Дарим цветы        03.11.2019   

Что такое африканские маски. Маска Значение символов на африканской маске

Ритуальные маски были известны с древности у многих племен и народов Африки, Северной и Южной Америки, Азии и Океании.

Изготовлялись маски всегда из подручных средств - дерева, коры, травы, кожи, материи, кости и т.п., и изображали человеческие лица, головы животных и всевозможных фантастических или мифологических существ. Ритуальные маски связаны с культами духов предков, животных (тотемизмом, являющимся первоосновой всех ныне существующих религий) и природы. Надевший ритуальную маску словно преображался в то существо, которое она изображала. Природа маски глубоко символична.

Африканская маска ©Flickr

Происхождение той или иной маски не всегда понятно, но выделить некоторые типичные функции ритуальной маски все же можно. Так, известный американский антрополог и лингвист Франц Боас выделял функцию так называемой «персонификации духа», с помощью которого отгоняются враждебные силы, а также функцию маски как средства, призванного обмануть духа. Еще одна функция масок - это, конечно, сохранение культа предков и увековечивание их памяти. Советский философ и культуролог Михаил Бахтин подчеркивал также зрелищную роль маски как предмета смеховой и карнавальной культуры. Недаром же прообразы некогда ритуальной маски стали неизменным атрибутом театра (сюда можно отнести не только театральные маски, но и, собственно, грим, который тоже является разновидностью маски).

Ритуальная маска племени догонов, Африка. Такую маску имеют право носить только мужчины / ©Flickr

Разумеется, ритуальная маска - это, прежде всего, атрибут ритуалов. Но в чем заключается сущность ритуала в традиционных культурах древних и современных народов мира? Ритуалы призваны разделять область профанной (мирской, повседневной) жизни и жизни в мире сакральном. Переход из одного мира в другой невозможен без всевозможных культовых и магических предметов, в роли которых испокон веков выступали еда, питье, в некоторых случаях производимые с ритуальной целью увечья и т. д. Одним из важнейших инструментов такого перехода была и маска. Поэтому основная ее функция - это все же перевоплощение в некое существо из сакрального мира (животное, предка, духа, бога).

По предназначению немецкий этнограф Рихард Андре и русский антрополог и этнограф Дмитрий Анучин делили маски на: 1) культовые, 2) военные (нередко, например, у народов Меланезии, Африки, Америки маски были принадлежностью так называемых тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и т.д.), 3) погребальные, 4) свадебные, 5) театральные и танцевальные.

Китайская маска / ©Flickr

Другая классификация учитывает характер изображения: простые изображения человеческого лица, 2) искаженные, устрашающие изображения, карикатуры, 3) изображения животных, 4) наголовники и т. д.

Несмотря на великое множество видов масок у разных народов мира, все они, так или иначе, универсальны. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к смысловому значению маски. Для чего нужна маска? Чтобы закрыть лицо. А что такое лицо? Это выражение нашего «я». Наши эмоции, чувства, характер, возраст, принадлежность к социальному слою - все это отражается на нашем лице. Можно сказать, что наше переменчивое лицо и есть отражение нашей жизни. Именно поэтому закрывание лица в «переводе» с языка традиционных обществ означает символическую смерть. Символическая смерть - это неизменный атрибут ритуалов перехода. Проходя ритуал, представитель традиционного сообщества временно «умирает» для внешнего мира и «воскресает» уже в новом качестве, нередко - с новым именем и сущностью. Похожий ритуал, к слову, часто отображается в сказках, например в русских народных, когда Иванушку-дурачка варят в кипятке.

Индейская маска / ©Flickr

Вообще любое временное ритуальное сокрытие лица в «переводе» с языка символов означает смерть. Роль маски, к примеру, в свадебных обрядах сегодня выполняет фата, которой занавешивают (или некогда занавешивали) лицо невесты, которой в этот день из девушки предстоит превратиться в женщину и жену. Помимо цели - сокрытия лица - здесь играет роль и цвет фаты - белый, являющийся одновременно символом и чистоты, и смерти.

Ритуальный грим, Папуа-Новая Гвинея / ©Flickr

Таким образом, маска - это символ перехода в иную реальность. Феномен маски многогранен, но первооснова ее сущности - символ пребывания в области смерти.


Маски создавали и носили практически все древние культуры на этой планете. В доказательство древности этого предмета и использования различных масок с доисторического периода и до наших дней,сохранились изображения в наскальной живописи.В пещере Ласко (Франция) сохранились наскальные рисунки периода Каменного века, на которых изображены охотники в ритуальных масках животных. Во всём мире существует множество масок, разных стилей и направленности для их применения. Но в основном маски используются для проведения ритуальных церемоний. Приверженцы религий верили, что маски обладают живой энергетикой и великой силой. В некоторых случаях маски использовали и для погребения усопших, чтобы помочь духу найти путь к астральному телу. Другие маски предназначались для воспрепятствования злому духу завладеть телом усопшего.

В современном западном обществе маски обычно используются для игры в театре или на праздничных карнавалах. Цели использования масок различны, но интересен тот факт, что с доисторических времён люди так и не потеряли к ним интерес.Разные культуры использовали маски различными способами. Иногда как фактический, материальный предмет,иногда в форме расписывания яркими красками или татуирования лица. Маской легко можно изобразить какую-то особенность, которой человек не обладает, но желает обладать или ярко выразить любую эмоцию или намерение.


История Марди Гра, или Жирный вторник, началась в Древнем Риме, когда люди праздновали Луперкалии, праздник плодородия в честь бога Фавна. Когда Рим принял христианство, религиозные лидеры решили, что лучше включить некоторые языческие обряды в новую веру, а не пытаться отменить их в целом и позволить празднования перед началом Великого поста. Данный "Карнавал" обозначал прощание с мясом, так как мясо было запрещено во время Великого поста. Традиция распространилась по всей Европе и плотно закрепилась в Соединенных Штатах, в частности, в Новом Орлеане, где проживали французские поселенцы.


В Африке хорошо прослеживается история маски с эры Палеолита. Маски изготавливались из различных материалов, включая кожу, металл, ткань и древесину. У племён,более ограниченных в выборе фактуры,при изготовлении масок в ход шёл любой подручный материал: солома, палки, перья и кости.Африканские маски и до наших дней считаются одними из прекраснейших произведений искусства в мире. Они невероятно ценятся коллекционерами разных стран. Многие маски можно увидеть в знаменитых музеях и картинных галереях. У церемониальной африканской маски большое культурное и традиционное прошлое и значение. Во время празднований инициирования юношей, сбора урожая, военной подготовки, в мирное время и смутные времена, африканские племена для ношения определённой маски выбирали особого человека. Маски имели разные формы для каждого случая и надевались тремя различными способами: вертикально, закрывая лицо, как шлем, закрывая всю голову и как корону. Африканские маски часто представляли духов предков. Была очень сильна вера, что дух усопшего может овладеть телом обладателя маски, когда человек входит в состояние транса и поведать что-то важное. В африканской культуре искусство создания масок для церемониальных и ритуальных действий передавались от отца к сыну. Художники-изготовители масок имели почетный особый статус среди своих соплеменников. Знание символики масок позволило создателю передать энергию символизма в маску. В большинстве африканских культурах человек, носящий маску теряет свою идентичность и становится духом, представленным маской. В ритуальных церемониях маски изображали богов, мифологических существа, добрых или злых, которые, как полагалось, имели власть над людьми. Маски предков или предков тотема (существ или животных, от которых племя, по суеверию, брало своё начало). Маски часто являлись предметом гордости семьи или целого племени. Племя считало, что дух обитает в маске. Такую маску использовали в различных церемониях и считали самым ценным предметом. Во время церемонии, обладатель маски,находясь в глубоком,трансе "общается" со своими предками путем танца. Мудрец или переводчик иногда сопровождал владельца маски во время ритуала. Танцор показывает сообщения предков,а переводчик трактовал его всему племени. Ритуалы и церемонии сопровождаются песнями и музыкой, исполняемой на традиционных африканских музыкальных инструментах.В течение тысяч лет ритуалы и церемонии были неотъемлемой частью африканской культуры. Но вторжение американских колонистов, вмешательство в традиционную культуру Африки, разделение границ и иммиграция коренных жителей, постепенно свели на нет ритуалы с использованием масок.


У коренных американцев так же существует древняя традиция использования масок. Ирокезы хорошо известны своими «фальшивыми лицами" масками. Сообщества шарлатанов, используя маски, дурачили народ под видом лекарей. Так же маски использовались для важных религиозных церемоний. Ирокезы почитали маски как живые существа, а не предметы. И вожди племён тщательно следили за правильностью изготовления маски. Индейский народ Хопи были известны своими масками Качина. Индейцы-пуэбло изготавливают куклы - качина, которые ранее играли церемониальную роль, а в настоящее время являются одним из предметов сувенирной торговли. Хопи также изготавливали маски для традиционных танцев. Когда танцоры надевали маски и костюмы, они становились "каналом" для общения с духами Качина, то есть, по существу становились самим духом. Не используемые в ритуалах маски, так же рассматривались, как одушевлённый предмет. Маски хранились на свежем воздухе, чтобы дух мог «дышать» и "кормили" кукурузной мукой. Северо-западные индийские племена Побережья известны во всём мире созданием тотемов. Северо-западные коренные американцы Побережья делали три вида масок: маска одного лица, механическая маска и маска преобразования. Маска одного лица была самой простой. Она вырезалась из твердого куска виргинского можжевельника.У механической маски были подвижные части. Этот тип маски получил распространение после того, как европейцы вступили в контакт с коренными американцами. Индейцы еще не умели производить пружины или стержни, которые были необходимы, чтобы сделать этот тип маски.Маски преобразования состояли из двух и иногда трёх масок в одной. Человеческого лица, птицы или животного.Эти маски отражали отношения между владельцем маски и наследственным духом его клана животных. Когда танцор надевал наследственную маску, он брал на себя ответственность, чтобы выполнить церемонию духа маски.

В японской культуре археологические данные подтверждают,что маски использовались еще в 10000 г. до н.э. В японской культуре маски представляют людей, героев, чертей, призраков, животных и божеств. Ранние маски были созданы из глины или ткани. Маски использовались для магических ритуалов, религии, шаманских церемоний, а также похорон и как талисман Гигаку,старейшие маски, которые использовались в древних ритуальных танцах и представлениях в Корее, внедрились Японии в 7 веке. Представление состояло из выступлений мимов и шествий, положенных на музыку, чтобы разыграть спектакль. Резные маски с драматическим выражением охватывали всю голову и были сделаны из дерева,с волосами,наклеенными на них и представлял львов, птиц, демонов или сверхчеловеческих существами



У древних египтян существовали особенные погребальные маски. Самым известной из них является, пожалуй, маска царя Тутанхамона, мальчика-короля, которая сейчас выставлена в Музее египетских древностей в Каире. Эти маски были использованы в сложных ритуалах погребения и покрывали лица мумий. Тем не менее, погребальные маски были не единственными масками, имеющими большое значение для древних египтян.Но погребальные маски были не единственными масками, имеющими большое значение для древних египтян. Их также надевали жрецы и жрицы, а также маги. Эти маски,как правило, изображали богов и богинь, так как считалось, что владельцы могли бы использовать магическую силу избранного ими божеств. Многие древние погребальные маски древних египтян хорошо сохранились до наших дней. Вполне возможно, что погребальные маски были защищены внутри пирамид и гробниц не столь подвержены разрушающим воздействием веков.

маски театральные, ~ обрядовые, ~ карнавальные личина

Masque Le masque représente le plus souvent une partie de tête humaine ou animale terminée par des plumes ou des feuilles.

Masqué Se dit d"un animal qui a la tête couverte d"un capuchon. 1772 Se dit d"un lion qui a un masque. 1780 Se dit d"un lion qui a un masque. 1864 Se dit d"un lion qui a un masque. 1887 Se dit d"un animal qui a la tête couverte d"un capuchon.

Маска может иметь как унифицирующее (маскирующее), так и идентифицирующее значения.

Во многих, в том числе и бесписьменных культурах маски выражают присутствие сверхъестественных существ (духов, демонов, богов). Ношение маски - это способ идентификации с тем, что она воплощает: носитель маски, ощущает себя внутренне преображенным, приобретает на время качества представляемого маской существа. Так, древние маски, изображавшие животных служили средством вступления в контакт с духом зверя, на которого готовилась охота, и защитой от его нападения.

Более поздние тотемные маски позволяют членам племени идентифицировать себя с духами и предками. Маска-божество - вместилище или место обитания божества или предка, наделяемая мистической силой, рассматривается как действенное средство защиты (отпугнуть врагов, изгнать демонов, болезни или духов смерти) и сообщения с предками и/или богами. Надевая во время обрядов или ритуальных танцев маски их носители манифестировали присутствие изображаемого существа. В первобытных культурах такое отождествление было полным (маска животного обладала тем же свойством, что и шкура, в которую обряжался маг): тот, кто носит маску, есть тот, чью маску он надевает.

Маски часто «абсолютизировались» и расценивались как самостоятельные объекты культа. Связь масок с миром могущественных существ наделяет её апотропаическим значением. Широко распространена практика использования масок как средства изгнания злых духов.

Наделенная магическим свойством, воинственная маска обеспечивает неуязвимость и придает сверхъестественную силу; простого смертного она превращает в героя. Подтверждением этому служит современный военный мундир, гарантирующий тому, кто его носит, особое положение в обществе.

Маски или мешки на голове используются в африканских, индейских и океанских ритуалах инициации, отмечающих переход от детского состояния к взрослому.

Похоронные маски, передающие внешность покойных, широко используются как средство сохранить черты лица покойного и гарантировать возвращение душ к своим телам - мысль, которая особенно заботила египтян и некоторые другие народы. Разрушение же облика усопшего приговаривает последнего к вечным скитаниям.

Будучи связана с преображением и трансформацией, служит средством сокрытия преобразования, которое должно быть скрытым от взгляда. Эта сокровенность помогает «тому-что-есть» стать «тем-чем-хотелось-бы-быть»; в этом смысле маска похожа на куколку бабочки.

Вкладываемое в маску значение выражается посредством её мимики, материала или особенностей формы (цвет, числа перьев, украшений, орнамента и т. д.). Тесно связана с символикой переодевания (трансвестизма), карнавала и т. п.

Основные значения:

  • защита, сокрытие, тайна, иллюзия, маскировка, скрытность, стыд;
  • анонимность;
  • двойственность, двусмысленность;
  • опознавание;
  • сверхъестественная сила;
  • трансформация;
  • небытие, окоченение смерти.

Виктор Павлович полковник химвойск в отставке, участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Его поведение, умение себя держать, особая армейская специфика излагать события - все говорит о том, что этот человек просто неспособен фантазировать, а тем паче фантазировать настолько складно, что по его рассказам можно смело писать захватывающий художественный роман. Приземленный человек - чего уж там! Не в обиду ему будет сказано.


- Было это в июле 1986 года, того самого, чернобыльского. Проклятого года. Я тогда только капитаном был, ротой командовал. И кинули нашу роту в самое чернобыльское пекло - в Славутич. Жителей города тогда массово переселяли кого куда.

Часть наша дислоцировалась в Житомирской области, как раз в Овручском районе, всего за несколько десятков километров от Чернобыля. В общем, проводили мы в Славутиче дезактивацию. Наша рота дезактивировала новенькую, всего два года как построенную, многоквартирную пятиэтажку. Жильцов давно выселили, квартиры практически пустовали. Кое-где оставалась какая-либо мелкая мебель или тряпки - табуретки там или половики. Мы их сразу сжигали. А рядовой из второго взвода, Вася Нестеров из Вологды, первым попал в маленькую однокомнатную квартирку, в которой какая-то старушка проживала.

Старушку под Киев эвакуировали вместе с мебелью, а на стене в комнате несколько сувенирных масок осталось висеть из всего имущества. Больший таких масок, овальных, жутких, со странной росписью, на буквы похожий. Африканские маски, причем настоящие, какой-то негритянский колдун ваял, наверное. Четыре маски было, как сейчас помню.

Я приказал их сжечь, но одна маска вдруг пропала куда-то. В костер полетело всего три штуки. Пламя было внушительное. Но маски почему-то не горели, хотя сделаны были из какого-то дерева. Пришлось порубить их в щепки, при этом младший сержант Михеенко здорово себя по ноге топором долбанул. Царапину заработал глубокую. Но зато маски, которые стали щепками, сгорели полностью. Правда, дым от них шел черный-черный, как будто автомобильные покрышки горели. Где-то через неделю мы вернулись в расположение части, нахватались радиации, прошли медкомиссию, приняли курс лечения и продолжали служить.

Как сейчас помню, это было 8 августа того же 1986-го года. Я дома спал, мне замполит части прямо среди ночи звонит, говорит, приезжай скорее, у нас ЧП. Я мигом прибежал в часть. А там случилось вот что. Дневальный «на тумбочке» стоял, возле оружейной комнаты. Говорил, было около двух ночи. И тут из расположения роты, где кровати солдатские стояли, раздается крик. Дневальный разбудил дежурного по роте и вместе с ним бросился в расположение.

Включили свет, а там рядовой Нестеров на кровати своей хрипит, стонет и шепчет, что его змея душит. На эпилепсию похоже. Пока за врачом в санчасть бегали, Нестеров и умер. Оказывается, это он кричал. Понятно, что все командование части сбежалось. ЧП все-таки. Жаль парня, до дембеля ему полгода всего оставалось, а тут такое. И эпилепсии у него никогда не было. Это первый случай. Возможно, радиация сказалась. Все бы ничего, да только патологоанатом, делая вскрытие, заметил, что умер Нестеров вовсе не от эпилепсии, а от механической асфиксии органов дыхания и перелома шейных позвонков. Задушили его, одним словом.

Что тут началось! Следователи понаехали, особисты. Допросы начались, солдаты места себе не находили, каждого из них по десятку раз допрашивали. Один особист почему-то обратил внимание на показания дежурного по роте, который слышал слова умирающего Нестерова о том, что его душит змея. А обратил внимание потому, что другой рядовой, иркутянин Игорь Петров, уверял, что видел эту самую змею, толстую такую, метра три длиной, черную, она из-под батареи отопления выползла и в постель к спящему Нестерову заползла.

Долго тот особист мучил Петрова расспросами, по нескольку десятков раз уточняя, как змея выглядела. А потом к Петрову мужика какого-то привел, по виду научного работника. Петров и ему повторил свое описание змеи. Я до сих пор не понимаю, почему они уделяли этой загадочной змее столько внимания. Тот научный работник в разговоре с особистом называл змею "тотемным покровителем", я это слово хорошо запомнил. Говорили они о каком-то культе людей-змей. Потом из Москвы человек приехал, аж из МГУ. Профессор какой-то. Он-то и заявил, что где-то в казарме должен быть спрятан "фетиш". А что это такое, не сказал.

Никакого фетиша мы не нашли, потому что не знали, что искать. Через девять дней после смерти Нестерова мы собирались уносить постель Нестерова, солдаты стали сворачивать матрас, а под ним обнаружилась та самая овальная африканская маска, одна из четырех, которая пропала во время дезактивации в Славутиче. Видимо, Нестеров тогда спрятал ее и унес в казарму. Я отнес находку замполиту, а тот чуть со стула не свалился, когда увидал такое диво. Позван нашего особиста, а тот сразу перезвонил своему коллеге, который змеей интересовался.

Этот коллега, как увидел маску, приказал всем отойти от нее подальше. А мне и замполиту приказал вымыть руки каким-то химикатом, похожим на нашатырный спирт, который он принес с собой: маска эта, мол, пропитана каким-то раствором, который галлюцинации вызывает и через кожу в организм проникает запросто, а этот химикат его нейтрализует. Разумеется, руки мы помыли. Маску этот приезжий особист с собой увез. А с меня и с замполита подписку о неразглашении зачем-то взяли, на десять лет. Почему именно на десять? Не могу сказать. И объяснить того, что же это за маска была такая, тоже не могу. Никто мне этого не рассказал. Но что все это было на самом деле - за это я ручаюсь!

"Интересная газета. Оракул" №3 2012 г.

Моя работа заключается в создании историй через образы. Моя камера и Photoshop - мои самые большие союзники

"Моя работа заключается в создании историй через образы. Моя камера и Photoshop - мои самые большие союзники. Фотография была лучшим другом и увлечением ещё с подросткового возраста. Я никогда не думала, что то, что мне нравится делать больше всего в моей жизни, может стать моим образом жизни. До сих пор. Я могу сказать, что я посвящаю себя фотографии со всей страстью, которая во мне есть, потому что я не могу жить без нее, и мне было бы очень трудно быть счастливой без камеры в руках.

Мне нравится твердая поверхность панелей, и, чтобы создать свои гиперреалистические картины, я использую несколько тонких слоев краски

"Все мои картины выполнены акриловыми красками на деревянных панелях. Мне нравится твердая поверхность панелей, и, чтобы создать свои гиперреалистические картины, я использую несколько тонких слоев краски. Также я использую сочетание марок акриловых красок "Golden" и "Liquitex" и очень маленькие кисти! Я сильно нажимаю на кисти, и поэтому они не долго сохраняют необходимую жёсткость. Я могу тратить где-то от двух недель до месяца на одну картину, в зависимости от размера и деталей.

Традиции использования и сегодня широко практикуются на африканском континенте. Они используются в обрядах перехода, на свадьбах и похоронах, в моменты инициаций, в ритуальных танцах перед охотой, накануне военных действий, на праздниках сбора урожая.

Африканские маски активно применяют в своих целях колдуны и знахари, а также члены тайных обществ (мужских и женских). Они бывают мужские, женские и детские, варьируют в зависимости от возраста и социальногостатуса в обществе и в целом ряде случаев могут обладать чертами самого носителя, то есть могут быть индивидуально узнаваемы. Воспринятое поначалу европейцами как «страшное, уродливое, дьявольское», африканское искусство уже в начале XX в. стало высоко цениться в западной культуре, африканские мотивы легко прослеживаются в творчестве многих известных художников (Пикассо, Модильяни, Матисс).

Маски используются, в основном, в ритуалах обрезания и инициации (переход мужчин из одной возрастной группы в другую). На берегах р. Нигер применяются в ритуалах, связанных с рыболовством и земледелием.

Лицевая маска. Народ: Догоны. Страна: Мали. Сер. XX в. Дерево.

Редкая маска. Однозначно использовалась в иерархических обрядах, связанных с демонстрацией власти и силы. Склонённая фигурка на голове маски означает почтение и смирение перед властью.

«Примитивизм» оказался настолько сложным и богатым, что подделать его, как оказалось, совсем непросто. Традиционные африканские общества представлены земледельцами, скотоводами и охотниками-собирателями. Обычно изготовление масок и скульптур достигает расцвета у земледельческих племён, что связано не только со сложностью структуры сообществ, возникающих верований и обрядов, но и с условиями жизни, прежде всего, с осёдлостью. У бродячих охотников-собирателей и кочевых пастушеских племён маски либо вовсе отсутствуют, либо создаются для одноразового использования, после чего выбрасываются или сжигаются. Изменение внешности достигается в этих культурах с помощью нанесения на лицо и тело различных природных красителей, замысловатых головных уборов из перьев и шкур, клыков и когтей животных, а также раковин.

В каждой африканской культуре свои уникальные маски. Общие контуры маски, соотношение основных черт лица, форма глаз и бровей, носа и ноздрей, форма рта, ушей, наличие или отсутствие зубов, причёска, скарификация (расположение и форма лицевых шрамов и насечек), раскраска обычно позволяют достаточно точно установить её принадлежность тому или иному народу. Совершенно абстрактные изделия редки, хотя тенденция к абстракциям выражена, например, у догонов и игбо. У отдельных племён Восточной Африки подобные маски являются атрибутом прорицателей.

Типология африканских масок

Типы украшений варьируются от масок с более или менее узнаваемыми человеческими чертами (мужские, женские, очень редко гермафродитные – антропоморфные маски) до изображения разных животных (обезьяны, леопарды, антилопы, крокодилы, черепахи, рыбы, птицы и т.д. – зооморфные маски). Встречаются также экземпляры, сочетающие человеческие и животные признаки. Особенно интересны изделия, изображающие лицо в форме сердца; двуликие (маски-Янусы); многоголовые; маски, содержащие многофигурные композиции, например, в виде птиц или человеческих голов в орнаменте, а также с человеческими фигурами на голове животных и т.д. Интерес представляют и абстрактные произведения в виде раскрашенных плоских досок, обычно стилизованных под птиц и зверей.

Зооморфные маски соединяют людей с миром духов, которые населяют воды рек и озёр, леса и саванны. Очень часто звериные маски изображают крокодилов, хищных птиц и буйволов. Маскарадные танцы происходят в рыночные дни, во время инициаций и похорон, чтобы почтить предков и заслужить их благословение.

Маска-шлем. Народ: Чамба. Страны: Камерун, Нигерия. Нач. XX в. Дерево.

Эта маска символизирует дух буша. Выпуклая голова напоминает череп. Открытые челюсти принадлежат крокодилу, а сомкнутые рога – лесному буйволу. Маска связана с опасными силами. Мужская – обычно красного цвета, женская – чёрного. Эти маски используются в разных обрядах: обрезания, чествованиях нового вождя и похоронах. Они подчёркивают силу и опасности буша, а также связь этих сил с духами умерших.

Маски относятся к типу «нжил». Иногда они ярко раскрашиваются. Используются в различных обрядах, посвящённых охоте и переходам. Характерной чертой является наличие белого и чёрного цветов, вытянутое лицо.

Лицевая маска. Народ: Гуэре или Вобе. Страны: Либерия, Берег Слоновой Кости. Сер. XX в. Дерево.

Народы Гуэре и Вобе живут по соседству, их часто объединяют в одну группу Ве (в переводе – «забывчивые люди»). Несмотря на рога, высунутый язык, выпуклые глаза и общий «воинственный» вид, маска используется обычно на похоронах, а также для устрашения провинившихся членов племени.

Это женские маски, которые используются исключительно в церемониальных танцах. Изготовлены из твёрдого дерева, обшиты тканью и украшены каури. Одна из масок имеет высунутый язык, который очень характерен для изделий дан, и служит для общения с потусторонним миром.

Типологически маски можно разделить на несколько классов:

Лицевые – наиболее распространённый тип, встречается повсеместно.

Маски-шлемы (йоруба, маконде, луба) – обычно вырезают целиком из ствола дерева, после чего маска одевается на голову как шлем.

Налобные (гуро) – носят горизонтально, закрепляя на лбу ремешками. В этом случае лицо обычно закрывается тканями или растительными волокнами.

Маски-гребни (гуро, догоны и бамбара) – как правило, представляют возвышающийся горизонтальный гребень в виде головы или фигурки человека и животных.

Нательные (маконде) – маски, одевающиеся на тело. Обычно встречаются «беременные» женские маски с выраженным бюстом и выпуклым животом, которые предохраняют плод от влияния дурных сил.

Маски-доски (сенуфо, нафана) – имеют плоскую форму и стилизованы под разных животных, чаще всего, под птиц. Лицевые маски обычно привязывают ремешками к голове или удерживаются с помощью шарфа или пальмовых волокон. Все используемые маски этого типа имеют отверстия по краю для продевания ремешков. У некоторых изделий на тыльной поверхности прикреплена горизонтально палочка, которую танцор зажимает в зубах.

В галерее "Афроарт" вы можете