Дарим цветы        01.10.2019   

В. Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. Перспективный план работы по развитию речи в старшей группе Развитие речи в старшей группе на сентябрь

Можно сочинить концовку к сказке Д. Биссета «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски» (пересказ с английского Н. Шерешевской). Дети придумывают, где тигренок искал полоски, кого просил одолжить их ему или нарисовать, чем закончились его приключения.
А сказки Дж. Родари, у которых три конца («Собака, которая не умела лаять» и др.), – хороший дидактический материал, ориентирующий на творческое рассказывание.
Вне занятий полезно упражнять детей в сочинении небольших сказок без опоры на литературные тексты. Воспитатель задает детям тему, помогает им составить рассказ и понятно для слушателей изложить его. Можно предложить детям следующие темы:
сказка о том, как медвежонок ловил луну;
сказка о том, как белый медведь забрел в Африку, и что из этого вышло;
сказка о том, как ежонок-грубиян и заинька-паинька путешествовали;
сказка о том, как барсучишка храбрости набирался.
В старшей группе продолжается совершенствование умения составлять рассказы на темы из личного опыта . Здесь тоже очень важен выбор темы и наличие плана рассказа. Можно предложить детям следующие темы: «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с праздником», «Как мы следы осени искали» (коллективный опыт); «Моя любимая игрушка (любимый мультфильм)», «Наша проказница кошка (мой знакомый пес)» и т.п.

Приобщение детей к художественной литературе

Дети 5–6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Дошкольники способны восхищаться описанием природы (стихотворения И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, С. Есенина и других поэтов).
Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Он включает песенки и заклички, но интерес детей к ним уже не так ярко выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато популярны считалки, скороговорки, загадки, волшебные сказки.
Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.
В программу включены авторские сказки (А. Пушкин, Д. Мамин-Сибиряк, Н. Телешов, В. Катаев, П. Бажов, М. Горький, X.К. Андерсен, Р. Киплинг, О. Пройслер, Т. Янссон и др.); рассказы о детях, их поступках и переживаниях (В. Дмитриева «Малыш и Жучка»; А. Гайдар «Чук и Гек»; Л. Толстой «Косточка»); произведения о взаимоотношениях в мире людей и животных (Л. Толстой «Лев и собачка»; Г. Снегирев «Отважный пингвиненок» и др.); юмористические рассказы (В. Драгунский, Н. Носов, К. Паустовский, Л. Пантелеев, С. Георгиев и др.).
Как и прежде, читать детям надо ежедневно. Это правило не должны нарушать и родители в выходные дни, а также в те периоды, когда ребенок не посещает детский сад.
Уже в средней группе вводится чтение «толстой» книги по главам (чтение с продолжением). У старших дошкольников интерес к «толстой» книге устойчивее. Читая главу за главой, нужно интересоваться, что детям запомнилось и есть ли у них желание послушать, что еще ждет героев книги (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»; Т. Александрова «Домовенок Кузька»; Л. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке» и т. п.).
Подготовка детей к восприятию нового произведения может осуществляться непосредственно перед чтением или накануне, при этом используются самые разные приемы.
В книжный уголок педагог помещает новую книгу. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации, пробуют определить жанр произведения (сказка, рассказ, стихотворение), выяснить, о чем оно. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, называет произведение.
Воспитатель показывает предметы, о которых упоминается в произведении и которые дети не знают, называет их, объясняет назначение. Например, перед чтением сказки Н. Телешова «Крупеничка» предлагает рассмотреть гречку (крупу и картинку с изображением этого растения; лучше во время цветения и с уже созревшими плодами-семенами).
Воспитатель предлагает, ориентируясь на название, высказать предположения о содержании книги. Например: «Новая сказка Бориса Заходера называется „Серая звездочка“. Как вы думаете, про кого она? (Ответы детей.) А вообще-то эта сказка про жабу. Почему вы нахмурились и руками замахали?»
Непосредственно после чтения произведения (или через некоторое время) необходимо побеседовать с детьми. Лучшему усвоению содержания способствуют перечисленные ниже приемы.
Вопросы воспитателя.
Рассматривание иллюстраций к произведению.
Демонстрация рисунков и панно, на которых изображены герои произведения, различные эпизоды.

Например, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить козлика из сказки П. Бажова «Серебряное копытце». Затем он показывает рисунок. «Это не он, – говорят дети, – у сказочного козлика на правой передней ноге серебряное копытце, ножки тоненькие, головка легонькая, на рожках по пять веток». Воспитатель еще раз просит детей закрыть глаза и заменяет прежний рисунок новым (козлик с серебряным копытцем, из-под которого разлетаются драгоценные камни). Дети с удовольствием дополняют набор камней, изготовляя их из блестящх фантиков (комочки).
Словесные зарисовки. Педагог предлагает детям вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки к произведению они нарисовали бы. Выслушивая высказывания, воспитатель задает уточняющие вопросы.
Чтение отрывков из текста по просьбе детей.
Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности жанра, языка произведения, воспитатель может предложить им:
– рассказать о самом смешном (самом грустном, самом страшном и т.п.) эпизоде. Затем зачитываются соответствующие отрывки. Например: «Но кот не выходил. Он противно выл, выл непрерывно и без всякого утомления. Прошел час, два, три… Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы» (К. Паустовский «Кот-ворюга»);
– рассказать об одном из эпизодов (по выбору педагога) подробнее. Потом воспитатель зачитывает текст, а дети договаривают концовки предложений: «Марьюшка была хороша – красавица писаная, и от доброты… (краса ее прибавлялась) » («Финист – Ясный сокол», русская народная сказка). Или: «Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся… (добрым людям на радость) ! А ты, гречка, выцветай, созревай, завивайся – будь ты… (всем людям на угоду) !» (Н. Телешов «Крупеничка»);
– драматизировать отрывки, наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят и слушают. Например, разговор Наташи с домовенком Кузей (по мотивам произведения Т. Александровой «Домовенок Кузька»).
Домовенок . Дряпать тоже не будешь?
Наташа . А что такое дряпать?
Домовенок (смеется, прыгает, веселится) . Дряпать – это царапаться.
Наташа . Не буду царапаться. Я ведь человек, а не кошка.
Домовенок . А свориться не будешь?
Наташа . Свориться – это что?
Домовенок (прыгает, пляшет, причитает) . Ах, беда-беда-огорчение! Что ни скажешь – не по разуму, что ни молвишь – все попусту, что ни спросишь – все без толку!..
Сценка репетируется заранее. Потом желающие могут разыграть ее на прогулке или в группе в свободное от занятий время, а если необходимо, то и на праздниках. Как ни странно, исполнители роли Домовенка очень радуются, натянув лохматый парик. Он помогает им войти в роль.
Необходимость в беседе по прочитанному очевидна, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено. Но нельзя забывать и о том, что ребенок, прежде всего, должен насладиться услышанным. Подробный анализ может принести больше вреда, чем пользы. Если произведение детям читают не на занятии, следует лишь помочь им понять мотивы поступка героя, попросив подумать, поразмышлять на досуге, что побудило его принять то или иное решение. Или можно уточнить, почему именно так называется произведение. Например: «Как вы думаете, почему сказка, в которой заяц проявил храбрость, спасая ворону, называется „Заяц-хвастун“?» (русская народная сказка, обработка О. Капицы).
Беседуя о прочитанном на занятии и задавая вопросы, требующие размышлений и доказательств, педагог, выслушав детей, должен зачитать отрывок (отрывки) из произведения. Важно, чтобы дети чаще слышали текст, нежели рассуждения о том, что и почему случилось.
Чтение русских народных сказок целесообразно начинать с присказки: «Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки. На море-океане, на острове Буяне…»
Рассказывание сказок следует завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок, например:

Так они живут,
Пряники жуют,
Медом запивают,
Нас в гости поджидают.
И я там был,
Мед, пиво пил,
По усам бежало,
В рот ни капли не попало.
Или концовкой из сказок А. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»
Детей старшей группы знакомят с некоторыми обрядовыми песнями, прибаутками, докучными сказками, небылицами (народными и авторскими).
В списках литературы много стихотворений, посвященных природе. Их надо неоднократно читать детям на занятиях и в повседневной жизни (полностью и отрывки), особенно тогда, когда лучше и сказать трудно.

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом облака.
И. Бунин «Первый снег»

Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
А. Пушкин «Евгений Онегин»
В списке программных произведений перечислены стихи, рекомендованные для заучивания и для чтения в лицах.
Занятия по заучиванию стихотворений строятся следующим образом: чтение без установки на заучивание; чтение с установкой на заучивание, последовательный анализ логически завершенных отрывков; подведение детей к тому, как правильнее прочитать определенную часть стихотворения; упражнения в декламации отрывка (3–5 человек); чтение воспитателем стихотворения целиком.
Прежде чем прочитать очередной отрывок, следует проговорить предыдущий, а затем новый, чтобы ребенок как можно чаще слышал текст. Не надо призывать детей читать стихотворение хором. При индивидуальном чтении важно обращать внимание не на громкость речи, а на ее выразительность и естественность интонаций. Приведем пример.
«Чудесное стихотворение, не правда ли? – спрашивает педагог, прочитав стихотворение И. Сурикова „Зима“. – Что в нем необычного, что вам особенно запомнилось?
Как надо читать про снег, который кружится в воздухе и тихо ложится на землю? (Понизив голос, медленно, передавая интонацией кружение снега и его медленное приземление.)
Давайте-ка поучимся читать это четверостишие (хоровое чтение и 3–4 индивидуальных повторения)».
Педагог читает первую часть стихотворения и следующее четверостишие.
Воспитатель предлагает детям продолжить строчку: «Всю ночь падал снег, и под утро снегом… (поле забелело, точно пеленою все его одело) ».
Три-четыре ребенка повторяют отрывок.
Педагог читает стихотворение полностью.
Третье четверостишие – самое трудное. Для того чтобы помочь детям запомнить его, воспитатель использует прием «Спрашиваю – отвечай!»: «Темный лес, что шапкой принакрылся чудной»? Вопрос адресуется 3–4 детям, запоминающим стихи медленнее сверстников. Дети по очереди воспроизводят фразу.
Воспитатель читает стихотворение целиком, предлагая детям очень тихо читать вместе с ним.
Каждое занятие по ознакомлению с произведениями художественной литературы нужно начинать с повторения, чтобы дети не забывали пройденный материал: «Сегодня я познакомлю вас с новым стихотворением Самуила Яковлевича Маршака. А какие его стихи и сказки вы уже знаете?»
Следует также чаще напоминать детям отрывки из знакомых программных произведений на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. В конце каждого месяца целесообразно проводить литературные викторины, литературные калейдоскопы. В этой возрастной группе они уже могут быть тематическими: «Волшебные сказки», «Сколько в сказках, рассказах, стихах котов и котят (лис, медведей)!», «Книги любимого писателя», «Эти удивительные животные!», «Небывальщина да неслыхальщина», «Веселые стихи» и т. д.
В планы занятий можно включить:
викторины («Из каких произведений эти отрывки?»);
драматизации небольших отрывков из 1–2 произведений (готовятся заранее);
выступления поющих героев произведений. Они встречаются в русских и особенно часто в зарубежных авторских сказках (выступления должны быть подготовлены заранее при участии музыкального работника):

Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати.
Сестрица Аленушка и братец Иванушка,
русская народная сказка

Мойся, Ворчунишка,
Косолапый Мишка,
Чтобы Мишка чистым был,
Надо, чтобы Мишка мыл
Коготки и пятки,
Спинку, грудь и лапки.
Т. Энгер «Приключения в лесу Елки-на-Горке»
чтение воспитателем отрывков из произведений, которые особенно нравятся детям (по просьбе детей);
конкурс на лучшего исполнителя роли (например, гнома, домового, Царевны-лягушки, Винни-Пуха и т.п.).
Такой набор заданий вполне подходит и для вечеров досуга. На этих вечерах уместно также разыграть (в свободной интерпретации) отрывок из какого-либо произведения, обучая детей импровизации при активном участии взрослых. Например, при драматизации отрывка из сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха» детям предлагают изображать жуков, тараканов, бабочек, сверчков.
Появляется Муравей.
Муравей . Ой, не могу! Вот новость так новость! Муха… Она… Муха…
Все . Что случилось? Какая муха? Что с ней? Да говори ты толком!
Все насекомые толкуют об одном и том же, но каждый по-своему.
Муравей . Фу-у! Дайте отдышаться! Муха по полю пошла.
Все . Что? Эка невидаль – муха по полю пошла. Пусть идет.
Муравей . Муха по полю пошла. Муха денежку нашла.
Все . Да? Чего нашла? Говорит, что нашла денежку. А что это такое – денежка? Может быть, бомба? Ой, куда бежать-то?!
Муравей . Пошла муха на базар и купила самовар.
Все . Куда пошла? Что купила? Са-мо-вар! Вон оно что!
Муравей . А вон и она.
Муха еле тащит здоровенный самовар (воображаемая ситуация), утирает пот со лба.
Муха . Приходите, дорогие, я вас чаем угощу.
Все . Вот спасибо! Спасибо! Это хорошо! Это замечательно! Повезло-то нам как! Надо собираться, надо наряжаться.

Планирование занятий

«Программа воспитания и обучения в детском саду» в старшей группе рекомендует проводить 8 занятий в месяц по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой.
В таблице указаны номера занятий, на которых решаются конкретные программные задачи.


Планы занятий

Август – сентябрь – октябрь – ноябрь

В эти месяцы во время дневных и вечерних прогулок следует обращать внимание детей на то, как с наступлением осеннего периода меняется природа, читать стихи о ранней и поздней осени.
Читать по-прежнему надо ежедневно в удобное для детей и педагога время (утром до завтрака; укладывая детей на дневной сон; перед выходом на вечернюю прогулку). Читать следует, прежде всего, программные произведения (новые и уже известные детям). Перед сном – петь колыбельные; рассказывать сказки и рассказы со спокойно развивающимся сюжетом. Возможно чтение произведения по главам, например, «Домовенок Кузька» Т. Александровой, «Господин Ау» Х. Мякеля (перевод с финского Э. Успенского), «Чук и Гек» А. Гайдара, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера (перевод с немецкого Ю. Коринца), «Пингвиний пляж» Г. Снегирева и др.
Дети старшего дошкольного возраста не испытывают такого наслаждения от русских народных песен, потешек, как малыши, радующиеся ритмичности произведений. Но малые формы фольклора помогают решить многие бытовые проблемы, являются ключом к постижению богатства русского языка (см. Приложение). Например, помогая ребенку подняться, педагог говорит:


Ехал Ваня, поспешал.
С ворона коня упал!
Если все в порядке, воспитатель цитирует концовку песенки «Как на тоненький ледок…»:

На коня его сажали,
В путь-дорогу провожали:
– Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам.
Поливая цветы, протирая листочки, педагог может проговорить строчки из песенки «Уж я колышки тешу…»:

Не будь пустая,
А будь густая.
Не будь мала,
А будь велика.
«Серьезный совет» Р. Сефа (дети учат стихотворение наизусть) помогает быстро успокоить спорщиков:

И ты
Не ссорься напрасно -
Это очень
Опасно.
С детьми нужно много играть в настольные (в том числе в детское и взрослое домино), словесные, подвижные игры. Среди настольных игр большой популярностью у старших дошкольников пользуются «Крестики-нолики».

Игра «Крестики-нолики»

Рисуется квадрат 3х3 клетки. Играющие должны по горизонтали, вертикали или диагонали поставить три одинаковых значка: крестик или нолик. Выигрывает тот, кто быстрее справится с этой задачей.
Игры со словами активизируют речь и мышление дошкольников, например, игры, в ходе которых дети сочиняют небылицы и нелепицы («Что получится, то и получится», «Кто это был?»). Параллельно старших дошкольников знакомят с лучшими авторскими и народными образцами этого жанра («Вы послушайте, ребята…», «Богат Ермошка…» – русские народные песенки; «Пудель» С. Маршака и т. п.).

Игра «Что получится, то и получится»

В эту игру можно играть как на улице, так и в помещении. Но сначала нужно поупражнять детей в ответах на вопросы: Что? Какой? Что делает? Где находится? В первое время воспитателю наверняка придется чаще самому отвечать на эти вопросы, предлагая подсказки. Например: «Какой? – спрашивает педагог и отвечает: – Желтый». А дети продолжают перечислять цвета: «Зеленый, красный, розовый» и т. п.
– Круглый, – говорит воспитатель.
– Квадратный, треугольный, – перечисляют дети.
Подсказки могут быть лаконичными и развернутыми.
– Когда лежишь на мягком луговом ковре, то можно наблюдать за живыми существами – порхающими, ползающими, жужжащими. Можете назвать их?
– Где лежат вещи? Где можно спрятаться? Где можно гулять?
– На свете много интересных дел. Чем можно заняться, чтобы не заскучать?
Если дети начали отвечать на вопросы самостоятельно, можно предложить им поиграть. Надо взять лист бумаги, разделить его по вертикали на четыре части и вписать в них вопросы в такой последовательности: кто? что? какой? что делает? где?
Сформулировав вопрос, воспитатель должен выслушать ответы детей и предложить им для обсуждения ряд своих ответов. Слова, которые явно не соотносятся по смыслу, следует вписать в таблицу. Когда колонки будут заполнены, нужно прочитать детям небылицы, начиная фразу с прилагательного («Замороженный сундук мяукает в печке»).
Приведем варианты небылиц, которые педагоги составили вместе с детьми.

Если дети не проявляют интереса к этой игре, нужно вернуться к ней спустя 3–4 месяца.
В ходе игры следует проговаривать детям правильно построенную фразу и фразу с нарушениями в согласовании слов, например: «Грустный шуба плачет на горе». Пусть дети заметят ошибку и исправят ее. Такие упражнения полезны для совершенствования грамматического строя речи.
Усвоив технологию составления небылиц по схеме, дети начнут придумывать их самостоятельно.

Игра «Кто это был?»

Эта игра позаимствована из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии». В ней изменены характер вопросов и их последовательность.
Воспитатель зачитывает вопрос и с помощью детей выбирает наиболее удачный ответ. Затем читает получившуюся небылицу.
– Кто это был? (Бегемот.)
– Где находился?(На пляже.)
– Что делал?(Вязал жилет.)
– Что вдруг прокричал? (Ку-ка-ре-куу!)
– Что сказали люди?(Он знает иностранный язык.)
(Бегемот стал знаменит.)
Приведем примеры совместного творчества воспитателя и детей.
– Кто это был?(Крокодил.)
– Где находился?(На кухне.)
– Что делал?(Пробовал жареную картошку.)
– Что вдруг прокричал?(Эврика! Ура! Нашел! Победа!)
– Что сказали люди?(Он сделал какое-то открытие.)
– Чем кончилась эта история?(С тех пор все крокодилы мечтают попробовать жареной картошки.)
– Кто это был?(Человек рассеянный.)
– Где он находился?(В троллейбусе.)
– Что делал?(Шел пешком.)
– Что прокричал?(Прошу вас, остановите Землю! Она качается.)
– Что сказали люди?(Вы, должно быть, устали или переутомились.)
– Чем закончилась история?(Человек рассеянный вышел из троллейбуса, постоял, подождал и успокоился – Земля больше не качалась.)
Развитию звукопроизношения и внимания детей способствует следующая игра.

Игра «Сова»

Эта старинная русская народная игра адаптирована для детей дошкольного возраста.
Прежде чем начать игру, следует выяснить у детей, каких птиц они знают.
«Действительно, птиц очень много, но про некоторых из них вы забыли», – говорит педагог и читает стихотворение И. Токмаковой «Десять птичек – стайка» (см. Приложение).
Затем воспитатель выбирает сову, а остальным игрокам (4–7 детей) предлагает «превратиться» в разных птиц. Педагог уточняет, как должна кричать та или иная птица, услышав «свое имя». Например, сорока кричит: «Трр-трр-трр!», индюк – «Курлык-дык-дык!», попугай – «Хочешь чаю!», жаворонок – «Тир-лили!»
При слове «сова» все дети-«птицы» срываются со своих мест и улетают (при этом они машут руками (крыльями)). Сова пытается поймать кого-либо из играющих.
Воспитатель-«птицелов» рассказывает: «Сегодня мне надо поймать и окольцевать (накануне педагог рассказывает, кто и зачем окольцовывает птиц) некоторых птиц.
Иду, слышу, как поет-заливается жаворонок , но где он, не могу разглядеть. Споткнулся об индюка . Ужасно сердитый повстречался индюк . Посмотреть, что случилось, решил попугай . Попугай прыгал по подоконнику и смотрел на березу. Кто там? Ага, прилетела сорока . Вот она-то, голубушка, мне и нужна. Я к сороке , но ее испугала невесть откуда взявшаяся белым днем сова ». И так далее.
Ребенок, который прослушал свой позывной, выбывает из игры.
На прогулке и на занятиях дети с удовольствием играют в игру на составление цепочек слов.

Игра «Свяжите (составьте) цепочку»

Воспитатель называет слово, например, лето , а дети конкретизируют его: жарко, ягоды, солнце, длинный, долгий день, сенокос, белые ночи и т. п. (Тесто – хлеб, булка, калачи, крендели, сушки и т. п.) И так далее.

Сентябрь

Занятие 1. Мы – воспитанники старшей группы

Цель. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.

Ход занятия

Воспитатель интересуется, не забыли ли дети, как называется их группа (старшая) и почему они зачислены в эту группу.
«Вам всем уже давно или недавно исполнилось пять лет, и вы действительно достойны носить звание старших детей в детском саду.
Старшие дети – помощники нам, взрослым, и пример для малышей. Вы много знаете и многое умеете делать – рисовать, лепить, конструировать, петь, танцевать. Но многому вы должны еще научиться, чтобы стать интересными собеседниками и воспитанными детьми, настоящими старшими дошкольниками. Собеседник – это кто? (Беседа – собеседник.) А интересный собеседник?
Многие из вас уже были на море, летали на самолете, были в парке с разными аттракционами. Поделитесь с нами своми впечатлениями».
Воспитатель выслушивает всех желающих, оценивает ответы. Поясняет, что важно уметь рассказывать так, чтобы слушатель в обычном «увидел» необычное.
Педагог напоминает, что сегодняшнее занятие – это занятие по развитию речи. Уточняет, чему дети учатся на этих занятиях (рассказывать, правильно и красиво говорить на родном языке).


В.В. Гербова

Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Планы занятий

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Гербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических наук, автор пособий по методике развития речи детей и приобщения их к художественной литературе.

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В.В. Гербовой «Развитие речи в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез, 2008), «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2008).

Пособие «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей шестого года жизни

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Развитие интеллекта – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Знаковая система языка – морфемы, слова, словосочетания, предложения – кодирует (шифрует) окружающую человека действительность.

Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фонетических и грамматических). Каковы речевые навыки у детей 5–6 лет и что обусловливает их успешное формирование на этом возрастном этапе?

Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики , включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил.

Достаточно высок и уровень развития лексики . В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дошкольники без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (медведица – медвежонок – медвежоночек – медведушко – медвежий) . В их рассказах встречаются удивительно точные оценки объектов и явлений (притолстился, вертучий, сосульчатый) . Дети начинают использовать прилагательные в разных степенях сравнения (тяжелый – очень тяжелый – полегче – самый легкий) , а также обозначения оттенков цветов (сиреневый, сиреневатый, малиновый, темно-серый и др.) . Заметно возрастает число глаголов, причем дошкольники употребляют синонимы с разной эмоциональной окраской (идет – шагает – вышагивает – плетется – бредет) . В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, поведение, переживания. По всей видимости, это связано с тем, что период с пяти до семи лет является возрастом оформления социально-стандартизированной речи (П. Блонский и др.).

В ситуациях, требующих что-то сопоставить, объяснить и доказать, речь ребенка шестого года жизни становится сложнее. Появляются громоздкие и нерасчлененные на предложения высказывания («Потом принц хотел навсегда жить у Золушки, но у него дома была такая работа, что он всегда трудился, не мог от этой работы отойти и ходил только к Золушке», – Алеша, 5 лет 8 месяцев).

К пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков : у одних могут быть задержки в их усвоении, у других – неправильное их формирование (например, горловое или одноударное произнесение звука р и др.). Некоторые дети не дифференцируют на слух и в произношении свистящие и шипящие звуки, а иногда и звуки р и л . Это приводит к тому, что ребенок не всегда правильно произносит слова в предложении, содержащем несколько слов со звуками, которые для него звучат похоже (с – з, с – ц, ч – щ и др.). Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют особого внимания логопеда и воспитателей.

В.В. Гербова

Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Планы занятий

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Гербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических наук, автор пособий по методике развития речи детей и приобщения их к художественной литературе.

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В.В. Гербовой «Развитие речи в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез, 2008), «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2008).

Пособие «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей шестого года жизни

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Развитие интеллекта – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Знаковая система языка – морфемы, слова, словосочетания, предложения – кодирует (шифрует) окружающую человека действительность.

Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фонетических и грамматических). Каковы речевые навыки у детей 5–6 лет и что обусловливает их успешное формирование на этом возрастном этапе?

Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики , включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил.

Достаточно высок и уровень развития лексики . В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дошкольники без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (медведица – медвежонок – медвежоночек – медведушко – медвежий) . В их рассказах встречаются удивительно точные оценки объектов и явлений (притолстился, вертучий, сосульчатый) . Дети начинают использовать прилагательные в разных степенях сравнения (тяжелый – очень тяжелый – полегче – самый легкий) , а также обозначения оттенков цветов (сиреневый, сиреневатый, малиновый, темно-серый и др.) . Заметно возрастает число глаголов, причем дошкольники употребляют синонимы с разной эмоциональной окраской (идет – шагает – вышагивает – плетется – бредет) . В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, поведение, переживания. По всей видимости, это связано с тем, что период с пяти до семи лет является возрастом оформления социально-стандартизированной речи (П. Блонский и др.).

В ситуациях, требующих что-то сопоставить, объяснить и доказать, речь ребенка шестого года жизни становится сложнее. Появляются громоздкие и нерасчлененные на предложения высказывания («Потом принц хотел навсегда жить у Золушки, но у него дома была такая работа, что он всегда трудился, не мог от этой работы отойти и ходил только к Золушке», – Алеша, 5 лет 8 месяцев).

К пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков : у одних могут быть задержки в их усвоении, у других – неправильное их формирование (например, горловое или одноударное произнесение звука р и др.). Некоторые дети не дифференцируют на слух и в произношении свистящие и шипящие звуки, а иногда и звуки р и л . Это приводит к тому, что ребенок не всегда правильно произносит слова в предложении, содержащем несколько слов со звуками, которые для него звучат похоже (с – з, с – ц, ч – щ и др.). Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют особого внимания логопеда и воспитателей.

Мощные темпы овладения родным языком, характерные для пятого года жизни ребенка, на шестом году жизни замедляются. Исследователи детской речи считают, что после пяти лет речевые умения совершенствуются незначительно, а некоторые становятся даже хуже. Так, увеличивается количество кратких просьб и распоряжений (Отойди! Поставь сюда!) и сокращается число реплик доброжелательных, аргументированных, содержащих объяснения. (Не мешай мне, пожалуйста, – не видишь, я же самолет завожу!) По данным Г. Ляминой, количество случаев объяснительной речи уменьшается вдвое. Теперь дети реже сопровождают речью свои действия. Однако если дошкольнику 5–6 лет предлагается задача, при решении которой он испытывает затруднения, у него возникает внешняя речь, хотя прямо и не обращенная к собеседнику (опыты Л. Выготского, описанные А. Лурией). Психологи объясняют это тем, что в старшем дошкольном возрасте формируется новая функция речи – интеллектуальная, то есть планирующая, регулирующая практические действия (речь «для себя», речевое овладение собственным поведением). Интеллектуальная функция речи имеет коммуникативное назначение, так как планирование своего поведения, решение мыслительных задач – это составляющие деятельности общения.

Особенности работы с детьми на занятиях

Организация занятий по развитию речи

В старшей группе речь взрослых по-прежнему остается основным источником речевого развития дошкольников.

Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения и т.д.

Формирование лексических и грамматических навыков обусловлено тем, насколько серьезно педагог выслушивает ответы и рассуждения каждого ребенка, помогает ему высказать свои мысли, своевременно подсказывая более точные и уместные слова.

Различные стили речи определяются синонимией языка: лексической, грамматической, фонологической (разнообразие интонаций при произнесении одной и той же фразы). И чем больше слов-синонимов будет у детей на слуху и в обращении, тем богаче и выразительнее будет их речь.

Разнообразный словарный запас постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации. Вместе с тем воспитателю необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Для этого используются специальные дидактические игры и упражнения. Одни из них проводятся с опорой на наглядность: «Вершки – корешки», «Кто лишний и почему?» («Что лишнее?»), «Определи на ощупь» (материал, из которого сделан предмет: шелк, бархат, марля и т.п.), «Что не так?» (картинки-путаницы), «Что изменилось?» и т.п. Эффективны и словесные дидактические упражнения: «Кто скажет иначе?», «Кто заметит больше?» (качеств, деталей), «Кто расскажет подробнее?», «А как наоборот?» (употребление антонимов) и т.д.

Особое место занимают упражнения, в которых воспитатель и дети составляют различные нелепицы: «Вот это да!» («Весной у животных появились детеныши: у слона – лисенок, у лисы – ежонок…» Педагог предлагает детям продолжить рассказ); «Кто как кричит» («И попали мы в дивную страну. Там слоны мяукают, лягушки кукарекают» и т. п.); «Чего на свете не бывает?» («Рыбы летают, петухи выводят цыплят, мыши охотятся на кошек» и т. д.) Эти упражнения готовят детей к участию в веселых играх («Что получится, то и получится», «Кто это был?»), эффективных как для активизации словаря, так и для развития воображения, способности шутить и смеяться.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Методические рекомендации к

планированию развития речи

и ознакомлению детей с окружающи
м миром

и явлениями общественной жизни

Старшая группа

В старшей группе планируются следующие занятия:

Виды занятий

Количество занятий в
неделю

Ребенок и окружающий

мир: Предметное окружение. Явления
общественной жизни.

1 (чередуется)

Природное окружение. Экологическое воспитание

Развитие речи

Ознакомление с художественной литературой

За основу планирования по данному разделу программы взяты «Занятия по

развитию речи для детей старшей группы» под редакцией В.В. Гербовой. Так

же
использовалась методическая литература из приложения (См.
«Используемая
литература»).

Одновременно ведется работа по трем рабочим тетрадям:

Рабочая тетрадь Развитие речи у дошкол
ьников старшая группа Москва Мозаика
-
Синтез 2008

Рабочая тетрадь Прописи для дошкольников старшая группа Москва Мозаика
-
Синтез 2008

Москва Мозаика
-
Синтез 2008

Работа по тетрадям планируется исходя из изучаемых

тем. Р/Т № 2 «Прописи …»
используется еженедельно

на занятиях по окружающему миру. Один раз в неделю
выполняется одно задание из упражнения на странице.

Планирование раздела «Природное окружение. Экологическое воспитание»
дополняется методическими рекоме
ндациями к программе С.Н. Николаевой «Юный
эколог».

Планирование развития речи включает занятия по обучению рассказыванию
(пересказ, составление описательных рассказов по игрушкам, предметам, картинам,
рассказы из опыта). Один раз в месяц проводятся заняти
я по воспитанию звуковой
культуры речи. Эти занятия дополняются выполнением заданий из Р/Т «Уроки грамоты».

Приобщение детей к художественной литературе

происходит

на знакомстве с
программными сказками

(их 12), чтением стихотворений, рассказов, отрывков и
з
произведений. Каждый месяц планируется заучивание наизусть. Кроме занятий ежедневно
в свободной деятельности знакомят детей с рекомендованными программными
произведениями.

Планирование раздела предусматривает несколько резервных занятий
,

которые
проводит педагог на свое усмотрение.

Предлагаемое планирование занятий помогает педагогу рационально распределить
программный материал, но не исключает вне
сение изменений на усмотрение педагога.

целью формирования грамматически правильной речи,
активизации, обогащении
уточнении словаря ребенка, а также закреплению правильного звукопроизношения
рекомендуется проводить ежедневно речевые игры и упражнения. За
планированные игры и
упражнения воспитатель проводит на свое усмотрение в различных режимных моментах.

Используемая литература

Программа «От рождения до школы»

В.В. Гербова Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада Москва
Просвещение 1983

В
.В. Гербова Развитие речи в детском саду Программа и методические
рекомендации для работы с детьми 2
-
7 лет Москва Мозаика
-
Синтез 2005

В.В. Гербова Приобщение детей к художественной литературе. Программа и

-
7
лет Москва Мозаика
-
Синтез
2008

О.В. Дыбина Ребенок и окружающий мир. Программа и методические
рекомендации для занятий с детьми 2
-
7 лет Москва Мозаика
-
Синтез 2008

А.И. Максакова Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для
педагогов дошкол
ьных учреждений для занятий с детьми от рождения до семи лет.
Москва Мозаика
-
Синтез 2007

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник Этические беседы с детьми 4
-
7 лет. Нравственное
воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов Москва Мозаика
-
Синтез 2007

О.
А. Соломенникова Экологическое воспитание в детском саду. Программа и
методические рекомендации для занятий с детьми 2
-
7 лет Москва Мозаика
-
Синтез
2008

Рабочая тетрадь Развитие речи у дошкольников старшая группа Москва Мозаика
-
Синтез 2008

Рабочая тетрадь П
рописи для дошкольников старшая группа Москва Мозаика
-
Синтез 2008

Рабочая тетрадь Уроки грамоты для дошкольников

Москва Мозаика
-
Синтез 2008

13. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» Работа с
детьми средней и старшей группы. Мо
сква Просвещение 1999 г.

Условные сокращения:

номер книги по списку литературы (В.В. Гербова Занятия по развитию
речи в старшей группе детского сада Москва Просвещение 1983)

номер занятия (Рассказывание детям русской н
ародной сказки «Заяц
-

хваста»)

номер
страницы в

номер книги по списку литературы (С.Н. Николаева «Методика
экологического воспитания в детском саду» Москва Просвещение 1999 г.)

122

номер
страницы в книге

рабочая тетрадь

наглядно
-
дидактическое пособие

демонстрационный материал

Ноябрь

Виды занятий

и количество

Название. Источник

Название. Источник

Название. Источник

Название. Источник

Ребенок и
окружающий мир.

(1 чередуются)

Беседа на тему «Правила
дорожного движения»
3.3.70

«Развитие речи»

Т «Транспорт» с.3

Ознакомление со
свойствами стекла
3.6.75

«Прописи» З. 5 №2 с.5

Дидактическое упражнение
«Хоккей»
3.9.77

«Прописи»
З.6 №1с.6

«Вместе тесно, а врозь
скучно»
8..30

«Прописи» З.6 №2 с.6

Игры и упражнения

Образование по аналогии
глаголов
3.14

Что ты видишь? (о
материалах из которых
сделан предмет)

Доскажи словечко

Отгадай загадку
(Транспорт)

Природное
окружение.

Э
кологическое
воспитание (1)

Составление детьми
рассказов на тему «Дары
природы»
3.5.73

«Прописи» З. 5 №1 с.5

Рассказ воспитателя о
домашних животных.
Чтение рассказа
«Верблюдья варежка»

Г. Снегирева
3.10.78

«Жизнь хомяка в природе»

«Как лесны
е звери

медведь и белка

готовятся к зиме»
13.126

Игры и упражнения

Кто закончит правильно
предложение (В детском
саду красивая мебель: …
т.д.)

Выделение звука из слов
(хлопнуть если услышал
нужный звук)

Образование
прилагательных по
аналогии
3.14

Скор
оговорки

Развитие речи (1)

Пересказ эскимосской
сказки «Как лисичка бычка
обидела»
3.2.69

Составление рассказов на
тему «Знакомьтесь

наш
детский сад»
3.8.77

Обучение рассказыванию:
сюжетно
-
ролевая игра
«Ателье»
3.12.81

ЗКР: дифференциация
звуков
ж
-
ш
3.1
1.79

«Уроки грамоты»

Т: «Звуки ж
-
ш» с.6

Игры и упражнения

Использование
притяжательных
местоимений (Мой, твой,
наш)
3.14

Придумывание слов
отличающихся одним
звуком

Закрепление правильного
звукопроизношения Ж
-
Ш

Оз
накомление с
художественной
литературой (1)

Рассказывание детям
русской народной сказки
«Лисичка
-
сестричка и
серый волк»
3.7.76

«Развитие речи»

Заучивание стихотворения
«Дуб» И.Токмакова.
Дидактическое упражнение
«Что лишнее?»
3.1.67

«Развитие речи»

Резервное занятие на
усмотрение воспитателя

Повторение и закрепление
пройденного за месяц

Т: «Сравнение» с.5

Т: «Четвертый лишний» с.4

Игры и упражнения

Чтение текстов с использованием пиктограмм (Школа Ушинского)

Наглядно
-
демонстрационный материал
по развитию речи в старшей группе

Ребенок и окружающий мир

Экологическое воспитание

Развитие речи

Знакомство с художественной
литературой

Демонстрационный материал
Издательство «Ранок» 2004 г.

Музыкальные
инструменты

Профессии,. Спорт

Транспорт

Российская геральдика и
государственные
праздники

Права ребенка

Народы мира

Народы России и
ближнего зарубежья

Расскажи про детский сад

Демонстрационный материал
Издательство «Айрис
дидактика» 2007 г.

Профессии

Дидактические игры и
материалы

В гостях у баб
ушки
(загадки)

Семья (настольно
-
развивающая игра
-
лото)

Демонстрационный материал
Издательство «Ранок» 2004 г.

Уроки экологии

Животные разных широт

Дикие животные и их
детеныши

Демонстрационный материал
Издательство «Айрис
дидактика» 2007 г.

Животные в лесу: времена
года

Времена года

Дидактические и
гры и
материалы

Береги живое (2 части)
(игровой
дидактический
материал по экологии)

Кто? Что сказал?
(стихотворное лото)

Четвертый лишний
(растительный и
животный мир)

Поиграй
-
ка (игра
Ди
дактические игры и
материалы

Буковка (азбука
-
игрушка)

Игра пирамида (найди
противоположности)

Наглядно
-
дидактическое
пособие «Мир в картинках»
Мозаика
-
Синтез 2003 г.

Дымковская игрушка

Городецкая роспись по
дереву

Инструменты
домашнего мастер
а

День победы

Наглядно
-
дидактическое
пособие «Грамматика в
картинках» Мозаика
-
Синтез
2004 г

Словообразование

Множественное число

Один

Демонстрационные материалы

Демонстрационные материалы

Художник Ю.А.
Васнецов «Русские
потешки» М. Малыш
1980

Портреты писателей

Из твоих любимых
книг

Русские народные
сказки Художник Г.
ФилатовМ.
Изобразительное
искусство 1979

Лю
бимые сказки.
Иллюстрации И.И.
Хохлова М. Советский
художник 1985

Приключение
Мюнхаузена Рисунки
М. Майофиса М.
Малыш 1990

Славный лес рисунки
Т. Капустиной М.
Малыш 1991

Демонстрационные материалы

Л.И. Мусякина, В.Г.
Червякова Картины «Кем
быть»

Коллекция
промышленных образцов
тканей и ниток

Беседы по картинкам
«Времена года»

Осень. Зима.

1. Лес, точно терем расписной
лиловый, золотой, багряный.
(Жизнь растений осенью)

2. Есть в осени первоначальной
короткая, но дивная пора. (Жизнь
растений осенью)

3. Мы животных очень любим,
их не будем обижать! (Жизнь
животных осенью)

4. Избежать нам нужно холодов и
вьюг, соберемся ст
аями

полетим на юг. (Жизнь птиц
осенью)

5. Будет фруктов, овощей у
народа вволю, урожай в саду
собрали и собрали в поле.

(Труд в селе осенью)

6. Зиму в гости ожидаем, город
чисто убираем. (Труд осенью в
городе)

7. Осенью семь погод на дворе…
(Осенние явл
ения природы)

8. Что такое доброта

это сердца
высота. (Добрые дела осенью)

занятие)

Наглядно
-
дидактическое
пособие «Мир в картинках»
Мозаика
-
Синте
з 2003 г.

Лесные ягоды

Животные жарких
стран

Животные средней
полосы

Серия «Домашние животные»

Корова с теленком

Коза с козлятами

Собака со щенятами

Лошадь с жеребенком

Корова с теленком

Кошка с котятами

Гуси и утки

Свинья с поросятами

Гуси и утки

Серия «Дикие животные»

Зайцы зимой

Медведь с медвежатами

Лиса с лисятами

белый медведь с
медвежатами

Уроки экологии

Экологический светофор

В зоопарке

Берегите добрый лес

Государственная
Третьяковская галерея
Выпуски 1,2 М. Советский
художник 1985

В.В. Гербо
ва Картинки по
развитию речи в старшей группе
М. Просвещение 1985

Рассказывание по серии
картинок

1.
Первое сентября

Кто вежливее?

Октябрятское дело

В гостях у дедушки
Мороза

На горке

Памятник Советскому
солдату

Октябренок Михась

друг пограничников

Корму
шка

Первое мая

Серия «Мы играем»

Катаем шары

Строим дом

Едим в автобусе

Играем в поезд

Кормим курицу

Помогаем товарищу

Играем с матрешками

Обучение грамоте
(наглядно
-
8.

Русские сказки
рисунки В. Лосина М.
Малыш 1978

Про зверей рисунки Г
Никольского М.
Ма
лыш 1988

Веселись, играй, да
дело знай М. Малыш
1991

9. Лето со снопами, осень с
-

пирогами. (Слава хлебу на столе)

10.Дождь со снегом, морозец

скоро осени конец (Поздняя
осень)

11.Лишь поздняя осень ушла со
двора, как зимняя гост
ья явилась
с утра. (Пришла зима)

12.Скатерть белая весь свет
одела. (Жизнь животных зимой)

13.Новый год, новый год

это
радость и восторг. (Новый год)

14. Воробышки игривые, как
детки сиротливые … (Жизнь
птиц зимой)

15.Зимой под водой. (Жизнь рыб)

16.Заме
тает пурга зимний путь
… (Зимние явления природы)

17.Где работа, там и густо, а в
ленивом доме пусто. (Труд в селе
зимой)

18.Берись дружно, не будет
грузно. (Труд зимой в городе)

19.Защищать страну родную

большая в мире честь! (Защита
Отечества)

20.Добры
е дела зимой.

Весна. Лето.

Весна торопится на старт
… (Ранняя весна)

Засвищут скоро соловьи
… (Растения весной)

Ребята, поскорей растите,
4.

Мы коллекционеры

Жалобная книга природы

Синичкин день

Календарь

Комнатные растения

Встречайте птиц

Посадим дерево

Экологическая тропинка

Чем богата Земля

Вода

это жизнь

Мы хотим защищать

Все живое на земле

Мир вокруг нас. Звери (с
методическими
рекомендациями)

Волки зимой

Волки летом (Волчица с
волчата
ми)

Белки летом (Белка с
бельчатами)

Белка зимой

Белки осенью

Белые медведи летом

Белые медведи зимой
(Медведица с
медвежатами)

Бурые медведи летом
(медведица с
медвежатами)

Бурые медведи весной

10.Бурые медведи летом

11.Зайцы зимой

12.За
йцы летом (Зайчиха с
демонстрационный
материал)

I
-
7
Составь слова

II
-
1 Каковы предметы по цвету

II
-
3 Ка
ковы предметы по
величине

II
-
5 Каковы предметы по цвету

II
-
6 Поставь ударение

II
1
-
1 Составь предложение: «Что
Вася делал летом»

III
-
3 Составь предложение: «Как
Валя помогала бабушке»

III
-
4

Составь предложение: «Что
Оля делала в каникулы»

III
-
5 Составь пре
дложение: «Что
делает повар»

VI
-
1 Разгадай ребус «Имена
детей»

Разгадай ребус

Разгадай ребус

VII
-
11 Напиши предложение.
Кто это?

Пособие для детских садов
«Звучащее слово»

5. Заблудился

6. Брат и сестра

7. Озорной котенок

8. Избушка на курьих
ножках

11.За обедом

12.Лисяба
-
братья

14.Три щенка

22.Догадайся сам

Аппликационный материал
для работы с фланелеграфом

исследуйте бескрайний
космос! (День
космонавтики)

Прилет птиц

Жизнь животных весной

День победы

Тр
уд весной

Поздняя весна

Добрые дела весной

Наступило лето

Вкусное лето

Отдых на море

Летом в огороде и саду

Щедрое лето

Аппликационный материал
для работы с фланелеграфом

Виды спорта (1/2 большого
формата)

Баскетбол

Волейбол

Коньки

Сне
жки

зайчатами)

13.Лиса зимой (2
-
е картинки)

Экологические плакаты

Кто на дубе живет?

кто в озере живет?

Серия «Из жизни диких
животных» С.Н. Николаева
Н.Н. Мешкова

Семья хомяков

Хомяки и сова

Лягушки у пруда

Черепахи

(Большого формата)

Девочка играет с котенком

Что я делаю дома

Что делают дети в разное время
года

В спортивном зале

Играю летом во д
воре

В магазине

Труд летом

Режим дня

1/4 от большого формата

Мальчик с птичкой в клетке

Мальчик играет в футбол

Мужчина читает газету с собакой

Девочка рисует

Дети лепят снеговика

Мальчик у доски

Ящик куб

Цветик
-
семицветик

Котенок и ворона

Девочка пр
ыгает на скакалке

Девочка с котенком на лавочке

Татьяна Казакова
Перспективный план работы по развитию речи в старшей группе

Сентябрь «Здравствуй, детский сад»

1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [з] –[с] Цель : поупражнять детей в отчетливом произношении звуков [з] – [с], учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, упражнять в отчетливом произношении слов и фраз. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по . Стр. 46-47)

2. Составление рассказа из личного опыта на тему «Как я провел лето»

Цель : учить детей в составлении рассказа, опираясь на свой личный опыт

«Заяц хваста»

Цель : предложить вспомнить названия русских народных сказок, характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок, учить характеризовать произведение, совершенствовать интонационную выразительность речи (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 35-36)

4. Дидактическое упражнение «Конкурс хвастунов»

Цель : создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми

Октябрь «Здравствуй, осень»

1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [с] –[ц]

Цель : закрепить правильное произношение звуков [с] –[ц], учить дифференцировать эти звуки, выделять слова, с заданным звуком из фразовой речи , называть слова со звуками [с] –[ц], упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 62-63)

2. Составление описательного рассказа «Осенний день»

Цель : упражнять детей в целенаправленном рассматривании сюжетной картины, учить составлять подробные и интересные рассказы. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 44-45)

3. Заучивание стихотворения «Осенью» А. Плещеева

Цель : Напомнить детям приметы ранней осени, помочь определить приметы поздней осени при рассматривании картин и фотографий, при анализе поэтических строк и узнать эти приметы в стихотворении, помочь запомнить стихотворение и выразительно читать его. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 54-55)

4. Дидактическая игра «Овощи» , «Угадай, что это» ?

Цель : Учить детей различать овощи по описанию, активизировать знания об овощах, фруктах, ягодах. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 53-54, 56-57)

Ноябрь «Животные»

1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [ж] – [ш]

Цель : упражнять детей в отчетливом произношении слов, содержащих звуки [ж] – [ш], развивать фонематический слух , учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками [ж] – [ш], совершенствовать интонационную выразительность речи . (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 79-81)

2. Рассказывание по картинкам «Ежи»

Цель : закрепить у детей навыки целенаправленного рассматривания картины, учить логично, последовательно и подробно строить описание, уточнить представление детей о диких животных, воспитывать умение задавать вопросы, воспитывать навыки культурного общения (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 52-53)

3. Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк»

Цель : вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить назвать любимые, предложить охарактеризовать героев новой сказки (особенно подробно – лису, и сравнить их с героями персонажей других сказок . (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 76-77)

4. Беседа на тему : «Дикие животные»

Цель : помочь детям запомнить признаки, характеризующие диких животных, закрепить новые сведения используя картины о животных, поощрять попытки детей задавать вопросы, отрабатывая навыки речевого общения. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 102-103)

5. Дидактическая игра «Чей хвост, чья голова?» , «Кто где живет?»

Цель : уточнить представление детей о диких животных, закреплять в речи названий диких животных наших лесов, и их детёнышей, частей тела, жилищ.

Декабрь «Новый год у ворот»

1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [с] –[ш]

Цель : совершенствовать слуховое восприятие детей путем упражнений на различие звуков [с] –[ш], на определение наличия их в словах и фразовой речи , на придумывание слов с определенным звуком, совершенствовать речевое дыхание и дикцию. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 92 -93)

2. Чтение детям рассказа «Таня выбирает елку» Л. Воронкова

Цель : познакомить детей с новым литературным произведением, совершенствовать интонационную выразительность речи (Конспект)

3. Заучивание стихотворения «Песня о елке» С. Маршака

Цель : помочь детям понять и запомнить детям стихотворение, учить выразительно читать его, познакомить детей с тем, что предложения состоят из слов, которые произносят одно за другим (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 93-94)

4. Составление детьми рассказов на тему «Дед Мороз едет на елку»

Цель : поощрять попытки детей составлять подробный описательный рассказ. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 94-95)

Январь «Зима»

1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [з] –[ж]

Цель : совершенствовать звуковое восприятие детей посредством упражнений на различие звуков [з] –[ж] изолированных в словах, придумывание слов с заданным звуком. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 105-106)

2. Рассказывание по картине «Зимние развлечения »

Цель : учить детей целенаправленному рассматриванию картины, воспитывать умение составлять логичное, эмоциональное и содержательное описание. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 84-85)

3. Чтение детям рассказа «Про снежный колобок» Н. Калинина

Цель : познакомить детей с новым художественным произведением, совершенствовать речь детей. Заучивание сихотворения «Зима» И. Сурикова

Цель : помочь детям запомнить стихотворение, выразительно читать его. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 103)

Февраль «Что мы знаем о пиццах»

1. Рассказывание по картинкам «Кормим птиц»

Цель : учить детей составлять рассказы по картинкам, представляющим сюжет в развитии , воспитывать умение подбирать слова, сходные по звучанию, активизировать словарь, совершенствовать слуховое восприятие. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 107-108)

2. Пересказ художественного произведения Е. Чарушина «Воробей»

Цель : учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение. (Источник старшей группе детского сада . Развитие речи . Стр. 88-90)

3. Заучивание стихотворения «Ласточка» А. Майкова

Цель : помочь запомнить и выразительно читать стихотворение. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 130 - 131)

4. Дидактические упражнения «Слова перепутались»

Цель

Март «Весна - красна в гости пришла»

1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [ч] –[щ]

Цель : учить детей различать на слух звуки [ч] –[щ]: изолированные, в словах, во фразовой речи , придумывать слова на заданный звук, совершенствовать интонационную выразительность речи (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 133 - 134)

2. Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Цель : учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине, обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы. (Источник : В. Н. Волочкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада . Развитие речи . Стр. 81-83)

3. Заучивание «Стихов о весне» С. Маршака

Цель : помочь усвоить содержание «Стихов о весне» , выделить в них описанные приметы сезона (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 134 - 135)

4. Дидактическое упражнение «Распутай предложение»

Цель : учить детей правильно строить предложения, активизировать речь детей

Апрель «Профессии людей»

1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [р] –[л]

Цель : упражнять детей в различении звуков [р] –[л] в словах, фразовой речи , учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 144 - 146)

2. Беседа «Труд работников детского сада »

Цель : расширить и уточнить знания детей о труде сотрудников детского сада, поупражнять детей в сосавлении глаголов с приставками. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 85 - 86)

3. Чтение детям произведения «Дядя Степа» С. Михалкова

Цель : познакомить деей с новым произведением. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 115 - 116)

4. Дидактическая игра «Магазин Сувенир»

Цель : учить детей составлять подробные рассказы-описания. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 114)

Май «Скоро лето»

1. Рассказывание по картинкам с последовательно развивающимся сюжетом

Цель : воспитывать умение составлять подробные и интересные описательные рассказы по картинкам, представляющим сюже в развитии . (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 135 - 136)

2. Беседа «Как мы встречали весну?»

Цель : активизировать знания детей о сезонных изменениях в природе. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 152 - 153)

3. Дидактическая игра «Магазин игрушек»

Цель : учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закреплять навыки общения в общественных местах.

4. Дидактическое упражнение «Похожие слова»

Цель : расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.