных пределах?
     Самостоятельно решает задачи, ориентируясь на приведенные примеры?
    - Знание цветов:
     Общие понятия.
     Указывает на нужные и группирует их?
    - Форма:
     Общее понятие.
     Группирует ли различные виды?
     Сможет ли по велению преподавателя соотнести предмет с геометрической фигурой?
     Величина:
     Общее понятие.
     Сможет определить вещи по размеру и сгруппировать их по убыванию (возрастанию)?
     Применяет в своем лексиконе слова, характеризующие понятие?
    - Ориентация во времени:
     Знает, что подразумевается под временем?
     Ориентируется ли?
     Сумеет назвать по порядку дни недели?
     Определяет значение день, месяц, год?
     Ориентация в пространстве:
     Понимает, что это такое и как в нем ориентироваться?
     Научился определять положение игрушек по отношению к себе?
    Описание речи:
    - Словарь:
     Хороший ли словарный запас? Если ограничен, то насколько и какими частями речи?
     Имеются слоговые дефекты при воспроизведении простых или многосложных слов?
    - Грамматический строй:
     Что знает ребенок о грамматике?
     Сумеет ли самостоятельно определить число и род приведенных педагогом слов и найти основные члены предложения?
    - Произношение:
     Описание отклонений при выговаривании слов:
    - во время роста нагрузки речь смазывается;
    - наблюдается пропуск, смещение, замена и искажение звуков при разговоре.
     Хорошо ли распознает слова воспитателя?
    - Речь:
     Соответствует возрастным критериям?
     Какие предложения использует во время разговора (простые, сложные)?
     Может отвечать на поставленные вопросы? В какой мере?
     Умеет создавать свои собственные предложения по примеру воспитателя?
    - Умения, характеризующие степень усвоения грамоты:
     Способен ли полноценно находить части речи в предложении и выполнять звуковой анализ?
     Сумеет найти слова, которые загадал воспитатель по названным звукам?
     Сможет читать отдельные слоги?
    5 Особенности моторики Описать особенности общей моторики. Если есть отклонения в темпе или ритме движений, то указать какие именно.
    Охарактеризовать ручную моторику воспитанника:
    - объем движений;
    - темп движений;
    - недостаточность моторики (если есть);
    - точность или неточность координации движений.
    Указать в характеристике ведущую рука ребенка.
    6 Описания деятельности Описать навыки самообслуживания:
    - Умеет самостоятельно ходить в туалет?
    - Насколько хорошо соблюдает гигиену?
    - Способен ли одеться, обуться (завязать шнурки) и причесаться?
    - Сумеет поесть?
    - Научен ли пользоваться столовыми приборами?
    - Убирает за собой (раскладывает игрушки и книжки по местам, заправляет постель)?
    Поведать об игровом процессе:
    - Какие игры нравятся и как много времени им уделяется?
    - Нравится ли играть определенные роли?
    - Доводит ли до конца?
    - Любит следовать правилам?
    - Как относиться к своим сверстникам в ходе?
    - Проявляет ли воображение и сообразительность во время процесса?
    - Насколько хорошо решает конфликтные ситуации?
    - Использует ли свой опыт, полученный в предыдущих играх?
    - Может нарушить игру других детей?
    Оценить творчество:
    - Правильно ли складывает предметы (матрешку, пирамидку, фигурки)?
    - Составляет из спичек и прочего материала определенные цифры или фигуры?
    - Способен ли рисовать? Оценить сложность рисунков.
    - Умеет лепить из глины, пластилина и прочих материалов?
    - Может срисовать предмет с образца?
    Рассказать об отношение к обучению:
    - Как ведет себя на занятиях?
    - Мешает ли своим сверстникам и преподавателю?
    - Как быстро истощается (устает)?
    - Каков темп работы (быстрый, медленный, хаотичный)?
    - Способен ли принимать помощь посторонних? Если да, то какую именно (словесную, практичную, обучающую)?
    - Насколько хорошо преодолевает трудности во время обучения?
     бросает начатое сразу;
     не опускает руки до последнего;
     подсматривает, как делают другие;
     нервничает;
     идет за помощью к педагогу или сверстникам;
     самостоятельно ищет выход из ситуации.
    7 Личностные качества Насколько адекватны реакции на окружающую действительность?
    Активен или пассивен при выполнении определенных действий?
    Проявляет инициативу (в играх, на учебе)?
    Насколько уступчив, капризен, плаксив, навязчив или застенчив ребенок?
    Часто ли проявляет излишнюю раздражительность и агрессивность по отношению к воспитателям или сверстникам?
    Обманывает своих педагогов?
    Есть ли в стремление приходить на помощь, говорить правду и защищать других?
    Хорошо переносит критику?
    8 Описание нюансов связанных с эмоционально-волевой сферой Охарактеризовать преобладающее настроение воспитанника:
    - эмоционально подавленный;
    - излишне агрессивный;
    - мрачный;
    - замкнутый;
    - озлобленный;
    - доброжелательный;
    - спокойный;
    - пассивный;
    - легковозбудимый;
    - постоянно боится потерпеть неудачу;
    - стеснительный;
    - пассивный при общении;
    - неинициативный;
    - уступчивый;
    - плаксивый;
    - капризный;
    - сразу отказывается от предложений;
    - склонен к проявлению гнева;
    - оживляется при выполнении ответственных задач;
    - проявляет смелость, решительность и настойчивость во время занятий.
    - легко внушаемый.
    9 Динамика развития Ориентируясь на приведенную характеристику, подробно описать насколько быстро развивается ребенок. Желательно упомянуть сильные личностные качества и учебные навыки.
    10 Рекомендации Привести рекомендации по коррекции имеющихся отклонений. Важно услышать мнение воспитателя, директора дошкольного образовательного учреждения и учителя–дефектолога.

    Образец характеристики на ребенка в органы опеки из детского сада

    Написана характеристика про здорового и общительного мальчика, не имеющего особых отклонений. Вмешательства органов опеки и попечительства не требуется. Прочие шаблоны и бланки можно поискать в интернете или попросить в ООП.

    Специалисты (опытные психологи и педагоги) советуют ознакомиться с их рекомендациями перед составлением характеристики:


    После составления характеристики руководитель ДОУ поставит свою подпись и печать. Документ станет официальным (юридически значимым) и его можно передавать уполномоченным лицам.


    Характеристику дошкольнику обязан составить его воспитатель. Поможет с написанием психолог и логопед. Родители и участковый врач предоставят дополнительные сведенья. Готовая характеристика покажет общую картину развития ребенка. В конце обязательно приводятся рекомендации по коррекции отклонений, если таковые имеются. Сотрудникам ООП подобный документ нужен, чтобы оценить, нуждается ли ребенок в помощи. В прочих случаях характеристику предоставляют при переводе в другое учебное заведение.