Необычные растения        20.07.2019   

Тяжелое психологическое состояние мамы. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка

Связь между ребенком и любящей мамой сохраняется всю жизнь, а первые месяцы она особенно прочная . Не зря некоторые специалисты называют первые три месяца жизни малыша четвертым триместром беременности, настолько мать и дитя неразрывны , только теперь это не столько физическая, сколько эмоциональная связь . И вот тут могут возникать некоторые сложности.

Представьте себе, что вы устроились на новую работу в чужом городе, в абсолютно незнакомый коллектив и осваиваете новое направление деятельности. Вы пока плохо разбираетесь в рабочем процессе, у вас тут нет друзей, и вы с трудом понимаете, как себя вести себя с окружающими. Ощутили всю глубину проблемы? Примерно также чувствует себя в первые месяцы после родов молодая мамочка с ребенком на руках.

У женщины, примерившей на себя роль мамы в первый раз , еще совсем нет опыта в уходе за малышом , и если кроха часто кричит, плачет, плохо спит ночью, болеет или долго сосет грудь, у нее возникает чувство обеспокоенности и неуверенности. «Все ли я делаю правильно?» - обычный вопрос для молодых родителей, иногда пребывающих в панике от своей новой роли.

И таких вопросов в первое время будет очень много, ведь в современном обществе уже нет однозначных устоев прошлого: малыша можно или надевать ему трикотажные костюмчики, ребенка можно кормить , или установить ему режим, кроху можно постоянно носить с собой на ручках или при помощи слинга, а можно оставить в кроватке или коляске. Эти и множество других важных вопросов, например, таких как , и молодым родителям приходится решать ежедневно, опираясь на иногда абсолютно противоположные мнения специалистов-педиатров, различный опыт родных, близких, знакомых, друзей, посетителей профильных .

Растерянность, усталость, беспокойство и страх перед неизвестностью - все эти эмоции испытывает молодая мама в первые месяцы после родов. В связи с тем, что ее эмоциональная связь с ребенком очень тесная, все эти чувства начинает испытывать и малыш , становясь все более нервным и раздраженным. В результате получается замкнутый круг - мама не может расслабиться и отдохнуть, потому что ребенок постоянно плачет, а малыш плачет, потому что «считывает» эмоциональную обеспокоенность мамы.

Вывод напрашивается сам собой. Хотите, чтобы ваш малыш был спокойным и веселым, как можно меньше плакал и хорошо спал? В таком случае прямо с сегодняшнего дня начинаем приводить нашу нервную систему в порядок, учимся быть спокойными и настраиваемся воспринимать все позитивно . Ведь если мама чувствует себя комфортно и уверенно, то и ребенку передается чувство спокойствия и защищенности.

Предлагаем вам несколько простых советов, как молодой маме улучшить свое эмоциональное состояние:

Больше отдыхайте

Необходимо чтобы первое время у молодой мамы было достаточное количество времени на отдых и сон. Малыш уснул - спите вместе с ним, не отказывайте себе в расслаблении. Чем более спокойной и отдохнувшей будет молодая мама, тем больше у нее будет молока и тем спокойнее и счастливее будет ваш малыш. К тому же организму необходимо восстановиться после родов и перестроиться на новую систему жизни.

Пойте

Как бы это смешно не звучала, пение - отличная дыхательная гимнастика, которая улучшает работу сердечно-сосудистой и нервной системы молодой мамы, снижает усталость, возбудимость, снимает внутренние зажимы и расслабляет. Пойте новорожденному малышу колыбельные, подпевайте любимым хитам, которые звучат по радио, пойте в душе, под струями воды - все это подарит вам отличный релакс и замечательное настроение.

Радуйтесь мелочам

Конечно, в первые недели после родов у молодой мамы просто голова идет кругом от забот и хлопот. Вы еще только осваиваете свою новую роль и чувствуете себя в ней не совсем уютно. Чтобы немного отвлечься от постоянной суеты вокруг кормления и смены памперсов не забывайте радоваться мелочам. Малыш улыбнулся вам - улыбайтесь ему в ответ, за окном хороший солнечный день - значит, сегодня у вас и малыша будет хорошее настроение, с погодой не сложилось - тоже не беда, динамичная музыка, яркая кофточка и новая погремушка для малыша сделают ваш день позитивным и незабываемым. Во время прогулки вы обращаете внимание только на то, насколько холодно или жарко вашему малышу и пытаетесь не забыть, что нужно купить в магазине? Взгляните по сторонам и найдите вокруг что-то простое и милое, что может поднять вам настроение. Возможно, вы уже давно не замечаете, что в соседнем дворе обитает шикарная пушистая кошка, а на деревьях вот-вот распустятся листочки: улыбнитесь окружающему миру и ваше настроение обязательно улучшится.

Верьте себе

На время перестаньте читать различную литературу или интернет, перестаньте искать там ответы на волнующие вас вопросы и прислушайтесь к своей интуиции. Материнская интуиция - великая вещь и она редко ошибается. Верьте себе, делайте так, как вы хотите, а не так, как пишут в правильных книжках. Каждый ребенок индивидуален и именно вы чаще всего знаете (или даже подсознательно ощущаете) точно, что хорошо для вашего малыша, а не доктор, консультирующий по интернету, ваша мама или подруга. Если вы делаете то, во что верите - вы становитесь увереннее и спокойнее, а это именно то, чего мы хотим достичь.

Наша мама- Helga рассказывает : «После родов на меня просто вылился поток советов и поучений: как ребенка нужно купать, как пеленать, как кормить и все остальное. Моя мама и свекровь, подруги, у которых есть дети, а также девочки, с которыми мы гуляли вместе в парке - все пытались научить меня как нужно правильно ухаживать за ребенком. Притом, что я их абсолютно об этом не просила, возможно, окружающих смущало, что мне только 19 лет. Иногда от абсолютно разных мнений и советов у меня просто «ехала крыша». И вот когда я уже начала сомневаться в том, правильно ли я прикладываю малыша к груди, хотя раньше у меня никогда не возникало таких проблем, я подумала, нет, стоп, хватит. Я больше никого не буду слушать! Что сама решу - так и буду делать. Единственное кому я доверяла - слушала нашего педиатра и все. И вы знаете, мне стало гораздо проще, я стала намного спокойнее, когда начала больше верить себе и своим ощущениям».

Снижайте планку

Не случится ничего страшного, если вы не будете мыть пол в квартире ежедневно или обязательно гулять с ребенком по 3 часа в день. Пусть в доме не будет кристальной чистоты, а муж сам сходит в магазин и самостоятельно приготовит себе и вам ужин, так как сможет, это сейчас не самое важное. У вас нет на что-то сил и времени? Это нормально, делайте то, что можете и так, как можете, сейчас не время для рекордов, не вините себя ни в чем. Ведь в случае если молодая мама будет сильно уставать, а для ослабленного после родов организма много и не нужно, у нее могут возникнуть проблемы с лактацией.

Общайтесь

Конечно, для молодой мамы с кормлением «по требованию» совет «выйти в кафе с подружками» может звучать несколько несбыточно, но если все правильно рассчитать, то пока муж гуляет в парке с коляской, вы вполне можете минимум часик поболтать с подружкой в ближайшем заведении или просто прогуляться по магазинам. Не закрывайтесь в своем новом мире с головой, материнство это не монастырь. Конечно, некоторые ограничения и изменения в вашей новой жизни с малышом обязательно возникнут, но полностью отказываться от всего, что вам раньше нравилось, и было интересно, абсолютно не стоит.

Все эти, на первый взгляд, несложные советы, помогут молодой маме восстановиться, прийти в себя, успокоиться и расслабиться, ведь нельзя забывать, что от вашей эмоциональной стабильности и позитивного настроя напрямую зависит здоровье вашего ребенка.

Нередко радость после рождения ребенка сменяется грустью в настроении молодой мамы. Все переживания уже позади, кроха здоров и полон сил, жизнь продолжается. Однако вместо того чтобы чувствовать радость от свершившегося материнства, женщина вдруг ощущает сильную усталость, разбитость и полный упадок сил. Отчего это происходит и как бороться с послеродовой апатией?

Причины апатии в послеродовом периоде

Первопричиной того что молодая мама чувствует усталость после родов является гормональная перестройка организма. Гормоны участвуют во всех процессах, происходящих в организме и резкие перепады выработки того или иного гормона могут привести к плохому настроению, раздражительности и грусти. Гормональный фон, как правило, нормализуется в течение первых недель после родов и в идеале настроение молодой мамы должно также прийти в норму, но как показывает практика, так происходит совсем не всегда.

Второй причиной плохого самочувствия могут стать обильные кровотечения и осложнения после родов. Физическая истощенность, которая возникла из-за большой кровопотери, нередко проявляется головокружениями, отсутствием аппетита, апатией и нежеланием ухаживать за малышом. Такое настроение пройдет, как только физическое состояние мамы нормализуется.

Третьей причиной возникновения негативных эмоций является послеродовой стресс. Это состояние наблюдается у 80% родивших женщин. Стресс приносит с собой потерю аппетита, чувство хронической усталости, отсутствие желания радоваться жизни, недовольство всем вокруг, жалостью к себе и нарушениями сна.

Стрессовое состояние может быть опасным, и при долгом течении может перерасти в послеродовую депрессию. В этом случае женщине будет сложно вернуться к нормальной жизни самостоятельно, и потребуется помощь специалиста.

Как распознать причины апатии

Специалисты утверждают, что состояние хронической усталости в первые месяцы после родов чаще всего связаны с физическим истощением. Организм женщины действительно устал за период вынашивания и родов младенца. Гормональные всплески, эмоциональной напряжение, послеродовые осложнения и смена уклада жизни, отражаются на жизненном тонусе и физической активности.

Для того чтобы опять прийти в форму и начать радоваться жизни, молодой маме нужно больше отдыхать, гулять на свежем воздухе и правильно, полноценно питаться.

Если в родах наблюдались обильные кровотечения, необходимо сдать анализы на содержание железа в крови. Железодефицитная анемия часто маскируется под стресс и усталость.

Как избежать осложнений в первые месяцы

Для того чтобы избежать психологического напряжения и иметь возможность жить полноценной счастливой жизнью, необходимо помогать себе в первые месяцы после родов.

  1. После рождения малыша следует тщательно выполнять все рекомендации врачей. Послеродовая терапия направлена на скорейшее восстановление женщины от всех родовых травм и осложнений. Необходимо много отдыхать, особенно в роддоме, правильно питаться и хорошо спать.
  2. После выписки из родильного дома также нужно стараться отдыхать как можно больше. Попросите, чтобы все домашние дела взял на себя кто-то из близких родственников. Спите, когда спит малыш, гуляйте на свежем воздухе и включайте в свой рацион больше витаминов.
  3. В первые недели после родов тщательно следите за своим здоровьем. Если вдруг возникли внезапные кровотечения, боли или напротив выделения резко прекратились, немедленно обратитесь к врачу. Не пренебрегайте запланированным визитом к гинекологу, который должен состояться на 10 -14 день после родов. Это позволит специалистам адекватно оценить ваше состояние и вовремя предотвратить возможные осложнения.
  4. Избегайте перенапряжения и поднятия тяжестей. Если роды были естественными со второй недели можно начинать делать элементарные физические упражнения, которые помогут вернуть тонус мышцам, и поднимут настроение. Нагрузки необходимо увеличивать постепенно.
  5. Многие молодые мамы могут сказать, когда же тут отдыхать, если нужно все перемыть, перечистить и продезинфицировать? Остановитесь, ребенок это не тепличное растение, не нужно мыть каждый день весь дом с хлоркой. Забудьте о Мистере Пропере и Доместосе! Генеральную уборку необходимо делать, но не чаще одного раза в неделю. Все остальные дни можно просто поддерживать порядок. Главными правилами для вас должны стать мытье рук, перед тем как взять малыша, чистая и выглаженная одежда ребенка и регулярные гигиенические процедуры. В этом случае вашему крохе не страшны многочисленные микробы, к которым он должен адаптироваться.
  6. Оставьте ребенка в покое. Многие мамы как квочки порхают над своим крохой, и даже будят его, чтобы он вовремя поел! Расслабьтесь, отдыхайте, пока малыш спит, он сам проснется и потребует еды, когда ему это будет необходимо.

Когда после родов женщине можно опять спать с мужем и что нужно знать о возобновлении отношений

Вот так вы сможете помочь своему организму быстро восстановиться в первые недели после родов и вновь обрести радость жизни.

Если апатия продолжается

Если вы достаточно отдыхаете, правильно питаетесь, много гуляете, а состояние усталости не проходит спустя 6 месяцев после родов, нужно посмотреть на себя со стороны и принять меры к исправлению ситуации.

Причины продолжения апатии кроются в вашем отношении к себе и окружающему миру.

Многие женщины просто не могут вовремя адаптироваться к новым условиям жизни и испытывают стресс после родов. Им кажется, что-то слишком сложно быть мамой. Конечно материнство это тяжелый труд. И этот труд будет продолжаться всю вашу жизнь, ведь каким бы взрослым не стал ваш ребенок, для вас он останется вашим малышом, и всю жизнь вы будете за него переживать и беспокоиться.

Вы думали, что все будет по-другому. Все так думают. Все думают, что фигура останется прежней, отношения с мужем романтическими, а ребенок будет спать по ночам и никогда не заболеет. Для того чтобы так и было, нужно трудиться. Ведь семья и отношения внутри неё это постоянная работа, прежде всего над самой собой. Вот несколько советов как выйти из сложного психологического состояния послеродового стресса:

  • Вы должны нравиться себе. Занимайтесь спортом, приведите себя в порядок, поменяйте прическу, снимите халат. Многие женщины, вынужденно став домохозяйкой после родов, перестают следить за собой и каждый взгляд в зеркало, навевает на них грусть и тоску. Возьмите за правило улыбаться себе каждое утро. Тогда ваш день начнется с позитивных эмоций, а это очень важно для здоровой атмосферы внутри семьи.
  • Не срывайте своего раздражения на ребенка и окружающих. Это только усугубит ситуацию, послужит поводом для беспокойства малыша и отчуждения мужа.
  • Развивайтесь. Декретный отпуск является прекрасным поводом научиться чему-то новому. Освойте новую профессию, благо для этого нужно лишь включить компьютер, займитесь любимым делом, и вы увидите, что мир вокруг вас начал стремительно меняться и краски жизни постепенно возвращаются.
  • Верните яркую интимную жизнь. Сексуальное удовлетворение очень важно как для самооценки мужчины, так и для гармони в душе женщины. Ребенок все еще много спит, и вы с легкостью можете выкроить немного времени для романтических встреч с мужем.

Как самостоятельно справиться с послеродовой депрессией

Послеродовой период является тяжелым испытанием для многих женщин. В этой ситуации важно помнить, что от вашего эмоционального состояния зависит многое. В первую очередь это касается ребенка, ведь если мама нервничает и раздражается, малыш моментально реагирует плачем и беспокойством. Верните радость в вашу семью, и вы станете по-настоящему счастливой мамой и женой!

Ряд научных исследований, проведенных в последние годы, позволили по-новому взглянуть на проблему психологии личности, психологии жизни и смерти, истоков психического и физического здоровья, обусловленных различными обстоятельства ми и факторами перинатального развития. Это прежде всего работы зарубежных исследователей: С. Грофа, Ж. Грабера, Ф. Дольто, X. Никеля, С. ФантиД. Верни, А. Бертинаидр. Среди отечественных ученых этой проблемой занимаются Э.К. Айламазян, В.В. Абрамчен ко, А.С. Батуев, Г.И. Брехман, А.И. Брусилов ский, К. Гайдебранд, А.И.Захаров, Ю. Змановский, Н.Н. Константинова и др. Кратко обобщив выводы исследований этих авторов, можно сказать, что они рассматривают перинатальную стадию жизни как первый этап человеческого существования, где различные факторы оказывают значительное влияние на развивающиеся организм и психику, а взаимообусловленность духовного, психического и соматического наиболее наглядна и достоверна.

Важнейшими факторами, воздействующими на ребенка, являются факторы со стороны матери. Именно мать является автором жизненного сценария ребенка, который он впоследствии воспроизводит в своей жизни.

Для формирования ребенка далеко не без различно не только то, чем мать питалась и каково было состояние ее здоровья, - не менее важно ее психологическое самочувствие, гармоничные взаимоотношения с окружающими, отсутствие страхов по поводу родов и жизни ребенка, излишних эмоциональных реакций на стрессы. Традиция предписывала тщательное соблюдение правил, направленных на охрану душевного спокойствия беременной женщины, т.к. именно ее психика формирует качества психики младенца.

Исследования подтвердили особенную значимость первой реакции женщины на факт беременности для формирования качеств психики ребенка. Негативная реакция порождает самые тяжелые психические проблемы, мать закладывает так называемую программу «смерти и саморазрушения» в очень глубокие слои бессознательного своего ребенка. Это вполне понятно, если учесть тот факт, что время в утробе течет иначе, оно уплотнено, поэтому воздействие психических вибраций беременной женщины на ранних этапах внутриутробного развития формирует самые глубокие слои психики ребенка и влияют на всю его последующую жизнь.

В перинатальный период в организме и психике женщины происходят глобальные преобразования, вырабатывается отношение женщины к своему еще не родившемуся ребенку. О характере этого отношения можно судить по особенностям взаимодействия будущей матери с ним, наличию или отсутствию воображаемого общения. Поэтому перинатальное развитие ребенка не есть «созревание», а скорее напоминает, по мнению В.Синельникова, процесс гальванопластики - нанесения золотого покрытия на пластину из обычного металла. И мать является тем мастером-ювелиром, который из простого природного материала создает произведение искусства. Но она еще и источник тех свойств, которые получит ребенок. Она - его первая Вселенная, в которой он обретает свое существование.

Любовь матери к своему ребенку, ее мысли о нем, общение с ним расширяют формирующиеся возможности ребенка, его клеточную память, определяя главные силы личности. Если мать сознательно готовилась к зачатию и родам, старалась всю беременность пребывать в позитивном состоянии, была чутка к своим желаниям и потребностям, во время беременности представляла будущего ребенка, его внешность, характер, прислушивалась к шевелениям, старалась понять их язык, нежными прикосновениями к животу стимулировала ответную реакцию, придумывала имя для мальчика и девочки, ощущала ребенка и как часть себя, и, временами, как отдельное существо, то тогда формируется гармоничная перинатальная матрица.

Нами было проведено эмпирическое изучение передачи первых сценарных посланий матери ребенку, жизненных позиций и функциональных эго-состояний рожениц, которые влияют на соматическое состояние, патологию беременности и родов. В исследование было включено 30 женщин в возрасте от 17 до 37 лет. При исследовании были использованы: структурированное интервью «Раннее сценарное программирование»; опросник «ОК-Томаса» для по строения ОК-Коррала испытуемых; опросник «Личностного стиля» для выявления их эгограммы; опросник «Рабочий стиль»; опросник «Внутренние эго-состояния». Полученные данные были дополнены клинико-анамнестическими сведениями.

Исследование проводилось в модальности транзактного анализа. Большую помощь в проведении исследования оказали медицинские работники роддома № 1 г. Рязани, консультации кандидата медицинских наук Ховрачева А.П., участие в экспериментальном исследовании студентки факультета педагогики и психологии РГУ им. С.А. Есенина Гуськовой А.А.

На первом этапе мы применили структурированное интервью «Раннее сценарное программирование», направленное на определение социального положения женщины, на исследование общего анамнеза, течение беременности и родов, отсутствия или наличия патологий как матери, так и ребенка. Также рассматривались возраст, уровень образования, семейное положение не только самой роженицы, но и ее близких родственников: родителей, мужа. Ключевые вопросы интервью сформулированы таким образом, что позволяют выявить особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве, переживания женщиной беременности, отношения к неродившемуся ребенку.

Рассматривая возраст роженицы, были сделаны следующие выводы:

1. Чем старше роженицы, тем выше их уровень образования;

2. От возраста увеличивается количество болезней, уменьшаются сопутствующие патологии, вредные привычки;

3. Чем старше роженица, тем хуже протекает период кормления ребенка грудью, роженицы пребывают в ВД эго-состоянии, а СД с возрастом теряет свою значимость.

Анализ коммуникативного опыта женщины говорит о его значимости. Складывающееся в общении первое личностное образование может рассматриваться как первый вклад в становление будущего родительского поведения. Если опыт общения с близкими взрослыми был положительный, это означает, что стартовые условия для формирования субъективного отношения к другим людям были благоприятными и основа для формирования субъектного отношения к своему ребенку заложена.

Мы предположили, что о характере раннего коммуникативного опыта, полученного роженицей в общении с близкими взрослыми, можно судить по эффективным следам, оставленным в ее первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях.

Если родители были ласковы, общение оставило в памяти женщины яркий след, если была сильная привязанность к матери или другим родственникам, значит в раннем детстве женщина имела благоприятный опыт эмоционального общения, что ставит ее в более выгодные условия в прогнозе будущего материнского поведения по сравнению с теми, кто такого опыта не имел. И здесь мы говорим о том, что механизм запущен: родительская программа начала действовать.

На втором этапе нашей работы исследовался процесс передачи ранних пред писаний. К этому нас побудила следующая оценка роли перинатального периода: характер протекания беременности, родов и первых дней жизни выливается в мощные сценарные предписания, которые формируют не только степень и характер будущей психопатологии, но и, возможно, являются ответственными за «влечение к смерти».

Мы говорим об этом, потому что при анализе 12 классических типов предписаний, выделенных М. и R. Goulding (1979), а именно:

1. Не живи (сгинь, умри);

2. Не будь самим собой;

3. Не будь ребенком;

4. Не расти (оставайся маленьким);

5. Не делай успехов;

6. Не делай (ничего не делай);

7. Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся);

8. Не принадлежи;

9. Не будь близким;

10. Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым);

11. Не думай;

12. Не чувствуй.

В перинатальный период в явном виде обнаруживаются только два. Это предписание «Не будь собой», дающееся матерью, ожидающей рождения ребенка противоположного пола, и проклятье «Не живи», являющееся результатом всех негативных воз действий данного периода.

Если рассматривать суммарное воздействие всех форм передачи послания «Не живи», то в нашем исследовании не осталось ни одного ребенка, который не получил бы его тем или иным способом.

Возникает вопрос: «Зачем родители от дают ребенку приказ «Не живи»? По-видимому, это происходит потому, что в своем эго-состоянии Ребенка родитель чувствует, что собственный ребенок мешает или угрожает ему. Или, возможно, у женщины уже есть несколько детей, и она больше не хочет их иметь. «Совершенно случайно» она все же рожает еще одного ребенка. В эго-состоянии Ребенка она кричит: «Нет! Не хочу больше! Хочу, чтобы уделяли внимание моим желаниям!». Она, скорее всего, будет подавлять ярость своего Ребенка, не признаваясь в этом даже себе, тем не менее, скрытыми способами она передает родившемуся ребенку свой отказ от него.

Необходимо помнить, что ребенок может чувствовать угрозу смерти из-за по ведения матери или внешних событий, которые взрослому кажутся абсолютно безобидными. Впоследствии ребенок может сам отдать себе приказание «Не живи», если мать в скрытом виде предала ему, на пример, следующее послание: «Ты причинил мне боль, когда родился». (Берн назвал это сценарием «Разорванной матери»). В этом случае ребенок может решить: «Своим рождением я причинил матери боль, следовательно, заслуживаю мучений или смерти».

К счастью, люди делают все возможное, чтобы остаться в живых. В первые годы жизни ребенок, имеющий приказ «Не живи», вероятно, принимает сложные решения, чтобы защитить себя от фатального исхода. Эти решения могут быть приняты в виде: «Я буду жить, пока...» Многоточие может быть заполнено различными решениями, например,«... буду много работать» или «... если не буду сближаться с людьми». Страшный вывод...

Мать, которой в детстве заложили приказание «Не живи», может передать это послание своему сыну или дочери. Она полагает, что это принесет освобождение от данного ей приказания. На психологическом уровне она говорит своему ребенку: «Если ты сгинешь, то я не умру». Таким образом, это приказание похоже на эстафетную палочку, которая передается из поколения в поколение.

В отношении другого предписания мы получили следующие цифры: 10 % матерей не строили планов по поводу предпочтительно го пола своего ребенка; 50 % хотели родить мальчика; 40 % хотели родить девочку; 33 % матерей были разочарованы в своих ожиданиях, а соответствующий процент детей по лучил предписание «Не будь самим собой». При этом их невербальное послание будет: «Не будь мальчиком (девочкой)». Это может выразиться в выборе имени ребенку: девочку могут назвать мужским именем, а мальчика - женским. Девочку будут одевать «под мальчика», а мальчика - «под девочку».

Во взрослой жизни человек, имеющий приказание «Не будь мальчиком (девочкой)», может продолжать носить одежду и иметь привычки, соответствующие другому полу.

«Не будь самим собой» является более общим приказанием и передается обычно посланием: «Не будь самим собой, будь другим ребенком». Родители могут предпочитать младшего ребенка старшему или брата сестре, сравнивать с другими детьми. В данном случае мать хранит образ желаемого «идеального ребенка». Поэтому она положительно реагирует лишь на те аспекты своего реального ребенка, которые напоминают этот образ, и игнорирует остальные.

Естественно, что нам было интересно посмотреть, чем детерминируется та или иная форма сценарного предписания. Оказалось, что возраст, уровень образования, семейное и материальное положение не имеют существенного значения. Самые ранние способы передачи «Не живи», осуществляемые с помощью патологии беременности, значимо и позитивно коррелировали (г = + 0,417; Р< 0,002) с выраженностью Адаптированного Детского эго-состояния матери, тогда как первая экзистенциальная позиция «Я - ОК, Ты - ОК» была для них препятствием (г = - 0,351; Р < 0,01).

Данная жизненная позиция была взаимосвязана с большим ростом и весом родившихся детей (г = + 0,356; Р<0,01 и г = + 0,282; Р<0,03, соответственно), что может быть расценено как наличие сценарного послания «Живи».

Проклятья, полученные через патологию родов соотносились со второй жизненной позицией «Я - не ОК, Ты - ОК» (г = + 0,264; Р<0,04). Эта корреляция подтверждается и более низкой оценкой новорожденных от женщин с данной позицией по шкале Апгар (г = - 0,275; Р < 0,03), свидетельствующей о принятии младенцами летального материнского предписания.

Детская патология, полученная в течение первых пяти суток жизни, отрицательно коррелировала с первой экзистенциальной позицией (г = - 0,275; Р < 0,03). А послания, передаваемые через нарушения лактации, оказались детерминированы выраженностью материнского эго-состояния Контролирующего Родителя (г = + 0,377, Р < 0,004).

В противоположность этому, увеличение эго-состояния Адаптированного Дитя предотвращало появление нарушений лактации (г = -0,263; Р < 0,04).

Однако эго-состояние Адаптированного Дитя в целом было благоприятным фактором передачи проклятья «Не живи», оцениваемого по суммарному количеству негативных перинатальных воз действий (г = + 0,247; Р< 0,05). Принятие данного летального предписания, отслеживаемое по нарушению питания ново рожденного, также было связано с выраженностью эго-состояния Адаптированного Дитя у матерей (г = + 0,279; Р < 0,03), тогда как усиление жизненной позиции «Я - ОК, Ты - ОК» свидетельствовало об обратном процессе (г = -0,300; Р< 0,02).

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о явной, но структурно сложной взаимосвязи стиля и экзистенциальной основы материнского поведения с передачей летальных предписаний.

На третьем этапе исследования мы провели корреляционный анализ связей между жизненными позициями и активностью функциональных эго-состояний, а также более детальный анализ взаимосвязи выраженности отдельных эго-состояний с акушерской патологией. Наши родители имели эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Они передали нам сценарные послания из этих трех эго-состояний, а мы приняли и распределили их в трех наших эго-состояниях.

В построенной по результатам тестирования эгограмме данной группы эго-состояние Контролирующего Родителя (КР) было минимальным. Заботящийся Родитель (ЗР) и эго-состояние Взрослого (В) превалировали над другими. Выраженность эго-состояний Свободного Дитя (СД) и Адаптированного Дитя (АД) почти не различались между собой.

В целом, полученная эгограмма выглядит довольно стандартным образом благополучно и не свидетельствует о беременности и родах как о серьезном психическом расстройстве, и, казалось бы, не предвещает больших сценарных посланий.

Анализ взаимосвязи эго-состояний с акушерской патологией оказался не столь обнадеживающим. Так, например, наиболее доминирующее эго-состояние Заботящегося Родителя (ЗР) позитивно коррелировало на значимом уровне с акушерской патологией во время прошлых беременностей (г = 0,253; Р < 0,05), соматической патологией, ассоциированной с беременностью (г = 0,-327; Р < 0,02) и патологией родов (г = 0,259; Р < 0,04).

Такой характер взаимоотношений позволяет говорить о преобладании негативного компонента в эго-состояний Заботящегося Родителя (ЗР), который реализуется в позиции Спасителя и, следовательно, попытках разрешить проблемы собственного депрессивного радикала за счет самопожертвования.

Эго-состояние Адаптивного Дитя (АД) было положительно связано с патологией раннего развития матерей (г = 0,248; Р<0,05). Нарастание Адаптивного Дитя (АД) сопровождается статистически значимым снижением уровня патологии предшествующих родов (г = -0,300; Р<0,03) и нарушений лактации (г = - 0,263; Р < 0,04). Анализ причинных связей данных корреляций показал, что это снижение происходит за счет увеличения патологии плода во время беременности (г = 0,417; Р< 0,003), снижения роста и веса новорожденного (г = -0,320; Р<0,02 и (г = -0,250; Р<0,05) и нарастания нарушений питания новорожденного (г = -0,279; Р<0,03).

Таким образом, здесь мы имеем дело с передачей патологии следующему поколению. Безусловно, этот момент должен быть одним из главных фокусов коррекционной работы в психопрофилактических занятиях с беременными.

Конструктивное отношение к своему поведению, проявляющееся в функционировании эго-состояний Взрослого (В), позитивно коррелировало с уменьшением времени между поступлением женщины в роддом и моментом самих родов (г = 0,310; Р < 0,02). Кроме того выраженность Взрослого (В) эго-состояния отрицательно соотносилась с акушерской патологией во время прошлых беременностей (г = -0,410; Р< 0,003) и патологией прошлых родов (г = 0,365; Р< 0,006).

В целом, полученные результаты соответствуют теоретической позиции ТА о проблемно разрешающей функции Взрослого (В) эго-состояния, увеличение которого могло бы стать целью терапевтической работы с беременными.

Их распределение оказалось следующим: жизненная позиция «Я - ОК, Ты - не ОК» выражена в меньшей степени, тогда как остальные - приблизительно равны. Обращает на себя внимание величина жизненной позиции «Я - не ОК, ты - ОК» и «Я - не ОК, ты - не ОК», свидетельствующих о значительной базальной патологии личности. В этой связи превалирование Заботящегося Родителя (ЗР) в эгограмме приобретает характер защитного механизма, запускающего функции «Спасителя». Это должно приводить к игнорированию потребностей ребенка в ходе отчаянных попыток материнской фигуры компенсировать собственный депрессивный радикал через гиперопекающее поведение.

Данная точка зрения была подтверждена в ходе корреляционного анализа, обнаруживающего статистически значимую позитивную зависимость эго-состояния Заботящегося Родителя (ЗР) как с жизненной позицией «Я - не ОК, ты - ОК» (г = 0,547; Р< 0,001), обращающей депрессивность сценарного решения самой роженицы, так и с позицией «Я - не ОК, ты - не ОК» (г = 0,260; Р< 0,003), что свидетельствует о предпочтении переключения к роли «Жертвы» для подтверждения правильности сценарных решений.

Выраженность эго-состояний Контролирующего Родителя (КР) позитивно коррелировало на статистически значимом уровне с жизненной позицией «Я - ОК, ты - не ОК» (г = 0,458; Р < 0,001) и негативно - с позицией «Я - не ОК, ты - ОК» (г = - 0,490; Р < 0,001), отражая наличие у ряда рожениц защитного механизма паранойяльного типа и готовности занять место «Преследователя».

Наиболее нарушенная базовая стратегия адаптации, вытекающая из жизненной позиции «Я - не ОК, ты - не ОК» обнаружила негативные черты депрессивной позиции. Депрессивный радикал проявился в позитивной корреляционной зависимости выраженности данной экзистенциональной позиции и соматической патологии, ассоциированной с беременностью (г = 0,404; Р< 0,003).

Избегающая экзистенциональная позиция также, как и эго-состояние АД, была положительно связана с увеличением времени между поступлением женщины в роддом до момента самих родов (г = 0,252; Р < 0,04), создавая таким образом возможность для развития патологических стратегий. Здоровая жизненная позиция «Я - ОК, ты - ОК», наоборот, сокращала промежуток времени между поступлением женщины в роддом и моментом родов (г = 0,296; Р<0,03). Ее усиление уменьшало выраженность акушерской патологией во время прошлых беременностей (г = -0,300; Р<0,03). Однако отсутствие значимых корреляций данной позиции с активностью эго-состояний Заботящего Родителя (ЗР) и Контролирующего Родителя (КР), а особенно Взрослого (В) и Свободного Дитя (СД), при наличии такой взаимосвязи с эго-состоянием Адаптированного Дитя (АД) (г = 0,294; Р < 0,03), возможно отражает функциональную регрессию родильниц во время столь значимого события как рождение ребенка.

Выводы по результатам исследования

1. Выявлено, что каждая роженица, оказавшаяся в исследовательской группе, имела ту или иную степень нарушения состояния здоровья или патологии беременности и родов.

2. Установлено, что характер протекания беременности и родов выливается в мощные сценарные предписания, которые формируют не только степень и характер будущей патологии, но и являются ответственными за «влечение к смерти».

3. Из двенадцати классических типов предписаний, выделенных М. и К. Goulding, в перинатальный период в явном виде обнаруживаются только два. Это предписание «Не будь собой», дающееся матерью, ожидающей ребенка противоположного пола, и проклятье «Не живи», являющееся результатом всех негативных воздействий данного периода.

4. При рассмотрении суммарного воз действия всех форм передачи сценарного послания «Не живи» в исследованной группе не осталось ни одного ребенка, который не получил бы его тем или иным способом.

5. При рассмотрении той или иной формы сценарного предписания выявлено, что возраст, уровень образования, семейное и материальное положение не имеют существенного значения.

6. Полученные результаты свидетельствуют о явной, но структурно сложной взаимосвязи стиля и экзистенциальной основы материнского поведения с передачей летальных предписаний. Поэтому более подробное изучение реальной картины передачи перинатальных сценарных посланий представляется нам крайне актуальным вопросом.

7. Проведенный корреляционный анализ отражает наличие значительной базальной патологии личности, центральным ядром которой представляется актуализация базальной тревоги.

Таким образом, мы считаем, что крайне актуальной задачей является предоставление беременным женщинам профессиональной психологической помощи или самой по себе, или в рамках системы психопрофилактической подготовки к родам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М., 1991. С.12-42.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2001. С.189-286.
3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
4. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект // Психологический журнал. 2001. Т. 22. С.82-89.
5. Грейс Крайг. Мнения и факты: возможно ли обучение ребенка до рождения? // Психология развития. 2000.№ 2. С. 164. 6. Захаров А.И. Детские неврозы. СПб., 1995.
7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж, 1997. С.44-72.
8. Пэрну Л. Я жду ребенка. М., 1986. С. 27-40.
9. Равич Р. Тайная жизнь еще не рожденного ребенка // Семья и школа. № 9. 1995. С. 10-12.
10. Hay J. Transactional Analysis for Trainers Watford, UK, Minneapolis, USA, Sherwood Pub lishing, 1996. 256 p.

Роды индуцируются определенным соотношением нескольких гормонов. Женщина находится под воздействием своего рода «гормонального взрыва». Разумеется, изменяющееся гормональное состояние оказывает влияние также и на нервную систему.

Известно, что у рожающей женщины высок уровень окситоцина. Окситоцин - противострессовый гормон. Уровень окситоцина повышается от поглаживаний кожи, в процессе сексуальной активности, во время родов и в течение периода грудного вскармливания . Окситоцин - гормон благополучия. Если у человека все хорошо и спокойно, уровень окситоцина в его крови выше. Обычно кормящая мама спокойна и расслаблена. Это скорее свидетельствует о «правильном» течении послеродового процесса, чем о каких-то негативных изменениях в организме родившей женщины.

В регулировке лактации тоже принимает участие гормон пролактин. Пролактин отвечает за выработку молока, разумеется, его уровень в организме повышается в процессе лактации. Известен обезболивающий эффект пролактина, что способствует снижению чувствительности кормящей мамы к внешним раздражителям.

У психологов есть интересный термин - «послеродовый блюз» Это определенное адаптивное состояние психики, подстраивающегося под изменившиеся обстоятельства человека.

Согласно зарубежным исследованиям, вероятность блюза или даже послеродовой депрессии выше у тех мам, которые испытывают проблемы с грудным вскармливанием или вообще не кормят грудью. Если женщина испытывает боль при кормлении, ее психологическое состояние обоснованно сложное.

Поэтому так важно при проблемах и трудностях как можно раньше обращаться за помощью и поддержкой к опытным мамам и специалистам по лактации.

Исследование

В 2012 году белорусский психолог и консультант по грудному вскармливанию Ольга Бабаян провела работу по изучению эмоционального состояния кормящей женщины и степенью благополучия ее грудного вскармливания. Обнаружилась тесная связь. Чем выше субъективная оценка женщиной своего эмоционального состояния (настроения), тем ближе она к благополучию грудного вскармливания и наоборот, чем благополучнее грудное вскармливание, тем выше субъективная оценка женщиной своего эмоционального состояния.

Исходя из предположения о том, что благополучное грудное вскармливание и эмоциональное состояние женщины тесно взаимосвязаны, если помочь матери наладить лактацию, она сможет получать удовольствие от естественного вскармливания и ее эмоциональное состояние, ее настроение будут преимущественно положительными. А это, в свою очередь, будет способствовать гармоничному становлению и развитию полноценной личности ребенка.

Поскольку мы знаем, что кормить грудью естественно, при возникновении проблем и закономерного снижения настроения, может возникнуть еще и чувство вины. На помощь придут консультанты по ГВ, способные помочь с налаживанием кормлений. Есть альтернативные кормлению из груди способы - кормление сцеженным молоком, кормление донорским молоком. Вероятно, это будет решением текущего момента, а через какое-то время ситуация наладится.

Немедикаментозное лечение психологических проблем, рекомендуемое зарубежными специалистами по грудному вскармливания, состоит в следующем:

  1. Омега-3 жирные кислоты;
  2. Регулярные физические упражнения;
  3. Физиотерапия;
  4. Травы отдельно и в сборах (неоднозначный способ, так как не все лекарственные травы приемлемо употреблять при кормлении грудью).

Полина Лыкова
Врач, консультант по лактации, член АКЕВ
Преподаватель курса ВОЗ/ЮНИСЕФ по грудному вскармливанию

Влияние матери на ребенка также проявляется в эмоциональном плане. Эмоции матери передаются плоду посредством гор-монов и по энергетическим каналам, оказывая либо поло-жительное, либо отрицательное влияние на его психику.Работы специалистов в области теоретической медици-ны, объясняющие пути записи информации на клеточном уровне, указывают также и на то, что психологичес-кая среда матери влияет на внутренние свойства клеток ребенка.

Элементар-ные частицы, составляющие атомы, молекулы и живые клет-ки, подчиняются как законам физики, так и основным зако-нам физиологии. Они способны хранить в своей памяти информацию об окружающей среде, а также воспроизводить ее по собственному желанию и передавать какие-то сведе-ния другим частицам. Запись информации, запоминание и передача - свойства психики. Влияние матери на ребенка обусловлена тем, что информация о психике, мыслях и чувствах матери, получаемая формирующемся существом, определяет вибрационные свойства его клеток. Таким обра-зом, все, через что мы проходим, записано в хромосомах клеток. В частности, это касается половых клеток, составля-ющих генетический капитал ребенка.

Бере-менная женщина, как никто другой, является средоточием различных энергий, структурирующих материю, поскольку она носит в себе проект нового существа. Поступки, мысли и чувства женщины являются причиной образова-ния или притяжения вполне определенных типов энергии. Она может либо отмахнуться от этого факта, либо принять решение приложить, по возможности, все силы, чтобы на-править свою психическую или физическую энергию по наи-более удобному для ребенка руслу. Данное решение такжекасается окружающих людей как членов семьи, так и обще-ства в целом.

Внутриутробный период развития напрямую зависит от матери и от окружающего ее психологического, физического и информационного пространства. Если будущая мать знает об этом и старает-ся исключить из своей жизни все негативные моменты, то она как бы формирует положительный, благоприятный фон для развития младенца. Другими словами, влияние матери на ребенка в данном случае характеризуется тем, что она предоставляет формирующемуся ребенку наилучший физический матери-ал и самую качественную информацию, существующую на сенсорном, эмоциональном и ментальном уровнях. При тес-ном содружестве с природой женщина становится еще од-ним сознательным создателем ребенка, которому она пре-доставляет наилучшие шансы из всех существующих

Влияние матери на ребенка на физическом уровне проявляется в ее отношении к пище. Выбор сбалансированного меню, акцент на продуктах, которые необходимы для развития ребенка, употребление в пищу экологически чистых, здоровых продуктов, естественно, отразится на ребенке положительно.

Влияние матери на ребенка на эмоциональном уровне должно проявляться в ее положительном эмоциональном настрое. Эмоции и пространство харак-теризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, ду-шевная боль вызывают ощущение сжатия сердца, нехват-ки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, рев-ность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, пло-хого самочувствия и закрепощения. Радость заставляет наше сердце петь. Например, когда мы влюблены, нам легко и хорошо. Кажется, что за спиной выросли крылья, нас переполняет энергия, мы готовы обнять весь мир. Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счас-тья и внутренней свободы, передавая его ребенку, кото-рый зафиксирует в своих клетках это ощущение неизбыв-ной радости.


Музыка, пение, поэзия, искусство, природа помогают дости-жению данного внутреннего состояния и воспитывают в ре-бенке чувство прекрасного. Здесь важную роль начинает играть и отец. Отношение к жене, беременности и ожидае-мому ребенку - главный фактор, формирующий у него ощу-щение счастья и силы, которое передается ему через уве-ренную в себе и спокойную мать.

Однако жизнь иногда нарушает эту идиллическую картину, поскольку в ней могут иметь место стрессы (например, автомо-бильная катастрофа), серьезные ситуации (увольнение с ра-боты отца) или тяжелая утрата близких. Что же следует де-лать в этих трудных обстоятельствах? Самое разумное - попытаться справиться с ними. Матери обладают своеобразны защитным щитом ребенка: любовью к нему.

Многие женщины говорят о том, что во время беремен-ности у них появлялся рефлекс защищать своего ребенка, как существо, уже рожденное. По этой причине они созна-тельно подавляли в себе все нежелательные эмоции. Эти будущие матери разговаривали с ребенком, объясняли ему происходящее, успокаивали его. В это время ребенок "за-писывал" на клеточном уровне информацию о том, что в жизни есть взлеты и падения, которые можно всегда преодолеть. Таким образом, закладывалась основа сильного, выносли-вого человека.

Хороша та мать, которая понимает, что она родит человека, который может быть непохожим на нее: со своим мнением (даже во младенческом возрасте), со своими убеждениями, желаниями и взглядами. Дети не должны быть средством компенсации неудач родителей или достижения их амбициозных притязаний. Они - свободные существа, обладающие правом на собственную жизнь. Главная задача заключается в том, чтобы заложить в них основу высоких качеств общего характера, которые дети смогут развить в последующем.

Природа отблагодарит мать за ее сознательные усилия. Форма благодарности может быть са-мой различной и проявляться в совершенно различных жизненных ситуациях, связанных с ребенком. Например, в значительном уменьшении отрицательных момен-тов, присущих беременности: чувства усталости, беспокой-ства, страха. С естественным завершением осознанной и полной свет-лых ощущений беременности произойдут и роды, проходящие также осознанно, под контролем и с чувством радости и полного единения с ребен-ком. Ребенок, выношенный подобным образом, будет легко поддаваться воспитанию и, по всей вероятности, обладать всеми свойствами, которые могут удовлетворить родителей.