Дарим цветы        04.03.2020   

Базовые техники арт-терапии. Конспект арт-терапевтического занятия «Страшная маска Маска терапия в психологии

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 г.Черемхово»

Картотека

Составитель:

Гуро О.С. – педагог-психолог

2016 г.

Картотека

арт-терапевтических упражнений

Практическое пособие для воспитателей, методистов, родителей, узких специалистов (учителей-логопедов, музыкальных работников, инструкторов ФК)

Картотека арт-терапевтических упражнений. – Черемхово, 2016. – 26с.

Пособие содержит систему упражнений, эффективных для развития психологической культуры людей и повышения уровня их психологического здоровья посредством использования потенциала разных видов искусства. Сборник упражнений универсален и подходит для работы в условиях любого дошкольного учреждения.

Пособие адресовано, прежде всего, воспитателям, методистам, родителям, учителям-логопедам, музыкальным работникам, инструкторам ФК, специалистам широкого круга педагогических и вспомогательных профессий.

Содержание

    Введение…………………………………………………………………….5

    Преимущество метода арт-терапии……………………………………….6

    Какие бывают виды арт-терапии…………………………………………6

    Арт-терапевтические упражнения…………………………………...……8

    Список используемой литературы………………………………………26

Введение

Арт-терапия (терапия искусством) – метод психокоррекции, который впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году.

Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Помимо всего прочего, арт - терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Детская арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Основная цель арт - терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.

Арт-терапия – упражнения для детей – это:

    знакомство со своим внутренним «я»; формирование представления о себе, как о личности;

    создание позитивного самовосприятия;

    обучение выражению своих чувств и эмоций;

    снятие психоэмоционального напряжения;

    развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности.

Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь ребенку побороть робость, развеять страхи, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми.

Арт-терапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание.

Каждое упражнение, снимая маски и зажимы, возвращает вас к сути, к корням, к сердцу, к первопричинам.

Преимущества метода арт-терапии в том, что он:

    предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере: рисование, живопись, лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

    ускоряет прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;

    позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми;

    помогает укрепить взаимоотношения между участниками;

    способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;

    развивает и усиливает внимание к чувствам;

    усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.

Какие бывают виды арт - терапии?

    Изотерапия - рисование цветным песком, пальчиками на зеркале и на бумаге, пластилиновое рисование;

    Цветотерапия - (хромотерапия) - это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. ;

    Сказкотерапия - это способ корректирования детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя продуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться;

    Песочная терапия. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо;

    Терапия водой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией;

    Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация;

    Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.

Занятия с помощью средств арт-терапии проводятся в индивидуальной и групповой форме, во время НОД, самостоятельной деятельности.

Важно, что для занятий арт - терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт - терапии проходит очень плодотворно и интересно. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи, на развитие познавательных и психических процессов, сенсорных навыков.

Арт-терапевтические упражнения

Упражнение «Маски»

Цель : Самовыражение, самосознание. Работа с различными чувствами и

состояниями. Развитие навыков, активного слушания, эмпатии, умения без оценочно относиться друг к другу.

На заранее заготовленных трафаретах масок нарисовать те лица какими

Вы бываете и те лица, какими хотели бы быть. Рассказать историю от лица каждой маски. По окончании работы устроить выставку масок. Найти среди всех масок похожие друг на друга маски.

Упражнение «Что такое мальчик? Что такое девочка?»

Цель : расширение представления о людях, социальном поведении людей.

Группа делится на подгруппы: взрослые и дети. Каждой группе дается задание – сделать совместный коллаж на тему: «Что такое мальчик? Что

такое девочка?». По окончании работы проводится совместное обсуждение. По окончании обсуждения обе группы объединяются и создают единый коллаж на эту же тему. Особое внимание уделяется тому, чтобы мнение каждой группы учитывалось при создании единой работы.

Упражнение «Рисование себя»

Цель : Самораскрытие, работа с образом «Я».

Нарисовать себя в виде растения, животного, схематично. Работы не подписываются. По окончании выполнения задания все работы вывешиваются на стенд и участники работ пытаются угадать, какая работа кому принадлежит. Делятся своими ощущениями и впечатлениями о работах.

Упражнение «Процарапывание»

Цель:

Графическая работа на мыльной подкладке. Работа, выполненная таким образом, напоминает гравюру, так как создается линией разного направления длиной, плавностью и получается бархатистой за счет углубления процарапывания поверхности.

Материал : лист бумаги, заранее приготовленный (лист бумаги сначала намыливают, затем покрывают гуашью, тушью или краской), ручка с пером звездочкой.

Графическая работа на восковой подкладке. Для выполнения этой работы необходимы кусочек стеариновой свечи, акварельные краски, тушь.

Красками делают рисунок или закрашивают лист сочетаниями различных тонов, в зависимости оттого, что вы задумали. Затем тщательно протирают кусочком свечи так, чтобы стеарином была покрыта вся плоскость листа. После чего тушью покрывают всю работу (весь лист). Иногда два раза. Процарапывают после высыхания.

Упражнение «Соленые рисунки и зубная краска»

Цель : развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

А что если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Можно создавать зимние пейзажи, еще одним способом, рисуя зубной пастой. Наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Медленно выдавливая зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками.

Упражнение «По сырому»

Цель : развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Рисунок тогда, получается, по сырому, когда в еще не засохший фон вкрапывается краска и разляпывается тампоном или широкой кистью.

Такой способ рисования помогает получить великолепные рассветы и закаты. Рисование животного, вернее его окраска, помогает достичь схожести с натурой. Объект получается, как бы пушистый. Этот способ рисования очень часто применял в своих работах художник-иллюстратор Чарушин.

Упражнение «Набрызгивание»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Материал : расческа обыкновенная, кисточка или зубная щетка, краски.

Используя в работе этот способ рисования, можно передать направление ветра – для этого необходимо стараться, чтобы брызги ложились в одном направлении на всем рисунке.

Ярко выразить сезонные изменения. Так, например, листья на осте желтеют, краснеют раньше, чем на березе или других лиственных деревьях. Они на ней желтые и зеленые и оранжевые. А поможет передать все это разноцветие способ набрызгивания.

Упражнение «Яичная мозаика»

Цель : развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

После того как на Вашем кухонном столе останется яичная скорлупа, не выбрасывайте ее. Отделите от пленочек, вымойте, высушите и истолките. В нескольких стаканчиках разведите краску и положите туда измельченную скорлупу. Через 15 минут скорлупа выдавливается вилкой и раскладывается для просушки. Вот и готов материал для мозаики. Рисунок обозначьте карандашным контуром и предварительно смазав клеем поверхность, засыпьте ее, определенным цветом скорлупы.

Упражнение «Монотипия»

Цель : Развивает творчество, фантазию.

Материал : целлофан или стекло (размером с лист бумаги), краски любые, чистая вода, бумага.

Краска пятнами набрызгивается на стекло водой и кисточкой, разбрызгивается по стеклу. Затем прикладывается лист чистой бумаги и прижимается пальцами. В зависимости от пятен, от направления растирания – получаются различные изображения. Нельзя два раза – получить одно и то же изображение.

Этот способ можно использовать при тонировании бумаги для рисования лугов, пейзажей, фон можно получить одноцветный и разноцветный.

Упражнение «Невидимка. Рисование свечой»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Материал : бумага, свечи восковые, парафиновые, акварель или краски. Гуашь для этого способа рисования не подходит, т.к. не обладает блеском. Можно использовать тушь.

Сначала дети рисуют свечой все, что желают изобразить на листе (или согласно теме) На листе получается волшебный рисунок, он есть, и его нет. Затем на лист наносится акварель способом размыва. В зависимости от того, что вы рисуете, акварель может сочетаться с тушью.

Упражнение «Парное рисование»

Время проведения : 10-15 мин.

Цели : развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.

Необходимые материалы : краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры. Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы могут лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться.

Инструкция : «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу».

После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне что именно будут рисовать и т.д.

Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.

Упражнение «Прогулка по лесу»

Цель : развитие воображения, и познания своих внутренних уголков души.

Материалы : бумага, краски, карандаши, кисточки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Процедура : 1. Представьте, что вы в лесу. Небольшим словесным рассказом оживить воображение участников: «Жил-был Зеленый Лес. Это был не просто Зеленый Лес, а Поющий Лес. Березы там пели нежные песни берез, дубы – стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки – малиновые». Как прекрасно идти тоненькой ленточкой тропинки и, забывая обо всем, растворяться в величественной красоте леса! Он будто бы раскрывает для тебя свое объятие, и ты замираешь в немом удивлении. Тишина восхищает тебя. Ты стоишь неподвижно, словно ждешь чего-то. Но вот налетает ветер, и все сразу оживает. Просыпаются деревья, сбрасывают из себя солнечную листву – письма Осени и Леса. Ты ждал их так долго! Перебирая каждый листок, в конце концов, находишь письмо, адресованное только тебе. О чем думает Лес? О чем мечтает? Вглядываясь в оранжевые прожилки Кленового письма, можно обо всем узнать: Лес пишет тебе о Лете с солнцем, которое смеется, и соловьиных трелях, о весне с ее первыми цветами, журавлями и цветущими деревьями. О волшебнице-зиме, которая в скором времени придет, накроет Лес своим снежным ковром, и он заблестит на солнце. Пока же Лес живет в Осени и радуется каждому мгновенью, не обращая внимания, что плывут дни, месяцы... И Осень изменяется. Она все чаще грустит и плачет осенним дождем. А как чудесно сидеть в лесу под елкой и наблюдать за серебристыми каплями! Дождь наполняет лес неповторимой свежестью. Тебе совсем не грустно, наоборот – ты радуешься, когда вдруг видишь маленькие разноцветные грибы, которые незаметно появились под деревом. Твоя душа взлетает высоко к небесам. И это чувство полета ты прячешь глубоко в сердце, чтобы донести его к следующей Осени, а может, чтобы пронести через всю жизнь...

2. Участникам предлагается нарисовать запомнившейся лес.

3. Обсуждение и интерпретация рисунков.

Вопросы для обсуждения:

    Как вы себя чувствуете?

    Как бы вы назвали свой рисунок?

    Что изображено расскажи?

    Какие чувства вызывают рисунки других участников?

    Постарайтесь найти в группе сходный с вашим образ или рисунок?

Упражнение «Рисуем круги...»

Для этой техники выбран именно круг как мифологический символ гармоний. Считается, что круг из-за отсутствия острых углов – самая «доброжелательная» из всех геометрических фигур, означающая одобрение, дружеское отношение, сочувствие, мягкость, чувственность. Работа в круге активизирует интегративное, эмоциональное, интуитивное (правополушарное) мышление, а также объединяет, стабилизирует группу, способствует формированию благоприятных межличностных отношений. Даже маленькие дети, по наблюдению Ш. Раис, предпочитают окружности всем другим фигурам. Это, видимо, связано с простотой круглой формы. Художник, как заметил Э. Бюлов в статье «И вот вам знак...», погруженный в процесс изображения самых разнообразных символов, заполняет всю поверхность листа до самого края, словно открывая их для себя. Множество листов, испещренных кругами то большего, то меньшего размера, соприкасающимися или пересекающимися друг с другом, а иногда и включенными один в другой, ставят вопрос о значимости круга как символа. Обычно, нарисованные круги далеки от совершенства с позиций геометрии. Однако они представляют собой самодостаточные сущности, для обозначения которых трудно подобрать слова. В сознании лишь возникают представления о некой форме, эстетические достоинства которой и удерживают внимание.

Цель : развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

Материалы : Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч.

Ход упражнения : Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, краски, кисточки, глянцевые журналы и клей. Каждый из участников рисует фигуру круга, а так же может дорисовывать чужие рисунки, писать пожелания друг другу. По окончании работы участники делятся впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.

Инструкция : Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории. Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом. Затем нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Обведите контуры рисунков. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги. Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т.е. придайте им индивидуальность. Далее походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться. С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других! Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.

Вопросы для обсуждения:

    «Как вы себя чувствуете?»

    «Как ваше настроение сейчас?».

    «Расскажите о своем рисунке?»

    «Дополняли ли вы работы других участников?»

    «Какие трудности возникали по ходу работы?» и др.

Упражнение «Сказка о бабочке сновидений»

Цель : актуализация эмоционального и когнитивного компонента переживания сновидений, изучение «ночных страхов», поиск внутреннего ресурса.

Материалы и оборудование : лист бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, силуэтное изображение бабочки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Процедура:

1. Психолог демонстрирует разнообразие материалов для изготовления коллажа. Психолог. Для выполнения следующего задания нам необходимо нарисовать бабочку. (Нижеследующий текст предназначен для взрослого: символическое значение бабочки можно объяснить для дальнейшей работы).

Бабочка во многих культурах – символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет из обыкновенной гусеницы. У кельтов она олицетворяет душу и огонь, у китайцев – бессмертие, досуг в изобилии и радость. Сон также считался подобием кратковременной смерти, когда душа каждую ночь оставляет свою телесную оболочку и отправляется в своеобразное путешествие. Бабочки помогают душе «вернуться» в свое тело. А на крыльях они несут воспоминания о путешествии души.

2. Можно попросить участников закрыть глаза. Под медитативную музыку психолог рассказывает сказку.

В одной волшебной стране на огромном цветочном лугу живут бабочки снов. Днем они чаще всего спят, уютно устроившись в бутонах цветов. Но с наступлением ночи бабочки просыпаются и разлетаются по всему миру. Каждая бабочка спешит навестить своего человека – ребенка или взрослого.

У бабочки снов удивительные крылья. Одно крыло бабочки светлое. Оно пахнет цветами, летним дождем и сладостями. Это крылышко покрыто разноцветными пылинками добрых и веселых снов, и если бабочка взмахнет над человеком этим крылышком, то ему всю ночь снятся добрые и приятные сны.

Но у бабочки есть и другое, темное крылышко. Оно пахнет болотом и покрыто черной пылью страшных и печальных снов. Если бабочка взмахнет над человеком темным крылом, то ночью ему приснится неприятный или печальный сон.

Каждому человеку бабочка снов дарит и добрые, и страшные сны.

Постарайтесь вспомнить свои самые приятные сны (пауза), а теперь – самые страшные сны. Открывайте глаза.

3. Изготавление коллажа.

Возьмите лист с нарисованным силуэтом бабочки. С помощью цветных карандашей, красок, любых других средств (вырезки из газет, журналов) на одном крыле постарайтесь отразить содержание своего страшного сна, а на другом крыле – содержание приятных снов. В цвете выразите свое эмоциональное отношение к своим снам. Нарисуйте лицо бабочки.

4. После изготовления коллажа клиент представляет свою работу. Дальнейшее взаимодействие психолога с клиентом осуществляется с учетом задач коррекции или консультирования, а также интеллектуальных и рефлексивных возможностей клиента.

Вопросы для обсуждения:

    Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?

    Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?

    Понравилось упражнение, было ли ощущение комфорта?

Упражнение «Спонтанное рисование»

Цель : предоставить детям возможность осознать свои настоящие переживания, отреагировать свои чувства в отношении учителя.

Ход упражнения : После чтения сказки детям предлагается нарисовать рисунок – кто что хочет. Ведущий помогает участникам группы осознать свои настоящие переживания, раскрыть свои перспективы в процессе обсуждения рисунков. Детям предлагаются вопросы на понимание и уточнение. Что ты нарисовал? А что это? Что понравилось и не понравилось в сказке? Какое место в сказке особенно запомнилось? Тяжело или легко было рисовать? Примечание: рисунки не интерпретируются, не сравниваются, итоги по рисункам не подводятся.

Упражнение «Моя планета»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Инструкция: «Закрой глаза и представь себе планету в космосе. Какая планета? Кто населяет эту планету? Легко ли до неё добраться? По каким законам на ней живут? чем занимаются жители? Как твою планету зовут? Нарисуй эту планету»

Дети выполняют рисунки, после чего проводится обсуждение работ.

Игра «Двое с одним мелком»

Цель : развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Оборудование : лист А4, карандаши.

Ход игры : Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.

    Что ты нарисовал, работая в паре?

    Сложно ли вам было рисовать молча?

    Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?

    Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?

Упражнение «Рисунок на мятой бумаге»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Используйте в качестве основы для рисунка мятую бумагу. Предварительно изомните её хорошенько и настройтесь на работу. Рисовать при этом можно красками или карандашами (мелом), можно оборвать края рисунка, оформив его в виде овала, круга и т.д.

Упражнение «Чернильные пятна и бабочки»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Капните чернилами на тонкую бумагу и сверните лист трубочкой или сложите пополам, разверните лист и преобразуйте увиденный образ. Обсудите результаты работы в группе, найдите наиболее понравившиеся вам изображения других участников.

Техника «Раздувания краски»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Нанесите на лист бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, используйте различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуйте через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ и развейте его.

Упражнение «Рисунок угольными мелками»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Для создания изображения используйте угольные мелки, используя все возможности этого изобразительного материала. Можно использовать для работы большие форматы бумаги. Используйте уголь вместе с цветными карандашами или восковыми мелками. Обсудите ощущения и чувства, возникающие во время работы и её результаты.

Техника «Каракули»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Свободно водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой-либо цели и замысла и передайте партнёру, который должен будет создать из них образ и развить его.

Варианты:

    затем поменяйтесь с партнёром трансформированными каракулями и попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им, затем обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга;

    после завершения рисунка, на основе каракулей сочините рассказ;

    выразите в словах свои чувства и ассоциации, возникшие при восприятии каракулей партнёра;

    размашистыми движениями различных частей тела создайте каракули на большом листе (ватмане, оборотной стороной обоев), можно закрыть глаза. После завершения найдите в изображённом образ и развейте его.

Упражнение «Рисуем настроение»

Цель : Развитие эмпатии.

Материал : Краски, бумага.

Проведение : Рисуем красками различные настроения (грустное, веселое, радостное и т.д.). Обсуждаем с детьми, от чего зависит настроение, как выглядит человек, когда у него хорошее настроение, грустное и т.д.

Упражнение «Радуга»

Цель : Развитие эмоционального мира. Развитие навыков коммуникации.

Материал : Ватман, краски, кисти.

Проведение : Детям рассказывается о последовательности цветов радуги. На большом листе ватмана они по очереди каждый рисует одну полоску радуги. Когда все дети нарисуют по полоске рисунок можно украсить цветами, деревьями, птицами и т.д.

Упражнение «Групповое рисование по кругу»

Цель : Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу.

Материал : Бумага, карандаши.

Проведение : На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел. Участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве».

Данная техника может вызвать агрессивные чувства, обиды. Поэтому психолог должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.

Упражнение «Рисование под музыку»

Цель : Снятие эмоционального напряжения.

Материал : Краски акварельные или гуашевые, широкие кисти, бумага, аудиокассета Вивальди «Времена года».

Проведение : Рисование под музыку Вивальди «Времена года» большими мазками.

    Лето – красные мазки (ягоды)

    Осень – желтые и оранжевые (листья)

    Зима – голубые (снег)

    Весна – зеленые (листья)

Упражнение «Рисунок пальцами»

Цель : развивать воображение, коммуникативные навыки, эмпатию.

Двое или несколько ребят становятся напротив друг друга и поочередно «рисуют» в воздухе различные предметы, животных, машины. Соперники должны угадать и назвать «рисунок».

Упражнение «Нарисуй свою мандалу»

Цель : снятие стресса, усталости, напряжения или внутреннего конфликта.

Нарисуйте простым карандашом круг диаметром, соответствующим размеру вашей головы. До края листа должно оставаться не меньше 3 см. Найдите в круге центральную точку, которая вызывала бы у вас ощущение равновесия. Это поможет вам достичь устойчивого состояния. Вспомните про те природные формы, которые растут и развиваются из центра, например, про цветы, снежинки или морские раковины. Вы являетесь частью природы, и поэтому у вас тоже есть некий центр, из которого вы можете расти и развиваться. Начните рисовать с этого центра – вашего центра – изображая определенную фигуру того или иного цвета, и пусть композиция вашего рисунка выстраивается сама собой, как бы без вашего непосредственного участия. С помощью этого рисунка вы сможете узнать о себе нечто новое, когда вы закончите рисовать, вы сможете обсудить вашу мандалу со своим психотерапевтом.

Упражнение «Волшебные краски»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Сейчас мы с вами будем творить Волшебные краски. Вот ваш поднос со всеми необходимыми вещами (мука в стаканчиках, гуашь, соль, подсолнечное масло, вода, клей ПВА.) Возьмите в руки с мукой, размешайте ее руками. Какая она на ощупь? Подарите ей частичку своего тепла, и она станет теплее. Теперь добавьте соль и смешайте все пальчиками. А теперь добавим масло. Затем добавляем воду, чтобы получилась настоящая волшебная краска. Чтобы наши картины были прочными, добавим клей ПВА. Вот уже почти все готово. Нам осталось придать нашей краске цвет. Выберите себе гуашь цвет, которой вас нравится, и добавьте немножко в краску. Молодцы вы изготовили настоящую волшебную краску. Это краски для всех давайте поставим их в центр стола. Сейчас мы попробуем наши волшебные краски и нарисуем волшебную страну. Детям предлагается картон разного цвета, включается спокойная музыка и дети рисуют руками. Готовые работы раскладываются на свободные места, организуя выставку, в это время продолжает играть музыка.

Обсуждение:

Что Вы чувствовали, когда выполняли работу? Что чувствуете сейчас?

Упражнение «История из жизни цветов»

Цель: развитие сенсорных способностей; развитие воображения.
Возраст: дошкольный; младший школьный.

Материалы: бумага формата А4; акварельные краски; кисточки; фотографии неба, солнца, моря, цветов, деревьев.

Описание упражнения:

«Сегодня я расскажу тебе одну интересную историю из жизни цветов. Но для начала давай с тобой вспомним, а какие цвета бывают. Я назову первый, а ты будешь продолжать, договорились? Итак, красный…»

Когда различные цвета будут названы, начинайте рассказывать историю.

«Жили-были два цвета: Жёлтый и Синий. Они не были знакомы друг с другом, и каждый считал себя самым нужным, самым красивым, самым-самым лучшим цветом! Но как-то они случайно встретились…Ой, что тут тогда началось! Каждый отчаянно пытался доказать, что именно он лучший!

Жёлтый говорил:

- Посмотри на меня! Посмотри, какой я яркий, лучистый! Я цвет солнца! Я цвет песка в летний день! Я цвет, который приносит радость и тепло!
Синий же отвечал:

- Ну, и что! А я цвет неба! Я цвет морей и океанов! Я цвет, который дарит покой!

- Нет! Всё равно я самый лучший! – спорил Жёлтый.

- Нет, лучший это я! – не сдавался Синий.
И так они спорили и спорили…Спорили и спорили…

Пока не услышал их пролетавший мимо ветер! Тогда он ка-а-ак дунул! Всё кругом закружилось, перемешалось! Перемешались и эти два спорщика…Жёлтый цвет и Синий….

А, когда ветер стих, то Жёлтый и Синий увидели рядом с собой ещё один цвет – Зелёный! А тот смотрел на них и улыбался. - Друзья! – обратился он к ним. - Посмотрите, благодаря вам появился я! Цвет лугов! Цвет деревьев! Это настоящее чудо!

Жёлтый и Синий задумались на минутку, а потом улыбнулись в ответ.
- Да, ты прав! Это же действительно чудо! И мы не будем больше ссорится! Ведь каждый действительно красив и необходим по-своему! И есть небо и солнце, моря и луга, радость и умиротворение! Благодаря нам всем мир становится ярким, интересным и разноцветным!
И взявшись втроём за руки, они весело рассмеялись! Так им стало хорошо!»

После этого предложите ребёнку вместе сотворить чудо. Для этого возьмите один альбомный лист, краски и две кисточки. Спросите ребёнка: а каким цветом ты хотел бы сейчас рисовать - жёлтым или синим? После того как он выберет цвет, скажите:

«Отлично! Ты выбрал свой цвет, и будешь рисовать им. А я буду рисовать тем цветом, который остался. И вместе с тобой мы сотворим чудо! Ты помнишь, как получилось чудо в истории, которую я тебе рассказала? Да, правильно, там перемешались друг с другом два цвета: жёлтый и синий. И получился зелёный! Так и мы сейчас с тобой попробуем это сделать!

Для этого ты начинай рисовать своим цветом с одного края листа, и тихонько продвигаться к середине. А я буду рисовать с другого края. А когда мы с тобой встретимся – то и получится чудо!»

Когда «чудо» произошло, и получился зелёный цвет:

Спросите ребёнка, сколько теперь всего цветов на листке бумаги;

Спросите из-за чего спорили жёлтый и синий цвет;

Почему потом они решили больше не ссорится;

Проговорите ещё раз, что понадобилось сделать для получения зелёного цвета;

Предложите поэкспериментировать со смешением других красок;

Нарисуйте общую картину, на которой бы присутствовали все найденные вами цвета. Придумайте ей название. Отметьте, как действительно здорово, что наш мир такой разноцветный, и всё в нём хорошо по-своему. Как важно жить дружно.

Примечание: Будет в особенности хорошо, если рассказывая историю, вы будете ещё и показывать ребёнку фотографии или картинки соответствующей тематики. Допустим, когда идёт спор между жёлтым и синим, то покажите ребёнку фотографии неба, солнца, песка, моря и т.д. Когда появится зелёный, то покажите луга, различные растения. А в конце повествования покажите фотографии, на которой бы ребёнок смог увидеть, как все эти цвета сочетаются друг с другом.

Упражнение «Карта моего внутреннего мира»

Цель: формирование представлений о себе; осознание и выражение своих чувств; эмоциональное сближение ребёнка и родителей.
Возраст: дети старшего дошкольного возраста .

Материалы: бумага разного формата; краски, кисточки;
набор карандашей/фломастеров/мелков; различные географические карты.

Описание упражнения: Покажите ребёнку различные географические карты.

«Перед тобой лежат различные географические карты. Как ты видишь, они нам могут рассказать о том, как располагаются материки, океаны, моря, горы; об особенностях природы; об устройстве и развитии городов; о различных народах. На карте находит отражение всё то, что смогли открыть и изучить люди. Хотя когда-то наша Земля была совсем неизведанной, люди мало чего знали о том, что их окружает.
Но всё это мир внешний. А есть ещё особый мир. Мир внутренний. У каждого человека он свой – удивительный, неповторимый, и где-то неизведанный.
Так давай с тобой создадим карты нашего внутреннего мира. Они будет похожи на карты, которые мы сегодня рассматривали, только все названия на них будут у нас особенные. Например, «океан любви», или «гора смелости». Обозначим сначала то, что уже открыли в себе, знаем. И оставим место для наших дальнейших открытий»

Когда карты будут готовы – устройте по ним «экскурсии» друг для друга.

При просмотре уделите внимание:

Что преобладает на ваших картах: какие чувства, состояния, цветовая гамма;
- какой был выбран «маршрут» продвижения по карте, с какого места началось путешествие и на каком закончилась;

- какие области были оставлены для дальнейших открытий; какие хотелось бы открытия сделать;

- спросите ребёнка, что ему было сложнее всего изобразить, а так же поделитесь и своими трудностями, если таковые были.

- по завершению экскурсии поинтересуйтесь, а всё ли получилось из того, что было запланировано? Хотелось бы что-то изменить? Что больше всего понравилось в своей карте, и карте другого? Чем ваши карты похожи, а чем отличаются?

Примечание: Постарайтесь, что бы работа с картами продолжалась и в последующие дни. Пусть для этого они остаются на виду, что бы всегда можно было что-то дополнить, изменить. Будет хорошо, если вы периодически вновь будете проводить «экскурсии» друг для друга и уделять внимание тому, что изменилось в восприятии карты.

Упражнение «Конверты радости и огорчений»

Цели: развитие умений открыто выражать свои чувство по отношение к различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

Возраст: старший дошкольный;

Материалы: почтовые конверты, бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей.

Описание упражнения:

«За целый день успевает произойти масса разных событий – что-то нас веселит, что-то нас удивляет, что-то нас радует, а что-то нас и огорчает. Давай с тобой сделаем конвертики, в которых сможем собирать всё то, что запомнилось за день. В один из них мы будем собирать свои радости, а в другой будем прятать огорчения».

Теперь предложите ребёнку изготовить конверты. Для этого можно использовать как обычные почтовые конверты (которые затем можно разрисовать, сделать на них какую-либо аппликацию), так и изготовить самостоятельно. Для этого можно придумать свою форму, выбрать сам материал (альбомные листы, белый/цветной картон, фольгу и т.д.)
Когда конверт радости и конверт огорчений будет готовы – начинайте их заполнять.

Возьмите небольшие бумажки и попросить ребёнка написать на них, или нарисовать то, что обрадовало его, а что огорчило. И распределите это по соответствующим конвертам.

Затем предложите ему с помощью рук изобразить весы.

Пускай он положит один конверт на правую ладонь, а другой на левую. Как он считает, что перевешивает? Радость? Отлично, скажите, что завтра, когда мы вновь будем заполнять наши конвертики – её, наверно, станет ещё больше! Перевешивают огорчения? Скажите, что, конечно, это грустно. Но ведь мы их убрали в конверт, они больше не в тебе – а вот в этом конверте. А значит, они потеряли власть над тобой. А завтра мы вновь продолжим заполнять наши конвертики, и ещё посмотрим – кто ж перевесит!

В процессе заполнения конвертов можно с ребёнком периодически пересматривать их содержимое, что-то обсуждать, убирать или добавлять. Пусть ребёнок сам решит, как долго он будет «вести» такие конверты. Когда он захочет прекратить – проведите «полную ревизию» содержимого. Потом предложите конверт с накопившимися радостями хранить в надёжном месте, что б всегда была возможность пересматривать его, если вдруг будет грустно. А вот с конвертом огорчений предложите «расправиться». Пусть ребёнок придумает способ, как огорчения навсегда уйдут из его жизни (скажем, конверт можно разорвать и затоптать; можно разрезать, или опустить в воду, и ждать пока размокнет и т.д.)

Упражнение «Наш семейный плакат»

Цель: эмоциональное сближение членов семьи, усвоение семейных ценностей.

Возраст: дошкольный, школьный.

Материалы: бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; различные конверты, ножницы, клей.
Описание упражнения:

Лучше всего для изготовления плаката подойдёт бумага формата А3 или лист ватмана. Придумайте вместе с ребёнком приветствие, которое вы напишите на плакате, продумайте оформление. Возможно, вы захотите украсить плакат вашими семейными фотографиями, а может вы совместно что-то нарисуете.

В каждой семье свои традиции, свой ритм, своя атмосфера. Постарайтесь придумать кармашки, которые будут характеризовать именно вашу семью, чтобы чувствовалась «изюминка».

Примечание: постарайтесь, что бы эти кармашки заполнялись всеми членами вашей семьи. Благодаря этому ребёнок сможет быстрее понять и усвоить семейные ценности, и что особенно важно - почувствовать сплочённость своей семьи.

Упражнение «Моя эмблема»

Цель: формирование представлений о себе; осознание своих интересов, устремлений; формирование самоуважения; эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

Возраст: до школьный возраст .

Материалы: бумага разного формата; цветной/белый картон; краски;
набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей, пластилин; изображения различных эмблем; семейные фотографии.

Описание упражнения: Покажите ребёнку различные эмблемы, рассмотрите их.

«Как ты видишь, эмблема - это отличительный знак, на котором изображается то, что символизирует какую-то идею, человека, предметы.
А, что символизирует тебя? Какие предметы наиболее ярко отражают твой образ жизни, интересы, планы?

Попробуй создать свою собственную эмблему»

После изготовления эмблемы:

- рассмотрите её вместе с ребёнком;

- пусть он расскажет, почему изобразил именно эти предметы;

- понравилось ли ему то, как он воплотил задуманное?

Примечание: Так же можно предложить ребёнку создать герб вашей семьи. Это задание лучше выполнять совместно с ним. Расскажите об истории вашего рода, если есть фотографии – покажите их. Спросите, что бы он хотел изобразить на гербе, и поделитесь своими замыслами. Постарайтесь найти то общее решение, которое бы наиболее полно отражало ваше с ним видение герба.

Упражнение «Цветок»

Цель : развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.

Закрой глаза и представь прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить все, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него.

Примечания: важно закончит упражнение на положительном настрое, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.

Рекомендации по применению методов арт – терапии

в работе с детьми

Уважаемые педагоги, родители!

Для некоторых из вас арт – терапия еще безызвестная область, про которую вы мало слышали и слабо доверяете, может быть некоторые из вас, уже знакомы с арт – терапией, ее методами и особенностями, и, возможно, Вас уже захватил спонтанный, творческий, несущий радость переживаний дух данного метода. Безусловно, кроме творчества у данного метода масса преимуществ – и мы еще раз подчеркнем их.

    Занимаясь с детьми, помните, что их руки еще недостаточно развиты, они неловкие и неуклюжие. Дети еще не умеют регулировать силу, точность, направление движений. Часто отсутствие или несформированность этих умений сердит и расстраивает, подскажите, помогите – как нужно правильно выполнять определенное действие, но, ни в коем случае не критикуйте.

    Если ребенок агрессивен - то в работе с ним стоит предпочесть - лепку. В этом случае рисунок будет только раздражать ребенка, а вот лепка, наоборот - успокоит.

    Всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры - карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочтительней краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах.

Помните арт – терапия:

    помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, закрепляя доверие к миру;

    помогает легче прожить период адаптации – снимает негативные стрессовые состояния – гнев, тревогу, обиду, резкий уход матери на некоторый промежуток времени и т.д.;

    развивает сенсорные способности ребенка – ощущения, восприятие, интеллект, мелкую моторику, речь, воображение, творческие способности; обогащает социальный опыт ребенка, развивает коммуникабельность ребенка;

    арт – терапия помогает познавать мир, исследовать его, развивать опытную и экспериментальную деятельность;

    помогает развить гармоничную, духовно развитую личность;

    вскрыть проблемы и недостатки в развитии и воспитания ребенка, его переживания и состояния, отношения с миром.

Список литературы

1. Арт-терапия [Текст]: хрестоматия / сост. и общая ред.А.И.Копытина. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст] / учеб. для студ. сред. и высш.пед. учеб. Заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская – М.: Академия, 2001. – 248 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии [Текст]: учеб. пособие / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. - СПб. : Речь, 2003. - 400 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. - СПб. : ООО "Речь", 2002. - 310 с.

5. Практикум по арт-терапии [Текст] / под ред.А.И.Копытина. - СПб. : Питер, 2001. - 448 с.

6. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / Копытин А.И. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с.

Шабсина Виктория Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: г Пушкино Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Создание дидактических материалов по использованию масок и грима младшими школьниками в арт-терапии.
Дата публикации: 26.08.2018
Раздел: дошкольное образование

Создание дидактических материалов по использованию масок и

грима в работе с дошкольниками и младшими школьниками в арт-

терапии.

Работа с масками и гримом в арт-терапии.

индивидуальном

групповом

рисование масок, маски из папье-маше, работа с готовыми масками.

Возможности

сочетания

маскотерапии

драм ат ичес кой

импровизацией

музыкотерапией.

создания

терапевтической маски. Методы терапии в работе с маской. Работа с

психическое

состояние

Психотерапевтические возможности работы с гримом.

Лекция.

Маскотерапия

р а с п р о с т р а н е н н ы й

и з в е с т н ы й

психологической работы.

Маскотерапия основана на переводе глубинных

комплексов

сочетаются изобразительное искусство и драма, Арт-терапия и драматерапия.

Маску можно рассматривать как разновидность скульптуры, произведение

искусства,

повесить

рассмотреть,

помощью воображения, привести в движение.

Маска («личина») – очень

серьезное

изобретение

человечества.

человека

основная часть его образа, на которую мы чаще всего смотрим при общении

друг с другом. Лицо - это проекция нашего психологического состояния и

настроения.

Создавая

изобразительных

инструментов

маски, образы, и формы, человек, обретает самого себя, а вместе с этим и

возможность разрешить для себя многие кризисные и проблемные ситуации,

выстроить эффективную модель поведения.

У каждого человека есть свои маски. Иногда, мы так привыкаем к этим

образам (маскам), что не можем быть теми, кто мы есть на самом деле. Но в

особом месте у каждого из нас лежит «специальная» маска, с помощью

которой мы прячемся сами от себя и иногда недоумеваем, почему другие

воспринимают нас не так, как нам этого хочется. Нам удобно находиться в

этой маске, и с ее внутренней стороны мы видим ее по своему, порой, не

догадываясь о том, что таит в себе ее внешняя сторона. Лишь жизненные

неудачи, чаще всего повторяющиеся, как по сценарию, подсказывают, что мы

изменить

достаточно просто познакомиться со своей маской. При этом избавление от

привычных,

стереотипных

возможность

освободиться

«ненужного» и изменить свою жизнь.

средневековье

карнавала

предполагало

временный отказ от собственного лица, индивидуальности и норм морали. В

современном мире, полном стрессов, психологических травм, конфликтов,

вынужденные

соответствовать

ожиданиям

других, многие

люди

проживают свою жизнь в невидимой символической маске . Основной

смысл маски заключается в том, что она скрывает настоящий облик человека,

защищает его, отвлекает от него внимание и, вместе с тем, вводит в обман

окружающих. При

этом

ощущение

безопасности

защищенности

является ложным и для самого человека, надевшего «маску».

Снять «маску» и быть собой – вот одна из терапевтических идей

работы с маской.

С другой стороны, часто маска скрывает другую часть нашего Я, ту,

которая нуждается в защите . Например, под маской «Хулигана» может

скрываться очень ранимая натура, а под маской «Добряка», выполняющего

своенравие

независимость.

образом, другая

терапевтическая идея заключается в том, что познакомившись со своей

маской, увидев ее со стороны, человек может понять и почувствовать,

какую

часть

защищает .

например,

ранимость, свое своенравие и независимость, человек в дальнейшей работе с

психологом получит опыт выстраивания новых границ в отношениях с

другими людьми .

Изготовление

маски

часть

терапевтического

процесса

преобразования (рис. 1.).

Рисунок 1. Примеры масок для детей.

Художники создают маски из различных материалов:

– древесной коры, дерева, картона;

– травы, меха, костей;

– глины и гипса;

– металлов, камней, раковин;

– настоящих звериных голов, и т.д.

ритуальных

действиях главной

функцией

маски

является

преображение

перевоплощение

сущности

человека,

создание

определенного

образа

(животного,

бога) и

действие

перевоплощаемого от имени этого образа .

арт-терапии

участник

некоторое

другой, не свойственной ему в жизни роли. Например, застенчивый человек

может надеть маску «Хулигана». Это возможность рассмотреть себя с разных

сторон, не изученных ранее, принять эти стороны в себе и дать им право на

жизнь (рис 2.).

Рисунок 2. Варианты масок для детей, сделанных своими руками.

сочетании

методами

драматерапии

и музыкотерапии

маскотерапия дает возможность испытать новые чувства и ощущения,

которые не могут быть выявлены никакими другими средствами.

Надевая на себя маску и исполняя роли в представлении, созданном

участниками

группы, ребенок получает новый жизненный опыт - опыт

чувствовать силу, уверенность в себе, свободу . И что очень важно - этот

опыт он сможет использовать в реальной жизни .

1.Варианты заданий для масок:

Я себя такого не знаю.

Я себя такого боюсь.

Моя любимая маска.

Твоя любимая маска.

Я не хочу, чтобы меня таким видели.

Я хочу, чтобы вы меня таким видели.

Такого меня никто не знает и т.п.

2.Диалог масок.

3.Рефлексия "Благодаря тебе я узнал…"

4.Расширение репертуара (изготовление набора масок под роли,

субличности, состояния).

5.Выбор амплуа под готовую маску (этюд без слов).

6. Тень (архетипическое амплуа).

Идея снятия маски и способности быть «честным и искренним» –

главная идея драматерапии.

Современная драматерапия – сложное и многогранное явление,

представленное

подходами,

концепциями.

Драматерапия

используется

межличностными

внутриличностными

проблемами,

семейной

детско-родительской

терапии, в оргконсультировании, развитии креативности в определенной

профессии,

пограничными

расстройствами,

психосоматикой.

исторически

создавался

терапевтическое

воздействие

катарсиса Аристотеля), и всегда театральное действие было чрезвычайно

эмоциональному

воздействию.

Возвращение

психотерапевтического действа в культуру началось с конца 19 в., когда

возникать

психотерапевтические

Германии,

США, России, Франции.

Драматерапия

д е я т е л ь н о с т и,

ориентированный на процесс и на удовольствие в этом процессе. Сила и

глубина воздействия драматерапии связана со способностью выражать

переживания

возможность

вспоминать

переживать

определенные

жизненные

посмотреть

Несомненно,

возможность испытать чувства и ощущения, которые иначе не могут

выражены

никакими

средствами

придуманными

процессе терапии. Изготовление масок (постепенное обретение маской

форм и очертаний) – часть терапевтического процесса и преобразования.

В ходе упражнений, человек, сбросив с себя психологическую маску,

надевает драматическую, которая предназначена раскрывать чувства, а

не скрывать их. При этом даже у самых застенчивых и скромных людей,

появляется возможность изготовить себе маску и создать свой новый

образ. Маска придает смелость и помогает отойти от своей привычной

роли. Во время занятий по арт-терапии дети лепят маску, рисуют маску,

танцуют с маской, выражают себя через маску.

Одной из разновидностей маскотерапии можно назвать грим ,

который наносится на лицо ребенка или взрослого человека.

Варианты работы с гримом.

терапевтические

возможности, хотя имеет противопоказания и не так проста, как кажется

с первого взгляда. Это трудоемко и требует много времени, но вполне

окупает затраты.

Разрисовывать можно только лицо (грим), лицо и тело (body art)

или создавать любые варианты (например, одна рука и половина лица и

используется

театральный

декоративная

косметика,

акварель,

декоративная

косметика).

Возможные варианты заданий для грима детей:

Разделить лицо чертой пополам и гримировать (я себя

такого знаю и не знаю, люблю и не люблю, показываю и не

показываю другим);

2. “Моя любимая маска”;

3. Взаимное парное гримирование (“Я тебя таким вижу, хочу

видеть, не хочу видеть”);

4. “Маска страха”;

5.Гримирование

(на себе или другого) напряженных и

расслабленных зон на лице;

6. Фантазийное гримирование (себя или другого);

7. “Тень”;

8.“Сражение”

(конфликтные

участники

сталкиваются

одновременно);

9. Грим на себе на заданную тему (любовь, гнев, смирение,

гордыня, равновесие, закрытость);

10.“Мое животное” (грим включает лицо, тело до пояса, руки).

Вопросы для самопроверки:

Какие терапевтические ресурсы содержат маскотерапия и

драматерапия?

Что для ребенка значит «снять маску»?

Перечислите

возможные

варианты

Джениннгс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-

терапии/ Пер. с английского И. Динерштейн. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

Колошина Т.Ю.,Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге:

характеристики и использование. Практическое пособие для тренера.-

Цель курса: формирование и развитие научных психологических знаний у студентов в области арттерапии, знакомство с теорией и историей создания арттерапевтических направлений, овладение приемами и техниками арттерапии.

Задачами курса «Арттерапия» является:

  • Знакомство с теориями арттерапии;
  • Изучение основных методов арттерапии;
  • Знакомство с основными понятиями арттерапии;
  • Изучение арттерапевтических направлений;
  • Знакомство с основными принципами и путями терапевтической работы в арттерапии;
  • Формирование навыков диагностики проблематики клиента в арттерапии;
  • Развитие способности строить терапевтическую стратегию в работе с клиентом в арттерапии;
  • Знакомство с основными техниками работы с клиентами в арттерапии;
  • Формирование умения органично вплетать арттерапевтические приемы в общую канву психокоррекционной и психотерапевтической работы.

Студент должен знать: основные теории арттерапии; основные принципы арттерапии; базовые понятия арттерапии; факторы психотерапевтического воздействия в арттерапии, основные арттерапевтические направления, пути терапевтической работы в арттерапии; принципы подбора арттерапевтических техник для работы с клиентами;

Студент должен уметь: диагностировать проблематику клиента в арттеревтическом ключе; строить терапевтическую стратегию в работе с клиентом; подбирать методы и техники работы, применяя арттерапевтические методики, адекватные клиентскому запросу; использовать техники из различных арттерапевтических направлений (музыкотерапии, библиотерапии, куклотерапии и т.д.) для достижения поставленной в терапии цели.

Тема 1. История развития арттерапии

Психологические механизмы и теории арттерапии. История развития арттерапии (первобытное искусство, возникновение интереса к детскому творчеству (К.Риччи, З.Фрейд, М.Кляйн, М.Наумбург, М.Ловенфельд), возникновение интереса к творчеству душевнобольных (Ч.Ломброзо, А.Тардье, И.Симно, Г.Принцхорн, Ж.Бобон)). Современное положение терапии искусством: американская, европейская, британская и шведская школы (М.Наубург, С.Хилл, Г.Рид, Э.Крамер). История развития арттерапии в России.

Теории арттерапии. Психоаналитическая арттерапия (М.Наубург, 1966) как приложение к более традиционным терапевтическим направлениям. Основные положения психоаналитической арттерапии. Гуманистическая арттерапия (Дж.Райн). Основные положения гуманистической арттерапии.

Арттерапевтическая теория Э.Крамер, где искусство терапевтично само по себе и основной целью является стимуляция творческого потенциала.

Психологические механизмы арттерапии: компенсаторная, сублимационная, изоляционная.

Тема 2. Основные направления и виды арттерапии

Виды арттерапии. Работа с рисунком и цветом (базовые принципы, особенности, виды, специфика применения). Работа с глиной и пластилином (базовые принципы, особенности, виды, специфика применения). Музыкотерапия (базовые принципы, особенности, виды, специфика применения). Библиотерапия (базовые принципы, особенности, виды, специфика применения). Драматерапия (базовые принципы, особенности, виды, особенности применения). Куклотерапия (базовые принципы, особенности, виды - марионетки, пальчиковые куклы, особенности применения). Современные направления арттерапии (этнотерапия, фототерапии, боди-арт, ландшафтотерапия, цветотерапия, работа над коллажами и др.)

Тема 3. Диагностические возможности арттерапии

Границы метода арттерапевтической диагностики. Диагностические возможности рисунка («портрет», «метафорический автопортрет: я растение, посуда, оружие, подарок», «триптих – такой я есть, таким меня видят другие, таким я хочу быть». Особенности выбора художественных материалов (карандаши, гуашь, акварель, пастель, уголь и т.д.).

Диагностика эндогенных расстройств с помощью рисуночных техник. Особенности рисунков детей, больных шизофренией (по С.А.Болдыревой). Диагностика эмоционального состояния по цвету.

Диагностический потенциал и возможности арттерапевтических техник: работа с «мандалами», «коллажами», масками, гримом; анализ музыкальных предпочтений, сочинение музыки; сочинение стихов, рассказов, сказок; изготовление кукол, марионеток, пальчиковых кукол; работа со скульптурой и пластилином и др.

Тема 4. Психотерапевтические возможности арттерапии в индивидуальном и групповом режиме

Основные факторы психотерапевтического воздействия в арттерапии при работе с рисунком (фактор художественной экспрессии, фактор психотерапевтических отношений, фактор интерпретации и вербальной обратной связи). Факторы психотерапевтического воздействия в музыкотерапии, куклотерапии, драматерапии, библиотерапии.

Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арттерапии.

Специфические возможности арттерапии: ресурсность, метафоричность, триадность.

Психотерапевтическая работы с рисунком, глиной, пластилином, музыкой, стихами, рассказами, масками, гримом в индивидуальной и групповой работе. Психотерапевтическое создание мандал (К.Юнг).

Мандала как индикатор изменений в ходе психотерапии.

Показания и противопоказания для арттерапевтических техник.

Тема 5. Работа с рисунком в индивидуальном и групповом режиме

Диагностические и психотерапевтические возможности работы с рисунками в индивидуальной и групповой работе. Специфика применения рисунка в терапии с детьми и со взрослыми. Показания к работе с рисуночными техниками. Рисунки на заданную и свободную тему. Психотерапевтическая работа с проблематикой клиента в индивидуальном режиме. Рисунки на тему: «мой страх», «моя тайна», «я несчастный, я счастливый», «моя болезнь», рисование снов, фантазий, страхов; «мое прошлое, настоящее, будущее», диалог рисунками «я хочу тебе сказать, я боюсь, я не хочу, чтобы ты знал» и т.д. Установления контакта с терапевтом через рисунок. Осознавание собственных неадаптивных установок, поведенческих паттернов через рисунок. Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций с помощью рисунков.

Возможности использования рисунка в групповой работе. Работа с групповой динамикой, установлением контакта с участниками группы, проработкой конфликтных ситуаций в группе, работа с групповыми ролями, обратной связью от участников группы, групповой интеграцией.

Тема 6. Работа с глиной и пластилином в арттерапии

Пластические материалы: их свойства, плюсы и минусы, и их применение в психотерапии (Д.Хенли). Глина как природный материал: ее особенности, специфика и технология работы; глина – как универсальное психотерапевтическое средство для работы с людьми, имеющими различную проблематику. Работа с глиной и пластилином в психотерапии: работа со страхами, агрессией, психосоматикой, кризисными состояниями.

Специфика работы с пластилином в психотерапии. Показания к применению. Групповое и индивидуальное использование лепки.

Пластилин и глина как средства творческой экспрессии и психотерапевтические «инструменты» самотерапии (Н.Матвеева, Г.Лэндрет, В.Окленедр, А.А.Осипова).

Портретный метод в психотерапии (Г.Назлояна). Комплексные методы лечения душевнобольных (работа над скульптурным портретом пациента, лепка по лицу).

Тема 7. Арттерапия в работе с глубинным бессознательным

Возможности безболезненного доступа к глубинному бессознательному клиента с помощью различных техник арттерапии (рисунки, музыка, работа с гримом, работа с углем, рисование пальцами и т.д.).

Работа с детскими травмами в арттерапии (травмы развития, насилие и пр.) Техники «ведомого рисования»: рисование проформ, работа с цветом, рисование двумя руками, рисование пальцами (finger paints). Получение доступа к бессознательному через техники ведомого рисования.

Техники психоаналитической арттерапии для выявления и осознавания вытесненного аффекта: «каракули» Д.Винникотта, «монотипии», ассоциативный рисунок.

Техники работы со снами, фантазиями, символами.

Техника работы с мандалами (циркулярными изображеними, которые могут являться продуктом спонтанной творческой деятельности, либо создаваться в соответствии с определенной инструкцией) в арттерапии (Дж.Келлогг). Символика, архетип мандалы (К.Юнг). Использование мандалы в психодиагностике и психотерапии. Создание манадал в качестве психотерапевтического приема. Мандала в качестве проективного средства. Значение цвета и формы в изображении мандалы.

Тема 8. Работа с масками и гримом в арттерапии

Работа с масками в индивидуальном и групповом режиме: рисование масок, маски из папье-маше, работа с готовыми масками. Маска как способ работы с «персоной» и «тенью» (К.Юнг). Возможности сочетания маскотерапии с драматической импровизацией и музыкотерапией.

Техники и приемы создания терапевтической маски. Методы парадоксальной терапии в работе с маской. Комплексные методы лечения душевнобольных с помощью маскотерапии (Г.Назлоян).

Работа с гримом: парное и индивидуальное гримирование, «фантазийный грим», ресурсное гримирование, «маска страха» и др. Влияние грима на психическое состояние человека. Психотерапевтические возможности работы с гримом.

Тема 9. Музыкотерапия

Музыкотерапия – как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. История развития музыкотерапии. Психофизиологические аспекты музыкотерапии (В.М.Бехтерев, И.М.Догель, И.Р.Тарханов). Воздействие мелодичной, ритмичной, энергичной музыки на ЦНС. Возможности использования классической музыки при лечении больных с различными заболеваниями. Активная и пассивная формы музыкотерапии.

Американское (использование музыки как фон) и шведское направления (музыка как медикаментозное средство) музыкотерапии. Цели и специфика применения музыкотерапии в терапевтической практике.

«Полезная» и «вредная» музыка. Сочинение и рисование музыки. Работа с готовыми музыкальными произведениями. Использование музыкальных инструментов для сочинения собственной музыки. Сочинение оперы, работа с фольклором.

Тема 10. Библиотерапия

Библиотерапия, как одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояние клиента. Библиотерапия («лечение книгой» от греч. biblion – книга и theraрeia – лечение). Виды и направления библиотерапии. Психологические механизмы библиотерапии. Психотерапевтический и диагностический потенциал библиотерапии (диагностика эмоционального состояния, прояснение и осознание глубинных ценностей и ресурсов, отреагирование, диссоциация, абсурдизация, расширение ролевого диапазона, катарсис). Методика применения библиотерапии. Использование готовых произведений (истории, притчи, сказки, рассказы, анекдоты – как метафорические послания об истинах реального мира, расширяющие мировоззрение и возможности поиска новых ресурсов). Литература с точки зрения библиотерапии (специальная, научно-популярная, философская, биографическая и автобиографическая, классическая и т.д.). Психодиагностика и психотерапия на основе любимой сказки. Сочинение в библиотерапии (техники сочинения в библиотерапии, направленные на диагностику состояния, на развитие креативности и психокоррекцию). Психотерапевтические принципы сочинения сказок, стихов, рассказов, историй.

Применение библиотерапии в групповой работе (совместные сочинения, рассказ по кругу и пр.)

Тема 11. Драматерапия

Драматерапия – театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. История, основные принципы и техники драматерапии. Базовые принципы, особенности, виды, области применения драматерапии.

Психотерапевтические возможности драматерапии: осознавание поведенческих и телесных паттернов, расширение репертуара собственных возможностей, развитие импровизационности, «режиссура» собственной жизни. Развитие пластики и пластичности (телесной, эмоциональной, когнитивной).

Драма снов, фантазий, страхов. Сценическая пластика (сценический образ, движение, танец, пантомима, работа с голосом и пр.).

Тема 12. Куклотерапия

История, основные принципы и техники куклотерапии. Психотерапевтические возможности работы с различными куклами (марионетки, мягкие куклы, пальчиковые куклы). Сочетание куклотерапии с библиотерапией, драматерапией, музыкотерапией. Технологии изготовления кукол, «оживления», сочинения сказки, постановка спектакля с куклами. Метафорическая работа с марионеткой (этапы работы, диагностические возможности работы с куклами – марионетками, стратегии работы, механизмы психотерапевтического воздействия). Куклотерапия как способ коррекции эмоциональной сферы. Специфика психотерапевтической работы с куклами с детьми и взрослыми.

Цель : развитие самоинтереса, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими, принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии, повышение самооценки.

Материалы : бумага (белая и цветная), картон, ножницы, краски, карандаши, кисточки, клей, стразы, ленточки, пуговицы, аудиопроигрыватель, спокойная музыка, презентация или изображения масок.

Время : 30-50 мин.

Процедура : Маски издревле создавались для того, чтобы отразить какой-то образ. Ваша маска должна отражать то, что, на ваш взгляд, видят в вас – ваши положительные и отрицательные стороны. Нарисуйте на листе овал лица, глаза, рот и, используя любые материалы, сделайте маску. Маска есть олицетворение архетипа «Персона». Я себя так презентую миру. Человек, живущий в социуме, необходимо имеет определенный набор масок как один из копинг-механизмов. Маска – это то, что дает возможность спрятаться, «замаскироваться», не показать себя настоящего. Целью процесса психологического развития, процесса индивидуации является снятие всяких и всяческих масок, идентичность самому себе, аутентичность. Психотерапевтическая помощь становится необходимой в тех случаях, когда: масок слишком мало (низкая адаптивность), масок слишком много (низкая адаптивность), ношу чужие маски (сценарные проблемы), путаю маску со своим собственным лицом (низкая аутентичность), не знаю, для чего мне эта маска (дезадаптивные паттерны поведения) и т.п. Следовательно, использование масок в психотерапии (арт-терапии) чрезвычайно широко: при работе со взрослыми и подростками, в групповой и индивидуальной работе, в работе с самым широким спектром проблем, вплоть до психосоматических расстройств. Способы изготовления масок: рисование на бумаге, картоне, пластике; использование готовых масок; изготовление из папье-маше, глины, гипса и пр. Помним, что каждый материал имеет свою внутреннюю метафору.

Другие новости по теме:

  • Коррекция страхов с помощью арт-терапевтических методов