Флористика        07.04.2021   

Семья играет важную роль жизни человека. Роль семьи в жизни человека. Что дает семья человеку и как это влияет на его будущее

ЭССЕ ПО СОЦИОЛОГИИ «СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ГРУППА И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»
ПЛАН:

Введение


1. Семья – малая группа или социальный институт?

2. Семья – сила!

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. И неудивительно, что на каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В настоящее время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразились на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности.

Указанные и другие социальные причины фактически привели к кризису семейных ценностей. Следствием этого кризиса являются разъединение старших и младших поколений, широкое распространение малодетности, расширение одиночно-холостяцких форм существования. И если супружество, родительство, родство являются конституирующими семью отношениями, то в наше время наблюдается распад этого триединства. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались.

Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.

Что же ждет институт семьи в будущем? Сохранится ли семья? Выдержит ли она те испытания, которые переживает наше общество сегодня? В чем сила семьи?

Ответы на эти вопросы я постараюсь осветить в данной работе. Для этого мне необходимо рассмотреть семью как малую группу и социальный институт.

Итак, цель работы – изучить особенности семьи как малой группы и социального института на современном этапе.
1. СЕМЬЯ – МАЛАЯ ГРУППА ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ?

Для начала необходимо выяснить, что же такое малая группа и социальный институт?

В широком смысле понятие «социальная группа» – это любое социальное объединение людей – от группы сверстников до общества определенной страны. В социологии это понятие употребляется в более узком смысле – как «совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других». 1 Члены группы ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими людьми как члены данной группы.

Для анализа социальной структуры общества необходимо, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала какая-либо элементарная часть общества, которая сочетала бы в себе все виды социальных связей . В качестве такой единицы была выбрана малая группа.

Наиболее удачное определение, на мой взгляд, этому понятию было дано Г. М. Андреевой: «Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». 2 Иными словами, малыми группами называются лишь те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты друг с другом. Например, одноклассники – члены малой группы, а ученики всей школы – большая социальная группа.

Как показывает социальная практика, для нормального функционирования человеческого общества необходимо закрепление некоторых типов социальных отношений с тем, чтобы они стали обязательными для членов определенной социальной группы. В первую очередь это относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены группы удовлетворяют наиболее важные потребности, необходимые для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Например, для воспроизводства материальных благ люди закрепляют и поддерживают производственные отношения, для воспитания детей – семейные отношения, а также отношения обучения и воспитания.

Процесс закрепления социальных отношений заключается в создании системы ролей и статусов, предписывающих правила поведения в социальных отношениях , и в определении системы санкций в случае неисполнения индивидами этих правил поведения. Системы ролей, статусов и санкций воплощаются в виде социальных институтов, которые определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Отсюда «социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества» 3 , где под общественными ценностями понимаются идеи и цели, под общественными процедурами – образцы поведения в групповых процессах, под системой социальных связей – совокупность ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Итак, между понятиями «институт» и «группа» имеется существенное внутреннее различие: если группа – это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт – система социальных связей и социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить, что эти понятия неотделимы друг от друга , т.к. институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей. Иными словами, хотя институт формирует социальные связи и нормы, есть люди, между которыми эти взаимосвязи осуществляются, и которые используют нормы на практике. Именно люди организуют себя в различные группы, используя институциональные нормы. Таким образом, в каждый институт входит много групп, определяющих институциональное поведение. Следовательно, институты и социальные группы взаимосвязаны, и бессмысленно полностью отделять друг от друга эти понятия и изучать их раздельно.

Итак, исходя из вышеизложенного, я прихожу к выводу, что семья – это социальное явление, сочетающее в и малой группы.

Действительно, семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. По мнению Т. А. Гурко, «семья – совокупность лиц, проживающих совместно, связанных родством и общим бюджетом». 4 Являясь малой группой, она соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе . Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций (сексуального регулирования, репродуктивная, функции социализации, эмоционального удовлетворения, статусная, защитная, экономическая). 5

Семья как социальный институт представляет собой «совокупность исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками». 6

Институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь. 7

Таким образом, институт семьи – это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп – конкретных семей.

2. СЕМЬЯ – СИЛА!

Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни человека, общества и государства. Ведь именно семья для каждого человека – неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Именно семья признается основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Однако мир не стоит на месте, он меняется. Меняются его социальные институты, меняется и семья. Брак перестал быть пожизненным и легитимным: разводы, неполные семьи, матери-одиночки из исключений стали нормой.

Подавляющее большинство специалистов (философов, социологов, психологов, экономистов и т.д.), изучающих современную семью, сходятся во мнении о том, что семья переживает сейчас подлинный кризис. Испытание семьи на прочность происходит под воздействием тотального кризиса, переживаемого обществом, глубинная природа которого носит цивилизационный характер. Являясь первичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.

Что же ждет институт семьи в будущем? Сможет ли семья противостоять кризисным явлениям в обществе?

Одним из самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря универсальной способности адаптироваться к особенностям «всех времен и народов», семья создала огромное многообразие типов семейных структур, порой видоизменяя себя до неузнаваемости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института и малой группы. 8

Сила семьи заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. «Невозможно, чтобы люди жили вместе, постоянно поддерживали отношения, не ощущая то целое, которое они образуют своим объединением, не привязываясь к этому целому, не заботясь о его интересах и не учитывая их в своем поведении». 9

Кроме того, семья создается для удовлетворения не одной-двух, а целого комплекса важнейших потребностей человека. Семья, таким образом, в отличие от других малых групп, объединяет всю целостность своего существования.

Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные , коллективные и общественные интересы.

Говоря современным языком, семьи – это корневые файлы, в которых хранятся моральные ценности и другая важная информация операционной системы и основных программ под названием «нация» и «общество». В этих ячейках происходит загрузка формирующегося детского сознания основополагающими понятиями: добро и зло, верность и предательство, милосердие и жестокость. Удаление или повреждение этих файлов приведет к зависанию «компьютера» под названием «государство» и выведет его из строя.
Семья была, есть и будет той ячейкой, тем файлом, где хранится человеческое в отношениях между людьми. Если муж доверяет жене, а жена – мужу, не страшны потоки информации об убийствах, катастрофах, шантаже и насилии, которые на нас изливают СМИ. Если мужчина и женщина любят друг друга, их отношения не будут отношениями стервы и бессердечного мачо-ковбоя, рвущих выгоду и удовольствия каждый для себя. Как бы тяжело не жилось – они найдут спасение друг в друге. Семья спасет даже от смертельной опасности под названием СПИД. 10

Именно в этом, на мой взгляд, и заключается сила, притягательность и живучесть института семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – это социальное явление, сочетающее в себе черты социального института и малой группы. Являясь малой группой, она соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций

Мир не стоит на месте, он меняется, а вместе с ним меняются его социальные институты, а значит, и семья. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис.

Сила семьи, ее притягательность и живучесть заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные, коллективные и общественные интересы.

Нынешний XXI век становится эпохой, на которую возложены большие надежды всего человечества. Сложная экономическая и социальная обстановка требует от современного человека серьезного напряжения, что часто вызывает стрессы и депрессии, ставшие уже неотъемлемой частью нашего бытия. Сегодня как раз то время, когда особенно остро ощущается необходимость в «тихой гавани», месте душевного комфорта. Таким местом должна быть семья – стабильность на фоне повсеместной изменчивости.

Здоровая, крепкая семья – залог стабильности и процветания любого общества. Семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, мы подразумеваем развитие общества в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 490 с.

  2. Гурко, Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. – 1995. - № 10. – С.17-21.

  3. Комисаренко А. Семья. Матрица... – // http://lito.ru//read.php?id=60132 . – 04.05.07.

  4. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2001. – 74 с.

  5. Социология / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. – М.: Фолио, 1996. – 178 с.

  6. Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 256 с.
Прикрепленные файлы: 1 файл

Роль семьи в жизни человека


  1. Зачем нужна семья?
    Самые главные люди в жизни – это папа и мама, подарившие жизнь. Под родительским крылом мы проводим детство и юность – самое прекрасное время в жизни. Это время познания, освоения мира. Семья в первую очередь формирует мировоззрение нового человека. Ведь семья – это модель мира в пределах квартиры. Здесь начинается формирование личности. Мы следим за отношениями родителей, за их разговорами, за их увлечениями. Мама и папа – для нас первые и главные примеры для подражания. Они воспитывают нас, передают свой жизненный опыт, семейные традиции. От климата, который царит в семье, от того, насколько уютно и радостно дома, зависит, чем будет интересоваться ребёнок. В неблагополучных семьях дети ищут понимание не в стенах дома, а на улице у чужих людей. Мир очень жесток. А хорошая семья – защита от жестокости. Как часто уже взрослыми, имея свои семьи, в суматохе дней мы забываем позвонить родителям, побеспокоиться о здоровье, навестить! А они как будто всё понимают и прощают нас за невнимательность.
    Создать семью несложно. Чтобы принять решение двоим людям жить под одной крышей, достаточно признания в любви. Конечно, в семье должна царить любовь друг к другу. Но нужно ещё и понимание, терпение, уважение, готовность выслушать и помочь. Нужно быть готовым пожертвовать ради семьи своим временем, желаниями. Необходимо чувствовать ответственность перед близкими, дарить им своё внимание.
    Семья может стать по-настоящему крепкой, когда проходит испытание временем. Жизнь не бывает безоблачной. Радости сменяются печалями, надежды иногда оправдываются, но зачастую заканчиваются разочарованиями. И каждая семья проходит испытания на прочность. В настоящей семье проблемы решаются сообща, беды переносятся вместе. Тот дом, где живёт искренность, верность, единодушие, где чувствуется сильное плечо, прочен и надёжен. Время только укрепляет его.
    Кроме семьи есть и другие ценности, которые заполняют нашу жизнь: работа, друзья, увлечения, политика. Но мне кажется, ничто не может заменить семьи. Время, проведённое в кругу близких людей, неоценимо.
    В русской классической литературе над темой семьи много работал Л. Н. Толстой. Одной из главных она является в романе-эпопее «Война и мир». Рисуя мирную жизнь, писатель с большой теплотой описывает семью Ростовых. Здесь открыто радуются и открыто плачут, открыто влюбляются и все вместе переживают любовные драмы каждого. Их хлебосольство славится по всей Москве, они готовы принять и обласкать любого: в семье. По мысли Толстого, именно женщина создает семейный очаг. Она растит детей, она всю жизнь творит тот Дом, который становится ее главным миром, надежным и спокойным тылом для мужа и истоком всего для младшего поколения. Она утверждает доминирующую в доме систему нравственных ценностей, она прядет нити, соединяющие всех членов ее семейства. Идеал такой женщины для писателя является Наташа Ростова.
    Проблемам семьи и брака посвящён роман «Анна Каренина». Выдвинутая вначале тема семьи оказалась взаимосвязанной с общественными, социальными, философскими вопросами - произведение постепенно разрослось до крупного социального романа, в котором писатель отразил современную ему жизнь. Толстой вынес суровый приговор обществу с его лживой ханжеской моралью, доведшей Анну до самоубийства. В этом обществе нет места искренним чувствам, а лишь установленным правилам, которые можно обойти, но скрываясь, обманывая всех и себя. Искреннего, любящего человека общество отторгает, как инородное тело. Толстой осуждает такое общество и установленные им законы.
    Таким образом, семья должна быть у каждого человека. Ни деньги, ни власть не подарят нам бескорыстную любовь, не залечат душевные раны, не спасут от одиночества, не принесут истинного счастья.
  2. «Семья» - это слово мы слышим каждый день, с самого раннего детства. Большинству детей повезло родиться именно в семье, где есть мама и папа. Кто-то воспитывался лишь с одним родителем – мамой или папой, в «неполной» семье. Кто-то из детей, увы, семьи был лишен полностью, родителей ему заменили воспитатели и нянечки детского дома…
    Почему происходит так, что дети оказываются брошенными собственными родителями? Почему очень часты разводы между молодыми людьми? Почему слово «семья» не имеет в современном обществе большой значимости, ценности? Люди настолько забыли о том, что они могут быть детьми и родителями, о том, что нужно продолжать человеческий род, что это стало государственной, общенациональной проблемой. Недаром В. Путин объявил 2008 год годом Семьи.
    Что же обозначает это понятие – «семья»? В Толковом словаре мы находим определение: «Семья: группа живущих вместе близких родственников». Кроме того, там есть еще и такое определение: «объединение людей, сплоченных общими интересами». Итак, «семья» - это близкие родственники, которые живут вместе и которых объединяют общие интересы. Какие это интересы? Только лишь материальные? Я думаю, что нет. Вернее, в первую очередь, нет, если речь идет о настоящей семье.
    В «настоящей» семье самым главным объединяющим началом является любовь, любовь людей друг к другу. А если люди любят друг друга, то они принимают своих родственников такими, какие они есть, принимают и желают им добра. В настоящей семье всегда примут и выслушают, всегда простят и попытаются понять.
    Настоящая семья – это твой истинный дом, куда ты всегда можешь вернуться, после любой неудачи, любого потрясения, любого горя. И только здесь, Дома, ты сможешь полностью восстановиться, вновь поверить в людей и в доброжелательный мир. И это случится благодаря твоей семье, которая будет любить тебя, несмотря ни на что.
    Примером настоящей семьи в русской литературе для меня является семья Ростовых из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Вообще, во всех своих произведениях этот писатель рассказывал о своей семье, о взаимоотношениях между своими родственниками.
    Интересно, психологи считают, что обстановка «толстовской» семьи является идеальной. Такую «идеальную» семью писатель воплотил в образе семьи Ростовых. Вспомним хотя бы эпизод, в котором старый граф отдает деньги Николаю Ростову, проигравшему большую сумму. И это несмотря на то, что семья была в больших долгах и старый Ростов жертвовал чуть ли не последним. Но такова была сила любви графа к своему непутевому сыну, что он беспрекословно спасает сына от бесчестия и долговой ямы, ничего не говоря старой графине, чтобы не выдавать сына и не расстраивать жену.
    К сожалению, ценность крепкой настоящей семьи сейчас отодвигается на второй план. Я думаю, что где-то в подсознании семья все еще является очень важной, особенно для женщин. Но другие, более материальные, ценности - деньги, карьера, успех – не позволяют полностью сосредоточиться на семье. Ее часто откладывают на потом. Хорошо, когда уже зрелые люди все же решают пожениться, завести детей. Тогда они уже сознательно и ответственно подходят к этому вопросу, и велика вероятность, что их семья будет счастливой и гармоничной.
    Но бывает и так, что в погоне за материальным и внешним, люди забывают о чем-то очень важном. И под конец жизни они понимают, что это важное было их семьей, детьми. Они осознают, что лишились своего продолжения, лишились возможности дать новую жизнь и, тем самым, продлить жизнь самим себе. А это страшно, тем более, тогда, когда осознание приходит слишком поздно.
    Кроме того, сейчас, как мне кажется, молодые люди боятся или просто не хотят брать на себя ответственность. Ведь заводя семью, официально вступая с кем-то в брак, ты берешь ответственность на себя и за другого человека. А это зачастую бывает тяжело, неприятно, страшно, в конце концов. Не говорит ли такой страх об инфантильности современных молодых людей? Я думаю, во многом это именно так.
    Сейчас на смену официальному браку приходит так называемый брак «гражданский». То есть люди живут вместе, ведут совместное хозяйство, но перед лицом государства они не являются мужем и женой. Считается, что при таких условиях легче разойтись, если вдруг «не сошлись характерами», так меньше обязательств перед другим человеком. Не знаю, насколько это правильно. Знаю лишь то, что дети, живущие в такой «гражданской» семье, чувствуют себя неуверенно и тревожно. Им не хватает ощущения стабильности, они не уверены в том, что папа с мамой всегда будут рядом, как это свойственно детям из «официальных» семей.
    Кроме того, до сих пор существует такое понятие, как «стыд перед людьми». И хотя этот аргумент становится сейчас все менее значимым, для некоторых людей он весом. Конечно, в 19 веке мнение общества, в котором ты вращался, было очень важным, если не сказать, определяющим. Именно оно, во многом, сделало невыносимой жизнь Анны Карениной после того, как она ушла из семьи к Вронскому. Вы скажете, что решающим фактором в самоубийстве героини стал ее внутренний кризис, стыд, ощущение своей греховности. Но оно, на мой взгляд, было во многом навязано извне, внушено обществом.
    Хорошо это или плохо? Конечно, не стоит заводить семью лишь под давлением общественных устоев. Но прислушаться к тому, что передавали твои предки как вечную ценность поколения в поколение, я думаю, все же стоит.
    Лично я считаю семью незыблемой ценностью. Меняются времена, эпохи, правители, эталоны и идеалы. Лишь семья всегда остается непререкаемой ценностью, потому что это продолжение рода, «родная кровь», безоговорочная поддержка и принятие, любовь. Семья – это корни, это основа, это Дом, без которого немыслима жизнь ни одного человека, в какой бы эпохе он ни существовал.
  3. Что мы обычно понимаем под словом семья? Когда мы произносим «семья», в сознании возникают образы дорогих и близких сердцу людей, помогающих в трудный момент, заботящихся о тебе. Почему семья так важна для человека? Почему он чувствует потерянность и боль, когда теряет семью? Он лишается не просто опоры и поддержки, но теряет
Краткое описание

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни так или иначе связаны с семьей, она - естественная часть этой жизни. Каждому человеку важно иметь семью, свой дом. Семья – это крепость, спасение от трудностей, защита от жестокого мира. Крепкая семья дарит тепло, уют, спокойствие. Ведь дома нас окружают родные люди, которые нас любят, понимают, всегда пытаются помочь. Счастлив тот, кто родился и вырос в дружной семье.

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед своей страной». (А.С. Макаренко.)


1.Не балуйте меня, вы меня этим испортите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

2.Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

3.Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновляет меня на их продолжение.

4.Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком.

5.Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших побед над вами.

6.Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю , почему поступаю так, а не иначе.

7.Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить – это поколеблет мою веру в вас.

8.Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

9.Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это даёт мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

10.Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться и притворяться глухим.

11.Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

12.Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз.

13.Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные предположения.

14.Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.

15. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще, перестану задавать их вам, и буду искать информацию где-то на стороне.

Детей учит то, что их окружает:

Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать .
Если ребёнка часто
высмеивают - он учиться быть робким .
Если ребёнка часто
позорят - он учится чувствовать себя виноватым .
Если ребёнка часто
подбадривают - он учится уверенности в себе .
Если ребёнка часто
хвалят - он учится оценивать .
Если с ребёнком обычно
честны - он учится справедливости .
Если ребёнок живёт с чувством
безопасности - он учится верить .
Если ребёнка часто
одобряют - он учится хорошо к себе относиться .
Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире Любовь!


Семья - часть жизни каждого человека. Она занимает важнейшее место среди ценностей человеческой жизни. Семья - это большая сила. Только она является надежной защитой от всяких жизненных неурядиц. Крепкая семья дарит тепло, уют, уверенность в светлом будущем. Ведь дома нас окружают родные люди, которые нас любят, понимают, всегда пытаются помочь. Счастлив тот, кто родился и вырос в дружной семье. Именно эту проблему-великое значение семьи в жизни человека поднимает К. Г. Паустовский в своём произведении.

Рассуждая над данной темой, рассказчик описывает жизнь обитателей своего дома. Автор акцентирует наше внимание на том, что в этом доме было много животных и предметов, но “самым необыкновенным обитателем в доме была лягушка!” Паустовский подчёркивает, что несмотря на то, что лягушки по своей природе должны жить в сырости, этой нравилось в доме.

“Её приходилось щекотать палкой, чтобы она очнулась и ушла к себе…”. Публицист отмечает, что даже одуванчики расцветали на крыльце этого дома, тем самым приводит нас к выводу о том, что всё тянулось к этому уютному дому, в котором всех можно было считать членами большой семьи.

Я полностью согласна с мнением публициста и тоже считаю, что семья, наделённая теплом, взаимопониманием и уютом-залог счастья в жизни.

Во многих литературных произведениях затрагивается проблема семьи. Мне вспоминается “Война и мир” Л. Н. Толстого. Рассказывая про разные семьи, писатель с большой теплотой описывает семью Ростовых. В этой семье искренне радуются и искренне плачут, открыто влюбляются и все вместе переживают любовные драмы каждого члена семьи. Эта семья всегда готова гостеприимно принять любого человека. В их доме приятно находиться, там спокойно на душе, так как в их семье царит счастье и любовь.

Вспомним семью Ильи Обломова из романа Гончарова. Семья Обломовых была большой, в их доме жило множество родственников. В этой семье была тёплая, дружеская атмосфера. Илью любили и ласкали все родственники. Все члены семьи жили сонной, ленивой и тихой жизнью. Они не любили трудиться. В этой семье редко грустили и задумывались над жизнью. Всем жилось весело и беззаботно. Семья Обломовых жила в лени и апатии. Но эту апатию они любили. Они наполняли апатичную жизнь праздниками и обрядами. Можно сделать вывод о том, что все семьи разные, у всех разные законы в семье, разные стили жизни, но самое главное-это семейный очаг. Главное кроется в счастье, которое должно быть в каждой семье.

В заключение ещё раз подчеркну, что семья-это опора в жизни каждого человека и всего живого, что его окружает. И если в семье будет царить любовь и взаимопонимание, все беды и ненастья в жизни люди смогут преодолеть и победить!

Слово «семья» ассоциируется с дорогими сердцу людьми, с уютом, душевной теплотой. Можно только представить, как тяжело живется одиноким людям. А их ведь очень много: сироты, дети оставленные мамами и папами, пожилые люди, от которых отказались их дети и внуки… Перечислять можно долго. Наблюдая за такими людьми, невольно задумываешься над вопросом, какова роль семьи в жизни человека.

Семья – опора в жизни каждого человека, тихая гавань в бурном море жизни. Если человек знает, что дома его всегда поддержат, он твердо ступает по жизненной дороге. Многие люди покоряют вершины в своем деле, потому что знают, что родственники будут ими гордиться. Желание помочь родным также становится мощным толчком в карьерном и личностном росте.

Родители, бабушки и дедушки – первые, с кем знакомится ребенок, который только «пришел» в этот мир. От них зависит, каким вырастет их чадо. Воспитание играет важную роль в жизни человека, ведь может, как сломать его судьбу, так и наоборот, помочь человеку обрести счастье. Родные могут прямо указать на ошибки даже взрослому, заставить его сойти с ложного пути, в конце которого ждет осуждение общества или разочарование.

Тем не менее, предыдущие мысли касались семей, в которых царят взаимопонимание, взаимоподдержка, доверие и любовь. Если же этого нет, семейные узы превращаются в цепи, которые сковывают человека. У него появляется желание вырваться. Выживая в таких условиях, человек черствеет, его сердце превращается в камень.

Семья Вити из произведения «Конь с розовой гривой» – бабушка и дедушка. Мать мальчика погибла, а отец давно бросил жену и ребенка. Ребенок часто вспоминает о маме, грустит за ней. Но любовь и забота бабушки и дедушки не позволяют ему чувствовать себя несчастным, обделенным. Родные люди учат Витьку быть добрым и честным. Мальчик знает, что в любой ситуации он может обратиться за помощью к дедушке и тот не откажет. Так было и после того, как бабушка обнаружила обман с земляникой. Дедушка не сердился, не кричал на внука. Он помог помириться с бабушкой.

В конце произведения видим уже повзрослевшего героя. Он вырос порядочным человеком, достойным уважения, ведь навсегда сохранил память о самых дорогих людях. Можно предположить, что судьба Вити сложилась бы совершенно по-другому, если бы его отдали в детский дом.

Этот пример показывает, что семья играет важную роль в формировании личности, ведь моральные качества закладываются с детства.

Членов семьи Курагиных из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» нельзя назвать дружными. Они не умеют любить друг друга. Отец имеет влияние в обществе, но собственные дети его не слушаются. Мать завидует красоте дочери. Дети живут каждый сам по себе. Они не желают помогать ни друг другу, ни родителями. Каждый озабочен своими проблемами. К чему это привело? Никто из семейства Курагиных не обрел счастья.

Так Л.Н. Толстой показал, насколько важна для человека крепкая, любящая семья.

Таким образом, семья влияет на характер человека, его взгляды, наконец, определяет его судьбу.

Страницы