Садовые растения        04.11.2019   

Воспитание будущего читателя. Fast forword помогает в развитие речи если онр, дислексия, нарушение речи, алалия, аутизм, сдв - дефицит внимания, фонематический слух, нсв, рас, зрр, зпрр, ффн. отзывы

КАК ВОСПИТАТЬ ЧИТАТЕЛЯ МЕТОДИКА А. М. КУШНИРА Кушнир предлагает отставить сложные упражнения на развитие слуха и начать обучение сразу с чтения слов и текстов, без всякой разбивки на звуки. Это не только обеспечит грамотность, но и сделает процесс овладения чтением более простым. Попробуйте объяснить, что такое звук или буква. А слово? Что проще? Конечно, слово! Ребенок владеет словом, но не владеет буквой и звуком. Когда начинать читать Начинать учить чтению надо не раньше пяти с половиной лет. А до этого возраста нужно подготовить малыша к встрече с книгой. Во-первых, мы воспитываем «Читателя, влюбленного в книгу». То есть просто читаем ребенку вслух. Все попытки пораньше сбагрить с рук «читателя», на которого уже не надо тратить время, – это лень и эгоизм взрослых, считает Кушнир. Читать вслух детям надо обязательно. Во-вторых, мы осваиваем буквы. Просто запоминаем, как они выглядят, с помощью любых кубиков (не Зайцева, а обычных). Делают это дети легко и быстро. Если ребенок способен верно собрать из кубиков слово по образцу, написанному авторучкой, или с небольшими ошибками, но по слуху, это значит, он готов осваивать чтение. А значит, ищите книжку и приступайте к занятиям. Возможные ошибки родителей 1. Не читайте несколько раз одну и ту же книгу. Нужно заранее подобрать много интересных текстов. 2. Не читайте с ребенком вслух (на всякий случай). Так вы создаете лишнюю трудность. 3. Не оставляйте малыша один на один с книгой. У ребенка должен быть звуковой ориентир (то есть вместе с ним должен читать родитель, учитель). 4. Не обсуждайте прочитанное при посторонних. Ваши дети готовы делиться своими мыслями с вами, а не с кем-то еще. 5. Не стремитесь одновременно научить читать и писать, как это предполагается в некоторых методиках. Кушнир считает, что учить писать человека, который не умеет читать, чаще всего бессмысленно. Первый шаг к письму – это развитие способности читать рукописный текст. 6. Не нужно перегружать занятие разнообразными упражнениями и сменой видов деятельности. Так принято делать в традиционных методиках обучения, чтобы малыш не заскучал. У вас же есть увлекательный текст, который заменит все уловки и ухищрения. КАК УЧИТЬ ЧИТАТЬ До чтения: осваиваем алфавит Хотя методика и учит читать сразу целыми словами, но без знания букв, понятно, ребенок не зачитает, ведь ему придется выучить, как выглядят все слова, словно они написаны иероглифами. Поэтому предварительно нужно выучить буквы. Делается это, как уже упоминалось выше, с помощью кубиков. Но и тут есть свои особенности. Традиционная методика требует от ребенка немедленно озвучивать письменный знак: увидел букву – назвал звук. В варианте Кушнира вы показываете букву и сами же называете ее, провоцируя тем самым у ребенка непроизвольно речемоторный акт, или, говоря проще, в его сознании звук наложится на букву. Этот этап обычно не занимает более десяти дней. Весь буквенный материал предъявляется детям сразу. Чтобы заинтересовать малыша, можно использовать любые игры и ухищрения, не только кубики, но и карточки, магнитные азбуки, игры с буквами, узнавание букв, нахождение звуков в названиях предметов, конструирование слов из букв, вырезание букв из старых газет и журналов, аппликации, вылепливание слов из пластилина, «печатание» и др. Что бы вы не делали с ребенком в течение этих десяти дней: гуляли, рисовали, играли, лепили – все занятия должны касаться букв. Накопление операций со звуками и буквами должно достичь критической массы, когда процессы словоизображения перестают быть какой-либо тайной. Способность расшифровать и понять написанное слово должна сама собой всплыть на поверхность. Первый этап: читает мама Буквенная лавина обрушилась на малыша, и вот вы видите, что он уже способен относительно верно «собрать» предложенное слово из кубиков на слух, без письменного образца. Значит, пришла пора перейти к чтению. Отбираем художественные тексты, лаконичные и яркие, хорошо понимаемые и узнаваемые ребенком. Детская поэзия – лучший материал для этого периода. Многие стишки дети и так знают наизусть. Обратите внимание! На первых порах появление в книжке знакомых героев вызовет оживление и радость у детей. Ребенок только начал читать, для него это чуждое, новое, неизвестное занятие. Стремление сделать его понятным и «домашним» пока преобладает над желанием узнать что-то новое. Поэтому-то вы и берете знакомые тексты. А в дальнейшем будете использовать каждый раз только новый материал. Читаемую книгу кладем перед малышом. Садимся рядом. Начинаем читать текст, сопровождая собственное чтение движением руки или указки по строке по принципу караоке. Следим, чтобы ребенок тоже следовал по строке глазами. Затем взрослый читает, но показывает то, что читает, пальчиком ребенка, двигая его руку по тексту. Одного-двух уроков по этой схеме достаточно, чтобы дети освоили прием. Второй этап: берем в руки указку Теперь даете ребенку в руки указку или карандашик. Продолжаете читать текст, а ребенок указкой движется по строчкам, как бы показывая вам, где нужно читать. Мама читает текст в том темпе, в каком движется указка. Прошло немного времени, ребенок освоился с новым заданием, начинаем лидировать в чтении, то есть читаем в своем темпе (чуть более быстром), и заставляем ребенка догонять нас по строке. Далее можно использовать аудио запись вместо собственного громкого чтения. При записи текста (со скоростью 40-50 слов в минуту.) не надо растягивать слова, или пропевать их, или выделять голосом орфограммы, или, того хуже, читать по слогам. Запись должна представлять собой обыкновенное выразительное понятное чтение, разве что с увеличенными паузами. Включаете запись, ребенок также следит по книге указкой или пальчиком, а вскоре малыш уже следит за чтением глазами. Третий этап: наращивание темпа Теперь выбираем книжку посложнее, большую по объему, с развитым сюжетом, и набираем темп. Ежедневно можно увеличивать темп на одно слово в минуту, и к концу этого этапа темп составит от 50 до 70 слов в минуту. Ребенок все так же следит за мамой или диктором, но мы уже предлагаем ему читать вместе, шепотом повторяя слова. Но надо быть внимательным! Предложить такое задание можно лишь тогда, когда ребенок отслеживает текст по книге без особого напряжения – непроизвольно. Вначале маленький читатель способен произносить вместе с диктором лишь фрагменты слов. Чтобы произнести слово одновременно, необходимо уже не просто отождествить написанный текст со звучащим, но и самому успеть произнести слово. А это можно сделать только тогда, когда глаза забегут вперед звучащего текста. То есть возникнет самостоятельное чтение, пока, правда, в элементарной форме. Этот вид работы прекращается немедленно, как только ребенок продемонстрировал, что у него получается. Это упражнение ни в коем случае не должно становиться тренировкой навыков чтения. Иначе закрепятся принципы чтения вслух, о которых уже говорилось выше, и возникнет препятствие для развития чтения как информационного процесса. Четвертый этап: чтение-«схватывание» Увеличиваем темп звучания текста с магнитофонной ленты до 120 слов в минуту и продолжаем ежедневно ускорять его на одно слово. Малышу всегда должно быть чуть-чуть сложно. Если он вдруг потерял нужное место в тексте, следует быстро показать ему, но без комментариев: берете руку ребенка в свою и помогаете ему «догнать» текст. Первое время взгляд ребенка будет сфокусирован очень точно на звучащем слове, однако постепенно за чтение начнет отвечать периферическое зрение. Это основа для скорочтения – чтения информационными блоками. Нам удалось избавить ребенка от трудоемкого складывания и расшифровывания букв – произнесенное слово мгновенно соединяется со значением. Стремительно формируется словарь узнаваемых слов – слов, смысл которых «считывается» мгновенно. И вот мы с удивлением обнаруживаем, что ребенок читает куда быстрее про себя, чем мы читаем ему вслух. Это и есть искомый навык чтения, а не навык озвучивания текста, который большинство родителей принимают за чтение. Теперь осталось только читать и читать. ЗА И ПРОТИВ Плюсы методики 1. Учимся быстро. Новый подход к обучению чтению позволяет научить детей читать целыми словами за два – два с половиной месяца. За первый год ребенок осваивает материал не только первого, но и второго класса. 2. Читаем быстро. Темп чтения про себя, хотя для Кушнира это и последний по значимости критерий, не менее 300 слов в минуту. А в традиционных системах – в два, в три раза ниже. 3. Дети любят книгу. Эта любовь на всю оставшуюся жизнь. Если обычно дети за первые годы обучения чтению осваивают три-четыре книжки, то, занимаясь по методу Кушнира, они прочитывают как минимум 50-60 книг. Причем это литература самой высокой пробы, том за томом из библиотеки мировой классики. То есть закладывается огромный потенциал будущего развития человека, духовного и интеллектуального. 4. Скорость чтения не мешает понимать смысл. Наоборот, чтение без понимания в методике Кушнира невозможно. 5. Обучение от буквы, слова к его произношению закрепляет в памяти правильный образ слова – так, как оно пишется, а не произносится. Дети, обучавшиеся по Кушниру, изначально пишут грамотно. Минусы методики 1. Начав заниматься, нельзя прекращать занятия ни на один день. Пропустите пару дней, и вам придется все начинать сначала, ребенок просто забудет все, что освоил. 2. Вашего малыша ожидают трудности в школе. Дети читают бегло, понимают, пишут грамотно, но не умеют делать фонематический анализ. Возникает, конечно, вопрос: зачем им фонематический анализ, если они и так хорошо читают и пишут? Но не нам с вами менять школьную программу. 3. Отдав ребенка в обычную школу, вы рискуете растерять добытые навыки. Ведь по программе он все равно будет вынужден делать упражнения на развитие фонематического слуха, и может случиться так, что слуховой образ слова начнет вытеснять его зрительный образ, и письмо станет менее грамотным. Кому не стоит заниматься по Кушниру Неустойчивое внимание, рассеянность – это препятствие на пути освоения метода. Ребенок не сможет следить за вами по тексту, соотносить произнесенное слово с написанным. Слишком подвижный, неусидчивый ребенок тоже с трудом сможет высидеть рядом с мамой, даже если читать суперинтересный текст. Вам придется учиться по чуть-чуть, урывками. Результата в таком случае можно ждать очень долго. Чересчур занятые родители, которые не могут с уверенностью сказать, что каждый день они готовы посвятить обучению хотя бы полчаса, тоже рискуют потерпеть фиаско.

Если вы думаете на год вперед - сейте зерна,

если вы думаете на десять лет вперед - сажайте деревья,

если вы думаете на сто лет вперед - воспитайте Человека.

(Народная мудрость)

Актуальность

В настоящее время проблема развития интереса у учащихся к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Перегрузки в учебе, сокращение свободного времени приводят к оскудению интересов подростка. Развитие общества привело к колоссальному информационному взрыву. Объем получаемой информации в несколько десятков раз превышает объем, который получал человек 10 - 15 лет назад. Это закономерный результат развития современных технологий. По оценке психологов основное влияние информационная революция оказывает на детей школьного возраста. Ребенок, получая огромные информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и как результат отказывается от чтения. Порой современные школьники не в состоянии оценить красоту «правильной, нормативной» речи, а выступления юмористов, которые высмеивают безграмотность современников, просто не понимают и смеются за компанию. Все эти обстоятельства сыграли немалую роль в появлении у довольно большой части молодежи апатриотизма, бездуховности, низкой нравственности, поэтому, на мой взгляд, перед учителем словесности стоит одна из главнейших задач современности - возродить отодвинутый на задний план интерес школьника к чтению, попытаться вытеснить занявшие, в настоящее время, главенствующее место компьютерные игры, видеофильмы и другие различные виды развлечений, предлагаемые шоу-бизнесом.

По оценкам международной программы PISA -2009 российские 15-летние учащиеся демонстрируют относительную умелость в извлечении нужной информации и интерпретации авторских сообщений и слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению. Средний балл российских учащихся по читательской грамотности в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Российские учащиеся по данной области занимают 41-43 место среди 65 стран с учетом ошибки измерения.(Слайд 2)

Результаты исследования убедительно показывают, что России, как и большинству стран мира, предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамоте в ее сегодняшнем понимании.

Среди первостепенных:

  • Сбалансировать развитие трех основных читательских умений, составляющих читательскую грамотность.
  • Оказать адекватную помощь двум группам педагогического риска: самым «слабым» и самым «сильным» читателям - обеспечить достижение порогового уровня читательской грамотности большинством учащихся и создать условия для более полного раскрытия способностей талантливой молодежи.

Я выявила причины снижения интереса к чтению (слайд 3)

Являясь учителем русского языка и литературы, 19 лет отдаю своим ученикам частицу своего сердца, помогаю найти свой путь в жизни каждому ученику, учу доброте и справедливости, учу быть Человеком, как я это понимаю.

Чтение - форма получения и усвоения социального опыта, культурных традиций. Проблема отчуждения детей от чтения обостряется все сильнее с каждым годом и волнует не только учителей русского языка и литературы, а все общество.

При анкетировании обучающихся выявлены вполне предсказуемые данные о роли чтении в их жизни. (Слайды 4-5)

Цели изучения литературы в школе с введением ФГОС несколько видоизменились(Слайд 6)

Достижение этих целей возможно через решение следующих задач :

Проанализировать методическую литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы;

Поиск путей развития интереса к книге и стремления к чтению;

Привитие младшим школьникам навыков чтения;

Организация творческих занятий, конкурсов, с целью развития учащихся как читателей;

Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение проблемы его поддержки.

Воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость. Школьная программа по русскому языку и литературе для основной школы ставит задачу научить школьников V, VI и VII классов "осмысленно и бегло" читать научные и учебные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистических стилей. В VIII и IX классах обучение чтению программой уже не предусматривается.

Такой подход не отвечает одной из главных задач предмета, а именно - не развивает у подростков "умения читать", понимая под "умением читать" способность ребенка не только воспринимать информацию и прослеживать сюжетную линию, а способность эмоционально чувствовать настроение автора и его литературных героев. Процесс обучения чтению должен быть непрерывным, начиная с начальной школы, и в идеале должен научить ребенка видеть в книге произведение искусства.

Работа над методикой изучения художественного произведения требует от учителя-словесника продуманной программы действий (слайд 7)

Работая в этом направлении, я использую следующие технологии обучения:

  1. 1. Проектное обучение (слайд 8)
    Установлено, что у детей, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация выражена сильнее, существенно снижена школьная тревожно.

2.Учебное сотрудничество (слайд 9)

Дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль, взаимопомощь. Стоит ли говорить, что сами школьники это очень любят. Чтобы научиться учить себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам). В результате формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества. Сюда же можно отнести и разновозрастное сотрудничество, которое предполагает, что младшим подросткам предоставляется, например, роль учителя в 1—2 классах. В моей практике это имеет место быть: шефство (внекласс.деятельность), миниспектакль, посвящённый 200-летию Михаила Лермонтова (инсценировка некоторых биографических сцен), уроки единого чтения, проводимые семиклассниками для обучающихся начальной школы (Метерлинк «Синяя птица», стихотворения С.Есенина и др.)

3.Дискуссия (слайд10)
На своих уроках я часто применяю этот вид деятельности. Это диалог обучающихся не только в устной, но и в письменной форме. На определённом этапе эффективным средством работы со своей и чужой точками зрения может стать именно письменная дискуссия. Наиболее удобное время для этого — основное звено школы (5—8 классы), это даст возможность высказаться всем желающим, даже тем детям, которые в силу своей неуверенности, застенчивости, медленного темпа деятельности, предпочтение послушать, чем высказаться, не участвуют в устных обсуждениях, а также дополнительной возможности концентрации внимания.

4. Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской(слайд 11)
I этап. Работа с текстом до чтения.

Фрагмент урока в 5 классе.

Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах).

А) Слово, злое, доброе, а, лечит, калечит.

Б) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.

Группы составляют пословицы:

А) Доброе слово лечит, а злое калечит.

Б) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.

Чему учат эти пословицы? Какова тема урока? (Добро и зло).

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Выявление первичного восприятия (например, с помощью беседы).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста- повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.) Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Выразительное чтение. Цель анализа текста на этом этапе- создание его читательской интерпретации и, главное, ее корректировка объективным авторским смыслом. В 5 -6-м классах - речь идёт о собственно анализе. В 7-8-м классах текст анализируется чаще в родово-жанровой специфике, в 9-м классе - в контексте художественного мира писателя с позиции общего историко-литературного процесса.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Цель - корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет
соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Работа с материалами учебника, дополнительным источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.

4. Выполнение творческих заданий.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Внеклассная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей. Я выделяю следующие ее компоненты: внеклассные занятия; работа с учреждениями культуры; работа с родителями (слайд 12).

Каждый ученик в классе имеет свой дневник чтения, который постоянно заполняется и наблюдается учителем. В нем школьники записывают название, автора, краткое содержание книги и рисуют сюжеты из книги. В конце каждого учебного года выявляются лучшие чтецы и эрудиты года.Ведется тетрадь для творческих работ, где ребята пишут аннотации на прочитанные книги, пишут небольшие стихи, рассказы, мини-сочинения. Изготавливают самодельные книжки, в которых пишут свои сказки, рассказы.Также организую разнообразные формы работы с учреждениями культуры. В своей практике я использую следующие формы работы:

экскурсии в школьный музей;

конкурсы чтецов;

инсценировки сказок.

Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения школьной и сельской библиотек. Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя.

Семья, безусловно, является важным фактором, влияющим на развитие детского чтения в нашей стране. В семье формируется личность ребенка, ее изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению.(Слайды 13-14)

С целью выявления отношения семьи к чтению было проведено анкетирование родителей. Обработка анкет показала, что дети больше любят читать сказки. Анкетный опрос свидетельствует, что у половины семей есть детские книги.

В последние годы возникла проблема обучения детей с низкой мотивацией . (Слайд 15)В условиях общеклассных форм обучения использую разнообразные методы и средства дифференциации в урочной форме обучения

Результаты (слайды 16-17)

В результате трёхлетней работы по данным технологиям на моих уроках обучающиеся научились искать закономерности, рассуждать по аналогии, что несомненно повысило мотивацию к обучению, дети стали больше читать, научились более-менее контролировать свои результаты, научились сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений, чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других.
Итак, при такой работе, как мы видим, включаются практически все виды универсальных учебных действий: и личностные (самоанализ, самоконтроль, и регулятивные (формирование умений ставить цель, планировать её достижение, прогнозирование и адекватная оценка результатов), познавательные(поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (включая электронные, цифровые), коммуникативные: аргументирование своей точки зрения, выслушивание собеседника и ведение диалога, умение обратиться за помощью, адекватная реакция на замечания.

Выводы (слайд 18)

Я убедилась, что использование данной методики на уроках и во внеклассной работе дает хорошие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, повышает интерес к предмету.

Из опыта работы
учителя литературы высшей категории
Майоровой Светланы Станиславовны
ГБОУ Гимназия №-205
Г.Санкт-Петербург

Те из наших учеников, кто открыл
книгу без нашей помощи, будут
и дальше читать, как читали. Наши
самые яркие объяснения, как маяки,
помогут самым любознательным
из них ориентироваться в океане
чтения.
Даниэль Пеннак

Как часто мы, учителя литературы, сетуем на то, что дети не читают. Проблема «нечитающих детей» с каждым годом становится всё более ощутимой. Что значит для современного учителя литературы - воспитать читателя, да ещё и грамотного, отзывчивого, чувствующего и понимающего текст, свободно вступающего в диалог с автором произведения?

Проработав в школе 21 год, я пришла к выводу, что главной мотивацией к чтению классики учащимися, да и к чтению вообще, становятся прежде всего уроки литературы. Поэтому в своей работе всегда следую принципу Н.Долининой - «прочитаем произведение вместе».

Как вернуть детям книгу, превратить её в постоянного спутника жизни, в советчика и друга? Этот вопрос становится главным для меня, когда я иду на урок литературы к своим ученикам, которых знаю уже несколько лет, или к тем, кого вижу впервые.

На своих уроках стараюсь использовать разные виды чтения:

  • вслух (учителем или заранее подготовленными учащимися);
  • про себя (самостоятельно или вслед за учителем);
  • по ролям;
  • выборочное;
  • чтение вслух по кругу;
  • и др.

Всегда помню о том, что чтение должно быть действенным, поэтому в работе с детьми мне помогают приёмы активизации внимания, которые по сути являются начальным этапом анализа произведения:

  • читаем и подчёркиваем;
  • читаем и выписываем;
  • читаем и формулируем (вопросы, проблемы, задания);
  • читаем и составляем тест;
  • читаем и подбираем ассоциативные ряды;
  • читаем по кругу;
  • читаем и рисуем.

Расскажу о двух, наиболее эффективных.

Чтение по кругу - приём, который можно использовать как в 5 классе, так и в 11 классе. Как говорит петербургский учитель-методист И.А.Мухина, «организация урока начинается с организации пространства». Поэтому при чтении эпизода «Убийство старухи процентщицы» из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» ученики садятся вокруг (или по периметру) большого стола, и каждый читает свой отрывок эпизода. Учитывая, что дети в последнее время вслух читают плохо, заранее распечатываю каждому его отрывок и даю домашнее задание - подготовить выразительное чтение и выписать в тетрадь толкование незнакомых слов из словаря. Чтение на уроке проводится без комментариев учителя. Домашнее задание после такого урока может быть дифференцированным. Приём помогает глубоко почувствовать силу психологизма Достоевского. Термин «психологизм» ввожу на следующем уроке.

Приём чтение и рисование использую во всех классах с 5 по 11. Например, в 5 классе создаём палитру рассказа Набокова «Обида» и пишем на ней средства художественной выразительности. Дома (или в классе) ученики отвечают на вопрос: зачем писателю понадобилось так много красок?

К 9 классу ученики, работающие регулярно с рисунками , способны создавать эйдос-конспекты - изображение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов художественного произведения.

Достоинство этого приёма в том, что задействован весь класс, а значит, работа каждого будет оценена. Кроме того, сочетание чтения и творчества помогает учителю проверить уровень восприятия произведения учителю, а ученикам - по-новому взглянуть на сам процесс чтения.

В своей работе руководствуюсь пятью «не бойтесь»:

  • не бойтесь, если летом дети не прочитали «книги по списку»;
  • не бойтесь читать своим ученикам вслух (даже - и особенно - старшеклассникам);
  • не бойтесь делать паузы во время урока;
  • не бойтесь вовремя остановиться и оставить ребёнка-читателя наедине с книгой;
  • не бойтесь читать то, что читают ваши ученики, и обмениваться с ними впечатлениями о прочитанном.

Как часто слышу от своих учеников: - это читать просто невозможно, тем более летом!» На вопрос: «Кто всё-таки прочитал?» - поднимаются 1-2 руки, и слышится комментарий: «Думал, умру со скуки». Ничего не говорю, улыбаюсь и… начинаю читать поэму с самого начала, медленно, без комментариев и обязательно с выражением, ведь пока только я знаю, что Гоголя без выражения читать нельзя. Педагогическое терпение подсказывает мне, что надо читать и ждать, потому что «любознательность не вынуждают, её пробуждают. Читать, читать и довериться глазам, которые открываются, лицам, которые веселеют и проясняются, вопросу, который вот-вот сорвется и повлечет за собой следующий» (Пеннак).

А потом делаю паузу (на самом, как мне кажется, интересном для них), даю задание, в котором обязательно должна проявиться связь «я и автор» или «я и герой» и жду… следующего урока. Наблюдаю небольшой прогресс: почти все готовы самостоятельно читать «Мёртвые души» и делиться со мной своими открытиями. По результатам творческих работ учащихся вижу, что книга прочитана, понята и уже не вызывает такого скептического к себе отношения, потому что найдено самое главное - её актуальность, связь с читательским «Я» каждого, а значит, понимание её права называться классикой. Работая с детьми, всегда помню слова французского писателя, педагога Даниэля Пеннака: «Истинная радость от чтения и состоит в открытии этой необычайной личной связи: автор и я… Одиночество написанного взывает о воскрешении текста моим собственным немым одиноким голосом.

Учитель тут не более чем сваха. Настало время ему тихонечко, на цыпочках, удалиться».

В своей работе уже много лет использую элементы французских мастерских.

Опираясь на труды Л.Выготского, развиваю у своих учеников ассоциативное мышление, эмоциональное восприятие и воображение. Любой анализ художественного произведения начинаю с поиска, со столкновения «двух эмоциональных полюсов» (Выготский).

Поисковый метод стал основным в моей работе с гимназистами. Развивая аналитическое мышление, готовлю своих учеников к участию в исследованиях и проектах, ведь высшая награда для ученика и учителя - стать коллегами-филологами, показать своё со-творчество.

Сколько книг прочитали мои ученики благодаря урокам литературы! Сколько книг прочитала я благодаря моим ученикам-исследователям! Мы вместе расширяем наш круг чтения, что помогает работать над такими темами, как «Утопия алчности» или роман об Идеальном человеке?

(По роману Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».)», «Тема детства в современной литературе (по романам Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» и Василия Аксёнова «Ленд-лизовские»).

И снова я иду к ученикам, чтобы посвятить их в таинство чтения и вместе постичь то «чудное мгновенье», когда они сами становятся творцами.

Как же воспитать читателя? Как привить любовь к книгам? Прежде всего скажу, что любовь нельзя привить, она просто может случиться или нет. А интересом можно заразить. Но только в том случае, если книги — часть и вашей жизни. Поэтому советы такие:
1. Если вам кажется, что нужно читать сказки Пушкина, но вам, родителю, они не понятны, не интересны, то не нужно сказок Пушкина. Читайте детям те книги, которые интересны и вам. Пусть это будет хоть инструкция для стиральной машинки. Пусть это будет что-то по физике. Пусть это будет справочник садовода. Если вы этим увлечены, ребенок почувствует ваш настрой, увидит как горят ваши глаза, будет стараться понять, что же здесь такого, что так маму или папу зацепило.

А тон вашего голоса, тембр, ритм речи — все будет направлено на то, чтобы увлечь малыша, заразить своей любовью. Только тогда он почувствует истинный интерес, увидит, какое удовольствие доставляет чтение и познание, а это прекрасный опыт.
2. Не делайте из чтения обязанность. Читать «не надо». Если для вас чтение — обязанность, если вы не чувствуете удовольствия, читая, а делаете это лишь для ребенка, то и для него это станет обязанностью, чем-то скучным.
3. Ответьте себе на вопрос: зачем я читаю? Зачем моему ребенку нужно читать книги? Нет такой цели: читать книги. Книги читают для чего-то. Если вам просто нужна информация, то ее можно получить очень разными способами, не обязательно читать. Если для вас чтение — это удовольствие, обучение, читайте вместе с ребенком.
Чтобы хорошо учиться, кстати, тоже не обязательно читать. Некрасивая правда состоит в том, что школа часто не способствует любви к литературе, но требует ее знания ради отметки. Это логично, что дети подстраиваются под эту кривую систему, читая краткое содержание и скачивая сочинения из интернета.
Если вы хотите подарить ребенку возможность получать удовольствие от чтения, покажите почему это любите вы. Покажите, что можно узнать из книг, как это может пригодиться, что это за инструмент такой — книга, для чего он. И этого будет достаточно.
4. Начинайте знакомить ребенка с книгами с самого раннего возраста. И не прекращайте читать вместе, как только он научится читать. Наоборот, как только это произойдет очень важно, чтобы вы читали ему много. Иначе чтение грозит быстро превратиться только в неподъемный труд. Ведь у него вначале будет получаться не слишком бегло, смысл ускользать, а в школе к чтению добавится новый минус — за чтение оценивают, читательские способности сравнивают. А куда же уходит удовольствие? Вот тут и происходит поломка у многих детей. Читайте со школьниками просто так, не требуя анализа текста, не задавая вопросов. Просто читайте вместе. Через какое-то время пробудится его естественная потребность читать самому.
5. Читайте только книги по возрасту и в соответствии с уровнем восприятия вашего ребенка. Если ваши друзья уже прочли с трехлеткой муми-троллей, а вы еще нет, не нужно соревноваться или считать своего ребенка отсталым.
6. Следуйте за способом чтения своего ребенка. Не стремитесь при совместном чтении закончить книгу во что бы то ни стало. Часто дети прерывают чтение вопросами, комментариями. Иногда история пробуждает в них какие-то воспоминания и им не терпится это тут же обсудить. Постарайтесь не раздражаться на это, не ругать ребенка за неусидчивость, не расстраиваться и не навешивать ярлыков «мой ребенок не любит читать». Наоборот, это говорит о том, что книга сделала свое дело — связала вас общей темой, пробудила в ребенке мысль и творчество. Некоторые дети (у меня такая дочь) во время чтения могут предложить: «Теперь я тебе буду читать». При этом читать они могут не уметь, но самозабвенно будут рассказывать вам разные истории, перелистывая страницы. Это тоже хорошо. Впрочем, если ваш ребенок всего этого не делает, это не означает, что книга ему бесполезна.
7. Обсуждайте прочитанное. Отвечайте на вопросы во время чтения и обсуждайте происходящее в книге. Например, так: «Как тебе кажется, почему Бенни забрал у братика соску и убежал?» В то же время не нужно устраивать допрос (особенно со школьниками осторожнее). Если видите, что ребенку сложно и не интересно такое общение, не настаивайте. Пусть это будет его тайной, что он понял в книге и какое впечатление она на него произвела. Если вам обоим интересно, то вы читаете «даром».
8. Не учите ребенка читать раньше, чем у него появится потребность в этом, возникнет интерес к буквам и словам. Это может отбить у него охоту к чтению в будущем. Естественная потребность читать у детей проявляется около 5-6 лет. Интерес к буквам не означает, что ребенок готов.
9. Говорите с ребенком. Обсуждайте ваш день, слушайте, что рассказывает он. Устная речь развивает мастерство рассказчика, ребенок сам становится сочинителем историй, а уж потом заинтересовывается тем, как это делают другие — писатели.
Слушайте ребенка внимательно, обращайтесь к нему в разговоре, обсуждайте с ним что-то, а не просто «воспитывайте» и давайте указания.
Основой успешного обучения чтению является хороший словарный запас, а он формируется благодаря разговорам. Он зависит от словарного запаса вашей семьи, круга общения ребенка, от тех книг, которые вы читаете вместе. к тому же, когда ребенок столкнется с большой литературой, чем меньше непонятных слов для него там будет, тем с большей вероятностью он втянется в книгу.
10. Помните, чтение — это удовольствие, а не работа. Все, что нужно родителю — это поддержать природный энтузиазм, не делать из чтения наказание, а из телевизора или планшета награду.

Умение читать, понимать написанное необходимо, оно незаменимо, как при чтении ценников в магазине, так и при чтении серьёзных документов. Всё зависит от навыков читателя, от его умения читать, которые несомненно прививаются в детстве.

Все хотят воспитать в ребёнке-дошкольнике "талантливого читателя" (С.Я. Маршак). Вас может смутить такое утверждение: ведь ребёнок еще не читает сам, он только слушает чтение, и может ли быть талантливым читателем слушатель? Ответ на этот вопрос несомненно должен быть утвердительным. Ведь читая ребёнку, Вы формируете у него начитанность, то есть знание литературных произведений, их героев, интерес к чтению, познанию нового, стремление к культурному совершенствованию. В процессе чтения Вы приобщаете ребёнка к литературе как к искусству, открываете ему мир литературных образов, красоту и величие русского языка. Ребёнок слушая , учится пониманию литературного произведения: воображение рисует ему героя, его образ, события, участником которых он становится. Поступки персонажа говорят о его взглядах, помыслах и характере. Для ребёнка открывается духовный мир человека, вся сложность человеческих отношений, нравственных понятий, которыми люди руководствуются в своей жизни.

Проходя с героями через всевозможные испытания, переживая по ходу развития сюжета, ребёнок делает свой выбор: становится на сторону героя, противостоит вместе с героем персонажам, олицетворяющим зло и творящим несправедливость. Такая чувствительность к литературному образу, желание помочь герою, способность к активному содействию и сопереживанию, формирует нравственную и духовную позицию ребёнка в жизни, а тяга к чтению и является наиболее важной характеристикой "талантливого читателя".

Но талантливый читатель должен и воспитывается талантливыми произведениями. Поэтому отбор необходимого материала для детского чтения очень трудная и непростая задача. Трудность усугубляется ещё и тем, что речь здесь идет о первом опыте ребёнка, то есть первой встрече с художественной литературой на важнейшем этапе развития его личности - этапе дошкольного детства.

Сказки - это своего рода пособие, которое обучает на примере сказочных или вымышленных персонажей, птиц, животных, насекомых, природных явлений, что хорошо, а что плохо. Незаметно для себя ребёнок готовится к тому, с чем придётся ему столкнуться в жизни, как нужно реагировать, относиться и поступать в затруднительных ситуациях. Люди в стародавние времена (когда сочинялись народные сказки) были вероятно, помудрее ныне живущих, они не хотели рассказывать детям заранее о тех трудностях, с которыми впоследствии им неминуемо придётся столкнуться самим, со временем почувствовать на себе все тяготы жизни, и незаметно для самих детей подготавливали их к этим трудностям, спокойному отношению к ним, а следовательно растили психически здоровых людей, с устойчивой психикой.

В сказках зачастую используется психологический эффект "заманивания" - сказка и её сюжет привлекает ребёнка, и незаметно для себя он постигает основные законы жизни.

В сказке "лиса и журавль", есть такая поговорка: "Как аукнется, так и откликнется" – точно так же как и в сказке происходит и в жизни: ведь когда добрым расположением пренебрегают, используют в своих целях, то отношения в лучшем случае прекращаются. Всем хорошо известны выражения "Битый не битого везёт", "Мерзни, мерзни, волчий хвост!", "Ловись, рыбка, и мала, и велика!" (

Все их знают, слышали и запомнили в раннем детстве, а помнят всю жизнь, даже в большой старости люди сохраняют эту информацию, воспоминания из детства. Действующие лица участвующие в сказке: животные, птицы могут быть забыты, но суть заложенная всего в нескольких словах, в одной фразе остаётся с человеком всю жизнь, не забывается с годами.