Необычные растения        16.10.2019   

В каждом доме свои традиции (круглый стол для родителей старших дошкольников). Семейные традиции. Круглый стол для родителей Круглый стол семейные традиции с детьми

Конкурсант:

Трофимова Евгения Николаевна,

воспитатель

МБДОУ центр развития ребенка –

детский сад № 81 «Мальвина».

Цель: Воспитание нравственной культуры через создание и соблюдение семейных традиций.

Задачи:

  1. Дать представление родителям и детям о важности семейных традиций в развитии и воспитании ребенка.
  2. Познакомить участников круглого стола с традициями, которые существуют в разных семьях.
  3. Заинтересовать родителей и детей в создании групповых традиций.
  4. Воспитывать желание совместно и дружно трудиться при изготовлении сувениров.

Предварительная работа:

Организация выставки «Наши традиции»

Изготовление из соленого теста сувениров с детьми группы

Подготовка «Хваленок» для участников выставки.

Оборудование:

Мультимедийная установка для показа слайдов;

Краски, кисточки, баночки для воды;

Жестяная банка большая;

Магнит с изображением города, пасхальное яйцо, новогодний носок;

Ход мероприятия:

Просмотр презентации, в которой размещены фотографии из жизни детей группы «Солнышко» «Мы как солнца лучики – детишки неразлучники» (Приложение №2).

Воспитатель читает стихотворение:

Говорят, что в старину

Так оно и было.

Много братьев и сестёр

Весело дружило.

Вместе пили молоко,

Вместе ели сушки.

Настоящий детский сад

В каждой был избушке.

(Ю. Энтин)

Воспитатель: Уважаемые гости! Давайте вместе с вами поиграем в игру «Угадай». В жестяную банку заранее кладется предмет.

Сейчас я, одному из Вас и вашему ребенку, покажу, что лежит в этой банке, и вы станете ведущим, а задача остальных наших гостей, отгадать, что находится в ней, только с помощью наводящих вопросов, на которые ведущий может ответить только – да, нет.

(В банку по очереди помещают магнит с изображением города, пасхальное яйцо, новогодний носок).

Проблемная ситуация: «Для чего нужны все эти предметы?»

Воспитатель: Как Вы думаете, дорогие гости, как можно связать эти предметы между собой? Что их может объединить?

Ответы гостей.

В каждой семье существуют различные традиции. Семейные традиции – это обычаи или ритуалы, которые мы соблюдаем из года в год. В каждой семье они свои, кто-то привык собираться за ужином каждый вечер и рассказывать о прошедшем дне, у кого – то летний отпуск, проводят всей семьей, кто то празднует Новый год, уезжая к родственникам, которые живут в другом городе, а кто-то выезжает на природу с первыми лучиками солнца.

Воспитатель : «Какие традиции существуют в вашей семье?» (обмен опытом). Рассказывает о традиции тот, кто подготовил экспонаты для выставки.

Цель: познакомить родителей и детей с разновидностями семейных традиций.

Выступление родителей с детьми .

Воспитатель: Вот мы и узнали разные традиции, которые существуют в семьях. Некоторые традиции очень важны для вас, так как передаются из поколения в поколение. Давайте попробуем сказать друг другу приятные слова, которые так важно слышать нашим близким в ответ, на то, что они делают для нас. Упражнение называется «Слова благодарности». Прошу Вас сделать 2 круга, один круг делают дети, а вокруг них встают родители. Вы – родители, бросая мяч своему ребенку, говорит приятные, ласковые слова, а Вы дети, бросаете мяч в ответ с приятными словами какая у Вас мама хорошая, или какой папа сильный и отважный.

Цель: показать родителям и детям, что чувства и слова благодарности за семейные традиции очень важны для их близких.

Спасибо за участие дорогие гости и ребята, вот мы и узнали, как важно слышать приятные слова друг от друга.

Совместная деятельность родителей с детьми.

Воспитатель:

Мы с ребятами подготовили небольшие сюрпризы для Вас родители, предлагаю Вас вместе со своим ребенком раскрасить их в память о сегодняшнем дне. Мы подготовили слепок руки вашего ребенка, приготовленный из соленого теста. Это не только научит Ваших детей делать подарки своими руками, но и будет способствовать развитию мелкой моторики.

Воспитатель: Наша группа это большая семья, посмотрите как мы дружно и весело раскрашивали сувениры. Может кто – то придя сегодня домой захочет создать свою традицию, или вспомнить традиции своих родителей и продолжить их. Может и мы, придумаем традиции нашей большой семьи?

Традиции нашей группы:

1) День рождения детей по месяцам;

2) «Выходной, выходной с папой, мамой и сестрой» - рассказы детей о прошедших выходных, что нового и интересного они узнали.

3) День рождение группы – первый понедельник октября;

4) Чай питье в конце учебного года- обсуждение наших достижений;

5) День матери- поздравления для мам;

7) День бабушек и дедушек- изготовление сувениров из соленого теста для бабушек и дедушек;

8) «Украсим елку сами» украшение елочки в группе;

9) «Осень Золотая» - изготовление коллективной экибаны.

Воспитатель: Мы хотели бы поблагодарить родителей, которые участвовали в выставке и вручить «Хваленки» . Спасибо Вам, за активное участие в жизни нашей группы.

Обратная связь:

Цель: получение информации о ходе процесса занятия и его результатах.

Родители пишут свои пожелания и впечатления о проведенном вечере на лучиках солнца.

Раздача буклетов (Приложение № 3). Приложение № 3-буклет.pdf (630.12 КБ)

Раздаю буклеты с информацией о том, какие бывают семейные традици

Приложение-презентация "Группа "Солнышко" 31МБ

Консультация для родителей
"Семейные традиции"
(Круглый стол)

Цели: — способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых;
- обмен опытом семейного воспитания и традиций;
- повышение педагогической культуры родителей;
- поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Беседа «Семейные традиции»
Воспитатель.Как вы думаете, что означает слово «семья»?(Ответы)
(родители приводят свои слова-ассоциации с этим словом)
Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья — это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.
По определению Владимира Ивановича Даля, «семья - это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми»
С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье.
Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы - заканчивайте.
В гостях хорошо, а…(дома лучше)
Не красна изба углами, а…(красна пирогами)
Каково на дому, таково и…(самому)
Дети не в тягость, а…(радость)
Когда семья вместе, и…(сердце на месте)
Всякой матери свое…(дитя мило)
На свете все найдешь, кроме…(отца и матери)
Мать кормит детей, как…(земля людей)
Нет дороже…(отца с матерью)
Семья - это …(семь Я)
Как говорил философ Иван Александрович Ильин, «семья - первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец»
Чешский психолог З. Матейчек отметил: «Семья это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей.
В книге «Нестандартный ребенок» психолог Владимир Леви раскрывает «образ дома» во всем его многообразии:
«Дом был для меня адом. Скандалы и обвинения, запреты, недоверие, слежка… Постоянное насилие над волей, связанность… равнодушие, одиночество, скука… Дом сломал меня…»
«Дом был для меня раем, и за это я поплатился. К реальной жизни оказался неприспособленным - сплошные разочарования. Тоска по несбыточному, поиск невозможного, в конце концов атрофия воли…»
Нет! Ни адом, ни раем не должен быть дом для ребенка - но местом, где можно жить. Местом, где жить хочется.
Безусловно, психологическую обстановку в доме главным образом определяют взрослые. От их умения, такта, терпения зависит характер отношений с сыном или дочерью. -А как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка - семье или детскому саду?(Ответы родителей)
Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. «Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребенка»(Закон РФ «Об образовании»)
Уважаемые родители! Вы - первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня мать», «что мне показал отец».
Семья дает ребенку - то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными.
Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей - человек, то «мера» родителей - ребенок.
Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.
Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.
Как вы считаете, умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли мы этому своих детей?(ответы)
Давайте сегодня поговорим о семейных традициях:
…Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою, папа и я,
Мы называемся вместе - семья.
О. Высотская

1.Мини-анкеты
Воспитатель.Пожалуйста, ответьте на вопросы мини-анкеты «В каждом доме свои традиции»
- Что по вашему, входит в понятие «семейные традиции?»
- Какие семейные традиции есть в вашей семье?
- Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?
- Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?
2.Ознакомление с традициями семей.
Родители рассказывают о своих семейных традициях.
Семейные традиции- это, в первую очередь, праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и, конечно же, день рождения ребенка; торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция вместе с ребенком посещать музеи, выставки. Это и совместные игры. Поздравления родственников. Традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Составление своей родословной и семейных альбомов. Коллекционирование и проведение семейных концертов.

Воспитатель. В наших с вами руках - вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную
Берегите друг друга
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту
Рядом друг с другом побудьте. О. Высотская
Предлагаем родителям взять с собой «Чудесную сумку» и положить в нее то, что хотели бы взять с собой родители из приобретенных сегодня знаний в будущее.

В гостях хорошо, а … (дома лучше).

  • Не красна изба углами, а …(красна пирогами).
  • Каково на дому, таково и …(самому).
  • Дети не в тягость, а …(в радость).
  • Когда семья вместе, и …(сердце на месте).

«Семья – первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребёнок научается любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец» (И.А.Ильин).

Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей (З. Матейчек).

Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно – личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище. Мать – главная воспитательница дошкольника. Функция матери, родителей – научить ребенка жить. Но в то же время любимая мама не должна дублировать госучреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша.

Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то «мера» родителей – ребенок.

Как Вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка – семье или детскому саду?

Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады являются помощниками семьи, создавая необходимые «условия продолжения жизни ребенка в семье». (И.В. Шаламова).

Современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей.

Сегодня мы собрались поговорить о семейных традициях.

Пожалуйста, ответьте на вопросы мини – анкеты.

А вот что о праздниках и семейных традициях рассказали Ваши дети.

(Итоги опроса детей)

Несколько слов по результатам тестирования детей «С кем я сяду за стол».

Цель теста: проверить отношения ребенка к членам семьи (итоги тестирования) – воспитатель Г.Ф.Непомнящих.

Семейные традиции – конечно, это праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год украшать елку во дворе. Это традиция вместе с ребенком выезжать в кинотеатры, театры, парк развлечений, зоопарк и т. д. Это и совместные игры. Это и поздравление родственников. Это и традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Это и составление своей родословной и составление семейных альбомов. Это и коллекционирование, и выбор профессии. Это и праздники по поводу дней рождения ребенка.

Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (ответы родителей).

Воспитатель: Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», - писал К.Д. Ушинский.

Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?

Воспитатель: Как ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, то он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.

Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка пытаться заставить его выступать: петь или рассказывать стихи. Ребенок сам выразит желание спеть или станцевать, если это выпадает ему при игре или по фанту.

Как Вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку?

Желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и детям.

В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут.

Какие подарки вы дарите своим детям?

Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, прыгалки. Для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Хорошо в день рождения ребенка сфотографировать его одного или в кругу семьи.
Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка у двери – пусть он видит, на сколько он подрос за год.

Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые. От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества.

Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы будут отдыхать и наши дети. Пусть в Вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты у Вашего ребенка.

Теперь я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

Послушайте, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – Я.

Какая же у нас семья?

(6 человек)

Вот видите, с помощью этой шуточной задачки мы коснулись с Вами интересной темы – темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.

Попробуйте сейчас составить родословную семьи. Начните с себя (дается время 5минут).

У кого получился самый многочисленный род?

Знаете ли Вы, откуда родом Ваши родители, дедушки и бабушки?

Кто придумал имя, которое Вы носите?

Кто придумал имя Вашему ребенку? Знает ли он об этом?

Будет очень хорошо, если в семье Вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Посадите свое семейное дерево – дерево вашего рода. Это станет самой драгоценной частицей того наследства, которое мы можем и должны оставить после себя. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков. И в этом может оказать хорошую помощь семейная книга «Это я, твоя бабушка».

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающую образованность от дикости» (А. Пушкин).

Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней.

(семейный альбом)

Есть ли в вашем доме семейный альбом?

Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда Вы листали его в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминания.

Скажите, у кого из Вас в семье есть традиции выезжать на отдых в лес?

Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать всей семьей в лес, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы, провести с ребенком игры природного содержания, например: «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Кто где живет», «Что где растет», - предложить ребенку нарисовать с натуры интересное в природе, приспособив для этого фанерку и присев на пенек, как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, собрать с детьми природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги и дома изготовить забавные поделки, перекусить на лесной полянке и уходя не забыть забрать свой мусор. Приучая ребенка тем самым правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом – лес, который является народным богатством.

Кто из Вас постоянно выезжает с детьми в музеи, кинотеатры, цирк, парк отдыха, зоопарк?

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то еще не поздно начать собирать какие – либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате чего у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Да, конечно, можно посадить ребенка за стол и учить писать буквы и цифры, но мы должны при этом помнить, что обучении – это задача начальной школы, что раннее обучение ведет к ухудшению психического развития детей (интеллектуального и личностного), что проявилось в массовой неготовности дошкольников к школьному обучению. Наша задача – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка с родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование.

Что можно коллекционировать в семье?

Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребенка. Это шишки и камешки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики, бусинки и т. д. Посещение различных выставок и музеев может дать Вам толчок в этом виде деятельности.

Скажите, в какие игры и как часто Вы играете с ребенком?

Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?

Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в этом нам помогает игра. В настоящее время серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей, так как именно игра создает благоприятные условия для развития личности. Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание. Выделять в режиме дня место для игры, не должны нарушать свободу игры ребенка, менять свою позицию во время игры в соответствии со взятой на себя ролью. Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра – должна стать традиционной в каждой семье.

Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа «Лото», «Домино», «Шахматы». Советуем Вам обязательно играть с ребенком и в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай, с какого растения семена», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Что может летать», «Найди похожее яблоко» и т. д.

В наших с Вами руках, чтобы дети выросли грамотными и образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали родителей, знали свою родословную.

Предложения круглого стола.

Подумать, какие из предложенных детским садом мероприятий можно сделать традиционными в семье.

  1. Принести в группу семейную фотографию для оформления фотоальбома «Семьи наших воспитанников».

Мини – анкета «В каждом доме свои традиции».

  1. Что, по – вашему, входит в понятие «семейные традиции»?
  2. Какие семейные традиции есть в Вашей семье?
  1. Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?
  1. Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?

Формирование личности ребёнка начинается в семье, и здесь многое зависит от родителей, которые служат примером для подражания своим детям, создают атмосферу семейного очага, поддерживают традиции и бережно хранят семейные реликвии(ценности).

Почему-то у большинства из нас, когда речь заходит о семейных традициях, в ассоциации возникают шумные застолья по поводу наступившего праздника или в лучшем случае — совместное украшение новогодней елки. Но традиции — это не только праздники. Это образ и стиль жизни. Это то, что принято в семье: уважать старших, помогать друг другу, выполнять работу вместе, устраивать воскресные обеды. И вся прелесть в том, что традиции могут быть самыми разными.

Начните создание традиций с момента создания семьи. А с появлением детей — продолжайте их и заводите новые. Чтение сказки на ночь и поцелуй перед сном - это очень хорошая традиция!

Вы можете создать такую традицию, которой точно ни у кого нет — было бы желание! В этом вас никто не может ограничить.

С целью гармонизации детско-родительских взаимоотношений в дошкольных группах с 25 по 27 октября прошли круглые столы «Семейные ценности и традиции».

Родители наших воспитанников ещё раз доказали, что «единственная настоящая роскошь -это роскошь человеческого общения (Антуан де Сент-Экзюпери)». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей? Это и обсуждалось на наших встречах. А ещё все узнали о тех традициях, которые сложились в их семьях и каждый взялсебе что-то на заметку.

Мама Абрамовой Д. рассказала о ежегодной традиции поздравлять ветеранов в День Победы и возлагать цветы к памятникам, показала фотографии трогательных встреч с ветеранами.

Некоторые семьи группы «Солнышко» всерьез занимаются спортом и это тоже стало их традицией. Семья Обищенко В. посещает бассейн, а по выходным еще и баню. А семья Кулагиной К. занимается утренними пробежками и зарядкой.

Увлекательным был рассказ мамы Кулагиной Р. Она рассказала о совместных поездках на природу за грибами, а также о том, как проходят Дни рождения в их семье, как все вместе готовят украшения к празднику.

А мама Трояновской К. поделилась традицией ставить детские спектакли дома и на даче вместе с родственниками.

Интересным был рассказ мамы Леденевой В. опосещении зоопарка всей семьей в День рождения Вики.

В семье Грицаенко Д. каждые выходные пекут пироги, которыми они и угостили собравшихся родителей во время чаепития, а в семье Петросян М. выпекают национальные пироги- хачапури. Мама Глушанковой О. вместе с дочерью шьёт кукол.

Семья Каширина Я. раскрыла тайну составления семейного фотоальбома. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом членов семьи, что вызывает живой интерес ребёнка и стимулирует его запоминание.

Всем запомнился рассказ Алексеевой В.Б. о коллекционировании статуэток (балерин), которые собирала ещё её бабушка, а также шкатулки с бусами передающиеся из поколения в поколение.

В группе «Городец» родители и дети завели своё «Солнце традиций» и вспоминали генеалогическое древо семьи. И каждый желающий рассказывал о своей необычной традиции в семье: Панова Ю. рассказывала о том, как раз в месяц Егор с бабушкой печет пироги, Кирсанова Э. сообщила, что они с сыном Даней и родственниками выбираются на природу на шашлык каждое 1 мая, Смирнова М. интересно рассказывала как вся семья Ярослава путешествует каждое лето по другим городам.

Надеемся, что работа круглых столов не прошла даром. Вы пообщались, обменялись опытом, возможно, что-то почерпнули для себя.

Традиций не обязательно должно быть много. Они просто должны быть. Это - детство ваших детей, то, чем они его особенно запомнят.

Поэтому берегите свои хорошие семейные традиции и передавайте их своим детям, чтобы они смогли передать своим. Передавать традиции из поколения в поколение - это священный процесс. Очень приятно передавать детям или внукам традиции своего детства. Так предоставьте им тоже такую возможность - чтобы было что вспомнить и рассказать.

Кем был твой прадед,

Кем был твой дед?

О чем они мечтали?

Каким был скромный их обед?

Что в будни надевали?

Каким был род занятий их?

К чему они стремились?

Что вызывало дружный смех

И как они женились?

Какие испытанья им

Достались на веку?

Как до Парижа дед дошел

В народном том полку?

И если все узнаешь ты,

Изучишь древний род, -

Полюбишь Родину свою,

Полюбишь свой народ!

Р. Мифтахов

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).

Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие. Какие традиции живут в вашем доме? Наверняка те, которые запомнились Вам в детстве. Вот что о праздниках и семейных традициях рассказали Ваши дети. Им всем без исключения нравится быть дома, потому что дома много игрушек, телевизор, компьютер, один из опрошенных сказал, что дома тихо, можно отдохнуть, другой– дома родные люди, там весело, мы вместе играем. Ваши дети вспоминают такие общенародные праздники, как Новый год,23 февраля, 8 марта, Пасху. Из праздников, которые бывают у вас дома, назвали Новый год и День рождения. День рождения они любят потому, что им дарят подарки, и только единицы говорят, что в этот день приходят друзья, вспоминают клоуна, торт, свечи. На вопрос «Куда ты любишь ходить с родителями?» дети отвечают: в магазин, на карусели, в цирк. Единицы сказали, что любят ходить в театр, гулять, кататься на лыжах, ездить в деревню к бабушке. Мы предлагаем вам вспомнить семейные традиции, немного расслабиться и поиграть. Сегодня ждет нас игра, Любит это занятие детвора. Но на собрании дети наши не играют, А родителям место уступают.

Родители делятся на 2 команды

Разминка. Воспитатель: Я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек:

Послушай, вот моя семья Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад и чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

А самая младшая – это я.

Какая, же у нас семья? (6 человек)

Воспитатель: С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека, до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.

Задание 1 "Закончи предложение"

1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).

2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).

3. В семье разлад, так и дому … (не рад).

4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).

5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).

6. Семья – ключ к … (счастью).

Воспитатель: Если 1 сентября вы с ребенком сажаете деревце или под Новый год с детьми наряжаете елку, а 9 мая по-особому поздравляете дедушку или соседа – ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.

Задание № 2. - Из выделенных букв на карточках - заданиях сложите слова, обозначающие традиции, используемые в проведении семейных праздниках. -Зачитайте.

В А П Л Д Э

А И Р Л Д Ж

Е К Ш У Ы Т

Я Ч И Т Ю Г

Ф Ы Р Ц К Х

Ы Ц И Ь Я Н

Ы С В А П Т

Е А П Н Р О

Р Г С М И Т

Ф Ы В А К Е

З Р О Л Д Е

М И Т Я А Ю

С Й Ц Е К Е

П М Р О Е О

Й О Н Ы В Ы

А Й П О Ы Ф

С М Б М Ч Я

Е Ц К Е Д А

Н У К О Е Н

А В В А П О

Ы В Г Ч С О

Д М И Н Ч Я

Я С Ё М И Т

Ч Л Я К У А

Воспитатель: У нас в детском саду есть традиция - устраивать праздники для детей. Это «Осень золотая!»,«Мама, папа, я - спортивная семья», «Новый год», «8 Марта.

В каждой семье есть традиция: по вечерам мы с ребенком ведём задушевные беседы, садимся рядышком и рассказываем друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах.

Конкурс4 "Семейная викторина"

1. Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась "птицей Геры"? (Аист.)

2. Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)

3. Вот русская пословица: "Жить для себя– тлеть, для семьи – …(пропущен глагол), а для народа –светить". Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)

4. По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр. (Софья, то есть Мудрость.)

5. Первый, старший ребёнок в семье –первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний? (Третьяк, поскрёбыш.)

6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает».)

7. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: "Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства"? (О матрёшке.)

9. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: "Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать"? ("Снежная Королева".Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

11. Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

12. Родительский инструктаж одним словом – это... (Наказ.)

13. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)

14. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, "тридцать три родных сестрицы". Что это за семья? (Алфавит.)

Воспитатель:

Семейные чтения, когда читают не только родители, но и старшие дети, бабушки, дедушки –это прекрасная возможность с пользой для дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребёнка незабываемые впечатления об этих вечерах

Конкурс 6"Литературные родственники"

В названия известных произведений вставьте пропущенные слова, являющиеся названием членов семьи.

"..." М.Горький. ("Мать".)

Разбойники",А.С. Пушкин. ("Братья-разбойники") "

Карамазовы", Ф.М. Достоевский. ("Братья Карамазовы".)

"Три...", А.П.Чехов. ("Три сестры") "

Ваня",А.П. Чехов. ("Дядя Ваня".) "

Мазай и зайцы", Н.А.Некрасов. ("Дед Мазай и зайцы".) "Капитанская

...",А.С. Пушкин. ("Капитанская дочка".) "

Полка", В.П. Катаев. ("Сын полка".) "

Капитана Гранта", Ж. Верн. ("Дети капитана Гранта") "

Фёдор, пёс икот", Э. Успенский. ("Дядя Фёдор, пёс и кот".)

Воспитатель:

Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей.

Конкурс 7 "Дискуссия"

Допустим, что вы собрались семьей провести выходной день в лесу, а в этот день идет дождь. Что вы будете делать?

Вы приехали на экскурсию в природный парк, а он закрыт в этот день для посетителей. Что вы будете делать?

Воспитатель:

Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы свои года от одного важного события до другого.

Конкурс 8 «Солнечные лучики»

Возьмите каждый по солнечному лучику, которые заранее изготовлены для вас и напишите с ручкой любую семейную традицию, и не обязательно, чтобы это было ваша семейная традиция. Теперь озвучивая традицию, которую вы написали, прикрепляем наши лучики к солнышку. Так как в группе есть семьи, в которых еще нет семейных традиций, мы попробуем предложить разнообразие традиций.

Разминка

Воспитатель:

Мы предлагаем вам окунуться в детство и вспомнить, о чем вы мечтали, когда были детьми. У меня в руках плюшевый медвежонок, которого каждый из вас будет брать в руки, и рассказывать нам о мечте детства. А как вы думаете, о чем мечтают ваши дети? А мы сейчас с вами послушаем.

Воспитатель: Семейные традиции - это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечен праздничный сервиз - тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь и детство ваших детей намного богаче. Мы предлагаем вам памятку, которая надеемся, что поможет вам увеличить число семейных традиций.

Страницы