Садовые растения        11.08.2019   

Список витаминов для памяти, внимания и умственной активности детей: комплексное улучшение работы мозга школьника. Эффективные способы улучшения памяти

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами Юрий Окунев.

Поговорим сегодня о том, как развивать память у подростков? Как преодолеть проблемы пубертатного периода и превратить сплошные минусы в безусловные плюсы?

Вы помните себя в 14 лет? Хулиганистые песни под гитару, вконец расстроенную и с порванной струной, во все горло, а рядом старый обшарпанный магнитофончик, не умолкающий ни на секунду?

Кто-то вспомнит свой первый мопед или мотоцикл, кто-то – коллекцию бейсболок футбольных команд, а кто-то – первую затяжку папиросы «Беломор», насмешливо протянутой рукою старшего товарища: «Куришь? – Курю!»

В подростковом возрасте все подчинено одной-единственной цели – свято блюсти свою независимость. И пусть суждения о мире еще неопытно-зеленые, окрашенные в призрачно-мечтательные тона из детских потрепанных книжек. Зато – какое наслаждение – ощущать себя взрослым и умным!

Взрыв деятельности мозга

По выводам психологов, в возрасте, который начинается, как правило, в 12 лет, совершается самый мощный скачок в развитии памяти. Причем упор идет на логическую память произвольного характера.

Логическая память опирается в первую очередь на осмысливание материала, установку связей между ключевыми понятиями.

Заканчивается этот рост памяти в 16 лет. К этому времени подросток уже может запоминать довольно большие объемы информации, подолгу удерживать внимание на одном и том же объекте. Мышление тинейджера становится цепким и последовательным, он может сам делать выводы, используя уже имеющиеся знания.

Если все так хорошо – почему же так часто приходится слышать жалобы подростков на слабую память?

На фоне растущей логической памяти ослабевает память механическая – так утверждают специалисты.

Механическая память – это когда зубришь первую строчку, к ней добавляешь вторую, потом третью…Еще круче – читаешь текст раз десять, а то и двадцать, и ждешь, пока он сам запомнится.

А ведь в школах делают упор именно на этот вид запоминания. Получается, что детей заставляют заучивать километры монотонного текста по географии, истории, биологии…что там еще? При этом, не обучая рациональным приемам работы с памятью? Парадокс? Конечно!! Еще какой.

На крыльях мнемотехники

Самое время познакомить нашего взрослеющего, и в то же время ребенка, с альтернативными методами запоминания, например, методом создания ассоциаций. Можете прочитать про него в статье « ».

В юношеском возрасте обычно присутствуют:

  • Непреодолимая тяга ко всему необычному, фантастическому;
  • Подростковый максимализм, достигший своего пика;
  • Желание все сделать в мгновение ока, везде успеть, перед товарищами выпендриться.

Мнемотехника, в основе которой лежит ассоциативное мышление, отвечает всем этим запросам. Создание образов может так увлечь подростка, что он уже сам начнет выбирать объекты для запоминания и подбирать ассоциации к ним.

Идеальный метод подготовки к экзаменам: и мозг не устает, и воображение тренируется, и память продуктивно работает.

Памятка по развитию памяти

Как улучшить память подростка? Приведенные ниже советы помогут вам в решении этой непростой и вместе с тем важной задачи:

  • Резкое ухудшение памяти подростка – серьезный повод задуматься о здоровье вашего ребенка. Возможно, требуется посещение врача. Другая причина – переутомление, недостаток сна и отдыха. Пересмотрите режим дня;
  • Выученное наизусть стихотворение или отрывок из прозы – замечательное упражнение для памяти. Алгоритм смотрите в статье
  • Обучайте подростка эффективным приемам работы с текстом: составление плана и конспектирование. Полезно следующее упражнение. Взять любую статью из научного журнала, не слишком сложную. Школьник читает один или два абзаца – записывает коротко, одним предложением, суть. Читает далее. Через день вернитесь к записям. Сможет ли ваш ребенок вспомнить то, что читал?
  • Игра на музыкальных инструментах хорошо развивает память. Можно заняться изучением танцевальных движений и комбинаций – сейчас много молодежных направлений: брейк, хип-хоп, джаз-фанк и другие.

  • Почаще нагружайте деятельностью левую руку. Благодаря этому включается в работу то полушарие мозга, которое отвечает за память.

Ну, и конечно, обязательно уделяйте внимание специальным упражнениям для тренировки памяти, которые можете найти в этой моего блога.

Приведу, пожалуй, еще парочку интересных заданий на развитие памяти подростков.

Упражнение №1: Квазислов

Перед занимающимся выкладывается лист бумаги с написанной абракадаброй букв (длина не больше 25). Нужно постараться запомнить этот набор и воспроизвести через пару часов или через день.

КОМОЛИСТРЕНОШИВЕРТОН

Запоминаем таким образом. Делим всю цепочку на отдельные звенья, удобные для присвоения им образов. Например, КОМОЛИСТ, можно ассоциировать с вопросом: «Кому лист?» или создать картинку-образ со словами КОМ и ВОКАЛИСТ.

Теперь все образы выстраиваем в одну линию. Возможно, это будет смотреться таким образом: КОМ снега летит на голову ВОКАЛИСТА, сидящего на крыше РЕНО – и вдруг автомобиль выворачивается шиворот-навыворот, то есть исполняет ШИВЕРТ, увидев на обочине громадного мужчину в форме ООН.

Упражнение №2: Анализ данных

Дано задание развивает аналитическое мышление подростка, что особенно актуальноо в старших классах.


Берем текст, достаточно короткий, но содержащий в себе длинные предложения. Скажем, такого плана:

«Японские специалисты, обслу­живающие компьютеры, давно замети­ли, что злейшим врагом больших ЭВМ являются крысы, которые прогрызают важные системы электронного управле­ния на транспорте и в производстве»

Школьник рисует на бумаге схему, отображающую суть и все смысловые единицы текста: ЧТО, ЗАЧЕМ, КУДА, В КОТОРОМ и т.д. Все это делается в виде рисунков, символов, комиксов – как угодно, только чтобы подробно. Взаимосвязи прорисовывает стрелочками.

Задача : с опорой на схему рассказать содержание текста со всеми мелкими деталями спустя 2 часа.

Сегодня мы затронули самые важные стороны темы развитие памяти подростков. Я думаю, возможность помочь своему ребенку есть у каждого родителя. Я рекомендую также сервис Викиум .

Хорошо сбалансированная подборка онлайн-тренажеров на нем способствует быстрому и эффективному развитию памяти и внимания.

Методы рационального запоминания, а также соответствующие упражнения найдете в интенсив-курсе Станислава Матвеева «Суперпамять» – великолепная методика, где все описано достаточно понятно и интересно.

Это все. Желаю плодотворной работы.
О результатах тренировок пишите в комментариях, не забывайте подписываться на новости блога. Поделитесь впечатлениями с друзьями.

До скорых встреч! Ваш Юрий Окунев.

Многие сравнивают человеческий мозг с компьютером. Ни одно наше действие не может произойти без участия этого самого главного органа. Все, что мы делает происходит благодаря импульсам, которые предаются от коры головного мозга к мышцам. Скорость процессов, происходящих в мозгу — триллион операций в секунду. Но, в следствии некоторых причин, эта скорость может замедлиться. Что может привести к снижению эффективности. Помочь себе можно при помощи витаминов и специальных препаратов, активизирующих работу мозга.

Интеллектуальное развитие ребенка процесс очень уникальный. Но, не все дети могут похвастаться высоким интеллектом. К сожалению, отставание в развитии от своих сверстников может в будущем стать причинами больших неприятностей. Поэтому, важно поддержать таким детям мозговую активность с помощью специальных препаратов – ноотропов.

Такие лекарства улучшают циркуляцию крови, усиливают внимание и познавательные процессы у детей

  • Препараты для улучшения памяти и внимания способны не только улучшить показатели умственной деятельности, но и уменьшают возможные расстройства
  • Самой частой проблемой расстройств мозговой деятельности у ребенка является недостаточное кровообращение мозга. Что приводит к снижению поступления в него кислорода и питательных веществ. К такой патологии приводят стрессы, детские страхи или внутренние конфликты. Если нарушение кровообращения мозга связано с психологическими проблемами, то для его решения необходим не только прием ноотропов, но и посещение детского психолога или психиатра
  • Ноотропные препараты не только улучшают кровообращение мозга, но и усиливают обмен веществ в его клетках. Что помогает ускорить интеллектуальное развитие и улучшить мыслительные процессы. Большинство таких препаратов отпускается из аптек без рецептов врачей. Но, перед их приемом необходимо обязательно проконсультироваться с врачом

«Глицин». Один из самых популярных ноотропных препаратов. Его прием поможет улучшить качество сна, повысить работоспособность и улучшить умственные способности. «Глицин» поможет справиться с нарушениями центральной нервной системы.

Дозировки:

  • Детям до 12 месяцев 0,25-0,5 таб
  • Детям от 1 года до 3 лет 0,5 таб
  • Детям старше 3 лет 1 таб

«Пирацетам». Усиливает обменные процессы в организме и усвоение школьного материала. Противопоказан при почечной недостаточности.

Дозировки:

  • Детям 1- 5 лет 800 мг в сутки
  • Детям 5 – 16 лет 1200-1600 мг в сутки

«Биотредин». Препарат на основе Витамина B6 и треонина. Прием этого средства активирует внимание, улучшает память и усиливает другие процессы. Обладает слабым седативным эффектом.

Дозировки:

  • Дети (любого возраста) 1 таблетка 1-2 раза в сутки
  • Взрослые 1 таблетка 2-3 раза в сутки

«Фенибут». Препарат стимулирующий приток крови к мозгу. Усиливает мозговую деятельность и улучшает память.

Дозировки:

  • Дети 8-14 лет 250 мг три раза в сутки
  • Взрослые 250–500 мг три раза в сутки

«Аминалон» . Лекарственное средство на основе гамма-аминомасляной кислоты. Усиливает обменные процессы в клетках головного мозга. Способен вывести токсины из организма.

Дозировки:

  • Дети 0.25 г два раза в сутки
  • Взрослые 0.5 г за один приме

«Пантогам». Еще один препарат на основе гамма-аминомасляной кислоты. Назначается при расстройствах внимания и памяти. Помогает снять нервное напряжение и активирует интеллектуальную деятельность.

Дозировки:

  • Дети 0,25-0,5 однократно. Суточная доза 0,75-3 г
  • Взрослые 0,25-1 г однократно. Суточная доза 1,5-3 г

«Нобен». Препарат выпускаемый на основе коэнзима Q10. Попадая в клетки мозга, это вещество активирует работу памяти и помогает ребенку лучше запомнить информацию.

Дозировка:

  • Дети Суточная доза 60-70 мг. Делить на 2-3 приема

«Билобил». Средство на основе экстракта гинко билоба. Помогает работе нервной системы, усиливает тонус сосудов головного мозга. Аналоги: Танакан, Билоба и др.

Дозировки:

  • Дети 1 капсула 1-2 раза в сутки

«Интеллан». Сироп и таблетки для снятия нервного и умственного напряжения.

Дозировки:

  • Дети 1 чайная ложка сиропа 3 раза в сутки
  • Взрослые 1 капсула 2 раза в сутки

«Фезам». Препарат назначается при снижении концентрации, нарушениях мыслительной деятельности и отставании в развитии.

Дозировка:

  • Дети старше 5 лет 1-2 капсулы 1-2 раза в сутки
  • Взрослые 1-2 капсулы 3 раза в сутки

Все вышеописанные средства хорошо себя зарекомендовали в лечении расстройств работы головного мозга у детей. Но, они должны применяться в комплексном лечении такой проблемы. С ребенком, который отстает от своих сверстников, необходимо играть в развивающие игры и проводить другую терапию.

Препараты и витамины для памяти подросткам

Каждый третий школьник в нашей стране страдает от ухудшения памяти, рассеянности и быстрой утомляемости

Чаще всего эта проблема связана с нехваткой некоторых витаминов и макроэлементов в организме. Увеличение в рационе овощей и фруктов частично может решить проблему. Но, только частично. Поэтому для ее решения все чаще пользуются специальными витаминными комплексами и препаратами.

ВАЖНО: Кроме включения в рацион подростков полезных продуктов и витаминов необходимо уменьшить до минимума употребление таких напитков как Кока-кола, Пепси-кола, кофе и т.п. Они «вымывают» полезные вещества из организма. Что может привести к их дефициту. А, следовательно, к ухудшению работы мозга.

У подростков в возрасте от 12 до 17 лет происходит бурное физическое и половое созревание. И именно в этот период их организм нуждается в дополнительном приеме препаратов, некоторые из которых улучшают память.

Витамины группы B. Витамины этой группы используются практически во всех процессах организма. В том числе и при мозговой активности. А значит они необходимы и для поддержания памяти.

Аскорбиновая кислота. Витамин C на прямую не влияет на процесс запоминания информации школьником. Но, без аскорбиновой кислоты усвоение некоторых нутриентов невозможно. В том числе и тех, которые необходимы мозгу.

Для снятия быстрой утомляемости, раздражительности, устранения головных болей и ухудшения памяти хорошо себя зарекомендовал витаминный комплекс «Алфавит тинейджер» .

Комплекс «Авитон-ГингкоВита» содержит все необходимые для помощи мозгу активные вещества. Этот комплекс показан подросткам для активации обменных процессов в его клетках. Его необходимо использовать при сильных интеллектуальных и эмоциональных нагрузках.

Также помочь мозгу можно с помощи драже «Биовиталь» . В состав этого комплекса входят 8 витаминов и множество других полезных элементов, помогающих при сильнейших интеллектуальных нагрузках.

Еще одним популярным витаминно-минеральным комплексом для подростков является «Витрум тинейджер» . Одна таблетка в день «закроет» дефицит в организме всех необходимых для работы мозга веществ.

Какие препараты принимать для улучшения памяти студентам?

Студенты — это молодые люди полные сил. Но, даже их организм нуждается в помощи

Для того, чтобы усвоить большое количество информации, необходимо принимать витаминные комплексы и специальные препараты, которые помогут справиться с возросшей нагрузкой.

«Хромвитал+» . Натуральный энерготоник от компании «Vision». Этот препарат способен зарядить каждую клетку организма необходимой для нее энергией. С его помощью можно улучшить мозговую активность и память. Это средство не вызывает привыканий и не влияет негативно на нервную систему организма.

«Сеньор» . Очень часто питание мозга полезными веществами у студентов нарушено. Это происходит из-за нерегулярного употребления пищи, нервных переживаний и других проблем. Для улучшения усвоения пищи и транспортировки питательных элементов клеткам мозга показан комплекс «Сеньор».

«Брейн-о-флекс» . Самая большая нагрузка на организм студента проявляется в период сессии. В это время студенты должны мобилизировать ресурсы своего организма. Для помощи в этом был разработан БАД «Брейн-о-флекс». Его компоненты улучшат такие функции мозга как: мышление, концентрация, память и т.п.

Для того, чтобы справиться со стрессами, которые во время учебы в институте проявляются довольно часто, была разработана биологически активная добавка «Пакс+ форте» . Витамины, минералы и фитокомпоненты, входящие в это средство, улучшат работу нервной системы, повысят стрессоустойчивость организма и концентрацию внимания. Эту добавку можно использовать и для того, чтобы улучшить память.

Что пить для улучшения памяти у взрослых?

Для лечения памяти у пожилых людей также используются препараты-ноотропы

  • Такие средства усиливают снабжение мозга кровью и кислородом. Благодаря чему лучше усваивается глюкоза. А это вещество, как известно, необходимо для улучшения памяти, концентрации внимания и другой мозговой деятельности
  • Людям пожилого возраста часто назначается «Ноотропил» . Этот препарат показан в тех случаях, когда пациент может забыть имена родных, свой адрес и другую личную информацию. Уже в первые 10 дней приема этого лекарственного средства может наблюдаться полное восстановление памяти
  • К сожалению, большинство препаратов для восстановления памяти могут вызывать привыкание. Поэтому, для лечения вышеописанной проблемы необходимо их чередовать
  • Кроме ноотропов для восстановления памяти и активности мозга у пожилых людей показан прием витаминов. Большинство таких комплексов являются универсальными и их могут применять как студенты во время учебы, так и пожилые люди. Например, витаминный комплекс «Вижн» . Но, есть и специализированные комплексы для пожилых людей
  • Очень хорошо себя зарекомендовали витамины «Витрум Мемори» . Они изготовлены специально для восстановления памяти и мозговой активности. Этот витаминный комплекс основан на растительных компонентах. Кроме своего основного действия «Витрум Мемори» может помочь при проблемах со слухом и зрением

Препараты для памяти пожилым людям

Традиционно, для улучшения памяти у пожилых людей назначается «Глицин» . Этот препарат способен решить проблемы связанны со склерозом и амнезией.

Для улучшения кровообращения мозга у пожилого человека можно воспользоваться:

  • «Пирацетамом»
  • «Фенотропилом»
  • «Танаканом»
  • «Фенибутом»

Для остановки ухудшения памяти в старости нужно разнообразить свой рацион такими продуктами как черника, лосось, говядина, брокколи, шпинат и киви.

Гомеопатия для памяти

Существует несколько гомеопатических препаратов которые способны стимулировать активировать мозговую деятельность

Они оказывают влияние на работу психической, метаболической и эндокринной системы. Такое действие помогает организму справиться со множеством проблем. В том числе и ухудшением памяти.

Лучшими препаратами такого класса являются:

«Церебрум композитум» . Комплексное гомеопатическое средство, в состав которого входят все необходимые для работы мозга витамины и минералы. При применении этого средства улучшаются показатели мозговой активности. Кроме того, с его помощью можно улучшить работу иммунной системы и внутренних органов.

«Золотой йод» . Препарат, действие которого направлено на улучшения кровообращения мозга. Он показан при головной боли, головокружениях, ослаблении памяти и нарушениях сна.

«Мемория» . Препарат, обладающий ноотропным действием. С его помощью можно укрепить сосуды головного мозга, улучшить его кровообращение, нормализовать обменные процессы и улучшить мыслительную активность.

«Эдас-138 Арнаур» . Средство, на основе натуральных (в основном растительных) компонентов, улучшающее активность мозга и сердечно-сосудистой системы. Применяется для лечения склероза сосудов и ухудшения мыслительных процессов в следствии старения мозга.

«Полимнезин» . Препарат для лечения нарушения функции памяти и усиления мыслительного процесса.

«Афосар-Эдас» . Капли для приема внутрь. С их помощью можно повысить сопротивляемость организма воздействиям стресса, улучшить работу сердечно-сосудистой системы и кровообращение мозга. Показан при вегето-сосудистой дистонии.

«Хуато» . Гомеопатический препарат на основе растительных компонентов, обладающий ноотропным действием. Способен улучшить функциональную активности центральной нервной системы и коры головного мозга.

Растительные препараты для памяти

Сегодня существует множество препаратов для восстановления памяти, основу которых составляют растительные компоненты

Описывать их не имеет смысл. Каждая уважающая себя фармацевтическая компания в своем ассортименте имеет несколько лекарственных средств и БАДов для активации функций мозга. Чаще всего такие препараты изготавливаются на основе:

Гинкго Билоба. Листья и семена этого растения давно и успешно применяются представителями китайской традиционной медицины. Сегодня препараты на основе Гинкго Билоба можно купить и в нашей стране. С их помощью можно улучшить снабжение мозга глюкозой и кислородом. Кроме того, это растение помогает наладить обменные процессы в организме и обладает антиоксидантным свойством.

Плаун. Еще одно растение, которое способно улучшить память. Из семян плауна делают различные лекарственные препараты, в том числе и для минимизации признаков болезни Альцгеймера.

Черный перец. Этот эффективный продукт активирует живость ума. Кроме того, соединения черного перца помогают лучше усвоиться полезным веществам других продуктов.

Барвинок. Это растение называют цветком памяти. Особенно эффективны препараты на его основе для поддержания памяти у пожилых людей.

Имбирь. Очень популярный продукт, обладающий множеством полезных качеств. Способен усилить кровообращение мозга. Что также помогает восстановить память и концентрацию внимания.

Витамины для памяти и внимания

Для улучшения работы мозга и усиления функции памяти прежде всего показаны витамины группы B, аскорбиновая кислота и токоферол

Большинство из них выступают в качестве антиоксидантов и помогают мозгу справиться с нагрузкой, улучшить внимание и память. Такие соединения можно найти в следующих витаминных комплексах:

«Память Форте». Комплексный препарат, который специально разработан для концентрации внимания и улучшения памяти. «Память Форте» был разработан для людей, которые ежедневно сталкиваются с высокими затратами физического и умственного характера. Особенно полезен данный препарат при усвоении новой информации.

«Витрум Мемори». Витаминный комплекс, улучшающий мозговое кровообращение. Используется для улучшения мозговой активности, интеллектуальных способностей и долговременной памяти. В его состав входят витамины: В1, В2, В6 и витамин С.

«Интеллан». Препарат на основе растительных экстрактов. Показан при сильных интеллектуальных нагрузках и для улучшения памяти. Успокаивающе действует на нервную систему и способен справиться с депрессиями.

«Пиковит». Детский витаминный комплекс, который назначается для улучшения мозговой деятельности школьников в зимнее и весеннее время. Когда их организм остро нуждается в витаминах и макроэлементах.

Что ухудшает память?

Существует множество факторов, которые негативно сказываются на функциях памяти

  • Самой частой причиной такой проблемы являются черепно-мозговые травмы. Также в один ряд с травмами можно поставить инсульт, онкологию и такие инфекционные заболевания как энцефалит и менингит
  • Может негативно сказаться на работе мозга и заболевания сердечно-сосудистой системы, внутренних органов и нарушения обмена веществ
  • Нехватка витаминов, стрессовые ситуации, вредная пища и недостаток сна также являются причинами, ухудшающими память
  • Негативно сказываются на работе мозга вредные привычки: курение, злоупотребление алкоголем и прием наркотиков. Плохая экология и отравления тяжелыми металлами также могут негативно сказаться на памяти
  • Возраст еще один фактор, который разрушает память

Соня. Всегда лечусь Глицином. Если чувствую, что устаю, теряю концентрацию и внимание иду в аптеку и покупаю этот препарат. Результатом очень довольна. Улучшается сон и на утро чувствую себя полной сил и энергии.

Олег. В последнее время сильно ухудшилась память. Обратился к врачу. Он посоветовал «Фезам». Пью курсами два раза в год. Ожидал конечно большего. Но, и достигнутым эффектом вполне доволен. Тем более, что годы уже берут свое.

Видео. Причины ухудшения памяти, лечение народными средствами

Человек без воспоминаний - человек без прошлого. Не зря одним из самых сильных ходов при создании телевизионных сериалов является сцена с амнезией - воспоминания играют для нас огромную роль, и проблемы с памятью могут серьезно отразиться на качестве жизни. Забытое название таблеток, и как итог неправильное лечение, водитель, запамятовавший провести техосмотр автомобиля - лучше не доходить до такого состояния, а раз и навсегда решить для себя задачу, как улучшить память.

Следим за питанием

Люди полагают, что только возрастные особенности и отсутствие упражнений приводят к тому, что у них появляется плохая память. Что делать, если, мол, все мы не молодеем?
Огромную роль в вопросе улучшения памяти и повышении внимания играет питание.

Разнообразный стол с большим количеством свежих овощей и фруктов, богатой жирными кислотами рыбы, каш, с добавлением в рацион растительных масел, орехов и семечек способствует не только нормализации веса, но также решает вопрос, как улучшить память и внимание.

Чрезмерное потребление животных жиров, тяжелых соусов, фастфуда, сладостей и выпечки в то же время является одной из причин проблем с памятью.

Три важных слова на «С»

Проблемы с памятью преследуют тех, кто уделяет мало времени сну, круглосуточно работает, не позволяя себе оторваться от экрана компьютера. За снижением общего качества жизни постепенно приходит следующая проблема - неспособность запомнить важную информацию, и вот уже человек начинает страдать от забывчивости не только дома, но и на работе.

Причины кроются в так называемой триаде С - сон, спорт, стресс.
Недостаток активности либо крайняя нерегулярность занятий спортом ведет к ухудшению кровоснабжения внутренних органов, в том числе мозга. Сидячий образ жизни способствует различным болезням опорно-двигательного аппарата, все это отражается на нервной системе, и как итог начинаются проблемы с памятью.

Еще один важный момент, который следует учитывать, пытаясь решить задачу «как улучшить память» - проанализируйте, достаточно ли вы спите. Именно хронический недосып ведет к непроизвольному снижению способности концентрировать внимание. И спать надо в комфорте, в домашних условиях, а не урывками в транспорте.

Третий момент - минимизация стресс-факторов. Улучшение нашей памяти напрямую зависит от психического состояния. Раздражение, усталость, бессонница отнюдь не способствуют повышению внимательности, в то время как активный выспавшийся человек решит большую часть проблем уже благодаря своему спокойному состоянию.

Концентрация внимания

Иногда проблема нашей памяти связана с неспособностью удержать внимание, и для ее решения достаточно повысить способность к концентрации.

Для улучшения памяти и внимания используют следующие методы:

  1. При чтении газет или журналов выделяйте ручкой или маркером буквы, объединенные по общему признаку, например, задвоенные, стоящие рядом в слове, или одинаковые, но расположенные поодаль друг от друга;
  2. Когда вы едете в автомобиле в качестве пассажира, дайте себе задание замечать проезжающие мимо автомобили, имеющие между собой что-то общее: только синие иномарки, только те, в номерах которых есть цифра 6, или лишь те, за рулем в которых сидят женщины.

Эти упражнения не обязательно решат проблемы, связанные с памятью, так как перед вами не будет поставлена задача запоминать найденные признаки, но вы избавитесь от рассеянности, с которой часто связан дефицит внимания.

Превращаемся в амбидекстра

Как улучшить память и внимание человеку, который высыпается, занимается спортом и не нервничает попусту, но все равно регулярно что-то забывает? Возможно, все дело в преобладающем влиянии одного из полушарий мозга.

Амбидекстр - человек, владеющий одинаково правой и левой рукой, способный ими писать, рисовать, держать приборы и многое другое.

Амбидекстрия бывает врожденной, когда у человека изначально одинаково развиты правое и левое полушария мозга, и приобретенной.
Для улучшения памяти используется способ периодической смены рабочей руки. Это позволяет «включить» менее используемое и, значит, менее развитое полушарие мозга, простимулировать его работу, это в итоге способствует значительному улучшению памяти.

Методы для упрощения запоминания

«Я хорошо запоминаю лица, но постоянно забываю имена!» - иногда жалуются люди.
Проблема памяти на отдельные категории информации весьма распространена. У кого-то лучше работает визуальная память, у кого-то - слуховая, для некоторых вспомнить телефонный номер - задача не из легких.

  • Визуальный: чтобы не забыть имя или название, свяжите для себя эти слова с какими-то зрительными образами, например, фирму «Цветочный уголок» представьте как мягкий кухонный уголок, на котором стоят вазы с цветами.
  • Раскладывание по местам: отправляясь за покупками, мысленно придумайте куда именно вы положите каждое наименование (батон хлеба - в правый карман, лимоны - в нагрудный, шоколад - под шапку). Абсурдность только поможет вспомнить список покупок.
  • Разбивка по ассоциациям: запоминая цифровые значения, разбивайте их на удобные кусочки, каждый связывайте с цифрой, которую нельзя забыть, к примеру, код 335311 - 33 (возраст Христа), 53 (последние цифры даты рождения мамы), 11 (барабанные палочки).

Изучение иностранных языков

Ученые с помощью ряда экспериментов доказали, что изучение иностранных языков способствует улучшению памяти, ведь мы вынуждены постоянно держать в голове множество новой информации, правил, зазубривать исключения и использовать возможности мозга по максимуму.

Разговаривая на другом языке, мы даже не замечаем, как много работы в это время происходит в нашей голове: мы вспоминаем слово на родном языке, потом подыскиваем аналог на иностранном, а услышав ответ, вынуждены производить обратную процедуру.

Для лингвистов проблемы с памятью - не проблемы вовсе, они вынуждены ее постоянно, для всех остальных даже изучение основ языка в домашних условиях простимулирует память.

Дополнительные «якоря»

Индейцы Северной Америки для запоминания важных событий пользовались таким методом: как только происходило то, что они хотели навсегда запечатлеть в памяти, они доставали и откупоривали один из мешочков с ароматической смесью. И с того момента всякий раз, вдыхая этот запах, они в деталях вспоминали событие.

Как улучшить память, если мы не носим с собой такие мешочки? Устанавливать ассоциативную связь, используя другие органы чувств: осязание, вкус, зрение. Прикоснитесь к ткани, чтобы запомнить, как она ощущается под руками, и это поможет запомнить цвет; отправьте в рот лимонную карамельку, познакомившись с человеком, и вы вспомните его имя, снова ощутив этот вкус на языке.

  • Повторение - лучшее упражнение
  1. Второй раз перечитайте текст сразу после первого прочтения;
  2. Сделайте это снова через полчаса;
  3. Следующее прочтение надо повторить через 8 часов;
  4. Через сутки снова прочтите материал.

Такие упражнения для долговременного улучшения памяти желательно повторить через две недели, и последний раз - через два месяца.

  • Мозг запоминает то, над чем работает

Как улучшить память быстро и без длительных затрат времени? Возможно, ее не нужно улучшать, проблема может крыться в привычке бездумно зазубривать информацию вместо ее осмысления.

Человеческий мозг устроен таким образом, что затвердить бессмысленный с его точки зрения порядок слов без понимания, что именно стоит за этими словами, ему трудно. В случае же, когда мы понимаем о чем текст, нам достаточно просто осознать суть вопроса, а остальное всплывет в голове самостоятельно.

Привычка сперва понять, а потом запоминать дает отличные шансы на значительное улучшение памяти, повышая и внимание.

  • Проговаривание вслух

В качестве хорошего упражнения для улучшения памяти можно применить метод проговаривания читаемого материала вслух. Это позволяет задействовать не только зрительную, но и слуховую память, что повышает шансы на запоминание и в целом способствует улучшению памяти.

Как быстро улучшить память, если простое проговаривание не помогает? Попробуйте спеть то, что пытаетесь запомнить. Пойте текст на мотив известного хита или придумайте свою мелодию, использовав феномен песни, которую невозможно выбросить из головы.

  • Восстановление данных

В одном из рассказов о Шерлоке Холмсе великий сыщик спросил ассистента, сколько ступеней на лестнице, которую он преодолевает каждый день, и доктор Уотсон не смог дать ответ.

Зачастую мы не замечаем самых очевидных многократно повторяющихся фактов и цифр, и в качестве еще одного упражнения для улучшения памяти следует использовать метод восстановления событий прошлого.

На работе выдалась свободная минута? Закройте глаза и попытайтесь восстановить облик коллеги, которого встречали вчера в коридоре. Вспоминайте во что он был одет, что сказал, какое у него было выражение лица. Этот способ отлично подходит тем, кто имеет проблемы с памятью визуальной, не удерживает в голове лица, хотя не склонен забывать имена.

С помощью этого же упражнения для улучшения памяти можно научиться запоминать последовательность событий - через несколько дней после похода в кинотеатр постарайтесь в деталях восстановить сколько человек было в зале, что вы ели и пили, то же самое делайте после визитов в музей или ресторан. И вскоре вы заметите, что проблемы с памятью начали отступать.

Пять мелочей

Основная проблема памяти - не схватить картину, а воссоздать ее, и именно эту способность надо оттачивать.

Проблему «как быстро улучшить память» помогает разрешить ежедневная тренировка под названием «пять мелочей». Ее можно повторять на работе, дома и даже в дороге.

  • На первом этапе выложите перед собой на стол пять разных предметов, пару секунд посмотрите на них, закройте глаза и постарайтесь в деталях вспомнить, что именно лежит перед вами, какого оно цвета, формы и т. д.
  • На втором этапе усложните себе задачу, пытаясь вспомнить пять предметов, которые вы только что видели на столе у коллеги или в вагоне метро.
  • Третья ступень, способствующая значительному улучшению памяти - увеличьте количество запоминаемых предметов и время, прошедшее с момента, когда вы перестали на них смотреть. Вспоминайте, что именно и в каком порядке лежит в правом нижнем ящике вашего рабочего стола, перед возвращением с обеденного перерыва; мысленно нарисуйте картину содержимого верхней полки кухонного шкафа по дороге с работы домой.

Головоломки и пазлы

Детские игрушки способны улучшить нашу память!
Собирая пазлы и разгадывая головоломки, мы заставляем мозг напрягаться, работать, стимулируем продуцировать новые нейронные связи.
Чтобы усложнить задачу, поставьте таймер и решайте логические задачи на время, и вы заметите, что чем дальше, тем быстрее вы находите ответ.

Основная проблема памяти зачастую кроется не в неспособности человека к запоминанию, а в том, что мы сами доводим себя до состояния, когда мозг не может нормально функционировать, нейронные связи истощаются и рвутся, и в дальнейшем для восстановления способности к запоминанию может потребоваться медикаментозное лечение. Для поиска ответа на вопрос «как улучшить память и внимание» стоит уделить время не только упражнениям, но также самосовершенствованию и улучшению качества своей жизни в целом.

Проблема развития памяти, внимания и способности концентрироваться на задачах в случае с развивающимся мозгом школьника может возникать как результат действия нескольких факторов: психологического, физиологического, поведенческого и др.

  • В одних случаях для развития памяти и для школьников предлагают изменить образ жизни и деятельности, обогатить рацион (в том числе с помощью биодобавок).
  • В других – по медицинским показаниям применяют комплексное лечение стимулирующими препаратами и ноотропами.
  • В третьих – решение ищут в индивидуальном подходе, учитывающем особенности восприятия и запоминания конкретного школьника, вследствие чего родители под своего ребёнка корректируют школьный курс обучения.

Факторы, которые надо учесть в работе по улучшению работы мозга школьника

Медицинский фактор

Чаще всего в контексте рассмотрения действия этого фактора говорят о синдроме дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ). Не все медики, учителя и родители признают существование этого невралогическо-поведенческого расстройства, однако для большинства СДВГ – медицинский факт, полного способа избавления от которого пока не найдено.

Считается, что у мальчиков синдром встречается чаще, чем у девочек. Но разнообразие критериев постановки диагноза, методик исследования и способов локализации групп не дают возможность установить не только точную пропорцию, но даже распространённость СДВГ. Называются числа от 3:1 до 9:1 соотношения мальчиков и девочек с этим синдромом. Общая же оценка распространённости расстройства колеблется в пределах от 1 до 30 % от всего населения. Также считается, что треть детей от числа тех, у кого зарегистрирован СДВГ, перерастает синдром или приспосабливаются к нему. Сложность классификации возникает ещё и из-за того, что некоторые из признаков СДВГ проявляются эпизодически и время от времени.

Феноменологическая характеристика включает такие диагностические критерии, как:

  • неспособность удержать внимание на деталях, а также сконцентрироваться на выполнении заданий и на поставленных во время игр целях,
  • забывчивость и рассеянность в повседневных ситуациях, что также сопровождается частой потерей вещей,
  • избегание вовлечения в процессы, которые требуют сохранения длительного умственного напряжения и др.

Признание у ребёнка СДВГ позволяет внести корректные поправки в стимулирование мозговой деятельности школьника, что в будущем даёт ему возможность рассчитывать на успех в профессиональной сфере, избавляет от проблем с адаптацией в коллективе, сложностей в межличностных отношениях.

Несмотря на то, что подходы к работе с расстройством разнятся в разных странах, общепризнанным считается комплексный подход, который включает немедикаментозную психотерапию и индивидуальную модификацию поведения с помощью психостимуляторов и ноотропов (если не помогает педагогическая и нейропсихологическая коррекция).

Опасность назначения стимуляторов детям связана с тем, что завышенные дозы препаратов могут вызывать привыкание, вследствие чего фиксируются случаи, когда подросток использует высокие дозы для достижения наркотических эффектов. Частично привыкание связано и с краткосрочным действием препарата, который из-за этого нужно принимать несколько раз в день. Так действие большинства из них длится не более 4 часов, но и метилфенидат или декстроамфетамин с продолжительностью действия до 12 часов сохраняют опасность привыкания.

Альтернативой таким препаратам становятся средства растительного происхождения типа HeadBooster, BrainRush, Optimentis, которые оказывают влияние на улучшение питания головного мозга, кровообращение, энергообмен и тонус коры не сразу, а постепенно, по мере улучшения состояния тканей и коммуникативных функций в нейросетях. Благодаря своему «мягкому» действию эти же препараты чаще других используют в коррекции физиологического характера.

Физиологический фактор

Самой распространённой физиологической причиной, мешающей мозгу школьника в полной мере раскрыть свой потенциал, считается нарушение кровообращения мозга, а также нехватка питательных веществ и кислорода. Такая ситуация может возникнуть вследствие:

  • генетических факторов,
  • родовых и послеродовых травм, связанных с повреждениями шейного отдела, асфиксиями, кровоизлияниями,
  • болезней, перенесённых ребёнком или матерью во время беременности,
  • несбалансированного питания и сложной экологической обстановкой,
  • привычек, благодаря которым школьник систематически нарушает правила здорового образа жизни и поведения.

Два последних пункта относятся к тем, на которые можно и нужно повлиять, чтобы своего ребёнка.

Социально-психологический фактор

Успехи или неудачи ребёнка в получении новых знаний могут напрямую зависеть от степени психологической комфортности среды обучения и методики преподавания, соответствующей индивидуальным особенностям восприятия. Так, ребёнок, обучающийся во враждебно настроенном коллективе, в принципе не может быть сосредоточен на усвоении знаний, поскольку занят собственным «выживанием». При всей сообразительности школьника и активности работы мозга, его формальная результативность будет оставаться на низком уровне.

Ребёнок-«визуал», склонный с большей лёгкостью воспринимать информацию подданную в виде изображений, схем, визуальных образов, печатных текстов, будет хуже запоминать устную речь и попытку донести информацию в вербальном диалоге. И наоборот – ребёнку-«аудиалу» легче увидеть информацию, чем услышать её, что тоже нужно учитывать при оценке индивидуальных способностей ученика и процессах стимуляции работы его мозга.

Наконец, ребёнка нужно просто научить некоторым приёмам запоминания, для того, чтобы его эффективность и обучаемость резко выросли. Большинство таких приёмов задействуют ассоциации, эмоции, ритмику в качестве помощников в обучении. Так яркий эмоциональный образ, ассоциативно связанный с объектом запоминания и встроенный в пространство последовательной истории запомниться намного лучше.

Средства по улучшению работы мозга ребёнка

Препараты и биодобавки, которые влияют на состояние памяти, способность к концентрации и качество сна делают это опосредованно – через улучшение микроциркуляции и снабжения мозга, а также через «включение» нейромедиаторов. Нейромедиаторы – это биологически активные вещества разных групп (пептиды, аминокислоты, моноамины), выступающие посредниками в передаче электрохимического импульса от нейрона. Большинство препаратов, созданных для активизации мозговой деятельности, имеют в своём составе такого «посредника».

«Глицин ». Препарат с названием нейромедиаторной аминокислоты, которая уменьшает выделение возбуждающих аминокислот и вызывает тормозящее действие. Препарат способствует нормализации сна и повышению умственной работоспособности. Для улучшения сна применяется за 20 минут до засыпания по 0,5 таблетки детям до 3-х лет и по 1 таблетке после трёхлетнего возраста. В аналогичных дозах – 0,5 и 1 таблетка соответственно возрасту, но 2-3 раза в сутки – применяется для снятия психоэмоционального напряжения, повышения памяти и умственной работоспособности ребёнка. Длительность приёма – 14 дней. При необходимости и при согласовании с врачом время продолжительность приёма можно увеличить до 30 дней. При этом при пролонгированном приёме дети до 3-х лет сокращают дозу (до раза в сутки) и период (до 7-10 дней).

«Пантогам ». Здесь в качестве действующего вещества используется гамма-аминомасляная кислота, относящаяся к важнейшим нейромедиаторам ЦНС. Средство назначается при нарушениях внимания, речи, ослаблении памяти и снижении умственной работоспособности. Маленьким детям «Пантогам» назначается в виде сиропа с постепенным увеличением дозировки. При длительном употреблении средства прекращается приём препаратов этой группы, чтобы избежать чрезмерной стимуляции ЦНС. «Глицин», упомянутый выше, усиливает терапевтический эффект «Пантогама».

«Биотредин ». В комплексе с «Глицином» рекомендуют принимать ещё один ноотроп – «Биотредин», который пьют курсами по 7-10 дней в режиме «трижды в день по 1 таблетке». Средство содержит витамин В6, активизируя когнитивные функции мозга, улучшая внимание и память школьников. Однако витаминный комплекс группы В более широко и полноценно представлен в растительном препарате «Optimentis».

«Optimentis ». Природно-растительное средство, в составе которого, помимо пиридоксина (В6), улучшающего метаболизм и увеличивающего работоспособность мозга, и биотина (В7), нормализующего обмен веществ, представлены и другие витамины этой группы. За улучшение кислородного питания отвечает токоферол, а за энергетический уровень и кровообращение – растительная основа, состоящая из композиции экстракта Гинкго Билоба и женьшеня.

Перейти на официальный сайт .

». Главным конкурентом «Optimentis» в группе природно-растительных ноотропных средств называют «ХэдБустер», который благодаря своему составу компенсирует нехватку и витаминов, и полиненасыщенных жирных кислот. При этом в нём тоже содержаться экстракты женьшеня и Гинкго Билоба, отвечающие за микроциркуляцию тканей головного мозга. Дети с 12 лет могут принимать эту биодобавку наравне со взрослыми за полчаса до еды три раза в день в течение месяца.

Перейти на официальный сайт HeadBooster .

Вполне возможны ситуации, когда подросток с огромным трудом запоминает формулы, даты событий истории, правила грамматики или строчки стихотворений и в то же время прекрасно знает год и историю создания группы «Led Zeppelin», год выхода первого альбома и состав «The Doors» или имена всех игроков Манчестер Юнайтед, технические характеристики Ламборджини или помнит наизусть кодовую таблицу ASCII. Разве можно в этом случае сказать, что у подростка плохая память?

Что значит «плохая память»

Давно замечено, что после безуспешных попыток вспомнить тему, заканчивающиеся двойкой у классной доски, тема урока вдруг сама по себе всплывает в памяти школьника всего лишь после одного утешающего слова и ласкового взгляда симпатичной одноклассницы. «Я же это знаю! Просто у доски растерялся...»

Так, собственно говоря, существует ли вообще понятие «плохая память»? Конечно, если это не связано с дурной наследственностью, заболеванием или недостатком гормонов щитовидной железы...

Пожалуй, здесь уместно провести некоторую параллель с миром вычислительной техники, где тоже есть понятие «память». Итак, компьютер тоже обладает памятью, причем она бывает оперативной (кратковременной) и постоянной. При работе компьютера необходимые данные загружаются в оперативную память из памяти постоянной, которая физически бывает расположена на жестком диске, а потом уже с ними производятся различные операции.

Доступ к данным в оперативной памяти намного быстрее, чем к тем же данным, хранящимся на жестком диске или на внешних запоминающих устройствах, причем доступ к дискам зависит от их скорости и качества связей.

А что будет, если нарушится соединение жесткого диска со схемой компьютера? Ухудшится или совсем прервется доступ к данным на диске.

Точно так же бывает и с памятью подростка, в которой на самом деле хранится вся информация, обо всем, что с ним происходило в течение какого-то периода. Просто в силу каких-то причин данные с «жесткого диска» подростка не поступают в его «оперативную память» или затруднен их поиск. Как же укрепить «связь»?

Учение с увлечением: верный путь

Итак, подросток, не запоминающий формулы и правила, но на лету запоминающий имена игроков любимой футбольной команды, ни в коей мере не может обладать плохой памятью. Просто этому молодому человеку или юной леди свойственны эмоциональность, они, возможно, имеют лирический и даже романтический склад ума, поэтому сухие факты их подсознание просто отвергает.

И, напротив, известно множество случаев из жизни, когда троечники становились отличниками, когда «сухой» школьный предмет начинал преподавать другой учитель, ведущий урок эмоционально и очень интересно, используя интереснейшие факты из истории предмета и о выдающихся деятелях науки, да так, что бывший троечник по литературе становится блестящим филологом.

Эмоции - положительные и отрицательные

Усвоение урока «проблемными» подростками происходит значительно быстрее и прочнее, если новые сведения преподносятся так, что подросток видит, что учитель сам очень увлечен своим предметом, любит его и является знатоком и хорошим специалистом.

Поможет усвоению, а, следовательно, улучшению памяти, если учитель будет отмечать «маленькие победы» такого подростка и с удовлетворением и радостью обращать на это внимание других детей, а также его родителей.

Положительные эмоции, испытанные учеником, будут сильным мотивирующим фактором для успешной учебы. Напротив, отрицательные эмоции (ругает учитель, недовольны родители, смеются одноклассники) могут вызвать неуверенность в себе, замкнутость, нежелание учиться и плохое поведение.