Флористика        11.10.2019   

Цель летней оздоровительной работы в доу. Система работы по организации летнего оздоровительного периода в дошкольном учреждении. Организация подготовительной работы

«Организация летней оздоровительной работы в ДОУ» - методические рекомендации.

    «Организация летне-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях»

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении, охватывающей всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного интереса, а также повышения компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.

Цели и задачи работы в летний оздоровительный период

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учётом их индивидуальных особенностей.

Задачи:

1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.

2. Реализовать систему мероприятий, направленных на развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности.

3. Проводить просвещения родителей по педагогическим, воспитательным, оздоровительным вопросам детей в летний период.

4. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации летней оздоровительной работы, мотивация педагогов на улучшение качества организации летнего отдыха дошкольников.

Направление образовательных областей

2. Организация подготовительной работы. С первого июня дошкольные учреждения города переходят на работу в условиях летнего режима. Для этого педагогическому и медицинскому персоналам следует провести подготовительную работу. Педагогам необходимо разработать для каждой возрастной группы: - режим дня; - расписание занятий Медицинскому персоналу рекомендуется: - осмотреть всех детей, выделив тех, которые нуждаются по состоянию здоровья в особом режиме, усиленном питании; - разработать систему закаливания, учитывая условия, состояние здоровья детей в каждой возрастной группе

3. Создание условий для всестороннего развития детей.

Переход на режим дня в соответствии с теплым периодом года: Прием детей на участках детского сада, прогулка – 4-5 часов, сон – 3 часа, образовательная деятельность на свежем воздухе; наличие магнитофона, музыкального центра для музыкального фона.

Организация водно-питьевого режима: Наличие чайника, охлажденной кипячёной воды, одноразовых стаканчиков.

Организация закаливающих процедур: Наличие индивидуальных полотенец для рук и ног; таза, лейки; индивидуальных стаканчиков для полоскания зева и горла.

Условия для физического развития

Организация безопасных условий пребывания детей в дошкольных отделениях: Наличие аптечки первой помощи, исправного оборудования на прогулочных площадках.

Формирование основ безопасного поведения и привычки к здоровому образу жизни: Наличие дидактического материала для: работы по ОБЖ, обучения детей правилам дорожного движения, работы по ЗОЖ.

Организация оптимального двигательного режима: Наличие физкультурного оборудования, проведение коррекционной и профилактической работы (коррекция, осанки, плоскостопия и др.) Организация образовательной деятельности по физической культуре, спортивных праздников и развлечений.

Условия для познавательного и экологического развития

Организация труда и наблюдений в природе: Наличие цветника, огорода, уголка природы в группах; оборудования и пособий (лопатки, лейки, грабли).

Организация игр с песком и водой: Наличие исправных песочниц на участках, лейки для обработки песка, лопат.

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми

Утренняя гимнастика;

Прогулка;

Двигательная активность;

Полоскание полости рта после еды;

Сон без маек, при открытых форточках (в теплое время);

Проветривание помещение;

Гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;

Хождение по ребристой дорожке;

Занятия, прогулки, походы;

Совместные досуги с родителями;

Спортивные праздники и развлечения;

Неделя здоровья;

Соревнования;

Формы оздоровительных мероприятий в летний период.

1. Организованная образовательная деятельность это основная форма организованного систематического обучения детей физическим упражнениям. Организация НОД должна исключать возможность перегрузки детей, не допускать их переутомления или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма, в частности костно-мышечной и сердечно-сосудистой как наиболее нагружаемых при физических упражнениях. Упражнения подбираются в зависимости от задач непосредственной образовательной деятельности, от возраста, физического развития и состояния здоровья детей, физкультурного оборудования.

Планируются организованные формы образовательной деятельности с включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм, праздники, развлечения 3 раза в неделю в часы наименьшей инсоляции (до наступления жары или после ее спада).

2. Утренняя гимнастика.

Цель проведения – повышение функционального состояния и работоспособности организма, развитие моторики, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия. Традиционная гимнастика включает в себя простые гимнастические упражнения с обязательным включением дыхательных упражнений; упражнения с предметами и без предметов; упражнения на формирование правильной осанки; упражнения с использованием крупных модулей, снарядов, простейших тренажеров. Коррекционная гимнастика включает в себя комплексы специальных упражнений в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей.

Виды игр:

Сюжетные (использование при объяснении крошки-сказки или сюжетного рассказа);

Несюжетные с элементами соревнований на разных этапах разучивания;

Дворовые;

Народные;

С элементами спорта (бадминтон, футбол, баскетбол).

Подвижные игры проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции. Продолжительность игр для всех возрастных групп 10-20 минут.

4. Двигательные разминк и (физминутки, динамические паузы). Их выбор зависит от интенсивности и вида предыдущей деятельности.

Варианты:

Упражнения на развитие мелкой моторики;

Ритмические движения;

Упражнения на внимание и координацию движений;

Упражнения в равновесии;

Упражнения для активизации работы глазных яблок.

Упражнения в равновесии;

Упражнения для активизации работы глазных мышц;

Гимнастика расслабления;

Корригирующие упражнения (в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей);

Упражнения на формирование правильной осанки;

Упражнения на формирование свода стопы.

Проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции. Продолжительность:

старшая группа - 10 минут;

подготовительная группа- 12 минут.

5. Элементы видов спорта , спортивные упражнения. Способствуют формированию специальных двигательных навыков, воспитанию волевых качеств, эмоций, расширению кругозора детей. Виды спортивных упражнений:

Катание на самокатах;

Баскетбол;

Бадминтон.

5. Организация двигательного режима

Прием и утренняя гимнастика на воздухе: Все возрастные группы.

Дыхательная гимнастика: Все возрастные группы (ежедневно после дневного сна).

Физкультурная образовательная деятельность: Все возрастные группы (2 раза в неделю).

Оздоровительная ходьба по детскому саду на развитие дыхания: Все возрастные группы (еженедельно).

Дозированный бег для развития выносливости: Все возрастные группы (ежедневно в конце прогулки по индивидуальным показателям).

Развитие основных движений (игры с мячом, прыжки, упражнения в равновесии и т. д.): Все возрастные группы (ежедневно на прогулках, подгруппами и индивидуально).

Подвижные игры на прогулке: Все возрастные группы (ежедневно).

Физкультурные досуги и развлечения: Все возрастные группы (еженедельно).

Закаливающие мероприятия

Воздушные ванны: Все возрастные группы (ежедневно в теплую погоду).

Прогулки: Все возрастные группы (ежедневно).

Хождение босиком по песку и траве: Все возрастные группы (ежедневно в тёплую погоду).

Обширное умывание: Все возрастные группы (ежедневно).

Мытье ног: Все возрастные группы (ежедневно).

6. Организация летних прогулок

Организация наблюдений за неживой природой.

Наблюдения за изменениями погоды.

Старшие дошкольники продолжают обогащать и закреплять свой «погодный» словарь. Надо стремиться к тому, чтобы они точно описывали погоду, активнее используя в своей речи эпитеты, образные выражения.

Летний словарь: жарко - жара - жарища - жаркий день - жарко печет солнце - жарко, как в печке.

Летний дождик - чем он отличается от дождя весеннего, осеннего? Почему иногда летний дождик называется грибным?

Летнее небо: какого оно цвета? Иногда оно ярко-голубое, а иногда эта голубизна кажется поблекшей, выцветшей. Отчего? Может, от яркого и жаркого летнего солнца выцвело небо, как выцветает ткань?

Облака: детям всегда интересно пофантазировать о форме облаков, найти ей аналоги в мире животных или растений. Нужно поощрять интересные детские высказывания и образные выражения, которые они применяют в своей речи.

И опять же логично задаться вопросом: а почему летом так жарко, а зимой наоборот холодно? Этот вопрос будет перекликаться с наблюдениями за продолжительностью дня летом.

Наблюдения за дождем. Старшим дошкольникам уже можно объяснить: почему идет дождь? Как получаются тучи? А отчего гремит гром и сверкает молния? Отвечая на вопросы, можно ненавязчиво обучить детей правилам безопасного поведения во время грозы.

Наблюдения за землей, за почвой Почва растениям - деревьям, кустарникам, травам и цветам - необходима, потому что именно из нее все они получают свою пищу - влагу и питательные вещества. А что произойдет с почвой, если бу-дет очень жарко и сухо? Как это повлияет на растения? Какой становится почва, когда идет дождь или мы поливаем ее из лейки? Зачем нужно рыхлить почву? Кто, кроме человека, рыхлит ее?

Организация наблюдений за живой природой

Наблюдения за растениями. Мы вспоминаем с ребятами, что огромное царство растений делится на три государства: государство деревьев, государство кустарников, государство трав и цветов. На участке или во время экскурсии в парк или лес можно прекрасно рассмотреть отличительные признаки представителей каждого государства, вспомнить названия некоторых растений.

Дети узнают или повторяют, что условия, необходимые для роста растений - это солнечный свет, вода, тепло. Можно провести опыты, иллюстрирующие это положение.

Весной дети имели возможность наблюдать за тем, как оживает и просыпается растение после зимнего сна, как распускаются почки, появляются первая трава и цветы. Теперь они видят, как цветут растения, и после цветения образуются их плоды и семена. Дети могут сами убедиться, насколько разнообразны семена у различных растений.

Целесообразно поиграть с детьми в игру «Почему они так называются?». Это позволит им легче ориентироваться в мире растений, разовьет речь и обогатит ее образными выражениями.

Наблюдения за птицами.

Наблюдения за повадками различных птиц даст многое пытливому уму ребенка.

Есть такая примета: если ласточки летают низко - значит, быть дождю. А почему? Оказывается, есть простое объяснение. Перед дождем воздух насыщается влагой, становится тяжелым. Насекомые - основная пища ласточек – опускаются ниже, к земле. Вот и приходится ласточкам добывать себе пропитание, опускаясь к земле вместе с насекомыми.

Интересно также посмотреть, как птицы выкармливают своих птенцов. Самих птенчиков дети, конечно, не увидят - ведь гнезда расположены достаточно высоко. Но зато они смогут понаблюдать за постоянно снующими около гнезда взрослыми птицами, которые приносят корм своим птенцам.

Наблюдения за насекомыми.

Детям интересно будет наблюдать, как бабочки сосут нектар из цветов своим длинным хоботком, словно через соломинку. У бабочек очень красивый узор на крылышках - один из самых красивых, среди созданных природой. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а ведь бабочка после этого не сможет летать.

Можно объяснить детям, что бабочки откладывают яички, из этих яичек потом вылупляются гусеницы, которые поедают листья растений. Позже гусеницы опутывают себя нитью, выделяемой из брюшка, и превращаются в куколок, а уже из куколок вновь появляются бабочки. Наблюдая за жуками, помогите детям установить общее в их строении: 6 лапок и 4 крыла.

Опыты с песком.

Одно из основных свойств сухого песка - сыпучесть. Он тоже не имеет своей собственной формы: форма изменяется с каждым новым сосудом, в который его помещают. А что будет, если песок намочить? Тогда он перестанет быть сыпучим. Из влажного песка можно лепить куличики, создавать разные фигурки с помощью песочных формочек.

«Рассеянный песок » Цель. Установить свойство рассеянного песка. Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток. Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.

Опыты с водой.

Интересны детям опыты с растворением красок в воде. Они видят, что чем больше краски добавля-ется в воду, тем интенсивнее становится ее цвет. А добавление к уже имеющемуся раствору краски другого цвета дает неожиданные оттенки, которым дети будут с удовольствием придумывать названия.

Экспериментируя с водой, дети убеждаются в том, что вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.

Старшие дошкольники могут экспериментировать с мерной чашечкой, сравнивая объем разных сосудов. Это станет для одних хорошим закреплением темы «Измерения с помощью условной мерки», а для других - пропедевтикой подобных измерений.

Прозрачность воды.

Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная»

Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе (стакан, стекло в окне, аквариум). Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже. Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

Круговорот воды в природе

Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.

Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку

Опыты с воздухом.

«Свойства воздуха» Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха. Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. «Воздух сжимается» Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Материалы. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой. Процесс. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается. Итог. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Выступление на тему:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕ-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Подготовила старший воспитатель МБДОУ д/с №7 р. п. Переяславка

Наступает лето-любимая всеми пора. Условия летнего времени благоприятны для осуществления комплекса мероприятий, направленных на улучшение физического и психического самочувствия дошкольников и ведущих к укреплению здоровья, усилению иммунитета, повышению работоспособности, улучшению качества жизни. Природа предоставляет большие возможности для развития познавательных способностей детей.

Чтобы лето доставило детишкам много радостных минут, запомнилось надолго интересными и яркими событиями, необходимо грамотно спланировать педагогический процесс. Важно максимально использовать богатые возможности, которые предоставляются летом для осуществления оздоровительной и развивающей работы с детьми. Надо постараться, чтобы дети окрепли, подросли, были готовы к новым открытиям. Планирование работы в летний период - обязательный пункт в циклограмме деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения. В связи с введением ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы , учитывается календарно - тематический принцип планирования работы с дошкольниками.

В нашем детском саду разработан Комплексный проект «Веселый летний марафон» на весь летний период с учетом возраста контингента воспитанников, разработан план праздников и развлечений, план по профилактике детского дорожного травматизма, план работы с общественными организациями (библиотека, районный краеведческий музей, школа искусств, пожарная часть, ГИБДД) и др.


Цель летней-оздоровительной работы:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей, удовлетворение потребностей растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении.

    Способствовать укреплению здоровья детей. Развивать двигательные, интеллектуальные, творческие способности воспитанников в разнообразных видах деятельности . Создать атмосферу радости, формировать положительное эмоциональное состояние для всех участников образовательного процесса. Осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

В каждой возрастной группе разработаны перспективные планы работы с детьми в летний период. Подготовка к летней оздоровительной работе затрагивает все стороны жизни ДОУ, всех членов коллектива согласно своим функциональным обязанностям.

В дошкольном учреждении много лет практикуется планирование по основным направлениям:оздоровительная и профилактическая работа, воспитательно-образовательная, методическая, административно-хозяйственная, контроль и руководство, работа с родителями (законными представителями) воспитанников. При этом соблюдаются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольном учреждении, согласно которым непосредственно образовательная деятельность в летний период уступает место спортивным и подвижным играм, экскурсиям, театрализованной деятельности, творческим играм и т. д.

Наличие нормативно-правовой основы организации летней оздоровительной работы:

1) Издан приказ об организации работы в летний период, в котором введён в действие режим дня на летний период для всех возрастных групп; определены обязанности старшего воспитателя, калькулятора, завхоза, заведующей, помощников воспитателей, поваров в летний период. Приказ об организации питания в летний период, приказ об усилении персональной ответственности по охране жизни и здоровья детей в ДОУ, приказ о проведении проверок готовности ДОУ к работе в летний период, приказ о создании рабочей группы по разработке плана работы в летний период.

2) Разработаны инструкции и проводятся инструктажи с сотрудниками детского сада по:

Охране жизни и здоровья детей в детском саду

Охране жизни и здоровья детей групп раннего возраста в детском саду.

О соблюдении требований техники безопасности при организации трудовой деятельности детей в детском саду

Охране жизни и здоровья детей во время прогулок за территорию детского сада

Требования к санитарному состоянию помещений детского сада

3) Издан приказ об организации питьевого режима детей в летний период

4) Разработаны листы контроля в летний период, охватывающие организацию:

Питания

Питьевого режима

Утренних зарядок, физкультурных занятий, закаливающих процедур

Занятий, праздников и развлечений

Соблюдение режима дня

Соблюдение санитарно-гигиенических правил содержания помещений и участков для прогулок

Планирование работы с детьми


Формы работы при организации летнего оздоровительного периода детей разнообразны и насыщены, что является, одним из основных условий качественной организации летнего оздоровительного периода, комплексное использование всех форм работы.

Праздники

    «Международный день защиты детей» который проводится по традиции совместно с городской библиотекой на протяжении уже многих лет, праздник «День России» -12 июня, летний досуг для детей младшего дошкольного возраста «Фруктово-ягодный микс», игра-экскурсия «Дружно за руки возьмемся, в лес зеленый мы пойдем»,традиционно «День рождения детского сада» и др. Праздники, развлечения, досуги планируются и проводятся еженедельно (каждую пятницу) и это тоже в детском саду многолетняя практика, каждый педагог ответственный за проведение какого-то мероприятия. Праздники помогают создать положительный эмоциональный настрой, способствуют созданию оптимального двигательного режима, повышению работоспособности и спортивной закалки детей. Во время праздников все дети принимают активное участие в подвижных и спортивных играх, играх-эстафетах, танцах, аттракционах, музыкально-ритмичных упражнениях с элементами аэробики . В содержание праздников включены спортивные танцы, выступление детей со скакалками, лентами и мячами. Сюрпризы предваряют очередной номер праздника, выражают его главную идею и являются самыми веселыми моментами праздника.

Тематические недели:

    «Неделя добрых волшебников»; «Неделя здоровья»; «Неделя осторожного пешехода»; «Неделя патриотического воспитания». «Олимпийская неделя» в рамках реализации каждой недели проводятся различные мероприятия с детьми: Чтение произведений, Беседы, заучивание стихотворений, продуктивная деятельность с детьми (рисование, лепка, аппликация), экологические акции, подвижные игры, спортивные игры и т. д.В рамках реализации «Олимпийской недели» традиционно в детском саду проводятся «Малые летние Олимпийские игры»,где ребята показывают все свои способности.

Физкультурные досуги

    Один раз в месяц в каждой возрастной группе проводятся физкультурные досуги «У нас в гостях Петрушка»; «На лесной полянке»; «Поездка в Африку»; «Веселые эстафеты»; «Мы спортсмены»; «Сильным, ловким вырастай».

Экологические проекты

    «Жалобная книга природы»; «Чистое утро»; «Окно радости»; «Находка прекрасного и удивительного»; «Не проходите мимо»; «Спасем природу от мусора»; «Мы – огородники».

Летние миниатюры

    «Аптека Айболита»; «Праздник ветра»; «Праздник попрыгунчиков»; «Волшебница - вода».

Конкурсы

    «Юный художник»; «Наши панамки»; «Песочная терапия»и др.

Работа с социумом

    Была организована и проведена встреча с пожарной командой, на которой дети могли ознакомиться с трудом пожарных, их работой и посмотреть их снаряжение, детям был показан мультфильм о работе пожарных. Работа с музеем в летний период также осуществляется по плану. Работа по ПДД осуществляется по отдельному плану.

Обязательное условие летней оздоровительной работы максимальное пребывание дошкольников на свежем воздухе, на повышении двигательной активности детей через подвижные игры, спортивные развлечения, экскурсии, досуги и развлечения. В связи с этим начиная с 01 июня по 31 августа приказом руководителя ДОУ прием детей, проведение утренней гимнастики обязательно проводятся педагогами на свежем воздухе. Традиционно и течение учебного года и в летний период утренняя гимнастика проводится: традиционная, на основе подвижных игр, с речитативом и на танцевальном материале. Физическое воспитание летом имеет свои особенности, хотя и является продолжением работы приводимой в течение учебного года. Утренняя гимнастика в нашем ДОУ проводится на физкультурной площадке в летний период (старший дошкольный возраст),на участках (младший возраст). Дети занимаются в облегченной одежде. Одно из основных требований - гимнастика не должна носить принудительный характер. Широко используются на гимнастике различные атрибуты (платочки, флажки, ленточки и др.) Физкультурная непосредственно образовательная деятельность летом имеют своей целью: привлечь детей к оптимальной двигательной активности приносящей ощущение «мышечной радости». Двигательная активность соответствует двигательному опыту ребенка, его интересам, желаниям и функциональным возможностям. Формирование основ физической культуры тесно связано с решением задач экологического воспитания: становление потребности в здоровом образе жизни, обучение природосберегающему поведению, уважению к живому, соблюдению правил экологической безопасности , использованию природных факторов для укрепления физического, эмоционально-психического здоровья. Педагоги используют в своей работе такие приемы и методы: чтение рассказов о спорте, спортсменах, рассматривание иллюстраций с изображением летних видов спорта. Проводят циклы физкультурно-познавательных игр «Мой веселый звонкий мяч»,спортивные игры с мячом, эстафеты, разгадывание кроссвордов, народные игры, подвижные игры, рассказы детей о спортивных увлечениях, изготовление атрибутов к подвижным играм и др.


Активный отдых включает все виды физических упражнений и предполагает смену одного типа деятельности другим. Движения укрепляют здоровье ребенка и способствуют снятию перенапряжения. В нашем ДОУ проводятся такие формы активного отдыха:физминутки, физкультурные паузы, дни здоровья, физкультурные досуги и т. п. Физкультурные досуги проводятся один раз в месяц в каждой возрастной группе. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых игр, забав, развлечений, увлекательных заданий, эстафет, спортивных игр, физкультурные досуги в летний период проводятся на физкультурной площадке, в естественных условиях природного окружения. Физкультурная площадка оснащена стационарным и выносным оборудованием. На каждом участке территории ДОУ педагоги стараются создать условия для самостоятельной двигательной деятельности детей.

Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:

    Музыкальный и физкультурный зал (совмещенные) оснащен спортивным инвентарем; На территории ДОУ имеется спортивная площадка для подвижных и спортивных игр; Методический кабинет. Кабинет музыкального руководителя

Создание материально-технических условий для организации летней оздоровительной работы

1) Проводится работа по организации цветников, огорода, был разбит уголок лекарственных растений

2) Завозится песок для песочниц на прогулочных участках

3) Воспитателями подобрано выносное оборудование для упражнений и игр с детьми на участке, которое используется с целью физического, познавательного, художественного развития, для организации игровой деятельности.

В ДОУ в режиме дня на летний период большую часть времени занимают мероприятия для проведения форм оздоровительной работы с детьми, закаливающие мероприятия. Содержание закаливающих и профилактических мероприятий в нашем ДОУ подбирается в соответствии с группой и состоянием здоровья каждого ребенка. Основными средствами закаливания служат естественные факторы, необходимые для жизни и здоровья: солнце, воздух и вода. Босохождение на прогулке в летний период тоже оказывает закаливающее воздействие на организм ребенка, в теплые дни педагоги постоянно проводят с детьми данное мероприятие. На каждом групповом участке имеются малые формы для активной двигательной деятельности: бревна, перекладины, лесенки вертикальные, лесенки-стремянки, кольца-мишени; игровое оборудование для развития двигательных способностей: паровозики, домики, машины, лодочки.

Формы и методы оздоровления детей

Формы и методы

Контингент детей

Обеспечение здорового ритма жизни

Гибкий режим

Все группы

Физические упражнения

Утренняя гимнастика

Физкультурно-оздоровительные занятия

Подвижные и динамичные игры

Профилактическая гимнастика (улучшение осанки, зрения).

Спортивные игры

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика пробуждения

Все группы

Гигиенические и водные процедуры

Игры с водой

Мытье ног


Все группы

Световоздушные ванны

Проветривание помещений.

Прогулки на свежем воздухе.


Все группы

Активный отдых

Развлечения, праздники, игры, забавы.

Дни здоровья

каникулы

Все группы

Музыкотерапия

Музыкальное сопровождение режимных моментов.

Оформление фона развлекательных мероприятий.

Музыкально-театрализованная деятельность

Все группы


Одним из направлений нашей деятельности воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.


Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать:

    значение здорового образа жизни; осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств; обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей; взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни; усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Как правильно вести себя в обществе.

В связи с этим у нас в детском саду проводятся Дни здоровья. В нашем ДОУ в каждой группе созданы физкультурные уголки, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование , но в основном – нестандартное, изготовленное педагогами и родителями. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки для профилактики плоскостопия, мягкие мишени, разноцветные ленты, султанчики и многое другое. Большое внимание в ДОУ уделяется проведению в летний период тематических прогулок, экскурсий, туристических походов экологического содержания за пределы территории детского сада с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развивать любознательность, способность удивляться. С помощью взрослого дети учатся устанавливать простейшие закономерности и понимать взаимосвязи природных явлений. На каждой прогулке педагог учит замечать, наблюдать интересные явления природы, воспринимая окружающий мир всеми чувствами, воспитывает у детей способность любоваться зеленью травы, голубым небом, белыми облаками, радоваться пению птиц, жужжанию насекомых. Ожидание предстоящей прогулки и сама прогулка создают у ребенка радостное настроение. Экологическому воспитанию уделяется большое внимание. Совместные мероприятия развивают в детях чувства прекрасного.

Например: прогулка в младшей группе «Птицы - наши друзья», в средней группе «Цветы», прогулка в старшей группе «Царство насекомых» и др. Для развития познавательной активности воспитатели регулярно использовали в работе методы экспериментирования с песком, водой, бросовым и природным материалами. Продолжалось формирование игровой деятельности воспитанников. Воспитатели предлагали детям разнообразный материал для игровой деятельности: куклы, машины, наборы домашних и диких животных, сюжетно-ролевые игры, как «Семья», «Больница», «Ремонтная мастерская», «Регулировщик», «Шоферы» и т. д., а так же физкультурное оборудование скакалки, обручи, мячи, кегли, лошадки, мешочки для метания.

Полноценное развитие детей невозможно без организации сбалансированного питания с соблюдением установленных норм питания. Разработано меню на летний период. При организации питания детей в первую очередь необходимо позаботиться о достаточном содержании в рационе белкового компонента, основными источниками которого являются мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Важное место в рационе питания занимают овощи и фрукты.

Организация взаимосотрудничества с родителями:

Но, как подтверждает практика, даже самая лучшая оздоровительная программа не может дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй. В беседах о проблемах здоровья мы придерживаемся мнения, что родители являются активными участниками воспитательного процесса. От того, как они будут воспитывать ребёнка, будет, зависит многое в нашей работе с ними. Поэтому с родителями организуются совместные праздники, дни здоровья, развлечения, досуги.


В летний период продолжалась работа с родителями воспитанников. Были проведены консультации, беседы, практикумы для родителей, регулярно обновлялась информация в родительских уголках, на темы связанные с сохранением и укреплением здоровья детей летом, о закаливании организма, о дыхательной гимнастике, об организации питания и летнего отдыха детей.

Родители оказали большую помощь в уборке групп после ремонта, озеленении участка, в подготовке праздников и развлечений для детей, проводимых в ДОУ.

В группе раннего возраста были разработаны буклеты с материалами по адаптации детей, родители ознакомились с нормативной документацией, оздоровительными мероприятиями, воспитательно-образовательной работой . Некоторые родители до начала посещения детьми детского сада приводили их на участок во время прогулки и наблюдали за играми детей, а потом и сами присоединялись к ним. Таким образом, происходило постепенное привыкание детей к детскому саду.

В нашем детском саду продумана система методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий: проведение педагогических советов в нетрадиционных формах, семинары, семинары-практикумы, лектории, консультации, методические часы, смотры-конкурсы. Для оказания эффективной методической помощи педагогам старший воспитатель организует выставки в методическом кабинете, посвященную работе в летний период, подбирает литературу и конспекты непосредственно образовательной деятельности художественно-эстетического цикла (музыкальные, изобразительного искусства).

1) Проведятся консультации: «Обеспечение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке», «Режимные моменты в ДОУ в летний период», «Работа ДОУ в летний период», «Летняя - оздоровительная работа в ДОУ»

Семинары: «Уроки здоровья, воспитание полезных качеств и приобретение привычек для сохранения здоровья», «Ознакомление дошкольников с художественной литературой », «Подвижные игры в детском саду».

2) Разработаны методические рекомендации : «Игры адаптационного периода», «Рекомендации по работе с родителями с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма «Азбука безопасности!»

Дошкольное учреждение принимает активное участие в конкурсах районного уровня:

    Конкурс на «Лучшую организацию летней оздоровительной работы» лауреаты и победители конкурса в разные года. Районный месячник по профориентации дошкольников был проведен в летний период – педагог ДОУ получила благодарность за проведенное открытое мероприятие с детьми. Благодарность старшему воспитателю ДОУ за организацию месячника в детском саду. Конкурс-книжек малышек по профориентации – воспитатель ДОУ заняла второе место в районе – .

«Лето -2016» планируется провести с учетом разработанной ПРОГРАММЫ летней оздоровительной работы «Летняя сказка»

ПОД девизом:

Лето — это солнца луч,

Тёплый дождик из-под туч,

Лето — яркие цветы

Необычной красоты,

Лето — тёплая река,

Стайкой в небе облака.

Лето! лето к нам идёт!

Всё ликует и поет

Педагогический коллектив ДОУ работает над созданием эмблемы «Лето-2016»

Планируем:

    Реализацию мини – проектов в каждой возрастной группе Шире использовать туристические походы с привлечением родителей. 50-летний юбилей детского сада Работа инновационной площадки

Итоги летней оздоровительной работы подводятся на педагогическом совете. На заседании педагогического совета проводится анализ работы ДОУ в летний период, презентации интересных праздников, досуга, игр и развлечений, проведенных с воспитанниками в летний период, обсуждаются проблемы и перспективы дальнейшей организации летней оздоровительной работы.


Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа представляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.
Успех летней работы определяется, прежде всего, тем, насколько своевременно подготовился к ней коллектив детского сада.
Главное – вооружить знаниями педагогов. Для этого в методическом кабинете подбирается необходимая литература по определённым вопросам, можно предложить каждому воспитателю самостоятельно проработать одну из близких им тем, а затем провести обмен опытом, знаниями и увлечениями.

Примерная тематика:

1. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми

  • Вариативность утренних гимнастик на данный период
  • Организация подвижных игр
  • Проведение праздников и досугов
  • Игры для похода или прогулки в лес
  • Игры на воде

2. Мир природы

  • Календарь сезонных наблюдений, явлений (насекомыми, рыбами, растениями, птицами и т.д.)
  • Природа края, в котором мы живём
  • Организация работы в цветнике и огороде
  • Тайны природы, лекарственные и ядовитые растения
  • Требования к проведению экскурсий
  • Профилактическая работа по предупреждению отравлений ядовитыми растениями
  • Требования к содержанию и размещению игрового оборудования на летних площадках
  • Организация разных видов игр в летний период

4. Художественно-изобразительная деятельность

  • Нетрадиционные приёмы в изобразительной деятельности
  • Развитие детского творчества

5. Летние праздники и досуги

  • Знакомим детей с русскими народными праздниками
  • Основные требования в организации праздника
  • Тематика и подбор материала праздников и досугов к проведению активного отдыха в летний период

6. Основы безопасности жизнедеятельности детей

  • Инструктажи
  • Изучаем правила пожарной безопасности
  • Организация работы «Внимание дорога»

7. Краеведение

  • Проведение экскурсий к памятным местам
  • Тематика конкурсов детского творчества

8. Организация работы с родителями

  • Какие темы групповых бесед и консультаций для родителей можно рекомендовать
  • Какие формы с родителями можно использовать в летний период (дни открытых дверей, встречи с горожанами, интересными людьми, живущими рядом, совместная трудовая деятельность)

Таким образом, проделанная работа по тематике, а это раскрытие теоретических и практических подходов окажет помощь всем педагогам детских садов в их многообразной работе.

Летом продолжается систематическая и полномочная работа по разделам программ. Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.

Нужны ли занятия с детьми в летний период? Не будет ли это препятствовать полноценному их отдыху? Надо иметь в виду, что организовать летний отдых детей не значит предоставить им полную свободу в выборе, их необходимо объединять для коллективных занятий, иначе они устают, излишне возбуждаются. Виды занятий можно определить на педагогическом Совете ДОУ «Организация летней оздоровительной работы», которые у Вас пройдут сейчас. Дано право выбора коллективу педагогов определить перечень занятий.

Примерный план подготовки ДОУ к летнему сезону

1. Административно-хозяйственные вопросы

Наименование мероприятий Срок Ответственные
1. Проведение разного вида ремонта (конкретно указать что именно)
2. Провести ревизию существующего инвентаря, оборудования, комплектов игр на летней прогулке
3. Подготовить уголок природы, маленький огород, цветник
4. Изучить наполняемость групп в летние месяца для объединения групп
5. Провести инструктаж педагогов, технического персонала по вопросам охраны жизни и здоровья детей при организации летних праздников, игр, походов
6. Организовать субботник по благоустройству территории ДОУ с привлечением родителей

2. Методическая работа

Наименование мероприятий Срок Ответственные
1. Провести семинар для воспитателей по подготовке и проведению работы с детьми летом
2. Организовать творческие группы воспитателей по подготовке к лету
3. Подготовить методические рекомендации: «Посильный труд дошкольников на воздухе», «Использование существующей спортивной площадки для обеспечения необходимой двигательной активности детей» и др.
4. Оснастить методический кабинет необходимым материалом в помощь воспитателям:
a) Разработать маршруты прогулок и экскурсий с учётом месторасположения дошкольного учреждения, рекомендации к ним по их проведению, информацию о произрастающих на маршрутах растениях
b) Составить картотеку подвижных, строительно-конструкторских, дидактических игр дошкольников на физкультурной площадке, на экскурсии, в походе с кратким описанием каждой из них
c) Подготовить календарь русской природы
d) Подготовить календарь летних народных праздников, развлечений
e) Подобрать литературу о растениях и животных, о сельском хозяйстве

3. Работа с родителями

  1. Провести групповые собрания по подготовке к лету, на которых познакомить родителей с состоянием здоровья детей, проинформировать о летней программе детского сада
  2. Организовать консультации для детей на медико-педагогические темы для тех, кто выезжает с детьми за город на отдых и остающиеся в городе
  3. Подготовить информационно-справочный раздел для родителей, как в методическом кабинете, так и папки-передвижки в группах, выносные стенды на улице.

ИЮНЬ

  • Вечера развлечений для детей «Лесовичок», «Любимые герои сказок»
  • Консультации для воспитателей «Организация труда детей на огороде и в цветнике»
  • Семинар-практикум для педагогов «Оборудование для игр с ветром, водой, песком»
  • Проведение конкурсов готовности к работе летом, организация исследовательно-экспериментальной работы на огороде

ИЮЛЬ

  • Подготовка и проведение праздника «Лето красное»
  • Вечера развлечений для детей «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Кукольный театр»
  • Консультации для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников летом»
  • Конкурс детского рисунка «Бережем природу»

АВГУСТ

  • Спортивные развлечения «Мы сильные, ловкие, выносливые»
  • Вечера развлечений для детей «Люблю берёзку русскую»
  • Организация взаимопосещений с целью обмена опытом между педагогами (тематика предлагается по выбору)
  • Производственное собрание «Итоги летней оздоровительной работы»

Пояснительная записка.

Лето - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей. Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год. Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Большое внимание уделяется познавательной, экспериментальной деятельности. Программа предполагает преподнесение этих знаний через целевые прогулки, специальные беседы, развлечения, экспериментальную деятельность, трудовую деятельность в цветниках, уголках природы.

Программой предусмотрено использование условий летнего периода в разных видах деятельности, которые позволяют детям закрепить и применить знания, полученные в течение учебного года. Основной деятельностью дошкольников является игра. Игра привлекает ребёнка больше, чем любое другое занятие. В ней происходит развитие эмоциональной сферы и психических качеств личности. Пережитые в игре ситуации становятся собственным эмоциональным опытом ребёнка, то есть игра является мощным средством успешной социализации ребенка, поэтому деятельность детей носит игровой характер.

В последнее время возникло новое направление в педагогике - «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о здоровом ребенке как практически достижимой нормой детского развития. Здоровьесберегающий педагогический процесс - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Эффективному решению задач здоровьесбережения способствуют условия летнего периода: это использование естественных факторов (солнце, воздух и вода) и специально организованных видов работы (физкультурно-оздоровительная работа, коррекционная работа, корригирующая гимнастика).

Данная программа рассчитана на проведение летней оздоровительной кампании в МДОУ № 20 в период с 01 июня по 31 августа 2015 года . Она определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации. Программа направлена на обеспечение охраны жизни и здоровья детей, создание условий, способствующих оздоровлению детского организма в летний период.

ЦЕЛЬ: обеспечить охрану жизни и здоровья детей, организовать здоровьесберегающий режим, объединить усилия сотрудников МДОУ и родителей воспитанников по созданию условий, способствующих оздоровлению детского организма в летний период, развитию познавательных и творческих способностей детей в разных видах деятельности, предоставление ребёнку возможности для самовыражения, личностного роста.

ЗАДАЧИ:

  • Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
  • Формирование у воспитанников привычки к здоровому образу жизни, навыков безопасного поведения.
  • Реализация системы мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольника.
  • Создание необходимых условий для обеспечения двигательной активности детей.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА:

  • Актуализация принципов дошкольного образования.
  • Реализация направленности образовательной деятельности на создание условий для социализации, индивидуализации и развития детей.
  • Опора на требования к условиям реализации ООП ДО.
  • Реализация содержания образовательных областей на основе комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

  • Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного и физического роста, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
  • Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  • Закрепление знаний, умений и навыков, полученных детьми в течение образовательного года, в каждом возрастном периоде.
  • Развитие любознательности, познавательных и творческих способностей детей в разных видах деятельности.
  • Расширение кругозора дошкольников средствами окружающей природы.
  • Развитие физических качеств, формирование основ здорового образа жизни.
  • Реализация индивидуальных образовательных маршрутов развития каждого ребёнка.
  • Предоставление детям возможностей социализации через самовыражение, обеспечение личностного роста.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ПЕРИОДА:

  • Увеличение времени пребывания детей на свежем воздухе.
  • Использование естественных природных факторов для укрепления здоровья и развития дошкольников.
  • Превалирование досуговых форм совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
  • В отличие от других уровней образования, дошкольное предполагает организацию образовательной деятельности в летний период.

НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА

Оздоровительное:

  • использование природных факторов для организации закаливающих процедур (солнечные, воздушные ванны, питьевой режим, водные процедуры и активные физические упражнения на открытом воздухе, дополнительные гигиенические процедуры (мытьё ног, шеи, рук по локоть)
  • увеличение времени пребывания детей на свежем воздухе до 8 – 8,5 часов в день (приём детей на улице, организация разных видов деятельности и педагогических мероприятий на игровых и спортивных площадках, прогулка после ужина)

С целью предупреждения детского травматизма в летний период необходимы:

  • осмотр участка с утра, перед выходом детей на прогулку, на мероприятие (территория, оборудование);
  • обеспечение безопасности во время пребывания детей на участке и за его пределами;
  • определение правильно выбранного места на территории ДОУ для организации отдыха, игр, наблюдения;
  • чередование видов деятельности в зависимости от плана проведения прогулки для предотвращения переутомления, перегрева воспитанников;
  • осмотр одежды, обуви воспитанников на соответствие погодным условиям.

Физическое воспитание

  • повышение двигательной активности (разнообразие форм организации двигательной активности, чередование мероприятий и игр разной степени подвижности в зависимости от температурного режима; использование летних видов игр и спортивных упражнений, коррекция и профилактика плоскостопия, нарушений осанки, индивидуальная и подгрупповая работа по развитию основных двигательных навыков, проведение физкультурных занятий):
  • использование природных условий для проведения упражнений с детьми в разных видах движений.

Трудовое воспитание

  • труд в природе (на участке, в огороде, в цветнике) - формирование первоначальных представлений о природоохранной деятельности; ознакомление со свойствами, качествами, состояниями объектов природы; усвоение зависимости состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, роли человека в управлении природой; создание условий для комплексного решения задач нравственного, эстетического, физического, умственного, эмоционального и психического развития детей

Ознакомление с природой ближайшего окружения

Наблюдения за природными явлениями, объектами живой природы;

Целевые прогулки, туристические походы и экскурсии в природу;

Опытно-экспериментальная деятельность с природными объектами в естественных условиях;

Игровые технологии в экологическом воспитании (дидактические игры, заготовка природного материала, сбор иллюстративного и природного материала и др.)

Образовательная деятельность

Физкультурно-оздоровительное Художественно-эстетическое

направление направление

  • познавательный характер;
  • восприятие окружающего мира с помощью всех органов чувств; сопровождение деятельности детей пением песенок, загадыванием и разгадыванием загадок, чтением коротких рассказов, стихотворений;
  • ознакомление с народными приметами;
  • использование дидактических, подвижных игр;
  • организация деятельности по результатам (передача впечатлений в рисунках, изготовление поделок из природного материала, оформление выставки детских работ, книги о летних прогулках)

Культурно-досуговое

Досуг – деятельность, предназначенная для интеллектуального, физического, социального развития и активного отдых людей.

Формы досуговой деятельности: праздники и развлечения разной тематики;

  • выставки детского творчества, совместного творчества детей, педагогов и родителей;
  • спортивные и познавательные досуги, в т.ч. проводимые совместно с родителями;
  • творческие проекты, площадки, мастерские и пр. (музыкальные, художественные, спортивные).

Развивающая предметно-пространственная среда

  • физкультурное (спортивное) оборудование и атрибуты для подвижных игр (мячи, кегли, кольцебросы, скакалки, мешочки с песком и др.);
  • инвентарь для труда на природе (лейки, грабли, совки и пр.);
  • материалы для изобразительного и художественного творчества (карандаши, фломастеры, альбомы, картон, цветная бумага, ножницы, клей, кисти, нитки и пр.), в т.ч. природные и нетрадиционные материалы (салфетки, ткань и пр.);
  • оборудование для игр-экспериментов (весы, лупы, компасы, магниты, воздушные шары, брызгалки, султанчики, мыльные пузыри, природные материалы и пр.);
  • игры и игровые атрибуты для организации творческой игровой деятельности дошкольников (настольно-печатные игры, элементы костюмов, атрибуты для сюжетных игр и пр.)

Создание условий для всестороннего развития детей

Направления работы

Условия реализации работы

Санитарно-гигиенические условия

Организация питьевого режима

Наличие индивидуальных кружек, чайника, кипяченой охлажденной воды

Организация закаливающих

процедур

Наличие индивидуальных полотенец для рук и ног, лейки, тазиков

Условия для физического развития

Организация безопасных

условий пребывания детей

Наличие аптечки первой помощи, исправного оборудования на прогулочных площадках

Формирование основ безопасного поведения и привычки к здоровому образу жизни

Наличие дидактического материала для: работы по ОБЖ, ЗОЖ, БДД

Условия для познавательного развития

Организация познавательных тематических досугов

Разработка сценариев.

Подготовка атрибутов, костюмов.

Наличие дидактических пособий, игр.

Условия для экологического развития

Организация занятий по ознакомлению с природой

Наличие календаря природы, пособий и оборудования по ознакомлению с природой, дидактических игр экологической

направленности.

Проведение целевых прогулок, экскурсий, походов

Организация изобразительной деятельности

Наличие изобразительных средств и оборудования (мелки, гуашь, акварель, кисти, свечи, природный материал, пластилин).

Организация выставок, конкурсов внутри детского сада, игр с песком и водой

Условия для организации трудовой деятельности

Труд в природе

Наличие оборудования для труда (лопатки, лейки, грабли, совки), мини-огорода, уголков природы в каждой группе

Ручной труд

Наличие изобразительных средств

(картон, цветная бумага, ножницы, клей, нитки и др.), природного материала, нетрадиционного материала (тесто, ткань, овощи и др.).

Организация выставок, конкурсов поделок в ДОУ

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Базовая образовательная область

Название тематической недели

Мероприятия недели

Итоговое мероприятие

ИЮНЬ

1-ая неделя

Неделя счастливого детства

Ежедневное проведение подвижных и спортивных игр на прогулке.

Музыкальный праздник «Здравствуй, лето!» (Троицкие гуляния)

Конкурс рисунков на асфальте «Мир глазами детей»

«Волшебная песочница» - организация игр и элементарной опытнической деятельности

Чтение художественной литературы (Н.Д.Шаховская – Шик «Рассказы о детях», Н.Майданик «Нашим детям», Л.Воронкова «Что сказала бы мама»)

День цветов

(чтение художественной литературы, наблюдения за растениями клумбы, рассматривание иллюстраций, беседы о цветущих растениях, изготовление цветов из бумаги (способом оригами), рисование цветущих растений, оформление альбома «Мой любимый цветок»)

2-ая неделя

Мы живем в России

День государственного флага

(рассматривание альбома «Россия-Родина моя», флага РФ и флагов разных стран, беседа с детьми «Флаг России», чтение стихов о родном крае, аппликация/рисование «Российский флаг»)

Тематический праздник «Мы живем в России»

В мире природы

(игры, циклы наблюдений, целевые прогулки, беседы о правилах поведения в природе, разучивание стихов о природе родной страны.)

Тематические беседы «День России»

Музыкальная гостиная: прослушивание в аудиозаписи русских народных мелодий, песен.

Проведение физкультурных и музыкальных занятий, утренней гимнастики на свежем воздухе в соответствии с расписанием НОД)

3-яя неделя

Неделя здоровья

Отработка спортивных навыков и умений по сценарию Летней олимпиады. Для детей 2 – 5 лет: спортивные игры, состязания по программе.

Музыкально-спортивный досуг «Азбука здоровья»

День мяча (спортивные подвижные игры, театр мячей)

Проведение закаливающих и профилактических мероприятий:

Солнечные и воздушные ванны

Закаливание водой

Сон при открытых окнах

Корригирующая гимнастика после сна

Топтание по рефлекторным дорожкам

Беседы с детьми:

-«Опасные растения»

-«Чистота - залог здоровья»

“Сохрани свое здоровье сам”, “Живые витаминки”

Психогимнастика: “Чудеса на грядке” (оживление овощей и фруктов с помощью жестов и пантомимы по тексту загадок) .

Наблюдение: “Разный лук” (рассматривание различных видов лука). Выявление общих черт во внешнем виде и вкусовых качествах.

Проведение физкультурных и музыкальных занятий, утренней гимнастики на свежем воздухе в соответствии с расписанием НОД)

День начала Великой Отечественной войны

ИКТ - презентация на тему «Великая Отечественная война»

Тематическое музыкальное занятие

Чтение произведений о Великой Отечественной войне, рассматривание иллюстраций

4-ая неделя

Неделя осторожного пешехода

Целевая прогулка к светофору.

Музыкальный игровой досуг «Азбука безопасности»

Музыкальный игровой досуг «Правила дорожного движения»

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми «Наш друг - светофор», «Зачем нужны дорожные знаки», проигрывание ситуаций по ПДД

Лепка и ручной труд: «Наш друг светофор»

«Строим город из песка» - игра-экспериментирование с архитектурными объектами, моделирование.

Просмотр фильмов: “Уроки безопасности с тетушкой Совой”,

Тренировочные занятия на мобильной площадке

Творческая игра: “Автобус”

Сюжетно-ролевая игра: “Путешествие по городу»

Чтение произведений и

рассматривание иллюстраций к ним: А. Иванов «Азбука безопасности». А. Кривицкая «Тайны дорожных знаков». М. Дружинина «Наш друг светофор».

Рисование «Ребенок на дороге», «Автомобили бывают разные»

Проведение физкультурных и музыкальных занятий, утренней гимнастики на свежем воздухе в соответствии с расписанием НОД)

ИЮЛЬ

1-ая неделя

Неделя творчества

День именинника

(игры – забавы, подвижная игра «Каравай», игры с мыльными пузырями, изготовление подарков для именинников, праздник «День рождения только раз в году»

Концерт для родителей и воспитанников других групп

Экологическая книга:

сочинение историй для книги, создание соответствующих иллюстраций различными методами: гербарий, фото.

Пение песен: “Настоящий друг”, “Мир похож на цветной луг… ”, “Когда мои друзья со мной”

Ручной труд: «Подарки своими руками для родных и друзей».

Киоск детского творчества: «Как приятно дарить подарки» (раздача поделок родителям и гостям)

Фестиваль загадок: «Взрослые и дети»

День опытов и экспериментов

Проведение физкультурных и музыкальных занятий, утренней гимнастики на свежем воздухе в соответствии с расписанием НОД)

2-ая неделя

Неделя природы

День юного следопыта

(Беседы с детьми по теме дня)

Развлечение «В поисках клада» (каждой группе выдается маршрут, в результате движения по которому дети находят клад – сладкие призы)

Экологическая акция «ДЕТИ ПРОТИВ МУСОРА!»

Организация выставок поделок из природного и бросового материала в группах

Составление гербария

День огородника

(рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы (Д.Родари «Чиполино», Богословская «Жаркий спор», В. Сибирцев «Огород», Н. Носов «Огородники»), отгадывание загадок. дидактические игры «Найди по описанию», «Вершки – корешки» и др. Подвижные игры «Съедобное – несъедобное», «Найди пару».

Нетрадиционное рисование «Забавные овощи»

Игры, циклы наблюдений, целевые прогулки, беседы о правилах поведения в природе

Проведение физкультурных и музыкальных занятий, утренней гимнастики на свежем воздухе в соответствии с расписанием НОД)

3-яя неделя

Неделя здоровья

Беседы с детьми «Если хочешь быть здоров», «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу», «Друзья Мойдодыра», «Полезные и вредные продукты», «Осторожно, ядовитые растения»

Физкультурный досуг «Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья»

Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни, заучивание пословиц и поговорок о здоровье

Чтение художественной литературы (А.А. Милн «Воспаление хитрости», С.В.Михалков «Прививка» и др.

Солнечные и воздушные ванны. Обливание ног. Босохождение.

Фестиваль народных игр.

Проведение физкультурных и музыкальных занятий, утренней гимнастики на свежем воздухе в соответствии с расписанием НОД)

4-ая неделя

Неделя семьи

Рассматривание семейных альбомов, изготовление семейных оберегов

Эстафета «Веселые старты» для родителей воспитанников старших групп

Конкурс рисунков «Моя семья»

Конкурс рисунков: «Герб моей семьи»

Проведение физкультурных и музыкальных занятий, утренней гимнастики на свежем воздухе в соответствии с расписанием НОД)

АВГУСТ

1-ая неделя

Неделя театра

«В гостях у сказки» – слушание сказок в аудиозаписи, чтение.

Театральный фестиваль - взаимопросмотры

Беседы о театральном искусстве «С чего начинается театр», разыгрывание сказок по ролям

Изготовление билетов, афиш, программок

Самостоятельная творческая деятельность детей с различными видами кукол для театров

Тематические досуги (использование различных видов театров)

Проведение физкультурных и музыкальных занятий, утренней гимнастики на свежем воздухе в соответствии с расписанием НОД)

2-ая неделя

Неделя вкусного лета

Конкурс на лучшую поделку из овощей и фруктов

Народный праздник «Яблочный Спас – про всё запас»

Коллективная лепка детей «Ягодное царство»

Дидактические игры «Полезно-не полезно», «Овощи и фрукты» и др.

Проведение физкультурных и музыкальных занятий, утренней гимнастики на свежем воздухе в соответствии с расписанием НОД)

3-яя неделя

Неделя друзей

Беседы: “Что такое дружба? ”, “Кого можно назвать другом”, “Мои друзья”, “Почему надо делиться”

Дискотека: “В кругу веселых друзей”

Рисование: “Мой лучший друг”

Лепка: “Угостим друг друга”.

Чтение: Л. Толстой “Два товарища”, Л. Квитко “Два друга”, Р. Зернова “Как Антон полюбил ходить в д/сад”, Фомина “Подруги”

Игры, развивающие навыки общения: “Подарок-комплимент”, “Ласковые слова”, “Воображаемый подарок”.

Проигрывание этюдов: «Скажи доброе слово другу», «Назови ласково»

Заучивание стихов о дружбе.

Конкурс рисунков на

воздушных шарах.

Праздник шаров

«Счастливое детство

Проведение физкультурных и

музыкальных занятий, утренней гимнастики на свежем воздухе

4-ая неделя

Прощание с летом

Рисуем «Как я провел лето»

Беседы «Чем вам запомнилось лето»

Проведение физкультурных и музыкальных занятий, утренней гимнастики на свежем воздухе в соответствии с расписанием НОД)

Организация физкультурно-оздоровительной работы

Возрастная группа

Время

проведения

Оптимизация режима

Переход на режим дня в соответствии с теплым периодом, занятия на свежем воздухе

Все возрастные группы

Ежедневно

Определение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

Все возрастные группы

Ежедневно

Организация двигательного режима

Утренняя зарядка на воздухе

Все возрастные группы

Ежедневно

Гимнастика пробуждения

Все возрастные группы

Ежедневно после дневного сна

Игры с мячом, развитие умений действовать с предметами

Все возрастные группы

Ежедневно

Подвижные игры на прогулке

Все возрастные группы

Ежедневно

Спортивные досуги

Все возрастные группы

Физкультурные занятия

Все возрастные группы

Закаливание

Воздушные ванны (в облегченной одежде)

Все возрастные группы

Ежедневно

Прогулки на воздухе

Все возрастные группы

Ежедневно

Хождение босиком по траве

Все возрастные группы

Ежедневно

Лечебно-оздоровительная работа

Витаминотерапия

Все возрастные группы

Ежедневно

ПЛАНИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ\

Дата

Мероприятие

Ответственные

Информационное обеспечение деятельности

Консультации для родителей:

«Как выработать навыки безопасного поведения на улице»

«Профилактика кишечных инфекций»

«Познавательное развитие детей летом»

Воспитатели групп

Медицинская сестра

Воспитатели групп

Оформление информационных стендов для родителей (режим дня, рекомендации по закаливанию, организации активного отдыха и познавательному развитию детей в летний период)

Воспитатели групп

Привлечение родителей к оснащению участка для игровой деятельности детей

Воспитатели групп

Консультации:

«Профилактика солнечного и теплового удара у детей»

«Первая помощь при отравлении, солнечном ударе»

Воспитатели групп

Медицинская сестра

Информационные стенды для родителей «Правила пользования общественным транспортом», «Все начинается с малого» (по правилам дорожного движения)

Воспитатели групп

Изготовление памяток для родителей:

- «Солнце – полезно или опасно»;

- «Семейный отдых летом».

Воспитатели групп

Консультации:

«Профилактика травматизма»

«Профилактика желудочно-кишечных заболеваний»

Воспитатели групп

Медицинская сестра

еженедельно

Размещение отчетов о проведении летней оздоровительной компании на сайте ДОУ в сети Интернет

Старший воспитатель

постоянно

Организация работы Консультативного пункта

Заведующий

Совместные мероприятия

2-ая неделя июня

Участие в экологической акции «Дети против мусора!»

Воспитатели групп

Организация выставок поделок из природного и бросового материала в группах.

Воспитатели групп

Конкурс рисунков: «Герб моей семьи».

Воспитатели групп

Эстафета «Веселые старты»

Инструктор ФИЗО

Фотовыставка «Отпуск с ребенком»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

Месяц

Ответственные

Июнь

Инструктаж по охране жизни и здоровья детей

Консультация «Особенности планирования воспитательно-образовательного процесса в летний период с учетом ФГОС»

Старший воспитатель

Консультация «Санитарно-эпидемиологический режим ДОУ в летнее время»

Медицинская сестра

Старший воспитатель

Организация тематической выставки в методическом кабинете «Работа с детьми в летний период» (подбор литературы, пособий, художественной литературы, загадки, приметы, стихи о лете и т.п.)

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Организация выставки методической литературы по проведению целевых прогулок, экскурсий в природу

Старший воспитатель

Консультация «Организация закаливания в летний период»

Инструктор ФИЗО

Консультация «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний»

Медицинская сестра

Консультация по организации и проведению тематической недели здоровья

Старший воспитатель

Текущий контроль: создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма

Старший воспитатель, заместитель заведующего по безопасности

Мониторинг

Объект: физкультурно-оздоровительная работа

Цель: выполнение режима дня, проведение закаливания, организация и проведение прогулки

Старший воспитатель

Июль

Консультация «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения»

Старший воспитатель, заместитель заведующего по безопасности

Предупредительный контроль

Объект: воспитательно-образовательная работа

Цель: соответствие содержания перспективно-календарных планов задачам летне-оздоровительной работы

Старший воспитатель

Консультация «Экспериментирование летом»

Старший воспитатель

Текущий контроль: организация и интеграция различных видов детской деятельности

Старший воспитатель

Август

Анализ предметно-развивающей среды в группах, подготовка перечня пополнения ПРС к новому учебному году

Старший воспитатель, воспитатели групп

Текущий контроль: проведение воспитателями оздоровительных мероприятий в режиме дня

Старший воспитатель, медицинская сестра

Консультация по организации и проведению тематической недели здоровья.

Старший воспитатель

Анализ летне-оздоровительной работы ДОУ (выход контроля на Совете педагогов)

Старший воспитатель

АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РАБОТА

Сроки

Ответственный

Внутренняя приемка территории ДОУ к летне-оздоровительному периоду

Заведующий

Инструктаж сотрудников ДОУ:

по охране жизни и здоровья детей;

по технике безопасности;

по противопожарной безопасности

Старший воспитатель, заместитель заведующего по безопасности

Апрель-июнь

Реализация социального проекта «Мой любимый детский сад»

Администрация ДОУ, МОП,

Воспитатели групп, родительская общественность

Апрель - май

Приобретение необходимого инвентаря и инструментов

Апрель -сентябрь

Посадка декоративных и культурных растений в цветниках;

завоз земли, песка;

ежедневный полив участка

Завхоз, воспитатели групп.

Родительская общественность

В течение всего периода

Окос травы

Завхоз, МОП

Оформление новых и обновление уже имеющихся клумб;

физкультурного оборудования;

песочниц, архитектурных форм;

разметки площадки по дорожному движению;

удаление на участках кустарников;

косметический ремонт веранд, построек на участках;

восстановление асфальтового покрытия

Заведующий, старший воспитатель, воспитатели групп

Родительская общественность

Частичная установка забора (профнастил) с целью изолирования территории детского сада от контейнерной мусорной площадки и закрытие калитки (в соответствии с решением Управляющего совета и родительской общественности)

Заведующий, завхоз

Родительская общественность

Ремонт калитки №2 и прокладка тротуара из бетонного покрытия от восстановленной калитки до дороги

Установка веранды «Корабль» на территории группы №6

Заведующий

Родительская общественность

Восстановление хозяйственного блока для размещения в нем необходимого для уборки территории МДОУ инвентаря и оборудования

Заведующий, завхоз

Родительская общественность

Организация летней оздоровительной работы в ДОУ

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа представляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.
Успех летней работы определяется, прежде всего, тем, насколько своевременно подготовился к ней коллектив детского сада.
Главное - вооружить знаниями педагогов. Для этого в методическом кабинете подбирается необходимая литература по определённым вопросам, можно предложить каждому воспитателю самостоятельно проработать одну из близких им тем, а затем провести обмен опытом, знаниями и увлечениями.

Примерная тематика:

1. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми
Вариативность утренних гимнастик на данный период
Организация подвижных игр
Проведение праздников и досугов
Игры для похода или прогулки в лес
Игры на воде

2. Мир природы
Календарь сезонных наблюдений, явлений (насекомыми, рыбами, растениями, птицами и т.д.)
Природа края, в котором мы живём
Организация работы в цветнике и огороде
Тайны природы, лекарственные и ядовитые растения
Требования к проведению экскурсий
Профилактическая работа по предупреждению отравлений ядовитыми растениями

3. Игра
Требования к содержанию и размещению игрового оборудования на летних площадках
Организация разных видов игр в летний период

4. Художественно-изобразительная деятельность
Нетрадиционные приёмы в изобразительной деятельности
Развитие детского творчества

5. Летние праздники и досуги
Знакомим детей с русскими народными праздниками
Основные требования в организации праздника
Тематика и подбор материала праздников и досугов к проведению активного отдыха в летний период

6. Основы безопасности жизнедеятельности детей
Инструктажи
Изучаем правила пожарной безопасности
Организация работы «Внимание дорога»

7. Краеведение
Проведение экскурсий к памятным местам
Тематика конкурсов детского творчества

8. Организация работы с родителями
Какие темы групповых бесед и консультаций для родителей можно рекомендовать
Какие формы с родителями можно использовать в летний период (дни открытых дверей, встречи с горожанами, интересными людьми, живущими рядом, совместная трудовая деятельность)

Таким образом, проделанная работа по тематике, а это раскрытие теоретических и практических подходов окажет помощь всем педагогам детских садов в их многообразной работе.

Летом продолжается систематическая и полномочная работа по разделам программ. Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.

Нужны ли занятия с детьми в летний период? Не будет ли это препятствовать полноценному их отдыху? Надо иметь в виду, что организовать летний отдых детей не значит предоставить им полную свободу в выборе, их необходимо объединять для коллективных занятий, иначе они устают, излишне возбуждаются. Виды занятий можно определить на педагогическом Совете ДОУ «Организация летней оздоровительной работы», которые у Вас пройдут сейчас. Дано право выбора коллективу педагогов определить перечень занятий.

Примерный план подготовки ДОУ к летнему сезону

I. Административно-хозяйственные вопросы
1. Проведение разного вида ремонта (конкретно указать что именно)
2. Провести ревизию существующего инвентаря, оборудования, комплектов игр на летней прогулке
3. Подготовить уголок природы, маленький огород, цветник
4. Изучить наполняемость групп в летние месяца для объединения групп

5. Провести инструктаж педагогов, технического персонала по вопросам охраны жизни и здоровья детей при организации летних праздников, игр, походов
6. Организовать субботник по благоустройству территории ДОУ с привлечением родителей

II. Методическая работа

1. Провести семинар для воспитателей по подготовке и проведению работы с детьми летом
2. Организовать творческие группы воспитателей по подготовке к лету
3. Подготовить методические рекомендации: «Посильный труд дошкольников на воздухе», «Использование существующей спортивной площадки для обеспечения необходимой двигательной активности детей» и др.
4. Оснастить методический кабинет необходимым материалом в помощь воспитателям:
a) Разработать маршруты прогулок и экскурсий с учётом месторасположения дошкольного учреждения, рекомендации к ним по их проведению, информацию о произрастающих на маршрутах растениях
b) Составить картотеку подвижных, строительно-конструкторских, дидактических игр дошкольников на физкультурной площадке, на экскурсии, в походе с кратким описанием каждой из них
c) Подготовить календарь русской природы
d) Подготовить календарь летних народных праздников, развлечений
e) Подобрать литературу о растениях и животных, о сельском хозяйстве

3. Работа с родителями
Провести групповые собрания по подготовке к лету, на которых познакомить родителей с состоянием здоровья детей, проинформировать о летней программе детского сада
Организовать консультации для детей на медико-педагогические темы для тех, кто выезжает с детьми за город на отдых и остающиеся в городе
Подготовить информационно-справочный раздел для родителей, как в методическом кабинете, так и папки-передвижки в группах, выносные стенды на улице.

ИЮНЬ
Вечера развлечений для детей «Лесовичок», «Любимые герои сказок»
Консультации для воспитателей «Организация труда детей на огороде и в цветнике»
Семинар-практикум для педагогов «Оборудование для игр с ветром, водой, песком»
Проведение конкурсов готовности к работе летом, организация исследовательно-экспериментальной работы на огороде

ИЮЛЬ
Подготовка и проведение праздника «Лето красное»
Вечера развлечений для детей «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Кукольный театр»
Консультации для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников летом»
Конкурс детского рисунка «Бережем природу»

АВГУСТ
Спортивные развлечения «Мы сильные, ловкие, выносливые»
Вечера развлечений для детей «Люблю берёзку русскую»
Организация взаимопосещений с целью обмена опытом между педагогами (тематика предлагается по выбору)
Производственное собрание «Итоги летней оздоровительной работы»

По материалам сайта:http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac03.htm