Дарим цветы        16.10.2019   

Деловая игра «Развитие у дошкольников творческого воображения посредством конструирования. Развитие творческого воображения посредством игры Педагоги о развитии воображения посредством игр аннотация

ВВЕДЕНИЕ

Построение новых стратегий развития творческой личности ребенка предполагает тщательное исследование закономерностей всех творческих процессов.

Традиционно в качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в какой угодно творческий акт, рассматривается воображение. Необходимость включения воображения в творческую активность субъекта связана с его значительной ролью в познании. Воображение способно не просто выстраивать новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывать существенные взаимоотношения и закономерности объективного мира.

Проникая во все виды деятельности, включаясь в систему отдельно существенных когнитивных образований субъекта, воображение особенно тесно связано с развитием эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. Собственно в нем дозволено понять тот узел "аффекта и интеллекта", который связывает эмоциональную и интеллектуальную жизнь личности.

Особенно значимым становится выявление специфики воображения и закономерностей его становления при изучении дошкольного детства, так, как просто в текущий период закладываются основные предпосылки его развития. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Многие из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), напротив, говорили об относительности высокого уровня детского воображения, который можно рассматривать лишь в сравнении с темпом развития других психических процессов.

ВВЕДЕНИЕ 3

1.1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте 5

1.2. Развитие творческого воображения посредством игры 11

1.3. Взаимосвязь творческого воображения с игрой 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

ЛИТЕРАТУРА 26

Использованная литература

  1. Абрамова, С. Метод воспитания - «отношение в действии». Воспитание школьников / С.Абрамова // директор школы. - 2005. №1 - С.55.
  2. Методика воспитательной работы: учебник / Ю.П. Азаров и (др.); под ред. Ю.П. Азарова. - М.: Просвещение, 1989-335 с. – ISBN 67899-87
  3. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский и (др.); под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983 - 608 с. ISBN 78993
  4. Педагогика: учебное пособие / С.П. Баранов и (др.); под ред. С.П. Баранова. - М.: Просвещение, 1987 - 368 с. ISBN 789-67-56
  5. Бегидова С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста ФК и С. – Майкоп.: ред.-изд. отдел АГУ, 2001, 270 с. ISBN 2340
  6. Комарь, В.д. Организация деятельности воспитателя в классном коллективе 1 В.д. Комарь /1 Классный руководитель. - 2004. - К - С.23
  7. Леонтьев, А.Н. деятельность и сознание / А.Н. Леонтьев 11 Мир психологии. - 1999. - К - С. 76-84.
  8. Н.В.Немова. Как создать среду, побуждающую к успеху? // Директор школы. 2002. № 7. С. 43-50.
  9. Никитина Е.Д., Строилова С.А. Изучение творческой активности в спорте как научно-практическая задача // На рубеже ХХ1 века. Год 2001. Научный альманах МГАФК. – Т.3. – Малаховка, 2001. С.153-156
  10. Р.Матвеева. В процессе сотворчества и сотрудничества // Директор школы. 1998. № 2. С. 56-59.
  11. А.В.Мудрик. Что такое воспитание? // Директор школы. 2002. № 10. С. 8-1
  12. Е.Ольшанская. Семейные корни детской агрессивности // Директор школы. 1999. № 5. С. 69-74.
  13. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. заведений / В.А. Сластенин и (др.); под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия 2002 - 576 с. ISBN 303706
  14. П.И.Смирнов. От гармонии деятельности к гармонии личности // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 2. № 2. С. 89-101.
  15. Степанов, Е. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности / Е. Степанов // Воспитание школьников. - 2005 - № - С. 2-9.
  16. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / ПЯ. Пидкасистый и (др.); под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Роспедагенство 1995 - 638 с. ISBN89356
  17. . Педагогика: Новый курс: учебник: В 2 кн. / ИП. Подласый и (др.); под ред. И.П. Подласого. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2003 -256 с. ISBN 689832
  18. . Хуторской, А. деятельность как содержание образования \ А. Хуторской //Народное образование. -2003. - Г28 - С. 107-114.

Практика работы в дошкольном учреждении показывает, что в число неуспевающих в школе детей чаще всего попадают интеллектуально пассивные дети, с не развитой творческой активностью, поэтому важная задача состоит в том, чтобы способствовать развитию любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию творческого воображения.

В процессе творчества ребенок раскрывается, реализует свои потребности в общении, выражении эмоций, самореализации. Дети не рождаются с развитым воображением, оно осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, что в дальнейшем служило материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе воспитания и обучения, а так же в единстве с мышлением, памятью, волей, чувствами.

В каждом ребенке заложена творческая искра. У одних она развита лучше, у других хуже. Творчеству невозможно обучиться, необходима практика в решении тех или иных задач, развитие в той или иной степени творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в творчестве. Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну - аффективно-защитную - роль, предохраняя растущую и легкоранимую, еще слабо защищенную личность ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и душевных травм. Благодаря познавательной функции воображения дети лучше узнают окружающий мир, легче и эффективнее решает возникающие перед ним задачи.

Существует множество дидактических игр на развитие воображения дошкольников, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения:

  • «Клякса»

Цель: развивать творческое воображение.

  • «Оживление предметов»

Цель: развивать воссоздающее воображение

  • «Так не бывает»

Цель: развивать активное воображение детей

  • «Продолжи рисунок»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

  • «Камешки на берегу»

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических воображений.

  • «Волшебная мозаика»

Цель: учить создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

  • «На что похожи наши ладошки»

Цель: развивать воображение и внимание.

  • «Иду, вижу, рассказываю сам себе»

Цель: погружение в сюжет картины, ощущение её деталей как частей целой композиции.

  • «На что похожи облака?»

Цель: развивать созерцательное воображение.

Воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют восприятие, память и внимание, выраженное из непосредственного постепенно превращается в опосредованное.

Прежде чем начать разговор о педагогическом руководстве детской творческой игрой, следует определить само понятие «театрализованная игра » .

В педагогической литературе понятие «театрализованная игра » тесно смыкается с понятием «игра-драматизация» . Одни ученые отождествляют эти понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр. Так, по мнению Л. С. Фурминой, театрализованные игры - это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. Как считает Л. С Фурмина, театрально -игровая деятельность для детей -дошкольников представляет наибольший интерес, когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль.

Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей , нравственному развитию дошкольника , формированию познавательного воображения .

В процессе театрализованных игр дети , как правило, знают, что и кого они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как надо это делать. Вот почему интонации детей бывают маловыразительными, а движения однообразными. Дети испытывают неудовлетворительность от своих действий, разочаровываются и теряют порой интерес к играм – драматизациям. Поэтому необходимо выделить и показать детям средства образной выразительности и исполнительской деятельности, которые стимулировали бы творческие проявления детей . К ним относят речевую, интонацию выразительность и пантомимику. Необходимо использование этих средств для передачи образа, умений пользоваться ими, находить соответствующее эмоциональное состояние персонажа. В доступной детям дошкольного возраста форме важно приобщить детей к воплощению сценического образа разными способами. Творческая активность ребенка в плане формирования новых сценических образов состоит в разрушении шаблонов сценического образа. Весь процесс создания сценического образа представляет собой единство закрепления новых образов и разрушения, прежних под влиянием приемов изобразительности. Именно на активизацию действия этого механизма должна быть направлена вся работа.

Театрализованные игры дошкольников способствуют развитию как познавательного , так и эмоционального воображения детей , развитию их аффективной сферы. Необходимо создать особый тип взаимоотношений между детьми и взрослыми в процессе театрализованной деятельности , которые помогут детям, справится с возникшими проблемами, преодолеть страхи и тревожность, обнаружить индивидуальность в творческой деятельности.

Для развития творческого воображения средствами театральной деятельности необходимо :

- развивать творческие способности детей в плане воплощения сценического образа;

Дать представления о невербальных и вербальных средствах воплощения образа;

- развивать познавательную активность;

Формировать эмоциональный контроль;

Для полноты восприятия театральной деятельности – ознакомить детей с различными видами театра : настольным театром , театром на фланелеграфе , пальчиковым театром с куклами бибабо и игровой – драматизацией.

Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью (чтобы дети представляли образы героев сказки выразительными, эмоционально отраженными, вести себя на сцене непринужденно, нужна специальная актерская тренировка, цель которой помочь овладеть следующими средствами образной выразительности : интонацией, позами, жестами, движениями, мимикой, пантомимикой.

При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения , которые влияют на развитие творческого воображения . Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, а именно содержать в себе образовательные, развивающие и воспитательные задачи .

Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, и поэтому очень важно уметь отобрать художественные произведения, на основе которых строится сюжет театрализованной игры . Театрализованная игра должна нести в себе информацию об окружающей действительности, влиять на формирование личности ребенка, активизировать его творческое воображении , иметь развивающий и воспитывающий характер , а также соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей .

Примерные творческие задания

Младшая группа

Представить и изобразить, как спит котенок, утенок, петушок; представить как они просыпаются, пьют водичку или молочко; попросить в образе котенка, цыпленка, лисички поесть; представить и показать как умывается кошка.

Средняя группа

Передать интонацией, позой, что зайчик плачет, радуется, возмущается, изобразить, как летят, машут крылышками и приземляются жук, птичка. Представить как котенок, утенок, медвежонок переходят по камешкам через ручей, как ходят вперевалочку утята, как тяжело, неуклюже передвигается медведь после зимней спячки. Как бежит по лесу хитрая лиса. Представить себя кем-нибудь и рассказать о себе, выбрать и представить какое-нибудь животное. Остальные должны догадаться, кого ребенок изображает.

Старшая группа

Мимические этюды : один ребенок рассказывает, другой показывает с помощью мимики и жестов, то, о чем говорится. Произнести фразу, например, изображение нескольких героев : щенка и кошку, воробья и бабочку, пройдись как старая бабушка, царевна, упражнения с воображаемыми предметами , типа представь себе мяч, возьми его. Придумывание загадок такого типа : показать своего героя в движении сначала без слов, потом со словами, а все должны отгадать, кто это был (зайчик с морковкой) . Придумать и рассказать новую сказку про каких-нибудь знакомых героев. Придумать действие к песенкам. Придумать движение вальса. Фигуры к танцу польки.

Подготовительная группа

Исполнить песенку будучи злым, или добрым героем. Произнести фразу возмущенно, удивленно, тихо, громко и грустно. Передать позой, что в данный момент делает герой или что с ним произошло. Сочинить песенку для Машеньки. Представить и изобразить, как она идет по лесу, что при этом делает (нюхает цветы и т. д.) . Сравнить волка по разным сказкам (петушка, зайца, лису, медведя) .

Таким образом, только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обусловливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей .

Публикации по теме:

«Развитие речи детей через театрализованные игры» Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений,.

Картотека театрализованных игр для детей 3–7 лет Театрализованные игры для детей 2 младшей группы. Пантомима «Утренний туалет» Цель: развивать воображение, выразительность жестов. Воспитатель.

Методические рекомендации «Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В. В. Воскобовича» Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых.

Методические рекомендации воспитателям по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста Очень важно коррекционную работу с детьми с ОНР реализовывать комплексно, взаимодействуя с воспитателями и родителями, для эффективности.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой.

Рекомендации родителям и воспитателям по снижению агрессивности у детей Рекомендации родителям и воспитателям по снижению агрессивности у детей. Проблема обучения и воспитания- одна из самых важных, стоящая перед.

Рекомендации воспитателям по организации питания детей в ДОУ Я работаю педагогом-психологом в ГБДОУ № 49 комбинированного вида города Санкт-Петербурга. Роль питания в современных условиях значительно.

Рекомендации воспитателям по организации положительных взаимоотношений дошкольников. Самое главное- воспитать те нравственные силы ребёнка, без которых он не может не делать добра, т. е. учить сопереживать. В. А. Сухомлинский.

Рекомендации воспитателям «Права ребёнка надо знать и соблюдать» Цель: Повысить правовые знания и педагогическую компетентность воспитателей по организации работы по реализации прав и свобод детей и воспитанию.

Рекомендации воспитателям «Принципы взаимодействия педагога с родителями» Рекомендации воспитателям: "ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ"1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями Позитивный настрой.

Библиотека изображений:

Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных играх является творчество. Творческая деятельность свойственна только человеку. Она всегда социальна по содержанию и выражает свободу личности.

Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. У них великолепно развито воображение, они могут «летать» как воробушки, «порхать» как бабочки и т.д. Являясь средством естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, дает ребенку возможность познать и преобразовать окружающую действительность, а с другой - развивает его способности и творческую деятельность.

Следующим чрезвычайно важным этапом развития детского двигательного творчества является умение самостоятельно организовывать подвижные игры, знакомые ребенку. Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр по картинам, по материалам знакомых художественных произведений.

Придумывание новых игр дается не всем детям. Причинами этого являются индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта, организованность педагогического процесса, не всегда достаточно побуждающего ребенка к творчеству. При умелом руководстве игрой можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально-активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.

Продуманная подготовка воспитателя к игре, комплексный межпредметный подход к формированию двигательного и социального опыта подводят ребенка к более осмысленному восприятию игровой ситуации, обеспечивают вхождение его в роль.

Важная роль в подготовке и проведении игры принадлежит художественному слову. Оно действует на детей не только смысловым содержанием, но и внутренним ритмом, мелодичностью, что значительно увеличивает силу воздействия на фантазию и воображение. Поэтому объяснение подвижной игры не должно быть сухим, ситуативным. Оно должно быть образным, лаконичным, максимально вразумительным, воздействующим на фантазию, воображение; будить мысль и чувства.

Большинство подвижных игр включает множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса имеющихся двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при обучении физическим упражнениям направлять творческую деятельность детей. Особое значение имеет использование метода творческих заданий, обеспечивающего развитие творчества при составлении комбинаций физических упражнений.

Следующим чрезвычайно важным этапом развития детского творчества является умение самостоятельно организовывать подвижные игры, знакомые ребенку. Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр по материалам знакомых художественных произведений, эпизодам из жизни. При систематическом, целенаправленном руководстве воспитатель, вооруженный соответствующей методикой, может добиться значительных результатов в комбинировании движений, варьировании игр, проведении знакомых игр со всей группой и небольшими группами детей.

По своей природе каждая подвижная игра является носителем творческой деятельности. При умелом руководстве игровой деятельностью можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески. Удовлетворяя потребность в движении, развивая творчество в процессе двигательной деятельности, мы формируем физическую культуру. А.С. Макаренко писал, что культурное воспитание ребенка начинается очень рано, когда ему еще далеко до грамотности, когда он только научается хорошо видеть, слышать и кое-что говорить. Развивая гармонию движений, было бы неправильно сводить роль подвижной игры только к физическому развитию.

Плавность, изящество движений, приобретенные при обучении физическим упражнениям, играют важную роль в творческом проявлении ребенка в подвижной игре. Наслаждение в подвижной игре достигается за счет полного раскрытия личности ребенка.

Ребенок, не доигравший в детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастает менее социально активным, заорганизованным.

Педагогически правильно организованная игра дарит ребенку радость, функциональное удовольствие от движения, чувство товарищества, дружбы, взаимопомощи и взаимопонимания, успеха в достижении общих игровых целей. Радость творчества дает неповторимое ощущение раскованности и свободы, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, столь необходимого в будущей жизни.

При проведении подвижных игр создаются широкие возможности для формирования у детей творчества, потому что игры никогда не состоят только из автоматизированных действий. Творческая инициатива проявляется у детей уже в младшем дошкольном возрасте: в начальной форме у двухлетних и в более развитой у детей трех лет.

В репертуаре подвижных игр для маленьких детей преобладают сюжетные игры: они уточняют представления детей об окружающем их мире, содействуют активности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воздействуют на возникновение и развитие воображения.

Реально-условная ситуация сюжетных игр помогает ребенку своеобразно воспроизвести знакомый ему жизненный образ. Малыш испытывает радость от самих движений, подражания птицам и животным: летает, как птичка; прыгает, как зайчик, бегает, как лошадка. Поэтому во время игры слышится смех, веселые восклицания, и в основе игрового процесса заключается уже простейшая исполнительская активность ребенка, начальная попытка воплощения в игровой образ.

Творческая направленность игровой деятельности детей во всех возрастных группах, особенно в младших, определяется продуманной эмоционально-образной методикой руководства воспитателя. Задача его состоит в том, чтобы постепенно формировать у детей положительно-эмоциональное отношение к игровым образам, отражающим окружающую жизнь, чувство сопереживания и действенного творческого соучастия в данной игровой ситуации. Для успешного проведения подвижной игры большое значение имеет ознакомление детей с ее содержанием, игровыми действиями персонажей и правилами.

Необходимо приучать ребенка подчиняться правилам игры уже в младшей группе. Наиболее целесообразно это делать так, чтобы правило опиралось на роль и игровую ситуацию. Для этого в подвижную игру вносят различные атрибуты, с их помощью ребенок входит в роль, а в роли он, естественно, подчиняется правилам.

Таким образом, подвижные игры наилучшим образом решают задачу на развитие двигательного творчества. Новизна, необычность, сложность внезапно изменяющейся ситуации, необходимость быстрого и адекватного реагирования, моментального принятия оптимального решения побуждают детей к быстрым ответным реакциям, проявлению находчивости, смекалки и сознательному применению двигательных умений и навыков.

Развитие двигательного творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач. Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творчески-исполнительную деятельность каждого ребенка.


Информация, размещенная на сайте, предназначается служить дополнением, а не заменой отношениям между пациентом и его врачом.

Формирование воображения ребенка

Воображение ребенка проявляется и формируется, когда он играет, рисует, поет, конструирует, лепит, танцует Разнообразны виды деятельности, формирующие творческую активность ребенка. Но ни с чем не сравнить роль игры в этом процессе. Являясь ведущей деятельностью ребенка, она в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская и др.).

Интересно, что особо плодотворное влияние игры на стимуляцию творческой деятельности отмечают в своих воспоминаниях, автобиографиях многие талантливейшие представители человечества. Так, например, Н. А. Римский-Корсаков вспоминал: «Я был очень изобретателен на игры, умел целыми часами играть один. Запрягая стулья вместо лошадей и представляя кучера, я разговаривал сам с собой очень долго, как будто изображая диалог кучера с барином. Я любил, подобно многим детям, подражать тому, что видел: например, надев очки из бумаги, я разбирал и собирал часы, потому что видел занимающегося этим часового мастера. (...) Ради игры, ради обезьянничания, совершенно в том же роде, как я складывал и разбирал часы, я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты».

Важную роль в развитии воображения играют взрослые, организующие и направляющие деятельность ребенка. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у человека опыта, представлений, особое значение имеет деятельность воспитателя, направленная на расширение, уточнение, обогащение опыта ребенка, побуждение его к творчеству.

В настоящее время как в отечественной, так и в зарубежной психолого-педаго- гической науке активизировались поиски истоков креативности (творческих проявлений), условий, способствующих развитию творческого воображения. B ходе исследования О. М. Дьяченко и А. И. Кирилловой выявлена возможность повышения уровня развития творческого воображения ребенка путем специально организованного обучения. В основе его лежит обучение детей такому манипулированию образами, где заданный объект порождает образ нового оригинального объекта, включаясь в него как второстепенная деталь.

В ходе исследования детей обучали использованию действия включения. Действие состоит в том, что при выполнении задания на плоскостное конструирование требуется применить детали первоначально построенной фигуры для построения другой заданной фигуры (например, для выкладывания часов и самоката требовалось использовать маятник часов в качестве колеса и части перекладины самоката) или использовать одну и ту же деталь при повторном построении той же фигуры в другом качестве (например, в одном из заданий требовалось выкладывание двух самолетов, причем для выкладывания второй фигуры нужно было использовать корпус и хвост первой в качестве крыльев). В итоге формирующего эксперимента у всех детей экспериментальной группы наблюдалось повышение свободы в манипулировании образами. Уровень творческого воображения увеличился в 1,8 раза, в то время как в процессе неспецифического обучения конструированию - в 1,2 раза. Возрос в 2,5 раза и уровень оригинальности решений (в то время как в контрольной группе он оставался почти без изменений).

Разнообразны частные приемы развития воображения. Еще Леонардо да Винчи советовал, например, своим ученикам разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Следование этим советам дает добрые плоды.

Немало интересных приемов, стимулирующих детское воображение, накоплено педагогической наукой, практикой детского воспитания (Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Н. А. Ветлугина, Л. А. Пеньевская, Н. Ф. Виноградова, М. М. Конина и др.). Среди них - составление творческих рассказов, сказок на тему, предложенную воспитателем, - нравственно-этическую, познавательную («Про хороших товарищей», «Маленький, да удаленький», «Про самое смешное», «Про самое интересное» и др.), сочинения на самостоятельно выбранную тему, рассказ по литературному образцу (в нескольких вариантах: например, заменить сюжет, сохраняя героев произведения, или заменить героев, сохраняя сюжет), рассказ по пейзажной картине и др.

Интересные приемы, ценные рекомендации по развитию воображения ребенка дает известный детский итальянский писатель Д. Родари. Вот одна из них, которой могут воспользоваться воспитатели детских садов в работе со старшими детьми, - «бином фантазии»: «Положительный эффект в развитии словесного творчества дает использование в качестве опорных таких слов, которые бы разделяла известная дистанция, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным („лес", „шкаф", „Красная шапочка", „вертолет" и т. п.). В таком случае воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать».

Дети, особенно старшие, нередко охотно включаются в совместный творческий поиск.

Особого внимания взрослых требует коллективное творчество детей в разных видах деятельности. Успех его определяется многими причинами: характером взаимоотношений детей, готовностью каждого к творческой деятельности, умением действовать коллективно, интересом к совместной деятельности, общей атмосферой общения. Педагогу важно вовремя направить детское творчество в педагогически целесообразное русло, сформировать оценочное отношение к продуктам деятельности, вооружить детей необходимыми важными критериями, научить пользоваться ими при оценке как своих результатов, так и результатов деятельности товарищей, сформировать товарищеские, доброжелательные взаимоотношения в группе сверстников, развить готовность к творческому поиску.

В этих условиях результаты коллективного творчества оказываются особенно эффективными, кроме того, не нивелируется, не теряет своего индивидуального своеобразия личность и продукция каждого члена группы. Существенно значимо создание атмосферы сотворчества в процессе педагогического общения, которая стимулирует творческие проявления детей. Социальная среда, отношение, позиция к ребенку со стороны взрослых в семье, в детском саду, школе являются, по мнению психологов, важным фактором в развитии творческого воображения ребенка.

Важным условием формирования творческого воображения детей является воспитание педагогом своей креативности. Он должен стремиться к тому, чтобы работа его носила исследовательский характер, уметь преодолеть в себе привычку действовать по шаблону, должен искать новые, наиболее оптимальные пути к развитию творческих потенциалов своих воспитанников. Итак, появление зачатков воображения, связанное с зарождением знаковой функции сознания, относится к концу раннего детства. В преддетском периоде воображение имеет пассивный, воссоздающий непроизвольный характер, развито слабо.

Существенные изменения в развитии воображения ребенка происходят в дошкольном и младшем школьном возрасте. Они не ограничиваются дальнейшим совершенствованием непроизвольного воображения. В числе важных психологических новообразований дошкольного и младшего школьного детства: появление качественно новых типов воображения - произвольного и творческого. Возникновение и дальнейшее развитие этих видов воображения связано с зарождением новых для ребенка сложных видов деятельности. Возникая первоначально под влиянием словесных воздействий взрослых в сюжетно-ролевой игре, в дальнейшем произвольное воображение ребенка проявляется и в других видах деятельности, осуществление которых невозможно без предварительного планирования (изобразительная, трудовая, музыкальная, бытовая, учебная).

На протяжении детского возраста активно развивается творческое воображение ребенка. Он создает образы воображения путем комбинирования и преобразования имеющихся представлений доступными ему способами. Образы воображения ребенка отличаются яркостью, наглядностью, эмоциональной насыщенностью, подвижностью и изменчивостью.

Воображение ребенка проявляется и формируется в процессе деятельности. Особо важное значение в его развитии имеют специфические дошкольные виды деятельности - игра, рисование, лепка и др. Воображение является важным средством познания детьми окружающего мира. Более того, оно в значительной степени определяет развитие личности в це- лом.

Важную роль в формировании воображения ребенка играет взрослый - его педагогическая позиция, креативность, личность его в целом. Педагог должен не только создать условия для проявления воображения детей. В процессе организации и руководства их деятельностью следует активно воздействовать на развитие данного процесса, обогащать представления детей, обучать их эффективным приемам манипулирования образами воображения, использовать специальные упражнения, стимулирующие детское воображение, и т. д.

С целью развития детского воображения следует использовать разнообразные виды деятельности ребенка, особенно широко - специфически дошкольные. Успех в развитии воображения ребенка тесно связан с креативностью самого педагога, его творчеством.

Важно, чтобы содержание и форма общения взрослого с воспитанником создавали возможность для вступления в «зону ближайшего развития» ребенка, способствовали бы реализации его возможностей в творческой деятельности.