Дарим цветы        10.10.2019   

Сюжетные игры для детей 4 5 лет. Чем полезны сюжетно-ролевые игры дошколят? Сюжетно-ролевые игры с кубиками

Думаю, нет такого ребенка, который бы не играл в сюжетные игры, «дочки-матери» и «магазин» знакомы всем не понаслышке. Когда же начинать знакомство ребенка с сюжетной игрой? Чем раньше, тем лучше! Ведь в процессе проигрывания основных жизненных ситуаций ребенок лучше начинает понимать окружающий мир. Естественно, сначала малыш будет только наблюдать за вашими манипуляциями с игрушками, но со временем будет и сам включаться в игру.

В этой статье я хочу рассказать, что из себя представляют сюжетные игры с детьми в самом раннем возрасте, как их проводить, какие сюжеты наиболее интересны малышам, и зачем вообще нужны сюжетные игры маленькому ребенку.

Зачем нужны сюжетные игры?

Во время ваших небольших инсценировок малыш не просто наблюдает за вашими действиями с игрушками, он потихоньку начинает понимать причины того или иного поведения: кукла плачет, потому что она упала, мишка обрадовался, потому что ему подарили подарок и т.д. Так как ваши ролевые игры будут отражать жизнь самого ребенка, окружающий мир станет ему более близким и понятным, ребенок будет лучше понимать человеческие эмоции.

В процессе игры у ребенка постоянно будет возникать необходимость называть какие-то предметы и действия с ними, он будет стремиться повторять за вами новые слова, таким образом игра замечательно способствует .

Еще сюжетные игры здорово помогают в процессе воспитания ребенка, в игре вы можете без назиданий объяснять ребенку как нужно себя вести, а как нет , какие последствия могут быть у того или иного поступка. Например, мишка не хотел надевать шапку, простыл на улице и заболел, потом ему пришлось лечиться и делать уколы. Или мишка так долго одевался, что на улице уже стало темно и ему пришлось идти домой, так и не погуляв. Впоследствии, когда ваше чадо будет протестовать при одевании на прогулку, вы можете как бы между прочим напомнить ему эту историю. Как правило, ребенок сразу проникается и становится более послушным:)

Стоит заметить, что сюжетно-ролевые игрушки делают жизнь малыша более разнообразной, с ними ведь веселее и на горшок ходить и книжки читать. По своему опыту могу сказать, что любая развивающая игра становится гораздо интереснее и привлекательнее для ребенка, когда в ней начинают участвовать любимые мишки и зайки. Вот .

С каких сюжетных игр начинать?

Как правило, месяцев в 9-10 малышам становятся понятны и интересны не только сами предметы и игрушки как таковые, но и действия и простые сценки с их участием. Наверняка, вы и раньше показывали малышу куклу, мишку или зайчика, говорили при этом «Смотри, это собачка, гав-гав» или «Где кукла?». Но теперь к обычному показу игрушек очень полезно добавлять первые сюжетно-ролевые игры.

Начинать нужно с самого простого: показывать малышу как кукла ходит, плачет, кушает. Показывая малышу инсценировку, коротко комментируйте свои действия. По мере того, как малыш будет вникать в суть игры, можно вводить все более сложные и развернутые сюжеты. Конечно, поначалу ребенок будет лишь зрителем, наблюдающим сценку, которую разыгрывает перед ним мама, но пройдет некоторое время, и малыш потихоньку начнет подключаться к игре.

Какие еще сюжеты можно разыграть с малышом? Вот несколько идей:

  • кукла пошла, упала, заплакала, нужно ее пожалеть;
  • зайка сел в машину, поехал кататься, потом позвал с собой куклу;
  • собачка потанцевала, устала, захотела спать, нужно уложить ее в кроватку под одеялко (платочек);
  • куклы пьют чай;

  • кукла собирается с вами на прогулку, одевается, садится в колясочку;
  • кукла купается в небольшом тазике, потрите ее губкой, вытрите полотенцем;
  • мишка пришел, поздоровался, потанцевал, спел песню, попрощался и ушел;
  • мишка стукнул лапку, нужно ее полечить (замотать бинтиком), тогда лапка больше не будет болеть;
  • объявите малышу, что стульчик сломался, и вместе отремонтируйте его при помощи игрушечных инструментов: молоточка, отвертки и т.п.

Все сюжеты малышу нужно показывать, не торопясь. Что-то нужно будет проиграть неоднократно, прежде чем малыш поймет суть и сможет следить за развитием сюжета.

Игра будет интереснее и разнообразнее, если вы будете использовать разнообразные аксессуары и игрушечные предметы быта . В числе самых первых лучше всего приобрести:

  • куклу-пупса с комплектом принадлежностей: бутылочка, соска, горшок, расческа, ложечка, тарелочка, коляска и т.п. (Озон , My-shop )
  • набор игрушечной посуды : чайник, чашечки, тарелочки, ложечки и т.п. (Озон , Лабиринт , My-shop )
  • набор игрушечных инструментов : молоточек, пила и т.п. (Озон , Лабиринт , My-shop )

Прогуливаясь с ребенком по улице, показывайте и объясняйте ему простые сюжеты, разворачивающиеся вокруг него в повседневной жизни. Если раньше вы бы просто сказали «это мальчик», «это птички», «это собачка», то теперь ребенку, показывая, можно кратко рассказать «Мальчик катается на качелях», «Птички клюют хлебные крошки», «Собачка бегает по траве и лает». Чем старше становится малыш, тем более развернутым должен становиться ваш рассказ.

Очень полезно разыгрывать с малышом увиденные в реальной жизни ситуации. Например, если малыш видел, как из машины сгружают кирпичи, можно дома с ним вместе нагрузить машинку кубиками, отвезти их в другую часть комнаты и построить из них башенку. Или, увидев на улице как бабушка кормит голубей, можно разыграть дома ситуацию, как тоже самое делает любимая кукла. Играя с малышом таким образом, вы способствуете формированию ассоциативных связей, развитию воображения.

Сюжетные игры с 1,5 лет

По мере взросления ребенка можно усложнять сценки-сюжеты, увеличивать число задействованных персонажей, аксессуаров, вводить больше деталей. Вот, например, какие сюжеты будут интересны деткам чуть старше :

  • у мишки день рождения, другие игрушки пришли его поздравить и подарить подарки;
  • куклы играют в прятки;
  • зайка заболел, другие игрушки пришли его навестить;
  • куклы слушают, как мама читает сказку;
  • мишка гулял на улице без шарфа и заболел, мама посмотрела горлышко – а оно красное, начинаем мишку лечить;
  • зайка пришел в магазин, где ваш малыш работает продавцом (либо наоборот), дальше, думаю, рассказывать не надо, с этой игрой знаком каждый. У дочки интерес к этой игре появился примерно в 1 год 9 месяцев, игра ей очень понравилась, она с рвением принялась продавать все, что плохо лежало. Вообще игра «Магазин» очень полезная, в ней можно попутно учить цифры, считать денежки, продавать буквы, элементы развивающего лото, и т.д. В общем, магазин оживит любую развивающую игру.
  • разыгрываем перед ребенком сюжеты простых и знакомых сказок, стихов;
  • строим небольшой дом из кубиков, селим в нем игрушки и разыгрываем излюбленные сцены: девочка поспала, покушала, приняла гостей и т.д.


Вот какие еще игрушки, скорее всего, понравятся ребенку на этом этапе:

  • набор доктора : стетоскоп, шприц, градусник и т.п. (Озон , Лабиринт , My-shop ) – Дети с удовольствием воспроизводят процесс осмотра у доктора, в котором они неоднократно участвовали в реальной жизни. Игра не потеряет своей привлекательности для ребенка и в 2, и в 3, и в 4 года.
  • набор игрушечной кухонной утвари : сковородки, кастрюли, игрушечная плита и т.п. (Озон , Лабиринт , My-shop ), наборы овощей и фруктов – малышу будет очень интересно вместе с вами варить для игрушечных друзей супы и компоты, жарить котлетки и т.п.

  • одежда и обувь для кукол – одевать и раздевать куклу пока что придется вам, но старайтесь организовать игру так, чтобы малыш вам помогал. Обязательно комментируйте свои действия, рассказывайте, зачем нужен тот или иной элемент одежды.
  • мебель и бытовая техника для кукол, постельные принадлежности.

Развиваем воображение

Проявляйте в ваших играх фантазию, и ваш малыш научится фантазировать вместе с вами. Уже с годовалого возраста ребенок может понять многие образы. Например, кубик в вашей игре может быть мылом для куклы, палочка – ложкой или градусником. Можно представить что травка – это макароны, а камушки – это картошка и сварить из них суп. Такие образы здорово развивают воображение ребенка.

Время от времени в играх с дочкой я использовала подобные образы и к 2 годам заметила, что она стала фантазировать сама, придумывать совершенно новые ассоциации, которым я ее не учила. Так, например, Тася брала в каждую руку по палке и, скрестив их, водила одной палкой по другой, а нам говорила, что играет на скрипке. Или клала открытую с одной стороны коробку на бок, садилась перед ней и говорила, что смотрит телевизор.

Вместо заключения

Важно помнить, что в этом возрасте ребенок еще очень плохо играет самостоятельно в сюжетно-ролевые игры, он только лишь плавно начинает переходить из пассивного зрителя в активного участника. Поэтому полноценная игра без участия взрослого пока что невозможна. Например, по дочке я замечала, что в возрасте года с небольшим она безумно любила наши инсценировки чаепитий, любила разливать игрушкам чай, кормить их кашей, но стоило мне уйти, вся ее самостоятельная игра сводилась к перекладыванию посуды с места на место.

Поэтому необходимо время от времени проигрывать с ребенком различные сюжеты. Поначалу он будет повторять те сюжеты, которым вы его научили, затем будет привносить что-то свое.

Играть ли в куклы с мальчиками? Существует мнение, что мальчикам сюжетные игры не нужны (ведь там же куклы!). Мнение, на мой взгляд, совершенно неправильное. Не стоит лишать ребенка интересного опыта и препятствовать его полноценному развитию из-за каких-то предрассудков. Если вас смущают именно куклы, можно использовать в игре любые другие ролевые игрушки (мишек, зайчиков, например). А вообще по заявлениям специалистов до 3 лет в воспитании мальчиков и девочек не должно быть полоролевых различий. До этого возраста можно совершенно не опасаться, что, играя в куклы, вы воспитаете в мальчике женские качества.

На этом у меня все. А как вы играете со своим малышом? Какие сценки и сюжеты больше всего любит ваше чадо?

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЕСТЬ ЛОЖКОЙ?

Собираемся на прогулку

Цель : развивать у детей умение подбирать одежду по сезону, учить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщённые понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование : куклы, одежда для всех периодов года (лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Ход игры :

В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребятам пора собираться на прогулку, и они предлагают кукле пойти с ними. Кукла говорит, что она не умеет одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно надеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

Магазин

Цель : научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей, продолжать знакомить с правилами взаимовежливости.

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, сумки, деньги.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте магазин (овощной, продуктовый, хозяйственный), куда будут ходить покупатели. Помочь детям в распределении ролей: кто будет продавцом, кто - покупателем. Покупатели приходят в магазин за покупками, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями.

Игрушки у врача

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура».

Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Ход игры:

Воспитатель предлагает поиграть, выбирается доктор, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием к врачу. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, у клоуна шишка на лбу, кукла Катя прищемила дверью пальчик и т. д. Доктор осматривает больного: слушает, смотрит горлышко, измеряет температуру, прописывает лекарства, делает уколы, поит микстурой, таблетками. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

День рождения куклы Кати

Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда».

Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к кукле Кате, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Ход игры:

Воспитатель сообщает детям о том, что у куклы Кати сегодня день рождения, предлагает пойти к ней в гости и поздравить её. Дети берут игрушки, идут в гости к кукле и поздравляют её. Кукла Катя предлагает всем чай с тортом и просит помочь ей накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры. Далее все приглашаются к столу, начинается праздничное чаепитие.

Строим дом

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширять знания детей об особенностях труда строителей, расширять словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «строитель», «строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется...? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – строители, они строят дом; другие – водители, они подвозят строительный материал на стройку. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Дед Мазай и зайцы

Цель: объединить детей, познакомить детей со сказками, стихами, загадками о зайцах, воспитывать любовь к животным.

Оборудование: два весла из бумаги, шапочки-ушки из бумаги.

Ход игры:

Предварительно воспитатель знакомит детей со стихотворением А. Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»: рассказывает о содержании стихотворения, зачитывает отрывки из него или читает полностью. После этого предлагает детям поиграть, представить, что внезапно началось наводнение, а дети – это зайчики, попавшие в беду.

В игровом зале расставляются стульчики – это островки среди воды, дети-Зайчики на них садятся. Дед Мазай (педагог) плывет на лодке по залу, Зайчики пищат, дрожат, просят о помощи. Мазай собирает по одному испуганных зайчат, сажает их в лодку: дети тесно сбиваются в кучку, идут за воспитателем. После того как все зайчики спасены, педагог рассказывает детям стишки, загадывает загадки, поет песенки про зайчиков.

В игре можно использовать следующий материал:

Зайка (М. Сорокина)

По тропинке зайчик скачет,

Отчего-то горько плачет.

Что у зайки за беда,

Кто обидел и когда?

«Рыжехвостая лисица

Утащила рукавицы.

Лапки мерзнут у зайчишки,

Помогите мне, детишки!»

Мы возьмем клубок и спицы,

Зайке свяжем рукавицы.

Как теплее лапкам станет,

Зайка плакать перестанет.

Зайка (А. Барто)

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

Русская народная песенка

Заиньки перебегают

То лужок, то лесок.

Землянику собирают,

Скок да скок! Скок да скок!

Оглянись, оглянись!

Берегись лихого волка,

Берегись, берегись!

Заиньки уснули сладко,

Лес шумит, лес поет!

– Убегайте без оглядки:

Волк идет! Волк идет!

Ожившие игрушки

Цель: научить детей вживаться в образ.

Оборудование: мешочек с игрушками.

Ход игры:

Воспитатель говорит: «Ребята, как вы думаете, игрушкам грустно оттого, что они не могут разговаривать? Давайте представим, что они ожили и рассказывают, откуда они появились, кто в них играл, не обижали ли вы их, в какие игры они хотели бы еще сыграть». Дети по очереди подходят к воспитателю, вытаскивают на ощупь игрушку из мешка и рассказывают короткую историю этой игрушки от первого лица.

Не прозевай!

Цель: развить в детях умение действовать по сигналу и играть в коллективе, проверить внимательность детей.

Оборудование: маски-шапочки из бумаги с изображением котят.

Ход игры:

Воспитатель предлагает поиграть в следующую игру: он будет читать стихотворение, а дети при слове «котенок» («киса», «кошка» и т. д.) должны сказать хором «мяу» и сделать вид, что умываются ладошкой, как кошка. Для игры можно использовать стихотворение С. Михалкова «Котята», а также следующие стихотворения:

Русская народная потешка

Котя, котенька, коток,

Котя – серенький хвосток,

Приходи, котя, спать,

Нашу Машеньку качать.

Про кошку (Е. Стеквашова)

Мою pучки, мою ножки,

Мою спинку нашей кошке.

Кошка очень pассеpдилась:

«Я сама уже умылась».

Рыбалка (Е. Стеквашова)

Ловим pыбу вместе с кошкой,

Мы с утpа pыбачим с ней.

Кошке – мелкую pыбешку,

Мне, конечно, покpупней.

Hемудpеная наука —

Наблюдать за поплавком.

Может быть, поймаю щуку,

Может, попадется сом.

Hо везет пока лишь кошке:

Щука не клюет на крошки.

Клубок (В. Степанов)

За клубком котенок

Прыгнул, как тигренок,

Лапками катает,

Зубками кусает.

Шляпа (В. Степанов)

Не спеша, на мягких лапах

По квартире ходит шляпа —

В шляпе папиной идет.

Мурочка (В. Степанов)

Мурка шерстку прилизала,

Новый бантик повязала.

А еще нашлись у кошки

Рукавички и сапожки.

Улыбнулась Мурочка:

– Я теперь – снегурочка.

Обновки (П. Воронько)

Я купила кошке

К празднику сапожки,

Причесала ей усы,

Сшила новые трусы.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать!

Театральное представление

Цель: научить детей вживаться в образ, действовать коллективно.

Оборудование: костюмы или шапки-маски сказочных персонажей.

Ход игры:

Воспитатель читает детям сказку (к примеру, сказку «Репка»), а потом задает вопросы: «Что посадил дед? Кто помогал деду вытащить репку? А смог бы дед один вытащить репку, как вы думаете? А кто из персонажей вам больше нравится?» После обсуждения сказки воспитатель предлагает детям поиграть в театр. Педагог распределяет роли среди желающих, читает вслух сказку, актеры действиями ее изображают. Не занятые в спектакле дети становятся зрителями. Затем дети меняются ролями – зрители становятся актерами и наоборот. По желанию детей можно еще раз проиграть эту же сказку или другую.

Ромашки на лугу

Цель: развитие внимательности, воображения у детей.

Оборудование: аудиозаписи небольших отрывков грустной и веселой мелодий.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть. «Представьте, что игровой зал – это большой луг. Все дети – это ромашки на лугу. Звучит веселая музыка – значит, наступило утро, все ромашки радуются, раскачиваются на месте, поднимая вверх руки. Когда звучит грустная музыка, идет сильный дождь, ромашки закрывают глаза, обнимают себя за плечи, им холодно и страшно. Если наступает тишина, наступила ночь, ромашки присаживаются на корточки, подкладывают ладошки под щеку и спокойно спят».

Педагог ходит среди детей, поощряет их актерские способности.

Поливаем огород

Цель: научить детей внимательно вслушиваться в обращенные к ним слова, пополнить запас знаний о растениях.

Оборудование: красные фишки, лейка.

Ход игры :

Воспитатель проводит с детьми беседу об огороде, задает вопросы: что такое огород, что на нем растет, для чего люди сажают огород, что нужно для того, чтобы растения на огороде хорошо росли? Дети отвечают, педагог помогает, затем предлагает поиграть, говорит: «Мы с вами вспомнили столько вкусных овощей, фруктов, ягод. Узнали, что растения не могут жить без воды. А давайте теперь представим, что у нас тоже есть огород, и будем его поливать. Только поливать нужно внимательно». Дети встают в круг, один из них берет в руки леечку и становится в центр круга – он будет поливать огород. Дети идут по кругу, хором говорят:

Дождик долго не идет,

Поливаем огород.

Цель игры: познакомить детей с работой продавца, привить элементы навыков социального общения.

Оборудование: различные игрушки, фантики от конфет.

Ход игры:

Воспитатель говорит: «Все дети любят играть в игрушки. У вас дома много игрушек?» Дети отвечают – да, много. Воспитатель спрашивает, откуда они появились? Дети отвечают – подарили, купили. Воспитатель спрашивает, были ли дети в магазине детских игрушек, предлагает детям рассказать, как это произошло, с кем они ходили в магазин, какую игрушку купили. После этого воспитатель предлагает поиграть в магазин игрушек. Дети рассаживают игрушки на «витрине» (стеллаже, столе, шкафу) и делятся на продавцов и покупателей. Так как магазин создан детьми, в роли денег выступают фантики от конфет. Покупатель приходит в магазин, выбирает понравившуюся игрушку. Продавец показывает игрушку, рассказывает, как в нее надо играть, сколько она стоит. Покупатель расплачивается фантиками и уходит. Играет следующая пара продавец – покупатель. Далее дети меняются ролями.

В ходе игры педагог корректирует поведение игроков, если это необходимо, напоминает, в какие моменты нужно сказать слова «спасибо» и «пожалуйста».

Уложим кукол спать

Цель: закрепить умение сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте приемом приложения друг к другу, воспитывать доброжелательность.

Оборудование : 2 куклы, разные по росту, 2 кроватки разной длины, 2 стула разной высоты, 2 простыни разной длины, 2 одеяла разной ширины.

Ход игры :

В гости к детям приходят две куклы. Дети знакомятся с ними, играют, угощают их вкусным печеньем, чаем. Дети и не заметили, как пришла пора отдохнуть куклам. Их надо уложить в кроватку. Так как эти куклы разные по росту, им надо правильно подобрать кроватку и постель. Дети с помощью воспитателя выполняют это задание. Из коробочки они достают простыни, одеяло, сравнивают их и застилают постель, правильно укладывают кукол спать. Воспитатель следит за речью детей, акцентируя внимание на то, чтобы они правильно употребляли слова результата сравнения: «выше – ниже»; «шире – уже»; «длиннее – короче».


По материалам книги авторов Богачкиной Н.А., Молодцовой Е.Е., Огурцовой Л.А., Петровской В.Н., Ткаченко И.В. "Ролевые игры для детей"

Дочки-матери

Пожалуй, самые распространенные — сюжетно-ролевые игры. Название «Дочки-матери» здесь — собирательное, на самом деле игр, связанных с домом, семьей, с отношениями между членами семьи, великое множество. В таких играх малыш учится прежде всего общению. Какие примерно сюжеты можно предложить ребенку:

День рождения, праздник или просто «гости» (кукла и зайчик, например, приходят на день рождения к плюшевому мишке, он накрывает стол и угощает гостей; обыгрываются ситуации встречи, вручения подарков, благодарность, чаепитие, прощание после праздника);

Обычный день ребенка, или «нянчим малыша» (просыпаемся, умываемся, кушаем, одеваемся на прогулку и т. д.), когда в роли «малыша» выступает кукла, а ребенок становится «мамой»;

. «готовим обед» (особенно когда малыш вместе с мамой на кухне: можно доверить крохе почистить вареные яйца или пластиковым ножом порезать вареные овощи, разложить на тарелках кусочки сыра или колбасы — пусть малыш «играет» в шеф-повара ресторана, а заодно учится сервировать стол и помогает маме готовить);

. «занимаемся уборкой»;

. «учим» куклу какому-то занятию (стирать или гладить одежду, заплетать косички, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, чистить обувь и т. д. — любое домашнее дело малыш освоит с легкостью в игре, ведь это кукла - «неумеха»!).

Водитель и пассажиры

Малыш уже знаком с видами городского транспорта? Значит, он может сыграть роль водителя автобуса, троллейбуса или трамвая. Предложите ребенку сделать из подручных средств «автобус» и «остановку». Пригодятся любые коробки или кубики, из них можно соорудить сиденья (пассажирами будут игрушки). Для себя водитель-малыш готовит «водительское место»: небольшой стульчик — кресло шофера, нарисованные на крышке от обувной коробки или на плоской коробке из-под конфет «кнопочки» и «клавиши» — панель управления, а обычная одноразовая тарелка станет замечательным рулем. Водитель «подъезжает» к «остановке», комментируя каждое действие: «Осторожно, двери закрываются!», «Следующая остановка детский сад!» (Или почта, школа, магазин, поликлиника...) Обратите внимание малыша, что водители очень хорошо знают Правила дорожного движения, пусть ребенок «останавливается» на красный свет светофора, пропускает пешеходов на переходе и т. д. Вы можете «играть» и говорить за пассажиров, заодно на примере игрушек моделировать различные жизненные ситуации: как помочь пожилому человеку подняться в автобус, как уступить место, как оплатить проезд... Предлагайте «внештатные» сюжеты — автобус вдруг сломался, его надо починить. Водитель может взять инструменты (если нет игрушечных, это могут быть палочки, кубики, карандаши, детали конструкторов) и «повозиться с мотором». А может, малышу хочется побыть пассажиром? Тогда поменяйтесь ролями.

Подобные игры можно проводить, опираясь на личный опыт ребенка. Вы уже путешествовали на самолете, поезде или корабле? Значит, малыш сможет побыть:

Стюардом/стюардессой,

Машинистом,

Капитаном,

Проводником,

Кондуктором,

Контролером и т. д.

Используя игрушечные машинки, можно поиграть в «такси», перевозку грузов («Мишка переезжает в новую берлогу», «Кукла перевозит мебель из магазина в квартиру», «Грузовик везет материалы на стройку» и т. д.). Можно и в гонки поиграть, и в погоню полицейских за нарушителем Правил дорожного движения.

Врач и пациенты

Вариантов игры множество:

Врача вызывают на дом (он осматривает больного, выписывает рецепт — продолжить игру можно в «аптеке»);

Доктор лечит в больнице кукол/зверей;

Врач ведет прием в поликлинике...

Если нет игрушечного набора доктора, можно использовать карандаш вместо шприца или термометра, обычную чайную ложку, чтобы «осматривать» горло, любые пластиковые баночки и пузырьки «с лекарствами» (например, из-под питьевого йогурта), а бумажные прямоугольнички подходящего размера вполне заменят горчичники и рецепты. Малыши любят бинтовать и смазывать игрушкам «ранки», так что приготовьте небольшие полоски ткани или бинтик. Смочите чистой водой и отожмите ватный спонжик для косметики — это будет «целебная мазь» (слегка влажные протирания игрушкам-пациентам не повредят). В таких «медицинских» играх легко обучить ребенка различать части тела, правильно их называть. Это касается не только внешних, но и внутренних органов. Что до сюжетов — их великое множество. Зайка убегал от волка и повредил лапку... Кукла прыгала по лужам и простудилась, у нее поднялась температура... Медвежонок полез в улей за медом и его ужалила пчела... Невнимательный Буратино перебегал дорогу и его сбила машина... Но, скорее всего, малыш сам подскажет «историю», которую он хочет «сыграть». Игры «в доктора» воспитывают у ребенка чувство сострадания, учат заботиться о близких и тех, кто нуждается в помощи.

Продавец и покупатель

И в этих играх бесчисленное множество сюжетов. Магазин может быть продовольственным или промтоварным, а малыш по желанию станет продавцом или покупателем. Витрины и прилавок легко сделать из подручных коробок разного размера, товарами послужат игрушки ребенка или настоящие вещи, продукты (если игра проходит на кухне, когда мама занята приготовлением обеда/ужина). Интересно ведь «продать» маме для борща морковку и картошку, взвешивая их на кухонных или игрушечных весах. В играх такого типа можно познакомить ребенка с различными ситуациями, которые часто возникают во время реальных походов в магазин, обучить малыша правильному поведению: здороваться и прощаться с продавцом/кассиром, вежливо обратиться, попросить показать нужную вещь, правильно сформулировать вопрос. Ведь если покупатель попросит дать ему «вон ту красненькую кофточку» или «те теплые ботинки», продавец обязательно поинтересуется размером. Малышу следует понимать, что вещи бывают разные: детские и взрослые, зимние и летние, спортивные и для торжественных случаев... В игре легко научить ребенка различать и виды продуктов: бакалея, хлебобулочные изделия, мясные и молочные товары, овощи, фрукты, кондитерские изделия и т. д. Да и магазины отличаются друг от друга: супермаркет не похож на спорттовары или автосалон, а в строительном или мебельном магазине не продают галантерейные товары... Кроме того, «магазинные» игры дают прекрасную возможность научить малыша основам счета, ведь ребенок должен уметь «оплатить» покупку и «правильно дать сдачу» (если он играет продавца). Сюжеты легко придумает даже сам малыш, ведь он уже давно ходит с вами за покупками.

Парикмахерская (+ другие профессии)

В такие игры, где можно сделать прически куклам, обычно любят играть девочки, но и мальчикам можно предложить побыть «известным мастером». Игра особенно хороша для тех малышек, которым необходимо самим научиться заплетать косы, завязывать банты, пользоваться заколками и резинками. Но так как мы играем в «парикмахерскую», важно научиться вежливо общаться с клиентами, пользоваться расческой и ножницами (если, конечно, не жалко поэкспериментировать со стрижками кукольных волос). И, безусловно, попробовать «вымыть голову» клиенту — такое умение пригодится как сыну, так и дочери.

Парикмахерская здесь взята для примера, а профессий-то множество. Вот и играйте с малышом в пожарных или садовников, пограничников или поваров, артистов или рыбаков... В таких играх легко познакомить ребенка с различными видами профессиональной деятельности людей.

Зоопарк + превращения в зверей

Если вы играете в «поездку в зоопарк», у вас есть замечательная возможность в игре познакомить малыша с различными животными, рассказать об их жизни в природе, «покормить» зверей (заодно узнав, кто чем питается). Если поиграть в «работников зоопарка», можно «почистить клетки», приготовить «корм», раздать животным «обед», повторив при этом, какие звери хищные, к кому надо подходить с осторожностью, а к кому лучше вообще не приближаться. Эта игра направлена на воспитание у ребенка не только любви к животным, но и разумной осторожности.

Кроме того, можно поиграть в «жизнь животных». Малыши с удовольствием обычно «превращаются» в зайчиков или львят (или других «звериных детенышей»). Так что можно и норки рыть, и корм добывать, и на охоту ходить, и от охотников прятаться... А еще можно поиграть в «лес», «джунгли», «ферму» и т. д., используя игрушечные фигурки животных.

Строительство

Тоже бесконечная игра. Она позволяет познакомить малыша с различными строительными профессиями, строительной техникой, зданиями разного назначения. Строить можно что угодно, от простых гаражей, мостов и башенок до средневековых замков и космических портов. Пригодятся не только строительный материал в виде кубиков и конструкторов, но и подручные средства: коробки, палочки, баночки, пластиковые лоточки. Помнится, мой сын «с боем» отобрал у папы новую тапочку с закрытой передней частью и устроил из нее «бульдозер». Так как играл сын долго и увлеченно, папе пришлось покупать еще одну пару домашней обуви, но оно того стоило! «Бульдозер» служил верой и правдой несколько месяцев, превращаясь время от времени то в «ракетный катер», то в «голодного крокодила», то в «пещеру» для мелких игрушек, они там «жили» и «спасались от врагов»...

Цирк

Веселое представление, особенно если вы с малышом недавно посещали цирк, будет чудесной игрой. Кукла может «ходить по канату», или станет ассистенткой фокусника, или будет дрессировать плюшевого медвежонка и собачку. На лошадке наездник-тигре- нок покажет чудеса ловкости, а деревянный Буратино или пластмассовый робот станут акробатами или иллюзионистами. В зависимости от тех цирковых номеров, которые вам запомнились, игра может надолго увлечь ребенка.

Спортивные соревнования

Это и игры на ловкость (малыш может соревноваться и сам с собой, и с игрушками, и с друзьями), и «тренировки», и спортивные представления. Здесь прекрасно используются спортивные игрушки: мячи, скакалки, кегли и т. д. Но и с обычными игрушками игра будет не менее занимательной. Например, выступает медвежонок-гимнаст, а кукла — «известная фигуристка». Даже в ванной при купании поиграть в соревнование по плаванию будет интересно для малыша: кто быстрее доберется до бортика ванной: резиновая утка или пластмассовый кораблик, если ребенок подгоняет их «волной»?

Солдатики

Испокон веков любимой игрой мальчиков были солдатики. «Войнушки», «враги и наши», «наступление и бой» — эти слова из «военных» игр. Самый элементарный сюжет: «наши наступают, враги убегают». В этих играх можно рассказать малышу о реальных военных подвигах наших солдат: и во времена Дмитрия Донского или Александра Невского, и в войне 1812 года, и в Великой Отечественной войне. Сюжеты, взятые «из жизни», помогут малышу узнать самые первые исторические военные факты, познакомят с подвигами наших дедов и прадедов, позволят гордиться славными военными победами предков. Большую помощь в организации «боевых» игр окажут детские книги на подходящие темы, их можно прочитать вместе с малышом, а потом поиграть в «героев».

Из этой же серии игры в разведчиков, летчиков, моряков, танкистов и т. д. В основном играют мальчики, но и девочек берут на роли санитарок или поваров. Конечно, группой играть интереснее, но если вы устроили «войнушку» дома, малыш может быть главным героем, а зайцы, мишки, куклы — рядовыми. Обычно с удовольствием принимают участие в таких играх папы, здесь дело может дойти и до постройки «крепости» из стульев и кресел, и до «обстрела врага» какими-нибудь мягкими снарядами вроде диванных подушек... Главное, чтобы мама не стала реальной медсестрой, когда в пылу битвы мужчины заработают настоящие синяки, а некоторые герои-воины расплачутся...

«Литературные» сюжеты

Раз уж мы затронули тему книг, подскажем: очень много сюжетно-ролевых игр можно взять из книг, которые вы читаете ребенку. Интересуется малыш динозаврами, просит почитать про птеродактилей и диплодоков — поиграйте в «доисторические времена». Нет под рукой игрушек-динозавров — не беда, их можно нарисовать, вырезать, склеить. «Древний лес» легко изготовить из трубочек от туалетной бумаги или из-под фольги, пищевой пленки, это готовые «стволы». Покрасьте их в коричневый цвет, приклейте сверху и сбоку зеленые бумажные «листья», пусть в этой «чаще» прячутся и живут динозавры.

Если малыш увлечен акулами, китами и осьминогами и каждый вечер просит перед сном «почитать про море», сделайте вместе «подводный мир» из обувной коробки, раскрасив внутренние стенки в подходящие морские цвета и нарисовав водоросли, кораллы и песок с камнями. Ребенку не важно, что мама совсем не художник, он дополнит ваши рисунки своей неуемной фантазией. И неудачная, на ваш взгляд, буро-коричневая клякса превратится в подводную скалу. А может, это вход в жилище-пещеру гигантского кальмара или злой мурены? Заселите «подводный мир» обитателями и играйте. Сюжеты самые разные: акула охотится на рыбок, или осьминог борется с кальмаром, или дельфин спасает водолаза... Малыш может играть разные роли и разговаривать за различных персонажей, а ваша задача — рассказывать о жизни морских обитателей, подсказывать, что может произойти, ненавязчиво направлять сюжет, если ребенок затрудняется.

Такие же игры можно проводить, когда читаете малышу о машинах, о принцессах, о розовых пони или роботах-трансформерах — о чем угодно. Главное, что сюжет практически у вас есть, ведь вы только что прочитали подходящую книгу, и ребенок с удовольствием проиграет этот сюжет с игрушками или сам станет героем игры. Но самое интересное происходит дальше, когда малыш начинает играть «в продолжение» истории. Поверьте, фантазии вашего ребенка безграничны!

Домик

Вспомните себя в детстве, как иногда хотелось забраться в свой собственный домик. Предлагаю варианты «жилища», в котором ваш малыш будет играть куколками или солдатиками, устраивать «темноту» (подсознательно самого себя избавляя от многих страхов), да и просто сможет минуточку побыть наедине со своими мыслями, отдохнуть, помечтать и даже поспать, если утомился. Для такого отдыха в «домике» постелите на пол старенькое одеяло или толстый плед, покрывало.

Самый простой вариант детского «жилища» — набросить старую простынку или плед на стол, чтобы ткань доставала до пола. Но это не всегда удобно, так как стол обычно часто используется.

Другой вариант — картонная коробка из-под какого-то крупного бытового прибора, техники. В ней можно прорезать «окошки», сделать «дверь», задекорировать стены рисунками. Не забудьте только укрепить углы и стыки коробки, чтобы она не сложилась нечаянно и не упала на ребенка.

Если нет коробки подходящего размера, домик можно сделать из кусков картона, прочно закрепив их скотчем и клеем ПВА. А согнув большой лист картона пополам и поставив на пол сгибом вверх, можно получить уютный «шалаш». Только укрепите стенки, чтобы они не разъехались.

Еще один «бюджетный» вариант — накинуть покрывало одним краем на спинку стула, а вторым, например, на подлокотник дивана. Для малыша даже самое узкое пространство будет казаться уютным, ведь это его «настоящий домик».

Можно использовать обычную стремянку, поставив ее в рабочее состояние и накрыв любой тканью, той же простынкой. Стремянка хороша тем, что в ней есть уже готовые полочки для игрушек — ступеньки.

«Мягкий» вариант — домик из большого куска прямоугольного поролона или пропиленового туристического коврика. Только поролон желательно обшить тканевым чехлом. Согните поролон в виде дуги — вот и «домик». Чтобы «жилище» не распрямилось, прикрепите «стенки» к «полу».

Если папа сделает каркас из четырех легких алюминиевых трубок достаточной длины, скрепит все четыре верхушки вместе, а ножки прочно установит на полу или на основании из таких же алюминиевых трубок, получится «скелет» индейского вигвама или северной яранги. Маме останется лишь с помощью ткани сделать стенки. Кстати, каркас можно изготовить из туго скрученных и проклеенных старых газет! Впрочем, если папа — мастер, он может сделать деревянный каркас из обработанных брусочков или досточек.

Старый детский манеж можно накрыть покрывалом и вырезать в одной из узких боковых стенок «дверцу» — прекрасный «домик». Но этот вариант возможен, если вы не планируете больше заводить малышей и использовать манеж по его прямому назначению.

Даже простынка, повешенная на протянутой веревке, сможет побыть шалашом. Для этого просто оттяните в стороны и закрепите края простыни, чтобы они не «схлопывались».

Ваш малыш с радостью будет прятаться и играть в своем «домике», а иногда и вас приглашать «в гости»!

Во что еще можно поиграть:

Библиотека;

Пожарные;

Гараж и автомеханики;

Полицейские и нарушители;

Космический полет;

Парк юрского периода (если малыш увлекается динозаврами);

Подводный мир;

Приключения морские, воздушные, подземные;

Супергерои;

Герои мультфильма, кинофильма или книги, которыми увлечен малыш.

На самом деле в игру можно превратить любой сюжет, обыграть любую ситуацию. Помните, в фильме «Джентльмены удачи» воспитатель детского сада жалуется директору, что дети плохо едят? Тут же герой Евгения Леонова включает малышей в игру:

— Здрасьте!

— Здра-а-асьте!

— Товарищи, минутку внимания. Сегодня завтрак в детском саду у нас отменяется.

— Ура-а-а!

— Мы совершим полет на космической ракете на Марс. Командором назначается Игорек. Игорек, ты у нас сегодня будешь командор.

— Прошу вас, возьмите в руки космические ложки, подкрепитесь основательно — ракета до обеда на Землю не вернется...

В кадре сбывшаяся мечта всех мам — дети чуть ли не наперегонки хватают ложки и едят! И восхищенный возглас воспитательницы.

– Я не умею играть с детьми, – призналась мне однажды мама двух девочек-погодок, – а играть вдвоем у дочек еще не очень хорошо получается. Лото, паззлы, занятия по развивающим пособиям – это легко. Но дети просят играть в зайчиков, воображать, что мы пираты или принцессы. А я никак не могу придумать что-то интересное, получается скучно.

– А если ничего не придумывать, – предложила я, – а поиграть в знакомые жизненные ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день: ходим в магазин, поликлинику, принимаем гостей, путешествуем, сдаем вещи в ремонт.

И мы буквально за несколько минут сочинили 15 простых сценариев сюжетно-ролевых игр, в которые можно играть всей семьей и никакого «велосипеда» при этом не изобретать. Героями игр могут быть члены семьи, а могут – игрушки, за которых говорят взрослые и дети. Игровым реквизитом может выступать любая вещь, имеющаяся в доме. Для развития воображения даже лучше, если предметы-заместители исполнят роль подлинных вещей (палочка станет термометром, маленькие листочки – деньгами, а обувная коробка – кассой).

1. Детский сад

Что нужно: фигурки на роль детей, родителей, воспитателя, нянечки, музыкального руководителя, учителя физкультуры.

Что делать: проиграть традиционный день в саду. Родители приводят детей в группу, дети снимают верхнюю одежду и переобуваются, прощаются с родителями. Затем малыши идут на зарядку, завтракают, воспитатель проводит с ними занятия и организует игры. После второго завтрака все идут на прогулку. И далее игра идет по установленному режиму дня: обед, тихий час, полдник, игры, вечерняя прогулка и встреча родителей.

Почему это здорово: игра способствует адаптации ребенка к детскому саду, дает представление о режиме дня. Для детей, которые уже привыкли к садику, это возможность рассказать родителям, что происходит, пока вы не видитесь. Именно в игре вы услышите, как разговаривают воспитатели, как общаются между собой дети, какие возникают сложные ситуации и поможете решить эти проблемы в игровой форме.

Что нужно: набор посуды и столовых приборов, продукты, игрушки-гости.

Что делать: ребенок по телефону приглашает гостей на обед, назначает время и приступает к приготовлению первого, второго и десерта. Красиво сервирует стол, рассаживает гостей, поддерживает беседу, меняет блюда. Гости, пообедав, благодарят хозяина за вкусную еду и прощаются.

Почему это здорово: дети учатся гостеприимству, сервировке стола и дружелюбному отношению к другим людям.

Что нужно: витрина (строится из кубиков или лего-деталей), продукты (набор пластиковых муляжей, продукты, вырезанные из цветной бумаги или слепленные из пластилина), фигурки кассира, грузчиков, продавцов, покупателей, бумажные деньги, ценники.

Что делать: грузчик выгружает товар, привезенный в магазин. Продавец аккуратно раскладывает товар на витрине и расставляет ценники. Покупатель приходит в магазин, выбирает продукты, складывает их в тележку, выгружает продукты на ленту. Кассир считывает штрих-код, называет сумму покупок, берет деньги у покупателя, выдает ему сдачу и чек.

Что нужно: парты (кубики), доска (лист бумаги), фигурки, исполняющие роли учеников и учителя, тетради, письменные принадлежности.

Что делать: звенит звонок, учитель проводит несколько простых уроков: математика, рисование, чтение, физкультура. На каждый урок отводится пять минут. Между уроками устраивается перемена, во время которой дети общаются друг с другом и играют в игры.

Почему это здорово: многие дети хотят поскорее вырасти, чтобы пойти в школу. Эта игра позволит им почувствовать себя немножко старше и даст им представление о школьном распорядке дня. Расскажет, как важно умение слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания учителя. Покажет, как работать в коллективе и заводить дружбу.

Что нужно: игрушки-пациенты, фонендоскоп, градусник, флаконы от лекарств, шприц без иглы, бинт, карточки пациентов, любые безопасные предметы, которые могут выполнять роль заместителей больничного инвентаря.

Что делать: открывается лесная больница, образовывается очередь из плюшевых зверей к доктору. Врач выслушивает жалобы, задает вопросы, смотрит горло, слушает больного фонендоскопом, проводит лечение или выписывает рецепт.

Почему это здорово: дети узнают о профессии врача, а чем больше знаний – тем меньше страха перед походом в поликлинику. Также они учатся быть отзывчивыми, заботиться о том, кто плохо себя чувствует.

Что нужно: игрушечный или, что еще лучше, настоящий набор инструментов.

Что делать: чинить любую поломку в доме (воображаемую или настоящую), отвозить игрушечные машины в автосервис.

Почему это здорово: ребенок учится исправлять ошибки, налаживать сломанные вещи, овладевает навыками обращения с инструментами.

Что нужно: арена цирка (круглый поднос, картонный круг), фигурки зрителей, животных и цирковых артистов.

Что делать: зритель покупает билет, приходит в цирк, занимает место, указанное в билете. Ведущий объявляет номера программы. Начинается представление: гимнасты кувыркаются, обезьянки ездят верхом на лошадях, мишка катается на велосипеде. Зрители аплодируют артистам. В антракте они прогуливаются по цирку, фотографируются, покупают в буфете что-нибудь вкусное.

Почему это здорово: с помощью игры можно подготовить детей к посещению цирка в первый раз, вызвать интерес к этому виду искусства и к работе цирковых артистов.

Что нужно: куклы, мягкие игрушки, коляска для прогулок, ванночка, предметы домашнего обихода.

Что делать: «мама» кормит, купает, причесывает, водит на прогулку своего «малыша». Родитель может побудить ребенка разговаривать от лица куклы, одушевлять ее, говорить, что малыш проголодался или ему пора спать, давай начнем его укладывать. Также в силах родителей вносить разнообразие в игру, предлагая новые ситуации: у малыша заболело горло, давай сводим его к доктору или он не может уснуть, споем ему песенку.

Почему это здорово: ребенок учится заботиться о ком-то, перенимает родительские привычки, получает знания об элементарных навыках ухода за малышами.

Что нужно: стулья, руль, игрушки-пассажиры.

Что делать: из стульев строится ряд сидений, распределяются роли водителя и пассажиров. Водитель объявляет остановку, в салон входят новые пассажиры, платят контролеру за проезд, получают билет, на нужной остановке выходят из автобуса.

Почему это здорово: ребенок получает понятие о езде в общественном транспорте, может меняться ролями и играть то водителя, то пассажира, во время поездки запоминаются разные географические названия.

Что нужно: зеркало, игрушечные ножницы, куклы, флаконы из-под косметики, расчески, фен, заколки и бантики.

Что делать: парикмахер накрывает спину клиента полотенцем, моет ему голову, расчесывает волосы, делает стрижку, сушит волосы феном, делает прически с помощью заколок и бантиков.

Почему это здорово: дети узнают о профессии парикмахера, учатся вежливо благодарить за услугу, которую им оказали и, конечно, учатся наводить красоту.

Что нужно: строительная техника различного назначения, фигурки строителей, кубики.

Что делать: строить дом. Экскаватор выкапывает котлован для фундамента, бульдозер выравнивает площадку, фундамент заливается бетоном, строители по кирпичику возводят новый дом.

Почему это здорово: ребенок получает знания о процессе строительства, узнает, для чего нужны разные машины, видит готовый результат.

Что нужно: игрушечные самолеты, помещение аэровокзала, фигурки работников аэропорта, стюардессы, пассажиров.

Что делать: пассажиры приезжают в здание аэровокзала. Регистрируют и сдают багаж, показывают билеты, проходят через металлоискатель, отправляются в зал ожидания, а затем приглашаются в салон самолета. Пассажиры пристегиваются, самолет взлетает, во время полета стюардесса приносит напитки и еду. После посадки и выхода из самолета пассажиры получают багаж в здании аэропорта.Что нужно: газеты, журналы, конверты, посылки, сумка почтальона, «дом» из нескольких квартир.

Что делать: работники почты сортируют корреспонденцию по номерам квартир. Почтальон кладет газеты и письма в сумку, заходит в нужный дом и раскладывает почту по ящикам. Если есть письмо или бандероль, почтальон звонит в дверь, уточняет имя и фамилию получателя, просит расписаться в уведомлении и отдает письмо или посылку.

Почему это здорово: дети узнают о профессии почтальона, учатся сортировать предметы.

Что нужно: фигурки персонажей, сделанные из любого материала.

Что делать: проиграть от начала до конца сюжет полюбившейся ребенку сказки.

Почему это здорово: в сказки можно начинать играть с самыми маленькими, годовалыми малышами, в это время они уже узнают многих зверей, а ваши меняющиеся интонации помогут детям без труда выучить, как говорит тот или иной зверь. Плюс сценарий у вас всегда под рукой, а точнее – в книге.

На 15-ти описанных играх мы не остановились. Идеи так и сыпались: спасатели, сыщики, рыбаки, игра в библиотеку, в кафе, в домашнюю уборку... И главное даже не то, что сюжетно-ролевые игры чему-то учат детей, хотя это тоже важно. Самое главное – восторг от простой игры и возможность весело провести время всей семьей.

Запеленать куклу.

Погладить, обнять ее.

Побаюкать на руках.

Положить в кроватку, накрыть одеялом, покачать кроватку.

Вот тебе под спинку мягкую перинку.

Сверху на перинку

Чистую простынку.

Вот тебе под ушки

Белые подушки.

Одеяльце на пуху

И платочек наверху.

Искупать куклу в ванночке (вместо мыла и губки можно использовать кубик, шарик, кусочек поролона).

Вымыть кукле голову шампунем (из пластмассовой баночки), вытереть салфеткой.

Причесать куклу (расческой, палочкой), дать ей посмотреться в зеркальце.

Умыть куклу из тазика.

Почистить куклам зубки (можно использовать детскую зубную щетку или палочку)

Посадить на горшок (для маленьких игрушек можно использовать крышку от флакона или нижнюю часть пластмассовой банки).

Игру можно сопровождать короткими стишками, например, такими как:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок

Кто у нас хорошая:

Кто у нас пригожая?

Катенька хорошая!

Катенька пригожая!

Подготовка к прогулке (пеленание или одевание куклы). Укачивание ее на руках или в коляске. Прогулка на машине (в коляске). Катание с горки на машине или на дощечке. Куклу можно носить на руках. Если ребенок уже пользуется активной речью, предложите ему рассказать кукле, что она может увидеть.

Прогулку с куклой можно разыграть, используя элементы конструирования. Это можно сделать следующим образом.

Вы кладете на стол небольшую куклу и кубики (кирпичики), говорит ребенку: "Наша Лялечка скучает одна, хочет погулять. Давай построим для нее дорожку?". Берете один кирпичик, приставляете к нему другой, затем предлагаете ребенку продолжить дорожку. После того, как дорожка построена, вы вместе с ребенком шагаете по ней куклой, приговаривая: "Топ-топ, топает малышка" или: "Маленькие ножки идут по дорожке. Топ-топ-топ". Впоследствии игру можно усложнить, вводя в нее еще одну куклу, которая тоже гуляет и идет навстречу первой. Они встречаются, обнимаются, разговаривают друг с другом.

"Кукла заболела"

Жалоба куклы, расспросы о том, что болит, как болит, утешение ее. Отвезти куклу на машине в больницу. Послушать сердце (трубочкой; макарониной; пуговицей, нанизанной на веревочку; ухом) Измерить температуру (игрушечным градусником, палочкой, карандашом) Сделать укол (игрушечным или настоящим пластмассовым шприцем, палочкой, пальчиком). Дать таблетку (для этой цели подойдут бусина, пуговица, горошина или фасолина, листочек бумаги, пустая ладошка). Поставить горчичники (с помощью листочка бумаги, кусочка ткани, листика). Поставить банки (можно использовать маленькие крышки от флаконов или просто согнуть ладошку). Полечить горло (пополоскать его из чашечки, смазать палочкой с мазью).

Полечить ушко (закапать лекарство пипеткой или двумя сложенными пальчиками, смазать палочкой с мазью). Сделать повязку кусочком бинтика. Дать витамины (горошки, пуговички) Напоить горячим чаем с медом (с малиной) Уложить в кроватку. Спеть песенку, успокоить куклу.

"Добрый доктор Айболит"

"Приходите в гости к нам"

Цель: Пригласить игрушки на праздничный обед (обойти вместе с ребенком комнату и предложить нескольким куклам и животным прийти в гости, побуждая ребенка к разговору с игрушками). Накрыть праздничный стол, расставить посуду по числу приглашенных гостей, угощенье (фрукты, овощи, конфеты и пр.). Рассадить гостей за столом. Предложить им угощенье, поинтересоваться, что каждый из гостей хочет съесть. Разложить угощенье на тарелки, покормить гостей. По окончании обеда поблагодарить гостей, проводить их домой. Гостями могут быть не только игрушки, но и члены семьи, сверстники.

"Домашние заботы"

Постирать куклам одежду (в тазике, в ванночке). Постирать одеяло, простынку (кусочек ткани, салфетку, платочек) Погладить белье (игрушечным утюжком или кубиком) Сложить белье в шкафчик, в ящичек комода (в коробку)

"В парикмахерской"

Усадить куклу на стульчик, завязать фартучек Вымыть кукле голову (можно использовать флакон из-под шампуня, кубик вместо мыла) Высушить волосы феном (можно водить над головой кубиком и жужжать). Причесать куклу (расческой, палочкой). Приколоть заколку, бантик. Побрызгать волосы лаком Посмотреться в зеркальце (можно в крышку от банки).

"У меня зазвонил телефон"

Разговор по телефону: С мамой, папой, бабушкой, дедушкой (рассказать о том, в какие игрушки играет, спросить, чем занимаются родные и пр.) С врачом (вызвать врача к больному ребенку или к себе, рассказать, что болит). После этого можно разыграть сюжет "Больница".

С продавцом (спросить, есть ли в магазине яблоки, конфеты, игрушки и пр.). После этого можно поиграть в сюжет "Магазин".

С парикмахером (узнать, работает ли парикмахерская, можно ли придти и сделать прическу и пр.). Разыграть сюжет "Парикмахерская".

Использовать в разговоре по телефону стихотворение К. Чуковского "У меня зазвонил телефон".

"Цирк"

Предложите ребенку отвести кукол и зверей в цирк. Усадите их на диванчик. На коврике перед диванчиком устройте "арену" цирка, на ней разместите "артистов". Ими могут быть и мягкие и заводные игрушки (например, кувыркающаяся обезьянка, "Дюймовочка" и др.), а также народные игрушки, которые приводятся в движение веревочками или палочками и имитируют действия взрослых (например, медведь рубит дрова, заяц играет на барабане и др).

Вы говорите: "Сейчас выступит обезьянка. Посмотрите, как она умеет кувыркаться". Затем заводите обезьянку и показываете, как она кувыркается. - "А теперь выступает мишка. Он умеет рубить дрова". Петушок может петь и красиво хлопать крыльями, заяц - бить на барабане и т.д. В этой игре можно использовать маски или полумаски разных животных, куклы-рукавички и пр. После каждого выступления вместе с ребенком похлопайте в ладошки.

"Укладывание игрушек спать"

В эту игру хорошо играть перед сном. Малыши не всегда охотно убирают игрушки на место. Старайтесь обыгрывать этот момент, помогая ребенку и разговаривая с игрушками. Например: "Мячик, ты устал кататься, ложись в коробочку, отдохни. А вы, кубики, бегом-бегом на полочку. Вот как красиво, ровно стоите! А тебе, Мишенька, тоже спать пора, давай положим тебя на скамеечку, укроем одеяльцем, а собачку - под скамеечку, пусть она тебя охраняет. Чашечки, встаньте на блюдечки, а то они скучают без вас". Так, беседуя с игрушками, вы сделаете скучное занятие интересным для малыша и разыграете новый сюжет.

"Я - шофер!" (игры с машинками)

Перевозка на грузовых машинках продуктов в магазин. Перевозка строительных материалов на стройку. Гонки на автомобилях. Починка автомобиля. Мытье автомобиля и пр.

Вариантами этой игры могут стать игры в летчиков, капитанов морских кораблей и пр. В эти игры хорошо включать элементы конструирования, предлагаемые ниже.

Разыгрывание сюжетов с элементами конструирования.

Сюжетно-ролевые игры с кубиками.

Дети очень любят играть с кубиками. Этот интерес можно использовать, включая элементы конструирования практически в любой сюжет.

Вот некоторые из таких сюжетов. Изготовление из кубиков мебели для кукол и животных (стульчика, кроватки, скамеечки и пр.). Изготовление больших и маленьких домиков, башенок, дорожек и пр. Строительство будки для собачки. Строительство башенки для петушка и пр. Строительство зоопарка. Строительство гаражей для больших и маленьких машин (в том числе ангаров для самолетов). Строительство причалов для лодок и кораблей.

В соответствии с выбранным сюжетом игрушки размещаются в тех или иных постройках (например, куклы могут выходить из своих домиков и отправляться в гости друг к другу, машины разъезжаться в свои гаражи и т.д.). Вот несколько примеров сюжетных игр, включающих элементы конструирования.

"Матрешки ходят в гости"

Сначала вы рассматриваете с ребенком двух- или трехсоставную матрешку, предлагаете разобрать ее, а потом говорите, что каждая матрешка хочет жить в своем домике. Обратитесь к малышу от имени большой матрешки: "Ванечка, построй мне, пожалуйста, домик. Только он должен быть большой, чтобы я могла в нем уместиться". Затем говорите за маленькую матрешку: "И мне тоже хочется жить в домике. Только мой домик должен быть поменьше". Если ребенок принимает игру, вы вместе с малышом строите в отдалении друг от друга два домика из кубиков и треугольной призмы (крыши), сажаете возле них матрешек. Взрослый говорит: "Вот сидят наши матрешки смотрят друг на друга. Большая матрешка говорит маленькой: "Мне скучно без тебя, приходи ко мне в гости". А маленькая отвечает: "Я бы пришла к тебе, да боюсь ножки замочить. Вот если бы Ванечка построил для меня дорожку. Построишь?" (обращаясь к Ване). Вы предлагаете ребенку выполнить просьбу матрешки. Затем строится дорожка из брусочков (кирпичиков), и маленькая матрешка идет по ней в гости к большой.

Если для ребенка не составляет труда делать различия между матрешками двух размеров, и если игра ему интересна, можно ввести в нее третью матрешку или другой персонаж (построить будку для собачки, берлогу для медвежонка и пр.)

Можно также включить в игру маленькую машинку и прокатить на ней матрешку по дорожке, если, к примеру, у нее заболела ножка.

"Петушок поет"

Покажите ребенку петушка: "Смотри, петушок проснулся, запел свою песенку "ку-ка-ре-ку", хочет всех разбудить. Он хочет крылышками помахать, высоко взлететь, чтобы все видели, какой он красивый, и слышали, как он поет. Он любит на заборе сидеть и петь. Давай, построим ему заборчик? Где наши кубики?". Обсудите, из каких кубиков лучше всего построить заборчик. Для начала его можно построить из нескольких кубиков, поставленных рядом друг с другом. Пусть петушок взлетит на заборчик, попрыгает по нему.

Затем обратитесь от имени петушка к ребенку: "Я хочу повыше заборчик" и прокомментируйте: "Слышишь, петушок хочет взлететь повыше? Давай построим высокий забор? Какие кубики возьмем?". Обсудите с малышом, как можно построить заборчик повыше. Это можно сделать, поставив кубик на кубик, а можно расставить высокие цилиндры или бруски. Предоставляя ребенку возможность самому построить забор, при необходимости помогите ему. После того, как заборчик готов, обратитесь к петушку: "Петя-петушок, вот какой высокий забор построил для тебя Андрюша. Теперь ты доволен? Взлетай высоко!" Завершите игру песенкой:

Рано утром на дворе

Просыпаюсь на заре, Ку-ка-ре-ку я кричу

Разбудить ребят хочу.

Или: Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он: "Здравствуй!"

На ногах его сапожки,

На ушах висят сережки.

На головке - гребешок,

Вот какой он, петушок! (Г.Бойко)

"Путешествие на машине"

Возьмите маленькую машинку и предложите ребенку покатать ее друг к другу. Немного поиграв с нею, скажите: "А теперь машинку нужно отправить в гараж, чтобы она отдохнула. Давай, как будто мы с тобой строители и строим для машины гараж? Гараж строят из кирпичиков. Где у нас кирпичики?" Помогите ребенку соорудить гараж, ворота, похвалите его. После того, как малыш построит ворота, предложите въехать через них в гараж. Предоставляйте ребенку возможность действовать самому, задавайте ему вопросы, побуждая к диалогу с машинкой. Малыш катает машинку столько, сколько ему захочется.

Если он хорошо и с интересом играет в такую игру, ее можно усложнить. Например, предложить ему отправиться на машине в лес. Для этого понадобится обозначить лес. Это можно сделать, поставив на дальнем краю стола высокие цилиндры (деревья).

Игрушечную машинку при желании можно заменить кубиком или палочкой. Можно построить также мост для машины или соорудить горку из кубиков и брусков. Такие постройки желательно на некоторое время оставлять нетронутыми. Ребенок может потерять к игре интерес, но через некоторое время, увидев постройку, снова вернуться к ней.

«Ветер и листочки»

Цель . Развитие у детей способности принять на себя роль неодушевленного предмета. Воспитание любви к природе.

Игровой материал . Листики.

Подготовка к игре . Наблюдения за листьями и ветром на улице. Рассматривание иллюстраций, картин. Чтение стихотворений и рассказов о природе.

Игровые роли . Листочки, ветер.

Ход игры . Воспитатель начинает игру на прогулке и дает детям задания посмотреть, как лист-лодочка плавает в воде (в луже), поискать, что или кто прячется на земле под листьями, украсить листьями участок, труппу, свой шкафчик, себя, носить и перекладывать листья с места на место, возить за веревочку листик по луже.

После этого педагог предлагает повесить листья в сквозных проемах. Подвешенные таким образом, они мгновенно реагируют на малейшее дуновение ветерка, начинают кружиться, раскачиваться в разные стороны. Воспитатель обращает на это внимание детей: «Смотрите! Наши листики кружатся-кружатся, полетели-полетели и успокоились. Снова полетели-закружились и… успокоились».

Затем воспитатель говорит с малышами о ветре. «Кто это дует на наши листочки? - удивляется воспитатель. — Ты, Мишенька, не дул на листочки? А ты, Танечка? И я не дула на листочки. Кто же их поднимает в воздух?». Воспитатель ждет ответа, если ребята молчат, он продолжает: «Я знаю, кто поднимает листики, кто дует на них. Это ветер. Он, как и мы, любит играть с листочками. Разлетится, да как дунет — фу-фу-фу! Легкие листочки обрадуются и закружатся-закружатся, полетят-полетят и успокоятся».

После такого рассказа воспитатель предлагает поиграть. «Будем играть в ветер и листочки? Я — веселый ветер, а вы — красивые листочки». Детям можно предложить взять в руку по листику, можно украсить листиками одежду детей. «Какие красивые листочки!» — приговаривает воспитатель, украшая детей осенними листьями. Все «нарядились», можно играть».

Во время игры воспитатель все свои слова сопровождает показом. Дети ориентируются на его слова и действия. «Маленькие листики тихо сидят на своих веточках (дети и воспитатель сидят на корточках)». «Вдруг веселый ветер прилетел. Как дунет — фу-фу-фу! Листочки проснулись, глазки открыли, полетели (дети двигаются по игровой площадке, кто кружится, кто бегает, кто просто ходит)». «Ветер улетел, листочки успокоились, опустились (дети и воспитатель останавливаются, присаживаются)».

Воспитатель может повторить игру несколько раз по желанию детей.

«Куклы»

Цель. Закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению. Воспитание культуры поведения во время еды. Закрепление знаний о названиях одежды. Закрепление у детей навыка правильно в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду.

Игровой материал . Куклы, игрушечная посуда, картинки с изображением элементов картины «Игра с куклой».

Подготовка к игре. Рассматривание иллюстрации «Игра с куклой».

Игровые роли. Мама, повар, няня.

Ход игры. Подготовка к игре начинается с рассматривания картины «Игра с куклой». Дети сидят за двумя-тремя сдвинутыми в линию столами, лицом к воспитателю. Рассматривают картину, называют то, что видят («Купают куклу», «Девочка купает», «Смывает с куколки мыло», «Мальчик держит полотенце, чтобы вытереть куклу»).

После этого воспитатель обращается к детям: «Перед вами картинки (лежат изображением вниз), переверните их. Посмотрите на свои картинки и скажите, у кого ванночка, у кого мыло? у кого колготки?…» Ребенок, нашедший нужную картинку, кладет ее около большой картины.

Вот и помогли мы девочке в белом фартуке. Все приготовили для того, чтобы выкупать куклу». Педагог предлагает вниманию детей рассказ по этой картине: «Решили дети выкупать куклу. Принесли табуретку, поставили на нее ванночку, налили в ванночку теплой воды. Рядом, на красную скамеечку, положили зеленую губку и мыло. Раздели куклу.

Одежду ее аккуратно разложили на большом стуле, а малюсенькие синие ботиночки поставили под стул. «Сейчас, сейчас, потерпи еще немножко, —уговаривает куклу девочка в белом фартуке. — Смою с тебя мыло, а потом сухо-насухо вытру. Видишь, Илюша рядом стоит, большое белое полотенце в руках держит…». Воспитатель может использовать различные варианты игр с куклами.

1-й вариант. Кукла Катя обедает.

На столе стоит чайная, столовая и кухонная посуда. Кукла Катя сидит за столом. Воспитатель говорит: «Дети, Катю надо покормить обедом. Здесь стоит разная посуда. На стол перед Катей будем ставить лишь то, что нужно для обеда». Поочередно дети находят нужные предметы. Воспитатель спрашивает, что это и для чего. По просьбе воспитателя дети находят все предметы: тарелки, вилку, ложку, хлебницу, правильно их называют и красиво расставляют на столе, не забыв постелить скатерть и поставить салфетницу. Желают Кате приятного аппетита, после обеда убирают посуду.

2-й вариант. Подбери посуду для кукол.

Воспитатель ставит на стол три куклы: повар стоит у плиты, кукла-няня в халате готовит к обеду посуду, за столом сидит кукла-девочка. Воспитатель с детьми рассматривает кукол, беседует о том, что они делают, какая им нужна посуда. На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, воспитатель говорит, как он называется. Потом спрашивает об этом предмете у детей. Для поддержания интереса можно спрашивать так:

«А эта посуда, наверное, никому не нужна?». Половник, чайник, ложка нужны и повару, и няне. После этого педагог спрашивает каждого из детей, кем бы он хотел сейчас быть: поваром, няней или девочкой, собирающейся обедать. Предлагает детям самим поиграть.

3-й вариант. «Кукла хочет спать».

Педагог приносит куклу и говорит, что кукла очень устала и хочет спать, просит детей помочь ей раздеться. Дети поочередно по указанию воспитателя снимают с куклы одежду и, аккуратно сложив ее, кладут на кукольный стул. Так, один ребенок снимает фартук, другой — платье и т. д. Воспитатель руководит их действиями, помогая правильно сложить ту или иную часть туалета куклы, показывая, как надо правильно это сделать. Когда кукла совсем разделась (осталась лишь в рубашке), ей надевают тапочки и ведут ее к кровати. Уложив куклу в постель, воспитатель поворачивает ее набок, кладет ее руки под щеку, заботливо укрывает, нежно гладит по голове и говорит: «Спи!» Показав детям, что кукла заснула, воспитатель просит их вести себя тихо и, приложив палец к губам, на цыпочках, вместе с детьми покидает групповую, где спит кукла.

« Медвежата»

Цель . Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

Игровой материал . Конфеты, фрукты, пироги.

Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками медведя по картинкам, иллюстрациям. Чтение стихов и рассказов про мишку.

Игровые роли. Медвежата.

Ход игры . Предлагая детям игрушки, конфеты, фрукты, пироги и т. п., воспитатель говорит: «Посмотрите, ребятки, какой большой вкусный пирог испекла медведица и прислала к нам в группу. Она подумала, что у нас в группе есть медвежата - сладкоежки, которые обожают вкусные пироги, и решила угостить их. Кто у нас медвежонок? Кому медведица испекла сладкий пирог? Ты медвежонок, Саша? А где твои лапки, медвежонок? А шерстка у тебя есть, медвежонок? Как много медвежат у нас в группе. Хорошие медвежата! Пора раздавать им пирог!».

Затем воспитатель предлагает медвежатам встать вокруг большого стола (сделанного из сдвинутых столов) и посмотреть, как будет она торжественно разрезать пирог на равные части, чтобы всем досталось поровну. Таким образом может проходить обычный полдник. Раздавая пирог, воспитатель приговаривает: «Этому медвежонку.кусочек пирога и этому. Всем медвежатам поровну делю пирог медведицы. Всем медвежатам хватило пирога? Ешьте на здоровье!».

« Угощение»

Цель. Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

Игровой материал. Предметы-заместители, игровая посуда, игрушечные собачки, пушистый воротник.

Подготовка к игре. Чтение и обсуждение рассказа Н. Калининой «Помощники».

Игровые роли. Повар.

Ход игры. Воспитатель может использовать разные варианты игры в зависимости от того, на что направлены

игровые действия.

1-й вариант. Действия педагога направлены на детей.

Педагог спрашивает у ребят: «Кто хочет играть со мной? Приглашаю играть всех: Сашу, Павлика, Алену и Виталика. А Ирочка хочет с нами играть? Сейчас я буду печь вам булочки. Испеку булочки - буду вас кормить. Видите, у меня много теста в кастрюле». Показывает большую детскую кастрюлю, наполненную деталями строительного материала - желтыми или красными полусферами). «Булочек много получится, всем хватит. Садитесь вот сюда, на ковер, отдыхайте, а я буду готовить». Воспитатель рассаживает детей так, чтобы им были видны его действия. «Возьму большой лист (крышка коробки от настольно-печатной игры). Буду класть на него булочки. Эту булочку делаю Валюте (берет из коробки одну детальку, производит круговые движения, напоминающие скатывание шарика, и кладет ее на «лист»). Покатаю, покатаю тесто, готова булочка для Валюши. А эту булочку сделаю для Кирюши (называя имена детей, педагог удерживает их внимание на себе). Вот и все. Никого не забыла. Всем булочки сделала. Теперь их можно печь в духовке». Помещает «лист в духовку» и тут же его вынимает. «Все булочки уже испеклись» (ставит лист на стол, нюхает булочки). «Как вкусно пахнут. Сейчас понарошку попробую одну». Воспитатель показывает, как это надо делать в игре, говорит, что они вкусные, сладкие. Затем угощает каждого ребенка. Спрашивает детей, понравились ли им булочки. Сетует на то, что булочки получились слишком большими и. сразу всю не съесть. После этого педагог предлагает тем, кто наелся, положить оставшиеся кусочки на лист, чтобы доесть потом.

Затем воспитатель говорит: «А сейчас давайте поиграем в прятки. Вы будете хитренькими ребятками. Спрячетесь кто за стул, кто за шкаф, а кто-то даже, может быть, под стол спрячется. Вы спрячетесь, а я буду вас искать. Хотите так поиграть? Сейчас я закрою глаза руками и буду считать, а вы прячьтесь. Раз-два-три-четы-ре-пять, я иду искать».

Воспитатель ищет ребят, при этом радуясь, когда кто-нибудь находится. Игру можно повторить два-три раза.

Затем педагог приглашает детей снова покушать булочки, а то все наигрались и уже снова есть захотели. «Хотите кушать булочки?» — раздает детям булочки и говорит: «Вот сейчас доедите булочки — молочка дам вам попить. Кто наелся — кладите остатки вот сюда, на лист, и подходите ко мне. Я молочка вам налью». Каждому воспитатель дает чашечку и наливает воображаемое молоко. Можно предложить детям добавки - вторую чашечку

В заключение воспитатель переключает детей на самостоятельную игру: «Вы наелись и напились, а теперь идите играть с игрушками».

2-й вариант . Игровые действия детей направлены на воспитателя.

Воспитатель предлагает детям: «Давайте, ребята, будем играть. Очень хочу поиграть с Ромочкой, с Виталиком…». Количество детей, участвующих в игре, может быть любым. Можно играть со всеми детьми или только с теми, кто подойдет к воспитателю. «Я как будто пришла с работы. Устала. И голова что-то болит. Не могу. даже приготовить себе еду. А есть очень хочется. Кто мне, ребятки, приготовит что-нибудь покушать?». Ребята отзываются на просьбу воспитателя. «Посмотрите, сколько у меня продуктов, целый ящик. Что же вы мне приготовите? Вот в ящике лежит капуста и морковка (показывает зеленый шарик и красный конус). Можно суп вкусный сварить. Я знаю, Маша умеет суп варить. Машенька, сваришь мне суп? Вот тебе овощи: капуста и морковка. Вот плита (большой кубик, перевернутая коробка). А кастрюльку сама найдешь, ладно? Саша, сваришь мне картошку? А кто еще будет варить мне картошку? А сколько здесь ягод?! Хороший компот получится! Кто сварит мне компот?».

После этого педагог помогает каждому индивидуально приготовить «еду», показывает детям не более одного двух игровых действий по приготовлению еды.

Затем воспитатель продолжает: «У кого готова еда, может меня покормить. Я уже руки вымыла и за стол села». «Что же ты, Верочка, мне приготовила? Суп? Наверное, очень вкусный. Можно я попробую? Налей мне, пожалуйста, тарелочку супа. Ой, как вкусно. Суп с морковкой, с капустой. Объедение! Я еще хочу съесть одну тарелку супа. Можно? Спасибо тебе, Верочка, большое-пребольшое. Ты сварила очень вкусный суп». Неважно, если эта процедура затягивается и остальные дети ждут своей очереди кормить педагога. Наблюдение за действиями воспитателя и действиями детей, игровое общение очень интересно им. Оно, несомненно, обогатит их опыт.

После кормления воспитатель выражает благодарность всем детям: «Какие молодцы — меня накормили. Я отдохнула, наелась. Да и голова перестала болеть. Ну, вот, а теперь можно и повеселиться. Хотите потанцевать?» (дети вместе с воспитателем танцуют под музыку).

Воспитатель побуждает детей к самостоятельному принятию игровой цели: «Ой! Что-то я потанцевала и опять есть захотела. Кто меня еще покормит? А чем ты меня будешь кормить, Саша?» Вновь повторяется процедура кормления и выражения благодарности.

Затем воспитатель завершает игру: «Я уже так наелась, что не могу съесть всю кашу, ?

Страницы