Необычные растения        28.07.2019   

Что делать, если ребенок ленится и не хочет учиться. Почему ребенок не хочет учиться

Настоятельные просьбы ответственно относиться к своим поступкам и упреки в лени, как правило, имеют эффект отскакивающего от стены гороха. Специально для Рамблер/Семьи психолог Мария Баулина составила список правил, которые помогут родителям воспитать трудолюбивого ребенка.

В поисках смысла

На то, чтобы ребенок оторвался от игры и вспомнил о порученном ему деле, должны быть какие-то веские причины. Поэтому от взрослого требуется тщательно продумать мотивировку своих просьб. Утверждение, что ребенок должен делать что-то, потому что ему уже целых 5 лет или потому что вы в его возрасте делали это сами, навевают на него лишь скуку.

Кроме того, многие дети не всегда правильно представляют, как и что именно нужно делать, чтобы родители были довольны, из-за отсутствия четких требований. Ребенок замечает, что взрослым гораздо важнее получить результат, чем добиться от него самостоятельности. Например, увидев, что он неторопливо возит губкой по луже разлитого молока, мама берет инициативу в свои руки и сама ликвидирует последствия аварии. Выходит, куда проще подстегнуть активность родителя, начав ныть или прикидываясь немощным.

Ребенок мечтает

1. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок столкнулся с негативными последствиями своей лени и безответственности. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не спешите покупать новый набор. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребенок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы обзавестись фломастерами, так же вздыхайте в ответ и высказывайте сомнения: вдруг и новый набор проживет недолго? В дальнейшем воспоминания об этом тяжелом периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей.

2. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуйтесь принципом целесообразности, забыв про эстетику и прочие высокие материи. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольник занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если он будет производить уборку после каждого такого промежутка, то станет похож на робота-уборщика Валли. Просьба разложить все по своим местам перед сном, чтобы не споткнуться об игрушки в темноте, будет более понятна ребенку.

Ребенок рисует

3. Объем и содержание обязанностей должны быть сформулированы максимально конкретно, например: «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку», а не «Надо убирать за собой!».

4. Расскажите о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика, раскрасить шесть рисунков и т. д.

Многие дети в силу возрастных особенностей развития не умеют планировать свою деятельность. Они и рады бы сделать что-нибудь самостоятельно, но не понимают, с чего начать и как реализовать желаемое. Предложение собрать самому рюкзак для похода в бассейн вгоняет ребенка в ступор. Не зная, за что хвататься – то ли за полотенце, то ли за шлепанцы, – он предпочитает свалить вещи в кучку и подождать маму. Такие дети нуждаются не столько в дополнительной мотивации, сколько в пошаговой инструкции к заданию.

3. Не спешите обвинять ребенка в лени, если он проявляет неаккуратность или не доводит дело до конца. Для того чтобы хорошо выполнить задание, нужно иметь в голове представление о результате. Если ребенок думает, что «сложить стопкой» – это значит просто положить одну книжку на другую, то он получает аналог Пизанской башни, в основании которой лежит книжечка про репку, а наверху – энциклопедия. Объясните, как вы определяете, какую книгу положить следующей и когда нужно остановиться, чтобы стопка не рухнула.

Ни для кого не секрет, что многие дети без особого энтузиазма посещают школу и не хотят учиться. Родители стараются заставить ребёнка всеми возможными, порой не самыми лучшими, способами. Зачастую это не решает проблему, а усугубляет её ещё больше. Здесь важно найти индивидуальный подход и разобраться в ситуации. А советы психологов помогут найти ответ на вопрос, что делать, если ребенок не хочет учиться.

Выяснение причин, объясняющих почему ребенок не желает учиться - это половина успеха. Основная задача родителей - прислушиваться к своему ребенку и помочь ему справиться с проблемами. Основные причины , которые могут влиять на желание получать и использовать знания:

  • низкая мотивация;
  • отсутствие интереса и способностей;
  • проблемы во взаимоотношениях в школе;
  • комплексы;
  • семейные конфликты;
  • бесконтрольность;
  • чрезмерный контроль;
  • гиперактивность;
  • лень.

Далеко не каждый школьник четко понимает, для чего следует ходить в школу и учиться. Получение знаний ради оценок не для всех является лучшим стимулом. Особенно это касается детей младшего школьного возраста. В старших классах такое явление потихоньку исчезает, так как уже идёт определённая профориентация, а хорошие отметки нужны для поступления в ВУЗ.

Отсутствие интереса к определённым предметам также может повлиять на успеваемость. Ведь школа - это общеобразовательное заведение. И не все дети способны одинаково хорошо усваивать и математику, и литературу. Некоторые больше интересуются гуманитарными предметами, тогда как точные науки даются им с трудом. Поэтому нередки случаи, когда человек, который плохо учился в школе, университет оканчивает с красным дипломом.

Причиной нежелания посещать школу может быть антипатия к учителю или сложные взаимоотношения со сверстниками. Когда школьник испытывает комплексы и насмешки относительно своей внешности, у него также формируется стойкое нежелание посещать заведение и, следовательно, это отображается на успеваемости.

Климат внутри семьи очень сильно влияет на производительность взрослого человека, а что уже говорить про ребенка. Маленький человечек очень остро переживает семейные конфликты, у него может сформироваться ряд комплексов, переживаний и стрессов. Это всё может стать причиной апатии и равнодушия к учёбе. А также неуспеваемость в школе может быть результатом протеста ребенка против родителей и их действий.

Многим детям чужды такие понятия, как самоорганизация и самоконтроль. А если родители допоздна находятся вне дома, то ребенок предоставлен сам себе. Он будет заниматься теми делами, которые ему нравятся, а выполнение домашнего задания отходит на последний план. Из-за чрезмерной занятости родители не в состоянии вовремя обратить внимание на существование проблемы.

Полностью противоположная ситуация складывается тогда, когда существует чрезмерный контроль со стороны родителей или других членов семьи. У ребёнка каждая минута расписана. Приходя со школы он, по настоянию старших членов семьи, сразу садится за уроки. Он не имеет права на ошибку, для него ставят завышенные требования. Все эти действия приводят к усталости, рассеянности и раздражительности. Школьник постоянно пребывает в состоянии стресса. Такая ситуация приводит к тому, что ребенок не может полноценно и качественно выполнять домашние задания и учиться.

Процесс обучения требует усидчивости и терпения. Если ребёнок гиперактивный , у него много лишней энергии, которую ему некуда девать. Он не в состоянии долго пребывать на одном месте. Как результат - плохое поведение, сорванные уроки и низкая успеваемость.

Причиной плохой успеваемости может быть то, что ребенок ленится учиться. Что делать в этом случае, если эти качества изначально преобладают в характере. У некоторых это может быть результатом отсутствия мотивации и понимания необходимости процесса обучения.

Ученик 6−7 лет, который недавно посещал детский сад, ещё не успел приспособиться к школьной программе. Для него ещё свежи в памяти воспоминания игрового времяпрепровождение в дошкольном учреждении. Поэтому ему тяжело воспринимать много новой информации в формате школьного образования. К тому же учебные программы с каждым годом становятся всё труднее. Это пугает маленького ребёнка и вызывает нервное напряжение.

Ребенок младшего школьного возраста ещё не может полностью отвечать за свои поступки. В таком возрасте детки не обладают социальной зрелостью. В большинстве случаев у них отсутствует чёткое понимание необходимости учиться и выполнять домашнее задание. Кроме того, школьная программа подразумевает ежедневное выполнение определённого ритуала. Ученик должен каждый день рано вставать, по несколько часов сидеть на уроках за партой, выходить из класса только на переменах и дома делать домашнюю работу.

Маленькому человечку нужно время, чтобы перестроиться.

К тому же сами родители формируют у малыша отношение к школе. Ещё в дошкольном возрасте они могут ставить завышенные требования к ребёнку, относительно будущей успеваемости. Например: «Вот пойдёшь в первый класс, будешь отличником». А бывает, могут запугивать сына или дочку. Например: «Вот как ты будешь учиться в школе, раз ты такой невнимательный?» Такие установки формируют у ребёнка страх или разочарование.

В возрасте после 12 лет ребенок перестаёт ощущать себя маленьким человечком, от которого ничего не зависит. Это период формирования личности, изменения приоритетов. Подросток пытается сам принимать решения, хочет брать ответственность. В этот период для него первостепенными являются взаимоотношения со сверстниками. Могут появиться авторитеты.

Основные причины плохой успеваемости:

  • общение с друзьями;
  • компьютерные игры;
  • вредные привычки.

Тинейджер хочет больше времени проводить с друзьями, поэтому ему не до учёбы. Ребенок стаёт зависим от вредных привычек, неблагополучных друзей. Всё это влияет на успеваемость в школе.

Развитие цифровых технологий и возможностей разнообразного времяпрепровождения также не способствует стремлению к знаниям.

Все дети любознательны от рождения. Задача родителей поддерживать и развивать этот интерес ещё в дошкольном возрасте. Совместное прочтение книг, посещение музеев, экспериментариумов, выставок и театров формирует у ребёнка внутреннюю мотивацию к получению новых знаний. И уже в школьном возрасте у него будет желание и стремление в учёбе.

А также важно самим родителям делиться своими положительными впечатлениями от учёбы в школе. Можно, если сохранились, достать свои школьные тетради, учебники. Продемонстрировать свои школьные фотографии. А вот от негативных воспоминаний следует воздержаться.

В младших классах очень важно делать уроки вместе с ребёнком для того, чтобы понять что делать, если нет желания учиться. При этом не раздражаясь и не нервничая, если он чего-то не понимает. Не стоит сразу же после окончания уроков в школе приступать к выполнению домашнего задания. Необходимо дать время, чтобы отдохнуть, отвлечься и заняться любимыми делами.

Важно правильно организовать время для отдыха и домашней работы. Необходимо следить за физическим и эмоциональным состоянием сына или дочки. Не стоит перегружать ученика младших классов дополнительными кружками и занятиями. Посещение секций следует сократить до 2 раз в неделю.

Маленький ребёнок 2 класса не хочет учиться потому, что он ещё не совсем понимает, зачем это нужно. Родителям важно донести эту информацию до малыша. В своих объяснениях не стоит изображать школу как некоторое сказочное место, где всё прекрасно и хорошо. Школа - это заведение, куда ходят все дети с целью общения и получения знаний, которые потом можно и нужно применять в жизни. Успешное обучение поможет в дальнейшем получить хорошую, интересную работу, достичь высоких целей. Следует провести аналогию с работой, на которую ходят взрослые каждый день. Для ребёнка работа - это учёба, зарплата - это оценки.

Считается, что современные подростки не хотят учиться из-за лени. В понимании многих взрослых людей, образ ленивого подростка стал больше правилом, нежели исключением. Но на самом деле, это ошибочное мнение. Стоит понимать, что для подростка 12−17 лет огромное нежелание учиться связано с отсутствием мотивации делать вещи, которые не имеют значения.

Существует 5 мотивационных принципов для старшеклассников:

  1. Быть значимыми.
  2. Быть услышанными.
  3. Учиться на собственных ошибках.
  4. Быть мотивированными.
  5. Делать то, что приносит удовлетворение.

Первый принцип очень важен. Если подросток не понимает в чём смысл совершающихся действий или как это связано с ним, он не будет испытывать желание это осуществить. Люди такого возраста хотят продемонстрировать себе и миру, что они могут что-то изменить. Если их значимость приуменьшается или игнорируется, то это вызывает внутренний протест.

Существует одно действенное высказывание, с помощью которого можно убедить молодого человека в том, насколько важно учиться. «Ты должен делать то, что должен, чтобы потом делать то, что хочешь». Это очень полезное утверждение, так как оно верно во многих областях. Помочь подростку видеть бессмысленные задачи как часть более высоких целей в жизни - вот ценное послание, которое нужно передать.

Важно понять чего именно хочет сам ребёнок. Возможно, мама когда-то мечтала получить золотую медаль в школе и быть успешной балериной. Но в силу каких-то обстоятельств этого не произошло. Тогда она будет пытаться реализовать эти мечты в своей дочери. В подростковом возрасте дети стремятся быть сами собой, осуществлять свои желания и они хотят, чтобы родители их услышали и поняли. Поэтому фраза «Потому что я так сказал (ла)» от родителей звучит как мощный демотиватор.

Конечно, можно озвучить своему чаду свои ожидания и надежды относительно учёбы и достижения целей. Но тут более важным является принятие личной точки зрения ребёнка и обсуждение возможных вариантов развития событий.

Когда родители постоянно пытаются оградить своих детей от возможных ошибок и неудач, они подрывают их способность расти и развиваться. Стоит понимать, что как бы ни хотелось избежать провалов, но именно они помогают человеку становиться лучше и мудрее.

Для подростка важно одобрение и ценность того, что он делает. Это может быть одобрение на словах, поощрение с помощью подарков. Нет ничего плохого в том, чтобы награждать ребёнка за хорошую успеваемость в школе. Но тут важно, чтобы этот процесс не превратился в торги. И чтобы цели были адекватными и достижимыми. А не тот случай, когда хорошую оценку нужно добиться любой ценой. В этом случае подростки начинают лицемерить, «выпрашивать» хорошие отметки у учителей.

В старших классах дети уже больше начинают понимать, чем бы они хотели заниматься в будущем. Так как появляется много новых предметов, подросток может понять, какие из них ему даются лучше, а какие вызывают затруднения. В этом случае он может преуспевать в одних, но отставать в других.

Важно понять умственные способности и направленность старшеклассника. Способствовать тому, чтобы он развивал именно те направления, которые ему интересны. Конечно, стоит подчеркивать, что для успешного поступления в вуз важно преуспевать во всех предметах. Но не следует требовать от ребёнка идеально знать все дисциплины. Ведь задача школьного обучения не столько в получении безупречных знаний и оценок, столько в развитии и формировании мышления и общей культуры личности.

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим - рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • сложные отношения с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Отсутствие стимулов

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место - это не только источник получения доходов, но и возможность добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу - стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в вступая в пору становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда - родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот - родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

Ответственность за воспитание детей целиком и полностью лежит на плечах родителей. Так что ни в коем случае не стоит говорить ребенку, что он ленивый. Ведь, навешивая на него ярлык, вы можете закрепить случайное проявление лености и лишь усугубить проблему.

У меня ленивый ребенок! Он ничего не хочет делать и ему ничего не интересно! К сожалению, эти слова можно часто услышать от современных родителей. Но давайте вместе разберемся в этой проблеме. Действительно ли существуют ленивые дети, или вся вина лежит на их слабохарактерных родителях?

Советы психолога для родителей, которые думают, что у них ленивый ребенок

  • Советы родителям, считающим что у них ленивый ребенок

Дело в том, что некоторые родители просто не в состоянии воспитать в своих малышах силу воли, необходимую для того, чтобы выполнять даже простейшие обязанности. Далее вы найдете советы психолога о том, как можно решить эту проблему.

Ленивый ребенок: в чем причина?

Словарное определение прилагательного «ленивый» - праздный, не желающий работать. Так мы называем людей, которые не хотят выполнять свои обязанности. Ведь это подразумевает некие усилия и жертвы с их стороны. Вместо этого они предпочитают заниматься чем-то приятным и увлекательным.

К сожалению, часто родители ведут себя непоследовательно . Если вы не можете добиться от ребенка выполнения элементарных обязанностей, но при этом разрешаете, например, смотреть телевизор - не удивляйтесь, почему у вас растет ленивый ребенок.

Перед тем как вешать ярлык на ребенка, подумайте, всегда ли вы действуете правильно как родитель. Здесь существует 2 крайности:

  • Первый тип родителей позволяет детям делать что угодно.
  • Второй, напротив, отличается повышенной требовательностью.

Как вы наверняка знаете, любые крайности вредны, следует держаться золотой середины. Наши советы вам в этом помогут.

Понять в чем причина такого поведения

Если вы заметили, что ваш малыш стал лениться больше чем обычно и вас это беспокоит, необходимо установить причину. Запомните, что лень и вялость вовсе не являются синонимами низкого интеллекта. Эти вещи вообще никак не связаны.

Итак, прежде всего необходимо понять причины лени. Они могут быть медицинского характера, а могут быть связаны с семьей или социумом. Только тогда можно приступать непосредственно к исправлению ситуации.

Например, если причина кроется в низкой мотивации, важно говорить ободряющие слова каждый раз, как ребенок доведет хоть какое-то дело до конца. Причем совершенно не важно, порадует ли вас результат. Такой положительный стимул необходим для того, чтобы он с энтузиазмом брался за новые задания и выполнял их.

Коррекция поведения

Если спокойно поразмыслить о причинах появления лени, то скорее всего вы придете к выводу, что сами это позволили. Такой тип поведения является прямым следствием гиперопеки.

Поэтому стоит сменить тактику воспитания. Иначе лень прочно укоренится и ребенок вырастет ленивым взрослым. В идеале стоит поискать соратников в этом нелегком деле, чтобы совместными усилиями найти решение проблемы.

Например, будет полезно обратиться к успешному опыту других семей, почитать литературу на эту тему. В конце концов, обратиться за помощью к семейному психологу.

Стать примером для ребенка

Любой психолог вам скажет, что родители - основная ролевая модель поведения для своих детей. Так что на вас лежит огромная ответственность служить им живым примером правильного поведения. Ведь если вы сами не можете показать, как важна обязательность и дисциплина, то что уж говорить о детях.

Сперва малыши просто будут повторять за вами, а потом у них пробудится собственный интерес к самым разным занятиям и преодолению трудностей. Так, потихоньку, для лени в их жизни просто не останется места.

Поощрять

Если ребенок заслужил награду, он должен ее получить. Небольшой совет: старайтесь, чтобы это были полезные и действительно нужные ему вещи. Иначе ребенок начнет воспринимать вас как источник «легких денег».

В психологии это называется «положительное подкрепление«. Если вы будете последовательны, то рано или поздно даже самый ленивый ребенок четко уяснит: для того чтобы что-то получить, сперва нужно потрудиться.

Установить четкие правила и сроки исполнения заданий

Это действительно очень важно. Если вы хаотично раздаете задания и сами не помните, что поручили сделать, ребенку будет очень легко «отвертеться» от ответственности. Ведь, как мы уже говорили, ленивый ребенок - не значит глупый. Напротив, он пойдет на всевозможные ухищрения, лишь бы заморочить голову родителям и в итоге продолжать ничего не делать.

С другой стороны, часто такие дети начинают пытаться разжалобить родителей, чтобы они все сделали за них. Поэтому важно контролировать сроки выполнения заданий. Другими словами, если вы сказали убрать игрушки до обеда, то никаких оправданий просто не может быть.

И, напоследок, стоит еще раз напомнить, что родители полностью ответственны за поведение своих детей. Не существует ленивых детей, есть лишь бесхарактерные непоследовательные родители. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос целеустремленным и трудолюбивым, следует начать с себя!опубликовано .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Что такое лень? По-моему, лень - это просто нежелание делать. Делать что-то конкретное или вообще что-либо...

Что такое лень?

По-моему, лень - это просто нежелание делать. Делать что-то конкретное или вообще что-либо.

Что может ощущать человек, которому лень, который не хочет что-то делать?

Ну вот я, например, не хочу писать эту статью. Каждый день обещаю себе, что «завтра точно сделаю», или хотя бы начну, но наступает завтра - а воз и ныне там. Не могу заставить себя. Мотивировать. Мобилизоваться и начать. «Взять себя в руки».

Про детскую лень и не только

Не помогают никакие «Сделал дело – гуляй смело» и «Делу время, а потехе час». На них всегда находятся не менее веские «От работы кони дохнут».

В итоге дедлайн все ближе, волнение все больше, расслабиться и отдохнуть все равно не получается - ведь работа не сделана.

Кто такой этот «ленивый ребенок»?

Что родителям делать, как ребенка… менять?

Корректировать поведение?

Воспитывать?

Кто бы меня саму срочно воспитал, да так, чтобы я статью вовремя сдала…

Меня – воспитать? Скорректировать мое поведение? Изменить меня? Внутри возникают разные чувства: и стремление активно сопротивляться давлению, и желание защититься, и страх, и недоверие.

Так и хочется крикнуть: «Отстаньте от меня, я «в домике»!».

Мозг пытается с бешеной скоростью найти решение, как ускользнуть, как не быть пойманной в силки долга. Как избежать того, что я должна, как делать только то, что я хочу.

А хочу я сейчас не думать ни о каких обязательствах и ответственности. Не чувствовать, что могу подвести тех, кому обещала прислать готовую статью в срок.

Хочу отдыхать. Смотреть легкий сериал и пить кофе, общаться с семьей, играть в настольные игры. Потому что я очень устала.

И от того, что вместо отдыха я должна сделать обещанное, накатывает такое бессилие, такая безысходность!

И воспоминания о школе, когда нужно было, ежедневно, по много часов, сидеть на уроках, а потом дома делать домашние задания.

Когда к концу четверти не хотелось уже ни кружков, ни секций, а только чтобы меня, наконец, оставили в покое. Не трогали. Ничего от меня не хотели.

И когда я ничего не могла с этим поделать. Потому что освободить меня от «должна делать уроки» и «должна учиться на «пятерки» никто не мог, да и не хотел никто.

А хотели, наоборот, чтобы я поступала по-взрослому. То есть, чтобы я руководствовалась здравым смыслом, была самостоятельной, справлялась без помощи взрослого, умела мобилизоваться и выполнить намеченное/заданное, превозмогала свою усталость.

А также чтобы ориентировалась не на свои хочу – не хочу, а на «надо» и «должна».

И я делала это, сколько могла. Пока предметы были не сложными, я продолжала учиться на отлично, отгоняя от себя все эти «устала» и «не хочу», «не интересно» и «надоело».

Но в 8 классе силы закончились, и я просто перестала учиться. Со стороны это выглядело как «разленилась». Будто я в один прекрасный день проснулась и решила быть ленивой и ничего не хотеть.

Почему-то никого не интересовало, что происходит на самом деле. Что творится у ребенка внутри. Отчего вдруг такие перемены. И, главное – чем можно помочь.

Потому что «ленящемуся» ребенку нужна именно помощь. Не нотации, не воспитание, не обсуждение со всеми родственниками и учителями его «лени», не унижение и уничижение, не презрение к «безволию» и «слабости характера». Помощь.

Но всегда ли нам приходит в голову предлагать помощь там, где привычно другое - порицать разленившегося ребенка, воспитывать условным кнутом или пряником, пытаться донести важность труда и выполнения долга?

Почему-то нам кажется, что сам ребенок не понимает важность учебы. Или не хочет, чтобы в комнате было чисто. И мы продолжаем доказывать, насколько это все необходимо.

Нам кажется, что ребенку все равно.

Но он так же, как и мы, взрослые, мучается чувством вины за несделанное вовремя, за обещанное и не выполненное.

Сгорает от стыда, что не оправдал наши ожидания, разочаровал.

Боится, что от него отвернутся самые близкие люди.

Чаще всего, ребенку и самому плохо с этой «ленью». Он и рад бы все сделать, что нужно, но – не может.

Почему? Да потому же, почему и взрослый!

1. Человек просто устал. Нет сил. Иногда – ни на что («лежит на диване», «плюет в потолок», «ничего не делает вообще»). Иногда – на что-то конкретное. Чтобы заставлять себя делать то, что делать совсем не хочется.

2. Неинтересно. Даже когда есть силы, нет интереса делать что-то конкретное. Например, уроки. Или убирать комнату. Или гулять с собакой.

3. Задача кажется неподъемной. Возможно, она и правда большая, серьезная. А может, не хватает знаний, понимания, навыков. Или у человека проблема с самооценкой, с уверенностью в себе. Сразу опускаются руки, страшно даже попытаться справиться.

4. Перфекционизм. Сделать просто хорошо – не годится. Нужно сделать идеально. Лучше всех. И тогда ничего не делается: ведь если и не вступал в игру, не начинал делать дело, то и не проиграл, не сделал недостаточно хорошо.

Что же делать? Как обходиться с этим нежеланием, с «ленью»?

Если ребенок устал, то логично организовать ему отдых, чем быстрее, тем лучше. Отдых той продолжительности, какой ему необходимо, чтобы восстановить силы. Ну и, конечно, предложить ребенку помощь.

Мне бы, например, было легче справиться с заданием, если бы кто-то не пожалел своего времени и сил «нырнуть» со мной в тему лени. Поисследовать ее, обсудить, может быть даже написать какие-то тезисы вместе.

Не потому, что я не справлюсь со статьей одна. А потому, что сейчас, в своей усталости, мне очень нужно плечо Другого. Ощущение, что есть кто-то, кому не все равно. Кто видит не «ленивую» меня, а уставшую меня. Кто на моей стороне. Кому я важнее, чем мои функции.

У меня не было такого человека в моем школьном детстве. И у моего старшего сына не было такого человека в его младшем школьном возрасте.

Первые 5 лет школы мой ребенок был «ленивым», не оправдывающим ожидания, ни к чему не стремящимся, ничего не доводящим до конца, бросающим кружки и секции через месяц-два после начала учебного года.

И это происходило до тех пор, пока у него не появилась, наконец, мама-на-его-стороне. Жаль, что перейти на сторону своего ребенка у меня заняло так много времени.

Все, что нужно для того, чтобы оказаться на стороне ребенка, это поверить, искренне и глубоко, что ребенок хороший.

Ребенок всегда хороший. У него нет цели лениться. Нет цели не делать то, что надо. Нет задачи не слушаться вас или учителей. Игнорировать обращенные к нему просьбы и указания. Манипулировать.

Он не издевается над вами. Он не принял решение усложнить вам жизнь. Ему не все равно, что вы устали.

И он прекрасно понимает, что у вас тоже есть работа и вы ее делаете, и он тоже должен делать свою работу – учиться, убирать комнату, помогать по дому.

Чаще всего ребенок искренне хочет угодить родителям, понравиться, доставить удовольствие. И до какого-то момента он делает это, иной раз за счет игнорирования своих целей развития. То есть, за свой счет. Лишь бы его любили.

Но если принять по умолчанию, как факт, что ребенок всегда хороший, то в ситуации, когда он «ленится» хочется не воспитывать его, а, прежде всего, разобраться – что с ним происходит. А затем помочь решить проблему.

Точно так же помощь необходима в ситуации, когда задача кажется настолько неподъемной, что сразу опускаются руки.

Помогите ребенку «съесть слона по кусочкам» - вместе с ним разделите задачу на несколько этапов.

Обсудите, как можно действовать на каждом из них, чтобы прийти к результату. Убедитесь, что ребенок знает, как это делать, умеет это делать. Предложите свою помощь. Иногда достаточно просто молчаливой поддержки, присутствия рядом.

Перфекционизм чаще всего переходит к ребенку по наследству.

Кто из взрослых в вашей семье стремится к совершенству? Кто всегда видит, где можно было бы сделать лучше, указывает на ошибки и считает, что только критика двигает нас вперед и способствует росту (как внутреннему, так и в учебе, карьере)?

Снизьте требования. Примите как данность, что, только ошибаясь, мы продвигаемся вперед. Не загоняйте ни себя, ни ребенка в клетку совершенства.

Перфекционизм не так просто «вылечить», поэтому здесь не помешает помощь психолога. Прежде всего - взрослому.

А что же делать, если «лень» цветет там, где не интересно?

Делать то, что не интересно – непростая задача. Не каждый взрослый, не каждый раз с ней справляется.

Что уж говорить о ребенке, у которого еще не созрели необходимые для таких преодолений структуры мозга! Поскольку ускорить их созревание невозможно, придется ждать, пока дозреет, а пока – помогать справляться.

Делать дело интересным там, где это возможно. Переводить уборку в игру, в веселое приключение или соревнование. Да и обучение школьным предметам можно разнообразить, сделать чуть более интересным, обернув учебу в игровую оболочку.

Очень важно поощрять те занятия, которые ребенку интересны. Чем больше будет мест и занятий, где ребенок делает то, что ему по душе, чувствует себя счастливым, тем проще ему будет делать что-то, что не очень-то хочется, без ощущения, что вся его жизнь состоит из сплошных «не хочу, но надо».

А еще - помнить, что о себе тоже важно заботиться. Дать себе отдохнуть, когда устали. Попросить о помощи близких, когда нет сил. Прибегнуть к помощи психолога, если чувствуете необходимым. Попробовать сделать интересным то, что вызывает тоску. Научиться есть слона по кусочкам и разрешить – прежде всего себе - быть несовершенным.опубликовано .

Лариса Покровская

фото ©Mauricio Candela

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet