Режим пребывания детей в ДОУ предполагает ежедневные прогулки. Они положительно сказываются на физическом, умственном, эмоциональном развитии, способствуют повышению иммунитета. Тогда как в старшей группе почти все ребята способны одеться самостоятельно и прекрасно знакомы с последовательностью действий, то в младшей группе с этим всегда есть проблемы. Рассмотрим, каким должно быть одевание детей в детском саду и как правильно построить алгоритм одевания.
Подготовка к прогулке
Малыши и повзрослевшие дошкольники должны знать четкое правило – нельзя одеваться и выходить на улицу без разрешения воспитателя. Многие непоседы, только осваивающие режим учреждения, рвутся на улицу в любое время. Чтобы этого не происходило, создайте особую атмосферу в качестве подготовки к предстоящему выходу. Например, введите традицию под названием «Хочу вернуться в чистую группу». Она будет заключаться в совместном приведении помещения группы в порядок.
Если детки каждый день перед прогулкой в ДОУ станут убирать за собой игрушки, раскладывать по полкам разбросанные книжки и карандаши, то традиция превратится в хорошую привычку — и после раздевания с прогулки не придется тратить время на чистоту. В юных сознаниях отложится алгоритм действий: сначала уборка, потом прогулка. В процессе уборки рассказывайте детям о предстоящих играх и наблюдении на улице, о погоде за окном. Их интерес возрастет, и они сами будут охотнее одеваться.
Алгоритм одевания
Взрослый человек способен рассуждать логически и даже новую для себя вещь наденет в тот момент, который этого требует. Ребенку тяжелее справиться с большим набором вещей, особенно если . Зима — это свитера, шарфы, перчатки, колготки – конечно, малышу, а порой и дошкольнику, запутаться очень просто. Нужна логичная понятная схема.
Правильный алгоритм лучше всего оформить в картинках, где одевание показано предельно наглядно. Помните о том, что вешать его на уровне глаз взрослого человека – бессмысленная затея. Расположить памятку нужно на уровне детских глаз так, чтобы каждому было удобно подойти и уточнить, что же в данный момент стоит . Как наглядное пособие может выступать кукла, расположенная в раздевалке. На ней в свободное от прогулки время, дети могут тренироваться и оттачивать свои знания на предмет одевания и раздевания. Постепенно последовательность действий в картинках будет усваиваться, дети станут собираться быстрее.
В какой последовательности нужно одеваться на прогулку | |
---|---|
1. Надеваем колготки | |
2. Надеваем носки | |
3. Надеваем футболку | |
4. Надеваем штаны | |
5. Надеваем свитер или кофту | |
6. Обуваемся | |
7. Надеваем шапку | |
8. Надеваем куртку | |
9. Завязываем шарф | |
10. Надеваем перчатки или варежки |
Несколько правил
Малышам 3-4 лет, безусловно, самостоятельно справиться с одеждой и проследить за полноценным ее составом на себе очень трудно, даже невозможно (конечно, если речь не идет о летних прогулках, когда переодевание, одевание и раздевание сводится к минимуму). Задача воспитателя ДОУ – помочь каждому ребенку, но не в форме опеки, а в форме подсказок и игр. Придерживаться алгоритму надевания вещей на картинках важно, но все-таки стремление к самостоятельности необходимо. Чтобы процесс сборов не слишком не затянулся, введите ряд правил для ребят:
- Одеваться каждый дошкольник может только возле своего шкафчика.
- Друг другу надо помогать.
- О помощи нужно попросить и благодарить за ее оказание.
- Любая одежда должна лежать на своем месте (верхний ярус в шкафу — для сменной одежды) и желательно должна быть доступна в той последовательности, которой будет соответствовать алгоритм одевания.
- Доставать из шкафчика ребенок должен только то, что намерен надеть, не сбивая последовательность.
Детям должно быть удобно и весело одеваться на прогулку, ведь им предстоит делать это ежедневно. Необходимо, чтобы навыки ребят имели развитие. Воспитатель ДОУ не должен забывать и о безопасности здоровья своих подопечных – одевшиеся раньше остальных дети могут успеть вспотеть и на холодном воздухе простудиться. Продемонстрируйте деткам и то, каким должно быть раздевание, снимая в обратной последовательности вещи. Бдительность педагога и хорошее настроение ребятишек, приходящих в детский сад – залог успешной прогулки. А после прогулки не забудьте !
Консультация для воспитателей
Алгоритм и его использование в работе
с детьми дошкольного возраста
Тарасова Юлия Борисовна
Одним из методов, которыйцелесообразно использовать в работе с детьми дошкольного возраста, является алгоритм.
Понятие «Алгоритм»
Алгоритм - точное предписание о том, какие действии и в какой
последовательности надо выполнить , чтобы достичь результата в любой
иззадачопределенною вида;
последовательность команд для решения поставленной задачи ;
система правил, сформули-рованных на языке понятном исполнителю и определяющих це-почку действий, в результате которой, мы приходим от исходных данных к нужному результату. Эта цепочка действий- алгоритмический процесс , а каждое действие-шаг . Число шагов для достижения результат конечно.Процесс раз- работки алгоритма -алгоритмизация.
Общие свойства алгоритмов:
Массовость алгоритма (предназначен для решении группы подобных задач) ;
Определенностьиобусловленность (алгоритм -точная и строго оп- ределеннаяпоследовательность шагов, нет свободы выбора дейст- вий);
Результативность (любаяза дача из группы однотипных будет решена с помощью алгоритма);
Понятность (предписание сформулированотак,что оно одинаково понятно всем исполни телям той категории, на которую рассчитано);
Дискретность(раздельность: пошаговый характер А);
Понятие «шаг» - относительно: не всегда один шаг соответствует одному элементарному действию. Это может быть действие тре- бующее разбивки на еще более простые.
Основные виды шагов:
1. Простые (предписывающие выполнения некоторых действий)
2. Составные (определяющие разветвлениепроцессарешения задач)
Виды алгоритмов:
1.Линейные (из простых команд).
2.Разветвленные (если алгоритм предусматривает два варианта ответа).
3.Циклические(еслидействия повторяются).
Формы проявления алгоритмов:
1.Словесные: т.е. выраженная вербально последовательность: например указания;
2.Наглядные: схемы, формулы.
Значение алгоритмов :
Придают развивающий характер обучения .
Развитие умения планировать свою деятельность и прогнозиро вать результат.
Развитие речи (точность, крат кость, доступность).
Использование для развития поисковой деятельности детей.
Наиболее широко алгоритмы используются для ознакомлении детей с физическими явлениями и закономерностями, при проведении элементарной поисковой деятельности (Опыты, эксперименты), в основном в виде схем (наглядный А.: учет особенностей мышления дошкольника). Эти схемы позволяют придти ребенку к верному выводу, опираясь на наглядно представленную необходимую последовательности действия.
Младший возраст.
Основная задача- подготовка детей к пониманию того, что для достижения результата необходи-мо выполнить действие в соответ ствии с условием (правило, кото рое отражает последовательность действия). Задается алгоритм помощью условного знака - стрелк и.Состоит алгоритм не более чем на трех действий.
Средний возраст:
Количество шагов увеличивается до пяти.Используются специаль ные игры и упражнения на использование алгоритмов.
Старший возраст:
Упражнения на освоение алго ритмов направленные на понимание зависимости между соблюдением последовательности действий полученным результатом. Использ уются линейные алгоритмы, в качестве элементов алгоритма - модели реальных предметов. Дети должны составлять алгоритмы сами на абстрактном материале.
В этом возрасте дети могут составлять простейшие алгоритмы вместе со взрослым или самостоятельно (на примере знакомых, подобных опытов).
Яна Мизякина
Алгоритм в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста
Все времяпровождение детей в детском саду состоит из деятельности : игровой, образовательной, двигательной, совместной, а так же самостоятельной .
Как сказал Ян Амос Каменский «Дети охотно чем – нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но и нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
Основная задача ФГОС - создать условия для детской деятельности , в которой каждый ребёнок мог бы самостоятельно найти себе занятие в любых направлениях. Для этого нужно сделать предметно- пространственную среду в детском саду более насыщенной разнообразной, богатой по содержанию и доступной, чтобы ребёнок мог самостоятельно найти занятие по интересу и способностям. Не взрослый побуждает ребенка к самостоятельности , а предметный мир. Развивающая среда должна быть насыщенна многообразием дидактического и игрового материала, которая дает ребенку свободу выбора.
Эффективным средством развития самостоятельности в процессе обучения в детском саду являются алгоритмы . Алгоритм – это и есть последовательность шагов, способ принятия и удержания цели предстоящей деятельности , это возможность перенести метод решения данной задачи на похожие задачи.
С самого раннего возраста дети овладевают алгоритмами , знакомятся с последовательностью действий при выполнении гигиенических процедур : умывание, чистка зубов, пользование платком, одевание.
В нашем саду во всех группах уже есть центры детской деятельности : центр природы, центр экспериментирования, центр познавательного развития, центр музыкального развития и т. д.
Во все центры можно поместить свои алгоритмы действий . Тем самым сделать среду разнообразной и интересной с алгоритмами , схемами, знаками, чтобы ребенок, изучая их, развивался и включался самостоятельно в любой вид деятельности . В начале, воспитателю необходимо познакомить детей с алгоритмом , проговорить, объяснить, научить детей «читать алгоритмы » . Затем можно проиграть ход выполнения индивидуально или в группе с 2-3 детьми. В дальнейшем ребенок самостоятельно выбирает определённую карточку и действует согласно ей. В двигательном центре можно поместить алгоритм отбивания мяча . В игровой зоне установить схему как сервировать стол, заплести косу кукле, подобрать бант по цвету и размеру. В центр экспериментирования тоже подбираем алгоритм . Например : свойства магнита. В музыкальном уголке у нас представлен алгоритм игры на ложках .
Таким образом, многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения воспитателя, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, а впоследствии эти же алгоритмы выступят в роли верных помощников в организации самостоятельной деятельности .
Модельные и символические средства позволяют развивать творческие и познавательные способности у дошкольников , а так же способствуют формированию самостоятельности и навыков планирования, зрительное внимание, помогают развивать ассоциативное мышление, воображение, зрительную память. В дошкольном возрасте преобладает наглядно- образная память и запоминание носит, как правило, непроизвольный характер.
Алгоритмы позволяют быстрее запомнить, а в дальнейшем правильно выполнять очередность работы. При действии с алгоритмом у ребенка возникает проблема, побуждающая к активному действию, ради её решения. Для этого необходимо воспитателю давать материал разной сложности, который позволит выявить индивидуальные возможности и уровень знаний ребенка.
Насыщенная алгоритмами развивающая среда – важное условие побуждающее дошкольника к самостоятельной деятельности . Алгоритм подводит детей к практическим действиям, которые вызывают у них желание самостоятельно исследовать , экспериментировать, находить ответы на свои вопросы.
Публикации по теме:
Организация развивающей среды в группе для самостоятельной деятельности детей 1. В ФГОС ДО самостоятельная деятельность детей выделена менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не менее, в целевых.
Добрый день, уважаемые коллеги! Одной из главных задач педагогов ДОУ является воспитание у детей дошкольного возраста любви к здоровому.
Консультация для родителей по организации самостоятельной двигательной активности детей дошкольного возраста Консультация для родителей «Организация самостоятельной двигательной активности дошкольников» Слайд 2 Двигательная активность, физическая.
Организация самостоятельной познавательно - игровой деятельности детей в рамках проекта «Колесо истории». Организация самостоятельной познавательно - игровой деятельности детей в рамках проекта «Колесо истории». Познавательная деятельность.
Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативы была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных, т. к. необходимо.
ИГРЫ НА АССОЦИАЦИИ: ЧЕМ ПОЛЕЗНЫ, КАК ИГРАТЬ Всем известно, что познавательная сфера ребенка активно развивается в процессе игровой деятельности. И роль ассоциативных игр в этом развитии очень сложно переоценить. Ассоциация - это сформированная и закрепленная в сознании человека взаимосвязь предметов, явлений, образов. В результате этой взаимосвязи при упоминании одного образа в памяти всплывает множество других, так или иначе относящихся друг к другу. Игры на ассоциации помогают формировать такие взаимосвязи, но это далеко не единственная их полезность. Ассоциативные игры развивают: образное мышление; память; логику; внимание; словарный запас; коммуникативные навыки; высокие темпы интеллектуальных процессов. Существует огромное количество разнообразных форматов и вариаций ассоциативных игр, благодаря чему играть в ассоциации весело и интересно абсолютно в любой компании и ситуации. Принцип такой игры прост и понятен: один участник называет любое слово (или показывает карточку, предмет), другой игрок предлагает в ответ свое слово-ассоциацию - то, что пришло ему на ум сразу после услышанного или увиденного. Уровень сложности без труда регулируется в зависимости от возраста игроков и их способностей. Правила игры и задания обусловлены фантазией и опытом участников. Играя с малышами, достаточно будет одного звена цепочки “образ-ассоциация”: пусть они попробуют для начала подбирать ответы на самые простые слова и картинки, знакомые им по опыту. Старшим школьникам и даже взрослым нравится играть в сложные формы ассоциативных игр, такие как “Крокодил”. Ассоциативные игры могут быть: вербальные (ассоциации на слово); образные (ассоциации на образ, в игре используются карточки или пантомима); предметные (ассоциации на демонстрируемый предмет). Остановимся подробнее на вербальных играх, так как этот формат наиболее универсален и не требует специальной подготовки участников. Вербальные ассоциативные цепочки можно создавать: по сходству (солнце-шар-мяч-одуванчик); по противоположности (горячо-холодно, весело-грустно) ; по пространственно-временному признаку (зима-холод-снеговик); по причинно-следственному признаку (туча-дождь-лужа-мокро). Предлагаем вам несколько интересных вариантов вербальных ассоциаций, подходящих для игры как в паре, так и в компании: 1. “Цепочка ассоциаций”. Наиболее простой, классический вариант игры. Каждый участник должен придумать ассоциацию на слово, сказанное предыдущим игроком, создавая длинную цепочку без повторений. Если в игре участвуют двое, они продолжают цепочку по очереди. 2. “Цветочек ассоциаций”. Первое слово - сердцевину цветка - называет ведущий, остальные участники по очереди придумывают ассоциации к этому слову, создавая лепестки. Чем больше лепестков, тем пышнее и краше получается цветок. 3. “Объясни ассоциацию”. В этом варианте игры нужно не просто придумать ассоциацию на заданное слово, но еще и объяснить, почему именно эта ассоциация подходит. Наиболее интересно в нее будет играть дошкольникам: таким деткам очень понравится учить чему-то взрослых. 4. “Ассоциации с ограничением”. Усложненный вариант, подходящий школьникам. Ассоциации на заданное слово должны соответствовать определенному условию: только существительные, только съедобные и т.д. Если ребенок затрудняется, можно ему помочь, переформулировать названное им слово в подходящее под условия. Для детей, изучающих иностранные языки, отличным условием станет использование только иноязычных слов. Эта форма игры имеет сильнейший обучающий эффект: ребенок учится мыслить категориями, управлять словарным запасом, думать на другом языке. 5. “Цепочка с секретом”. Коллективный формат первого варианта - слова-ассоциации придумываются по цепочке, но передаются от участника к участнику тайно, чтобы остальные игроки не слышали. Последний игрок называет свою ассоциацию вслух, а затем ведущий озвучивает первоначальное слово. Веселая, динамичная игра, которую оценят даже взрослые. Придумывайте с детьми свои забавные варианты ассоциативных игр для прогулок, детских праздников или дальних поездок, здесь все зависит от фантазии и поставленной задачи. Играть в такие игры легко, весело и очень полезно, это увлекательное развлечение и прекрасный инструмент для развития и обучения.