Комнатные растения        03.05.2020   

Что делать если внук подросток ударил бабушку. Ребенок кусается и бьет маму по лицу. Почему это происходит

Ребенок бьет окружающих, как только что-то происходит не по его желанию или даже без видимого Вам повода, что делать в такой ситуации? Как к этому относиться? Расценивать драчливость ребенка следует, в первую очередь как проявление агрессии, а уже во вторую очередь, как поведение, имеющее свои причины. встречается не так редко и родители часто не знают как реагировать на то, что ребенок бьет окружающих и самих родителей. Что при этом делать?

Для начала, можно в общих чертах обозначить причины детского рукоприкладства, ведь просто так ничего не бывает, а значит и ребенок не будет просто так бить маму, папу или бабушку.

Во-первых, с помощью драки ребенок проявляет свое несогласие с ситуацией (если он не получает желаемого или его вынуждают делать то, что он не хочет) и выражает свои эмоции по этому поводу (гнев, обиду, злость). Недостаточный словарный запас и небольшой опыт социального взаимодействия не позволяет ребенку в возрасте, скажем около года, конструктивно разрешить конфликт. Поэтому он использует в общем-то рефлекторно, метод физического воздействия, как защитный. Защитный от неблагоприятных для себя условий, даже если Вы просто решили накормить ребенка кашей.

Во-вторых, ребенок бьет окружающих по причине дозволенности. Если родители «не замечают» такого поведения ребенок понимает, что ударить маму — это нормально, ведь обратное ему не объяснили. Кроме того, если ситуация когда ребенок бьет окружающих его людей, заканчивается исполнением желаний ребенка (или отменой запрета), то драться или кусаться ребенок будет специально, манипулируя взрослыми.

В-третьих, ребенок может драться, если неоднократно видел подобное поведение. Это могло быть в детском саду или на детской площадке, где дети с агрессивным поведением используют драку, как способ общения и отстаивания своих позиций. Тогда ребенок бьет окружающих людей, считая, что это «нормальный» способ взаимодействия.

Кроме перечисленных причин, ребенок может драться проявляя упрямство или утверждая свое право на собственное мнение, что часто сопровождает . Кроме того ребенок может не только бить окружающих или кусаться, но и кидаться различными предметами, падать на пол и биться головой и ногами о пол, требуя немедленного выполнения своих требований.

На заметку:

  • Если Ваш ребенок бьет окружающих людей, не оставляйте его поведение без внимания, не делайте вид, что не замечаете и не ждите, что «само пройдет».
  • Сразу же пресекайте попытки ребенка замахнуться или ударить кого-либо дома или во время прогулки. Тут же объясняйте почему его поступок плох. Негативно оценивайте сам поступок, а не ребенка. Не говорите «ты плохой», скажите «ты поступил плохо».
  • Ребенку необходимо объяснить, в какой ситуации он может ударить, а в какой нет и почему. Ребенку в возрасте 1-3 лет необходимо объяснить доступным языком, что бить маму нельзя, что маме больно, что необходимо «сказать вместо ударить». Ребенок 3-х лет и старше достаточно успешно оперирует понятием «самооборона» — необходимость ударить и защитить себя, и понимает разницу между истерикой, манипуляцией и дракой. Если это не так, самое время объяснить ему простые вещи.
  • Не нарушайте своих запретов, чтобы избежать «детской истерики», это только укрепит манипулятивное поведение и не снизит агрессивность. Ребенок будет продолжать бить окружающих, придумывая новые поводы.
  • Найдите конструктивный способ выхода агрессии, ребенок может быть зол и поэтому «лишнюю» агрессию надо направить в другое русло. Можно комкать и рвать бумагу и бросать ее в карнизу или побить подушку со всей силы.
  • Если проявление агрессии не контролируется или воздействовать на ребенка не получается, он все равно бьет окружающих, то необходимо проконсультироваться со специалистами, поскольку такая драчливость может, например, сопровождать .

Д ети в 3-4 года испытывают очень сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные. Мало кого смущает, если ребенок хохочет во весь голос или прыгает от восторга или признается в любви по 10 раз в день, это чаще всего воспринимается как должное и вписывается в миф о детстве, как об абсолютно счастливом и беззаботном времени.

Н о вот отрицательные эмоции, которые являются нормальными спутниками положительных, вызывают совсем иную реакцию. Почему-то многие взрослые считают, что ребенок в таком возрасте еще не способен или не имеет права на настоящие злость, агрессию, горе и всячески отрицают естественность этих эмоций. Кто-то пытается потакать ребенку во всем, лишь бы не допустить расстройства, кто-то просто запрещает ребенку проявлять негативные эмоции: плакать, кричать, ругаться. Оба пути одинаково опасны.

В первом случае ребенок лишен адекватных границ, из-за чего не чувствует себя в безопасности, во втором постоянное сдерживание отрицательных эмоций ведет к тому, что и положительных становится меньше, ребенок может стать апатичным, безвольным, нытиком и т.п.

П оэтому очень важно давать ребенку регулярно проявлять как положительные, так и отрицательные эмоции. При этом постепенно обучая его социально приемлемым вариантам их проявления.

Объяснение:

1. Когда ребенок проявляет физическую агрессию в отношении взрослого, последнему часто сложно видеть только саму ситуацию и помнить о возрастных возможностях ребенка. Часто в голове взрослого к ситуации приплетаются социальные стереотипы о том, что это провал в воспитании, что такие проявления нужно пресекать как можно жестче и бескомпромиссней, что нет смысла выяснять причину такой агрессии. Все это ведет лишь к обострению конфликта и непредсказуемым последствиям в поведении, самочувствии и эмоциональном состоянии ребенка. Важно в каждой ситуации стараться не накручивать лишнего и постараться увидеть за неприемлемым поведением своего хорошего ребенка, а не непослушного оторву. Дети могут говорить и делать очеь обидные вещи в этом возрасте, не осознавая насколько этим задевают взрослого. Обещая выгнать или даже убить, 3-4-летка не понимает толком, что стоит за данными словами, а лишь видит, что это действует на взрослого.

2. В случае с физической агрессией прежде всего стоит пресечь само действие, но не проявлять ответной агрессии. Взять ребенка за руки, на руки, отвести в другую комнату, если есть такая возможность, в общем, физически изолировать. Если ребенок еще только замахивается – можно пытаться пресечь словами, но если он уже щипает-толкает-пинает Вас или кого-то еще – прежде всего стоит прекратить это действие физически, сопровождая пояснениями. В данной ситуации бабушка была не готова к такому, поэтому первая ее реакция была спонтанной реакцией на обиду. Но затем бабушка пришла в себя и смогла отреагировать более адекватно: держать руки внука и спокойно обозначить границу: “Меня нельзя бить”.
Также она смогла успокоиться и увидеть конфликт не как отдельное событие, а как результат каких-то предыдущих действий.
Она вспомнила, что когда просила у внука убрать игрушки, то не завладела перед этим его вниманием, даже не повернулась к нему и не проверила, слышал ли он ее.

3. Далее бабушка все также дает указания автоматически, постепенно раздражаясь, что внук не делает то, что ему сказали. Тем не менее она по-прежнему говорит ему в спину и никак не проверяет, услышал ли он и понял ли ее слова. Скорее всего, ей кажется, что раз он находится в зоне слышимости, то должен был услышать, но на самом деле дети часто так увлекаются игрой, что совершенно не слышат, что происходит вокруг.

4. В результате, первый раз, когда внук слышит про уборку, оказывается претензией и наказанием, хотя бабушке кажется, что он просто придуряется и прекрасно знает, за что наказан. Со стороны ребенка же это выглядит совершенно несправедливым и неожиданным наказанием. Он настолько расстроен и зол, что не может найти словесных вариантов выражения этих эмоций и бросается на бабушку с кулаками. В данном случае агрессия была настолько сильной, что сдержать ее ребенку было не под силу, а других способов ее выражения ребенок не знал или не вспомнил.

5. Бабушка поняла причины поведения внука и поэтому ей стало понятней, как действовать дальше. Ведь то, что сначала выглядело ленью и немотивированной злостью, после обдумывания представилось в совершенно ином свете. Бабушка простыми вопросами уточняет у внука, правильно ли она поняла ситуацию. Это помогло ей подтвердить свои догадки, и одновременно помогает восстановить общение и успокоить ребенка. Часто ребенку достаточно простого подтверждения того, что его интересы и эмоции понимают и учитывают, чтоб успокоиться и снова вести себя адекватно.

6. Бабушка увидела, что ребенок уже может себя контролировать, поэтому отпустила его руки и решила обсудить ситуацию и границы. Она начинает разговор с простых бытовых вопросов, которые собственно и послужили началом конфликта. Поскольку перед этим она привлекла внимание ребенка и наладила контакт, то вопрос решается легко. В то же время понимая, что ребенок еще расстроен, она предлагает убираться вместе с ним.
Увидев, что ребенок уже способен обсуждать конфликт, бабушка переходит к более абстрактным вещам, а именно учитывает ошибки данного конфликта и знакомит ребенка с выводами на будущее. Она рассказывает ему правила спокойно и кратко, без обвинений себя или его.

7. Взрослый понимает, что мало просто запретить нежелательное поведение, надо предложить альтернативу. В случае физической агрессии такими альтернативами могут стать битье подушки, топанье ногами, убегание в другую комнату, крик, просто словесное обозначение эмоции “я злюсь”. Какому-то ребенку стоит сразу озвучить все варианты сразу на выбор, сдругим можно вместе обсудить и выбрать один вариант, третьему будет легче, если взрослый подберет вариант самостоятельно. Но в любом случае, нельзя предлагать просто зажимать агрессию в себе, не давая ей выхода.

- Макс, успокойся. Макс, что ты делаешь? Ты кулаками давишь мне в глаза. Мне больно. Ты вырастешь, а я без глаз не увижу, какой красивый ты стал. Макс, почему ты постоянно так делаешь? Сегодня ударил маму у речки палкой по лицу. В папу кинул камнем. Не ребенок, а ужас - бьет родителей, бабушку. Зачем ты это все делаешь?

- Ба! Извинись!

- За что я должна извиняться? Разве это я тебе глаза выдавливала? Разве это я тебя била палкой? Разве это я в тебя камнем кинула? Разве это не ты должен извиняться?

Этот разговор между бабушкой и 4-хлетним внуком был подслушан на остановке. Хотя бабушка говорила ровно, не кричала и не шлепала малыша, после вопросов ребенок надулся и больше не разговаривал. Бабушка тоже обиженно молчала.

Почему дети бьют родителей

Обычно садистические наклонности ребенка начинают проявляться уже в самом маленьком возрасте. Будучи совсем малышом, он уже щипается, бьет кулачком или игрушкой, кусает родителей, сестер и братьев, бабушку и дедушку.

Поначалу это кажется чем-то безобидным - в год он еще продолжает быть милым и замечательным младенцем. В два года, когда у него сил становится больше, мы настораживаемся, но тоже списываем все на особенности характера. В возрасте 3-4 лет, когда ребенок начинает все больше проявлять агрессию: бросает котенка в воду, душит хомячка, бьет маму по голове, кусает папины руки, колошматит палкой бабушке по ноге и так далее - мы настораживаемся. А когда в 5 лет он хочет драться с другими детьми , мы начинаем бить тревогу.

Что-то не так. Но что? Откуда такое странное желание?

  • пересмотрел агрессивных мультиков;
  • еще маленький и несмышленый, не понимает своих границ;
  • не умеет выражать любовь, вот и выражает укусами и побоями;
  • его бьют, он бьет в ответ;
  • не хватает активности;
  • и так далее.

Однако наблюдательный родитель, который не станет закрывать глаза на реальность, легко увидит разницу между поведением своего отпрыска с садистическими наклонностями и других детей (на площадке с чужими детьми, или же с другими детьми в своей семье). Далеко не все дети себя так ведут. Да, конечно, все дети довольно жестоки, но умышленно причинять боль - это совсем другое.

Причем чем старше ребенок становится, тем более очевидно, что он прекрасно понимает, что делает. Схватив котика, он проговаривает, что его надо наказать. Увидев лягушонка, предлагает его отлупить. Это нельзя спутать ни с чем другим. Так формируется садизм .

И зависит это не от мультиков и не от отсутствия активности, а от состояния психики маленького человечка.

Какие дети бьют родителей

Ребенок, у которого уже обозначились признаки садизма, имеет и другие характеристики, по которым его легко узнать.

  • Сын/дочка часто обижается, надувается, отворачивается. Когда пытаешься прояснить ситуацию, поговорить, требует извинений перед ним, но чаще просто не говорит, что не так. Агрессия проявляется сразу после акта обиды.
  • Ребенок упрямится, упирается, делает очевидно наоборот от сказанного родителями.
  • У него проблемы со стулом: запоры бывают по несколько дней кряду. Причем началась эта проблема с самых первых месяцев жизни .


Что делать, если ребенок бьет родителей

Отучить от садизма можно. Для этого надо менять психологическое состояние ребенка и себя. И немедленно. В период 3-6 лет ребенок проходит важнейший этап своего развития, и если он пройдет его неправильно, это не останется без последствий уже во взрослой жизни. В более легкой или более тяжелой форме - зависит от многих факторов. Но лучше, чтобы вообще без всякой формы.

Помните, нет детей с врожденным желанием к садизму. Нет детей, у которых просто такой характер. Есть непонимание особенностей таких деток, и вследствие этого - неправильное воспитание, которые развивает ребенка не так, как нужно.

Конечно, поменять ситуацию в один присест не получится. Упрямый, обидчивый ребенок не поменяется от одного слова, даже самого правильного. Но в то же время психика детей - гибкая и многогранная, ее можно изменить. Займитесь этим вопросом, и вы сможете задать своему малышу правильное будущее.

С чего начать

Вот 2 статьи, где подробнейшим образом описывается, как начинается садизм у детей, и что с ним делать:

  • «Ребенок мучает животных. Безобидные шалости или начало трагедии?»

Формирование садизма подробно описывается на вступительных бесплатных онлайн-тренингах «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Всего пару часов лекций дадут вам возможность полностью изменить характер ребенка. Чтобы попасть на лекцию, необходимо зарегистрироваться .

Сегодня бабушка(бабушка - это моя мама, которая здесь, воизбежании путаницы будет просто бабушкой) возила ребенка (7 лет, первый класс) на занятия в музыкальную школу и там они подрались изза мобильного телефона. В том смысле, что Ярослав хотел играть с мобильным телефоном, а бабушка не давала, т.к. пора было идти на урок. А поскольку я в прошлые выходные ставил ему удар, то бабушке досталось...
Теперь бабушка обижена, причем не только на ребенка, но и на родителей, которые плохо занимаются его воспитанием. Как будто я только и делаю, что бью бабушек, показывая ребенку дурной пример. Случай уже не первый, но и не последний. Как бороться уже не знаю. Бабушка давать сдачи не умеет, зато умеет выматывать нервы и научить ее тоже уже невозможно. Ему же не приходит в голову драться с папой или с мамой, даже если родители отнимают у него самое дорогое, что у него на данный момент есть, игровую приставку, телевизор или машинку. Да и в конфликтах с другими детьми он не очень то боевой. Сдачи дать однокласснику, который его обижает он не может, говорит - он сильней меня. А бабушка значит слабей и ее можно.
Может выпороть его как сидорову козу. Да что-то мне подсказывает, что эффект будет небольшим... Бабушка говорит, что с ним надо сходить к психологу... Но мне опять что-то подсказывает, что к психологу надо сходить бабушке. А она же не пойдет... Замкнутый круг. Или пойти к психологу всем вместе? Почему-то он бьет именно бабушку, которую очень любит. Ни на папу, ни на маму ни на преподавателей у него рука не поднимается. Видимо он не понимает что этого нельзя делать и я не знаю как ему это обьяснить так, чтобы дошло. Ведь я никогда не бил своих бабушек и дедушек... Безо всяких психологов мне родители в детстве обьяснили, что этого делать нельзя или просто не хотелось.
С одной стороны собственный ребенок во всем кажется вполне адекватным и даже развитым для своего возраста. И я не могу однозначно понять толи это ребенок неправильный и позволяет себе слишком много, толи бабушка провоцирует его и позволяет ему так себя вести, чтобы лишний раз показать как ей тяжело с внуком. Второй случай сложнее и практически не поддается лечению. Или бабушка просто не способна справится с внуком в силу морально-возрастных особенностей личности. Это уже полегче:)
Ведь бабушку обижает даже наша кошка. Периодически нападает на бабушкины ноги и царапает... Больше никого не царапает, даже Ярослава. И собака тоже единственный раз в своей собачьей жизни цапнула члена семьи, который тоже оказался той же самой бабушкой.
Но если причина в ней, то что делать... Ведь в этом возрасте поведение коррекции не поддается. Бабушка принципиально делает все по-своему, считая, что молодежь ничего не понимает в жизни. А она и начальницей работала и ребенка одна вырастила и образование у нее высшее. Направление к психологу это что-то вроде обвинение в сумасшествии... И против ее логики тоже не попрешь, т.к. все правда. Работала, воспитывала, училась. И аргументация, что новое время, новые дети и новые методы а работа, учеба, воспитание ребенка и возраст не только не свидетельствуют о здоровой психике, но и осложняют ситуацию. Ведь именно они сформировали и укрепили психику.
Так что придется таки ребенка выпороть и поговорить, бабушку выслушать и успокоить и ждать, когда наконец у Ярослава появится сознание, гибкость и способность сдерживать свои желания ударить любимую бабушку.