Садовые растения        13.08.2019   

Что нельзя делать в масленицу. Очень важно знать: что можно и что категорически нельзя делать на Масленицу

Мясопуст, Звончаты, Свадьба с сосной, Карнавал - все это название одного праздника у разных народов. Мы привыкли называть его просто Масленица. Это граница между зимой и весной. По окончании Масленицы наступает Великий пост. Основная задача которого - подготовить людей к празднику Пасхи.

Немного из истории

Масленица - это привычное народное название, которое мы обычно используем, но в действительности этот период называется Сырная седмица. Истоки этого торжества уходит корнями в глубь языческих времен. В дохристианской Руси этот праздник был приурочен ко дню Веселье длилось целых 14 дней. В те времена Масленица отличалась особым раздольем: устраивались балаганы, вместе собирались жители деревни для того, чтобы поприветствовать друг друга и шумно провести время. Женщины, дети, подростки выбирали высокие горки и организовывали катание на санках, все это сопровождалось веселым смехом. Мужчины же предпочитали померяться силами со своими родственниками и соседями, устраивали спортивные соревнования и бои на кулаках.

Каждая хозяйка считала своей обязанностью приготовить как можно больше вкусной еды. Особое внимание уделялось блинам, их готовили с разными начинками. Символом праздника не зря было выбрано именно это блюдо.

В ожидании весны люди хотели привлечь к себе как можно больше солнечного света. Блин подходит на роль небесного светила - такой же желтый и горячий. С принятием христианства многие языческие праздники были отменены. Но Масленицу все же решили оставить, хотя время веселья сместилось и стало меньше. Это сделали для того, чтобы не нарушать правил Великого поста.

По церковным канонам

Отвечая на вопрос: «Сырная седмица - что это?» - можно сказать, что это большой христианский праздник, который считается предвестником Великого поста. Отмечается он за семь недель до Пасхи. В народе этот период называли - Мясопуст. Все потому, что нельзя было употреблять мясные продукты. В этот период рацион состоял из яиц, масла и молочных продуктов. Для верующих и служителей церкви Сырная седмица особенно важна, она является отправной точкой к приготовлению к Великому посту. Христиане, помимо отказа от мяса, должны соблюдать особую строгость в своем поведении. Нельзя поддаваться веселью, развлечениям и разгулу.

Современное празднование

Сегодня многие не придерживаются церковных канонов. считают, что Седмица сырная (Масленица) - всего лишь очередной повод для веселья и отдыха от рабочих будней.

Неделя Масленицы

Полагалось, что Масленицу нужно проводить весело и с размахом. Считалось, что таким образом можно привлечь к себе удачу на последующий год. Стоит отметить, что каждому дню Сырной седмицы отводят свою роль. В течение недели нужно было выполнять особые ритуалы.

Семь дней делятся на узкую Масленицу и широкую.

Первая половина

Понедельник. В этот день с утра все хозяйки приступали к также он был особенным и для молодых девушек, готовящихся выйти замуж. Встречали сватов, обсуждали свадебное меню и составляли список гостей. Женщины, состоящие в браке, уходили к своим родителям, а на следующее утро муж приходил к ним в гости вместе с родней.

Блины, которые испекли первыми, раздавали бедным и бездомным, а те в свою очередь должны были помолиться за умерших родственников. Встречались жители нескольких поселений, выбирали особенно снежные места, приносили с собой блины и чай. Во время гулянья сооружали чучело, которое олицетворяло собой уходящую зиму. Его наряжали в старую одежду и катали на санях. Таким образом отдавали дань зимним месяцам. Ближе к ночи чучело устанавливали на видном месте - возле деревни или в центре города. Этот день называется Встреча.

Вторник. В этот день устраивались ярмарки и походы в гости. Среди молодежи проходили смотрины, а уже после Великого поста можно было и свадьбу сыграть. Будущие муж и жена все это время должны были провести вместе. Парни веселили своих девушек, катали по снежным горкам и пели восхваляющие песни. Те же старались показать свое мастерство в приготовлении разных блюд, которыми угощали будущих женихов.

Среда. Этот день недели был посвящен семье. Хозяйки накрывали большой стол. Если в гости приходил зять, за ним нужно было тщательно ухаживать, проявлять знаки особого внимания, чтобы он почувствовал себя дорогим гостем. Если раньше возникали размолвки, это был лучший день, чтобы помириться. Большие столы накрывали и на улице, это объединяло жителей деревень и помогало уладить прежние размолвки.

Вторая половина Масленицы

Четверг. Это был самый шумный и веселый Масленицы. Хозяйки завершали всю работу по дому. Сырная седмица была показателем того, каким веселым и дружным был славянский народ. Какие только игры и затеи они не придумывали: головокружительные катания с горки, качели, карусели. Соревнования в поедании блинов. Мужчины могли проявить свою силу отвагу и находчивость - во время шуточных оборон и взятий снежных замков. Люди верили, что, прыгая через костер, они помогают солнцу набрать силу и поскорее прогнать холодную зиму.

В четверг устраивали кулачные бои и почитали Велеса - это бог, защищающий домашних животных. Именно поэтому первые блины этого дня скармливали лошадям и коровам.

Пятница. Этот день был посвящен теще. Зятья приглашали их к себе в гости, угощали и проявляли все свое уважение. Накануне пятницы теща передавала продукты и посуду, чтобы можно было приготовить блины. Это было коровье масло, половник и сковорода. Если одна из сторон не выполняла свою часть обязанностей, это вызывало вражду и ссоры.

Суббота. Этот день называли Золовкины посиделки. Невеста собирала у себя всех родственников мужа, но особое внимание уделялось золовке, сестре мужа. Она должна была подготовиться и преподнести подарок хозяйке. Молодая жена угощала гостей разными яствами, в очередной раз доказывая свое мастерство. Если девушка была незамужняя, она приглашала в гости подруг. Представительницы прекрасного пола, которые были помолвлены, делали подарки своим родственникам.

Последний день Сырной седмицы

Воскресенье. В этот день заканчивалась Сырная седмица. Подходили к концу празднования и гостины. Одной из традицией этого дня считается свист. Для этого использовали свистульки, выполненные в виде птиц. Таким образом люди призывали пернатых вернуться в родные края.

При встрече люди низко кланялись друг другу и за все обиды и недомолвки. Разжигали костры, прогоняя зиму и приглашая весну. Центральным событием дня становилось сжигание чучела. К нему бросали остатки праздничной еды. После огня оставался лишь пепел, который люди собирали и разбрасывали на своих полях или реках. Они считали, что это поможет пробудить спящую землю.

Убирали в домах и готовились к главному празднику - Пасхе. За весь вечер можно было семь раз подойти к столу. А напоследок собраться за ним всей семьей, чтобы жить в согласии следующий год.

Затем его не убирали, он покрывался скатертью и мехом овцы. До заката солнца нужно было посетить кладбище, чтобы отдать дань умершим. На могилах оставляли блины. В воскресенье пили очень мало и ложились спать до наступления полуночи.

Соблюдение поста

Сырная седмица: что можно есть? В христианской церкви эту неделю называют еще Мясопустной. По той причине, что присутствие в пище мяса полностью исключено. Употребление блинов с сыром во время этого поста приветствуется, и поэтому его называют Сырная седмица. Питание в эти дни простое: молочная продукция, рыба, яйца.

Супружеский долг во время Масленицы

У многих семейных пар, которые соблюдают пост, возникает вопрос о том, дозволены ли церковью супружеские отношения в Сырную седмицу. Сама по себе неделя Масленицы не является строгим постом. С одной стороны, мяса нельзя, а с другой - можно рыбу, яйца, молоко, сыр, масло. Тогда следует, что отсутствие венчания супружеской пары в церкви не подразумевает потребности воздержания в эти дни. В случае если мужчина и женщина являются православными христианами, то здесь принимать решение они могут посоветовавшись с духовным наставником.

Масленица в 2015 году

Сырная седмица в 2015 году выпала с 16 по 22 февраля. Подготовку к Масленице надо начать заранее. Делают уборку во всех комнатах.

Если в доме есть печь, ее необходимо полностью привести в порядок, почистить, побелить. Также каждая хозяйка должна на время праздника запастись мукой, маслом, яйцами и различными сладостями.

Старинный славянский праздник Масленицы вновь приобретает популярность в России. Люди с удовольствием погружаются в его веселую бесшабашную атмосферу с яркими гуляниями, горячими пышными блинами, катаниями на санях и прочими увеселениями.

Но и сегодня далеко не все знают, что такое Масленица, откуда пошел обычай ее праздновать и что, собственно говоря, нужно делать, чтобы отметить ее по всем правилам.

Слово «Масленица» в русском языке употребляется, как правило, в двух значениях. Наиболее распространенное из них – это название народного праздника, предшествующего Великопостной неделе, во время которого царит буйное веселье, проводятся карнавальные шествия, народные гуляния с ряжеными, катаниями на санях, снежными битвами и т.д.

Помимо того, Масленицей называют чучело, которое символизирует суровую зиму и которое торжественно сжигают в конце праздника.

Праздник Масленицы существует у большинства европейских народов и везде отмечается одинаково бурным весельем, призванным снять с людей напряжение долгой и суровой зимы. Это языческий праздник весны, характерный для большинства земледельческих культур.

С приходом христианства он не утратил своего значения для народа, но немного изменились сроки его проведения. Если в дохристианскую эпоху Масленицу справляли во время , то теперь его проведение привязано к началу Великого поста, а ее окончание приходится на Прощёное воскресенье – праздник прихода Христа в Иерусалим.

Основной смысл праздника остается таким же, как и тысячу лет назад: люди торжественно провожают уходящую Зиму и приветствуют Солнце, которое с каждым днем будет задерживаться на небосводе все дольше и дольше, согревая землю и пробуждая ее плодородие.

Поэтому чем веселее отпразднована Масленица и чем большим количеством забав она будет отмечена, тем лучше пробудятся животворные силы Природы и тем большим будет урожай в новом году.

Начинают праздновать Масленицу за неделю до Великого поста. Уже с понедельника хозяйки ежедневно пекут пышные блины, щедро приправленные сливочным маслом, и угощают ими свою семью, гостей и прохожих.


Во многих местностях раньше соблюдался строгий порядок гостевания, отголоски которого и по сей день остаются в народной памяти. Так в среду зять должен был явиться к теще, и та от души потчевала его аппетитными блинами.

Масленичная неделя – время веселья, не ограниченного религиозными и социальными нормами. В эти дни принято переодеваться, или рядиться, в шкуры животных и ходить в таком виде по гостям или плясать на главной площади. Отсюда идут корни пышных карнавалов, которые до сих пор проводятся во многих католических странах.

На Руси же Масленая неделя в основном отдавалась более простым забавам: в эти дни стар и млад катался на санях, запряженных лучшими лошадьми, и на маленьких санках с горок, строил снежные крепости и брал их штурмом, пел песни, плясал и пировал. Дворянство и интеллигенция посещали театры, где давали только комедии, участвовали в балах и прочих увеселениях.

В России основной символ масленицы – пышный золотистый блин, щедро политый растопленным коровьим маслом, сдобренный сметаной, творогом или икрой осетровых рыб. Тесто для блинов обязательно заводится на молоке, а пышность ему придают дрожжи.

Блины пекутся с самого утра в течение всей масленой недели. Всем известно, что после начала Великого поста молочные продукты окажутся под строгим запретом, поэтому наедаются ими впрок.

Каждая хозяйка во время Масленицы предлагает блины с разнообразными начинками: творогом, грибами, яйцами и зеленым луком. Классическим сочетанием и даже символом праздника стали блины с красной и черной икрой.

Вообще масленичная начинка блинов может быть любой, кроме мясных продуктов. Другое название Масленицы – сыропустная неделя, т.е. время, когда можно употреблять в пищу сыр и другие молочные продукты.

Финалом праздника обычно становится торжественное сжигание чучела, символизирующее окончание суровой и холодной зимы. Животворящий огонь уничтожает холод и стужу, согревает землю и пробуждает плодородное начало.

Это радостное событие отмечается массовым хороводом вокруг горящего чучела, пением песен, плясками и катанием на санях, запряженных лошадьми.

Хотя Масленица – шумный и веселый праздник, однако, отмечая его, нельзя забывать о предстоящем Великом посте и о том, что по окончании праздника жизнь не закончится.

Не следует чрезмерно объедаться блинами, чтобы не нанести вред своему здоровью, и упиваться спиртными напитками, а также совершать поступки, за которые потом может быть стыдно.


Кроме того, во время масленой недели запрещено есть мясо и мясные продукты, зато разрешено коровье масло, сыр, сметана и кушанья с добавлением молока. В среду и пятницу пост отменяется, и разрешается есть мясо.

Икона «Страшный суд». Новгород,
XV век, Третьяковская галерея

Тре-тье вос-кре-се-нье под-го-то-ви-тель-но-го пе-ри-о-да к Ве-ли-ко-му по-сту име-ну-ет-ся в Пра-во-слав-ном ка-лен-да-ре Неде-лей о Страш-ном су-де, или Неде-лей мя-со-пуст-ной. Пер-вое на-зва-ние про-дик-то-ва-но те-мой еван-гель-ско-го чте-ния за Ли-тур-ги-ей - о бу-ду-щем Страш-ном су-де жи-вых и мёрт-вых; вто-рое - пред-пи-са-ни-ем Цер-ков-но-го уста-ва: не упо-треб-лять по-сле это-го вос-кре-се-нья мя-са.

Что зна-чит «мя-со-пуст»?

Сла-вян-ский тер-мин «мя-сопу ст» (греч. апо кр-эос , лат. carnis privium - ли-ше-ние мя-са ) озна-ча-ет пре-кра-ще-ние вку-ше-ния мя-са. Неде-ля мя-со-пуст-ная - это вос-кре-се-нье за 56 дней до Пас-хи. За ним сле-ду-ет ещё од-на - по-след-няя пе-ред Ве-ли-ким по-стом седми ца - «сыр-ная», или, в про-сто-ре-чии, - «мас-ле-ни-ца» (в на-род-ном ка-лен-да-ре она вклю-ча-ет в се-бя ещё и Про-щё-ное вос-кре-се-нье в ка-че-стве за-вер-ша-ю-ще-го ак-кор-да ли-хих на-род-ных гу-ля-ний). Стро-го со-блю-да-ю-щие ди-е-ти-че-скую сто-ро-ну по-ста от-ка-зы-ва-ют-ся на этой неде-ле от мя-са и едят толь-ко яй-ца и мо-лоч-ные про-дук-ты (от-ку-да и на-зва-ние этой неде-ли). В этом - по-след-няя сту-пень под-го-то-ви-тель-но-го воз-дер-жа-ния.

Мас-ле-ни-ца - хри-сти-ан-ский празд-ник?

Об-ра-зо-ван-ный хри-сти-а-нин (да и каж-дый че-ло-век) дол-жен знать, что мас-ле-ни-ца в сво-ей ос-но-ве - празд-ник со-всем не хри-сти-ан-ский! На-про-тив - это древ-ний язы-че-ский празд-ник про-во-дов зи-мы и встре-чи вес-ны, со-глас-но по-сло-ви-це: «Мас-ле-ни-цу про-во-жа-ем, све-та солн-ца ожи-да-ем». Это - свое-об-раз-ный «се-вер-ный кар-на-вал», вак-ха-на-лия, со-про-вож-да-ю-ща-я-ся необуз-дан-ным ве-се-льем, зу-бо-дро-би-тель-ны-ми дра-ка-ми, иг-ра-ми и хмель-ны-ми пи-ра-ми (это то, что у нас все-гда хо-ро-шо по-лу-ча-ет-ся). В до-хри-сти-ан-ские вре-ме-на по-доб-ные гу-ля-ния с «уми-ло-стив-ле-ни-ем» язы-че-ских бо-гов со-про-вож-да-лись да-же че-ло-ве-че-ски-ми жерт-во-при-но-ше-ни-я-ми: вспом-ним о на-ших хри-сти-ан-ских пер-во-му-че-ни-ках - ки-ев-ских ва-ря-гах Фе-о-до-ре и сыне его Иоанне (983 г.). (Пред-ста-вим, что они вос-крес-ли, ока-за-лись на на-шей мас-ле-ни-це и уви-де-ли стран-ные на-ря-ды хмель-ных гу-ляк, пры-га-ю-щих во-круг ко-ст-ра с язы-че-ским идо-лом ста-ру-хи-зи-мы и бли-на-ми в ру-ках... Му-че-ни-ки ре-ши-ли бы, что на Ру-си всё ещё тор-же-ству-ет язы-че-ство, ко-то-рое рев-ност-но на-саж-дал князь Вла-ди-мир в на-ча-ле сво-е-го прав-ле-ния, а кре-ще-ние на-шей мно-го-стра-даль-ной стра-ны так и не со-сто-я-лось!) По-это-му су-ро-вый го-лос Свя-той Пра-во-слав-ной Церк-ви, воз-ве-щая о Страш-ном Су-де, зо-вёт к по-ка-я-нию и предо-сте-ре-га-ет от язы-че-ской мен-таль-но-сти, до сих пор жи-ву-щей в на-шем со-зна-нии.

По-сле кре-ще-ния Ру-си «от-ме-нить» мас-ле-ни-цу (как и неко-то-рые дру-гие язы-че-ские иг-ри-ща, на-при-мер, «Ива-нов день») так и не смог-ли: наш на-род го-тов от-ка-зать-ся от мно-го-го, но толь-ко не от бес-ша-баш-ных гу-ля-нок и за-сто-лий с тра-ди-ци-он-ным во-про-сом: «Ты ме-ня ува-жа-ешь?» По-это-му Цер-ковь вы-нуж-ден-но сов-ме-сти-ла эту неде-лю вак-ха-на-лий с по-след-ней под-го-то-ви-тель-ной сед-ми-цей пе-ред Ве-ли-ким по-стом, чтобы хоть как-то кон-тро-ли-ро-вать про-ис-хо-дя-щее и не до-пус-кать про-дол-же-ния ко-щун-ствен-но-го раз-гу-ла во вре-мя Ве-ли-ко-го по-ста. При этом обы-чай по-ми-нать на хмель-ной тризне пред-ков бли-на-ми (это аст-ро-ло-ги-че-ский со-ляр-ный знак) был пе-ре-осмыс-лен как за го-ве-нье - празд-нич-ную тра-пе-зу на-ка-нуне по-ста. Гре-ки и дру-гие хри-сти-ане не мо-гут по-нять, по-че-му наш бо-го-слу-жеб-ный (!) - а не толь-ко «на-род-ный» - ка-лен-дарь об-зы-ва-ет пра-во-слав-ную сыр-ную сед-ми-цу, име-ю-щую по-лу-пост-ный по ра-ци-о-ну, но вполне по-ка-ян-ный по сво-е-му на-зна-че-нию ха-рак-тер, язы-че-ским тер-ми-ном «мас-ле-ни-ца» (хо-тя бы и в скоб-ках). Тем са-мым, в гла-зах про-сто-го на-ро-да, име-ну-ю-ще-го се-бя «пра-во-слав-ным», санк-ци-о-ни-ру-ет-ся как сам «кар-на-вал», так и свя-зан-ные с ним язы-че-ские об-ря-ды и зло-упо-треб-ле-ния. В хра-мах зву-чит пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, а на ули-цах - язы-че-ские ри-ту-аль-ные за-кли-на-ния и визг-ли-вые ча-стуш-ки, осквер-ня-ю-щие слух цер-ков-но-го че-ло-ве-ка.

Сыр-ная сед-ми-ца или мас-ле-ни-ца?

«Сыр-ная сед-ми-ца - пред-две-рие и на-ча-ло по-ста»

Пра-во-слав-ный Цер-ков-ный ка-лен-дарь име-ну-ет по-след-нюю седми цу (неде-лю) пе-ред Ве-ли-ким по-стом сы-ропу стно й (а на-род - мас-ле-ни-цей). Смысл этой сед-ми-цы - в по-сте-пен-ном пе-ре-хо-де от обы-ден-ной жиз-ни к ве-ли-ко-пост-ным «по-дви-гам», ко-то-рые, ко-неч-но же, у каж-до-го хри-сти-а-ни-на свои - и опре-де-ля-ют-ся его по-лом, воз-рас-том, со-сто-я-ни-ем здо-ро-вья и про-фес-си-ей. В сре-ду и пят-ни-цу да-же не со-вер-ша-ет-ся Бо-же-ствен-ная Ли-тур-гия (это в знак по-ка-ян-ной скор-би), а служ-бы су-точ-но-го цик-ла, со-дер-жа-щие и по-ка-ян-ную мо-лит-ву пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, по-чти со-от-вет-ству-ют ве-ли-ко-пост-ным. Всё это, со-глас-но за-ме-ча-тель-но-му вы-ра-же-нию свт. Ти-хо-на За-дон-ско-го, - «свет-лые предпу тия по-ста»!

Но на-род - не толь-ко «про-стой» и «необ-ра-зо-ван-ный» (эта от-го-вор-ка ныне смеш-на) - про-во-дит это «на-ча-ло уми-ле-ния и по-ка-я-ния» вполне по-язы-че-ски - в шум-ных гу-ля-ньях и со-мни-тель-ных за-ба-вах.

Один из ино-стран-ных пу-те-ше-ствен-ни-ков, по-се-тив-ших Рос-сию в XVII ве-ке, мо-сье Одер-бон, с удо-воль-стви-ем но-си-те-ля за-пад-ной ци-ви-ли-за-ции кон-ста-ти-ро-вал (по-доб-ных сви-де-тельств мно-го): «В это вре-мя у рус-ских по-чти бес-пре-рыв-но про-дол-жа-ет-ся об-жор-ство и пьян-ство; они пе-кут паш-те-ты, то есть ола-дьи и бли-ны из мас-ла и яиц, за-зы-ва-ют к се-бе го-стей и упи-ва-ют-ся мё-дом, пи-вом и вод-кой до упа-ду и до бес-па-мят-ства. В те-че-ние всей мас-ле-ни-цы толь-ко и слыш-но, что то-го-то уби-ли, то-го-то бро-си-ли в во-ду…».


«Взя-тие снеж-но-го го-род-ка»
В. Су-ри-ков, 1891 г.

Со вре-ме-нем ма-ло что из-ме-ни-лось. Вспом-ним кар-ти-ну Ва-си-лия Су-ри-ко-ва «Взя-тие снеж-но-го го-род-ка» или хре-сто-ма-тий-ное изо-бра-же-ние боя «стен-ка на стен-ку» в филь-ме «Си-бир-ский ци-рюль-ник». Мно-гие про-сто-душ-ные лю-ди от-но-сят-ся к этим лу-боч-ным кар-тин-кам про-шло-го с но-сталь-ги-че-ским при-ды-ха-ни-ем и все-рьёз счи-та-ют, что всё это - «су-гу-бо по-пра-во-слав-но-му»; что так и сле-ду-ет «го-то-вить-ся» к Ве-ли-ко-му по-сту: на-пить-ся до без-об-ра-зия, сло-пать (про-сти-те за от-кро-вен-ный гла-гол!) как мож-но боль-ше бли-нов, ста-ра-ясь не уме-реть от за-во-ро-та ки-шок (что дей-стви-тель-но слу-ча-лось), уме-ло раз-бить ближ-не-му нос или вы-вих-нуть че-люсть, а по-том «по-ка-ять-ся» - по-па-рить-ся в Чи-стый по-не-дель-ник в бань-ке, дабы смыть с се-бя мас-ле-нич-ные из-ли-ше-ства, и с чув-ством хо-ро-шо ис-пол-нен-но-го «пра-во-слав-но-го дол-га» бу-хать зем-ные по-кло-ны.

Ко-неч-но же, это язы-че-ская раз-гуль-ная об-ряд-ность, во мно-гом ис-кус-ствен-но воз-рож-да-е-мая сей-час под ви-дом воз-вра-ще-ния к «на-род-ным тра-ди-ци-ям». Оче-вид-но, мно-гим, же-ла-ю-щим ко-щун-ствен-но смыть с Ру-си во-ды дне-пров-ской ку-пе-ли, хо-чет-ся вер-нуть-ся непре-мен-но к до-хри-сти-ан-ским «на-цио-наль-ным ис-то-кам». Неуди-ви-тель-но, что на-шу стра-ну, в ко-то-рой за де-вять сто-ле-тий не смог-ли утвер-дить-ся хо-тя бы эле-мен-тар-ные нор-мы хри-сти-ан-ской мо-ра-ли и по-ве-де-ния, по-стиг-ли столь тяж-кие на-ка-за-ния в XX сто-ле-тии. Это и был «Страш-ный суд», к сча-стью, ещё не окон-ча-тель-ный; но ра-зум-но ли ис-пы-ты-вать Бо-жие дол-го-тер-пе-ние? Ещё один «Страш-ный суд» для на-ше-го об-ще-ства, си-дя-ще-го на «по-ро-хо-вой (ядер-ной и тер-мо-ядер-ной) боч-ке» мо-жет стать в пря-мом смыс-ле Страш-ным (уже без ка-вы-чек) и по-след-ним. Всё за-ви-сит от спо-соб-но-сти по-ка-ять-ся (то есть на биб-лей-ском язы-ке - «пе-ре-ме-нить со-зна-ние») и хо-тя бы по-пы-тать-ся жить по-хри-сти-ан-ски. К со-жа-ле-нию, вме-сто то-го, чтобы «на се-бя обо-ро-тить-ся» - вспом-нить сло-ва Спа-си-те-ля о том, что Отец Небес-ный зна-ет о каж-дом из нас всё (да-же во-ло-сы на на-ших го-ло-вах со-счи-та-ны!) и что без Его по-пуще-ния ни-че-го не про-ис-хо-дит, - мно-гие на-ши «рев-ни-те-ли» от-ма-хи-ва-ют-ся от про-мыс-ла Бо-жия и ви-нят во всех на-ших бе-дах раз-ных внеш-них су-по-ста-тов (их име-на хо-ро-шо из-вест-ны). Здесь есть над чем за-ду-мать-ся, осо-бен-но в пред-две-рии Ве-ли-ко-го по-ста.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ло-же-ние

Свя-ти-тель Ти-хон За-дон-ский (†1783) о мас-ле-ни-це

«Сыр-ная сед-ми-ца есть пред-две-рие и на-ча-ло по-ста. А по-то-му ис-тин-ным ча-дам Церк-ви сле-ду-ет в Сыр-ную сед-ми-цу по-сту-пать во всём го-раз-до воз-дер-жан-нее. Слу-ша-ют ли, од-на-ко, хри-сти-ане сла-дост-ных пес-ней люб-ве-обиль-ной Ма-те-ри сво-ей? Она за-ве-ща-ет в эти дни бо-лее бла-го-го-веть - а они ещё боль-ше бес-чин-ству-ют. Она за-по-ве-ду-ет воз-дер-жи-вать-ся - а они ещё боль-ше пре-да-ют-ся невоз-дер-жа-нию. Она по-веле-ва-ет очи-щать те-ло и ду-шу - а они ещё боль-ше осквер-ня-ют их. Она ве-лит се-то-вать о со-де-ян-ных гре-хах - а они при-бав-ля-ют но-вые без-за-ко-ния. Она вну-ша-ет уми-ло-стив-лять Бо-га - а они ещё боль-ше про-гнев-ля-ют Все-выш-не-го. Она на-зна-ча-ет пост - а они ещё боль-ше объ-еда-ют-ся и упи-ва-ют-ся. <…> Са-мое празд-но-ва-ние мас-ле-ни-цы - есть де-ло язы-че-ское. У языч-ни-ков был лож-ный бог Вакх (изоб-ре-та-тель хмель-но-го пи-тья), ко-то-ро-му они учре-ди-ли осо-бен-ные в го-ду празд-ни-ки (так на-зы-ва-е-мые вак-ха-на-лии ) и про-во-ди-ли эти празд-не-ства во вся-ких непо-треб-ствах и мер-зо-стях. Смот-ри-те, не так ли хри-сти-ане про-во-дят мас-ле-ни-цу, а рав-но и мно-гие празд-не-ства? <…> А я ещё раз ска-жу, что, кто про-во-дит мас-ле-ни-цу в бес-чин-ствах, тот ста-но-вит-ся яв-ным ослуш-ни-ком Церк-ви и по-ка-зы-ва-ет се-бя недо-стой-ным са-мо-го име-ни хри-сти-а-ни-на» (цит. по: Бул-га-ков С. В. На-столь-ная кни-га для свя-щен-но-цер-ков-но-слу-жи-те-лей. М., 1993. Т. 1. С. 543-544).

Оторвись душа моя,
Да поешь блинцов,
Пусть простит же Бог меня,
К Масленице я готов!

Самый веселый русский праздник после Нового Года - русская Масленица.
Это по-настоящему радостное событие в году, наполненное шутками, песнями, играми.
Постараюсь рассказать немного о Масленице, и может быть, Вы начнете отмечать ее так, как это делали раньше, ведь этот праздник на самом деле у нас в крови.

Русская масленица – один из самых любимых народных праздников в нашей стране.
Масленичная неделя начинается за семь дней до Великого Поста.

Свое начало Масленица берет с самых древних времен. Этот праздник удивительным образом отмечается до сих пор во многих европейских странах.
Сначала он был всеобщим праздником, который предвещал приход весны, открывал Новый Год и начало сельскохозяйственных работ.
Со временем русская Масленица стала просто веселым народным праздником.

Есть такое понятие, как Широкая Масленица - период с четверга по воскресенье, когда проводятся главные праздничные гуляния.
В последний день в Прощеное воскресенье на городских и сельских площадях собирается народ от мала до велика.
С танцами и играми поедаются блинцы, согреваются чаечком и водочкой.
Заканчивается все сжиганием чучела Зимы.

На Широкую Масленицу запрещалось работать, заниматься домашними делами, потому что этот праздник из языческого перешел в религиозный.

Русская масленица – Что же она значит?

    В эти дни народ с шумом прощался с зимой и встречал долгожданную весну.

    Масленица входит в религиозный православный календарь и означает подготовку к Великому Посту. Церковь не запрещает такую языческую традицию, как сжигание чучела Зимы и приветствует всенародное разгулье и веселье перед Великом Постом.

    Главным атрибутом русской Масленицы является блин.
    Горячие, поджаренные блины должны были не только согревать всех, но и зазывать солнышко, чтобы поскорее пришло тепло, полились ручьи, а весна подарила хороший урожай, ведь как посеешь, так пожнешь. Блины, как бы, играли роль помощников солнца и должны были помочь прогнать зимушку.

    Гуляния и походы в гости тоже обязательны.

    Примета:
    Если русская Масленица отмечается, как положено, с блинами, играми и весельем, то год будет удачным, богатым и радостным.

    Название "масленица" происходит не только от слова "масло", которым смазывают блины. Оно имеет более важное значение и происходит от слова "умаслить". Блин олицетворял солнце и смазывая его маслом, люди умасливали солнышко, чтобы оно поскорей позвало весну и тепло. Весну наши предки очень любили, уважали и почитали, потому что весна, как говорили - кормилица. Русская Масленица показывает нам всю эту любовь и радость прихода весны.

Русская масленица – Что можно кушать?

русская Масленица — блинчики с начинкой

    Все кроме мяса.

    Не многие знают одну важную особенность в выборе пищи на масленичной неделе. А особенность такова, что нельзя кушать мясо. Так запрещает нам наша церковь. Да, именно за неделю до Великого Поста мясо тоже не едят.
    За то можно все остальное:

    Рыбу
    Икру
    Грибы
    Молочные продукты
    Масло
    Хлеб
    Сахар
    Сыр
    Яйца
    Овощи и фрукты
    Орехи

    Блины - главное кушанье.

    Русская Масленица встречается в первую очередь блинами. Вы можете сделать, например, тонкие блинчики с начинкой или дрожжевые блины.

    Ели очень много блинов, потому что мясо запрещалось. Мясной белок насыщает нас на долгое время, а тут тебе, пожалуйста, можно отвести душу на блинчиках и есть, сколько сможешь. Все любят блины со сметаной, с вареньем, с медом или со сгущенкой. А сколько блинчиков с начинками! Блины с грибами, с рыбой или с творогом ничуть не хуже фаршированных блинов с мясом. А блины с красной икрой - настоящий деликатес.

Есть и другие блюда на масленицу: пироги, ватрушки, оладья, торты, сырники, запеканки, кексы. А мясо можно заменить очень полезной рыбой. Вы можете приготовить вкусную запеченую рыбу.

Да, ели, как говорится, на убой, за то в пост все калории испарялись.

Милые хозяюшки, если Вы еще не научились делать блинчики, то спросите, как жарить блины у мам, бабушек. У всех в семье, как правило, есть свой домашний рецепт.

Русская масленица – это веселье и гулянья

русская Масленица — катания на санях

На городских площадях устраивалось множество веселых конкурсов, катания на санях с песнями и частушками под гармонь, катания с гор, кулачные бои – потеха не только ради согревания в морозы, но и чтобы показать свою удаль.

Действительно, русская Масленица – это настоящий праздник для всех православных людей.
Самое интересное, что и для детишек, и для старшего поколения масленица одинаково интересна. И для каждого человека она своя.
Дети могут играть во все зимние игры: кататься на санях, лыжах, коньках, захватывать снежные городки, играть в снежки. Таким образом благодарить зиму за веселые зимние развлечения и прощаться с ней.
Молодежь может не только, как дети развлекаться катанием с гор и лепить снежные городки, но и кататься на санях, участвовать в разных конкурсах. Главное, можно было познакомиться с девушкой или с парнем. Думаю на масленице можно найти себе достойную пару, где все улыбаются, шутят и веселятся.
Очень любил русский народ кулачные бои, в них участвовали не только молодые ребята, но и взрослые мужчины. Особенно любили наблюдать за этим цари, когда можно было увидеть воочию силу, терпение и характер настоящего русского мужика.
Женщины и мужчины также не прочь, как дети, поиграть в снежки, покататься с гор. Но главное на масленицу – это сани!
Катались с песнями под гармошку.
Русская Масленица без плясок, катаний на санях, хороводов, шуточных и веселых конкурсов не проходила. Все смеялись, шутили, всюду царило безумство и разгул души.
И все это под блины с чаечком и русской водочкой.

Напоминает Новый Год, правда? И не зря, потому что раньше Новый Год приходил именно в марте, когда природа снова оживала, а люди начинали готовиться к работам на земле, ведь это было их основное занятие. Масленица и была в те времена Новым Годом.

Дети резвились, женщины пели и плясали, мужики бились и пили, и все объедались блинами с икрой, целовались и улыбались друг другу.
Вот такая она русская Масленица – веселая, по-русски широкая и настоящая!

Желаю всем самой веселой, вкусной и радостной Масленицы!

Масленица - это любимый и долгожданный праздник во многих семьях. С давних пор повелось так, что Масленицу празднуют целых семь дней. Этот период так и называется «масленичная неделя». Причем из года в год дата начала и окончания масленичной недели варьируется.

В 2018 году Масленица продлится с 12 по 18 февраля. Каждый из семи дней масленичной недели имеет свое название и свои традиции празднования.

В старину масленичная неделя полностью была посвящена народным гуляньям. Однако в реалиях современного мира мы не можем устроить себе неделю каникул.

И всё же очень важно знать: что можно и что категорически нельзя делать на Масленицу . Церковь диктует свои правила, которые особенно следует учесть, если ты готовишься к Великому посту.

Проведение Масленицы

Вот полезная информация о том, что можно и что строго запрещено делать в масленичную неделю. Поедание выпечки - далеко не единственный способ отдать дань традициям и весело провести время!

Масленица, как и многие другие обычаи, появилась задолго до крещения Руси. В древние времена земледельцы пытались умилостивить высшие силы, чтобы получить хороший урожай. Масленица, которую еще называют масницей и блинницей, раньше выпадала на весеннее равноденствие, тот момент в году, когда вот-вот должно было начаться потепление. Потому древние славяне закладывали в праздник сразу несколько смыслов.

Во-первых, это - рубеж, отделяющий зиму от весны, морозы от тепла. А так как от погоды зависели будущие урожаи, то отсюда вытекает второй смысл празднования. Масленицу отождествляли с матерью-землей. Обряды сопровождали щедрыми подношениями, чтобы в ответ дары вернулись сторицей.

В современном православном календаре Масленицу упоминают в разрезе сплошной сырной седмицы (последней недели перед длительным Великим постом), праздник считают народно-церковным.

Что нельзя и что можно делать в Масленицу


Каждый день масленичной недели имеет свои обряды и приметы.