Флористика        24.04.2019   

День города: как и где отмечать праздник. «Театральный марш» в Саду «Эрмитаж»

Помню, как я впервые побывал на Дне города. Было это в начале 1980-х годов в городе Свердловске (тогда еще Свердловске!). Я приехал туда к знакомым. Приехал в середине августа, и как раз угодил на празднование Дня города.

День города в Свердловске был «фишкой» местного городского и областного начальства, которое возглавлял тогда Б.Н.Ельцин. Мои друзья-свердловчане гордились, что такого праздника в то время в самой Москве не было. Ельциным они тоже гордились, потому что, в отличие от множества «безголосых» первых секретарей российских обкомов, стоявших перед столицей навытяжку, он упрямо «тянул одеяло на себя» и худо-бедно продовольствовал вверенную ему область. В том году Ельцину ставили в заслугу то, что, в Свердловске, наконец, отменили талоны на молоко. Молока, правда, от этого не прибавилось. Кто хотел им разжиться шли к молочным магазинам рано поутру. Зато вдруг стали «выбрасывать» в продажу кур с какого-то местного птицекомбината, строительство которого, вопреки центру, на областные средства, горожане тоже приписывали «своему» Ельцину.

Во время Дня города продовольственное обилие было явлено народу на центральной площади, где те, кому повезло, сумели купить творог, сметану и сосиски. И кур, конечно. Так с авоськами наперевес, я со своими приятелями посетил несколько площадок, где танцевали и пели, где звенели девичьи голоса и блистали девичьи коленки. Вершиной культурного празднества была площадь перед знаменитым Политехническим институтом, где выступали творцы самодеятельной песни и даже местные рокеры! Нет, правы были мои друзья, такого в то время и в самой Москве не водилось! В Москве первый День города состоялся только в 1987 году, в то недолгое время, когда Московский горком возглавлял все тот же Б.Н.Ельцин. Но это было уже другое время и почти что другая страна.

Дни Города до этого никогда в широком масштабе не праздновали. В советское время городам вообще не рекомендовалось слишком высовываться со своей «особостью». Поэтому новый праздник расценивался как символ новизны, как символ перемен, и – не побоюсь вспомнить эти слова – перестройки и ускорения. В 1986 году его сделали городским праздником в Ленинграде и в Воронеже, в 1987 году – в Новосибирске, Жданове и в Угличе. Далее процесс, как говорил М.С.Горбачев, пошел. Всякий уважающий себя город обзавелся своим местным праздником, Днем города.

Праздник этот чаще всего приурочивали к дню основания населенного пункта. Но иногда российская погода протестовала. Дата основания того же Екатеринбурга – 18 ноября. Холода и серое небо, плачущее то дождем, то снегом, не способствуют гульбищам и ристалищам. Посему в Ебурге (так для краткости нынче называет свой город местная молодежь) День города перенесли на теплый август.

Собственно говоря, Дни города не праздновали не только в советское время, но и в дореволюционное время тоже. На всей территории империи были только два города «с лицами», Москва и Петербург. Все остальное – губернский или уездный город N. Даже такие немалые центры, как Нижний Новгород, Казань, Одесса, Киев, Тифлис и Варшава проходили по этому безликому разряду.

Великая (и невеликая) русская литература тому свидетель. Место жительства героя в Москве или Санкт-Петербурге описывалось весьма подробно и в деталях: в Коломне, на Песках, в Марьиной Роще, на Арбате в Кривоколенном переулке... В провинции же никаких милых сердцу подробностей автор не сообщал. Ну да, есть в Симбирске красивейшее место, Венец, но кто про этот городской район кроме самих симбирцев слыхивал?

За исключением столиц, империи не нужны были уникальные города и населенные пункты. Люди, живущие в этих бесчисленных городах N, должны были чувствовать себя не жителями какого-то города или края, а подданными одного государства. При советской власти общий курс не изменился. Москва была символом всей страны, Ленинград – колыбелью революции, а Урюпинску была судьба попасть в анекдоты именно оттого, что там не слыхивали ни о Марксе, ни о Ленине, ни даже о Сталине.

В 1960-е годы курс маленько изменился. Краеведение стали развивать и поощрять, а любовь к малой родине пестовать. Тогда-то вдруг стало модным, чтобы все города вплоть до районных центров, получили гербы. Причем, как правило, старые, дореволюционные, гербы восстановить осмелились немногие. А у некоторых городов, построенных во время советской власти, таковых и совсем не было.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов стало оживляться не только национальное, но и региональное движение. Это было связано, в частности, с тем, что регионы получили больше экономической и финансовой самостоятельности. В результате начался процесс брендирования регионов. Каждый город и городок обзаводился своим гербом, флагом, музеем, местной историей и местными достопримечательностями. И Днем города тоже.

День города, как и всякое празднество, должен проводиться по грамотному сценарию. Этот сценарий, во-первых, включает в себя создание специальных праздничных пространств. На некоторых улицах и площадях перекрывается движение. Там, где раньше двигались машины, можно, не торопясь, прогуляться.

Во-вторых, организованное праздничное пространство одновременно становится и торговой площадкой. Продавать можно все, но желательно, чтобы на фоне китайского ширпотреба были представлены и местные товары и продукты местного производства. И да, торговую площадку весьма украсят аттракционы и павильоны быстрого питания.

На любой свадьбе должен быть свой генерал. Третьей важной составляющей Дня города должна стать официальная программа. Присутствие местной власти и местной элиты обязательно. Они возглавляют город в реальной жизни, они должны быть и на празднике.

Четвертая составляющая Дня города – праздничный концерт, где непременно должны выступить «звезды» и «звездочки». Своеобразным «разогревом» публики к предстоящему концерту могут быть выступления народных коллективов.

Общая канва праздника должна разнообразиться в соответствии с тем, чем привык себя славить город. Это может быть память о военных победах, или же историческая и экономическая слава города. Есть города – просто готовые символы межнациональной – не скажем дружбы – но долгой успешной совместной жизни. Примером такого города, одновременно и русского, и татарского, является Казань.

К сожалению, до сих пор такие праздники, как День Города, остаются слишком официальными. Организаторы стремятся свести к минимуму всякого рода не предусмотренную самодеятельность. Жители города не являются участниками праздника, а только его зрителями. Хотя главное назначение данного праздника – это как раз проявление местной самодеятельности, которая толкает людей друг к другу, заставляет ощутить себя единым социальным организмом, жителями города, праздник которого празднуется.

Москва празднует 870-летие: завершается десятидневный фестиваль с концертами, экскурсиями, шоу и фейерверками. Москвичи привыкли к масштабным торжествам в честь дня рождения столицы, но с размахом его праздновали не всегда да и отмечать снова начали не так уж давно.

Споры о дне рождения Москвы

Дата, которую следует считать , — до сих пор камень преткновения для историков. Достоверных сведений об основании города не сохранилось: летописные источники и церковные документы, противореча друг другу, называли 880, 1117, 1140, 1147 и 1156 годы.

Николай Карамзин в «Истории государства Российского» принял за точку отсчета 1147-й, под которым Москва впервые упомянута в Ипатьевской летописи: «В лето 6655. Иде Гюрги воевать Новгорочкой волости, и пришед взя Новый Торг и Мьсту всю взя; а ко Святославу приела Юрьи повеле ему Смоленьскую волость воевати; и шед Святослав и взя люди Голядь, верх Поротве, и так ополонишася дружина Святославля. И прислал Гюрги и рече: “Приди ко мне, брате, в Московъ”. Святослав же еха к нему с дитятем своим Олгом, в мале дружине, пойма с собою Володямера Святославича; Олег же еха наперед к Гюргеви, и да ему пардус. И приеха по нем отець его Святослав, и тако любезно целовастася, в день пяток, на похвалу святой Богородици, и тако быша весели. На утрий же день повеле Гюрги устрояти обед силен, и створи честь велику им, и да Святославу дары многы, с любовию, и сынови его Олгови и Володимиру Святославичю…» .

6655 год в современном летоисчислении — 1147-й. Князь Юрий Долгорукий приглашает Святослава на пир, но зачем? «Того же лета (1156-го) князь великий Юрий Володимеричъ заложи град Москву на устниже Неглинны выше реки Яузы», рассказывает Тверская летопись . Правда, есть сведения, что в 1156 году Юрий Долгорукий был в Киеве. Это дает основание считать, что на самом деле крепость заложил Андрей Боголюбский, сын Юрия .

Признавая авторитет Николая Карамзина, большинство ученых придерживались версии, что город основан в 1147 году. Но в какой день отмечать праздник? Карамзин в своем масштабном труде указал не только год, но и дату — 28 марта (праздник Похвалы Богородицы). Его версию поддержали историк и журналист Михаил Погодин и писатель Александр Герцен. Оспорил ее профессор Иван Снегирев, который «перенес» дату, сославшись на сдвиги церковного календаря. Его вариант приняли ученик профессора Петр Хавский и молодой археолог и историк Иван Забелин. Впрочем, эти споры ни к чему не привели, и по указу императора Николая I Москва отпраздновала 700-летие… 1 января 1847 года.

Незаметный праздник: первый юбилей

Считается, что впервые о 700-летии Москвы заговорил историк Михаил Погодин, хотя юбилейная дата упоминалась еще в 1831 году. В стихотворении «Ау!» Николай Языков писал:

Я здесь! Да здравствует Москва!

Вот небеса мои родные!

Здесь наша матушка-Россия

Семисотлетняя жива!

Через 10 лет похожие слова прозвучали в послании Каролины Павловой «Графине Е.П. Ростопчиной», в 1842-м о круглой дате упоминалось в стихотворении «Железная дорога» Степана Шевырева . Все они общались с Погодиным, и возможно, из разговоров единомышленников и родились поэтические строки.

Сам историк только в 1846-м опубликовал статью «Семисотлетие Москвы» в журнале «Москвитянин», где предложил длинный список мероприятий юбилея. Большинство из них — подготовка статей и книг об истории города, его достопримечательностях и основных учреждениях. Также в список вошли жития святых, биографии ученых, литераторов, художников и других знаменитых горожан, юмористические описания московских нравов и изображения города на живописных полотнах .

Неизвестно, как предложение отметить юбилей Москвы дошло до Николая I. Москвичка Елизавета Попова в дневниках упоминала, что о важности юбилея Степан Шевырев рассказал министру народного просвещения Сергею Уварову, а тот передал суть императору. Государь якобы ответил: «Празднуйте, как хотите, и делайте, что хотите» . Но исследователи ставят под сомнение этот эпизод: в глазах царской семьи призывы вернуть Москве столичный статус напоминали революционный лозунг. Поэтому император постановил: празднику быть, но… незаметному.

Главным его эпизодом стало «торжественное молебствие» в кафедральном Чудове монастыре . Большинство москвичей и не знали, что в первый день 1847 года отмечается юбилей города: распоряжение генерал-губернатора Москвы князя Алексея Щербатова опубликовали прямо 1 января. Кто стал бы их читать в этот день?

Кроме перезвона, о празднике напоминала только вечерняя иллюминация. Федор Глинка в статье «Семисотлетие Москвы» писал: «Городская часть и длинные линии лавок опоясаны были широкою огненной лентой и по столбам обнизаны огнями. Подножие памятника Минину и Пожарскому было также освещено, а по сторонам его отличались две высокие пирамиды с замечательными надписями. Императорский Московский университет, осыпанный огнями, и многие другие здания привлекали толпы двигавшегося народа, между тем как длинные ряды экипажей тянулись по улицам под розовым заревом освещения. Можно сказать, что Москва встретила 1847 год и свое семисотлетие светло и радушно» . Скорее всего, поэт преувеличил масштабы иллюминации: сильный ветер быстро задувал пламя сальных плошек.

Из дневников горожан ясно, что первый юбилей Москвы отмечали в семейном или дружеском кругу. Славянофил Василий Панов собрал родных и единомышленников на именины, но на встрече звучали и тосты за Москву. Михаил Погодин вспоминал «приятный разговор» за обедом у коллеги-историка Степана Нечаева. Хозяин созвал гостей, чтобы отпраздновать Новый год и 700-летие «нашей матушки Москвы» .

В тот вечер Погодину написал Михаил Дмитриев: «Что узнал теперь народ из этой иллюминации? Ровно ничего… Этим не вспомянули торжества семисотлетия, а заставили забыть его или об нем не думать, сливши его с Новым годом!» В этом письме поэт предложил свою программу: «Всего приличнее было сделать трехдневное торжество, начав его именно 28-го марта, которое приходится в пятницу на Святой неделе, когда и без того бывает гуляние и собрание народа. В первый день пусть было бы торжество церковное и иллюминация; на другой день торжество ученое — в Университете и бал у генерал-губернатора и опять иллюминация; на третий день — торжество народное: и быки жареные на площадях, и фонтаны, а вечером бал в Благородном собрании для дворянства и купечества и иллюминация... Да мало ли что можно бы придумать, а Москва этого стоит!»

Спортивное представление, высотки и улица 800-летия: праздник по-советски

Масштабный праздник ожидал Москву только в честь 800-летия. В 1947 году на заседании правительственного комитета утвердили новую дату проведения торжеств — 7 сентября 1947 года.

Председатель исполкома Моссовета Георгий Попов вспоминал: «Но я внес другое предложение, и оно было принято: праздновать в день 135-летия Бородинского сражения, когда еще тепло, много овощей и фруктов, и обычно в первую неделю сентября бывает хорошая погода. Кроме того, это давало больше времени на подготовку к празднованию — надо было провести большую подготовительную работу» . В послевоенной Москве предстояло заменить фанеру на окнах стеклом и привести в порядок дорожное покрытие на основных магистралях, выкрасить указатели и фонари, осветить все лестничные клетки и подъезды, высадить на бульварах и скверах цветы и установить садовые диваны, оформить вывески и витрины.

Праздновали четыре дня. Центральным местом торжеств стал стадион «Динамо». Впервые вместе с профессиональными спортсменами и гимнастами в выступлениях участвовали артисты искусств и самодеятельные коллективы. Заводские рабочие в ярких костюмах выстраивались в разные фигуры, женщины и мужчины соревновались в беге, толкании ядра, играли в волейбол, дрессированные лошади танцевали вальс, польку, кланялись и делали пируэты. Американский писатель Джон Стейнбек писал в своем «Русском дневнике»: «Здесь прошло и выступление велосипедистов, и гонки мотоциклов, и, наконец, выступление, которое требовало большой подготовки. По дорожке ехала вереница мотоциклов. Впереди сидел мотоциклист, а сзади на каждом мотоцикле стояла девушка в облегающем костюме и держала огромный красный флаг, поэтому, когда мотоциклист разгонялся до полной скорости, большой флаг развевался. Кавалькада проехала по кругу стадиона дважды, и это стало заключительным номером программы» .

В программу праздника вошли и торжественное заседание Моссовета, и закладка всех высоток, которые позже назвали сталинскими, и начало установки памятника Юрию Долгорукому на Советской (ныне Тверской) площади, и салют из 20 залпов. В честь юбилея получили названия улица Восьмисотлетия Москвы и беседка в Нескучном саду. Последняя появилась в 1951 году, но указ о строительстве комплекса Иосиф Сталин подписал в 1947-м.

Опера, фестиваль и спектакль в честь 850-летия

В следующий раз о Дне города вспомнили во второй половине 1980-х. Бюро горкома КПСС в начале 1987 года приняло решение провести праздник, а прошел он 19 сентября. Очередной юбилей — 850 лет — отметили в сентябре 1997-го. На Соборной площади в Кремле собрались звезды мировой оперной сцены, на Красной площади прошли фестиваль «Славянский базар приветствует Москву» и большой концерт, в «Лужниках» — спектакль «Москва на все времена». Праздничные мероприятия проходили в каждом районе столицы.

К юбилею открылись торгово-пешеходный мост «Багратион», который соединил Краснопресненскую набережную с набережной Тараса Шевченко, парк 850-летия Москвы в Марьине, экспозиции первой очереди генеральной реконструкции Московского зоопарка. Гости зоосада смогли увидеть животных, которых здесь давно или никогда не было: пингвинов Гумбольдта, шлемоносных казуаров, белолобых лемуров, восточных колобусов, азиатских львов, южноафриканских жирафов.

Цифра 850 долго украшала колесо обозрения на ВДНХ, построенное ко дню рождения города. До 2012 года оно было крупнейшим в России: его высота составляла 73 метра, диаметр — 70 метров. В 2016-м технически устаревший и небезопасный аттракцион демонтировали. Его место займет самое большое в Европе 140-метровое колесо обозрения.

От фестивалей и фейерверков до МЦК: Москве — 869

На Тверской улице , на площади Революции , на Рождественке . В вейк-парке между площадью Революции и Манежной площадью устраивают катание в свободном формате Jam Session и показывают шоу в честь 870-летия Москвы. В программе парков модные показы столичных дизайнеров, выступления европейских и российских оперных певцов и любимые фильмы о столице.

Праздничные раскрасили небо 9 сентября. В этом году их запустили с музыкальным сопровождением — песнями о столице. 20 тысяч залпов прогремели с 30 точек. Главной площадкой стала Раушская набережная, где небо украсили цифры 870.

Архивные материалы предоставлены Главным архивным управлением Москвы.

Использованные источники

  1. Канторович И.В. Из истории Москвы. — М.: МИРОС, 1997. — С. 5-22.
  2. Дмитриев С.С. Русская общественность и семисотлетие Москвы (1847 г.) // Исторические записки. Т. 36. — М., 1951. — С. 219-251.
  3. Бак Д. Семисотлетие Москвы как историко-культурный текст // Politropon. К 70-летию В.Н. Топорова. — М. : Индрик, 1998. — С. 992-1014.
  4. Погодин М.П. Семисотлетие Москвы // Москвитянин. — 1846. — Ч. 1. — № 1. — С. 287-289.
  5. Бочаров Н.П. К семисотпятидесятилетию Москвы // Русское обозрение. — СПб. : 1896. — С. 353-375.
  6. Москва юбилейная. Так это было. — М. : Мосгорархив и др., 1998. — С. 20-21.
  7. Хавский П.В. Семисотлетие Москвы, 1147-1847, или Указатель источников ея топографии и истории за семь веков. — М. : Университетская типография, 1847. — С. 506-512.
  8. Таранов Е. «Партийный губернатор» Москвы Георгий Попов. М. : Издательство Главархива Москвы, 2004. С. 234.
  9. Киселев А., Горинов М. История Москвы: Столица России и советского государства (1914-1991 гг.). Том IV. М. : АО МДС, 1997. С. 292.

10 сентября 2016 года Москва будет отмечать свой очередной день рождения. О том, как и где провести этот день и какие улицы города в праздничный уикенд станут пешеходными, рассказывает НТВ.

Читайте ниже

Как появился День города?

День города Москвы — ежегодный общегородской праздник, который проходит в первую или вторую субботу сентября. В этот день по всему городу проходят народные гулянья и концерты.

Нужно сказать, что традиционными местами основных торжеств являются Тверская улица, Красная площадь, Васильевский спуск, Поклонная гора и Воробьёвы горы. Праздничный день завершается салютом.

В этом году Москва будет отмечать своё 869-летие. Праздник будет длиться все выходные.

Впервые отметить День города Москвы решили еще в середине XIX века. Тогда идею празднования 700-летнего юбилея города поддержал митрополит московский Филарет. Предполагалось, что праздник будет длиться три дня, однако отмечали первый День города всего один день. Дело в том, что вечером 31 декабря 1846 года последовал приказ императора Николая I провести празднование на следующий день — 1 января 1847 года.

Большим торжеством было отмечено 800-летие Москвы в 1947 году. Именно тогда сложилась традиция праздновать этот день в начале сентября. Город был украшен не только флагами, но и портретами вождей, а вечером центр Москвы осветили огни иллюминации. Завершились торжества праздничным салютом.

В новейшей истории грандизное празднование было организовано в честь 850-летия города. Тогда праздник начался концертом звёзд мировой оперной сцены на Соборной площади в Кремле, а на Тверской площади состоялась церемония открытия. С тех пор празднование Дня города стало ежегодной московской традицией.

Куда пойти на День города?

В честь 869-летия столицы на 228 площадках готовят более 1000 мероприятий.

В ЦПКиО им. Горького 10 сентября и 11 сентября с 13:00 до 22:00 будет работать киношкола, а электротеатр «Станиславский» покажет спектакль-перформанс, который обещает удивить зрителей.

В зоне отдыха «Тропарёво» 10 сентября с 12:00 до 22:00 и 11 сентября с 13:00 до 19:00 часов будут работать 12 развлекательных площадок, которые будут объединены темой московского кино. На территории парка будет работать так называемый зеленый кинотеатр.

Преображенская площадь представит жителям и гостям города специальные арт-объекты, посвящённые советским и российским фильмам. Территория будет разделена на две тематические зоны — первая посвящена картине «Бриллиантовая рука», вторая — комедии «Джентльмены удачи».


Фото: РИА Новости / Рамиль Ситдиков

Кроме этого, организаторы праздника подготовили так называемое киноменю на улицах столицы. Блюда из птицы по старинным рецептам, футуристическая еда, десерты советской Москвы, бургеры и хот-доги — всё это можно будет попробовать в День города на 10 тематических площадках на Тверской улице. Блюда на каждой из них будут соответствовать фильму и эпохе, о которой он рассказывает. Об этом сообщает официальный сайт мэра Москвы .

Интересной музыкальной площадкой станет усадьба Царицыно . Там выступят лучшие теноры крупнейших московских театров. Завершится же вечер субботы 10 сентября фортепианным концертом народного артиста РФ Дениса Мацуева.

В саду имени Баумана 10 сентября с 13:00 до 22:00 будет проходить фортепианный концерт. На сцену выйдут не только российские, но и зарубежные гости. Среди них известный нью-йоркский импровизатор Джейми Сафт.

Традиционный концерт, посвященный Дню города, состоится 10 сентября в 19:30 на Поклонной горе .


Фото: ТАСС / Лысцева Марина

10 сентября и 11 сентября в Воронцовском парке пройдет Московский джазовый фестиваль. Гостей будут радовать своим творчеством лучшие российские джазовые исполнители. Парк в День города тоже преобразится — его украсят оригинальные арт-объекты и так называемые вязаные деревья.

Интересно, что для тех, кто предпочитает проводить свои выходные активно, организаторы масштабного праздника также подготовили отдельную программу.

Например, в парке Лефортово 10 сентября будут проходить показательные выступления и мастер-классы по SUP-сёрфингу (сёрфинг с веслом). Также все желающие смогут поучаствовать в велосипедной прогулке «Велоночь» по району Лефортово.

В парке 850-летия Москвы будут проходить соревнования по легкоатлетическому кроссу, сдаче нормативов комплекса ГТО, перетягиванию каната и уличной спортивной гимнастике.

В рамках специального фестиваля «Добрая Москва» 10 сентября и 11 сентября состоится забег для всех желающих. Все собранные средства пойдут на благотворительность.

Завершатся масштабные празднования традиционным красочным салютом . В этом году будет дано 6 тыcяч зaлпoв: caлюты пройдут нa 12-ти плoщaдкax (от парка Победы до парка «Кузьминки»), а фeйepвepки — в 20 пapкax.

Сaлют начнется 10 ceнтябpя в 22:00.

Какие улицы станут пешеходными?

В связи с праздничными мероприятиями движение с 18:00 9 сентября до 6:00 12 сентября будет перекрыто на следующих улицах:

— Тверская улица (участок от улицы Моховой до Пушкинской площади);
— Никитский переулок;
— Газетный переулок;
— Брюсов переулок;
— Леонтьевский переулок;
— Малый Гнездниковский переулок;
— Большой Гнездниковский переулок;
— Козицкий переулок;
— Глинищевский переулок;
— Шведский тупик от Малого Гнездниковского переулка до Леонтьевского переулка.

— Большая Никитская улица (участок от Моховой улицы до Романова переулка);
— Моховая улица (участок от Воздвиженки до Тверской улицы);
— Театральный проезд (от Тверской до Петровки).

10 сентября с 8:00 до 23:00 и 11 сентября с 8:00 до 23:00 — улица Петровка (участок от Театрального проезда дл Страстного бульвара).

— Цветной бульвар;
— Трубную площадь.

10 сентября с 8:00 до 17:00 автомобильное движение закроют на развороте перед Садовым кольцом с Цветного бульвара (чётная сторона) на Цветной бульвар (нечётная сторона).

— Москворецкую набережную;
— Вологодский проезд;
— улицу Федосьино.

День города: как и где отмечать праздник

Все мы очень любим отмечать те или иные праздники. День Рождения, Новый Год, 8 марта, 23 февраля, День Влюбленных, 9 Мая и еще много, много разных праздников у нас отмечены в календаре. И конечно же каждый год существует такая традиция — отмечать День города!

Этот праздник в каждом городе имеет свою дату. И если мы привыкли, что, к примеру, 8 Марта мы отмечаем каждый год именно восьмого марта, то такой праздник, как «день рождения» города отмечается всегда в разное время. Где-то празднуется он летом, в каких-то городах осенью и даже зимой.

Но несмотря на времена года и погоду за окном, мы с одинаковым трепетом и радостью выходим на улицы своего города, чтобы поздравить друг друга с этой замечательной датой.

Безусловно, в небольших городах День города празднуют не с таким размахом, как к примеру, в мегаполисах, но зато так же весело, с песнями, танцами, концертом на площади и небольшим салютом. Люди, живущие в таких городах как-то по-особенному ценят, если в такой день к ним приезжают, к примеру, эстрадные звезды!

В крупных городах, конечно же, такой праздник отмечается очень ярко, красиво, более насыщенно. Горожане могут насладиться зрелищными салютами и фейерверками, поющими водопадами и огромными разгуливающими мультипликационными героями! Для гостей и жителей города устраивают праздничный концерт с участием местных артистов, а также звезд российской и зарубежной эстрады.

Проводятся различные конкурсы, интересные мероприятия, посвященные Дню любимого города. И, конечно же, какой праздник обходится без танцев? Молодежь, да и не только, от души и с удовольствием могут потанцевать на праздничной дискотеке.

Подобные праздники очень объединяют людей, позволяют отдохнуть от трудовых будней, расслабиться и весело провести время со своими близкими и друзьями. Можно встретиться с теми, кого вы давно не видели, сходить друг к другу в гости и необычно отпраздновать эту дату.

Многие выезжают за город и отмечают праздник на природе, особенно если этот день в вашем городе празднуется летом.

Если у города намечается юбилейная дата, в этом случае готовиться к ней начинают еще задолго до события. Приводят в порядок улицы и дома, благоустраивают и озеленяют территории, развешивают повсюду различные праздничные вывески, украшают город, чтобы он в свой «день рождения» засиял по-новому, выглядел празднично и нарядно!

Сколько бы ни исполнилось родному городу лет, в котором мы выросли, он всегда останется для нас тем местом, куда хочется вернуться хотя бы на время, а быть может остаться навсегда!

Отдельные крупные и знаменитые города могли позволить себе отпраздновать юбилей, но далеко не все и не так уж часто.

Первый юбилей, который отметила Москва, был 700-летием со дня основания (1847 год), а следующий – только через 100 лет, в 1947-м. И лишь с 1997 года этот праздник стал ежегодным. Петербург – Ленинград тоже был удостоен права устраивать торжество в день своего рождения. 200-летие города было отмечено в 1903 году. В 1953-м планировалось отпраздновать и 250-летие, но из-за смерти Сталина праздничные мероприятия были отложены на четыре года. Эти единовременные торжества, широко транслировавшиеся на всю страну, были всенародными, а не локальными праздниками. И существовали они для того, чтобы подчеркнуть национальную значимость этих городов.

Победное шествие Дня города по российским просторам началось лишь во второй половине 1980-х годов, охватив к середине 1990-х все без исключения населенные пункты. Именно в это время День города стал официальным праздником в Ленинграде (1986), Воронеже (1986), Новосибирске, Москве, Угличе, Жданове (1987), Клину (1988), Ярославле (1992), Вязниках (1990) и других городах.

Почему дней города не было раньше?

Потому что раньше человек не нуждался в знаках своей принадлежности к определенному месту. Для советской власти в первые годы ее существования было важно установить контроль над всей территорией страны, добиться всеобщего единения – отсюда политика установления общих языковых норм, введения единых учебников и образовательной системы. Отдельные города и населенные пункты не имели права на уникальность. Их ценность заключалась в том, чтобы быть одинаковыми во всех концах великой страны. Обычным людям была важна в первую очередь причастность к судьбе целого государства.

Интерес к малой родине оживился в 1960-е годы. В это время появились народные и общественные музеи, заработали школьные краеведческие кружки. И только во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов наряду с активным национальным движением возникло движение региональное.

То, что в XXI веке стало называться процессом регионализации, ранее означало целый ряд политических мер, направленных на изменение структуры управления и финансирования регионов и перевод многих сфер жизни на местный бюджет. Тогда же начался бум регионального брендирования. Каждый регион стремился создать свой собственный имидж, важными составляющими которого становились герб, музей, местная история и День города.

Россия превратилась в лоскутное одеяло, каждый кусочек которого стремится продемонстрировать другим свою уникальность и неповторимость. Как крупные города, так и маленькие населенные пункты заинтересованы в том, чтобы быть разными, но для этого недостаточно придумать красивую историю и поставить памятник на главной площади – для этого, как ни странно, нужно еще быть.

Речь ведь не идет о мертвых городах Камбоджи – мы говорим о вполне живых пространствах, населенных людьми. Но у города нет границы, крепостной стены или колючей проволоки, консервирующей внутреннее сообщество. Социальные связи здесь гораздо слабее, чем в деревне. Абсолютное число горожан не знакомы друг с другом. Известный английский исследователь, профессор Корнельского университета, автор книги «Воображаемые сообщества» Бенедикт Андерсон придумал очень сильную метафору – воображаемое сообщество. Он считал, что «все сообщества крупнее первобытных деревень, объединенных контактом лицом к лицу (а может быть, даже и они), – воображаемые». Андерсону это понятие было важно для разговора о появлении нации – воображаемого сообщества людей, которые никогда не видели друг друга, но несмотря на это, считают себя принадлежащими к одной группе.

Городское сообщество тоже является воображаемым. Точнее, оно становится воображаемым, как только кому-то приходит в голову его вообразить. Поэтому воображаемые сообщества городов и целых районов оказались важны и востребованы.

Как выбирают День города?

Если спросить местных жителей о выборе даты для празднования Дня города, большинство из них затруднится с ответом. Но можно встретить и такой вариант: «Просто так захотелось кому-то в мэрии в начале 1990-х годов». Это очень распространенное объяснение. Во многих городах местные праздники не привязаны к какой-то определенной дате.

Ведь если смысл праздника в том, чтобы собрать всех горожан, то в выборе даты нужно руководствоваться не летописью города, а наиболее подходящими для торжества условиями – хорошей погодой и свободным временем у большинства жителей. Именно по такому принципу, как правило, и устанавливаются дни для праздников. Подавляющее большинство дней города в России приходятся на период с конца мая по конец августа, и обязательно на выходные.

Но здесь важен и другой аспект: сами горожане часто воспринимают День города как традицию, спущенную сверху. И несмотря на то что праздник всегда привлекает огромное количество людей, они все-таки не считают себя его главными героями. День города – это программа, придуманная и организованная кем-то наверху. Горожане – в первую очередь зрители, потребители предлагаемого продукта.

Экономика празднования

День города включает в себя несколько обязательных составляющих. Во-первых, будничное пространство превращается в праздничное, для чего создается своеобразная рекреационная зона.

Во-вторых, основное праздничное пространство становится ярмарочным полем. Летние дни города уже давно стали площадкой для развития индустрии развлечений. Палатки с дешевыми китайскими игрушками, надувные батуты, установки для тира с воздушными шариками, шашлыки и местные сувениры – весь этот стандартный набор не слишком заманчивых искушений кочует из праздника в праздник. Абсолютное большинство продаваемого не имеет отношения ни к местному бизнесу, ни к местным традициям. Одна-две палатки с работами местных рукодельниц обычно теряются в безбрежном море дешевого ширпотреба.

Третья обязательная составляющая любого Дня города –официальная программа. Чем больше город, тем больше сцена, но на ней всегда можно увидеть местную власть, культурную элиту, бизнес, представителей духовенства и детей. Эти пять компонентов – основные категории, с помощью которых во всех городах описывается и демонстрируется местное сообщество.

В конце любого праздника бывает концерт, куда непременно приглашаются «звезды» разного калибра.

Общая канва праздника абсолютно одинакова во всех населенных пунктах. То, что меняется, имеет отношение к символической рамке, в которую вписываются праздничные торжества. Такая рамка, или символический конверт, в который упаковывается все мероприятие, выбирается в соответствии с главным брендом региона.

В одних городах это память о войне, и тогда официальная программа праздника начинается с возложения венков на Могилу Неизвестного солдата и почетного шествия к другим воинским мемориалам. В других местах – религиозное возрождение, и тогда первая часть праздника проходит в церкви, а в его программу включается колокольный концерт.

В-третьих – древняя история, и в этом случае на сцене будет устроен костюмированный бой богатырей.

День города – это праздник локальной солидарности, существующий и востребованный для того, чтобы городское сообщество могло увидеть и почувствовать себя единым целым. Однако праздник никогда не отдается на откуп самому сообществу. И может быть, это только дело времени, но пока что мы приходим на День города как зрители, чтобы в который раз увидеть официальную картину того, чем являемся. И обнаруживаем, что официальные картины всех городов удивительно похожи.

Санкт-Петербург

Изобретенные традиции

В 1983 году, когда вышла книга Бенедикта Андерсона «Воображаемые сообщества» под редакцией двух других британских историков - Эрика Хобсбаума и Теренса Рейнджера, была опубликована антология «Изобретение традиции». В нее вошли работы, посвященные традициям, которые выглядят очень древними, но на самом деле были «изобретены» в не слишком далеком прошлом. Смысл этой работы не в разоблачении, а в попытке понять, как и почему эти традиции изобретались, и главное - почему они были нужны и важны именно в качестве древних.

Все случаи, разбиравшиеся в книге, касались национальных историй, создание которых было тесно связано со становлением национальных государств Нового времени - тех самых воображаемых сообществ, для единения которых требовалось не только общее настоящее, но и общее прошлое. Именно общее национальное прошлое и создавалось в мифах о древнем шотландском килте или ритуалах британских королей.