Дарим цветы        01.06.2019   

День машиностроения: значение, история, празднование. Праздник работников машиностроения

День машиностроителя - это торжественный и праздничный день для всех рабочих и инженеров данной отрасли экономики. Его отмечают в последнее воскресенье сентября. В 2018 году праздник выпал на 30 число. В этот день организуются праздничные мероприятия на заводах, застолья, чествование ветеранов, концерты, конкурсы, торжественные выступления.

Машиностроение это основа промышленности любой страны мира, ее интеллектуальный потенциал. Жизнь всего человечества тесно связана с этой отраслью промышленности. Это все то, что связано с технической стороной жизнедеятельности человека, например, транспорт личный и общественный, холодильники и телевизоры.

Та продукция, на которой базируется промышленность, то есть станки и прочее оборудование для производства новых товаров, и продукция, обеспечивающая обороноспособность страны, то есть ракеты и самолеты, космические спутники и морские корабли. Эти люди достойны самых искренних слов поздравлений в свой профессиональный праздник.

Есть один хороший праздник,
Он для тех, кто не дурак,
Кто в машинах всяких разных
Знает что, и где, и как.

Он для тех, кто вмиг построит
Самый сложный агрегат,
Кто свою удачу словит,
Не заметив всех преград.

Пусть тебе, машин строитель,
Светит звезд путеводитель,
Будет счастье на века,
И зарплата высока!
***

Надежные станки, машины
Работают порою век.
Их вышел срок, но нет причины
Забыть о том, что человек,

Который создал их когда-то,
На радость людям сотворил,
Работал он не за зарплату
И от работы не косил.

Да и сегодня, чья обитель -
Цеха, конвейеры, завод,
Все так же тверд машин строитель,
Не выдаст брак, не подведёт.

Он знает, что зависят жизни
От его тяжкого труда,
И как лентяй, он не зависнет
На своем месте никогда.

Восславим гордого строителя,
Что был основою всему,
И не утратил и поныне он
Своих позиций потому.

Здоровья крепкого желаем
И счастья в жизни и любви,
Удача пусть сопровождает
Его на жизненном пути!
***

Специалист машинного строения
Сегодня все слова звучат для вас.
Ведь без расчетов, вашего умения,
Ничто бы и не сдвинулось без вас!

Такая отрасль важная и мощность,
Сегмент огромный силы и труда.
И вся активность автопроизводста
И процветает, держится на вас!

Желаем счастья и рабочих вам успехов,
Пусть все свершится в жизненном пути.
Здоровья, радости, побед и много смеха
И лишь вперед уверенно идти!

История праздника День машиностроителя

Впервые он упоминается в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1966 года №139-VII об установлении ежегодного праздника «Дня машиностроителя». Затем праздник был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года №3018-Х «О праздничных и памятных днях», а позже в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года №9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях».

Позднее праздник машиностроения закрепили и соответствующими указами и постановлениями суверенных национальных государств. Это традиционный профессиональный праздник рабочих и инженеров машиностроительной отрасли.

Так как к машиностроению относится широкий комплекс отраслей промышленности, изготавливающих орудия труда для народного хозяйства, транспортные средства, а также предметы потребления и оборонную продукцию, то этот праздничный день отмечается широко и торжественно из года в год.

Интересные факты о машиностроении

Первые автомобили не могли похвастаться наличием рулевых колес, поворот машины был возможен только с помощью специального рычага. Скорость подушки безопасности достигает 5 тыс. километров в час, причем, максимальная скорость развивается за одну секунду.

Все сделано для того, чтобы подушка открывалась не позже, чем за 40 миллисекунд после аварии или столкновения. Ежедневно Ferrari производит около 14 автомобилей. Самым дешевым автомобилем в мире считается Tata Nano.

Самым первым самоходным автомобилем является машина, которая была создана Николасом Кагнотом в далеком 1769 году, причем развивал этот «автомобиль» скорость в 6 км/ч., а преимущественно использовался оный для перемещения орудий.

В 1898 году для того, чтобы преследовать автомобильного хулигана, использовался велосипед. Спустя 31 год было изобретено автомобильное радио, которое радует нас до сих пор;

Еще через 9 лет (1938 год) было представлено другое усовершенствование автомобиля – электрический сигнал поворота. Что же касается первого автомобиля с бензиновым двигателем внутреннего сгорания, то он был создан в 1885 году, за изобретением стоит Карл Бенц.

День машиностроителя, отмечаемый в России ежегодно в последнее воскресенье сентября, установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях".

Машиностроительный комплекс — базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики (топливно энергетический комплекс, транспорт, связь, агропромышленный комплекс, оборонно промышленный комплекс, строительство), обеспечивающая их устойчивое функционирование и наполнение потребительского рынка, являющаяся основой развития технологического ядра промышленности. В структуре промышленного производства страны удельный вес машиностроения составляет около 20% (второе место, после топливно-энергетического комплекса).

От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т.д.), производительность труда в других отраслях хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.

Социальная значимость машиностроения определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тысячи крупных и средних предприятий и организаций , а также около 30 тысяч мелких, то есть около 40% от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности. Количество занятых работников в машиностроении — около четырех миллионов человек, что составляет более трети всех работающих в промышленности.

Современное машиностроение является сложной и дифференцированной отраслью промышленности . Машиностроительный комплекс РФ объединяет 12 крупных комплексных отраслей, образованных сотнями высоко дифференцированных подотраслей. К комплексным отраслям машиностроения относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электрическая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; автомобильная промышленность; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение; строительно-дорожное и коммунальное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; промышленность средств связи.

Продукцию предприятий машиностроения принято подразделять на предназначенную для гражданских потребителей и идущую на нужды военно-промышленного комплекса (ВПК).

Согласно оценке экспертов рейтингового агентства РИА Рейтинг, с ноября 2014 года российский машиностроительный сектор стал демонстрировать непрерывную тенденцию спада . Согласно оценке, суммарное производство в трех машиностроительных отраслях снизилось в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 8,9%, что стало худшим показателем за последние шесть лет. В последний раз более глубокий спад наблюдался в 2009 году, но тогда он был значительно сильнее — на 31,2%.

Основной причиной спада эксперты называют сокращение внутреннего спроса на оборудование инвестиционного назначения, а также на технику, предназначенную для потребительского рынка. Сильнее всего снизилось производство автомобильной техники, грузовых вагонов и турбин.

По итогам 2016 года в российском машиностроении вновь была зафиксирована отрицательная динамика производства. Однако в 2016 году этот показатель сократился до 0,9%.

Из двенадцати машиностроительных подотраслей рост производства отмечен в четырех, тогда как в 2015 году рост производства был зафиксирован только в двух подотраслях. Самый высокий темп роста наблюдался в сельскохозяйственном машиностроении за счет господдержки предприятий подотрасли, фактора импортозамещения, а также улучшения финансового состояния сельхозпроизводителей.

Также положительная динамика производства в 2016 году зафиксирована в таких подотраслях как "производство бытовых приборов, не включенных в другие группировки" и "производство медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов". В обоих случаях главной причиной роста стал фактор импортозамещения.

Положительная динамика по итогам года была отмечена также в российском автомобилестроении. При этом впервые за несколько лет вырос выпуск грузовых автомобилей и автобусов. Производство легковых автомобилей сократилось на 7,6%, однако в четвертом квартале рост выпуска этой продукции составил 22,5%, что предполагает неплохие перспективы на 2017 год. Как и в случае с сельскохозяйственным машиностроением, немалую роль в улучшении динамики в автомобилестроении оказали меры господдержки.

В остальных восьми подотраслях в 2016 году производство снизилось. При этом в двух из них темп спада превысил 10% — в производстве станков и в производстве прочих машин и оборудования специального назначения. Минимальный спад зафиксирован в производстве электрических машин и электрооборудования — всего на 0,7%.

Эксперты РИА Рейтинг полагают, что тенденция улучшения динамики производства в машиностроении в дальнейшем сохранится, и по итогам 2017 года будет зафиксирован рост. Основными факторами роста в отрасли в 2017 году , как и годом ранее, станут меры господдержки, а кроме того ожидается постепенное восстановление инвестиционного и потребительского спроса, а также улучшение динамики экспорта российской машиностроительной продукции.

Важность труда машиностроителей по достоинству оценивается государством. В списке почетных званий Российской Федерации есть звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации" , которое присваивается высокопрофессиональным рабочим, инженерно-техническим и научным работникам организаций машиностроения, в том числе научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций, за личные заслуги.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

1 октября 1980 года Президиум Верховного Совета Союза ССР издал Указ за № 3018-Х, называющийся «О праздничных и памятных днях». Среди этих праздничных и памятных дат имелась одна, которая выпадала на последнее воскресенье сентября. Именно этот день было решено отмечать ежегодно, как День машиностроителя. Что и происходит вот уже в течение почти трети века.

Данный праздник рабочие, служащие и инженеры отрасли машиностроения вполне заслужили. Ведь машиностроение, это не только комплекс, который производит весьма широкий круг товаров, транспортных средств, орудий труда, необходимых для народного хозяйства, но и предприятия, выпускающие оборонную продукцию и потребительские товары бытового и культурного назначений.

Машиностроение призвано постоянно облегчать и совершенствовать труд людей и повышать его производительность, – и это его основное экономическое предназначение.

Машиностроению, как отрасли – более двухсот лет. Именно машиностроение определяет развитие остальных промышленных структур во всем мире, именно машиностроение является важнейшим показателем общего развития страны. Не случайно, по количеству занятых в машиностроении людей и перечня выпускаемой продукции, эта отрасль экономики занимает первое место среди прочих отраслей мировой промышленности. А уровень развития машиностроения определяет общий уровень развития экономики отдельно взятой страны.

Машиностроение – отрасль сложная в плане своей структуры. Продукция, выпускаемая этой отраслью, делится на транспортную, сельскохозяйственную, станкостроительную, энергетическую. Машиностроение также поставляет оборудование для многих иных отраслей промышленности, без которой им попросту не обойтись. Кроме того, через машиностроение материализуются научная мысль и технический прогресс многих областей народного хозяйства. Таким образом, машиностроение выступает катализатором научно-технического прогресса, на достижениях которого осуществляется техническое перевооружение всех, «завязанных» на машиностроении отраслей.

Машиностроение является базовой отраслью экономики в любой экономически развитой стране; это двигатель индустрии и очень важная ветвь промышленности, имеющая лучший технический и интеллектуальный потенциал в стране.

Это отрасль, от благополучного и постоянного развития которой зависит благополучие и развитие остальных отраслей промышленности. Поэтому не случайно появился такой праздник, и не случайно он отмечается торжественно и широко. Так же не случайно в перечне почетных российских званий имеется и такое: «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации».

Всякий профессиональный праздник – это признание заслуг и необходимости как самой отрасли, так и труда, в ней используемого. А труд – удел людей. Это для них был учрежден этот праздник. И, как и положено большому празднику, в День машиностроителя в последнее воскресенье сентября происходят торжественные собрания и следующие за ними мероприятия: концерты, праздничные поздравления, награждения особо выдающихся работников и чествование ветеранов.

В советские времена самой почетной и важной была профессия строителя. В августе 1955 года Правительство приняло «Постановление о снижении стоимости строительства». Этот указ должен был улучшить качество строительных работ, а также увеличить число жилых объектов. 6 сентября 1995 года появился праздник , об этом известил всех жителей страны Указ Президиума СССР. Через год, 12 августа, Правительство вручало отличившимся строителям награды и памятные подарки.

Но не менее важна смежная отрасль - машиностроение. Она является главной частью всей промышленности. Каждая минута человеческой жизни хоть немного, но связана с машинами. Метро, автомобили, самолеты – всеми этими благами цивилизации человек пользуется постоянно. Количество марок автомобилей быстро увеличивается. И это происходит лишь благодаря работникам, связанным с машиностроительной промышленностью. В 1980 году был издан указ Президиумом Верховного Совета СССР, в котором были определены значимые праздничные даты. Именно в этот год был впервые отпразднован День машиностроителя.

Для работников машиностроительной области профессиональный праздник имеет огромное значение. Четко фиксированной даты он не имеет. Однако его всегда отмечают в конце сентября. В честь работников, подаривших стране большое количество техники, организуются праздничные мероприятия, концерты и гулянья, чествование ветеранов. Профессиональный праздник отмечают также инженеры и рабочие, причастные к производству орудий труда для сельскохозяйственного комплекса, созданию моделей транспортных средств, предметов оборонной промышленности.

Многие люди недооценивают важность такой профессии, как инженер машиностроения. Однако, чтобы, к примеру, сделать булку хлеба, понадобится большое количество машин: комбайн, сеялка, автотранспорт и прочее. Станки, бытовая техника, космические корабли и авиатранспорт – все эти приспособления – дело рук инженеров и работников завода.

Когда День машиностроителя в 2016 году будет отмечаться, в каждом городе пройдут праздничные гуляния и митинги, а строители-ветераны могут встретиться со старыми товарищами.

По уровню развития машиностроительной отрасли первое место занимает США, затем Япония и Германия. Россия занимает почетное восьмое место. Однако, это лишь доказывает, что российским инженерам есть куда стремиться, чтобы покорить «вершину» и добиться признания от ведущих лидеров машиностроения.

День машиностроителя в 2016 году пришелся на 25 сентября. В связи с тем, что это выходной день, праздник по указу Президиума не признан официальным выходным. Но не беда. День машиностроителя 2016 в России будет широко отмечаться, а также в Беларуси и Кургызстане. Там также считают своим долгом отблагодарить инженеров за их многолетний труд.

День машиностроителя в 2019 году какого числа отмечается – 25 сентября 2019 года


История этого российского профессионального праздника начинается в 1980 году, когда специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР было введено ежегодное празднование Дня Машиностроителя в последнее воскресенье сентября. Понятно, что наиболее широко День Машиностроителя отмечается в тех городах и поселках нашей страны, где предприятия данной отрасли преобладают или же являются градообразующими. Здесь проводятся различные праздничные мероприятия, турниры, слеты концерты и конкурсы. Хотя, вероятно, это не совсем правильно, ведь от развития машиностроения, от его работы зависят и все другие отрасли экономики. Можно без преувеличения сказать, что продукция машиностроения напрямую касается каждого человека. Поэтому если у вас есть знакомые, работающие над выпуском автомобилей, станков или даже обычных дверных замков – обязательно поздравьте их в последнее воскресенье первого осеннего месяца. В 2019 году День Машиностроителя в России будет отмечаться 25 сентября.

Что такое машиностроение

Давайте сначала определимся с тем, а что же это, собственно, такое – машиностроение. Впрочем, ответ на этот вопрос заложен уже в самом названии этой отрасли. Машиностроение, это - отрасль тяжёлой промышленности, производящая всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Но, поскольку машиностроение – это чрезвычайно емкое и обширное понятие, его, в свою очередь, тоже принято подразделять на отдельные группы: машиностроение общее среднее, тяжелое, точное, ремонт машин и оборудования, а также производство металлических изделий и заготовок.

Но и это еще не все. Каждая группа, относящаяся к машиностроению, также делится на различные подгруппы. К общему машиностроению относятся следующие виды машиностроения:

  • транспортное – железнодорожное, авиационное, судостроение, ракеты и космические корабли;
  • сельскохозяйственное;
  • химическое;
  • лесопромышленное
  • строительное и коммунальное;
  • производство технологического оборудования.

К тяжелому машиностроению относятся:

  • Горно-шахтное машиностроение
  • Металлургическое машиностроение
  • Энергетическое машиностроение

Среднее машиностроение, это:

  • автомобилестроение;
  • производство тракторов;
  • производство станков;
  • робототехника;
  • производство оборудования для легкой промышленности;
  • производство инструмента;
  • производство оборудования для пищевой промышленности;
  • производство бытовых машин и приборов.

Точное машиностроение включает в себя:

  • производство радиотехники и электроники;
  • приборостроение;
  • производство электротехнического оборудования.

Производство металлических изделий и заготовок:

  • производство метизов – металлических изделий для массового потребления: гвозди, металлические канаты, проволока, крепеж и проч.;
  • производство скобяных изделий и столовых приборов из металла, фурнитуры, замков и ключей.

Представители всех этих профессий также имеют право отмечать День Машиностроителя в 2019 году.

Развитие машиностроения в России

Впервые машиностроение было выделено в отдельную отрасль промышленности еще в 18-м столетии. Хотя фактически оно существовало всегда. Действительно, ведь изготовление любого орудия производства, даже каменного топора, тоже фактически является машиностроением. А что уж говорить о временах, когда появились более точные приборы и инструменты, например, солнечные или песочные часы, не говоря уже о часах механических? Человек всегда стремился облегчить свой труд и свою жизнь при помощи различных приспособлений, и по сути, это тоже было машиностроением. Но именно в 18-м веке, в Англии начали производить «машины для производства машин», что и вывело машиностроение на совершенно иной уровень. Именно развитие машиностроения дало толчок к зарождению промышленного капитализма, что полностью перестраивало все общественные и производственные отношения.

К сожалению, в России в 18-м столетии машиностроение было выражено довольно слабо, оно очень зависело от импорта оборудования и работали на нем, главным образом иностранные специалисты. Российское машиностроение было ориентировано, в основном, на сельское хозяйство, оно выпускало для него несложный инвентарь. Да и по своему техническому уровню, вплоть до начала 20-го века российское машиностроение сильно уступало своим западным конкурентам. В России выпускалось небольшое количество автомобилей и металлорежущих станков, а любое более сложное оборудование приходилось завозить из-за границы.

В наши дни, в 2019 году, машиностроительная отрасль России является базовым элементом экономики страны, она находится в тесном взаимодействии с другими отраслями – топливно-энергетическим, оборонно-промышленным и агропромышленным комплексом, транспортом, связью, строительством. Если говорить о структуре промышленного производства, то машиностроение в России находится на втором месте после топливно-энергетического комплекса и занимает более 20% по своему удельному весу. Это и не удивительно ведь именно от развития машиностроения зависят не только объем валового внутреннего продукта любой страны, но и ее обороноспособность. Поэтому развитие машиностроения в 2019 году остается одним из главных и приоритетных направлений в социально-экономической политике, которую проводят Президент и Правительство Российской Федерации.

Три основных сегмента российского машиностроения – транспортный, электронный и сегмент тяжелой промышленности находятся не совсем в равном положении. Наиболее благополучно обстоят дела в транспортном машиностроении, которое объединяет автомобилестроение, судостроение и промышленность, относящуюся к авиакосмической отрасли. Хотя нужно сказать о том, что российское автомобилестроение занимается сейчас, главным образом, сборкой автомашин западных марок. А вот тяжелое машиностроение переживает серьезный кризис: станкостроительная и инструментальная отрасль находятся в почти умирающем состоянии, хотя заводы и предприятия ориентированные на сырьевую, энергетическую или металлургическую отрасль, по-прежнему могут нормально существовать.