Садовые растения        27.06.2020   

Самообразование "проблемы нравственного воспитания дошкольников". Нравственное воспитание дошкольников Актуальность проблемы духовно нравственного воспитания в доу

Ангелина Пафнутова
Актуальность духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Актуальность духовно -нравственного развития

детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры , что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы .

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.

Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности , не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте , возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды.

Задача педагога – соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Целью духовно-нравственного воспитания дошкольника является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края : песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники.

Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им, в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс духовных ценностей .

Публикации по теме:

«Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста». Опыт работы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Презентация «Православные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей» Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск возрождения России особенно актуально, так как общество и.

Психолого-педагогический аспект реализации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста «Психолого-педагогический аспект реализации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста» Обеспечение духовно-нравственного.

Формирование здорового образа жизни, как основа духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста В последнее время в духовно-нравственном развитии дошкольников появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял.

Характеристика нравственного воспитания детей дошкольного возраста Характеристика нравственного воспитания детей дошкольного возраста Культура поведения – это сумма поступков определяющих внутреннюю культуру.

Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Конкурсное испытание «Методический семинар» МДОУ «Ельниковский детский сад №1» Ельниковского муниципального района Республики Мордовия.

Мастер-класс «Региональная культура как потенциал духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» .

На общегосударственном уровне нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании.

На общегосударственном уровне нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании. Сразу несколько задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минюста РФ от 14 ноября 2013 года № 30384, заключаются в следующем:

«5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» .

Нравственное воспитание всегда играло важнейшую роль в развитии человека и общества. Подавляющее большинство отечественных и зарубежных педагогов выделяют нравственный аспект в воспитании личности, как основополагающий. Рассмотрим некоторые суждение ведущих ученых (таблице № 1) .

Таблица № 1 – Мнение ученых о нравственном воспитании

Божович Л.И

«Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности»

Гоголь Н.В.

«Сила влияния нравственного выше всяких сил»

Запорожец А.В

«Нравственные чувства, характеризующие развитого взрослого человека, способные вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства и зависят от социальных условий жизни и воспитания»

Песталоцци И.Г

«Морем бесконечной силы совершенной любви» (высказался о приоритете нравственного воспитания с замечательной ясностью и образностью)

Руссо Ж.-Ж.

«Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого взрослого – это не делать ни кому зла»

Сухомлинский В.А.

«Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим Человеком и гражданином»

«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»

Ушинский К.Д.

«Главную задачу воспитания, составляет влияние нравственное»

Шелгунов Н.В.

«Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку»

Нравственное воспитание – педагогический процесс – процесс приобщения к моральным ценностям и конкретного общества.

Особое место личностных качеств, формируются в дошкольном занимают такие качества как доброжелательность, толерантность, эмпатия и Развитие этих у дошкольника обеспечит его в мире взрослых и благополучное вхождение в мир культуры.

К в реальной жизни лет уровень нравственности поколения резко Это происходило из-за подмены приорететов, экономическая независимость ставилась на первое место. Понятие «смелость» все реже, а на смену ему другое понятие – О совестливости, скромности, доброжелательности, собственного достоинства и даже не приходится И именно педагоги с семьей должны не развиться негативным личности дошкольника и взрасти тем росткам что в нем уже есть .

научить ребенка, что в стремлении к материальным не стоит пренебрегать нравственными принципами, делают человека Никакие материальные не восполнят нравственного и не освободят от мук совести и души.

Процесс становления и ее нравственной сферы не быть ограничен рамками. Он продолжается и всю жизнь. Но есть азы, без которых не может функционировать в обществе. И потому этим азам и осуществлять как можно чтобы дать «путеводную нить» в себе подобных.

нравственных чувств у дошкольного возраста в отечественной и зарубежной уделялось большое Основные исследования воспитания нравственных у детей дошкольного в отечественной педагогике в 50–80-х годах XX В этот период нравственного воспитания видели в усвоении дошкольного возраста и правил поведения и следование им.

В конце годов XX века воспитания нравственных ств практически не уделяли Изменилась концепция подрастающего поколения. ценностью стало и развитие индивидуальности его самобытности. Индивидуальность противопоставлена коллективу, взаимоотношениям между поэтому воспитание качеств, таких как взаимопомощь, гуманизм и др. не актуальными. .

На современном происходит возрождение нравственных ценностей. чувствует недостаток во взаимоотношениях людей. появилась потребность в сущности и механизма доброты, начиная с детства.

В ходе формирования личность через периоды открытости определенным оказываемым обществом, и подготовленности к их принятию. подобной открытости нравственным, социальным, и педагогическим воздействиям и их принять выступает детство, при этом место отводится от 5 до 7 лет жизни. Данный – самый сензитивный для данной готовности, а производить нравственный у ребенка в этом формируется на базе у него, нравственно-оценочной сознания и определяется их в признании и одобрении. В формирования данной лежит вырабатывающаяся детей дошкольного и их стремление добровольно за одобряемым социумом эталонами поведения. отзывчивость выступает развития у детей чувств .

В возрасте детства также доброта, сочувствие, радость за других. мотивируют ребенка к действиям: помощи, заботы, вниманию, радости.

На базе нравственных чувств в ст дошкольном возрасте воспитание чувства достоинства, зачатков долга, уважения к справедливости и ответственности за дело.

В дошкольном возрасте у важно формировать мотивы поведения, бы побуждали их к поступкам, общественную направленность (позаботиться о сверстнике, личным желанием удовлетворения интересов сделать своими подарок близким). мотивов поведения с организацией разнообразной детей дошкольного общения их между с взрослыми.

Основным видом деятельности у ребенка дошкольного вораста является игра, но для формирования нравсвенных качеств необходимо включать в следующие виды общественную, патриотическую, трудовую, в деятельность по материальных ценностей и природы, общение с людьми и др. В процессе участия в разнообразной у дошкольников развивается (осознание) того, как их осуществлять, формируются совести и ответственности, навыки поведения и воля, что в своей и характеризует те или иные качества. Без хорошо практической деятельности и участия семьи эффективно формировать качества.

Библиографический

    Буре, Р.С. воспитание дошкольников / Буре. – М.: Мозаика-Синтез, – 76, с.

    Григорян, Л.Г. семьи в нравственном старших дошкольников / Григорян // Воспитатель образовательного учреждения: . журн. – 2013. – № 6. – С.

    Нравственное и трудовое дошкольников / С.А. и др.; под редакцией Козловой. – М.: Академия, – 187 с.

    Социально-нравственное воспитание дошкольного возраста / Зырянова и др. ; Шадрадинский педагогический институт. – 3-е исправ. и дополн. – : Изд-во ШГПИ, – 216 с.

    Приказ Министерства и науки РФ от 17 октября года № 1155 "Об федерального государственного стандарта дошкольного зарегистрированный в Минюсте РФ 14 2013 года за рм № 30384.

Наталья Торопова
Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. Актуальность проблемы.

В настоящее время в системе образования происходят большие изменения. Разработана концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников . Для дошкольных учреждений существует опыт и различные подходы к духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста .

Духовно-нравственное развитие и воспитание предусматривается как принятие детьми моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности . Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными , что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста .

Произошло снижение многих показателей качества жизни современного детства, в том числе, и дошкольного в сфере психического, нравственного и духовного здоровья , критериями которого являются гармоничное и позитивное отношение ребенка к миру, субъективное психоэмоциональное благополучие, оптимистичная картина мира.

Детская картина мира - это выражение системы многообразных отношений ребенка, совокупность его знаний, представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками, взрослыми. В этой картине мира формируются нравственные представления о добре и зле, и вызывает тревогу тот факт, что в последнее время проявляется тенденция размывания границ детских представлений о добре и зле, к сдвигу этих границ, особенно у мальчиков, в негативную сторону. Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию .

Традиционно преимущество отдается воспитанию и педагогическим методам воздействия на ребенка. В чем может заключаться работа педагогов и психолога в детском саду по духовно-нравственному развитию ребенка ? Каковы психологические методы и технологии? Как выстраивать взаимодействие с семьей в столь тонком направлении деятельности? Наличие этих и ряда других вопросов говорит об актуальности выбранной нами темы работы творческой группы ДОУ : «Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников ».

Цель работы - определить направления психолого-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста .

Детство - уникальный период человеческой жизни. То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Детство имеет свои проблемы , трудности, этапы нравственные становления. Ребёнок с самого начала должен учить совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества.

Развитие , обучение и воспитание ребёнка начинается с момента рождения. Можно сказать, что весь период дошкольного детства является базовым в определении готовности маленького гражданина к его будущей жизни.

В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении сформулированы основные задачи ДОУ :

Охрана жизни и укрепление здоровья детей;

Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка ;

Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка ;

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка .

Решение этих задач дошкольного воспитания является сложной проблемой .

Сложности связаны с тем, что современные дети уже при рождении имеют проблемы со здоровьем , как физические, так и психологические.

Основы духовно-нравственного воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста закладываются в семье. Для улучшения самочувствия детей важное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Необходимо налаживание более тесной связи с семьей : посещение родителями группы, присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, праздниках, утренниках.

Очень важно, чтобы родители были в курсе всего воспитательно -образовательного процесса, сопереживали малышу и помогали бы ему добиться нужного результата.

Если родители не будут поддерживать действия воспитателей , либо противоречить им, то многие усилия педагогов окажутся напрасными. Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретут опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком и педагогическим коллективом в целом.

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет им преодолеть собственный авторитаризм, увидеть мир с позиции ребенка, относиться к своему ребенку, как к личности, знать сильные и слабые стороны ребенка, формировать доверительные отношения с ребенком, участвовать в его делах.

Ведущим принципом в работе дошкольного образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей.

Проблема духовного развития - одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов, выражающихся в экологических, демографических, нравственных переменах. Подтверждением тому могут стать события, происходящие в мире: вспышки актов терроризма, возникновение разного рода конфликтов и т.п. Все это говорит о духовном дефиците человечества.

Духовно-нравственное развитие и воспитание предусматривается как принятие детьми моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм.

В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста.

Произошло снижение многих показателей качества жизни современного детства, в том числе, и дошкольного в сфере психического, нравственного и духовного здоровья, критериями которого являются гармоничное и позитивное отношение ребенка к миру, субъективное психоэмоциональное благополучие оптимистичная картина мира.

Детская картина мира - это выражение системы многообразных отношений ребенка, совокупность его знаний, представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками, взрослыми. В этой картине мира формируются нравственные представления о добре и зле, и вызывает тревогу тот факт, что в последнее время проявляется тенденция размывания границ детских представлений о добре и зле, к сдвигу этих границ, особенно у мальчиков, в негативную сторону. Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию.

Традиционно преимущество отдается воспитанию и педагогическим методам воздействия на ребенка. В чем может заключаться работа педагогов и психолога в детском саду по духовно-нравственному развитию ребенка? Каковы психологические методы и технологии? Как выстраивать взаимодействие с семьей в столь тонком направлении деятельности? Наличие этих и ряда других вопросов говорит об актуальности возникшей темы работы.

Детство - уникальный период человеческой жизни. То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Детство имеет свои проблемы, трудности, этапы нравственные становления. Ребёнок с самого начала должен учить совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества.
Развитие, обучение и воспитание ребёнка начинается с момента рождения. Можно сказать, что весь период дошкольного детства является базовым в определении готовности маленького гражданина к его будущей жизни.

В ФГОС сформированы основные задачи:
. охрана жизни и укрепление здоровья детей;
. обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
. осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
. приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
. взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Решение этих задач дошкольного воспитания является сложной проблемой.
Сложности связаны с тем, что современные дети уже при рождении имеют проблемы со здоровьем, как физические, так и психологические.
Основы духовно-нравственного воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста закладываются в семье. Для улучшения самочувствия детей важное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Необходимо налаживание более тесной связи с семьей: посещение родителями группы, присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, праздниках, утренниках.

Очень важно, чтобы родители были в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживали малышу и помогали бы ему добиться нужного результата.

Если родители не будут поддерживать действия воспитателей, либо противоречить им, то многие усилия педагогов окажутся напрасными. Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретут опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком и педагогическим коллективом в целом.

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет им преодолеть собственный авторитаризм, увидеть мир с позиции ребенка, относиться к своему ребенку, как к личности, знать сильные и слабые стороны ребенка, формировать доверительные отношения с ребенком, участвовать в его делах.

Ведущим принципом в работе дошкольного образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей.

Детство - это то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире, развиваются все силы человека, как душевные, так и телесные. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Общеизвестно, что человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка. Основным фактором духовно-нравственного воспитания в детском саду является его интеграция в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и методики дошкольного образования.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка. Исходя из цели, формулируются задачи:
- формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
- воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;
- воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Наша задача, т.е. задача воспитателя - помочь родителям осознать то, что именно в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи. В целях расширения знаний по духовно-нравственному воспитанию для родителей предлагается: консультативный материал по вопросам духовно- нравственного воспитания детей, тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Образовательное направление, предполагающее проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного воспитания и развития детей. Данные встречи посвящаются семейным традициям, годовому кругу праздников, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи. Примером может быть работа с родителями, например: оформление фотовыставок, изготовление поделок, конкурс рисунков. Педагоги задействуют родителей в составлении генеалогического древа своей семьи, придумывание герба и девиза, составление родословной своей фамилии. Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.

Драгоценное время детства дано для того, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувство любви и долга, приобщился к делам сострадания, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нем. Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.

«В детстве, - писал В.А. Сухомлинский, - человек должен пройти эмоциональную школу - школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…»

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в нашей стране

Введение.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

1.Духовность и нравственность.

Духовность, нравственность - базовые характеристики личности, проявляющиеся в деятельности и поведении. В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям.

В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.

Под понятием духовность традиционно обозначалась совокупность проявлений духа в мире и человеке. В этой связи следует отдельно поговорить о религии как значимой части духовной культуры. Происхождение слова религия и его первоначальное значение до сих пор вызывают споры. Одни считают, что оно связано с понятиями «благочестие, предмет поклонения», другие возводят его к латинскому глаголу «связывать, соединять» (мир людей и мир сверхъестественный). Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором. Ее культурообразующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной.

К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей представление о религии отсутствует. Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере.

Нравственность – это присвоение человеком (то, что стало частью его «я») моральных ценностей, требований к себе и другим, и, наконец, перспектива совершенствования.

2.Сущность духовно-нравственного воспитания.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Духовно-нравственное воспитание должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.

Одним из важных условий духовно-нравственного образования является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в жизненных различных ситуациях. В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности.

Заключение .

Итак, изучив данную проблему, ее причины и пути решения я могу сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да, проблема духовно – нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно-педагогической работе церкви, семьи, политической системы, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится.

И уже сегодня в данном направлении происходят заметные улучшения, например тот факт, что принят новый Закон "Об образовании”.

Однако, несмотря на это все еще остается острым вопрос с засильем в души молодых людей западной культуры и западных ценностей и все еще размытые стратегии и цели воспитания.

Очень надеюсь на то, что меры необходимые для устранения данной проблемы будут применены раньше непоправимой катастрофы общечеловеческого масштаба – полного краха духовно – нравственных ценностей и безвозвратного перерождения людей в роботов.

Страницы