Садовые растения        29.07.2019   

Что должен уметь ребенок в 1 3. Навыки и развитие ребенка в год и три месяца

1 год и 3 месяца — это очередная веха в развитии малыша. Начинает пропадать младенческая округлость, ребенок, что называется, «вытягивается», а рост и вес набираются не так стремительно, как на первом году жизни. Развитие по-прежнему идет полным ходом. Каждый день наблюдательные родители замечают что-то новенькое — жесты, движения, слова, понимание и осмысление происходящего вокруг. Но это и очень сложный возраст, когда ножки готовы нести своего маленького владельца куда угодно, а мыслительная деятельность развита не настолько сильно, чтобы сначала подумать, а потом пойти, залезть, схватить. «Глаз да глаз» — такого правила вплоть до двух лет, а то и больше, придется придерживаться тем, кто всегда старается уследить за карапузом.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 3 месяца

Данные о развитии ребенка — нормы роста и веса, разработанные Всемирной Ассоциацией Здравоохранения.

Мальчики

  • Рост — 76,6-81,7 см
  • Вес — 9,2-11,5 кг
  • Окружность головы — 45,5-48,1 см

Девочки

  • Рост — 74,8-80,2 см
  • Вес — 8,5-10,9 кг
  • Окружность головы — 44,3-47,0 см

В возрасте 1 год 3 месяца ребенок становится всё более самостоятельным, и всё больше разных дел стремится делать сам.

Не нужно препятствовать инициативам крохи, тем более в тех делах, с которыми ему по силам справиться. Хочет держать ложку и самостоятельно отправлять в рот пищу — пожалуйста. Просто нужно запастись терпением, хорошим фартуком и дополнительной порцией еды. Держать кружку и пить из нее — тоже уже можно и нужно. Кружку лучше использовать пластмассовую, она более легкая, и не разобьётся при падении.

Очень сильно в этом возрасте стремление к подражанию окружающим взрослым: услышал, как кашляет папа — кашляет тоже, мама читает — и мы полистаем книжку.
Простые действия ручками — «пока-пока», «ладушки» — разучите, если еще не сделали это.
Ходьба всё более совершенствуется, малыш может одновременно идти и нести предмет, идти и толкать или тянуть игрушку. Стоя на ногах можно потянуться и взять с полки что-либо.

Сложности, которые могут возникнуть
  • Малыш еще не дорос до совместных игр со сверстниками. Он может заниматься своими делами, сидя рядышком в песочнице, наблюдать за игрой соседа, но к большему взаимодействию ребенок пока не готов. Не сформировались понятия «моя» и «чужая» игрушка, поэтому нередки ситуации, когда один карапуз хватает игрушку другого или начинает её «перетягивать». Объяснять пока бесполезно, лучше отвлечь, переключить внимание на что-то другое.
  • Многие ребятки изначально не боятся темноты и прочих вещей. Но взрослые, припугивая детей разными страшилками из разряда: «Если ты не будешь кушать, тебя заберет бука (бяка, чужая тетя и др.), сами дают повод для страхов. Нельзя использовать страх как способ достижения воспитательных целей, иначе вы рискуете получить часто пугающегося ребенка, вздрагивающего при малейшем шуме. Дальше может развиться невроз.

Развивающие занятия и игры для ребенка в 1 год и 3 месяца

  1. Очень полезно делать гимнастику , ребенок учится повторять несложные движения и развивается физически. Веселее выполнять несложные действия под какую-нибудь простую музыку. Песенки Железновых, например, прекрасно подходят для 3-5 минутных «разминок». Желательно разучить две-три песенки и повторять их в течение 10 дней. Потом добавьте новые, раз в несколько дней повторяя уже выученные и любимые. Так в скором времени вы будете знать и повторять полтора-два десятка веселых движений к удовольствию малыша и окружающих.
  2. Снимать кольца с палочки и надевать их на нее — тоже необходимый навык в возрасте 1 год 3 месяца. Пирамидка как нельзя более подходит для этих целей. Пусть ребенок не способен уделить длительное внимание игре, но даже 5 минут в день скоро дадут свои результаты.
  3. Показывайте и рассказывайте малышу, что такое горячее и холодное , мокрое и сухое, большое и маленькое, чистое и грязное.
  4. Во время прогулок обращайте внимание крохи на окружающие его предметы и их части: например машина — колеса, деревья — листья.

Найди пару

Разложите перед малышом парные предметы (носки, варежки, ботинки) по одной штуке от пары. Доставайте по одному вторые предметы пары и просите найти «друга».

Перекатывание мяча

Перекатывайте мячик друг другу сидя на полу, сначала с небольшого расстояния, после отодвигаясь дальше.

Прохождение трассы

Создайте на полу «трассу» с препятствиями, разместив разные по высоте коробки, стул и предложите малышу пройти. Невысокие предметы он должен перешагивать, высокие — обходить, под стулом пролазить. Можно попросить объехать препятствия машиной, которую ребенок будет тянуть за веревочку, либо толкать.

Что приготовить ребенку в 1 год и 3 месяца: рацион питания малыша

Морковная каша

Манка — 2 ст. л., морковь — 1/2 шт., молоко — 1 стакан, сахар — 1ч. л., масло сливочное — 1/2 ч. л., соль.
Морковь натереть на мелкой терке. В кипящее чуть подсоленное молоко тонкой струйкой всыпать крупу и положить морковь. Дать закипеть и варить на медленном огне 10-15 мин, помешивая. Добавить масло и сахар.

Меню ребенка в 1 год и 3 месяца

1-й день 2-й день 3-й день
Завтрак Каша гречневая на молоке
Чай
Хлеб с маслом
Икра из свеклы с яблоком
Омлет паровой
Чай с молоком
Хлеб с маслом
Каша пшенная с тыквой на молоке
Чай
Хлеб с маслом и сыром
Обед Суп рисовый с овощами, протертый
Биточки из кальмаров и рыбы
Пюре картофельное
Компот из сухофруктов
Хлеб
Суп молочный с картофелем и морковью
Кнели мясные паровые с творогом
Овощное рагу
Напиток морковно-яблочный
Хлеб
Бульон с яичными хлопьями
Голубцы ленивые
Кисель на отваре шиповника
Хлеб
Полдник Вафли
Фрукты
Кефир
Печенье
Пюре фруктовое
Кефир
Блинчики с протертым яблоком
Кефир
Ужин Творог с помидорами
Зразы картофельные с овощами
Молоко
Хлеб
Тыква с яблоком
Суфле рисово-морковное
Молоко
Хлеб
Пудинг гречневый с творогом
Мусс фруктовый
Чай с молоком
Хлеб

Начало второго года жизни вашего малыша знаменуется его новыми и интересными достижениями. Совершенствуются навыки, связанные с владением собственным телом, – в первую очередь ходьба. Но самые важные изменения касаются интеллектуального развития: прошло всего 3 месяца с первого дня рождения, а сознательность ребенка за это время возросла многократно. Пожалуй, именно в начале второго года наиболее заметен переход от младенчества, когда кроха активно растет и учится управлять своим телом, к детству – времени любопытства и осмысленного освоения окружающего мира.

Физическое развитие ребенка 1 года 3 месяцев

Рост и вес ребенка в 1 год 3 месяца согласно нормативам отечественных педиатров:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка 1 года 3 месяцев по данным ВОЗ:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

На вопрос, сколько зубов должно быть у ребенка в 1 год 3 месяца, стоматологи отвечают: примерная норма – 12 зубов. К «стандартным» для годовалых малышей 8 зубикам добавляются первые верхние, а затем и первые нижние моляры, или жевательные зубы. Разумеется, организм каждого ребенка индивидуален, поэтому сроки и темпы прорезывания зубов могут существенно отличаться.

Режим дня, сна и кормления ребенка в 1 год 3 месяца

Малыш может по-прежнему спать 2 раза днем, и это является абсолютно нормальным, но многие дети переходят в этом возрасте на 1 дневной отдых. Общая продолжительность сна составляет в этом возрасте около 13,5 часов, из них на ночной сон приходится 10-11 часов.

Питание ребенка по-прежнему 4-5-разовое, с интервалами между кормлениями 3-4 часа.

Психология и психическое развитие ребенка 1 года 3 месяцев

Главное качество ребенка в возрасте 1 год 3 месяца – любопытство! Малышу интересно всё вокруг : он исследует все углы вашего дома, откроет дверцы попавшихся ему на глаза шкафов и тумбочек, вытащив их содержимое, с одинаковым восторгом будет рассматривать машины на проезжей части, других детей на игровой площадке и голубей, клюющих зернышки. Увидев что-то новое и манящее для себя, ваш первооткрыватель поспешит скорее туда – и тут уж мама должна быть начеку, чтобы предупредить возможные опасности. Но и ограждать кроху от всего подряд не нужно, ведь именно сейчас он учится и активно познает окружающее пространство.

Поведение ребенка в этом возрасте построено на инстинктах и чувствах . Он явно перенимает мимику и действия других людей: улыбается, хмурится или смеется, видя такие проявления эмоций у близкого взрослого или другого ребенка. Теперь вы можете понять выражение лица своего крохи – радостное или грустное, просящее, заинтересованное, возмущенное.

Малыш быстро отвлекается и переключает внимание , настроение может меняться очень часто. Отказ или ограничения в действиях вызывают у ребенка явный протест, выражаемый мимикой, жестами или криком. Неудачное действие, а также всё новое и неожиданное могут вызвать очевидное напряжение и даже огорчение у крохи.

Мама по-прежнему остается для малыша главным человеком . Если с близким человеком ребенок расслаблен, улыбается и смотрит ему в глаза, всячески привлекает внимание и грустит при его уходе, то незнакомец может вызвать напряженность и даже испуг.

В этом возрасте для ребенка очень важна реакция взрослого на его действия . Несмотря на возросшую самостоятельность, похвала и ободрение мамы являются для малыша главными мотиваторами. Именно поэтому он постоянно наблюдает и пытается подражать увиденным действиям взрослых – вытирает пол тряпочкой, пытается складывать вещи в стиральную машину, причесывается. Таким способом кроха старается определить свою позицию в социальном окружении.

Умения и навыки ребенка в 1 год 3 месяца

Малыш в 1 год 3 месяца уже различает формы и размеры предметов: мячики, кубики, колечки; большие и маленькие игрушки. Может сортировать их по цветам.

Ребенок уже довольно уверенно собирает пирамидку и строит башенку из 4-5 кубиков.

С интересом рисует карандашом/фломастером, зажав его в кулаке.

Игровые действия с предметами в основном подражательные – те, которым научили взрослые (кормить куклу, уложить спать плюшевого мишку).

Что касается бытовых навыков, малыш пьет из чашки, умеет набирать еду в ложку и доносить ее до рта (взрослый обычно при этом его докармливает). Пытается вытирать руки после умывания. Может начать проситься на горшок.

Речь ребенка в 1 год 3 месяца

Несмотря на то, что ребенок говорит еще совсем немного (до 20 облегченных слов), его понимание речи за последние 3 месяца значительно увеличилось. Теперь он знает названия многих бытовых предметов, игрушек, одежды, действий, ситуаций. Помнит имена близких взрослых. По просьбе малыш может показать части тела у себя и у игрушки, выполняет простые просьбы.

К этому возрасту возрастает интерес ребенка к книгам. Родителей порадует то, насколько точно кроха запоминает всё, что ему рассказывают и читают – если его попросить найти ту или иную картинку, он откроет нужную страничку книги и покажет нужное изображение.

Количество слов активной речи может отличаться у разных детей, но обычно их произнесение бывает связано с:

  • моментами радости, удивления;
  • увиденным знакомым явлением;
  • собственным движением или игрой;
  • подражанием;
  • просьбой взрослого.

Первые простые слова часто связаны с подражанием звукам, издаваемым животными или предметами (му – корова, га-га – гуси, ту-ту – паровозик).

Вы уже отметили первый день рождения своего малыша – 1 год. Взрослеть и развиваться ребенок начал еще быстрее, его жизнь стала наполняться все большим интересом, а вы не успеваете радоваться новым навыкам своего дитя.

Особенности физиологии ребенка 1 года и 3 месяцев

После года рост ребенка уже не так заметен, а вес он набирает медленнее и это вполне нормально. Теперь малыш ведет себя еще активнее, на что уходит много энергии. Вероятнее всего, вы уже сон днем сократился до одного раза и полностью перешли на «взрослую» пищу.

Психология ребенка в 1 год и 3 месяца

В этом возрасте действия малыша все еще находятся под руководством эмоций. В поведение детей включается также и сознание. В год и три месяца ребенок уже четко знает, что означает совместная игра.

Очень интересно наблюдать, как у малыша начинает проявляться интерес к сверстникам. Теперь ребенок может найти себе друга в песочнице, некоторое время играть общими машинками или куклами, копать яму или строить гараж. Продолжается такая дружба обычно до того момента, как один из участников переключит свое внимание на что-то другое.

В 1 год и 3 месяца (если раньше вы этого не делали) можете начать читать перед сном сказки. Еще некоторое время назад книга была такой же игрушкой, которую сначала нужно рассмотреть, а потом обязательно попробовать на вкус. Потом вы научились вместе переворачивать странички, выучили предметы. Значит, теперь ребенок вполне готов воспринимать на слух простые истории. Чтение малышу перед сном не только поможет его уложить, но и заложит зернышко любви ребенка к книгам в будущем.

Что умеет ребенок в один год и три месяца?

Перемещение малыша по комнате уже более уверенное. За руку с взрослым ребенок может ходить по ступенькам (одно из любимых занятий детей этого возраста).

Новые звуки и слова для малыша становятся очень интересными, поэтому он их запоминает и повторяет.

Ребенок не перестает изучать окружающую его среду, пытаясь понять, как связаны между собой некоторые действия. Например, если столкнуть стакан с водой, то он упадет, а жидкость выплеснется на пол. Малыш делает это не для того, чтобы навредить родителям, а для того, чтобы понять, что будет. Поэтому не спешите ругать, а попытайтесь объяснить.

Важно! Приступайте к воспитанию полезных привычек ребенка. Научите свое чадо складывать игрушки после игры, причесываться по утрам, убирать за собой со стола тарелочку после еды. Воспитание внутренней организованности начинается именно с этого периода.

К чему должны быть готовы родители ребенка в 1 года и 3 месяцев?

В этот период ваш малыш знакомится со всем, что его окружает. Он еще не понимает, почему и что. Будьте снисходительны, прощая вредности своего ребенка. Если каждый действие вы будете воспринимать серьезно, ругать кроху и наказывать, то вы можете отбить желание узнавать что-то новое. Объяснить ребенку что-нибудь в этом возрасте сложно, но вы все равно должны пытаться. Не оставляйте горячий утюг, открытые розетки, острые предметы в доступных местах. Познание мира должно быть интересным, а не травмоопасным. Безопасность ребенка - прежде всего!

В 1 год и 3 месяца (15 месяцев) у ребёнка появляются свои пищевые предпочтения. В этот период важно приучить малыша к здоровым и разнообразным блюдам в рационе. Сохраняют значение режим питания, качество продуктов, кулинарная обработка и плавный переход от протёртой до твёрдой пищи.

Начнём с тех, которые на детском столе должны появляться ежедневно.

Молоко и его производные

Источник животного белка, витаминов и .

Суммарный объём грудного молока или адаптированной смеси, кефира, йогурта и других молокопродуктов: 500 мл в сутки.

  • Грудное вскармливание не отменяют. Мама может кормить малыша 1–2 раза в день рано утром и на ночь. По мере изменения потребностей детского организма количество и качественный состав грудного молока меняются. Поэтому переедание ребёнку не грозит.
  • Адаптированной смеси отводят всего одно кормление, которое можно заменить 200 мл кефира или кисломолочной смеси перед сном.
  • Творог (дневная норма не превышает 50 г) предлагают в чистом виде или используют для приготовления сырников на пару, пудингов, суфле.
  • или йогурта дают до 200 мл в сутки. Выбирают продукцию с живыми молочнокислыми бактериями и пометкой «для детского питания» .

Каши

Источники медленных углеводов, витаминов группы B и минералов.

В рационе появляются содержащие глютен представители: пшеничная, овсяная, пшенная каша на молоке или воде (≈200 г).

Для деток с плохой прибавкой веса 1–2 раза в неделю можно готовить и манную кашку, но без фанатизма: она содержит фитины , затрудняющие всасывание кальция и витамина D.

Мясо

Мясная продукция богата белками и аминокислотами, витаминами группы B, железом.

Нежирная свинина, мясо домашней курицы, крольчатина, говядина и телятина в меню попадают 4–5 раз в неделю по 80 г на порцию в виде котлет, фрикаделек, тефтелей, суфле.

Овощи

Поставщики растительного белка, витаминов, клетчатки и минеральных веществ.

Используют для приготовления свежих салатов, тушения, добавляют в супы.

Суммарное количество в день: 200 г.

Хороший вариант - ложечка джема из домашних заготовок к творогу, сырникам или каше.

Учтите! Допустимая : 35 г в день с учётом его содержания в других продуктах (молоко, каши, фрукты, овощи и пр.).

Соль

Может навредить: провоцирует задержку жидкости и повышает нагрузку на почки.

Про нехочуху

Аппетит в детском возрасте не отличается постоянством и снижается по разным причинам:

  • малоподвижность;
  • калорийные перекусы;
  • недомогание;
  • нежелание есть предложенное.

Отказ от еды - не повод насильно кормить малыша.

Детский врач Комаровский советует:

  • оставить за ребёнком право выбора;
  • временно заменить нелюбимое на равноценное по калорийности, но из других продуктов (например, кашу на макаронные изделия или пюре из картофеля);
  • не повторяться в течение дня и по возможности недели;
  • соблюдать ритуалы: мыть ручки, расставлять тарелки, повязывать салфетку;
  • предлагать вкусные и красиво оформленные блюда.

Переедание

Еще одна проблема в детском питании после года, хотя встречается реже.

Обычно переедание связано с попытками родителей добиться того, чтобы ребёнок съел больше.

  • избыточный вес;
  • снижение физической активности;
  • сбои в работе пищеварительной системы;
  • нарушение микрофлоры кишечника;
  • снижение иммунитета.

Перекусы

Специалисты считают беспорядочные перекусы причиной отказа от основной еды.

Но физически активному ребёнку перерыв в 4 часа порой трудно выдержать - нужен перекус, чтобы восполнить затраты энергии.

Что предпринять:

  1. Для устранения чувства голода дать несколько кусочков фруктов, овощей, ломтик сыра или 1–2 детских печений с кефиром.
  2. Подкрепить непоседу за 1,5 часа до основного приёма пищи.
  3. Если малыш захотел кушать на 30–40 минут раньше установленного графика, пойдите ему навстречу.

Важно научиться понимать, действительно ли ребёнок хочет есть, или у него жажда. Предложенная вода, несладкий компот могут стать быстрым решением проблемы.

Грудное молоко

Материнское молоко после года:

  • на 95 % обеспечивает витамином C;
  • помогает в переваривании пищи;
  • предоставляет иммунную защиту от инфекций.

Принципы приготовления пищи

Пищеварительная система ребенка к 1 году и 3 месяцам уже легко справляется со многими продуктами при условии правильной их подготовки и обработки.

Приоритетно приготовление на пару в пароварке или мультиварке. Приемлемый вариант - варка, допустимый - тушение.

Овощи для свежих салатов натирают на , а перед термической обработкой нарезают небольшими кусочками. В тушёных и первых блюдах их можно чуть размять вилкой.

Мясо пропускают через мясорубку для паровых фрикаделек, котлет, тефтелей, суфле. Отваривают для паштетов с последующим измельчением в блендере, нарезают небольшими кусочками для тушения.

Для рыбного филе подходит варка, тушение, запекание в фольге. Из него также делают фарш для тефтелей и котлет.

Яйца готовят только вкрутую, в виде без жира с добавлением молока, используют для рыбного и мясного фарша, сырников и запеканок с последующей тепловой обработкой.

Предпочтительнее каши однородной консистенции, хорошо разваренные. Можно покупать: соответствующие возрасту растворимые промышленного производства или быстроразвариваемые в хлопьях.

Сливочное и растительное масло добавляют в еду на финише приготовления, не подвергая высоким температурам.

Свежие фрукты очищают от кожицы, нарезают мелкими кусочками или предлагают малышу в ниблере как более безопасном варианте.

Для приготовления молочных каш можно использовать адаптированные смеси. Цельное коровье молоко остаётся под запретом до 3 лет из-за высоких рисков появления аллергии на молочный белок.

  • выбирайте только свежие и экологически чистые продукты;
  • готовьте еду непосредственно перед подачей;
  • не давайте непоседе чересчур горячее или холодное.

Составляем меню

Завтрак
Каши или овощные блюда 200 г
Творожное, рыбное, мясное или яичное блюдо 50 г
Чай 100 мл
Обед
Салат из свежих овощей 30 г
Первое 50 г
Второе (мясное или рыбное) 70 г
Гарнир (овощной или крупяной) 70 г
Компот или сок 100 мл
Полдник
Кефир или йогурт 150 мл
Печенье, сухарики или галеты 15 г
100 г
Ужин
Мясное с овощами, овощное, крупяное или творожное блюдо 180 г
Кефир или йогурт 100 мл
Свежие фрукты или фруктовое пюре 50 г
Перед сном
Грудное молоко или адаптированная смесь 200 мл

Примеры

Начнем, пожалуй, с развития моторного - потому что именно в этой сфере нервно-психического развития ребенка в 1 год и 3 месяца достижения более или менее "стандартные", т.е. весьма схожие у многих малышей. Обычно к этому возрасту все здоровые дети умеют самостоятельно ходить, причем большинство из них осуществляет этот моторный акт свободно и с видимым удовольствием. Некоторые малыши в это время ходят (и даже бегают) подолгу, виртуозно совершают повороты, легко останавливаются и пятятся назад (когда это им нужно, конечно:), приседают и наклоняются, не теряя при этом равновесия, а также запросто взбираются на диваны и кресла - в общем, демонстрируют хорошую мобильность и практически полную самостоятельность:) Моторные достижения некоторых малышей выглядят несколько скромнее - что, в принципе, не является серьезным поводом для родительского беспокойства: все еще впереди.

Впечатляют и успехи в развитии сенсорной ("понимательной") речи - в 1 год и 3 месяца ребенок существенно расширил запас понимаемых слов и инструкций. Резко возросло количество предметов, названия которых знакомы маленькому человеку. Иногда поразительная "осведомленность" ребенка способна повергнуть родителей в восторг и одновременно в недоумение - например, когда папу вдруг осенит спросить, скажем, "где у нас микроволновка?", а малыш в ответ уверенно пройдет на кухню и безошибочно укажет на этот бытовой прибор пальцем. Удивление родителя понятно - ведь, по его разумению, никто специально не объяснял малышу, что это за прибор и где он находится. Однако на самом деле ничего парадоксального в такой "эрудированности" малыша нет - мозг маленького ребенка с поразительной эффективностью впитывает самую различную информацию, и порой вполне достаточно лишь мимолетного упоминания названия предмета (в соответствующей, конечно же, ситуации) для того, чтобы малыш приобщил новое понятие к уже имеющимся в его нейронных "базах данных".

Успехи в развитии "понимательной речи" идут, как говорится, "рука об руку" с овладением бытовыми и игровыми навыками - малыш этого возраста не только прекрасно понимает, но и более или менее сносно выполняет массу бытовых инструкций.

По просьбе взрослого ребенок 1 года 3 месяцев вполне способен не только "покормить", но и "причесать" или "уложить спать" куклу, посадить в кузов игрушечного грузовика своего любимого медвежонка и "отвезти" его, скажем, на кухню... А также принести из другой комнаты свой горшок или пульт дистанционного управления телевизором, с энтузиазмом побежать в ванную, когда ему предлагают "помыть ручки", после чего с похвальным усердием вытирать только что вымытые ручки поданным ему полотенцем. Обычно малыши этого возраста уже умеют не только самостоятельно пить из кружки, но и есть ложкой из тарелки. Правда, пока что только лишь густую или полугустую пищу и не очень аккуратно - но и это уже является достижением, и немалым!

Заметно изменяется и самостоятельное игровое поведение ребенка: действия, осуществляемые малышом с различными предметами и игрушками, становятся более сложными. Развивающийся интеллект маленького человека позволяет ему без родительского побуждения, исключительно по собственному желанию, с удовольствием и фантазией воспроизводить ранее разученные действия с предметами - "строить дом" из кубиков, нанизывать кольца "пирамидки" на стержень, "катать" игрушечный грузовик. Причем процесс, скажем, "строительства дома", наглядно показывает как быстро развивается у ребенка пространственное восприятие предметов: ребенок 1 года 3 месяцев непременно "додумается" разместить мелкий предмет внутри более крупного. А отдельные маленькие вундеркинды в этом возрасте способны водрузить друг на друга целых три (а то и четыре) игрушечных кубика - и эта конструкция, представьте, не развалится через считанные секунды после ее сооружения:)

И, конечно же, продолжает стремительно развиваться активная речь - с каждым днем расширяется запас облегченных слов, которыми малыш пользуется в моменты радости, удивления или другого эмоционального оживления. Сложный лепет, который в это время все еще остается преобладающим речевым продуктом, используется ребенком также весьма активно - неустанно тренируя звукопроизношение, маленький человек закладывает основы для последующего успешного освоения "настоящей" разговорой речи.

В общем, все обстоит так, как и должно обстоять - прошедшие месяцы принесли явный прогресс в развитии ребенка во всех сферах. Остается лишь добавить, что этот прогресс прямо зависит от внимания, которое уделяют маленькому человеку его родители и близкие люди. Занимайтесь с ребенком - успехи маленького человека станут, безусловно, самой лучшей компенсацией за потраченные Вами время и силы:)