Необычные растения        13.10.2019   

Ребенок не понимает за что наказан. Как наказывать детей за непослушание: правильные педагогические приемы. Нужно ли наказывать ребенка

Многие психологи утверждают, что всех детей нужно наказывать в воспитательных целях. Если этого не делать, то со временем малыш становится капризным и избалованным. Однако встречаются и такие психологи, которые уверенны, что лучше договориться с малышом, нежели наказать его. Кто же прав?

Очень часто родители переоценивают процесс наказания. Они наказывают за самые мелкие провинности, что в результате становится причиной детских неудач. Малыш может получить психологическую травму, если его наказывать за различные мелочи. Из-за этого кроха может бояться принимать решения и проявлять инициативу. Кроме того, у него могут развиться разные комплексы. Порой крохи чувствуют себя нелюбимыми и ненужными своим родителям.

Как видите, частое необоснованное наказание может привести к многим проблемам. Но полностью отказаться от наказания не стоит. Ведь тогда малыш станет неконтролируемым и будет себе позволять больше, чем нужно. Он не будет разлить что плохо, а что хорошо. Иногда благодаря наказанию ребенок осознает важность своего поступка и учится ценить или любить. Поэтому родители должны найти золотую середину в наказаниях.

Наказывать малышей нужно только за серьезные погрешности. А вот за мелкие погрешности наказывать не стоит. Лучше найти компромисс и доходчиво разъяснить ребенку, в чем он был не прав и почему так делать нельзя.

Почему дети ведут себя плохо?
Очень часто дети испытывают родительское терпение только для того, чтобы понять, насколько родители его любят и как много они готовы простить. При этом дети не имеют границ в поступках.

Иногда дети целенаправленно ведут себя плохо, чтобы привлечь внимание родителей и разозлить их. Однако обычно подобное поведение является лишь знаком того, что ребенку не хватает родительского внимания. Поэтому, выход из данной ситуации очень прост – нужно больше уделять внимания малышу и проявлять к нему свою любовь.

Еще одна причина детских капризов – нервное напряжение. Подобное состояние могут вызвать компьютер, телевизор, игрушки.

Учитесь наказывать правильно
Прежде, чем подобрать наказание для ребенка, нужно понять, как верно ребенок сможет его растолковать. Поэтому всегда учитывайте возраст малыша. Дети постарше отлично осознают все происходящее, поэтому в качестве наказания можно применить воспитательную беседу.

А вот если малыш совсем кроха, то нужно очень тщательно подбирать способ наказания и учитывать тот поступок, который он сделал. Ведь бессмысленно наказывать двухлетнего кроху за то, что он укусил вас. В таком случае можно просто чем-то отвлечь ребенка или просто слегка накричать на него.

Когда наказываете ребенка, всегда соблюдайте спокойствие. Лучше сначала разберитесь и проанализируйте сделанное ребенком, а потом объясните ему, что так делать нельзя. Не увлекайтесь физическими наказаниями, так как они почти недейственны.

Ребенок всегда должен понимать, за что его наказывают. Также малыш должен осознавать степень и срок наказания. После истечения срока наказания нужно первым пойти на примирение.

Ни в коем случае не запугивайте и не унижайте малыша. Помните, что детская психика очень ранима и ваши слова могут развить у ребенка комплексы. Лучше всего детей наказывать ограничениями во вкусностях, играх или общении с друзьями.

Наказывать ребенка нужно наедине, когда рядом нет посторонних людей. Тогда вы не травмируете самооценку малыша.

Родители, помните, что, даже наказывая ребенка, к нему нужно проявлять любовь. Малыш должен понимать, что наказывая его, вы все равно его цените и уважаете. Будьте авторитетом в глазах вашего малыша, но не запугивайте его.

Ещё минуту назад вы души не чаяли в своем чаде, а сейчас готовы наказать за разбросанные игрушки, за испачканную одежду или за непослушание. Поводов для праведного родительского гнева дети предоставляют предостаточно. Наказывать ли ребенка, и где тут грань между добром и злом, давайте попробуем разобраться вместе.

Для того чтобы ребенок получил наказание за то, что провинился, часто родители задаются вопросом: как наказывать ребёнка и какие методы наказания для малыша приемлемые?

Cтоит ли наказывать ребенка

Для того чтобы был повод наказать ребёнка должна быть серьёзная причина. И если родители всё-таки для себя определили эту серьёзную причину, теперь задайте себе вопрос – какую цель вы хотите получить, когда подвергаете своего ребенка наказанию?

Цель в наказании существует двух видов – либо вы стараетесь помочь своему ребенку выяснить в чём он был неправ, или же вы хотите ему доставить физическую и душевную боль, которую он будет не раз вспоминать и больше так не делать.

Наказание ребенка через физическую боль иногда дает результат. Даже если вы хотите наказывать ребенка ремнём или оплеухой, это сможет на какое-то время осадить пыл своего непослушного малыша, но только лишь на какое-то время. Будьте готовы к тому, что в следующий раз он будет делать также, но с большей осторожностью, потому как знает, какой результат его ожидает за непослушание. И очень часто, вырастая дети, усваивают такой урок, в котором фигурирует такое понятие: наказание будет лишь для тех, кого застигли врасплох. И с этим они, поверьте, с лихвой научатся справляться.

Можно ли наказывать ребенка ремнем

Наказывать ли ребёнка , если вы считаете, что ремень и оплеуха не является серьёзным доводом его воспитания? Тогда лучше вам пойти мирным путём и постараться в спокойной обстановке объяснить своему ребенку в чём он был неправ.

Доходчивым языком объясните, что нужно сделать, чтобы исправить данную ситуацию и попросите его больше так не поступать. Предупредите своего ребенка, что в следующий раз вы его не простите и за свой поступок он будет строго наказан.

Главное, не запугивать ребенка и не рисовать угрожающие и устрашающие картины для его жизни. Когда вы и ваш ребенок успокоится и страсти улягутся, поговорите со своим малышом и расскажите ему о своих чувства: как вы волнуетесь, как он вас огорчает, когда не слушается, и как вы испытываете злость, когда не можете найти с ним общий язык.

Наказывая ребенка, не забывайте, что некоторые действия для малыша всё же должны быть под запретом.

Физические наказания приносят вред здоровью и жизни вашего малыша, поэтому выясняя с ним ситуацию, никогда не поднимайте на ребенка руку. Такие действия обижают вашего ребенка и оставляют в его душе неизгладимый след душевных переживаний, который он пронесет по всей своей жизни.

Использование оскорблений, ни при каких обстоятельствах не должны срываться с уст родителей. Этим вы не только наносите душевную травму своему ребенку, но и искусственно помогает ему занизить свою самооценку. Ребенок остро чувствует унижения и всю жизнь несет на себе ярлык своей неполноценности.

Душевные страдания, причиненные специально родителями, всегда негативно сказываются на неокрепшей психике своего малыша. Нет ничего страшнее осознавать ребенку, что родители его не любят и желают ему только худшего. А быть отвергнутым и нелюбимым ребенок проносит по всей своей жизни и начинает от безысходности в себе замыкаться.

Как наказывать ребёнка, когда он не слушается и не выполняет всех ваших просьб? В любом случае наказывая своего ребенка, дайте ему понять, что вам неприятно это делать и дайте возможность ему постараться исправить ситуацию. И несмотря ни на что, пусть ребенок видит, что родители его любят и желают ему только добра.

Стоит ли наказывать детей и как это делать?

Сегодня очень много методик для воспитания детей, которые в принципе не используют такого метода как наказание за проступки детей. Считается, что ребенок еще не достаточно взрослый, чтобы давать осмысленную оценку своим действиям, а действуют они скорее исходя из своих потребностей. Но я этими взглядами многие годы уже идут нескончаемые споры.

Существует принципиально противоположная точка зрения на воспитание детей, что их нужно как можно больше наказывать и держать в рамках, тогда из них получатся воспитанные, умные дети.

Скорее всего необходима во всем золотая середина. Нельзя ребенку слишком многое позволять, воспитывая из него неотесанного, капризного своенравного человечка. Но и слишком ущемлять в мелких шалостях и игривого баловства тоже не стоит. Совершенно понятно, что дети очень быстро находят слабости родителей, часто манипулируя своим криком. Даже валянием на полу, требуя очередную игрушку в магазине или какую-то сладость.

Поэтому родителям необходимо четко стоять на своем и не поддаваться на такого рода уловки. Также ребенку просто необходимо создавать рамки дозволенного. Он должен их четко представлять и знать, что какое-то определенное действие непозволительно и за этим может стоять строгое наказание. Таким образом, если ребенок четко осознающий границы поведения осознанно идет на выполнение какого-то недопустимого поступка, его необходимо немедленно наказать.

Наказание должно следовать именно здесь и сейчас, не откладываться на потом, так как потом его может стать жалко или совсем забыться, поэтому не нужно конечно на глазах у всех таскать бедное чадо за ухо. Можно сказать, что сегодня он не будет смотреть телевизор или не получит сладкого, например.

Кроме того, что нельзя одному, тоже самое не позволительно никому. Дети очень часто ощущают на себе несправедливость взрослых в том, что им, например не разрешают дополнительную порцию мороженого. А сами уплетают по второму пломбиру. Либо старшему ребенку разрешают смотреть телевизор, а младшему нет.

Следующий очень важный момент, это наказание именно за поступок. Другими словами, после того как ребенок вытерпел свое наказание, его необходимо обязательно приласкать и сказать, как сильно его любите, чтобы он понял, родители не стали меньше любить его.

Самое главное разговаривайте со своими детьми, показывайте, как сильно их любите, но не позволяйте собой управлять. Физические наказания естественно не приемлемы, существует множество других форм воздействия на ребенка.

Можно ли наказывать ребёнка? — Доктор Комаровский (Видео)

Когда взрослый кричит и прибегает к физическому наказанию, он расписывается в собственном бессилии и, по сути, не справляется с родительской ролью, срывая свое раздражение на ребенке. Каковы могут быть последствия этого?

Последствия физического наказания ребенка

Во-первых, ребенок учится таким способом проявлять агрессию по отношению к более слабому . И не удивляйтесь, когда в старости, он не пощадит и вас. Ведь тогда вы поменяетесь ролями.

Во-вторых, часто это не решает проблемы и не приводит к послушанию . Наоборот, ребенок, может замыкаться в себе, становиться неуверенным, неспособным постоять за себя или, наоборот, мстить и протестовать.

В-третьих, часто потом сам взрослый, использовавший физическую силу, испытывает стыд и чувство вины за свое поведение. И старается компенсировать свое поведение, не всегда адекватными способами, например, задабривая подарками.

В-четвертых, ребенок, которого били в детстве, и который привык испытывать боль, может во взрослой жизни искать похожие отношения и даже испытывать удовольствие от «садо-мазо» ролей . Что отражается и на формировании сексуальности. Так, девочка, которую бил отец, может избегать физической близости или получать удовольствие только при унижении, побоях и жестоком обращении.

А мальчик, при жестоком обращении матери, может обьектом любви впоследствии выбирать людей одного с ним пола или избегать близости , имея много сексуальных контактов и не вступая в длительные отношения (поведение Дон Жуана), таким образом, «наказывая» всех женщин.

И, самое главное, ребенок начинает испытывать страх перед взрослым . И делать что-то не потому, что понял, что так делать нельзя, но потому что просто боится. При этом страх может порождать тайную ненависть, обиду, провоцирует желание скрывать и обманывать , говорить не то, что есть, а то, чего от него ждут, чтобы любым способом не допустить повторения. Отношения могут никогда больше не стать доверительными и близкими.

И, тем не менее, практически каждый родитель рано или поздно сталкивается с непослушанием. Как же тогда быть?

Как вести себя при непослушании ребенка?

Во-первых, стоит выяснить, почему ребенок так поступил . Мы можем видеть только верхушку айсберга и не понимать причин, которые вызвали «плохое» поведение. При этом причины могут быть достаточно веские и, например, вынуждать ребенка защищать себя.

Так, мы можем увидеть, что наш ребенок затеял драку и начать стыдить его, не зная, что «пострадавший» долго и жестоко дразнил его или даже нелестно отзывался в его присутствии о вас или вашей семейной ситуации, например, в случае отсутствия отца; измены или развода. Или «поймать с поличным на воровстве», при этом не знать, что с него требуют деньги и угрожают расправой, если он их не принесет.

Во-вторых, необходимо задуматься - какую функцию в семейной системе играет непослушание . Известно, что дети, которые отчаялись достучаться до своих родителей и получить любовь и внимание, начинают «позорить» их и вести себя так, как для родителей было бы наименее приемлемо перед обществом, чтобы получить внимание пусть и со знаком минус.


Так, дети учителей, могут плохо учиться. Дети военных, нарушают режим и правила. Дети полицейских, совершают правонарушения. Если в семье «боятся» наркотиков или алкоголизма, «наказывают» употреблением и становятся зависимыми. Поэтому каждый родитель в первую очередь должен задать вопросы себе:

  • Достаточно ли я внимания уделяю своему ребенку?
  • Не является ли его плохое поведение результатом отношений в семье?
  • Не берет ли ребенок пример с меня в проявлении агрессии?» И попробовать честно на них ответить.
Не стоит впадать и в другую крайность, а именно во всем потакать ребенку. Правильно расставленные границы помогают детям усваивать нормы и правила, структурируют жизнь, помогают понять себя и других и избежать хаоса.

Важно, чтобы родители придерживались одной стратегии в воспитании ребенка, а в доме существовал свод правил «что разрешаем, что запрещаем» с разработанной системой поощрений и штрафов .

При этом и это очень важно: нельзя ребенка ругать больше, чем хвалить . Ребенок должен знать эти правила и четко понимать, чего от него ждут и какие последствия могут наступить в случае неисполнения.

В качестве «наказания» лучше всего использовать отказ от удовольствий .


Случай из практики: Однажды, в моем опыте был случай, когда ребенок был наказан на полгода вперед. И ему уже не имело смысла стараться, потому что хорошее принималось, как должное (в семье было не принято хвалить), а за плохое он уже и так был надолго наказан. Кроме того, что–то делать часто означало допускать новые ошибки, за которые сумма наказания росла. Не удивительно, что ребенок ничего не хотел делать, что и послужило поводом для обращения.

Также очень важно сказать о том, что родителям нужно быть последовательными в своем воспитании. «Нет» должно означать «нет».

Воспитательная мера должна быть адекватной произошедшему событию ивступать в силу сразу после эпизода непослушания. Наказывать должен тот, кто столкнулся с непослушанием. Если ребенок сделал много разных поступков, наказание должно быть одно «один раз за все» .

В каждом из нас заложено справедливое начало. Мы в душе всегда знаем, когда нас наказывают справедливо, а когда нет.

Даже если проступок велик, старайтесь выражать недовольство не ребенком, а именно ЕГО ПОСТУПКОМ или ПОВЕДЕНИЕМ. Не ребенок плохой, а поступок плохой. Так появляется возможность исправить поведение.

Если же ребенок все время слышит: «ты-плохой» и чувствует недовольство по поводу себя, то для него это звучит, как «меня не любят», «я плохой и недостоин любви». Что может формировать низкую самооценку или озлоблять ребенка, заставляя на кулаках доказывать, свою правоту и право быть значимым и нужным.

Когда ребенок знает, что его любят «несмотря ни на что», ему проще слушать вас, выполнять ваши требования и контролировать свое поведение.

Психологи утверждают: физическое наказание недопустимо, оно ломает психику ребенка на многие годы вперед. Крики и дерганые жесты лишь истончают нить отношений между родителями и детьми, особенно если мать кричит на ребенка прилюдно. Поставить ребенка в угол тоже не вариант - это воспринимается как ограничение свободы. Чем больше ограничений – тем острее желание отвоевывать свое мнение.


Как же объяснять ребенку, что он не прав? Словесно, тщательно подбирая слова. Вот пять основных способов контролировать детское поведение без психологических и физических наказаний:


1. Устанавливайте и обговаривайте правила заранее . Идя в магазин, спокойно повторите правила поведения в магазине. Сыграйте в игру: «Мы в магазине», обыграв куклой положительные и отрицательные моменты. Вот кукла хочет новую игрушку, упала на пол и закатила истерику. Спросите у ребенка: правильно ли кукла себя ведет? Советуйтесь с ребенком, словно с взрослым человеком. Правила поведения в домашних условиях необходимо распечатать крупными буквами и повесить на видное место в доме.


2. Метод «Меняемся местами» . Если ребенок имеет привычку драться, швырять предметы в человека и т.д., необходимо поставить ребенка на место этого человека. Опять же играючи. Спросите: «Когда тебе больно, ты плачешь?». Объясните, что взрослые могут контролировать свои слезы, но это не значит, что от прилетевшего в лицо или плечо кубика не больно. Нарисуйте карточки (или найдите подходящие ), когда можно драться, а когда нет. Например, можно вступить в драку, защищаясь. Но нельзя драться просто так.


3. Сказкотерапия. Придумывайте сказки, где главного героя зовут так же, как вашего ребенка, и он совершает те же плохие поступки. Делайте акцент на том, что хорошо, а что плохо. Можно перефразировать уже имеющиеся сказки, вставив туда подходящие ситуации.


4. Устраивайте раз в неделю «День веселья» . Детская энергия требует выхода, разрешите ребенку выплеснуть накопившуюся агрессию – побейте чучело из подушек, порвите бумагу, громко покричите вместе где-нибудь на природе и т.д.


5. Метод «Волшебные часы» . Возьмите любые часы со стрелками. Когда ребенок совершил плохой поступок, объясните, почему это плохо и предложите поиграть в «Машину времени», чтобы самостоятельно исправить ситуацию: поверните стрелки на несколько часов назад, и пусть ребенок сам найдет вариант правильного поведения в аналогичной ситуации. Вариантов может быть несколько, не забывайте каждый раз переводить часы назад. Можно добавить музыкальный элемент, как знак временного перемещения.