Флористика        11.08.2019   

Бисероплетение для самых-самых начинающих: схемы и мастер-классы. Конспект занятия по бисероплетению Тема: «Изготовление цветов из бисера (французская техника плетения)

Конспект занятия-путешествия по бисероплетению «Этапы развития бисерного искусства»

Севостьянова Наталья Валерьевна педагог дополнительного образования МОАУДОД "ЦРТДЮ "Созвездие" г.Орска", г. Орск, Оренбургской обл.
Предназначен: для педагогов дополнительного образования, учителей технологии и труда, воспитателей.
Использование: Вводное занятие по бисероплетению, ознакомительная беседа об истории декоративно-прикладного творчества.
Цель: Расширение знаний о декоративно-прикладном творчестве – бисероплетение, знакомство воспитанников с историей возникновения и развития бисера и бисерного искусства в мире.
Задачи: - познакомить с историей развития бисероплетения;
- развить воображение, моторику рук, эстетический вкус;
- воспитать усидчивость, взаимопомощь и взаимовыручку, уважение к народным традициям и обычаям.
Оборудование: бисер и бусины, наглядные пособия, иллюстрации, магнитофон, таблица "Этапов развития бисерного искусства"
Тип занятия: частично поисковый
Форма организации: групповая.

Ход занятия:

Здравствуйте дорогие друзья. Наше сегодняшнее занятие я хочу начать с небольшой загадки.
Маленькие бусинки на капельки похожи.
На нитку можно их надеть, на проволоку тоже.
Из них мы соберем зверят и фенечки сплетем.
Скажите, как мы бусинки такие назовем?
Ответ детей: Бисер
Правильно. А что мы знаем о бисере? (Ответы детей.)
А как вы думаете, с чего все началось?
Ответ детей: С истории.
Молодцы. Сегодня мы познакомимся с историей возникновения и развития бисероплетения как декоративно-прикладного вида творчества.

Игра- путешествие «Машина времени».
Давайте с вами немного попутешествуем и познакомимся с историей развития бисерного искусства. И по ходу нашего путешествия мы с вами составим таблицу «эволюции» бисерного искусства от зарождения до наших дней.
И так, мы отправляемся. Первая наша остановка – первобытно общинный строй.
Как вы думаете, в это время люди носили украшения из бисера?
Ответы детей: Нет, они украшали себя изделиями, собранными из костей, зубьев, когтей животных и различных семян растений, ракушек и др.
Таким образом, мы можем говорить о появлении примитивной техники. По вашему мнению, что это была за техника?
Ответы детей: низание.


Правильно. И сейчас я предлагаю вам побыть немного в роли первобытных мастериц.
Игра.
У вас на столах лежат приблизительно такие же материалы, из которых древние люди изготавливали свои украшения. Ваша задача – за 5 минут изготовить украшение подобное тем, что носили наши предки. А так же придумать предназначение данного украшения.
Время на работу 5 минут. После завершения, ребята представляют свои изделия.
И так мы заполняем первую ступеньку нашей таблицы «эволюции». Что мы вписываем в нашу таблицу?
- Ношение украшений из зубов, когтей, ракушек, семян растений.
Примитивная техника низания.

Время шло, человечество продвигалось по пути прогресса, люди научились изготовлять стекло.
Как вы думаете, когда было изобретено стекло?
Стекло было изобретено в четвертом тысячелетии до нашей эры. По этому поводу существует даже легенда.
Легенда. Однажды финикийские купцы возвращались из Африки с грузом соды. На ночь они расположились на песчаном берегу и развели костер, чтобы приготовить себе ужин. Не найдя на берегу ни одного камня купцы обложили костер кусками перевозимой ими соды. Поужинав, они легли спать, а утром разгребая золу костра, обнаружили странные слитки – они были твердыми и переливались на солнце.
С момента изобретения стекла и началась история стеклоделия. У человека появилась стеклянная посуда и конечно стеклянные бусы. Древняя бусина найденная при раскопках древнего города Фивы относится к III – IV веку.


Теперь давайте снова вернемся к нашей таблице «эволюции» (вторая ступень). Что происходит в этот период времени?
- Человек изобретает стекло, появляется стеклянная посуда.
Какая технология развивается в этот период?
- Низание.


Шли века, бусины становились все меньше и меньше по размеру. Так на свете появилась маленькая бусинка.
Сразу ли эти бусинки стали называться бисером? Нет, в начале они назывались бусра (бусер) – что в переводе с арабского означало фальшивый жемчуг.
Кто первым начал изготавливать бисер? (Египтяне.)
Где они его использовали? (Делали ожерелья и расшивали одежду.)
Какую технику бисерного искусства ввели египтяне? (Вышивка бисером)
(Проводиться демонстрация слайдов с изображением изделий Древнего Египта)



Так какую технику мы вписываем в нашу таблицу (третья ступень)?
- Вышивка.


Вслед за Египтом бисер появился в Сирии, Римской империи, Македонии. С первого века нашей эры бисер уже производится во многих европейских странах – Италии, Греции, Германии, а с X в.н.э. в Венеции.
И так, многие страны производили бисер. Но, чей бисер ценился больше всех остальных?
Больше всех остальных ценился Венецианский бисер. Он был более прочным, качественным и имел большую цветовую гамму.



А как вы думаете, изготавливали бисер на Руси? (Да, но в малом количестве.)
На Руси бисер по сравнению с жемчугом ценился не высоко: им украшали одежду лишь знатные люди. Бисерные отделки существовали параллельно с жемчугом, но в значительно меньшем количестве. Большая часть украшений изготавливалась из речного жемчуга, который в великом множестве добывался в реках, бисер же использовали в качестве дополнения к нему. Их применяли при создании ожерелий, наручень, браслетов и поднизей, ими расшивали части одежды.



И только XIII в. начинается широкое использование бисера. Им расшивали оклады икон, украшали покровцы, его подвешивали в качестве кистей, создавали из него шкатулки, различные украшения, которые до сих пор поражают своей красотой и искусством людей сделавших их.
(Демонстрация слайдов изделий древних мастеров)




Какие техники развиваются в этот период?
- Развиваются низание и вышивка, и появляется техника плетения.
Давайте занесем эти данные в нашу таблицу (четвертая ступень)


В XI в. в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, смальту для мозаик, бусины. По некоторым свидетельствам, даже венецианские купцы, увидев в Киеве творения русских мастеров, восхищались их качеством и необычностью. Позднее мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани и других русских городах. Нашествие татаро - монгол прервало развитие ремесла на Руси.
С XVв. Появляются такие технологии как – вышивка по канве; саженье по бели, т.е. нашивание нанизанного на одну нить бисера вдоль шнура из хлопчатобумажной или льняной нити, выложенного по узорам; теснение по воску.
С XVII в. предпринимались попытки организовать с помощью иностранных мастеров бисерное производство в России. В подмосковном селе Измайлово в 1668-1669 гг. началось строительство стекольного завода. По окончании строительства в 1670 г. в Москву прибыли венецианские мастера. Но наладить постоянное производство не удалось. Только Ломоносову удалось организовать бисерное производство в России. Великий ученый просил разрешения на постройку фабрики, приводя данные о сотнях пудов бисера и стекляруса, привозимых в страну через Санкт-Петербургский порт. Не только с помощью цифр и фактов Ломоносов убедить власти в необходимости развития стекольного производства в России. Он написал поэтическое "Письмо о пользе Стекла". Вот небольшой отрывок из этого «Письма»:
Но в чем красуетесь, о сельски нимфы, вы?
…Когда, лишась цветов, поля у вас бледнеют
Или снегами вкруг глубокими белеют,
Без оных что вам в нарядах помогло,
Когда бы бисера вам не дало Стекло?
…Или еще на вас в нем больше красота,
Когда любезная в вас светит простота!

Так в бисере Стекло подобиться жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится народ в полунощных степях,
Им краситсяарап на южных берегах,
В Америке живут, мы чаем, простоки,
Что на другой металл из серебряной реки
Дают европейскому купечеству охотно
И бисеру берут количество несчетно…

В этот период бисер становится более утилитарным: им расшивают дамские сумочки, бумажники, подстаканники и даже домашние тапочки. В это время появляются и развиваются техника ручного ткачества, вязание крючком и спицами, при котором бисеринки набирались на вощенную нить в соответствии с узором, сматывались в клубок и изделие вязалось как из ниток.



В конце XIX в. в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии и Америке и пользовались большим спросом.
И так, что мы узнали?
- Появились новые виды техник - саженье по бели, вышивка по канве, теснение по воску.
Заполняем нашу таблицу «эволюции» (пятая ступень).


В конце XVIII-XIX веков увлечение бисерными ремеслами в аристократических кругах было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта России. Чаще всего бисер использовали для вышивания, вязания крючком и спицами. Кроме того, встречаются работы, выполненные в технике низания, ткачества, тиснения по воску. В отличие от европейских стран, в России бисерные изделия не предназначались для продажи. Рукоделие было домашним занятием. При выполнении больших работ иногда привлекались помощницы из крепостных. На изготовление таких предметов уходили месяцы кропотливой работы. На продажу изделия в основном производились в монастырях, но иногда и крепостными мастерицами в небольших мастерских.
Область применения бисера в России оказалась очень широкой - от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского дворца. Этот красивый и прочный материал использовали при изготовлении кошельков, чехлов для зонтов, обложек для записных книжек и альбомов, футляров для карт, коробочек для табака.




Вышивали иконы, картины с жанровыми сценками или роскошными букетами и птицами. Бисером обвязывали трости, курительные трубки, шкатулки, вазы, подстаканники, рожки для кормления детей. Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе и императорских. Пример тому - стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме под Петербургом. Его стены отделаны стеклярусом, произведенным на фабрике Ломоносова. В начале XIX века "бисерная лихорадка" из модных столиц распространилась по провинциальным городам и сельским усадьбам. В конце XIX века, когда появился недорогой бисер, это рукоделие прижилось и в крестьянских домах.
Заполняем следующую ступень (шестая ступень) нашей таблицы «эволюции». Какие техники появились в период с XVIII по XIX вв.?
- Появились такие техники – ткачество, вязание спицами и крючком.


С началом научно-технической революции, с появлением новых материалов и тканей интерес к бисеру ослаб.
Но все новое это забытое старое, и в наше время интерес к изделиям из бисера снова стал набирать обороты, усовершенствовались многие существовавшие технологии и появились новые – изготовление изделий на проволочной основе. (рис 19, 20)




Многообразие бисера в настоящее время дает возможность воплотить свои фантазии, мечты при создании великолепных изделий, картин, украшений и многого другого, что красота их находит отражение в стихах:
Фантазии полет и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках…
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живет в веках.
Умелиц может сделать из железки,
Из камня, дерева – шедевры красоты.
Из разноцветья бисера и лески,
Как в сказке, чудеса творишь и ты.
Я прикасаюсь к броши осторожно,
Она чарует и ласкает взор.
Представить трудно, как это возможно
Создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья –
Изящества и цвета чистота,
И совершенство формы... Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!
И так, давайте еще раз вспомним, как развивалось искусство бисероплетения от первобытно общинного строя до наших дней, поднимаясь по воображаемой лестнице развития бисерного искусства, и перечислим все техники появившиеся за этот период. (табл. 1)


1. Низание
2. Вышивка
3. Плетение
4. Саженье по бели
5. Вышивка по канве
6. Теснение по воску
7. Ткачество
8. Вязание спицами и крючком
9. Изделия на проволоке

Примечание: для демонстрации используются репродукции картин художников, иллюстрации, фотографии и др. (Книга М. Ляукина «Энциклопедия. Бисер» 2005г.)
Завершить наше сегодняшнее путешествие я хочу вот этим стихотворением:
Иголочка тонка, но достаёт до сердца
И у того, кто дивный шьёт узор,
И у того, кто от работ умельца
Отвесть не может восхищённый взор.
Века живут в картинах и платочках,
И в бисерных роскошных ожерельях,
Подаренных когда-то внукам, дочкам,
Нетленные черты простого рукоделья.
Душа и руки создают шедевры,
Да просто украшают нашу жизнь.
За чудо творчества, истраченные нервы
Рукам искусным низко поклонись.

Занятие по бисероплетению «Друг из космоса»

Материалы и инструменты:

Салфетки, бисер, проволока

Оборудование:

Компьютер, мультимедиа

Цель занятия:

Формировать навыки бисероплетения через творческое задание

Задачи:

Совершенствовать умение работать с бисером и проволокой в технике параллельного и игольчатого низания;

Продолжать развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать;

Развивать сенсорные и моторные навыки;

Развивать творческое воображение;

Воспитывать аккуратность, внимательность.

Ход занятия:

1.Организация начала занятия(психологический настрой обучающихся)

Дети стоят

Здравствуйте, дорогие друзья! Давайте поприветствуем друг друга

Приветствие.

Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

2.Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений

- Актуализация знаний

Садитесь на подушки.

(Включение видеофильма про инопланетянина)

Почему грустит Вася?(У него нет друзей)

Да, ведь даже инопланетянам скучно одному. Ему тоже нужны друзья.

3.Сообщение темы занятия

Давайте сегодня мы с вами попробуем смастерить друзей для Васи, чтоб ему не было скучно.

Занимайте свои места за рабочим столом.

-Анализ образца

Перед вами лежат схемы. Инопланетяне у нас получатся не похожи один на другого, поэтому и схемы у всех разные.

При изготовлении работ какие способы плетения мы будем использовать?(Параллельное плетение и игольчатый способ плетения)

Давайте вспомним, как плести параллельным способом? Игольчатым способом?

-Повторение ТБ

Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при работе с бисером и проволокой?

1.До начала работы инструменты и материалы находятся в отведённом для них месте.

2.Следить за тем, чтоб не поранится острыми концами проволоки.

3.Нельзя бисер и проволоку брать в рот.

-Последовательность выполнения работы

Перед началом работы давайте разомнём пальчики

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев на правой и левой руке, начиная с больших пальцев и говорят:

    желаю (соприкасаются большими пальцами);

    успеха (указательными);

    большого (средними);

    во всём (безымянными);

    и везде (мизинцами);

    Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Первый ряд я для вас уже приготовила.

-Творческое применение знаний и умений

Опираясь на алгоритм, приступайте к изготовлению работы.

-Гимнастика для глаз

4.Итог занятия с оценкой проделанной учащимися работой (рефлексия)

Какие замечательные работы у вас получились. Придумайте имена для своих инопланетян.

Давайте наши поделки мы прикрепим на стенд, как будто инопланетяне водят хоровод.

(Педагог показывает детям бисерную игрушку Инопланетянина Васи)

Посмотрите-ка, пока вы работали, Вася прибежал к нам, ведь ему хочется поскорее познакомиться с его новыми друзьями.

(Педагог крепит Васю в центр хоровода)

Девочки, посмотрите, у меня на тарелочке лежат звёздочки и тучки. Сейчас вы подойдёте и возьмёте звёздочку, если вы легко и просто выполнили работу или тучку, если работа вызвала у вас затруднения.

Все молодцы, занятие окончено.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «КАЛЕЙДОСКОП УВЛЕЧЕНИЙ»

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

Занятие проводится с детьми 1-го года обучения, младший школьный возраст с 8 – 10 лет.

Форма занятия: урок-путешествие.

Тема: «Цветы на проволочной основе»

Цель: Развитие самостоятельности и повышение грамотности детей в вопросах экологии через декоративно-прикладное творчество – бисероплетение.

Задачи:

  1. Обучающие – закрепление и самостоятельное использование приёмов

Бисероплетения на проволочной основе

  1. Развивающие - развитие творческого воображения , эстетического вкуса, формирование самостоятельного мышления
  2. Воспитательные – воспитание в детях любви к природе, знакомство с растениями родного края, воспитание дисциплинированности, усидчивости, внимания, объективной самооценки, взаимовыручки.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой.

Приёмы: Игра-путешествие по волшебному лугу, беседа, опрос, разбор нового материала, анализ образцов, объяснение с использованием наглядности, показ практических действий, практическая работа, индивидуальная работа, подведение итогов, поощрение.

Дидактический материал: карта – путешествия, фигурка старичка-луговичка, готовые образцы поделок, схемы, книги.

Материалы и инструменты: Ножницы, бисер, медная проволока, салфетки-рассыпушки, тарелочки для бисера.

Этапы работы:

Организационный

  1. Приветствие, проверка подготовленности детей к занятию, т/б.
  2. Тема, постановка цели и задач.

Подготовительный

  1. Беседа вступление.
  2. Встреча со Старичком-луговичком.

Основной

  1. Игра-путешествие по цветущему лугу (теория, практика, закрепление полученных знаний).
  2. Динамическая пауза

Итоговый

  1. Подведение итогов занятия.
  2. Элемент сюрпризности – на прощание от Старичка-луговичка все получают подарки.
  3. Цветограмма настроения.

Информационный

  1. Задание на дом.
  2. Тема следующего занятия.

Ход занятия

Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности детей к занятию, техника безопасности. Обозначение темы, постановка цели и задач.

Подготовительный этап

Педагог: Девочки, сегодня у нас необычное занятие. Нас пригласил в гости один мой старый знакомый. Знакомый мой – человек не простой. Он – волшебник, хозяин цветущего луга. Разговаривает он на языке цветов, а так как вы его не знаете, то он поручил мне разговаривать за него. А зовут его Старичок-луговичок. Это очень старый и мудрый человек, он много знает и умеет, может и нам что подскажет. На лугу у Старичка нас ждёт много неожиданностей и сюрпризов. Думаю, что вы будите рады его навестить. Но прежде чем отправиться к Старичку-луговичку, давайте вспомним, что нужно сделать в первую очередь, когда приходишь в гости?

Дети: Поздороваться.

Педагог: Правильно, нужно поздороваться с уважением, не забудьте! Вызывать старичка мы будем дружными хлопками в ладоши, а затем позовём его: «А-у, Старичок-луговичок!» Приготовились, начали…

Появляется фигурка Старичка-луговичка: «Здравствуйте, юные рукодельницы. Приглашаю вас отправиться в путешествие по моему волшебному лугу и познакомиться с его обитателями».

Основной этап

Фигурка старичка закрепляется на луг путешествия, где путь следования прорезан для его перемещения.

Педагог: «Озвучивает» старичка. Читает строчки стихов азербайджанского поэта Самеда Вургуна:

Давай пройдёмся медленно по лугу

И, «Здравствуй!» скажем, каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А, чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Девочки, подумайте, почему Луговичок прочёл это стихотворение. Посмотрите, как много на лугу красивых цветов и трав. А между тем, над многими растениями нависла угроза исчезновения. Загрязнение воздуха, неправильное отношение к природе, захламление ведёт к негативным последствиям: исчезновению редких растений и животных, занесённых в Красную книгу. Красная книга – красный сигнал светофора: остановись, оглянись, подумай! На нашей планете остаётся всё меньше и меньше уголков с первозданной природой, поэтому к природе надо относиться бережно, трогательно.

А вот и первый обитатель моей полянки. Кто же спрятался за этими листочками? Давайте отгадаем:

Я лиловенький цветочек,

Очень узенький листочек.

Меня увидели ребятки

На лугу, играя в прятки.

Почему – то мне они

Говорили: «Позвони».

Дети: Колокольчик.

Педагог: Правильно, молодцы! (Достаёт из-за листочков готовый образец цветка) Давайте внимательно рассмотрим этот цветок.

Какую форму он имеет, из каких частей состоит, каково значение каждой части?

Сколько одинаковых деталей в изделии, какова форма деталей, как соединены детали?

Какой бисер использовался, почему? Какие ещё материалы использованы для изготовления колокольчика? Ответы детей.
После анализа образца педагог планирует и определяет последовательность предстоящих трудовых действий и операций при выполнении колокольчика.

Педагог: Ребята, Луговичок хочет рассказать вам что, по преданию колокольчики появились, когда на земле единственным средством транспорта была ямщина и когда лихие забубенные ямщицкие песни да звоны колокольчиков под дугой оглашали окрестности, и проросли цветы именно там, где упали на землю перезвоны колокольчиков.

Учёные-ботаники делят колокольчики на триста видов, растут они на всей территории нашей страны за исключением Крайнего Севера.

С июня до сентября на лугах нашей Родины цветут колокольчики. Однако большинство их видов на грани истребления и нуждается в защите.

Не рвите дикорастущие колокольчики в букеты. Сорванные цветы моментально повянут, и оживить их в вазе почти невозможно. Пусть лучше на полях и опушках леса радуют они своими голубыми венчиками наши взоры.

Педагог: А вот и следующая наша остановка, и снова Старичок-луговичок задаёт нам загадку:

Стоит в поле кудряшка,

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое?

Дети отвечают: «Ромашка»

Проводится анализ образца и разбор действий его выполнения.

Педагог: Девочки, Луговичок продолжает свой путь. А вот и загадочные листочки, скрывающие от нас жителя полянки. Послушайте внимательно.

Их видимо – невидимо,

Не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал –

Весёлых, голубых?

Должно быть, оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали

И сделали цветок.

Ответы детей. Анализ и разбор образца. Изготовление.

Педагог: Посмотрите, ребята, на пути Старичка-луговичка пенёчек, а он стар и очень устал, поэтому решил немного отдохнуть. А пока мы с вами займёмся изготовлением незабудок.

Рассмотрим инструкционные и технологические карты изготовления цветов, они помогут нам быстро справиться с заданием.

Идёт практическая работа, в ходе которой педагог даёт необходимые консультации индивидуально каждому ребёнку, оказывает помощь.

Во время самостоятельной работы педагог рассказывает легенду о незабудке.

…Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем дала имя, никого не обидела и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок:

Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя!

Оглянулась Флора – никого не видно. Снова захотела уйти, но голосок повторился:

Не забудь меня Флора! Дай мне, пожалуйста, имя!

И тут только Флора заметила в разнотравье маленький голубой цветок.

Хорошо, - сказала богиня, - будь Незабудкой. Вместе с именем я наделяю тебя чудесной силой – ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину…

Педагог: Девочки, давайте сделаем динамическую паузу.

Закройте глаза и производите ими круговые движения: налево – вверх – направо – вниз, затем в обратном направлении. Движения делайте в медленном темпе. После этого слегка погладьте подушечками пальцев веки, откройте глаза и сделайте несколько быстрых мигательных движений.

Итоговый этап

Педагог: Наше путешествие, ребята, подходит к завершению. Давайте посмотрим и покажем Старичку-луговичку какие цветочки у нас получились.

Обсуждение результатов работы вместе с детьми (рассмотреть каждый цветок, отметить, кому что удалось и над чем ещё надо поработать, похвалить детей).

Девочки, хозяину цветочного луга очень понравилось как вы работаете, поэтому он хочет подарить вам на память небольшие подарочки.

Старичок-луговичок движется к последнему кустику, где спрятаны бисерные наборчики, дарит их детям на память, благодарит за работу, желает дальнейших успехов в рукоделии.

Дети говорят: «Спасибо!» - хлопают в ладоши. Луговичок исчезает.

Педагог: Ребята, давайте на прощание, украсим лужок нашего путешествия ещё цветами.

Если у вас было отличное настроение сегодня на занятии, то «посадите» красный цветочек, если хорошее – жёлтый, если плохое – синий.

Информационный этап

Объявить тему следующего занятия и что для этого необходимо иметь, задание на дом.


Плетение из бисера – это весьма увлекательный, невероятно красивый и очень полезный вид рукоделия. Наконец-то мы добрались к этому прекрасному искусству, и начнем мы с вами с самого элементарного: бисероплетение для самых-самых начинающих уже ждет вас на этой страничке. Мы расскажем вам, какие инструменты и материалы следует подобрать для своих первых изделий из бисера, какие фигурки проще всего плести, какую технику использовать и какие схемы являются самыми простыми. Будем рады помочь вам в создании своих первых шедевров из бисера!

Бисероплетение для начинающих, несомненно, начинается с подбора всех необходимых материалов. У нас во главе всего стоит, конечно же, бисер. Знаете ли вы, сколько разновидностей всякого бисера существует на сегодняшний день?! Современный бисер можно классифицировать не только по цвету и по цене, а и по другим важным критериям:

  • по размеру;
  • по калибровке;
  • по форме;
  • по размеру отверстия;
  • по качеству и месту окрашивания;
  • по материалу изготовления.

Во всех этих тонкостях стоит хоть немного разбираться, чтобы научиться быстро и качественно плести необходимые вам изделия. Тогда вы будете знать, из какого бисера следует плести цветы и деревья , из какого материала получаются самые красивые розы, а какой бисер лучше всего подходит для создания украшений. По ходу статьи мы будем посвящать вас во все нюансы бисероплетения и выбора материала, чтобы у вас вырисовывалось общее впечатление об этом виде рукоделия.

Размер бисера


По размеру бисер бывает мелкий, средний, крупный и очень крупный. У каждого вида бисера, есть свой номерок, по которому можно определить диаметр бусин. Самые распространенные размеры – от 6/0 до 15/0. При этом 15/0 – это самый маленький размер (диаметр около 1,5 мм), а 6/0 – самый большой. Эти цифры обозначают, сколько бусинок необходимо сложить в одну линию, чтобы получить цепочку, длиною в 1 дюйм. То есть при размере 6/0 в 1 дюйме будет 6 бусинок, а при размере 15/0 – 15.

Калибровка

Качественный бисер должен быть одинаковым по размеру, то есть, пройти калибровку. Можно купить уже калиброванный бисер (это будет стоить дороже), а можно отсортировать разнокалиберные бусины самостоятельно. От процесса калибровки будет зависеть качество вашего будущего изделия. Если вы будете делать цветы, то бисер следует отсортировать (можно не совсем тщательно). А вот при создании ожерелья-хомута можно использовать обычный, некалиброванный бисер.

Материал

Современный бисер изготавливают из различного материала, и мы расскажем о самых популярных видах бисера.

  • Бисер со стеклярусом . Это небольшие цветные трубочки, изготовленные из прочного стекла. Формой и цветом бусины могут существенно отличатся.
  • Бисер-хамелеон , меняющий цвета, в зависимости от освещения.
  • Парчовый бисер . Прозрачный стеклянный бисер, прокрашенный в середине серебряной или золотистой краской.
  • Обливной (мокрый бисер). Пастельный бисер, со слегка выраженным блеском.
  • Перламутровый (цейлонский) бисер . Слегка прозрачный бисер с покрытием, напоминающим жемчуг.
  • Непрозрачный натуральный бисер (обычный, матовый) . Непрозрачные бусины без покрытия и блеска.
  • Пластиковый бисер . Подходит для новичков.

Инструменты для бисероплетения: выбираем все необходимое для творчества

Видео уроки по бисероплетению следует, безусловно, начинать с выбора инструментов и материалов. О выборе бисера мы уже немного рассказали. Давайте перейдем к инструментам. Нанизывать бисер можно на нитки, на леску и на проволоку.

Нити для бисера можно брать разных типов:

  • шелковые – самые надежные нити для бисероплетения, однако их цена довольно высокая;
  • нейлоновые (капроновые) нити – недорогие и прочные, однако их тяжело завязать;
  • хлопковые нити – недостаточно прочные;
  • резиновые нити – отлично подходят для плетения бисером. Лучше всего из них получаются фенечки и браслеты.

Выбор проволоки и лески

Проволоку для плетения бисером следует подбирать мягкую, желательно из меди. Не используйте слишком тонкую проволоку, иначе она будет рваться после нескольких прокручиваний. Также не берите очень толстую, чтобы изделия выглядели аккуратно. Леска идеально подходит для плетения объемных композиций из бисера, жестких конструкций, таких как цветы, листочки, кресты и пр. Для цветного бисера в продаже существуют цветные проволоки соответствующих оттенков.

Леска также должна быть прочной и тонкой . Новичкам можно поучиться и на достаточно толстой леске, с твердыми кончиками. Далее вы будете уже использовать более изящные конструкции. Толщину лески для нанизывания бисера подбираем так: она должна пройти через бусинку 2-3 раза. Если бисер очень мелкий, а проволока очень тонкая, мы используем иглы.

Игла для бисера

Для бисероплетения часто используют специальные иглы, они тонкие и гибкие. Их размер колеблется от 10 до 16. Самая тонкая игла под №16, самая толстая – №10. Наиболее универсальными являются иглы под №12.

Для работы вам также понадобится несколько полезных инструментов:

  • органайзер;
  • плоскогубцы;
  • ножницы;
  • пинцет;
  • клей;
  • булавки;
  • застежки и фиксаторы для украшений.

Плетение бисером для начинающих: простые схемы для новичков

После того, как мы разобрались в инструментах и материалах, можно уже начинать бисероплетение: схемы для начинающих мы подобрали очень доступные и простые.

На сегодняшний день существует множество различных техник плетения бисером, специально для начинающих любителей изделий из бисера снято огромное количество видео уроков. Мы также покажем вам видео инструкции по бисероплетению , но несколько позже. А сейчас давайте рассмотрим картинки с простейшими схемами.

Прежде чем перейти к вязанию фигурок и прочих изделий, стоит научиться плести красивые цепочки из бисера. На рисунках 6 и 7 изображены так называемые цепочки «в одну нить», сделать которые будет несложно, даже для детей.

  1. Для первой цепочки мы продеваем в нитку 4 бусины.
  2. Протягиваем нитку в первую бусинку и затягиваем колечко.
  3. Надеваем еще 2 бусинки и протягиваем нитку через вторую бусинку крайнего ряда.
  4. Притягиваем нитку и добавляем еще 2 бусинки, а нитку протягиваем через вторую бусинку предыдущего ряда.
  5. Продолжаем плести по этой же схеме до необходимого размера изделия.

На рисунке 7 также изображена подробная схема, по которой вы можете сплести цепочку из цветов .

Мастер-класс по плетению браслетов из бисера

Представляем еще несколько простых схем, которые пошагового демонстрируют весь процесс плетения украшений из бисера. Подробные и содержательные инструкции с фото помогут вам создать свои первые шедевры из бисера.

Как сплести браслет из бусин и бисера: пошаговый мастер-класс

Теперь, когда вы уже немного усвоили основные нюансы бисероплетения, предлагаем вам простейший мастер-класс по плетению фигурок. Вот такую симпатичную стрекозу вы можете сплести вместе с ребенком, поскольку техника создания изделия очень простая.

Внимательно рассмотрите схему, подготовьте все необходимое и приступайте к плетению этого замечательного украшения. Ведь готовую стрекозу можно использовать и как подвеску, и как игрушку, брелок, аксессуар или сувенир. В качестве основы для будущего изделия следует использовать проволоку , чтобы стрекоза хорошо держала форму и была достаточно крепкой. На рисунке прекрасно видно, с чего начать работу по плетению стрекозы из бисера. Но если все-таки что-то на схеме вам не понятно, посмотрите видео урок по созданию стрекозы, который мы добавили на сайт специально для вас.

Видео уроки: бисероплетение для начинающих


Конспект открытого занятия по бисероплетению с презентацией.
Автор: Лунёва Лариса Семёновна, педагог дополнительного образования, детское объединение «Бисероплетение».
Тема занятия: «Плетение цветка. Крокусы».
Форма занятия: урок-игра.
Цель занятия: Закрепление основных приемов бисероплетения посредством игры и изготовление цветка в технике петельного плетения.
Задачи:
Образовательные – закрепить ранее изученные техники низания бисера на проволоку: параллельная, петельная и круговая;
- учить использовать бисер для изготовления цветка в технике петельного плетения;
Развивающие – развивать образное мышление, творческую самостоятельность, память, воображение, мелкую моторику, вызвать желание фантазировать, развивать у детей чувство композиции;
Воспитательные – воспитывать эстетический вкус, аккуратность, усидчивость, терпение, внимательность, доброе отношение к своим товарищам, старательность. Воспитывать в детях любовь к природе, проявлять интерес к окружающему миру.
Методы: Игровой,словесный (рассказ, фронтальный опрос);
Объяснительно-иллюстративный (демонстрация, объяснение, инструктаж);
Репродуктивный (практическая работа, выставка).
Приемы:Игра «разгадай кроссворд», опрос, беседа, анализ образцов, показ практических действий, индивидуальная работа, подведение итогов, поощрение.
Дидактический материал: схемы плетения в разных техниках, карточки с заданиями, готовые образы поделок, картинки-иллюстрации.
Материалы и инструменты: бисер разных цветов, ножницы, салфетки для работы, проволока, тарелочки для бисера, бусины для украшения.
План:
1.Организационный: приветствие, проверка подготовки детей к занятию.
2.Подготовительный: сообщение темы занятия, вступление.
3.Введение в занятие: инструктаж игры.
4.Основной: Игра.
5.Физкультминутка.Гимнастика для глаз.
6.Продолжение основного этапа.
7.Практическая работа: практика, изготовление «волшебного» цветка.
8.Итоговый: оформление цветов в единую композицию, подведение итогов, выводы, поощрение.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие, проверка подготовленности детей к занятию.
Вале логическая минутка. (2 мин.)Цель: создание обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения.Предлагаю детям представить, что они листочки, которые качаются на слабом дуновении ветра. Дети садятся удобно, закрывают глаза, расслабляют мышцы рук и ног, покачивая ими. Затем учащиеся открывают глаза и улыбаются соседу по парте. Успокоившиеся после перемены ребята включаются в урок.
2.. Подготовительный.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие, на нашем занятии присутствуют гости, и мы с вами покажем, чему вы успели научиться, какие красивые вещи из бисера вы можете делать. Давайте мы нашим гостям откроем яркий и красочный мир бисера. Покажем, какие вы умницы и рукодельницы.
На улице сейчас поздняя осень, природа спит, затем настанут долгие зимние вечера, а за ними наступит прекрасное время года - весна. И вновь природа заиграет разноцветными красками: распустятся деревья, зацветут цветы в садах и на клумбах.Какие цветы первыми распускаются в наших садах и парках?(Крокусы, примулы, тюльпаны, нарциссы, маргаритки, анютины глазки…)- А мы с Вами сегодня попробуем ускорить, приход весны и выполним из бисера яркий весенний цветок.
-Скажите, из каких частей состоит цветок?(Лепестков, тычинок, стебля, листьев.)- Как окрашены лепестки крокусов в природе?(Они могут быть двух цветными, в одном цветке лепестки могут быть окрашены по- разному, например фиолетовый и желтый, белый и розовый и др.)-Все эти части цветка мы должны будем выполнить из бисера.- Как Вы думаете, какие инструменты понадобятся нам для бисероплетения?(Ножницы, проволока, леска, нитки…)
А занятие наше пройдёт в форме игры. Вы любите играть? А отгадывать загадки? Тогда мы приступим к решению кроссворда.Кроссворд “Отгадай, какой цветок?”
Посмотрите, сколько здесь цветов. Давайте познакомимся с ними:
1. По горизонтали:
Родился цветочек в один майский день, И луг золотистый им дорожит.Мне кажется, только его ты задень,и он мелодично тебе зазвенит.И этот звук услышит луг.И птицы, и цветы.Давай послушаем:А, вдруг услышим я и ты
Правильный ответ –колокольчик.

2. По горизонтали:
Цветёт он майскою порой,Его найдёшь в тени лесной:На стебельке, как бусы в ряд,Цветы душистые висят…
Правильный ответ –ландыш.
Сравнение живого цветка на фотографии и бисерного.
3. По горизонтали:
Я капризна и нежна,К любому празднику нужна.Могу быть белой, желтой, красной,Но остаюсь всегда прекрасной
Правильный ответ–роза.
Сравнение живого цветка на фотографии и бисерного.
4. По горизонтали:
Он – цветочный принц-поэт,В шляпу желтую одет.Про весну сонет на бисПрочитает нам …
Правильный ответ –нарцисс.
Сравнение живого цветка на фотографии и бисерного.
5. По горизонтали:
Длинный тонкий стебелёк, Сверху – алый огонёк. Не растенье, а маяк – Это ярко-красный …
Правильный ответ –мак.
Сравнение живого цветка на фотографии и бисерного.
6. По горизонтали:
Пробивался сквозь снежок,Удивительный росток.Самый первый, самый нежный,Самый бархатный цветок!
Правильный ответ –подснежник.
Сравнение живого цветка на фотографии и бисерного.
7. По горизонтали:
На стебельке цветочный ряд,
Бутоны и цветки сидят
Неприхотлива, некапризна
В них голубое небо видно!
Правильный ответ – незабудки.
Расцветает он весной,
тот цветочек озорной
Нет листочков. Вот так фокус.
Пошутил наверно КРОКУС.
Жёлтый, синий, полосатый.
Он ещё ШАФРАН, ребята.
И получилось по вертикали – Крокусы.
Сегодня мы с вами будем плести цветы крокусы. Это и есть тема нашего занятия.А подарим мы их нашим мамам и бабушкам, в праздник «День матери».
4. Основной этап.
Подготовка к изготовлению цветка.
- Начиная работать с бисером, вы должны помнить следующее, что- рабочее место должно быть хорошо освещено.-до начала работы бисер нужно разложить по цветам.- для работы бисер насыпают на салфетку.Напомню правила техники безопасности при работе с бисером1. Опасности в работе: повреждение пальцев проволокой; травма руки ножницами; травма глаз. 2. Что нужно сделать до начала работы: положить инструменты и приспособления в отведенное для них место. 3. Что нужно делать во время работы: быть внимательной к работе; класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед. Нельзя резать на ходу. При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы. 4. Что нужно сделать по окончании работы: посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы; убрать рабочее место. 5. Следим за осанкой, не горбимся.
Давайте разобьемся на группы по три человека, каждая группа плетет свои детали, а именно трое плетут лепестки, трое плетут листочки и трое плетут тычинки и чашелистики. Каждая группа будет создавать свой цветок и оформлять его.
Проведем пальчиковую гимнастику: Свернули пальчики в кулачок – представим,что это бутон цветка.Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Все проснулись пальчики - "Ура!" Поработать нам пора!
Раздача материалов.
5. Закрепление материала:
вспомнить круговое плетение;
демонстрация карточки схемы и закрепление работы с ней.
7.Практическая работа.
Педагог предлагает сделать цветок из бисера по ранее изученному петельному плетению. Девочки рассаживаются по своим местам, где для них уже приготовлены салфетки, тарелочки для бисера, ножницы. Выплетают лепестки для цветка. Приложение №3.(плакат со схемой петельного плетения).
Схема петельного плетения.

Давайте вспомним петельную технику бисерного плетения и по схеме, которая висит на доске, вы должны изготовить 5 лепестков. Отрежьте проволоку длиной 20 см. Нанижите 13 бисеринок надо закрутить, ещё набираем 22 бисеринок закручиваем,набираем 31 бисеринку закручиваем. Затем, скручиваем концы проволоки так, чтобы бисер оказался ровно посередине. Получилась петля-это первый лепесток. Работаем по схеме. Таких лепестков надо 4 для одного цветка. Делаем тычинки,набираем 6 бисеринок и закручиваем.Делаем листочки надо набрать 30 -40 бисеринок и закрутить. Приступайте к работе. Кому нужна моя помощь-поднимайте руку.
В процессе работы воспитанникам предлагается послушать легенды и сказки о цветах, рассказанные педагогом.
В имена цветов народ вложил нежность и музыку своего языка. Их названия подчеркивают внешние признаки цветов или навеяны содержанием сказок и легенд. Давайте послушаем некоторые их них.
Астра - тонкие лепестки астры немного напоминают лучи далёких звёзд, поэтому красивый цветок и получил название “астра” (лат. aster – “звезда”). Древнее поверье гласит – если в полночь выйти в сад и встать среди астр, то можно услышать тихое перешептывание. Это цветы общаются со звёздами. Согласно древнегреческому мифу астра возникла из космической пыли, когда Дева, созвездие на небе, смотрела с неба и плакала.
Василёк - происхождение русского названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюблённые не могли договориться, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают синие васильки, русалки плетут из них венки и украшают ими свои головы.
Ирис - согласно древнегреческой мифологии богиня радуги Ирис (Ирида), порхала на лёгких, прозрачных, радужных крыльях по небу и выполняла поручения богов. Люди могли её увидеть в каплях дождя или на радуге. В честь златокудрой Ирис был назван цветок, оттенки которого были также великолепны и разнообразны, как и цвета радуги.
Календула - в однойбедной семье родился мальчик. Рос он больным и слабым, поэтому звали его не по имени, а просто Заморыш. Когда мальчик подрос, он познал секреты целебных растений и научился с помощью них лечить людей. Со всех окрестных деревень стали приходить к Заморышу больные. Однако нашёлся злой человек, который позавидовал славе лекаря и решил извести его. Как-то в праздничный день поднёс он Заморышу кубок вина с ядом. Тот выпил, а как почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать после смерти ноготок с его левой руки под окном отравителя. Выполнили его просьбу. Выросло на том месте лекарственное растение с золотыми цветками. В память о добром лекаре люди назвали этот цветок ноготком.
Ландыш - в русских преданиях белые цветки ландыша называются слезами морской царевны Волхвы, которая полюбила прекрасного гусляра Садко. Однако сердце юноши принадлежало его невесте Любаве. Узнав об этом, гордая царевна решила не открывать своей любви. Только иногда по ночам при свете луны можно было видеть, как на берегу озера сидит красавица Волхва и плачет. Вместо слез, девушка роняла на землю крупные белые жемчужины, которые, коснувшись земли, прорастали очаровательными цветами – ландышами.
Роза - царица цветов - люди воспевали с древнейших времён. Согласно древнегреческой легенде Афродита (богиня красоты) появилась на свет, выйдя из моря у южного побережья Кипра. В этот момент совершенное тело богини покрывала белоснежная пена. Именно из неё и возникла первая роза с ослепительно-белыми лепестками. Боги, увидев красивый цветок, обрызгали его нектаром, который придал розе восхитительный аромат. Цветок розы оставался белым до тех пор, пока Афродита не узнала о том, что её возлюбленный Адонис смертельно ранен. Богиня стремглав побежала к любимому, не замечая ничего вокруг. Афродита не обратила внимания, как наступила на острые шипы роз. Капли её крови окропили белоснежные лепестки этих цветов, сделав их красными.
Гимнастика для глаз.
В связи с особенностью материала (мелкие отверстия бусин), здоровье сберегающие технологии предусматривают 2 паузы во время практической работы.Гимнастика для глаз.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
8.Итоговый.
Давайте посмотримчто у вас получилось? Посмотрите, какие прекрасные цветы, яркие и у всех разные. Молодцы, вы все справились. Я хочу рассказать, как можно украсить свой дом цветами из бисера или сделать подарок на праздник.
Сделанные нами несколько цветов крокусы из бисера станут отличным букетом украшения дома или дополнением к подарку. Их можно обернуть красивой бумагой, поставить в горшок или вазу.Мы можем сплести маленькие бабочки, которые дополнят образ, усевшись на листики. Вот и все.Создавайте красоту своими руками, радуйте себя и близких. Осуществить это можно,научившись плести крокусы из бисера. Попробуйте вам понравится. Предлагаю сделать выставку ваших работ.
Дети демонстрируют свои работы;
отвечают на вопрос: “Что нового они узнали на этом занятии?”;
высказывают пожелания и фантазии об изготовлении других подарков на следующих занятиях.
Если у вас было отличное настроение и вам понравилось занятие, то берем красный цветочек, если хорошее – синий, если плохое настроение и занятие не понравилось – белый.
9. Заключительное слово
- Ребята! Природа - наш дом. Цветы - украшение этого дома. Давайте относиться к ним бережно, с любовью! Не срывайте цветов на лугах и полянах, там они у себя дома. В них нуждаются бабочки, пчелы, шмели и стрекозы. Ходите только по тропинкам, чтобы не мять ногами травы и цветы. Выращивайте цветы в саду и огороде. Из них можно составлять букеты.
Мы надеемся, что сегодняшний урок был интересным для вас и поучительным.
Список использованных интернет ресурсов
Загадки о цветах
http://littlhuman.ru
Пальчиковая гимнастика
http://www.liveinternet.ru
Фото живых цветов
http://www.funcore.net
http://gallery.ru
Образцы ДПИ с изображением цветов
http://rospisi.narod.ru/gzhel.html
http://masterpodelok.ru
Цветы в различных техниках бисероплетения
http://1pletenie.net
http://www.zhenskoehobbi.net
http://www.biser.info
Схема плетения крокусов
http://more.foto-origami.ru/iz-bisera-shemi-tsvetov.html