Необычные растения        15.10.2019   

А как на Руси Рождество праздновали? НОД план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему. Открытое занятие в подготовительной группе на тему: «Рождество Христово» Занятие по развитию речи на тему рождество

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста "Что такое Рождество?"


Описание материала : Предлагаю сценарий тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста. Этот сценарий познавательного характера, будет полезен для педагогов дошкольных учреждений.
Цель: познакомить детей с историей православного праздника Рождество Христово; дать представление о его значении.
Задачи: Развивать эмоциональную сферу дошкольников, воспитывать музыкальный вкус, закреплять знание о зимних месяцах и праздниках, воспитывать интерес к совместным действиям, воспитывать уважение к своим сверстникам, воспитывать культуру поведения на мероприятиях и концертах, развивать интерес к фольклору.
Атрибуты: Презентация, 4 корзины, снежки, 4 платка для завязывания глаз, мешочек с карточками профессий, 2 бубна.
Предварительная работа: выучить стихи, колядки.
Ведущая: Здравствуйте ребята. Мы все очень рады видеть и приветствовать вас в музыкальном зале. Мы все здесь собрались не случайно, все знают, что зимою празднуют много праздников. Все эти праздники веселые, с гуляньями, песнями и плясками. А скажите, пожалуйста, какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, крещение, старый Новый год, масленица.
Ведущая: Да все ответы правильные. Ведь у каждого праздника есть свое определенное число. Кто мне может назвать эти числа? (31 декабря, ночь с 6 на 7 января, с 13 на 14 января, 19 января-крещение)
Ведущая: В ночь с 31 декабря на 1 января наступает новый год. Давайте вспомним, как мы весело встречали этот праздник хороводом «Замела метелица».
Исполняется хоровод «Замела метелица»
Ведущая : Новый год и Рождество - это семейные праздники, которые отмечаются многими людьми по всей Земле. Это особая ночь примирения, когда желают друг другу добра.
Ведущая: Ребята, а как вы думаете, почему праздник назвали Рождеством?
Ответы: Родился Христос.
Ведущая : 2011 лет назад в маленьком иудейском городе Вифлееме произошло величайшее событие в истории человечества. На земле родился спаситель мира наш господь Иисус Христос. С тех пор все христиане почитают и празднуют этот великий день.
Девочка: Помню я, как мама в первый раз
Мне поведала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слез –
Ведь родился маленький Христос.
Звучит музыка «Хрустальная грусть»
Воспитатель читает стих И. Языков
"Рождество Христово"

Презентация по стихотворению. Слайд: Город Вифлеем.
1 Спал Вифлеем, забывший про дела.
И только пастухи стада пасли. Слайд: Пастухи
В ту ночь Мария Сына родила

Младенец в колыбельке сладко спал, Слайд: Мария с младенцем
А в яслях было ясно, словно днем.
Огромный мир, казалось, чуда ждал,
А это чудо заключалось в нем.

Три пастуха и Ангел впереди, Слайд: Мария в пещере с пастухами.
Исполненные радости вошли, -
И видят: прижимает Мать к груди
Дитя, похожее на всех детей земли.


Над горной пещерой сверкала звезда, Слайд: Звездное небо и пещера.
И спал Вифлеем в тишине сладких грез,
Великое счастье свершилось тогда –
Родился для мира Христос!
В Святой Вечер 6 января принято ходить в гости к близким и родственникам с песнями, колядками, поздравлять всех с Рождеством Христовым, желая благополучия и добра. Рождественские святки - это дни с 6 по 18 января, когда люди поздравляют друг друга с рождением Иисуса Христа.
Каждый день люди гуляли по деревне, пели песни, катались с горок на санях наряжались в диковинные костюмы. А ещё в эти дни принято было попрошайничать под окнами исполняя специальные песенки, которые назывались колядки. И никто не сердился на ряженных, потому что ряженые приносили хозяевам много доброго в следующем году.

Дети поют колядки:
1 Коляда, коляда
Отворяй ворота
Подавай пирога
Хлеба кусочек,
Сметаны горшочек,
Не подашь пирогов
Напустим клопов
Тараканов усатых
Зверей полосатых

2 Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Она в дверь к вам идёт
Да поклон всем шлёт!

3 Я маленький мальчик,
На дудке играю,
Вас всех забавляю.
А вы, люди, знайте,
Конфетку дайте.

4 Я маленький мальчик,
Залез на чуланчик,
Надел красный колпачок,
Пожалуйте пятачок

5 Всем людям добрым желаем добра,
Золота и серебра!
Пышных пирогов,
Медовых блинов!
Чтоб здоровые все были,
Чтобы много лет прожили!
Ведущая: Ребята, не хотите ли послушать, как раньше пели коляду?
(Просмотр видеофильма «Измайловская слобода» песня «Приход колядовщиков»)
Хороши ваши колядки, но давайте поиграем со снежками в прятки. На полу разбросаны снежки, а ты попробуй их в корзину собери.
Для игры приглашаем детей.
Игра: «Спрячь снежок в корзину». (дети собирают разбросанные снежки с завязанными глазами)
Ведущая: Самыми любимыми играми на Руси были хороводные игры.
Коляда пришла, всем веселье принесла,
не сидите, не скучайте,
в хоровод скорей вставайте.
Приглашаю вас на игру. (Двое детей или взрослых образуют ворота. Через ворота дети проходят с песней. На слова: “ А самого маленького оставила”, ворота закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.)
Игра “К нам коляда пришла…”.
Поют: К нам коляда пришла, коляду привела,
Сама прошла, всех детей провела,
А самого маленького оставила.
Ведущая: Есть у меня для вас волшебный мешочек. В нем находятся карточки с вашей будущей профессией.
Давайте погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.
Ведущая произносит слова:
Есть у меня мешочек
Ты скажи нам дружочек,
Что сбудется, станется?
Плохое, пусть останется!
Дети достают из мешочка карточку, с изображением какой- либо профессии и рассказывают, кем они станут.
Гадание-игра «Профессии».
Ведущая: Будем праздник продолжать, будем в игры мы играть!
Проводится игра «Бубен».
(Дети стоят в кругу и под музыку передают 2 бубна в разные стороны. Когда музыка замолкает, тот, у кого бубны идут в центр круга и пляшут.)
Ведущая: Вот каким весёлым получился у нас праздник святок!
Издавна на Рождество было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Вы думаете, оно доступно только взрослым? На самом деле, даже двухлетний карапуз может и хочет быть щедрым, заботливым, добрым.. Ребенок тоже может готовить подарки, и не только для родных и близких, но и, например, для птичек.
Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкали шест и надевали на него необмолоченный сноп. Птицы слетались и клевали зерна. Ведь это так просто – устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи.
В детском саду можно найти на участке небольшую елочку или деревце, повесьте на нее кусочки хлеба, сало, внизу, под дерево, насыпьте зерен и крошек. Можно изготовить кормушки. И вскоре на вашу деревце или кормушку слетятся маленькие гости – голуби, воробьи, синички.

И тогда на душе станет теплее и радостнее, и в нее войдет свет Рождественской звезды, свет добра и милосердия.
Презентация песни «Во владеньях инея и снега».
Дети под музыка «Рождество» выходят из зала.

Наталья Шелудкова
Конспект НОД по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе на тему «Рождество»

Конспект НОД по программе

«Социокультурные Истоки »

в старшей группе

Тема : «Рождество » .

Цель : - Познакомить детей с историей возникновения великого православного праздника «Рождество » , дать представление о его значении.

Задачи : - Формировать представления о праздновании Рождества в нашей стране ; - Развивать связную монологическую и диалогическую речь; - Воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традиция; - Воспитывать уважительное отношение друг к другу, желание заботиться о близких, доставить им радость своими словами и поступками.

Предварительная работа :

Чтение библейского повествования : «Рождество Иисуса Христа » ;

Рассматривание иллюстраций, открыток о Рождестве ;

Прослушивание рождественских песен , стихов;

Чтение книги о рождественской елке .

Материал для занятия : - Книга для развития детей 5-6 лет «Светлая Надежда» ;

Колечко для игры, магнитофон; - Ёлочные украшения, сувениры – ангелочки, по количеству детей.

Ход НОД.

Организационный момент. (Дети входят в группу ) . Звучит песня «Рождество » . (Дети танцуют под песню «Рождество » )

Воспитатель : Ребята, про что эта песня?

Дети : Про Рождество .

Воспитатель : Что вам особенно запомнилось из произведения «Рождество » .

Дети : Необычная ночь, очень яркая большая звезда в ночном небе, елочные базары, очень холодно, люди идут в Храм, ласковые напевы.

Воспитатель : Что означает само слово «Рождество » ?

(Ответы детей)

Слово «Рождество » связано со словом «родиться» . Значит, это день, когда кто-то родился. То есть - день рождения !

Воспитатель : А когда мы отмечаем Рождество ?

Дети : После Нового года. Верно. Про новый год мы знаем много, а что же такое Рождество ?

Дети : Рождество – зимний праздник , праздник ожидания чуда. Рождество – праздник , который напоминает нам о милосердии и любви, призывает творить добро. Рождество – праздник «Надежды» , надежды на лучшее.

Воспитатель : А что такое «Надежда» ?

Дети : Надежда - это уверенность, что всё будет хорошо, это ожидание чуда, это радость, это ожидание праздника, подарков.

Воспитатель : Что чувствует человек накануне Рождества ?

Дети : Радость, ожидание чуда, надежда на лучшее.

Воспитатель : Итак – Рождество , это светлый праздник, празднуется 7 января, в этот день родился Иисус Христос - Спаситель Мира .

Ночь накануне Рождества 6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос .

Воспитатель : Что пожелали бы вы на Рождество своим близким и друзьям? (Ответы детей)

Дети : Мы своим близким желаем здоровья, добра, радости, надежды.

Динамическая пауза.

Воспитатель : Рождество – это живой , весёлый, праздник, с множеством игр, песен, танцев.

Игра «Колечко, колечко» .

Воспитатель : Садитесь на стулья, выберем ведущего считалкой. И еще один из вас останется с ведущим. У ведущего в ладошках спрятано колечко. Вы тоже все складываете ладошки вместе и произносите слова «Колечко, колечко, катись на крылечко, через поле, через луг, возвращайся, сделав круг!» Водящий с колечком в ладошках подходит поочередно к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает в ладошки колечко. Второй ведущий должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, то садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят : «Раз, два, три, колечко, беги!» . Тот, у кого колечко, убегает, а угадывающий бросается вдогонку. (Дети играют в игру «Колечко, колечко» 2 – 3 раза)

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «Колядование» . Девочки и мальчики ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством . А хозяин одаривал малышей конфетами, пряниками, мелкими монетами.

Разучивание русской народной песенки «Коляда» . (Звучит музыка, дети поют) .

Коляда, коляда, Отворяй-ка ворота.

Пришла коляда. Накануне Рождества .

С пышками, с лепешками,

Со свиными ножками.

Коляда, коляда, Подай пирога!

Подавай, не ломай. А по целому давай!

Кто дает пирога, Тому скот, живота. Кто не даст пирога – Уведем корову за рога!

Давайте поиграем в игру «Снег, лёд, кутерьма» (Под музыку)

Воспитатель читает произведение : «Предание о первой рождественской елке » .

Воспитатель : Что за чудо произошло в рождественскую ночь ?

Дети : В Рождественскую ночь произошло чудо – родился Христос .

Воспитатель : Где он родился?

Дети : В пещере.

Воспитатель : Чем украсили пещеру ангелы?

Дети : Пещера была некрасива. Ангелы украсили её цветами, которые собрали со всего света. Один ангел принёс ёлочку с севера.

Воспитатель : О чем грустила маленькая елочка?

Дети : Ёлочка грустила, потому что была не такая яркая, как цветы. О том, что она некрасивая и простенькая.

Воспитатель : Какое еще произошло чудо?

Дети : Звезды упали с неба и украсили елочку. С тех пор на Рождество в каждом доме украшают елку.

Ресурсный круг.

Воспитатель (вносит ёлочку) : Ребята, давайте, и мы украсим ёлку в нашей группе . - Но украшать мы будем, отвечая на вопрос : «Какого чуда я жду на Рождество , словами : «Я надеюсь….» . (Первым отвечает ребенок, стоящий слева от воспитателя. Он берёт ёлочную игрушку, и отвечает на вопрос. Педагог последним отвечает на поставленный вопрос).

Рефлексия. Воспитатель : Люди любят праздник Рождества , потому что в мир приходит светлая надежда. Рождество – это светлый прекрасный праздник детства, милый и дорогой для каждого человека. На Рождество происходят чудеса и если пожелать чудо не только для себя, но и для близких, родных людей, то чудо обязательно сбудется. Ребята, нам пора прощаться, я хочу вам подарить маленькие сувениры, чтобы ваши пожелания под Рождество обязательно сбылись . (Воспитатель дарит детям ёлочные украшения - ангелочков) .

Публикации по теме:

Анкета «Ребенок глазами родителей» по программе «Социокультурные истоки» АНКЕТА «РЕБЕНОК ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ» Уважаемые родители! Прошел еще один учебный год развития ваших детей по программе «Социокультурные истоки».

«Домашнее тепло». Конспект образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» (средняя группа) Тема осваиваемой социокультурной категории: Семья. Тема НОД: «Домашнее тепло». Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

«Любимый образ» конспект ООД с детьми 3–4 лет по программе «Социокультурные истоки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №82 комбинированного вида» города Чебоксары Чувашской Республики.

Конспект занятий по программе «Социокультурные истоки» в группе старшего дошкольного возраста «Добрые дела» Цель: развивать духовно-нравственные качества детей. Задачи: 1. Дальнейшее наполнение духовно-нравственной категории «Любовь». 2. Продолжать.

Федеральное государственное казенное

дошкольное образовательное учреждение №16

Министерства обороны Российской Федерации

г. Вольск-18

Утверждаю

Заведующий ФГК ДОУ №16 МО РФ

«___» _________2013 года

Конспект занятия

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы

Тема: «Пришло Рождество, начинаем торжество»

воспитатель

Образовательные задачи:

Дать понятие о духовно – нравственном воспитании

Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовым.

Формировать знания об обрядах, традициях, стихах и песнопении.

Воспитательные задачи:

Воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традициям.

Воспитывать доброжелательное отношение не только к себе, но и ко всему окружающему миру.

Словарь: ангел, Рождество, «колядки», колядовать, Вифлиемская звезда, волхвы.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации «Добрый мир», Киещенко «Колядки», чтение А. Мень «Свет миру гл. Рождество», рабочая тетрадь «Добрый мир», О. Ефремова «Рождество Христово», разучивание стихотворений книга №4 «Добрый мир»

Материал: «Ясли», маски, кукла, русские - народные костюмы, открытки, диск «Добрый мир», музыкальный центр, книга №4 «Добрый мир».

Ход занятия.

Дети входят в группу, воспитатель обращает внимание детей на нарядную группу, и в чём одеты сами дети.

Вос-ль: Дети когда у нас нарядная, красивая группа и вы все радостные, весёлые, значит у нас сегодня….

Дети: Праздник!

Вос-ль: Верно, ребята, праздник!

А что такое праздник?

Примерные ответы детей

Дети: Это радостный день, в который люди поздравляют друг друга. Все любят праздники, к их встрече готовятся. В эти дни люди чаще улыбаются друг другу.

Дети садятся на стульчики вокруг воспитателя.

Вос-ль: Дети сегодня у нас с вами не простое занятие.

День сегодня не простой,

День сегодня святой.

В группу заходит ребёнок «Ангел».

Ангел: Я пришла вам сообщить, что на Востоке засияла новая звезда. Она указывает путь, где родился Младенец, это радость и торжество всему миру.

Вос-ль: Ребята, а вы хотите узнать, кто же этот Младенец?

Дети: Очень хотим!.

В давние времена в далёкой стране жили добрые люди Мария и Иосиф. Мария с детства была послушной Богу, молилась Ему, жила при храме. За Её доброе сердце Бог избрал её стать Матерью Божьей. Он послал своего вестника – Ангела сообщить Марии эту радостную весть, что родился Младенец – Спаситель мира. Произошло это величайшее чудо в городе Вифлиеме, Мама Мария, укутав его, положила в «ясли» - так называлась кормушка для скота.

Воспитатель показывает детям «ясли» с младенцем.

Дева – мать, склоняясь над ним,

Нежно напевала.

Ночь мерцала золотым,

Звёздным покрывалом.

Вот тогда и зажглась особенно яркая звезда, которая указывала путь к пещере волхвам и пастухам. И она привела их к Младенцу, которого назвали Иисусом

Помню я как в детстве первый раз

Слушала о Рождестве рассказ

Я была взволнована до слёз

Ведь родился маленький Христос.

Не в богатом именитом доме

И лежал не в пышной колыбели

А в глухой пещере на соломе.

Дети встают и поют песню «Вифлиемская звезда»

Садятся на стульчики

Выходит Ангел читает стихотворение «В Вифлиеме»

Я умом ходила в город Вифлиеем,

И была в вертепе и видала в нём,

Что Христос Спаситель, Царь, Творец и Бог

Родился во хлеве и лежит убог.

И тогда я Деве задала вопрос,

Отчего так плачет Маленький Христос?

Дева мне сказала: «Плачет Он о том,

Что Адам и Ева взяты в плен врагом.

И что образ Божий, данный их душам,

Отдан в поруганье злобнейшим врагам….

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел:

«Христос народился

С нами Христос».

Все: Радуйтесь! Радуйтесь! Радуйтесь!

Вос-ль: Чудесные события этой ночи были воспеты поэтами, художниками, музыкантами всего мира.

День рождения Иисуса, т. е. Рождество – это праздник детей и взрослых: с песнями, стихами, играми, с сиянием свечей и запахом ёлки.

Мы собрались на Святое Торжество,

Будем славить в стихах Рождество.

Стихи (читают дети).

Рождество наступит скоро.

Рождество наступит скоро -

Прочь обиды все и ссоры.

Светлый праздник наступает –

Вся земля его встречает!

А как рады ребятишки

И девчонки и мальчишки:

На Рождественские святки

Будут петь одни колядки!

Праздновать всегда готовы

Праздник Рождества Христова!

Он весёлый, добрый, славный,

Он один из самых главных!

Скоро Рождество

Скоро Рождество. Ждёт хороших дел,

Ёлочку зажгут. Добрых, честных глаз,

И волхвы дары Ждёт любви к родным,

Богу принесут. Жалости к больным,

Ну, а что же вы Состраданья к бедным,

Припасли Ему? Слабым, пожилым.

Что могли бы вы Ангелы над злыми

Подарить Ему? Горько слёзы льют,

Приходите – Он А над миротворцами

Ждёт в вертепе вас, Ласково поют.

Рождество Христово.

Рождество Христово-

Светлый праздник, чудный.

Спит давно природа, спит сном беспробудным.

Вся земля в снежинках

Ярких и искристых, веточки деревьев

В пухе серебристом.

Звонкие синички

По ветрам порхают,

Христа Бога славят,

Звонко распевают.

Снег голубоватый,

Розовый, лиловый

Все: нынче праздник чудный-

Рождество Христово!

Вос-ль: Молодцы, очень красивые стихи. Ребята, а вы хотите поиграть?

Дети: Да, хотим.

Вос-ль: Тогда поехали на «карусели»

Игра «Карусели» дети встают вокруг петушка берутся за цветные ленточки. Садятся на стульчики.

Вос-ль: Славянские народы сочиняют красивые песни о Рождестве. Эти песни называются «Колядками». Колядки поют, заходя в каждый дом: славят Христа, рассказывают о его рождении.

Христославов щедро одаривали сладостями.

Давайте споём вместе: дети встают и идут на встречу гостям.

Коляда, коляда зашла к нам в ворота –

А за ней мороз, через тын пророс.

Мороз не велик, да стоять не велит,

Не велит мороз стоять,

Нам пора «Колядовать».

Колядование детей в масках.

Дети одаривают гостей. (фигурными печеньями)

Анализ и итог занятия.

конспект НОД для детей 5 - 6 лет по познавательному и

художественно - эстетическому развитию

Тема: «Рождество Христово - на душе светло!»

Старшая группа

Предварительная работа:

1. Чтение библейских повествований из книги «Библия для детей»: «Благовещение о рождении Иисуса», «Рождество Иисуса Христа», «Ангелы возвещают пастухам о рождении Иисуса Христа», «Пастухи у Иисуса», «Поклонение волхвов», «Дары волхвов».

2. Рассматривание иллюстраций, открыток о Рождестве.

3. Изготовление елочных игрушек.

4. Чтение книги о рождественской елке.

Материал и оборудование:

Снежинка, вырезанная из бумаги, рождественская елка, иллюстрации к библейским историям, бумага белая, цветная, ножницы, клей, кисти, салфетки, елочка из цветной бумаги, альбомный лист, игрушечное детское колечко, угощения для чаепития.

Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника Рождества Христова; расширить духовный мир детей; учить слушать художественное произведение с рождественскими сюжетами.

Ход занятия

Воспитатель: Чем чаще в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.

Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. В народном календаре зима – самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения?

Дети: Катались на санках, на коньках, ходили в гости друг к другу, праздновали Новый год, отмечали Рождество.

Воспитатель: Мы с вами тоже отмечаем в детском саду великий святой праздник Рождества Христова. Каждый из нас – и ребенок, и взрослый – с особым чувством готовится встретить его. Но какова история возникновения этого праздника? Почему его отмечают с особым благоговением? Хотите узнать об этом? А поможет мне в этом… снежинка. Она непростая. Эту снежинку занесло в открытое окно во время Нового года к нам на елку. Снежинка что-то шепчет мне на ушко! Ребята, вы хотите узнать, что она мне шепнула? Когда она была на елочке в музыкальном зале, елочка рассказала этой снежинке свою тайну – очень интересную, почти сказочную историю о том, что произошло с ней, со всеми людьми, со всем миром почти две тысячи лет назад, когда впервые на земле праздновали великий праздник Рождества. И теперь снежинка хочет поведать эту историю вам. А снежинка пусть посидит на нашей елочке, тоже послушает и посмотрит на нас.

…Давным-давно император Август захотел узнать, сколько людей живет в его государстве. Он приказал каждому жителю явиться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Мария, так звали мать Христа, и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шел пешком и вел за собой ослика, на котором ехала Мария. Они пришли в Вифлеем поздним вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома оказались переполненными, ведь в городе собралось очень много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли овец в непогоду, дала им приют.

Этой ночью у Марии родился сын Иисус Христос. Мать спеленала Младенца и положила в ясли на солому. Не было у нее другой колыбели для ребенка.

В ту чудесную ночь зажглась на небесах новая яркая звезда. Она остановилась над пещерой и возвестила людям о рождении Христа. Первыми увидели Рождественскую звезду пастухи. Когда они пасли овец в долине возле реки, им явился светлый ангел в белоснежных одеждах. Ангел рассказал пастухам, что в пещере этой ночью родился Христос, Спаситель мира.

Мудрецы Востока – волхвы знали из древних книг, что на земле должен родиться Христос. По звезде они нашли к нему дорогу и принесли Божественному Младенцу дары: золото, ладан и смирну.

Когда родился Иисус Христос, обрадовались и люди, и звери, и птицы, и растения. В тех странах, где стояла зима, деревья зазеленели и зацвели. А елочка ведь и зимой и летом остается зеленой. Вот она и загрустила, что нечем ей порадовать Младенца. Но тут с небес упала яркая звезда, рассыпалась на осколки, и они заблестели у елочки на ветвях, как дорогое украшение.

Вот такая чудесная легенда! Вам понравилось? Как вы считаете, чего не хватает на рисунках?

Дети: Елочки!

Воспитатель: Конечно же, самой елочки! Давайте с вами сделаем не просто рисунок, а аппликацию. Я вам помогу вырезать елочку и наклеить ее на лист, а вы вырежете из цветной бумаги любое украшение и приклеите его на елочку. А чем можно украшать рождественскую елку? Давайте немного поиграем.

Физминутка с мячом «Да – нет»

Воспитатель: Я буду называть разные украшения, а вы, кто поймает мяч, отвечайте коротко: «да» или «нет».

Дети становятся в круг, воспитатель в центре круга держит в руках мяч. Воспитатель бросает мяч ребенку, задает вопрос, тот ловит, отвечает, бросает мяч обратно.

Воспитатель: Бывают на елке игрушки…(да)

Веселые Петрушки…(да)

Большая хлопушка…(да)

Сушеная лягушка…(нет)

Разноцветные флажки…(да)

Мясные пирожки…(нет)

Яркие картинки…(да)

Рваные ботинки…(нет)

Рыбки золоченые…(да)

Колбаса копченая…(нет)

Воспитатель: Ну, ребята, молодцы! Справились на славу. Теперь приступим к работе.

Воспитатель с детьми выполняют коллективную аппликацию «Елка Рождественская»

Воспитатель: Ну, вот. Теперь у Рождественской истории все картинки на месте.

Воспитатель: Когда-то давно было время, когда Рождество было не семейным праздником, а находилось в числе праздников всенародных. На центральной площади устанавливали сцену, где проводили пышные постановки, то есть спектакли о том, как появился Иисус Христос. Со временем праздник Рождества стал семейным. Так повелось, что каждая семья, справляющая Рождество, собиралась у семейного очага, где трещали в огне смоляные дрова и пел, закипая, начищенный медный чайник, или за столом, который был заставлен вкусными вещами. Зажигалась наряженная елка, сияющая цветными фонариками.

В старые времена каждая семья, отмечающая Рождество, была озабочена тем, чтобы у бедных людей тоже был праздник. Бедных приглашали в дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую хижину корзину с праздничным угощением.

А еще на Рождество проводилось много игр. Давайте поиграем в одну из них! Называется игра «Колечко, колечко». Садитесь на стулья поудобнее, выберем ведущего считалкой. И еще один из вас останется с ведущим. У ведущего в ладошках спрятано колечко. Вы тоже все складываете ладошки вместе и произносите слова «Колечко, колечко, катись на крылечко, через поле, через луг, возвращайся, сделав круг!».Водящий с колечком в ладошках подходит поочередно к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает в ладошки колечко. Второй ведущий должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, то садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги!». Тот, у кого колечко, убегает, а угадывающий бросается вдогонку.

Дети играют в игру «Колечко, колечко» 2 – 3 раза

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «колядование». Маленькие девочки и мальчики ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки, щедровки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством. А хозяин одаривал малышей конфетами, пряниками, мелкими монетами.

Воспитатель: Ну, и, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с преданиями о дарах волхвов. Давайте вспомним, что они подарили Иисусу?

Ответы детей

Воспитатель: Но это не значит, что мы должны тоже дарить золото и прочие дорогие подарки. Главное – чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки, книги.

Воспитатель: А вы не забыли о нашей гостье, Снежинке? Давайте вырежем из бумаги еще снежинки и подарим тем, кого любим.

Дети выполняют задание

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы славно потрудились! Ну, а какой же праздник без чаепития? В старину очень любили чаевничать. Выпивали чаю аж по десять стаканов и говорили: «Чай пить – не дрова рубить». Вот и я вас приглашаю за стол!

ГБОУ СОШ 1421 д/п №2

Конспект рассказа-беседы на тему:

«Рождество Христово. Зимние святки»

Группа №12 «Ягодки» Воспитатель: Дарбинян М.С.

Москва -2016

Воспитатель:

Здравствуйте ребята! Сейчас я вам расскажу про ваш любимый праздник Рождество Христово. Праздник этот христиане считают одним из самых светлых праздников. День Рождества Христова празднуется особенно торжественно. Храмы украшаются, священники надевают самые лучшие ризы, зажигают все лампады. В ночь на 7 января в храмах совершается рождественская всенощная. С праздником рождества связано много ярких, радующих обычаев -особенно для детей. На Рождество мы зажигаем елку, дети поют рождественские песни. Устраивается кукольное представление, отображающие события, связанные с Рождеством Христовым. Похожие обычаи популярны во всех христианских странах.

Это случилось давним -давно, 2000 лет назад в стране Палестине. Была ночь.

Вот идёт на фоне ночного неба старик и ведет под уздечку ослика. На ослике сидит кроткая красивая и добрая девушка. Вот усталые путники приблизились к пещере. В пещеру эту пастухи загоняли скот в непогоду. Старик (его звали праведный, то есть правильный хороший Иосиф)помог Деве Марии слезть с ослика и войти пещеру, Мария всей душой здесь молилась.

И, наконец родила в радости Младенца, спеленала Его и уложила в ясли. Тут же посреди пещеры забил источник чистой ключевой воды, всё кругом ликовало и радовалось! Над пещерой,где родился Иисус Христос, по велению Божию, засияло необычайно красивая, большая звезда.Дева напоила Младенца своим молоком, он пригрелся и заснул. Деву с сыном обступили волы, ослики, овцы, своим дыханием они согрели Пречистую Мать и новорожденного Христа. Иосиф охранял его сон. В то время пастухи ночевали в поле. Вдруг как молния к ним слетел с неба лучезарный,сияющий ангел. Пастухи испугались, но ангел сказал им:»Не бойтесь,я принес вам радостную весть,идите в пещеру и вы там видите маленькое Дитя, которое есть Иисус, Сын Божий,который родился на, земле, чтобы спасти людей от смерти и греха».Пастухи тихо вошли в пещеру и поклонились Младенцу-Богу. Позднее Христу и Его Пречистой Матери пришли и поклонились волхвы из дальних стран Востока.Поклонившись до земли, они принесли Младенцу Иисусу свои дары: золото -как Царю, ладан -как Богу и смирну -как человеку.

Воспитатель.

Вот и для нас завтра наступает Светлый праздник- Рождество Христово. Ребята а вы знайте как называется день перед Рождеством Христовым?

Дети;

Сочельник.

Воспитатель;

Правильно ребята сочельник -день перед Рождеством Христовым, самый тихий и строгий день Рождественского поста. Положено не есть «до звезды» пока не появится на небе первая звезда. Православный народ готовится к празднику. и в этот день готовится постная каша из зерен -пшеницы, риса,ячменя с медом и изюмом, а кто знает, как называется эта каша?

Дети;

Воспитатель: после Рождества наступают святки.Люди ходят друг другу в гости и славят Христа- Младенца. Ещё люди ходят с Рождественской звездой, поют колядки. Это - колядовщики. А что значит выражение «поют колядки»?

Дети; колядки это народные песни о Рождестве Христовом. С добрыми пожеланиями, поздравлениями.

Воспитатель;

И мы, ребята на следующий день после праздника в честь Рождества Христова, пойдем в гости в другие группы с колядочными песнями и стихами, подарками и со звездой.

С Рождеством вас поздравляю!

Выходи, хозяин!

Выходи, боярин!

Встречай гостей со всех волостей!

Ой, коляда! Под лесом, лесом.

Ой, коляда! Под темным, зеленым.

Ой, коляда! Там шли - прошли,

Открывайте ворота, подавайте пирога.

Открывай окошко, подавай лепешки.

Открывайте сундучки, доставайте пятачки.

Кто не даст пышку, тому в лоб шишку. А кто даст пирожок- тому счастья горшок!

Дети разучивают несколько колядок идут колядовать в другие группы.

Там воспитатель договаривается с педагогами, чтобы их хорошо встретили и дали гостинцев.

Дети могут подарить ребятам сделанных из бумаги ангелочков.