Комнатные растения        11.10.2019   

Самоанализ воспитателя по патриотическому воспитанию в доу. Самоанализ работы по самообразованию «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность. Выводы о позитивных результатах проделанной работы

Ольга Анатольевна Шилова
Самоанализ деятельности воспитателя

Моё педагогическое кредо - самое высокое умение всякого воспитателя , самое мудрое его искусство - это умение получать радость от самого общения с ребёнком .

По теме нравственно-патриотическое воспитание детей я работаю в

течение 15 лет. Целью моей педагогической деятельности является формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи :

-воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, Родине;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Развитие у детей интереса к доступным явлениям общественной жизни;

- воспитание любви и уважения к армии;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам. Повышение моей профессиональной деятельности проходит через активное

изучение педагогического опыта, посещение занятий коллег, изучение новинок педагогической литературы : «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А. Я. Ветохиной, З. С. Дмитриенко, «Патриотическое воспитание дошкольников » К. Ю. Белой, «Направленность ребёнка на мир семьи» О. В. Дыбиной, «Мой родной дом» , «Маленькие россияне» Н. А. Ариповой-Пискарёвой.

В основу разработки перспективного плана по выбранной теме и решение поставленных задач, взяла методическое пособие «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А. Я. Витохиной. В нём, на мой взгляд, наиболее полно обобщена и подробно раскрыта тема нравственно-патриотического воспитания детей во всех возрастных группах, даны методические рекомендации и конспекты занятий.

Решая поставленные перед собой задачи, постаралась создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе.

В уголок краеведения мной был собран материал :

Альбом «Мой город» , где представлены герб Сургута, фотографии с достопримечательностями города, книги о его истории;

Альбом «Мой край» , где показана природа края, культура народов ханты, освоение нефтяных богатств;

Альбом «Моя страна» , где дети увидели герб, флаг России, фотографии первых руководителей страны, разнообразие животного и растительного мира России.

Чтобы показать детям масштабы нашей необъятной Родины, приобрела карту России, глобус.

Для обогащения знаний детей о животных и растениях, в уголок природы поместила красочный иллюстративный материал : «Дикие домашние животные» , «Хищные птицы» , «Деревья» , «Ягоды» , и т. д. Подобрала дидактические игры : «Времена года» , «Чей домик?» , «Чья мама?» , «Кто, где живёт?» , «Большие и маленькие» , «Во саду ли, в огороде» .

Для формирования у детей представлений о себе и своей семье создала

семейный уголок. Приобрела демонстрационный материал для

индивидуальных бесед по темам : «Моя семья» , «Права ребёнка» , «Уроки

вежливости», «Уроки доброты» , «Я и моё поведение» . При помощи

родителей были собраны фотоальбомы : «Здравствуйте, это я!» , семейные

панно «Моя семья» . Также, собрали множество фотографий из жизни детей в детском саду и сделали альбом «Как мы счастливо живём в детском саду.

Для творческого развития детей в музыкально уголке собраны различные детские музыкальные инструменты, в том числе русские народные : бубенцы, трещётки, гусли, тарелки и т. д.

В театральном уголке есть различные виды театров (пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, шапочки. В уголок ряжания родители сшили сарафаны, рубахи, юбки, косынки и др.

В уголок изобразительной деятельности я собрала иллюстрации и игрушки народного творчества. Здесь дети имеют возможность рисовать, лепить, заниматься аппликацией.

Все мы знаем, что игра - основной вид деятельности ребёнка . В ней он отражает весь окружающий мир. В группе созданы все условия для сюжетно- ролевых игр детей : больница, шоферы, магазин, парикмахер, моряки и др.

Для развития мышления, памяти, логики использую дидактические игры, которые провожу по подгруппам, индивидуально в удобное время, также рекомендую их родителям для занятий с детьми дома.

В работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию использую следующие формы работы :

Тематические занятия : «Наша группа» , «Моя семья» , «Мой город» , «Идём в лес» , «Дети Севера» , и др.

Целевые прогулки вокруг детского сада, на близлежащую улицу, к светофору.

Экскурсии в медицинский кабинет, а в прачечную, на кухню.

Беседы : «Природа России» , «Летят самолёты » , «Наша армия» , «Моя мама» и

Игры - беседы : «Каждой вещи свое место» , «Моя малая Родина» , «Я люблю маму и папу» , «Ушки - неслушки» и др.

Игры - путешествия : «Мой город» , «В хвойном лесу» , «Где прячется солнце» и др.

Тематические праздники : «Осенины» , «День Победы» , «Масленица» , «Ярмарака» , утренники : «Новый год» , «8 марта» и др.

Для диагностики умений и знаний детей применила материал из учебно-методического пособия О. В. Дыбиной «Диагностика направленности ребёнка на мир семьи» . В результаты изучения умений и знаний детей младшего возраста по нравственно-патриотическому воспитанию , получила результат : в начале года 34%, в конце - 79%. Анализируя проведённую работу и полученные результаты диагностики, можно говорить о динамике развития знаний, умений и навыков у детей по формированию нравственно-патриотических чувств.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Они стали активными помощниками воспитателя и участниками жизни детей в детском саду. Мамы и папы помогали оформлять группу, собирать различный материал, шили, вязали, мастерили, делали поделки. Принимали участие в выставках : «Осень золотая» , «Матрешка» , «Кормушки для птиц» . С удовольствием участвовали

во всех праздниках. Так, в ноябре этого года в группе провели праздник «День матери» . Никто не ожидал, что придут все до одной мамы. Дети пели песни читали стихи, играли в весёлые игры со своими мамами. Праздник получился душевным и весёлым. В конце всем мамам дети вручили подарки, изготовленные своими руками. О том, как дети, родители и воспитатели круглый год трудятся на участке, я подготовила фотоальбом «Мы трудимся» . В течение учебного года для родителей были проведены консультации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе», «Народная педагогика и воспитание ребёнка в условиях семьи». Организовала семейный праздник «Давайте познакомимся» . Оформила стендовый материал «Моя милая мама» , «Наши замечательные папы» , «В здоровом теле - здоровый дух» , «Наше звонкое лето» , «День матери» .

Свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей я провожу в тесном контакте с узкими специалистами детского сада и родителями, посещаю занятия педагогов других детских садов, знакомлюсь с новой литературой, стараюсь использовать в своей работе новый, интересный материал по нравственно-патриотическому воспитанию .

Считаю необходимым продолжать начатую мной работу по нравственно- патриотическому воспитанию детей в дальнейшем .

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание и об этом говорил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в "Послании Президента Федеральному Собранию". В Новосибирской области создан проект государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Новосибирской области на 2015-2020 годы».

Дошкольный период - наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, для которого характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений, детские образы восприятия очень яркие и сильные и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Потому настоящих патриотов своей Родины лучше всего воспитывать с детства и этот процесс формируется с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости».

Я.Л. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в "Великой дидактике": "Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия".

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная".

Под нравственным, патриотическим и культурным воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Главной целью своей педагогической деятельности я считаю нравственно - патриотическое и культурное воспитание дошкольника, обогащение его духовного мира через развитие музыкальных способно-стей .

Исходя из этого в работе определяю следующие задачи:

Познакомить детей с лучшими образцами отечественной классической

Познакомить детей с музыкальным фольклором.

Дать детям знания по основам певческой гигиены и самоконтроля

Формировать духовно-нравственного отношения и чувства

сопричастности к родному дому семье, детскому саду, посёлку,

городу средствами музыки и участием в мероприятиях детского сада и

Формировать духовно-нравственные отношения и чувства

сопричастности к культурному наследию своего народа средствами

Формировать духовно-нравственное отношение к природе родного

края и чувства сопричастности к ней через культурно – досуговые

мероприятия.

Повысить уровень музыкального развития детей.

Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих

национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как

представителя своего народа, и толерантного отношения к

представителям других национальностей (сверстникам и их

родителям, соседям и другим людям.)

Воспитывать навыки коллективной деятельности взаимопомощи,

старательности и ответственности.

Воспитывать патриотические чувства через образцы народной культуры.

Создавать на занятиях атмосферу психологического комфорта и

взаимного доверия.

Организовать прослушивание и исполнение музыки с целью

психоэмоциональной разгрузки.

Для решения этих задач я изучила теоретическую литературу, определила условия развития активного восприятия музыки.

Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина - это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Я считаю, что стоит острая необходимость в воспитании патриотизма дошкольников на музыкальных занятиях, где на основе отечественных произведений будут воспитываться в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброту, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Работу по нравственному, патриотическому и культурному воспи-танию старших дошкольников средствами музыки веду по направлениям:

    Знакомство с музыкальным фольклором (слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных, знакомство с народными музыкальными инструментами, знакомство с народной хореографией, музыкальными играми).

    Знакомство с творчеством П. И. Чайковского (слушание пьес из цикла «Времена года»).

    Разучивание патриотических песен и танцев.

    Участие в мероприятиях детского сада и района (тематические праздники, развлечения, конкурсы, концерты).

Я считаю, что дети-носители русской народной культуры, национальных традиций , поэтому важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот добрый и сказочный мир.

По – настоящему понять русскую культуру невозможно, не проникнувшись своеобразным духом, присущим культуре народной. П.И. Чайковский писал: «Я вырос в глуши, с детства, с самого раннего, проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки. Я до старости люблю русский элемент во всех его проявлениях. Я русский в полном смысле слова» Фольклор считается школой социального опыта и дает ребенку возможность показать действительность, историю, национальные особенности труда и быта своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Чем больше ребенок проникает к народной культуре, тем качественнее он будет владеть разнообразными фольклорными материалами, тем быстрее будет сформирована его личность и тем комфортнее и свободнее он будет себя чувствовать во взрослой жизни, в своей культурной и национальной принадлежности. Делаю вывод, что народное творчество направлено на формирование музыкального восприятия дошкольников, способствует более полному развитию музыкальности, эмоциональности, психических качеств, музыкального творчества, направлено на личностное развитие ребёнка.

Исполнение песни воздействует на слушателей слиянием музыки, голоса и слова, позволяет выразить не только свои чувства, но и способно вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, сострадание, понимание. В этом её особая доступность восприятия детьми.

На занятиях я рассказываю детям о любви русского народа к песне, что песни бывают лирические, хороводные, плясовые. Дети эмоционально откликаются на весёлую музыку, с удовольствием поют.

Народные песни образно яркие, напевные, поэтические. Исполняя песни с детьми я устраиваю импровизационные хороводы и пляски, выделяя при этом, прежде всего, ярко выраженное игровое начало, поэтому что стремление к игре, к актёрству, присуще детям. Игра доставляет им радость, поэтому я вношу элементы игры почти в любую песню. С детьми разыгрываем действия по сюжету песни.

Развиваю певческий голос, даю первоначальные сведения о музыке, использую упражнения, укрепляю голосовой аппарат, слежу за развитием правильного дыхания, провожу беседы по основам певческой гигиены и охране детского голоса. К концу года дети умеют петь без напряжения, плавно.

В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы. Любовно воспеваются в песнях – хороводах луга, покрывающая «травушка- муравушка», «кудрявая березка», цветущая калина и др.

Когда дети участвуют в хороводе, они будто переносятся в иной мир, становятся царевичем и царевной, селезнем и уткой, лесным соколом и белой лебедью. Здесь я учу детей представлять и сыграть конкретные образы. Также учим с детьми русские народные танцы.

Использую следующие методы обучения ритмики – точный показ педагога, образные пояснения, творческие задания.

Во время исполнения плясовых песен, например «Ой, вставала я ранёшенько» , повторяем с детьми плясовые движения «дробь», «припадание», «верёвочки».

Особое внимание уделяю частушкам. Рассказываю о характерных признаках частушек. Знакомлю детей с частушками разных регионов России. Дети очень любят петь частушки и с удовольствием исполняют их на праздниках.

Дети любят играть в русские народные игры. Почти в каждой местности есть свои игры, которые здесь родились и получили распространение. Во многих играх поются короткие или длинные песни – игровые припевки, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребёнку мелодии. Для детей игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.

Очень интересной бывает работа по обучению детей игре на ложках. Я провела беседу с детьми о том, откуда появились ложки и как на них стали играть. От занятия к занятию мы стали осваивать новые приемы игры. Музыкальные номера с ложками я включаю в праздники и развлечения.

В 2015 году 25 апреля исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского и поэтому, я думаю очень важно говорить о том, как композитор любил жизнь и каждый день для него имел большую значительность, и как он писал: «…прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа». Но след остался в его прекрасной музыке, которую мы будем слушать снова и снова и передавать её своим детям и внукам.

Восприятие музыки стоит на первом месте в любой программе по музыкальному воспитанию и поэтому я выделяю особое место этому виду деятельности на музыкальных занятиях в детском саду со старшими дошкольниками. Через раздел «Слушание музыки» я провела цикл занятий по теме: Петр Ильич Чайковский «Времена года», начиная с октября по май, Целью чего является: воспитание гуманной, нравственной личности, развитие патриотических чувств средствами искусства.

Поставила такие задачи:

Формировать знания детей о творчестве П. И. Чайковского при знакомстве с пьесами из цикла «Времена года»;

Развивать грамотную речь детей при анализе произведений, развивать творческие способности через активную деятельность;

Воспитывать эстетические, нравственные, патриотические качества на основе искусства;

Воспитывать интерес к культуре своего народа, что является неотъемлемой частью при формировании общей культуры личности детей, о чём говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Разработала программу слушания произведений, которая строится по принципу сезонности. К каждой пьесе я подобрала соответственный мате-риал по изобразительному искусству, поэзии, продумала выход в активную деятельность, определила основные воспитательные задачи. (см. прилож-ение№1). Работа проделана большая, но я хочу остановиться на тех моментах, которые получились более яркими. Я поставила цель: знакомство детей с пьесами о народных традициях через классическую музыку П.И. Чайковского «Святки» и «Масленица». Основными задачами здесь являются: - воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, приобщать детей к истокам русской народной культуры посредством восприятия классической музыки, народных игр, песен, развивать двигательную, театрализованную деятельность.

На первом занятии мы просто прослушали произведение «Святки», отметили его настроение, название. Рассказывала детям о содержании праздника: святки – это время от Рождества до Крещения, праздник, в котором сочетались элементы обряда христианского с древними, языческими. На святки ходили ряженые из дома в дом, гадали о своей будущей судьбе, в семьях царило праздничное веселье. Ряженые одевались ради шутки, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками. На втором занятии произвели анализ произведения, говорили о средствах выразительности в музыке. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл безмятежным вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки. Рассматривали детскую иллюстрацию, где девочки погружаются в таинство – они гадают на расплавленном воске и мечтают о том, какой подарок им подарят к празднику: может быть, куклу или украшение, а младшая сестрёнка тоже очень интересуется и не отходит от старших девочек. Далее в музыкальные занятия я включала игры и танцы, которые характерны для проведения развлечения «Святки». Это, например, такие игры и хороводы: «Шёл козёл по лесу», «Катание колеса», «Золотые ворота» и др. Была проделана предварительная работа совместно с воспитателями: просмотр презентации «Колядки», беседа «Святки». Я определила задачи проведения развлечения: - познакомить с обрядом колядования, обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными движениями.

Для родителей была оформлена папка – передвижка по данной теме, также родители хорошо помогли при разучивании с детьми стихов и колядок.

Воспитатели очень активно принимали участие при подготовке к мероприятию: шили костюмы, учили роли, оформляли музыкальный зал.

Детей встретила добрая хозяюшка и скоморох. После чего дети читали стихи, колядки – Коляда идёт к нам в дом,

И мешки несёт с добром!

Скоморох очень весело и задорно проводил игры. Обязательными гостями стали коза и медведь с весёлой сценкой, после которой все весело танцевали. Так же был и элемент гадания – «девочки цыганки» предлагали достать предмет из коробочки, который в свою очередь что-то означал, например, хлеб – житьё в достатке, конфета – лучше нету радости для ребят чем сладости и др. Пригласили и Бабу Ягу для весёлой игры «Здравствуй бабушка Яга!». В конце никто не остался без угощения (см. приложение2).

В феврале с детьми слушали «Масленицу» П.И. Чайковского. Три музыкальных занятия мы слушали, анализировали музыкальное произведение. "Масленица" - это картина народного гуляния, где живописные моменты сочетаются с звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям народных инструментов. Вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую, с постоянным возвращением первой темы. С помощью угловатых ритмических фигур Чайковский создает картину с шумными и радостными возгласами толпы, притопыванием пляшущих ряженых. Взрывы смеха и таинственный шепот сливаются в одну яркую и пеструю картину празднества. Рассматривали картину Бориса Кустодиева «Деревенская масленица» (Гармонист). Говорили о том, что гармонист весело играет, пляшет и у него выступил румянец на лице, на заднем плане Видно катание на лошадях, наряженные люди, дети, все веселятся и ждут прихода весны, хотя ещё лежит снег. Масленица или масленая неделя - праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами. А в домах пекут блины, специфическое языческое блюдо, которое из глубины веков прочно вошло в русскую жизнь.

В конце масляной недели мы с воспитателями решили провести «Проводы зимы» с целью дать детям представление о народном празднике. Праздник начался в помещении детского сада. Весёлые скоморохи не давали детям скучать, играли и танцевали, после чего праздник перешёл на улицу, где по традиции сжигали чучело и вместе с ним сгорело всё плохое - болезни, напасти, невзгоды прошлого. На праздник пришла и «Весна», которая тоже поиграла с детьми. Проводили игры, которые традиционны для данного праздника – перетягивание каната, катание на санках, пели русскую народную песню «Блины» под звучание баяна, после чего угощались румяными блинами (см. приложение№3).

Оба развлечения прошли на эмоциональном подъёме, дети делились впечатлениями дома с родителями. Анализируя опыт проделанной работы я для себя решила, что буду дальше знакомить старших дошкольников с народными праздниками через синтез искусств. Например:

А.А. Римский Корсаков - опера Снегурочка.3д., Вступление: Сцена в заповедном лесу Хоровод «Ай во поле липонька...» и Песня «про бобра»);

Л.В. Бондаренко - художественная роспись по дереву, «Гуляние на Ивана Купала»;

А. Цыбульская «Стихи на Ивана купала»;

И. Ф. Стравинский –«Русская» из балета «Петрушка» - Выход Петрушки;

А. Виноградова «Петрушка» - картина;

Л.Зубарев «Петрушка» - стихи.

Музыкальные занятия я стараюсь проводить на хорошем творческом и эмоциональном подъеме, чтобы приносить детям радость, потому что только такая атмосфера будет способствовать воспитанию интереса к музыке, эмоциональному раскрепощению.

Свою работу веду по программе, которую составила на основе основной общеобразовательной программы детского сада, программы М.В. Хазовой «Горенка», которая привлекла меня тем, что считает основным путём воспитания общечеловеческих качеств – приобщение ребёнка к своей национальной культуре и также использовала полихудожественный подход к воспитанию дошкольников по программе Самолдиной К.А.

В перспективное планирование музыкального репертуара включила

40% музыкального репертуара, направленного на патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников (см .приложение№4).

Так как репертуар является основой воспитания личности дощкольников, он отвечает следующим требованиям:

    Развивающий и воспитывающий характер словесно – музыкального материала.

    Доступность содержания, понятность образов, соответствие жизненному опыту и возрасту детей.

Степень сложности произведений

    соответствует уровню подготовленности детей.

    Репертуар носит гуманистический характер, что утверждает позитивное жизненное начало.

    Репертуар направлен на пробуждение чувств: радости, юмора, сострадания, доброты, красоты, любви, ответственности, дружбы, патриотизма.

Участвуем в мероприятиях детского сада и района, это - тематические праздники, развлечения, конкурсы, концерты. Особое внимание уделяем государственным патриотическим праздникам: 9 мая, День защитников Отечества, День России, 8 марта. Осенние праздники отмечаем в форме ярмарки, также обязательно уделяем большое внимание Дню космонавтики. Участвуем во всех районных конкурсах патриотической песни. Участвовали 20.01.2013году в районном конкурсе эстрадной песни «Песни нашего детства, посвященному 100-летию со дня рождения героя Советского Союза А.И. Покрышкина, (см.приложение№ 5) , 23 февраля 2013 года участвовали в районном конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия» (см. при -ложение№6) Дети неоднократно выступали на педагогических конференциях районного значения, выступали на родительских собраниях и перед детьми младших групп, на конкурсе «Воспитатель года 2011г» , на семинарах заведующих ДОУ (см. приложение№7). По приглашению управления образования администрации Мошковского района выступали в Мошковском районном Клубном объединении на рождественских чтениях 25 декабря 2014года, где исполнили «Танец с платками» под песню Ю.Тарана «Россия-ты моя звезда» , а ранее 1 октября на День пожилого человека, там же танцевали танец «Грибы-грибочки»(см. пр иложение№8). Затем провели праздник в детском саду, куда пригласили бабушек и дедушек, о меропри-ятии было освещено в районной газете. Корреспонденты районной газеты «Мошковская новь» частые гости наших мероприятий. Стало традицией в нашем детском саду проводить концерт на «День пожилого человека». Такие мероприятия позволяют воспитывать уважение и любовь к старшему поколению. На празднике мы объединяем мир трёх поколений - детей, родителей, бабушек и дедушек. Очень любимы детьми праздники, посвящённые маме – «День матери» и «8 марта». Любовь к Родине начинается с любви к матери, поэтому мы с трепетом и любовью вместе с детьми готовим эти праздники (см. приложение№9).

Также участвовали во «Всероссийском конкурсе детских утренников, театрализованных представлений «День Победы,69 лет», где заняли 3 место по Сибирскому федеральному округу (см. приложение№10). Получили диплом 1 степени за 1 место в районном этапе Областного смотра-конкурса дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию дошкольников «Экобеби» - 2014(см. приложение№11 ).

Первое место по Новосибирской области во Всероссийском конкурсе заняли за «Осеннюю ярмарку» (см. приложение№12). 15 февраля 2015г., с ансамблем «Непоседы» заняли 3 место в конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», где исполняли песню «Сегодня салют», музыка М. Протасова, слова В. Степанова (см. приложение№13).

Участвую в научно-практических конференциях и круглых столах разного уровня. Участвую на педагогических советах в детском саду, провожу открытые занятия. 19 декабря 2011г. участвовала в районном методическом объединении воспитателей дошкольных учреждений

Самоанализ внеклассного мероприятия «Мы – патриоты»

Внеклассное мероприятие "Мы патриоты" было проведено в форме классного часа в рамках концепции гражданско -патриотического развития по направлению «Воспитание нравственных чувств и этического сознания» воспитанников (в системе воспитательных мероприятий моего плана учебно-воспитательной работы) 3 класса.

Данная форма проведения занятия помогает раскрыть личностные качества детей, способствует созданию атмосферы взаимопонимания, творчества, проявлению эмоциональности. Содержание занятия опирается на жизненный опыт воспитанников, на характерные особенности младшего школьного возраста, где одним из ведущих видов деятельности выступают общение.

Выбор темы классного часа очень актуален, так как сегодня это чувство подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Цель: расширить знания об историческом прошлом нашей страны;

Планируя и проводя данный классный час, я ставила перед собой следующие задачи:

Задачи:

1. Закрепить знания о государственных символах РФ;

2. Развивать умение добывать информацию из разных источников в соответствии с заданной темой, ставить цели и их достигать;

3. Воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине.

Для достижения цели была выстроена следующая логика занятия:

Организационное начало занятия. Основной целью, которого была психологическая подготовка учащихся к общению на занятии

На втором этапе была поставлена задача «Раскрытие темы классного часа самими детьми» На этом этапе использовала пословицу. Последующее ее обсуждение помогли детям определить тему классного часа. Этот момент так же можно выделить как межпредметную связь.

На третьем этапе была поставлена задача

    закрепить знания о государственных символах РФ

    Развивать умение добывать информацию из разных источников в соответствии с заданной темой

    Воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине.

Для достижения этих задач мною была использована презентация «Символика РФ», ролик "Память" ученики работали в группах для поиска информации о родном городе, и познакомила с нею ребят.

На четвертом этапе задача:

    Самоанализ эмоционального состояния, своей деятельности. Где ребята ответили на вопрос "Где они могут использовать полученные знания?"

В течение всего занятия для активизации познавательной деятельности использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, парная; методы: словесный (беседа, понятия,), наглядный (видеоролик, презентация), практический проблемно-поисковый, рефлексия. Они способствовали развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств. На классном часе использовались компьютерные технические средства, раздаточный материал, средства наглядности. Были применены следующие технологии: личностно-ориентированного, деятельностного подхода,

На занятии основной упор был сделан на жизненные примеры. Здесь звучала пословицы, родословная семьи, что придавало занятию эмоциональный настрой и конкретность.

Психологическая атмосфера была доверительная, эмоциональная, доброжелательная. Ребята работали с удовольствием.

В ходе классного часа соблюдался методический принцип – коммуникативность.

Считаю, что цель классного часа достигнута, но считаю, что данную работу нужно продолжать т.к. только системный подход дает результат.

Подготовка и отбор материала осуществлены с учётом интересов детей, мною учитывались возможности класса.

Таким образом, сравнивая желаемый результат с реальным, я делаю вывод, что поставленные цели, отбор содержания, выбор форм, методов, приёмов и форм обучения работали на реальный результат, который показал, что все аспекты цели классного часа реализованы.

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени.

В современном обществе назрело множество проблем, которые называют никак иначе, как «отголоски 90-х», когда о нравственности, духовности, патриотизме родителям задумываться особо было некогда. Нужно было выживать, а дети оставались наедине со своими «друзьями»- телевизором и компьютером, из которых получали только массу не понятной для них информацию. Они росли, наблюдая вокруг жизнь, основанную сплошь на материальных ценностях. Наблюдалась тенденция к ухудшению духовного, нравственно-патриотического состояния населения.

Уже в дошкольном возрасте дети моделируют поведение родителей, окружающих их взрослых. Российское законодательство начала 90-х годов практически не отражало необходимость духовно-нравственного воспитания в обществе.

Сегодня в свете последних событий - Олимпиады 2014 года, событий на Украине, в России почувствовался патриотический подъем. Большое внимание в последнее время уделяет нравственно-патриотическому воспитанию и государство внутри страны. На встрече 12 сентября 2012 года, с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи В.В. Путин сказал: « Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее».

Но пробел создавшийся в результате искоренения в семье нравственных ценностей еще существует. И я как воспитатель, обязана подкорректировать отношение к патриотизму как у детей так и у их родителей. Благодатная почва для этого отношение к малой Родине. В свое время И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине - родному городу, родной природе, селу, краю».

Исходя, из выше изложенного я поставила перед собой цель: Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к ценностям малой Родины

Работая по общеобразовательной программе МКДОУ «Родничок» вариативная часть которой «Краеведение как средство приобщения дошкольников к ценностям малой Родины, как средство нравственно-патриотического воспитания», я сочла необходимым для достижения цели использовать некоторые выкладки парциальных программ: «Семицветик», авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова; «Наш дом природа» авторы Н. А. Рыжова; «Юный эколог», автор: С. Н. Николаева; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева, «Мой родной дом. Программа нравственно - патриотического воспитания дошкольников». Н. А. Араропова-Пискарева.

Для достижения цели определилась с задачами:

Формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине;

Расширять и углублять знания детей о своем селе, о районе, области, крае, его истории;

Развивать нравственно-патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей;

Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

Формировать художественно- эстетическое восприятие;

Вовлечь родителей в образовательный процесс по изучению малой Родины.

Любовь ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, селу. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке его детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Приоритетное направление программы МКДОУ предоставляет мне как педагогу следующую схему:

Учитывая эту схему, основной упор я делала на два направления: село и регион, работа по которым в конечном итоге позволили реализовать поставленные цель и задачи.

Краеведение это изучение элементов историко-культурных, этнографического и природного аспекта.

Ориентируясь на понятие краеведение, классифицировала работу по выделенным аспектам: этнографические, природные, историко-культурные.

Для реализации первого направления - история возникновения села мною была разработана образовательная технология «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей возникновения села Лебедевка и его основными отраслями производства» состоящая из двух блоков, каждый из которых имеет предполагаемый результат, перечень методических приемов для его достижения и информационный материал. (приложение № 1)

Выдержка из образовательной технологии:

I блок: «История возникновения села»

Предполагаемый результат :

Знакомы с окрестностями села, его улицами

Расположением относительно водоемов, дорог, близ лежащих городов (Новосибирск, Бердск, Искитим)

Знакомы с историей возникновения села, причинами его образования

Знают расположение социальных объектов и их видоизменение со временем

Умеют составлять схему села, составлен макет села Лебедёвка.

II блок: «Отрасли производства».

Предполагаемый результат :

Знают названия профессий односельчан работающих на производстве сельского хозяйства

Ориентируются в основных отраслях производства

Имеют представление о технологической цепочке (от цыплёнка до взрослой курицы), представления о результатах производства отрасли птицеводства (яйцо, мясо, колбаса)

Знают об изменениях, произошедших в содержании крупно - рогатого скота и о продукции этого производства (молоко, сметана, масло, и т. д.)

Знакомы с основными овощными и зерновыми культурами выращиваемыми на полях совхоза

Знают о совершенствовании условий труда (от ручного к механизированному).

При реализации первого блока образовательной технологии детям очень понравилось создавать макет села Лебедевка. Они с огромным желанием узнавали расположение улиц, сравнивали со снимками сделанными из космоса и располагали эти улицы на макете села. В процесс создания макета была вовлечена вся группа, каждый ребенок хотел побыстрее нанести на макет именно свою улицу.

Родители тоже очень помогли в создании макета тем, что целенаправленно стали больше проводить времени на улице гуляя со своими детьми по родному селу. Совместными усилиями удалось добиться того, что дети смогли не только хорошо ориентироваться по родному селу, но и любить то место где они родились и восхищаться красотой родного края.

Достопримечательности определили по экскурсиям, вынесли их на макет и начали изучать их историю. Для этого организовали поход в сельскую библиотеку. Библиотекарь Куфельд Валентина Яковлевна показала презентацию: «Как возникло село Лебедевка», показала книжку про с. Лебедевка, распечатки из газетных статей. Дети с большим интересом узнавали много нового про свое родное село.

Большое впечатление на детей произвела поездка в краеведческий музей г. Искитима. Я старалась объяснить детям, что краеведческий музей - хранитель подлинных памятников;

Материальной и духовной культуры нашего села, района, области;

Познакомить детей с жизнью наших предков;

Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.

Такая возможность прикоснуться к истории, оставила след в душе каждого ребенка.

При реализации второго блока образовательной технологии детям очень понравились эксперименты в области растениеводства: проращивание зерновых при положительной и отрицательной температуре; эксперимент на огороде. Эксперимент решили провести с детьми, чтобы понаблюдать как растения справляются в условиях засухи. Создавались условия, когда дети обильно поливали гряды, некоторые умеренно, а одну не поливали совсем. Результаты сравнивали при сборе урожая. В результате детям стало понятно, что может произойти с урожаем зерновых и овощных на совхозных полях. При этом не только закрепляется навыки обследования, но и воспитывается заботливое отношение к растениям. Для наглядности в течение лета были проведены экскурсии на совхозные поля с пшеницей, горохом, кукурузой. Проводились замеры и наблюдения за растениями.

Труд человека является неотъемлемой частью жизни человека. Знакомить детей с основными отраслями агрофирмы «Лебедевская» мне помогли родители, которые трудятся на ферме. Так состоялась встреча дошкольников и Могильной Людмилы Алексеевны и Чупиным Антоном Александровичем. Дети впервые узнали о технологической цепочке (от цыплёнка до взрослой курицы), получили представления о результатах производства отрасли птицеводства (яйцо, мясо, колбаса). Дети остались с очень яркими впечатлениями от встречи.

Одной из самых интересных получилась встреча с Героем Социалистического труда Дедяевой Валентиной Ефимовной, она рассказала о пути становления села Лебедевка, о совершенствовании условий труда (от ручного к механизированному), поделилась своим богатым жизненным опытом.

После встречи с родителями и ветеранами возникло желание побывать с экскурсией на птицеферму. Спасибо руководству агрофирмы, что разрешили посетить производство, родителям, которые организовали нам эту поездку. Дети смогли увидеть условия содержания птиц, сбора и сортировки яиц. Дети были приятно удивлены насколько большая птицеферма, и как много людей трудится на ней.

Также была организованна поездка в поселок Маяк на ферму, где содержится крупнорогатый скот, чтобы познакомить детей с еще одной отраслью производства - животноводство. Детей очень впечатлила эта поездка, некоторые дети впервые увидели коров. Они увидели условия содержания крупнорогатого скота, как за ним ухаживают.

В конечном итоге по мере реализации образовательной технологии предполагаемые результаты были достигнуты. В конце учебного года в старшей группе, мною были проведены педагогические наблюдения детей по установлению уровня знаний истории возникновения села, по следующим позициям: (Приложение № 2)

1. Способны назвать окрестности села, его улицы

2. способны ориентироваться относительно водоемов, дорог, близ лежащих городов (Новосибирск, Бердск, Искитим)

3. способны описать историю возникновения села, причины его образования

4. способны указать на расположение социальных объектов и описать их видоизменение со временем

Работая по второму направлению, прежде всего, составила перспективное планирование (приложение № 4).

Знакомя детей с промыслами Сибири, учитывала возрастные особенности детей дошкольного возраста, делала это в доступной, понятной и интересной для них форме.

Использовала следующие формы работы с детьми:

· Беседы;

· Занятия на основе метода интеграции;

· Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

· Выставки в мини-галерее изделий декоративно-прикладного искусства;

· Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;

· Просмотр видеофильмов;

· Экскурсии;

· Дидактические игры;

· Использование силуэтного моделирования

· Экспериментирование с различными художественными материалами;

· Фольклорные праздники, посиделки.

· Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

· Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах;

· Использование физминуток;

· Создание книг по декоративно-прикладному искусству.

Старалась обогащать представления детей о красоте и способах её достижения на примере народного искусства и искусства родного края.

Познакомила детей с такими видами сибирских промыслов как Ордынская роспись, Урало-Сибирская роспись, работа с берестой.

Уникальность Ордынской росписи в том, что в ней собраны элементы основных орнаментов России. И добавлены свои, характерные черты, присущие нашему краю. Потому что цветы медуницы, ягоды брусники, черники, плоды шиповника памятны с детства. Сороки, белки, лоси и бревенчатые дома - эти элементы есть только в ордынской росписи.

Еще отличительная черта ордынской росписи - введение концом кисти и примакивание кисти на «пяточку», что не сразу получилось у детей.

Помимо игрового метода, для усвоения особенностей Ордынской росписи, детям был предложен дидактический материал по большинству народных промыслов в виде пазл и мозаик, также я активно использовала круги Луллия (развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ). Все круги были изготовлены по народным промыслам России.

Дети научились держать кисть вертикально, и отпускать её на «пяточку». Умеют использовать тот или иной цвет в росписи, обусловленным сюжетом выбранной композиции, временем года, характерным окрасом птиц или животных Сибири. У них хорошо развиты технические навыки при ознакомлении с Ордынской росписью, воображение.

Очень интересной оказалась работа с Урало-Сибирской росписью, так как ее изобразительные мотивы весьма разнообразны, это цветочные орнаменты и изображение птиц и зверей. Детям понравилось работать с Урало-Сибирской росписью.

После предварительного размера мотива и композиции, прописывали подмалёвок, которым обозначают основные пятна цветов, бутонов, листьев, затем производят их моделировку белилами, обмакнув кисть в краску нужного цвета и вращая его вокруг своей оси, за одно движение превращалось подмалёвка в ягоду или лепесток. Заканчивалась роспись нанесением приписок и травок, которые разбивали четкие контуры форм и повышали орнаментальность мотивов, связывая их между собой и с фоном.

Мне удалось добиться того, что дети научились держать кисть вертикально, набирать два цвета на кисть и делать подмалевок для изображения цветов, листьев и т.д.

Развивала творческие способности детей на основе приобщения к русской народной культуре «Урало-Сибирской росписи».

Особенно хочется отметить работу с берестой. Дети остались в восторге после работы с ней. В ходе работы познакомила детей с несколькими видами художественной обработки бересты плетение, роспись, резьба, чеканка, тиснение, процарапывание, окраска, выжигание.

Дети проявляли интерес к изделиям из бересты, старались понять язык искусства. Предлагали собственные замыслы и воплощали их в аппликациях, поделках, рисунках. Развивали эстетический вкус в работе с берестой.

Большую помощь нам оказывали родители при заготовке бересты для поделок. Постепенно в процесс создания поделок вовлеклись не только дети но и их родители. В ходе совместной работы нам удалось организовать выставку «Дары березы русской» поделок сделанных руками детей и их родителей.

При поддержке родителей нам удалось дооформить фольклорную комнату стилизованными под старину лавками, домашней утварью и русской народной одеждой.

Посещая с детьми фольклорную комнату, я объясняла назначение тех или иных предметов, подчеркивала красоту и мастерство человеческих рук, показывала историческую преемственность с современными аналогами (например: лучина - керосиновая лампа - электрическая лампа; валек - чугунный утюг на углях - электрический утюг), знакомила с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, а также от места их проживания (в лесистой местности, в основном, использовалась деревянная посуда, а в местах, богатых глиной - глиняная), приобщала детей к истокам русского народного творчества. Виды народного творчества позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений и самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом.

В ходе непрерывно непосредственной деятельности, режимных моментах знакомила детей с природными аспектами, на прогулках, экскурсиях старалась расширить знания детей о флоре и фауне Сибири, воспитывать бережное отношение к природе. Чтобы дети смогли понять все величие родной земли, я знакомила с природными ресурсами Новосибирской области. Мои дети знают, что в области очень много полезных ископаемых. В Северном районе открыты месторождения нефти и природного газа. В Искитимском, Черепановском и Тогучинском районах добывают высококачественный уголь. Север области богат торфом. В области имеются большие запасы кирпича и керамических изделий (КСМ). В восточной его части добывают строительный камень, граниты, известняки, сырье для производства цемента и белый мрамор.

Хочется отметить, что дети знают, что в НСО очень много лесов. Северную часть области занимают дремучие темно - хвойные леса и обширные участки труднопроходимых болот. Для нее характерны ель сибирская, сосна сибирская, пихта сибирская. Вдоль Оби тянутся более светлые сосновые боры. Южнее тайги начинаются мелколиственные леса из березы и осины. Животный мир лесов очень разнообразен. В кронах деревьев и кустарников гнездятся птицы. Обычными обитателями леса являются: лось, белка, соболь, бурундук. На севере области можно встретить северного оленя, медведя, росомаху.

Степи занимают только крайний юго - запад нашей области - северную часть Кулундинской равнины. Животный мир степей: грызуны.

Основные посевные площади НСО заняты зерновыми и зернобобовыми культурами. Незначительная часть отведена картофелю и овощам.

Реки, озера - богатство нашей области, Обь несет свои воды с Юга на Север через всю территорию области. Самые крупные озера: Чаны, Убинское, Карачи. Озер так много, что нашу область можно назвать «страной голубых озер». По мере изучения природных ресурсов, мы старались дополнить комнату краеведения новыми экспонатами.

При изучении рельефа, лесов НСО, водоемов, мы с детьми оформили макет НСО, на нем отобразили лесные массивы и водные ресурсы.

Приобщать детей к истокам народной культуры, старалась через знакомство с укладом жизни, предметами быта, традициями, праздниками. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили. В поиске современных педагогических приемов мы, к сожалению, забываем о народных традициях, об их воспитательной ценности. А ведь дети всегда являлись самыми активными участниками обрядов. Во всех традиционных приготовлениях дети помогали взрослым, у них были свои хлопоты и тайные заботы. В нашем детском саду также есть свои традиции и праздники, такие как «Осенины», «День пожилого человека», «День матери», «Новый год», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День смеха».

Также детей знакомила с народными праздниками. Еще с глубокой древности пришел к нам любимый праздник «Масленица» - это проводы зимы и встреча весны. На масленицу принято играть в народные игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело. У детей всегда остается очень много впечатлений после такого праздника. Через беседы знакомила детей с праздником «Пасхи». На занятиях по рисованию дети с большим интересом расписывали пасхальные яйца. Затем мне стало интересно, а существуют ли какие-то традиции в семьях детей, для этого я провела анкетирование с родителями, которое показало, какие традиции существуют в семье. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Сибирского края.

Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, консультации) использовала в своей практике:

Вечера вопросов и ответов;

Совместные мероприятия (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалогической основе, открытые показы воспитательно-образовательного процесса) ;

Экскурсии совместно с детьми;

Индивидуальную работу с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребёнка).

В результате работы у ребёнка формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, потребность и готовность проявлять сострадание и испытывать радость, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки. В ходе совместной работы удалось сформировать чувство гордости за русский народ.

Педагогический коллектив, со сложившейся в МКДОУ традицией взаимоучастия по самообразованию, помогал в сборе методической литературы, электронного материала. Я в свою очередь провела консультацию «Народные промыслы Сибири». Составленную картотеку игр народов Сибири предложила для работы коллегам.

В конце учебного года в подготовительной группе, мною были проведены педагогические наблюдения детей по установлению уровня знаний родного края - Новосибирской области по следующим позициям: (Приложение № 5)

1. способны назвать особенности рельефа НСО;

2. способны перечислить леса, водоемы НСО, их обитателей;

3. способны перечислить основные промыслы Сибири;

4. способны назвать праздники и обычаи русского народа.

Педагогическое наблюдение разработано на основе методик Н.Е. Вераксы «Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы», Н.В.Верещагиной «Результаты мониторинга детского развития». По обработанным результатам прослеживается положительная динамика по всем позициям.

Я думаю, что моя работа по данной теме была успешной. Я пришла к выводу, что воспитание патриотических чувств у дошкольников - процесс сложный и длительный.

Работа по этой теме позволила достичь следующих результатов: удалось сформировать чувство любви к родному краю, своей малой родине; расширить и углублять знания детей о своем селе, о районе, области, крае, его истории; сформировать бережное отношение к природе и всему живому.

Я думаю, что у детей моей группы смогла зародить первые ростки патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей Родине.

Автор: Завьялова Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МКДОУ детский сад «Родничок»
Месторасположение: cело Лебедевка, Искитимский район, Новосибирская область

Самоанализ по проблеме:

«Воспитание патриотических чувств

через привитие любви к родному краю».

Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение .

Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса .

В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Соответственно, должны претерпеть изменения и способы , средства и методы обучения и воспитания детей. Нужны новые формы работы, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.

Приступая к работе над данной проблемой, мы хорошо понимали , что

для целенаправленного результативного осуществления воспитательнообразовательного процесса необходим основательный, теоретический и практический багаж.

Изучение новинок методической литературы. Повышение квалиф и кации в ИНПО по проблемам:

«Обновление содержания дошкольного образования и прорыв технологии развития личности» в объеме 114 часов.

«Психолого-педагогические, организационно-методические аспек т ы реализации образовательных программ в ДОУ» 7 2 часа.

Для формирования человеческой личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым образом жизни. В отличие от морали (норм, вырабатываемых обществом), нравственность, патриотизм - это приобретение личности, то есть осознанная свобода выбора и ответственность.

Когда ребёнок начинает активную жизнь, он сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружение себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребёнок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.

Это все - знание принятых в обществе норм и правил поведения: переживание, способность к сочувствию, к радости, действий в отношении других людей, развитие собственных качеств - есть понятие нравственности . Без неё человек не может жить среди людей.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия - родина для многих народов и народностей. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, необходимо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю и культуру. Россия страна многонациональная, поэтому национальная гордость не должна выражаться в тупом самомнении и самодовольстве. Настоящий патриот, его патриотизм выражаются в делах, в глубоком уважении к культуре, а не в самовозвеличивании.

Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он создаётся культурой человека, нравственной ее глубиной.

Основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству па основе разнообразия форм работы.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство

красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему пароду, его обычаям, традициям.

2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры,

сказки, песенки, пословицы, поговорки.

3. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего

города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д.).

Работая над данной проблемой, мы определили следующие направления:

Проблемное обучение , которое обеспечивает постоянную открытость ребенка новому и выражается в поиске несоответствий и противоречий, а также в собственной постановке вопросов и проблем. Предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления, развитию таланта.

При этом: Деятельность педагога : учить мыслить путем создания и разрешения

проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой

деятельности детей, направленной на развитие интеллекта.

Деятельность ребенка : приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе открытия новых знаний, также творчески мыслит.

Экспериментальная деятельность. Детское экспериментирование развивает продуктивные формы интеллекта. Как сказал П. Н. Поддьяков «Претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».

На _ наш _ взгляд _ значимыми _ условиями _ для _ успешного

экспериментирования являются :

Развивающая среда;

Уровень общения со сверстниками;

Способность к сотрудничеству;

Профессионализм педагога, его готовность к реализации данной

программы;

Потребность родителей;

Опора на собственный опыт ребенка;

Обучение в действии;

Чередование индивидуальной и коллективной работы;

Использование индивидуальных и групповых проектов.

Нацеливать па развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив);

Каждый день работы с детьми поиск. Не раскрывать истину, а научить ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов;

Постоянно открывать перед детьми «Тайну двойного во всем»;

Учить детей разрешать противоречия;

Учимся, играя каждый день.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Я стремлюсь широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенная черта русского, татарского характера, присущие им нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, я приобщаю их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания. Фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Все эти наблюдения непосредственно связаны с трудом, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии:

Посещение краеведческого музея города;

Изучение краеведческой литературы о городе и крае;

Организация выставки фотографий и открыток;

Шитьё для кукол русских, татарских народных костюмов;

Сбор и систематизация русских, татарских пословиц и поговорок, отражающих разные стороны русского парода: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.

Перед тем, как приступить к планированию работы, мною были проведены анкетирование родителей, беседы с детьми для выявления уровня знаний, диагностика. Оценку труда осуществляла по таким критериям:

Знание государственной, городской символики.

Знание и применение пословиц, поговорок, их нравственная оценка.

Народные праздники (Масленица, Рождество, Пасха).

Знание русских народных сказок.

Русские, казачьи национальные костюмы.

Знание известных людей РТ, РФ.

В решении поставленных задач использовали следующие разделы программы: «Я, моя семья, мой домашний адрес».

В своей работе нам хотелось убедить детей и их родителей в том, что любовь к Родине, к своему народу начинается с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

Для решения поставленных задач использовали специально организованные занятия, экскурсии по родному городу, оформление семейных альбомов, сюжетно - ролевые игры, использовали богатейший материал устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки.

Социально - нравственное направление.

Развивали умение у дошкольников проявлять интерес к истории, народной культуре, фольклору, к городу, в котором они живут, к стране. По этой теме па занятиях, экскурсиях давались сведения о достопримечательностях городов Анапы, Новороссийска, Краснодара, Сочи.

В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, пытались воспитать интерес к прошлым и сегодняшним событиям города. Читали с детьми, ставили театрализованные сказки, представления, участвовали в народных играх и праздниках: Рождество, Масленица, Пасха. В работе широко использовались произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в них занимает уважительное отношение к труду и любовь к Родине.

Предметный мир.

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно, проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей.

Организовывались занятия в группе, проводились наблюдения, проектная деятельность: «Как сарафан в поле вырос», «Возрождение национальной культуры», «Что такое волокно», «Богатыри земли русской», «Путешествие хлебного зернышка», «Спасем зеленую, полянку». Формировались конкретные представления о предметах быта, их назначении; проходило знакомство с различными материалами: бумагой, деревом, тканью, резиной, стеклом, льдом».

Мы научили понимать взаимосвязь назначения предмета и материала, из которого он изготовлен. Разбирали существенные признаки, лежащие в основе обобщений: одежда, обувь. Получали представления о национальном женском и мужском костюме. Добивалась описания детьми предметов, подчеркивая характерные особенности. На этих занятиях зарождается интерес к предметам прошлого и сегодняшнего дня. Вместе с детьми и их родителями собрали богатый материал для музея. Изготовили красивые национальные костюмы и продемонстрировали их перед детьми детского сада. Интересно прошли конкурсы для родителей: поделки из фруктов и овощей, необыкновенный снеговик, кормушка для птиц и создание музея льна.

Большое место в организации нашей работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Были использованы игры с бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами. Игры драматизации по любимым сказкам с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной. Интересны занятия, посвященные игрушкам наших бабушек. Большой интерес вызывают тряпичные куклы, которыми играли бабушки. Наиболее простой способ изготовления такой куклы закручивание двух лоскутков односторонней ткани. Полученную основу можно «нарядить» в соответствии с выбранным образом. Занятия с такой куклой для детей это источник эмоциональных переживаний: радости и неизменного удивления. Похоже на фокус - не было ничего, и вдруг появился человечек. Очень важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям народной культуры, при этом ребёнок испытывает радость, удовольствие, восхищение.

Нравственное значение всех этих факторов трудно переоценить. Упражняя детей в умении отражать в играх впечатления от реальной жизни, можно использовать игрушки - заменители, декораций, умения в мимике и жестах передавать эмоциональные состояния.

Ребёнок и музыка.

Используя различные формы организации занятий, игр, старались обогатить музыкальный опыт детей в процессе знакомства с произведениями народной, классической, современной, вокальной музыки.

Изобразительное искусство.

Через игру, систему занятий, организацию ярмарок, мини-музеев старались дать представления о разнообразных произведениях декоративноприкладного искусства, об их назначении и особенностях, традициях образов, узоров, орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой и обычаями.

Работая с детьми и их родителями, старались формировать у детей познавательную активность, умение получать знания и их применять. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Решать поставленные задачи старались вместе с родителями. Проводились родительские собрания в форме вечера вопросов и ответов «Колесо истории», по истории Анапы в форме деловой игры. Предлагали родителям посетить краеведческий музей, сфотографировать самое красивое, на их взгляд, место в городе; сделать поделку из природного материала; выполнить альбом на тему: «История фотографию».

Подобрать и выучить пословицы на определенную тему.

Через данные формы донести до их сознания, что родители и дети носители народной культуры.

Педагог Н. Волков писал: «Народ наиболее в чистом виде всегда представляют дети, когда национальное умираете детях, то это означает начало вымирания нации».

Воспитание не приводит к сиюминутным результатам, оно оказывает воздействие на личность ребёнка на много лет вперёд.

Выводы о позитивных результатах проделанной работы:

1. Воспитание патриотических чувств через привитие люби к родному краю представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно - практическим отношением к миру.

2. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.

3. Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.


Страницы