Садовые растения        04.03.2020   

Воспитание на основе потребностей человека. Современные концепции воспитания Современные концепции воспитания

Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. Основные ее положения изложены автором в методическом пособии «Организация воспитательной работы в классе», опубликованном в издательстве «Педагогический поиск» в 2000 году.

Понятие «воспитание». В.П. Созонов выступает против существовавшей многие годы социоцентрической модели воспитательной деятельности. Он пишет: «Предлагаю другой подход к воспитанию: не от общества, а от ребенка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потреб­ностей, а от потребностей и внутренних проблем человеческого вида, который пришел в человеческое сообщество и страстно стремится познать себя, непонятного и непокорного, найти в мире свое место, единственное, но законное, выразить, реализовать себя, уникального и неповторимого. И не надо его "формировать", пытаться сделать из маленького человека - вселенского чуда - болванку, унылый стандарт, повторяющий нас самих. Необходимо доверять человеческой природе».

В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка ижевский ученый делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человёка. Он убеждён что успех работы воспитателя во многом обусловлен поиском и установлением взаимосвязи процессов реализа­ции базовых потребностей растущего человека и воспита­тельной деятельности педагога. Базовые потребности, по его мнению, есть главная цель, объект педагогической заботы и критерии эффективности воспитательной работы. Из такого понимания воспитательного процесса и вытекает опре­деление воспитания как деятельности педагога, направлен­ной на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:

1) в творческой деятельности;

2) быть здоровым;

3) в защищенности, безопасности;

4) в уважении, признании, необходимом социальном статусе;

5) в смысле жизни;

6) в самореализации (самоосуществлении);

7) в удовольствии, наслаждении.

Цель и принципы воспитания. Рассматривая человека как существо саморазвивающееся, самоопределяющееся, В.П. Созонов подчеркивает, что ребенок - существо не самодоста­точное для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Отсюда становятся очевидной цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потреб­ностей личности учащегося.

Воспитание, в основе которого лежат потребности чело­века, может базироваться, по мнению В.П. Сазонова, на таких принципах:

1. Принцип природосообразности. Давайте откажемся от переделки ребенка. Пусть нашей исходной позицией станет доверие к нему, выращивание в нем личности с учетом имеющегося потенциала, на основе закономерностей внут­реннего развития; поиск, обнаружение и укрепление внутренних сил.

2. Принцип целостности в подходе к ребенку. Будем учить­ся понимать его как неразрывное единство биологического и психического, социального идуховного, сознания и са­мосознания, рационального и иррационального.

3. Деятельностный принцип. Постараемся осознать: воспитывает не только педагог и не столько нравоучениями, сколько организацией живого опыта бытия, отношений чле­нов сообщества.

4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости» я ответственности перед внутренним «Я». Критерии успешности воспитания - здоровая «Я-концепция», гармония внутреннего мира ре­бенка, чувство собственного достоинства.

5. Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствия с ведущими потребностями детей разного возраста.

6. Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие вос­питателя и воспитанника на объективном единстве целей.

Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в классе как модели, образа будущей достойной жизни в ходе которой осуществляются развитие и благополучная социализация воспитанника (реализация потребности в творческой деятельности);

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (реализация потребности быть здоровым);

Формирование благоприятно нравственно - психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе, т.e. обеспечение условий защищенности каждого, даже самого слабого его члена (реализация потребности защищенности, безопасности);

Создание условий дляуспешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого социального статуса в среде сверстников (реализация потребности в уважении, признании);

Обеспечение условий и оказание помощи ребенку (в том числе собственным примером ж образом жизни), в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания (реализация потребности в смысле жизни);

Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение приемам самопознания саморегуляции, самоуправления в самовоспитания как основополагающим умениям для благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни (реал­изация потребности в самореализации);

Воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение (и собственным примером) радостному проживанию жизни, каждой ее минуты (реализации потребности в удовольствии, наслаждении).

Механизм воспитания. При осуществлении процесса воспитания педагогу необходимо знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что каждому этапуличностного развития; соответствуют:

а) определенная общность людей, в которой ребенок пребывает иосваивает социальный опыт;

б) определенная ведущая деятельность, благодаря кото­рой происходит психическое и социальное развитие школь­ника;

в) определенные психические новообразования, кото­рые как краеугольные камни ложатся в основание личности растущего человека.

Имея отчетливые представления о половозрастных осо­бенностях становления-личности ребенка, этапах развития его мотивационно-потребностной сферы, педагог должен со­блюдать следующие требования:

1) учитывать, какие потребности для данного возраста воспитанников являются ведущими: младший школьник нуждается в психологическом комфорте, игре, участии в деле любимого учителя, который поможет, похвалит и т. д.; подросток жаждет самоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногда экстремальных ситуа­циях; юноша занят поисками себя, он любит помечтать, пофилософствовать, «поиграть умом» и совершить нечто ро­мантическое и высокое;

2) готовя воспитанника к мероприятию, необходимо, что­бы ребенок знал его цели, ход и ожидаемые результаты с позиции значимости для себя, ибо ребенок всегда хочет быть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой;

3) опираться на прошлый жизненный опыт ребенка (как бы ни был он мал), не противоречить его установкам, уже имеющимся нравственным ценностям и эмоциональной памя­ти; если же дело новое, то следует вооружить его знанием того, что способно убедить в своей правоте, нарисовать новые пер­спективы, порепетировать, потренироваться (выработать новые установки), исключить риск, замешательство, поражение;

4) мобилизовать, укрепить волю участников, веру в ус­пех, стремление довести дело до конца, несмотря на труд­ности, апеллируя к их самолюбию;

5) обеспечить успех, получение ожидаемого удовольствия, достижение общей «завтрашней радости» от самопроявле­ния, преодоления трудностей; все это развивает, повышает самооценку, увеличивает духовные силы.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Испытывая чувство неудовлетворения от существую­щих в педагогической науке и практике подходов и техно­логий определения эффективности процесса воспитания, В.П. Созонов предлагает два пути оценивания результатов воспитательной деятельности.

Первый путь - это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников. В роли критериев оценки результативности могут выступить такие параметры, как психологический климат коллектива, интеллектуальный и эмоциональный фон жизни, уровень психологической защищенности и свободы каждого ребенка, характер взаимоотношений ученика и учителя, детей между собой, степень доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничество всех членов школьного сообщества; возможность самопроявления, самоутверждения, самореализации каждого ребенка в формах жизнедеятельности данного коллектива.

Второй путь связан с поиском неких глубинных основа­ми и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы пове­дения (их можно имитировать), а внутренний мир, отношения, установки. К числу свойств (качеств) внутренне свободного, здорового человека, способного к саморазвитию и самоактуализации, целесообразно отнести:

Самоприятие (подтверждение перед собой ответственности и законности собственного бытия), гармония и со­гласие внутренних «образов Я»;

- способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой;

знание себя, своих психофизиологических особенностей: реакций, функций, влечений, способностей, темпера­мента, а в итоге - особенностей характера, стиля и такти­ки собственной жизни;

Признание и принятие окружающей среды, бытия дру­гих, внешнего «образа мира»; позитивное мироощущение (уверенность в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гуманен);

Способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому (эмпатичность);

Чувство собственного достоинства, самоуважение (вы­сокая оценка себя вне зависимости от особых личных до­стижений и приобретений);

Активность, поиск новых способов отношений с дру­гими, нацеленность на преодоление жизненных проблем, оптимизм, стрессоустойчивость, стремление кдостижеыню поставленных целей;

Признание и готовность к постоянному поиску целей жизни, идеалов, высших надличностных ценностей и смыслов жизни;

Эмоциональная и интеллектуальная независимость, го­товность к самостоятельному жизненному выбору;

Включенность в настоящее, способность получать удо­вольствие от жизни, радоваться, быть счастливим.

Таким образом, перечисленные качества личности и ком­плекс необходимых условий для их развитая должны находиться, по мнению B.П. Сазонова, в полезрения того, кто оценивает результаты воспитательной деятельности педагог.

________________________________________________________________________

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ

В последние годы понятие«подход» стало значительно чаще использоваться в педагогической лексике. Оно употребляется как исследователями, так и практиками. Если в педагогической науке и практике велась речь фактически о трех подходах- половозрастном, индивидуальном и деятельностном, то в настоящее время их перечень существенно пополнился. В современной научно – методической литературе предлагается применять в своей деятельности системный, синергетический, личностно – ориентированный, средовой, вариативно – модельный, социокультурный, и ряд других подходов.

Однако приходится констатировать, что частое употребление понятия «подход» еще не является гарантией верного понимания его сущности и точного определения его места и роли в ряду с другими феноменами педагогической деятельности, такими, как цель, принцип, форма, метод, прием. Даже небольшой опрос педагогов позволяет убедиться в том, что разный смысл вкладывают они при произнесении одного и того же слова.

К примеру, один педагог понимает под подходом какую – то точку зрения, какой – то взгляд, а другой видит в нем определенную совокупность приемов и способов педагогических действий. Совершенно иные воззрения демонстрируют учителя физкультуры, которые абсолютно уверены, что подход - это выход спортсмена к спортивному снаряду.

Мы полагаем, что подход – это ориентация учителя или руководителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности. Избирая ту или иную ориентацию, педагог убежден в том, что она способствует достижению успеха в его работе. Например, некоторые педагогические коллективы используют в своей деятельности дифференцированный подход, потому что считают создание учебных групп с приблизительно одинаковыми интеллектуальными возмож­ностями школьников важнейшим условием повышения эф­фективности учебно-воспитательного процесса. Другие отдают предпочтение системному подходу, так как залог успеха ви­дят в системном построении практики обучения и воспитания учащихся. А третьи полагают, что добьются успеха тогда, ког­да в работе с учащимися изберут ориентацию на развитие их индивидуальности, поэтому и стремятся применять в своей деятельности личностно-ориентированный подход.

Чаще всего воспитательная деятельность педагога строит­ся на основе не одного, а нескольких подходов. Разумеется, избираемые им ориентации должны быть не взаимоисключаю­щими, а дополняющими друг друга. Вместе они составляют стратегию воспитательной деятельности и обусловливают вы­бор тактики действий в конкретной ситуации и в определен­ный промежуток времени. Необходимо подчеркнуть, что из всего диапазона подходов, применяемых в деятельности, одна ориентация является приоритетной (доминирующей). Благо­даря ей формируется качественное своеобразие почерка педа­гога в организации воспитательной работы.

Большинство ученых утверждают, что подход является комплексным педагогическим средством и включает в свой состав три основных компонента:

1) основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования воспитательной практики;

2) принципы как исходные положения или главные пра­вила осуществления воспитательной деятельности;

3) приемы и методы построения процесса воспитания.

Первая составляющая любого подхода - понятия, кото­рые выступают в качестве главного инструмента мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искаже­ние их смысла затрудняют или даже делают невозможным осознанное и целенаправленное применение той или иной ориентации в совершаемой деятельности. Это положение важ­но учитывать воспитателю при попытке использования но­вого подхода в своей работе. Понятийная составляющая пред­ставляет собой, как правило, целостную совокупность по­нятий. Одно из них является ключевым и обусловливает название самого подхода. В системном подходе такую роль играет понятие «система», в деятельностном - «деятель­ность», в коммуникативном - «коммуникация».

Вторая составляющая подхода - это принципы. Вфилософии, педагогике и других отраслях научного знания существуют разные определения принципа Его называют и основополагающей идеей, и исходным положением, и главным правилом, основным требованием. Указывая на неоднозначность его понимания и не вступая в дискуссию по данному вопросу, следует подчеркнуть исключительно важную роль принципов в воспитательной деятельности. В своей совокупности они образуют педагогическое кредо воспитателя и оказывают существенное влияние на отбор содержания, форм и способов организации воспитательного процесса, на построение стиля общения иотклонений с учащимися, родителями и коллегами, на выбор критериев оценки результатов воспитательной деятельности.

Третью составляющую подхода можно назвать технологической , так как она складывается из используемых в воспитатель­ной работе приемов и методов, избранных в соответствии с той или иной ориентацией. Ученые подчеркивают, что не существует «жесткой» связи между подходом и применяемыми технологическими средствами. Но в то же время существуют или специально разрабатываются приемы и методы, которые в наибольшей степени соответствуют избираемой ориентации.

Концепция - система взглядов, определенное понимание явлений и процессов.

Описать концепцию воспитания – охарактеризовать основные компоненты воспитания: цели, содержание, принципы, методы, средства и формы, условия.

В концепции, разработанной З.А. Мальковой и Л.И. Новиковой и коллективом авторов воспитание понимается как педагогически рациональное управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.

В основе их гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи:

Личностный подход в воспитании;

Гуманизация межличностных отношений;

Опора на сознание, поведение, чувства воспитанников;

Деятельностный, дифференцированный и средовый подходы в организации воспитательного процесса;

Природосообразность воспитания.

Иной подход просматривается в концепции, разработанной группой ученых под руководством О.С. Газманом «Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя)».

Авторы данной концепции предлагают отказаться от программной цели воспитания – формирования гармонической, всесторонне развитой личности, так как реальных возможностей нет. Реальная цель, как подчеркивают авторы – дать каждому школьнику базовое образование и базовую культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть благоприятные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Исходя из современной социально-педагогической ситуации, ими выделены приоритетные направления базовой культуры:

Культура жизненного самоопределения;

Культура семейных отношений;

Экономическая культура и культура труда;

Политическая, демократическая и правовая культура;

Интеллектуальная, нравственная культура;

Культура общения;

Экономическая культура;

Художественная культура;

Спортивная культура.

В.П. Сазонов («Педагогическая система на основе потребностей человека») утверждает, что путь к ребенку лежит через его самосознание. «Воспитание» есть духовное «питание» воспитанника и вхождение с ним на новый уровень от ношений с миром и с самим собой (педагог сможет читать мотивы поведения и побуждает воспитанника к самовоспитанию).

Главная цель воспитания – это создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника; в творческой деятельности, в здоровье и защищенности; в смысле жизни; быть личностью; в саморегуляции.

В концепции Е.В. Бондаревской «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности» определены функции, базовые компоненты, принципы воспитания.

Основными компонентами воспитания являются:

Воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, гражданственность; чувство собственного достоинства, самоуважения, самодисциплины, честность, ориентирование в духовных ценностях жизни, самостоятельность в принятии решений и ответственность, свободный выбор содержания жизнедеятельности);

Воспитание гуманной личности (милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм, терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним, стремление к миру, добрососедству, понимание цели человеческой жизни);

Воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании, в красоте, рефлексии, общении, поиске смысла жизни, автономия внутреннего мира, цельность);

Воспитание творческой личности (развитые способности, потребность в преобразующей деятельности, знания, умения, навыки, развитый интеллект, интуиция, жизнетворчество);

Воспитание практической личности (знание основ экономики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная грамотность, владение языками мира, знание народных, религиозных обычаев, здоровый образ жизни, физическая закалка, эстетический вкус, хорошие манеры, обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи);

В работе В.А. Караковского «Стать Человеком» за основу учебно-воспитательного процесса взяты общечеловеческие ценности:

Земля – общий дом человечества (людей и природы).

Отечество (Родина).

К ультура.

Мир (согласие между людьми).

Человек.

Цель воспитания – максимальное развитие личности, а главным средством воспитания следует считать «разумно организуемое общество» (школьное общество).

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

  • муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
  • «Детский сад №35 комбинированного вида «Непоседы»
  • Воспитание на основе потребностей человека
  • (по В.П. Созонову)
  • Подготовила: воспитатель
  • Сажина Алина Сергеевна
  • г. Новосибирск
  • 2016 год
В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка В.П. Созонов делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человёка.
  • В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка В.П. Созонов делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человёка.
  • Воспитание (по В.П. Созонову) - деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:
  • 1) в творческой деятельности;
  • 2) быть здоровым;
  • 3) в защищенности
  • 4) в уважении, необходимом
  • социальном статусе;
  • 5) в смысле жизни;
  • 6) в самореализации;
  • 7) в удовольствии, наслаждении.
Цель и принципы воспитания
  • Цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося.
  • ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ:
  • 1. Принцип природосообразности.
  • 2. Принцип целостности в подходе к ребенку.
  • 3. Деятельностный принцип.
  • 4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости», «я» ответственности перед внутренним «Я».
  • 5. Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствия с ведущими потребностями детей разного возраста.
  • 6. Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие воспитателя и воспитанника на объективном единстве целей.
Содержание воспитательного процесса
  • Содержание воспитательного процесса должно служить целям жизни воспитанника и быть связано со становлением мотивационно - потребностной сферы личности ребенка.
  • Направления воспитательного процесса:
  • 1. Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей и благополучная социализация воспитанника;
  • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение радостному проживанию жизни, каждой ее минуты.
Механизм воспитания
  • При осуществлении процесса воспитания педагогу необходимо знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствуют:
  • а) определенная общность людей, в которой ребенок пребывает и осваивает социальный опыт;
  • б) определенная ведущая деятельность, благодаря которой происходит психическое и социальное развитие ребенка;
  • в) определенные психические новообразования, которые ложатся в основание личности растущего человека.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.
  • Испытывая чувство неудовлетворения от существующих в педагогической науке и практике подходов и технологий определения эффективности процесса воспитания, В.П. Созонов предлагает два пути оценивания результатов воспитательной деятельности.
Первый путь - это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников.
  • Первый путь - это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников.
  • Критерии оценки результативности:
  • Психологический климат коллектива,
  • Интеллектуальный и эмоциональный фон жизни,
  • Уровень психологической защищенности и свободы каждого ребенка,
  • Характер взаимоотношений ученика и учителя,
  • детей между собой,
  • степень доверия, взаимоуважения, взаимопомощи всех членов школьного сообщества;
  • возможность самоутверждения, самореализации каждого ребенка в формах жизнедеятельности коллектива.
Второй путь связан с поиском неких глубинных основ и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения, а внутренний мир, отношения, установки.
  • Второй путь связан с поиском неких глубинных основ и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения, а внутренний мир, отношения, установки.
  • К числу свойств (качеств) внутренне свободного, здорового человека, способного к саморазвитию и самоактуализации, целесообразно можно отнести:
Самоприятие, гармония и согласие внутренних «образов Я»;
  • Самоприятие, гармония и согласие внутренних «образов Я»;
  • Способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, управлять собой;
  • Знание себя, своих психофизиологических особенностей, а в итоге - особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни;
  • Признание и принятие окружающей среды, бытия других, внешнего «образа мира»; позитивное мироощущение;
  • Способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому;
Чувство собственного достоинства, самоуважение;
  • Чувство собственного достоинства, самоуважение;
  • Активность, поиск новых способов отношений с другими, нацеленность на преодоление жизненных проблем, оптимизм, стрессоустойчивость, стремление к достижению поставленных целей;
  • Признание и готовность к постоянному поиску целей жизни, идеалов и смыслов жизни;
  • Эмоциональная и интеллектуальная независимость, готовность к самостоятельному жизненному выбору;
  • Включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливим.
  • Таким образом, перечисленные качества личности и комплекс необходимых условий для их развитая должны находиться в поле зрения того, кто оценивает результаты воспитательной деятельности,
  • а именно-педагога!
Используемая литература:
  • Степанов Е.Н. «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания», М., «Педагогический поиск», 2003 г.
  • Созонов В.П. «Организация воспитательной работы в классе»: метод. пособие, М., 2000 г.
  • https://yandex.ru/images/search?img_url
  • obtizdat.ru
  • https://yandex.ru/images/search?text=воспитание%20картинки&img_url
  • www.artcafe-vistavka.ru

В основе воспитательной системы лежит концепция - это система взглядов на что-либо, основная мысль которой определяет цели, задачи и которая указывает пути его разрешения. Или под концепцией понимается система взглядов, ведущий замысел, основная руководящая идея.

Каждая эпоха выдвигает свои концепции, каждые концепции подкрепляются теорией, каждая теория оформляется через разные технологии (понятие методика шире понятия технология, поэтому методика может реализовываться через различные технологии). Каждая концепция характеризует эпоху, поэтому смена концепций означает социальную революцию.

Современные концепции воспитания:

  • 1. Системы построения процесса воспитания (авторы В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова). В этой концепции воспитание рассматривается как управление процессом развития личности, ее социализации. Личность ребенка находится в центре процесса воспитания, главное в котором - создание условий для целенаправленного, протекающего под социальным и педагогическим контролем систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
  • 2. Системно (социально) - ролевая концепция развития личности (автор Н.И. Таланчук). Н.М. Таланчук определяет воспитание в качестве процесса человековедения (вести человека к идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей, неизбежно выполняемых человеком в семье, коллективе, мире и Я-сфере. Подготовка к "проживанию" этих ролей и есть наиважнейшая задача воспитания.
  • 3. Формирование образа жизни, достойной Человека (автор Н.Е. Щуркова). Н.Е. Щуркова рассматривает воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. При этом именно воспитатель выступает "предъявителем культуры". В цели воспитания Н.Е. Щуркова закладывает триединство разумного, духовного и творческого: жизнь, достойная Человека. Это, по ее мнению, жизнь, простроенная на вечных ценностях, - Истине, Красоте и Добре, и служению им.
  • 4. Воспитание ребенка как человека культуры и нравственности (автор Е.В. Бондаревская). По мнению Е.В. Бондаревской, человек формируется полностью тогда, когда он проживает в атмосфере культуры, нравственности и сам эту культуру создает в себе и вокруг себя. Воспитание определяется ею как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Особый акцент в концепции Е.В. Бондаревская делает на слове "помощь", имея в виду активную позицию самого ребенка, которому важно предоставить некое "пространство свободы", чтобы он имел право и возможность выбора, будучи субъектом собственной душевной и духовной жизни, ставшей результатом процесса восхождения его к высоким ценностями ориентирам.
  • 5. Педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития (автор О.С. Газман). О.С. Газман определяет воспитание как специально органи-зованный процесс предъявления социально значимых, одобряемых обществом ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения активной педагогической поддержки. При этом такая помощь, такая поддержка должны быть оказаны семьей, педагогами, ближайшим окружением. Их усилия призваны помочь ребенку адаптироваться не только в учебно-воспитательном процессе, но в социуме.
  • 6. Концепция творческой самодеятельности личности (авторы: В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев). Концепция предполагает саморазвитие личности школьника в условиях взаимодействия школы и семьи. Воспитание - это общественное, исторически сложившееся явление. Воспитание - это педагогический процесс. Воспитание - это самоизменение личности в системе общественных отношений и в творчестве.
  • 7. Гуманистическая концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе (авторы: А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова). В данной концепции обосновываются эффективность гуманистической воспитательной возможности школы и роль учителя как старшего друга, который может оказать помощь и поддержку растущему человеку; взаимодействие, сотворчество, сотрудничество.
  • 8. Концепция самоопределения личности (А.Н. Тубельский). Данная концепция предполагает личностное, личностное, жизненное, профессиональное самоопределение в условиях школы. Свободу выбора, внутреннюю свободу, риск, готовность к жизни, к труду надо воспитывать у школьников в современных условиях развития рыночных отношений.
  • 9. Концепция формирования научного мировоззрения учащихся (К.В. Гавриловец). Конструирование своего "Я" - главное в воспитании. Систематическое самопознание и самореализация. Человек - мир, человек - природа, человек - человек. Формирование "Я-концепций", "Я-личности".

К числу достаточно известных концепций также можно отнести следующие концепции:

  • - Личностно-ориентированного воспитания (Бондаревская Е.В., Сериков В.В.).
  • - Философско-антропологическую концепцию (Библер В.С.).
  • - Синергетическую концепцию (Игнатова В.А.).
  • - Системного построения процесса воспитания (Караковский В.А.).
  • - Воспитания на основе потребностей человека (Созонов В.П.).
  • - Концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности ребенка (Рожков М. И., Байбородова Л. В.).
  • - Концепция самовоспитания школьника (Г.К. Селевко).
  • - Концепция воспитания на основе потребностей человека (В.П. Сазонов).
  • - Концепция трудовой подготовки школьника (А.А. Сидельковский) и др.

Понятие воспитания в концепциях педагогов - современников.

О.В. Неустроева (магистр, педагог - психолог)

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в и жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями .

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное яв­ление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспи­тание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса .

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий .

Разнообразие воспитательных технологий представлено в концепциях ученых, с помощью которых воспитательный процесс детей и подростков проходит более качественно.

Воспитание ребенка как человека культуры.

Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской .

Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Автор концепции рассматривает воспитание, с одной стороны, как целенаправленную деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности, с другой - как восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций. Поэтому главным элементом личностно-ориентированного воспитательного процесса является личность ребенка , сам же процесс предстает в форме последовательных позитивных изменений , результатом которых является личностный рост ребенка. Иными словами, воспитательный процесс - это процесс, происходящий с личностью ребенка, суть которого - в становлении его личностного образа . Воспитание помогает личности прожить свою жизнь, свою историю с уникальным набором событий, дел, поступков, переживаний. Однако жизненный путь личности - это не только и не столько события, дела, поступки и переживания, сколько личностное отношение к ним, сколько смысл, вкладываемый в них, отношения и смыслы индивидуальные, необщие, окрашенные жизненным опытом, приобретенным на жизненном пути .

Формирование образа жизни, достойной Человека.

Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя - Надежды Егоровны Щурковой.

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Уже в самом определении исключена «формирующая», «воздействующая» позиция воспитателя . За ним не признается права воздействовать, формировать и тем более формовать ученика. Формируется образ жизни, создаются условия для восхождения ребенка к культуре . И главное из этих условий - учитель-воспитатель как «предъявитель культуры» . В этом определении воспитания заложен принцип субъектности , ориентирующий всех субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество .

Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

Воспитание-формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей (истины, добытые опытом предшествующими поколениями, существующие в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека). Воспитание рассматривается как процесс человековедения (человековедение - ведение к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса становления и дальнейшего развития человека обусловили название концепции воспитания «Системно-ролевая теория формирования личности» .

Воспитание на основе потребностей человека.

Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. В.П. Созонов выступает против существовавшей многие годы социоцентрической модели воспитательной деятельности. В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка ижевский ученый делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человека. Он убежден, что успех работы воспитателя во многом обусловлен поиском и установлением взаимосвязи процессов реализации базовых потребностей растущего человека и воспита­тельной деятельности педагога. Базовые потребности, по его мнению, есть главная цель, объект педагогической заботы и критерий эффективности воспитательной работы. Из такого понимания воспитательного процесса и вытекает определение воспитания как деятельности педагога, направленной на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:

1) в творческой деятельности;

2) быть здоровым;

3) в защищенности, безопасности;

4) в уважении, признании, необходимом социальном ста­тусе;

5) в смысле жизни;

6) в самореализации (самоосуществлении);

7) в удовольствии, наслаждении.

Самовоспитание школьников.

Автор концепции Академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук - Герман Константинович Селевко.

В концепции представленной Селевко множество учителей и ученых увидели технологии самосовершенствования личности главное: её научную природосообразную основу , опору на закономерности возрастного развития школьников и их базовые потребности, возможность воспитывать подрастающее поколение не внешним (как правило, неэффективным) воз­действием, использовать врождённые механизмы саморазвития, и прежде всего – доминанту психической деятельности. В понятие воспитания по Г.К. Селевко представляет собой самовоспитание – процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности .

Воспитание как педагогический компонент социализации.

Данная концепция разработана коллективом ярославских, калининградских ученых (М.И. Рожков - научный руководитель, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.).

Понятие «воспитание». В этой концепции воспитание представлено как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Такое понимание воспитания строится на основе убеждения ученых в том, что процесс воспитания не охватывает все возможные влияния социальной среды на личность и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка. Социализация ребенка - это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку очень важно поддержать педагогическими средствами растущего человека. Успешность его протекания зависит от реализации двух условий. Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, а вторым - самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Второе условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими , когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается .

Воспитание является важной сферой человеческой деятельности. Необходимость специально организованного воспитания человека обусловлена тем, что в воспитательном процессе происходит формирование нравственных качеств личности, приобщение к культурному наследию человечества, воспитание жизненной позиции, соответствующей требованиям общества, развитие склонностей, способностей личности, нужных и полезных обществу, развитие коммуникативной функции и социализация личности. Воспитание позволяет организовать личностно и общественно ценную деятельность школьника, сформировать у него опыт достижения личного и коллективного успеха .

Список литературы.

1. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. №1. 2001.

2. , Микляева Ю.В., Лопатина О.Г. Воспитание как антропологический феномен. Учебное пособие. - М.: Форум, 2011. - 240

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:Народное образование, 1998. – 256 с.

4. Сидоров С.В. Организация воспитательной работы в ученическом коллективе. – Шадринск, 2004.

5.Созонов В.П. «Организация воспитательной работы в классе»/ «Педагогический поиск» // б 2000г

6.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 27 – 39

7.Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов. Ижевск, 1991

8. Щуркова Н.Е.Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника. М., 2004.

9. .Абрамович Анастасия Сергеевна