Необычные растения        23.09.2019   

Адаптационная группа в детском саду конспекты занятий. Адаптационные игры для детей, начинающих посещать дошкольное учреждение. Подвижная игра «Раздувайся, пузырь»

РоньжинаА.С.

Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адап-тации к дошкольному учреждению.

— В пособии представлен цикл занятий, которые помогут детям 2-4-х лет успешно адаптироваться к условиям до-школьного учреждения.

Игры и упражнения, составляющие основу занятий, спо-собствуют снятию психоэмоционального напряжения, сни-жению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенство-ванию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.

Пособие адресовано психологам и воспитателям, рабо-тающим в массовых детских садах, в ДОУ для детей с тяже-лыми нарушениями речи, с задержкой психического разви-тия, может быть использовано педагогами групп кратковре-менного пребывания и специалистами психологических цен-тров, проводящих групповые занятия с детьми.

ВВЕДЕНИЕ

При поступлении в дошкольное образовательное учреж-дение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы-вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ-ным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном, уч-реждении

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положи-тельными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.

Психолог приступает к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находится в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незна-комых взрослых и большим количеством детей. Чтобы умень-шить воздействие стрессирующих факторов, рекомендуется проводить первые занятия с участием родителей. В при-сутствии родителей дети с большей готовностью идут на кон-такт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со свер-стниками, участвуют в совместных подвижных играх, актив-нее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в до-школьном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ

Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определя-ются основные задачи занятий:

> преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

> обучение воспитателей методам проведения групповых за-нятий в адаптационный период;

> формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются за-дачи комплексного развития детей:

> снижение импульсивности, излишней двигательной ак-тивности, тревоги, агрессии;

> развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

> развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

> развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, коор-динации движений;

> развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Так как малыши нередко болеют и после болезни нуж-даются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учеб-ного года.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песен-ки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быст-ро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объ-единяют детей, задают положительный эмоциональный на-строй. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети

постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на кон-такт со взрослыми и сверстниками.

СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ

Как правило, занятие начинается с упражнений, требу-ющих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотво-рения. Эти упражнения создают положительный эмоцио-нальный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую ра-боту.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, сво-бодно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

В ходе практической работы было замечено, что от быст-рой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляют-ся и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упраж-нения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-иг-ровым сюжетом.

Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектова-ние и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сокра-тить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изме-нить последовательность частей в соответствии с настроени-ем детей и т.п.

Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кро-ме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Предполагается, что на первых занятиях психолог разучивает с детьми отдель-ные части сценария, а последнее занятие проводит совмест-но с родителями.

Родители приглашаются на занятия из следующих со-ображений:

> совместные занятия являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них психолог пока-зывает новые средства и способы общения с детьми;

> неформальная атмосфера занятий способствует более ак-тивному и открытому общению психолога с родителями.

Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.

> Психолог является непосредственным активным участни-ком занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, за-дает образцы выполнения действий.

> Не стоит настаивать на активном участии всех детей в за-нятии. Нормально, если на первых порах часть детей бу-дет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы присту-пить к игре.

> Не следует оценивать детей, добиваться единственно пра-вильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется и не смогут проявлять собственные спонтанные,

живые и естественные реакции.

> В процессе практической работы допустимо как сокраще-ние количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребно-стями и индивидуальными особенностями детей. Родите-лям нерешительных детей можно предложить участвовать в занятиях не только в течение первого месяца, но и позднее; полезно порекомендовать им дома поиграть с ре-бенком в те же игры.

> Психолог может использовать цикл занятий как основу своей работы с детьми раннего возраста или проводить от-дельные занятия, игры и упражнения.

Надеемся, что предложенные в пособии советы, упраж-нения и игры помогут правильно организовать общение пе-дагогов, детей и родителей в сложный адаптационный пери-од, сделают пребывание ребенка в детском учреждении ин-тересным, радостным и полезным.

Занятие 1

БОЖЬЯ КОРОВКА

> создание положительного эмоционального настроя в груп-пе;

> развитие умения действовать соответственно правилам игры;

> развитие координации движений, общей и мелкой мото-рики, ориентации в собственном теле;

> развитие зрительного восприятия (цвета, формы, разме-ра предметов);

> развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

игрушечная божья коровка (желательно круглой формы); большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, куби-ки и т.п.;

черная краска для рисования пальцами или гуашь, сме-шанная с зубной пастой;

лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).

Ход занятия

■- Приветствие.

■ Психолог показывает детям игрушечную божью ко-ровку и говорит:

К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотри-те, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.

* Во время рисования пальцами необходимо использовать специ-альные краски для пальцеграфии или добавлять в гуашь зубную пасту, чтобы краска не впитывалась в кожу и легко смывалась. ** Здесь и далее значком 0 отмечен раздаточный иллюстративный материал, данный в приложении.

Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.

Психолог предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает очки на сцинке божьей коровки.

Если дети затрудняются с ответом, психолог сам на-зывает цвет, форму и величину игрушки.

■Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!

Психолог, делая вид, что пытается поймать воображае-мого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.

Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.

Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки.

Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки. Дети вслед за психологом соединяют раскрытые ладони,

представляя, что держат воображаемого жучка.

■ Психолог рассказывает потешку и показывает движе-ния. Дети повторяют за ним.

Божья коровка, Улети на небо,

Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого!

Ритмично покачивают ладонями.

Делают взмахи перекрещенными кистями рук.

Машут кистями рук на себя. Ритмично хлопают в ладоши. Грозят указательным пальцем.

Как правило, на первом занятии многие дети не спо-собны повторить некоторые движения за взрослым (скрестить кисти рук, погрозить указательным пальцем). В этом случае мамы, воспитатель, психолог сажают малышей к себе на колени и, поддерживая их ладони, делают вместе с ними вышеописанные движения.

Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давай-те согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки.

Обучая этому дыхательному упражнению, психолог может попросить детей широко открыть рот и длитель-но произносить звук «А».

Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.

Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и вы-дохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, под-ставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

На начальном этапе освоения этого упражнения мож-но предложить детям на выдохе длительно произно-сить звук «У».

■ А теперь, ребята, давайте сами превратимся в бо-жьих коровок.

Мы вокруг себя покружились. И в божьих коровок превратились.

Божьи коровки, покажите мне ваши Головки, носики, ротики, Ручки-крылышки, ножки, животики.

Кружатся. Показывают названные части тела.

Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки полза-ют по листочкам.

Дети встают на четвереньки и ползают по полу.

Подул злой холодный ветер, перевернул жучков.

Дети переворачиваются на спину, шевелят расслаблен-ными ногами и руками.

Если психолог наблюдает у кого-то из детей напря-женные, скованные, резкие движения, то он может поглаживанием и легким встряхиванием помочь ре-бенку снять излишнее напряжение.

Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.

Дети снова встают на четвереньки и ползают.

Игра повторяется 2-3 раза.

■ - Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коро-вок в воздух, и они полетели.

Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бега-ют, плавно машут руками, жужжат.

Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! Дети бегут в объятия к психологу и воспитателю.

На детском-родительском занятии дети прячутся в объя-тиях у родителей.

Психолог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машин-ки, матрешки и т.п.) и говорит:

Ребята, божьей коровке захотелось поиграть с ваши-ми игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки.

Дети выполняют задание.

■ - Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, пока-жем ручками, какая она круглая.

Дети вслед за психологом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.

При необходимости взрослые могут взять руки детей в свои и показать им, как выполняются вращательные движения.

Дети садятся за столы. Психолог раздает краски и ли-сты с изображением божьих коровок.

Теперь нарисуем черные точки на сцинках божьих коровок.

Дети вслед за психологом обмакивают указательные пальцы в черную краску (гуашь, смешанную с зубной пас-той) и закрашивают круги на спинках божьих коровок.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне-ния проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Психолог говорит:

Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания!

На повторных занятиях можно предложить де-тям пальцем, большой кисточкой или поролоно-вым тампоном нарисовать: травку около божь-ей коровки; солнышко в верхней части листа.

Занятие 2

ЛИСТОПАД

> создание атмосферы эмоциональной безопасности;

> снятие эмоционального и мышечного напряжения;

> снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;

> развитие умения двигаться в одном ритме с другими деть-ми, подстраиваться под их темп;

> развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций;

> развитие речи, воображения, творческих способностей.

Материалы:

большой зонт;

магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с за-писью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); желтая, красная, зеленая гуашь;

лист с изображением осеннего пейзажа И я кисточка (для каждого ребенка).

Ход занятия

■ Приветствие.

■ Психолог предлагает детям посмотреть, что происхо-дит за окном. Он обращает внимание малышей на приметы осени (желтеющие деревья, опавшие листья, пасмурное небо) и говорит:

Представьте, что мы идем гулять в осенний лес.

Дети выстраиваются в колонну. Психолог говорит:

Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигать-ся дружно. Не обгоняйте друг друга.

ИДУТ ДРУГ за другом.

Бегут, стараясь

не обгонять друг друга.

Зашагали ножки: топ-топ-топ, Прямо по дорожке: топ-топ-топ. Ну-ка, веселее: топ-топ-топ, Вот как мы умеем: топ-топ-топ. Побежали ножки По ровненькой дорожке, Убегают, убегают, Только пяточки сверкают.

Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Дождик и солнышко».

Дети ходят по комнате, изображая, что собирают листья. Как только психолог включает кассету со звуками дождя или дает команду «Дождик!», - дети бегут под большой зонт, ко-торый держит кто-нибудь из взрослых, и прячутся так, чтобы веем хватило места. Психолог может барабанить пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя, слегка обрызгивать его из пульверизатора. (Детям доставляет огромное удоволь-ствие наблюдать, как с зонта скатываются капельки, подстав-лять руки, чтобы их поймать.) Шум дождя прекращается или звучит команда «Солнышко!» - дети выбегают из-под зонта.

Игра повторяется 2-3 раза.

На датско-родительском занятии дети «прячутся от дождя» под зонтами своих родителей.

Включается кассета с записью спокойной музыки. Дети берут в каждую руку по кленовому листочку. Психолог говорит:

Представьте, что вы - кленовые листочки. Пришла осень - пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют лис-точки на ветру.

Дети, изображая полет листьев, плавно движутся под музыку.

Психолог читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Листопад, листопад, Листья желтые летят, Под ногой шуршат,

Скоро станет голым сад.

Кружатся, изображая листочки. Подбрасывают листочки вверх.

Ходят по листочкам.

Ложатся на поя и слушают музыку.

Дети садятся за столы. Психолог раздает краски, кис-точки и листы с изображением осеннего пейзажа и предла-гает нарисовать летящие по небу листья. Дети, рассказывая стихотворение «Листопад», в ритм стиха прикладывают ки-сточку к листу бумаги.

Все рассматривают рисунки, психолог хвалит детей за работу.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упраж-нения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Психолог прощается со всеми до следующей встречи.

На повторных занятиях можно предложить де-тям: докрасить пальчиком (поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) осенний лист; обмакивать кленовые листья в та-релочку с краской и делать ими отпечатки на большом листе ватмана.

Занятие 3

> сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

> повышение эмоционального тонуса;

> развитие чувства ритма, координации движений;

> развитие ориентации в пространстве;

> обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;

> развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

Материалы:

большой мяч;

матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).

Ход занятия

Приветствие.

■ Психолог показывает детям большой мяч и предлага-ет определить его величину, цвет и форму. Дети выполняют задание.

Покажите рукой форму мяча.

Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеи-ми руками одновременно.

Давайте сядем вокруг мяча и расскажем про него сти-хотворение.

Все садятся вокруг мяча и кладут на него ладони. Дети повторяют за психологом стихотворение С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч» и ритмично шлепают по мячу снача-ла одной, потом другой рукой.

Психолог оказывает помощь детям, которые нерит-мично шлепают по мячу. Он кладет свою ладонь на ладошку ребенка и помогает ему скоординировать движения руки с ритмом стиха.

■ - А теперь представьте, что вы превратились в мя-чики. Катя, ты будешь мячиком какого цвета? А ты, Вова? Ит.д.

Дети рассматривают свою одежду и называют соответ-ствующие цвета.

Я буду играть с мячами - легонько шлепать вас ла-дошкой, а вы будете прыгать, как мячики.

Психолог, рассказывая стихотворение «Мой веселый звонкий мяч», поочередно кладет ладонь на голову каждого ребенка. Дети, почувствовав касание, подпрыгивают на мес-те. На слова: «не угнаться за тобой» - дети убегают от психо-лога к воспитателю (родителям). Игра повторяется - и дети убегают от воспитателя (родителей) в объятия психолога.

■ Психолог предлагает «мячам» поиграть в прятки. Он читает стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». Дети дрыгают. На слова: «не угнаться за тобой»-дети разбегают-ся по группе и прячутся. Психолог ищет детей. Найденный ребенок должен сказать, где он прятался (под столом, за крес-лом, в углу и т.п.).

Игра повторяется 2-3 раза.

■ - Ребята, вы так весело играли в прятки, что мячу тоже захотелось с вами поиграть. Закройте глаза, а мячик спрячется.

Дети закрывают глаза, психолог прячет мяч. По коман-де психолога дети открывают глаза и начинают искать мяч. Найдя, говорят, где он «прятался».

■ Психолог показывает детям матерчатый мешочек, в котором находятся маленький мячик и кубик.

В этом мешочке спрятался маленький мячик. Вам нужно найти его, не заглядывая в мешочек.

Дети поочередно отыскивают мячик на ощупь и расска-зывают, как они отличили его от кубика.

■ Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне-ния проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Психолог говорит:

Наше занятие заканчивается. Давайте скажем друг другу «спасибо» за веселую игру. До свидания!

На следующем занятии можно предложить де-тям раскрасить пальчиком (поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) полос-ки на мяче

Занятие 4

ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС

> сплочение группы, развитие эмпатии;

> развитие слухового внимания, произвольности, способно-сти быстро реагировать на инструкцию;

> снижение излишней двигательной активности;

> обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;

> развитие пространственных представлений, умения ото-бражать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;

> развитие общей моторики;

> развитие памяти, речи и воображения.

Материалы:

картина или фотография «Осенний лес»;

игрушечный ежик;

игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь;

красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каж-дого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки.

Ход занятия

Приветствие.

■ Психолог показывает детям картину, на которой изоб-ражен осенний лес. Дети рассматривают картину, называют время года, объясняют, по каким признакам они определи-ли, что изображена осень.

Психолог говорит:

Давайте представим, что мы идем на прогулку в осен-ний лес.

Дети встают друг за другом и идут по кругу.

Психолог рассказывает потешку и показывает движе-ния. Дети повторяют за ним.

По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Шагают наши ножки. По камушкам, по камушкам, По кочкам, по кочкам,

По маленьким листочкам, В ямку — бух!

Движутся обычным шагом.

Движутся большими шагами.

Выполняют прыжки с продвижением вперед.

Движутся мелкими шажками. Приседают на корточки.

С целью развития произвольного контроля за действи-ями психолог обращает внимание детей на то, что нуж-но приседать на корточки, а не просто садиться на ковер или падать на колени.

Ну вот, мы и в лесу. Нас должен встречать ежик... Где же он?

Дети находят спрятанную игрушку и говорят, где нахо-дился ежик.

Игра повторяется 2-3 раза.

■ Психолог рассматривает с детьми игрушечного ежа, предлагает его потрогать. Дети касаются ладонью игрушки, делают вид, что укололись, отдергивают руку, говорят, что ежик колючий.

Психолог предлагает детям выучить стихотворение Б. Заходера.

Что ты, еж, такой колючий?

Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки да медведи!

■ Психолог объясняет, как ежик защищается от «сво-их соседей», предлагает детям поиграть.

Дети, изображая ежиков, ползают на четвереньках по груп-пе. Когда психолог показывает игрушку (лису, волка или мед-ведя), дети должны сгруппироваться и сидеть неподвижно.

Игра повторяется 2-3 раза.

Некоторым детям сложно соблюдать условие игры: не двигаться при появлении лисы (волка, медведя) — они стремятся убежать, спрятаться. Вхождение в роль поможет преодолеть импульсивность. Детям напоми-нают, что ежи не умеют бегать, как зайцы, не умеют лазить по деревьям, как белки, — но у них есть надеж-ное укрытие — иголки.

Психолог говорит: -

Ежик собрал в лесу кленовые листочки. Он просит вас помочь ему правильно разложить листочки по корзинкам.

Психолог дает каждому ребенку набор кленовых листь-ев, выставляет три корзинки - красную, желтую и зелёную. Дети раскладывают листья по корзинкам соответствующего цвета.

.♦. Психолог предлагает спеть ежику песенку.

Выбирается ребенок, который будет изображать ежа. Он садится и обхватывает руками колени (или ложится и свора-чивается калачиком). Психолог и остальные дети встают вок-руг него и поют песенку.

Шли по лесу не спеша.

Вдруг увидели ежа.

Ежик, ежик, — мы друзья,

Дай погладить нам тебя. ,

Все наклоняются и ласково прикасаются к «ежику».

Игра повторяется 2-3 раза.

Чтобы каждый ребенок побывал в роли ежа, можно предложить сесть в центр круга сразу нескольким де-

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне-ния проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Все прощаются до следующей встречи.

На повторных занятиях можно предложить де-тям: дорисовать (пальчиком, кисточкой, ка-рандашом) иголки у ежика 0;разложить по корзинкам сыроежки или цветы, вырезанные из красного, желтого и зеленого картона.

Занятие 5

ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА

> развитие умения согласовывать свои действия с действи-ями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;

> закрепление знаний детей о принадлежности к полу (де-вочка - мальчик);

> закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);

> развитие общей и мелкой моторики;

> развитие восприятия, речи и воображения.

Материалы: игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»;

игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой;

бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки);

обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего

мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка).

Ход занятия

■ Приветствие.

■ Психолог говорит:

Ребята, к нам в гости едет веселый Петрушка.

Раздается « гудок паровоза» и в групповую комнату вхо-дит воспитатель, который везет куклу на игрушечном паро-возике.

«Петрушка» обращается к детям*:

■ - Здравствуйте, дети! Я - веселая игрушка, а зовут меня... .

Дети хором произносят: «Петрушка!»

Правильно, угадали! Наверное, вы меня ждали? Ну, тогда давайте играть и веселиться! Кто хочет на моем паровозе прокатиться?

■ Дети встают друг за другом, берутся одной рукой за ленту, привязанную к паровозику, дружно шагают и поют песенку.

Паровоз, паровоз, маленький блестящий,

Он вагоны повез,будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Плюшевые мишки, зайки пушистые,

Кошки да мартышки!

■ Вот мы и приехали в страну игр и развлечений! Вставайте в круг. Давайте поиграем с нашими ручками и ножками. Ой, а где же ваши ручки? Спрятались?

Психолог и «Петрушка» поют песенку и показывают движения. Дети повторяют за ними.

Где же, где же наши ручки?

Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек!

Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки!

Пляшут, пляшут наши ручки! Пляшут наши ручки!

Где же, где же наши ножки?

Где же наши ножки?

Где же, где же наши ножки?

Нету наших ножек!

Вот, вот наши ножки! Вот наши ножки!

Пляшут, пляшут наши ножки! Пляшут наши ножки!

Где же, где же наши детки? Где же наши дет^.и? Где же, где же наши детки? Нету наших деток!

Вот, вот наши детки! Вот наши детки!

Пляшут, пляшут наши детки! Пляшут наши детки!

Прячут руки за спину.

Поворачивают ладошки тыльной стороной вверх-вниз.

Ритмично машут ладошками перед собой.

Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга.

Садятся на корточки.

Ритмично хлопают ладошками по ногам.

Ритмично топают ногами.

Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга.

Прячут лицо в ладошки.

Открывают лицо, улыбаются, покачивают головой.

Пританцовывая, поворачи-ваются вокруг себя.

Ура! Нашлись наши детки! Вам мои игры еще не на-доели? Тогда всё на карусели! А у вас есть билеты? Получи-те: девочки-желтые, мальчики — синие.

«Петрушка» раздает детям «билеты». Девочки получа-ют желтые прищепки, а мальчики - синие. Дети самостоя-тельно прикрепляют прищепки на одежду. «Петрушка» об-ращается к каждому из детей с вопросами: «Какого цвета у тебя билет? Почему?»

Дети отвечают:

У меня желтый билетик, потому что я девочка.

— У меня синий билетик, потому что я мальчик. «Петрушка» показывает «карусель» (обруч с желтыми

и синими лентами), предлагает детям подойти к тем лентам, которые совпадают по цвету с их «билетиками». Дети выби-рают себе ленты и называют их цвет.

Дети, взявшись за ленты, встают в круг. Психолог и «Петрушка» рассказывают потешку и показывают движе-ния. Дети повторяют за ними.

Еле-еле, еле-еле,

завертелись карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз, два, раз, два!

Закружилась голова!

Идут медленно. Идут быстрее. Бегут.

Переходят на шаг. Останавливаются.

Берутся руками за голову, наклоняют голову вправо-влево.

Делают вращательные движения головой.

Игра повторяется 2-3 раза. Чтобы у детей не закружи-лась голова, направление каждый раз меняется на противо-положное.

При отсутствии обруча и разноцветных лент можно предложить детям встать в круг и взяться за руки.

Ребята, вы так весело катались на карусели, иг-рали, что вашим игрушкам тоже захотелось поиграть.

Дети выбирают себе игрушки и подходят к психологу.

Психолог и «Петрушка» рассказывают потешку и пока-зывают движения. Дети повторяют за ними.

Прыгай, прыгай веселей!

Прыгай, прыгай побыстрей!

Вверх, вниз, вверх, вниз!

И немного покружись!

Прыгают с игрушками в руках.

Поднимают игрушку над головой, приседают, ставят игрушку на пол.

Вытягивают руки с игруш-кой вперед и кружатся на месте.

Игра повторяется 2-3 раза.

Раз дается « гудок паровоза ».

Ребята, паровозик говорит; что нам пора возвращать-ся. Садитесь быстрее в вагончики. Поехали!

Дети берутся за ленту, привязанную к паровозику, друж-но идут и подпевают «Петрушке».

Вот какой паровоз к празднику купили,

Вот какой паровоз детям подарили.

Катится, катится дальняя дорога!

Вдоль нашей комнаты, прямо до порога.

■ Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне-ния проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось. .

Психолог и дети благодарят «Петрушку» и паровозик за путешествие и игры. Все прощаются до следующей встречи. Петрушка уезжает,

На повторных занятиях детям предлагается; раскрасить (пальчиком, поролоновым там-поном, кисточкой, карандашом) круги на одежде Петрушки покататься на кару-сели» с зелеными и красными лентами, взяв "билеты» соответствующего цвета.

Занятие 6

НОВЫЙ ГОД

>создание положительного эмоционального настроя в группе;

> отработка умения согласовывать свои движения с движе-ниями других детей, с ритмом и текстом песни;

> отработка быстроты реакции;

> развитие общей и мелкой моторики, ориентации в соб-ственном теле;

> развитие тактильного восприятия, внимания, речи и во-ображения,

Материалы:

игрушечный Дед Мороз;

новогодняя елка;

пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой;

краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой;

лист с изображением новогодней елочки (для каждого ребенка);

матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для де-тей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленьки-ми игрушками и т.п.).

Приветствие.

Ход занятия

■ Психолог показывает детям игрушечного Деда Мороза.

«Дед Мороз» здоровается с детьми, спрашивает, как их зовут.

Психолог говорит:

Сейчас, Дедушка Мороз, мы познакомим тебя со все-ми детьми.

Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом. Пси-холог проговаривает рифмовку.

В нашей группе,

в нашей группе

Много маленьких ребят. Все на стульчиках сидят. А у нас есть...

Все ритмично хлопают в ладоши.

Психолог показывает на ребенка, все хором называют его имя.

■ «Дед Мороз» спрашивает детей, знают ли они, какое сейчас время года, какой праздник скоро будут отмечать. Дети отвечают на вопросы. «Дед Мороз» хвалит ребят, пред-лагает потанцевать вокруг елочки. Все встают в круг.

Дети по лесу гуляли,

любовалися на ель,

Какая ель, какая ель, Какие шишечки на ней.

Топни ножкой: топ-топ-топ, А в ладошки: хлоп-хлоп-хлоп. Шаг туда и шаг сюда, Повернись вокруг себя.

Идут вокруг елки. Поднимают руки вверх.

Выполняют кистями рук движение «фонарики».

Ритмично топают ногами. Ритмично хлопают в ладоши. Делают шаги вперед-назад. Кружатся на месте.

Цели:

Оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях.

Создание благоприятных условий адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников.

Создание положительного эмоционального фона;

Развитие двигательной сферы;

Воспитание умения действовать в соответствии с инструкцией логопеда.

Задачи:

Коррекционные:

Формирование фонематического восприятия;

Развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений;

Формирование правильного артикуляционного уклада

Оборудование: молоточек, бубен, погремушка, колокольчик, колючие мячики разного цвета, карандаши, коврики по количеству детей

1. Оргмомент

Логопед: - Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. (гости- это родители. Дети входят под весёлую детскую песню)

Дети: - Рады, рады мы гостям, приходите в гости к нам!!!

Логопед: Ребята, повернулись все ко мне:

Наши ушки внимательно слушают (помассировать ушки),

Наши глазки внимательно смотрят (прикрыть глазки и сделать поглаживающие движения век подушечками пальцев),

Наши пальчики двигаются (сжать пальчики в кулачок и разжать),

Наш непослушный язычок трудится (приоткрыть ротик и пошевелить язычком вправо-влево). Молодцы, ребята! Давайте с вами поиграем!

2. Д/игра «Угадай, что звучит?»

Оборудование: молоточек, бубен, погремушка, колокольчик.
Логопед показывает игрушечный бубен, погремушку, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда ребёнок запомнит названия предметов, предлагаем послушать, как они звучат: играем на бубне, звеним колокольчиком, погремушкой, стучим молоточком по столу; при этом еще раз называем игрушки. Потом прячем руки за спину и воспроизводим звучание указанных предметов.

Логопед: «Что звучит?»

Дети отвечают, отчетливо проговаривая название звучащего предмета.

Настя: Молоточек!

Петя: Бубен!

3. «Поиграем с пальчиками». Пальчиковая гимнастика.

Разогреем наши ручки, возьмём мячики в ручки и раскатаем, вот так! Стараемся! (у каждого ребёнка в руках колючие мячики-ёжики, которые они катают по ладошкам- самомассаж пальчиков). А теперь положили свои ладошки на щёчки… Разогрелись ладошки? Тёплые? Молодцы!

Считалочка:

Логопед, дети:

Этот пальчик большой, он весёлый и смешной (трём по очереди каждый пальчик, дети вслед за логопедом повторяют стихотворные строки движения пальчиков );

этот пальчик указательный, он очень внимательный;

этот пальчик средний, не первый, не последний

этот пальчик безымянный, он не любит кашки манной;

этот пальчик мизинчик, любит бегать в магазинчик

Пальчиковая гимнастика

Гусь

Гусь гогочет, гусь гогочет,

Укусить кого-то хочет.

Замок

На двери висит замок (соединить пальцы обеих рук в замок); пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны ).

Кто его открыть бы смог? (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга )

Постучали, покрутили, повертели и …( сцепленные руки в запястьях; пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны, покрутить)

Открыли!!! (расцепить пальцы).

Карандаши

Вот в руках у малышей

Пять цветных карандашей,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем вместе рисовать!

Д/и «Волшебная крупа»

Логопед: Ребята, давайте с вами пальчиками порисуем, но не красками, а на манной крупе, как на песочке.

Дети рисуют на манной крупе: солнышко, листочки, кружочки, проговаривая свой рисунок: «Я рисую солнышко, а ты?»

4. Физкультминутка.

Головой мы покиваем,

Носиками помотаем,

И зубами постучим,

И немножко помолчим ТСССС!

Ручками похлопаем,

Хлоп, хлоп, хлоп!

Ножками потопаем,

Топ, топ, топ!

5. Артикуляционная гимнастика для язычка

Логопед: А теперь, дорогие гости, вам покажем как ребята умеют делать гимнастику для язычка (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):

Дети, сидя на стульчиках перед зеркалом, делают гимнастику для язычка.

1. "ЧАСИКИ" - вправо-влево.

2. "БОЛТУШКА" - движения языком вперед-назад.

3. "КАЧЕЛИ" - вверх-вниз.

4. "КРУЖОЧКИ" - круговые движения языком.

5. "ЛОШАДКА" - цоканье (щелканье) языком.

6. "ЛОПАТКА" - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.

7. "ИГОЛОЧКА" - узкий, напряженный язык высунут вперед.

8. "ЖЕЛОБОК" - высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

9. "ГРИБОК" - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам.

10. "ЧАШЕЧКА" - широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе.

11. "НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК" - покусывание кончика широкого языка ("ЛОПАТКА"), губы при этом в улыбке.

Логопед: Закончили, вытерли губки салфетками, зеркала положили на стол. Молодцы ребята, вы очень старались!

6. Дыхательная гимнастика

Логопед: А сейчас мы отдохнём. Для этого мы ляжем на коврики, на животики положим листочки, которые подарила нам осень. Покажем всем, как мы умеем правильно дышать (звучит спокойная, релакс-музыка).

Дышим, дышим мы легко,

Вот так, вот так!

1. Сделать вдох через нос, руки через стороны поднять вверх, на выдохе- опустить руки вниз, одновременно произнести (пропеть) гласные звуки:

а) АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ…

б) АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОИА..

2. Сделать вдох через нос, руки через стороны поднять вверх, на выдохе - опустить руки вниз, одновременно произнести (пропеть) слоговые цепочки:

а) ФА-ФА, ХА-ХА…

б) ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА.

7. Итог занятия. Все дети получают поощрительные сладкие призы.

Список использованной литературы:

1. В.В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. М. Изд-во Гном, 2001

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Центр развития ребенка детский сад «Радуга»

Д. Николаевка МР Уфимский район

Республика Башкортостан

«В гости котик к нам пришёл» адаптационное занятие в группе раннего возраста

Подготовила и провела:

педагог-психолог Капельман ОЮ

Ноябрь 2015г.

Задачи:

Помощь в адаптации детей к новым условиям и ритму занятия;

Пробуждать интерес ребёнка к жизни детского сада;

Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве;

Оборудование: мягкая игрушка –кот; игрушка- мышка; фольга; сундучок; муз запись-звуки; мягкие подушечки для релаксации; бабочка –дых. упражнения «Весёлый дождик»; манная крупа на разносе.

Ход занятия

Приветствие: «

Здравствуйте щёчки плюх-плюх-плюх;

Здравствуйте глазки миг-миг-миг;

Здравствуйте губки чмок-чмок-чмок;

Здравствуй мой носик бип-бип-бип;

Здравствуйте детишки раз, два, три;

Девчоночки и мальчишечки; (все обнимемся)

Педагог: предлагает погладить котёнка. «Какая у него мягкая шёрстка, есть хвостик, глазки, язычок, лапки, коготки. Его зовут Барсик.

А что котик любит кушать? (молоко)

Покажите, как он лакает!

(дети и педагог показывают)

«Вот как! Вот как!

Игра «Прятки»-котик просит спрятать глазки, носик, ротик, ушки ищет «Где же ваши…ушки…глазки…»Вот, вот, вот они!

Педагог: Давайте покажем «Игры с эмоциями»

Показ карточки- котик кричит (дети изображают)

Показ карточки- котик выпускает коготки (дети изображают).

Показ карточки- котик подмигивает (дети изображают).

Показ карточки –котик плачет (дети изображают).

Педагог предлагает детям встать на четвереньки и показать, как ходят котятки. (спинку прогибаем…

Дети выполняют движение.

Шуршание в коробочке.

Педагог-психолог: Показ «коробочка»(открывает)

Кто здесь живёт? (показывает маленькую мышку и бумагу фольга)

Педагог : Как пищит мышка?

Дети «Пи-пи-пи»

Педагог : «Мышка очень нравиться играть с бумагой.

Педагог:

«Мнём, мнём и катаем. Нашей мышке мы подарим. Будет мышка играть, наши шарики догонять!

Педагог: Котик Барсикприглашает всех ребяток на прогулку.

Игра «Наденем мы на ножки красивые сапожки,(ходьба по кругу)

Пойдут наши ножки по узенькой дорожке,

По дорожке мы шагаем и селедочки оставляем!

Дети вместе с педагогом подходят к столу и рисуют пальчиками на манной. Игра «Мы шагаем, мы шагаем и след очки оставляем».

Намочил котёнок лапки,

Он пошёл гулять босой.

Не нашёл себе он тапки

И скорей бежит домой.

Бабочка лети, лети, лети!

На головке (на плече и т. д.)

Отдохни!

Вот и пришло время прощаться. Котик Барсик говорит вам До свидания! Спасибо!

А бабочка полетит и проводит вас в группу.

Приветствие: « Здравствуйте ручки хлоп-хлоп- хлоп,

Здравствуйте ножки топ-топ-топ;

Упражнение на дыхание «Дует, дует ветер»

Педагог: Игра « Мы знакомимся ». Голос котёнка (муз запись).

Мяу, здравствуйте, ребята! Кто это к нам пришёл! (котёнок)

Котёнок здоровается с каждым ребёнком: протягивает лапку и называет по имени детей.

Педагог : «Мышке очень нравиться играть с бумагой.

Педагог: А сейчас мы сделаем комочки.

«Мнём, мнём и катаем. Нашей мышке мы подарим.

Будет мышка играть, наши шарики догонять!

Дети вместе с педагогом подходят к столу и рисуют пальчиками на манной крупе Игра «Мы шагаем, мы шагаем и следочки оставляем».

Педагог: Посмотрите ка ребята, пока мы рисовали, к нам прилетела бабочка. Какого она цвета?

Бабочка лети, лети, лети!

На голове (на плече и т. д.)

Отдохни!

Работа с детьми!

Работа с детьми и родителями !

Работа с родителями!

Работа с педагогами!

Важно в работу каждого ДОУ включать не только физкультурно-оздоровительные технологии, но и методы, направленные на повышение эмоционального настроя. Для этих целей может использоваться музыка.

Музыкальное воздействие позволяет снять напряжение, улучшить настроение детей, дать им заряд бодрости.

Положительно влияет и сказкотерапия . Сказки используются в терапевтических, психологических и развивающих целях.

Изо терапия. Рисование пальчиками или ладошками способно отвлечь ребенка, вызвать у него радость, снять напряжение, преодолеть страх и неуверенность.

Арттехнологиииспользуемые в детских садах, благотворно влияют на малышей. Они основаны на восприятии различных цветов и их влиянии на состояние психики детей. Если в ДОУ будут использоваться все описанные методы здоровье сбережения малышей, то можно быть уверенным, что дети станут здоровее, увереннее в себе, спокойнее.

В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области “Здоровье” направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни.

В процессе коррекционной работы педагога- психолога возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Поэтому одной из главнейших задач – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его. Здоровье сберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья.

К технологиям, направленным на сохранение здоровья и его стимулирование, относят различные подвижные игры, в том числе и спортивные, гимнастику, разминку для пальцев, глаз, дыхания, использование дорожек здоровья.

    Самомассаж

    Артикуляционная гимнастика

    Дыхательная гимнастика

    Зрительная гимнастика

    Общая и пальчиковая моторика

    Псих гимнастика

    Релаксация

Валентина Варламова Николаевна
Занятие в период адаптации для детей раннего возраста

Занятие № 1 в период адаптации детей .

Цели : Создать у детей доброе , радостное настроение, положительный настрой, чтобы детки, приходящие в группу не чувствовали себя не комфортно.

Материалы и оборудования :

Кукла-Петрушка, колокольчик, альбомный лист бумаги сложенный пополам : на первой стороне листа нарисована погремушка с вырезанным кружочком, кисточки и гуашь на каждого ребёнка, бейджик с именем ребёнка, по две погремушки на каждого ребёнка.

Использование музыкального сопровождения Е. и С. Железновы «Погремушка» , «Пляска-приглашение» .

Ход занятия.

Дети с родителями входят в группу. У детей на груди бейджик с его именем.

Воспитатель приветствует каждого входящего ребенка словами :

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

(Ванечка) – хороший,

(Ванечка) пригожий!

(и так встречает каждого ребёнка)

Дети осваиваются в группе вместе со своими мамами.

Затем воспитатель, чтобы привлечь внимание детей и их родителей , звенит в колокольчик и так же предлагает ребенку позвонить в большой колокольчик. (желающие дети звенят в колокольчик)

Встаём в хоровод.

Ну – ка, все встали в круг

За руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять

Ручками махать

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться

Повторять, не зевать, всё запоминать.

Воспитатель вносит Петрушку и спрашивает : «Кто это?

Дети : Петрушка.

Воспитатель говорит за Петрушку :

Петрушка - веселая игрушка.

Меня все знают.

Я Петрушка

Всегда со мною погремушка.

Погремушки я раздам

Моим маленьким друзьям.

Вот какая звонкая игрушка погремушка.

Игра с погремушкой.

Воспитатель : Погремушка звенит, всех ребяток веселит. Давайте поиграем с погремушками. Погремушки сожмём в кулачках, руки вытянем перед собой, будем поднимать руки над головой, вставать на носочки и трести погремушками на верху, а потом наклоняться вниз и трести погремушками у пола.

Вверх поднялись : раз, два, три…

Вниз опустились : раз, два, три…

Наверх : раз, два, три…

Вниз : раз, два, три…

(без слов…

(без слов…

Воспитатель : Молодцы ребятки, а теперь давайте нарисуем погремушки. А Петрушка посмотрит на вас, как вы умеете рисовать.

ИЗО деятельность. Рисование : «Погремушка» .

(детям раздаётся альбомный лист бумаги сложенный пополам. На первой стороне листа нарисована погремушка с вырезанным кружочком. Необходимо детям кисточкой закрасить полностью следующий лист бумаги одним цветом, какой выберет ребёнок. Дети садятся вместе с мамами и рисуют)

Петрука рассматривает рисунки детей и хвалит их и предлагает им встать в хоровод.

Встаём в хоровод. «Прощание»

Ну - ка все встали в круг

За руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять

Ручками махать

Целый час мы занимались и немножко баловались

А теперь детвора всем домой пора!

Говорится о том, что такое адаптация. Уточняются ее степени. Даются рекомендации по более успешной адаптации ребенка к ДОУ. Приводится конспект занятия в период адаптации. Приводится деловая игра для воспитателей по теме "адаптация"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в период адаптации в группе раннего возраста

«Манечка в гостях у детей».

Цель: закрепить название предметов групповой комнаты и их размещение. Формировать активный словарь: игровой уголок, стол и стул, шкаф, игрушки. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Побуждать детей повторять за воспитателем отдельные слова, фразы и отвечать на вопросы.

Материал: игрушечный персонаж – кукла Манечка.

Конспект.

Раздается стук в дверь и входит кукла Манечка. Она поочередно здоровается с каждым ребенком:

Меня зовут Манечка. А тебя как зовут?

После этого Манечка просит детей показать ей группу.

Воспитатель вместе с детьми и куклой Манечкой обходит групповую комнату:

Ребята, давайте покажем Манечке, где должны хранится кубики, машины, куклы и другие игрушки.

Дети показывают определенные места, а воспитатель помогает детям в словесном объяснении:

Манечка, в этой коробке мы храним… Что дети? (Кубики).

Андрюша, скажи Манечке: «Кубики мы храним в коробке».

Манечка, на нижнюю полку мы ставим наши… Что дети? (Машины).

Сергей, скажи Манечке: «Машины мы ставим на нижнюю полку» и т.д.

Ребята, давайте покажем Манечке, где можно играть с этими предметами.

С машина ми, Манечка, можно играть… Где, дети? (На ковре).

Витя, скажи Манечке: «С машинами можно играть на ковре».

С куклами, Манечка, можно играть… Где, дети? (В кукольном домике).

Скажи, Светочка, Манечке: «С куклами можно играть в кукольном домике» и т.д.

Ребята, давайте покажем Манечке, где наши дети будут спать.

Ребята, давайте покажем Манечке, где наши дети будут кушать.

В процессе НОД можно провести дидактическую игру «Где игрушки живут?»

Воспитатель: «Дети, посмотрите, где живут наши игрушки? Машинки стоят на полочке, кубики лежат в коробке, куклы сидят на диване, мячики лежат в корзинке». Детям предлагается выбрать игрушки для игры на свое усмотрение и поиграть с ними. После игры воспитатель говорит: «А теперь, дети, давайте положим каждую игрушку в свой домик. Давайте вспомним, какая игрушка, где живет?»

Предварительный просмотр:

«В детский сад с радостью»

Деловая игра для воспитателей групп раннего возраста.

Изменяется жизнь, изменяется и сам человек. И ведет в детский сад нового, современного ребенка. Как грамотно построить систему работы со всеми участниками образовательного процесса на этапе адаптации, вы узнаете нашей деловой игре.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

выявить проблемы адаптации современных детей к условиям детского дошкольного учреждения;

обобщить представления о традиционных и инновационных формах работы с участниками образовательного процесса (детьми, семьями и педагогами) на этапе адаптации;

разработать и представить систему работы в дошкольном учреждении в адаптационный период в качестве практического руководства;

развивать у педагогов потребность в самосовершенствовании, побуждать к активной творческой деятельности.

ХОД РАБОТЫ:

1ЭТАП – Приветствие (Знакомство).

Ведущие представляются группе и переходят к совместной работе.

Мы рады приветствовать участников секции и в самом начале предлагаем упражнение «Приветствие», которое поможет нам познакомиться и узнать, какой город и образовательное учреждение Вы представляете.

2 ЭТАП – Работа с определением «Адаптация».

Уважаемые коллеги, все мы знакомы с таким важным термином, как адаптация. Понятие адаптация многоаспектно. Существуют разные его определения.

И для того, чтобы обобщить наши знания, предлагаем вам подобрать подходящие слова и выражения, и составить определение «Адаптация», из предложенных слов и фраз. (Осуществляется совместная работа в подгруппах: каждая минигруппа находит на своих столах слова, из которых составит свое определение).

Идёт обсуждение получившихся вариантов.

/ Адаптация – процесс приспособления человека (ребенка) к новой для него среде, или изменившимся условиям.

Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой.

Н.М. Аксарина, основываясь на учении И.П.Павлова, характеризует адаптацию, как установление наиболее правильных отношений между организмом и внешней средой. /

3 ЭТАП - «Современный малыш»

Человек вынужден в течение всей жизни приспосабливаться к её изменяющимся условиям. Изменяется жизнь, изменяется и сам человек. И ведет к нам в детский сад нового, современного ребёнка.

Какой он, современный малыш 2-3 лет? Ваши варианты ответов: более шустрый, ухудшается группа здоровья ……

Современный ребенок, по мнению психологов,- это очень

Информированный, раскованный, в тоже время большое количество детей тревожных, неуверенных в себе, это гиперактивный, агрессивный ребенок, ребенок с ослабленным здоровьем, ребенок с младенчества осваивающий технические новинки.

Интересные данные, приводятся Институтом социологии РАН, которые говорят о приобщении детей к ТВ с младенчества. 60% родителей проводят досуг с ребенком перед ТВ, у каждого 10 ребенка все свободное время проходит у ТВ.

Вот такие неутешительные данные приводят наши социологи

Человек вынужден в течение всей жизни приспосабливаться к её изменяющимся условиям. Изменяется жизнь, изменяется и сам человек. И ведет к нам в детский сад нового, современного ребёнка

4ЭТАП – Деловая игра

С целью успешной адаптации детей важно грамотно спланировать систему работы со всеми участниками образовательного процесса, что мы с вами сейчас попробуем сделать в рамках деловой игры.

В процессе адаптации современного ребёнка к ДОУ важную роль играют все участники воспитательного процесса: дети, родители, воспитатели и психологи. Сейчас мы предлагаем превратиться в участников адаптационного процесса. А именно в «воспитателей», «детей» и «родителей». Все присутствующие принимают предложенные им роли и приступают к процессу работы в своей группе.

1) Анализ ситуаций.

Участникам предлагается ряд заготовленных ситуаций, связанных с адаптационным периодом современного ребёнка. Каждый стол должен, соответственно своей роли, выстроить верный алгоритм действий, опираясь не только на предложенные определения, но и добавляя собственные варианты действий в данной ситуации.

Обсуждение и рефлексия получившихся результатов.

2) Работа в группах по вопросу: «Проблемы и запросы родителей, воспитателей и с целью успешной адаптации детей».

–Первый вопрос, который хотелось бы обсудить -

ЧТО МЕШАЕТ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИЙ? КАКИЕ НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВСТРЕЧАЮТСЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ? Выступления представителей групп.

Обобщение:

Современные психологи считают, что основными факторами, влияющими на процесс адаптации являются:

Факторы, связанные с физическим состоянием ребенка.

Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он легче справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, значительно большие трудности в яслях.

Фактор – возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к близким и возникающим на этой основе невротическими формами поведения. Мы знаем, что критическим возрастом для привыкания ребенка к детскому саду является первое полугодие второго года жизни. К этому возрасту у ребенка сформированы разнообразные привычки, а умения, самостоятельность и речь еще несовершенны. Поэтому жизнь малыша тесно связана с окружающими его взрослыми, разлуку с которыми он переносит крайне болезненно.

Степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности. Обычно процесс адаптации протекает более благополучно у малыша, владеющего навыками ситуативно-делового общения. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в дошкольное учреждение, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так, как он владеет необходимыми для этого средствами.

Большое влияние на течение адаптации оказывает отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к детскому саду часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

3)Работа в группах по вопросу: «Мероприятия, формы работы и предложения для успешной адаптации с позиции родителей, воспитателей, детей». Выступления представителей групп.

Обобщение:

Психологи считают, что для облегчения адаптационного периода необходимо:

Предварительное знакомство воспитателя с ребенком и родителями;

Прежде всего, воспитателю нужно хорошо осознавать необходимость совместной работы с родителями, которая должна начинаться до прихода ребенка в ясли. Воспитателю следует познакомиться с родителями, наладить контакт с малышом. Данную встречу можно организовать на территории детского учреждения. Главное – это заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание еще раз прийти в детский сад, предупредить появление страха перед посторонними людьми и новой средой.

Перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение следует обсудить с родителями ряд проблем: узнать распорядок дня ребенка, познакомить с распорядком дня в яслях. Обратить внимание родителей на то, чтобы они поощряли в ребенке стремление к самостоятельности, поддерживали желание самому есть, одеваться, приучали к элементарным навыкам самообслуживания. Необходимо выяснить, как ребенок относится к посторонним взрослым, умеет ли общаться с другими детьми. Если есть трудности в этой сфере, посоветовать родителям чаще водить его на детские площадки, приглашать в гости сверстников.

Участие матери в процессе адаптации. Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе;

Педагог-профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малышей. Он может предложить:

Игры с песком и водой(дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок);

Монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);

Сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку-пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка);

Рисование фломастерами, маркерами, красками;

Слушание негромкой, спокойной музыки («Утро»Грига, «Король гномов»Шуберта, «Мелодия»Глюка);

Основная задача игр в этот период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Определение психологической готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в беседе и процессе анкетирования можно узнать о характерных особенностях ребенка, интересах, склонностях, и сделать прогноз готовности его к поступлению в дошкольное учреждение.

Построение взаимодействия в триаде «ребенок – родитель - педагог».. Это ведет к качественному изменению процесса адаптации ребенка к условиям образовательного учреждения и построению единого ценностного образовательного пространства в системе взаимодействия семьи и детского сада.

6 ЭТАП – Обобщение опыта работы.

Подведение итогов работы в группах.

Мы объединили результаты групповой работы в примерной программе « В детский сад с радостью» в электронном виде. На основе этих материалов вы можете разработать систему организации адаптационного периода для конкретного дошкольного учреждения с учетом специфики работы.

(Вручаем каждому из участников разработку получившейся системы адаптационных мероприятий…)

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду»

Цель: знакомство с родителями своих будущих воспитанников, распространение педагогического опыта, знаний среди родителей.

Задачи: создать условия для знакомства родителей друг с другом, рассказать родителям об адаптации малыша к детскому саду, настроить родителей на доброжелательные отношения, на непринуждённое общение.

Ход родительского собрания.

Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей встрече, на первом родительском собрании. Сегодня мы собрались, чтобы познакомится с вами, а также обсудить важную проблему адаптации ребёнка к детскому саду. Для начала давайте познакомимся. Встаньте, пожалуйста, в круг. Берём в руки игрушку и рассказываем о себе. Например, я Горчакова Юлия Алексеевна, воспитатель младшей разновозрастной группы. (Вы сообщаете, чья вы мама или чей папа, и какая ваша семья). Моя семья очень дружная, спортивная, весёлая, умная и так далее.

Игра в кругу «Знакомство».

Очень приятно с вами познакомиться! А сейчас присаживайтесь на свои места, перед вами лежат материалы для творчества. Ваша задача за 5 минут представить свою семью; нарисовать, либо сделать аппликацию, при помощи которой вы расскажете о вашей семье немного: буквально два - три предложения.

Творческая мастерская «Представление семьи».

Беседа об адаптации.

Как вы думаете, что такое адаптация? Что вы знаете о периоде адаптации?

Рассуждения родителей «Как облегчить адаптацию малыша».

Я хочу рассказать вам немного подробнее об этой проблеме.

Поступление малыша в детский сад- это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Наша с вами задача сделать так, чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно. Показ презентации.

Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Существует три типа адаптации. Кому адаптироваться легче?

Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события (это заключается в том, родители читали сказочные истории про детский сад, гуляли возле сада…)

Детям, физически здоровым, не имеющим хронических заболеваний.

Детям, имеющим навыки самостоятельности.

Детям, чей режим близок к режиму сада (это режим дня, сон, питание).

Детям, чей рацион питания приближен к саду.

Призовите на помощь сказку или игру.

Вы можете придумать сказку о том, как мишка пошел в сад. Как ему там понравилось, сначала было неуютно и немного страшно, но он подружился с детьми и воспитателем. Эту сказку вы можете проиграть с игрушками. И в ней ключевым моментом является возвращение мамы за ребёнком.

Конкурс для родителей на лучшую сказку для ребёнка.

(Родителям даётся 5 минут, чтобы написать короткую сказку. Затем каждый зачитывает свою сказку, по итогам конкурса все родители получают небольшие призы: пластилин, фломастеры, альбомы, а также памятки по проблеме адаптации).

Предлагаю вам поиграть в мою сказку. Распределение ролей: денёк, солнышко, два облачка, мама Медведица, Мишутка, солнечный лучик, воспитательница, два - три ребёнка. Театрализация сказки «Мишка в детском саду». (Читаю текст, родители по ролям изображают описанные действия).

Стоял тёплый летний денёк. Светило яркое солнышко, на небе играли в догонялки весёлые облака. Маленький озорной лучик заглянул в детскую Мишутки, погладил его по голове, по щёчке, а потом как защекочет! Проснулся Мишка, потянулся, тут и мама Медведица пришла: «Доброе утро, сыночек!»

Мама помогла Мишутке одеть приготовленную с вечера одежду, покормила лёгким завтраком и сказала, что сегодня Мишке предстоит пойти в детский сад.

Медвежонок знал, что это такое, мама давно рассказывала ему о садике, они даже вместе ходили посмотреть, где он находится, гуляли на площадке вместе с другими детишками, поэтому Миша особо не расстроился, даже наоборот, ему захотелось быстрее попасть в этот удивительный, яркий мир.

Но как только Мишутка вошёл в садик, он почувствовал, что мама волнуется, и его посетило какое - то странное тревожное чувство. Медведица поцеловала Мишку, сказала, что скоро вернётся, а потом как - то очень быстро исчезла.

Малыш растерялся, ему сразу захотелось заплакать, но тут к нему подошла очень милая и добрая тётенька. Она пригласила его посмотреть игрушки и даже разрешила поиграть с ними. Мишутка снова растерялся. Столько ярких и красивых игрушек было на полках! И новый конструктор, такого даже дома у Миши не было! И заводной паровозик, и много разных машинок, а ещё кубики, посудка.... Мишке хотелось потрогать все - все. Вокруг ходили незнакомые ребятки и немного отвлекали Мишутку, но всё та же тётенька погладила малыша по голове и дала ему много ярких карандашей и альбом. Как же весело было рисовать с ней солнышко и травку, и тучки на небе!

За окном заплакал дождик. Мише тоже вдруг стало тоскливо, и он тоже захотел заплакать, но тут тётенька взяла его на руки, посадила на колени и стала читать весёлую книжку. Какие же разноцветные картинки были в ней, а как интересно читала милая тётя, меняла голоса, пела песенки. С ней совсем было не страшно, даже хорошо. Она всё больше нравилась Мишутке, на её кофточке были красивые пуговки, а ещё тётенька всё время улыбалась. «Оказывается, это воспитательница, так другая тётя сказала, какое трудное слово...» - подумал Мишка. Ему было легче назвать её мамой, тем более она такая же хорошая, как и мама. При мысли о маме, на глаза Мишутки навернулись слёзки.

Воспитательница спросила: «Что же ты, Мишенька?» и повела его мыть ручки, а потом усадила за стол. Какая вкусная оказалась каша! Потом было совсем некогда скучать. Вместе со всеми ребятками мишка танцевал, строил длинный заборчик для лошадки, потом гулял, качался на качелях. И всё время рядом была его вторая мама, которая помогала залезть, слезть, встать. Мишутка почувствовал, что устал. Воспитательница повела всех в садик мыть ручки. Потом был очень вкусный обед. А как же захотелось спать! Тут же воспитательница уложила Мишку в мягкую кроватку и погладила по голове. Глазки сами стали закрываться, а когда Мишка проснулся, у дверей его уже ждала мама. И всё было хорошо, Мишутка подумал, что ещё обязательно придёт в свой новый дом, чтобы поиграть со своими новыми друзьями.

Вот и сказочке конец, а какие талантливые собрались здесь актёры!

Продолжим нашу беседу. Признаки готовности ребёнка к детскому саду.

Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются утром при расставании. Долгие прощания и уговоры с обеспокоенным выражением лица вызовут у ребёнка тревогу. Запомните, дети успокаиваются чаще всего сразу после того, как родители исчезают из поля зрения.

Вот несколько советов.

И дома и в саду говорите с малышом уверенно. Спокойно.

Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, которым ему легче расстаться.

Обязательно скажите, что вы придёте и обозначьте когда.

У вас должен свой ритуал прощания, после чего вы уходите уверенно.

Ни в коем случае нельзя пугать детским садом («Вот будешь баловаться, отведу в садик, и будешь там один жить!»)

Нельзя плохо отзываться о воспитателях или о саде при ребёнке.

Не обманывайте ребёнка, пообещали забрать пораньше, выполните своё обещание.

Перестаньте волноваться, всё будет хорошо. Поддерживайте малыша,проявляйте свою любовь, говорите ласковые слова. После детского сада проводите больше времени с ребёнком, расспрашивайте, как прошёл день, что он делал в детском саду.

Если у вас возникли какие-то вопросы, вы можете их нам задать.

В раздевалке на стендах вы можете видеть информацию для вас, там есть номера наших телефонов, следите за объявлениями на дверях, где сорока весточку принесла.

Сейчас давайте немного отдохнём и поиграем в разведчиков.

Игра "Разведчики".

Ваша задача найти себе пару, встретившись с другим человеком глазами и встать вместе.

И я вас попрошу в парах выполнять следующие задания:

Встаньте - плечо к плечу, теперь колено к колену, плечо к плечу, локоть к локтю. А теперь все вместе: ладонь к ладони. Взявшись за руки, образовали нечто целое - круг, коллектив.

Мы хотим, чтобы вы вот так прошагали все 5 лет рука об руку и стали одной большой дружной семьёй.

Спасибо за внимание!