Необычные растения        01.10.2019   

Занятия по рэмп. Занятие по фэмп план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему. Дидактический наглядный материал

МБДОУ «Детский сад №25»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ЗАНЯТИЯМ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Составила: ст. воспитатель

Братск, 2012г.

Методические требования к занятиям.

1. Обучение математике должно вестись на специально организованных занятиях. Во второй младшей группе и средней группе работа должна проходить в форме игры.

2. Во второй младшей группе, средней группе, старшей группе занятия по математике проводятся 1 раз в неделю, т. е. 36 занятий в год. В подготовительной группе 2 занятия в неделю, т. е. всего 72 занятия в год.

3. Занятия по математике лучше всего планировать во вторник, среду, четверг.

4. Занятия по математике лучше всего планировать с музыкальным или физкультурным занятиями. Не рекомендуется сочетать математику с изодеятельностью или развитием речи.

5. Строго соблюдать длительность занятий. Вторая младшая группа – 10-15 минут, средняя группа – 15-20 минут, старшая группа – 25-30 минут, подготовительная группа – 30-35 минут. Длительность может зависеть от начала и конца учебного года, сложности программных задач, от количества программных задач, от количества использованных приемов в обучении.

6. На каждом занятии по математике обязательно использовать наглядный материал.

7. Каждая программная задача обязательно должна дробиться на ряд более мелких задач.

8. Обязательно на одном занятии должна быть смена приемов обучения.

9. Не меньше половины времени на занятии должно отводиться на самостоятельную работу детей.

10.Воспитатель должна привлекать к работе как можно больше анализаторов.

11.Речь воспитателя должна быть четкой, немногословной, конкретной; интонацией должны подчеркиваться математические понятия.

Методические приемы обучения

1. наглядные приемы (показ способов выполнения действия, показ образца ответа).

2. словесные приемы (объяснение в сочетании с показом, кроме подготовительной группы; в младших группах – многократный показ на всех этапах обучения; в старшей группе – однократный показ).

3. вопросы (в младшей группе – репродуктивные, например: чего больше? грибов или белок?; в средней группе – числовые, например: чего больше? 5 грибов или 4 белки?; а также вопросы на сравнение, например: чем отличается квадрат от круга?; в старшей и подготовительных группах – подводящие к обобщению, например: как можно одним словом назвать квадрат и прямоугольник?, а также поисковые, например: почему ты думаешь, что эта задача на сложение? Как получилось число 6?.

Требования:

1. формулировка четкая, немногословная, понятная детям.

2. задание дается всем детям, а спрашиваем одного ребенка.

3. ребенок должен рассказать, как выполнил задание или как будет его выполнять.

4. не должно быть подсказывающих вопросов (например: много или одна матрешка?).

5. не должно быть вопроса требующего ответа-констатации (да/нет).

6. ответы детей должны быть по существу вопроса.

МБДОУ «Детский сад №25»

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(подготовительная группа)

Составила: ст. воспитатель

Братск, 2012 г.

Обучение счету при помощи различных анализаторов.

«Счет звуков».

1. звуки создаются за ширмой, чтобы дети не видели движение руки.

2. звуки носят разный характер (удары музыкальным молоточком, барабанной палочкой, дудочкой, хлопки в ладоши бубен и т. д.).

3. звуки должны быть среднего темпа, ритмичные.

4. на одном занятии даем 2-3 варианта задания.

«Счет движений».

Движения для счета нужно предлагать только такие, которые легко дети могут выполнить.

«Счет на ощупь или счет по осязанию».

Считаем с детьми пуговицы, дырочки, мелкие предметы под салфеткой. НЕЛЬЗЯ ЗАВЯЗЫВАТЬ ДЕТЯМ ГЛАЗА И ОТВОДИТЬ РУКИ ЗА СПИНУ!

Выполнение «счета под салфеткой»: левой рукой ребенок придерживает край салфетки, правую руку заводит под салфетку, нащупывает предмет, отодвигает его в сторону, а число называет только по окончанию движения руки.

Ознакомление с составом числа из единиц.

Использовать однородный материал отличный по 1 признаку (цвет, величина). Подчеркиваем, что если каждый предмет будем называть единицей, то число … состоит из одного, одного, одного … и ещё одного. После 2 занятий можно использовать разнородный материал, геометрические фигуры.

Совершенствование навыков счета.

Правила счета:

1. обязательно дотрагиваться до каждого предмета указательным пальцем правой руки.

3. при сосчитывании числа не именовать.

4. именовать итоговое число.

5. при выделении итогового числа делать обобщающий жест рукой.

6. называть «один» (не «раз»).

При определении количество используются всё больше приемов подводящих детей к устному счету – от наложения, приложения к сравнению парами и к другим менее наглядным приемам. ПОДВЕСТИ ДЕТЕЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАГЛЯДНЫХ ПРИЕМОВ ТОЛЬКО ДЛЯ ПРОВЕРКИ ПРАВИЛЬНОСТИ СЧЕТА. Упражнять детей в счете отдельных предметов и групп. ОБЯЗАТЕЛЬНО УЧИТЬ ДЕТЕЙ ЗАПОМИНАТЬ ЧИСЛА. При обучении счету в прямом и обратном порядке важно чтобы дети усвоили взаимообратное взаимоотношение между смежными числами и хорошо усвоили натуральный ряд чисел.


При работе по уяснению порядкового и количественного значения числа важно научить детей понимать, что для определения количества считать можно в любых направлениях, главное не пропускать при счете предметов и не считать предметы дважды. А при порядковом счете обязательно указывать направления счета.

Деление целого на 2 и 4 равные части.

Должны дать детям понятие, что:

1. часть всегда меньше целого (целое больше части).

2. одна половина равна другой половине.

3. все части вместе равны целому.

Техника:

В качестве демонстрационного материала берем 2 одинаковых квадрата, рабочий квадрат на глазах детей складываем, точно совмещая углы и стороны, заглаживаем линию сгиба и ножницами разрезаем на 2 части, сравниваем части между собой наложением, отмечая равенство, потом сравниваем часть и целый квадрат наложением, затем обе части с целым квадратом (также учим делить круг).

После того как научим делать на 2 части, учим делить на 4 части. Также сначала квадрат, потом круг.

Знакомство с составом числа из 2 меньших.

Подвести детей к осознанию действий сложения и вычитания. Показать расположение и составление чисел, причем все варианты. Например, 5=1+4=2+3=3+2=4+1 и т. д.

Знакомство с монетами.

В качестве демонстрационного материала НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НАСТОЯЩИЕ ДЕНЬГИ. Можно использовать только макеты из бумаги и картона.

Обучение решению арифметических задач.

В детском саду работа по обучению решению арифметических задач только с простыми задачами на одно арифметическое действие, либо на сложение, либо на вычитание. По использованию наглядности:

Задачи - драматизации,

Задачи – иллюстрации (по игрушкам, по картинкам, панно),

Умственные (устные) задачи.

Задачи бывают прямые и косвенные. Прямые задачи: когда действие и арифметическое действие совпадают. Косвенные задачи: когда действие и арифметическое действие не совпадают.

Этапы работы над арифметическими задачами :

1. Познакомить со структурой арифметической задачи используя задачи-драматизации, при этом числовые данные в сумме вначале не должны превышать 5, а второе слагаемое или вычитаемое равно 1.

2. При обучении формирования арифметического действия используются задачи-иллюстрации, при этом сумма не должна превышать 10, второе слагаемое или вычитаемое равно 1.

3. В обучении вычислительным приемам сумма числовых данных не больше 10, второе слагаемое или вычитаемое сначала 2,3,4, и т. д., и используются все виды задач.

Примерные алгоритмы при знакомстве со структурой арифметической задачи, формулировкой арифметического действия, приемами вычисления.

Алгоритм 1.

1. дети выполняют 2 действия с игрушками.

2. ВОСПИТАТЕЛЬ составляет задачу про то, что сделали дети.

3. дети повторяют задание (2-3 раза).

Алгоритм 2.

1. дети выполняют действия с игрушками.

2. ДЕТИ составляют задачу.

3. дети повторяют задание.

4. объяснение воспитателя, как составить задачу.

Алгоритм 3.

1. дети выполняют действие.

2. дети составляют задачу на сложение.

3. посторенние задачи.

4. повторение условия к задаче.

6. дать ответ без решения задачи.

8. доказательство, почему решили, что на сложение или вычитание?

Алгоритм 4.

1. дети выполняют 2 действия.

2. дети составляют задачу про то, что сделали.

3. повторить задание (2-3 раза).

4. отдельно повторить условие к задаче.

5. повторение вопроса к задаче.

6. дать ответ.

7. на сложение или вычитание эта задача?

8. почему на сложение или вычитание?

9. что нужно сделать, чтобы решить эту задачу?

10. объяснение воспитателя: Чтобы решить эту задачу нужно к 5 матрешкам прибавить 1 матрешку, получилось 6 матрешек. Мы выполнили действие сложение.

11. закрепление: что нужно сделать, чтобы решить эту задачу?

12. показ воспитателем как можно записать эту задачу (5+1=6).

На вычитание та же самая работа, затем показ воспитателем, как прибавлять число 2, формулируя прием присчитывания (отсчитывания) по 1 (3 да 1, это 4, 4 да 1,это 5, значит к 3 елочкам прибавить (вычесть) 2 елочки получиться 5 елочек).

Обучение измерению (условная мерка).

Учим детей измерять линейные величины и объемы жидких и сыпучих тел. Необходимо показать детям УСЛОВНОСТЬ выбора мерки, т. е. измеряем кусочками веревки, тесьмы, проволоки, деревянными палочками, столовыми и чайными ложками, стаканами, баночками и т. д. Поначалу показываем необходимость измерения. Измеряем предметы со всех сторон и по несколько предметов одновременно.

Правила линейного измерения:

1. учить детей откладывать мерку точно от края предмета.

2. конец мерки отмечаем черточкой, мелом, фишкой. Конец мерки должен совпадать с концом мерки.

3. поначалу мерка должна укладываться без остатка, точное количество раз.

4. при измерении двух величин они должны быть выражены смежными числами.

5. в конце измерения подсчитываем количество черточек, фишек и делаем вывод.

6. измерять только по прямой линии.

Необходимо подвести детей к пониманию что:

1. при измерении одинаковых предметов одной меркой получаются одинаковые числа.

2. при измерении разных предметов одной меркой получаются разные числа.

3. при измерении разными мерками одного предмета получаются разные числа. Чем больше мерка, тем меньше число и наоборот – чем меньше мерка, тем больше число.

4. при определении количества (крупы) сыпучих тел (на глаз) нужно учитывать многомерность емкости, иначе можно ошибиться.

Правила измерения объема сыпучих и жидких тел:

1. накладываем сыпучие вещества кучками, а затем кучки пересчитываем.

2. можно пересыпать крупу из мешочка в мешочек, а количество мерок отмечать фишками. В конце пересчитываются фишки, и делается вывод: сколько было…?

Разина Тангатарова

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Веселое путешествие» (средний возраст)

Программное содержание:

Продолжать развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа (порядковый и количественный счет в пределах 5, умение соотносить цифры от 1 до 5 с заданным количеством предметов.

Способствовать усвоению цифровой символики (карточки с цифрами).

Продолжить учить отвечать на вопрос полным предложением.

Развивать элементарные пространственные ориентировки (справа - слева, над - под, вверху - внизу,

Упражнять в умении отгадывать загадки.

’ Развивать умение употреблять в речи обобщающие понятия: овощи, фрукты, геометрические фигуры.

Закреплять приемы раскладывания и наклеивания силуэтов.

Воспитывать интерес к занятиям, положительные эмоции от результата своей работы.

Материалы: Цифры 1-5, карточки-билеты на поезд, силуэты овощей и фруктов, рисунок леса для формирования пространственных отношений. Силуэты для аппликации, ватман, клей. Раздаточный материал: цифры 1 -5, набор геометрических фигур.

Предварительная работа: дидактические игры «Во саду ли, в огороде», «Веселая математика», «Геометрическое лото», беседа, рассматривание иллюстраций. Методы и приемы: игровая мотивация, работа с наглядным и раздаточным материалом, беседа, отгадывание загадок, дидактические игры, аппликация.

Ход занятия

I. Организационный момент

В: Ребята вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но сначала вспомним, на чем можно путешествовать? (на самолете, поезде, автомобиле, корабле).

Молодцы. Ребята если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, на чем путешествовать будем мы. Слушайте: Железные избушки

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой,

Ведет всех за собой. (Поезд)

Правильно, ребята, мы будем путешествовать на поезде.

II. Д/игра «КОТОРЫЙ ПО СЧЕТУ»

Вот стоит наш поезд, ждет нас, своих пассажиров. Ребята посмотрите внимательно, чего не хватает вагонам? (Номеров).

Правильно. Который это по счету вагон? (Показывает на 1-й стол, ребенок ставит цифру 1 и так, до последнего вагона).

Молодцы! Пронумеровали вагоны, теперь они стоят по порядку. Давайте вместе посчитаем вагоны в поезде (Первый, второй, третий и т. д.).

В: Ребята, а что нужно сделать, чтобы попасть в поезд? (Купить билеты)

На разносе у воспитателя карточки с геометрическими фигурами, число которых соответствует номеру вагона. Воспитатель раздает билеты.

Дети рассаживаются в свои вагоны.

Все разместились в своих вагонах! Можно ехать!

Включается музыка.

Ш. Д /игра «Собери фрукты, овощи»

В: Первая остановка - «Деревня Простоквашино».

Дети выходят из поезда. Их встречает пес Шарик, он перепутал овощи и фрукты. Просит помочь.

В: Ребята, поможем Шарику?

Вам нужно собрать столько овощей или фруктов, сколько фигур у вас на билете. Мальчики выполняют задание за одним столом, а за другим - девочки.

Элина, сколько фруктов собрала? Почему?

Данил, сколько овощей собрал? Почему?

Шарик благодарит детей: Спасибо, ребята, помогли мне. Овощи и фрукты возьмите с собой в багажный вагон. До свиданья!

IV. Дидактическая игра на наборном полотне «Магазин игрушек»

По дороге заходят в магазин.

Ребята мы с вами зашли в «Магазине игрушек». Посмотрите сколько красивых игрушек в магазине (на наборном полотне картинки игрушек). Купить их может только тот, кто отгадает мои загадки:

1. Кручусь, верчусь, и мне не лень.

Вертеться даже целый день. (Юла)

2. Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок,

А он сорвался с поводка

И улетел за облака. (Воздушный шар)

3. Кинешь, в речку -не утонет,

Бьешь о стенку - он не стонет. (Мяч)

4. Деревянные подружки,

Все похожи друг на дружку.

В сарафанчиках цветных,

И платочках расписных.

Помогите отгадать,

Как подружек этих звать? (Матрешки)

Дети, которые отгадали загадку, покупают игрушку.

На какой полке находится это игрушка?

Между какими игрушками находится?

Какого цвета игрушка?

Какой по счету стоит?

На наборном полотне остаются игрушки.

На верхней полке осталось сколько игрушек?

На нижней полке осталось сколько игрушек?

Рядом ставятся цифры, которые дети выбирают из цифр 1 - 5, лежащих около полотна.

Ребята, магазин закрывается, а нам пора. Поезд отправляется! Дети садятся в поезд.

V. Работа с раздаточным материалом.

В: До следующей остановки очень далеко. Пока наш поезд едет, мы с вами поиграем. У каждого из вас есть набор цифр. Вам нужно разложить цифры по порядку от 1 до 5.

Молодцы, справились с заданием.

Ой, поезд остановился. Посмотрите, куда мы приехали.

VI. Беседа по картине.

В: Остановка «Лес».

Дети выходят. Воспитатель показывает картинку леса и просит детей рассказать о том, что они видят на картине.

Какой красивый лес!

Что растет слева от елки? (цветы) Сколько цветов растет слева от елки?

Кто находится справа от девочки? (бабочка)

Над березой сколько птичек?

Под березой сколько грибов?

Молодцы!

VII. Отгадывание загадок (работа с раздаточным материалом).

В: Ну, что ж, ребята, пора нам домой. По дороге, чтобы нам не скучно было, будем

отгадывать загадки.

1. Нет углов у меня.

И похож на блюдце я,

На кольцо и на колесо

Кто же я такой друзья? (круг)

2. Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам

То скорей подскочишь сам. (треугольник)

3. Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат.

А зовут меня (квадрат)

Дети отгадывают загадки и показывают геометрические фигуры.

VIII. Итог занятия (продуктивная деятельность детей).

Вот и приехали. Понравилось вам путешествие? Что вы запомнили?

Чтоб на долго запомнить наше путешествие, давайте сделаем маршрут нашего

путешествия с помощью аппликации.

Дети наклеивают на ватман, где нарисован поезд и лица детей, силуэты игрушек, овощей и фруктов, грибов и цветов, которых встретили по пути.

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе: «Приключения в сказочной стране Математике»

Программное содержание

Образовательные задачи:

Закрепить знания геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;

Закрепить умение сравнивать предметы по величине: высокий-низкий, длинный-короткий;

Учить сравнивать предметы по количеству: один-много-мало;

Учить детей строить по образцу;

Развивающие задачи:

Развивать восприятие и воображение детей;

Развивать мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания;

Развивать словарный запас детей: мост, противоположности, куб, параллелепипед, призма, сфера.

Развивать детское воображение при создании узоров и фигур из геометрических фигур.

Воспитательные задачи :

Воспитывать любовь и интерес к математике, и конструированию.

Воспитывать у детей аккуратность при соединении деталей.

Предварительная работа:

Игры с геометрической мозаикой;

Дидактические игры на формирование элементарных математических представлений;

Конструирование детьми в свободное время.

Оборудование к занятию:

Для воспитателя: фланелеграф, би-ба-бо Сова, замок, королева Алгебра, письмо от королевы, жители страны: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, изображение геометрических фигур для фланелеграфа, ёлочки разного размера 3 шт., дорожка короткая, дорожка длинная, куб, параллелепипед, сфера, призма, указательный камень, геометрическая мозайка, магнитофон.

Для детей: индивидуальный фланелеграф, набор геометрических фигур для работы на фланелеграфе.

Ход занятия

Вступительная часть

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Рассаживайтесь по своим местам. Сегодня у нас будет необычное занятие, а путешествие по стране Математике. Мы узнаем много нового и интересного!

Звучит музыка: Рихард Вагнер «Полет валькирий», появляется Сова.

Сова: Я принесла вам письмо от королевы Алгебры.

В. : Действительно письмо, ребята, прочитаем?

Дети: Да.

В. : “Здравствуйте, дорогие ребята! На мою страну Математику напал злой волшебник Картаус. Теперь все жители страны потеряли объем и забыли как их зовут. А меня Картаус заточил в замок и я не могу им помочь! Ребята, помогите, спасите страну Математику! P.S. Сова вам поможет”

Дети, поможем королеве Математике?

Д. : Да.

С. : Вы готовы отправиться в сказочное приключение?

Д. : Да.

С. : Тогда вокруг себя вы обернитесь и в сказке очутитесь!

Основная часть

Выставляется фланелеграф. На фланелеграфе: две дорожки (короткая и длинная, ёлочки (высокая, средняя, низкая, за высокой ёлочкой указательный камень.

В. : Совушка, с чего же нам начать наш путь?

С. : Нужно найти указательный камень, Картаус спрятал его за высокой ёлкой.

В. : Дети, посмотрите, здесь три ёлочки, какая из них самая высокая?

Д. : Показывают самую высокую ёлку.

В. : Молодцы, Коля, посмотри, есть ли за этой ёлочкой указательный камень?

Ребенок снимает с фланелеграфа высокую ёлочку, под ней указательный камень.

Д. : Да, есть.

В. : На нём написано: “По короткой дороге пойдешь - всё что знал забудешь! По длинной дороге пойдешь - знания найдешь, королеву спасёшь! ” Дети, по какой дороге нам надо идти?

Д. : По длинной.

В. : А какого цвета длинная дорога?

Д. : Жёлтая.

В. : Умнички, идем по желтой дороге (звучит музыка из м/ф “ Волшебник Изумрудного города”). На дороге большой паук.

Злой большой паук преграждает нам путь! (Появляется треугольник).

Треугольник: Здравствуйте, дети. Я знаю как прогнать паука, а как меня зовут забыл, помогите мне. Скажите, как меня зовут, а я помогу вам.

Д. : Треугольник.

Т. : Точно, треугольник! Спасибо ребятки! Этот паук боится бабочек, только бабочек должно быть много. Вот, возьмите, это мои братья - треугольнички они вам пригодятся.

В. : Спасибо. Ребята, давайте попробуем сделать бабочек из треугольников. Смотрите, два больших треугольника положим вот так (острыми вершинами вниз (показ, два маленьких, вот так (показ (острыми вершинами к большим треугольникам, получилась бабочка!

Сколько у нас сейчас бабочек?

Д. : одна.

В. : Это много?

Д. : Нет, мало.

В. : Сейчас вы все по очереди будете выходить и делать бабочек. Звучит музыка “Вальс бабочек”

Бабочки сделаны, паук убегает.

В. : Дорога свободна! (звучит музыка из м/ф “ Волшебник Изумрудного города”). Идём дальше. Ой, смотрите, вся дорога перекрыта ежами! Как же нам пройти, они такие колючие! (Появляется квадрат) .

К. : Здравствуйте, друзья! Помогите мне вспомнить как меня зовут, а я помогу вам освободить дорогу от ёжиков.

Д. : Квадрат.

К. : Ура! Я теперь знаю как меня зовут. Злой волшебник Картаус сломал все домики ежей и им нужно построить их заново. А мой друг, треугольник, вам поможет.

В. : Ребята, вспомните, как мы строили с вами домики. У нас есть квадрат и треугольник. Постройте каждый свой домик.

Дети на своих фланелеграфах строят домики из квадрата и треугольника.

В. : Кто построил домик?

Дети показывают свои домики и в каждый домик поселяется ёжик.

В. : Вот и свободна дорога. Продолжаем наше приключение. Вот и новая преграда - река! Ребята, как нам перебраться через реку?

Д. : Построить мост.

В. : Ну а кто же нам поможет? Появляется прямоугольник.

Пр. : Я могу помочь, только кажете мне, пожалуйста, как меня зовут.

Д. : прямоугольник.

Пр. : Наконец - то я вспомнил, как меня зовут! Давайте вместе построим мост, а мой друг квадрат нам поможет.

Воспитатель вместе с детьми строит мост через реку.

В. : Оказывается мы с вами построили волшебный мост - мост Противоположностей и пока мы по нему переходим реку нужно делать все наоборот.

Физкультминутка

Музыка группы AQUA

В. : Смотрите на меня внимательно и делайте все наоборот.

Я качаю головой - быстро

Дети - медленно

Я говорю - тихо (палец приложить к губам)

Дети - громко (широко открыть рот и закрыть ладонями уши)

Я поднимаю руки - высоко

Дети - низко

Я держу ладони далеко (показать ладони на вытянутых руках)

Дети - близко (ладони держим около тела)

Я ставлю ноги - широко

Дети - узко

У меня шаг - длинный

Дети - короткий

Я присела - низко

Дети прыгнули - высоко

Я - одна (сложить руки около груди ладонями друг к другу)

Детей - много (сделать круг руками)

Мы подошли к замку.

В. : Вот мы и пришли к замку. Как же попасть внутрь?

Появляется круг.

Кр. : Здравствуйте, друзья! Помогите вспомнить как меня зовут.

Д. : Круг.

Кр. : Я знаю как снять злые чары, нужно сложить распавшийся узор, положить всё на свои места.

Д. : Выкладывают узор геометрической мозайкой, звучит музыка Рыбникова из к/ф “Звездный мальчик”.

Заключительная часть

С замка спадают злые чары.

В. : Вот и развеялись злые чары!

Выходит королева Математика.

А. : Спасибо, детки, что освободили меня и мою страну от злого колдовства! Теперь я могу вернуть объем в мою страну.

Взмахивает волшебной палочкой. Квадрат превращается в кубик, круг - в сферу, треугольник - в призму, прямоугольник - параллелепипед.

В. : Ребята, как теперь мы будем называть наших друзей, когда они стали объемными?

Д. : Куб, шар, сфера, кирпичик, призма.

А. : Спасибо, вам, теперь я верну вас обратно в группу, где вас ждет сладкая награда.

Глазки ручками закрой,

Повернись, повернись,

В группе снова очутись!

В. : Вот наше приключение и подошло к концу. Мы с вами вспомнили всё что узнали в этом году и получили новые знания об объеме фигур. Вы все были молодцы! Награда ждет своих героев!

Литература

Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / под ред. Парамоновой Л. А.

Путешествие в страну математики: методическое пособие для воспитателей младшей группы детского сада / Султанова М. Н.

Занятие по ФЭМП «Геометрические фигуры» 2 младшая группа

Образовательные задачи:

Закрепить знание геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат)

Учить узнавать и называть цвета

Искать в окружающей обстановке предметы, сходные по форме

Развивающие задачи:

Активизировать память, внимание, мышление.

Активизировать словарь детей: вводить в речь слова, определяющие величину предметов.

Воспитательные задачи:

Способствовать формированию интереса к математике.

Воспитывать умение слушать воспитателя,

Развивать коммуникативные навыки,

Учить детей работать небольшим коллективом дружно.

Материалы:

Демонстрационный: собачка, коробка – сюрприз, фигурки - человечки.

Раздаточный: коврики с заплатками; круги, квадраты, треугольники.

Ход занятия

1 часть. Вводная.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла в гости собачка. Ее зовут Ласка. Давайте поздороваемся с ней (дети здороваются). Ласка хочет с вами поиграть, и поэтому она принесла с собой вот такую красивую коробку. Давайте посмотрим, что лежит в этой коробке (воспитатель заглядывает в коробку и начинает загадывать загадки). Только тот, кто будет внимательным, сможет поиграть с Лаской.

2 часть. Знакомство с геометрическими человечками.

Итак, слушайте первую загадку:

Нет углов у меня и похож на блюдце я.

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

Угадайте, друзья, кто же я?

Дети: Круг.

Воспитатель: Верно, молодцы. А кто это у нас (воспитатель достает круглого человечка). Это круглый человечек. У него есть ручки. Какие они?

Дети: Круглые.

Воспитатель: У него есть ножки. Какие они?

Дети: Круглые.

Воспитатель: А что еще есть у круглого человечка?

Дети: Глазки, ротик. Они тоже круглые.

Воспитатель: Совершенно верно. А какого цвета человечек?

Дети: Человечек – желтый.

Воспитатель: А теперь найдите в нашей группе что-нибудь круглое. (Дети называют предметы круглой формы) .

Воспитатель: Слушайте следующую загадку от Ласки

Три вершины, три угла, три сторонки у меня. Кто же я?

Дети: Треугольник.

Воспитатель: (показывает треугольного человечка). Познакомьтесь, это треугольный человечек. Какого он цвета? Что у него есть?

Дети: Человечек красного цвета, у него есть ручки, ножки, глазки, ротик. Они все треугольные.

Воспитатель: А что похоже на треугольник?

Дети: Флажок, пирамидка, крыша домика.

Воспитатель:

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я….

Дети: Квадрат.

Воспитатель: Познакомьтесь – это квадратный человек. А почему он называется так?

Дети: Человек похож на квадрат.

Воспитатель: Что еще есть у квадратного человечка?

Дети: Ручки, глазки, ножки, ротик. Они квадратные.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на нашу группу и найдите что-нибудь квадратное.

Дети: книжка, окно, кубик.

Воспитатель: Ласка спрашивает у вас, какого цвета квадратный человечек?

Дети: Синего.

Воспитатель: Я думаю, что Ласке очень понравилось с вами играть. А сейчас мы отдохнем.

3 часть. Физкультминутка

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

«Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова,

Три – налево поворот» –

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел.

Воспитатель: У Ласки тоже есть маленькие щенята, они очень любят играть, и они порвали все коврики дома. Ребята давайте поможем ласке - залатаем коврики. Игра «Залатай коврик»

Воспитатель: с этим заданием справились, молодцы.

4 часть. Практическая

Воспитатель: Ребята, а давайте маленьким щенятам Ласки построим домики. Кто знает как называются домики у собак?

Дети: Конура.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте из геометрических фигур и построим конуру для щенят. Воспитатель: - Ребята, перед каждым из вас лежат геометрические фигуры. Давайте с вами еще раз их назовем.

Дети: круг, квадрат, треугольник.

Воспитатель: - Как вы думаете, из какой фигуры мы с вами сделаем стены будки?

Дети: Из квадрата.

Воспитатель: А из какой крышу будки?

Дети: Из треугольника.

Воспитатель: Но нашему щенку ведь нужно как-то попасть в свою будку, нужно сделать для него вход, поэтому возьмите круг и приклейте его в центре квадрата.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Щенята вам очень благодарны будут, что вы сделали для него будку.

Давайте попрощаемся с Лаской, скажем ему «До свидания! »

Я думаю он еще когда-нибудь захочет к нам прийти на занятие.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, о каких фигурах мы с вами сегодня говорили?

Дети: О круге, квадрате и треугольнике

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Смотрите, ребята Ласка ушла и оставила для вас свое угощение.

Примеры работ детей:

Конспект НОД для детей второй младшей группы (образовательная область «Познание») Тема: «Ночь». «Круг».

Программное содержание:

Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много;

Учить отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации;

Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Познакомить с частью суток - ночь. Учить правильно употреблять этот термин в речи;

Учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры - круг; упражнять в рисовании предметов округлой формы.

Развивать ориентировку во времени (части суток). Развивать мышление, сообразительность, внимание, память.

Коррекционные задачи: Развивать остроту зрения, цвето и формо-представление, прослеживающую функцию глаз, развивать мелкую моторику пальчиков.

Материал к занятию: картинки с изображением гриба, елки, девочки; корзинка, солнце, зайка, фломастеры, листы бумаги.

Ход занятия

I часть: Воспитатель загадывает детям загадки.

Стоит Антошка

На одной ножке,

Его ищут,

А он не откликается

Зимой и летом

Одним цветом

Дать задание детям найти отгадки на рисунке и обвести их.

Спросить детей, каких предметов на картинке много, а каких по одному (гриб, елка, девочка, корзинка, солнце, зайка - по одному, много - цветов, птичек) .

II часть: Игра «Когда это бывает»

Спят медведи и слоны,

И лиса, и ежик,

Все вокруг спать должны,

Наши дети – тоже.

«Все спят» А. Барто

Жучка тявкнула во сне,

Хвостиком вильнула.

Костик, серенький коток

Спит у ножки стула.

В мягком кресле у окна

Бабушка уснула.

Мишка тоже стал зевать

Не пора ли Мишке спать.

Спросить детей, когда все спят? /ночью/.

III часть: Физкультминутка (для глаз) - предложить детям посмотреть на точку наклеенную на окне, а затем вдаль (несколько раз) .

«По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке, (дети идут шагом)

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз - два, раз - два,

По камешкам, по камешкам (прыгают на двух ногах)

По камешкам, по камешкам

В яму - бух! (приседают на корточки)

IV часть: игра «Что бывает круглым»

Предложить детям назвать предметы, похожие на круг (солнце, вишенки,

колеса у машины) .

Внести в группу Медведя - игрушку.

Закрепить какие еще части суток знают дети.

Сказать детям, что мишка хочет нарисовать предметы круглой формы, но не знает какие. Попросить детей помочь Мишке нарисовать предметы круглой формы, кто какие хочет. Воспитатель предлагает подарить Мишке рисунки.

Возраст 5-6 лет - важный этап в жизни любого ребенка. В это время начинают активно развиваться фантазия, логическое мышление, формируется произвольность психических процессов, самооценка. Дети очень любознательны, их интересуют причинно-следственные связи (почему? как? зачем?). В детском саду начинается систематическая подготовка к школе, направленная на развитие познавательной активности. Именно эту цель преследуют занятия по ФЭМП в старшей группе.

Расшифровка понятия

ФЭМП - сокращенное до аббревиатуры наименование. Полностью название дисциплины звучит как "формирование элементарных математических представлений". Понятие возникло в рамках дошкольной педагогики. ФГОС указывает на важность подготовки детей к успешному освоению школьной математики, делая при этом акцент на их всестороннем развитии.

Согласно современным стандартам, обучение не должно напоминать "муштру", тупое натаскивание. Ребенок должен не просто уметь считать до 10 туда и обратно, но и анализировать информацию, сравнивать, классифицировать различные явления, выявлять общие закономерности, проявлять смекалку, аргументировать свою точку зрения. Все это следует учитывать при организации занятий по ФЭМП в старшей группе. В качестве ориентира для воспитателей была разработана программа "От рождения до школы".

Примерная программа согласно ФГОС: старшая группа

Занятия ФЭМП для детей 5-6 лет предполагают изучение следующих разделов:

  1. Количество и счет (прямой и обратный счет в пределах 10, порядковые числа, понятия "меньше", "равно", "больше", умение прибавлять и отнимать число "один", написание цифр, создание множеств по разным признакам).
  2. Величина (сравнение предметов по длине, высоте, толщине, ширине; умение поделить целое на части и определить, что больше).
  3. Форма (повторение известных геометрических фигур, знакомство с овалом, введение понятия "четырехугольник").
  4. и на листе бумаги (закрепление понятий "лево-право", "спереди-сзади", "верх-низ", "вперед-назад", предлоги места).
  5. Представления о времени (части суток, последовательность событий: "вчера-сегодня-завтра", "раньше-позже").

Требования к занятиям

Дети знакомятся с математическими понятиями в бытовых ситуациях, при общении с родителями, во время самостоятельных игр с дидактическим материалом, на специально организованных праздниках. Но ведущая роль принадлежит занятиям по ФЭМП. В старшей группе они проводятся один раз в неделю и длятся 25-30 минут.

Очень важно, чтобы занятия вызывали у ребятишек положительные эмоции, были доступны по подаче материала. С этой целью воспитатели прибегают к созданию игровых ситуаций. Вводятся захватывающие сюжеты: путешествие, соревнование, поиск сокровищ, спасение попавшего в беду персонажа. Широко применяются дидактические игры, всевозможные эксперименты и опыты. Для поддержания познавательной активности воспитатель использует загадки на смекалку, творческие задания, создает проблемные ситуации, решить которые дети должны самостоятельно.

Дидактический материал

Понять тему занятия по ФЭМП в старшей группе помогают карточки, картинки, мерки, игрушки и другие атрибуты. Ребенок должен приложить одну полоску к другой, чтобы сообразить, какая длиннее; разделить лист на части и прийти к выводу, что целое всегда больше. Практическая работа присутствует на каждом занятии, поэтому используется разнообразный дидактический материал.

Это могут быть:

  • объемные цифры и карточки с их изображением;
  • таблицы с различным количеством предметов;
  • мелкие игрушки, бочонки, палочки, геометрические фигуры для счета;
  • полоски различной длины и ширины;
  • картинки с изображением разных времен года, частей суток;
  • игры на ориентацию в пространстве: карты, лабиринты, схемы помещений;
  • занимательные кубы, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, змейки Рубика;
  • числовые и геометрические лото, домино;
  • настольные игры "Числовые домики", "Собери картинку" и т.д.

Календарно-тематическое планирование

Работа по формированию у детей математических представлений ведется в течение учебного года, постепенно усложняясь. Сначала закрепляется материал, изученный в средней группе, затем порциями даются новые знания. К пройденным темам систематически возвращаются, совершенствуют приобретенные умения. В конце учебного года наступает черед обобщающих, проверочных занятий.

Годовой план, включающий в себя распределение программных задач по месяцам, помогает управлять образовательным процессом. Воспитатели заранее разрабатывают цели и темы занятий ФЭМП в старшей группе. Помораева в соавторстве с Позиной выпустили пособие, призванное помочь им в этом. Предложенная ими структура занятий последовательно решает все задачи, предусмотренные программой, умело комбинируя их.

ФЭМП в старшей группе: конспекты занятий

Помораева с Позиной разработали планы игровых уроков, включающие в себя помимо учебных задач описание необходимого дидактического материала, а также методические указания педагогу с подробным перечнем заданий, упражнений и даже физкультминуток. Это полезная шпаргалка для молодых специалистов, на основе которой они могут составить свои планы-конспекты.

Авторы предлагают отказаться от скучного обучения. Интересные задания детям предлагают Мальвина, волшебник и другие персонажи. На занятиях используется много наглядно-практических приемов, задействуются разные органы восприятия. Например, ребенок должен выложить на стол количество предметов, соответствующее ударам в барабан; раскрасить столько неваляшек, сколько кружков увидит на картинке.

При планировании занятий нужно знать меру. Игры не должны превращаться в самоцель. От большого количества забав дошкольники утомляются, не остается времени на обдумывание задачи, объяснение своей точки зрения, короткую беседу по теме.

Интегрированное занятие

Дошкольники воспринимают мир целостно. Любой материал прочнее усваивается ими, если его изучение предполагает участие в коммуникативной, игровой, художественной, двигательной или творческой деятельности. Именно поэтому ФГОС называет принцип интеграции основным для дошкольного образования.

Подвижные игры с числами, чтение стихов, выкладывание цифр из мозаики - все это помогает ребенку прочувствовать абстрактные математические понятия. Подобные элементы могут эпизодически применяться воспитателем или лечь в основу по ФЭМП в старшей группе.

Чаще всего оно представляет собой интересную игру с последовательно развивающимся сюжетом. В конце детей ожидает счастливая развязка. Например, путешествуя в зимний лес, ребятишки узнают о его обитателях, вспоминают слова со звуком "з", решают задачи про животных и в конце находят сюрприз от Деда Мороза. Сказочная поездка в город поможет вспомнить правила дорожного движения, а также закрепит знания о геометрических фигурах. Выбор темы зависит от фантазии педагога. Дети обычно с охотой участвуют в подобных играх.

Нестандартные формы занятий

Увлечь ребятишек математикой помогает использование нетрадиционных форм организации учебной деятельности. К таким относятся:

  • занятия-беседы, на которых малыши учатся обмениваться информацией, логично излагать свое мнение и слушать собеседника, доказывать правильность своего решения задачи;
  • занятия-викторины, соревнования, развивающие смекалку и обучающие работе в команде;
  • занятия-путешествия, когда дети переходят из пункта в пункт, попутно выполняя задания и закрепляя материал;
  • занятия, предполагающие работу с картами, схемами (поиск клада);
  • занятия-инсценировки, во время которых разыгрываются математические сказки.

Особой формой является и открытое занятие по ФЭМП в старшей группе. Работникам детского сада приходится демонстрировать свою работу родителям ребятишек, коллегам, экспертам в рамках педагогического конкурса или аттестации. Основная цель открытых занятий - показать накопленный воспитателем опыт, инновационное применение различных педагогических методов. Важно, чтобы дети получили при этом то же количество знаний и умений, которое они получили бы на обычном занятии.

Анализ занятия по ФЭМП в старшей группе

Чтобы понять, отвечает ли учебный процесс поставленным задачам, нужен контроль. Анализ занятий могут проводить методист, психолог, заведующий детским садом, коллеги или сам педагог с целью коррекции рабочих моментов. Это позволяет вовремя выявить проблемы, увидеть, какие цели еще не достигнуты, в каком направлении нужна усиленная работа. Учитываются следующие моменты:

  1. Время занятия, количество присутствующих ребятишек.
  2. Соответствие применяемых методов и приемов поставленным задачам, а также возрасту детей.
  3. Четкость и полнота указаний, объяснений педагога.
  4. Заинтересованность детей, степень их активности во время занятия.
  5. Проведение работы по развитию связной речи воспитанников, умению логически обосновать ответ.
  6. Организация самостоятельной деятельности детей.
  7. Применение индивидуального подхода, использование дифференцированных заданий.
  8. Подведение итогов.

Занятия по ФЭМП в старшей группе должны постепенно ввести дошкольников в красивый мир математики. Они не только готовят к обучению в первом классе, но и развивают самостоятельность мышления, интерес ко всему новому и навыки познавательного общения.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Солнышко»

Конспект образовательной деятельности

В области – «Познание»
Развитию математических представлений в подготовительной группе

Воспитатель: Кирюхина А.А.
группа №3» Фиалка»

р.п. Ильиногорск 2017 год

НОД по развитию математических представлений в подготовительной группе
Тема: «Игра-путешествие в страну Математики»
Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи: образовательная область “Познание”:
Образовательная:
Продолжать формировать умение решать арифметические задачи, логические задачи;
закреплять умение увеличивать и уменьшать число на 1;
совершенствовать навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10;
закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность, зрительную память, смекалку, воображение;
Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах. Закреплять знания о составе чисел в пределах 10
Развивать умение моделировать, ориентируясь по правилам, ориентировка на листе бумаги в клетку. Упражнять в составлении рисунка из геометрических фигур.

Развивающая . Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование. Развивать творческое воображение, восприятие умения анализировать, сравнивать предметы, умение обобщать.

Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.
Воспитывать умение работать в коллективе, паре. Совершенствовать стиль партнѐрских отношений (умение договариваться, учитывать мнение другого.)

Методы: - Игровой
Наглядный (использование иллюстраций).
Словесный (вопросы, создание проблемных ситуаций, индивидуальные ответы детей).
Практический решение задач и примеров.
Приемы руководства деятельностью детей:
1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровая
ситуация.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: дидактические
игры, задачи на логическое мышление.
3. Приемы организации практической деятельности детей: беседа, показ, объяснение.
4. Приемы поддержания интереса у детей: игра, показ.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, самооценка.

Демонстрационный материал к занятию: письмо, сундучок, ёлка с шишками-заданиями, листок с таблицей, Карандаши, фломастеры, листы бумаги, Телеграмма от Феи из волшебной Страны Математики, карточки с числовыми неравенствами, карточки с точками и цифрами, счетные палочки, сюрприз (сундук), магнитная доска, фланэлеграф.
Раздаточный материал к занятию : листок с таблицей, листок в клеточку, счётные палочки, карандаши, веер с цифрами Геометрические фигуры для построения квадрата.
Место проведения : групповая комната.
Организационная часть. Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, погладьте свои руки, голову, животик, вы такие милые, добрые, улыбнитесь и поприветствуйте друг друга.
. Проводится психологический этюд «Ласковушка».
- Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?
-Я, Альбина Александровна. А ты кто? - Я, Тимошенька - дружок!
-Я, Дашуля - огонек. –Я,- Аришенька - подружка.
-Я, Лизонька - веселушка. Я- Златушка - хохотушка.
-Мы Алиночки - балериночки. -Я, Арсюшка - всезнайка. –
А я, Диана - грустинка. -Я, Тимурчик, я, Максим, я, Миша мы - друзья не разлей вода!
Воспитатель: - Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, вот таких пригожих, я приглашаю в путешествие! Согласны? Дети: - Да!
Введение в игровую ситуацию:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, почтальон вручил мне телеграмму, адресованную нашей группе. Давайте ее прочитаем
Телеграмма:
«Здравствуйте дорогие ребята, пишет вам Фея из Страны Математики. Я приглашаю вас в Страну Математики. Но путь в эту страну будет нелегким. Чтобы в нее попасть, нужно много знать.А чтобы показать свои знания, вам нужно выполнить задания. Тот, кто справиться с этими заданиями, получит приз»
Воспитатель: Ребята, вы хотите попасть в Страну Математики?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте подготовимся к путешествию и проведем разминку для ума.
И у меня для вас есть игра, которая называется:
«Назови число»
Для того, чтобы начать игру, нам надо встать в круг.

После того, как дети встали в круг, воспитатель объясняет детям правила игры.
-Я буду бросать мяч и называть число, вы, бросая мне мяч обратно, называете предыдущее число (уточнить).
- Назовите число, которое стоит перед числом 12; (11) ,16,18,10
А теперь надо называть последующее число (уточнить).
- Назовите число, которое стоит после числа 9; (10),14, 10,15

Давайте усложним задание.
- Назовите число, которое стоит между числами 8 и 10; (9), 14 и 16; (15), 18 и 20 (19)
- Сколько ранним утром глаз открывается у нас? (2)
- Сколько ушей у двух мышей? (4)
- Сколько углов в треугольнике? (3)
- Если два больше одного, то один …(меньше двух).
- Если мышка меньше волка, то волк …(больше мышки).
- Если лиса веселее, чем зайка, то зайка …(грустнее, чем лиса).
- На дубе три ветки, на каждой ветке по две груши. Отгадайте, сколько всего груш на дубе?- Молодцы! Теперь я вижу, вы действительно готовы отправиться в путешествие.
Воспитатель: - Подумайте и скажите: «На чем можно путешествовать»?
Дети: - на машине, на поезде, самолете, пароходе, воздушном шаре и т.д.
- Чтобы узнать на каком транспорте мы отправимся путешествовать, нужно соединить на листах точки по порядку. И получится картинка. Я дам вам небольшую подсказку, загадаю загадку.
Загадка: Чудо-птица синий хвост прилетела в стаю звёзд? (ракета)
Воспитатель: Молодцы вы справились с заданием, но что бы ракета взлетела, нам нужно выполнить следующие задание:
- На доске записаны числовые выражения
8+1= 7+2= 4+5= 2+7= 6+3= 8 - 4=
Воспитатель: Среди этих чисел есть одно лишнее. Как его найти? Как вы будите выполнять задание?
Дети: Сначала нужно решить числовые выражения, а потом найти лишнее число.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Наша ракета готова к взлёту. Полетели.

1 остановка: Задачкина
Воспитатель: У феи живут самые разные животные и птицы, и они любят придумывать разные задания для путешественников. Они предлагают вам поработать в парах и придумать задачу по числовому примеру (карточки с примерами на столах у детей).
Воспитатель: Давайте вспомним, что такое задача. Из каких частей она состоит? Для этого соберем пирамидку
1. Что такое условие? (Условие, это то, что уже известно)
2. Что такое вопрос задачи? (Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти)
3. Что такое решение задачи? (Решение, это то, что можно сложить, объединить, прибавить)
4. Что такое ответ задачи? (Ответ задачи, это то, что получилось, и известно нам)
Дети: Задача: условие-------вопрос------решение ------ответ.

Воспитатель: Если в задаче из целого удаляется часть. Становится меньше, чем было и требуется найти остаток, каким действием решается такая задача?
Дети: Вычитанием
Воспитатель: Вычитание – это значит, что нужно увеличить или уменьшить?
Дети: Уменьшить.
Уменьшить, чтобы найти оставшуюся часть.
Воспитатель: Если в задаче объединяются части. Становится больше, чем было, каким действием решается задача?
Дети: Сложением.
Воспитатель: Сложение - это значит, что нужно увеличить или уменьшить?
Дети: Увеличить. Объединить части и найти целое.
Дети за столами с помощью числовых карточек составляют и решают задачи.
Воспитатель: Чтобы легче было работать, проведём разминку.
.Физкультминутка.
(Дети выполняют движения согласно тексту. Педагог следит за осанкой детей, акцентирует внимание на передачу детьми характерного образа животных.)
У нас славная осанка
Мы свели лопатки
Мы походим на носках
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята
И как мишка косолапый.
И как серый волк-волчище.
И как заинька-трусишка,
Вот свернулся волк в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
2. Остановка “Счетная”
Педагог: Вы попали на прекрасную полянку, где растет много красивых цветов и порхает много разноцветных бабочек. Педагог показывает картину с изображением цветов и бабочек
- Сколько бабочек?- Сколько цветочков?- Чего больше?- Чего меньше?- На сколько?
а) Дети отвечают на вопросы с помощью веера с цифрами
б) Воспитатель: А вот ещё испытание.
На этой поляне, стоит чудесная елочка. На елочке висят шишки. На каждой шишке задание.
1. На березе три синички
Продавали рукавички.
Прилетело еще пять.
Сколько будут продавать? (Ответ: 3 +5= 8)
2. Пять малышек - медвежат
Тихо в люлечках лежат.
Одному никак не спится,
А скольким сон хороший снится? Ответ: (5 – 1 = 4)
3. Собрались лесные звери.
На полянке возле ели.
Новый год! Новый год!
Закружился хоровод.
Серый волк с лисой-плутовкой
Так отплясывают ловко!
Восемь белок, три зайчонка
Пляшут весело в сторонке.
Сосчитайте побыстрей,
Сколько здесь всего зверей? (Ответ: 1 + 1 + 8 + 3 = 13)
4 . К косолапому на день рождения
Пришли друзья по приглашению:
Воробей, синичка,
Лисонька- сестричка,
Зайка здесь и белка здесь
Можете гостей всех счесть? (Ответ: 1+1+1+1+1=5)
* Курочка стоит на одной ноге. Ее вес на одной ноге 2 кг. Сколько килограмм станет весить курочка, если встанет на две ноги? (2 кг.)
* В кафе заглянули два папы, два сына и дед с внуком. Сколько мужчин зашли в кафе? (Трое)
* В одном семействе было пять сыновей. У каждого по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Шесть)
* Трое шагали по дороге, нашли десять гвоздей. Если следом пройдут шестеро, сколько гвоздей они найдут? (Ни одного – предыдущие трое все забрали)
* Три девочки играли в куклы час. Сколько часов играла каждая девочка? (Один час)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с этим испытанием!
Игра с палочками.
Выложи фигуру как у меня.
переложи две палочки так чтобы образовалось
пять равных квадратов.
Выложи такую же фигуру. Убери две палочки, чтобы получилось четыре одинаковых квадрат

Остановка “Конечная”
Воспитатель: Ребята наше путешествие подошло к концу. Посмотрите ребята на этой красивой поляне я нашла сундук. Но я не могу его открыть, мне нужен ключ. Я предлагаю вам выполнить ещё одно задание может это поможет нам. Давайте не будем терять время. Присаживайтесь за столы, подвиньте листочки, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем.
4 клетки - вправо 2 клетки - вверх
клетки - вправо
клеток - вниз 4 клетки - влево
клетки - вверх 4 клетки - влево 1 клетка - вниз
1 клетка - влево 1 клетка - вниз
клетка - влево
клетки - вверх
клетки – вправо
Воспитатель: Что получилось?
Дети: Ключик.
. Воспитатель: Чтобы открыть сундук вам нужно решить последнее задание разложи правильно цифры по порядку
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Педагог: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать? На каких станциях вы сегодня побывали?
Ответы детей: подводят итог.
Воспитатель: Какие молодцы! Я очень довольна вашими знаниями, все дети были очень внимательными, активными и старательными. Поэтому за свои знания, всех детей Фея наградила.

Страницы