Флористика        27.06.2020   

Деловая игра для воспитателей «путешествие на затерянный остров с фгос дошкольного образования. Деловая игра для педагогов дошкольного образования «Знатоки предметно-пространственной среды в ДОО Вопросы деловой игры профи воспитатель

Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по развитию детей раннего возраста , установление связи теоретических знаний педагогов с практическим опытом воспитания, обучения и развития детей раннего возраста, создание условий для профессионального самосовершенствования и саморефлексии педагогов, создание комфортной, дружественной атмосферы при игре, надлежащие условия для стимулирования познавательного интереса и креативности педагогов.

Материал: демонстрационный материал - макет детских следов, страна детства, силуэт ребенка; раздаточный материал - стикеры, педагогические ситуации, бумага формата А4, ватман, фломастеры.

Ход мероприятия психолога для воспитателей детского сада

Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать всех Вас в стенах нашего детского сада. Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы подумать над вопросом о роли воспитателя, выяснить важность его деятельности в важнейший период человеческой жизни, в самое прекрасное и в незабываемое время - время надежд на осуществление заветных желаний - в стране детства. Не секрет, что все мы выходцы из страны Детства. И поэтому, нам часто хочется хоть в мыслях унестись в те безоблачные, счастливые минуты. Ведь в ту пору каждый день - это сказка. И именно от того, кто поведет малыша за руку в этой стране, что он получит из окружающего мира, во многом зависит то, каким он станет человеком в будущем...

Упражнение «Знакомство» (5 мин).

Уважаемые коллеги! Давайте с Вами познакомимся! Пожалуйста, на стикерах, которые лежат перед вами, сначала напишите свое имя, а затем на первую букву своего имени действие или предмет, который у Вас ассоциируется с детством и наклейте написанное на воображаемого малыша - на символ детства.

Психолог. Ранний возраст - это условный коридор, который проходит ребенок от рождения - до 3-х лет. Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности, познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целеустремленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и прочее. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, они требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. В этот период активно развивается все, что связано не только с физиологией, но и с эмоциями, интеллектом, поведением. Поэтому важно то, как будет ребенок в этот период развиваться и воспитываться. Поэтому, уважаемые коллеги, давайте более подробно остановимся на детских шагах раннего детства, рассмотрим периоды развития ребенка раннего возраста; рассмотрим то, каким именно должен быть воспитатель рядом с ребенком, который активно развивается.

Первый шаг. Я - родился! Что это происходит со мной?

(Кризис 1-го года).

(Психолог размещает надпись у первого отпечатка детских ног).

Ранний возраст - период не только бурного развития всех систем организма, но и этап накопления опыта, сил и возможностей для начала формирования личности.

Психическое и физиологическое развитие ребенка поражает своей интенсивностью. Как отмечал Л. Толстой, до 3 лет человек овладевает тем же объемом опыта, который затем в течение остальной своей жизни. Поэтому, достаточно важно, кто находится рядом с ребенком в этот с одной стороны сложный период, а с другой счастливый период его жизни. Поэтому, уважаемые коллеги! Необходимо не абы как владеть категорийно-понятийным аппаратом и терминологией по данной проблематике. Давайте вместе с вами проверим ваши знания особенностей развития ребенка с момента рождения - до 1 года.

Тестовая проверка знаний «Ранний возраст - какой он?»

Скачать в конце занятия

Второй шаг. Мои первые шаги. Мои первые слова...

(Психолог размещает надпись у второго оттиска детских ног).

Уважаемые коллеги! Следующим важным шагом в жизни маленького ребенка является появление первых шагов и первых слов. То есть, главными событиями данного возрастного промежутка являются:

1. Ходьба. Главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого.

2. Появление автономной речи, ситуативного, эмоционального, понятного только близким по структуре - обрывки слов.

Также происходят изменения в поведении:

1. Упрямство, непослушание, требование повышенного внимания.

2. Увеличение новых форм поведения.

3. Повышенная чувствительность к замечаниям взрослых - обидчивость, недовольство, агрессия.

4. Повышенная капризность ребенка.

5. Противоречивое поведение в осложненных ситуациях.

Таким образом, в этот период развивается первичная связь со взрослым и возникает автономность ребенка от взрослого, которая повышает его собственную активность. Но эта автономность относительна. Малыш ничего не умеет делать сам. То есть, малыш требует изрядного количества внимания со стороны окружающих, ведь впитывает информацию, как губка.

Упражнение «Ассоциативный ряд»

Психолог. Коллеги! Давайте вспомним ассоциативные цепочки на тему «Речь ребенка раннего возраста» и «Физическое развитие малыша», которые Вы активно используете в своей работе с детьми.

«Речевое развитие ребенка». Слушание и понимание малых фольклорных жанров.

Потешки. «Сорока-ворона», «Пальчик, пальчик, где ты был», «Ладушки, ладушки»

Стихи…..

Песни….. .

Колыбельные…...

Рассказы. ……

«Физическое развитие ребенка».

Подвижные игры и игровые упражнения…….

Игры с ходьбой, бегом, на удержание равновесия. «К куклам в гости», «Догони меня», «Догони мяч», «Пройди по тропинке», «Через ручей», «Жили у бабуси»…….

Игры с ползанием и лазанием. «Доползи до погремушки», «Проползи в ворота», «Не тронь», «Перелезь через бревно», «Обезьянки», «Котята», «Собери игрушки»……..

Игры с бросанием и ловлей мяча. «Прокатить мяч», «Скатить с горки», «Перекинь через веревку», «Целься в круг»……..

Игры с прыжками. «Пружинки», «Достань ладонь», «Позвоните в колокольчик», «Зайка беленький сидит», «Птички летают», «Поймай бабочку»……..

Игры на ориентирование в пространстве……..

Третий шаг. Готовлюсь к поступлению в детский сад.

И опять какие-то изменения! (Кризис 3-х лет). (Психолог размещает надпись у третьего отпечатка детских ног).

class="eliadunit">

Третий год жизни является кризисным. Приобретя определенный «багаж» знаний и умений, ребенок начинает испытывать потребность в большей, чем ему предоставляют, самостоятельности. У малыша зарождается осознание, что он - отдельное существо со своими желаниями, потребностями, которые не всегда совпадают с тем, что предлагают мама с папой. Ребенок пытается сравнивать себя с другими людьми.

Осознание своего «Я» на третьем году жизни является новообразованием. И, как при любом достижении, действия, которые его закрепляют, являются самыми важными. Поэтому трехлетний малыш спокойнее воспринимает несамостоятельность в некоторых видах самообслуживания (позволяет кормить себя), в передвижении (просится на руки), чем зависимость в праве выбора.

Каждый ребенок имеет свои сроки развития, следовательно, формирование личности тоже происходит в индивидуальном темпе. Чаще всего возраст 2-2,5 года является переходным этапом от активного познания окружающего мира к познанию самого себя. Это стабильный период, в течение которого ребенок особенно успешно овладевает речью, что является основным средством общения в человеческом обществе. Итак, наш малыш уже имеет определенные успехи: усвоил основные макродвижения (ходьбу, бег и т.д.), приобрел элементарные навыки самообслуживания, овладел предметными действиями, речью. И теперь он стремится к самостоятельности во всем, требует признания взрослых, готовится к поступлению в детский сад. Каким же его там встретят именно эти взрослые - его ближайшее окружение на следующие несколько лет?

Упражнение «Педагогические весы»

Обсуждение

Какие черты было описывать труднее всего?

Как вы себя при этом чувствовали себя?

Как вы думаете, как чувствуют себя дети рядом с таким воспитателем?

Положительные черты описывать-самое приятное?

Как вы думаете, как пройдет процесс адаптации у детей рядом с таким воспитателем?

Четвертый шаг. Добрый день, я пришел! Помогите мне адаптироваться!

(Психолог размещает надпись у четвертого отпечатка детских ног).

Детский сад - первый опыт «погружения» ребенка в общественную жизнь. Если его просто «кинуть» в новый круг общения, он может получить большой стресс. Социальный фактор главный и самый важный аргумент в пользу детского сада. Комплексная работа всех специалистов, а в первую очередь, воспитателя, способствует более легкой адаптации ребенка к условиям детского сада, укрепляет резервные возможности его организма.

Упражнение «Психологические узелки»

Психолог. Предлагаю Вам, уважаемые коллеги, решить психологические узелки, то есть определить состояние ребенка в период адаптации к детскому саду путем предоставления рекомендаций и способов решения типичных ситуаций, которые возникают в этот период жизни ребенка (психолог раздает педагогам карточки, на которых написаны ситуации):

Ребенок боится нового помещения, незнакомых взрослых и детей;

Ребенок с плачем прижимается к матери и не отходит от нее ни на шаг;

Ребенок ни чем не интересуется, не подходит к игрушкам;

Ребенок избегает контактов с другими детьми;

Ребенок отказывается от контактов с воспитателем;

Ребенок не отпускает от себя воспитателя, стремится постоянно сидеть у него на руках;

Ребенок отказывается от еды;

Ребенок перестает говорить, хотя хорошо умеет;

Ребенок постоянно плачет;

Ребенок начинает часто болеть;

Ребенок играет только одной игрушкой;

Ребенок отказывается спать

Ребенок отказывается посещать детский сад

Пятый шаг. И вот наконец я здесь - в стране детства...

Упражнение «Тайник сокровищ» (притча)

«Рассказывают мудрые люди, что с древнейших времен люди и боги жили рядом, как соседи (это уже потом боги выбрали себе жизнь на Олимпе). Вот, как водится и тогда и сейчас между недружественными соседями, поссорились они как-то не на шутку - и давай друг другу пакости различные устраивать, и каждый раз все хуже и хуже... А уступить - никто не хочет!

Подошла рознь, говорят, уже к тому, что решили боги наказать смертных хуже некуда, чтобы не были они такими дерзкими.

Подумали - и решили похитить у людей самое дорогое, самое ценное, самое важное, что у них было.

У одного любовь украдут, у другого ум, у кого-то - мечту, еще у других - счастье... И так во всем мире...

Наносили человеческих сокровищ кучу. Начали снова советоваться: «Что с ними делать? Куда теперь это спрятать?» Сложно было им прийти к согласию в выборе надежного тайника для собранных сокровищ.

И вдруг кто-то сказал: «А что, если их сокровища мы спрячем у них под самым носом?! Никогда не найдут!» И предложил тайник... человеческое сердце.

«Да, да!» - Говорили одобрительно все вокруг. «Люди никогда не догадаются там искать...», «Они лишь изредка и в основном небрежно туда заглядывают...» «О, сердце - это действительно самое сокровенное место для них...»

Поэтому с тех пор так и повелось среди людей: всю жизнь мы готовы положить ради получения утраченного когда-то сокровища, которое находится так рядом.

А все - гораздо проще: уважаемые коллеги! Оно у каждого из нас есть - свое, собственное, родное - его только надо суметь найти в своем сердце. И если это сокровище настоящее - оно обязательно умножится... »

Психолог. Все мы родом из детства, в каждом из нас до сих пор живет ребенок. А тем более, что работаем мы именно в стране Детства! Каждый раз, заглядывая в свое сердце, отдавайте детям всю вашу, такую ​​ важную для них любовь, искренность, теплоту. Ведь девиз педагога по жизни: «Сердце отдаю детям». Успехов всем вам!

Благодарю за внимание!

Людмила Геля
Деловая игра «Ранний возраст–какой он?»

Цель игры : формирование и закрепление знаний о особенностях раннего возраста .

Ожидаемые результаты :

Закрепление знаний о раннем возрасте ;

Активизация интереса по данной теме;

Создание положительного заряда эмоций.

Организация и подготовка к игре :

За неделю до проведение игры педагоги делятся на две команды, выбрав по жребию название. Для этого им предлагается ряд название : малыши, наши ребятишки, веселые детишки и т. д.

В соответствие с названием команды готовят эмблемы, стихи, загадки и т. д.

Материалы и оборудование :

Силуэт ребенка для каждой команды на листе бумаги формата А2; мольберты или магнитные доски; конверт с заданиями; тексты загадок; таблицы для внесения результатов; карандаши; фломастеры; столики для команд и жюри.

Ведущий : Воспитатель Геля Л. В.

Время проведения : 30 минут

Ход игры

1 вступительное слово

Воспитатель :

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст , когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра , общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка , но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности .

В этот период активно развивается все, что связанно не только с физиологией, но и с эмоциями, интеллектом, поведением. Поэтому о чем важно то, как будет ребенок в этот период воспитываться.

2 Представление команд (демонстрация эмблем, коллажа, чтение стихов)

3 Конкурс «Правильный ответ»

а) Какой из великий русских педагогов является автором данного афоризма : Годы детства - это, прежде всего, воспитание сердца.

б) Посредствам чего дети этого возраста общаются ?

в) Как вы понимаете кризис 3-х лет?

г) Отгадайте загадку для самых маленьких : Мохнатенькая, да усатенькая, Молочко пьёт, да песенки поёт. (кот)

д) Что ребенок начинает делать сначала ползать или сидеть и почему?

е) Как называется ведущий вид деятельности в этом возрасте ?

ж) Что в этом возрасте развивается быстрее физиология или интеллект

з) Сколько можно выделить периодов развития ребенка от 1 года до 3-х лет?

и) С кем ребенок больше общается со взрослыми или с детьми?

к) Какой вид игры характерен для этого возраста ?

л) На сколько к концу раннего возраста у ребенка увеличивается запас слов?

м) Почему ребенок этого возраста , смотря в зеркало узнает себя?

н) Еще одна загадка для самых сообразительных : Имя первой женщины в мире, освоившей летательный аппарат. (Баба-Яга) .

4 Конкурс «Кто быстрее»

Инструкция : ведущий предлагает участникам команды по очереди подбегать к плакату, и написать одну особенность раннего возраста .

Примечание. Во время подсчета не учитываются повторяющиеся и не правленьные ответы участников.

5Конкурс «Наш малыш»

Инструкция : участникам предлагаются конверты с заданиями. Каждой команде нужно разыграть свою сценку. Например : «как мама приводит ребенка в садик» - 1 вариант не правильное поведение (ребенок не хочет идти в группу, мама с ним сидит и сама не хочет его отпуска, воспитатель не обращает внимание, 2 вариант правильное поведение (мама с вечера настраивает ребенка на поход в садик и на месте быстро с ним прощается, воспитатель забирает ребенка в группу переключая внимание ребенка на игру, мультик или беседу, «у ребенка наступил кризис 3 – х лет» , «ребенок отказывается, есть в саду» и т. д.

6 Конкурс «Веселый малыш» .

Инструкция. Участникам предлагается построится в друг за другом и по очереди подбегать к плакату с контурным изображением ребенка, при этом выбрав карандаш (фломстер, краски и др.) раскрасить, какую – ни будь часть ребенка.

7 Подведение итогов. Награждение команд.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Знатоки ФГОС»

Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области.
Описание:
Моя публикация будет интересна старшим воспитателям, методистам, заместителям заведующего ДОУ, всем тем, кто занимается организацией воспитательно-методической работы
Цель: уточнение и систематизация знаний педагогов ФГОС ДО.Ведущий:
Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,
Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Но сегодня день особый,
Собрались мы неспроста.
И у нас сегодня, взрослых,
Начинается игра!
В правила игры вникайте,
Что за чем запоминайте!

РАЗМИНКА. «Мозговая атака»

Вопрос первый .

Для 1 команды: Как зовут министра образования РФ?
Для 2 команды: Как зовут министра образования Саратовской области?

Вопрос второй . (слайды презентации)

Кто это? (фото обеим командам)

(не забывайте о колокольчике и праве первоочередного ответа)

Задание 1 «Кроссворд ФГОСовца»
(время выполнения 5 минут)


1. Одно из требований к развивающей предметно-пространственной среде?
ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ
2. Один из видов детской деятельности
ДВИГАТЕЛЬНАЯ
3. Что такое стандарт одним словом?
ТРЕБОВАНИЯ
4. С какого вида деятельности начинается трудовое воспитание в раннем возрасте?
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
5. Этапы детства по ФГОС (один из возрастов)?
МЛАДЕНЧЕСКИЙ
6. Кто тесно взаимодействует с педколлективом и по ФГОС является партнёрами?
РОДИТЕЛИ


РАУНД 3. «Кот в мешке»


Вы «тяните» из мешка карточку с вопросом, я – зачитываю. Если команда готова ответить – звонит в колокольчик. Жюри оценивает правильность ответа.

1. Назовите образовательные области в соответствии с ФГОС ДО.
*социально-коммуникативное развитие;
*познавательное развитие;
*речевое развитие;

*физическое развитие.
2. В какую образовательную область включены продуктивные виды деятельности?
*художественно-эстетическое развитие;
3. Что является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве?
*игра
4. С какого вида детской деятельности начинается развитие навыков трудовой деятельности у детей?
*самообслуживание и элементарный бытовой труд;
5. Назовите этапы дошкольного детства
*младенческий, ранний, дошкольный;
6. Какие требования определяет ФГОС ДО?
- Требования к структуре ООП ДО
- Требования к условиям реализации ООП ДО
- Требования к результатам освоения ООП ДО

7. Что такое целевые ориентиры?
*Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования;
8. Назовите виды детской деятельности в дошкольном возрасте (коммуникативная, конструирование из разного материала, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, музыкальная, самообслуживание и элементарный бытовой труд)
9. Какие требования (принципы) к развивающей предметно-пространственной среде необходимо учитывать при реализации Программы?
*РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной
10. Проводится ли педагогическая диагностика (мониторинг) при реализации программы? Если да, то кем и с какой целью проводится?
*Может проводиться педагогическим работником для индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития и для создания индивидуальных маршрутов), а также для оптимизации работы с группой детей.

РАУНД 4. «Ты мне, я – тебе»


Команды задают друг другу вопросы. Оценивается как полнота и «заковыристось» вопроса, так и полнота и правильность ответов.

*** К какому возрасту (раннему или дошкольному) относятся следующие целевые ориентиры:
- ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
-владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых?
(Ранний)

*** Определите, к какой образовательной области относятся следующие задачи:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
(Социально-коммуникативное развитие)

РАУНД 5. «Педагогические пазлы»


Педагогам дается задание, составить фразу, предварительно разрезанную на отдельные слова, словосочетания (фраза разрезается по одному, два, три слова). Время выполнения задания – 5 минут.

Предлагаемые высказывания :

*** Согласно СанПиН 2013 года, 3-4 часа в день должна составлять прогулка детей дошкольного возраста.
*** Что должен знать воспитатель, собирающийся с детьми на экскурсию? Точное количество детей, маршрут.

РАУНД 6. «Аукцион педагогических идей»


Командам предлагается написать за 1 минуту и потом назвать как можно больше новых слов, словосочетаний, понятий, с которыми вы столкнулись при знакомстве с документом ФГОС ДО.

(ФГОС, стандарт, целевые ориентиры, предметно-пространственная развивающая среда, среда трансформируемая и полифункциональная, поддержка детской инициативы, индивидуализация образования, оптимизация работы с группой детей.)


В течение 5 минут команды должны придумать название мероприятия - супер мероприятие в рамках ФГОС, определить его цель, разработать небольшой план его проведения.

Жюри подводят итоги

Объявляются «Знатоки ФГОС»

ПРИЛОЖЕНИЕ
Ещё несколько интересных вопросов по ФГОС ДО, которые можно ввести в игру при желании.

**Проводится ли педагогическая диагностика (мониторинг) при реализации программы? Если да, то кем и с какой целью проводится?
(Может проводиться педагогическим работником для индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития и для создания индивидуальных маршрутов), а также для оптимизации работы с группой детей).

Выписка из ФГОС:
3.2.3.Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

**При решении, каких управленческих задач целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием?
-аттестация педагогических кадров;
-оценка качества образования;
-оценка уровня развития детей;
-оценка выполнения муниципального
(государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
-распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОО.

**В чем заключается специфика дошкольного детства?
Гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность.

**Выделите требования к условиям реализации Программы, которые включает Стандарт?
- психолого-педагогические условия
- кадровые условия
- учебно-материальные условия
- материально-технические условия
- медико-социальные условия
- финансовые условия
- развивающая предметно-пространственная среда
- информационно-методические условия.

**Какие системные особенности дошкольного образования?
Необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат освоения Программы.

**Что такое ООП ДО? Раскройте понятие.
Основная образовательная программа дошкольного образования.
Программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе) на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

**Кем является семья в системе дошкольного образования по стандартам?
Участник образовательного процесса и партнёр.

Деловая игра для воспитателей ДОУ: «Воспитатель раннего возраста - какой он?»

Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по развитию детей раннего возраста , установление связи теоретических знаний педагогов с практическим опытом воспитания, обучения и развития детей раннего возраста, создание условий для профессионального самосовершенствования и саморефлексии педагогов, создание комфортной, дружественной атмосферы при игре, надлежащие условия для стимулирования познавательного интереса и креативности педагогов.

Материал: демонстрационный материал - макет детских следов, страна детства, силуэт ребенка; раздаточный материал - стикеры, педагогические ситуации, бумага формата А4, ватман, фломастеры.

Ход мероприятия психолога для воспитателей детского сада

Психолог. Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать всех Вас в стенах нашего детского сада. Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы подумать над вопросом о роли воспитателя, выяснить важность его деятельности в важнейший период человеческой жизни, в самое прекрасное и в незабываемое время - время надежд на осуществление заветных желаний - в стране детства. Не секрет, что все мы выходцы из страны Детства. И поэтому, нам часто хочется хоть в мыслях унестись в те безоблачные, счастливые минуты. Ведь в ту пору каждый день - это сказка. И именно от того, кто поведет малыша за руку в этой стране, что он получит из окружающего мира, во многом зависит то, каким он станет человеком в будущем...

Упражнение «Знакомство» (5 мин).

Уважаемые коллеги! Давайте с Вами познакомимся! Пожалуйста, на стикерах, которые лежат перед вами, сначала напишите свое имя, а затем на первую букву своего имени действие или предмет, который у Вас ассоциируется с детством и наклейте написанное на воображаемого малыша - на символ детства.

Психолог. Ранний возраст - это условный коридор, который проходит ребенок от рождения - до 3-х лет. Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности, познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целеустремленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и прочее. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, они требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. В этот период активно развивается все, что связано не только с физиологией, но и с эмоциями, интеллектом, поведением. Поэтому важно то, как будет ребенок в этот период развиваться и воспитываться. Поэтому, уважаемые коллеги, давайте более подробно остановимся на детских шагах раннего детства, рассмотрим периоды развития ребенка раннего возраста; рассмотрим то, каким именно должен быть воспитатель рядом с ребенком, который активно развивается.

Первый шаг. Я - родился! Что это происходит со мной?

(Кризис 1-го года).

(Психолог размещает надпись у первого отпечатка детских ног).

Ранний возраст - период не только бурного развития всех систем организма, но и этап накопления опыта, сил и возможностей для начала формирования личности.

Психическое и физиологическое развитие ребенка поражает своей интенсивностью. Как отмечал Л. Толстой, до 3 лет человек овладевает тем же объемом опыта, который затем в течение остальной своей жизни. Поэтому, достаточно важно, кто находится рядом с ребенком в этот с одной стороны сложный период, а с другой счастливый период его жизни. Поэтому, уважаемые коллеги! Необходимо не абы как владеть категорийно-понятийным аппаратом и терминологией по данной проблематике. Давайте вместе с вами проверим ваши знания особенностей развития ребенка с момента рождения - до 1 года.

Тестовая проверка знаний «Ранний возраст - какой он?»

Скачать в конце занятия

Второй шаг. Мои первые шаги. Мои первые слова...

(Психолог размещает надпись у второго оттиска детских ног).

Уважаемые коллеги! Следующим важным шагом в жизни маленького ребенка является появление первых шагов и первых слов. То есть, главными событиями данного возрастного промежутка являются:

1. Ходьба. Главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого.

2. Появление автономной речи, ситуативного, эмоционального, понятного только близким по структуре - обрывки слов.

Яндекс.Директ

Также происходят изменения в поведении:

1. Упрямство, непослушание, требование повышенного внимания.

2. Увеличение новых форм поведения.

3. Повышенная чувствительность к замечаниям взрослых - обидчивость, недовольство, агрессия.

4. Повышенная капризность ребенка.

5. Противоречивое поведение в осложненных ситуациях.

Таким образом, в этот период развивается первичная связь со взрослым и возникает автономность ребенка от взрослого, которая повышает его собственную активность. Но эта автономность относительна. Малыш ничего не умеет делать сам. То есть, малыш требует изрядного количества внимания со стороны окружающих, ведь впитывает информацию, как губка.

Упражнение «Ассоциативный ряд»

Психолог. Коллеги! Давайте вспомним ассоциативные цепочки на тему «Речь ребенка раннего возраста» и «Физическое развитие малыша», которые Вы активно используете в своей работе с детьми.

«Речевое развитие ребенка». Слушание и понимание малых фольклорных жанров.

Потешки. «Сорока-ворона», «Пальчик, пальчик, где ты был», «Ладушки, ладушки»

Песни….. .

Колыбельные…...

Рассказы. ……

«Физическое развитие ребенка».

Подвижные игры и игровые упражнения…….

Игры с ходьбой, бегом, на удержание равновесия. «К куклам в гости», «Догони меня», «Догони мяч», «Пройди по тропинке», «Через ручей», «Жили у бабуси»…….

Игры с ползанием и лазанием. «Доползи до погремушки», «Проползи в ворота», «Не тронь», «Перелезь через бревно», «Обезьянки», «Котята», «Собери игрушки»……..

Игры с бросанием и ловлей мяча. «Прокатить мяч», «Скатить с горки», «Перекинь через веревку», «Целься в круг»……..

Игры с прыжками. «Пружинки», «Достань ладонь», «Позвоните в колокольчик», «Зайка беленький сидит», «Птички летают», «Поймай бабочку»……..

Игры на ориентирование в пространстве……..

Третий шаг. Готовлюсь к поступлению в детский сад.

И опять какие-то изменения! (Кризис 3-х лет). (Психолог размещает надпись у третьего отпечатка детских ног).

Третий год жизни является кризисным. Приобретя определенный «багаж» знаний и умений, ребенок начинает испытывать потребность в большей, чем ему предоставляют, самостоятельности. У малыша зарождается осознание, что он - отдельное существо со своими желаниями, потребностями, которые не всегда совпадают с тем, что предлагают мама с папой. Ребенок пытается сравнивать себя с другими людьми.

Осознание своего «Я» на третьем году жизни является новообразованием. И, как при любом достижении, действия, которые его закрепляют, являются самыми важными. Поэтому трехлетний малыш спокойнее воспринимает несамостоятельность в некоторых видах самообслуживания (позволяет кормить себя), в передвижении (просится на руки), чем зависимость в праве выбора.

Каждый ребенок имеет свои сроки развития, следовательно, формирование личности тоже происходит в индивидуальном темпе. Чаще всего возраст 2-2,5 года является переходным этапом от активного познания окружающего мира к познанию самого себя. Это стабильный период, в течение которого ребенок особенно успешно овладевает речью, что является основным средством общения в человеческом обществе. Итак, наш малыш уже имеет определенные успехи: усвоил основные макродвижения (ходьбу, бег и т.д.), приобрел элементарные навыки самообслуживания, овладел предметными действиями, речью. И теперь он стремится к самостоятельности во всем, требует признания взрослых, готовится к поступлению в детский сад. Каким же его там встретят именно эти взрослые - его ближайшее окружение на следующие несколько лет?

Упражнение «Педагогические весы»

Обсуждение

Какие черты было описывать труднее всего?

Как вы себя при этом чувствовали себя?

Как вы думаете, как чувствуют себя дети рядом с таким воспитателем?

Положительные черты описывать-самое приятное?

Как вы думаете, как пройдет процесс адаптации у детей рядом с таким воспитателем?

Четвертый шаг. Добрый день, я пришел! Помогите мне адаптироваться!

(Психолог размещает надпись у четвертого отпечатка детских ног).

Детский сад - первый опыт «погружения» ребенка в общественную жизнь. Если его просто «кинуть» в новый круг общения, он может получить большой стресс. Социальный фактор главный и самый важный аргумент в пользу детского сада. Комплексная работа всех специалистов, а в первую очередь, воспитателя, способствует более легкой адаптации ребенка к условиям детского сада, укрепляет резервные возможности его организма.

Упражнение «Психологические узелки»

Психолог. Предлагаю Вам, уважаемые коллеги, решить психологические узелки, то есть определить состояние ребенка в период адаптации к детскому саду путем предоставления рекомендаций и способов решения типичных ситуаций, которые возникают в этот период жизни ребенка (психолог раздает педагогам карточки, на которых написаны ситуации):

Ребенок боится нового помещения, незнакомых взрослых и детей;

Ребенок с плачем прижимается к матери и не отходит от нее ни на шаг;

Ребенок ни чем не интересуется, не подходит к игрушкам;

Ребенок избегает контактов с другими детьми;

Ребенок отказывается от контактов с воспитателем;

Ребенок не отпускает от себя воспитателя, стремится постоянно сидеть у него на руках;

Ребенок отказывается от еды;

Ребенок перестает говорить, хотя хорошо умеет;

Ребенок постоянно плачет;

Ребенок начинает часто болеть;

Ребенок играет только одной игрушкой;

Ребенок отказывается спать

Ребенок отказывается посещать детский сад

Пятый шаг. И вот наконец я здесь - в стране детства...

Упражнение «Тайник сокровищ» (притча)

«Рассказывают мудрые люди, что с древнейших времен люди и боги жили рядом, как соседи (это уже потом боги выбрали себе жизнь на Олимпе). Вот, как водится и тогда и сейчас между недружественными соседями, поссорились они как-то не на шутку - и давай друг другу пакости различные устраивать, и каждый раз все хуже и хуже... А уступить - никто не хочет!

Подошла рознь, говорят, уже к тому, что решили боги наказать смертных хуже некуда, чтобы не были они такими дерзкими.

Подумали - и решили похитить у людей самое дорогое, самое ценное, самое важное, что у них было.

У одного любовь украдут, у другого ум, у кого-то - мечту, еще у других - счастье... И так во всем мире...

Наносили человеческих сокровищ кучу. Начали снова советоваться: «Что с ними делать? Куда теперь это спрятать?» Сложно было им прийти к согласию в выборе надежного тайника для собранных сокровищ.

И вдруг кто-то сказал: «А что, если их сокровища мы спрячем у них под самым носом?! Никогда не найдут!» И предложил тайник... человеческое сердце.

«Да, да!» - Говорили одобрительно все вокруг. «Люди никогда не догадаются там искать...», «Они лишь изредка и в основном небрежно туда заглядывают...» «О, сердце - это действительно самое сокровенное место для них...»

Поэтому с тех пор так и повелось среди людей: всю жизнь мы готовы положить ради получения утраченного когда-то сокровища, которое находится так рядом.

А все - гораздо проще: уважаемые коллеги! Оно у каждого из нас есть - свое, собственное, родное - его только надо суметь найти в своем сердце. И если это сокровище настоящее - оно обязательно умножится... »

Психолог. Все мы родом из детства, в каждом из нас до сих пор живет ребенок. А тем более, что работаем мы именно в стране Детства! Каждый раз, заглядывая в свое сердце, отдавайте детям всю вашу, такую ​​важную для них любовь, искренность, теплоту. Ведь девиз педагога по жизни: «Сердце отдаю детям». Успехов всем вам!

Благодарю за внимание!

Групповой семинар-практикум для педагогов раннего возраста

«Организация игровой деятельности в процессе адаптации к ДОУ»

Цель: структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2-3 лет в период адаптации.

Материал: мягкие мячики (по 5-6 штук для каждого участника), доска маркеры, собачка, колокольчик, мяч, бумага, ручки, бейджи.

Ход семинара- практикума:

Психолог: Добрый день, дорогие коллеги! Я рада вас всех сегодня видеть. Надеюсь, что мы интересно и полезно проведём здесь время.

Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Что пожелаем сегодня…. (называю имена присутствующих коллег, вспоминая их заслуги). А что бы Вы хотели пожелать мне? (Участники отвечают). Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о маленьких детях, которые только пришли к нам в садик. Чтобы лучше их понять, на нашей встрече мы побудем немного детьми.

(Бейджи лежат на столах у каждого участника)

Придумайте себе такое имя, каким вы хотели бы называться сегодня. Представьтесь, пожалуйста, и запишите своё имя на бейдже.

Упражнение «Возвращение в детство»

Цели: активизировать впечатления раннего детства, прочувствовать эмоциональное состояние ребёнка в возрасте 2-3 лет.

Психолог: «Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы хорошо чувствовалась опора о спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в ногах, в руках.

Представьте себя в детстве, в то время, когда вы были маленькими. Представьте тёплый весенний день. Воздух пьяный, пахнет смолянистыми тополиными почками. Деревья покрываются первыми листочками, и такие высокие, что кажется, своими верхушками достают до неба. Вам два или три года. Вы идёте по улице. Как вы выглядите? Посмотрите, что на Вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идёте по улице, рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берёте его за руку и чувствуете его тёплую нежную руку.

Обсуждение: Получается у вас представить себя маленьким ребёнком? Расскажите, что Вы чувствуете.

Давайте запишем ваши чувства на доске.

Упражнение «Я иду в детский сад»

Цель: прочувствовать эмоциональное состояние состояние ребёнка, пришедшего в первый раз в детский сад.

Психолог: закройте глаза. Представьте, что мама ведёт вас первый раз в детский сад. Вы входите в очень ярко освещённую комнату, видите незнакомую тётю, мальчиков и девочек. В комнате шумно. Рядом с тётей стоит девочка, плачет и зовёт маму. Тётя ласково зовёт вас войти, вы оборачивайтесь, чтобы взять маму за руку… а мамы нет. Что вы почувствовали в этот момент? О чём подумали?»

Упражнение «Мягкие шарики»

Цель: почувствовать тяжесть эмоционального переживания ребёнком начала посещения детского сада.

Психолог: «Посмотрите на шарики в моей корзинке. Это трудности, с которыми сталкивается ребёнок, пришедший в детский сад. Сейчас я раздам их Вам. (раздаются мягкие шарики по кругу).

Я раздаю Вам:

  • Ощущение одиночества и отсутствия близких людей в течение «бесконечного времени» и «неизвестно заберут ли меня домой?», «а мама придёт?».
  • Незнакомую обстановку;
  • Незнакомых взрослых, мальчиков и девочек;
  • Недостаточно развитые навыки самообслуживания (неумение кушать, или неаккуратность во время этого процесса, неумение или стеснение попроситься на горшок, неумение одеваться);
  • Сильную привязанность к взрослому;
  • Отсутствие опыта разлуки с близкими;
  • Неумение самостоятельно занять себя;
  • Избирательное отношение к взрослому/детям.
  • Новый режим дня.

Удобно ли Вам держать столько шариков? Что вы чувствуете, если они падают? Что амии хочется сделать?

Давайте вместе назовём те изменения, которые происходят в поведении и настроении малыша, пока он привыкает к детскому саду.

Ребёнок, оказавшись в новой обстановке испытывает волнение, тревогу, страх. Детям кажется, что его мама ушла и это навсегда, так как дети живут сегодняшним моментом.

Адаптивные возможности ребёнка ограничены, если привыкание происходит тяжело, малыш может заболеть. Для того, чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание ребёнка на деятельность, которая приносит ему удовольствие, то есть на игру.

Задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального доверия к воспитателю, установление эмоционального контакта. Ребёнок в воспитателе должен увидеть готового прийти на помощь человека, ласкового и заботливого (как мама).

Эмоциональное общение во время игр происходит через проигрывание совместных действий, сопровождаемых улыбкой, направленные на установление тактильного контакта, снятию эмоционального напряжения.

Для того, чтобы ребёнок не чувствовал себя обделённым, нужно чтобы игры были фронтальными, то есть проводились со всей группой детей.

Поделитесь, какие игры вы используете для создания атмосферы принятия ребёнка, установления эмоционального контакта, доверия к воспитателю в группе? (Участники делятся своими находками). Давайте поиграем в эти игры.

Игра «Иди ко мне»

Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком, приветствие.

Психолог: Я воспитатель. Я встречаю малыша, который пришёл в детский сад. Здравствуй, Алиночка! (Ласково.) Иди ко мне, моя хорошая! (Когда ребёнок подходит, воспитатель его обнимает). Ах, какая хорошая Алиночка ко мне пришла! (Игра повторяется). Что вы почувствовали, когда воспитатель вас встретил?

Игра «Хоровод»

Психолог: «А теперь, ребята, возьмёмся за ручки, встанем в хоровод». Воспитатель берёт за ручки участников, стоя в кругу, приговаривая:

Игра «Передай колокольчик»

Психолог: «Ребята, посмотрите, что это такое? Правильно, колокольчик. Послушайте, как он звенит. Динь-динь-динь! Тот, кого я позову, будет звенеть колокольчиком. Маша, иди, возьми колокольчик. (Участник становится на место воспитателя) Маша, позвени колокольчиком. А теперь позови другого мальчика или девочку. Позови по имени или покажи рукой.

«Игра «Позови»

Психолог: Вот так мяч! Какой красивый, круглый, яркий! Алиночка, иди сюда, давай поиграем с мячиком - покатаем его. Ты - мне. Я- тебе. Я играла с Алиной. Алина, с кем ты хочешь играть? Позови». (Участник зовёт: «Кристина, иди играть». После игры Алина садится на место, а Кристина зовёт следующего участника.)

Комментарий психолога: «В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми . Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

Игра «Кто в кулачке?»

Психолог: «Друзья мои, посмотрите на мои ручки! У меня есть пальчики. (Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами). Ну-ка, покажите свои ручки! А пальчики! Теперь я сожму плотно кулачки - так, чтобы большие пальцы оказались внутри. (Показывает участникам, как это делать). Сожмите кулачки!

Кто залез ко мне в кулачок? Сжать пальцы в кулак.

Это, может быть, сверчок?

Ну-ка, ну-ка, вылезай! Выставить вперёд большой палец.

Это пальчик? Ай-ай-ай!

Упражнение «Тополиный пух»

Цель: снятие беспокойства, тревоги.

Психолог: разделитесь на пары. Один из вас будет играть роль воспитателя, другой - ребёнка. Пусть ребёнок примет удобную для него позу. «Воспитатель начнёт с мягких, нежных, медленных прикосновений к телу. Пусть ваши прикосновения будут хаотичными. Пока ваша ладонь лежит на теле ребёнка, другая переносится на новое место. А теперь поменяйтесь ролями.

Обсуждение:

  • Что вы чувствовали, когда были «ребёнком» и «воспитателем»? Какая роль Вам была больше по душе?
  • Что понравилось?

О принципах, которые влияют на успешность и действенность этого упражнения: не суетитесь, прикосновения должны быть спокойными и минимальными по амплитуде.

Важны не только телесные поглаживания, но и душевные. Психологические поглаживания необходимы каждому человеку для того, чтобы ощутить себя любимым, нужным, успешным.

Игра «Солнышко»

Цель: «психологические поглаживания» ребёнка.

Посмотрите, что- то наша Мария Алексеевна совсем замёрзла. Давайте поиграем в игру «Солнышко».

И согреем её вместе! Встанем в круг, а Мария Алексеевна - в центр. Я раздаю Вам по одному цветному карандашу - это лучик солнца. Подарим Марии Алексеевна с добрыми словами, скажем, что нам нравится в ней. (показать пример, сказав предложение комплимент и отдав лучик). А вы, Мария Алексеевна, не забудьте сказать «спасибо».

В адаптационный период, когда между ребёнком и взрослым уже установлены доверительные отношения, можно организовывать игры, цель которых вызывать внимание к действиям взрослого, к подражанию с игрушкой, вызывать интерес к игрушкам, стимулирование ответных игровых действий.

Игра «Собачка»

Материалы: игрушечная собачка, ширма. Ход игры: воспитатель привлекает внимание ребёнка к звукоподражаниям, читает стихотворение и совершает действия в соответствии с текстом:

Это песик в гости к нам.

(показывает собачку).

Я собачку ставлю а пол.

Дай, собачка Ане (имя ребёнка заменяется) лапу!