Садовые растения        11.10.2019   

Проект в детском саду белая береза. Проект «Берёза-символ Росии. «Русская береза – символ России»

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: кратко - срочный (с 1.09.2011 г. по 30.11.201 1г.).

Предмет исследования: берёза.

По количеству участников: групповой (старшая группа).

Березка белая, березка чистая,

Всегда веселая, всегда лучистая.

К теплу и свету ветвями тянется,

Весне и лету все улыбается.

Станислав Брандис

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Проблема:

1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.

Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

1. Сформировать представления у детей о жизни берёзы, как живого существа, символ страны.

2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

Реализация проекта:

Начальный этап

1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?».

2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»

3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».

Технологический этап

Работа с детьми:

Образовательная область «Познание»:

1. Конструирование «Березовая роща» (оригами, из конуса) .

2. Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом»

3. Выбор березки на территории детского сада.

4. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.

5. Разгадывание кроссвордов.

6. Исследование бересты под лупой.

7. Оформление «Паспорта березы»: имя, возраст, высота, ширина, место нахождения, запах, семена, количество веток, рисунок коры и листьев, условия окружающей среды…».

Образовательной область «Чтение художественной литературы»

1. Чтение: К.Паустовского «Подарок»»; ; « ; « ; « ; « ; « ; « и т.д.

2. Разучивание пословиц, поговорок.

3. Заучивание стихов о березе: П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза».

Образовательной областью «Физическая культура»

1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».

2. Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок»(из березы), «Кто быстрее соберет березовые почки».

Образовательной областью «Художественное творчество»:

1. Лепка: «Березовый пенек» (из соленого теста).

2. Создание панно «Березка» (из соленого теста).

3. Рисование: «Белая береза» (использование различных техник).

4. Аппликация «Красавица березка» (квиллинг; использование шерстяных ниток)

4. Оформление уголка «Береза – символ России».

Образовательная область «Коммуникация»

1. Беседа: "Что я знаю о берёзе", "Берёза строить и жить помогает".

2. Проведение совместного праздника «Русская березка» с детским садом № 144.

Образовательной область «Музыка»

1. Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера.

2. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек.

3. Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой, “Аи, да берёзка” музыка Т. Попатенко

4. Пение без сопровождения р. н. м. “Во поле берёзонька стояла”

Образовательной область «Труд»

1. Акция «Посадим березку на своем участке»

Работа с родителями:

1. Изготовление буклетов «Сохраним русскую березку!»

2. Помощь в оформлении:

«Паспорта березы», центра в группе «Белоствольная красавица»; альбома «Люблю русскую красавицу»;

2. Составление сборника литературных произведений «Поэты и писатели о березке».

3. Помощь в организации похода детей старшей группы «Рыбки» в детский сад № 144.

4. Оформление папки – передвижки для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство».

5. Выпуск бюллетеня “Береги Зелёного друга”.

Рефлексивный этап

1. Оформление газеты «Люблю березку русскую».

2. Организация конкурса рисунков с изображением березы в любой технике.

3. Оформление фотоальбома «Люблю русскую красавицу».

4. Конкурс «Читаем стихи о березке».

5. Организация совместного праздника «Русская березка» с детьми из МБ ДОУ "Детский сад № 144" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического и физического развития.

6. Экскурсия на Бульвар Героев «Встреча с русской красавицей» и распространение бюллетеня “Береги Зелёного друга” среди прохожий.

Выводы:

В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.

По итогам работы было отмечено:

1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.

Экологический проект для детей старшей группы

«Люблю березку русскую».

Разработали: Савинич Людмила Александровна,

Воробьева Вера Николаевна,

воспитатели МБДОУ детский сад

общеразвивающего вида № 72

МКУ « Управления образования Администрации города Апатиты»

2013 год.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Продолжительность проекта: кратко – срочный (с 1 09 по 30 11. 2013г).

Предмет исследования: береза.

Количество участников: групповой (старшая группа).

Береза белая, ветвистая,

Всегда веселая, всегда лучистая,

К теплу и свету ветвями тянется,

Весне и лету все улыбается.

Станислав Брандис.

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семье. В старину березу называли «деревом четырех дел»: первое дело – мир освещать; второе – крик утешать; третье – больных исцелять; четвертое – чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому деревом многих россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Со времен глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу.

Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Проблема.


  1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России- березе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

  2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.
Цель проекта

Содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.Активизация мышления в процессе специально смоделированной ситуации.

Задачи.


  1. Сформировать представления у детей о жизни березы, как живого существа, символе страны.

  2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

  3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

  4. Формировать проектно – исследовательские умения старших дошкольников, приучать самостоятельно искать решения, анализировать результат своей деятельности.
Реализация проекта.

Начальный этап.


  1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Береза живая или нет?», « Для чего сажают деревья в городе?» « Почему так много берез в России?»

  2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще на участке нашего детского сада?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»

  3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр – упражнений, дидактических игр, комплекса утренней «Поход в березовую рощу».
Технологический этап.

Работа с детьми.

Образовательная область

«Познание».


  1. Конструктивная деятельность «Березовая роща» (оригами).

  2. Дидактические игры: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «подбери слова – приятели», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом».

  3. Выбор березки на территории детского сада.

  4. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.

  5. Разгадывание кроссвордов.

  6. Исследование бересты под лупой.
Образовательная область

«Чтение художественной литературы».


  1. Чтение:
К. Паустовский «Подарок»;

Л. И. Горошкина «Березка»;

В. А. Злоказова «Росла Березка у дороги на Силач…»;

В. А. Трусов «Секреты горы Трех Братьев»;

Н. И. Птухина «Ода березке»;

Л. М. Смирнова «Березка голову склоня…»;

Г. Н. Рахимов «Три березки под окном».

2. Разучивание пословиц и поговорок.

3. Заучивание стихотворений о березе: П. Воронько «»Береза»,

С. Есенин «Белая береза».

Образовательная область

«Физическая культура».


  1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».

  2. Подвижные игры:
«Бегите к березе»,

«Кто больше соберет грибов подберезовиков»,

«Венок» (из березы),

«Кто быстрее соберет березовые почки».

Образовательная область

«Художественное творчество».


  1. Лепка из соленого теста «Березовый пенек».

  2. Панно из соленого теста «Березка».

  3. Рисование «Береза» (использование различных техник).

  4. Аппликация «Красавица береза».

  5. Оформление уголка «Береза – символ России».
Образовательная область

«Музыка».


  1. Слушание «Ах ты, береза» Раухвергера.

  2. Пение «Песня о Родине» слова Е. Карасевой, музыка В. Елинек.

  3. Хороводы: «В золоте березонька» слова и музыка Г. Вихаревой, «Ай, да березка» Музыка Т. Потатенко.

  4. Пение без сопровождения «Во поле березонька стояла» русская народная мелодия.
В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.

По итогам работы было отмечено:


  1. Повышение уровня экологической культуры у детей и родителей.

  2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

  3. Развитие исследовательской практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».
Заключение.

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.

Русские пословицы, поговорки, шутки о березе.


  1. Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве – четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – людям – колодец, третье – от зимы свет, четвертое – дряхлямпеленалье.

  2. Береза не угроза: где стоит, там и шумит.

  3. Для врага и береза – угроза.

  4. Сок березовый с мякотью.

  5. Бела береста – да деготь черен.

  6. Березовые почки – берегите для примочки.

Загадки о березе.


  1. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

  2. Влезу на горушку, одеру телушку, сало в рот, а кожу прочь.
(березовый сок).

  1. Клейкие почки, зеленые листочки
С белой корой стоит над горой.

  1. Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой косынке, в белом сарафане.

  1. На поляне девчонки в белых рубашонках,
Зеленых полушалках.

  1. Стоят в поле сестрицы
Платьица белые,

Шапочки зеленые.


  1. Стоят столбы белые, на них шапки зелены,
Летом мохнатые, осенью желтоватые.

  1. Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, зеленый сарафан.

Медицинское применение.


  1. Березу традиционно использовали в лечебных целях: настои из березовых почек и листьев – как мочегонное, бактерицидное и ранозаживляющее средство, а масляную вытяжку из березовых почек – как дерматологическое средство.

  2. Из эфирного масла березы вишневой (путем перегонки коры и побегов с водным паром) получают метилсалицилат.

  3. Березовый деготь – традиционное консервирующее и дезинфицирующее средство.

  4. Березовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане.

  5. Считалось, что запах березы излечивает от меланхолии и помогает от сглаза, а березовый сок, собранный в особые дни марта и апреля очищают кровь.

  6. В северных широтах березовая пыльца иногда является аллергеном, ответственным за проявления сезонной сенной лихорадки у людей с повышенной чувствительностью.

Народные приметы.


  1. Из березы весной течет много сока – к дождливому лету.

  2. Осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна ранняя, зажелтеют снизу – поздняя.

  3. Коли береза наперед опушается, то жди сухого лета, а коли ольха – мокрого.

  4. Если на березках много серег – к урожаю гороха.

  5. Если весною на березе много почек – просо будет обильное.

  6. Если березовая шишка натрое весною – то овес хорошо родится.

  7. Если березовые почки распускаются снизу, то хлеба ядреные (хорошие зерном) родятся.

  8. Весною на осине и березе хорошая мочка – будет хлеб ядреный.

  9. Если листья на березе густы и темно – зелены (при обилии летней влаги) – к урожаю и рослому хлебу.

  10. Когда на березе появится желтый лист пятнами с лошадиную голову, пора сеять озимый хлеб.

  11. Если веточки березы через три дня свежие – ожидай мокрого сенокоса.

Стихи о березе.

«Печальная береза…»

Печальная береза у моего окна,

И прихотью мороза разубрана она.

Как гроздья винограда, ветвей концы висят, -

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы, я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы стряхнут красу ветвей.

А. А. Фет

«Гимн березе».

Если мне воспеть березу свыше дан наказ,

Я ее святые слезы воспою для Вас.

Я печальный облик в рифму облеку,

Шепот листьев, птичий окрик. Раны на веку…

Как светло то на просторе. Дивный свет струит;

На высоком косогоре милая, стоит…

Подойду я и, любуясь косоньки ветвей

Соберу я в прядь тугую… Вей же ветер, вей!

Не сломить березу в бурю, коль душа алмаз.

Даже средь осенней хмури радуешь ты глаз.

О. Герасимова.

«Береза».

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

С. Есенин.

«Березка».

У красы – березки платье серебрится.

У красы березки – зелены косицы.

Со двора к березке выскочили козы.

Стали грызть березку, а березка – в слезы.

Защищать березку стали мы гурьбою,

Чтоб краса – березка выросла большою.

П. Воронько.

«Березка».

Ее узнаешь по примете:

Нет деревца белей ее на свете.

И. Воробьева.

«Березонька.

Береза моя, березонька, береза моя, белая.

Береза кудрявая! Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки; на тебе, березонька,

Листья зеленые; под тобой, березонька,

Красные девушки венки вьют, плетут.

Тонкая березка, ростом невеличка,

Словно у подростка, у нее косички!

Деревце на славу за год подросло!

До чего ж кудряво, до чего ж бело.

Береза моя, березонька,

Березонька – красавица!

На тебе березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Лесная сказка»

Пушкинского муниципального района

Экологическо-патриотический проект

для детей старшей группы

« Русская береза-символ Родины моей »

Тип проекта :

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители

Вид проекта : краткосрочный (2 недели)

Подготовила:

Семенюк Н.Н.

воспитатель старшей группы

Актуальность проекта:

Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семье. В старину березу называли «деревом четырех дел»: первое дело - мир освещать; второе - крик утешать; третье - больных исцелять; четвертое - чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому деревом многих россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Со времен глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу.Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Цель:

Приобщение детей к традиционной отечественной культуре, воспитание любви к Родине, формированиезаботливого и бережного отношения к природе.

Задачи:

1.Сформировать представления у детей о жизни березы, как живого существа, показать, что береза считается символом и гордостью русского народа, что она является олицетворением нашей Родины, что береза и Россия - неразделимые понятия;

2.Расширить знания детей о берёзе, ее использовании в хозяйственных целях, в медицине, в быту

3.Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

4.Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

Участники проекта:

дети старшей группы;

воспитатели и родители.

Тип проекта : познавательно - исследовательский

Вид проекта : краткосрочный (2 недели).

Предполагаемые результаты:

  • Углубленные знания и представления детей о березе.
  • Сформированное представления о жизни растения, его развитии и значении.
  • Развитие у детей активности, творческого потенциала.
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность, в условиях семьи и детского сада.

Этапы работы над проектом:

Интегративные области развития воспитанников

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Подготовительный этап

  • Подготовить наглядный дидактический, демонстрационный материал.
  • Подобрать атрибуты, игры для самостоятельной игровой деятельности.
  • Приготовить методическую, научную и художественную литературу,
  • Приобрести иллюстрированный материал по теме «Береза»
  • Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
  • Составить план мероприятий.
  • Подготовить конспект целевой прогулки по экологической тропе детского сада.
  • Подготовить конспект открытого мероприятия по теме: «Русская береза-символ Родины моей»

Основной этап

Намеченные мероприятия

Задачи

Совместная деятельность с детьми

Познавательное развитие

Выбор березки на территории детского сада.

Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.

Рассматривание иллюстраций и книг по теме: «Береза»

Рассматривание поделок из берёзы.

Исследование бересты под лупой.

Дидактические игры: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери слова - приятели», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом».

Развивать познавательную сферу и проведение действий, направленных на познание, для гармоничного развития детей. Помочь приобрести опыт взаимодействия с природой.

Речевое развитие

Л. И.Горошкина «Березка»;

В. А. Злоказова «Росла Березка у дороги на Силач…»;

Н. И. Птухина «Ода березке»;

Г. Н. Рахимов «Три березки под окном».

Заучивание стихотворений о березе:

С. Есенин «Белая береза».

Рассматривание с обсуждениями картин русских художников таких как:

Иван Иванович Шишкин

«Березовая роща»

Саврасов Алексей Кондратьевич

«Грачи прилетели»

Куинджи Архип Иванович

«Березовая роща»

Развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх, на занятиях

Активизировать речь детей словами: чечевички, береста, расширяя и уточняя знания детей обсоставляющей части дерева. Развивать память, мышление, воображение.

Дидактическая игра «Назови, какая?»
(Дети поочереди придумывают красивые определения для березки, называют ее ласково.)

Беседа на тему:

«Использование берёзы»

* в медицине;

* в народном хозяйстве.

Побуждать желание детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, стремиться к речевому общению между собой.

Художественно-эстетическое развитие

Рисунок: «Белоствольная красавица»

Аппликация: «Береза» в технике рваной аппликации.

Коллективная картина: «Березовая роща»

Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать дерево и передавать характерные особенности средствами рисунка.

Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках

Учить детей фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность.

Закреплять навыки коллективной работы - умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Физическое развитие

Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».

Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков»,

«Венок»(из березы).

На прогулке хороводная подвижная игра «Солнышко - ведрышко»

Физкультминутки: «Мы березу посадили», «Наступило утро».

Вызвать желание совершенствовать свои физические качества, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.

Социально-коммуникативное развитие

Беседы: "Что я знаю о берёзе", "Берёза жить помогает", «Где растет береза» «Белоствольная красавица», «О березе и её коре», «Береза-лекарь», «Береза-символ России».

Помочь усвоить правила поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы.

Углубить представления детей о березе, об условиях, необходимых для ее жизни. Воспитывать любовь к своей Родине и желание беречь её.

Подготовка и проведение сюжетно - ролевой игры ««Я, защитник природы»»;

Игры-задания: «Узнай по форме»; «Время-года ».

Вызвать интерес детей к развёртыванию сюжетно-ролевых, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов изготовленных своими руками. Развивать творческий потенциал, способность совместно со сверстниками развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с мнениями сверстников.

Воспитывать умения работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.

Работа с родителями

1. Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.

2.Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.

3. Помощь в оформлении:

альбома «Люблю русскую красавицу»;

Вызвать желание родителей помочь педагогам удовлетворить потребность детей в познании, участвовать в жизни ДОУ, помочь детям углубить знания о березе,увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее.

Заключение.

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. В процессе работы над проектом дошкольники отметили ее роль как лекарственного сырья; изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке и к природе в целом.

Литература:

1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).

2.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой

М.А. Васильевой

3.Брем А., Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия - М.: Эксмо,2005.

4.Данников Н., Дерево жизни. Всё о целебных свойствах берёзы., М. Лабиринт,1993.

  1. Горобец Ю.И., Симонов А.А., "Береза", Просвещение,1998;
    6.Поликарпова Татьяна "Две березы на холме", Детская литература, 2003;
    7. Интернет ресурсы.

(Экологическое воспитание детей 4 – 5 лет)

Подготовили воспитатели

средней группы №4

Шебекино 2015

https://pandia.ru/text/80/117/images/image007_6.png" alt="Описание:" width="359" height="281 src=">Введение

1.1 Актуальность проекта, проблема

Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.

А. Кулагина

2 этап – основной (с 19 ноября по 28 ноября 2015г.)

3 этап – заключительный (с 29 ноября по 30 ноября 2015 .г.)

Схема работы по проекту: «Люблю

березку – русскую».

Разделы программы

Виды детской

деятельности

деятельность

Настольно – печатные игры: «Лес», «Что растет в лесу?», «Четвертый лишний».

Дидактические игры: «Подбери слово» (к слову березовый), «Какая береза?» (подбор прилагательных), «Придумай однокоренные слова», «Найди дерево по описанию», «Из семени в дерево», «Сравни», «Угадай растение», «Что лишнее?», «Полезно – вредно», «Скажи по – другому» и т. д.

Подвижные игры: «Найди такой же лист», «Найди пару», «Кто быстрее добежит до березки».

Познавательное

развитие

Тематическое занятие: «Деревья – нашего двора».

Комплексное занятие: "Люблю березку русскую".

Интегрированное занятие "Родное дерево обогреет и вылечит"

Развитие речи

1. Сочинение рассказов, сказок на тему «Жила – была березка…».

2. Заучивание стихотворений:

Ø Е. Трутнева «Осень»,

Ø С. Есенин «Белая береза»,

Ø Ф. Тютчев «Первый лист»,

Ø А. Прокофьев «Люблю березку русскую».

3. Рассматривание картины.

4. Экскурсия в парк.

5. Беседа: "Что я знаю о берёзе".

6. Разучивание пословиц, поговорок.

Изобразительная деятельность

1.Аппликация на темы: «Осенний ковер», «Береза осенью», «Кто под березкой живет».

2. Пластилинография на тему: «Березка осенью».

3. Рисование с использованием нетрадиционной техники на тему: «Люблю березку – русскую».

Художественная литература

1. Подбор и выставка художественной литературы о березе;

2. П. Воронько "Береза" - чтение стихотворения;

3. С. Есенин "Белая береза" - заучивание стихотворения;

4. К. Паустовский "Подарок" - чтение книги.



Работа с родителями

1. Консультация «Экологическое воспитание детей в семье».

2. Участие в экскурсиях, развлечениях.

3. Фотоматериал.

4. "Наш воскресный выходной" - экскурсия семьи в березовую рощу.

6. Анкетирование.

Здоровье и физическое развитие

1.Утренняя гимнастика и физкультурные занятия на улице.

2. Физкультурное развлечение "Осенний марафон".

2.2. Уровень знаний детей, их интересы и пожелания.


Что мы знаем про это?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем?

Берёза - это дерево.

Чем питается?

Спросим у воспитателя.

Берёза украшает улицу.

Где берёт воду?

Спрошу у бабушки.

Можно спрятаться от жары.

Зачем нужны дере-вья?

Узнаем из энцик-лопедии.

Берёзка красивая.

Почему берёзку все любят?

Прочитаем в книге.

Птички любят сидеть на берёзке.

Почему птички любят берёзку?

Расскажет воспитатель.

Летом прохладно под берёзкой, ветерок.

Можно спрятаться от солнышка.

Почему под берёзой прохладно?

Прочитаем в книге.

Шевелит листочками.

А берёзка умеет говорить?

Спрошу у воспитателя.

Тонкие ветки, белый ствол.

А берёза лечит?

Прочитаем в энциклопедии.

2.3 Схема реализации проекта

Центр литературы

1. В. Рождественский «Березка»,

2. Ф. Сологуб «Письмо – жалоба Березы»,

3. П. Воронько «Березка»,

4. И. Радужная «Зимний сон берез»,

5. Русская народная песня «Во поле березонька стояла»,

6. Русская народная песня «Береза моя, березонька…»,

7. Русская народная песня «Ой, березка, моя зелененькая…»,

8. Б. Заходер «Почему деревья не ходят?»,

9. В. Бианки «Лесная газета», «Волшебная береза»,

10. В. Зотов «Береза» (кн. «Лесная мозаика»),

11.

12. А. Лопатина «Мудрость дерева», «Жизнь дерева».

Центр искусства

1. Оформление стенгазеты «Люблю березку - русскую».

2. Организация конкурса рисунков с изображением березы в любой технике.

3. Оформление фото выставки.

4. Композиции и поделки из природного материала.

5. Исполнение песни: "Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия);

Центр речевого развития

1. Сочинение рассказов, сказок на тему «Жила – была березка…».

2. Заучивание стихотворений:

ü Е. Трутнева «Осень»,

ü С. Есенин «Белая береза»,

ü Ф. Тютчев «Первый лист»,

ü А. Прокофьев «Люблю березку русскую».

3. Беседа: "Что я знаю о берёзе".

4. Разучивание пословиц, поговорок.

Тема проекта:

«Люблю березку – русскую»

Центр познания

1. "Наш воскресный выходной" – экскурсия семьи в березовую рощу.

2. Беседа: о лекарственных свойствах березы.

3. Презентация по теме.

4.Познавательные сообщения: «Березовая роща»,

5.Тест для детей «Что я знаю о березе?»

Центр игры

ü Настольно – печатные

игры: «Лес», «Что растет в лесу?», «Четвертый лишний».

ü Дидактические игры: «Подбери слово» (к слову березовый), «Какая береза?» (подбор прилагательных), «Придумай однокоренные слова», «Найди дерево по описанию», «Из семени в дерево», «Сравни», «Угадай растение», «Что лишнее?», «Полезно – вредно», «Скажи по – другому» и т. д.

ü Подвижные игры: «Найди такой же лист», «Найди пару», «Кто быстрее добежит до березки».

Социально – нравственное развитие

Учить беречь и защищать растения и животных родного края. Воспитывать стремление и желание бережно относиться к своему городу и природе нашего края. Конкурс чтение стихов о березке.

Центр музыкального и физического развития

1."В золоте березонька" - хоровод (сл. и муз. г. Вихаревой);
2."Песня о Родине" (сл. Е. Карасевой, муз. В. Елинек);
3."Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия);

4."Ай да березка" - хоровод (муз. Т. Попатенко).

5.Утренняя гимнастика и физкультурные занятия на улице.

6. Физкультурное развлечение "Осенний марафон".

https://pandia.ru/text/80/117/images/image021_1.png" alt="Описание:" width="359" height="302 src=">3.Заключение. Выводы.

Выводы:

В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.

По итогам работы было отмечено:

1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к березе.

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение:

Реализация проекта «Люблю березку – русскую» научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.


https://pandia.ru/text/80/117/images/image022_1.png" alt="Описание:" width="240" height="302 src=">Аппликация" href="/text/category/applikatciya/" rel="bookmark">аппликации на тему: «Осенний ковер».

2. Конспект занятия по рисованию с использованием не традиционной техники на тему: «Люблю березку – русскую».

3. Конспект занятия по пластилинографии на тему: «Березка осенью».

4. Конспект беседы о деревьях вообще и о березе более подробно на занятиях и в повседневной жизни.

5. Подбор стихотворений, поговорок, пословиц по тематике.

6. Конспект тематического занятия: «Деревья – нашего двора».

7. Конспект комплексного занятия: "Люблю березку русскую".

8. Изготовление стенгазеты.

9. Фото выставка.

10. Конспект физкультурного развлечения "Осенний марафон".

11. Анкета для родителей.

12. Консультация для родителей.

Литература

1. «Я познаю мир. Растения» - детская энциклопедия. Москва: «АСТ»,1998г.

2. «Добро пожаловать в экологию» Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2003г.

3. Интеренет ресурсы: WWW. MAAM. RU, Mail. ru.

4. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2005г.

5. Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.

6. «Наш дом – природа»: об экологических пособиях для детей 5-7 лет.

7..png" alt="Описание: http://www.playcast.ru/uploads/2015/09/24/15182706.png" width="556" height="614">С. Воронин «Моя береза. Летом. Осенью. Зимой. Весной»,

16. А. Лопатина «Мудрость дерева», «Жизнь дерева».

Зоя Николаевна Ярош
Проект «Берёза-символ Росии»

МАДОУ «Детский сад пос. им. Карла Маркса»

ПРОЕКТ "Береза - символ России"

В старшей группе № 6 «Теремок»

Воспитатель : Ярош З. Н.

ПРОЕКТ "Береза - символ России"

ТИП ПРОЕКТА информационный

По времени проведения краткосрочный (месяц)

По числу участников групповой, дети старшей группы «Теремок» , воспитатель, родители

Актуальность проблемы : Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел» . Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Проблема :

1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе , о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведении в природе

Цель проекта :: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи :

1. Сформировать представления у детей о березе, как живом растении, и символе страны.

2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

Обеспечение проектной деятельности Детская художественная литература.

Фотоальбом «Родная природа» .

Репродукции картин И. Левитана («Весна. Большая вода» , «Золотая осень» , К. Юона («Мартовское солнце» , И. Грабаря («Февральская лазурь» , И. Шишкина («Лесная глушь» ).

Альбом с рисунками «Портреты дерева в разное время года» .

Предполагаемый результат

Выставка репродукций картин русских художников с изображением берёз . Проведение конкурса рисунка «Весенняя берёзовая роща .

Гипотеза проекта : Если дети получат необходимый объём знаний о берёзе , то у детей сформируются представления о березе, как живом растении, и символе страны,будет развиваться познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

Этапы проекта :

1 этап- .ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Цель : сформировать у детей представление о берёзе , как образе России

2 этап – СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ Цель : помочь детям в сборе материалов о берёзе , её пользе

3 этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Цель : Развитие у детей умения передавать и излагать полученные знания (читать стихи, принимать участие в практической деятельности в виде разных занятий в саду)

4 этап – Заключительный (ОФОРМЛЕНИЕ) Цель : Защита проекта , подведение итогов.

3. СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

ВИДЫ ДЕТСКО – ВЗРОСЛОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

/ ЧТО ВАМИ ПРОВОДИТСЯ, ОРГАНИЗУЕТСЯ.

Игровая деятельность Д/и «Найди о чем расскажу» ,

«Кто быстрее найдет березу, ель, дуб?» ,

«Опиши мы отгадаем» ,

«С какого дерева упал листок?»

П/и «Кто быстрее до берёзы »

Социально – нравственное воспитание Беседа «Красота природы бесценна» .

Беседа "Береза - символ России"

Речевое развитие НОД «Люблю березку русскую»

Отгадывание загадок о природе

Познавательное развитие Поиск информации в энциклопедиях,

книгах, рассматривание картинок,иллюстраций о берёзе

Наблюдение за берёзой на прогулке . (целевая прогулка «Встреча с русской красавицей»

Художественная литература Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза »

Чтение стихотворения. П. Воронько «Береза»

Изобразительная деятельность Рисование «Белая берёза » по стихотворению С. Есенина.

Аппликация «Осенняя берёза » .

Физическое развитие Участие детей в утренней гимнастике, подвижных играх.

Работа с родителями Консультация для родителей

Памятка берёзке »

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Рассматривание фотографий, иллюстраций разных стран мира, где растут разные деревья. Постановка проблемного вопроса : Какого дерева нет на картинах других стран? Почему?

Дети обмениваются мнениями

Определение темы проекта : Почему береза растет только в России? Что можем ещё узнать о ней? С помощью воспитателя формулируется тема проекта и дети являются его заинтересованными участниками.

Подбор оснащения для эксперимента, определения приёмов изучения : изучение литературы, рассматривание иллюстраций, беседа с родителями, проведение бесед и занятий в группе. Участие детей в совместной деятельности.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Систематизация иллюстраций, репродукций картин. Собирают иллюстративный материал, рассказывают о том, что смогли узнать дома.

Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям Вместе с родителями определяют тему индивидуального участи в проекте : рассказ о строении берёзы , рассказ об интересных фактах, связанных с берёзой , подбор фотографий

Подбор информации из печатных и электронных источников : книг, энциклопедий, сайтов и т. д. Выясняют, где можно ещё получить знания о берёзе .

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Проведение занятия по изобразительной деятельности Рисование «Белая берёза » по стихотворению С. Есенина.

Аппликация «Осенняя берёза » .

Проведение конкурса рисунка в группе «Осенняя берёзовая роща » .

Проведение НОД «Люблю берёзку русскую »

Заучивание стихотворений о берёзе .. Участвуют в изобразительной деятельности

Участвуют в конкурсе рисунка

Дидактические игры.

Учат стихотворение

Разучивают песню

Разучивают танец

ОФОРМЛЕНИЕ

Выставка картин и репродукций о берёзе ;

Выставка работ детей по теме «Осенняя берёзовая роща » Участвую в подготовки выставки

Участвуют в проведении выставки в виде представления своих работ

Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта

Первый этап проектирования – подготовительный . Данный этап реализовывался в течение трех дней, за период данного этапа :

Определена тема проекта .

Сформулирована цель и определены задачи.

Произведён подбор материалов по теме проекта .

Составлен план основного этапа проекта .

Промежуточный отчет основного этапа проекта

Данный этап реализовывался в течение 2 недель, за истекший срок организовали :

Поиск информации в энциклопедиях,

книгах, рассматривание картинок,иллюстраций о деревьях.

Участие детей в утренней гимнастике, подвижных играх.

Беседа «Красота природы бесценна» .

Рассказ воспитателя «Воспетое дерево» .

НОД «Люблю березку русскую»

Отгадывание загадок о природе

Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза »

Чтение стихотворения П. Воронько «Береза"»

Рисование «Белая берёза » по стихотворению С. Есенина.

Аппликация «Осенняя берёза » .

Работа с родителями :

Консультация для родителей «Проблема приобщения детей к природе»

Памятка «Что вы можете рассказать ребёнку дома о берёзке »

Промежуточный отчет заключительного этапа проекта

На заключительном этапе проектирования , который длился 2 дня. Целевая прогулка к дереву берёзы . Составление портфолио проекта . В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта . Результат достигнут.

Заключение :

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу : необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева» . Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.

Список использованной литературы. Николаева Юный эколог. Система работы в старших дошкольников. Для работы с детьми 5-7лет.

2. Рыжова Н. «Наш дом – природа» : об экологических пособиях для детей 5-7 лет.