Комнатные растения        30.10.2019   

Роман-воспитание «Подросток» Ф.М. Достоевского. "Подросток" (Достоевский): история создания и подробный анализ романа Подросток достоевский описание

Аркадий Макарович Долгорукий, он же - Подросток, рассказывает в своих записках о себе и событиях последнего времени, в которых он был одним из главных участников. Ему двадцать лет, он только что закончил гимназию в Москве, но поступление в университет решил отложить, чтобы не отвлекаться от осуществления заветной идеи, которую вынашивал чуть ли не с шестого класса.

Идея его - стать Ротшильдом, то есть накопить много денег, а вместе с деньгами обрести могущество и уединение. С людьми Аркадию, по его признанию, трудно, он теряется, ему кажется, что над ним смеются, он начинает самоутверждаться и становится слишком экспансивен. Идея не случайно закралась в его душу. Аркадий - побочный сын родовитого дворянина Андрея Петровича Версилова и его дворовой, что порождает в нем, подростке гордом и самолюбивом, комплекс неполноценности. Фамилию он носит другую - своего формального отца, тоже дворового Версилова, Макара Ивановича Долгорукого, но и это только лишний повод для унижения - при знакомстве его часто переспрашивают: князь Долгорукий?

До гимназии он воспитывался в пансионе француза Тушара, где претерпел множество унижений из-за своей незаконнорожденности. Все это сделало его особенно впечатлительным и ранимым. Однажды, придя к своему сводному брату, законному сыну Версилова, для получения пересланных отцом денег, он не был принят, хотя брат был дома, деньги же были переданы через лакея, что вызвало в Аркадии бурю негодования. Его самолюбие постоянно настороже и легко уязвляется, но, добрый и восторженный по натуре, при приветливом и доброжелательном к нему отношении он от обиды и неприязни стремительно переходит к любви и обожанию.

В Петербург он приезжает по приглашению отца, чтобы поступить на службу. Кроме того, там живут его мать, кроткая и набожная Софья Андреевна, и сестра Лиза, а главное, отец - Андрей Петрович Версилов, который принадлежит к высшему русскому культурному типу «всемирного боления за всех». Версилов исповедует идею духовного дворянства, высшей аристократии духа, считает высшей русской культурной мыслью «всепримирение идей» и «всемирное гражданство».

В сердце Подростка он занимает огромное место. Воспитывавшийся у чужих людей, Аркадий всего лишь однажды видел отца, и тот произвел на него неизгладимое впечатление. «Каждая мечта моя, с самого детства, отзывалась им: витала около него, сводилась на него в окончательном результате. Я не знаю, ненавидел или любил я его, но он наполнял собою все мое будущее, все расчеты мои на жизнь». Он много думает о нем, пытаясь понять, что же тот за человек, он собирает слухи и мнения о нем разных людей. Версилов для него идеал: красота, ум, глубина, аристократизм… И особенно - благородство, которое тем не менее постоянно ставится Аркадием под сомнение.

В Петербург Аркадий приезжает настороженно-агрессивным по отношению к Версилову. Он хочет сокрушить клевету на него, раздавить его врагов, но одновременно подозревает его в низких и бесчестных поступках. Он хочет знать о нем всю правду. Он наслышан о его набожности и увлечении католичеством, кое-что известно о его предложении Лидии Ахмаковой, а также о пощечине князя Сергея Сокольского, на которую Версилов не ответил. После какого-то скандального поступка Версилов изгнан из высшего общества, но все покрыто туманом и тайной.

Аркадия определяют секретарем к бывшему другу Версилова, старому князю Николаю Ивановичу Сокольскому, который привязывается к умному и порывистому юноше. Однако тот вскоре из гордости отказывается от места, тем более что дочь князя красавица Катерина Николаевна Ахмакова, находящаяся в давних враждебных отношениях с Версиловым, обвиняет Аркадия в шпионстве.

Волей случая в руках Аркадия оказываются два важных письма: из одного следует, что выигранный Версиловым процесс о наследстве с князьями Сокольскими может быть пересмотрен не в его пользу. Во втором, написанном Катериной Николаевной, говорится о слабоумии её отца, старого князя Сокольского, и необходимости взять его в опеку. Письмо способно вызвать гнев старого князя с тяжелыми для дочери последствиями, а именно лишением наследства. Этот «документ», вокруг которого закручивается главная интрига, зашит у Аркадия в подкладке сюртука, хотя всем, в том числе и Катерине Николаевне, он говорит, что письмо было сожжено его знакомым Крафтом (он и передал его Аркадию), вскоре застрелившимся.

Первое объяснение с Версиловым приводит к временному примирению, хотя отношение Аркадия к отцу остается настороженным. Он выступает в роли демона-искусителя, отдавая Версилову письмо о наследстве, полагая, что тот утаит его, и заранее оправдывая его. Кроме того, чтобы защитить честь отца, он решает вызвать на дуэль того самого князя Сергея Сокольского, который когда-то дал Версилову пощечину.

Аркадий идет к знакомому Васину, чтобы просить быть секундантом, и там встречает его отчима, афериста Стебелькова, от которого узнает про грудного ребенка Версилова от Лидии Ахмаковой. Тут же в соседней комнате разыгрывается скандал, также каким-то загадочным образом связанный с Версиловым. Вскоре Аркадий застанет продолжение этого скандала на квартире матери, куда случайно придет одновременно с молоденькой девушкой Олей, которая гневно обвиняет Версилова в подлости и швыряет данные им деньги, а чуть позже кончает с собой. В душе Подростка смута. Версилов предстает тайным развратителем. Ведь и сам Аркадий - плод версиловской грешной страсти к чужой жене, которую он уводит от законного мужа. Где честь? Где долг? Где благородство?..

Аркадий наконец высказывает отцу все, что накопилось в душе за годы унижений, страданий и размышлений, и объявляет о своем разрыве с Версиловым, чтобы затем гордо удалиться в свой угол и там затаиться. Он не оставляет мысли о дуэли с князем Сергеем Сокольским и бросает ему вызов, однако тот выражает свое глубокое раскаяние и не менее глубокое уважение к самому Версилову. Расстаются они большими друзьями. Тут же становится известно, что Версилов отказался от наследства в пользу князей. Выясняется, что и вины его в самоубийст-

ве Оли не было: деньги им были даны ей совершенно бескорыстно, в качестве помощи, но она, уже несколько раз становившаяся объектом гнусных посягательств, поняла его поступок превратно.

Проходят два месяца, Аркадий приоделся франтом и ведет самый светский образ жизни, беря деньги у князя Сергея Сокольского в счет тех, что как бы полагаются Версилову. Главное его увлечение - игра в рулетку. Он часто проигрывается, но это его не останавливает. Версилов время от времени заходит к Аркадию побеседовать. Между отцом и сыном устанавливаются самые близкие и доверительные отношения. Завязываются дружеские отношения у Аркадия и с Катериной Николаевной Ахмаковой.

Между тем становится известно, что законная дочь Версилова, сводная сестра Аркадия Анна Андреевна намерена вступить в брак со старым князем Сокольским и чрезвычайно озабочена вопросом о наследстве. Для нее важен документ, порочащий дочь князя Ахмакову, и она чрезвычайно им интересуется.

Однажды Катерина Николаевна назначает Аркадию встречу у его тетки Татьяны Павловны Прутковой. Он летит окрыленный и, застав её одну, воодушевляется еще больше, размечтавшись, что ему назначено любовное свидание. Да, он подозревал её в коварстве, в желании узнать про документ, но теперь, завороженный её простодушием и сердечностью, восхищенно слагает гимн её красоте и целомудрию. Она слегка отстраняет слишком уж разгорячившегося юношу, хотя вовсе и не стремится погасить вспыхнувший в нем огонь.

В полугорячечном состоянии Аркадий играет в рулетку и выигрывает много денег. Во время истеричного объяснения с князем Сережей, обидевшим Аркадия тем, что тот отвернулся от него в игорном зале, он узнает, что сестра Лиза беременна от князя. Ошарашенный, Аркадий отдает ему все выигранное. О свидании же с Ахмаковой Аркадий рассказывает во всех подробностях Версилову, и тот посылает ей гневное оскорбительное письмо. Аркадий, узнав о письме, в тоске стремится объясниться с Катериной Николаевной, но та избегает его. Аркадий снова играет в рулетку и снова выигрывает, но его несправедливо обвиняют в краже чужих денег и выпихивают из игорного зала.

Под впечатлением пережитых унижений он засыпает на морозе, ему снится пансион, где его обижали и Тушар, и приятель Ламберт, просыпается он от чьих-то ударов и видит… Ламберта. Старый приятель приводит его к себе, поит вином, и Аркадий в порыве откровенности рассказывает ему о роковом документе. С этого момента негодяй Ламберт начинает плести свои гнусные интриги, пытаясь использовать и Аркадия.

В свою очередь князь Сергей Сокольский, незлой, но слабохарактерный человек, оказывается каким-то образом замешанным в подделке акций, которой занимается аферист Стебельков, также плетущий свои сети вокруг героя. Не лишенный совести и чести, князь идет в полицию и признается во всем. Арестованный, он, однако, совершает еще одну подлость - из ревности доносит на Васина, которому принадлежит некая крамольная рукопись, данная им Лизе и от нее уже попавшая к Сокольскому. В результате арестован и Васин.

В эти же дни тяжело заболевший Аркадий знакомится со своим законным отцом Макаром Ивановичем Долгоруким, благообразным и набожным старцем, в странствиях собиравшим на постройку храма, а теперь из-за болезни остановившимся у матери Аркадия. Во время их бесед мудрый старец проливает свет в его душу.

Предполагается приезд старого князя Сокольского с Анной Андреевной, причем князя намереваются разместить в той же квартире, где живет Аркадий, - в надежде, что тот не выдержит, увидев князя в состоянии страха и подавленности, и покажет ему письмо Ахмаковой. Между тем умирает Макар Иванович, в результате чего Версилов получает возможность вступить в законный брак с матерью Аркадия. Но в нем вновь вспыхивает исступленная страсть к Ахмаковой, доводяшая его до помешательства. На глазах всей семьи он раскалывает особенно дорогую для Софьи Андреевны икону, завещанную ему Макаром Ивановичем, и уходит. Аркадий разыскивает его и подслушивает объяснение Версилова с Ахмаковой. Он потрясен страстью отца, в которой борются любовь и ненависть. Ахмакова же признается, что когда-то любила его, но теперь точно не любит, а за барона Бьоринга выходит замуж потому, что за ним ей будет спокойно.

Сострадая отцу и желая спасти его, ненавидя и в то же время ревнуя Ахмакову, запутавшись в собственных чувствах, Аркадий бежит к Ламберту и обсуждает с ним действия против Ахмаковой - с тем чтобы опозорить её. Ламберт подпаивает Подростка и ночью с помощью своей любовницы Альфонсинки крадет документ, зашив вместо него пустую бумажку.

На следующий день приезжает старый князь Сокольский. Анна Андреевна всячески пытается воздействовать на брата, но Аркадий, раскаявшись после отчаянной откровенности с Ламбертом, категорически отказывается действовать против Ахмаковой. Между тем в квартиру врывается Бьоринг и силой увозит князя. Защищая теперь уже честь Анны Андреевны, Аркадий пытается бороться, но безрезультатно. Его забирают в участок.

Вскоре его отпускают, и он узнает, что Ламберт и Версилов заманили Катерину Николаевну к тетке Аркадия Татьяне Павловне. Он спешит туда и поспевает в самые критические минуты: Ламберт, угрожая документом, а затем и револьвером, вымогает у Ахмаковой деньги. В этот момент выбегает прятавшийся Версилов, отнимает револьвер и оглушает им Ламберта. Катерина Николаевна в ужасе падает в обморок. Версилов подхватывает её на руки и бессмысленно носит на руках, а затем укладывает свою жертву на кровать и, внезапно вспомнив про револьвер, хочет выстрелить сначала в нее, а потом в себя. Во время борьбы с Аркадием и подоспевшим к нему на помощь Тришатовым он пытается покончить с собой, но попадает не в сердце, а в плечо.

После пережитого кризиса Версилов остается с Софьей Андреевной, Ахмакова разрывает с Бьорингом, а Подростка, так и не отрекшегося от его идеи, теперь, правда, «уже в совершенно ином виде», уговаривают поступать в университет. Записки же эти, по словам героя, послужили его перевоспитанию - «именно процессом припоминания и записывания».

Сочинение

Роман "Подросток" Достоевский писал в 1874-75 гг. Впервые он был напечатан в журнале Н.Некрасова "Отечественные записки" (1875).

Это последний петербургский роман Достоевского. Здесь снова предстает перед читателем впечатляющая картина странного, "фантастического" города. Главному герою романа, Аркадию Долгорукому, не раз "среди этого тумана, задавалась странная, но навязчивая греза: "А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?"

Этот город-призрак, город-миф населен мечтателями, фантастами, ищущими своих путей в "хаосе и беспорядке" современной жизни.

"Подросток" - роман-исповедь. Он написан от лица юноши Аркадия Долгорукова в форме его "Записок". По жанру - это "роман воспитаниия", в котором рассказывается о становлении характера и жизненной позиции молодого человека. Аркадий Долгорукий - незаконнорожденный сын помещика Версилова и Софьи Андреевны, жены дворового человека Макара Ивановича Долгорукого, с которым она рассталась ради Версилова. С раннего возраста Аркадий был уязвден двусмысленностью своего положения, тяготился доставшейся ему мнимо аристократической фамилией, испытывал сложные противоречивые чувства к отцу, которым восхищался и которого порой ненавидел. От этого мучительного комплекса чувств и переживаний он решил "порвать со всеми радикально" и "уйти в свою идею" - "стать Ротшильдом". Подобно Байрону из "Скупого рыцаря" Пушкина, он стремится к богатству не ради удовольствий и роскоши, а для достижения тайного сознания своего могущества, превосходства и власти над людьми. Однако жизнь, естественное стремление к людям, желание любить и быть любимым заставляют Аркадия постоянно уклоняться от намеченной им цели.

Аркадий изображен Достоевским как молодой человек своего времени, когда всюду, во всех сферах жизни ощущался разлад, утрата крепких основ. "Разложение - главная видимая мысль романа", - писал Достоевский. Аркадий - дитя "случайного семейства". В отличие от героев Толстого, еще крепко связанных с устойчивым дворянским бытом, с "почвой", он может полагаться прежде всего только на себя, хотя внутренне ищет опоры.

Неодолимой привлекательностью наделен для Аркадия образ его отца, Андрея Петровича Версилова. В нем он видит все то, чего лишен сам: красоту, уверенность в себе и в своем влиянии на окружающих, спокойное достоинство.

Версилов так определяет свою внутреннюю суть: "gentilhomme russe et citoyen du monde" (русский дворянин и гражданин мира). Версилов - русский европеец, подобно дворянским интеллигентам 30-х - 40-х гг. Создавая этот образ, Достоевский связывал его с Герценом, который воплотил собой наиболее ярко тип "русского скитальца". В одном из разговоров с Аркадием он вдохновенно размышляет о глубокой связи образованного русского человека с европейской культурой: "Русскому Европа так же драгоценна, как Россия: каждый камень в ней мил и дорог. Европа так же была отечеством нашим, как и Россия. О, более! нельзя более любить Россию, чем люблю ее я, но я никогда не упрекал себя за то, что Венеция, Рим, Париж, сокровища их наук и искусств, вся история их - мне милей, чем Россия. О, русским дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого божьего мира, эти осколки святых чудес; и даже это нам дороже, чем им самим!"

Версилов - сложный, двоящийся образ. Во многом он напоминает Николая Ставрогина: в нем есть демоническая привлекательность и эстетизм, неотразимо действующие на всех и особенно на женщин. Он так же отмечен трагической опустошенностью; все бури, и духовные, и сердечные, у него уже в прошлом, таинственном для окружающих. Версилов старше Ставрогина, он пережил "ставрогинский" возраст, да и принадлежит он другому поколению. Этот герой наделен не только демонизмом и богоборческой силой, но и глубокой задушевностью, способностью к рефлексии. Версилов размышляет о "золотом веке" человечества в связи с картиной Клода Лоррена "Асис и Галатея" - одной из любимых дрезденских картин Достоевского.

В "Подростке" Достоевский впервые дал крупным планом образ "народного странника", носителя положительного религиозного опыта Макара Ивановича Долгорукого. Достоевский хорошо знал традиции русского странничества. Макару Долгорукому свойственны "веселие сердца" и "благообразие", которых так не хватает большинству людей, охваченных страстями, корыстью, внутренним беспокойством. Макар оказывает особенное влияние на всех героев романа, членов сложного "версиловского" семейства. Он уходит из жизни, но, подобно старцу Зосиме в "Братьях Карамазовых", оставляет глубокий духовный след. Во многом благодаря Макару Ивановичу подросток Аркадий выходит из своих метаний внутренне повзрослевшим и возмужавшим. В конце романа автор оставляет своего героя на пороге новой жизни, о его "Записках" говорится, что они "могут послужить материалом для будущего художественного произведения, для будущей картины - беспорядочной, но уже прошедшей эпохи", когда "минет злоба", когда "будущий художник отыщет прекрасные формы даже для изображения минувшего беспорядка и хаоса". Таким произведением и стал "Подросток".

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава первая

Не утерпев, я сел записывать эту историю моих первых шагов на жизненном поприще, тогда как мог бы обойтись и без того. Одно знаю наверно: никогда уже более не сяду писать мою автобиографию, даже если проживу до ста лет. Надо быть слишком подло влюбленным в себя, чтобы писать без стыда о самом себе. Тем только себя извиняю, что не для того пишу, для чего все пишут, то есть не для похвал читателя. Если я вдруг вздумал записать слово в слово всё, что случилось со мной с прошлого года, то вздумал это вследствие внутренней потребности: до того я поражен всем совершившимся. Я записываю лишь события, уклоняясь всеми силами от всего постороннего, а главное - от литературных красот; литератор пишет тридцать лет и в конце совсем не знает, для чего он писал столько лет. Я - не литератор, литератором быть не хочу и тащить внутренность души моей и красивое описание чувств на их литературный рынок почел бы неприличием и подлостью. С досадой, однако, предчувствую, что, кажется, нельзя обойтись совершенно без описания чувств и без размышлений (может быть, даже пошлых): до того развратительно действует на человека всякое литературное занятие, хотя бы и предпринимаемое единственно для себя. Размышления же могут быть даже очень пошлы, потому что то, что сам ценишь, очень возможно, не имеет никакой цены на посторонний взгляд. Но всё это в сторону. Однако вот и предисловие; более, в этом роде, ничего не будет. К делу; хотя ничего нет мудренее, как приступить к какому-нибудь делу, - может быть, даже и ко всякому делу.

Я начинаю, то есть я хотел бы начать, мои записки с девятнадцатого сентября прошлого года, то есть ровно с того дня, когда я в первый раз встретил...
Но объяснить, кого я встретил, так, заранее, когда никто ничего не знает, будет пошло; даже, я думаю, и тон этот пошл: дав себе слово уклоняться от литературных красот, я с первой строки впадаю в эти красоты. Кроме того, чтобы писать толково, кажется, мало одного желания. Замечу тоже, что, кажется, ни на одном европейском языке не пишется так трудно, как на русском. Я перечел теперь то, что сейчас написал, и вижу, что я гораздо умнее написанного. Как это так выходит, что у человека умного высказанное им гораздо глупее того, что в нем остается? Я это не раз замечал за собой и в моих словесных отношениях с людьми за весь этот последний роковой год и много мучился этим.
Я хоть и начну с девятнадцатого сентября, а все-таки вставлю слова два о том, кто я, где был до того, а стало быть, и что могло быть у меня в голове хоть отчасти в то утро девятнадцатого сентября, чтоб было понятнее читателю, а может быть, и мне самому.

Я - кончивший курс гимназист, а теперь мне уже двадцать первый год. Фамилия моя Долгорукий, а юридический отец мой - Макар Иванов Долгорукий, бывший дворовый господ Версиловых. Таким образом, я - законнорожденный, хотя я, в высшей степени, незаконный сын, и происхождение мое не подвержено ни малейшему сомнению. Дело произошло таким образом: двадцать два года назад помещик Версилов (это-то и есть мой отец), двадцати пяти лет, посетил свое имение в Тульской губернии. Я предполагаю, что в это время он был еще чем-то весьма безличным. Любопытно, что этот человек, столь поразивший меня с самого детства, имевший такое капитальное влияние на склад всей души моей и даже, может быть, еще надолго заразивший собою всё мое будущее, этот человек даже и теперь в чрезвычайно многом остается для меня совершенною загадкой. Но, собственно, об этом после. Этого так не расскажешь. Этим человеком и без того будет наполнена вся тетрадь моя.
Он как раз к тому времени овдовел, то есть к двадцати пяти годам своей жизни. Женат же был на одной из высшего света, но не так богатой, Фанариотовой, и имел от нее сына и дочь.

Девятнадцатилетний подросток Аркадий Долгорукий, незаконнорожденный сын дворянина Версилова, он же Подросток, ведет дневник своего взросления. Молодой человек одержим идеей накопить состояние, а вместе с тем могущество и уединение. Парень воспитывается в пансионе французского иммигранта, где страдает от того, что он безотцовщина. Эти обвинения делают мальчика особенно впечатлительным и ранимым, ведь его кровные родственники постоянно игнорируют его, предпочитая общаться с ним через посыльного или лакея. Такое отношение терзает самолюбие подростка, впрочем, доброжелательное отношение к нему рождает в его душе любовь и обожание.

Позже его отец приглашает на службу в Петербург, однако подросток воспринимает отца настороженно и агрессивно, считая поступки отца недостойными и бесчестными. Аркадий устраивается секретарем у князя Сокольского, отношения отца с которым можно назвать натянутыми. Здесь парень знакомится с Катериной Николаевной, дочерью князя Сокольского, с которой впоследствии у него завяжутся дружеские отношения. Однако Версилов пытается наладить отношения с сыном и дает ему письмо о наследстве, в котором говорится, что князь Сокольский слаб умом и ему необходим опекун, который получит все княжеское наследство. Аркадий хочет защитить честь отца и вызывает на дуэль Сокольского, однако тот отказывается от дуэли, выражая отцу подростка высокое уважение. Аркадий расстается с князем Сокольским большими друзьями.

Однажды Катерина назначает свидание Аркадию, он приходит к ней, догадываясь, что дочь князя хочет разузнать о наследственном документе. Юноша разгорячен, однако княжна не спешит погасить его пламя страсти. В этом состоянии Аркадий идет играть в рулетку, где выигрывает много денег. Юноша ссорится с Катериной в попытке объединиться с ней, с игорного зала Аркадия выгоняют с подозрением в краже чужих денег. От таких унижений он засыпает на улице и ему снится пансион, в котором он провел свое детство и приятель Ламберт. Оказывается, что приятель ему не привиделся, вскоре Ламберт начинает плести интриги в отношении подростка. После этого Аркадий знакомится со своим законным отцом.

Вскоре законный отец Аркадия умирает, и Версилов получает возможность сочетаться браком с матерью подростка. Но, увы, князь слишком увлечен молодой Ахмаковой, которая не любит его и собирается выйти замуж за барона Бьоринга. Аркадий, в желании спасти отца от неудачного брака и одновременно ревнуя девушку к отцу, просит Ламберта опозорить Ахмакову. Но заговор оборачивается против него, Ламберт крадет наследственную бумагу Аркадия, подменяя ее пустым листом.

Позже Аркадий узнает, что Ламберт, угрожая наследственным документом, а позже и револьвером, вымогает у Ахмаковой деньги. Князь Версилов спасает Ахмакову, оглушая Ламберта и отбирая у него револьвер. Расстроенный Версилов пытается свести счеты с жизнью, однако промахивается и пуля попадает ему в плечо.

После этих событий князь остается с матерью Аркадия, Ахмакова разрывает отношения с бароном Бьорингом, а Подросток поступает в университет.

Все книги я мысленно делю на блокбастеры и отдушины. К блокбастерам отношу почти всю современную литературу - ну нет в ней глубины и красоты. Это экшн, который забывается после прочтения. А отдушины - это произведения, которые читаешь, испытывая эстетическое удовольствие, после которых думаешь о главных героях и пытаешься понять, что же именно хотел сказать автор. А когда оказывается, что книга не противоречит твоим морально-нравственным убеждениям, тогда чувствуешь, что становишься немного богаче духовно, словно перед тобой открываются прежде затуманенные куски карты игрового мира.

"Подросток" Достоевского - именно тот случай. Фёдора Михайловича я вообще люблю и уважаю, почему-то по его произведениям мне кажется, что это был высокоморальный человек, очень образованный, глубокомысленный, неравнодушный. Часть своих воззрений он вкладывает в монологи главных героев книги.

Итак, по порядку.

О чём книга Ф.М.Достоевского "Подросток"?

Это записки молодого человека, Аркадия Макаровича Долгорукого, который волею судьбы был вовлечен в светскую интригу. Аркадий - официально сын дворового человека - Макара Долгорукого, но по факту - он незаконнорожденный сын барина, дворянина Андрея Петровича Версилова. Версилов по молодости совратил жену Макара, а потом просил у него прощения, дав ему вольную и при этом забрав у него жену, которая потом и жила с ним в качестве гражданской жены, ну или любовницы.Макар же, получив вольную, ушел странствовать, паломничать.

Аркадий получил образование на деньги Версилова, и после окончания лицея едет из Москвы в Петербург к матери и родному отцу. За время обучения Аркадий много натерпелся. Из-за происхождения его унижали, били, обижали. Но это не сломило его духа. Наоборот, мы видим, что он явно парень с внутренним стержнем. Выстоял он только благодаря своей "идее", которая по его мнению была способна дать ему независимость. Заключалась она в том, чтобы посредством ущемления себя в земных благах и накопления средств стать богатым, как Родшильд. Но именно не ради богатства, а ради свободы.

Из Москвы он едет с важным документом, от которого зависит судьба одной молодой особы. И документ этот, зашитый у него в куртке, дает ему чувство безграничной власти над ней.

Как сложатся отношения Аркадия с семьей, сможет ли он сломать жизнь этой особы, какие секреты хранит его отец - обо всем этом рассказано в книге.

Кроме того, Ф.М.Достоевский очень жизненно показал состояние души подростка.

Согласитесь, всем нам было свойственно в юном возрасте преждевременно судить о людях, принимать скорые решения, часто менять мнение, искать идеалы и кумиров среди взрослых?

Вот и Аркадий туда же. Вот, собственно, о чём книга.

Главные герои романа "Подросток" Достоевского

1. Аркадий Долгорукий, "не князь, а просто". Это автор записок и подросток, вокруг которого закрутилась скандальная светская история. Мне этот парень местами нравился, местами не очень, но не могу не отметить, что душа у него чистая - он интуитивно понимает, где плохо, а где хорошо, где правильно поступил, а где стыдно, где люди безобразные, а где "благообразные". Однако, это не мешает ему общаться с дурными людьми, чему виной доверчивость или любопытство. Аркадий - это усиливающая антенна, которая понимает людей по интонациям, мимике, движениям. Порой он не хочет замечать плохого в людях, и упорно верит в лучшие черты характера человека. Иногда пытается доказать себе и всем, что он способен на большее. Несмотря на то, что он незаконнорожденный, благородства и принципов у него больше, чем в некоторых чистокровных дворянах. А еще он способен на бескорыстную и горячую любовь, хоть и всё детство он испытывал её дефицит. Из отрицательных черт - мнительность, высокомерие, гордыня. Но кто без греха?


2. Андрей Петрович Версилов. Это кровный отец Аркадия и мещанин, промотавший три наследства. Нищеброд с достойной фамилией и замашками богача. У меня эта фигура вызывает только неприязнь, хотя в нем есть и острый ум, и неравнодушное сердце, но всё же это тряпка, а не мужик. Отношение к нему у меня менялось на протяжении всей книги, но даже его хорошие поступки всегда вызывали во мне сомнение: а искренно ли он поступает и говорит?


3. Макар Долгорукий, официальный отец Аркадия. Появляется он только под конец произведения, и олицетворяет он собой русский народ того времени в лучших его чертах - искренность, доброта, богобоязнь, всепрощение и жалость. Это сокровищница мудрости, о чем свидетельствуют его многочисленные рассказы, услышанные им в странствиях. Глядя на него, Аркадий понимает, что вот оно - благообразие, и по зову сердца готов идти с ним хоть на край света. Но выйдя за порог понимает, что такой образ жизни не для него.


4. Мать Аркадия - еще один положительный образ романа. Несмотря на то, что она живет с Версиловым в незаконном, невенчанном браке, никак нельзя назвать ее пошлой или гулящей женщиной. Наоборот, она скромна, тактична, милосердна, заботлива и мила. Образец женственности. Однако же, она не сумела воспитать своих детей, не оградила их от позора, не объяснила, что плохо, а что хорошо. В результате - сын вырос у чужих людей, у дочери жизнь сломана.

О других героях рассказывать не буду, иначе придется пересказывать всю книгу

Основные идеи произведения

19-век сопровождался разрушением моральных устоев дворянства.


Кругом был беспорядок. Аркадий, как дитя этого беспорядка, пытается найти для себя образец для подражания, каким должен был стать его отец. Но отца рядом не было, поэтому после обретения отца он хочет понять - достоин ли Версилов быть его идеалом?

Как писал сам Достоевский, (своими словами) раньше был костяк достойных и интеллигентных людей - дворянство, и простые люди к этому костяку липли, пытаясь стать образованнее и лучше. Сейчас же (на момент написания книги) наоборот, от этого костяка откалываются достойные люди, благородные фамилии и мешаются с сором. Их интересует не единство народа, не поддержание традиций и не благообразие, а новые течения - коммунизм, атеизм, либерализм. Поддерживается вседозволенность, беспорядок, грех. Результат - поколение, которое растет растерянно. Оно смотрит на своих отцов и видит, что происходит что-то не то. Что родители вместо того, чтобы своим примером показывать детям, как надо жить, сами мечутся в поисках. Что же остается детям?

Я со своей стороны, могу лишь провести параллель с современным миром. Нет сейчас у людей единой системы ценностей. Одни думают лишь о деньгах, вторые увлечены потусторонним, третьи - восточными практиками, четвертые - властью, пятые - самолюбованием, а десятые играют в Word of Tanks, как детки малые. А что остается молодежи?

Будет ли наше следующее поколение нравственным, если родители, вместо того, чтобы научить ребенка договариваться словами, советуют дать в школе обидчику ТАК, чтоб тот и подойти потом боялся? Если им проще дать ребенку в руки телефон, чем уделить время. Если они таскают детей по гадалкам и бабкам, вместо того, чтобы сходить к врачу. В общем, вопрос нравственности как тогда стоял остро, так и сейчас стоит.

Цитаты из романа "Подросток" Ф.Достоевского

Тем-то и безнравственная родственная любовь, что она - не заслуженная. Любовь надо заслужить.

  • Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убежденные, что их подлость есть высочайшее благородство, подлецы стыдящиеся, то есть стыдящиеся собственной подлости, но при непременном намерении все-таки ее докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы.

Слова отчаянного летят на ветер.

  • Нынешнее время - это время золотой средины и бесчувствия, страсти к невежеству, лени, неспособности к делу и потребности всего готового.

Нынче безлесят Россию, истощают в ней почву, обращают в степь и приготовляют её для калмыков. Явись человек с надеждой и посади дерево - все засмеются: «Разве ты до него доживёшь?» С другой стороны, желающие добра толкуют о том, что будет через тысячу лет. Скрепляющая идея совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из России; все живут только бы с них достало.

Я рекомендую к прочтению книгу Ф.М.Достоевского "Подросток" в своем отзыве. Это великолепный роман. Хоть и читается нелегко, особенно в самом конце. Читала 2 раза, чтобы понять, что же хотел сказать Достоевский, но всё-таки осилила. Я словно села в машину времени и вернулась в царскую Россию. Было очень интересно.