Комнатные растения        06.03.2020   

Что гендерный подход в обучении. О гендерном подходе. Приемы и методы работы на уроках

) - объективный родовой признак политической культуры, свойственной активной представительной демократии, суть которого - учет интересов обоих социально-половых групп общества. Суть нового подхода состоит в том, что нужны специальные меры, чтобы достичь гендерного равенства. "Настоящая стратегия основывается на том, чтобы интересы и опыт женщин, равно как и мужчин, стали неотъемлемым критерием при разработке общей концепции, при осуществлении, мониторинге и оценке общих направлений деятельности и программ во всех политических, экономических и общественных сферах с тем, чтобы и женщины и мужчины могли получать равную выгоду, а неравенство не укоренялось бы навсегда" - сказано в Докладе Экономического и Социального Совета (1997 года). Его реализация обеспечивает равенство между мужчинами и женщинами - гражданами общества. Осознание того, что явления, происходящие в обществе, по-разному влияют на мужское и женское население, вызывая неодинаковые их реакции - и есть гендерный подход. От военной политики до развития космической и косметической промышленности - все касается и мужчин и женщин: речь идет о разном возможном воздействии на две социально-половые группы общества тех или иных решений в стране. Пекинская платформа действий четко зафиксировала понятие интеграция гендерного измерения (ИГИ) как цель практической политики, как необходимость разработки специальных стратегий. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995 г.) конституировала и кодифицировала ИГИ как гендерный подход, политику и процесс, которые должны проникнуть во все сферы общества, а не свестись к так называемому "женскому сектору". Гендерное равенство - основная цель интеграции гендерного измерения. Таким образом, в мире предприняты серьезные попытки теоретического обобщения мирового опыта по применению интеграции гендерного измерения (ИГИ).

Gender approach (англ.)

Литература:

Доклад субрегиональной конференции старших правительственных экспертов по теме "Реализация Платформы действий, принятой на Пекинской IV Всемирной конференции по положению женщин 1995 года в Центральной и Восточной Европе". Бухарест, 12-14 сентября 1996 г.

Доклад Экономического и Социального Совета (1997 г.). ООН, 1997.

Женщины в 2000 г.: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке. Доклад специального комитета полного состава 23-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 5-9 июня 2000 года, Нью-Йорк, США. 2000.

Комплексный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами: Концептуальные рамки, методология и ознакомление с "позитивным опытом": Заключительный доклад о деятельности Группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин (EG-S-MS) / (Пер. с англ.). Страсбург, май 1998 г. 129 с.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Организация Объединенных Наций. Published by the UN Department of Public Information DPI/993-10663-January 1991-2M.

Четвертая Всемирная конференция по положению женщин. Платформа действий. Пекин, 4-15 сентября 1995 г. ООН, 1995.

Gender-based Analysis Backgrounder. Women"s Bureau. Strategic Policy Branch. March 1997. Prepared by Marika Morris, HRDC, 1997.

© Н. А. Шведова


Тезаурус терминологии гендерных исследований. - М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .

Смотреть что такое "Гендерный подход" в других словарях:

    Гендерный подход - [англ. gender род, пол] исследование психологических характеристик половой дифференциации, выяснение роли социального пола в отличие от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей. Термин гендер… … Психологический лексикон

    Использование гендерной методологии для изучения исторического процесса. Гендерная методология предполагает экспертизу социально исторических явлений с учетом фактора пола и изучение опосредованной отношениями полов социальной действительности,… …

    См. Психология гендерных отношений … Термины гендерных исследований

    Невербальное общение: гендерный подход - Психоаналитик Р. Столлер, введший в науч. словарь психологов термин «гендер», с его помощью зафиксировал факт, что природные (половые) особенности организма (индивидно конституциональные тело, телесность, анатомофизиол. характеристики и функции;… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Это условный термин, характеризующий интеграцию гендерного подхода в социально политическую сферу общества, направленную главным образом на достижение, сохранение, усиление и реализацию власти. Широкое толкование понятия гендерный фактор в… … Термины гендерных исследований

    Означает существенные отличия в поведении избирателей мужского и женского пола при определении партийной поддержки, в оценках действий президентов, в отношении к актуальным и острым проблемам государственной политики и путям их решения. Термин… … Термины гендерных исследований

    Это процесс оценки различного воздействия, оказываемого на женщин и мужчин, существующими или предлагаемыми программами, законодательством, государственным политическим курсом во всех сферах жизни общества и государства. Гендерный анализ также… … Термины гендерных исследований

    Гендерный подход … Термины гендерных исследований

    Гендерный подход в истории … Термины гендерных исследований

    Политическая культура, интегрирующая гендерный подход в систему отношений и одновременно в процесс производства и воспроизводства составляющих элементов политической культуры в ряде сменяющих друг друга поколений. Исходя из того, что политическая … Термины гендерных исследований

Книги

  • Здоровье и доверие. Гендерный подход к репродуктивной медицине , Под редакций Елены Здравомысловой и Анны Темкиной. Дефицит институционального доверия является устойчивой характеристикой российского общества. Особый смысл недоверие к учреждениям и профессионалам приобретает, когда мы говорим о…

Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

Такая ситуация складывается в том случае, когда авто- ры/исследователи осознанно иди неосознанно стоят на биодетерми- нистских позициях, т. е. считают, что биология человека совершенно четко определяет мужские и женские социальные роля, психологические характеристики, сферы занятий и прочее, а слово гендер используют как «более современное». Содержательно ситуация не меняется даже тогда, когда пол как биологический факт и гендер как социальная конструкция авторами все же различаются, но наличие двух противоположных «гендеров» (мужского и женского) принимается как отражение двух биологически разных полов.

Типичным же примером социополового, а не гендерного подхода являются традиционный вопрос социологов, адресованный только женщинам: «Хотели бы вы сидеть дома, если бы имели такую материальную возможность?», или пресловутые опросы на тему «Может ли женщина быть политиком?» Такого рода социологам просто невдомек, что результаты их исследований уже предрешены самой методологией. Псевдогендерными исследованиями являются также и популярные исследования по социологии труда, в которых описание «мужских и женских» профессий или рабочих мест не сопровождается анализом причин и смысла этой дифференциации, (А.И. Егоров, 1998; И.С. Клецина, 1998; Берн Шон, 2001).

В настоящее время гендерный подход реализуется в контексте теории социального конструирования, основанной на двух базовых концепциях:

  • гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации;
  • гендер конструируется и самими индивидами - на уровне их сознания (гендерной идентификации), принятием заданных обществом норм и ролей и подстраиванием под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.).

Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли. Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры. Гендерная идеология - это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения «естественных» различий или сверхъестественных убеждений. Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. Гендерная роль понимается как выполнение определенных социальных предписаний, т. е. соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего. Гендер как стратификационная категория, как отмечает Ю.И. Жуков, рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация - это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации.

Гендерный подход в любой сфере предполагает, что различия в поведении и воспитании мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими, биологическими, анатомическими особенностями, сколько социально-культурными факторами. Такой конструктивистский подход предполагает изживание негативных гендерных стереотипов; раз они не врожденны, а сконструированы обществом, значит, их можно изменить, меняя сознание общества. Таким образом, практически каждая научная дисциплина может учитывать гендерный подход (И.С. Клецина, 1998). Основная идея гендерного подхода в образовании - в учете специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно- воспитательного процесса содержание, методы обучения, организация школьной жизни, педагогическое общение, набор предметов и др. (Ю.В. Штылева, 2001).

С этой целью в образовательную практику вводится понятие «гендерное измерение в образовании». Под гендерным измерением в образовании мы подразумеваем оценку последствий и результатов воздействия воспитательных усилий педагогов на положение и развитие мальчиков и девочек, осознание ими своей идентичности, выбор идеалов и жизненных целей, статус детей в школьном коллективе, группе сверстников, вне зависимости от биологического пола (Ю.В. Штылева, 2001).

  • 1. В последнее десятилетие именно гендерное измерение становится все более важным в оценке основных детерминант процессов общественного и личностного развития.
  • 2. В педагогической теории до сих пор отсутствует направление, изучающее становление гендерной идентичности, несмотря на его безусловное значение для гармоничного и полноцепного развития личности, общества.
  • 3. Рождение новых педагогических терминов связано с тем, что иные, на первый взгляд, близкие по значению термины «половое воспитание», «полоролевое воспитание», «полоролевая социализация» и их вариации не только не отражают сути предмета, но затрудняют его понимание, поскольку в российской культуре имеются многочисленные и неадекватные коннотации слова «пол».

Не вдаваясь в детали образовательной проблематики, заметим,

что итогом полоролевого подхода явилась малообоснованная логика раздельного обучения. Как известно, сторонники раздельного по полу обучения выдвигают такие аргументы: возможность избежать неравномерности наступления возрастных кризисов у мальчиков и девочек, более высокая успеваемость по отдельным предметам, снижение агрессии, более успешная самореализация девочек в карьере и семье (параметры оценивания успешности не уточнены), более спокойное и уверенное в себе поведение мальчиков. Тем не менее, надо учесть, что раздельное обучение закрепляет на уровне сознания биологическую разницу между полами как основу разделения деятельности, акцентирует неравенство возможностей в обучении (когда, к примеру, программа по математике дается девочкам не полностью), ориентирует детей на выполнение сугубо традиционных социальных ролей и, наконец, противоречит общемировой тенденции к совместному обучению (Г.А. Наследова, Е.М. Тихомирова, 2000; М. Рабжаева, 2002; Л.В. Штылева, 2002).

Таблица 3. Характеристики гендерного и полоролеврго подходов в образовании (М.Л. Сабунаева, Ю.Е. Гусева, 2003)_

Гендерный подход

Полоролевой подход

Поощрение видов деятельности, соответствующих интересам личности

Поощрение видов деятельности, соответствующих полу

Выбор видов поведения исходя из конкретной ситуации

Выбор видов поведения исходя из половой принадлежности

Обоснование нецелесообразности раздельного по полу обучения

Обоснование целесообразности раздельного по полу обучения

Тенденция к размыванию культурно сформированных гендерных схем

Наличие жестких культурально сформированных гендерных схем

Возможность отступлений от традиционных патриархальных моделей устройства общества

Осуждение отступлений от традиционных патриархальных моделей устройства общества

Гендерный подход, - как отмечает И.С.Клецина, - это методология анализа гендерных характеристик личности и психологических аспектов межполовых отношений. Он ориентирован на анализ последствий половой дифференциации и иерархичности (мужское доминирование и женское подчинение) в складывающихся отношениях между мужчинами и женщинами и в процессе их индивидуального жизненного пути.

Гендерный подход предлагает способ познания действительности, при котором противопоставление и «очевидная» неравноценность мужских и женских черт личности, образа мыслей, особенностей поведения закрепляют связь между биологическим полом и достижениями в социальной жизни.

Выше в табл. 3 на примере образовательной деятельности приведены сравнительные характеристики гендерного и полоролевого подходов.

Сравнительные показатели двух подходов позволяют заключить, что гендерная методология дает возможность отойти от точки зрения о предопределенности мужских и женских характеристик, ролей, статусов и жесткой фиксированности полоролевых моделей поведения, она показывает личностные пути развития и самореализации, не ограниченные традиционными гендерными стереотипами (И.С. Клецина, 2003).

Контрольные вопросы

  • 1. Содержательные характеристики понятия «гендер».
  • 2. В чем отличие полоролевого и гендерного подходов?
  • 3. Что понимается под гендерным измерением в образовании?
  • 1. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. - СПб, 2009.
  • 2. Чекалина Л.Л. Гендерная психология. - М., 2006. - С. 148-190.
  • 3. Степанова Л.Г. Введение в гендерную психологию. - М., 2012. -

Под «гендером» принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Гендер указывает на социаль-ный статус личности и ее социально-психологические характеристики, кото-рые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия с другими личностями в рамках определенной культуры. В понятие гендер также входят психологические, культурные и социальные отличия между женщинами (девочками) и мужчинами (мальчиками).

Принято считать, что гендер состоит из 3 компонентов:
- когнитивный или гендерное самосознание (Я знаю, что я мужчина / женщина).
- эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/ женщиной).
- поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина/ женщина).

Выделяют 3 гендерных типа:

Классификация гендерных типов.

Гендерный тип

Характеристики мужчин

Характеристики женщин

маскулинность

Энергичные, свободолюбивые, честолюбивые, не слишком чувствительны

Имеют сильную волю, могут соперничать с мужчинами

феминность

Ценят человеческие отношения, чувствительны

Нежные, заботливые, верные

андрогинность

Сочетают чувствительность и продуктивность

Могут решать мужские задачи, применяя женские средства (коммуникабельность, гибкость)

Маскулинность - выражение предпочтения инструментальных стилей деятельности, энергичность, напористость, способность к значительному, но кратковременному усилию;

Феминность - приверженность к видам деятельности, связанным с ком-муникацией, восприятием нюансов, тонкостью чувств, способностью к под-держиванию активности, которая не требует значительных усилий, длительное время;
Андрогинность - проявление маскулинных и феминных черт одновременно.

Гендерные типы родителей проявляются и в детях:

Характеристика детей по гендерным типам

Маскулинные дети

Феминные дети

Ценят авторитет и независимость поведения
- предпочитают мужской авторитет, нуждаются в общении с значимым мужчиной
- ориентированы на достижение индивидуальных высоких результатов
- любят занимать позиции лидера
- имеют соревновательный стиль поведения
- не терпят возражений
- во взаимоотношениях с другими детьми склонны к авторитаризму

Проявляют осторожность, неинициативны и несамостоятельны
- отличаются подчиненным, зависимым поведением, не стремятся к лидерству
- большая потребность в выражении поддержки, вере в их возможности и силы
- не вступают в контакт с маскулинными детьми
- ограничивают свое исследовательское пространство
- имеют трудности в общении (мальчики)


В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной. Среди причин можно отметить следующее:
- унификация полов, феминизация мужчин и маскулинизация женщин;
- притупление чувства гендерной принадлежности;
- рост неадекватных форм поведения среди молодежи;
- рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супруже-ских отношений.

Актуальность гендерного воспитания обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируются прежде всего на психо-логические и возрастные особенности ребенка, хотя многие педагоги уже начали учитывать разницу психо-физиологических особенностей, интеллектуальных способностей и способах восприятия, потребностей и социальном поведении детей разного пола. Система дошкольного воспитания сильно фиминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние, особенно для мальчиков.

Однако именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость. Малышам становится ясно, что гендер - явление постоянное, что из мальчиков вырастают мужчины, а из девочек - женщины. Приходит понимание, что принадлежность к тому или иному полу не меняется в зависимости от личных пожеланий ребенка или ситуации.

Гендерное воспитание - комплексный процесс, который проявляется в любом виде деятельности. В основе гендерного подхода лежит дифференциация по половому признаку, учет социально-биологических характеристик детей в воспитательно-образовательном процессе. При гендерном подходе в организации учебной деятельности дошкольников при помощи отбора форм, содержания, темпов, методов и объемов образования создаются наилучшие условия для усвоения знаний детьми.

Дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков связан со следующими особенностями:

1. Различия в работе и структуре головного мозга.
Мозг мальчиков и девочек развивается в разные сроки, в разной последовательности и даже в разном темпе. У девочек раньше формируется левое полушарие мозга, которое ответственно за рационально-логическое мышление и речь. У мальчиков левое полушарие мозга развивается медленнее, поэтому образно-чувственная сфера доминирует до определенного возраста.

2. Разный темперамент.
Мальчикам свойственно более изменчивое настроение, их сложнее успо-коить. Девочки, как правило, эмоционально более стабильны.
Мальчикам свойственна подвижность, они растут более выносливыми, проявляют негативные эмоции ярче. Девочки более восприимчивы к эмоцио-нальному состоянию окружающих, речь появляется раньше.

Мальчики любят совместные игры, при этом любят соревноваться между собой и устраивать потасовки. Девочкам свойственно, особенно после периода 2 лет, игра в небольших группах, для них важна интимность обстановки, отчуждение, сотрудничество.

Гендерное воспитание проявляется в любом процессе в детском саду.

Образовательный процесс.
В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.

Занятие по изобразительной деятельности следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно. Во время обучения на занятиях лепкой, аппликацией или рисованием следует помнить, что движения кисти руки у мальчиков по своему развитию отстают от кисти девочек на 1,5 года.

Оценивая результаты деятельности детей и их поведения, следует помнить, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить мальчику, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новые цели. Однако именно мальчикам свойственно при достижении определенного результата совершенствовать это умение, что приводит к рисованию или конструированию одного и того же. Это требует понимания со стороны педагога.

Игровая деятельность.
Замечено, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек - более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.

Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки - женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.

Музыкальные занятия.
Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.
Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход сле-дующим образом - мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники), девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы).

Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс), мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.
Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно - мальчики играют на барабанах, ложках, девочки - на колокольчиках и бубнах.
Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.

Театрализованная деятельность.
Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности - женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода - организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.

Физическое воспитание.
Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности:
- различие в выборе упражнений только для девочек (работа с лентами) или только для мальчиков (работа на канате)
- различие в продолжительности занятия (девочки прыгают 1 минуту, мальчики - 1,5)
- различие в дозировке (девочки делают упражнение 5 раз, мальчики 10)
- различие в обучении определенным двигательным движениям (прыжки со скакалкой легче выполнять девочкам, а метать на дальность - мальчикам, это требует разных методических подходов - выбор подготовительных упражнений, вспомогательного оборудования, разного числа подходов)
- различие в выборе оборудования (девочкам более легкие гантели, мальчикам - более тяжелые)
- ориентировка в пространстве (для мальчиков характерно дальнее зрение. Для девочек - ближнее, исходя из этого мальчикам выделяется большая часть зала, нежели девочкам)
- различие в требованиях к качеству исполнения упражнений (от мальчи-ков требуется больше ритмичности, четкости, от девочек - пластичности, грациозности)
- в подвижных играх распределение ролей определенным образом (девочки - пчелки, мальчики - медведи)
- акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.

Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определен-ные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.

Краткое описание

Процесс воспитания был напрвлен на развитие "усреднённого существа". Данная работа поможет разобраться в воспитании ребёнка с учётом его половых различий.

Описание

Гендерный подход в обучении и воспитании
Проблема учета гендерных (социально-биологических и половых) различий в образовательном процессе периодически возникает как в психологии, так и в педагогике.
Актуальность темы заключается в том что, отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характеристик, как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие «усредненного существа».
Изучение психолого-педагогической литературы позволило определить понятие гендера.
Гендер (от англ. gender – род, пол) – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина».
Смысл понятия «гендер» заключается, прежде всего, в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия. А гендерный подход – это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесс т.е, в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола. Под дифференциацией обучения и образования Г. М. Коджаспирова понимает - организацию учебной деятельности дошкольников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком.
Проблема воспитания ребёнка с учётом половых различий, позволяющая по –иному увидеть специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста, по значимости и актуальности не имеет аналогов. Поиск истоков духовности человека, представляющей сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к культурно- историческому прошлому, закреплённому в традициях разных народов, ориентированному на дифференцированный подход к детям разного пола.
Гендерные аспекты воспитания и обучения детей привлекают внимание специалистов разных областей – нейрофизиологов, нейропсихологов, психологов, педагогов. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов, именно различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов. У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление. У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.
Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.
В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:

  • в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
  • организации внимания;
  • в формах активации эмоций;
  • в мотивации деятельности и оценки достижений;
  • в поведении.
Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
Девочки :
  • любят задания на повторение;
  • воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
  • лучше обучаются последовательно - “от простого к сложному”;
  • новую информацию анализируют с помощью левого полушария;
Мальчики:
  • труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
  • им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;
  • не терпят однообразия;
· лучше выполняют задания при ярком свете
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления. К сожалению, на сегодняшний день не существует специальных развивающих программ, которые способствовали бы оптимизации гендерного общения и формированию гендерной идентичности. Предлагаю ряд рекомендаций для педагогов, воспитателей и родителей, которые могут быть использованы для развития психосексуальной сферы детей.
Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками
  • Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
  • Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.
  • Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
  • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
  • Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
  • С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
  • Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
  • Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
  • Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
  • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.
  • Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.
  • Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчик в этом случае истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
  • Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – “не навреди!”
Диагностический приём « Рисунок человека» по Гудинаф – Харрису.
Когда ребёнок будет рисовать, посидите рядом. Обратите внимание на то, кого он нарисовал в первую очередь, кого потом. Обычно сначала рисуется самый значимый для ребёнка человек. Когда малыш закончит работу, поговорите с ним о его рисунке. Спросите, что он нарисовал и почему. Это поможет вам понять, что именно хотел нарисовать малыш, и избежать ошибок в трактовке.
Если у родителей непропорционально большие и неулыбающиеся рты или большие зубы – ребёнок испытывает речевую агрессию, т.е. боится, что на него накричат или будут ругать. Большие кулаки у кого – либо из нарисованных членов семьи – признак явной агрессии этого человека и того, что ваш ребёнок его боится.
О благополучии и хорошем климате в семье говорят рисунки, где все члены семьи держатся за руки, или обнимаются, или занимаются каким-то общим делом: работают на даче, идут в кино. Часто разделение членов семьи на группы или отчуждение дети изображают, разместив всех по разным комнатам.
Обратите внимание на соотношение фигур по величине. Если малыш рисует взрослых очень большими, а себя очень маленьким, то это, скорее всего, значит, что родители слишком строги и ребёнок их боится. Самая большая фигура – самый значимый человек для ребёнка, но может быть, и самый страшный. Спросите, почему ваш сын или дочка именно таким изобразили этого человека.
Если рисунок яркий, разноцветный или нарисован немногими, но светлыми, жизнерадостными цветами, это говорит о психологическом благополучии ребёнка. Если рисунок в красных тонах – возможно, ребёнок чувствует свою или родительскую агрессию. Серые и чёрные, тёмно – синие и тёмно- зелёные рисунки говорят о том, что жизнь вашего малыша не слишком радостная.
Посмотрите, кого нарисовал ребёнок, всех ли членов семьи. А может быть, он добавил ещё и бабушку, которая с вами не живёт, а забирает его на выходные? Это будет свидетельствовать о том, что этот человек очень значим для ребёнка. Соответственно, если кого – то из членов семьи на рисунке нет, этот человек играет самую незначительную роль в жизни малыша.
1)
Беседа направлена на уточнение знаний детей о своей половой принадлежности. Понятий о внешности человека. В беседе совершенствуется речевая активность детей и осуществляется попытка привлечения внимания детей к половым и возрастным различиям людей. При анализе учитывается понимание ребёнком роли мужчины и женщины.
Кто такой человек? Кто мальчик, девочка? Чем, по – вашему, мальчик отличается от девочки? Важно ли выглядеть внешне привлекательным? На кого бы вы хотели быть похожими, на красивую маму или красивого папу? Почему? Когда вы вырастите. То кем станете: юношей или девушкой, дядей или тётей, мужчиной или женщиной, мамой или папой?
У мальчиков и девочек, мужчин и женщин есть много общего. Назовите, что одинаковое у мальчиков и девочек? (глаза, нос, уши, руки, ноги …)
С какой девочкой вам хотелось бы дружить? С драчливой, крикливой, неаккуратной или доброй, нежной, внимательной? О девочках и женщинах говорят, что они женственные. Они ухаживают за малышами, животными, учатся быть заботливыми, внимательными.
Что значит быть мужественным мальчиком, мужчиной? Мужественность – это уважительное отношение к девочке как к будущей маме, это смелость, умение отвечать за свои поступки, защищать слабых. Мальчики берут на себя сложные, трудные, не всегда интересные, но необходимые обязанности и поручения.

Составление рассказов .
Для составления рассказов дети разделены на две группы по половым различиям. Девочкам предлагается составить рассказ о мальчиках, с помощью которого выясняется понимание девочками маскулинных черт мальчиков.
Мальчикам предлагается составить рассказ о девочках для выяснения понимания мальчиками феминных черт девочек.

Мальчики - это мужчины. У них короткие волосы, нет платьев, а есть костюм и брюки. У них нет каблуков, и они не носят красивых серёжек, бантиков. Мальчики всегда играют в мальчишеские игры, в машинки, конструкторы. Нам не нравится, когда мальчики дерутся между собой и могут обидеть девочку.
Вообще мальчики относятся к девочкам хорошо. Они живут дружно. Когда их просят, помогают маме и папе. Они красивые. Они должны защищать девочек, уступать место. Они должны быть как папа. Но девочки всегда послушнее мальчиков.

У девочек длинные волосы. Они ходят в платьях и юбках. У них туфли с каблуком. Девчонки любят рисовать, играть в куклы. Они любят играть в мамочек. Они качают кукол, кормят их, и играют как будто они – воспитательница наша. У них красивые глаза. Но они часто плачут, они плаксы. Их надо защищать.
Анкета для родителей
В анкете вопросы, с помощью которых выясняется осведомлённость и просвещённость родителей о проблемах психосексуального воспитания и полоролевого развития ребёнка в семье.
· Стимулируете ли вы в процессе воспитания соответствие ребёнка к его половой роли?
· Кто больше занимается в вашей семье воспитанием ребёнка?
· К кому больше привязан ребёнок?
· Важно ли уделять внимание психосексуальному воспитанию детей?
· Способны ли вы оветить на вопросы почему, как, откуда, какая должна быть девочка, каким должен быть мальчик?
· Читаете ли вы с ребёнком литературу, касающуюся вопросов психосексуального воспитания?
· Рассказываете ли вы своему ребёнку, как он появился на свет?
· Имело ли для вас значение, кто у вас родится мальчик или девочка?
· Огорчились ли вы при появлении ребёнка нежелательного пола?
· Читаете ли вы литературу о том, как именно воспитывать девочку и как мальчика?
· Проявляете ли вы любовь к своей второй половинке при детях?
· Решаете ли вы свои проблемы при детях?
· Как вы реагируете на вопрос ребёнка о телесном различии полов?
Цикл занятий с детьми дошкольного возраста.
Занятия направлены на понимание и осознание ребёнком роли матери и отца, воспитание чувств любви и уважения к ним. Занятия знакомят ребёнка с проблемой проявления чувства мужественности и женственности, позволяют увидеть женскую красоту и испытать чувство благородства. Занятия построены в доступной, занимательной форме с учётом индивидуальных, возрастных особенностей детей.

Примеры занятий.
«Девочки - будущие мамы»
Цель : понимание ребёнком роли матери. Знакомство с механизмом рождения. Подготовка девочки к будущей роли матери.

Ход занятия
Беседа .
Мама! Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово, которое произносит человек. Когда- то ваша мама была как вы девочкой. Потом она выросла. Встретилась с мужчиной, и они полюбили друг друга. Папа подарил маме кольцо и они поженились. Вы знаете, что такое свадьба? Видели ли вы когда-нибудь жениха и невесту? Вскоре им захотелось, чтобы у них появились сынок или дочка. Однажды папа нежно поцеловал маму, крепко-крепко прижал её к себе и… что, вы думаете, произошло?
Внутри мамы начал расти ребёночек. Настал день, когда он родился. Этот день называют Днём рождения. Знаете ли вы когда у вас День рождения?
Дома появился маленький малыш, и папа с мамой, отдавая ему сою любовь и нежность, следили за тем, как он растёт и развивается. Мама очень бережно относилась к малютке, на руках качала его и пела ему колыбельные песенки. Кормила его из маленьких бутылочек. Рассказывала ему забавные стихи и читала сказки. А потом учила любить природу, уважать старших. Ребёнок постепенно рос и становился взрослым.
Вот и вы, девочки, - будущие мамы. Что значит быть нежной? Как вы понимаете, что такое любовь? Как заботиться о маленьких?
Упражнение «Ласковое»
Ребёнок-мама говорит ласковые слова о своём воображаемом ребёнке (кукле).
«Моя сказка»
Девочкам предлагается придумать сказку на тему «Я - будущая мама»
Чтение:
– Н.Найдёнова «Мама»
– С.Маршак «Усатый - полосатый»
– С. Михалков «Важные дела»

Цель : способствовать понимаю ребёнком роли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитывать уважение к окружающим, заботу о них. Воспитание мужского характера.
Ход занятия

Беседа.
Всё может родная земля: накормить тёплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защититься она не может. С давних лет так повелось: как только на нашу землю приходил враг, все русские люди – стар, и млад – поднимались на борьбу. Русские воины всегда славились мужеством и отвагой. Это были настоящие русские мужчины. Кто они настоящие мужчины? Кого должны и защищают мужчины? Какие обязанности и поручения берут на себя? Как должны вести себя настоящие мужчины по отношению к девочкам, женщинам, старикам? Какие качества должен воспитывать в себе мужчина? Мужчина должен быть твёрдым. Убить лень, одолеть все причины, мешающие довести принятое решение до конца, и заставить сделать то, что не хочется, -для этого нужна твёрдость. Мужчина должен быть решительным. Решения должны быть мгновенными и точными. А что значит быть смелым? Мальчишка должен всегда даже в самых трудных случаях жизни, отстаивать правду, приобретать смелость ума. На спортивных занятиях, с любовью к физкультуре приобретается смелость тела.
Мальчикам предлагается придумать ситуации, в которых проявятся лучшие мужские качества (решительность, смелость, твёрдость, уважение, забота, преодоление трудностей, сила, выносливость.)
Упражнение «Волшебники» Предлагаемые ситуации:
– вы занимаете место в автобусе, на остановке вошла женщина с младенцем, ваши действия;
– бабушка с клюкой не может сойти со ступенек автобуса, что вы предпримете;
– вы видете женщину с девочкой, у которой в руках тяжёлая сумка с покупками, что вы сделаете;
Закончи предложение:
– когда я вырасту, я буду…
– самое интересное - это…
– моё самое любимое дело…
– мама сердится, если…
– мой лучший друг…
– мама меня хвалит за…
– я радуюсь, когда…
– быть вежливым, значит…
– проявление мужественности – это…
– настоящий герой – это…
Чтение
· К.Д. Ушинский «Сила не право»
· Сказка «Два брата»
· Е. Пермяк «Для чего нужны руки»
· В.Осеева «Сыновья»
· В.Бороздин «Тренировки»
Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 9600 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Гендерный подход в обучении и воспитании.docx

Гендерный подход в обучении и воспитании

Проблема учета гендерных (социально-биологических и половых) различий в образовательном процессе периодически возникает как в психологии, так и в педагогике.

Актуальность темы заключается в том что, отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характеристик, как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие «усредненного существа».

Изучение психолого-педагогической литературы позволило определить понятие гендера.

Гендер (от англ. gender – род, пол) социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина».

Смысл понятия «гендер» заключается, прежде всего, в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия. А гендерный подход – это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесс т.е, в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола. Под дифференциацией обучения и образования Г. М. Коджаспирова понимает - организацию учебной деятельности дошкольников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком.

Проблема воспитания ребёнка с учётом половых различий, позволяющая по –иному увидеть специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста, по значимости и актуальности не имеет аналогов. Поиск истоков духовности человека, представляющей сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к культурно- историческому прошлому, закреплённому в традициях разных народов, ориентированному на дифференцированный подход к детям разного пола.

Гендерные аспекты воспитания и обучения детей привлекают внимание специалистов разных областей – нейрофизиологов, нейропсихологов, психологов, педагогов. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов, именно различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов. У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление. У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:

    в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;

    организации внимания;

    в формах активации эмоций;

    в мотивации деятельности и оценки достижений;

    в поведении.

Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

Девочки :

    быстрее схватывают новый материал;

    легче усваивают алгоритмы и правила;

    любят задания на повторение;

    чаще используют ближнее зрение;

    воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;

    лучше обучаются последовательно - “от простого к сложному”;

    новую информацию анализируют с помощью левого полушария;

Мальчики:

    труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;

    им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;

    лучше выполняют задания на сообразительность;

    не терпят однообразия;

    лучше выполняют задания при ярком свете

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления. К сожалению, на сегодняшний день не существует специальных развивающих программ, которые способствовали бы оптимизации гендерного общения и формированию гендерной идентичности. Предлагаю ряд рекомендаций для педагогов, воспитателей и родителей, которые могут быть использованы для развития психосексуальной сферы детей.

Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками

    Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

    Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

    Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.

    Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

    Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

    Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

    С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

    Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

    Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

    Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

    Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.

    Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.

    Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчик в этом случае истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

    Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – “не навреди!”

Диагностический приём « Рисунок человека» по Гудинаф – Харрису.

Когда ребёнок будет рисовать, посидите рядом. Обратите внимание на то, кого он нарисовал в первую очередь, кого потом. Обычно сначала рисуется самый значимый для ребёнка человек. Когда малыш закончит работу, поговорите с ним о его рисунке. Спросите, что он нарисовал и почему. Это поможет вам понять, что именно хотел нарисовать малыш, и избежать ошибок в трактовке.

Если у родителей непропорционально большие и неулыбающиеся рты или большие зубы – ребёнок испытывает речевую агрессию, т.е. боится, что на него накричат или будут ругать. Большие кулаки у кого – либо из нарисованных членов семьи – признак явной агрессии этого человека и того, что ваш ребёнок его боится.

О благополучии и хорошем климате в семье говорят рисунки, где все члены семьи держатся за руки, или обнимаются, или занимаются каким-то общим делом: работают на даче, идут в кино. Часто разделение членов семьи на группы или отчуждение дети изображают, разместив всех по разным комнатам.

Обратите внимание на соотношение фигур по величине. Если малыш рисует взрослых очень большими, а себя очень маленьким, то это, скорее всего, значит, что родители слишком строги и ребёнок их боится. Самая большая фигура – самый значимый человек для ребёнка, но может быть, и самый страшный. Спросите, почему ваш сын или дочка именно таким изобразили этого человека.

Если рисунок яркий, разноцветный или нарисован немногими, но светлыми, жизнерадостными цветами, это говорит о психологическом благополучии ребёнка. Если рисунок в красных тонах – возможно, ребёнок чувствует свою или родительскую агрессию. Серые и чёрные, тёмно – синие и тёмно- зелёные рисунки говорят о том, что жизнь вашего малыша не слишком радостная.

Посмотрите, кого нарисовал ребёнок, всех ли членов семьи. А может быть, он добавил ещё и бабушку, которая с вами не живёт, а забирает его на выходные? Это будет свидетельствовать о том, что этот человек очень значим для ребёнка. Соответственно, если кого – то из членов семьи на рисунке нет, этот человек играет самую незначительную роль в жизни малыша.

    Беседа с детьми дошкольного возраста.

Беседа направлена на уточнение знаний детей о своей половой принадлежности. Понятий о внешности человека. В беседе совершенствуется речевая активность детей и осуществляется попытка привлечения внимания детей к половым и возрастным различиям людей. При анализе учитывается понимание ребёнком роли мужчины и женщины.

Кто такой человек? Кто мальчик, девочка? Чем, по – вашему, мальчик отличается от девочки? Важно ли выглядеть внешне привлекательным? На кого бы вы хотели быть похожими, на красивую маму или красивого папу? Почему? Когда вы вырастите. То кем станете: юношей или девушкой, дядей или тётей, мужчиной или женщиной, мамой или папой?

У мальчиков и девочек, мужчин и женщин есть много общего. Назовите, что одинаковое у мальчиков и девочек? (глаза, нос, уши, руки, ноги …)

С какой девочкой вам хотелось бы дружить? С драчливой, крикливой, неаккуратной или доброй, нежной, внимательной? О девочках и женщинах говорят, что они женственные. Они ухаживают за малышами, животными, учатся быть заботливыми, внимательными.

Что значит быть мужественным мальчиком, мужчиной? Мужественность – это уважительное отношение к девочке как к будущей маме, это смелость, умение отвечать за свои поступки, защищать слабых. Мальчики берут на себя сложные, трудные, не всегда интересные, но необходимые обязанности и поручения.

Составление рассказов .

Для составления рассказов дети разделены на две группы по половым различиям. Девочкам предлагается составить рассказ о мальчиках, с помощью которого выясняется понимание девочками маскулинных черт мальчиков.

Мальчикам предлагается составить рассказ о девочках для выяснения понимания мальчиками феминных черт девочек.

Примерный рассказ о мальчиках.

Мальчики - это мужчины. У них короткие волосы, нет платьев, а есть костюм и брюки. У них нет каблуков, и они не носят красивых серёжек, бантиков. Мальчики всегда играют в мальчишеские игры, в машинки, конструкторы. Нам не нравится, когда мальчики дерутся между собой и могут обидеть девочку.

Вообще мальчики относятся к девочкам хорошо. Они живут дружно. Когда их просят, помогают маме и папе. Они красивые. Они должны защищать девочек, уступать место. Они должны быть как папа. Но девочки всегда послушнее мальчиков.

Примерный рассказ о девочках.

У девочек длинные волосы. Они ходят в платьях и юбках. У них туфли с каблуком. Девчонки любят рисовать, играть в куклы. Они любят играть в мамочек. Они качают кукол, кормят их, и играют как будто они – воспитательница наша. У них красивые глаза. Но они часто плачут, они плаксы. Их надо защищать.

Анкета для родителей

В анкете вопросы, с помощью которых выясняется осведомлённость и просвещённость родителей о проблемах психосексуального воспитания и полоролевого развития ребёнка в семье.

    Стимулируете ли вы в процессе воспитания соответствие ребёнка к его половой роли?

    Кто больше занимается в вашей семье воспитанием ребёнка?

    К кому больше привязан ребёнок?

    Важно ли уделять внимание психосексуальному воспитанию детей?

    Способны ли вы оветить на вопросы почему, как, откуда, какая должна быть девочка, каким должен быть мальчик?

    Читаете ли вы с ребёнком литературу, касающуюся вопросов психосексуального воспитания?

    Рассказываете ли вы своему ребёнку, как он появился на свет?

    Имело ли для вас значение, кто у вас родится мальчик или девочка?

    Огорчились ли вы при появлении ребёнка нежелательного пола?

    Читаете ли вы литературу о том, как именно воспитывать девочку и как мальчика?

    Проявляете ли вы любовь к своей второй половинке при детях?

    Решаете ли вы свои проблемы при детях?

    Как вы реагируете на вопрос ребёнка о телесном различии полов?

Цикл занятий с детьми дошкольного возраста.

Занятия направлены на понимание и осознание ребёнком роли матери и отца, воспитание чувств любви и уважения к ним. Занятия знакомят ребёнка с проблемой проявления чувства мужественности и женственности, позволяют увидеть женскую красоту и испытать чувство благородства. Занятия построены в доступной, занимательной форме с учётом индивидуальных, возрастных особенностей детей.

Примеры занятий.

«Девочки - будущие мамы»

Цель : понимание ребёнком роли матери. Знакомство с механизмом рождения. Подготовка девочки к будущей роли матери.

Ход занятия

Беседа .

Мама! Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово, которое произносит человек. Когда- то ваша мама была как вы девочкой. Потом она выросла. Встретилась с мужчиной, и они полюбили друг друга. Папа подарил маме кольцо и они поженились. Вы знаете, что такое свадьба? Видели ли вы когда-нибудь жениха и невесту? Вскоре им захотелось, чтобы у них появились сынок или дочка. Однажды папа нежно поцеловал маму, крепко-крепко прижал её к себе и… что, вы думаете, произошло?

Внутри мамы начал расти ребёночек. Настал день, когда он родился. Этот день называют Днём рождения. Знаете ли вы когда у вас День рождения?

Дома появился маленький малыш, и папа с мамой, отдавая ему сою любовь и нежность, следили за тем, как он растёт и развивается. Мама очень бережно относилась к малютке, на руках качала его и пела ему колыбельные песенки. Кормила его из маленьких бутылочек. Рассказывала ему забавные стихи и читала сказки. А потом учила любить природу, уважать старших. Ребёнок постепенно рос и становился взрослым.

Вот и вы, девочки, - будущие мамы. Что значит быть нежной? Как вы понимаете, что такое любовь? Как заботиться о маленьких?

Упражнение «Ласковое»

Ребёнок-мама говорит ласковые слова о своём воображаемом ребёнке (кукле).

«Моя сказка»

Девочкам предлагается придумать сказку на тему «Я - будущая мама»

    Н.Найдёнова «Мама»

    С.Маршак «Усатый - полосатый»

    С. Михалков «Важные дела»

Занятие «Мальчики – будущие мужчины»

Цель : способствовать понимаю ребёнком роли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитывать уважение к окружающим, заботу о них. Воспитание мужского характера.

Ход занятия

Пальчиковый тренинг «Солдаты»

Беседа.

Всё может родная земля: накормить тёплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защититься она не может. С давних лет так повелось: как только на нашу землю приходил враг, все русские люди – стар, и млад – поднимались на борьбу. Русские воины всегда славились мужеством и отвагой. Это были настоящие русские мужчины. Кто они настоящие мужчины? Кого должны и защищают мужчины? Какие обязанности и поручения берут на себя? Как должны вести себя настоящие мужчины по отношению к девочкам, женщинам, старикам? Какие качества должен воспитывать в себе мужчина? Мужчина должен быть твёрдым. Убить лень, одолеть все причины, мешающие довести принятое решение до конца, и заставить сделать то, что не хочется, -для этого нужна твёрдость. Мужчина должен быть решительным. Решения должны быть мгновенными и точными. А что значит быть смелым? Мальчишка должен всегда даже в самых трудных случаях жизни, отстаивать правду, приобретать смелость ума. На спортивных занятиях, с любовью к физкультуре приобретается смелость тела.

Мальчикам предлагается придумать ситуации, в которых проявятся лучшие мужские качества (решительность, смелость, твёрдость, уважение, забота, преодоление трудностей, сила, выносливость.)

Упражнение «Волшебники» Предлагаемые ситуации:

    вы занимаете место в автобусе, на остановке вошла женщина с младенцем, ваши действия;

    бабушка с клюкой не может сойти со ступенек автобуса, что вы предпримете;

    вы видете женщину с девочкой, у которой в руках тяжёлая сумка с покупками, что вы сделаете;

Закончи предложение:

    когда я вырасту, я буду…

    самое интересное - это…

    моё самое любимое дело…

    мама сердится, если…

    мой лучший друг…

    мама меня хвалит за…

    я радуюсь, когда…

    быть вежливым, значит…

    проявление мужественности – это…

    настоящий герой – это…

Чтение

    К.Д. Ушинский «Сила не право»

    Сказка «Два брата»

    Е. Пермяк «Для чего нужны руки»

    В.Осеева «Сыновья»

    В.Бороздин «Тренировки»

Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы.

Процесс оценки любого мероприятия с точки зрения его воздействия на женщин и мужчин, в том числе законодательства, стратегий и программ во всех сферах и на всех уровнях. При гендерном подходе интересы и опыт женщин, равно как и мужчин, становятся неотъемлемым критерием при планировании, осуществлении, мониторинге и оценке деятельности и программ во всех политических, экономических и общественных областях с тем, чтобы и женщины и мужчины могли получать равную выгоду, а неравенство никогда не укоренялось бы.

Гендерный подход (гендерное измерение)

объективный родовой признак политической культуры, свойственной активной представительной демократии, суть которого - учет интересов обоих социально-половых групп общества. Суть нового подхода состоит в том, что нужны специальные меры, чтобы достичь гендерного равенства. "Настоящая стратегия основывается на том, чтобы интересы и опыт женщин, равно как и мужчин, стали неотъемлемым критерием при разработке общей концепции, при осуществлении, мониторинге и оценке общих направлений деятельности и программ во всех политических, экономических и общественных сферах с тем, чтобы и женщины и мужчины могли получать равную выгоду, а неравенство не укоренялось бы навсегда" - сказано в Докладе Экономического и Социального Совета (1997 года). Его реализация обеспечивает равенство между мужчинами и женщинами - гражданами общества. Осознание того, что явления, происходящие в обществе, по-разному влияют на мужское и женское население, вызывая неодинаковые их реакции - и есть гендерный подход. От военной политики до развития космической и косметической промышленности - все касается и мужчин и женщин: речь идет о разном возможном воздействии на две социально-половые группы общества тех или иных решений в стране. Пекинская платформа действий четко зафиксировала понятие интеграция гендерного измерения (ИГИ) как цель практической политики, как необходимость разработки специальных стратегий. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995 г.) конституировала и кодифицировала ИГИ как гендерный подход, политику и процесс, которые должны проникнуть во все сферы общества, а не свестись к так называемому "женскому сектору". Гендерное равенство - основная цель интеграции гендерного измерения. Таким образом, в мире предприняты серьезные попытки теоретического обобщения мирового опыта по применению интеграции гендерного измерения (ИГИ).

Гендерный подход

англ. gender - род, пол] - исследование психологических характеристик половой дифференциации, выяснение роли социального пола в отличие от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей. Термин "гендер" вошел в употребление под влиянием "женских" исследований для того, чтобы подчеркнуть социальную обусловленность системы половых ролей, социальных функций, понимания того, что есть "мужское" и "женское", причин некоторых психологических особенностей женщин и мужчин (Воронина О.А. и др.). Применение Г. п. в разных науках помогло переосмыслить принимаемое как биологически детерминированное положение вещей. Например, в дифференциальной психологии значимыми являются различия между мужчинами и женщинами в визуально-пространственных способностях - использование Г. п. позволяет раскрыть асимметрию полоролевой социализации, которая предписывает девочкам игры, ограничивающие изучение визуально-пространственных характеристик предметного мира. Г. п. также показывает, что зачастую психологическая норма базируется на "мужской" модели поведения, черт характера, когнитивных особенностей и возрастного развития как доминирующей, иерархически более высокой и социально ценной. Относительность данной модели и ее социальная обусловленность была продемонстрирована исследованиями этнографов, изучавших общества с различным распределением ролей между мужчинами и женщинами (М. Mead, 1949). Л.В. Попова